Основными экономическими функциями государства являются. Экономические функции государства - Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика. Вопрос о процентной ставке

Экономическая функция государства реализуется через создание благоприятных условий для предпринимательства и других видов хозяйствования.

Государство и его институты всегда были активным рыночным субъектом.

Государство перераспределяет созданный в стране национальный продукт, стимулирует или сдерживает развитие тех или иных отраслей и сфер экономики, поддерживает освоение новых рынков, источников сырья и сбыт продукции, обеспечивает разработку стратегических программ развития науки и технологий, внедрение достижений научно-технического прогресса, решение региональных проблем. В разных странах государству принадлежат как отдельные предприятия (военные заводы, металлургические комбинаты, транспортные сети и т.п.), так и целые отрасли и сферы экономики (ракетно-космические комплексы, энергетика, угольная промышленность, образование и т. п Борисов Е.Ф., Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, Велби, 2009.)

Исследователи-экономисты неоднозначно объясняли значение государства для развития экономики страны. Приверженцы свободной рыночной экономики к началу XX ст. считали, что экономика может работать эффективно, если государство почти не вмешивается в хозяйственные процессы. Объяснялось это тем, что главный фактор развития рыночной экономики - личный интерес - направлен на получение прибыли.

Поэтому вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, а рынку необходимо предоставить полную свободу.

Сторонники социализма выступали за полное государственное регулирование экономики. Они считали, что только государственные учреждения способны обеспечить интенсивный рост экономики, противостоять негативным последствиям экономических колебаний.

Воплощением этих теоретических подходов были экономические модели социализма, военного коммунизма, административно-командной экономики в странах, которые входили в так называемый социалистический лагерь.

Глубокий и продолжительный экономический кризис (1929-1933) во многих развитых странах Запада выявил новые проблемы рыночного саморегулирования. Оказалось, что механизмы свободного рынка автоматически не обеспечивают самообновление экономического равновесия Экономическая теория. Учебное пособие / Под общ. ред. акад.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА - М, 2005. 672с..

Остро встала проблема поиска методов, которые смогли бы обеспечить рост производства и преодолеть массовую безработицу. Пути решения этой проблемы предложил английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), которого считают одним из авторов теории государственного регулирования экономики. Его концепция опубликована в труде "Общая теория занятости, процента и денег".

Суть ее состояла в том, чтобы через активизацию и стимулирование государством общей покупательной способности населения влиять на расширение производства, предложение товаров и услуг.

Д. Кейнс считал, что рыночная экономика не может сама себя "вылечить" в условиях кризиса.

Поэтому нужно формировать государственную экономическую политику, эффективно влиять на хозяйственную деятельность предприятий, стимулировать снижение процентной ставки коммерческих банков, осуществлять масштабные государственные закупки, увеличивать совокупный спрос населения, предоставлять социальную помощь (безработным, людям преклонного возраста, другим нетрудоспособным), чтобы не допустить социального кризиса общества. Предложения Д. Кейнса учитывались в экономических программах правительств США, Великобритании и других развитых стран. В 1933 г. в США администрация президента Ф.

Д. Рузвельта разработала и ввела так называемый новый курс, воплощая государственное регулирование экономики: был создан Совет национальной экономической безопасности, впервые начали выплачивать помощь безработным.

После Второй мировой войны, особенно в 70-80-х годах XX ст., для экономики многих развитых стран характерными стали процессы перепроизводства, инфляции и стагнации Рекомендации Д. Кейнса срабатывали не всегда. Вмешательство государства только усиливало инфляционную спираль. Нужна была новая оценка ситуации и поиск новых путей. Они были предложены американским экономистом Милтоном Фридменом (р. в 1912 г.) Лобачева Е.Н. Экономическая теория Учебник 2-е изд. Высшее образование - М.: 2008

В его теории, которую назвали "монетаризмом", важная роль в процессах регулирования экономики отводилась деньгам. По мнению сторонников этой теории, именно деньги являются главным фактором развития производства, поэтому нужна их стабильная эмиссия независимо от экономического положения и конъюнктуры при одновременном сокращении государственных регуляторов экономики.

В 80-х годах XX ст. в развитых странах Запада определились такие основные направления влияния государства на экономический рост: стимулирование НТП и развитие научных исследований увеличение государственных затрат на образование, подготовку и переподготовку кадров коренные изменения в налоговой системе Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. Кушлина В.И. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005. - 834 с..

С учетом сложившегося многовекового опыта можно выделить достаточно пространный ряд функций в управлении экономикой и обществом, которые могут реализоваться в любом современном рыночном хозяйстве исключительно на уровне политики государства как целого. Назовем основные из них.

1. Правовое обеспечение экономической деятельности. Одна из важных функций государства в этой области - поддержка права собственности.

2. Политическая функция государства состоит в создании соответствующего общественного порядка и экономической структуры страны для обеспечения общественного развития. Это достигается с помощью соответствующих законов.

В международной сфере задачей государства является установление взаимовыгодных отношений и сотрудничества с другими странами, участие в деятельности международных организаций.

3. Организация денежного обращения, регулирование массы и скорости оборота денег, валютного курса, кредитных отношений.

4. Фискальная политика и регулирование бюджетного сектора.

5. Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости). В частности, государство обязано позаботиться, чтобы было обеспечено разумное соотношение личных доходов предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При слишком большой разнице в доходах между этими категориями лиц в обществе возникают острые социальные противоречия. Опыт даже самых рыночных капиталистических стран свидетельствует, что не более 5% населения способны быть предпринимателями. Остальные предпочитают быть наемными работниками.

6. Производство так называемых общественных товаров и услуг, которые призваны удовлетворять коллективные потребности. Таковы продукция оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, образования, культуры.

7. Минимизация трансакционных издержек. Под трансакционными издержками, напомним, понимают издержки эксплуатации экономической системы.

8. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса.

9. Оптимизация влияния экстерналий. Известно, что в экономике возникают некие внешние эффекты (externalities), которые не выражаются в денежной форме и рынок на них в целом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например, загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться. Это может касаться случаев распространения результатов целевых благотворительных программ не только на тех, для кого они непосредственно предназначаются, а на общество в целом.

10. Поддержка оптимального уровня занятости. Минимизация безработицы и издержек от нее.

Приведенный перечень функций может быть расширен как за счет их расчленения и конкретизации, так и путем добавления вновь возникающих устойчивых задач. Конкретизация функций государства осуществляется каждой страной в зависимости от национальных особенностей, этапа ее развития и в соответствии с избранной политикой.

Особенно специфичен набор государственных функций в странах с переходной экономикой, к которым относится Россия. В первом издании данного учебника была даже специальная глава о характерных для переходного периода функциях государства. Они были сгруппированы в три группы функций - системоформирующие, системоутверждающие и системовоспроизводящие. Имелось в виду, что они решают задачи создания, утверждения и воспроизводства в стране рыночной системы. Эти функции актуальны в значительной мере и сегодня. Но сегодня центр тяжести экономической политики, как уже говорилось, объективно сосредоточивается на ее результативности, на параметрах экономического роста и социального развития. В этих условиях специфику действий российского государства лучше выражать не в наборе особенных функций, а через конкретизацию задач и мероприятий государственной экономической политики.

Выявление роли государства в экономике связано с раскрытием его функций.

Функция государства -- это совокупность действий, направленных на достижение определенных целей, осуществляемых государством и его организациями.

В рыночной экономике основными функциями государства являются:

  • 1. Правовая, регламентирующая порядок организации предпринимательской деятельности, осуществление контроля за его соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами.
  • 2. Протекционистская (защитная), обеспечивающая создание благоприятных возможностей для развития национальной экономики или отдельных секторов и отраслей народного хозяйства.
  • 3. Стабилизационная, направленная на поддержание высокой занятости, низкой инфляции, на реализацию антикризисных мер. Обострение социально-экономических проблем, наиболее рельефно проявившееся в период мирового экономического кризиса 30-х гг. XX в., обусловило смену парадигмы государственного участия в экономике. Оно дополняется новой функцией -- стабилизатора общественного воспроизводства. Потребность в ней обусловливается необходимостью компенсации "провалов" рынка. Ее реализация связывается с решением комплекса задач: стимулирования экономического роста, обеспечения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре производства, противодействия инфляции и безработице и др. Появляются сравнительно новые сферы участия государства в экономике: регулирование социальных последствий циклических перепадов производства; активные мероприятия, позволяющие сгладить диспропорции в развитии отдельных районов; внедрение государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций.
  • 4. Хозяйственная, связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества, в частности -- объектов государственной и муниципальной собственности, а также с корректировкой результатов действия рыночного механизма (производство общественных товаров, распределение ресурсов и т.д.).
  • 5. Перераспределительная, направленная на изменение векторов финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций. В современных условиях заметно усложняется данная функция, ранее обеспечивавшая в основном содержание государственного аппарата, обороноспособность страны и ее внешнеполитическую деятельность. У нее появляется новая цель -- способствовать стабильности национальной экономики, экономическому росту. Как следствие этого -- расширяется сфера ее действия, включающая процессы воспроизводства основного капитала, становления малого бизнеса, обновления отраслевой структуры производства, развития региональных хозяйственных систем и др. Приоритетной становится задача социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, призванной обеспечить реализацию неотъемлемого права человека на стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельности.
  • 6. Социальная, обеспечивающая поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными материальными условиями, традициями, соотношением классовых сил. Превращение социальной сферы общества в стратегический источник экономического роста, создание объективных предпосылок процессов социализации бизнеса предопределили выделение в 60-х гг. XX в. в качестве самостоятельной социальной функции государства. Ее ключевые сферы: социальная инфраструктура (образование, наука, окружающая среда); жизнеобеспечение малоимущих членов общества (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных); социально-трудовые отношения.

Следует обратить внимание на то, что состав и содержание функций -- динамические характеристики, сопряженные с качественными изменениями в условиях и задачах ведения бизнеса, факторах его эффективности, экономической политике государства.

Так, в экономике свободной конкуренции деятельность государства была преимущественно связана с осуществлением правовой, протекционистской, перераспределительной функций. Принципиальные перемены на рынке (смена свободной конкуренции несовершенной, появление и укрепление власти монопольных структур, развитие финансового рынка и др.) существенно усложнили государственное воздействие на экономику. Оно становится более разнообразным по инструментарию (вводятся ограничения свободы ценообразования в формах установления предельного уровня цен, запрета на демпинг, недобросовестную рекламу и др.), а в решении отдельных задач -- "точечным" по сфере воздействия (например, относительно объектов, занимающих монопольное положение в отрасли).

В экономической теории принято различать нормативную и позитивную роль государства. Нормативная роль определяет то, что государство должно делать для того, чтобы сгладить несовершенство рынка, дополнить его "провалы", обеспечить рост национального благосостояния. Позитивная роль государства в экономике характеризует то, что государство делает фактически для повышения благосостояния общества. В идеале предполагаемая и фактическая роль государства должны совпадать.

В реальности же между нормативной и позитивной ролями всегда наблюдается разрыв, иногда очень значительный. Причины тому многообразны:

  • -- различия между интересами тех, кто управляет, и тех, кем управляют;
  • -- ошибки и заблуждения со стороны политиков;
  • -- недостаточное владение приемами и методами экономической политики; последствия прежних решений.

Поэтому аналогично тому, как говорят о "провалах" рынка, следует принимать во внимание и "провалы" государства. В частности, к ним относятся:

  • -- множественность центров выработки политических решений, каждый из которых руководствуется своими представлениями об общественных интересах;
  • -- корысть государственных чиновников, их коррумпированность;
  • -- отсутствие четких критериев эффективной деятельности государства;
  • -- высокая вероятность достижения результатов, отличных от поставленных.

Осмысление данных процессов привело к пониманию того, что рынок и государство являются различными степенями и типами несовершенства. Однако речь не должна идти об альтернативном выборе между рынком и государством. В странах со смешанной экономикой государство встроено в рыночный механизм, является его неотъемлемой частью и способствует его нормальному функционированию. В этом своем качестве государство выступает как оптимизирующий фактор. Государственный Неотъемлемый компонент хозяйственной сектор экономики функции государства в рыночной экономике -- управление "своей" собственностью на всех этапах ее формирования, функционирования, развития и отчуждения. Применяя разнообразные формы и методы, оно способствует повышению экономической и социальной эффективности хозяйственного использования этой собственности, развитию государственного сектора.

Для понимания роли государственной собственности в современной рыночной экономике необходимо, прежде всего, обозначить основные сферы ее хозяйственного использования. Таковыми являются отрасли:

  • -- определяющие общие условия воспроизводства (транспорт, энергетика, связь), т.е. отрасли производственной инфраструктуры;
  • -- требующие большого начального капитала (добывающая промышленность, черная металлургия и др.);
  • -- с пролонгированным, т.е. сдвинутым во времени получения, эффектом (фундаментальная наука, аэрокосмическая техника и технология);
  • -- обеспечивающие воспроизводство рабочей силы (образование, культура, здравоохранение), т.е. отрасли социальной инфраструктуры.

Следует отметить, что речь идет не о монопольном положении государства в названных отраслях, поскольку и частный капитал может быть представлен предприятиями транспорта, связи, учреждениями образования, культуры и др.

Процесс формирования и расширения государственной собственности осуществляется тремя путями:

  • 1) национализация частных предприятий;
  • 2) государственное строительство, т.е. создание новых объектов за счет госбюджета;
  • 3) осуществление финансовых инвестиций.

В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или иной мере входят: земельные угодья, ресурсы недр, денежные средства, золотовалютные резервы, предприятия электроэнергетики, газовой, угольной, сталелитейной промышленности, военные объекты, воздушный транспорт, почта, железные дороги, телекоммуникации и т.д. Составной частью государственного сектора являются учреждения и организации социальной сферы.

Величина государственного сектора в каждой из стран различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов, в том числе: исторически сложившимися условиями и культурными традициями страны, качественным состоянием экономики на данном временном этапе ее функционирования, местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики.

Значение государственного сектора в экономике, как правило, оценивается по его доле в: численности занятых в экономике, валовых капиталовложениях в основные фонды, капитале отдельных отраслей. Влияние государственного сектора на развитие экономики определяется его вкладом в создание ВНП, размерами перераспределения и потребления ВНП.

Наибольшее распространение государственная собственность получила в Западной Европе, где в середине 80-х гг. XX в. государственный сектор обеспечивал до 1/2 валовых капиталовложений, потреблял около 1/4 конечного общественного продукта, финансировал примерно 1/2 общенациональных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

Следует обратить внимание на существенные различия между государственным и частным секторами экономики. В первом случае экономическая деятельность носит обязательный характер, во втором -- добровольный.

Кроме того, для государственных предприятий в ряде случаев характерны низкая экономическая эффективность, слабость внутренних импульсов к инновациям, бюрократизация управленческой деятельности.

Данное обстоятельство объясняет появление новых тенденций в развитии государственной собственности на рубеже XX-XXI вв.

Одна из тенденций -- снижение доли государственной собственности, которое осуществляется в процессе приватизации по определенным программам, разрабатываемым и реализуемым органами государственной власти и управления.

Другой тенденцией развития государственной собственности является относительное увеличение доли государственной собственности, функционирующей на коммерческих началах. Главной причиной, обусловившей появление и развитие названной тенденции, стало усложнение экономики, потребовавшее повышения разнообразия способов и методов ее государственного регулирования. Коммерциализация существенной части государственных предприятий обусловила качественные изменения в механизме управления ими. Действуя в рыночной среде, в условиях конкуренции, они нуждаются в управлении, сориентированном на рыночные критерии эффективности.

Третья тенденция развития государственной собственности отражает процесс проникновения государственного капитала в частный сектор, и наоборот, частного капитала в государственный сектор. Она свидетельствует о появлении принципиально новой характеристики современной смешанной экономики, которую отличает не традиционно параллельное, преимущественно обособленное функционирование государственной и частной собственности, а их тесное взаимодействие.

Взаимодействие государственной собственности с частной осуществляется в формах:

  • -- интеграции капиталов в рамках отдельной фирмы
  • (предприятия). Таким образом, создаются предприятия со

смешанной формой собственности;

Рыночного предложения и использования государственного капитала посредством долевого участия государства в финансировании перспективных для национальной экономики инвестиционных проектов, предоставления им долгосрочных кредитов, путем передачи государственного имущества в коммерческое использование частным физическим и юридическим лицам и др.

Появление и развитие феномена государственного предпринимательства позволило уточнить и представление о роли государства в современной экономике. Она не может быть сведена только к компенсации "провалов" рынка. Важным оказывается и содействие развитию рыночного механизма, его дополнение, когда он слаб или недостаточно развит, повышение эффективности использования экономических ресурсов общества.

В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на эконо­мику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вме­шательство государства в экономическую жизнь . Эти различия обус­ловлены многими факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется таким понятием, как менталитет.

В целом, экономическая роль государства может быть представлена следу­ющими важнейшими экономическими функциями :

v разработка хозяйственного законодательства, обеспечение пра­вовой основы и социального климата, способствующих эффек­тивному функционированию рыночной экономики;

v поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;

v перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего на обеспечение социальных гарантий и защиту нуж­дающихся в ней различных общественных групп;

v регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

v стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;

v предпринимательская деятельность.

Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание иоблегчение функционирования рыночной экономики, а с другой - на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.

Представленный перечень экономических функций государства сви­детельствует, что его экономическая роль отнюдь не сводится к руко­водству государственным сектором экономики, т. е. к предпринима­тельской деятельности в рамках определенной группы предприятий, собственником которых оно является. Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом всех его секторов как единой системы. Следовательно, разгосударств­ление и приватизация, как правило, означающие количественное со­кращение государственного сектора экономики, может сопровождать­ся как ослаблением регулирующей роли государства, так и ее усилением и расширением выполняемых им экономических функций. Хотя впол­не очевидно, что такая его функция, как предпринимательская дея­тельность, безусловно, ослабевает в процессе разгосударствления.

Применительно к выполнению государством функции предпринимателя следует отметить, что в развитых странах дан­ная функция не является определяющей , когда речь идет о государ­ственном регулировании экономики. Разгосударствление, особенно если оно принимает форму приватизации, ведет к ослаблению этой функ­ции, поскольку происходит сокращение государственно­го сектора экономики, в котором государство выполняет функцию пред­принимателя. Опыт функционирования всех стран со смешанной экономикой рыночного типа свидетельствует о недостаточной эффек­тивности этого сектора экономики. Существование этого сектора экономики обусловлено не мотивами прибыли и текущей экономической эффективности, а мотивами некоммерческого характера.

Государственный сектор занимает свою нишу в экономике, которая не привлекает частных предпринимателей, руководствующихся моти­вами коммерческой выгоды. В экономике любой страны, как известно, имеются такие отрас­ли и сферы, которые или не могут развиваться по рыночным законам, или эффективность действия последних в таких сферах оказывается недостаточной . Как свидетельствует мировой опыт, это относится к производству так называемых общественных товаров и услуг, к регули­рованию внешних эффектов . Во всех развитых стра­нах государство берет на себя развитие таких сфер, как *национальная оборона, *охрана общественного порядка, *государственное управление и удовлетворение общественных потребностей в услугах этих отраслей. Государство берет на себя также *строительство и эксплуатацию много­численных сетей коммуникаций, *единой энергетической системы. Все в большей степени за счет средств государства начинают функциони­ровать *системы образования и *здравоохранения , хотя результаты дея­тельности этих отраслей в полной мере нельзя отнести к обществен­ным товарам, поскольку они сочетают в себе признаки как обществен­ных, так и индивидуальных товаров и услуг.

Роль государства в удовлетворении потребностей в общественных товарах и услугах отнюдь не сводится к тому, чтобы их обязательно производить в государственном секторе. Наряду с собственным произ­водством государство может стимулировать их производство и на пред­приятиях частного сектора, закупая их у последних .

Стабилизационная функция государства. Она предполагает обеспече­ние сохранности рыночного механизма и условий его нормальной ра­боты. Во всех странах с давними рыночными традициями это достига­ется путем осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает опыт всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитета против этих болезней.

Существует достаточно много конкретных способов как демонополизации экономики, так и борьбы с инфляцией и безработицей. Их эффективность подтверждена опытом развития экономики многих стран. Для борьбы с инфляцией и безработицей государство прибегает, в первую очередь, · к регулированию совокупных расходов .

Решение перечисленных выше задач возможно лишь при условии, что государство определит в качестве своей важнейшей функции деятельность по демонополизации экономики .

Эффективность демонополизации предполагает, что она базируется на формировании рынка с достаточно разветвленной соответствующей инфраструктурой. С другой стороны, она в немалой степени зависит от нахождения оптимального сочетания политики, правовых норм (анти­монопольного законодательства) и организационных механизмов, обес­печивающих реализацию того и другого.

Распределительная функция. Среди функций, выполняемых государством во всех без исключения странах с рыночной экономикой, большое место занимаетраспределительная функция . Она ● направлена ликвидацию большого разрыва в доходах различных социальных групп населения, который может возникать и возникает в результате действия механизмов саморегулирования, присущих рыночной экономике. Специфика действия этих механизмов такова, что часть населения вообще не может обеспечить себе достойный уровень существования, сложившийся на данный период времени и учитывающий традиции данного общества. Для обеспечения всем членам общества достойной жизни, а тем самым для поддержания в обществе атмосферы спокойствия и равновесия и недопущения социальных конфликтов и потрясений, государство выполняет распределительную функцию. Изымая часть доходов различными, достаточно хорошо отработанными методами, государство затем распределяет их в пользу нуждающихся.

С переходом к смешанной экономике рыночного типа содержание этой функции государства становится принципиально иным. Вместо первичного распределения доходов, которое осуществляется на основе рыночных законов и без непосредственного вмешательства государства, оно выполняет распределительную функцию лишь путем перераспре­деления уже полученных доходов. Тем самым в распределительной сфе­ре достигается приоритет рынка , а государство, сосредоточив усилия на перераспределении доходов, ограничивает воздействие на сферу их первичного распределения, главным образом, разработкой соответству­ющего законодательства и контролем за его соблюдением.

В силу вышеперечисленных недостатков рыночного координационного механизма, можно выделить следующие основополагающие группы выполняемых государством экономических функций.

  1. Поддержка функционирования рыночной системы путем обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство.
  2. Перераспределение доходов и богатства. Осуществляется посредством трансфертных платежей, государственного регулирования цен и заработной платы (установления минимальных ставок заработной платы, гарантирования цен на отдельные виды продукции, например, сельскохозяйственную).
  3. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Эта функция государства связана с возникновением издержек или выгод перелива, а также с предоставлением общественных товаров.

Для урегулирования проблемы непропорционального распределения ресурсов, связанной с издержками перелива, обычно применяются 2 типа мер: законодательные (запрещающие или ограничивающие) и особые налоги, с помощью которых на фирму-нарушителя возлагаются издержки перелива.

Проблему непропорционального распределения ресурсов, связанную с наличием выгод перелива, решают двумя путями: 1) за счет увеличения спроса посредством обеспечения потребителей покупательной способностью, которую можно использовать только на приобретение товаров и услуг, связанных с возникновением выгод перелива; 2) за счет увеличения предложения этих товаров посредством предоставления субсидий на их производство.

  1. Стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

В большинстве рыночных экономик рост происходит неравномерно, т.е. имеют место циклы деловой активности, когда в какой-то момент времени наблюдается быстрый рост, сопровождаемый угрозой инфляции, а затем наступает стагнация с неприемлемым уровнем безработицы. Для решения этих проблем требуется вмешательство государства посредством реализации соответствующей фискальной и денежно-кредитной политики.

  1. Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике. Эта функция государства осуществляется посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.

Похожая информация.


Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме.

Необходимо охарактеризовать содержание экономической функции применительно к Республике Беларусь, а также формы осуществления данной функции.

Экономические функции государства многообразны и сложны. Единого понятия "экономическая функция государства" не существует ни в правовой, ни в экономической литературе. Современные исследователи определяют экономическую функцию государства с точки зрения характеристики роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающейся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

Что же касается самого государства, то эта его функция, по существу, выражается не только в приоритетной защите основных правовых ценностей рыночной экономики (таких как свобода предпринимательства, конкуренция, собственность вне зависимости от формы), но и в государственно-правовой помощи новым рыночным институтам. Она позволяет согласовывать экономические интересы и свободы участников гражданского оборота, хозяйственной деятельности с социальной справедливостью, интересами государства и общества в целом, принципами правового воздействия на общественные отношения. Эффективность деятельности государства в качестве собственника значительной части имущества также напрямую зависит от полноты реализации экономической функции юридической практики и государства в целом

Важна данная функция и с точки зрения координационной практики. Координационная практика вносит организованность и порядок в экономические отношения, дисциплинирует действия их участников, создаёт индивидуально-конкретные и иные юридические условия и гарантии для нормальной хозяйственной деятельности государственных и кооперативных предприятий, позволяет оперативно реагировать на возникновение и изменение потребностей экономического развития. Переход от плановой командно-административной экономики к рынку привел к почти полному отказу государства от координации управления экономической сферой жизни общества. Экономически самостоятельным субъектам было предоставлено право координировать свою хозяйственную деятельность, однако, такого рода координационная деятельность уже не будет государственно-властной.

Тем не менее, представляется, что полный отказ государства от координации управления отдельными экономическими и хозяйственными процессами неоправдан, может привести и приводит на практике к тяжким для государства и общества социально-экономическим и иным последствиям. Самоустранение государства от координации управления процессами приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилья приводит к разбазариванию государственной и муниципальной собственности, социальной несправедливости. Принимаемые государством меры к управлению государственной и муниципальной собственностью явно недостаточны, зачастую сводятся к формальным проверкам и заседаниям многочисленных комиссий и комитетов, без какой-либо реальной координации. Определенные координационные мероприятия осуществляются государством в области защиты прав потребителя, создания условий для свободной конкуренции и ограничения монополистической деятельности, управления хозяйственной деятельностью естественных монополий, однако, эти мероприятия до настоящего времени неэффективны. Действовавший механизм координации хозяйственных процессов сломан, а новый не создан, что является одной из экономических задач государственной власти на современном этапе

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;

2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:

1) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Такими учреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат президента страны .

Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.

Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.

2) Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический "фон", который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Одна из главных функций государства - активизация, интенсификация, прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Наряду с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством:

Мобилизация ресурсов в экстремальных условиях;

Ориентация экономики на перспективу, на долговременный экономический рост;

Обеспечение перспективных структурных преобразований в производстве;

Проведение региональной политики;

Решение социальных проблем, не решаемых в должной мере рынком;

Реализация национальных интересов в мировой экономике.

Во всех общественных системах государство играет весомую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) -- процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов). Теория экономической политики объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе.

Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь закрепляются в статьях 1, 13 и 44 Конституции. В них, по существу, идет речь о социально ориентированной рыночной экономике. Производство и распределение товаров и благ в условиях такого хозяйствования осуществляется посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования и развития всех форм собственности. При этом сохраняется активная организующая роль государства.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Что же касается природных ресурсов, то недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

Основой развития государства как демократического, социального, правового является существование и развитие не только государственной, но и частной формы собственности. Только в соревновании (конкуренции) субъектов хозяйствования, принадлежащих к различным формам собственности, можно создать эффективную экономику.

Базовым правовым актом, определяющим основания возникновения и порядок осуществления права собственности, является Гражданский кодекс Республики Беларусь. В нем предусмотрено, что субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. При этом в Гражданском кодексе прямо зафиксировано, что права всех собственников защищаются равным образом.

Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

Изучение экономических функций государства весьма важно в изменяющихся реалиях. Изучив материал по данному вопросу можно с уверенностью сказать, что экономика, пущенная на самотёк, не только не принесёт никаких плодов, но и разрушит государство изнутри.

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике можно выразить через выполнение государством ряда экономических функций.

Основные экономические функции государства:

    Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

    Антимонопольное регулирование

    Проведение политики макроэкономической стабилизации

    Воздействие на размещение ресурсов

    Деятельность в сфере распределения доходов

    Антикризисное регулирование (в переходной экономике).

1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, которые регулируют экономическую деятельность, а так же за организацию контроля за исполнением законов и нормативных подзаконных актов. Фактически создание законодательной основы функционирования экономики – это установление «правил игры» или юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические субъекты, то есть и производители, и потребители, и само государство. В числе этих правил можно отметить закон и нормативные акты, защищающие права частной собственности, определяющие формы предпринимательской деятельности, определяющие условия функционирования предприятий, их взаимоотношение между собой и с государством (для России – это ГКРФ, НКРФ, Административный кодекс и т.д.).

Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции, безопасность труда, взаимоотношения между администрацией предприятия и профсоюзами. В соответствии с составом этой правовой базы функционирования экономики создается и государственная инфраструктура, которая в соответствии с теми задачами, которые приходится решать, может иметь одни или другие формы.

2. Антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование относится к важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу.

Главная задача антимонопольного регулирования – защита конкуренции. История антимонопольного регулирования достаточно длительная. Первый антимонопольный закон был разработан в Канаде (1889 г.). 1890 г. (США) – закон Шермана – наиболее известный. Основная направленность закона – антитрестовая, направлен на пресечение незаконных слияний и поглощений.

Трест – совокупность предприятий, которые не имеют юридической самостоятельности, то есть они подчинены юридически одному лицу, который является ядром треста (классическое понимание)

Европейские монопольные законы в большей степени антикартельные, направлены на пресечение сговоров предпринимателей.

Картель – соглашение о разделе рынков сбыта и соглашение и принципах ценообразования на рынках.

Самый известный ОПЕК.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, при необходимости, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению фирм монополистов, препятствуя слиянию фирм. В некоторых странах, используя судебное решение, государство может изымать незаконно полученную прибыль. Для России эта функция государства имеет особое значение. Связано это с совсем недавним монополизмом в сфере производства. Российский закон, который лежит в основе антимонопольного регулирования, это компиляция американских и европейских антимонопольных законов. Эти законы, и американские, и европейские никогда не работали в условиях государственного монополизма. Под этот закон была создана определенная инфраструктура. В настоящее время эта инфраструктура представлена федеральной антимонопольной службой, однако нормативная база находится в зачаточном состоянии, поэтому кардинально повлиять на монополизацию рынка эта служба не в состоянии.

3. Макроэкономическая стабилизация.

Макроэкономическая стабилизация – деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается в результате самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку высокая безработица и инфляция наиболее болезненно сказываются в периоды экономических кризисов, то деятельность по макроэкономической стабилизации можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи – фискальная и денежная политика. Согласно общим рекомендациям для проведения политики стабилизации надо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы и соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги для того, чтобы сокращались расходы частного сектора в периоды высокой инфляции.

4. Воздействие на размещение ресурсов.

Наряду с макроэкономической сферой, объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. В частности – это воздействие на размещение ресурсов.

Общепринятым достоинством рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы, но уже в известных случаях – внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции, когда рыночный механизм действует не эффективно – возникает проблема нерационального распределения и использования ресурсов.

Перераспределение ресурсов может касаться любого сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь). В каждом конкретном случае используются разные способы государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, субвенции, административное регулирование и т.д.

Например: через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. Государство может брать на себя полностью или частично производство общественных благ (в области образования, искусства, национальной обороны). В случае побочных или внешних эффектов, как правило связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения окружающей среды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, чаще тех, которые непосредственно не связаны с этим производством. Эти дополнительные потери никак не учитываются в ценах на данную продукцию, то есть в цене неучтенными оказываются социальные издержки. И, следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, что никак рынком не регулируется.

Правительственные запреты или ограничения на такие загрязнения, установление стандартов безопасности (ПДК – в России) заставляют производителей нести дополнительные расходы на внедрение оборудования, технологий, которые предотвращают выбросы вредных веществ. Дополнительные издержки ведут к сокращению объема производства до рационального уровня в социальном смысле. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов в данном производстве. Приводит к разработке альтернативных технологий, возникновению новых отраслей производства.

Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения окружающей среды.

Внешние эффекты могут иметь и полезные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей (применение почвозащитных технологий, предотвращение эрозии почвы). В подобных случаях возникает необходимость в государственной поддержке производителей. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий у целевого государственного финансирования.

5. Перераспределение доходов.

Является не менее важной, чем названные.

Известно, что распределение дохода, который обеспечивает конкурентный механизм, всегда приводит к расслоению и бедности. В связи с этим общество, в лице определенных государственных учреждений, берет на себя заботу о неимущих гражданах.

Основой воздействия государства на перераспределение доходов является налоговая система, а так же принятие и реализация программ социальной защиты (выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице).

Государство финансирует программы, обеспечивающие возможность получения образования в независимости от дохода, осуществляются субсидии по поддержке на низком уровне цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.п.

6.Антикризисное регулирование.

Антикризисное регулирование, его необходимость в переходной экономике связано с глубокими системными преобразованиями, когда новый этап роста вытекает (зарождается) внутри системного кризиса. К системному кризису приводит несогласованность спроса и предложения. В результате этого масса предприятий, на продукцию которых величина спроса недостаточна, попадают в полосу кризиса и становятся центрами нестабильности.

Задача государства заключается в максимально возможном воздействии на уменьшение волн нестабильности. Основой этого являются специальные законы – законы специального действия. Закон, определяющий антикризисное регулирование, является приоритетным по сравнению с тем, который действует на территории страны (в России – закон о несостоятельности (банкротстве)).