К основам экономической системы относятся. Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная. Современная рыночная экономическая система

Экономическая система представляет особый механизм, созданный для решения двухсторонних проблем редкости и выпуска. Поскольку экономические ресурсы ограничены по сравнению с потребностями общества в товарах и услугах, необходимы определенные способы их размещения между альтернативными направлениями использования.

Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:

Экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I , фашистская Германия);

- стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);

- хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;

Типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;

Общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.

В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев. Исходя из этого различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

В сегодняшней реальной жизни нет примеров чисто командной или чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Большинство стран стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение образует смешанную экономику.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

q обеспечение занятости;

q полное использование производственных мощностей;

q стабилизация цен;

q параллельный рост заработной платы и производительности труда;

q равновесие платежного баланса.

Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.

В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одногосостояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества.

От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одного типа экономических отношений на другой.

Для переходных экономик стран бывшего «социалистического лагеря» сегодня существует широкий спектр перспектив: от деградации к зависимой все более отстающей системе хозяйствования развивающихся стран до превращения в новые индустриальные государства; от сохраняющих «социалистические» атрибуты и базирующихся на общественной собственности экономик типа китайской до праволиберальных, основанных на частной собственности систем, начавших с реализации принципов «шоковой терапии». При этом в переходной экономике каждой страны пересекаются три фундаментальные тенденции. Первая из них заключается в постепенном умирании (как естественном, так и искусственном) «мутантного социализма», получившего свое название по сравнению не с теоретическим идеалом, а с реальной существующей в мировой практике тенденции социализации. Вторая тенденция связана с генезисом отношений постклассического мирового капиталистического хозяйства (современной рыночной экономики, основанной на частно-корпоративной собственности). Третья тенденция заключается в усилении процесса социализации – возрастания роли общественных (групповых, национальных и интернациональных) ценностей в экономическом развитии и гуманизации общественной жизни как предпосылки любых современных трансформаций. Очевидно, что в таких условиях окончательный выбор экономической системы в России будет зависеть в конечном счете от соотношения политических сил в стране, характера проводимых преобразований, масштабности и эффективности осуществляемого реформирования всех сфер общественной жизни, а также от адаптации общества к переменам.

Подводя итог, отметим, что экономические системы многомерны. Они могут быть формализованы: ES = f (A 1, A 2, A 3 ... An ). Иначе говоря, экономическая система (ES ) определяется своими свойствами (А), где существует n таких свойств. Это и означает, что экономическая система не может быть определена в терминах единственной характеристики.

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

Прочитаем информацию .

Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

В учебном пособии «Обществознание. Полный справочник» под редакцией П.А.Баранова дается такое определение:

«Экономическая система - установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта».

На сегодняшний день экономисты выделяют 4 типа экономических систем, используя такие основные критерии как — форма собственности на основные факторы производства и распределение ресурсов:

1. Традиционная экономическая система

  • земля и капитал (основные факторы производства) принадлежат общине, племени или в общем пользовании,
  • ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

2. Командная (централизованная или административная) экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные средства производства) находятся в собственности государства,
  • ресурсы распределяет тоже государство.

3. Рыночная (капиталистическая) экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются с помощью рынка спроса и предложения.

4. Смешанная экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные факторы производства) находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются государством и рынком. См. примечание ниже...

Типы экономических систем

Основные характерные черты

Традиционная

1.коллективная собственность (земля и капитал - основные факторы производства принадлежат общине, племени или в общем пользовании)

2. главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей (не на продажу), т.е. преобладает (фермерство, подсобное хозяйство и др.)

3. экономический порядок - экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями

4.принцип распределения ресурсов и материальных благ - добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям.

5.развитие экономики - использование экстенсивной технологий в производстве, при которых используются простейшие орудия труда и ручной труд.

Командная (централизованная)

1.государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

2.главный мотив к производству - выполнение плана.

3.власть производителя.

4.принцип коллективизма в общественных отношениях.

5.централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

6.уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

7.экономический порядок - введение жестких административных и уголовно-правовых мер.

8.строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата.

Рыночная (капиталистическая)

1.различные виды собственности (включая частную собственность).

2.главный мотив к производству - получение прибыли.

3.власть потребителя.

4.принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5.свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6.предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7.личный интерес - главный мотив экономического поведения.

8.цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции.

Смешанная

1.частная собственность на подавляющую часть экономических ресурсов.

2.участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3.ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

4.экономический порядок - главные экономические вопросы решаются рынками.

5.рыночный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

6.главный мотив к производству - личный интерес и получение прибыли.

7.достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

8.восприимчивость к НТП (научно-техническом прогрессу).

Рассмотрим примеры .

Тип экономической системы

Традиционная (патриархальная)

В прошлом была характерна для первобытного общества.

В настоящее время черты традиционной экономики преобладают в отсталых странах Южной Америки, Азии и Африки и .
Америка : Аргентина, Барбадос, Боливия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминика (обе), Колумбия, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и др.

Азия : Азербайджан, Армения, Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Иордания, Камбоджа, Киргизия, Лаос, Монголия, Сирия, Саудовская Аравия, Филиппины и др.
Почти все страны т. н. (Ангола, Зимбабве, Камерун, Либерия, Мадагаскар, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сомали, Судан, Центральноафриканская Республика, Чад, Республика Конго, Эфиопия и др.).

Википедия. Список стран по номинальному (абсолютному) значению валового внутреннего продукта в долларовом выражении, посчитанном с помощью рыночного либо установленного властями обменного курса.

Википедия. Экономическая система

Типы и модели экономических систем.

Википедия. Список государств и зависимых территорий Океании

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D1%85_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Основы экономических знаний

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также вообще совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н.э. у Аристотеля, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике - отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов. Экономика - это система хозяйствования, включающая отрасли материального производства и нематериальной сферы. Нематериальной сферой экономики принято считать религию, искусство, науку, здравоохранение, образование, спорт. Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом.

В экономической науке принято деление экономической деятельности на микро-, макроэкономический уровни производства и мировую экономику (интерэкономику).

Выделяют четыре основные формы экономики: рыночную, административно-командную, традиционную, смешанную.

Экономическая теория изучает экономику в целом, то, как она функционирует, экономические процессы и явления на различных уровнях. Она является одной из древнейших наук.

Истоки экономической науки: самые первые высказывания об экономике и экономических явлениях можно найти в учениях мыслителей древнего мира. Наиболее известны сегодня взгляды древнегреческих мыслителей (Ксенофонта; Платона, Аристотеля.), которые образуют теоретически исходные пункты современной экономической науки.

Как наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма - первой школы, характеризующей развитие экономической теории (политической экономии) Томас Ман, Антуан Монкретьен де Ваттевиль, Дэвид Юм.

Другое направление в развитии политической экономии было представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Третьим направлением современной зарубежной экономической мысли является институционально-социологическое, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт.

Рынок - это взаимодействие независимых продавцов и покупателей. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его элементах.

Первым элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Одни производят товар, другие - потребляют его. Они формируют спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности, обеспеченной деньгами. Предложение - это результат применения наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов при производстве пользующихся спросом товаров. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Вторым элементом рыночной экономики выступают цены. Цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры.

Третий важнейший элемент рыночного механизма - конкуренция. Это соперничество с точки зрения фирм и расщепление экономической власти с точки зрения общества. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цена, норма прибыли, процент и т.д.

В зависимости от различных критериев рынки можно разделить:

1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынки товаров и услуг, рынки ресурсов;

2) по товарным группам: рынки продовольственных и непродовольственных товаров, рынки услуг;

3) по территориальному признаку: местные (локальные), территориальные (областные), национальные (республиканские) и мировые (международные) рынки;

4) по степени ограничения конкуренции монопольный, олигопольный, межотраслевой;

5) по характеру продаж: рынки оптовой и розничной торговли, рынки государственных закупок;

6) по соблюдению законности: легальные и нелегальные рынки.

Преимущества:

1) Рынок способствует более эффективному использованию ресурсов. Желание максимизировать прибыль заставит использовать те ресурсы, которых много, так как они дешевы, и экономить редкие ресурсы, так как они дороги.

2) Способствует развитию техники, созданию новых технологий, методов организации и управления производством, так это повышает прибыль.

3) Обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей.

Последнее можно рассматривать как составляющую свободы вообще и одну из важнейших целей в жизни человека.

Недостатки:

1) Внешние эффекты. Это ситуация, когда третья незаинтересованная в сделке сторона получает выгоды (положительный внешний эффект) или издержки (отрицательный внешний эффект). Примерами могут быть выгоды от образования, получаемые обществом и экологические проблемы как издержки.

2) Не стимулирует производство общественных товаров. Это товары, которые обладают свойствами неделимости и неисключаемости, то есть ими пользуются все и бесплатно. Например, оборона страны, освещение улиц.

3) Неравенство в доходах. На этот счет английский экономист У. Петти сказал следующее: «Не бывает богатых там, где все одинаково богаты, как не бывает бедных там, где все одинаково бедны». В рыночной системе преуспевает тот, кто обладает ресурсами. Однако есть категории людей - аутсайдеров. Это инвалиды, старики, дети. Без помощи государства эти люди обречены на бедность.

4) Макроэкономическая нестабильность (не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен). Для рыночной системы характерно циклическое развитие.

5) Ассиметричная информация, когда одна сторона при сделке не обладает всей информацией о товаре.

2. Конкуренция и монополия

Слово «конкуренция» означает столкновение. И действительно, в системе свободной рыночной экономики происходят постоянное сталкивание и взаимодействие интересов самых различных экономических субъектов. Это могут быть производители однородной продукции, и тогда экономисты говорят о внутриотраслевой конкуренции, или производители различных, но взаимозаменяемых видов товаров (так называемая межотраслевая конкуренция), или столкновение интересов потребителей и производителей и т, д.

Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:

ь количество производителей и потребителей на рынке;

ь тип производимой продукции;

ь способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены;

ь барьеры на пути вступления в отрасль;

ь отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы.

Существуют следующие виды конкуренции:

1) Честная и недобросовестная конкуренция. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» к ней относят любые действия физического, юридического лица или государственного органа, препятствующие конкуренции. Это могут быть такие действия, как горизонтальные слияния, сговоры, разглашение коммерческой тайны, копирование чужого товарного знака, распространение недостоверных сведений о продавце и его товарах и т.д.

2) Ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции соперники поэтапно снижают цену, чтобы расширить рынки сбыта. При неценовой конкуренции конкурируют качеством, дополнительным обслуживанием, товарным знаком.

3) Совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция. Для совершенной конкуренции характерны наличие множества мелких независимых продавцов; однородный (стандартный) товар, т.е. товар, не имеющий разновидности; одна фирма принимает рыночную цену; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм; совершенная информация. Принято относить к таким рынкам отрасли сельского хозяйства, фондовые и валютные рынки.

1. Естественные монополии

Естественные монополии возникают, как правило, в отраслях, которые обеспечивают население жизненно важными услугами и для которых характерен положительный эффект от увеличения масштабов производства. Сюда можно отнести компании, занимающиеся обеспечением электроэнергией, газом, водой, транспортными перевозками, например городской метрополитен, и т.д.

В этих сферах экономики обеспечение потребностей рынка силами одной крупной компании обходится дешевле, а следовательно, производство оказывается более эффективным, чем при производстве того же объема товаров и услуг силами нескольких меньших по размерам (масштабам производства) фирм.

2. Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями.

Другой причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невоспроизводимость отдельных природных ресурсов (например, нефти). Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.

Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров " и т.д.).

В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые. монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

Монополия (и монопсония) на рынке - явление столь же редкое, как и совершенная конкуренция. В реальной экономике большинство отраслей находятся в промежутке между этими двумя крайними формами. Фирмы, действующие в этих отраслях, не являются ни совершенными конкурентами, ни чистыми монополистами.

3. Спрос и предложение

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

· индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;

· рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: покупатели купят больше товаров по низкой цене, а по высокой меньше.

Факторы спроса:

ь вкусы и предпочтения

ь изменение дохода

ь цены на взаимозаменяемые товары

ь изменения в ожидании будущих цен

ь население

ь полезность и спрос

Комплиментарные товары дополняют друг друга, потребляются вместе.

Товары-субституты - взаимозаменяются.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения-то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

· изменение цен на факторы производства;

· технический прогресс;

· сезонные изменения;

· налоги и субсидии;

· ожидания производителей;

· изменение цен на сопутствующие товары.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.

Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе). Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Закон спроса и предложения - объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Величина спроса - количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Закон спроса - при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены - повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Закон предложения - экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара).

По сути, закон предложения говорит о том, что при высоких ценах, товаров предлагается больше, чем при низких. Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого товара, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения.

Аналогично, закон спроса означает то, что по низкой цене покупатели готовы приобрести больше товара, чем при высокой. Функция спроса как функция цены от количества покупаемого товара убывает на всей области определения.

4. Экономические риски

Риск - это опасность, угрожающая успешному результату

Риск - опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий, неблагоприятными обстоятельствами. Измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь. Наиболее опасны риски с осязаемой вероятностью уровня потерь, превосходящих величину ожидаемой прибыли. Принято выделять следующие виды рисков:

Ш банковский риск - риск, которому подвергаются коммерческие банки;

Ш валютный риск - риск, связанный с непредвиденными изменением курса иностранных валют;

Ш кредитный риск - риск, связанный с опасностью невозврата, неполного воврата или несвоевременного возврата кредита;

Ш политический риск - риск, обусловленный влиянием политических перемен и военных конфликтов на экономический процесссы;

Ш процентный риск - риск, связанный с непредвиденным изменением процентных ставок;

Ш риск заразиться - риск того, что проблемы дочерних или ассоциированных компаний перекинуться на материнскую компанию.

Приватизация - это реформа отношений собственности, направленная на преобразование государственных и муниципальных предприятий в частные.

Первый этап (1991-1992 годы) - начало реструктуризации государственной собственности путем акционирования большинства предприятий с различной степенью государственного участия. На этом этапе приватизация носила инициативный характер: государственные органы принимали решение о приватизации только после подачи коллективом предприятия заявки на приватизацию. Посредством аукционов и конкурсов в течение 1991-1992 годов было приватизировано 4770 объектов, в том числе 472 совхоза, переданных в коллективную собственность. Объекты розничной торговли, общепита, бытового обслуживания, коммунального хозяйства составили 60% от общего количества приватизированных предприятий.

Результатыпервого этапа приватизации послужили толчком для развития предпринимательства в Казахстане, положили начало формированию в стране частной собственности.

Второй этап (1993-1995 годы) характеризуется созданием единой системы управления и приватизации государственной собственности, осуществлением массовой приватизации, а также приватизации по индивидуальным проектам и объектов агропромышленного комплекса. Всего за эти два года в рамках малой приватизации, суть которой заключалась в аукционной и конкурсной продаже объектов торговли, бытового обслуживания и промышленных предприятий с численностью до 200 человек, было реализовано более 6000 объектов.

Одновременно осуществлялась работа по акционированию государственных предприятий. Это явилось началом массовой приватизации (предприятия с численностью от 200 до 5000 работающих) и приватизация по индивидуальным проектам (предприятия с численностью работающих свыше 5000 человек).

В рамках этих направлений приватизации было реализовано свыше 400 объектов. В рамках приватизации агропромышленного комплекса продано 1967 предприятий, что составило 93% всех объектов АПК.

Третий этап (1996-1998 годы) стал переходом к секторным программам приватизации в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли. Для каждой из этих отраслей была разработана специальная программа пообъектной приватизации, преимущественно по индивидуальным проектам с учетом предложений заинтересованных центральных и местных органов исполнительной власти Казахстана и привлечением квалифицированных консультантов. В результате реализации третьего этапа было приватизировано 14686 объектов государственной собственности. Участие иностранного капитала в приватизационных процессах, использование зарубежного опыта в управлении отечественными предприятиями подтвердили правильность выбора стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций.

Четвертый этап (1999-2000 годы) характеризуется новыми подходами по распределению полномочий между уровнями государственного управления и распоряжения государственной собственностью. Ключевым моментом данного периода явилось разделение государственной собственности на республиканскую и коммунальную. Предоставление Акимам областей, городов Алматы и Астаны права принятия решений и осуществления приватизации объектов коммунальной собственности реально способствовало укреплению местного государственного управления, обеспечению финансовой и экономической самостоятельности регионов. Так, в 1999 году в коммунальную собственность были переданы государственные пакеты акций и доли участия в 953 акционерных обществах и хозяйственных товариществах. В период 1999-2000 годов было продано 6688 объектов государственной собственности.

В 2000 году была одобрена Концепция управления государственным имуществом и приватизации, на основе которой были приняты и реализованы две программы повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации на 2001-2002 годы и 2003-2005 годы.

В целях усиления государственного контроля над стратегическими отраслями экономики в 2003 году был принят Закон Республики Казахстан «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение».

Почему растет государственный сектор? Главными причинами являются:

рост расходов на оборону и военно-космические исследования;

рост народонаселения;

решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.

Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики.

Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономике.

Регулирование государством рынка (частного капитала) направлено на достижение следующих экономических целей:

1. Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.

2. Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

3. Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.

4. Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.

5. Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. Справедливое распределение доходов: «На равный капитал - равная прибыль»

7. Экономическая обеспеченность.

8. Торговый баланс.

Прямое регулирование предполагает непосредственное вмешательство государства в национальное производство в следующих формах:

1) создание новых промышленных объектов;

2) национализация убыточных частных предприятий;

3) покупка акций частных предприятий.

Прямое регулирование приводит к созданию государственного сектора производства товаров и услуг. Исторически обусловлено, что прямое вмешательство государства в экономику происходит, прежде всего, в отраслях, которые создают общественные блага, т.е. блага, нужные всем без исключения для нормальной повседневной жизни. Эти отрасли, или сфера деятельности, называются инфраструктурой.

Косвенное, или административное, государственное регулирование происходит через распределение законодательной и исполнительной власти, создание законов (декретов) по регулированию экономической деятельности. Такое регулирование осуществляется без инвестиций, без денег. Косвенное регулирование охватывает бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную сферы.

конкуренция монополия спрос рынок

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Конкуренция, ее функции и способы ведения конкурентной борьбы. Сущность, источники и факторы монопольной власти, виды и формы монополии. Конкурентные преимущества и условия конкурентоспособности российской экономики, монополистические тенденции на рынке.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Понятие, виды и формы монополии. Монопольная цена и конкуренция. Причины, обуславливающие поведение монополий в экономике. Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы. Регулирование деятельности монополий.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2011

    Рынок существует в конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Понятие рынка, роль рынка в товарном производстве. Функции рынка. Виды рынков. Конкуренция и монополия. Совокупный спрос и совокупное предложение.

    реферат , добавлен 13.10.2008

    Понятие конкуренции: совершенная конкуренция, несовершенная, чистая монополия, олигополия. Конкуренция в условиях монополистического производства: соперничество, неценовая конкуренция, реклама. Неэффективность монополистической конкуренции.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2007

    Монополия как антипод конкуренции; объективный подход к оценке роли производственных монополий, их преимущества и недостатки. Факторы, ограничивающие монопольную власть; эластичность рыночного спроса. Ценовая дискриминация, монополия и эффективность.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2012

    Виды монополистической деятельности. Формы недобросовестной конкуренции. Система антимонопольного регулирования экономики. Основные причины и виды рисков, их влияние на деятельность предприятия. Государственное регулирование естественных монополий.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2013

    Характерные особенности современной рыночной экономики: преимущества, недостаточность саморегулирования; реализация общенациональных целей. Совершенная, несовершенная конкуренция: монополия, олигополия. Законы спроса, предложения, рыночного равновесия.

    контрольная работа , добавлен 13.11.2011

    Конкуренция - непременный институт рыночной системы хозяйствования и переходной экономики. Открытость экономики как мощный фактор институциональных изменений. Характеристика процесса институциональной конкуренции. Конкуренция на рынке страховых услуг.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2015

    Монополия как вид экономической структуры рынка. Конкуренция - важнейший фактор эффективного развития рыночной экономики. Изменение объемов производства и цен в результате монополизации отрасли. Государственное регулирование деятельности монополий.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2011

    Понятие и формы несовершенной конкуренции. Олигополия: сговор и соперничество, дилемма олигополистов, случаи возникновения сговора, сдерживание входа на рынок и хищническая политика. Монополия, защита монопольного рынка, методы борьбы монополий на рынке.

Экономическая теория: конспект лекций Душенькина Елена Алексеевна

4. Экономические системы, их основные типы

Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:

1) взаимодействие факторов производства;

2) единство фаз воспроизводства – потребления, обмена, распределения и производства;

3) ведущее место собственности.

Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике, необходимо определить ее главные составляющие:

1) какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;

2) какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;

3) какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;

4) каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).

Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:

1) общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами – специализация);

2) кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);

3) централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);

4) концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);

5) интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).

Социально-экономические отношения – это связи между людьми, которые возникают в процессе производства и формируются на основе различных форм собственности на средства производства.

Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем.

1. Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал. Для такой системы характерна активная роль государства.

2. Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования:

1) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;

2) государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;

3) государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

3. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

4. Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности; активное государство. Государство выполняет следующие функции:

1) поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);

2) усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;

3) решало следующие задачи по стабилизации экономики:

а) создание устойчивой денежной системы;

б) обеспечение полной занятости;

в) снижение (стабилизация) уровня инфляции;

г) регулирование платежного баланса;

д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний.

Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.

автора Варламова Татьяна Петровна

27. Сущность денежной системы. Основные типы денежных систем Денежная система – форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

33. Эволюция мировой валютной системы. Основные валютные системы До 1914 г. международные капиталы осуществлялись на основе золотого стандарта, существовал свободный международный валютный оборот. Владельцы иностранной валюты могли свободно распоряжаться ею: продавать

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

83. Типы банковских систем. Основные различия между командно-административной и рыночной банковскими системами Можно выделить два основных типа банковских систем: командно-административную банковскую и рыночную банковскую систему.Главная особенность рыночной системы

Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

1.1. Основные экономические показатели Как вы думаете, что бизнес дает предпринимателю: прибыль или доход? И вообще, это одно и то же или это все-таки разные понятия? Экономисты ни за что не признают равенство этих понятий, и вот почему.Доходами принято называть все

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

8. Денежные системы (ДС), устройство, типы ДС страны– это исторически сложившаяся национальная система организации денежного обращения, закрепленная традициями и оформленная законодательно. ДС государств возникают и развиваются по мере развития видов и форм денег. Типы

Из книги Основы кибернетики предприятия автора Форрестер Джей

14. 2. Основные звенья системы Один из первых шагов при исследовании динамики поведения промышленной системы состоит в предварительном выявлении факторов, которые, по-видимому, имеют существенное влияние на характер поведения изучаемой системы. Этот шаг, пожалуй,

Из книги Маркетинг. Краткий курс автора Попова Галина Валентиновна

11.1. Основные типы маркетинга Если внимательно проследить за ходом нашего анализа, то станет понятно, что стержнем работы любой организации будет продажа тех товаров и услуг, которые эта организация производит, а это и есть непосредственная задача маркетингового

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

2. Экономические предпосылки ликвидации крепостничества. Отмена крепостного права. Расслоение российской деревни. Основные типы сельских хозяйств и их характеристика Среди предпосылок отмены крепостного права важнейшей нужно считать гласность. Стали возникать

Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А

8. Основные экономические группировки и система обозначений в статистике В экономической статистике используется большое число группировок конкретного назначения. Например, классификатор форм собственности может применяться для классификации и кодирования объектов

автора Одинцова Марина Игоревна

1.2. Основные типы ситуаций, приводящих к возникновению института Институты создаются людьми, чтобы поддержать порядок и сократить неопределенность обмена. Они обеспечивают предсказуемость поведения людей, позволяют экономить наши мыслительные способности, так как,

Из книги Институциональная экономика автора Одинцова Марина Игоревна

2.3. Трансакционные издержки и основные типы экономического обмена В соответствии с принципом трансакционных издержек можно выделить три основных типа экономического обмена [Норт, 1993].Первый тип – персонализированный обмен – был господствующим на протяжении большей

Из книги Маркетинг. Ответы на экзаменационные вопросы автора Замедлина Елена Александровна

24. Понятие рынка и его основные типы Понятие «рынок» занимает в маркетинге одно из ведущих мест.Очень часто понятие рынка толкуют как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект,

Из книги Экономическая теория. Часть 1. Социально-экономические системы автора Чуньков Юрий Иванович

Введение Читателям предложено новое, отличное от общепринятых стандартов, учебное пособие по экономической теории. В чём его новизна? Следует указать на несколько основных положений, выделяющих его из ряда «Экономиксов» и большинства российских учебников. Во-первых,

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

48. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИКВИДАЦИИ КРЕПОСТНИЧЕСТВА. РАССЛОЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СЕЛЬСКИХ ХОЗЯЙСТВ Центральным вопросом реформы, по которому шла борьба внутри помещичьего класса, был вопрос о том, освобождать крестьян с

Из книги Геноцид автора Глазьев Сергей Юрьевич

Из книги Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы автора Кэллахан Джин

Экономические роли и исторические типы Мы построили экономику, основанную на структуре капитала, межличностном обмене и деньгах, а также исследовали состояния покоя, которые представляют собой неподвижные точки притяжения человеческой деятельности. Теперь мы готовы