Основные этапы развития экономической науки, разделы и методы. Современная экономическая наука. Когда зародилась экономическая наука? Как и когда возникла экономика

Тема 1. Предмет и метод экономической науки

1. Возникновение и развитие экономической науки

2. Роль экономической теории в развитии общества

3. Предмет экономической теории

4. Методология и структура экономической теории

Возникновение и развитие экономической науки

Практические потребности регулирования экономической жизни и воздействие на нее в нужных для людей направлениях вызвали стремление человека разгадать тайны экономических процессов.

Серьезное внимание к основам экономики проявлялось уже в древнем мире. Многие важные экономические процессы рассматривались в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля, который ввел в оборот название науки – «экономия», что в буквальном смысле означает – «искусство ведения домашнего хозяйства».

Однако как наука (т.е. как систематизированное знание о сущности экономики), экономическая теория возникла только в XVII-XVIII вв., в период становления капитализма. Именно тогда перед наукой встала задача выяснить, «как государство богатеет».

Первой теоретической школой, определившей направление экономической мысли XV-XVII вв. был меркантилизм (от итальянского «мерканте» – торговец, купец). Один из представителей данной теории Антуан де Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия»: в 1615 году он издал «Трактат политической экономии», где провозгласил, что экономическая наука занимается экономикой, хозяйством в рамках национальных государств.

Сущностью меркантилизма в экономической теории является определение закономерностей в сфере обращения, то есть в денежном обороте и торговле. Представители этой школы (Томас Ман, Жан Батист Кольбер и др.) считали, что богатство людей – это деньги, золото, за которое можно все купить. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносившей большие доходы.

Меркантилисты считали, что нации, подобно торговцам должны конкурировать друг с другом за получение прибыли, т.е. правительства, по их мнению, должны поддерживать промышленность такими законами, которые позволяют делать издержки на зарплату и другие ресурсы низкими, а продажу товаров в другие страны высокими. Так можно достичь так называемого «благоприятного торгового баланса» (ситуация, когда экспорт превышает импорт). Таким образом, происходит накопление золота в стране.



Между тем, критики данного направления в экономической теории справедливо подметили, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из стран. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

Экономическая мысль XVIII века интересно представлена школой физиократов . Термин «физиократия» образован от греческих слов и дословно означает «власть природы». Наиболее яркие представители данной школы – Франсуа Кенэ и Анн Тюрго. Они считали, что источником богатства является производство, хотя рассматривали только одну его отрасль – сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и выглядит как дар природы. Здесь произведенные затраты окупаются увеличением продукции, получением дополнительного продукта и чистого дохода. Доход подсчитывается путем вычитания произведенных затрат из полученной суммы.

Со временем выяснилось односторонность взглядов физиократов. Рост богатства они связывали только с естественным плодородием земли и на этом основании промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Но сама по себе природа, без применения труда и капитала постоянно не может умножать богатство общества. И, тем не менее, это более прогрессивная теория по сравнению с меркантилизмом, т.к. вопрос о происхождение общественного богатства был перенесен из сферы обращения в сферу производства.

Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа . Ее выдающимися представителями были английские экономисты Уильям Петти, Давид Рикардо, Адам Смит. Они установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формы являются не какие-то конкретные продукты, создаваемые в промышленности и сельском хозяйстве, а стоимость товаров, определяемая затратами труда на его производство. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на производство сумма стоимости прирастает на дополнительную величину. Так была создана трудовая теория стоимости.

А. Смит впервые разработал учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют стихийные законы, «невидимая рука», с помощью которой достигается «естественный порядок», эффективное экономическое развитие. Теория А. Смита принципиально изменила характер экономической теории, которая стала превращаться в науку о законах хозяйства вообще.

Однако на взглядах представителей классического направления сказалась узость буржуазного кругозора: анализируя капиталистический способ производства, они выдавали его за вечное, естественное состояние общества.

В начале второй половины 19 века экономическая наука переживала глубокий кризис, и казалось, что политэкономия теоретически как наука умерла. Но она возродилась, представленная марксизмом и маржинализмом. Однако, единой экономической науки больше не существовало. Она расщепилась на 2 ветви, развивавшиеся в противоположных направлениях.

Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) выступал как революционное учение, провозглашающее скорый конец капитализма. К. Маркс впервые применил метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Это позволило ему не только дать критику предшествующей политической экономии, отметив все ценное, что было изложено в предыдущих учениях, но и раскрыть законы движения капиталистического общества с позиций рабочего класса. Главная задача Маркса и его сторонников заключались в том, чтобы, опираясь на трудовую теорию стоимости раскрыть природу прибыли (прибавочной стоимости) как нетрудового дохода капиталистов.

Учение о прибавочной стоимости явилось у Макса теоретическим обоснованием его вывода о непримиримости противоречия между пролетариатом и буржуазией и неизбежности революционного крушения капитализма.

Маржинализм занимал принципиально иную позицию, которую можно охарактеризовать как охранительную в отношении буржуазного общества. Охранительная позиция выразилась в нежелании обсуждать социальные аспекты экономики.

Теория маржинализма – это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Данный субъект руководствуется собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок в теории объясняются издержки производства, спрос и предложение, цена. Классиками теории маржинализма являются англичанин А. Джевонс, швейцарец Л. Вальрас, представители «австрийской школы» (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк).

На протяжении всей своей истории маржинализм находился под жестким прессом конкуренции идей, заставляющих его приспособиться к изменяющемуся миру, воспринимать здравые мысли, рождавшиеся за рамками системы и даже на первый взгляд противоречащие ей. Например, в 90 гг. XIX века Альфред Маршалл (представитель неоклассического направления) сумел встроить в концепцию маржинализма элементы рикардианства. Он положил начало комплексному подходу к анализу ценности товара с учетом, как сил спроса, так и предложения. В результате экономическая теория значительно выиграла и стала уважительно называться «неоклассической системой».

К основным современным экономическим теориям можно отнести:

· кейнсианство;

· неоклассический синтез;

· институционализм;

· монетаризм;

· экономику предложения;

· неолиберализм.

Более подробно с данными теориями можно ознакомиться в предложенной литературе.

Введение

2. Первобытное хозяйство: основные этапы его развития, черты и особенности

2.1 Эпоха палеолит

2.2 Появление родовой общины

2.3 Эпоха мезолита

2.4 Эпоха неолит. Переход от присваивающего к производящему хозяйству

3. Переход от родовой к соседской общине

3.1 Основные формы соседской общины

Заключение

Используемая литература


ВВЕДЕНИЕ

История экономики - наука относительно молодая. Она зародилась в середине XIX в., выделившись из политической экономии. У ее истоков стояли англичане А. Тойнби и Дж. Эшли, немцы К. Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт, русские М. Ковалевский и Д. Виноградов. В различных странах она называлась по-разному: «история хозяйственного быта», «история народного хозяйства», «экономическая история». В России в последние годы прижилось название «история экономики».

Отсутствие единого общепризнанного названия - результат разного подхода к определению предмета науки. Некоторые ученые рассматривают историю экономики как науку об истории производства в его конкретном многообразии на различных исторических этапах. Русский экономист П. Маслов, в частности, считал, что история народного хозяйства - это история производительных сил, форм их распределения и перераспределения. Авторы учебника «Экономическая история зарубежных стран» (Минск, 1996) предлагают говорить о предмете экономической истории в широком и узком смыслах. По их мнению, предметом экономической истории в широком смысле является «экономическое движение общества, особенности его изменений, трансформация закономерностей такого движения, их связь со всеми сторонами общественной жизни. В узком смысле - это изучение хозяйственной деятельности народов различных стран, развития их производительных сил, смены способов производства».

М.П. Рачков различает «экономическую историю» и «историю экономики», считая последнюю структурной частью первой наряду с историей экономической политики и историей экономической мысли.

История экономики - наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии с древнейших времен до наших дней. Объектом анализа являются экономические модели (типы), в которые организуется хозяйственная деятельность человека, механизм функционирования, взаимодействия и взаимовлияния этих систем. Такой подход, на наш взгляд, позволяет сохранить преемственность исторического процесса и показать многовариантность его развития.

Довольно дискуссионным в отечественной историографии является вопрос о периодизации истории экономики. Следует заметить, что и в XIX в. по этому вопросу также не было единомыслия. Немецкий историк и экономист, один из основоположников историко-экономической науки и основателей немецкой исторической школы Ф. Лист, положив в основу периодизации истории отраслевой признак, выделил пять стадий:

Дикости;

Пастушескую;

Земледельческую;

Земледельческо-мануфактурную;

Земледельческо-мануфактурно-коммерческую.

Его последователь Б. Гильдебранд определял периоды развития экономики по способу обмена продукции:

Естественное хозяйство;

Денежное хозяйство;

Кредитное хозяйство.

Для К. Бюхера главным критерием стала интенсивность обмена, что позволило ему историю хозяйственной деятельности людей разделить на три периода:

Замкнутое домашнее хозяйство (хозяйство без обмена);

Городское хозяйство (непосредственный обмен товарами);

Народное хозяйство (товары проходят несколько актов обмена еще на стадии производства, прежде чем доходят до потребителя).

П. Маслов считал, что переход от одной стадии развития к другой происходит в результате исчерпания возможностей дальнейшего экстенсивного развития. Он выделял пять этапов в истории экономики:

Изолированное хозяйство;

Общинное хозяйство (начало зарождения ремесла);

Районное хозяйство (расширение обмена между городом и деревней);

Национальное хозяйство (появление мануфактур);

Мировое хозяйство (господство фабрик).

Французский историк Ф. Бродель представляет мировую экономическую историю как чередование высокоразвитых «миров-экономик», задающих ритм жизни всему человечеству.

В начале XX в. А. Пенти впервые определил будущее человечества как постиндустриальную цивилизацию. В 50-70-е гг. XX в. в западной социологии оформилась теория постиндустриального общества, разделившая историю человечества на доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество. Согласно Д. Беллу, индустриальное общество отличается от доиндустриального и постиндустриального по доминирующему типу ресурсов, методу их использования, технологии, основанной на капитале, труде или знаниях, по характеру отношения человека к окружающему миру и другим людям.

Одновременно в экономической науке складывается теория экономических систем, рассматривающая всю историю человечества как модификацию только двух типов хозяйства: центрально-управляемого и децентрализованного (рыночного).Таким образом, в современной историко-экономической науке отсутствует единообразие в определении предмета и периодизации истории экономики.


1. Что означает слово «экономика»?

Охарактеризуем термин «экономика» - слово (или сочетание слов), которое четко определяет изучаемое понятие. Понятие - это мысль, которая обобщает признаки какого-то предмета, явления. Прежде всего, важно обратить внимание на то, что термин «экономика» определяет не одно, а два понятия. Первое означает хозяйственную деятельность людей, второе же характеризует науку, изучающую такую деятельность. Первое из них характеризует реальную (существующую в действительности) экономику, или хозяйственную деятельность людей, а второе - теоретическую экономику, или экономическую теорию, которая научно изучает практическую хозяйственную деятельность.

Сразу же встает вопрос: что возникло раньше - реальная экономика или экономическая теория?

Как известно, реальная экономика возникла 10 тыс. лет назад. А первые попытки как-то объяснить происходящие процессы относятся к периоду рабовладельческого строя. Однако первоначально суждения об экономике видных мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, а позднее и средневековых государств были отрывочными, поверхностными и не охватывали всех основных сторон хозяйственной действительности.

Экономическая теория возникла примерно три века назад, когда в Англии, Франции и других странах сложилась капиталистическая экономика. Именно в этот период выдающиеся экономисты стали проводить целостные и глубокие научные исследования, основной задачей которых было выяснить, как в масштабе всей нации создается богатство общества.

Слово «экономика» впервые стали употреблять в Древней Греции в IV в. до н.э. Это соединение двух слов: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства или коротко учение о домашнем хозяйстве. Таким хозяйством было поместье рабовладельца, где подневольные люди создавали для своих господ необходимые им блага. За прошедшие с того времени 24 столетия экономическое пространство качественно изменилось и настолько расширилось, что стало охватывать каждую страну и всю планету. Сейчас реальной экономикой называют, прежде всего, хозяйственную деятельность семьи, предприятий, населения страны и всего мира в целом.

История экономики занимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать два основных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще более важным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь при взаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни: государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высоком уровне развития духовно-ментальной сферы. Экономическая история занимается изучением того, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития.

Экономика рождена человеком и его деятельностью. Огромное место и роль в развитии человеческой цивилизации играют такие понятия и явления, как экономика, политика, общество, культура. Они находятся в прямой и тесной взаимосвязи. Под экономикой понимается:

· совокупность производственных отношений, экономический базис общества;

· народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие виды производства и отрасли;

· основа всех других общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества;

· отражает отличительные особенности отдельно взятой страны в связи с ее географическим положением, участием в международном разделении труда, историческими традициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другими конкретно-историческими условиями.

История развития общества позволяет выделить две главные формулы общественного хозяйства: натуральную и товарную.

Натуральная – это такая форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Эта форма отражает такой уровень развития производства, который обуславливает крайне ограниченную его цель, а именно удовлетворение незначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей, что в конечном счете определяет инертность общественного хозяйствования, низкие темпы его развития.

Товарное (рыночное) хозяйство – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребителя посредством рынка. Товарная форма хозяйствования зародилась как противоположность натуральной, сначала в отношениях между общинами, а затем проникая внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный, и отмирающий элемент экономической жизни общества. Предпосылкой возникновения рынка стало общественное разделение труда.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Когда и как возникла реальная экономика?

2.

3.

4.

5. Пути преобразования производства.

1. Когда и как возникла реальная экономик?

В отечественных и зарубежных учебниках по экономической теории ничего не говорится о том, ко­гда и почему возникла хозяйственная деятельность людей. Некото­рые студенты дают собственный ответ на этот вопрос. Они заявляют, что экономику «открыл» выдающийся ученый Древней Греции Арис­тотель. Но в таком ответе ошибочно отождествляется определение Аристотелем термина «экономика» с практическим процессом со­здания реальной (от лат.Realis - существующего в действительном положении вещей) экономики.

Вместе с тем очень важно получить правильные представления об экономике, существовавшей с самого начала и развивающейся в на­стоящее время. Иначе невозможно определить исторические сроки развития хозяйственной деятельности людей, выяснить качествен­ные изменения в различные периоды экономического развития, включая XXI столетие.

Как определила историческая наука, хозяйственная деятельность людей началась на завершающем этапе «каменного века», который был назван неолит (от греч. neos - новый, litos - камень). Предки человека примерно 2 млн лет назад еще мало отличались от остальных живых существ в поисках пищи - они занимались собирательством «даров природы» и охотой. Такой способ жизнедеятельности позволял людям питаться примерно один раз в три дня. Средняя продолжительность жизни человека составляла 40 лет. В результате усиливалась угроза гибели людей.

Вместе с тем предки современных людей отличались необычными и решающими особенностями: прямохождением на двух ногах, высокой приспособленностью рук к трудовой деятельности. К тому же благодаря наличию у людей высокой организации нервной системы они были способны к полезной интеллектуальной деятельности. Вполне заслуженно человек был отнесен к биологическому виду Homo Sapiens («человек разумный»).

Примерно 10 тыс. лет назад был найден спасительный выход. Состоялся исторически решающий переход от простого собирательства природных продуктов к производству экономических благ. Этот переход многие исследователи назвали «неолитическая революция». Такая революция была связана с изготовлением орудий труда из камня с помощью пиления, сверления и шлифования. Одновременно создавались: кремниевые ножи, наконечники стрел и копий для охоты на диких животных; изделия из кости и рога для рыболовства. Из дерева делали долбленные челны, весла, лыжи, сани. Изготавливалась глиняная посуда и др. Хозяйственная деятельность в первобытных общинах приняла два вида:

1) земледелие (с обработкой почвы с помощью мотыг) и скотоводство;

2) развитие охоты и рыболовства.

Неолитическая революция внесла большие перемены в жизнедеятельность людей: утвердился оседлый образ жизни, резко увеличилась численность населения. Если в начале каменного века плотность населения была очень низкой (менее одного человека на 3 км2), то в неолите она увеличилась примерно в 10 раз.

Для выяснения сущности и роли реальной экономики, необходимо знать ее главную цель и пути ее достижения.

2. Главная цель хозяйственной деятельности людей.

Несомненно, что целью экономики является создание таких благ, которые необходимы для жизнедеятельности людей. Под благом при­нято понимать то, что удовлетворяет потребности человека, отвеча­ет его жизненным задачам. Все разнообразие благ можно подразде­лить на два рода:

а) естественные блага - продукты природы (лес, земля, плоды

Растений и деревьев и т.д.); естественные блага делят­ся на два вида:

- готовые предметы потребления, именуемые «дары природы»;

- природные ресурсы (средства, запасы), из которых создаются средства производства.

б) экономические блага - результат созидательной деятельности

Людей; экономических благ , также подразделяются на два вида:

- средства производства - природные вещества, используемые для изготовления предметов потребления;

- предметы потребления - блага потребительского назначения.

различие между двумя видами благ мате­риального производства указывает на два основных подразделения:

а) производство средств производства;

б) производство предметов потребления.

Сейчас, имея некоторые представления о внутренней структуре и результатах хозяйственной деятельности, мы приступим к важному вопросу о значении главного звена реальной экономики - произ­водства.

3. Значение производства для развития экономики.

Важнейшим принципом (от лат. principium - основа) хозяйствен­ной деятельности является обеспечение ее непрерывности. От этого зависит постоянное поддержание человеческой жизни. В свою очередь, такая жизненная необходимость обеспечивается благодаря без­остановочному развитию производства. Производство служит начальным звеном всей цепочки хозяй­ствования. Возьмем для примера простое крестьянское хозяйство. Производитель сначала выращивает, положим, помидоры. Затем он распределяет их: часть оставляет для своей семьи, а остальное продает. На рынке излишние для семьи помидоры обмениваются на иные нужные в хозяйстве продукты (скажем, мясо, обувь). На­конец, материальные блага доходят до конечного пункта - лично­го потребления. Вся цепочка хозяйственных связей отображена

Из сказанного напрашиваются следующие выводы:

От количества создаваемых благ в решающей степени зависят все другие составные части экономики - сколько продуктов рас­пределяется, обменивается и потребляется;

Объем и качество изготавливаемых на производстве продуктов в первую очередь определяют уровень и качество жизни членов общества.

Учитывая решающую роль производства в развитии экономики, важно разобраться в вопросе: каковы могут быть возможные изме­нения производственной деятельности? В связи с этим предлагается решить следующую задачу.

Такое круговое движение благ означает застойное состояние эконо­мики. На протяжении многих веков это было типично, например, сель­скому хозяйству, где применялся ручной труд. Второй вид графического видоизменения реальной экономики мож­но уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, как те можно увидеть в воронке водоворота. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных бедных странах Африки и Азии, а также во время экономического кризиса, падения производства в высокоразвитых странах.

Третий вид графического видоизменения производства и потребления выглядит как спиралевидное движение с расширяющимися оборотами. Это свидетельствует о прогрессе (от лат. progresus - движение вперед) - развитии реальной экономики к более совершенному и передовому состоянию.

После сопоставления трех вариантов возможных изменений со­стояния производства можно легко найти самое предпочтительное изменение. Им является прогрессивное развитие производственной деятельности. Что означает этот прогресс?

4. Новые потребности как движущая сила экономики.

Теперь нам предстоит рассмотреть такое неотъемлемое звено ре­альной экономики, которое входит в механизм его движения. Речь идет о потребностях людей. Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности чело­века, социальной группы и общества в целом.

Современная цивилизация (нынешняя ступень развития матери­альной и духовной культуры общества) знает множество различных потребностей. Они подразделяются на следующие виды:

- физиологические потребности (в пище, одежде, жилье и др.);

- потребность в безопасности (защите от внешних врагов и пре­ступников, помощи при болезни и т.п.);

- потребность в социальных контактах (общении с людьми, име­ющими те же интересы; в дружбе и др.);

- потребность в уважении (уважении со стороны других людей, приобретении определенного общественного положения);

- потребность в саморазвитии (совершенствовании всех возмож­ностей и способностей).

Весьма характерной чертой человеческих потребностей является их эластичность (гибкость, растяжимость). Это предопределяет их быструю и значительную изменчивость. Важно также отметить: что касается верхнего предела роста всех нужд и запросов, человек по­разительно отличается от любого животного, у которого конечное желание - удовлетворить только естественные биологические по­требности. У людей такого ограничителя нет. При благоприятных хозяйственных и других условиях потребно­сти более всего способны к возвышению - безграничному росту в количественном и качественном отношении. Каждому человеку свойственны в определенные периоды его жиз­ни тенденции к возвышению потребностей.

При спиралевидном движении производства и потребления начинается процесс возвышения потребностей людей по вертикали (подъем их в качественном отношении) и по горизонтали (необходимом расширении производства новых поколений экономических благ).

Возвышение потребностей происходит в двух направлениях: по вертикали и по горизонтали.

Возвышение потребностей по вертикали означает переход от одного - более низкого по качеству - вида запросов к более высокому виду.

Возвышение потребностей по горизонтали связано с расширением потребления все более широкими слоями населения продуктов более высокого качества.Такое изменение становится тем заметнее, чем более продолжительным является изучаемый период времени. Подтверждение тому мы находим в табл. 1.

Та б л и ц а 1. Обеспеченность населения России товарами длительного пользования (на 100 семей, штук)

Товары

1970 г.

1980 г.

1990 г.

2008 г.

Телевизоры

Холодильники и морозильники

Стиральные машины

Легковые

автомобили

Однако при таком подъеме уровня потребностей общества обнаруживается, что достигнутый ранее уровень производства не в состоянии удовлетворить новые общественные потребности. В результате возникает и обостряется основное противоречие реальной экономики, т.е. углубляется несоответствие между новым состоянием потребностей и устаревшим производством. Совершенно очевидно, что для разрешения такого противоречия требуется коренным образом перестроить производство. Как осуществить это преобразование экономики?

5. Пути преобразования производства.

Некоторые авторы учебников по экономической теории своеобразно определяют производственные возможности общества. Они утверждают, что потребности людей растут безгранично, но хозяйственные ресурсы всегда ограниченны. Выход из такого тупикового состояния они видят в следующих изменениях. При появлении новых потребностей надо перераспределять ресурсы: сокращать выпуск прежних благ, чтобы создавать новые продукты. Верно или ошибочно такое суждение?

Уровень реальной экономики в первую очередь зависит от количества и качества применяемых в производстве факторов (от лат. factor - дела­ющий, производящий).

Первый фактор - человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и практические навыки. Отсюда первостепенной созидающей силой является труд. Рассмотрим труд в материальном производстве.

Труд в материальном производстве - это целесообразная деятель­ность, в которой люди с помощью созданных ими средств приспосабли­вают предметы природы для удовлетворения своих потребностей. В этой деятельности на предприятиях участвуют работники разных профессий, а также управленческий персонал, организующий их совместную дея­тельность.

Второй фактор (вещественный) - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают блага. В состав средств труда входят естественные условия труда (например, водопады, используемые для хозяйственных целей). Главное же место здесь занимает техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, маши­ны, оборудование, аппараты химического производства и т.п.), благода­ря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные зда­ния, каналы, дороги и т.д.).

Третий фактор (вещественный) - предметы труда. Это вещь или со­вокупность вещей, которые человек видоизменяет с помощью средств труда. Предметы труда подразделяются на природное вещество, к которо­му не применялся труд (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике) и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).

После выяснения ответа на интеллектуальное задание мы можем понять, что и как следует изменять при преобразовании экономики. В зависимости от роли факторов производства в развитии экономики их можно подразделить на: традиционные и прогрессивные. Традиционными являются возникшие в предыдущие периоды времени и все более устаревающие условия хозяйственной деятельности. Прогрессивными являются такие условия, которые многократно превосходят слабо изменяющиеся факторы и в качественном, и в количественном отношениях.

Из истории реальной экономики известно, что с момента ее возникновения и в течение примерно девяти тысячелетий традиционными для производства и преобладающими были физический труд людей и орудия ручного труда, применявшиеся для освоения природных богатств. И только в XVI-XVIII вв. наступила новая эра в развитии факторов производства. Человечество во все больших мас­штабах стало использовать творческую силу качественно совершен­но нового фактора прогресса - достижения науки и техники. Наука и техника породили революционные перемены в производ­ственных процессах, которые стали осуществляться путем примене­ния машин, химических и других методов. Ограниченные возмож­ности человеческой силы заменялись силами природы, рутинные способы работы - сознательным применением естествознания. В ре­зультате резко ускорились качественные преобразования в соответ­ствии с вновь возникающими потребностями общества. Такие пре­образования впервые получили количественное измерение в особых экономических показателях. Ими стали показатели производитель­ности труда и эффективности производства. Производительность труда измеряется количеством продукции, созданной за определенное время работником. Характерно, что если в начальный период существования сельского хозяйства один работ­ник мог создать продуктов для двух человек, то в XX в. в наиболее развитых странах один работник создавал продукты питания для 20 человек.

Эффективность производства (Эп) может быть измерена с по­мощью показателя: Эп = В/Р,

где В - объем выпуска продукции (на предприятии, в стране);

Р - величина затраченных ресурсов.

Из всего сказанного очевидными являются следующие выводы. Если в обществе возникают новые потребности, то они становятся мощным побудителем технического прогресса. В свою очередь, про­гресс техники и технологии вызывает вполне естественную эконо­мию ресурсов в расчете на единицу продукции, или рост эффектив­ности производства.

Однако этой причинно-следственной зависимости противостоит совершенно иная тенденция. Дело в том, что, во-первых, возвыше­ние потребностей в течение определенного времени завершается, когда достигается какой-то предельный уровень. Потребности пере­стают развиваться по вертикали и по горизонтали. Во-вторых, начав­шийся технический прогресс развивается неравномерно и за опре­деленный период исчерпывает свои возможности. Все это вновь ведет к обострению основного противоречия практической эконо­мики. Так исторически назревает необходимость перехода производ­ства экономических благ на более высокую орбиту. За всю экономическую историю возникли три стадии развития производства (возникли три орбиты их движения). Их отличия друг от друга можно видеть в следующем:

Первая стадия производства

1. Техническая революция, породившая стадию - Неолитическая революция (орудия нового каменного века) - 10 тыс. лет назад

2. Новая сфера хозяйства - Сельское хозяйство (2/3 работников) и ремесло

3. Использование достижений науки - Зачатки науки никак не связаны с производством

4. Источники энергии в производстве - Ручной труд людей

5. Передача информации - В устной и рукописной форме.

10 тыс. лет назад произошла неолитичес­кая (свойственная новому каменному веку) революция, а вместе с ней аграрная (сельскохозяйственная) революция. Люди научились хорошо отшлифовывать каменные орудия и с их помощью создавать разнообразные изделия из кости и дерева. Аграрная революция основывается на двух великих открытиях - земледелии (вначале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводстве (приручение диких животных и разведение их как домашнего скота). Позже продукты питания создавались с помощью более производи­тельных металлических технических средств (были изобретены плуг и колесо).

Производящая экономика благоприятствовала резкому увеличе­нию численности населения. В эпоху неолита темпы роста населения Земли возросли почти втрое. В Новое время еще более ускорился рост населения, повысился уровень его потребностей. Это пришло в резкое противоречие с теми ограниченными возможностями, ко­торые свойственны производству с применением ручного труда. Та­кое противоречие было преодолено на второй стадии производства

Вторая стадия производства

1. Техническая революция, породившая стадию - Промышленный переворот (60-е гг. XVIII в. - 60-е гг. XIX в.)

2. Новая сфера хозяйства - Промышленность (2/3 работников)

3. Использование данных науки - Научные основы переворота возникли в XVN-XVШ вв. (задолго до промышленности)

4. Источники энергии в производстве - Энергетическая революция: на первом этапе - паровая техника (паровозы, пароходы) - XVIII в., на втором этапе (рубеж XIX - XX вв.) - электроэнергия, двигатели внутреннего сгорания (автомобили, самолеты и др.)

5. Передача информации - На бумажных носителях (изобретение книгопечатания в XV в.) и радио

Для второй стадии производства характерны следующие каче­ственно новые процессы:

Главным является машинизированное промышленное произ­водство;

Промышленность на основе машинной техники преобразует другие важнейшие отрасли хозяйства;

Быстрый рост городов: в них проживает до 2/3 всех жителей стра­ны;

Важным был переход к новым источникам энергии (от паровой техники к использованию электричества и двигателей внутрен­него сгорания).

С новой стадией экономики связан новый большой рост населе­ния: численность населения мира (составлявшая в 1650 г. 650 млн человек) выросла в семь раз.

Однако достижения индустриальной экономики явно недоста­точны для современного этапа развития потребностей. Ведь при ме­ханизированном труде работник зачастую управляет одной машиной. И он не в состоянии постоянно обеспечивать высокое качество из­делий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природ­ном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противо­речие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым - в количественном и каче­ственном отношении - уровнем потребностей.

Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-х гг. XX в. грандиозной на­учно-технической революции (НТР), которая открыла необычайно перспективную эпоху хозяйственного развития. Взамен традицион­ных природных веществ и топлива она создала множество новых (не имеющих аналогов в биосфере) видов материалов и энергоносителей.

Третья стадия производства

1. Техническая революция, породившая стадию - Начало НТР с 40-50-х гг. XXв. Первый этап - ведущая отрасль - электронная. Второй этап (1970-е гг. - начало XXI в.) -микроэлектронная информационная революция

2. Новая сфера хозяйства - Услуги (2/3 работников)

3. Использование данных науки - Слилось воедино научные и технические революции

4. Источники энергии в производстве - Новый источник электроэнергии - АЭС (атомные)

5. Передача информации - На первом этапе - большие ЭВМ. На втором этапе - микроэлектронные (персональные компьютеры, Интернет)

Третья стадия производства отличается следующими признаками:

Наибольшее развитие получает сфера услуг, где занято 60-70% всех работников;

Наука становится непосредственным фактором производства. На основе ее достижений создаются блага, которые не суще­ствуют в природе;

Во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются дости­жения информатики и вычислительной техники. Это позволяет резко повысить значение информации в жизни общества, а также автоматизировать физический и умственный труд;

Научно-техническая революция в конце XX в. и начале XXI в. перерастает во второй этап своего развития, когда начинаются информационная революция и совершенно новое инновационное развитие экономики. Об этом подробно говорится в теме 15.

ЭКОНОМИКА, экономики, мн. нет, жен. (греч. oikonomike домоводство). 1. Хозяйственный уклад, хозяйственный строй, хозяйственная жизнь общества, его производство и распределение. Советская экономика. Капиталистическая экономика. Отсталая… … Толковый словарь Ушакова

Экономика - – совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг. Предмет экономической теории – то, как человек и общество выбирают… … Банковская энциклопедия

Экономика - – способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления; наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. [Липсиц И. В. Экономика. Книга 1. М., 2000 г,302 стр.]… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Современная энциклопедия

Экономика - Экономика ♦ Économie Этимологически это слово означает «закон» или «управление» (nomos) домом (oikos). Первоначально под словом «экономика» понимали домашнюю экономику в смысле управления семейным имуществом, т. е. ресурсами и расходами… … Философский словарь Спонвиля

Экономика - (от греческого oikonomike, буквально искусство ведения домашнего хозяйства), 1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции. 2) народное хозяйство данной страны или его часть (экономика транспорта,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. Лоренс Питер В экономических вопросах большинство всегда не право. Джон Кеннет Гэлбрейт Незнание экономических законов не освобождает от ответственности.… … Сводная энциклопедия афоризмов

- [гр. oikonomia управление хозяйством] 1) совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил; 2) хозяйство района, страны, мира; 3) наука, изучающая развитие хозяйства и условия производства.… … Словарь иностранных слов русского языка

Народное хозяйство, экономическая наука, политическая экономия, хозяйственная жизнь, хозяйство Словарь русских синонимов. экономика (народное) хозяйство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов

- (от греч. oikonomike букв. искусство ведения домашнего хозяйства),..1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции2)] Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и … Большой Энциклопедический словарь

- (economics) Наука, изучающая фактическое или желательное распределение ограниченных ресурсов. Микроэкономика (microeconomics) исследует организацию производства и потребления, изучает, что производится и кто получает выгоду. Макроэкономика… … Экономический словарь

Книги

  • Экономика , Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д.. Экономика Самуэльсона и Нордхауса - классический учебник экономической теории, в течение вот уже…

Экономическая теория изучает экономику в целом, то, как она функционирует, экономические процессы и явления на различных уровнях. Она является одной из древнейших наук, привлекавшей внимание ученых и всех образованных людей. Так в прошлом веке А.С. Пушкин, которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию.

И сегодня интерес образованных людей к экономической теории не иссякает. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал ее «королевой наук», а создатели пролетарской политэкономии считали ее «анатомией человеческого общества». И действительно, как нет хорошего врача без знания анатомии, так нет хорошего экономиста, коммерсанта, предпринимателя без знания основ экономической теории. П. Самуэльсон в известной всему миру книге «Экономикс» писал, что человек, который систематически не изучал экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.

Истоки экономической науки: самые первые высказывания об экономике и экономических явлениях можно найти в учениях мыслителей древнего мира. Наиболее известны сегодня взгляды древнегреческих мыслителей (Ксенофонта - 430-354 гг. до н. э.; Платона - 427-347 гг. до н. э.; Аристотеля - 384-322 гг. до н. э.), которые образуют теоретически исходные пункты современной экономической науки. Например, идея о полезности как основе ценности хозяйственных благ, о правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов и др. В условиях рабовладения физический труд считался недостойным для свободного гражданина, поэтому продукт они измеряли только полезностью, а не трудом.

Экономическая мысль Древнего Рима (Варрон - 116-27 гг. до н. э.; Катон старший - 234-149 гг. до н. э.; Плиний - 24-79 гг. н. э.; Сенека - 4-65 гг. н. э.) являлась своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь мы также встречаем обоснование необходимости рабства, но в высказываниях римских мыслителей находят свое отражение упадок и разложение рабовладельческого строя. Так, Сенека утверждал, что по природе все люди равны. Он писал: «Они рабы. Но они люди». Сенека осуждал рабство, выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Идеи Сенеки оказали влияние на христианство.

Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки про-дуктов и многие другие экономические проблемы изложены в той или иной степени в христианском учении. Но это еще не было систематизированное учение об экономике.

Как наука, т. е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма - первой школы, характеризующей развитие экономической теории (политической экономии).

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источников происхождения богатства (и в этом пх заслуга, они впервые о них заговорили), но трактовали они этот вопрос односторонне, так как источник богатства они выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами, отсюда и название «меркантильный» - денежный.

Идейно близкой к меркантилизму является политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну товаров и капиталов.

Наиболее известными представителями меркантилизма были Томас Ман (1571 - 1641), Антуан Монкретьен де Ваттевиль(1575- 1621), Дэвид Юм (1711-1776).

Особую популярность среди меркантилистов имели Томас Ман и Антуан Монкретьен де Ваттевиль.

Томас Ман - английский экономист, став купцом и нажив солидное состояние, передал свой опыт в двух небольших сочинениях: «Рассуждение о торговле в Англии с Ост-Индией» и «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства». В то время торговля и обращение денег играли настолько большую роль, что слова «торговля» и «экономика» считались почти однозначными. Ман главным видом капитала считает торговый капитал, богатство отождествляет с денежной формой, а путем обогащения признает торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит богатство.

Антуан Монкретъен - поэт, мятежник, дуэлянт, прожил бурную, полную приключений жизнь, подобно героям книги А. Дюма «Три мушкетера», был осужден как государственный преступник, по приговору суда его труп был сожжен, а пепел развеян по ветру. Но в историю он вошел как яркий представитель меркантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин «политическая экономия», С выходом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия. Первая часть данного термина произошла от слова «полптейя», что означает государственное устройство. Следовательно, политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства (не в отдельном рабовладельческом или городском хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве в целом).

Внешняя торговля, по мнению Монкретьена, является источником прибыли, «главной целью различных ремесел» и лучшим способом приобретения могущества государства. Монкретьен видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием. «Не обилие золота и серебра... делает государство богатым, - писал он, - но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды...» Он был противником роскоши, которая, по его словам, «для государства чума и роковое разорение».

Первым проявлением русского меркантилизма можно считать взгляды А.Л. Ордин-Нащокина и И.Т. Посошкова.

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) - экономист, государственный и военный деятель, дипломат. Он родился в семье псковского дворянина, получил хорошее образование, владел латинским, немецким, польским, французским, молдавским и другими языками, изучал математику, риторику. Вскоре после отстранения от государственной службы был пострижен

в монахи под именем Антония (1672 г.). Через семь лет был снова привлечен к дипломатической деятельности. Он не оставил специальных экономических работ, но высказывания, письма и донесения к царю свидетельствуют о том, что он был незаурядным экономистом. Ордин-Нащокин ратовал за централизованное государство помещиков и купцов, считал, что народное хозяйство страны представляет единое целое (что его выгодно отличало от предшественников, сосредоточивших свое внимание на развитии отдельных отраслей), уделял много внимания вопросам торговли как орудию развития экономики России и главному источнику пополнения казны. Под его редакцией был составлен «Новоторговый устав», который определил основные направления внешнеторговой политики России. Он был сторонником частной инициативы и свободного предпринимательства. Ордин-Нащокин принимал активное участие в металлургических, металлообрабатывающих, кожевенных, бумажных, стекольных мануфактурах, объективно оценивал достижения более развитых государств. Он призывал заимствовать передовой опыт этих стран, но не слепо преклоняться, а критически его осмысливать, исходя из интересов своей страны.

Иван Тихонович Посошков (1652-1726) родился в семье ремесленника, став купцом, в последние годы жизни приобрел имение с крепостными, где завел винокуренный завод. Он был самоучкой, обладая выдающимися способностями, выдвинулся в число известных экономистов мира своего времени. В главной его работе «Книга о скудности и богатстве» (1724) изложены его экономические взгляды и проект реформ, направленных на улучшение экономического и политического устройства России. В 1725 г. он был арестован, заключен в крепость, где через полгода умер. В отличие от меркантилистов И.Т. Посошков признавал получение прибыли внутри страны, а ее величину ставил в зависимость от производительности труда и уровня заработной платы, защищал активный торговый баланс, подчиняя его развитию внутренней торговли. Он правильно установил связь между уровнем процента и прибыли, не заблуждался, что процент должен устанавливаться законодательным путем в зависимости от прибыльности ремесла. Источником богатства И.Т. Посошков считал труд как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. По его мнению, «дела будут отправляться поспешнее», если работники будут работать по найму и при сдельной оплате («по заделию»). Причины «скудности» он видел в недостаточном развитии промышленности, неудовлетворительном состоянии торговли, слабости _ протекционизма. Признавая пользу конкуренции, И.Т. Посошков ошибочно полагал, что преуспевание России возможно при сохранении крепостничества и регламентации хозяйственной жизни. Сказал свое слово в экономической науке и Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1776) - великий многогранный русский ученый, мыслитель-материалист и просветитель. Своими открытиями он обогатил все области знания, что дало основание А.С. Пушкину назвать его «первым нашим университетом» и «величайшим умом новейших времен». М,В. Ломоносов связывал обеспечение самостоятельности и независимости России с всесторонним развитием отечественного производства, разработкой естественных богатств страны, рациональным размещением промышленности, строительством путей сообщения, изготовлением" и применением машин, обучением населения «ремесленным делам», развитием торговли как важнейшего фактора роста богатства страны. Он требовал ограждения национального производства от иностранной конкуренции путем установления таможенных тарифов. Государство он рассматривал как руководящую силу экономического развития и высказывался за его активное вмешательство в экономическую жизнь страны с целью подъема благосостояния народа при сохранении крепостничества.

Учение Вильяма Петти (1623-1686) является как бы переходным от меркантилизма к классической (подлинной) науке - политической экономии. Его работы - «Трактаты о налогах и сборах» (1662), «Политическая арифметика» (1676), «Кое-что о деньгах» (1682) и др. Последняя работа оценена Ф. Энгельсом как шедевр политической экономии. Заслуга В. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать».

Другое направление в развитии политической экономии было представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774). Он был придворным врачом Людовика XV. В 52 года после научных

работ по медицине Ф. Кенэ написал главный свой труд по политической экономии «Экономические таблицы» (1758), где была сделана гениальная попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов в том, что обмен создает богатство: источником богатства он объявил труд в сельском хозяйстве.