В чем состояли особенности финансовой политики витте. Экономическая политика С.Ю. Витте. Развитие экономики России в пореформенный период

Экономическая и финансовая политика С.Ю.Витте. Министерство финансов, ведавшее финансовой политикой, в течение одиннадцати лет (с 1892 по 1903 гг.) возглавлялось С. Ю. Витте - крупнейшим государственным деятелем России рубежа XIX-XX вв. Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для государства время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданным по своим масштабам голодом 1891-1892 гг. В очередной раз страна оказалась перед выбором пути выхода из кризиса.

Один из этих путей заключался в демократизации режима, в глубоких социальных структурных изменениях, в предоставлении личной свободы населению и более широких возможностей для развития рыночных отношений и частного предпринимательства. Но в таком случае царизм должен был если не расстаться полностью, то существенно поступиться своей властью, а это было для него неприемлемо.

Оппозиционные же царизму силы, выражавшие такую альтернативу, в то время были крайне слабы и распыленны и не могли оказать какого-либо влияния на характер внутренней политики. Царизм использовал традиционную для него политику, сводившуюся к дальнейшему усилению государственного вмешательства в экономику, к более широкому использованию монетаристких способов ее оздоровления, избегая глубоких социальных преобразований. Значение Витте как финансиста, экономиста и государственного деятеля и заключалось в том, что он с присущей его натуре решительностью, напористостью и размахом последовательно осуществлял такую политику.

Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов, а также развитию промышленности и железнодорожного транспорта. За время пребывания Витте во главе финансового ведомства государственный бюджет возрос более чем в два раза. В 1892 г. он составлял около одного миллиарда рублей, а в 1903 г более двух миллиардов.

Среднегодовой прирост бюджета составлял 10,5%, в то время как в предшествующем десятилетии он равнялся 2,7%, а в последующем - 5%. Рост бюджета обеспечивался главным образом за счет повышения доходов от государственной собственности, увеличения косвенных налогов и более широкого использования прогрессивного налога с прибыли предприятий вместо прежней системы промыслового обложения в виде сборов за право торговли и промыслов. Рост прямых налогов был незначителен и сводился в основном к повышению налогов квартирного и на городскую недвижимость.

Более того, некоторые прямые налоги были даже понижены. Так наполовину был уменьшен поземельный налог. Официально эта мера объяснялась сельскохозяйственным кризисом, в действительности же она имела прежде всего цель поддержать поместное дворянство. Частично были уменьшены годичные выкупные платежи путем удлинения общего срока выкупной операции. Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия.

Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и крепких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Продажа же этих напитков становилась государственной монополией, но она не касалась изготовления и продажи пива, браги и виноградного вина. Введение винной монополии началось в 1894 г. и к концу пребывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи кроме отдаленных окраин.

С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки. Доходы казны от винной монополии постоянно росли и в 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли "пьяным бюджетом". Вопреки заверениям власти и ослуживавшей ее прессы, введение монополии не способствовало уменьшению пьянства и повышению нравственности народа.

Наоборот, увеличивалась тайная продажа вина, а главное - появилась целая армия новых чиновников, ведавших монополией, что развращало не только их самих, но и тех, кому приходилось к ним обращаться, порождая такие негативные явления как самодурство, произвол, коррупцию, подхалимство, хищения и т. п. Винная монополия являлась самой эффективной, но не единственной мерой для пополнения казны и косвенного обложения народа.

Существенное значение имело также повышение акцизов, а следовательно, и розничных цен на товары повседневного массового потребления: спички, табак, керосин, сахар, чай и др. На целый ряд таких товаров акцизы повышались неоднократно. В ряду мер, принимавшихся Витте по укреплению финансовой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обмена бумажных денег на золотую валюту. Необходимость такой реформы осознавалась предшественниками Витте по Министерству-Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградским, они предпринимали некоторые подготовительные меры для ее осуществления, стабилизируя финансы и накапливая золотой запас.

Витте со свойственной ему решительностью и последовательностью довел их дело до конца. Прежде всего он принял ряд мер по дальнейшей стабилизации курса кредитного рубля. Частные кредитные банки, во избежание спекуляции с их стороны на курсе рубля, были строго предупреждены о том, что подобная спекуляция и содействие ей поведут к лишению их правительственной поддержки и даже права производить коммерческие операции.

Установлены были надзор за этими учреждениями, а также контроль и пошлины на вывоз из страны и ввоз в нее российских денег. Денежная реформа имела очень большое значение. Она поставила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. господствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов.

С. Ю. Витте, к тому времени уже практически исчерпавший все возможные средства по мобилизации внутренних капиталов и как никто другой знавший, что ими "небогато наше отечество", убеждал царя в том, что "необходимый рост нашей крайне отставшей промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов". Он предлагал снять те ограничения, которые имелись в российском законодательстве для иностранного капитала, в частности, запреты иностранцам владеть землей в ряде регионов страны, заниматься такими промыслами, как горный, нефтяной, золотодобывающий и др. или хотя бы не устанавливать новых.

В этом вопросе Витте добился лишь частичного успеха. В 1899 г. "высочайшим повелением" подтвержден был допуск иностранных капиталов и предпринимателей к участию в создании и развитии различных отраслей отечественной обрабатывающей промышленности, с целью "удешевления" производившихся ею продуктов. 2.1. Деятельность Витте в области промышленной и торговой политики Политика Витте в области промышленности и торговли была намечена в программе деятельности Министерства финансов, утвержденной главой Министерства осенью 1893 г. В ней говорилось прежде всего об обеспечении благоприятных внешних условий для развития отечественной промышленности, ограждении ее от конкуренции со стороны иноземных товаров на внутреннем рынке.

С этой целью предусматривалось энергичнее использовать такие традиционные меры, как покровительственный таможенный тариф, выгодные для государства торговые договоры с другими странами и разумные железнодорожные тарифы.

Основная идея программы сводилась к дальнейшему усилению руководящей роли правительства в развитии промышленности и торговли. Для активизации частного предпринимательства настоятельно необходимым признавался пересмотр устаревшего, в большинстве своем еще дореформенного, промышленного и торгового законодательства.

Предполагалось, в частности, упростить оформление документов при учреждении фабрик и заводов, избавившись от всевозможных утрясок, согласований и проволочек со стороны не только местных, но порой и центральных административных органов; модернизировать законы, определяющие порядок акционерного учредительства; заменить разрешительную систему этого учредительства явочной, реформировать биржевое законодательство. Однако большинство законопроектов, выработанных различными комиссиями для реализации этих намерений, были отвергнуты или волынились бюрократическими инстанциями, без каких-либо надежд на их одобрение.

Успешнее обстояли дела по усилению позиций государства в экономике. Стремление Витте "подчинять своему ведению все более и более широкую сферу хозяйственной частной деятельности" наглядно проявлялось в значительном увеличении аппарата и активизации деятельности Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов.

Изменились приоритеты в правительственной промышленной политике. Если раньше основное внимание уделялось устранению препятствий на пути развития промышленности, то теперь ей оказывается прямая поддержка. Изменяется сам стиль правительственной промышленной политики, значительно расширяется вмешательство чиновников даже в мелочи частной предпринимательской деятельности. Существенно увеличилось число предпринимательских представительных организаций: биржевых комитетов, отраслевых съездов; возникли новые предпринимательские организации - порайонные общества заводчиков и фабрикантов.

Министерство финансов активно опиралось на эти организации при выработке своей политики, поручая им создавать различные проекты решений, привлекая их представителей для участия в работе проводимых им различных совещаний по вопросам торговли и промышленности. Однако Витте отдавал предпочтение созданию совместных чиновничье-предпринимательских органов в центре и на местах - они должны были проявлять инициативу и вырабатывать предварительные решения по важным торгово-промышленным вопросам.

Таким образом, правительство, стимулируя активность торгово-промышленных кругов, вместе с тем не шло далее предоставления этим кругам консультативных функций в выработке своей торгово-промышленной политики. Рычагом воздействия государства на частные железные дороги являлась и монополизация им права выработки железнодорожных тарифов. Своей тарифной политикой государство имело возможность регулировать торговые потоки, стимулировать экспорт с целью пополнения казны валютой, необходимой для поддержания стабильности курса рубля. Витте к тому же не ограничивался регулированием товарных тарифов.

Чтобы повысить доходность железных дорог и облегчить условия подвижности населения, он понизил пассажирский тариф, особенно на дальних расстояниях. Благодаря такой политике бюджет казенного железнодорожного хозяйства увеличился в 4 раза, однако его прибыльность была незначительной. Основной причиной этого было интенсивное строительство новых железных дорог, которое обходилось дорого и, как правило, значительно превосходило сметные расходы.

В немалой степени это было связано и с тем, что, проводя политику поощрения отечественной промышленности, государство платило за производимую ею железнодорожную продукцию дороже ее стоимости на международном рынке. Больших расходов требовало также освоение железных дорог. Сказывалось и то, что они нередко строились с учетом прежде всего не финансовых, а общеэкономических и стратегических соображений.

Существенными были переплаты казны при выкупе частных железных дорог. Политика протекционизма по отношению к отечественной промышленности при Витте проводилась традиционными методами: высокими таможенными пошлинами, размещением государственных заказов на отечественных заводах, щедрой финансовой поддержкой промышленных предприятий из государственной казны: им предоставлялись льготные займы и кредиты, но гораздо масштабнее, чем при его предшественниках. Одним из важных аспектов торгово-промышленной политики Витте являлось значительное расширение сети коммерческого и технического образования.

До 1894 г. в России было всего лишь восемь коммерческих училищ, а с 1896 по 1902 г. было открыто 147 таких училищ и три коммерческих института - в Петербурге, Киеве и Варшаве. Их программы и деятельность должны были строго сообразовываться "с практическими нуждами страны". Витте добился того, что заведование этими учебными заведениями было возложено на Министерство финансов.

Вместе с тем значительные права по учреждению таких заведений и в их управлении были предоставлены частным предпринимателям: в ответ на такое доверие они охотно давали средства на устройство и содержание этих заведений. Обращалось внимание и на различные формы профессионально-технической подготовки рабочих, а также на устройство в стране промышленных выставок и на участие России в международных выставках. Мерами по расширению и совершенствованию коммерческого и технического образования предполагалось решить не только проблему обеспечения промышленности и торговли специалистами, но и в целом повысить "технический и моральный" уровень этих отраслей экономики. 2.2. С.Ю. Витте и социальная политика самодержавия по отношению к дворянству Социальная политика царизма не претерпела каких-либо принципиальных изменений по сравнению с предшествовавшим периодом.

Она оставалась консервативной по своему характеру, была направлена на сохранение и укрепление той социальной структуры общества, которая, по мнению правящих верхов, всего более способствовала стабильности и порядку.

В основе этой политики находился принцип сословности. Для царя и его окружения Россия виделась страной главным образом двух сословий - дворянства и крестьянства. Но капиталистическое развитие вносило свои коррективы в социальную структуру общества, порождая неоднородность в традиционных слоях и формируя новые - буржуазию и пролетариат, заставляло власти обращать внимание в какой-то мере и на эти последние.

Накладывало свой отпечаток на социальную политику правительства и нараставшее в стране революционное движение. Чтобы успешнее противостоять своим политическим противникам в борьбе за массы, власти стремились активизировать и распространить шире свою традиционную попечительскую политику, использовать ее, в частности, в отношении проявлявших все большее недовольство рабочих и студентов. Подобная политика сводилась в основном к незначительным экономическим уступкам и частичному удовлетворению духовных запросов этих слоев населения, а также их потребности в профессиональной организации.

Вместе с тем она свидетельствовала о стремлении государства усилить свою роль и в регулировании социальных отношений. Взгляды Витте были эклектичны, противоречивы и подвержены конъюнктурным влияниям. До назначения министром финансов он разделял основные положения славянофильской теории об особом пути развития России.

Затем его взгляды претерпели значительные изменения в сторону западничества. Своеобразным было отношение Витте к самодержавию. Будучи его сторонником, он вместе с тем не обожествлял его, не считал властью, данной России Богом раз и навсегда. Самодержавие он рассматривал как власть, исторически преходящую, которая должна была измениться с переменой общественных условий. Самодержавие он ценил прежде всего как систему жестко централизованной власти. Лишь такая власть, по его мнению, была способна решить проблемы модернизации страны, преодолеть ее отсталость.

Поэтому до начала первой революции он выступал противником малейших попыток ограничения самодержавия, считал несовместимым с ним даже земство. Витте пытался представить самодержавие как власть надсословную, ставящую интересы страны выше интересов какого-нибудь одного класса или сословия, в том числе и дворянства. Пользуясь прежде всего этим аргументом, Витте вначале убеждал Николая II отказаться от затеи созыва Особого совещания о нуждах дворянства, однако его попытка успеха не имела.

Дворянство есть продукт феодализма, который в Западной Европе уже сменился капитализмом, и эта смена является мировым непреложным законом. По этому закону развивается и Россия. Лет через 50 дворянство, если оно по-прежнему будет связывать себя с землевладением и службой, полностью оскудеет и потеряет свои привилегии, не выдержав конкуренции с новыми богачами - банкирами и промышленниками. Спасение дворянства и страны Витте видел не в том, чтобы возродить былое положение дворянства и "одворянить" буржуазию, а в том, чтобы "обуржуазить" дворянство, переориентировать его интересы с земли на промышленность и банковское дело. Однако Витте в своем понимании неизбежности смены традиционного аграрного строя индустриальным был в то время одинок не только среди участников совещания, но и во всей правящей бюрократии.

Таким образом, социальная политика самодержавия по отношению к дворянству носила в известной мере компромиссный характер, учитывавший, с одной стороны разнородность интересов и противоречия между различными группами дворянства, а с другой противоречия между общегосударственными интересами, требовавшими перехода страны от традиционного, аграрного строя к индустриальному ради сохранения ею экономического и военного могущества, статуса мировой державы, и узкосословными интересами поместного консервативного дворянства, не принимавшего нового, мечтавшего о восстановлении дореформенных порядков.

Но такой компромисс не удовлетворял, а лишь усиливал недовольство и либерального, и консервативного дворянства, ослаблял тем самым основную социальную базу царизма. Ослабление позиций поместного дворянства под воздействием капитализма, нарастание противоречий в нем, усиливавшийся разлад между правящими верхами и их социальной опорой, разногласия в этих верхах по вопросу об отношении к дворянству - все это являлось признаками кризиса власти, одним из важных свидетельств складывавшейся в это время революционной ситуации.

Правительство, как отмечалось выше, уже не могло полностью подчинить свою социально-экономическую политику консервативному. 2.3. Влияние С.Ю. Витте на решение крестьянского вопроса в России Россия в начале XX века оставалась аграрно-крестьянской страной.

Доход от сельского хозяйства составлял 2/3 национального дохода. В этой отрасли народного хозяйства было занято подавляющее большинство населения страны. Положение крестьянства оставалось крайне тяжелым. Оно страдало от малоземелья, налогового бремени, выкупных платежей, аграрного перенаселения, сословной неполноправности.

Крестьянские хозяйства были придавлены помещичьими латифундиями. Одной из основных причин отсталости деревни являлось сохранявшееся господство феодальных форм собственности на землю - помещичьей и крестьянской общинной. Они препятствовали рациональному распределению земли и организации на ней сельскохозяйственного производства, отвечавшего требованиям развивавшихся рыночных отношений.

О катастрофическом положении российской деревни более всего свидетельствовали систематически повторявшиеся голодные годы. Полунищенское состояние деревни угнетающе отражалось на всех сферах общественной и государственной жизни страны. Одним из свидетельств этого стал экономический кризис начала 900-х годов. Дальнейшее осуществление модернизации требовало расширения внутреннего рынка для промышленности и новых денежных средств. Потребность государства в деньгах возросла и в связи с внешнеполитическими проблемами: осуществлением экспансионистских замыслов на Дальнем Востоке и включением в развертывавшуюся мировую гонку вооружений.

Основным источником пополнения казны оставались прямые и косвенные налоги, которые платили крестьяне. Вопрос о повышении платежеспособности этой самой многочисленной категории населения становился государственным. Его решение напрямую было связано с повышением производительности крестьянских хозяйств, уровня их доходности.

Государство было заинтересовано в подъеме крестьянских хозяйств и ввиду того, что их продукция составляла один из существенных компонентов экспорта сельскохозяйственной продукции - главной статьи, внешнеторгового дохода государства. Нищенским состоянием деревни было обеспокоено и военное ведомство: все большее количество новобранцев и лошадей, поставляемых крестьянством в армию, не отвечало предъявлявшимся к ним требованиям. Важнейшую роль играл и фактор государственной безопасности. Витте - один из немногих в правящих сферах, кто в поисках решений крестьянского вопроса исходил не из идеологических соображений, а с позиций экономического прогресса.

До того, как стать министром финансов, С. Ю. Витте, тяготея к славянофилам, разделял их идею о благотворной роли крестьянской общины. Впоследствии он стал утверждать, что сельская община не предотвращает процесс дифференциации крестьянства, не предохраняет его от пролетаризации. Не является она и защитным валом от революции.

С административно-полицейской точки зрения она, безусловно, представляет определенные удобства, так как "легче пасти стадо, нежели каждого члена стада в отдельности". Но это достоинство общины умаляется опасными для власти сторонами: не прививая крестьянам уважительного отношения к чужим правам и собственности, она тем самым не только препятствует развитию у крестьян гражданского правосознания, как основы здорового экономического и культурного развития, но и способствует распространению революционных и социалистических идей. Негативные последствия виделись Витте и в решении проблемы крестьянского малоземелья за счет помещичьих земель.

Подобное решение он допускал лишь в исключительных случаях. Так он признавал политическую необходимость наделения крестьян землей в 1861 г но вместе с тем подчеркивал, что реформа на таких условиях ослабляла сам принцип собственности, обязывала правительство исполнять по отношению к крестьянству полицейско-попечительные функции, обращая особое внимание на регулирование вопросов землевладения и землепользования.

А это, в свою очередь, не только подавляет хозяйственную инициативу крестьян, мешает росту их гражданского сознания, но и способствует развитию у них агрессивных иждивенческих настроений. Заверения, что собственность священна и неприкосновенна, не находят у них понимания. Они склонны считать, что все зависит только от воли царя: Александр II захотел и отобрал землю у помещиков, отдал ее крестьянам; а Николай II следовать примеру своего деда не хочет; выходит, что он царь плохой, не печется о своем народе.

В результате таких рассуждений, полагал Витте, крестьяне становятся восприимчивыми к революционной пропаганде. По мнению Витте, ключом к решению крестьянской проблемы могло быть только уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Необходимо, утверждал он, сделать из крестьянина "полуперсоны" "персону". Это позволило бы ему встать в ногу со временем, развить в себе черты, отвечающие требованиям рыночного хозяйства: личную инициативу и дух предпринимательства.

Под уравнением крестьян в правах с другими сословиями Витте имел в виду также замену общинной надельной собственности частной крестьянской собственностью и предоставление крестьянам права по своему желанию выходить из общины и свободно перемещаться по стране. Виттевский вариант решения крестьянского вопроса был самым радикальным среди тех многочисленных вариантов, которые в ту пору рождались в правящей верхушке, однако по своей сути он был либерально-консервативной утопией, страдал непоследовательностью и ограниченностью.

Утопичен он был тем, что предполагал решение крестьянского вопроса в рамках самодержавной полицейско-бюрократической политической системы и при сохранении помещичьего землевладения. Непоследовательность и ограниченность этого варианта сказывалась прежде всего в том, что он ставил ряд преград на пути вовлечения в рыночные отношения крестьянской надельной земли. Предусматривались, в частности, запреты на покупку крестьянской надельной земли лицами других сословий и на продажу этой земли за долги, а также нормы концентрации надельной земли.

Своим экономическим содержанием вариант Витте был аналогичен столыпинской аграрной реформе, но последняя была более реалистична потому, что решалась уже при значительно реформированной политической системе. Либерально-консервативная позиция Витте по крестьянскому вопросу подвергалась резкой критике представителями реакционно-консервативной бюрократии, подходившими к крестьянскому вопросу прежде всего с политической и идеологической точек зрения.

Они были убеждены в том, что традиционный образ жизни формирует у крестьян особое мировосприятие, являющееся залогом их верности самодержавию. Поэтому такие формы крестьянской жизни, как сословную обособленность крестьян, общину, надельную крестьянскую собственность и патриархальную семью необходимо не только охранять, но и укреплять. Они выступали и за продолжение политики попечительства над всеми крестьянами, считая что такая политика не только поддерживает в крестьянстве монархическую идею, но и является основанием и оправданием для надзора правительства за крестьянами.

Позиция Витте и его сторонников оценивалась как чрезвычайно опасная, поощряющая революцию. Разногласия в правящих верхах по вопросу о пересмотре крестьянской политики были настолько значительными, что в 1902 г. было создано почти одновременно два параллельных центра, занимавшихся этим вопросом: Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности под председательством С. Ю. Витте и Редакционная комиссия по пересмотру законодательства о крестьянах Министерства внутренних дел во главе с товарищем министра внутренних дел А. С. Тишинским.

Инициатором же создания этой комиссии и ее действительным руководителем являлся В. К. Плеве, ставший в том же, 1902 г министром внутренних дел. И Редакционная комиссия, и Особое совещание проработали не один год. Первая закончила свою работу по подготовке проекта реформы крестьянского законодательства в октябре 1903 г. Итоги этой работы составили целых шесть томов, которые сразу же были опубликованы. В начале 1904 г. подготовленный проект был передан губернским совещаниям, где обсуждение его затянулось и окончательно заглохло с началом революции.

В это же время, в конце марта 1905 г царским указом была прекращена и деятельность Особого совещания. Значительная часть материалов этого совещания, в том числе 57 томов "трудов" и "свода трудов" его местных комитетов, также была опубликована.

Какое же решение крестьянского вопроса предлагалось Редакционной комиссией и Особым совещанием? Проект Редакционной комиссии, в отличие от аграрной политики эпохи контрреформ, уже не считал случайными факты расслоения крестьянства, а признавал их закономерными результатами экономического развития: перехода крестьянского хозяйства от натурального к денежному, распространения отхожих промыслов и других внеземледельческих заработков.

Более того, признавалось нецелесообразным принимать меры, препятствующие образованию состоятельного крестьянства и не только потому, что это означало бы становиться поперек развития экономической жизни, но и потому, что эти крестьяне, вопреки распространенному мнению, клеймившему их как "кулаков" и "мироедов", не являются худшим и наиболее вредным элементом деревни. Наоборот, в силу своей заинтересованности в охране принципа собственности такие крестьяне - надежная опора существующего порядка.

В проекте не отрицались и преимущества крестьянского хуторского и отрубного землевладения перед общинным. Высказывалась даже уверенность в том, что эти формы землевладения существенно улучшат благосостояние крестьян, повысят производительность их труда и упрочат у них уважение к чужой собственности. Но признавая новые явления в крестьянстве, проект вместе с тем подчеркивал, что они еще не получили широкого распространения и потому не могут служить основанием для коренного изменения аграрно-крестьянской политики.

В то же время эта политика полностью и не игнорировала данные явления. Предлагалось, в частности, облегчить выход из общины для "индивидуально-сильных" и "умственно переросших общинный строй" крестьян, создать для них условия к постепенному переходу от общинного владения землей к хуторскому и отрубному, но хутора и отруба должны были быть организованы только на вненадельной земле и при условии, что их хозяева отказываются от общинной земли.

Названные меры еще не означали ставки правительства на зажиточное крестьянство. Они лишь вносили известные коррективы в традиционную политику. С их помощью реализовывалось представление В. К. Плеве о зажиточном крестьянине, как о "дьяволе", от которого надо освободить крестьянскую общину. Таким образом, старая "попечительная политика" оставалась в силе, и в ней еще более подчеркивался аспект защиты государством "слабых элементов" крестьянства от притеснений со стороны " сильных" крестьян.

Проект провозглашал также незыблемость крестьянской надельной земельной собственности, устанавливал пределы ее концентрации и дробления, принцип ее заповедности. Реакционно-консервативная направленность проекта еще более проявлялась в его стремлении распространить положения о принудительном надельном землевладении и на крестьянские вненадельные земли. Согласно проекту, неприкосновенной должна была остаться и крестьянская община. Достоинства хуторского землевладения хотя и признавались, но в то же время считалось, что основная масса крестьянства до него еще не доросла.

В доказательство приводились разного рода аргументы, но прежде всего то, что крестьяне не имеют достаточных средств для переселения на хутора и надлежащего умственного и культурного развития. Препятствиями для развития хуторских хозяйств назывались также естественно-географические и почвенно-климатические особенности большинства российских земледельческих губерний. Утверждалось, как прежде, что община, вопреки распространенному мнению, не мешает применению более совершенных приемов хозяйствования и что роль ее особенно благотворна: ведь она печется о крестьянах - "помогает слабым и подгоняет нерадивых". И хотя в проекте заявлялось, что вопрос об общине должен быть предоставлен "естественному ходу вещей", в то же время предлагались меры по ее укреплению. В частности, устанавливались максимальные 12-летние сроки переделов земли и сдачи в аренду общинной земли.

Повышенное внимание уделялось стабильности крестьянской патриархальной семьи как одного из важнейших оплотов консерватизма.

Предусматривалось укрепление крестьянской семейной земельной собственности. Замена этой традиционной собственности личной, индивидуальной собственностью рассматривалась как недопустимая ломка всего земельного и имущественного строя крестьян. Ужесточались меры против самовольных разделов крестьянских семей. В целях предохранения крестьянской семьи от "смуты и безурядицы" со стороны ее младших членов законодательно усиливалась власть домохозяина.

Без его согласия членам семьи не выдавались паспорта, необходимые для ухода на заработки, а несовершеннолетние (до 25 лет) члены семьи не могли выделиться из двора. Конструктивно критиковал деятельность Редакционной комиссии С. Ю. Витте. В 1904 г. была опубликована его "Записка по крестьянскому вопросу", подводившая предварительные итоги работы возглавлявшегося им Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности и предлагавшая решение крестьянского вопроса на принципиально иных началах по сравнению с проектом Редакционной комиссии.

Витте предлагал освободить крестьян от опеки общины, уравнять их в правах с другими сословиями и предоставить им право свободного перехода от общинного к частному личному землевладению. Виттевский вариант крестьянской реформы являлся частью его либерально-консервативного плана модернизации страны, предполагавшего сохранение и укрепление самодержавия в данном случае путем расширения его социальной базы за счет консервативных мелких земельных собственников, которых должна была создать реформа.

Предлагавшаяся Витте реформа предопределяла столыпинскую аграрную реформу. У нее было уже немало сторонников, как в низах, так и в правящих верхах. Однако для последних нужна была революционная встряска, чтобы сделать идеи такой реформы руководящими в аграрно-крестьянской политике. 2.4. Итоги экономической и финансовой политики С.Ю. Витте Итоги экономической политики С.Ю. Витте были неоднозначными.

Эта политика, сводившаяся в значительной мере к ускоренному развитию промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза товаров из России, немало способствовала бурному промышленному подъему 90-х годов, когда промышленное производство возросло в среднем в 2-3 раза. Россия приблизилась к индустриально развитым странам, однако цель Витте - сравняться с этими странами - достигнута не была. Велика была и цена виттевской индустриализации.

Экономическая политика Витте была той последней возможностью, которую использовало самодержавие для модернизации экономики, не меняя своей сущности и не производя глубоких структурных изменений. Разразившийся в начале 900-х годов экономический кризис свидетельствовал о том, что эта возможность была уже в основном исчерпана.

Дальнейшая модернизация не только промышленности, но и всего общества могла происходить лишь при условии осуществления значительных политических и социально-экономических преобразований. Особенно остро вставал вопрос о реформировании находившейся в крайне тяжелом положении российской деревни, где развивавшиеся капиталистические отношения были придавлены пережитками крепостничества, патриархальщиной, почвой для которых являлись помещичья и крестьянская надельная формы собственности на землю.

Не случайно поэтому в начале 900-х годов в экономической политике правительства акцент переносится с промышленности на сельское хозяйство. Нужды деревни становятся также в центре внимания российской общественно-экономической мысли и политического движения. Необходимо иметь в виду и такой аспект. Положительные результаты экономической политики царизма давали определенные основания оценивать их как свидетельство жизнеспособности самодержавия.

Благодаря им на целое десятилетие был приглушен обострившийся было в начале 90-х годов вопрос о политических преобразованиях. И лишь в начале 900-х годов, когда стало ясно, что проводившаяся политика модернизации экономики исчерпала свои ресурсы, этот вопрос вновь приобрел в обществе особую актуальность. Руководствуясь принципом, что "великие задачи требуют и великих жертв", Витте для реализации своей экономической политики злоупотреблял так называемыми "непопулярными" мерами, затрагивавшими интересы подавляющего большинства населения, что не только обостряло имевшиеся в стране социальные противоречия, но и расширяло базу для недовольства существовавшим режимом.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие экономики России в пореформенный период

Видный представитель формировавшегося российского менеджмента, глава Министерства путей сообщения, многолетний влиятельный министр финансов, первый.. Роль С.Ю.Витте в сложившейся к началу XX в. ситуации в России разнолика и.. Третьи, не отрицая роли государства в промышленном развитии страны, считают, что речь может идти лишь о насаждении..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Конца 19 - начала 20 века. Она укрепила рубль не только в нашей стране, но и во всем мире благодаря установлению его свободного обмена на золото. Причиной ее проведения стала неустойчивость денежной системы в России в конце столетия. Однако после "оздоровления" рубля престиж отечественной экономики существенно повысился, что привело к росту инвестиций и притоку иностранного капитала.

Причины

Финансовая реформа Витте была вызвана необходимостью создания устойчивой валюты, в которой так нуждались возникшие на рубеже столетий монополистические объединения в нашей стране. Дело в том, что в рассматриваемое время в России под влиянием основных тенденций мировой экономики стали появляться крупные монополистические объединения, такие как картели и синдикаты. Для крупных денежных сделок требовалась такая валюта, которая сохранила бы ценность финансовых капиталов.

Поначалу правительство пыталось решить проблему с помощью выпуска так называемых лишних бумажных денег, однако это не помогло. К концу века стала очевидной необходимость введения Финансовая реформа Витте проводилась по западноевропейскому образцу. Дело в том, что золотомонетный стандарт был введен во многих странах Европы в связи с возникновением единого мирового рынка. Россия активно вела внешнюю торговлю, и поэтому так же, как и ее партнеры, нуждалась в аналогичной денежной системе.

Цель

Царское правительство было заинтересовано в том, чтобы развивать страны. Последнему обстоятельству сильно препятствовал тот факт, что рубль, несмотря на то что был конвертируемой валютой, тем не менее не был достаточно крепким для того, чтобы служить эквивалентом обмена.

Иностранные предприниматели часто не решались продавать свои номиналы, так как он не был обеспечен золотом. Финансовая реформа Витте преследовала цель преодолеть этот барьер и поставить рубль на один уровень с европейскими денежными единицами. Это должно было привлечь и вложения в отечественную экономику.

Подготовительные меры

Финансовая реформа Витте, дата которой - 1897 год, была подготовлена его предшественниками. Бунге и Вышнеградский понимали слабость бумажной денежной системы и пытались заменить ее металлическим стандартом. Оба хотели сделать отечественный рубль достаточно крепким для того, чтобы он свободно обменивался не только на серебро, но и на золото. Для достижения этой цели они поставили задачу создать запас этого ценного металла, проводя делая иностранные займы, а также ограничивая импорт и увеличивая экспорт товаров.

Таким образом, еще до прихода Витте на пост министра финансов курс отечественной валюты был стабилизирован. К году проведения реформы золотой запас нашей страны достиг более 800 миллионов рублей. Государственный банк при новом министре ввел в оборот иностранную валюту и прекратил спекулятивные действия на кредитном рубле.

"Оздоровление" экономики

Проведение финансовой реформы Витте было естественным продолжением политики его предшественников, которые своими мерами добились твердой фиксации рубля и прекращения биржевых спекуляций. Таким образом, были созданы все необходимые предпосылки для введения золотого стандарта. Запас этого драгоценного металла, стабильный валютный курс, правильно сформированный бюджет, развитие внешней и внутренней торговли, независимая работа министерства финансов способствовали "оздоровлению" отечественной экономики и стали стимулом к рывку в промышленном развитии, которого достигла Россия к началу Первой мировой войны.

Политика министра финансов

Сергей Юльевич Витте в течение десяти лет занимал этот пост и в течение данного периода добился немалого. Благодаря его усилиям было ускорено железнодорожное строительство, заключен выгодный торговый договор с Германией, введена винная монополия, которая стала важным источником пополнения государственного бюджета. Благодаря его денежной реформе оборот золота резко увеличился, а количество бумажных единиц упало, что, разумеется, повысило престиж российской экономики на мировом рынке.

Сергей Юльевич Витте добился "оздоровления" отечественной финансовой системы, которая была надежной вплоть до начала Первой мировой войны в 1914 году. Впрочем, следует отметить, что многие современники были недовольны отменой биметаллического обращения в стране, так как основная масса населения стала испытывать острый недостаток в денежных единицах, что отрицательно сказалось на их покупательной способности.

Золотой стандарт

Данное понятие означает признание золота основным денежным товаром и единственным эквивалентом ценностей. Преимущество данной системы заключается в том, что она не подвержена инфляции. В случае падения экономической активности этот ценный металл оседал в руках современников, когда же ситуация стабилизировалась, он снова пускался в обращение. Финансовая реформа Витте 1897 года в первую очередь была выгодна для развития внешней торговли, так как облегчала оплату сделок. Введением золотого стандарта были очень недовольны помещики и дворяне, зато предприятия отечественной буржуазии получили новый толчок для развития во многом за счет экспорта хлеба, что увеличивало доходы.

Первые меры

Финансовая реформа Витте, причины которой были вызваны нестабильностью денежной системы второй половины 19-го столетия, началась с указа императора 1895-го года, который разрешал оплачивать сделки золотой отечественной валютой или кредитными билетами по ее курсу. Однако новые денежные номиналы довольно медленно входили в оборот. Поэтому Государственный банк принял решение покупать золотую монету по неплохой цене - 7 рублей 40 копеек.

Последняя мера способствовала стабилизации соотношения между бумажной и металлической денежными единицами. В 1897 году правительство приняло решение ввести в России золотое обращение. Монеты из данного металла начали чеканиться с 1897-го года. Первые из них были достоинством в 5 и 10 рублей. Также выпускались империалы (15 рублей) и полуимпериалы, которые составляли половину их стоимости. Однако показателен тот факт, что большинство населения по-прежнему отдавало предпочтение бумажным деньгам, так как их было легче хранить на руках.

Последствия

Финансовая реформа Витте, итоги которой оказались в целом очень положительными для отечественной промышленности, готовилась в строгой секретности, поскольку ее разработчики не зря опасались противодействия придворных кругов и поместного дворянства. Дело в том, что введение золотого стандарта укрепило позиции российской буржуазии, однако привело к падению цен на сельскохозяйственную продукцию. После начала реформы ее инициаторы подверглись резким нападкам общественности.

Однако Витте заручился поддержкой императора и специального финансового комитета и добился утверждения своего проекта. В результате курс рубля стабилизировался, и отечественное предпринимательство получило новый импульс для развития. Позиции отечественной экономики на мировом рынке укрепились, что вывело российскую промышленность на новый уровень. Одним из недостатков реформы является увеличение долга России из-за привлечения иностранного капитала, однако стоимость заимствования упала.

Кроме того, в ходе проведения реформы произошло увеличение государственного имущества за счет создания золотого запаса и приобретения железных дорог в собственность казны. Успеху способствовала умелая бюджетная политика Витте, который отказался от экономии государственных средств. Этой бережливости он противопоставил финансовую активность, способствуя включению капиталов в промышленный оборот. Итак, укрепила российскую экономику и вывела ее на мировой уровень.

В начале 1889 г. С.Ю. Витте был предложен пост директора Департамента железнодо­рожных дел Министерства финансов. В феврале 1892 г. С.Ю. Витте стал министром путей со­общения, а в августе занял один из ключевых постов в высшей администрации, возглавив Министерство финансов, в компетенцию которого входили все вопросы торговли, промышленности, кредита, налогообложения. Ему подчинялись Государственный банк, Дворянский земельный банк. Крестьянский поземель­ный банк, Монетный двор. На этом влиятельном посту С.Ю. Вит­те оставался бессменно одиннадцать лет, вплоть до августа 1903 г. С его именем связано осуществление ряда важных экономических преобразований.

С.Ю. Витте был сторонником славянофильских взглядов. Славянофильская ориентация объясняет и большой интерес, проявленный им к учению немецкого экономиста первой половины XIX в. Фридриха Листа, раз­работавшего, в противовес «космополитической политиче­ской экономии», теорию «национальной экономии». Взгляды Ф. Листа на роль национального хозяйства и его государст­венного регулирования составили основу программы россий­ского министра финансов. С.Ю. Витте считал, что важнейшей задачей госу­дарства является поощрение развития отечественной про­мышленности, при слабом развитии которой общий эконо­мический прогресс страны невозможен. Концепция базировалась на пред­ставлениях, что в целях экономической модернизации страны необходимо добиваться баланса экспорта и импорта с помощью таможенного покровительства, прочной кредитной системы и устойчивого денежного обращения. Эти меры должны были создать условия для развития внут­реннего рынка и финансовой независимости от заграничных сырьевых и денежных источников.

При ближайшем участии С.Ю. Витте в империи были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России. В их числе: введение казенной винной монопо­лии (1894 г.), строительство Транссибирской железнодорож­ной магистрали, заключение таможенных договоров с Германией (1894 г. и 1904 г). Узловым пунктом виттевской экономической программы стало проведение в середине 90-х годов денежной реформы, стабилизировавшей русский рубль и стимулировавшей крупные инвестиции из-за границы в ве­дущие отрасли промышленности.

В конце XIX в. наблюдался очевидный и уверенный подъ­ем производительных сил, особенно в промышленности. За время министерства С.Ю. Витте в Россию было инвестировано из-за границы около 3 млрд. руб. иностранных займов, значитель­ная часть которых шла на производительные нужды. Подобная практика позволяла не только обеспечивать текущую стабильность финансовой системы, но и способствовала развитию важнейших элементов инду­стриальной инфраструктуры.

В н. XX века - изменение мировой экономической конъюнкту­ры привело сначала к спаду деловой активности, а с 1900 г. - и к кризису в отраслях производства, интенсивно разви­вавшихся в 90-е годы: металлургии, машиностроении, нефте- и угледобыче, электроиндустрии. Экономи­ческий кризис начала XX в. продемонстрировал, что государственный патернализм, интервенционное раскру­чивание экономики имеют свои логические пределы. Госу­дарственная власть при самых благих намерениях построить органичную капиталистиче­скую систему не может.

Окончание XIX в. охарактеризовалось в России проведе­нием крупнейшей финансовой реформы, качественно изме­нившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой програм­мы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России. Реформа способство­вала интеграции России в систему мирового рынка.

Сама идея укрепления рубля переходом на золотой паритет отвечала в первую очередь интересам промышленности: надежность валюты стимулировала инвестиции капиталов. Для осуществления ускоренного промышлен­ного развития страны необходимо было решить задачи: увеличить ин­вестирование капитала, создать надежную систему кредита и обеспечить гарантии иностранным вкладчикам. В деле ин­дустриализации России зарубежным финансовым центрам Витте придавал огромное значение, так как внутренние ис­точники представлялись недостаточными. Однако до­биться сколько-нибудь благоприятных результатов было не­возможно, пока русская денежная единица не была надежно обеспечена и не являлась стабильной. Рубль кредитный, ставший основой денежного обраще­ния еще с середины XIX в., служил объектом спекулятивных манипуляций за границей. В 1891 г. курс рубля упал до 59,3%. Положение бумажных денег не было прочным и внут­ри страны. В 70-80-е годы курс в среднем составил 64,3 копейки золотом.

Для ликвидации шаткости финансовой системы требова­лось изыскать надежный металлический эквивалент, кото­рым служило серебро. Но, начиная с 70-х го­дов, цена «второго благородного металла» неуклонно падала. Государство стремилось всеми сила­ми поддержать рубль и с этой целью искусственно ограни­чивало эмиссию бумажных денег. Однако нужны были решительные действия, чтобы изменить положение.

Первоначально С.Ю. был сторонником укреп­ления кредитного рубля посредством административного контроля: ужесточение надзора за обра­щением денег и усиление ответственности позволят укрепить рубль. В начале 1893 г. были установлены тамо­женные пошлины (I копейка за 100 рублей), запрещены сдел­ки, основанные на курсовой разнице рубля, усилен контроль за биржевыми операциями в Рос­сии и введен запрет на производство биржевых сделок мак­лерами-иностранцами. Колебания курса стали уменьшаться, но эти меры были малоэффективны, необходима качественная перестрой­ка всей финансовой системы.

Существовал выбор основы реформы: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (се­ребро и золото). В пользу второго варианта выступала как традиция российского денежного обращения, так и огромные запасы серебра. Но привязка рубля к биметаллическому эквиваленту могла усилить ее неустойчивость. С.Ю. Витте был сторонником монометаллизма. Введению монометаллического паритета рубля, устойчи­вой конвертируемости способствовали общие политические условия в стране и мире и относительно благоприятное эко­номическое положение. Россия имела положительное торговое сальдо, формировались и внушительные золотые запасы.

Шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения: всякие письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день пла­тежа. Правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого экви­валента. В их числе: разрешение конторам и отделениям Го­сударственного банка покупать золотую монету по опреде­ленному курсу, а столичным - продавать и производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на теку­щий счет. Вскоре эта же операция вводится и в частных коммерческих банках.

Несмотря на указанные меры, золотая монета очень мед­ленно утверждалась в качестве приоритетного платежного средства. Государственный банк 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и прини­мать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за по­луимпериал, а на 1896 год покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотноше­ния между рублем золотым и кредитным в пропорции 1:1,5. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма. Паритет между бумажным руб­лем и кредитным в соответствии с реальным курсом обра­щения, согласно министерской программе, вве­дение золотого эквивалента рубля не предполагало установ­ление тождества бумажных и металлических денег. В основу реформы был положен принцип существенной де­вальвации. В представленном в Государственный совет в марте 1896г. законопроекте «Об исправлении денежного обращения» С.Ю. Витте следующим образом определял условия проведения и цели реформы: «Закрепить достигнутые успехи в области финансового хозяйства посредством подведения под них прочного фундамента металлического денежного об­ращения». Введение размена рубля на драгоценный металл устанав­ливалось исходя из реально сложившегося и ста­бильного курсового соотношения: рубль кредитный - 66 2 /з копейки золотом. В 1896 г. возникла необходимость приступить к изготов­лению золотой монеты нового образца. Было решено чеканить но­вую монету с надписью на империале «15 рублей» и на по­луимпериале «7 рублей 50 копеек».

Решающий этап реформы денежного обращения насту­пил в 1897 г., когда серией именных высочайших указов законодательно были закреплены важнейшие элементы но­вой финансовой системы. Январь - указ о выпу­ске в обращение золотой империальной монеты в 15 руб. и полуимпериальной в 7 руб. 50 коп.; август - об уста­новлении твердого основания для эмиссии кредитных биле­тов. Государственный банк обязывался выпускать дензнаки в соответствии с потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом. Кредитные билеты должны обес­печиваться рубль за рубль (один империал ра­вен пятнадцати рублям кредитным).

Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, но­вая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 г.: государственной денежной единицей России являлся рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота, золотая монета могла чеканиться как из золота, принадлежащего казне, так и из металла, предоставляемого частными лицами, полно­ценная золотая монета обязательна к приему во всех плате­жах на неограниченную сумму. Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла казны и являлись вспомо­гательными в обращении. Обращались монеты прежнего чекана. Золото довольно быстро утвердилось в ка­честве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса.

Очень быстро стали заметны результаты денежной ре­формы. Монетною единицей служил рубль, содержавший 0,7742 г (17,424 доли) чистого золота. Главной монетой являлась золотая, выпуск которой был не ограничен, и владелец золо­того слитка мог свободно представить его для чеканки моне­ты. Закон требовал производить все расчеты на золотую монету и счет­ную единицу (рубль) и устанавливал обязательный прием полновесной золотой монеты во всех платежах на неограни­ченную сумму. Монетное дело в империи находилось в ве­дении Министерства финансов, а сама монета чеканилась на Монетном дворе в Петербурге. Государственные кредитные банкноты выпускались Государственным банком под обеспечение золотом. Государственный банк разменивал кредитные билеты на золотую монету без ограничения сум­мы. На 1 января 1900 г. на золотую монету уже приходилось 46,2% всего денежного обращения. Введение золотой валюты укрепило государственные фи­нансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX в. по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. В конце XIX - начале XX в. золо­тая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 г. на нее приходилось почти две трети денежной массы.

Министерство финансов, ведавшее финансовой политикой, в течение одиннадцати лет (с 1892 по 1903 гг.) воз­главлялось С. Ю. Витте - крупнейшим государственным деяте­лем России рубежа XIX-XX вв.

Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для госу­дарства время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданным по своим масштабам голодом 1891-1892 гг. В очередной раз страна оказалась перед выбором пути выхода из кризиса.

Один из этих путей заключался в демократизации режима, в глубоких социальных структурных изменениях, в предоставлении личной свободы населению и более широких возможностей для раз­вития рыночных отношений и частного предпринимательства. Но в таком случае царизм должен был если не расстаться полностью, то существенно поступиться своей властью, а это было для него не­приемлемо. Оппозиционные же царизму силы, выражавшие такую альтернативу, в то время были крайне слабы и распыленны и не могли оказать какого-либо влияния на характер внутренней поли­тики. Царизм использовал традиционную для него политику, сво­дившуюся к дальнейшему усилению государственного вмешатель­ства в экономику, к более широкому использованию монетаристких способов ее оздоровления, избегая глубоких социальных преобра­зований.

Значение Витте как финансиста, экономиста и государствен­ного деятеля и заключалось в том, что он с присущей его натуре решительностью, напористостью и размахом последовательно осу­ществлял такую политику. Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов, а также развитию промышленности и же­лезнодорожного транспорта. За время пребывания Витте во главе финансового ведомства государственный бюджет возрос более чем в два раза. В 1892 г. он составлял около одного миллиарда рублей, а в 1903 г. - более двух миллиардов. Среднегодовой прирост бюд­жета составлял 10,5%, в то время как в предшествующем десяти­летии он равнялся 2,7%, а в последующем - 5%. Рост бюджета обеспечивался главным образом за счет повышения доходов от го­сударственной собственности, увеличения косвенных налогов и бо­лее широкого использования прогрессивного налога с прибыли пред­приятий вместо прежней системы промыслового обложения в виде сборов за право торговли и промыслов. Рост прямых налогов был незначителен и сводился в основном к повышению налогов квар­тирного и на городскую недвижимость. Более того, некоторые пря­мые налоги были даже понижены. Так наполовину был уменьшен поземельный налог. Официально эта мера объяснялась сельскохо­зяйственным кризисом, в действительности же она имела прежде всего цель поддержать поместное дворянство. Частично были умень­шены годичные выкупные платежи путем удлинения общего срока выкупной операции.

Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия. Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и креп­ких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Про­дажа же этих напитков становилась государственной монополией, но она не касалась изготовления и продажи пива, браги и виноградного вина.

Введение винной монополии началось в 1894 г. и к концу пре­бывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи кроме отдаленных окраин. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки. Доходы казны от винной монополии постоянно росли и в 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли "пьяным бюджетом". Вопреки заверениям власти и об­служивавшей ее прессы, введение монополии не способствовало уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. На­оборот, увеличивалась тайная продажа вина, а главное - появи­лась целая армия новых чиновников, ведавших монополией, что развращало не только их самих, но и тех, кому приходилось к ним обращаться, порождая такие негативные явления как самодурство, произвол, коррупцию, подхалимство, хищения и т. п.

Винная монополия являлась самой эффективной, но не един­ственной мерой для пополнении казны и косвенного обложения на­рода. Существенное значение имело также повышение акцизов, а следовательно, и розничных цен на товары повседневного массово­го потребления: спички, табак, керосин, сахар, чай и др. На целый ряд таких товаров акцизы повышались неоднократно.

В ряду мер, принимавшихся Витте по укреплению финансо­вой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обме­на бумажных денег на золотую валюту. Необходимость такой ре­формы осознавалась предшественниками Витте по Министерст­ву-Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградским, они предпринимали неко­торые подготовительные меры для ее осуществления, стабилизи­руя финансы и накапливая золотой запас. Витте со свойственной ему решительностью и последовательностью довел их дело до кон­ца. Прежде всего он принял ряд мер по дальнейшей стабилизации курса кредитного рубля. Частные кредитные банки, во избежание спекуляции с их стороны на курсе рубля, были строго предупреж­дены о том, что подобная спекуляция и содействие ей поведут к лишению их правительственной поддержки и даже права произво­дить коммерческие операции. Установлены были надзор за этими учреждениями, а также контроль и пошлины на вывоз из страны и ввоз в нее российских денег. С русской биржи были удалены аген­ты иностранных банков. Чтобы реформа для общества не была шо­кирующей, было позволено до официального решения о реформе производить финансовые операции с использованием золотого об­ращения при курсе 5 золотых рублей за 7,5 кредитных рублей.

Лишь после таких подготовительных мер Витте в 1896 г. официаль­но поставил вопрос о денежной реформе в высших инстанциях.

Реформа, предполагавшая девальвацию на 1/3 кредитного рубля, затрагивала интересы широких слоев населения, но прежде всего интересы аграриев, экспортировавших зерно. Она подверглась резкой критике со стороны правой печати и Государственного со­вета. Автор реформы обвинялся в злостном намерении поставить государство на грань финансового банкротства. Возможность ре­формы допускалась критиками Витте лишь при условии обмена кредитного рубля на золотой в соотношении один к одному. Выска­зывалось также опасение, что золото в результате реформы осядет у населения в кубышках или хуже того - окажется за границей.

Денежная реформа, как и ряд других виттевских "непопуляр­ных" мер по улучшению финансов и промышленности, ложивших­ся дополнительным гнетом на население, была осуществлена ука­зом царя, который был издан в 1897 г. в определенной мере чрез­вычайным путем, без соблюдения тогдашнего законодательного порядка, минуя Государственный совет. Реформа понижала золо­тое содержание рубля на 1/3. Кредитный рубль приравнивался к 66 2/3 коп. золотом. На 1/3 уменьшался вес золотого рубля. Суще­ствовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превраща­лись в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые - в 7,5-рублевые полуимпериалы. Впоследствии в обращение вновь были выпущены 10-рублевые и 5-рублевые золотые монеты, но с соответственно пониженным весом. Поскольку осуществленная реформой деваль­вация носила скрытый характер, то сама реформа была реализова­на сравнительно безболезненно, не вызвав обычного после деваль­вации существенного изменения товарных цен.

Денежная реформа имела очень большое значение. Она поста­вила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми ев­ропейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. гос­подствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов.

В связи со стабилизацией курса рубля и введением золотого обращения иностранные инвестиции в российскую промышленность стали заметно расти. Против этого выступали некоторые русские предприниматели, национал-патриотическая печать, а в правящих верхах такие влиятельные консервативно-охранительные деятели, как председатель Комитета министров И. П. Дурново, товарищ ми­нистра внутренних дел В. К. Плеве и государственный контролер П. Л. Лобко.

С. Ю. Витте, к тому времени уже практически исчерпавший все возможные средства по мобилизации внутренних капиталов и как никто другой знавший, что ими "небогато наше отечество", убе­ждал царя в том, что "необходимый рост нашей крайне отставшей промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов". Он предлагал снять те ограничения, которые имелись в российском законодательстве для иностранного капитала, в частности, запреты иностранцам вла­деть землей в ряде регионов страны, заниматься такими промыс­лами, как горный, нефтяной, золотодобывающий и др. или хотя бы не устанавливать новых. В этом вопросе Витте добился лишь час­тичного успеха. В 1899 г. "высочайшим повелением" подтвержден был допуск иностранных капиталов и предпринимателей к уча­стию в создании и развитии различных отраслей отечественной обрабатывающей промышленности, с целью "удешевления" произ­водившихся ею продуктов.