Виды экономических систем. Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная Что лежит в основе экономической системы

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Эти взаимоотношения могут осуществляться по-разному, и именно данные различия отличают одну экономическую систему от другой.

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

Современные экономические системы

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Экономическая система представляет особый механизм, созданный для решения двухсторонних проблем редкости и выпуска. Поскольку экономические ресурсы ограничены по сравнению с потребностями общества в товарах и услугах, необходимы определенные способы их размещения между альтернативными направлениями использования.

Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:

Экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I , фашистская Германия);

- стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);

- хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;

Типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;

Общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.

В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев. Исходя из этого различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

В сегодняшней реальной жизни нет примеров чисто командной или чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Большинство стран стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение образует смешанную экономику.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

q обеспечение занятости;

q полное использование производственных мощностей;

q стабилизация цен;

q параллельный рост заработной платы и производительности труда;

q равновесие платежного баланса.

Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.

В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одногосостояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества.

От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одного типа экономических отношений на другой.

Для переходных экономик стран бывшего «социалистического лагеря» сегодня существует широкий спектр перспектив: от деградации к зависимой все более отстающей системе хозяйствования развивающихся стран до превращения в новые индустриальные государства; от сохраняющих «социалистические» атрибуты и базирующихся на общественной собственности экономик типа китайской до праволиберальных, основанных на частной собственности систем, начавших с реализации принципов «шоковой терапии». При этом в переходной экономике каждой страны пересекаются три фундаментальные тенденции. Первая из них заключается в постепенном умирании (как естественном, так и искусственном) «мутантного социализма», получившего свое название по сравнению не с теоретическим идеалом, а с реальной существующей в мировой практике тенденции социализации. Вторая тенденция связана с генезисом отношений постклассического мирового капиталистического хозяйства (современной рыночной экономики, основанной на частно-корпоративной собственности). Третья тенденция заключается в усилении процесса социализации – возрастания роли общественных (групповых, национальных и интернациональных) ценностей в экономическом развитии и гуманизации общественной жизни как предпосылки любых современных трансформаций. Очевидно, что в таких условиях окончательный выбор экономической системы в России будет зависеть в конечном счете от соотношения политических сил в стране, характера проводимых преобразований, масштабности и эффективности осуществляемого реформирования всех сфер общественной жизни, а также от адаптации общества к переменам.

Подводя итог, отметим, что экономические системы многомерны. Они могут быть формализованы: ES = f (A 1, A 2, A 3 ... An ). Иначе говоря, экономическая система (ES ) определяется своими свойствами (А), где существует n таких свойств. Это и означает, что экономическая система не может быть определена в терминах единственной характеристики.

Экономическая система

Экономическая система (англ. Economic system ) - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

  • социально-экономические отношения;
  • организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
  • хозяйственный механизм;
  • система стимулов и мотиваций участников;
  • экономические связи между предприятиями и организациями.

Основные типы экономических систем перечислены ниже.

Экономическая система в разных научных школах

Понятие экономической системы (её содержание, элементы и структура) зависит от экономической школы. В неоклассической парадигме описание экономической системы раскрывается через микро- и макроэкономические концепции. Предмет неоклассиков определяется как исследование поведение людей, максимизирующих свою полезность в среде ограниченных ресурсов при неограниченных потребностях. Основными элементами являются: фирмы, домохозяйства, государство .

Экономические системы также изучаются с точки зрения других теоретических школ, непосредственно связанных с экономической теорией. С точки зрения исследователей современного постиндустриального общества , постиндустриальная экономика (неоэкономика, «информационное общество» или «общество знаний») рождается как особый технологический уклад, который существенно видоизменяет экономические и социальные системы в целом. В парадигме «экономики развития» выделяется специальная группа стран «третьего мира», где имеются ряд важных закономерностей: институциональная структура, особенности макроэкономической динамики, особая модель. Таким образом, экономика развития рассматривает класс специальных экономических систем. В отличие от господствующих концепций неоклассики и неоинституционализма , историческая школа делает акцент на исторически сложившихся различиях национальных экономических систем .

Параметры сравнения экономических систем

Технико-экономические и постэкономические параметры

Экономические системы изучаются с точки зрения технологических укладов . С точки зрения структуры это: доиндустриальные экономические системы, индустриальные и постиндустриальные экономические системы . Важным параметром для постиндустриальных систем является мера развития творческой деятельности и её роль в экономике. Для её измерения обычно используют измеряемые параметры уровня образования, например, доля лиц с высшим образованием, структура профессиональной занятости и т. п. Важнейшей характеристикой является оценка в экономической системе меры решения экологических проблем . Демографические параметры позволяют ответить на вопросы, связанные с приближением экономической системы к постиндустриальному обществу , причём прямое отношение к данным параметром имеют: продолжительность жизни, детская смертность, заболеваемость, иные параметры здоровья нации. Удельный вес постиндустриальных технологий обычно исчисляется по доле занятых в производстве различных отраслей в общей массе ВВП .

Соотношение плана и рынка (аллокация ресурсов)

Данные параметры особо актуальны для стран с переходной экономикой . Даётся характеристика механизмам государственного планирования экономики , развитие товарно-денежных отношений, меры развития натурального хозяйства , мера развития теневой экономики . Характеристика развития рынка: мера развития институтов рынка, мера рыночной самоорганизации (конкуренции), насыщенность рынка (отсутствие дефицита), структура рынка. Меры развития регулирования: антимонополистическое регулирование; мера развития государственного регулирования (селективное регулирование, антициклическое регулирование, программирование); мера развития регулирования со стороны общественных объединений . Более детальное изучение роли государства в экономике осуществляется в теории общественного выбора, которая рассматривает процесс принятия правительством решений, систему общественного договора (конституционная экономика) и проч. .

Параметры сравнения отношений собственности

При анализе экономических систем даётся характеристика соотношения долей государственных, кооперативных и частных предприятий . Тем не менее, такая характеристика формальна, для более глубокой характеристики экономической системы используются качественные и количественные характеристики описания сущности форм и способов контроля собственности и её присвоения. Например, для стран с переходной экономикой дать такую характеристику можно, ответив на следующие вопросы:

  • мера концентрации властных полномочий в руках бюрократического партийно-государственного аппарата и обособления государства от общества (трудящиеся не участвуют в присвоении общественного богатства);
  • степень централизации/децентрализации государственной собственности («перенос» некоторых функций управления на уровень предприятий) и, например, огосударствление кооперативной собственности;
  • мера разложения государственно-бюрократической пирамиды экономической власти и образование «замкнутых ведомственных систем», усиление власти на местах, в регионах.

С течением времени экономическая система может демократизироваться, когда больший объем полномочий управления собственностью и присвоения отходит предприятиям и частным лицам.

Важной характеристикой отношений собственности являются формы собственности, какова доля предприятий: находящихся полностью в государственной собственности; акционерных предприятий, контрольный пакет акций которых находится в руках государства; кооперативов и коллективных предприятий; акционерных предприятий, контрольный пакет акций которых находится в руках работников; акционерных предприятий, где контрольный пакет принадлежит частных лицам и частным корпорациям; частных личных предприятий, использующих наёмный труд ; основанных на личным труде собственников; предприятия, принадлежащие иностранцам; собственность общественных организаций; различные типы совместных предприятий .

Сравнительный анализ социальных параметров

Уровень и динамика реальных доходов . «Цена» получаемого реального дохода (продолжительность рабочей недели, фонд рабочего времени семьи, интенсивность труда). Качество потребления (насыщенность рынка, затраты времени в сфере потребления). Доля свободного времени , направления его использования. Качество и содержание труда. Развитие социально-культурной сферы, доступность её услуг. Развитие научно-образовательной сферы и её доступность .

Сравнительное исследование механизма функционирования экономических систем

Современная рыночная экономическая система

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако «дистанция» между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть «свою» роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

Отличительные черты:

  • многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных видах;
  • развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
  • ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;
  • изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);
  • рост уровня образования (послешкольное);
  • новое отношение к труду (творческое);
  • повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);
  • гуманизация экономики («человеческий потенциал»);
  • информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);
  • ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);
  • глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

Традиционная экономическая система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Преимущества традиционной экономики

  • стабильность;
  • предсказуемость;
  • добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики

  • беззащитность перед внешними воздействиями;
  • неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты:

  • крайне примитивные технологии;
  • преобладание ручного труда;
  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство. В большинстве стран преобладает разрозненность населения в виде национальных(народных) групп. ВНП на душу населения не превышает 400 долларов. Экономика стран представлена в основном сельским хозяйством, редко горнодобывающей промышленностью. Всё, что производится и добывается не в состоянии прокормить и обеспечить население этих стран. В противовес этим государствам выступают страны с более высоким доходом, но тоже ориентированные на сельское хозяйство – Азербайджан, Котд-дИвуар, Пакистан.

Административно-командная система (плановая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;
  • централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

  • непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли. ВНП на душу населения немного превышает 1000 долларов.

Смешанная система

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

  • обеспечение занятости;
  • полное использование производственных мощностей;
  • стабилизация цен;
  • параллельный рост заработной платы и производительности труда;
  • равновесие платежного баланса.

Отличительные черты:

  • приоритетность рыночной организации экономики;
  • многосекторность экономики;
  • государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
  • ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
  • социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

Литература

  • Колганов А.И., Бузгалин А.В. Экономическая компаративистика: Сравнительный анализ экономических систем: Учебник. - М .: ИНФРА-М, 2009. - ISBN 5-16-002023-3
  • Нуреев Р.М. Очерки по истории иституционализма. - Ростов н/Д : "Содействие - XXI век"; Гуманитарные перспективы, 2010. - ISBN 978-5-91423-018-7
  • Видяпин В.И., Журавлёва Г.П., Петраков Н.Я. и др. Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций / Пер с общ.ред.- Н.Я. Петракова; Видяпина В.И.; Журавлёва Г.П.. - М .: ИНФРА-М, 2008. - ISBN 978-5-16-003402-7
  • Дынкин А.А., Королёв И.С., Хесин Е.С. и др. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред.- А.А. Дынкина, И.С. Королёва, Г.И. Мачавариани. - М .: Магистр, 2008. - ISBN 978-5-9776-0013-2

Примечания

Ссылки

  • Сайт Иноземцева В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия.
  • Ерохина Е. А. Теория экономического развития системно-синергетический подход.
  • Лийв Э. Х. Инфодинамика обобщённая энтропия и негэнтропия 1997

экономическая система , традиционная экономика , централизованная экономика , рыночная экономика , смешанная экономика

Итак, как мы уже выяснили, человечеству постоянно приходится приводить в соответствие свои безграничные желания и ограниченные возможности.

Причем если в условиях натурального хозяйства люди могут жить независимо друг от друга, то при разделении труда и специализации необходим обмен продуктами. Никто не стал бы специализироваться, скажем, на шитье костюмов или писании книг, если бы не надеялся обменять свои костюмы и книги на продукты питания, одежду и другие блага и услуги, удовлетворяющие его потребности. Чем сильнее развито разделение труда, тем больше зависимость между производителями и тем больше необходимость согласования их деятельности. Такое согласование должна осуществлять экономическая система — определенный способ организации экономической жизни.

Какие вопросы решает экономическая система?

Каждая экономическая система должна решать следующие вопросы:

  1. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? Какие потребности считать самыми важными и как распределить редкие ресурсы между производством различных товаров и услуг?
  2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ? Решив первый вопрос, следует выбрать технологию производства — определить, в каком сочетании будут использованы факторы производства. Если техника в данном обществе развита недостаточно, выбираются такие технологии, для которых требуется сравнительно большой вклад труда (трудоемкость) и небольшой вклад капитала (капиталоемкость) . В ходе технического прогресса трудоемкость производства снижается, а капиталоемкость, как правило, возрастает. Экономическая система должна выбирать способ производства, который позволяет получить от имеющихся ресурсов возможно большую отдачу.
  3. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? Предположим, что в экономической системе определены нужные продукты, распределены производственные ресурсы, подобраны наилучшие технологии и произведены готовые изделия. Как их распределить? В какой пропорции обменивать?

Так или иначе, все эти вопросы должны быть решены. Однако различные экономические системы решают их по-разному. К основным типам экономических систем относятся традиционная , централизованная (командная) и рыночная экономики .

Традиционная экономика

На протяжении большей части истории человечества вопросы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, решались в соответствии с традициями и обычаями («так, как раньше»). В настоящее время в чистом виде такая экономическая система сохранилась у некоторых племен Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, долины Амазонки.

В традиционной экономике обычаи закрепляют не только набор производимых благ, но и распределение занятий. В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию, человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение самых важных в ту пору ресурсов — трудовых — диктовалось нерушимыми многовековыми традициями.

То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад. С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой — не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей. Какие-либо усовершенствования вносить категорически запрещалось, каждая мелочь в производственном процессе была закреплена в специальных правилах, а значит, и производительность труда веками оставалась на неизменном уровне.

Вопросы распределения и обмена продуктов (ДЛЯ КОГО производить?) в традиционной экономике также решались согласно обычаям. Было определено, какую часть урожая надо отдавать феодалу, королю, церкви. В остальном сельское хозяйство, в котором трудилось в традиционной экономике подавляющее большинство людей, как правило, оставалось натуральным, а значит, проблемы с распределением продукта не возникало — его потребляли сами производители. Что касается ремесленников, то они чаще всего производили свои изделия на заказ и заранее знали своего покупателя. Небольшая часть продуктов поступала на рынок, но и там действовали освященные веками правила торговли, и цены изменялись нечасто.

В целом традиционная экономика обладает некоторыми привлекательными чертами — она обеспечивает стабильность общества и его полную предсказуемость, добротность и иногда даже высокое качество производимых благ, разнообразие которых, правда, очень ограниченно.

С другой стороны, традиционная экономика беззащитна перед любыми внешними изменениями, например переменой климата, нападением извне. Прежние традиции не соответствуют новым условиям, а на формирование новых нужны столетия. Яркий пример: традиционное пастбищное скотоводство жителей Северной Африки привело к исчезновению растительности и образованию пустыни Сахара. Видимо, при более гибкой экономической системе этот процесс можно было бы если не полностью предотвратить, то, по крайней мере, существенно замедлить.

И, конечно, огромный недостаток традиционной экономики — ее неспособность к самосовершенствованию, прогрессу. Население при такой экономике должно удовлетворять лишь минимум постоянных основных потребностей и не стремиться к большему.

Централизованная (командная) экономика

В этой экономической системе решения о том, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, принимаются из единого центра, которым обычно является глава государства. Командная экономика в сравнительно чистом виде существовала, например, в государстве древних инков. Через много веков похожая экономическая система сложилась в Советском Союзе и других странах, которые под влиянием СССР пошли по «социалистическому пути». В настоящее время командную экономику можно найти лишь на Кубе и в Северной Корее.

В централизованной экономике все материальные ресурсы и продукты производства обычно принадлежат государству. Что же касается работников, то они подчинены государственному чиновнику, тот — более важному чиновнику, и так далее по административной лестнице вплоть до верховного правителя, как бы он ни назывался: фараоном, императором или генеральным секретарем правящей партии.

Согласование экономической деятельности в централизованной экономике происходит с помощью планов, поэтому такую экономику называют также плановой. Процесс планирования происходит примерно так. На самом верху государственной пирамиды определяется, сколько данного продукта, предположим, автомобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год. Затем специальный плановый орган (в СССР это был Госплан) рассчитывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и прочих ресурсов для выпуска всех запланированных автомобилей. Следующий этап — расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства этих ресурсов.

Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Потом подсчитывается, сколько должно быть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта цифра доводится до Министерства черной металлургии. То же самое происходит и со всеми остальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из Госплана в отраслевые министерства. Предположим, Министерство черной металлургии получает задание выпустить за год определенное количество чугуна, стали, проката разных видов. Министерство, в свою очередь, расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько какой продукции каждый завод должен поставить в каждый квартал будущего года. Директор завода распределяет свой план по цехам, цех — по участкам и так далее вплоть до самого работника-сталевара.

Преимущество плановой экономики — возможность быстро сосредоточить все ресурсы общества на «направлении главного удара». Это очень важно во время войн, крупных стихийных бедствий, а также позволяет продвинуться вперед в выбранной области.

Поэтому, например, Советскому Союзу удалось в свое время быстро реализовать программу освоения космоса. Однако при этом всегда приходят в запустение другие отрасли экономики (в СССР — легкая промышленность и сельское хозяйство), откуда забираются средства на развитие главных отраслей.

Для работы сложного механизма централизованной экономики требуется огромное количество управляющих, планирующих, рассчитывающих и проверяющих чиновников. Для того чтобы побуждать подчиненных выполнять планы-приказы, начальник должен иметь над ними реальную власть, обеспеченную силой всего государства. Все это очень дорого стоит. Но главная трудность централизованного планирования производства заключается в определении того, сколько же единиц каждого продукта нужно обществу. В современной экономике количество выпускаемых видов изделий измеряется сотнями тысяч. Рассчитать необходимый объем их производства не сможет даже самый мощный суперкомпьютер — ведь для этого нужно знать вкусы и потребности многих миллионов людей. Поэтому в реальной жизни расчет плана при такой экономической системе происходит так: все существующие в стране промышленные и сельскохозяйственные предприятия сообщают наверх, сколько они могли бы произвести в будущем году (для этого к прошлогоднему объему производства добавляется еще немного, предположим 2%). Эти цифры суммируются и с небольшими поправками составляют план, который затем возвращается на те же предприятия. Понятно, что точность и обоснованность такого плана оставляют желать много лучшего.

Технология производства также определяется государством, потому что ему в централизованной системе принадлежат все здания, сооружения, станки, ресурсы и пр. Поскольку управляющий экономикой чиновник лично не заинтересован в результатах ее работы, он вряд ли будет прилагать большие усилия к тому, чтобы способ производства был самым эффективным.

Все произведенные в централизованной экономической системе продукты поступают в собственность государства и перераспределяются им в соответствии с планом. Приблизительный характер планов может создать при распределении немалые сложности как для предприятий, так и для рядовых потребителей. В централизованной экономике даже в самый благополучный период всегда бывает дефицит одних товаров и избыток других. Стремясь поправить дело, государство меняет планы, но поскольку неясно, на какую точно величину нужно делать поправки, то там, где был дефицит, возникает избыток, и наоборот.

Другой важный недостаток централизованной экономики — это отсутствие достаточных стимулов к производству. Дело в том, что доход производителя в этой экономической системе прямо не зависит от того, сколько и какой продукции он произвел. Размер получаемых доходов в первую очередь определяется местом, которое занимает человек в пирамиде управления: меньше всего достается простому работнику, больше всего — главному начальнику. В этих условиях побудить людей работать с большей производительностью можно только неэкономическими способами: или угрожая наказанием, или внушая энтузиазм, например основанный на вере в светлое будущее. В Советском Союзе использовались оба эти способа.

Сильные стороны централизованной экономики сказываются при ее малых размерах, когда у центра есть возможность непосредственно контролировать все, что происходит в хозяйстве. Собственно говоря, любая фирма представляет собой небольшую централизованную экономическую систему. Если же хозяйство становится слишком большим, получение точной информации и контроль усложняются, возникает необходимость в большом бюрократическом аппарате управления, и недостатки централизованного планирования начинают перевешивать достоинства.

Рыночная система

В рыночной экономической системе действуют люди, свободные от власти традиций и не подчиненные единому центру. Каждый из них сам решает, что изготовлять, как и в каком количестве, исходя при этом из одной-единственной цели — личного интереса, увеличения собственного богатства и благосостояния.

В условиях разделения труда и личной свободы производители связаны друг с другом через обмен продуктами — товарами . Только обменивая свой товар, производитель может получить все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Взаимозависимость людей в рыночной экономике очень велика. Но в отличие от ремесленника, работающего по заказу, производитель в рыночной экономике часто производит свой товар для неизвестного ему заранее покупателя. В отличие же от централизованной, рыночная экономика не гарантирует каждому, что он всегда сможет обменять свой продукт на другие. Обратной стороной свободы выбора являются риск и полная личная ответственность.

Итак, обмен товарами играет ключевую роль в рыночной экономике. Но произвести обмен товара на товар не так уж просто. Для этого необходимо согласие обоих товаровладельцев. Вполне вероятно, что, скажем, сапожник готов обменять сапоги на пироги, но пирожник хотел бы получить за свой товар что-нибудь другое. Для того чтобы удовлетворить всех, пришлось бы затевать длинную цепочку обменов.

Выход может быть только такой — условиться, что какой-нибудь один товар будут принимать все продавцы без исключения. Такой товар называется деньгами . Без денег рыночная экономика успешно работать не сможет.

Продажа товара — это обмен его на деньги, а покупка — обмен денег на товар.

Экономическая система, объединяющая свободных людей, связанных между собой отношениями купли-продажи, называется рыночной . Слово «рынок» на всех языках первоначально означало то место, где торгуют. Такие рынки стали возникать с незапамятных времен, потому что даже в те времена, когда господствовало натуральное хозяйство, некоторые товары: соль, железо, пряности, драгоценности — привозили из других мест и продавали на рынках купцы. Однако в те времена жизнь большинства жителей не была постоянно связана с рынком.

В конце XVIII — середине XIX в. в западноевропейских странах произошла промышленная революция, в результате которой большинство товаров стало производиться уже не вручную, а с помощью машин. Количество товаров резко увеличилось, и они начали продаваться на рынках. Более того, купля и продажа охватили не только продукты, но и факторы производства. Предметом торговли сделались машины и оборудование, а также земельные участки, которые раньше принадлежали феодалам и могли только передаваться по наследству. Продаваться и покупаться стал и труд работников, которые могли свободно им распоряжаться, в отличие от крепостных, цеховых ремесленников и их подмастерьев. Так возникли рынки капитала , земли и труда . Общественный строй, при котором в экономике господствует рыночная система, получил название «капитализм».

В рыночной экономике факторы производства и его результат — продукт — принадлежат не общине, как в традиционной экономике, и не государству, как в централизованной, а частным лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит его столько, чтобы получить в итоге как можно больше денег. Технология производства также выбирается по возможности самая эффективная, при которой отношение результата к затратам является наибольшим. Поэтому рыночная экономика благоприятствует техническому прогрессу, в результате которого создаются новые, более производительные технологии.

Пожалуй, самый сложный вопрос — о распределении продуктов. Как рыночная экономическая система умудряется навести порядок в этой компании эгоистов, делающих что кому заблагорассудится? Ведь здесь обеспеченность населения необходимыми благами, а также справедливость распределения и обмена не гарантируются ни обычаем, ни планом, подкрепленным властью государства.

На этот вопрос ответил знаменитый английский экономист и философ Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), которую для краткости начинают просто «Богатством народов».

Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над двумя другими экономическими системами. Она простейшим образом решает проблему стимулов экономической деятельности, обладает способностью сравнительно быстро приспосабливаться к неожиданным изменениям, благоприятствует техническому прогрессу. Конечно, рыночная экономика — не идеал. Ей могут быть свойственны сильное неравенство доходов, поскольку государство не вмешивается в их распределение (в традиционной и централизованной экономике разрыв в доходах между «начальством» и рядовыми работниками очень велик, но сами работники находятся примерно в равном положении), периодические экономические спады, безработица и другие проблемы. Но мы можем назвать рыночную экономику наименее плохой из существующих экономических систем.

В последующих главах мы более подробно рассмотрим, как решаются эти проблемы и как работает система рыночной экономики.

Смешанная экономика

До сих пор мы вели речь об экономических системах в чистом виде. Однако, как правило, реальная экономика какой-либо страны не является чисто рыночной, чисто централизованной или чисто традиционной. Элементы различных экономических систем особым образом сочетаются в каждой стране. В развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки можно найти элементы всех трех типов экономических систем. В развитых странах мы сталкиваемся с сочетанием рыночной и централизованной экономики при господстве первой из них. Такое сочетание называется смешанной экономикой. Смешанная экономика призвана использовать сильные стороны и преодолеть недостатки рыночной и централизованной экономик. Например, даже в одной из самых рыночных экономик мира — американской — государство активно вмешивается в процесс распределения продукта и централизованно выдает бедным талоны на покупку еды. В то же время в такой централизованной экономике, как советская, даже в годы сталинизма допускались элементы рыночной экономики, например продовольственные и вещевые рынки, на которых граждане могли попытаться купить то, что не получали от государства. Однако разница между экономикой, где преобладает централизованное планирование, и экономикой, где преобладает рынок, огромна. Ее почувствовало на себе население нашей страны, где происходит долгий и болезненный переход от плановой к рыночной экономике.

Краткое содержание

Приведение в соответствие безграничных потребностей и ограниченных возможностей членов общества осуществляет экономическая система. Каждая экономическая система решает три важнейших вопроса: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

Выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную) и рыночную. В традиционной экономике проблемы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, решаются на основе обычаев и традиций, в централизованной — с помощью плана, устанавливаемого государством, а в рыночной -на основе целей и интересов свободных производителей, которые изготовляют наиболее выгодные для себя продукты.

В реальной экономике каждой конкретной страны основные типы экономических систем сочетаются, образуя смешанную экономику с преобладанием той или иной системы.

Из истории экономической мысли

Адам Смит (1723-1790)

Адам Смит родился в шотландском городке Киркалди, обучался в университетах Глазго и Оксфорда. Затем Смит переехал в Эдинбург, где читал лекции по английской литературе и риторике. Успех этих лекций создал ему имя в научных кругах, поэтому уже в 28 лет он был приглашен в университет Глазго в качестве профессора, а затем возглавил там кафедру нравственной философии (сегодня мы напили бы ее кафедрой общественных наук). Первая книга Смита, «Теория нравственных чувств» (1759), посвящена проблемам этики — науки о морали, о правилах человеческого поведения. Уже в этой книге Смит пытался решить проблему согласования интересов различных людей. Он отметил, что это согласование может осуществляться через свойственное человеку чувство симпатии. Смит понимал под этим тот факт, что, оценивая свои поступки, человек может встать на точку зрения другого человека.

Казалось, что после выхода книги жизнь ее автора ограничится университетской наукой, тем более что Смит обладал очень спокойным и замкнутым характером. Однако в 1764 г. все изменилось: Смит оставил кафедру и уехал во Францию в качестве гувернера и воспитателя молодого английского герцога Баклю. В Европе он много путешествовал и встречался с самыми известными учеными своего времени — Вольтером, Кенэ, Тюрго и другими. Там же он начал писать свое наиболее знаменитое произведение — «Богатство народов». Дальнейшая жизнь Смита протекала без заметных событий: он занимал почетную должность таможенного комиссара Шотландии, с большой энергией занимался исследованиями и публицистикой.

В «Богатстве народов» Смит открыл еще один способ согласования личных интересов, основанный уже не на симпатии, а на рыночной экономике при условии свободной конкуренции (соревнования) участников рынка.

Главный вывод книги Смита: рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе. Вмешательство государства ей скорее вредит, чем помогает. Смит утверждал, что в рыночной системе каждый человек, преследуя личную выгоду, выбирает себе то занятие, которое лучше всего оплачивается, производит товар, имеющий наибольшую цену. Благодаря этому каждый человек в отдельности (значит, и все общество в целом) достигает наилучшего для себя результата, а ресурсы общества распределяются наиболее эффективно. Кроме того, поскольку наиболее выгодные продукты начинают производить сразу много человек, между ними возникает конкуренция и цена товара в конце концов снижается, что тоже выгодно обществу. Как выразился Смит, «невидимая рука» подталкивает эгоистов к общественному благу.

Но для этого нужно, чтобы каждый человек мог свободно заняться делом, которое он считает самым выгодным. Никто не должен (как в традиционной или централизованной экономике) ограничивать его выбор, указывать ему, чем следует и чем не следует заниматься.

Прямое вмешательство государства скорее вредит, чем помогает рыночной экономике — этот вывод Смита произвел наибольшее впечатление на его современников. Дело в том, что в то время в экономической мысли господствовали так называемые «меркантилисты» — сторонники активного государственного регулирования всех сторон экономической жизни и особенно внешней торговли.

С «Богатства народов» Смита начинается самостоятельная экономическая наука — ранее экономические знания относились к предмету нравственной философии.

Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества ; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:

  1. взаимодействие факторов производства;
  2. единство фаз воспроизводства – потребления, обмена, распределения и производства;
  3. ведущее место собственности .

Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике , необходимо определить ее главные составляющие:

  1. какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;
  2. какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;
  3. какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;
  4. каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).

Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:

  1. общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами – специализация);
  2. кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);
  3. централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);
  4. концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);
  5. интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).

Социально-экономические отношения – это связи между людьми, которые возникают в процессе производства и формируются на основе различных форм собственности на средства производства.

Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем.

1. Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев . Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал . Для такой системы характерна активная роль государства .

2. Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования . В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования:

  1. непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти , что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;
  2. государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;
  3. государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

3. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции , договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

4. Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности ; активное государство. Государство выполняет следующие функции:

  1. поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);
  2. усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;
  3. решало следующие задачи по стабилизации экономики:

    а) создание устойчивой денежной системы;
    б) обеспечение полной занятости;
    в) снижение (стабилизация) уровня инфляции;
    г) регулирование платежного баланса;
    д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний.

Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.