Регулирование конкуренции как деятельность государства. Регулирование конкуренции государством и ограничения монополистической деятельности. Понятие, цели и задачи антимонопольного регулирования

45. Государственное регулирование / конкуренции на товарном и финансовом рынках

Государство регулирует и поощряет конкурентную борьбу в нужных обществу направлениях, используя самые разные методы и механизмы формирования конкурентных отношений. К таким механизмам относят увеличение числа однородных предприятий, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечениесрав-нимости качественных характеристик и цен на товары, поощрение лучших результатов и новшеств, создание системы пропаганды.

Целью государства при поддержке конкуренции является создание здоровой конкурентной среды. Со стороны государства поддержка конкуренции осуществляется двумя основными видами мер: стимулирующими и запретительными. К стимулирующим мерам относятся законодательные документы о проведении экономических конкурсов: законодательство в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров. К запретительным относится принятие актов и совершение отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.

Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынке осуществляет Федеральная антимонопольная служба совместно с Федеральной службой по тарифам.

Антимонопольный орган – федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Функции антимонопольного органа:

1) нормотворческая;

2) наблюдательная (ведение реестра доминирующих организаций);

3) разрешительная (разрешает слияние и присоединение организаций);

4) пресекательная (проводит антимонопольное расследование, результатом которого может быть издание предписания об устранении нарушений, принудительное разделение коммерческой организации, занимающей доминирующее положение, если она им злоупотребляет). Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции (ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов.

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

7. Государственное налоговое регулирование 7.1. Содержание государственного налогового регулирования Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением м налоговыми потоками,

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 18. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных

Из книги Основы экономики автора Борисов Евгений Филиппович

18.3. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям

Из книги Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации автора Волков Алексей Сергеевич

Тема 18. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Определение понятия «конкуренция» дается в следующем нормативно-правовом акте:А. Гражданский кодекс РФ;Б. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г.

Из книги Ценообразование автора Якорева А С

§ 2 Государственное регулирование макроэкономики Какой регулятор пришел на смену свободному рынкуМеханизм саморегулирующегося рынка не выдержал сурового испытания на практике. Это подтвердил мировой экономический кризис 1929–1933 гг.Xозяйственный развал, вызванный

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

6.1.1. Государственное регулирование инвестиций Государство регулирует инвестиционные процессы в экономике страны с помощью следующих инструментов (способов).1. Создание благоприятных для инвестиций условий:? установление налоговых льгот;? освобождение от таможенных

Из книги Ценообразование автора Шевчук Денис Александрович

49. Государственное регулирование цен В современной экономической ситуации регулирующее воздействие на экономику и процессы ценообразования в частности могут оказывать не только государство, но и предприятия-монополисты. То есть регулирование экономики имеет два

Из книги Бухгалтерский учет в страховании автора Красова Ольга Сергеевна

4. Государственное регулирование рынка труда Формы государственного регулирования рынка труда:1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее

Из книги Экономическая теория. автора

ГЛАВА 7 Государственное регулирование цен

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

1.3 Государственное регулирование страховой деятельности В настоящее время Россия находится в процессе реформирования и создания социальных институтов. В этой связи в центре особого внимания находится построение системы государственного регулирования страховой

Из книги Правовое регулирование международных банковских сделок и сделок на международных финансовых рынках автора Шамраев Андрей Васильевич

15.3. Государственное регулирование экономики Государство существует в любой экономической системе – рыночной, командной, переходной, однако его экономические функции в каждой из них различны. Рассмотрим регулирующую роль государства применительно к каждой из

Из книги Аудит. Шпаргалки автора Самсонов Николай Александрович

11.3.4. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном и монопсонистом на факторном рынках Когда фирма обладает и властью монопсонии на рынках рабочей силы и монопольной властью на рынках ее готовой продукции, работники

Из книги Экономическая теория. Ответы на экзаменационные вопросы автора Романова Елена Викторовна

Глава 9 Правовое регулирование зарубежных размещений ценных бумаг на финансовом рынке США 9.1. Основные способы зарубежных размещений и характеристика источников правового регулированияПервоначальной целью законодательства США о ценных бумагах была защита

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

7. Государственное регулирование аудиторской деятельности Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются: 1) выработка

Из книги автора

1. Взаимосвязь понятий «общество», «экономика» и «экономические отношения». Экономические агенты С понятиями «общество», «экономика», «экономические отношения» каждый человек сталкивается с детства. Однако характеристика каждого понятия, как правило, вызывает

Из книги автора

Анализ конкуренции на иностранных рынках По поводу конкурентоспособности в мировом масштабе было исписано много страниц, но сделано мало выводов. Каждый иностранный рынок имеет свою конкурентную структуру, что показано на рис. 4-1. Известно также, что благодаря жесткой

В результате изучения главы обучаемый должен:

знать

  • понятие, цели и задачи антимонопольного регулирования и конкурентной политики;
  • основания прямого участия государства в конкурентных отношениях;
  • основы осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, структуру, функции и полномочия ФАС России;
  • перечень мер по развитию конкуренции;

уметь

  • применять нормы конкурентного права, аргументировать принятые решения, предвидеть последствия принятых им решений;
  • анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;
  • квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии; проводить экспертизу правовых актов; объяснить действие норм права их адресатам;
  • проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;
  • самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации;

владеть навыками

  • устных выступлений по правовым вопросам, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;
  • ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;
  • проведения научных исследований по отдельным правовым проблемам и свободного изложения результатов научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;
  • самостоятельного освоения новых методов получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний.

Понятие, цели и задачи антимонопольного регулирования

Любое государство, базирующееся на рыночной экономике, должно определять организационные и правовые основы защиты конкуренции. В этом смысле защита конкуренции выступает институциональным фактором развития экономики в частности и государства вообще.

Общеизвестно, что объектом правового регулирования выступает определенный тип общественных отношений. Право регулирует поведение участников этих общественных отношений, внедряя в социальную структуру общественных отношений в качестве разновидности правоотношения.

Государственное регулирование в сфере защиты конкуренции нельзя сводить исключительно к правовому регулированию и принимать какие-либо правила поведения. Не все экономические интересы предпринимателей возможно урегулировать с помощью права. Помимо правоотношений большое значение имеют иные типы общественных отношений, в первую очередь экономические, не всегда подвергающиеся правовому регулированию.

Вызывает определенные сомнения и сам термин "защита конкуренции", используемый в названии Закона о защите конкуренции и в силу этого должный выражать основный смысл указанного закона. Государство скорее должно стремиться к развитию конкуренции, снижению барьеров входа на рынок и ведения бизнеса, формировать инвестиционный климат, развивать и обеспечивать доступность инфраструктуры, стимулируя хозяйствующих субъектов совокупностью этих мер к обнаружению и использованию возможностей получения прибыли, т.е. формировать интерес и правовое пространство, в котором его можно проявить.

Семантически "защита" означает ограждение от опасностей, посягательств и враждебных действий. Защищать можно то, что уже существует. Осуществляя защиту, мы стремимся сохранить достигнутое. Поэтому защиту конкуренции можно рассматривать в качестве одного из принципов, на которых строится, но которым не исчерпывается правовое регулирование отношений в этой сфере.

Гораздо важнее создавать условия для развития конкуренции, ее приспособления к постоянно меняющимся экономическим параметрам, определять меры возможного и должного поведения субъектов.

Таким образом, целью антимонопольного регулирования будет формирование вариантов допускаемого законодательством правомерного поведения субъектов. Использование термина "антимонопольное" не более чем заимствование из ст. 2 Закона о защите конкуренции, определяющей состав антимонопольного законодательства РФ. Если объектом правового регулирования выступает определенный тип общественных отношений, то предметом служат нормы права, регулирующие этот тип общественных отношений. Если внешняя форма проявления совокупности этих норм права законодателем называется антимонопольным законодательством, то логично говорить об антимонопольном регулировании как разновидности воздействия на объект правового регулирования.

Антимонопольное регулирование является не только важным инструментом защиты конкуренции, но и обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.

Кроме того, антимонопольное регулирование направлено не только на развитие конкуренции, но и на создание правил поведения в тех сферах экономики, где конкуренции не только нет (и защищать, соответственно, нечего), но она и противопоказана. Речь идет о сферах естественных монополий, где приоритетной является цель обеспечения недискриминационного доступа к определенным товарам (работам, услугам).

Поэтому нельзя согласиться с К. А. Писенко, считающим, что целью правового регулирования конкуренции и монополии будет "...обеспечение эффективности рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями, защита публичных экономических интересов, в том числе потребителей продукции" .

Целями антимонопольного регулирования являются:

  • 1) обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Российской Федерации;
  • 2) создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;
  • 3) общее улучшение конкурентной среды;
  • 4) повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов.

Реализация каждой из указанных целей достигается путем постановки и решения задач применительно к отдельным отраслям экономики. В зависимости от состояния конкурентной среды в каждой отрасли набор задач и средств их решения будет отличаться. Такими мерами будут не только предусматриваемые антимонопольным законодательством защитные меры (включая меры пресечения и предупреждения), но и меры стимулирующего характера, оказывающие комплексное воздействие на состояние конкурентной среды (развитие инфраструктуры, ликвидация необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, использование инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки, поддержка малого и среднего предпринимательства, совершенствование системы государственных и муниципальных закупок, информационное и кадровое обеспечение конкуренции и пр.).

Достижение этих целей и задач составляет заботу государства, для чего оно обязано осуществлять антимонопольное регулирование по нескольким направлениям:

  • 1) формировать государственную политику в области конкуренции;
  • 2) определять условия своего прямого участия в конкурентных отношениях;
  • 3) формировать антимонопольное законодательство;
  • 4) осуществлять государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
  • См.: Писенко К. А., Цинделиани И. А., Бадмаев Б. Г. Указ. соч. С. 16.

Выходные данные сборника:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тагирова Асет Вахаевна

ассистент кафедры коммерции и менеджмента Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск

PUBLIC REGULATION OF BUSINESS COMPETITION IN RUSSIAN FEDERATION

Aset Tagirova

assistant of Commerce and Management Chair, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia

АННОТАЦИЯ

Конкуренция - важнейший институт рыночной экономики. Конкуренция является гарантом эффективного функционирования рыночного механизма. Государственная конкурентная политика нацелена на обеспечение оптимальных условий для конкуренции между хозяйствующими субъектами. Антимонопольное законодательство обеспечивает развитие предпринимательства на основе конкуренции.

ABSTRACT

Competition is the most important institution of the market economy. Competition is the guarantor of the efficient functioning of the market mechanism. State competition policy aims to ensure optimal conditions for competition between economic entities. Antitrust laws providethe development of enterprise based on competition.

Ключевые слова: конкуренция; конкурентная политика; государственное регулирование конкуренции; антимонопольное законодательство.

Keywords: competition; competition policy; state regulation of competition; antitrust laws.

Современная рыночная экономика России - это такой вид экономики, где преобладает предпринимательский способ хозяйствования. Естественно, что конкуренция является важнейшим институтом рынка. Достижение устойчивой экономической системы возможно только при наличии здоровой конкурентной среды - конкуренции между участниками экономических отношений, ограничение и вытеснение монополистической деятельности, запрет на недобросовестную конкуренцию.

Так что же значит «конкуренция»? О конкуренции опубликовано множество научных работ и в каждой из них даются те или иные определения данного понятия. Смысл любого понятия «конкуренции» заключается в состязательности субъектов для достижения наилучшего результата (получение наибольшей прибыли). В экономическом словаре под редакцией А.И. Архипова дано следующее определение: «конкуренция - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка» . В статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» указано, что под конкуренцией следует понимать «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» .

Исходя из понятия можно сделать вывод, что в итоге конкурентной борьбы можно прийти к монополии.

Конкуренцию и монополию можно рассматривать как две стороны одной медали. Ведь, если субъект рыночных отношений будет успешно повышать конкурентоспособность своего предприятия, обгоняя, так называемых соперников, в какой-то момент он станет монополистом. Заняв определенную нишу рынка, монополист диктует цену, завоевывает рынок сбыта, тем самым препятствует свободной конкуренции и развитию экономики страны в целом.

Ограничение конкуренции мешает нормальному функционированию рыночного механизма, приводит к росту цен и нерациональному распределению ресурсов, тормозит научно-технический прогресс, понижает общественное благосостояние. В таких условиях необходимо вмешательство государства для регулирования рыночного механизма, основным элементом которого является свободная конкуренция.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года «стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан» . Согласно стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. главный приоритетом государственной политики является защита и развитие конкуренции.

Для обеспечения качественного функционирования и стимулирования рынка необходимо наличие следующих условий, которые формируются государством:

· развитая инфраструктура;

· низкий входной барьер;

· эффективная правовая база.

Перед государством стоит задача по созданию комфортных условий для развития конкуренции и недопущению процветания монополизма. Решение данной задачи приведет к развитию добросовестной конкуренции, что окажет положительное влияние на экономику страны в целом.

С целью обеспечения «здоровой» конкуренции государство использует систему правил и мер, как способ регулирования данных отношений. Система правил и мер изложена в актах, которые входят в антимонопольное законодательство РФ и запрещают недобросовестную конкуренцию и монополистическую деятельность.

Согласно статьи 8 Конституции РФ государство гарантирует поддержку конкуренции, тем самым на законодательном уровне ограничивая монополистическую деятельность. Государство стимулирует конкуренцию и делает акцент на необходимость ведения добросовестной и честной конкурентной борьбы.

Федеральным законом «О защите конкуренции» определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1. монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2. недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации .

Государственное регулирование конкуренции представляет собой комплекс мер, которые направлены на создание равных условий конкуренции для каждого хозяйствующего субъекта. Проводимая конкурентная политика предполагает поддержку предпринимательства, малого бизнеса и институтов частно-государственного партнерства.

В V «Гайдаровском Форуме», который прошел 15-18 января 2014 года принял участие Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев, который обозначил точки роста для российской экономики. «Базовых условий для формирования реальной конкурентной среды - три. Это сокращение избыточного присутствия государства, продуманная антимонопольная политика и поддержка малого и среднего предпринимательства», - перечислил Медведев .

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса регламентируется федеральным законом № 209-ФЗ от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В статье 16 перечислены формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

· финансовая;

· имущественная;

· информационная и консультационная;

· в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации

· их работников;

· в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;

· субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

· субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность .

В Российской Федерации ведение конкурентной политики возложено на Федеральную антимонопольную службу (ФАС России), которая осуществляет следующие функции:

1. обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

2. выявляет, принимает меры и привлекает к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства;

3. предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

4. осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Ежегодно Федеральной антимонопольной службой представляется Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. В Докладе за 2013 год приведены характеристики состояния конкуренции по данным: государственного статистического наблюдения (Росстат), Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, международных рейтингов, предпринимательского сообщества .

Согласно статистическим данным в 2013 году отметили улучшение состояния конкурентной среды 22 % респондентов, представляющих крупные и средние предприятия (для сравнения в 2012 году - 18 %). В качестве респондентов Росстат определил сообщество, включающее в себя предпринимателей-собственников и руководителей хозяйствующих субъектов вне зависимости от их организационно-правовой формы. Приведены результаты международного исследования в области делового климата, проводимого группой Всемирного банка. Согласно данному рейтингу, Российская Федерация с каждым годом улучшает условия ведения бизнеса. В 2014 году Россия поднялась на 20 позиций и заняла 92 место из 189 стран, в 2013 году - 112 место из 185 стран, в 2011 году, 118 место из 183 стран, в 2010 году Россия занимала 123 место.

Проанализировав все статистические данные, включенные в Доклад, можно проследить положительную динамику развития конкурентоспособности российской экономики. Следует отметить, что государственное регулирование конкуренции представляет собой совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которое осуществляется уполномоченными государственными учреждениями, в результате такого подхода Россия идет к стабилизации рыночной экономики.

Список литературы:

  1. Архипов А.И. Экономический словарь / А.И. Архипов [и др.]; отв. ред. А.И. Архипов. 2-е изд.,перераб. и доп., М.: Проспект, 2010. - 672 с.
  2. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://minec.government-nnov.ru/?id=36271 (дата обращения 28.11.2014).
  3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/ (дата обращения 29.11.2014).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.garant.ru/194365/#ixzz3KZGJL8hU (дата обращения 28.11.2014).
  5. Российская газета [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://www.rg.ru/2014/01/15/rost-site.html (дата обращения 27.11.2014).
  6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.garant.ru/12148517/#ixzz3KZFEfa1l (дата обращения 29.11.2014).
  7. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.garant.ru/12154854/#ixzz3KZFqBfNV (дата обращения 27.11.2014).

Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает "сходиться", "сталкиваться") - это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. А. Смит образно назвал этот процесс "невидимой рукой" рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.

Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной или монополистической.

Свободной конкуренцией называется такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.

В западной экономической литературе свободную конкуренцию еще называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и сам рынок чист от монополий. Свободная конкуренция соответствует периоду классического капитализма. В современных условиях свободная конкуренция - явление весьма редкое (хотя ее можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг).

Свободная, совершенная или чистая конкуренция должна удовлетворять следующим условиям Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник/ Л.Г. Ходов. - М.: Экономистъ, 2004. - С. 91.:

  • 1) наличие множества покупателей и продавцов;
  • 2) для продажи должны предлагаться одинаковые товары и услуги;
  • 3) ни один из продавцов и покупателей не знает о рынке больше чем другие;
  • 4) покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его;
  • 5) покупатели и продавцы должны быть прекрасно осведомлены о ценах и качестве товара.

В отличие от свободной монополистическая конкуренция представляет собой такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.

Монополия - это несовершенная конкуренция, исключительное право, предоставляемое государству, компании, организации или физическому лицу на осуществление какой либо деятельности. Монопольное право позволяет навязывать потребителям выгодные для монополиста условия взаимоотношений.

Монополией называется исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную). По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции.

С учетом степени охвата экономики выделяют следующие виды монополий:

  • · Чистая монополия в масштабе определенной отрасли. Ее характерной чертой является наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт). Этот продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.
  • · Абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства. Монополистом здесь является государство в лице своих хозяйственных органов.
  • · Монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) - такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров.

В зависимости от характера и причин возникновения различают монополии естественные и искусственные.

Естественные монополисты, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают больший экономический эффект, чем множество аналогичных мелких фирм, или же имеют важное стратегическое значение для всего общества.

Искусственные монополии представляют собой объединения нескольких предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трест и концерн.

Картелем - называется объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товаров, распределяют рынки сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства.

Синдикат - это такое объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а продукция, произведенная на них, реализуется как собственность предприятий через единую контору.

Трест - единое акционерное общество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий передают средства производства - пай - в собственность треста и взамен получают количество акций, соответствующих сумме этого пая.

Концерн - понимается объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.

На современном рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий. Современное состояние рынка можно охарактеризовать как "несовершенная конкуренция", подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: упоминавшуюся выше монополистическую конкуренцию и олигополию.

Термин "олигополия" применяется для описания рынка, на котором господствует несколько (от 3-х до 5-ти) крупных товаропроизводителей. На мировом рынке это, например, автомобилестроение и производство самолётов. Олигополии существуют потому, что для конкурирующих фирм трудно выйти на данный рынок. Имеется ряд барьеров, препятствующих проникновению новых конкурентов на существующий рынок Селезнев Об эффективности управления государственной собственностью // Экономист. - 2007 - №6 - С. 3-12:

  • · высокая стоимость выхода на рынок;
  • · патентная защита.

Олигополия (от греч. oligos - немногий, poleo - продаю) - это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трех до пяти) крупных фирм (например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции). Олигополия - это конкуренция между немногими. В условиях олигополии возможно соглашение между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены. Часто такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещено.

В хозяйственной практике любой страны всегда имеют место элементы недобросовестной конкуренции, т.е. деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке путём обмана потребителей, партнёров, других хозяйствующих субъектов и государственных органов.

Положительное влияние конкуренции проявляется в том, что чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

Вполне очевидно, что эти два условия полностью выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль.

Говоря об эффективности распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

  • 1) отсутствие причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;
  • 2) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;
  • 3) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;
  • 4) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Совершенной конкуренции отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. От совершенной конкуренции требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня.

Рассматривая проблему отрицательного воздействия несовершенной конкуренции на рынок, заметим, что несовершенная конкуренция ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершенная конкуренция не способствует повышению эффективности использования ресурсов. Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого проявляется в таких негативных чертах, как:

  • · единая общенародная зависимость;
  • · централизованная плановая система;
  • · малосубъектная система хозяйствования;
  • · централизованное распределение всех ресурсов;
  • · регламентированные связи по отраслевому признаку;
  • · централизованная система установления фиксированных цен;
  • · единство номенклатуры продукции во внешней торговле.

Эффективно развивать внешнюю торговлю в условиях несовершенной конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции выше, так как фирма не стремиться к минимизации своих издержек, ее продукт все равно будет реализован, так как других альтернатив нет.

Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая, проведя модернизацию и обновление, сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.

Конкуренция представляет собой необходимый элемент для развития рыночной экономики. По этой причине требуется государственное регулирование конкуренции.

Замечание 1

Статьей 4 п. 7 ФЗ от 26 июля 2006 № 135 «О защите конкуренции» она определяется в качестве соперничества определенных субъектов хозяйствования (фирм, предприятий, компаний, организаций), в ходе которого действия каждого могут исключать или ограничивать возможность других в одностороннем порядке влиять на общие условия обращения продукции на определенных товарных рынках.

Конкуренция представляет собой борьбу производителей или поставщиков, предприятий, организаций за максимально выгодные условия выпуска и продажи продукции, оказания услуг, выполнения работ для достижения лучшего результата коммерческой деятельности.

Рыночная система в виде основного содержания конкуренции предполагает борьбу за покупателей, включая максимальное удовлетворение его потребностей. Также это может быть борьба за рыночную долю, успех которой зависит от степени качества и цен на продукцию.

При наличии свободной конкуренции рост доходов одних предприятий способен сопровождаться разорением других, концентрируется и централизуется производство и капитал, что приводит к формированию монополий и захвату ими власти на рынках. По этой причине, чтобы этого не происходило, используется антимонопольное законодательство в качестве инструмента поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Опыт развитых рыночных государств в области создания и использования антимонопольного законодательства отражает необходимость этой формы регулирования рыночных отношений со стороны государства Европейские страны считают конкуренцию одной из основ построения свободной экономики, что получило свое развитие после того, как были ликвидированы средневековые наследственные и сословные привилегии.

Пример 1

Во Франции средневековую систему цехов ликвидировали в 1789 году. в Англии это произошло после отмены законов об ученичестве в 1813 году. Примерно в это же время окончательно цеха были ликвидированы в Германии. В Российской империи не существовала подобная западноевропейская система цехов, а сдерживание развития конкуренции происходило через крепостное право, отмененное в 1861 году. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года содержало наказание и заключение в тюрьму за картельные сговоры, выражающиеся «непомерным возвышением цен на жизненные припасы».

Юридическая литература относит создание первого закона, запрещающего монопольные соглашения, к Канаде (1889 г.), к США (закон Шермана).

В соответствии с американским законом Шермана, который широко известен как Хартия экономической свободы (1890 г.) формирование монополий - это преступление. Оно влекло за собой уголовное наказание в виде штрафа до 5 000 долларов (впоследствии его повысили до 50 000 долларов), тюремного заключения (до 1 года). В дальнейшем по этому образцу принимались законы в Австралии и Новой Зеландии. В европейских государствах антимонопольное законодательство сформировалось в 1930-х гг. (в Бельгии в 1935 г., в Нидерландах в 1935 г., в Дании в 1937 г.).

В это время в нашем государстве существовало социалистическое общество, где действовала плановая государственная экономика. В 1990 годы становление антимонопольной политики осуществляется при наличии условий безудержной либерализации экономики страны. При использовании субъектами предпринимательства различных методов и способов конкуренции на товарных рынках органы власти в государстве должны учитывать тенденции его монополизации, включая масштаб и характер злоупотребления доминирующим положением, последствия недобросовестной конкуренции. По этой причине целью государственной политики может являться формирование и использование организационных и правовых основ защиты конкуренции.

Законы, регулирующие отношения на товарных рынках

Сегодня среди большого числа норм законодательства РФ, которые участвуют в регулировании отношений на товарных рынках, выделяются нормы общего характера, представленные нормами конституционного, гражданского, уголовного и административного права.

В группу конституционного права включены нормы:

  1. Конституция РФ (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34), где говорится о поддержке конкуренции со стороны государства и недопущении экономической деятельности, сконцентрированной на монополизации и недобросовестной конкуренции;
  2. ГК РФ (п. 1 ст. 10, п. 2-3 ст. 57, п. 1 ст. 1033), где устанавливается недопущение использования гражданских прав для ограничения конкуренции, включая злоупотребления доминирующим положением на рынках. Статья 57 подчеркивает, что реорганизацию отдельных видов предприятий необходимо проводить на основе согласия (включая согласие со стороны антимонопольного органа). Статья 1033 ГК РФ приводит условия договора коммерческой концессии, которые ограничивают права сторон в случае, когда они вступают в противоречие с антимонопольным законодательством;
  3. УК РФ, содержащий запрет на целый ряд деяний, которые могут направлять на недопущение, устранение или ограничение конкуренции через заключение соглашений или согласованные действия, которые ограничивают конкуренцию, установление монопольно высоких или низких цен; необоснованный отказ или уклонение от заключения договоров; ограничение доступа на рынок. Это работает в случае, когда деяния способны причинить крупный ущерб лицам, предприятиям или государству либо влекут извлечение дохода в крупном размере. За подобные действия кроме больших штрафов предусматривается определенный уровень уголовной ответственности;
  4. КоАП РФ, устанавливающий ответственность за сроки законных предписаний (решений, постановлений, представления) органа (должностных лиц), который осуществляет государственный надзор (контроль), об устранении законодательных нарушений. Статья 19.8 формирует ответственность за то, что в федеральный антимонопольный орган не было предоставлено ходатайство, уведомление (заявление), которые предусмотрены антимонопольным законодательством. Также карается и предоставление заведомо ложной информации;
  5. ФЗ «О защите конкуренции» в виде общих норм ограничительного характера.

В России подобный Закон становится вторым, который формирует антимонопольное законодательство. Именно он определяет организационные и основы права в сфере защиты конкуренции, включая предупреждение и пресечение монопольной деятельности (исключается недобросовестная конкуренция); недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и др. Цели Закона состоят в обеспечении единого экономического пространства, свободного перемещения продукции, свободы экономической деятельности в нашей стране, защите конкуренции, формировании условий эффективной работы товарных рынков.

Законы, регулирующие разрешенные виды деятельности на товарных рынках

Отдельно принято рассматривать законы, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении на товарных рынках разрешенной деятельности:

  1. ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», включающий правила общего и специального характера, которые формируют качественные параметры рекламы, включая цель не допустить монополистическую деятельность; запрет на недобросовестное и недостоверное использование рекламы;
  2. Законы РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», от 20 февраля 1992 года № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
  3. ФЗ от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и др.

ФАС России поставила цель изменения отечественной конкурентной среды. Пакет законодательных инициатив ФАС уделяет особое внимание естественным монополиям и торговым сетям. В соответствии с мнением руководителя ФАС, ФЗ «О естественных монополиях» совершенно архаичен, он мешает использовать закон о конкуренции по отношению к естественным монополиям. В рамках статистик, естественные монополии, такие, как ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», заняли 2 место по числу нарушений антимонопольного законодательства после органов власти. В целом на чиновников пришлось около 50 % нарушений.

Замечание 2

Отдельно следует обратить внимание на подзаконные акты, которые принимаются на уровне Президента и Правительства РФ. Именно с их помощью происходит установление статуса федерального антимонопольного органа, включая его территориальные подразделения. В эту группу можно включить нормативные акты, в которых установлены перспективные программы (вопросы государственных заказов, прогнозные планы приватизации очередного года, полномочия антимонопольного органа и др.).

Также отдельно выделяются нормативные акты, которые издает сам федеральный антимонопольный орган. Основной пример здесь представлен приказом ФАС России «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральная антимонопольная служба», приказ «Об утверждении административного регламента ФАС службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ». В целях развития конкурентной среды ФАС в нашей стране производит разработку правил недискриминационного доступа к услуге транспортировки нефти и нефтепродуктов; аэропортов, речных и морских портов, железнодорожного транспорта; почтовой связи и др.

Вывод

Система норм, которые участвуют в регулировании отношений в области ограничения монополий и пресечения недобросовестной конкуренции, концентрируется в большом числе актов различного уровня. Все они имеют разную сферу регулирования. По этой причине научная литература не случайно по отношению ко всем подобным актам применяет понятие «антимонопольное законодательство».

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter