Буржуазное государство: основные институты и пути развития. Буржуазное государство. общая теория права и государства

Буржуазное (капиталистическое) государство

Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом: "Свобода, равенство, братство". Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной - огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. В своем развитии оно прошло ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития. Это период конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяет стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Для более эффективного развития рыночных отношений в государствах формируются банковские системы . По мере развития денежно-кредитной национальной системы происходит процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках. Впоследствии монопольное право выпуска банкнот и проведение единой кредитно-денежной политики государства стало закрепляться за одним банком, ставшим центральным. Необходимость создания центральных банков возникла как историческая и экономическая потребность в условиях дальнейшего развития рыночных отношений.

С целью избежания потерь на финансовых рынках стал необходим единый финансовый орган государства, обладающий контрольно-надзорными функциями по отношению к другим финансово-кредитным структурам. В большинстве европейских стран функции центрального банка были закреплены государством за отдельными банками в период с середины XIX - XX в. Например, полномочия единого эмиссионного центра были закреплены: за Банком Франции в 1848 г.; за Банком Испании - в 1874 г.; Федеральная резервная система США была создана в 1913 г.

По указу императора Александра II Государственный банк России был учрежден в 1860 г. В соответствии с уставом он подчинялся министерству финансов и являлся банком краткосрочного коммерческого кредита, предназначенным содействовать "упрочению денежной кредитной системы" и "оживлению торговых оборотов" в стране. Вначале он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о "временных выпусках" в небольших объемах кредитных билетов, в том числе векселя и срочные обязательства.

В 1884 г. по инициативе министра финансов России С.Ю. Витте, являвшегося сторонником идеи национальной экономики, был принят новый устав Государственного банка. Теперь он стал обладать правом кредитования отечественных производителей посредством выдачи промышленных ссуд, значительную часть которых составляли кредиты, предоставляемые для развития промышленности и торговли, а также крестьянам и ремесленникам.

Второй этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности: конец XIX в. - первая половина XX в.). В экономике происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкурентоспособности объединяются, монополизируются различные виды производства. Возникают мощные объединения - тресты, синдикаты, корпорации и т.п. Усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Это привело к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных идей. Парижская Коммуна 1871 г. - исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетия буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней - функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в. - это годы Первой мировой войны, пролетарских революций, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива - или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

В 30-е годы двадцатого столетия буржуазное государство вступило в третий этап своего развития, который является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта. Однако более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, стали происходить только после Второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества образуют "средний" класс - основной стабилизатор общественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества - экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п.

Буржуазное государство - это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

Буржуазное (капиталистическое) государство

Первые буржуазные (капиталистические) государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.

Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Буржуазия шла к власти под лозунгом "Свобода, равенство, братство".

В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, капиталистический способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. В Декларации независимости США, во французской Декларации прав человека и гражданина, других подобных документах провозглашалось, что все люди рождаются равными и наделены равными правами. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменяется неравенством социальным, поскольку одни владели средствами производства, а другие, лишенные их, должны были продавать свою рабочую силу. В своем развитии буржуазное общество проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли, развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия - парламентаризм. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты. Демократия в этот период носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются различные объединения рабочих, в том числе профсоюзы, вводится специальное средство, ограничивающее участие трудящихся в управлении государством, отстраняющее их от власти, в виде избирательных цензов: имущественного, образовательного, ценза оседлости и др. Таким образом, хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политическое неравенство. И государство, и право выполняли прежде всего классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. -- первая половина ХХ в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения -- тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса (пролетариата), платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей.

Парижская Коммуна 1871 г. -- исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

Надобность в демократических формах в принципе отпадает: сравнительно немногочисленные монополисты располагают иными средствами определить общие интересы. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополистов (фашистские режимы в Германии и Италии, военно-полицейские в Латинской Америке и др.).

Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением. Во внешней -- функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия ХХ в. -- это годы Первой мировой войны, пролетарских революций, распада колониальной системы, тяжелых экономических кризисов и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива -- или саморазрушение под натиском острых противоречий, или частичные уступки пролетариату в виде социальных реформ и преобразований.

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития. Начало ему положил "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после Второй мировой войны.

На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, "чистая" частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Что, в прочем, не меняет сути дела: собственность, так или иначе, будь то государственная или акционерная, остается частной.

Изменения, происходящие в наиболее развитых капиталистических странах Запада, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории, на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных -- побогаче. Данная теория, как впрочем, и другие новомодные теории, не выдерживает никакой критики. Даже официальная статистика ведущих международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др., отчетливо показывает все увеличивающуюся огромную дифференциацию между самыми богатыми и самыми бедными слоями общества, рост процента населения, находящегося за чертой бедности и нищеты.

Безусловно, рано или поздно, капиталистическое государство, раздираемое внутренними противоречиями, должно рухнуть и уступить дорогу новому обществу - Коммунизму, переходным этапом, к которому является социалистическое государство.

Буржуазное государство и право.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Буржуазное государство и право.
Рубрика (тематическая категория) Право

В корне этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не работника. На первый план выходит экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе, поэтому капиталистический способ производства возможен только там, где работник лично свободен, независим как личность от капиталиста.

За капитализмом и ᴇᴦο государственными формами следует иная фаза развития, получившая название постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества.

социальные классы˸ буржуазия, пролетариат, с середины XX века средний класс.

Отмена сословного деления. Механизмы государства˸ конституционализм,

парламентаризм, разделение властей, развитие органов хозяйственного

управления. Форма правления – ограниченная монархия, республика.

Государственное устройство – унитарные государства, империи распадаются,

конфедерации, федерации. Режим – демократический и антидемократический

Буржуазное государство и право появились в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. Объективные и субъективные предпосылки буржуазных революций создавались в недрах феодального общества. На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической формации весьма быстро складывались буржуазные производственные отношения и вместе с тем усиливались социально-экономические и политические противоречия между исторически восходящим классом буржуазии и продолжавшим удерживать политическую власть классом феодалов. После победы буржуазной революции, захватом политической власти буржуазией и широким использованием ею государственного механизма, установилось соответствие политической структуры нарождающегося буржуазного общества ᴇᴦο экономической структуре. Это было доказано буржуазно-демократическими революциями в Англии, Франции и других странах, в результате которых буржуазия стала не только экономически, но и политически господствующим классом. Экономической основой буржуазного государства с момента ᴇᴦο появления стали система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На её охрану и защиту было направлено в конечном счете все конституционное и текущее законодательство.Признаками капитализма называются такие, как наличие конкуренции, "осуществляемой прежде всего ради получения прибылей собственниками"; содействие техническому и технологическому процессам; развитие узкой специализации, особенно в сфере финансовых операций; рост мощных национальных и транснациональных корпораций; периодическое возникновение экономических спадов; осуществление правительством лишь частичного контроля над частным сектором; возникновение и развитие сильных рабочих организаций, "обеспечивающих повышение статуса и влияния рабочего классаʼʼ. Социальная структура буржуазного общества, на базе которой строится и функционирует капиталистическое государство независимо от этапов ᴇᴦο развития, представляется как совокупность двух основных, по природе не совместимых друг с другом, классов - буржуазии и пролетариата. В более детальном виде она выступает и как система входящих в него промежуточных слоев населения, обладающих своими особенностями (интеллигенция, различные внутриклассовые группы).

Буржуазное государство. Первые буржуазные (капиталисти­ческие) государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад, а после Великой французской революции буржу­азная система быстро завоевала мир.
В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, капиталистический способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Поэтому буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равен­ство и братство». В Декларации независимости США, во француз­ской Декларации прав человека и гражданина, других подобных документах провозглашалось, что все люди рождаются равными и наделены равными правами. Сословное неравенство, повсемест­но существовавшее до этого, заменяется неравенством социаль­ным, поскольку одни владели средствами производства, а другие, лишенные их, должны были продавать свою рабочую силу. В своем развитии буржуазное общество проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.
На первой стадии (период свободной конкуренции) класс бур­жуазии состоит из сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Это определяет необходимость механизма выявления их общек­лассовых интересов и воли. Таким механизмом становится бур­жуазное государство, основанное на буржуазной демократии, парламентаризме, законности. Демократия в этот период носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются различ­ные объединения рабочих, в том числе профсоюзы, вводится спе­циальное средство, ограничивающее участие трудящихся в уп­равлении государством, отстраняющее их от власти, в виде из­бирательных цензов: имущественного, образовательного, ценза оседлости и др. Таким образом, хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политическое неравенство. И государство, и право выполняли прежде всего классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.
Второй этап развития буржуазного общества - период моно­полистического капитализма - начался в конце XIX - начале XX в. Он характеризуется тем, что наряду с большим числом раз­розненных мелких предпринимателей на основе объединения промышленного, торгового и финансового капитала с широким использованием акционирования монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объеди­нения: тресты, синдикаты, корпорации и т.п. В руках уже не очень многочисленной монополистической буржуазии сосредото­чивается основная часть общественного богатства и, естественно, политическая власть. Надобность в демократических формах в принципе отпадает: сравнительно немногочисленные монополис­ты располагают иными средствами определить общие интересы. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемо­кратических режимов, выражающих волю монополистов (фа­шистские режимы в Германии и Италии, военно-полицейские в Латинской Америке и др.). Однако подобные режимы зачастую начинают проявлять и свою волю, отражать в первую очередь интересы стоящей у власти верхушки государственного или пар­тийно-государственного аппарата. Поэтому в большинстве случа­ев оказывается более выгодным сохранение демократических институтов. Мало того, во многих странах они даже развиваются: упраздняются цензы, вводится всеобщее избирательное право. Вместо политических, «силовых» механизмов работают иные - экономические: проведение избирательной кампании стоит так дорого, что это по силам только тем, кого поддерживают моно­полисты. Таким образом, власть по-прежнему принадлежит клас­су буржуазии, и, прежде всего, его верхушке - монополистичес­кой буржуазии. Функции государства осуществляются в интере­сах главным образом этой части господствующего класса, но раз­витие демократических форм заставляет больше внимания уделять общесоциальным задачам, иначе не привлечешь голоса из­бирателей.
В 30-х гг. нашего столетия буржуазное общество вступает в со­временный этап развития, который, видимо, является переход­ным к очередной, более высокой общественно-экономической фор­мации. Причины происшедших изменений, с одной стороны, бы­ли связаны с мощным ростом революционного рабочего движения в 20-е гг. (в том числе под воздействием процессов, имевших мес­то в России), а с другой - с началом научно-технической рево­люции, приведшей к необходимости повышения квалификации большинства работников. И то и другое приводило к повышению оплаты труда и уровня жизни большинства населения. А это, в свою очередь, повлекло значительный рост производительности труда, общественного продукта. Оказалось, что выгодно хорошо оплачивать труд - это дает бо¢льшую прибыль. В современном за­падном обществе за счет все усиливающегося акционирования, что объективно выгодно, постепенно сокращается доля «чистой» част­ной собственности, т.е. меняется экономическая основа общества. По существу, исчезает класс пролетариата - все меньше стано­вится неимущих, все больше акционеров. Большинство рабочих образуют вместе с другими слоями общества «средний» класс. И хотя государственная власть находится в руках класса буржуа­зии, постепенно повышается влияние на нее остальной части об­щества, поскольку всеобщее избирательное право дает возмож­ность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Это усиливает борьбу за голоса избирателей, приводит к взаимным разоблачениям, к даль­нейшим уступкам народу как в политическом, так и в экономи­ческом плане. Все большее значение приобретают право и закон­ность: идет определенное продвижение к реальному формирова­нию социального и правового государства. Заметно изменились функции государства. Оно стало активно вмешиваться в экономи­ку путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п. Осуществляется национализация некоторых отраслей хозяйства. Значительно возросли объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются многомиллиардные социальные программы, растет уровень жизни населения. Таким образом, современное западное государство существенно отлича­ется от классического буржуазного, и для его понимания необхо­димо использовать различные теории и подходы, о которых гово­рилось в начале настоящей главы. Одного классового подхода здесь недостаточно.

Тема № 7

«Характеристика основных формационных типов государства»

Вопросы темы:

1. Рабовладельческое государство

2. Феодальное государство

3. Буржуазное (капиталисти­ческое) государство

4. Социалистическое государство

1. Рабовладельческое государство

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX-VIII вв. до н.э., т.е. на 20 и более веков позднее Египта. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.

К этому времени в условиях Северного Средиземноморья сельскохозяйственные общины распались и возникла семейная, т. е. частная, собствен­ность на землю. Это привело к тому, что произошел распад общества на антагонистические классы, отличия между которы­ми заключались не в различном положении в системе власти и в системе распределения, а прежде всего в разнице по отношению к средствам производства. Один класс стал соб­ственником земли и орудий труда, а также и самого производи­теля - раба. Именно этот класс, владеющий средствами произ­водства, узурпирует публичную власть, превращает ее в орудие классового угнетения, подавления сопротивления эксплуатиру­емого большинства - рабов.

Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы.

К внутренним функциям рабовладельческого государства относились:

1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;

2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия;

3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции

Обороны своей территории и мирных связей с другими государствами;

Функцию захвата чужих территорий;

Функцию управления завоеванными территориями.

Важнейшую роль в этом играла армия. Она участвовала в осуществлении внешних и внутренних функций. Частями государственного аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Положение рабов в разных государствах было различным. В демократических Афинах, например, закон запрещал избиение или убийство раба, в Риме таких ограничений власти рабовладельцев не было. Однако то обстоятельство, что повсе­местно рабов было больше, чем рабовладельцев, указывает на неправильность укоренившегося представления, что труд рабов был основан исключительно на физическом принуждении. Дей­ствовали и идеологические методы, и меры экономического стимулирования труда. На определенных этапах развития рабо­владельческого государства положение рабов улучшалось. Так, в Риме в императорский период рабы выполняли функции врачей и учителей, многие из них, занимаясь ремеслом и торговлей, богатели. Вольноотпущенники нередко занимали крупные посты в системе государственной власти.

Во всех рабовладельческих государствах власть монопольно принадлежит господствующему классу, рабы могут занимать в государственном аппарате некоторые незначительные должности, и классовый характер государства, таким об­разом, сомнений не вызывает.

Функции государства осущест­вляются практически в интересах рабовладельцев, а общесоци­альные - только в той мере, в которой они соответствуют интересам господствующего класса. Не случайно, что в рабо­владельческих государствах имело место сопротивление рабов, которое подчас принимало наиболее острые формы восстаний против власти рабовладельцев (восстания рабов в Сицилии и Ма­лой Азии во II в. до н.э., восстание Спартака в I в. до н.э. и др.).

Характерно, что большинство рабовладельческих государств Европы возникли и существовали как города-республики. Необ­ходимость такой формы государства была связана с тем, что только так можно было выявить общеклассовую волю собствен­ников средств производства. Частная собственность обусловливала необходимость известных демократичес­ких форм, в отличие от восточных государств, основанных на единой государственной собственности.

Потребность урегули­ровать интересы массы людей, равных по отношению к соб­ственности, вызывала появление достаточно сложных и разрабо­танных правовых систем, основным источником права в которых становились разрабатываемые органами государства законы.

Для регулирования отношений собственности римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

По сравнению с восточным обществом рабовладельческое общество было значительно более гибким, в нем были заложе­ны предпосылки дальнейшего развития. Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка. В результате на его базе впоследствии возникло феодальное общество и соответствую­щее ему государство.

Основой рабовладельческого государства являлась частная (персонифицированная) собственность на средства производства, включая рабов: раб – живая вещь, говорящий инструмент. Признавалось юридическое (формальное) равенство свободных, конечно, с поправками "на должность" и социальное положение.

2. Феодальное государство

Государства этого типа возникли в Европе в VI-IX вв. н.э., но и до сего времени в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.

Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безво­змездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость кре­стьян от феодалов дополнилась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.

Социальное неравенство закреплялось законом. Крестьяне никакого участия в управлении государством не принимали.

Го­сударственная власть была открыто классовой и безраздельно принадлежала феодалам. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия.

Государство было орудием диктатуры господствующего класса и защищало его интересы. Общесоци­альные функции осуществлялись постольку, поскольку они от­вечали интересам феодалов.

Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития :

а) децентрализованной феодальной раздробленности;

б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии;

в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

Они возникают как централизованные монархии, за­тем, в связи с тем, что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части (герцогства, графства, княжества и пр.), даже формально входя в состав прежнего государства, фак­тически, а зачастую и юридически приобретают полную незави­симость. Затем вновь происходит объединение земель, возника­ют сословно-представительные и абсолютные монархии. Феодальное государство на всех этапах развития феодального общества было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий.

Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

Феодальное общество в определенной степени напоминает восточное: ведь и здесь собственность на землю определенным образом становится государственной, приобретая некоторые черты «власти-собственности». Однако, в отличие от «восточно­го» государства, источником власти является собственность, а не наоборот; наследуется земля по родственным признакам, а не по должности; полученная вассалом земля становится его соб­ственностью и передается по наследству; сельскохозяйственные общины либо вообще не сохранились, либо они не играют такой роли, как на Востоке; отсутствует такой мощный, как в «восточ­ном» государстве, чиновничий аппарат.

В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Феодальный характер собственности на землю как основное средство производства определяет то обстоятель­ство, что феодальные государства возникают и существуют как монархии. Напротив, в независимых городах, где господствует купечество и собственность является частной, существует республиканская форма правления (города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.).

Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каж­дой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко коди­фицируются (Русская Правда, Салическая Правда и др.). Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания общегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права).

Основа феодального государства - частная собственность на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не работников (по общему правилу). Жесткое разделение общества, в том числе класса феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным юридическим неравенством.

Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны. На последнем этапе развития феодального общества стали зарождаться буржуазные производственные отношения, в основе которых работник имел возможность свободно продавать свой труд.

3. Буржуазное (капиталисти­ческое) государство

Первые буржуазные (капиталисти­ческие) государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.

В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классово­го неравенства, сословных привилегий, буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство». Капиталистический спо­соб производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменяет­ся неравенством социальным, поскольку одни владели средства­ми производства, а другие, лишенные их, должны были прода­вать свою рабочую силу. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

В своем развитии буржуазное общест­во проходит ряд стадий , вместе с ним меняется и государство.

На первой стадии (период свободной конкуренции) класс бур­жуазии состоит из множества сотен тысяч и миллионов соб­ственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Механизмом выяв­ления их общеклассовых интересов и воли становится буржуазное государство, основанное на буржуазной демократии, парламентаризме, законности. Таким образом, хотя и деклариро­валось всеобщее равенство, тут же законодательно утверж­далось политическое неравенство. И государство, и право вы­полняли, прежде всего, классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.

Второй этап развития буржуазного общества - период моно­полистического капитализма - начался в конце XIX - начале XX в.

Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкурентоспособности объединяются, монополизируются различные виды производства. Возникают мощные объединения - тресты, синдикаты, корпорации и т.п. Усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Это привело к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных идей. Парижская Коммуна 1871 г. - исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

Этот этап характеризуется тем, что в руках уже не очень многочисленной монополистической буржуазии сосредо­точивается основная часть общественного богатства и, естест­венно, политическая власть. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополис­тов (фашистские режимы в Германии и Италии, военно-полицей­ские в Латинской Америке и Южной Африке и др.). В большинстве случаев стоящей у власти верхуш­ки государственного или партийно-государственного аппарата оказывается более выгодным сохранение демократических институтов. Вместо политических, «сило­вых» механизмов работают иные - экономические: проведение избирательной кампании стоит так дорого, что это по силам только тем, кого поддерживают монополисты.

Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней - функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Функции государства осуществляются в интересах главным образом господствующего класса, но развитие демократических форм заставляет больше внимания уделять общесоциальным задачам, иначе не привлечешь голоса избирателей.

На третьем этапе , в начале прошлого столетия государственная власть по-прежнему находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общест­ва, поскольку установленное всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Этот этап совпал с периодом великой депрессии в Америке в начале 3-х годов 20 века. Начало ему положил "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта.

На данном этапе экономика приобретает смешанный характер, частная собственность перестает быть доминирующей. Около трети экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность.

Заметно измени­лись функции государства. Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Оно стало активно вмешиваться в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п. Значительно возросли объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются мно­го миллиардные социальные программы, растет уровень жизни населения. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества. Таким образом, современное западное государство существенно отличается от классического буржуазного.

4. Социалистическое государство

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Сама идея социалистического государства возникла первоначально в теории - в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина - как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется, прежде всего, для подавления эксплуатируемого большинства.

Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.

В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти.

Появление социали­стического государства связывалось с осуществлением социаль­ной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, переста­нет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного само­управления.

Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим "полугосударством", которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

Социалистическое государство признавалось государством высшего и исторически последнего типа. Оно противопоставлялось эксплуататорскому государству.

Однако большинство этих теоретических прогнозов на практи­ке не подтвердилось. В итоге, сформировалось общество и государство, основанные фактически на единой государственной собственности и поэтому в значительной мере сходные с «восточными» типами общества и государства. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая в результате приобрела неог­раниченную власть.

Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали чисто формальными, равно как и деятельность демократических институтов. И, как всякое «восточное» общество, наше также приобрело застой­ный характер, перестало развиваться. Похожие, хотя в каждом случае имеющие специфические черты, процессы происходили и в других странах, строивших социалистическое общество.

Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы - всеобщее материальное и духовное благополучие людей.