Методы управления внешним долгом статьи. Государственный долг и методы управления им. Управление государственным долгом

Вопросы, касающиеся управления государственным долгом, являются одними из самых главных в экономической политике России. А связано это с тем, что в последние годы наблюдается увеличение государственного долга, а также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению. Вот только не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием долга, текущим обслуживанием и с ограничением в выборе способов урегулирования долга. В связи с этим стоит поближе познакомиться с тем, какие бывают методы управления государственным долгом.

Методы управления государственным долгом

· Рефинансирование - погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.

· Аннулирование (дефолт) - отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.

· Конверсия - принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.

· Новация - соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.

· Унификация - принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.

· Консолидация - увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.

· Отсрочка погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) - проводится в том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства финансовой активности.

Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.

Принципы управления государственным долгом

Методы управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:

· Удержать объемы внутреннего и на одном уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.

· Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового срока и снижения ценных бумаг.

· Поддерживать стабильность и предсказуемость государственного долга.

· Достигнуть наиболее эффективного и рационального использования заимствованных средств.

· Координировать действия органов субъектов РФ, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.

· Диверсифицировать по срокам заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить потребности инвесторов.

Основные проблемы управления государственным долгом

· В настоящий момент еще не до конца решена проблема долга. В частности это касается обязательств РФ по предъявленным ею госгарантиям.

· Требует доработки нормативное регулирование государственного долга.

· Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема государственного внешнего долга, соответствующие международным стандартам.

Вопросы управления государственным долгом занимают одно из центральных мест в экономической политике России. Это обусловлено быстрым увеличением объема долга и расходов по его погашению и обслуживанию.

Глубина названных проблем обозначилась в августе 1998 г. Одной из главных проблем в области управления государственным долгом РФ стала задолженность бывшего СССР, в которой на момент ее принятия Россией преобладали кратко- и среднесрочных кредиты, причем основная их сумма подлежала погашению в 1992-1995гг.

Особенностью государственных заимствований СССР и в дальнейшем России являлось использование их в основном на покрытие дефицита федерального бюджета и обслуживание долга. Поэтому одним из основных факторов в обострении долговой ситуации стал характер использования внутренних и внешних займов. Широкое распространение по данным Счетной палаты РФ получила практика использования займов, предоставленных для структурной перестройки экономики, системы социальной защиты, угольной отрасли, для использования на другие цели - покрытия бюджетного дефицита, погашения и обслуживания внешнего долга РФ. В результате этого основным методом управления государственным долгом стало постоянное рефинансирование задолженности, что привело к лавинообразному нарастанию государственного долга.

Управление долгом должно базироваться на сокращении задолженности и расходов по ее погашению и обслуживанию. Однако в управлении государственным долгом РФ существует ряд особенностей, связанных с характером ее отношений с кредиторами, текущим обслуживанием и урегулированием долга, с ограниченностью выбора способов урегулирования долга. Поэтому остановимся на рассмотрении различных методов управления государственным долгом.

Управление государственным долгом предполагает как текущее обслуживание долга (выплату процентов по нему), так и погашение основной суммы долга. Это можно назвать надлежащим обслуживанием долга. Если надлежащее обслуживание долга в установленные сроки не осуществляется, то заемщик стремится к урегулированию долга (ненадлежащее обслуживание).

Текущее обслуживание долга предполагает своевременную выплату процентов по долговым обязательствам: купонных платежей и уплату процентов по кредитам.

При наступлении срока платежа платежеспособный заемщик имеет возможность погасить долг нормальным образом, т.е. согласно тем условиям, которые оговорены в момент заимствований. В подавляющем большинстве случаев предполагается денежное погашение. Однако при собственно денежном погашении долга возможны два его варианта:

Погашение за счет выручки от вновь позаимствованных средств, т.е. речь идет о рефинансировании долга;

Погашение за счет средств бюджета с уменьшением суммы долга, т. е. стерилизация долга.

В первом случае размер долга остается неизменным, во втором случае осуществляется снижение уровня государственного долга.

Термин рефинансирование используется для обозначения двух ситуаций:

Во-первых, в связи с нормальным (надлежащим) обслуживанием долга;

Во-вторых, с ненадлежащим обслуживанием.

В первом случае, рефинансированием называется погашение долга за счет финансовых ресурсов от выпуска других долговых инструментов нового транша того же вида, что и предыдущие долговые обязательства.

Во втором случае речь идет о ненадлежащем обслуживании долга, когда возможность погашения долговых обязательств отсутствует или вызывает серьезные сомнения. В такой ситуации заемщик по договоренности с кредиторами осуществляет эмиссию новых долговых инструментов с новыми инвестиционными характеристиками для погашения обращающихся долговых обязательств. В этой ситуации также часто используется термин «конвертация», который подразумевает, что долг с определенными параметрами заменяется на долг с принципиально другими параметрами. Например, с увеличением срока займа повышается обеспеченность, а также статус ценных бумаг, или долг может конвертироваться в иной вид финансовых активов.

Исходя из сказанного, под рефинансированием следует понимать именно первую ситуацию, а вторая должна быть отнесена к случаям урегулирования долга.

Под стерилизацией долга в российской экономической практике принято понимать снижение размера государственного долга за счет нормального погашения. В мировой практике этот термин носит несколько иной смысл. Термин «стерилизация» в западном понимании указывает на тот факт, что сокращение какого-либо макроэкономического параметра

осуществляется за счет увеличения размеров денежной массы. Стерилизация долга, таким образом, означает сокращение госдолга за счет увеличения денежной массы в обращении с возможными негативными последствиями (рост инфляции и т.д.). Поэтому термин стерилизация неприменим к нормальному погашению с теоретической точки зрения.

В мировой практике существует более широкий термин, обозначающий нормальное погашение долга без привлечения новых заемных ресурсов, который может быть дословно переведен как отзыв долга.

Выбор между нормальным погашением за счет рефинансирования долга и нормальным погашением в форме стерилизации зависит от ряда факторов. В частности, стерилизацию долга эффективнее проводить при имеющемся устойчивом профиците бюджета. Стерилизация долга может давать негативные последствия:

Рост инфляции вследствие увеличения денежной массы в обращении;

При определенных условиях рост цен;

Снижение уровня реальных доходов населения за счет сокращения финансирования социальных программ.

Несмотря на отмеченные неблагоприятные тенденции, все государственные заемщики стремятся при благоприятных условиях сократить свой государственный долг. При этом государство разрабатывает комплекс мер по предотвращению названных негативных последствий. К этим мерам можно отнести изменение промышленной и налоговой политики, валютного регулирования и др. Программы предотвращения негативных последствий стерилизации долга разрабатываются на основе внутренних макроэкономических тенденций, а также с учетом состояния и перспектив развития мирового финансового рынка. На основе оценки сложившейся ситуации определяются оптимальные моменты времени для осуществления стерилизации долга.

При возникновении сложностей в обслуживании долга может возникнуть ситуация с ненадлежащим обслуживанием долга.

Ненадлежащее обслуживание долга означает задержку выплаты процентов или основной суммы долга. При ненадлежащем обслуживании долга может возникнуть дефолт, содержащий в себе ряд негативных последствий. Под дефолтом понимается отказ заемщика от выполнения своих обязательств. Технологически дефолт объявляется не заемщиком, а его кредиторами. Однако фактически о своем дефолте объявляет сам заемщик, отказываясь выполнять свои обязательства.

Дефолт может быть полным или частичным. Полный дефолт означает, что заемщик не исполняет свои обязательства по всем долговым инструментам. Частичный дефолт - это состояние, при котором заемщик не исполняет свои обязательства по одному или нескольким инструментам.

Выделяется также технический дефолт, при котором происходит неисполнение какого-либо долгового обязательства на протяжении 10 банковских дней. По истечении этого срока термин «технический» будет устранен, если должник не предпримет меры к урегулированию долга.

При невозможности надлежащего обслуживания долга у заемщика имеются два варианта выхода из сложившейся ситуации:

Отказаться от выполнения своих обязательств в одностороннем порядке;

Разрабатывать совместно с кредиторами взаимоприемлемые варианты урегулирования долга.

В первом варианте возможны две ситуации: объявление о самоосвобождении от обязательств, или аннулирование долга, или признание своей неплатежеспособности. Аннулирование долга ведет к изоляции государства-должника. Признание своей неплатежеспособности может сопровождаться временным или постоянным неисполнением обязательств.

При возникновении трудностей с обслуживанием долга заемщик имеет лишь один эффективный путь выхода из сложившейся ситуации - урегулирование долга совместно с кредиторами.

Одной из первых проблем должника является разделение обязательств с точки зрения их статуса. Различные долговые инструменты отличаются разной степенью жесткости обязательств с точки зрения их обслуживания. К долговым обязательствам наивысшей степени жесткости относятся кредиты МВФ и Мирового банка, а также еврооблигации. Они подлежат первоочередному исполнению по сравнению с другими обязательствами и не подлежат урегулированию. Нарушение обязательств по данной группе инструментов приводит к кросс-дефолту. Иными словами, нет смысла выполнять обязательства по каким-либо другим инструментам, если не выполнены обязательства по названным выше.

Таким образом, существует двухзвенная система обслуживания долговых обязательств: все долги подразделяются на приоритетно обслуживаемые и подлежащие урегулированию.

В мировой практике существуют три основных (базовых) метода урегулирования долга: реструктуризация, конверсия и списание. В

последние годы названные методы в чистом виде, как правило, не

применяются. Каждое соглашение по урегулированию долга строится на совокупности двух или трех методов. Что касается России, то наиболее приемлемыми методами для нее являются реструктуризация и конверсия долга. Списание долга для России невозможно в силу того, что она не подпадает под определение беднейшей страны. Этот метод урегулирования долга применим только к такой категории стран.

Реструктуризация долга - это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация государственного долга предполагает такое изменение параметров долга, которое существенно повысило бы возможность выполнения заемщиком своих обязательств как за счет снижения тяжести этого долга, так и за счет повышения жесткости обязательств. Реструктуризация преследует также цели минимизации потерь кредиторов и расширения возможностей экономического развития должника.

Целью реструктуризации является повышение вероятности выполнения заемщиком обязательств по долгу. Это достигается следующими путями:

Изменение статуса обязательств заемщика может привести к более тяжелым последствиям при неисполнении обязательств;

Усиление материальной обеспеченности обязательств, в том числе за счет создания принципиально новых и пересмотра имеющихся гарантий и поручительств;

Выставление кредитором условий, выполнение которых приведет к расширению источников обслуживания долга, т.к. такие условия принимают, как правило, форму программ реформирования экономики.

Эффективность реструктуризации долга оказалась очень высокой, в результате чего применение данной формы урегулирования долга используется не только в случаях затруднений в обслуживании долга, но и в целях оптимизации государственного долга, при благоприятной ситуации на мировом рынке.

Конверсия долга в широком смысле предполагает любую замену старого долга на новый актив, включая замену старого долга на новый долг, а также замену долга на собственность. В узком смысле под конверсией долга понимается обмен долга на собственность (своп).

С 80-х гг. для урегулирования задолженности широко применяется сделка "своп" - обмен долга на различные активы. При его конверсии в национальную валюту для кредитора устанавливается льготный курс при условии, что страна-заемщик выкупит свои обязательства по более высокой цене, чем они торгуются на рынке, то есть с меньшим дисконтом. В выигрыше - каждый участник сделки. Государство сохраняет инвестора с помощью льготного валютного курса и при этом уменьшает номинальную сумму долга и процентов. Кредитор же реструктурирует свой инвестиционный портфель. Такие схемы требуют твердых договоренностей. Чтобы инфляция не обесценила конвертированный в национальную валюту долг, тщательно согласовывается программа должника. В свою очередь кредитор соглашается с ограничениями на репатриацию капитала, отказываясь от возможных арбитражных операций с использованием предоставленного ему преференциального валютного курса. В России операция "своп" - обмен долга на наличные проводился для урегулирования негарантированной задолженности по отдельным торговым контрактам.

Сделка "своп" в форме обмена долга на экспорт привлекательна для России, если объектом будут выступать не энергоносители и сырье, а ма- шиностроительная, наукоемкая и высокотехнологичная продукция. Помимо погашения государственной задолженности это повысит конкурен - тоспособность отечественной промышленности, увеличит занятость и загрузку производства, налоговые поступления в бюджет, поможет закрепиться на традиционных рынках и завоевать новые.

"Своп" в форме обмена долга на акции (собственность) применяется в международной практике в двух вариантах:

1. кредитор продает государственный долг с дисконтом на валюту должника и на выручку покупает пакеты ценных бумаг страны - заемщика;

2. задолженность непосредственно обменивается на акции предприятий, принадлежащих государству (полностью или частично).

Конверсия долга чаще всего используется при урегулировании внешних долгов, и владельцами акций предприятий становятся иностранные инвесторы. Однако этот метод содержит ряд недостатков: государство теряет значительный объем собственности; в случае неблагоприятной экономической ситуации возможен уход инвесторов из страны.

Применительно к России конверсионные операции имеют определенный интерес. Перед нашей страной стоит проблема сокращения государственной задолженности. Кроме того, актуальной проблемой остается активизация инвестиционной деятельности в стране. Тем не менее, в российских условиях существуют некоторые ограничения для применения данного метода урегулирования долга.

Прежде всего, следует отметить недостаточно высокую стоимость акций, которые можно обменять на государственный долг. Это связано с завершением масштабной приватизации, а также с недостаточным уровнем развития фондового рынка и его низкой капитализацией. Кроме того, отсутствует надежное правовое обеспечение отношений собственности, которые потенциально могут стать предметом сделок по обмену долга, например, земельные участи и прочие объекты недвижимости. И, наконец, идея обмена государственного долга на собственность не является популярной в массовом сознании. Для эффективного использования данной формы урегулирования долга в России необходимо преодолеть эти ограничения.

Все более очевидна необходимость сосредоточить в едином центре работу по управлению внешними долгами и активами государства, как это сделано в ряде европейских стран.

Еще по теме Методы управления государственным долгом:

  1. 3.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
  2. 2.8. Государственный и муниципальный кредит. Управление государственным долгом
  3. Управление государственным кредитом и государственным долгом.
  4. 62. Государственный долг. Методы управления государственным долгом.
  5. 66. Методы управления государственным внутренним долгом
  6. Государственный и муниципальный кредит. Управление государственным долгом Российской Федерации

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).

Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает: формирование государственной долговой политики; определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели; установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом; установление границ задолженности.

Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления государственным долгом, как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.

Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.

Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.



Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация». Под реструктуризацией долга в целях настоящего Кодекса понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация задолженности проводится при помощи различных инструментов: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация.

Рефинансирование - один из основных методов погашения долга. Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования государственного долга: замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения. Другой способ - выкуп долга. В случаях, когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

Следующий способ это конверсия. Конверсия долга представляет собой преобразование долговых обязательств, за которыми не выплачиваются проценты (или слишком отягощающих долговых обязательств) в новые обязательства, которые улучшают состояние заемщика или в финансовом отношении, или с точки зрения перспективы. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств или к получению новых займов.

Другой способ - выкуп долга. В случаях, когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

Консолидация - изменение срока действия уже выпушенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель - уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

Аннулирование государственного долга означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается недопустимым. Авторитет государства зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки.

Секьюритизация долга представляет собой переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

Таким образом, среди проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.

Технические же методы - краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей.

Родионова В.М. выделяет следующие основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности ценных государственных бумаг для кредиторов.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть, приравнивая несколько ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займа. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

Кроме того, в качестве метода привлечения заимствований выделяется рефинансирование долга. Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Например, Россия использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному выигрышному внутреннему займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа - выигрышного внутреннего займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов.

В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также менее традиционные методы - выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности.

Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа.

Основные схемы реструктуризации включают в себя: списание долга, то есть аннулирование прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга.

В настоящее время активно развивается теоретическое направление, посвященное проблеме «долгового навеса», заключающегося в том, что количество уже взятых государством обязательств внушает кредиторам опасения относительно платежеспособности страны.

Под платежеспособностью страны-заемщика следует понимать способность государства к выполнению взятых на себя долговых обязательств. Но лишь за счет ресурсов, составляющих часть совокупного объема доходов страны (потенциальный трансферт), которую правительство может привлечь для долговых выплат без значительного ущерба для государства и граждан Потенциальный трансферт определяется исключительно желанием страны обслуживать собственные обязательства, что зависит от издержек дефолта и политических соображений. При этом проблема «долгового навеса» возникает в случае, если ожидаемый дисконтированный поток будущих трансфертов меньше, чем совокупный долг страны.

Наличие «долгового навеса» может негативно сказаться на мотивации страны-заемщика к выплате долгов. В этом случае частичное списание долга оказывается для кредиторов более предпочтительной стратегией по сравнению с предоставлением дополнительных займов в надежде на их будущее возмещение.

Таблица 1.1.

Пороговые показатели внешней задолженности и положение России

В настоящее время списание долга практикуется главным образом в отношении беднейших стран, имеющих «критические» показатели задолженности. Соответствующие критерии представлены в таблице 1.1.. Списание долга считается оправданным, если из последних четырех показателей три превышают критический уровень.

В общем случае страна, которой списывают долги, автоматически теряет не только значительную часть политической самостоятельности, но и надолго лишается доступа к международному рынку капитала в качестве самостоятельного заемщика. Поскольку Россия не относится к беднейшим странам, на списание задолженности внешними кредиторами вряд ли стоит надеяться.

Некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов или могут достаточно быстро их нарастить за счет стимулирования экспортных отраслей. В то же время долги этих государств на рынке торгуются с большим дисконтом, что свидетельствует об опасениях инвесторов в отношении платежеспособности заемщики. В такой ситуации можно было бы разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на вторичном рынке ценных бумаг.

Однако, согласно стандартным условиям предоставления займов, должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов по двум причинам. Во-первых, нарушается принцип главенства кредиторов, то есть их право на преимущественное получение любых свободных средств должника, просрочившего платеж. Во-вторых, возникают феномены «морального риска» и «обратного отбора», когда фактический выигрыш получают наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом.

Если решение о выкупе принимается с согласия кредиторов, то подобные проблемы можно разрешить, например, устанавливая максимальные объемы выкупа.

Механизм досрочного выкупа суверенного долга ограничивается не только позицией кредиторов, но и объемами доступных стране валютных резервов. Это ограничение может быть преодолено с помощью секьюритизации, основная идея проведения которой заключается в том, что страна-должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи полученные средства направляются на выкуп старых обязательств. В последнее время наибольшее распространение получила секьюритизация банковских долгов, то есть обмен обязательств перед банками-кредиторами на облигации.

Если новые бумаги торгуются на рынке с меньшим дисконтом, такая операция приведет к сокращению общего объема задолженности.

Подобная схема реструктуризации реализуема на добровольной основе только в случае, если новые обязательства признаются приоритетными по отношению к старым долгам. В противном случае ожидаемые платежи по старому долгу эквивалентны платежам по новому, который будет торговаться с тем же дисконтом, что и существующий. Снижения налогового бремени не происходит.

Главный финансовый механизм конверсионной схемы заключается в ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена (свопа) в национальные активы. Схема базируется на принципе «непарного обмена»: номинальный долг скопируется по специальному курсу погашения, который ориентируется на котировки вторичного рынка соответствующих долговых требований.

Преимущество крупномасштабных конверсионных операций в том, что наряду с облегчением долгового бремени они могут способствовать притоку прямых иностранных инвестиций на развитие приоритетных экспортных и импортозамещающих производств, проведение приватизации, реформирование финансовой сферы, а также затормозить отток капитала из страны и стимулировать его возвращение.

Возможны следующие свопоперации:

  • - «долг на наличность»: выкуп долга с дисконтом по негарантированной коммерческой задолженности;
  • - «долг на экспорт»: данная схема является более привлекательной, позволяет поддерживать конкурентоспособные внутренние производства, содействует увеличению их экспорта на уже традиционные рынки и освоению новых рынков сбыта;
  • - «долг на налоги»: при реализации данной схемы необходимо законодательное установление налоговых льгот для инвесторов-держателей внешнего долга России, чтобы уплата налога инвесторами была возможной и путем зачета российских внешних долговых обязательств в пропорции, при которой бы большая сумма налога погашалась меньшей суммой внешних долговых обязательств. Разрешение на подобную конверсию должно предоставляться только при осуществлении новых инвестиций в приоритетные отрасли экономики;
  • - «долг в облигационные обязательства»: в качестве примера можно привести договоренности о реструктуризации задолженности Лондонскому клубу кредиторов;
  • - «долг на собственность»: в рамках приватизации использование схемы обмена долговых обязательств на акции приватизированных предприятий. Такой своп позволяет одновременно решить две проблемы - уменьшить государственный долг и обеспечить приток капитала в реальный сектор экономики.
  • - «долг на долг»: своп внешних обязательств (например, советских долгов Парижскому клубу) в финансовые активы (долги России третьих стран). Речь идет о своего рода политическом взаимозачете, уступке права требования.

Действующая в настоящее время модель заимствований Правительства РФ на финансовом рынке (и внешнем, и внутреннем) базируется на отказе от такого метода управления государственным долгом, как рефинансирование. Правительство РФ пока отказывается от выпуска ценных краткосрочных государственных бумаг, так как нет уверенности, что доходная часть федерального бюджета и финансовое состояние страны позволят в любой момент погасить всю текущую задолженность.

До 2003 г. российское правительство использовало чисто инфляционные способы покрытия дефицита госбюджета и обслуживания государственного долга путем заимствования средств в ЦБР. Против этого резко выступил МВФ, что сыграло важнейшую роль в переходе к использованию не эмиссионных методов покрытия дефицита путем внутренних и внешних займов.

Оптимизация внутреннего долга может быть осуществлена путем либо инфляционного внутреннего финансирования и девальвации национальной валюты, либо реструктуризации долга.

При выборе в пользу инфляции возникают дополнительные расходы бюджета по компенсации зарплат, пенсий, пособий, удорожания энергии и т.д., а также на обслуживание валютного долга.

Реструктуризация внутреннего долга, особенно если она носит конфискационный характер, может вызвать следующие последствия:

подрыв доверия инвесторов к государственным обязательствам в национальной валюте. В этом случае государство лишается полностью и надолго внутреннего финансирования;

пропадает ориентир для формирования процентных ставок в народном хозяйстве;

возникает мотивация инвестиций в иностранную валюту, что создает напряжение на валютном рынке.

Указанные процессы, как правило, достаточно длительные и возврат доверия к государству, как первоклассному заемщику, - процедура, требующая от государства существенных издержек. Так, после развала Советского Союза и обесценения сбережений населения, сделанных в Сберегательном банке до 20 июня 1991 г., потребовалось пять лет при полном исполнении государством своих обязательств и высоких процентных ставках. Прежде чем Правительство сумело привлечь население на рынок госдолга и привлечь на финансирование дефицита бюджета около 30 млрд. руб. (свыше 5,5 млрд. долларов).

Если рассматривать денежную эмиссию как основной инструмент долговой политики, то следует отметить, что в статическом аспекте эмиссия долга и инфляция взаимозаменяемы: при заданном дефиците бюджета увеличение заимствований уменьшает денежную эмиссию, и наоборот. В динамике связь между эмиссией долга и эмиссией денежной массы отражает взаимодополяемость инфляции и государственного долга. Так, увеличение экспансии ГКО в 2000-2001гг. позволило отложить инфляцию, но привело в результате долгового кризиса к инфляционному всплеску в 2002-2003 гг.

Если государство не может делать дополнительных заимствований для обеспечения выплат по базовому долгу, то размер денежной эмиссии определяется текущим дефицитом бюджета, а не целевой установкой по снижению долговой нагрузки. В подобной ситуации Россия оказалась после августовского кризиса. Если же власти могут прибегать к дополнительным заимствованиям на внешнем рынке, то оптимальный размер эмиссии в каждом периоде должен зависеть от долговременной целевой установки на сокращение долговых обязательств. В таком случае важно не только обеспечить минимальные размеры денежной эмиссии, но и учитывать ограничение на новые заимствования, вытекающие из долговременной цели. В целом при оптимальной политике управления долгом увеличение заимствований может сопровождаться инфляционным финансированием бюджетного дефицита.

Очевидно, что в ситуации долгового кризиса инфляционное финансирование дефицита необходимо, с одной стороны, для обеспечения выплат по базовому долгу, а с другой - для реализации целевой установки на определенный уровень долговой нагрузки. В то же время, чтобы не допустить усиления инфляции, необходимо определить границу экономически безопасной инфляции и задать максимально допустимый прирост денежной базы.

Кроме того, определенные резервы сокращения общей величины государственного долга и выплат по нему имеются и в сфере сокращения оттока капитала из России. С учетом того, что из России ежегодно вывозилось, по различным оценкам, 10-25 млрд. долл., ясно, что Россия в принципе смогла бы обслуживать свои внешние и внутренние обязательства.

В настоящее время ссудный капитал из России вывозится из преимущественно в форме банковских кредитов, торговых кредитов и авансов. наличной иностранной валюты и др. а предпринимательский капитал - в форме прямых и портфельных инвестиций. При этом наряду с классическими стимулами к вывозу капитала (освоение зарубежных рынков сбыта, доступ к зарубежным источникам сырья, получение за рубежом более высокой прибыли и т.п.) весьма сильны мотивы, характерные для так называемого «бегства» капитала.

Теоретически любое превышение вывоза капитала над ввозом может трактоваться как «бегство» капитала из-за ограниченности возможностей инвестирования этих средств во внутренней экономике.

Бегство капитала из России происходит как в легальной, так и нелегальной форме. К легальному бегству капитала можно отнести портфельные инвестиции, накопление наличной иностранной валюты, капитальные трансферты эмигрантов и другие трансферты, отраженные в статье «Прочие активы» в платежном балансе. Нелегальное бегство капитала осуществляется такими способами, как непоступление в срок экспортной выручки, непогашение в срок импортных авансов, неэквивалентный бартер, контрабандный экспорт и другими, отраженными в статье «Чистые ошибки и пропуски».

Формирующаяся теория «бегства капитала» указывает на то, что оно сужает потенциальную налоговую базу страны, нередко сопровождается ростом внешней задолженности и космополитизацией значительной части национального капитала.

Вывоз капитала из России является одной из причин существенного снижения объема внутренних капиталовложений. Результатом сложившегося положения являются высокие ставки банковских кредитов, намного превышающие уровень инфляции даже с учетом возможных банковских рисков.

Очевидно и отрицательное воздействие вывоза капитала на состояние платежного баланса России и размеры ее золотовалютных резервов. Объем официальных золотовалютных резервов России продолжает оставаться немногим больше величины, исчисляемой согласно принятому в мировой практике критерию достаточности этих резервов (трехмесячный импорт товаров и услуг). Максимальный размер этих резервов в середине 2003 г. составил около 40 млрд. долл.

В результате Россия вынуждена прибегать ко всем новым займам для финансирования дефицита платежного баланса, просрочке платежей по обслуживанию государственного внешнего долга и переносу этих платежей.

Прекращение оттока капитала для России способствовало бы восстановлению доверия инвесторов и кредиторов и увеличению внутренних накопления, необходимых российской экономике. Есть, два основных пути решения названной задачи: 1) усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства; 2) осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

В рамках первого направления возможны меры против применения стандартных схем нелегального вывоза капитала: занижения экспортных цен и невозврата валютной выручки; заключения фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами; коррупции на таможне; расчетов через оффшорные зоны.

Реализация мер второго направления: сбалансированность бюджета; совершенствование налоговой системы и налогового администрирования; обеспечение надежной работы банковской системы; защита прав кредиторов и инвесторов; «прозрачность» финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории страны, прекращение произвола со стороны региональных и местных властей и ограничение их привилегий.

Эффективное управление государственными обязательствами пока еще не играет ключевой роли в системе государственных финансов. События последнего времени показывают, что одним лишь ужесточением фискальной политики невозможно предотвратить возникновение кризисных ситуаций. В 2003 г. правительству удалось существенно сократить государственные расходы, обеспечив первичный профицит федерального бюджета. Однако оно оказалось не в состоянии избежать лавинообразного увеличения расходов по обслуживанию внутреннего долга. Неспособность государства выполнить свои обязательства явилась главной причиной смены курсового режима, банковского кризиса, угрозы макроэкономической дестабилизации.

Экспансия внутреннего и внешнего долга была неизбежным следствием отказа от инфляционной политики и обострения кризиса налоговой системы. Крайне негативных последствий этой экспансии можно было избежать, проводя более эффективную политику управления государственными обязательствами. Стремительный рост объемов заимствования, критическая величина расходов на их обслуживание в последние годы, а в результате невозможность выполнения Россией своих обязательств показали актуальность задачи построения оптимальной стратегии управления долгом.

В настоящее время Министерство финансов, в чьей компетенции находится управление государственным долгом, вынуждено концентрироваться на решении оперативных задач, главным образом связанных с распределением имеющихся финансовых средств. По этой причине политика заимствований, которая проводится Минфином, в большей мере подчиняется текущим потребностям, не обеспечивая в должной мере решение стратегических задач по управлению обязательствами государства.

Разделение государственного долга на внешний и внутренний носит в значительной мере искусственный характер. С дальнейшей либерализацией передвижения капитала такое разграничение теряет смысл. Так же необоснован упрощенный подход к валютной структуре, с акцентом лишь на двух валютах: рубле и долларе, в то время как другие валюты, включая немецкую марку, японскую иену и итальянскую лиру, на данном этапе используются в крайне ограниченных объемах. Необходим переход к управлению многокомпонентной валютной структурой государственного долга, учитывающему как прямые, так и перекрестные валютные риски.

В настоящее время основной задачей является изменение валютной структуры государственного долга с целью минимизации стоимости обслуживания и хеджирования валютных рисков. При этом упор должен быть сделан на более адекватном отражении в управлении обязательствами структуры валютных поступлений в государственный бюджет.

С целью минимизации стоимости обслуживания долга важно обеспечить гибкое управление структурой процентных выплат. Необходимо осуществлять замещение текущих выплат по фиксированной и плавающей ставке с учетом наиболее привлекательной валюты. Основным инструментом реализации таких сделок должны стать процентные свопы.

Система управления государственным долгом должна обеспечивать все текущие выплаты по погашению и обслуживанию долга. Необходимо постоянное согласование графика выплат с поступлениями от Министерства финансов, предназначенными для погашения обязательств. Управление кассовыми потоками должно минимизировать риски, возникающие в связи с нехваткой ликвидности. Оперативное управление потоками выплат и поступлений должно минимизировать риск неуплаты и нефинансовый риск.

В функции управления государственным долгом должно также входить поддержание рынка внутренних и внешних государственных обязательств. Это могло бы стать прямой задачей органа, ответственного за управление государственным долгом. В отличие от Центрального Банка, занимавшегося только рынком ГКО, такая функция позволила бы охватить все рынки государственных обязательств (включая рынок внешнего долга), более эффективно используя имеющиеся в наличии ликвидные средства.

Помимо традиционных операций в управлении государственным долгом следует уделять больше внимания современной технике финансового инжиниринга. Необходимо включить в практику производные инструменты, процентные и валютные свопы, фьючерсные и опционные контракты, конвертируемые облигации, облигации с правом досрочного погашения, инструменты типа скрипов и т.п. Использование производных инструментов позволит эффективно уменьшить не только текущую, но и перспективную стоимость долга, обеспечивая контроль над уровнем риска. Кстати говоря, обмен ГКО на еврооблигации, состоявшийся в июле 1998 г., по сути был первой попыткой использования одного из ключевых инструментов финансового инжиниринга - конвертации одних обязательств в другие. Напоминается, что в результате этой достаточно масштабной по российским меркам операции облигации на общую сумму 27,5 млрд. руб. (4,4 млрд. долл. по существовавшему курсу). Были обменены на два выпуска еврооблигаций длиной 7 и 20 лет на общую сумму 6,4 млрд. долл., включая размещенные за денежные средства в объеме 500 млн. долл.

Кстати говоря, производные инструменты применяются в управлении рисками практически всеми финансовыми институтами. В условиях глобализации финансовых потоков перед системой управления государственными обязательствами стоят задачи не менее сложные с точки зрения управления рисками и финансового инжиниринга. Для эффективного выполнения функций с экономии стоимости обслуживания долга и минимизации риска система управления государственными обязательствами должна в полной мере опираться на современные научные достижения и имеющийся в мировой практике инструментарий финансового инжиниринга.

В заключение этого параграфа следует особо подчеркнуть, что в плане оптимизации внешнего долга именно реструктуризация, по мнению большинства экономистов является оптимальным инструментом, так как позволяет скорректировать отношение долговых выплат к экспорту - текущую ликвидность страны.

Регулирование внутренней задолженности может предполагать инфляционное финансирование, но в допустимых пределах. Кроме того, целесообразно построение системы внутренних заимствований, предусматривающих теоретическую и практическую возможность погашения новых займов в условиях отсутствия возможности рефинансирования.

Государственный долг - явление неоднозначное и поэтому требующее к себе пристального внимания ученых и государственных деятелей.

Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. Управление государственным долгом можно также определить как совокупность мероприятий государства по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Управление государственным долгом Республики Беларусь осуществляется Правительством страны.

Таким образом, управление государственным долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает решение таких задач, как: минимизация стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, эффективное использование мобилизованных средств, обеспечение своевременного возврата кредитов, поиск средств для выплаты долга, нейтрализация негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

В систему управления государственным долгом включаются такие элементы, как: разработка общей стратегии государственных внутренних и внешних заимствований, в том числе снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств. Особую остроту проблема управления государственным долгом приобретает в условиях долгового кризиса, когда имеющихся в распоряжении государства ресурсов недостаточно для исполнения принятых на себя обязательств.

Рассмотрим на примере мирового опыта каковы же основные методы и способы управления государственным долгом.

К основным методам управления государственным долгом, которые широко используются в мировой практике можно отнести: реструктуризацию, рефинансирование, конверсию, аннулирование и списание долга.

Самым худшим вариантом, с точки зрения подрыва престижа страны как заёмщика, стало бы, безусловно, аннулирование государственной задолженности перед иностранными кредиторами. Такой опыт есть, например, у России. Правительство РСФСР в 1918 году отказалась платить по всем обязательствам, внутренним и внешним, взятым на себя Российской Империей. Следствием этого стало непризнание молодого Правительства Советов, а также небывалое падение престижа страны и международная изоляция. Кстати, часть долгов Правительства Российской Империи приняло на себя нынешнее Правительство Российской Федерации,

Другим методом, который более приемлемый для современного общества, является рефинансирование. Это метод представляет собой процесс списания старых государственных займов за счёт привлечения новых. Многие страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно применяют этот механизм пролонгации своих долгов. Особенно часто рефинансирование принимается при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность. Опасность этого метода управления долгом заключается в том, что он может вовлечь заёмщика в бесконечную спираль наращивания долга до того момента, пока кредиторы не откажутся предоставлять новые займы. Рефинансирование может дать краткосрочный экономический эффект, но малоэффективно в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что если полученные средства не идут на расширение производства, а "проедаются", то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с уменьшением поступления налогов в государственную казну.

Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Для наглядного примера рассмотрим случай с всемирно известной дорогой соединяющей материковую Европу и Англию. В 2006 году Citigroup, консорциум Goldman Sachs и Deutsche Bank подали конкурентные заявки на финансирование проекта по реструктуризации долгового обязательства англо-французской компании Eurotunnel. Компания являлась оператором железнодорожного туннеля, связывающего Великобританию и Францию под водами пролива Ла-Манш. Eurotunnel представила на рассмотрение кредиторов план по реструктуризации долга, который позволил сократить выплату процентов по задолженности до 289 млн. USD в год. Финансовые проблемы в компании начались еще в ходе строительства тоннеля в 80-е годы. Стоимость прокладки 51-километровой трассы, 80% которой проходит под водой, в два раза превысила первоначальные расчеты - 10 млрд. вместо 4,9 млрд. фунтов. Строители увеличивали объемы долга, но из-за удешевления стоимости авиаперелетов число пассажиров, перевозимых через тоннель поездами, оказалось на треть меньше запланированного. В итоге франко-британская компания Eurotunnel была вынуждена уволить 30% сотрудников. Новый управляющий совета директоров предложил реструктурировать долг компании.

Механизм реструктуризации долга позволил компании избежать банкротства. Более того, в 2007 году эксплуатация евротоннеля стала приносить доход. Завершение в 2007 году строительства высокоскоростной железнодорожной ветки от Ла-Манша до лондонского вокзала Сент-Панкрас значительно увеличило число пассажиров Eurostar. Чистая прибыль компании Groupe Eurotunnel по итогам 2007 года составила 1,57 млн. USD. За первую четверть 2008 года до ходы компании выросли на 15% и составили почти 300 млн. USD.

Конверсия внешнего долга предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности и облегчения условий по обслуживанию внешнего долга. Это может быть обмен долговых обязательств на собственность должника или на ценные бумаги государства-должника. Данный процесс может быть реализован путем проведения тендеров по обмену пакетов акций приватизированных предприятий на внешние долговые обязательства государства. Данная схема является трудоемкой, но позволяет привлечь стратегических инвесторов. Обмен долговых обязательств может проводиться и путем создания инвестиционных фондов, в активы которых передаются принадлежащие государству пакеты акций приватизированных предприятий. Использование данного метода ограничивается количеством предприятий, которые подлежат приватизации. Кроме того, ряд предприятий, представляющих интерес для инвесторов, может являться стратегически важными объектами для государства и важными объектами социально-экономической инфраструктуры. Внешний долг может погашаться и экспортными товарными поставками. Такая схема выгодна еще и тем, что происходит наращивание экспорта и развитие внутренних конкурентоспособных производств.

Долг Украины за российский газ в 2000 году был оформлен в ценные бумаги и облигации украинской корпорации "НАФТ-нефтегаз". В 2006 году Россия списала Алжиру значительную часть долга в обмен на закупку российских самолетов и многомиллиардные военные контракты.

Консолидация - это изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в СССР в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция - уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в СССР в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г.: одновременно с выпуском займа "Пятилетка - в четыре года" на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплаты процентов и на погашение ранее выпущенных займов. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (во время консолидации же займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход).

Конверсия, консолидация и унификация государственных займов обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

Ещё одним методом управления государственным долгом является его частичное или полное списание. Списание части внешнего долга является одной из процедур, применяемых в случае возникновения значительных финансовых трудностей у страны-заемщика. Так, с 1995 г. Всемирный банк и МВФ осуществляли руководство программой HIPC, в рамках которой было проведено списание долгов семи государств на 3 млрд. дол. Боливия, Буркина-Фасо, Кот-д"Ивуар, Гайана, Мозамбик, Мали и Уганда приняли участие в программе как страны с низким ВВП и чрезмерно высоким уровнем задолженности.

Власти США, координирующие усилия по оказанию экономической помощи Ираку, призвали страны-кредиторы списать иракский внешний долг. Общий внешний долг Ирака составляет 140 млрд. USD. которые были заимствованы в период с 1980-го по 1988 г. для ведения военных действий с Ираном. Саудовская Аравия списала 80% долга Ираку, что составляет около 15 млрд. USD. Еще 52 страны согласились списать от 80 до 100% иракского внешнего долга.

В 1992 году было списано 50% чистой приведенной стоимости задолженности Польши и Египта, хотя эти страны относились к государствам со средним уровнем доходов (беднейшим из них). В результате внешний долг Польши сократился с 30 млрд, до 15 млрд. долл., а Египта - с 25 млрд. до 12,5 млрд. долл. Списание долгов Польше и Египту было обусловлено прежде всего политическими соображениями ведущих стран Запада (в случае Польши - успешное проведение рыночных реформ в первой стране бывшего советского блока; в случае Египта - заключение мира с Израилем).

В данной курсовой работе уже много сказано о методах управления государственным долгом. А какие же ещё элементы и направления есть в системе управления государственным долгом?

Одним их элементов управления государственным долгом является регламентирование допустимых пределов роста долга в планируемом периоде либо установление предельно допустимого уровня долга по отношению к валовому внутреннему продукту. Уровень задолженности в пределах 50-70 % ВВП обычно не вызывает опасений. Однако у многих стран с достаточно устойчивым финансовым положением уровень государственного долга значительно выше. Например, в Бельгии и Италии он превышает 120% ВВП. Этот показатель не всегда адекватно отражает ситуацию с состоянием государственного долга страны, так как источником погашения долга является не национальный продукт, а лишь государственный бюджет. Более корректным в этой связи представляется сравнение государственного долга с уровнем бюджетных доходов. В процессе управления государственным долгом для некоторых стран имеет значение установление и соблюдение именно соотношения между уровнем бюджетных доходов и государственным долгом.

Следующим важным направлением в системе управления государственным долгом является контроль за соотношением внутреннего и внешнего долга. При высоком уровне внешнего долга, по сравнению с внутренним, целесообразно обратиться к показателю упомянутому выше: внешнего долга и объема экспорта, так как последний является основным источником поступления валюты для расчета с иностранными кредиторами. Эта сторона в управлении внешним долгом оказалась весьма важной для России. Финансовый кризис 1998 года привел к резкому дефициту иностранной валюты для платежей по внешнему долгу. С целью решения этой проблемы были, в первую очередь, применены меры по усилению валютного контроля. В их числе увеличение доли обязательной продажи экспортной выручки Центральному банку, ужесточение контроля за переводом валюты за рубеж, строгая регламентация целей, на которые может приобретаться иностранная валюта, занижение курса национальной валюты с целью стимулирования экспорта и ограничения импорта. В системе управления внешним долгом меры валютного контроля обычно рассматриваются как временные. Они приводят к определенным экономическим и политическим издержкам. В частности, к дефициту импортных товаров на внутреннем рынке, их недоступности для многих потребителей, замедлению ввоза иностранного капитала в страну с чрезмерно жестким валютным законодательством, усилению тенденций сокрытия валютной выручки и т.п.

В системе управления внешним долгом важное место занимает осуществление специальных приватизационных программ. Как и в других рассмотренных выше случаях, данный инструмент имеет различные схемы применения. Один из них -- приватизация предприятий отечественными инвесторами для пополнения бюджетных доходов, которые в последующем могут быть использованы для погашения или обслуживания внешнего долга. Второй вариант представляет собой приватизацию предприятий иностранными инвесторами также с целью пополнения финансовых ресурсов государства, необходимых для обслуживания внешнего долга. Третий вариант предполагает непосредственный обмен государственных облигаций на акции приватизируемых предприятий. Так в ряде стран Евросоюза форсировали осуществление приватизационных программ с целью снижения размеров государственного долга до допустимого критерия в 60% ВВП; при том, что в этих случаях выручка от приватизации, по положению, не должна засчитываться в покрытие бюджетного дефицита (с критерием 3% ВВП), но может использоваться для снижения долга правительства. Среди стран Евросоюза с наибольшими поступлениями в 1997 г. от приватизации отмечают Италию (свыше 20 млрд. дол.), Швецию. Францию, Испанию, Германию, всего на сумму около 60 млрд. дол., и только в прошлом году около 40 млрд. дол. В Испании значительная часть выручки от приватизации (около 2% ВВП) идет на погашение госдолга. В Египте поступления от приватизации используются для реструктуризации государственного долга в целях снижения процентных платежей. В Австралии для снижения государственного долга постепенно проводят полную приватизацию ведущей телекорпорации на общую сумму около 19 млрд. дол. В Венгрии половина выручки от приватизации должна направляться на погашение внешнего долга.

Таким образом:

1. Управление государственным долгом - это совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.

2. При управлении государственным долгом необходимо учитывать ряд показателей, которые не должны превышать пороговой оценки.

3. Важное значение имеет расходование заимствованных средств

4. Правильное управление государственным долгом ведёт к экономическому росту страны.