Доходы и социальная политика государства. Доходы населения и социальная политика. Государственное регулирование распределения доходов. Равенство и социальная расслоенность

РЕФЕРАТ

по курсу «Экономическая теория»

по теме: «Доходы населения и социальная политика государства»

1. Доходы населения и их дифференциация

Неотъемлемой составляющей экономической политики является социальная политика, представляющая собой целенаправленную деятельность государства, направленную на повышение уровня жизни населения, обеспечение правовой защиты, создание социальных гарантий в обществе.

Объектами социальной политики служат условия жизни и труда человека, общественные отношения и социальная структура в целом.

Решение задач социальной политики в первую очередь зависит от экономического развития страны, обеспечения необходимых темпов экономического роста. Социальная политика предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоев населения, а также своевременную реакцию органов государственной власти на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества.

Важнейшими составляющими социальной политики являются политика регулирования доходов и социальная защита населения.

В социально-экономическом смысле под доходами населения понимается совокупность денежных и натуральных средств, социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами его семьи. Доходы населения служат основой потребительского спроса, их объем отражает потенциальную возможность населения приобрести товары или оплатить услуги. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. То есть это общая сумма полученных денег. Располагаемые доходы включают номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, то есть средства, используемые населением на потребление и сбережение. Реальные доходы представляют собой чистые доходы с поправкой на изменение цен.

Основными источниками доходов населения выступают факторные (первичные) доходы; денежные выплаты и льготы из государственных программ помощи; поступления через кредитно-финансовую систему государства.

Факторные (первичные) доходы представлены средствами, которые получают владельцы факторов производства (труда, капитала, земли, предпринимательских способностей) от участия в рыночной экономике в виде заработной платы, процентов, ренты, прибыли, дивидендов.

Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают денежные выплаты и льготы из государственных программ помощи - трансфертные платежи. Выделяют три категории трансфертных платежей: субсидии (субвенции) предпринимателям; уплата процентов по государственному долгу; пенсии и пособия населению на социальные нужды.

Государственные пособия населению, предъявляемые в виде натуральных товаров и услуг называются натуральными трансфертами. К. ним относят в первую очередь медицинское обслуживание, образование, бесплатное питание.

Третьим источником денежных доходов населения являются поступления через финансово-кредитную систему государства. Они включают: выплаты по государственному страхованию; банковские ссуды на индивидуальное жилищное строительство; проценты по вкладам в банках; доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей по лотереям и т. д.; выплаты различных компенсаций за причиненный ущерб и др.

Политика регулирования доходов представляет собой совокупность реализуемых государством мер (приоритетных направлений), ориентированных на обеспечение наиболее рационального (справедливого) распределения произведенного национального дохода, для достижения социальной стабильности, роста благосостояния граждан и экономического развития.

К основным объектам политики регулирования доходов следует отнести: минимальную заработную плату; зарплату в бюджетной сфере; районные коэффициенты регулирования зарплаты; систему цен и тарифов; систему социального партнерства, основанную на трехсторонних соглашениях по условиям труда и зарплаты между представителями правительства, предпринимателями и профсоюзами.

В России ситуация с доходами населения по сравнению с дореформенным периодом изменилась коренным образом. Если ранее государство проводило прямой контроль над доходами населения, то сегодня наблюдается либерализация большей части доходов. Изменилась структура источников доходов (табл. 1).

Таблица 1. Структура денежных доходов населения России в %

Как видно из таблицы, интенсивно развиваются рыночные формы доходов. Доходы от собственности (включая проценты, дивиденды, ренту, от продажи недвижимости и ценных бумаг) и от предпринимательства выросли с 8,9% в 1990 г. до 22,2% общего объема доходов в 2008 г. Основным источником доходов продолжает оставаться оплата труда, несмотря на то, что доля ее в структуре доходов значительно снизилась. Соотношение в денежных доходах населения доли оплаты труда и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании обшей суммы доходов, обычно развивается инициатива, а при повышении роли социальных трансфертов начинает проявляться психология иждивенчества.

Особенно важна динамика реальных доходов населения. В переходный период в России уровень реальных доходов резко сократился (причины падения доходов рассмотрены в гл. 27), и лишь начиная с 2000 г. наблюдается устойчивый их рост. Реальные денежные доходы населения в России в % к предыдущему году составляли: в 1992 - 52,5; в 1995 - 83,9; в 1998 - 84; в 1999 - 88,2; в 2000- 113,4; в 2005 - 110,1; в 2006- 110,8; в 2007- 114,6; в 2008 - 108,32.

Политика регулирования доходов должна учитывать также дифференциацию доходов населения. Дифференциация доходов рассматривается нами как результат распределения доходов, выражающий степень неравномерности распределения благ и проявляющийся в различии долей доходов, получаемых разными группами населения. Дифференциация доходов играет роль экономического стимулятора, так как формирует материальную заинтересованность человека в повышении эффективности использования своих возможностей. Вместе с тем, чрезмерная дифференциация приводит к поляризации доходов, замедляет экономическое развитие страны, подрывает доверие к основным институтам государства, более того, может вызвать социальные конфликты в обществе.

К числу факторов, формирующих дифференциацию доходов, относятся; принадлежность к классу или социальной прослойке общества (рабочие, интеллигенция), социально-профессиональное положение работников (рабочие, специалисты, лица, занятые физическим и умственным трудом, относящиеся к другим профессиональным группам, объединяющим людей по роду занятий), социально-расселенческие признаки (город, село, территориальные и национальные общности), демографические признаки (пол, возраст, семейное положение, иждивение, нетрудоспособность и т. п.).

Для количественной оценки дифференциации доходов используются кривая Лоренца, коэффициент Джини, коэффициент фондов.

Кривая Лоренца выражает степень диспропорциональности распределения доходов в стране, отклонение реального распределения доходов между различными группами населения страны от равного их распределения.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами граждан применяется также индекс концентрации доходов населения - коэффициент Джини. Этот макроэкономический показатель характеризует степень отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны. То есть коэффициент Джини выражает отношение заштрихованной площади ОАС ко всему треугольнику ОАВ. В России коэффициент Джини повысился с 0,385 в 1996 г. до 0,408 в 2004 г., что свидетельствует о росте неравенства в доходах населения. Чем больше отклонение кривой Лоренца, тем больше коэффициент Джини и тем сильнее степень экономического и социального неравенства в обществе.

Показателем дифференциации доходов служит также коэффициент фондов, выражающий"соотношение между средними доходами 10% наиболее высокодоходных граждан и средними доходами 10% самых низкодоходных.

Если бы все граждане получали одинаковые доходы (ситуация абсолютного равенства), то кривая Лоренца слилась бы с диагональной прямой ОА, и коэффициент Джини оказался бы равным нулю. Если бы все доходы получал лишь один человек, а остальные не имели бы ничего (ситуация абсолютного неравенства), то кривая Лоренца слилась бы с углом ОБА и коэффициент Джини равнялся бы единице. В этом интервале и колеблется его значение. На протяжении многих столетий ученые дискутируют о проблемах социальной справедливости. Одни утверждают, что в обществе должны быть богатые и бедные, справедливость достигается «невидимой рукой рынка». Другие считают, что в обществе нет места богатым и бедным, все должны иметь примерно равные доходы. Распространена также точка зрения, согласно которой в обществе признается существование богатых и бедных, вместе с тем государство, перераспределяя часть доходов от богатых к бедным, тем самым способствует выравниванию доходов, создает политическую стабильность в стране Ч В данном контексте отметим, что социальное равенство означает создание равных возможностей в получении образования, охране здоровья, равенстве перед законом и т. п. Вместе с тем социальное равенство не означает уравнительного распределения доходов, а предполагает их дифференциацию в зависимости от способностей людей.

Доходы – вся совокупность денежных и натуральных выплат, кот получает население страны за год.

Натуральные доходы – некот выплаты из соц фондов, продукты, производимые в личном подсобном хоз-ве, и услуги, оказываемые членами семьи в дом хоз-ве.

Денежные доходы – все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предприним. деят-ти, пенсий, стипендий, пособий, ренты и др.

Формы доходов и их источники:

· з\п – труд

· % - капитал

· рента – земля и др природные ресурсы

· предприним. доход – прибыль

· гос трансфертные платежи – госбюджет

Виды доходов:

· номинальный доход – денежный доход, не зависящий ни от налогов, ни от изменения уровня цен, получаемый населением в течении определенного периода

· располагаемы доход – доход, кот может быть использован на личное потребление или сбережение

· реальный доход – количество Т и У, кот можно купить на располагаемый доход в течении определенного периода, с поправкой на изменение уровня цен и тарифов, налогов, обязательных платежей.

Распределение доходов в обществе может быть:

· уравнительное

· рыночное

· по накопленному доходу, имуществу

· привилегированное

Основные причины неравенства дохода:

· различия по уровню полученного образования и проф. подготовки

· различия в интеллектуальных, физ., и эстетич. способностях

· различия в готовности рисковать

· неравенство в владении собственностью

· монополизм

· теневая эк-ка

· удача, связи, несчастья

· дискриминация в оплате

· близость к власти

Показатели неравенства доходов:

% доходов Кривая ОА – кривая абсолютного ра-

Кривая L –кривая Лоренца


10% % населения

· Кривая Лоренца показывает реальное распределение денежных доходов в существующем обществе

· Децильный коэффициент : разница между 10% наименее обеспеченными и 10% самыми обеспеченными в РФ по официальным данным достигает в 16,5 раз, по неофиц. данным в 45 раз.

· Коэффициент Джини – индекс концентрации доходов = отношение фигуры ОА L к площади треугольника: чем больше отклонение кривой L от ОА, тем больше неравенство. Чем больше коэф-нт Джини, тем сильнее неравенство. 0<Кдж<1. В РФ Кдж = 0,423

Социальная политика (СП) – соц-эк процессы, проводимые государством в виде согласованной деятельности по обеспечению благоприятных условий для жизни населения.

Уровни СП:

· общегосударственный

· региональный

· муниципальный

· фирменный

Формы реализации СП:

· Соц. защита – система мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению достойного материального и соц положения граждан (подготовка и переподготовка кадров к квалифицированной трудовой деятельности, доступность в реализации способностей в процессе трудовой и предпринимат. деятельности, обеспечение условий для роста благосостояния, обеспечение оптимальной структуры общества(наличие среднего класса))

· Соц. гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению необходимых потребностей(создание условий для всестороннего развития человека и возможностей его реализации в свободном труде)

Цели СП:

· здоровье

· наличие детей

· наличие образования

· развитие личности путем обучения

· занятость и качество трудовых ресурсов

· экономическое положение личности

· благоприятная окружающая среда

· благоприятное соц окружение

· соц безопасность и правосудие

· участие в общественной жизни

Дифференциация доходов и её причины. Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль элементы цели и методы. Дифференциация доходов и её причины.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 19. Доходы населения и социальная политика государства

19.2 Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль, элементы, цели и методы. Сравнение социально-экономической политики в РФ в 1990-х и 2000-х гг. и ее результативность. Зарубежный опыт в области «сглаживания» дифференциации населения по доходам (на примере не менее 2-х стран).

19.1 Доходы населения, их виды и показатели измерения. Дифференциация доходов и её причины. Кривая Лоренца. Особенности дифференциации населения по доходам в России (2000-е гг.).

Уровень благосостояния людей характеризуется, прежде всего, получением доходов. Доходы населения – это сумма денежных средств и материальных благ, полученных в общественном производстве или произведенная домашним хозяйством, или какой-либо другой деятельности за определенный промежуток времени.

В доходы населения входит заработная плата, предпринимательский доход, дивиденды на имеющиеся у населения акции, проценты на сбережения, вложенные в банк, рента на сданную в аренду недвижимость и др. Источником доходов предприятий или фирм является прибыль, процент или рента, в зависимости от типа предприятия. Однако в доходы предприятий входит не вся прибыль. Из валовой прибыли делают внешние отчисления. Часть прибыли, полученной предпринимателем, становится его личным предпринимательским доходом. Оставшаяся часть прибыли составляет собственно доход самого предприятия, которая используется на расширение производства, подготовку кадров, социальную сферу и т.д.

Именно доходы определяют наши возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т. д.

Доходы населения подразделяются на: денежные, натуральные, номинальные, располагаемые, реальные.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, доходов от продажи товаров, доходы от оказания на сторону различных услуг и др.

Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления, а так же полученную в общественном производстве.

Номинальные доходы – это общее количество денег, которое получено за определенный период времени. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен (рис. 19.1).

Рисунок 19.1 - Структура номинальных доходов населения

Располагаемый доход представляет только ту часть номинального дохода, которая может быть использована непосредственно на личное потребление товаров и услуг, а так же на сбережения. Иными словами, располагаемый доход равен номинальному доходу минус взносы налоги, обязательные платежи (отчисления в пенсионный фонд, на социальные нужды и другие).

Реальный доход отражает покупательную способность нашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое может купить на располагаемый доход в течение определенного периода времени (т. е. здесь учитываются возможности изменения цен).

Выделяют следующие основные принципы (виды) распределения доходов:

1. Уравнительное распределение имеет место, когда все члены общества получают равные доходы. Такой принцип характерен для первобытного общества и коммунистического, способа производства.

2. Рыночные распределительные предлагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (земли, труд, капитала) предпринимательство получает разный доход – в соответствии с хозяйственной полезностью и продуктивностью своего фактора.

3. Распределение по накопленному имуществу проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).

4. Привилегированное распределение особо характерно для стран с неразвитой демократией и гражданским пассивным обществом. Там правители самоуправно перераспределяют общественные блага в свою пользу, устанавливают себе повышенные доклады и пенсии, создавая хорошие условия жизни, труда, лечения отдыха и другие льготы.

Какая бы система распределения не была справедливой, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей.

Причины, вызывающие неравенство доходов:

1. Различие в индивидуальных способностях. Люди — разные по своим интеллектуальным, физическим, творческим и другим способностям. Эти особенности формируют различную предрасположенность людей к эффективному выполнению тех или иных видов работ.

2. Различия в квалификации и опыте. Люди получают разный уровень образования, в том числе и профессионального, и обладают разным опытом в выполнении определенных работ. Более сложный труд требует, как правило, более высокого уровня образовательной подготовки. Более сложный труд уменьшает количество претендентов, способных выполнить такую работу. Как следствие, в стабильном обществе тот, кто способен заниматься более сложной работой, как правило, получает больший доход.

3. Различия в готовности и способности работать в особых условиях . Работа, например, шахтеров связана с большим риском, с высокой степенью физической интенсивности труда. Работа на атомных электростанциях сопряжена с высокой ответственностью, здесь применяются очень сложные технологические системы, следствия нарушения в которых потенциально могут принести большой ущерб. Если взять предпринимательскую деятельность, то она также требует готовности и умения рисковать, много и интенсивно трудиться.

4. Различия в собственности. С начала 90-х годов заметно расширяется число людей, получающих доходы от владения капиталом, ценными бумагами. Среди них выделяются, прежде всего, те, кто занимается предпринимательской деятельностью. Распределение капитала, акций и других активов является одним из факторов, вызывающих дифференциацию доходов.

Дифференциация доходов населения – реально существующие различия в уровне дохода населения, в значительной степени, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В стране с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших конструирующих социальное положение признаков (наряду с собственностью, отношение к власти и т.д.)

Общество с рациональной дифференциацией доходов, относительно равномерной, наиболее устойчиво за счет многочисленного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. И наоборот, как свидетельствует исторический опыт латиноамериканских стран, общество с резкой дифференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствию сильных стимулов к профессиональному росту, значительной степени криминогенности социальных отношений.

Дифференциация доходов фиксируется органами статистики и «распределяет» население по группам (долям) в зависимости от среднедушевых доходов.

Показатели, отражающие дифференциацию доходов населения, важны для анализа различных социально-экономических процессов, их мониторинга при проведении активной социальной политики, используются также при составлении государственных программ социально-экономического развития.

Итак, различие в уровнях доходов на душу начисления называются дифференциацией доходов . Она характерна для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяют различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 18.2).

Рисунок 18.2 - Кривая Лоренца

Кривая Лоренца показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех получателей. Степень неравенства доходов определяется областью между линией обозначающей идеальное равенство и кривой Лоренца.

Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, т.е. линии фактического распределения, относящихся от прямой тем дальше, чем больше дифференциация доходов. Например, 20 % населения с самыми низкими доходами получают 5 % общего дохода, 40 % с низкими доходами – 15 % и т.д.

Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределение доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Теоретическая возможность равного распределения доходов представлена прямой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40 60 % семей получают соответственно 20, 40, 60 % от всего дохода, то соответствующие точки будут располагаться на прямой.

Самое вредное для человека говорит Форд – утверждать, что все люди равны. Они очень разные, и тот, «кто много создает», должен и «много приносить в свой дом», и наоборот. Именно в этом состоит «строгая социальная справедливость, проистекающая только через труды». Благотворительности в оплате труда места нет. Каждый получает ровно столько, сколько заслуживает.

Другое дело – уровень социальной политики государства. Оно призвано смягчить неравенство в доходах людей, чтобы не допускать чрезмерного социального расслоения и напряженность в обществе.

19.2 Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль, элементы, цели и методы. Сравнение социально-экономической политики в РФ в 1990-х и 2000-х гг. и ее результативность.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты — это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности национальной экономики. Выплаты населению производятся из местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Социальные трансферты включают:

Все виды пенсий – по старости, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;

Все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессиональностью технических школ и училищ;

Все виды получаемых населением доходов – по социальному страхованию, ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице и другие;

Компенсационные выплаты и льготы, а также денежную благотворительную помощи в форме оплаты стоимости или части стоимости путевок в санатории, дома отдыха;

Компенсация затрат на общественный транспорт и др.

Социальные трансферты в натуральной форме состоят из индивидуальных товаров и услуг, предоставляемых населению бесплатно или по льготным ценам, например услуги в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.

В последние годы в нашей стране стали формироваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений, которые называются социальным партнерством. Социальное партнерство – это сотрудничество работников, работодателей и представителей государство для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений механизму социального партнерства служит переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результатом которого является коллективный доход, затрагивающий вопросы занятости, оплаты и организации труда и некоторые аспекты социального положения работника на предприятии в обществе.

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и заканчивая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

Социальная политика государства , связана с воздействием на условия жизни населения, его основных слоев, групп, категорий. Она включает в себя политику регулирование доходов, занятости, социального обеспечения, политику в сферах образования и здравоохранения, жилищную и прочую. Социальная политика ориентирована на человека, защиту его прав, предусмотренным международным и национальным законодательством. Цель социальной политики – поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платье пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация , т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятых в производстве государство регулирует только размер минимальной заработной платы. Индексация должна производиться при росте розничных цен свыше 6%.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной, защите этих слоев населения имеет развитая, система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Который выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум.

Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.

Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 видов продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов.

Структура минимального потребительского бюджета:

  • питание — 46,1%;
  • непродовольственные товары — 39%;
  • услуги — 13,2%;
  • налоги и сборы - 2,7%.

Социальная политика государства направлена на решение следующих задач:

  • стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
  • сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных;
  • поддержание стабильного уровня реальных доходов населения;
  • развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Поэтому важной задачей социальной политики, является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 19:

1. Особенности дифференциации населения по дох о дам в России (2000-е гг.).

2. Сущность и методика расчета показателей, характеризующих дифференциацию – коэ ф фициент Джини и децильный коэффициент.

3. Основные направления социальной политики.

4. Особенности социальной политики государства в России в 90-е гг. и 2000-е гг. – сходства и ра з личия.

5. Сущность понятий, предусмотренных в законодательстве РФ: прожиточный минимум, потреб и тельская корзина, минимальный размер оплаты труда.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19673. Политика доходов и социальная защита населения 353 KB
Проблемы справедливого распределения доходов стояли перед человечеством вовсе времена. На почве разделения прибылей вспыхивали конфликты и войны, но мы живём в цивилизованном обществе и вопросы дифференциации доходов для всех нас более чем важны.
854. Доходы населения. Уровень и качество жизни 61.73 KB
В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения России.
5865. Социальная работа и социальная политика: взаимосвязь и взаимовлияние 9.42 KB
Сущность социальной политики ее принципы и функции. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Сущность социальной политики ее принципы и функции. Среди факторов способствующих гармонизации интересов личности и общества гарантирующих защиту интересов человека его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.
1227. Социальная политика организации 2.29 MB
Изучение затрат рабочего времени сотрудников в организации. Изучение затрат рабочего времени сотрудников в организации Проанализируйте свой рабочий день и дайте рекомендации по снижению потерь рабочего времени. Хронометраж рабочего дня № операции.
21565. Социальная политика организации в период экономического кризиса 17.8 KB
Одни считают что социальная политика предприятия – локальный нормативный акт компании определяющее концепцию стратегию и принципы принятия решений в процессах нематериальной и материальной мотивации персонала компании. Социальная политика организации должна решать ряд задач: Повышение привлекательности компании на рынке труда привлечение квалифицированных специалистов. Следует разделять следующие виды социальных программ компании: Материальные социальные программы – социальные программы в результате применения которых работник получает...
20591. Социальная политика и социаьная работа в негосударственных общественных организациях 495.52 KB
Проблемами беженцев в России занимается Федеральная миграционная служба и подведомственные ей учреждения. К основным направлениям работы федерального органа миграционной службы и территориальных органов миграционной службы с беженцами и вынужденными переселенцами относятся прием беженцев предоставление им статуса вынужденного переселенца или беженца ведение учета оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий. Проблема беженцев несет международный характер и последнее время актуальность этой...
20679. Финансовая политика государства 30.49 KB
Экономическое содержание и цели финансовой политики государства. Сущность цели и задачи финансовой политики государства. Организация финансовой политики государства. Типы финансовой политики государства.
16481. Антимонопольная политика государства 10.33 KB
В основном исследователи подробно останавливаются на вопросах антитрестовской политики в США которая разрабатывается с 1890 года а в России первые неудачные попытки создания такого законодательства были предприняты только перед первой мировой войной. Современная литература по проблеме Российского антимонопольного законодательства не столь разнообразна. Цель данной работы – провести исследование по вопросам возникновения становления и развития антимонопольного законодательства. Задачи: изучить этапы возникновения становления и развития...
16818. Социальная политика компании как инструмент управления социальными факторами повышения корпоративной устойчивости 9.86 KB
Вместе с тем особую практическую значимость имеют исследования факторов повышения корпоративной устойчивости вопрос о степени и характере влияния корпоративной социальной ответственности КСО на устойчивость компании. Корпоративная устойчивость на наш взгляд может быть определена как способность компании обеспечивать устойчивые финансовые результаты эффективно управлять рисками адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде ведения бизнеса внедрять инновации формировать долгосрочные устойчивые конкурентные преимущества....
18691. Современная финансовая политика государства 31.56 KB
Раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства; Рассмотреть виды финансовой политики; Изучить роль государства в жизни общества; Рассмотреть финансовую политику государства в России.

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА

УДК 304.42 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-128-132

ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАС ЕЛЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Александр

Николаевич

Понеделков

Александр

Васильевич

Воронцов

Алексеевич

Голобородько

доктор философских наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 82). E-mail: [email protected]

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected]

доктор юридических наук, профессор кафедры процессуального

права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской

академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону,

ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected].

доктор политических наук, доцент, директор,

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал] РГЭУ (РИНХ)

(347936, Россия, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48).

E-mail: [email protected]

Аннотация

Рассматривается динамика изменения денежных доходов населения после майского 2012 г. указа Президента Российской Федерации. Анализируются основные элементы денежных доходов -заработная плата, социальные выплаты - пенсии, пособия, стипендии, государственные социальные гарантии, их соотношение с прожиточным минимумом.

Ключевые слова: денежный доход, заработная плата, пенсия, пособие, потребительская корзина, прожиточный минимум, социальная гарантия, стипендия.

Денежные доходы населения включают заработную плату наемных работников, социальные выплаты - пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и другие выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, другие доходы. Реальные располагаемые денежные доходы определяются путем деления индекса номинального размера, сложившегося в определенном периоде времени, на индекс потребительских цен за этот же временной период. К располагаемым денежным доходам относятся денежные доходы, из которых вычтены обязательные платежи и взносы .

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено обеспечить к 2018 году повышение заработной платы как составной части денежных доходов населения. Поэтому рассмотрим динамику изменения денежных доходов, взяв за исходную точку 2012 год. Среднедушевые денежные доходы увеличились с 23 221 руб. в 2012 году до 30 738 в 2016 г. . Реальные располагаемые денежные доходы в процентах к предыдущему году снизились с 105% до 94%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций увеличилась с 26 629 руб. (936 долларов США] до 36 746 руб. (549 долларов). Реальная начисленная

заработная плата работников в процентах к предыдущему году уменьшилась с 108% до 101%. Средний размер назначенных пенсий вырос с 9 041 до 12 391 руб. Реальный размер назначенных пенсий в процентах к предыдущему году стал меньше: было 105%, стало 97%. Располагаемые денежные доходы являются гарантией получения кредитов. В т.ч. числе на социальные нужды (образование] .

Важным показателем для оценки уровня денежных доходов является прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, обязательные платежи и сборы, который устанавливается на душу населения и для трех основных социально-демографические групп - трудоспособное население, пенсионеры, дети. Прожиточный минимум в целом по стране и в регионах предназначен для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, федеральных и региональных социальных программ; формирования федерального и регионального бюджета; других установленных федеральным законом целей. По Российской Федерации он необходим для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Прожиточный минимум в регионе нужен для оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума пенсионера в стране для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В регионе прожиточный минимум устанавливается ежегодно региональным законом. Семья и одиноко проживающий гражданин, если у них среднедушевой доход ниже величины регионального прожиточного минимума, считаются малоимущими и имеют право на получение социальной поддержки.

Потребительская корзина представляет собой необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. Потребительская корзина определяется не реже одного раза в пять лет. В регионах потребительская корзина устанавливается с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. В состав потребительской корзины включены 11 наименований продуктов питания, устанавливаются 50-ти процентные соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания .

С 2012 по 2016 год величина прожиточного минимума в среднем на душу населения увеличилась с 6 510 до 9 828 руб. . В процентах к предыдущему году она стала меньше: было 102%, стало 101%. Величина прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии была увеличена с 5 564 до 8 803 руб. Уменьшилось соотношение с величиной прожиточного минимума среднедушевых денежных доходов (357% и 313%], среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (378% и 347%], среднего размера назначенных пенсий (177% и 153%]. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась с 15,4 млн до 19,8 млн, в процентах от общей численности населения - с 10,7% до 13,5%. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за второй квартал 2017 года была равна 10 329 руб., в том числе трудоспособное население - 11 163, пенсионеры - 8 506, дети - 10 160. . Существуют значительные различия величины прожиточного минимума в регионах. Так, прожиточный минимум установлен в Чукотском автономном округе в размере 20 970 руб., Ненецком - 20 819, Камчатском крае - 19 580, Воронежской области - 8 581, Татарстане - 8 568, Мордовии - 8 441.

Важной составной частью доходов населения является заработная плата. Президент Российской Федерации поручил Правительству обеспечить к 2018 году повышение заработной платы . Указ Президента предусматривает:

Увеличение размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;

Доведение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионе;

Повышение средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в регионе.

Повышение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг], среднего медицинского (фармацевтического] персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг] - до 100% от средней заработной платы в регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое] или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг], - до 200% от средней заработной платы в регионе.

В первом полугодии 2017 года среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника в организации составила 38 675 руб. . С учетом природных ресурсов, географических, производственных, экономических, социальных и других факторов разрыв в заработной плате по регионам значителен. Наибольший ее размер был в Ямало-Ненецком (92 183 руб.], Чукотском (90 933], Ненецком (75 013] автономном округе, Москве (79 929], Магаданской области (70 627]. Намного ниже среднероссийского показателя среднемесячная начисленная номинальная заработная плата была в Кабардино-Балкарии (20 914], Дагестане (21 130], Алтайском крае (21 750]. Остается нерешенной многолетняя проблема просроченной задолженности по заработной плате работников организаций. На 1 июля 2017 года она составила 3 млрд 207,7 млн рублей, том числе в Приморском крае - 479,1 млн, Хабаровском - 130,7 млн, Кемеровской области - 254,5 млн. В 10 регионах отсутствовала задолженность по заработной плате. На низкий уровень заработной платы или ее отсутствие существенное влияние оказывает безработица. Общая численность безработных по данным выборочных обследований рабочей силы составила 3 млн 946,9 тыс. человек, 5,2% к рабочей силе, зарегистрированных в органах службы занятости населения - 815,7 тыс. На 2017 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 руб. и максимальная величина - 4,9 тыс. .

В состав денежных доходов населения по источникам формирования входят доходы от предпринимательской деятельности (в 2012 г. 9,4%, 2015 г. - 7,9%], оплата труда наемных работников, включая выплаты социального характера (40% и 38,3%], социальные выплаты (18,3% и 18,2%], доходы от собственности (5,1% и 6,2%], другие денежные поступления (27,1% и 29,3%]. . В структуре социальных выплат населению доля пенсий составила соответственно 69,4% и 71,4%, пособий и социальной помощи - 26,4% и 24,5%, стипендий - 0,8% и 0,8%, страховых возмещений - 3,4% и 3,3 %. В структуре выплачиваемых пособий 1,8% и 1,5% приходилось на пособия и материальную помощь по безработице, 7,7% и 8,1% - пособия по временной нетрудоспособности, 16,7% и 28,1% - материнские и детские пособия, 53,1% и 51,6% - денежные выплаты отдельным категориям граждан, 20,7% и 10,7% - другие пособия и компенсации.

Численность пенсионеров увеличилась с 40 млн 573 тыс. до 42 млн 729 тыс., количество пенсионеров, приходящихся на 1000 человек населения - с 283 человек до 291,6, удельный вес численности работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров - с 33,7% до 35,7% . Средний размер назначенных пенсий вырос с 9 041 до 11 986 руб. В 2016 году средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты был равен 13,1 тыс. . В январе 2017 года все пенсионеры получили единовременную денежную выплату в размере 5 тыс. руб. В 2017 году среднегодовой размер страховой пенсии по старости составит 13 655 руб. Соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера уменьшилось с 176,5% до 150,5%, со средним размером начисленной заработной платы увеличилось с 33,9% до 35,2%. С 1 января 2018 года пенсии для неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 3,7%, с 1 апреля социальная пенсия - на 4,1%, с 1 февраля ежемесячные социальные платежи - на 3,2% . Не предусмотрена индексация пенсий для работающих пенсионеров. Предполагается, что после прекращения трудовой деятельности пенсия будет индексироваться за пропущенные годы.

Сократилось число негосударственных пенсионных фондов с 134 до 102, численность участников - с 6 млн 781,5 тыс. до 5 млн 806,7 тыс. . Количество получателей негосударственных пенсий увеличилось с 1 млн 537,1 тыс. человек до 1 млн 556,7 тыс. Было 3,8% от общей

численности пенсионеров, стало 3,6%. Сумма пенсионных выплат в среднем в месяц на одного получателя увеличилась с 1 987 до 2641 руб.

Законодательством установлены основные социальные гарантии - Минимальный размер оплаты труда, пособия, стипендии, фиксированная выплата к страховой пенсии. Минимальный размер оплаты труда увеличился с 4 611 до 6 852 руб., в процентах к предыдущему году -с 98,1% до 107,3%. . В соотношении с величиной прожиточного минимума он уменьшился с 67,5% до 59%. . С 1 июля 2017 года он установлен в сумме 7,8 тыс. руб. . В 2018 году его повысят до 9 489 руб., что составит 85% от прожиточного минимума за второй квартал 2017 года, с начала 2019 г. он должен быть равен 100% прожиточного минимума трудоспособного населения. . В 2018 г. расходы на его повышение составят в бюджетной сфере 26,2 млрд руб., бизнеса - 17,1 млрд, в 2019 году - соответственно 43,9 млрд и 28,8 млрд. Повышение коснется 4 млн человек, в том числе 1,6 млн работников бюджетной сферы, которые имеют заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

Невелики размеры пособий и стипендий, за исключением государственного сертификата на материнский (семейный] капитала (453 026 руб.). . Размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, был равен 581,7 руб., социального пособия на погребение - 5 277, ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 10 528,2, родового сертификата -11 тыс., единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью - по 15 512,7 руб. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивалось в размере 24 565,9 руб. Соотношение с величиной прожиточного минимума ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по уходу за первым ребенком было равно 30,1% (2 908,6 руб.], за вторым и последующими детьми - 60,1% (5 817,2], размера государственных академических стипендий студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - 12,7% (1 340], среднего профессионального образования - 4,6% (487]. На начало 2016 года фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и инвалидности I и II группы составила 4 383,6 руб. (54,6% к прожиточному минимуму], инвалидности III группы и по случаю потери кормильца - 2 191,8 (27,3%).

Существует значительная дифференциация денежных доходов населения. О существенном расслоении населения по денежным доходам свидетельствуют такие показатели, как распределение их общего объема по различным группам населения, коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов], коэффициент Джини (индекс концентрации доходов]. Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения показывает долю общего объема денежных доходов в каждой из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов. Первая группа с наименьшими доходами располагала соответственно 5,2% и 5,3% денежных доходов, пятая группа с наибольшими доходами - 47,6% и 47,1% . Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов] характеризует степень социального расслоения. Он определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. Коэффициент фондов уменьшился с 16,4 до 15,7 раза. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов] характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1. Чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Коэффициент Джини уменьшился с 0,420 до 0,414.

Произошли незначительные изменения в структуре денежных доходов населения. Уменьшились доходы от предпринимательской деятельности с 9,4% в 2012 году до 7,8% в 2016 г., оплата труда - с 65,1% до 64,7%. Увеличилась доля социальных выплат с 18,4% до 19,2%, доходов от собственности - с 5,1% до 6,3%. Другие доходы остались на одном уровне (2%].

Имеются значительные различия в денежных доходах населения в мегаполисах, городах и сельской местности. В мае 2017 года Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН в сотрудничестве с Московским представительством Фонда имени Ф. Эберта провел опрос по репрезентативной общероссийской выборке две тысячи респондентов, проживающих мегаполисах, городских и сельских поселений. . Опрос показал, ежемесячный доход на одного члена домохозяйства составил 18 360 рублей, Москве и Санкт-Петербурге - 34 976, городах - 17 341, сельской местности - 13 818. Улучшение

своего материального положения отметили соответственно 8,3%, 12,1% и 10,9% опрошенных респондентов, ухудшение - 41,1%, 35,2% и 32,4%.

Подводя итоги, следует отметить, что проведенный анализ статистических данных по доходам населения свидетельствует, что политика доходов не стала еще приоритетным направлением государственной социальной политики. Равным образом социальная политика должна рассматриваться в качестве одного из основных приоритетов государства.

Литература

1. Игнатова Т.В., Мушенко И.Г. Государственные финансы в системе регулирования общественного сектора. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004.

2. Россия в цифрах. 2017. Статистический сборник // http://www.gks.ru.

3. Игнатова Т.В., Филимонцева Е.М. Образовательные кредиты как инвестиции в профессионально-трудовой потенциал населения // ФЭС: финансы, экономика, стратегия. 2016. № 7. С. 29-33.

4. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012, № 50 (часть IV], ст. 6950.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. № 1119 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 г. // Российская газета. 2017. 25 сентября.

6. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в I полугодии 2017 года // Российская газета. 2017. 13 сентября.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. № 1326 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016, № 51, ст. 7378.

8. Денежные доходы и расходы населения в 2011-2015 гг. Статистический бюллетень. 2017 // http://www.gks.ru.

9. Российский статистический ежегодник. 2016 // http://www.gks.ru.

12. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2729; 2016, № 52 (часть V], ст. 7509.

Averin Aleksandr Nikolaevich, doctor of philosophical Sciences, Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, etc. Vernadsky, Moscow, 119571, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Ponedelkov Alexandr Vasilievich, Doctor of Political Science, Professor, Head of Cathedra of Politology and Ethnopolitics; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Vorontsov Sergey Alexeevich, Doctor of Legal Science, Professor, Professor of Cathedra of Process Law; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Goloborodko Andrey Yuryevich, Doctor of Political Science, associate professor, director, Taganrog institute of A.P. Chekhov (branch) of RGEU (RINH) (48, Initsiativnaya St., Taganrog, 347936, Russian Federation). E-mail: [email protected]

MONEY INCOMES OF THE POPULATION AS AN INTEGRAL PART OF STATE SOCIAL POLICY

Discusses the dynamics of money incomes of population since the may 2012 year of the Decree of the President of the Russian Federation. It analyses the main elements of the cash income-wages, social benefits-pensions, benefits, scholarships, State social guarantees, their relationship to the cost of living. Keywords: monetary income, wages, pensions, benefits, consumer basket, social guarantee a scholarship.

/. Доходы населения: виды и источники формиро­вания. Номинальный и реальный доходы.

  1. Распределение личных доходов и эволюция соци­альной структуры общества. Диверсификация социального статуса.

  2. Уровень жизни и бедность. Социально-экономическая мобильность и общественный прогресс.

  3. Государственное регулирование распределения доходов. Равенство и социальная расслоенность.

Системы социальной защиты.

    Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный доходы

Понятие “доход” является сложным и неоднозначным. В повсед­невном обиходе оно представляется очевидным, но простота эта обманчива. Для нас доход может быть тем, что мы получаем в виде денег, или тем, что облагается налогом, или вознаграждением, которое мы обычно получаем либо ожидаем получить, или резуль­татом управления имеющимися ресурсами. Все эти понятия дохода отнюдь не тождественны, хотя каждое из них может послужить ос­новой для формулирования вполне корректного определения дохо­да. В данной главе мы должны выяснить основы понятия личного или персонального дохода, под которым понимается ступлений за определенный период в личный сектор экономики. Это определе­ние является исходным, но не исчерпывающим.

В большинстве индустриальных стран под совокупным личным доходом понимается доход от занятости, собственности или транс­фертов из других секторов, которые перемещаются в личный сек­тор экономики. В свою очередь личный сектор экономики может быть определен как совокупность домашних хозяйств и отдельных резидентов данной страны в отличие от корпоративного бизнеса или государственных органов. Личный сектор включает не только домашние хозяйства индивидов, но и не корпорированный частный бизнес единоличных предпринимателей, таких, как фермеры,розничные торговцы и представители свободных профессий.

Основой образования совокупного личного дохода от всякой экономической деятельности является ВНП на стадии распределе­ния, который равен сумме первичных доходов (образующих наци­ональный доход - НД), доходов от созданных в стране услуг и суммы амортизационного возмещения годового износа. Интегрирующим показателем всех видов доходов является национальный до­ход. Существуют разнообразные классификации структуры личных доходов, в табл. 28.1 приводится одна из наиболее распространенных.

Таблица 28.1 Структура личных доходов населения

    Заработная плата и жалованье в денежной

и натуральной форме

    Денежное и натуральное довольствие слу­

жащих вооруженных сил

    Отчисления предпринимателей:

а) на социальное страхование и т.п.,

б) на другие цели.

Доходы от занятости

    Лица свободных профессий

    Фермеры

    Другие индивидуальные предприниматели

и торговцы

Доходы от само­занятости

7) Рента, нетто-процент, дивиденды

Доходы от соб­ственности

    Текущие трансферты, благотворительность

компаний

    Государственные пособия и другие выплаты

Трансфертные

доходы

Следует различать понятия "доход" и "богатство". Как известно, экономисты выделяют два типа количественных переменных - за­пас и поток. Запас - количество, измеренное в данный момент. Поток - количество за единицу времени. В нашем случае капитал является запасом, а доход - потоком. В свою очередь капитал явля­ется богатством, а доход - услугой богатства. Из этого можно вы­вести и следующие определения: запасы богатства, существующие в отдельный момент, называются капиталом. Поток услуг в течение периода называется доходом.

Для наглядности взаимозависимость дохода и богатства можно проиллюстрировать следующим образом. Пусть некто получает еже­годно средства существования из различных источников: заработ­ной платы, прибыли от инвестирования, трансфертных поступле­ний от государства и прочих поступлений (наследство, пожертво­вания, подарки и т.п.). После уплаты налогов он может распорядится этими средствами существования следующим образом: 1) потра­тить на личные нужды; 2) передать другим лицам в качестве трансферта капитала; 3) добавить к своему уже существующему запа­су богатства (произвести сбережения). В последнем случае прибыль от инвестирования на следующий год соответственно увеличится. Схема­тично этот процесс можно изобразить следующим образом (рис. 28.1).

Как видно, процесс этот может протекать из года в год на протяжении всей жизни нашего “некто”. К моменту смерти его богатство будет равно нулю, так как его состояние перейдет к наследникам (либо к государству и т.п.). Весь жизненный путь на­шего "некто" являлся отрезком времени от праха к праху, а его богатство от нуля к нулю.

Исходя из изложенного выше можно теперь привести самое рас­пространенное и универсальное определение дохода: доходом в дан­ный период является сумма средств, которую может тратить опреде­ленное лицо, оставляя без изменения стоимость своего богатства. Величина дохода, оцениваемая в деньгах, представляет номиналь­ный доход. Реальный доход - это сумма товаров и услуг, которые можно приобрести на денежные доходы.

Мы уже говорили о том, что источником личного дохода явля­ется валовой национальный продукт и национальный доход. Более подробно эту взаимозависимость можно изобразить следующим образом (рис. 28.3):

Валовой национальный продукт -

    амортизация =

Национальный доход

    Удержанная прибыль компаний -

    Налоги на компании (так называемый налог на корпорации) -

    Прибыли, перечисляемые государству +

Процент, выплачиваемый государством +

Доходы от прироста капитала =

Личный доход до налогообложения

Рис. 28.3. Источник личного дохода

Основные экономические теории об источниках и динамике доходов

Теория трудовой стоимости. Отдельные элементы данной теории содержатся в трудах таких выдающихся экономистов, как У.Петти, А.Смит и Д. Рикард о. Однако наиболее последовательно и цельно данная теория разработана К.Марксом, который считал, что рас­пределение доходов в капиталистическом обществе носит антагони­стический характер. Национальный доход (создаваемый полностью трудящимися) состоит из двух частей: заработной платы наемных рабочих и прибавочной стоимости, присваиваемой эксплуататор­скими классами. Развитие капитализма сопровождается повышени­ем доли буржуазии и снижением соответственно доли трудящихся при прочих равных условиях. Доходы капиталистов и крупных зе­мельных собственников представляют собой часть прибавочной сто­имости, созданной наемными рабочими. Следовательно, более бы­строе повышение этих доходов по отношению к заработной плате означает рост эксплуатации и усиление антагонизма между трудом и капиталом.

Теория факторов производства. Основы ее заложены француз­ским экономистом Ж.Б.Сэем, и к настоящему времени в разных трактовках, вариантах и модификациях она является преобладаю­щей в индустриальных странах. Согласно этой теории, стоимость представляет собой слагаемое различных доходов. Каждый фактор производства, участвуя в создании товара, приносит своему вла­дельцу ту или иную часть стоимости, эквивалентную затратам это­го фактора. Так, заработная плата представляется как вознагражде­ние за услугу труда рабочего; рента - за услугу земли; прибыль распадается на две части: предпринимательский доход - вознаг­раждение за деятельность предпринимателя (за риск, организатор­ский талант, "труд" по обеспечению производства всем необходи­мым) и процент - как вознаграждение за "производительную ус­лугу" капитала. По Сэю, доходы различных общественных групп независимы друг от друга, т.е. рост или падение одних доходов не влияет на величину других. Этим подчеркивается отсутствие анта­гонизма между классами, всеобщая заинтересованность всех соци­альных групп в росте общественного богатства.

Социологическая теория распределения. Ее создателем является современный французский экономист Ж. Маршаль. Эта теория не отвергает в принципе теорию факторов производства, но критику­ет ее последователей за невнимание к внеэкономическим, соци­альным факторам, влияющим на характер распределения (напри­мер, соотношение классовых сил в борьбе за распределение наци­онального дохода, реальная социально-экономическая структура современного капиталистического общества и т.п.).

Сторонники социологической теории разделяют все население на профессиональные группы, различающиеся "способом включе­ния в экономику" и получением доходов. Само распределение пред­ставляется французскими экономистами как борьба “однородных групп“ за долю в совокупном продукте. Для процесса распределе­ния доходов решающим является поведение экономических субъек­тов, поэтому такие основные социально-экономические группы, как наемные рабочие и владельцы прибылей при арбитраже госу­дарства (надклассового органа), борются за распределение дохо­дов, стремясь к большей социальной справедливости, используя стачки, объединения и прочие приемы экономической борьбы.

Эгалитаристские (уравнительные) теории зародились несколько веков назад в качестве одного из направлений утопического социаллизма. Последователи эгалитаризма (абсолютного равенства) в распределении подкрепляют этот принцип доводами не только эти­ческого и идеологического, но и экономического характера. Утвер­ждается, в частности, что такое распределение приносит макси­мально возможную совокупную полезность в обществе: потребите­ли тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которые обладают наибольшей предельной полезностью. После удовлетво­рения первичных потребностей оставшийся доход тратится на то­вары с меньшей предельной полезностью. При этом игнорируется тот факт, что такое распределение ведет к разрушению мотиваци­онного механизма и, следовательно, к потерям в производитель­ности труда и объеме выпускаемого продукта. Осуществление эга­литаристских экспериментов на практике - политика "военного коммунизма" в России (1917-1921), "культурная революция" в Ки­тае (1966-1976) и т.п. - неизменно приводило к экономическому коллапсу.