Выплаты во внебюджетные фонды. Расчет страховых взносов во внебюджетные фонды. Расчет базы, отчетность и учет

Во внебюджетные фонды исчисляются работодателем и выплачиваются из его бюджета. С 2017 года принимается к действию гл.34 НК РФ, в которой конкретно прописаны виды страх. взносов, базы и для их исчисления. Юридические лица обязаны производить расчет страх. взносов и перечислять их в бюджет государства, а также составлять соответствующую отчетность.

Общие сведения про страховые взносы во внебюджетные фонды

Понятие и суть

Страх. платежи во внебюджетные фонды представляют собой перечисления работодателя по сотрудникам, числящимся у него в штате либо работающим по гражданско-правовым соглашениям. Такие отчисления направляются в ПФР, ФОМС и ФСС для реализации задач, ради которых эти фонды созданы. Иными словами, денежные средства, представляющие собой страховые взносы, могут быть потрачены получателем только по строго оговоренному направлению, к примеру, Пенсионный фонд — на выплаты пенсий гражданам или Фонд соц. страхования — на выплату пособий социального характера.

Страховые взносы перечисляются только во внебюджетные фонды, а платежи в бюджет — это, как правило, налоги, которые не имеют строгой направленности использования. Иными словами, налоги перечисляются в бюджет, а государственные органы используют их по назначению. Это одно из главных отличий платежей в бюджетные и внебюджетные фонды.

До 2017 года расчет и перечисление страх. взносов регламентировались Федеральным законом «О страх. взносах» от 24 июля 2009 года №212-ФЗ. Этот нормативно-правовой акт был отменен, когда полномочия по были переданы от внебюджетных фондов в налоговую инспекцию. Начиная с 2017 года работает гл.34 НК РФ «Страх. взносы», введенная Законом от 03.07.2016 №243-ФЗ. На данный момент все операции, связанные со страховыми взносами, в том числе по операциям их начисления, перечисления и сдачи отчетности, контролируются налоговыми органами. Единственный момент — ФСС продолжает контролировать страх. , и отчеты передаются именно туда.

Страховые взносы во внебюджетные фонды и их суть — тема видео ниже:

Типы платежей и их плательщики

На сегодняшний момент страх. взносы делятся на:

  1. пенс. страхование;
  2. мед. страхование;
  3. соц. страхование на время болезни и в период материнства;
  4. соц. страхование от несчастных случаев на производствах и проф. заболеваний.

Являются , которые выплачивают заработную плату своим сотрудникам. Налогооблагаемой базой по расчетным показателям являются выплаты или иные суммы физ. лицам, выполняющим определенные операции для работодателя по трудовым или гражданско-правовым соглашениям.

В базу для расчета взносов не входят выплаты социального характера, к примеру, пособие по болезни, пособие по уходу до 1,5 лет, выходные пособия при сокращении штата.

Отдельно отметим, что выплаты по гражданско-правовым соглашениям не облагаются взносами по обязательному соц. страхованию.

Отчисления во внебюджетные фонды и их расчет рассмотрены видео ниже:

Правила вычисления страховых взносов

Рассмотрим более детально, как рассчитываются страх. взносы по каждому типу обязательного страхования.

  1. взносы на обязательное пенс. страхование рассчитываются как 22% от базы для вычисления взносов в пределах установленного законом лимита на одного сотрудника (876 тыс. руб.), 10% от базы сверх установленного лимита на одного сотрудника.
  2. взносы на обязательное мед. страхование рассчитываются как 5,1% от базы для исчисления взносов на одного сотрудника.
  3. взносы на обязательное соц. страхование на период болезни или в связи с материнством рассчитываются как 2,9% от базы для вычисления в пределах определенной законом границы на каждого сотрудника (755 тыс. руб.), 0% от базы свыше установленной границы на каждого сотрудника;
  4. взносы по соц. страхованию от несч. случаев на производстве и проф. заболеваний рассчитываются как %-ная ставка от базы для расчета взносов. Процент колеблется в зависимости от класса проф. риска (с I по XXXII) и может иметь значения от 0,2 до 8,5.

Пример исчисления страховых взносов по одному сотруднику с учетом установленного законом лимита представим в таблице:

Месяц База для расчета ПФР 22% (в пределах лимита) ПФР 10%

(сверх лимита)

ИтогоОМС 5,1% ФСС 2,9% ФСС 0,2% (несч. случ.)
Январь 73 000 16 060 0 16 060 3 723 2 117 146
Февраль 64 000 14 080 0 14 080 3 264 1 856 128
Март 99 000 21 780 0 21 780 5 049 2 871 198
Апрель 55 000 12 100 0 12 100 2 805 1 595 110
Май 78 000 17 160 0 17 160 3 978 2 262 156
Июнь 79 000 17 380 0 17 380 4 029 2 291 158
Июль 83 000 18 260 0 18 260 4 233 2 407 166
Август 86 000 18 920 0 18 920 4 386 2 494 172
Сентябрь 67 000 14 740 0 14 740 3 417 1 943 134
Октябрь 94 000 20 680 0 20 680 4 794 2 059 188
Ноябрь 59 000 12 980 0 12 980 3 009 0 118
Декабрь 61 000 8 580 2 200 10 780 3 111 0 122
ИТОГО 898 000 192 720 2 200 194 920 45 798 21 895 1 796

Все расчеты представлены на одного сотрудника с учетом, что в его базу для расчета не входят различные виды пособий. Если они имеются, их нужно в обязательном порядке исключать из расчета. Аналогичный расчет проводится по всем сотрудникам, и полученные результаты суммируются по каждому виду взносов для получения конечного результата по предприятию.

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид - пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.

Второй вид - медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид - взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

Четвертый вид - взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название - взносы «на травматизм».

В данную группу отчислений включены взносы в следующие внебюджетные фонды:

Государственный фонд социального страхования;

Пенсионный фонд РФ;

Государственный фонд занятости;

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды имеют одинаковый механизм образования доходов за счет обязательных страховых платежей, уплачиваемых предприятиями и организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, а также непосредственно работающими гражданами.

Плательщиками взносов во внебюджетные социальные фонды являются:

Юридические лица по российскому законодательству;

Филиалы юридических лиц, имеющие самостоятельный баланс и расчетный (текущий счет);

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

Граждане, использующие труд наемных работников;

Работающие граждане (в части взносов в Пенсионный фонд РФ).

Все вновь созданные юридические лица обязаны в 30-дневный срок со дня их государственной регистрации встать на учет в территориальном органе каждого фонда.

Объектом обложения для взносов во все внебюджетные фонды является сумма начисленной оплаты труда работников предприятия по всем основаниям.

Удержания юридическими лицами взносов в Пенсионный фонд РФ с работающих граждан производятся с заработка, определяемого аналогично оплате труда, на которую начисляют взносы юридические лица. Подачи заявления от работников об удержании с него взноса в Пенсионный фонд РФ не требуется.

За счет части взносов, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, налогоплательщики вправе осуществить расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму соответствующих расходов.

Уплата взносов во внебюджетные фонды производится путем безналичных расчетов с расчетного (текущего) счета плательщика ежемесячно в сроки, установленные для выплаты заработной платы (кроме ПФ РФ). Отчисления в ПФ РФ производятся в сроки, установленные для выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы.

Платежные поручения на перечисление взносов представляются в банк одновременно с истребованием средств на оплату труда за истекший месяц.

Предприниматели, а также физические лица творческих профессий уплачивают взносы в порядке и сроки, установленные для уплаты этой категорией налогоплательщиков федерального подоходного налога с физических лиц.

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государст­венный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного меди­цинского страхования) формируются за счет различных источни­ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже­та. Однако основным и постоянным источником финансовых ре­сурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые в действующем законодательстве «страховые пла­тежи» либо «страховые взносы».

Денежные средства государственных социальных внебюджет­ных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран­тии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безрабо­тицы (ст. 37,39,41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость на­званных социальных внебюджетных фондов позволяет законода­телю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов * , в том числе и в целях погаше­ния бюджетного дефицита.

Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных слу­чаях - гражданами (застрахованными) либо органами управле­ния* (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджет­ные фонды формируются страховым методом, предусматриваю­щим обязанность всех страхователей - работодателей (организа­ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаю­щихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязатель­ные страховые платежи (взносы) в фонды.

Страховой метод образования финансовых ресурсов государст­венных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюд­жетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу­чение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым тари­фам - ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых та­рифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Со­бранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О та­рифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера­ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначаль­ном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объеди­нены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налого­вого кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо «социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включе­ны «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие сохранение действующих в настоя­щее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджет­ных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов.*

С учетом анализа норм действующего финансового законода­тельства, страховые платежи (взносы) в государственные социаль­ные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и фи­зических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закреплен­ные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспече­ния гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.

Таким образом, страховые взносы в государственные социаль­ные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы) платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение госу­дарственных социальных программ и обеспечивающих рентабель­ную деятельность самих фондов.

В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже Конституцион­ным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г.

Следовательно, страховые взносы по своему социально-право­вому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законода­тель установил публичные цели взимания этих платежей, что яв­ляется сущностным признаком налогов;

в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы обло­жения страховыми взносами, как

Субъект страховых взносов(т.е. определяет плательщика-страховщика);

Объект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взносы);

Ставка (т.е. тариф - размер страхового платежа с определен­ного вида доходов или выплат);

Льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начис­ляются);

Сроки и порядок уплаты;

Ответственность плательщиков и банков за правильность на­числения, своевременность уплаты и перечисления страхо­вых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов;

в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносоввовнебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения анало­гично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевре­менное зачисление или перечисление по вине кредитных органи­заций страховых взносов на счета органов фондов банки несут фи­нансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день просрочки;

в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи,т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов за­креплена в налоговом и бюджетном законодательстве.

На основе анализа финансово-правовой литературы и действу­ющего финансового законодательства можно выделить следующие принципы, установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, га­рантированный установлением мер финансово-правовой ответст­венности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и не­своевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);

принцип законности и публичности, связанный с установле­нием страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;

принцип единства и федерального характера платежей, оз­начающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым прави­лам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собствен­ностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные со­циальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных пла­тежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;

принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий со­размерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граж­дан социально значимым интересам и целям их введения. Други­ми словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собствен­ность и достойное существование. Несоразмерными такие плате­жи будут признаны в том случае, если они фактически «парализу­ют реализацию конституционных прав и свобод» юридических и физических лиц;*

принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;

принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом пос­ледних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назна­чения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивиду­альной возмездности и возвратности страховых платежей (взно­сов) их плательщикам;

принцип целевого использования страховых взносов в государ­ственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с зада­чами формирования конкретных фондов. Этот принцип обуслов­ливает запрет на изъятие средств одного государственного соци­ального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установлен­ных в законодательном порядке. Например, в числе средств, ис­пользуемых для формирования Пенсионного фонда РФ, преду­смотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безра­ботным.** Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавли­вается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефицита, когда требуются не только дополнительные финансовые ресур­сы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюд­жетных средств на осуществление конкретных особо важных ста­тей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребнос­тями членов общества, государство и создает социальные внебюд­жетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд (пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отно­сятся к специальным обязательным (целевым) платежам.

Среди платежей, которые обязаны уплачивать все юридические лица и индивидуальные предприниматели, особо следует выделить страховые взносы во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Отчисления во внебюджетные фонды, строго говоря, не являются налогами, однако в связи с обязательностью их уплаты их для целей нашего пособия вполне допустимо приравнять к налогам.

В настоящее время порядок уплаты страховых взносов регулируется федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (с последующими изменениями) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - "законом").

Согласно вышеупомянутому закону, плательщики страховых взносов делятся на две категории:

Плательщиков взносов, относящихся к данной категории условно можно назвать "работодателями", т.к. большая осуществляемых ими выплат физическим лицам является заработной платой работников. Поскольку наше пособие ориентировано на людей, интересующихся вопросами бизнеса, особенности уплаты взносов обычными гражданами мы рассматривать не будем, и все сказанное ниже в отношении плательщиков категории 1 будет касаться уплаты страховых взносов только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Страховые взносы, уплачиваемые плательщиками категории 1.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, относящихся к категории 1, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. При этом объектом обложения страховыми взносами для юридических лиц, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). В качестве примера таких договоров можно привести договоры купли-продажи или аренды.

Тарифы страховых взносов, установленные для плательщиков категории 1:

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ) - 26%;

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) - 2,9%;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 5,1%;

итого - 34%.

При этом в 2012 -2015 годах плательщики категории 1 уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд по пониженному тарифу - 22%.

Важно отметить, что по закону база для начисления страховых взносов по вышеуказанным тарифам в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. Вышеупомянутая предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается.

В случае превышения облагаемого страховыми взносами дохода физического лица сверх данной суммы, тарифы страховых взносов установлены в пониженном размере:

ФФОМС - 0%.

Законом установлен довольно широкий перечень выплат физическим лицам, на которые страховые взносы не начисляются. В частности, взносами не облагаются государственные пособия и компенсационные выплаты (связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников; а также ряд других). С полным перечнем не облагаемых страховыми взносами выплат Вы можете ознакомиться, прочитав статью 9 закона.

Также законом установлены льготные категории плательщиков, которые уплачивают страховые взносы по значительно более низким тарифам. К ним, в частности, относятся сельскохозяйственные товаропроизводители, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и ряд других.

Помимо страховых взносов, установленных законом 212-ФЗ, в Фонд социального страхования также уплачиваются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Порядок их уплаты установлен федеральным законом от 24.07.1998 No 125-ФЗ (с последующими изменениями) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Базой, от которых исчисляются данные взносы, также является фонд заработной платы и приравненные к ней выплаты. Тариф страховых взносов ежегодно устанавливается федеральным законом, исходя из класса профессионального риска, соответствующего уровню производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившемуся по основному виду экономической деятельности страхователя (с учетом ряда скидок и надбавок). Сейчас минимальный тариф страховых взносов "от несчастных случаев" установлен в размере 0,2%.

Узнать, какой тариф страховых взносов "от несчастных случаев" установлен конкретному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю можно из Уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдаваемого при постановке на учет в Фонде социального страхования. Если в Вашем регионе регистрация юридических лиц осуществляется по системе "одного окна", данное уведомление будет выдано регистрирующим органом сразу после регистрации, в составе пакета регистрационных документов (соответственно, в этом случае специально обращаться в ФСС для постановки на учет нет необходимости).

В качестве примера приводим расчет страховых взносов, связанных с выплатой работнику заработной платы в размере 20.000 рублей в 2012 году:

страховые взносы в ПФ РФ: 20.000 х 0,22 = 4.400 рублей;

страховые взносы в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: 20.000 х 0,029 = 580 рублей;

страховые взносы в ФСС РФ "от несчастных случаев" (по минимальному тарифу): 20.000 х 0,002 = 40 рублей;

страховые взносы в ФФОМС: 20.000 х 0,051 = 1020 рублей;

Итого: 6.040 рублей.

Таким образом, образом, в связи с выплатой работнику заработной платы в размере 20.000 рублей в месяц, предприятие в общей сложности должно уплатить из собственных средств страховые взносы в сумме 6.040 рублей.

В завершении описания порядка уплаты взносов плательщиками категории 1 еще раз подчеркнем: страховые взносы во внебюджетные фонды не вычитаются из заработной платы работника (многие ошибочно считают, что это именно так, но это не верно), а начисляются на нее "сверху". Плательщиком страховых взносов является работодатель - предприятие, выплачивающее заработную плату, а не сам работник. Работник же является плательщиком только НДФЛ, который работодатель высчитывает из его заработной платы и перечисляет в бюджет, выступая в качестве налогового агента.

Страховые взносы, уплачиваемые плательщиками категории 2.

Рассказывая о плательщиках категории 1, мы говорили о страховых взносах во внебюджетные фонды, рассчитываемых от фонда оплаты труда и других аналогичных выплат. В отличии от них, плательщики категории 2 уплачивают взносы "за себя лично", а не в связи с выплатой заработной платы наемным работникам и иных доходов физическим лицам. При этом данная категория плательщиков обязана платить взносы вне зависимости от финансовых результатов своей деятельности (в том числе и при ее полном отсутствии) и применяемой системы налогообложения (ОСН, УСН, ПСН или ЕНВД).

Индивидуальные предприниматели и другие плательщики категории 2 уплачивают во внебюджетные фонды страховые взносы в фиксированном размере, также неофициально называемые фиксированными платежами.

Размер фиксированного платежа в Пенсионный фонд определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и установленного федеральным законом тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз.

Размер фиксированного платежа в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования определяется по аналогичной формуле, однако в качестве первого сомножителя берется не двукратный, а однократный МРОТ.

Уплата фиксированного платежа В Фонд социального страхования законом не предусмотрена.

Фиксированные платежи уплачиваются отдельно в каждый из внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) ежегодно, до 31 декабря отчетного года (т.е. года, за который производится оплата).

Поясним сказанное на примере, рассчитав размеры фиксированных платежей (стоимость страхового года) в каждый из внебюджетных фондов за 2013 год. На 1 января 2013 года МРОТ составляет 5205 рублей, следовательно стоимость страхового года равна:

Для Пенсионного фонда: 2 х 5205 х 0,26 х 12 = 32479 руб. 20 коп.;

Для Федерального фонда ОМС: 5205 х 0,051 х 12 = 3185 руб. 46 коп.

Общая сумма страховых взносов: 35664 руб. 66 коп.

Юридические лица, в отличие от ИП, уплачивать фиксированные платежи не обязаны.

Возникает закономерный вопрос: как поступить, если плательщик страховых взносов относится одновременно к обеим категориям - например, какие взносы обязан платить индивидуальный предприниматель, имеющий работников и, соответственно, выплачивающий им заработную плату? В этом случае плательщик должен платить взносы по правилам, установленным для каждой категории - т.е. отдельно уплачивать и фиксированные платежи "за себя", и страховые взносы от фонда заработной платы своих сотрудников.

Страховые взносы во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами

Для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые:

в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и иным лицам, занимающимся частной практикой);

по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, объектом обложения признаются:

выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и иным лицам, занимающимся частной практикой).

Не относятся к объекту обложения выплаты и иные вознаграждения, начисленные:

в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав)*;

по трудовым или гражданско-правовым договорам в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства;

добровольцам благотворительных организаций, осуществляющих деятельность в рамках гражданско-правовых договоров, на возмещение их расходов (за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, указанных в ст.217 НК РФ).

в рамках возмещения расходов волонтеров, участвующих в организации и проведении Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года, в виде оплаты расходов на оформление и выдачу виз, приглашений и иных аналогичных документов, стоимости проезда, проживания, питания, обучения, услуг связи и иных (льгота действует до 1 января 2017 г.);

по трудовым или гражданско-правовым договорам, заключенными с иностранными гражданами, лицами без гражданства и волонтерами, в рамках подготовки и проведения в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

Исключение: договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Ситуация 1

Осуществить необходимые проводки по начислению зарплаты, произвести отчисления во внебюджетные фонды при условии, что начисленная заработная плата составила:

Основным производственным рабочим - 218000 рублей;

Рабочим вспомогательного производства - 107000 рублей;

Персоналу цеха - 90500 рублей;

Персоналу управления - 143000 рублей;

На исправление брака - 7000 рублей.

Отразить ситуацию в учете.

Ситуация 2

Предприятие ООО “Вираж” закупило оборудование на сумму 240000 рублей (включая НДС). Оборудование поступило, из него требует монтажа оборудование на сумму 160000 рублей (включая НДС). Начислена заработная плата работникам за монтаж - 15000 рублей. Начислены отчисления во внебюджетные фонды.

Оборудование принято на баланс, через месяц начислен износ в размере 12000 руб.

Произвести необходимые расчеты по НДС.

Начислить тарифы взносов во внебюджетные фонды на заработную плату.

Отразить ситуацию в учете.

Отчетность по страховым взносам по итогам отчетного периода — квартала, в 2017 году сдается в ПФР, во внебюджетные фонды и также в ИФНС. Необходимо разобраться, каким образом это происходит.

Российское законодательство говорит о том, что такого рода фонды открываются для того, чтобы обеспечивать сборы и целевое расходование средств. Содержатся внебюджетные фонды за счет того, что к ним постоянно поступают средства от организаций и предпринимателей. Целью создания данных предприятий является проведение различных операций, например, выплата пособия.

Для того чтобы начислить страховые взносы во внебюджетные фонды, выплачивается зарплата сотруднику или любая выплата, тогда совместно с ней вносятся взносы в ФСС. В случае неверного начисления внесения суммы в ФСС может быть начислена пени или штраф.

Как гласит законодательство таковые взносы можно уменьшить. Для этого предприниматель должен написать заявление с данной просьбой, при этом указать на какие именно мероприятия пойдут денежные средства.

Страхователю нужно вести учет всех взносов по каждому из фондов. Существует счет 69, который можно разделить на несколько субсчетов:

  1. 69.1 – этот субсчет используется для ФСС;
  2. 69.2 – применяется для Пенсионного фонда;
  3. 69.3 – подходит для медицинского страхования.

Первый субсчет разбивается на два раздела: 69.1.1 нужен для социального страхования, 69.1.2 нужен для страхования травматизма или же 69.11 для учета взносов на травматизм. Благодаря данным группам счетов можно легко отслеживать каждую денежную операцию, производимую в фондах.

Новые формы отчетности по страховым взносам с 2017г.:

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Страхователь имеет право подавать заявление на возмещение денежной суммы в случае переплаты. Также ему необходимо проводить сверки по взносам с ФСС. При проведении проверок страхователь имеет право обжаловать решение проверяющих.

Также в этом году сдается форма 4-ФСС за прошлый год. Сдается она один раз, более она не потребуется. Расчет для взносов на страхование от травматизма подается каждый квартал:

  • Первый квартал – 20.04 бумажный вариант, 25.04 электронный;
  • Второй – 20.07 бумажный, 25.07 электронный;
  • Третий – 20.10 бумажный, 25.10 электронный.

Также важно понимать, что при превышении взносов в фонды, можно потребовать возмещения. Для этого можно подать заявление, форму 23-ПФР. Такой документ предприниматель вправе составлять в течение трех лет со дня уплаты взносов. В течение десяти рабочих дней фонд принимает решение о возврате или отказе возмещения денег. Возврат происходит в течение месяца.

Важно понимать, что если у плательщика имеется перед фондом задолженность, а он подал заявление на возврат денежных средств, то сначала погасится долг, а потом уже возместится остаточная денежная сумма.

Страховые взносы в ПФР

Согласно законодательству взносы на счет ПФР попадают не только для пенсионного страхования, но и для медицинского. Важно понимать, что сотрудники налоговой службы обязательно при проверке начнут сверять счет 69 с карточками по начислению взносов.

Когда организации начисляют взносы, они составляют проводки. Когда организацией используется несколько счетов, то взносы распределяются между всеми счетами, как и заработок.

Если работодатель не привел в соответствие рабочие места, не провел их аттестацию, используется тариф в 9%, в случае, когда рабочие работают под землей или имеют условия работы, несущие вред. 6% тариф используется при выполнении условий пп.2-18 ч.1 ст.80 ФЗ «О страховой пенсии».

Когда начисляются взносы, бухгалтер делает проводку, где по кредиту указывается субсчет по счету 69 для каждого взноса в каждый фонд, а по дебету – счет с учетом затрат.

Счет 70 в проводке указывать не нужно, так как взносы с заработной платы не удерживаются.

Страховые взносы в ФНС сегодня

С первого квартала 2017 года необходимо предоставлять расчет по страховым взносам в ФНС не позже 30 числа того месяца, который следует за отчетным периодом.

Изменился КБК для уплаты взносов в ФНС, его можно уточнить на официальном сайте:

Единый расчет сдается всеми организациями, у которых есть работники. Предоставлять такую отчетность нужно один раз в квартал. Подается она электронно:

  • За первый квартал подается до 30.04;
  • Второй – 31.07;
  • Третий – 30.10.

Сроки уплаты взносов в 2017 году не меняются, оплачивать их необходимо до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Уплата страховых взносов

Каждому страхователю необходимо знать, что для внесения взносов в фонды формируются специальные платежные поручения. Тут обязательно указываются назначение платежа, например, страховые взносы на медицинское страхование. Статус плательщика и период, за который платятся взносы:

Когда формируются платежные документы, надо с ними обратиться в банк, внутри указать все необходимые коды, КБК, счета:

При формировании документации в фонды или налоговую службу важно не допускать ошибок, неисправностей или недостоверной информации. В противном случае можно заработать штрафные санкции или блокировку счета. Это доставит массу неприятностей организации, которая ведет деятельность. Поэтому нужно тщательно проверять все документы, которые заполняются для отправки в налоговую службу.

Платежи в следующие внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ не регулируются НК РФ, но многими предпринимателями относятся к категории налоговых. Эти платежи выступают обязательными социальными отчислениями, они напрямую зависят от начисленной работникам заработной платы. Налоговой базой для начисления обязательных взносов во внебюджетные фонды выступает фонд оплаты труда (ФОТ) всех работников на территории России . (О ФОТ см. параграф 5.3).

Налог на доходы физических лиц. Плательщиками НДФЛ выступают люди, получающие доходы на территории России. Работники, занятые на предприятиях, в фирмах и т.д. перечисляют НДФЛ со своей заработной платы не самостоятельно - работодатель выступает агентом между работником и государством и перечисляет этот налог от имени работника. НДФЛ включается в ФОТ.

Заработная плата - материальная компенсация за трудовые усилия работников.

В настоящее время действует плоская шкала налогообложения по этому налогу - все работники, независимо от уровня своих доходов, уплачивают 13% налогооблагаемого дохода государству в качестве НДФЛ. Однако этот уровень может быть снижен за счет различных налоговых вычетов.

Допустим, что за отчетный период - месяц - работнику было начислено 20 тыс. руб. заработной платы. Эта сумма представляет собой налогооблагаемый доход физического лица за исключением льгот по НДФЛ, которыми может воспользоваться работник. Если он подал в бухгалтерию фирмы, где работает, заявление с требованием применить положенные ему льготы по НДФЛ и подкрепил свое заявление копиями установленных документов, то уплаченный им налог будет меньше, чем 13% от 20000 руб. (2600 руб.).

Допустим у этого работника трое несовершеннолетних детей. Льготы по НДФЛ у него в этом случае будут такие - 1400 руб. необлагаемого дохода за старшего ребенка, 1400 руб. - за среднего и 3000 руб. за младшего отпрыска. Рассчитаем налогооблагаемый доход работника за период:

20000 - 1400 - 1400 - 3000 = 14200 руб.

НДФЛ, соответственно будет равняться

14200 0,13 = 1846 руб.

А выплаченную на руки работнику сумму заработной платы можно получить вычитанием НДФЛ из ФОТ:

20000- 1846= 18154 руб.

Кроме ставки НДФЛ 13% действуют также:

  • 30% в отношении дохода физического лица, не являющегося резидентом РФ;
  • 35% в отношении доходов, полученных от выигрышей (например, в лотерею).

Налог па добычу полезных ископаемых . Этот налог регулируется ст. 344- 345.1 НК РФ. Плательщики этого налога - организации и индивидуальные предприниматели, которые выступают пользователями недр. Налоговая ставка отличается в зависимости от вида полезных ископаемых. Так, каждая тонна добытой сырой нефти облагается 419 руб. налога на добычу полезных ископаемых.

Водный налог . Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специфицированное этим налогом водопользование .

Налог на имущество. Имущественные налоги в России уплачивают юридические и физические лица. Здесь мы остановимся на особенностях начисления налога на имущество коммерческими организациями.

Все имущество организации можно разделить на движимое и недвижимое. К недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е, объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению, невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Стоимость этого имущества и служит базой для налогообложения но налогу на имущество.