Чем отличается местное налоговое регулирование. Налоговые регуляторы и их влияние на деятельность субъектов экономики. Инструментарий государственного налогового регулирования

Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу посредством налогового планирования, налогового законодательства, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.

В качестве регуляторов используются элементы налоговой системы, под которыми понимаются определяемые законодательными актами государства основы построения и организации взимания налогов. К ним относятся: объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, единицы обложения, ставки, льготы, санкции, виды налогов, их структура, сроки взимания, способы внесения, методы исчисления и т.д.

В комплексе они составляют тот налоговый механизм, использование которого позволяет государству активно влиять на производство, потребление, обмен, перераспределение ресурсов, спрос и предложение товаров, накопление, инвестирование, ценообразование, инфляцию, ресурсосбережение, экологию, научно-технический прогресс, структурные преобразования экономики, внешнеэкономические связи, социальную сферу, жизненный уровень населения, формирование государственного бюджета и на другие стороны хозяйственной и личной жизни.

Разработка налогового механизма входит в число наиболее сложных задач, успешное решение которых является фактором, влияющим на экономический прогресс и рост благосостояния общества.

При переходе государства к рыночным отношениям можно выделить следующие направления налогового регулирования экономики:

1) налоги становятся основным источником доходов государственного бюджета и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения. Преследуя фискальные цели, оно может пойти на несправедливость по отношению к предприятию изъять у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.п. Однако такие действия подрывают саму налоговую базу и в конечном итоге приводят к снижению государственных доходов. Экономические реалии диктуют необходимость включения в действие стимулирующие функции налогов. В целях воздействия на расширение налоговой базы уменьшаются ставки налогов и их количество, упрощается методика начисления платежей, то есть, налоговая система приводится в соответствие с объективными принципами построения налогов и используется государством в качестве механизма управления экономикой;


2) посредством налогов регулируется хозяйственная инициатива предприятий, стимулируется развитие приоритетных производств и сфер деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции;

3) через налоги стимулируется инвестиционная деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания. Этому же способствует предоставление возможности использования инвестиционного налогового кредита;

4) налоговая система обеспечивает выполнение государством перераспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики;

5) налоговое регулирование позволяет повышать уровень занятости населения путем снижения налоговых ставок для предприятий, организующих новые рабочие места, использующих труд инвалидов и пенсионеров;

6) налоги способствуют структурной перестройке экономики, развитию малого и среднего бизнеса;

7) налоговыми методами повышается ответственность и заинтересованность юридических и физических лиц в охране окружающей среды от загрязнений промышленными отходами;

8) налоговая система стимулирует приток иностранного капитала путем предоставления льгот для совместных и иностранных предприятий, выпускающих нужную обществу продукцию, увеличивающих экспортный потенциал государства.

Результативность налогового регулирования производства зависит от обоснованности и реальности экономической политики, проводимой государством.

Формами налогового регулирования являются прямое и косвенное налогообложение.

Методы налогового регулирования представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и экономику государства в целом посредством таких инструментов как

Налоговые ставки,

Налоговые льготы,

Налоговые санкции,

Декларирование доходов,

Специальные налоговые режимы,

Налоговые преференции,

Налоговые каникулы,

Изъятия,

Налоговые кредиты и т. д.

Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пеней; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Налоговая пеня - штрафная санкция, налагаемая компетентными органами, за неуплату или неполную уплату налога, определяемая в виде процента от суммы налога, подлежащего уплате в соответствии с законодательством.

Налоговый кредит - налоговая льгота, направленная на изменение срока исполнения налогового обязательства; или на снижение налоговой ставки или окладной суммы; или на возврат ранее уплаченного налога (налоговая амнистия); или на зачет ранее уплаченного налога; или на замену уплаты налога натуральным исполнением (целевой налоговый кредит).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Инвестиционный налоговый кредит - форма изменения срока уплаты налога и сбора, при которой предприятию предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

Принципы:

1) Принцип законности налогообложения (ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать незаконные налоги и сборы)

2) Принцип всеобщности налогообложения (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)

3) Принцип равенства налогообложения (плательщики определенного налога или сбора должны уплачивать налог (сбор) на равных основаниях)

4) Принцип справедливости налогообложения (при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика, к уплате налога)

5) Принцип взимания налогов в публичных целях (налоги и сборы устанавливаются и взимаются для финансового обеспечения деятельности публичной власти (органов государственной власти и местного самоуправления))

6) Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре (по закону)

7) Принцип экономического основания налогов (сборов) (Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание)

8) Принцип определенности налоговой обязанности (акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить)

9) Принцип единства экономического пространства и единства налоговой политики (не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РБ товаров (работ, услуг) или денежных средств.)

  • 2 Этап. 1.07.1995 – 1998г. Основные изменения:
  • 3 Этап. 1998 – 2001.
  • 4 Этап. Становление и развитие нс начинается с 2002-2008 годы.
  • 17. Закон рк «о налогах и других обязательных платежах в бюджет (сравнение основных положений нового и старого Кодекса)».
  • 18. Индивидуальный подоходный налог: механизм исчисления
  • 19. Классификация налогов:
  • 6. По экономич-му признаку
  • 7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:
  • 20. Классические принципы налогообложения
  • 22. Косвенные налоги. Общая характеристика.
  • 23. Льготы по акцизам:
  • 24. Льготы по индивидуальному подоходному налогу:
  • 25.Льготы по корпоративному подоходному налогу.
  • II. Освобождения от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков. III. Сэз.
  • II. Освобождение от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.
  • 2) Сэз «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»
  • 27.Механизм исчисления акциз.
  • V х 0,730
  • 28.Механизм исчисления земельного налога.
  • 29.Механизм исчисления рентного налога.
  • 30.Механизм исчисления социального налога
  • 31.Налог и специальные платежи недропользователей в рк
  • 32.Налог на добавленную стоимость.
  • 1) Облагаемый оборот; 2) облагаемый импорт.
  • 33. Налог на имущество юридических лиц.
  • 34,35. Налоговая система и налоговая политика.
  • 36. Налоговая система Республики Казахстан: становление и развитие.
  • 1 Этап - 01.01.1992 – 30.06.1995г.
  • 2 Этап. 1.07.1995 – 1998г. Основные изменения:
  • 38. Налоговое регулирование экономики: цель, задачи, методы.
  • 39. Налоговые санкции: виды и порядок применения.
  • 40. Налоговый механизм и его элементы.
  • 41. Налоговый механизм: характеристика и структура.
  • 42. Налогообложение доходов иностранных юридических и физических лиц.
  • 43. Налогообложение доходов физических лиц.
  • 44. Налогообложение индивидуальных предпринимателей.
  • 45. Налогообложение недропользователей.
  • 46. Налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса (физические лица).
  • 47. Налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса (юридического лица).
  • 48. Налогообложении земель населенных пунктов.
  • 49. Ндс: предпосылки введения в рк, проблемы функционирования.
  • 50. Ндс: сущность, механизм взимания.
  • 51. Необходимость и сущность налогов.
  • 52. Общая характеристика прямых налогов.
  • 53. Определение налогооблагаемой базы по налогу на имущество.
  • 54. Определение облагаемого оборота по ндс
  • 55. Отчетный период по ндс.
  • 56. Отчетный период по социальному налогу.
  • 58. Принципы налогообложения
  • 60. Прямые налоги: виды, механизм функционирования.
  • 61. Разовый талон, механизм применения.
  • 63.Роль налогов в формировании доходной базы государственного бюджета.
  • 64.Социальный налог.
  • 65. Социальный налог. Сущность и механизм взимания.
  • 66. Специальный налоговый режим для отдельных видов предпринимательской деятельности.
  • 67. Специальный налоговый режим для субъектов малого и среднего бизнеса.
  • 68. Способы уплаты налогов.
  • 69. Упрощенный режим налогообложения для аграрного сектора.
  • 70. Социальный налог. Сущность и механизм взимания.
  • 71. Контроль налоговых органов за поступлением и исчислением корпоративного подоходного налога.
  • 72. Налоговая система и налоговая политика.
  • 73. Налогообложение доходов физических лиц.
  • 74. Органы налоговой службы рк: задачи, функции.
  • 75. Налоговое регулирование экономики: цель, задачи, методы.
  • 77. Налогообложение игорного бизнеса.
  • 78. Экономическое значение и роль налогов в развитии экономики государства.
  • 79. Налогообложение доходов иностранных юридических и физических лиц
  • 82. Общая характеристика прямых налогов.
  • 1 Этап - 01.01.1992 – 30.06.1995г.
  • 2 Этап. 1.07.1995 – 1998г. Основные изменения:
  • 2. Не являются оборотом по реализации:
  • 87.Классификация налогов.
  • 88. Определение объекта обложения по корпоративному подоходному налогу.
  • 90. Ставки по ндс и порядок их применения
  • 38. Налоговое регулирование экономики: цель, задачи, методы.

    Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. Целью налогового регулирования следует считать создание наиболее благоприятных условий и стимулов к экономическому росту и повышению эффективности.

    Основные задачи:

    1)экономическая свобода;

    2) стабильный уровень цен;

    3) экономический рост и экономическое развитие;

    4) ориентация на достижение экономической эффективности;

    5) полная и эффективная занятость;

    6) справедливое распределение доходов;

    7) сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

    Известны 3 основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

    1) Расширение круга налогоплательщиков;

    2) Увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги;

    3) Повышение налоговых ставок и при прямом и при косвенном налогообложении.

    Стремление государства увеличить поступления в бюджет принять можно, однако уровень налоговых ставок не должен превышать размера, при повышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии экономки. Налоговая политика в современных условиях должна обеспечивать равно выгодность производства продуктов на предприятиях, независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, стимулировать производство конкурентных видов товаров, ресурсоснабжение, технический прогресс. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

    Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования:

    1) изменение массы налоговых поступлений;

    2) замена одних способов или форм обложения другими;

    3) дифференциация ставок налогов;

    4) изменение налоговых льгот и скидок;

    5) изменение сфер распространения налогов и др.

    Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

    39. Налоговые санкции: виды и порядок применения.

    Налоговые санкции – это ответственность за налоговое правонарушение. Бывают 2-ух видов:

    1) административные (чаще всего в виде выговоров);

    2) финансовые (пеня и штрафы).

    Налоговые санкции и административная ответственность применимы как к физическим, так и юридическим лицам. В случае невыполнения налогоплательщиком налогового обязательства в срок налоговые органы вправе применить к нему обеспечительные меры и меры принудительного взыскания налоговой задолженности, предварительно направив ему соответствующее уведомление по установленной форме

    Согласно ст. 45 Налогового кодекса обеспечительными мерами могут быть: начисление пени на неуплаченную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и другого обязательного платежа в бюджет, включая день уплаты в бюджет в размере 2-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком РК на каждый день просрочки. Сумма пени начисляется и уплачивается независимо от применения мер принудительного исполнения налогового обязательства по погашению налоговой задолженности, а также иных мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Непредставление или несвоевременное представление установленной законом информации о предпринимательской деятельности, необходимой государственным органам для исчисления налогов или статистики, влечет штраф на граждан в размере до двух, на должностных лиц - в размере до десяти месячных расчетных показателей.

    Неполная и несвоевременная уплата неналоговых платежей в бюджет влечет штраф на граждан в размере до пяти, на должностных лиц - в размере до десяти, на юридических лиц - в размере до двадцати пяти месячных расчетных показателей.

    Нарушение установленного законодательными актами РК срока подачи заявления о постановке на регистрационный учет в налоговом органе влечет штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц - в размере от десяти до двадцати, на юридических лиц - в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных показателей, а если просрочка подачи заявления составляет более чем девяносто дней, то на физических лиц - в размере от десяти до двадцати, на должностных лиц - в размере от десяти до сорока, на юридических лиц - в размере от сорока до ста месячных расчетных показателей.

    Осуществление деятельности при применении специального налогового режима с нарушением условий, предусмотренных законодательными актами РК для этого режима, влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от десяти до двадцати, на юридических лиц - в размере от двадцати до сорока месячных расчетных показателей.

    Сокрытие налогоплательщиком объектов налогообложения влечет штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц - в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц - в размере пятидесяти процентов от стоимости сокрытых объектов налогообложения.

    Отсутствие у налогоплательщика учета доходов, расходов и объектов налогообложения или ведение его с нарушением установленного законодательством РК порядка влечет штраф на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц - в размере десяти процентов от стоимости неучтенных товаров (работ, услуг).

    Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в декларации влечет штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц - в размере от сорока до пятидесяти месячных расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - в размере пятидесяти процентов от доначисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет. При этом занижение размера налога в декларации по налогу на добавленную стоимость означает также завышение суммы налога на добавленную стоимость, отнесенного в зачет.

    Возможности использования налогов в качестве инструмента регулирования экономики вытекают из самой их природы, сущности и функций. Практическое содержание налогового регулирования предопределено именно регулирующей функцией налогов.

    Еще в 1980 г. А. Вагнер выдвинул социально-политическую теорию, согласно которой налоговая политика должна преследовать не только фискальные, но и социально-политические цели. «Наряду с ближайшей, чисто финансовой целью налога, - писал А. Вагнер, - может быть различаема и поставлена еще другая цель: осуществлять с помощью налога регулирующие вмешательства, в общем так, чтобы произошло изменение в том распределении, которое происходит в условиях свободного обмена. Регулирующим образом можно вмешиваться также и в употребление отдельного дохода и имущества» .

    Такую же точку зрения мы можем увидеть у французского экономиста Ф. Кенэ. В своей знаменитой «Экономической таблице» он подчеркивал, что налоги являются одним из факторов, влияющих на процесс производства капитала.

    Налоговое регулирование на практике сводится, с одной стороны, к изменению условий воспроизводства посредством воздействия на совокупный спрос, а с другой - связано со стимулирующим воздействием на плательщика. Налоговое регулирование имеет две стороны воздействия -поощрительную и ограничительную. Поощрительная сторона налогообложения проявляется прежде всего через механизм налоговых льгот и тем самым стимулирует развитие производства. Ограничительная сторона, напротив, предусматривает высокий уровень налогообложения и сдерживает развитие производства.

    Целью налогового регулирования является обеспечение сбалансированности общественных (государственных, муниципальных), корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правонарушений. В первую очередь налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетной сфере и осуществляет максимальное обеспечение финансового покрытия общественных потребностей.

    Налоговое регулирование позволяет решить такие задачи, как обеспечение устойчивых темпов экономического роста; повышение экономической эффективности функционирования национальной экономики; повышение занятости населения; справедливое распределение доходов населения; стимулирование развития приоритетных отраслей экономики (инновационное развитие, энергоэффективное производство, малый бизнес и др.)

    Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику в целом. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения ВВП и национального дохода страны, воздействует на капитал на всех стадиях его кругооборота. Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогов государство может создавать необходимые условия для ускоренного привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг. Налоги применяются для снятия социальной напряженности, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, а также для создания условий, благоприятных для экономического роста.

    Налоговое регулирование экономики осуществляется преимущественно в двух направлениях: стимулирование деятельности отдельных категорий налогоплательщиков; предоставление возможности самостоятельного экономико-социального развития отдельных территорий.

    Таким образом, налоговое регулирование - это система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств, осуществляемых государственными и местными органами власти путем внесения оперативных изменений в налоговую систему и налоговый механизм с целью приспособления и развития существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

    Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база, налоговые санкции и др. (рис. 2.1).

    Значимым инструментом налогового регулирования является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя налоговое законодательство, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно менять приоритеты в политике регулирования доходов.

    Важная роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

    Рис. 2.1.

    Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается систематическим уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с имеющейся экономической конъюнктурой.

    Наряду с налоговой ставкой эффективным средством налогового регулирования являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. Проведению активной налоговой политики способствует также то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанных с видами и формами предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности, и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

    Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налогового регулирования, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

    Система налогообложения большинства стран предусматривает, в частности, различные формы создания налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т.е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и соответственно к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит, и налоговых выплат. Законодательством отдельных стран разрешено, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного метода амортизационных списаний: в первый-второй год списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

    Характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются, в основном, сроком на три-пять лет. В российской налоговой практике в самом начале экономических реформ в первой половине 1990-х гг. предусматривалось полное освобождение в течение двух лет от налога на прибыль совместных предприятий с иностранным капиталом, что способствовало притоку в страну прямых иностранных инвестиций. Значительно более длительный срок существовала льгота малым предприятиям, которые освобождались от налога на прибыль полностью в течение первых двух лет с момента организации и частично - в течение двух последующих лет. Российское налоговое законодательство предусматривает и такую форму освобождения от налогов, как ИНК, представляющий собой направление в течение определенного договором времени налогов не в бюджет, а на инвестиции данного конкретного налогоплательщика.

    В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амортизация, уменьшенная по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка; отсрочка и рассрочка уплаты налога; создание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и других фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.

    Осуществляя налоговое регулирование, государство воздействует на динамику ВНП. Налоги оказывают влияние на динамику ВНП посредством налогового мультипликатора.

    Налоговый мультипликатор (MR t) - это коэффициент, показывающий, насколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей. Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.

    Налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS)

    В случае если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется, так как предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки. Тогда налоговый мультипликатор приобретает вид

    Изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор

    АО^Р = АТ ? MRt .

    • Н ацист А, Ртапгеш^ешсЬаН. Вс1. 2. Ш1Ь, 1877.

    Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

    К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговая амнистия, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избегании двойного налогообложения.

    Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей, а налоговые каникулы представляют собой предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги.

    Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона и выполнение организацией государственного оборонного заказа.

    Во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, а при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

    Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Налоговые вычеты представляют собой сумму, на которую уменьшается налоговая база. Они определяются законодательно и рассчитываются согласно условиям применения. На данный момент в Российской Федерации существуют 4 вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

    Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

    Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

    Система налоговых льгот включает в себя следующие их виды:

    · отмена авансовых платежей;

    · отсрочка платежа по заявлению;

    · освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков;

    · понижение налоговых ставок и т.д.

    Например, предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, если валовая прибыль предприятия была направлена на стимулирование финансовых затрат на развитие производства и жилищного строительства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности. Однако сумма налога на прибыль предприятий и организаций, исчисленная с учетом вышеперечисленных льгот, не должна превышать 50% суммы налога на прибыль, исчисленного без учета льгот.

    Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

    · финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;

    · малых форм предпринимательства;

    · занятости инвалидов и пенсионеров;

    · благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах;

    Важным условием оптимальности налогового регулирования является сокращение числа индивидуальных льгот. Экономическим обоснованием предоставляемой налоговой льготы являются географические, политические, природно-климатические факторы, которые заранее предопределяют порядок и условия вхождения товаропроизводителя в рынок. Налоговая политика государства должна быть направлена на выравнивание таких условий не только с помощью предоставления налоговых льгот, но и путем предоставления товаропроизводителям возможности самостоятельно использовать имеющийся экономический потенциал.

    Существенной является такая льгота, в соответствии с которой не облагается прибыль, использованная предприятиями на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда и иных объектов социально-культурного назначения, а также при долевом участии предприятий в указанных расходах.

    Система налоговых льгот тесно взаимосвязана с системой налоговых санкций. Составляющими этой системы являются финансовые санкции - штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные - по отношению к должностным лицам этих предприятий. Например, статьей 122 части I Налогового Кодекса РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Данное нарушение ведет также к наложению административного штрафа на должностное лицо предприятия в размере, кратном ММОТ, который зависит от размера неуплаченной суммы налога. В следующей главе я остановлюсь более подробно на налоговых правонарушениях и санкциях, применяемых в отношении юридических лиц, которые нарушают налоговое законодательство.

    Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций вызвана постоянными изменениями экономико-социальных и общественно-политических отношений. Именно совокупность мер налогового регулирования призвана учитывать и контролировать эти изменения.

    Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России определяется основным налоговым законом - Налоговым кодексом Российской Федерации, а также законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти.

    В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования.

    Методы налогового регулирования имеют свои отличительные особенности, связанные со спецификой исполнения плановых и бюджетных заданий по налогам. Плановый уровень налоговых поступлений не имеет четкой адресной росписи по конкретным исполнителям, и поэтому их исполнение определяется результирующей составляющей разнообразных результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентированных на реализацию собственных интересов. Вследствие этого, методы налогового регулирования должны включать как методы прямого (законодательного) воздействия, так и методы косвенного воздействия на поведение налогоплательщиков, стимулирующих принятие ими решений, необходимых обществу. В целом и общем методы налогового регулирования связаны с элементами системы налогов и налогообложения по отдельным налогам, налоговыми льготами и другими составляющими налогового процесса на макро- и микроуровне.

    Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы налогового регулирования:

    • - замена одних способов или форм налогообложения другими;
    • - дифференциация ставок налога;
    • - установление налоговых льгот (общих и специальных) и преференций, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам (в частности, полное или частичное освобождение от уплаты налогов, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм);
    • - изменение субъектного состава налогов;
    • - применение налоговых каникул.

    К методам налогового регулирования в нашей стране можно отнести: отсрочку налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговую амнистию, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избежании двойного налогообложения и пр.

    В сфере государственного налогового регулирования экономики особое значение имеет оптимизация состава и структуры системы налогов, уровня и структуры налогового бремени и налоговых ставок. Суть данного процесса заключается в достижении налогового равновесия между ценовой, фискальной и регулирующей функциями. Построение рациональной налоговой системы зависит от экономически обоснованной ее внутренней структуры и, прежде всего, от параметров налоговых баз и налоговых ставок.

    Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов - налоговая ставка . Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

    Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций.

    Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов.

    Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней. Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

    Однако, следует отметить, что выбор и установление ставки налога, являющего методом налогового регулирования, требует особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет, и понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

    Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты , которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Так, глава 23 части II Налогового Кодекса РФ посвящена налогу на доходы физических лиц. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

    Перспективным методом налогового регулирования является инвестицонный налоговый кредит , который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

    Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции . Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций вызвана постоянными изменениями экономико-социальных и общественно-политических отношений. И именно совокупность мер такого налогового регулирования призвана учитывать и контролировать эти изменения.

    Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

    Налоговые льготы, наряду с налоговой ставкой, служат эффективным средством реализации регулирующей функции налогов. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы.

    Экономическим обоснованием предоставляемой налоговой льготы являются географические, политические, природно-климатические факторы, которые заранее предопределяют порядок и условия вхождения товаропроизводителя в рынок. Налоговая политика государства должна быть направлена на выравнивание таких условий не только с помощью предоставления налоговых льгот, но и путем предоставления товаропроизводителям возможности самостоятельно использовать имеющийся экономический потенциал.

    Налоговые льготы используются в большинстве стран. Так, с помощью налоговых льгот во многих странах:

    • - поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты;
    • - стимулируется создание новых высокотехнологичных импорто-замещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

    Показателен опыт Германии и Японии по стимулированию экспорта в виде налоговых скидок. Во Франции акционерные общества полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет своей деятельности, далее вплоть до шестого года применяется обложение только части прибыли. Налоговые каникулы применяются для стимулирования развития малого бизнеса, создающего новые рабочие места, а также для притока иностранных инвестиций. Так, в Ирландии налоговые каникулы для иностранных инвесторов составляют 11 лет, Италии и Саудовской Аравии - 7 лет. Налоговые кредиты в настоящее время активно используются в странах ЕС. Например, во Франции они являются инструментом региональной политики по поддержке социально-экономического развития северных районов, в Италии - южных. Заслуживает внимания опыт применения энергетического налогового кредита, целью которого является стимулирование энергосбережения и использования новых видов энергии (например, в США). Пелих С.А. Государственное регулирование предпринимательства и малого бизнеса / С.А. Пелих, В.Ф. Байнев, В.П. Орешин и др. - Мн.: Право и экономика. 2010. - 230 с.

    В России система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее. Например, предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, если валовая прибыль предприятия была направлена на стимулирование финансовых затрат на развитие производства и жилищного строительства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности. Однако сумма налога на прибыль предприятий и организаций, исчисленная с учетом вышеперечисленных льгот, не должна превышать 50% суммы налога на прибыль, исчисленного без учета льгот.

    Основанием для предоставления льгот могут быть: материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика; особые заслуги граждан; необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны; социальное, семейное положение граждан и т. д.

    В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они подразделяются на: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.

    К налоговым освобождениям (полным или частичным) относятся льготы, которые выводят из-под налогообложения отдельные объекты или отдельные группы потенциальных налогоплательщиков, и которые связаны с использованием пониженных налоговых ставок. Например, по налогу на доходы физических лиц - не облагаются пенсии, стипендии; по налогу на добавленную стоимость - не облагаются банковские операции и операции по страхованию и перестрахованию, освобождаются от налога субъекты специальных налоговых режимов и т. д. использование пониженных ставок налогов также достаточно распространенный прием, используемый при обложении НДС, налогом на прибыль, единым социальным налогом и др.

    К рассматриваемой группе льгот относятся также: налоговая амнистия - аннулирование (списание) безнадежной задолженности по налогам отдельных групп налогоплательщиков; налоговые каникулы - освобождение отдельных налогоплательщиков на определенный период времени от какого-либо налога.

    Налоговые скидки (налоговые вычеты из налоговой базы) - это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки обычно связаны с расходами налогоплательщиков, уменьшающими налоговую базу, а также с вычетами из налоговой базы определенных доходов и имущества. К ним относятся, например, налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц - стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты из доходов, полученных налогоплательщиком; перенос убытков на будущее (уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде) по налогу на прибыль.

    Скидки подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на сумму определенных расходов). Большую группу составляют различного рода целевые скидки, связанные с инвестиционными расходами, с дополнительными расходами на разработку нерентабельных и малодебитных месторождений полезных ископаемых, с другими расходами.

    Налоговые кредиты - это льготы, направленные на уменьшение налогового оклада (суммы налога). Налоговые кредиты как особая группа налоговых льгот и преференций можно разделить на следующие виды:

    • - вычет, зачет, возврат ранее уплаченного налога (например, налоговые вычеты по НДС и акцизам, вычет сумм подоходного налога, уплаченного за рубежом, из суммы налога на доходы физических, подлежащей уплате в России, зачет или возврат сумм переплаченных авансовых платежей и т. п.);
    • - отсрочка или рассрочка уплаты налога (изменение срока уплаты налога, при наличии оснований, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности без процентов и с процентами);
    • - налоговый кредит (изменение срока уплаты по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года, с возвратом сумм задолженности без процентов и с процентами);
    • - инвестиционный налоговый кредит (изменение срока уплаты налога на прибыль организаций, а также региональных и местных налогов от одного года до пяти лет, при котором организации, при наличии оснований, предоставляется возможность в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов).

    Важным условием оптимальности налогового регулирования является сокращение числа индивидуальных льгот.

    К элементу механизма налогового регулирования относятся и налоговые санкции . Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования.

    Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

    Составляющими системы финансовых санкции являются - штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные - по отношению к должностным лицам этих предприятий. Например, статьей 122 части I Налогового Кодекса РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Данное нарушение ведет также к наложению административного штрафа на должностное лицо предприятия в размере, кратном ММОТ, который зависит от размера неуплаченной суммы налога.

    Наглядно система налогового регулирования показана на рисунке Приложения 1.

    Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы.

    Налоговое регулирование является сложным действием налоговой политики государства. Его цель - не только соблюдение интересов государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть обеспечение покрытия государственных расходов доходами бюджета, но и интересов налогоплательщика, а также обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом.

    Эффективность налогового регулирования может быть обеспечена только при наличии четкой макроэкономической стратегии в рамках общей системы государственного регулирования экономики, разработанной в соответствии с долгосрочной программой социально-экономического развития страны. Все экономические, финансовые и налоговые методы государственного регулирования должны быть тесно взаимосвязаны, что является необходимым условием достаточной результативности каждого из них в отдельности.

    В целом значимость налоговой системы как инструмента государственного регулирования определяется тем, что она позволяет регулировать реальные потоки денежных средств в процессе перераспределения валового внутреннего продукта. Налоговая система должна быть адекватна экономическим условиям и задачам государства по обеспечению социально-экономического развития.

    Одной из приоритетных задач, стоящих перед государством, является совершенствование налоговой системы. Система налогообложения - это часть экономики, в связи с чем налоги необходимо рассматривать как часть экономического механизма, где все взаимно согласовано. В связи с этим необходимо решить задачу о максимальном приближении системы налогообложения к реальной структуре бизнеса и сделать адекватной его развитию.

    Налоговые льготы должны работать на налогоплательщиков, обеспечивая им выгодные условия для ведения бизнеса, и на государство, стимулируя прирост иностранных и отечественных инвестиций, расширение налогооблагаемой базы, увеличение поступлений в бюджет. Целесообразность налоговых льгот должна оцениваться двусторонне, их результативность должна прогнозироваться на несколько лет вперед, так как бюджетный эффект от их предоставления не может быть немедленным. Следовательно, снижение налоговой нагрузки должно быть достигнуть не только за счёт сокращения количества налогов, но и за счёт рационализации структуры налогов, стимулирования приоритетных направлений деятельности и инвестиционной активности через предоставление налоговых льгот и оптимизацию налоговой базы.