Развитие сферы услуг характеризует какое общество. Постиндустриальное общество в странах Запада: общая характеристика

Переход к постиндустриальному типу общества произошел в последней трети двадцатого века. На данный момент в постиндустриальную стадию развития перешли наиболее развитые страны Америки, Западной Европы, Японии. Такое новое общество характеризуется максимальным вынесением производства за пределы государства и упором на развитие информационных технологий. Американский социолог и футуролог Даниел Белл сформулировал главные признаки такого общества: создание экономики услуг, доминирование слоя научно-технических специалистов, центральная роль теоретического научного знания как источника нововведений и политических решений в обществе, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание новой «интеллектуальной» техники .Изучая и анализируя новые черты в экономике, Белл сделал вывод о том, что в обществе наметился переход от индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной стадии, с преобладанием в экономике сектора услуг.

Современная мировая экономика начала складываться с конца 40-х гг., когда многие страны были вовлечены в мировую систему индустриального хозяйства. Последующие десятилетия характеризовались нарастающей экономической стратификацией. Прогресс высоких технологий и превращение науки в главную производительную силу разрешило великим державам отказаться от развития прежними темпами собственного индустриального изготовления. В результате этого к началу 90-х годов мир разбился на три части:

первая часть представлена развитыми постиндустриальными государствами, которые доминируют в области высоких технологий и контролируют основные инвестиционные потоки;

вторая - новые индустриальные страны, которые импортируют технологии и капитал, и экспортируют продукты массового производства;

к третьей части относятся регионы, которые специализируются на добыче сырья и поставках сельскохозяйственных товаров, полностью зависят от спроса на их продукцию.

Общество уже снабжено продовольствием и товарами, выдвигаются различные услуги, которые в основном связанные с накоплением и распространением знаний. В результате НТР произошло превращение науки в производительную силу, именно она стала главным фактором и развития общества. К завершению всего у человека появилось больше свободного времени и возможностей для самореализации и образования. Технические разработки становятся все более наукоемкими, теоретические знания приобретают большее и большее значение. Распространение этого знания обеспечивает суперразвитая сеть коммуникаций.

Значительное поднятие благосостояния населения западных стран и резкое повышение роли науки и технологий во всех сферах общественной жизни стали результатом становления постиндустриальной системы. Успехи научно-технического прогресса изменили структуру производства и занятости. Рост благосостояния потребовал пересмотр традиционных материалистических ценностей, а также возросла роль науки и образования, которые выдвинули цели развития личности. Все эти обстоятельства чётко прослеживаются на протяжении первых послевоенных десятилетий.

В этот период в большинстве постиндустриальных стран было закреплено фактическое устранение первичного сектора из числа значимых компонент национальной экономики. К началу 80-х гг. доля добывающей промышленности в ВВП США и Канады составляла около 2, 6%, тогда как в Германии - 1, 1%, а во Франции и Японии - 0, 8 и 0, 6% соответственно. В аграрном секторе создавалось менее 3% американского ВВП и находило себе применение не более 2, 7% совокупной рабочей силы .

Фундаментальной основой отмеченных перемен стал прогресс в области науки и технологий. Занятость в информационном секторе в США возросла с 30, 6% в 1950 году до 48, 3% в 1991-м, а ее отношение к занятости в промышленности - с 0, 44 до 0, 93. Резко сократилось число работников, занятых непосредственно материальной производственной деятельностью: данные по США для начала 80-х годов составляют около 12%, а для начала 90-х - менее 10 процентов .

Таким образом, все обязательные предпосылки для быстрого формирования постиндустриальной системы имелись в наличии.Кризисные явления серьезно нарушили внутреннюю сбалансированность как экономик западных стран, так и мирового хозяйства вообще. Именно поэтому приоритеты хозяйственной политики оказались сконцентрированы вокруг решения существенных экономических проблем в большинстве постиндустриальных держав.

Результаты рейгановской реформы стали значительными для американской постиндустриальной экономики. Важнейшим из них оказался рост производственных инвестиций. В основном его источниками былисредства самих американских предпринимателей, сохраненные в результате налоговой реформы, а также банковские кредиты, вновь устремившиеся в промышленный сектор, и иностранные инвестиции, пришедшие в страну.

Другим немалозначимым следствием стал резкий рост производительности во всех отраслях американской экономики. Деиндустриализация американской экономики стала тенденцией, которая определила ее позиции в последующем десятилетии. Значительно сократилась доля рабочей силы, занятой в промышленности. Большинство высоких технологий, которые применялись ранее только в оборонной промышленности или оставались слишком дорогими для их коммерческого использования, воплотилось в предложенных рынку продуктах.

Большинство положительных сдвигов, которые возникли в 80-е гг., стало более ощутимым для большей части американских граждан лишь в 90-е гг.

Между серединой 80-х, когда западные страны, и прежде всего США, предпринимали особые усилия, обеспечившие их нынешнее процветание, и серединой 90-х, когда оно стало реальностью, находится кризис 1987 г. в результате которого большинство экспертов, рассматривавших сложившееся положение, предрекали глубокую депрессию и окончательный переход роли мирового экономического лидера к Японии, которая в это время испытывала небывалый подъём в совершенствовании высоких технологий. Однако существенную роль сыграло широкое и эффективное использование в постиндустриальных странах достижений информационной революции. Сравнения показывают, что кабельными сетями к середине 90-х годов были связаны 80% американских домов и только 12% японских; в США на 1000 человек использовались 233 персональных компьютера, в Германии и Англии около 150, тогда как в Японии - всего 80; электронной почтой регулярно пользовались 64% американцев, от 31 до 38% жителей Западной Европы и лишь 21% японцев, и т.д. .

Радикальное изменение значения технологического фактора относится именно к началу 80-х, когда постиндустриальные тенденции стали оформляться в некое единое целое. Согласно данным, приводимым Дж. Гэлбрейтом, между 1980 и 1989 гг. роль технологического фактора в обеспечении хозяйственного прогресса выросла более чем на четверть, тогда как значение потребительского спроса снизилось почти на такую же величину, а действенность протекционистских мер осталась практически неизменной. Это лишний раз подчеркивает, что США в гораздо большей степени, нежели любая иная страна, сумели правильно определить ориентиры своего развития и вошли в 90-е годы в эпоху, в рамках которой они были обречены на успех.

Таким образом, в 80-е гг. проявились первые признаки того, что постиндустриальный мир обрел ранее неведомую ему целостность и гармоничность. Начало десятилетия было отмечено радикальным изменением основных тенденций в потреблении важнейших ресурсов, что создало предпосылки для постепенного возвращения сырьевых цен к докризисному уровню и существенно снизило масштабы хозяйственных притязаний развивающихся стран.

Постиндустриальная цивилизация стала самостоятельной системой и на данный момент способна решить судьбы всего человечества и определять планы на будущее хозяйственного развития.

90-е гг. - период триумфа постиндустриальной модели. В последнее десятилетие XX века западный мир вступил в условия внешней и внутренней стабильности, обладая всеми необходимыми предпосылками для быстрого и устойчивого хозяйственного роста. Подъем, обозначившийся в США с 1992 г., а в Западной Европе - с 1994 г., стал первым проявлением успехов информационной экономики, триумфом «четвертичного» сектора хозяйства. В новых условиях ведущая роль информационной составляющей должна была снизить интенсивность потребности западного общества в максимизации материального богатства и сократить долю продукта, предлагаемого к реализации на мировых рынках новыми индустриальными экономиками, подобно тому, как развитие сферы услуг за десятилетие до этого снизило потребности формирующейся постиндустриальной цивилизации в естественных ресурсах .

Интеллектуальный капитал или способность людей к нововведениями и инновациям стал главным ресурсом в новой хозяйственной системе.Его действенное использование привело к тому, что в 90-е гг. в первую очередь в США и во многих западных странахбыл преодолен ряд неблагоприятных тенденций, которые казались очень опасными в прошлом. В первый раз за последние тридцать лет федеральный бюджет США был сведен в 1998 году с профицитом, а европейские страны жестко ограничили параметры государственного долга перед введением евро. Показатели безработицы в США вернулись к цифрам сорокалетней давности, почти полностью была преодолена инфляция .

Нынешний хозяйственный прогресс определяется, в первую очередь, формированием информационных технологий и связанных с ними отраслей промышленности.

В таком секторе экономики производится ресурс, для которого не характерна традиционно понимаемая использование. Сегодня Западные страны получают объективную возможность вывозить за пределы национальных границ товары и услуги, которых объемы экспорта не сокращают масштабов их использования внутри страны. Таким образом формируется фактически неограниченный источник сокращения отрицательного сальдо, столь характерного для торговли постиндустриальных стран с индустриальным миром в 80-е гг. При этом развитие информационного сектора практически не наталкивается на ограниченность спроса, так как, с одной стороны, его продукция остается относительно дешевой, а с другой, потребности в ней по самой их природе растут экспоненциально .

Информационный сектор гарантирует экономический рост без пропорционального подъёма затрат энергии и материалов. Правительствами постиндустриальных стран, таких как США, Япония и другие страны Запада, уже принята стратегия десятикратного снижения ресурсоемкости единицы национального дохода на протяжении ближайших трех десятилетий.

В новых условиях на первый план выходят проблемы стимулирования инвестиционной активности и выработки корпоративной стратегии, способной обеспечить активное проникновение компании на новые рынки. В этих вопросах как нельзя лучше прослеживается радикальное отличие современных хозяйственных принципов от общепринятых несколько десятилетий назад; оно во многом объясняет то качество экономического роста, благодаря которому постиндустриальная цивилизация заняла уникальное положение в системе мирового хозяйства. Новая инвестиционная стратегия и новое качество современных корпораций сделали возможными последние успехи западного мира.

Между лидером постиндустриального развития - США и странами с запаздывающим на 3-6 лет развитием постиндустриального общества одно время возрастал некоторый разрыв. На протяжении 90-х годов индустриальная экономика Японии отставала, пережив тяжёлый кризис, несостоятельных инвестиций в основные фонды и недвижимость, которая падала в цене в несколько раз. В Европе кризис, похожий на Японский, не был в силу сначала более соответствующей стратегии инвестиций, но экономическое медленное развитие по образцу американских 80-х во второй половине 90-х годов показался во весь рост. За всё это время европейские валюты потеряли 40% стоимости касательно доллара.

Переход главных западноевропейских стран к постиндустриальной стадии экономики был связан с созданием и развитием Европейского союза в 1957 г., в который вошли Германия, Италия, Бельгия, Франция, Люксембург и Нидерланды. Это была в некоторой степени предыстория западноевропейской интеграции. В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет и переходом их к постиндустриализму.

Развитие местного Евразийского экономического сообщества как одного из интеграционных формирований предопределенный общими закономерностями процесса, который предполагает создание информационного производства с важной новой системой всемирного разделения труда и кооперации.

Основных предпосылок перехода к постиндустриальному развитию много, но главной является одна, которая прошла доверие в высокоразвитых странах Запада в начале 1960-х гг. Научно-технический и технологический прогресс там привел к сокращению числа людей, занятых в сельском хозяйстве и промышленности, снижению себестоимости соответствующей продукции при одновременном росте -- это следует подчеркнуть -- благосостояния народа. Все это вызвало огромный спрос на различного рода услуги -- медицинские, образовательные, научно-технологические, торговые, финансовые, бытовые, транспортные, дало мощный толчок креативности, переквалификации людей с учетом новых предпринимательских интересов, стимулированию инновационных решений. Именно по этим тенденциям социально-культурной и интеллектуальной динамики и были зафиксированы первые признаки перехода к постиндустриальному развитию. Нельзя не сказать о новых инновационных механизмах трансформаций, которые появились в связи с активным развитием информационных технологий и интенсивной социализацией на этой основе информации и знаний. Отсюда, кстати, и происходит новая идеологема постиндустриального вектора развития современной цивилизации -- становление информационного общества или общества знания. Классический постиндустриализм и теория информационного общества -- разные сценарии общественного развития. Постиндустриальная концепция строится на основе широкой реализации возможностей третичного сектора хозяйственной и социально-культурной деятельности. Информационное же общество следует рассматривать через призму активизации так называемого четвертичного сектора -- информационного, имея в виду новую технологическую природу производства, функционирования и социализации информации и научных знаний, а также сферу развития рынка информационных и телекоммуникационных услуг и технологий, соответствующих программных продуктов, компьютерных новаций и т.д. То есть, данный сектор выступает основой развития так называемых конвергентных и вообще высоких технологий. Во многих развитых постиндустриальных государствах он приносит сегодня основной доход в структуре ВВП. К примеру, в США экспорт высокотехнологичных производств и наукоемких технологий составляет до 95% от общего объема экспорта, а поступления в бюджет от прогрессивных технологий и продажи наукоемких продуктов на внутренних и внешних рынках -- около 90% . Это чисто экономический подход к определению постиндустриального общества, оно характеризуется системой других показателей, например, политикой информатизации, которая связывается с комплексом организационных мероприятий государства и институтов гражданского общества по созданию условий генерации интеллектуально-информационного ресурса и обеспечению заинтересованных субъектов достоверными и своевременными сведениями во всех видах человеческой деятельности. Помимо того, нужно принимать и другие особенности информационной цивилизации -- высокую степень коммуникационной активности и культурной интеграции, но особенно следует подчеркнуть высокую наукоемкость как социальной, так и экономической сферы. В информационном обществе информация и знания рассматриваются в качестве важнейшего фактора инновационного развития. При этом во внимание принимается не любое знание, а теоретическое, что особым образом актуализирует роль и значение фундаментальной науки. С развитием компьютерных технологий и совершенствованием механизмов социальной коммуникации оказалось возможным по-иному оценить целостность и единство человеческой цивилизации, принципы самоорганизации людей на основе широкого доступа к информации, деструктуризацию традиционных систем управления в зависимости от рассредоточения информационных ресурсов в локальных подсистемах общества, наконец, организацию власти, которая ориентирована на профессиональные и интеллектуальные ценности. В информационном обществе не теряет своего значения важнейший тезис постиндустриальной доктрины о том, что информация и знания выступают не только главной ценностью, но и особым товаром со всеми его производственно-экономическими характеристиками. Последнее обстоятельство особенно ярко демонстрируют современные тенденции развития рынка информационных услуг и ресурсов.

Несомненный интерес представляет решение проблемы построения информационного общества в странах с так называемой переходной экономикой. Сочетание в большинстве из них элементов первичного и вторичного секторов экономики, естественно, накладывает ограничения на этот процесс. Поэтому один из возможных вариантов их дальнейшего развития -- это сохранение подобного сочетания экономических укладов с постепенным отставанием от наиболее развитых государств. Худшее, что может здесь произойти, -- возвращение в первичный сектор экономики и превращение в обыкновенный сырьевой источник, если имеются природные ресурсы. Второй вариант -- повторение путей развития, которые прошли страны Запада, и таким образом достижение достаточно приемлемого уровня жизни (малоперспективное догоняющее развитие). Надежды на существование третьего сценария могут быть обусловлены современными тенденциями интеграции и универсализации социально-политических, общественно-экономических, научно-технических процессов, естественно, в их лучших проявлениях. Суть этого пути заключается в сочетании второго и третьего секторов экономики с устойчивой ориентацией при этом на инновационное постиндустриальное информационно-технологическое развитие. Механизмы перехода к новому типу организации общества неразрывно связаны с интенсивной кристаллизацией научно-инновационной среды. Именно поэтому понятие «инновации» является ключевым в рассмотрении вопросов трансформации индустриального общества в постиндустриальное и информационное. При этом важно заметить, что данное понятие имеет смысл применительно лишь к вполне конкретным сферам деятельности. Инновации, в принципе, возможны везде и в такой своей универсальности всегда будут приветствоваться. Постиндустриальное и информационное общества основываются на развитии пятого и шестого технологических укладов. Поэтому все инновационные сдвиги в экономике, технике и технологиях, социальной и гуманитарной сфере, которые приближают или формируют названные уклады, могут считаться инновациями постиндустриального типа. Важнейшее же значение здесь принадлежит, естественно, науке. Для сравнения вспомним, что уже в индустриальную эпоху она впервые стала объектом инновационной политики, то есть получила внешнее управление через социальный заказ, который мог исходить не только от государства, но и от частного бизнеса. Однако при этом возникла проблема когнитивной сопротивляемости науки, когда различные исследовательские учреждения осуществляют плохо скоординированную между собой деятельность. В условиях сетевой организации информационного общества возникает задача преодоления данной сложности путем внедрения механизма рефлексивной дифференциации -- различные центры, работая над схожими проблемами, вырабатывают свои установки в рамках общих рефлексивных сверхустановок, определяемых из более общего центра. Это значит, что наиболее вероятная координационная задача в сфере современной науки -- переход к глобальным открытым системам и структурам, функционирующим в соответствии с предзаданной системой векторов. Выполнение ее особенно актуально при реализации сетевых моделей общества с сильной векторной направленностью, то есть с увеличением рефлексивной дифференциации. Последняя должна стать динамическим каналом как управления, так и самоуправления исследовательскими центрами. Приходящие на смену индустриальному типу развития новые постиндустриальные модели делают ставку на науку. Если индустриальное общество основывается главным образом на машинной технологии, то ценности постиндустриального мира связываются с технологией интеллектуальной. И если капитал и труд -- важнейшие структурные элементы индустриального социума, то информация и знания -- основа общества постиндустриального. При этом информация выступает главным производственным ресурсом, тогда как знание остается внутренним источником прогресса. Осознание науки в качестве важнейшей производительной силы возникло, естественно, не сегодня. Но если в период индустриализма ее социально-производственная ценность проявляется опосредованно, через преимущественное воплощение в технологиях и соответствующих материальных объектах, то в постиндустриальном мире кроме этого значения знания открываются по меньшей мере две его исключительно нетрадиционные функции: способности непосредственно выступать самостоятельным товаром, имеющим собственную стоимость, а также кардинально трансформировать структуру социальной стратификации и управления из-за возрастающего участия в этих процессах производителей и носителей знания. Следует подчеркнуть принципиально иной характер научно-инновационной стратегии постиндустриального мира. Речь идет, во-первых, об ориентациях экономики общества на такие технологии, которые являются результатом прогрессирующего теоретического знания и интенсивного развития фундаментальной науки в целом. Во-вторых, постиндустриальная технология и теоретическое знание представляют собой единое целое -- нематериальный интеллектуальный продукт, демонстрирующий свою неисчерпаемость (многократность) как в условиях внутреннего, так и экспортного потребления. Инновационный путь постиндустриального развития ориентирован на постоянное возобновление растущих социально значимых качеств производимых товаров и услуг. Сделать это вне активно развивающегося фундаментального научного знания невозможно. Логика в данном случае достаточно проста: сначала инновации в науке, затем -- в экономике. Если говорить другими словами, приоритет в любом случае должна иметь фундаментальная наука. Таков закон социального прогресса. При этом научная деятельность не может быть неким автономным процессом производства знаний, ценность которых задана исключительно их внутренней организацией, а начинает выступать в такой форме человеческой практики, в рамках которой оценивается эффективность не только действий, но и целей. Современные тенденции гуманизации и гуманитаризации социальной деятельности, в том числе и научной, направлены на решение этой задачи. Не случайно в поле зрения общественного мнения все чаще попадают вопросы этики науки, нравственной ответственности ученого за произведенное знание и возможность его безопасного функционирования в обществе, вопросы практической значимости науки, ее роли в интеллектуализации социума и выработке перспективных моделей социального развития.

Таким образом, мы рассмотрели развитие переход к постиндустриальному обществу в странах Запада, который произошел в последней трети двадцатого века. На данный момент в постиндустриальную стадию развития перешли наиболее развитые страны Америки, Западной Европы, Японии. Такое новое общество характеризуется максимальным вынесением производства за пределы государства и упором на развитие информационных технологий.

Постиндустриальная экономика основывается на доминирующей роли непроизводственной сферы, сферы услуг, наукоемких факторах производства, творческих процессах. Если для хозяйственного механизма аграрного типа ведущим элементом была земля, индустриального - капитал, то в современных условиях лимитирующим фактором становятся информация, накопленные знания.

Новые технологии стали результатом интеллектуального труда, благодаря чему произошла революция в сфере коммуникаций, а знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это привело, прежде всего, к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную - вблизи источников сырья и энергии; технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий.

Подавляющее большинство исследователей называет в качестве главных признаков постиндустриального общества радикальное ускорение технического прогресса, снижение роли материального производства, выражавшееся, в частности, в уменьшении его доли в совокупном общественном продукте, развитие сектора услуг и информации, изменение мотивов и характера человеческой деятельности, появление нового типа вовлекаемых в производство ресурсов, существенную модификацию всей социальной структуры. Одно из наиболее развернутых определений постиндустриального общества дано Д. Беллом:

«Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений... во все большей степени зависит от достижений теоретического знания... Постиндустриальное общество... предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов».

Постиндустриальное общество противопоставляется индустриальному и доиндустриальному по трем важнейшим параметрам:

– основному производственному ресурсу (в постиндустриальном обществе им является информация, в индустриальном - энергия, в доиндустриальном - первичные условия производства, сырье);

– типу производственной деятельности (он рассматривается в постиндустриальном обществе как последовательная обработка в противоположность изготовлению и добыче на более ранних ступенях развития);

– характеру базовых технологий (определяющихся в постиндустриальном обществе как наукоемкие, в эпоху индустриализма - как капиталоемкие и в доиндустриальный период - как трудоемкие).

Таким образом, если доиндустриальное общество базируется на взаимодействии человека с природой, то индустриальное - на взаимодействии с преобразованной им природой, а постиндустриальное общество - на взаимодействии между людьми. В доиндустриальных обществах важнейшим аспектом социальной связи была имитация действий других людей, в индустриальном - усвоение знаний и возможностей прошлых поколений, в постиндустриальном же обществе интерперсональные взаимодействия становятся подлинно комплексными, что и определяет новые свойства всех элементов социальной структуры.

Основным фактором постиндустриального общества стало творчество. В отличие от труда, творчество является более высоким и совершенным типом деятельности; оно основано на внутренних потребностях личности, стремлении к самореализации, развитию и умножению своих знаний и возможностей. Как способность человека к созданию чего-то оригинального, субъективно или объективно нового, творчество существовало всегда, однако как основной экономический фактор оно не было известно ни доэкономическому, ни экономическому обществу.

Обретение творчеством масштабов, позволяющих ему модифицировать сложившиеся хозяйственные закономерности, является результатом трех фундаментальных изменений. Во-первых, в постиндустриальном обществе материальные потребности большинства людей достаточно полно удовлетворяются за счет сравнительно непродолжительного рабочего времени. Во-вторых, наука и знания становятся непосредственной производительной силой, их носители - олицетворением достижений нации, а ценности, связанные с образовательным уровнем и интеллектуальной деятельностью, - на-дежными ориентирами для новых поколений. Наконец, в-третьих, радикально меняется сущность потребления: акценты в этой сфере смещаются на нематериальные блага, а усвоение человеком информации, развивающее способность к генерации новых знаний, фактически делает потребление элементом производства. Именно эти изменения превращают творчество в значимый тип производительной деятельности, в один из основных факторов социального прогресса.

Материальной составляющей постэкономической трансформации является современная технологическая революция. На основе технологического прогресса материальное производство получает качественно новые, фактически безграничные возможности, в результате чего жизненный уровень населения постиндустриальных стран становится все более высоким. Развитие производства стимулирует потребность в постоянном росте квалификации работников, вследствие чего образование обретает значение важнейшего фактора, обеспечивающего человеку социальный статус и общественное признание.

Удовлетворение материальных потребностей создает предпосылки для становления новой мотивационной системы. Человек, освобожденный от необходимости постоянного поиска средств для достойной жизни, получает возможность осваивать и культивировать в себе потребности более высокого порядка, простирающиеся далеко за пределы овладения вещными богатствами. Это, конечно, не означает немедленного и автоматического восприятия новой системы ценностей в масштабах всего общества. Процесс формирования ценностей сложен и растягивается на десятилетия.

Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч.1 «Основы экономической теории»: учебно - методическое пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. Составители: Огородникова Т.В., Сергеева С.В.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.) .

Индустриальное общество - это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1)развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2)механизация и автоматизация производства и управления;

3)массовое производство товаров на широкий рынок;

4)высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5)рост урбанизации и социальной мобильности;

6)увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7)формирование гражданского общества.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран.Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Отличительные черты постиндустриального общества:

    переход от производства товаров к экономике услуг;

    возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

    главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

    контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

    принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

11. Понятие социальной структуры и различные теоретические подходы к проблеме социального структурирования.

Общество, его признаки Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Таким образом, общество - совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей. Социологи по-разному формулируют и определяют признаки общества. Однако наиболее известной в этом плане является концепция, предложенная французским социологом-классиком Эмилем Дюркгеймом. С его точки зрения, общество характеризуется следующими признаками. 1. Общность территории, как правило, совпадающей с государственными границами, поскольку территория - основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. 2. Целостность и устойчивость, т. е. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей. 3. Автономность и высокий уровень саморегуляции, что выражается в способности создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей индивидов, т. е. общество без вмешательства извне может осуществлять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. 4. Интегративность. Каждое новое поколение людей в процессе социализации включается в сложившуюся систему социальных отношений, подчиняется сложившимся нормам и правилам. Это обеспечивается посредством культуры, которая является одной из основных подсистем, составляющих общество. К основным элементам социальной структуры общества принято относить: социальные индивиды (личность); социальные общности; социальные институты; социальные связи; социальные отношения; социальную культуру. Некоторые социологи считают, что структуру социальной системы общества можно представить в следующем виде: Социальные группы, слои, классы, нации, социальные организации, индивиды. Социальные учреждения, общественные институты, организации. Отношения классов, наций, социальных общностей, личностей. Идеология, мораль, традиции, нормы, мотивации и т. п. Кроме того, существует подход к рассмотрению структуры общества с выделением в нем сфер. Обычно выделяют следующие: экономическая сфера; политическая сфера; социальная сфера - общество и его элементы; духовная сфера - культура, наука, образование, религия. Основные элементы социальной структуры общества 1. Личность - это субъект социальных отношений, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. 2. Социальная общность - это объединение людей, в котором создана и сохраняется определенная социальная связь. Основные виды социальных общностей: социальные группы: профессиональные; трудовые коллективы; социально­демографические; половозрастные; классы и страты; социально-территориальные общности; этнические общности. Кроме того, социальные общности можно подразделить по количественному признаку, по масштабу. Большие социальные общности - совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны): классы; социальные слои (страты); профессиональные группы; этнические общности; половозрастные группы. Средние или локальные общности: жители одного города или деревни; производственные коллективы одного предприятия. Малые общности, группы: семья; трудовой коллектив; школьный класс, студенческая группа. 3. Социальный институт - определенная организация общественной деятельности и общественных отношений, совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения. В зависимости от сфер общественных отношений выделяют следующие типы социальных институтов: экономические: производство, частная собственность, разделение труда, заработная плата и др.; политико-правовые: государство, суд, армия, партия и др.; институты родства, брака и семьи; воспитательные институты: семья, школа, высшие образовательные учреждения, средства массовой информации, церковь и др.; культурные институты: язык, искусство, культура труда, церковь и др. 4. Социальная связь - это социальный процесс сочленения как минимум двух социальных элементов, в результате чего образуется единая социальная система. 5. Социальные отношения - взаимозависимость и связи между элементами социальной системы, складывающиеся на различных уровнях жизнедеятельности общества. В отношениях проявляются социальные законы и закономерности функционирования и развития общества. Основными видами социальных отношений являются: Отношения власти - отношения, связанные с использованием власти. Социальная зависимость - отношения, в основе которых лежат возможности влияния на удовлетворение потребностей посредством ценностей. Они складываются между субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении. 6. Культура - совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также процесс их созидания и воспроизводства. Культура включает в себя материальную и духовную составляющие: ценности и нормы; верования и обряды; знания и умения; обычаи и установления; язык и искусство; технику и технологию и т. д. Культура является основой социального, общественного поведения индивидов и социальных групп, так как является системой коллективно и индивидуально разделяемых норм, правил, образцов деятельности. Таким образом, общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из различных, но взаимосвязанных друг с другом элементов.

С.С-относительно тустойчивая,упорядоченная и иерархическая взаимосвязь элементов соц системы,отражающая её сущностные характеристики.Часть -системы не делимая в рамках данной системы.(сам человек выбирает).Элемент-это сущность данной системы.(их чего основывается «начало»).1).а)сферы соц жизни-экономическая политическая духовная.б).соц субъекты-историч общности и устойчивые объединения людей(соц институты)-это основные принципы.Социальный статус как элемент структурирования-процесс и результат деления людей на неравнозначные группы,образующ иерархическую послед на основе одного или множества признаков.Сущ 23 признака:собственность,власть и соц статус(гл идея открытость слоя).С(РАЗМЕР ИМУЩ ДОХОДА)в(полит принадлежность).1815-Т КЛАССОВ И Т СОЗД ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.Т стратификации было созданно в противовес т классовой структуры общ-ва(марксизме лененизме) в идеолог револлюционной борьбы.т.е соц стратифик продв Сорокин(америк социолог Р происхождение)он не разделял идеология этой власти)-марксизма.3 базовых вида соц стратификации современного общ-ва-экономич полит социально-профессиональную выд сл критерии:1)доход 2)власть 3)статус.Социальная страта(слой)-обладает определ качественной однороностью,cовокупность людей в иерархии близкое положение и сходный образ жизни.Принадлежность к страте имеет 2 сост-объективная,субъективная(с опред слоем идентиф себя)-для анного слоя.

POST-INDUSTRIAL SOCIETY) Это понятие впервые использовал Д. Белл в 1962 г. Идея постиндустриального общества позднее развивалась им в работе «Грядущее постиндустриальное общество» (Bell, 1974) для описания экономических и социальных изменений в конце ХХ в. Белл утверждал, что в обществах эпохи модерна теоретическое знание составляет «осевой принцип» общества и является источником инновации и формирования политики. Отражением этого в экономике являются упадок производства товаров как основной формы экономической деятельности и замена его производством услуг. Что касается классовой структуры, то новый осевой принцип отдает приоритет профессионалам и техническим специалистам, составляющим новый класс. Во всех сферах - экономической, политической и социальной - определяющее влияние на принятие решений оказывают новые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс. Другие авторы также занимались анализом того, что воспринималось ими как растущая власть технократов в экономической и политической жизни. Дж.К. Гэлбрейт (Galbraith, 1967) утверждал, что власть в экономике Соединенных Штатов и, следовательно, во всем американском обществе находится в руках технической бюрократии или «техноструктуры» крупных корпораций. А. Турен (Touraine, 1969) выдвинул положение о сходном технократическом контроле над французской экономической и политической жизнью. Эти подходы критиковались за преувеличение власти и значения профессионалов и технических специалистов нового типа, поскольку данных о том, что они составляют отдельный социальный класс, эффективно контролируют корпорации в сфере бизнеса или обладают значительной политической властью, нет. Хотя представление о том, что теоретическое знание на протяжении двадцатого столетия постепенно приобретало все большее значение в качестве одной из производительных сил, является верным, это не означает изменения в распределении власти ни в экономике, ни в обществе в целом. Сходные аргументы выдвигались в отношении новых профессиональных менеджеров в связи с идеей менеджеров революции. Впоследствии было показано, что эти аргументы не имеют серьезных оснований. Другими авторами было выдвинуто положение о том, что центральная роль знания в современных экономиках привела к возникновению нового рабочего класса технических служащих. Однако в связи с интересом к знанию и информации, характерным для дискуссии о постмодернизме, в настоящее время прогнозы Д. Белла, касающиеся значения знания в условиях постиндустриализма, пользуются гораздо большим признанием. См. также: Информационное общество.

На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров. Так, постиндустриальное общество определяется как общество "постэкономическое", "посттрудовое", т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как "человек экономический" по преимуществу. Доминирующими для него становятся новые, "постматериалистические" ценности. Первым "явлением" такого человека считают молодежный бунт конца 60-х гг., который означал конец протестантской трудовой этики как моральной основы западной индустриальной цивилизации. Экономический рост перестает выступать в качестве основного, тем более единственного ориентира, цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Постиндустриальное общество определяется также как общество "постклассовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П.Бурдье назвал "культурным капиталом"). На этом основании Д.Белл и ряд других западных социологов выдвинули идею нового "сервисного" класса. Ее суть состоит в том, что в постиндустриальном обществе не экономической и политической элите, а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс, принадлежит власть. В действительности принципиального изменения распределения экономической и политической власти не произошло. Утверждения о "смерти класса" также кажутся явно преувеличенными и преждевременными. Однако существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с изменением роли знания и его носителей в обществе, несомненно, происходят (см. информационное общество).

Таким образом, можно согласиться с утверждение Д.Белла, что "изменения, которые фиксируются термином постиндустриальное общество, могут означать историческую метаморфозу западного общества".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Переход к постиндустриальному обществу характеризуется в своей основе нарастанием удельного веса категории населения, которая занята в сфере услуг. Так, например, в современных развитых государствах распределение по основным областям трудовой деятельности выглядит примерно таким образом: занимает около 60%, сельское хозяйство - примерно 5% и промышленность до 35%. Если переворот в последней отрасли и индустриализация несколько столетий назад предполагали смену ручного труда машинным и повсеместное распространение технологических новшеств - от ткацкого станка до машиностроительных заводов, - то постиндустриальное общество характеризуется оттоком значительного количества людей из производственной сферы и переходом их в сферы услуг, образования и научных знаний. Когда-то, в эпоху в Европе, в ряде стран возникали движения рабочих, основанные на идее, что машины заменят людей и лишат последних возможности работать в промышленной сфере. Луддиты и саботажники всеми силами пытались остановить или задержать технический прогресс. Кстати, само слово «саботаж» происходит от французского названия башмака (sabot), а при помощи них намеренно блокировалась работа Эта мысль обретает свое реальное воплощение в наши дни, когда развитие технологий действительно позволяет оставить львиную долю материального производства и сократить участие здесь людей до минимума, что можно наблюдать на примере передовых государств планеты: Испании, США, Швеции, Франции и так далее. Вместе с тем это вовсе не означает лишение людей возможности заработка, напротив, облегчает последним жизнь во многих отношениях и позволяет просто переместиться в другие сферы деятельности. Сформулируем эти черты более подробно и структурированно.

В экономической сфере постиндустриальное общество характеризуется определенными моментами. А именно:

  • высоким уровнем использования различной информации в целях развития экономики;
  • господством сферы услуг;
  • индивидуализацией потребления и производства;
  • автоматизацией и роботизацией практически всех сфер в управлении и производстве;
  • осуществлением сотрудничества с остальной живой природой;
  • активным развитием экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
  • особой ролью образования и науки;
  • развитием индивидуализированного типа сознания;
  • необходимостью непрерывного самообразования.