Когда уплачивается ндс. Что такое НДС и для чего он нужен: простыми словами о сложном. Вычет НДС по импортным товарам

Для расчета налога на добавленную стоимость вы можете воспользоваться данным бесплатным онлайн-калькулятором НДС непосредственно на этом сайте.

Что это такое НДС

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из обязательных налогов как для ИП, так и для организаций, применяющих ОСНО .

НДС – косвенный налог, который исчисляется продавцом при продаже товаров покупателю в виде определенного процента, начисляемого к стоимости товара.

Виды НДС

Существует два вида НДС:

  1. Внутренний — уплачивается при продаже товаров (выполнении работ и оказании услуг) на территории России;
  2. Ввозной — уплачивается при ввозе (импорте) товаров в РФ.
  3. Кто освобождается от уплаты НДС

    От уплаты НДС освобождаются:

  • организации и ИП могут подать уведомление об освобождении от уплаты НДС, если сумма их доходов от продажи товаров, выполнении работ и оказании услуг за последние три месяца не превысила двух миллионов рублей (без учета НДС);
  • организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения: УСН , ЕНВД , ЕСХН и ПСН ;
  • участники проекта «Сколково».

Примечание : освобождение от НДС не применяется при продаже подакцизных товаров, ввозе товаров на территорию РФ, выставлении счет-фактуры с выделенной суммой НДС.

Операции, облагаемые НДС

Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость является:

  • Реализация товаров и имущественных прав, выполнение работ и оказание услуг на территории России (в том числе и на безвозмездной основе);
  • Передача товаров, выполнение работ (в том числе строительно-монтажных) и оказание услуг для собственных нужд, расходы по которым не учитываются при расчете налога на прибыль организаций;
  • Ввоз товаров на территорию России (импорт).

Операции, не облагаемые НДС

Операции, освобождаемые от обложения налогом на добавленную стоимость, перечислены в п. 2 ст. 146 и пп.1-3 ст. 149 НК РФ.

Расчет НДС в 2018 году

Налог на добавленную стоимость рассчитывается по следующей формуле:

НДС к уплате в бюджет = НДС от реализации – Налоговый вычет + НДС к восстановлению

НДС от реализации

НДС от реализации – сумма налога, исчисленная продавцом при продаже товара (работ, услуг) покупателю (по счет-фактуре с выделенной суммой НДС), отражаемая в налоговой декларации.

При продаже своего товара продавец в счет–фактуре, помимо основной стоимости товара, указывает сумму НДС, подлежащую уплате.

То есть при оплате товара (выполнении работ, оказании услуг) продавец получает на руки доход от продажи своего товара (выполнении работы или оказании услуг) + НДС.

Данная сумма НДС и называется НДС от реализации .

НДС от реализации рассчитывается по следующей формуле: Налоговая база х Налоговая ставка

Налоговая база

База по НДС — это стоимость товаров (работ и услуг) с учетом акцизов (если реализуются подакцизные товары), но без учета НДС. Налоговая база определяется на ту дату, которая наступила первой:

  • На день оплаты товаров (работ, услуг);
  • На день частичной оплаты в счет будущих поставок товара (выполнении работ или оказании услуг);
  • На дату передачи товаров (работ или услуг).

Налоговая ставка

В 2018 году действуют три основные ставки НДС:

  • 0% — при реализации товара, вывезенного с территории РФ в порядке экспорта, а также товара, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в отношении услуг по международной перевозке и ряда иных операций, поименованных в п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • 10% — при продаже, указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ (по перечню, утвержденном Правительством РФ): печатных изделий, продовольственных товаров, товаров для детей, медицинских товаров, племенного скота, услуг по воздушным и ж/д перевозкам внутри страны;
  • 18% — по иным операциям, не подпадающим под обложение ставками 0% и 10%.

Примечание : при получении авансов (предоплаты), а также в некоторых иных случаях, налоговая база определяется по расчетным ставкам: 10/110 и 18/118.

Пример расчета НДС от реализации

ООО «Ромашка» реализовало материалы на сумму 590 тыс. руб. (в том числе НДС – 18%: 90 тыс. руб.) Сумма НДС от реализации составит 90 тыс. руб .

Налоговый вычет («входной» НДС)

Сумма НДС, исчисленная при приобретении товаров, называется налоговым вычетом или «входным» НДС . На данную сумму уменьшается НДС от реализации и если «входной» НДС больше НДС от реализации разница подлежит возмещению из бюджета (НДС к возмещению) .

Например , было продано товаров на общую сумму 118 тыс. руб. (в том числе НДС от реализации — 18 тыс. руб.), а приобретено на сумму 236 тыс. руб. (в том числе налоговый вычет — 36 тыс. руб.). Итого сумма НДС к возмещению составит 18 тыс. руб. (36 тыс. руб. – 18 тыс. руб.).

НДС к восстановлению

НДС к восстановлению – это сумма налога, которая должна быть исчислена и включена в налоговую декларацию в определенных случаях.

Например , вы приобрели товар и заявили вычет по нему. Затем решили перейти на один из спецрежимов. На момент перехода на специальный режим, определенная часть товара осталась нереализованной.

Так как вычет по НДС был заявлен, а товар не реализован его необходимо восстановить. Связано это с тем, что с момента перехода на специальный налоговый режим плательщиком по НДС вы являться не будете.

Примечание : случаи, когда НДС подлежит восстановлению, указаны в п. 3 ст. 170 НК РФ.

Налог на добавленную стоимость к уплате

В случае если НДС, исчисленный от реализации, превышает налоговый вычет, сумма налога подлежит уплате в бюджет.

Налог уплачивается по окончании каждого квартала до 25 числа каждого из трех месяцев, следующих за прошедшим периодом, равными долями.

Например, по декларации за 2 квартал 2018 года НДС к уплате равен 90 тыс. руб. Налог нужно будет уплатить до:

  • 25 июля – 30 тыс. руб.(1/3);
  • 25 августа – 30 тыс. руб. (1/3);
  • 25 сентября – 30 тыс. руб. (1/3).

Примечание : налог может быть уплачен и в первый месяц после окончания квартала полной суммой. Главное, до 25 числа, первого за прошедшим кварталом месяца, уплатить не менее 1/3 суммы налога, иначе по данному сроку уплаты образуется просрочка.

Примечание : в случае если вы не являетесь плательщиком НДС, но вами была выставлена счет-фактура с выделенной суммой НДС, налог нужно будет уплатить в полной сумме в течение 25 дней после окончания квартала .

НДС к возмещению

В случае если налоговый вычет («входной» НДС) превышает сумму НДС, исчисленную от реализации, разница подлежит возмещению из бюджета.

Необходимо отличать понятия «налоговый вычет» и «НДС к возмещению» . Налоговый вычет – это расход (сумма налога, исчисленная покупателям, на которую подлежит уменьшению НДС с реализации), а «НДС к возмещению» это разница между НДС от реализации и налоговым вычетом.

НДС по общему правилу возмещается после окончания камеральной налоговой проверки представленной в ИФНС декларации (в которой НДС заявлен не к уплате, а к уменьшению).

В ряде случаев НДС может быть возмещен до начала проверки в заявительном порядке, путем представления банковской гарантии или без нее, по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 176.1 НК РФ.

Отчетность по НДС

По итогам каждого квартала плательщикам НДС нужно сдавать налоговую декларацию . Срок сдачи – до 25-го числа первого месяца следующего квартала.

С 2014 года все налогоплательщики представляют декларации по данному налогу в электронном виде.

Примечание : если отчетность будет представлена на бумаге, это будет приравнено к непредставлению декларации.

Плательщики НДС обязаны вести регистры налогового учета: книги покупок и продаж.

Если в налоговом периоде (квартале) у налогоплательщика отсутствовали операции по НДС и не было движения денежных средств по расчетным счетам и кассе он может подать

Налог на добавленную стоимость (НДС) — федеральный, косвенный, некумулятивный налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного цикла и заканчивая продажей конечному потребителю.

Налог установлен главой 21 НК РФ и взимается с 1992 г.

Добавленную стоимость также можно представить как разность сумм поступлений за проданную продукцию и произведенных затрат (материальных и амортизации):

Исходя из этих способов определения добавленной стоимости, можно использовать четыре различных способа ее налогообложения:

  • прямой аддитивный , предполагающий применение ставки налога к результату сложения компонентов добавленной стоимости;
  • косвенный аддитивный , основанный на применении ставки к каждому из компонентов;
  • метод прямого вычитания , основанный на применении ставки к разнице в ценах реализации и закупки;
  • косвенный метод вычитания , или зачетный метод по счетам, когда ставка применяется отдельно к цене реализации продукции и к цене приобретения сырья, материалов и пр.

Если условно принять ставку налога за , то расчет налога, согласно перечисленным методам, будет иметь вид:

He все возможные способы исчисления НДС одинаково удобны и практически реализуемы. Так, существенным недостатком прямого и косвенного аддитивных методов является то, что при необходимости применить к разным товарам различные ставки налога требуется вести очень сложный аналитический и бухгалтерский учет с разбивкой компонентов добавленной стоимости в зависимости от их отношения к конкретному товару. Соответственно многократно усложняется система налогового администрирования.

При расчете налога на добавленную стоимость используется четвертый метод. Его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам (кроме заработной платы) и реализованной продукции).

Этот метод удобен, так как:

  • позволяет применять ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера;
  • наличие счета-фактуры, в котором отражаются налоги, становится самым важным и принципиальным моментом совершения сделки и информации о налоговых обязательствах. Использование счета-фактуры с указанием совершенной сделки дает возможность контроля за движением товара с целью налоговой проверки.

При использовании первого и второго методов расчета налога необходимо определить прибыль. Но поскольку в балансах компаний совершенные операции по продаже не подразделяются на виды товарной продукции в соответствии с действующими ставками налога, а также не выделяются по видам товаров закупки, то в этом случае применима лишь единая ставка налога на добавленную стоимость. Четвертый метод позволяет использовать дифференцированную ставку налога.

Таким образом, четвертый метод, или инвойсный, наиболее практичный. Фискальное достоинство НДС заключается в том, что каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара в момент продажи является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Разница между НДС, полученным от покупателя, и НДС, уплаченным ранее поставщикам при покупке товаров для своего производства, вносится в бюджет. Смысл подобной схемы расчета и уплаты налога состоит в том, чтобы облагать на каждой стадии сумму добавленной стоимости (заработной платы, процента, ренты, прибыли). Механизм действия налога на добавленную стоимость является относительно нейтральным по отношению к интересам предпринимателей, так как предполагает возмещение НДС, уплаченного налогоплательщиком, каждым последующим потребителем, падая в результате на конечного потребителя продукции (работ, услуг) — население. Выделение добавленной стоимости в каждом звене реализации имеет важное значение:

  • четко ограничивается цена товара, что побуждает производителя снижать издержки производства;
  • в процессе расчетов по налогу государство получает сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического программирования;
  • государству поступают доходы еще до реализации товара населению — единственному и конечному плательщику НДС.

НДС позволяет государству получать доход на каждой стадии реализации, обеспечивая бюджет стабильным источником дохода. По политическим и экономическим соображениям многие страны устанавливают несколько ставок налога. Пониженные применяются, как правило, к продовольственным товарам и медицинским услугам, повышенные — к предметам роскоши.

Кроме того, существует широкий круг товаров, для которых ставка процента равна нулю (например, для экспортируемых товаров (работ, услуг)).

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Кроме этого, ст. 145 НК РФ предоставляет право организации и индивидуальному предпринимателю на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Освобождение не может быть предоставлено организациям и предпринимателям, реализующим подакцизные товары или ввозящим товары на таможенную территорию Российской Федерации.

Право на освобождение предоставляется на 12 последовательных календарных месяцев в уведомительном порядке. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета:

  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с основаниями, установленными НК РФ.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Организации (или предприниматели), получившие право на освобождение от уплаты НДС, включают «входящий» НДС в свои затраты, т. е. суммы «входящего» НДС уже не могут быть предъявлены ими к вычету.

Объекты налога на добавленную стоимость

Объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, и важно знать условия, при которых местом реализации является РФ (табл. 9).

Таблица №9 Место реализации товаров (работ, услуг)

Товары Работы (услуги)
Нахождение не территории РФ (не отгружаются и не транспортируются) Место нахождения недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим имуществом. К таким работам (услугам) относятся: строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде.
В момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ Место фактического осуществления работ (услуг), если они связаны с движимым имуществом.
Место фактического оказания услуг, если услуги относятся к сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта.
Место экономической деятельности покупателя услуг.

Перечень конкретных условий освобождения от уплаты НДС отдельных операций достаточно многообразен и конкретизирован применительно к соответствующим товарам (работам, услугам), исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 149 НК РФ. К ним в частности относятся:

  • банковские операции, за исключением операций по инкассации;
  • реализация монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет);
  • медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями для населения, за исключением косметических, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических услуг (кроме финансируемых из бюджета).

Момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) — дата, на которую налоговая база признается сформированной, для того чтобы исчислить и уплатить с нее налог.

Моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Для некоторых операций имеет место специфика определения момента определения налоговой базы:

Момент определения налоговой базы Случаи, когда применяется данный порядок
День отгрузки (передачи товара) В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке (реализации)
День реализации складского свидетельства Реализация налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства
День уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства, в случаях, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 155 НК РФ — как день уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником, а в случае, предусмотренном п. 5 ст. 155 НК РФ, — как день передачи имущественных прав Передача имущественных прав в случае, предусмотренном п. 2 ст. 155 НК РФ (уступка новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению.
Последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ Реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1-3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НКРФ
Последнее число каждого налогового периода. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
День совершения передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно. Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне товаров (работ, услуг).

При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

Для исчисления НДС применяется базовая ставка в размере 18%. Льготная ставка 10% применяется по отдельным продовольственным товарам (за исключением деликатесов), товарам для детей, периодическим печатным изданиям и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения.

Налоговым кодексом также предусмотрена ставка 0%, применяемая в частности при реализации:

  • товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы соответствующих документов, а также работ (услуг), непосредственно связанных с их производством и реализацией;
  • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
  • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок, либо такая норма предусмотрена в международном договоре России.

Для обоснования применения ставки 0% в отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) и налоговых вычетов налогоплательщики в обязательном порядке представляют в налоговые органы установленные документы (ст. 165 НК РФ).

Сумма налога определяется налогоплательщиками как произведение соответствующей налоговой ставки на налоговую базу, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг). Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Налоговый период устанавливается как квартал.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Читайте в отдельных материалах.

По общему правилу налогоплательщики НДС должны уплатить исчисленный налог по окончании налогового периода 3-мя равными платежами: не позднее 25 числа каждого из 3-х месяцев, следующих за этим периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). А налоговый период по НДС - это квартал (ст. 163 НК РФ). Если крайний срок уплаты НДС выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то последний день, когда платить НДС еще можно, - это следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Таким образом, сроки уплаты НДС за 4 квартал 2018 года - это по 1/3 суммы налога не позднее , 25 февраля 2019 года и 25 марта 2019 года.

Уплата НДС в 2019 году: сроки уплаты

Покажем эти сроки в таблице.

Более ранняя уплата НДС

Налоговый кодекс разрешает более раннюю уплату налога (п. 1 ст. 45 НК РФ). В отношении НДС это тоже возможно, но не ранее окончания очередного налогового периода. Вы можете перечислить в первом месяце после истекшего квартала, например, 2/3 суммы исчисленного НДС, а можете и весь налог в полной сумме.

То есть раньше платить НДС можно, а вот позже - нежелательно. За несвоевременное перечисление налога грозят пени (ст. 75 НК РФ).

Период уплаты НДС для спецрежимников

Как известно, организации и ИП, применяющие спецрежимы, а также иные лица, поименованные в п. 5 ст. 173 НК РФ , должны уплатить НДС, если выставили своему покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога. Для них срок уплаты НДС в 2019 году - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (в котором был выставлен такой счет-фактура), причем уже без разбивки налога на части (п. 4 ст. 174 НК РФ). То есть вся сумма уплачивается в указанный срок.

Срок уплаты НДС налоговыми агентами

Срок сдачи НДС в 2019 году

Декларацию нужно сдать в следующие сроки.

Время на чтение: 8 мин

Под услугами принято понимать виды деятельности, при выполнении которых не создается какой-либо новый продукт, а качественно изменяется уже имеющийся. Именно за это заказчик услуги и платит исполнителю.


Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

Платить ли НДС с суммы, заработанной за оказание услуг?

Согласно ст. 21 НК РФ на территории нашей страны НДС исчисляется со всех торговых операций, в том числе и с . То есть в общем смысле все услуги облагаются НДС.

Оказание услуг иностранным фирмам и наоборот

В то же время согласно разъяснению Минфина РВ (Письмо от 02.09.2011 No 03-07-08/272), когда производитель и получатель услуг находятся в разных государствах, следует руководствоваться ст. 148 НК РФ, где указано, что признается территория Российской Федерации, если получатель услуги осуществляет свою деятельность на территории этой страны.

Документом, который подтвердит место оказания услуг, может быть договор, заключенный с российским или иностранными контрагентом, либо документ, подтверждающий сам факт оказания услуги.

Ставка НДС для услуг

По умолчанию ставка НДС для услуг, как и для всех других товаров- . Однако существует ряд услуг, которые НДС вообще не облагаются.

Их перечень приведен в ст. 146 НК РФ:

  • , оказываемые специализированными учреждениями и врачами частной практики, кроме косметологии, ветеринарии и санитарно-эпидемиологических услуг;
  • услуги по уходу за инвалидами, престарелыми, больными (необходимость ухода должна быть подтверждена заключениями соответствующих органов);
  • услуги по содержанию детей в муниципальных дошкольных , а также по проведению занятий в кружках, секциях, студиях с несовершеннолетними детьми;
  • услуги, предоставляемые архивными учреждениями;
  • услуги по перевозке пассажиров любым городским и пригородным общественным транспортом (за исключением такси и маршрутного такси), если перевозки осуществляются по единым тарифам и с предоставлением льгот;
  • ритуальные услуги;
  • услуги по предоставлению в пользование жилых помещений любых форм собственности;
  • услуги, относящиеся к депозитарным, которые оказываются депозитарием средств МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Международной ассоциацией развития в рамках статей Соглашений этих организаций;
  • услуги по ремонту и техобслуживанию товаров и бытовых приборов, в период гарантиийного срока эксплуатации;
  • услуги некоммерческих организаций, лицензированные в сфере образования, воспитательного процесса;
  • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних, пожилых и лиц в трудной жизненной ситуации; услуги по выявлению таких граждан; услуги по подбору и подготовке опекунов таких граждан;
  • услуги населению по проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий:
  • услуги по профессиональной подготовке и переподготовке, оказываемые по направлению службы занятости;
  • услуги, оказываемые уполномоченными органами, за которые взимается ;
  • услуги некоммерческих организаций культуры и искусства, в том числе организациями кинематографии;
  • услуги аптечных организаций по изготовлению лекарств, изготовлению или ремонту оптики, слуховых аппаратов,протезно-ортопедических изделий, оказание протезно-ортопедической помощи;
  • услуги по и пенсионному обеспечению;
  • услуги адвокатской палаты, бюро, коллегии своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
  • услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций;
  • услуги по тушению лесных пожаров;
  • услуги по предоставлению эфирного времени или печатных площадей, оказанные на безвозмездной основе в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах;
  • услуги, относящиеся к жилищно-коммунальной сфере;
  • услуги по производству и распространению социальной рекламы, оказанные на безвозмездной основе.

В то же время ст. 164 НК РФ указывает, что ставка НДС 10% применяется к такой услуге, как внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа.

Услуги, вызывающие вопросы по исчислению НДС

  • Как и указано выше, не платят НДС со своих услуг адвокаты и адвокатские палаты при осуществлении своей профессиональной деятельности. Но данная льгота распространяется только эту деятельность! Ведь существуют и частные юридические консультации, которые тоже зарабатывают путем оказания консультационных услуг. Такая деятельность будет облагаться НДС по полной ставке, то есть 18 %.
  • продажа программного обеспечения. На первый взгляд это тоже предоставление услуги, однако ст. 149 НК РФ разрешает льготное налогообложение путем передачи исключительных прав согласно договору на отчуждение таких прав или лицензионному договору. В таком случае услуги по программному обеспечению не облагаются НДС.
  • налогообложение услуг , открытых по всей стране. С одной стороны, организация, которая оказывает услуги, должна платить НДС. А поскольку МФЦ-это организация, она подлежит постановке на учет в налоговом органе согласно ст. 83,84 НК РФ в качестве налогового агента. Но в то же время согласно ст. 145 НК РФ бюджетная организация имеет право на освобождение от уплаты НДС при условии, что за три предшествующих календарных месяца (не квартала!) сумма выручки от реализации ее услуг не превысила одного миллиона рублей. Тогда она вправе предоставить в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие этот факт, и получить освобождение от уплаты НДС сроком на 12 календарных месяцев.
  • Электронные услуги-еще одна новелла в области НДС, она появилась в законодательстве с 1 января 2017 года. Согласно гл. 21 НК РФ в случае оказания иностранной организацией или предпринимателем электронных услуг, местом их реализации признается местонахождения покупателя, то есть РФ. Соответственно, все пользователи таких услуг обязаны уплачивать НДС, причем независимо от формы налогообложения. Под оказанием услуг в электронной форме подразумеваются, в том числе все услуги, оказанные через сеть «Интернет» (п.1 ст. 174.2 НК РФ). Но услуги не считаются электронными, если при заказе через сеть «Интернет» поставка товара или само оказание услуги происходит без использования этой сети, то есть «в офлайне». Также к электронным услугам не относятся:
  1. реализация прав на программы для ЭВМ, компьютерные игры, базы данных на материальных носителях;
  2. консультационные услуги по электронной почте;
  3. услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет».

Как исчислить НДС при перевыставлении услуг?

Довольно часто возникает ситуация, когда одна услуга не может быть оказана без какой-то другой, сопутствующей, оказываемой фирмой-посредником.
Тогда встает вопрос об исчислении НДС при перевыставлении расходов.

Ответ на этот вопрос зависит от документального оформления данной операции: прописано ли в договоре возмещение НДС, какая из сторон учтет расходы на своих счетах и как будут оформлены .

Конечно, все зависит от конкретной ситуации, но общие рекомендации таковы:

  • при перевыставлении счетов-фактур указать в качестве продавца данные самого продавца, а не посредника;
  • прилагать заверенные копии первоначальных счетов-фактур, полученных посредником от продавца услуг;
  • посреднику вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур и отражать данные посреднических операциях в налоговой декларации по НДС;
  • при получении запросов от налоговых органов, связанных с возможными расхождениями в суммах НДС, предоставить пояснения со ссылками на первичные документы.

Как возместить НДС?

Раз с реализации услуг выплачивается НДС, логично, что его возможно вернуть.

Для возмещения НДС организация и налоговый орган обязаны соблюсти следующую процедуру:

  1. организация подает декларацию с суммой НДС к возврату;
  2. налоговый орган проводит камеральную проверку и в случае выявления каких-либо нарушений составляет ее акт;
  3. налогоплательщик предоставляет свои возражения по выявленным нарушениям в письменном виде;
  4. налоговый орган принимает решение о привлечении/непривлечении к ответственности организации;
  5. если изначально или в результате проверки признано, что нарушений нет, налоговый орган принимает решение о возмещении НДС;
  6. налоговый орган отправляет в ОФК поручение на возврат денежных средств;
  7. НДС перечисляется на счет организации в течение пяти дней с момента получения поручения ОФК.

Документооборот при оказании услуг

Как правило, вначале составляется первичный документ-двусторонний договор, который и определяет порядок, форму, сроки, а иногда и стоимость оказания услуги. Каждая организация вправе разработать свою форму первичного документа, но в нем обязательно должны содержаться следующие сведения:

  • наименование документа;
  • дата его составления;
  • наименование организаций, заключающих договор;
  • наименование должностных лиц, ответственных за заключение договора;
  • подробное описание услуги: сроки выполнения, единицы измерения и т.д.;
  • подписи указанных лиц, реквизиты обеих организаций, печати.

Кроме того, услуга может быть оказана на основании заявки от заказчика, по которой, как правило, тоже оформляется договор.

Подтверждает факт оказания услуги акт сдачи-приемки услуг или . В этих документах обязательно должна быть выделена сумма НДС.

Итак, исчисление НДС услуг-достаточно сложный процесс, требующий тщательного подхода и неукоснительного исполнения всех законодательных норм.

Налог на добавленную стоимость

Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) - косвенный налог , форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости , которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Внешне НДС напоминает налог с оборота: продавец добавляет его к стоимости реализуемых товаров, работ или услуг. Однако покупатель имеет право вычитать из причитающейся к уплате в бюджет суммы сумму налога, который он уплатил за эти товары (работы, услуги). Таким образом, этот налог является косвенным , а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Впервые НДС был введён 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение принадлежит французскому экономисту Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США , где вместо него действует налог с продаж по ставке от 3 % до 15 %.

Россия

Налоговый период (статья 163 НК РФ) устанавливается как квартал.

Налоговые ставки (статья 164 НК РФ)

  1. Ставка 0 % применяется, например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта.
  2. Ставка 10 % применяется, например, при реализации отдельных продовольственных товаров, товаров для детей, медицинских товаров.
  3. Ставка 18 % - основная, применяется во всех остальных случаях.

Порядок исчисления налога (статья 166 НК РФ)

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Моментом определения налоговой базы (статья 167 НК РФ) является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
  3. при передаче права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке.
  4. При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по «договору складского хранения» с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства.
  5. день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, на установленные налоговые вычеты (статья 171 НК РФ). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления.

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет (статья 174 НК РФ)

Налоговый период по НДС устанавливается как квартал. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации по НДС утверждена приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н.

Порядок возмещения налога (статья 176 НК РФ)

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки. Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности. Одновременно с этим решением принимается:

  • решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Латвия

Закон об НДС вступил в силу в 1995 году ; одновременно был отменён налог с оборота.

Израиль

Выделяют следующие основные акты вторичного права ЕС в этой области:

  • Первая директива Совета 67/227/EEC от 11 апреля 1967 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота» (не действует). Данный акт был принят с целью заменить многоуровневую кумулятивную систему косвенного налогообложения в государствах-членах ЕС и обеспечить достижение значительной степени упрощения налоговых расчётов и нейтральности фактора косвенного налогообложения по отношению к конкуренции в ЕС. Причём введение НДС, заменяющего иные налоги с оборота, стало обязанностью для государств-членов.
  • Вторая и Третья директива Совета 68/227/ЕЕС от 11 апреля 1967 года и 69/463/EEC от 9 декабря 1969 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота - введение налога на добавленную стоимость в государствах-членах» (не действует). Данные акты предоставляли ряд отсрочек по введению НДС в некоторых государствах-членах.
  • Шестая директива Совета 77/388/EEC от 17 мая 1977 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота - общей системы налога на добавленную стоимость: единообразной базы исчисления» (не действует). В положениях данного акта нашли своё отражение основные принципы функционирования системы НДС. Данный акт имел огромное количество изменений и дополнений. Он являлся полноценным налоговым актом. Отдельно необходимо отметить гармонизацию им ставок НДС в государствах-членах.
  • Восьмая директива Совета 79/1072/EEC от 6 декабря 1979 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота - Положения о возмещении налога на добавленную стоимость налогооблагаемым лицам, не учреждённым на территории страны» (положения данного акта позволяют налогоплательщику одного государства-члена получать возмещение НДС в другом государстве-члене). С 01.01.2009 действует новая Директива.
  • Тринадцатая директива Совета 86/560/EEC от 17 ноября 1986 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота - Положения о возмещении налога на добавленную стоимость налогооблагаемым лицам, не учреждённым на территории Сообщества» (данный акт позволяет налогоплательщику третьей страны получать возмещение НДС в государстве-члене ЕС). С 01.01.2009 действует новая Директива.
  • Директива Совета 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года «Об общей системе налога на добавленную стоимость» может считаться триумфом европейской налоговой интеграции. Действующий с 1 января 2007 года данный акт был принят для замены действующего интеграционного законодательства в сфере регулирования НДС (в частности знаменитой Шестой директивы) без внесения в него существенных изменений. Изменения коснулись в основном логической структуры документа. Акт состоит из 15 глав, 414 статей и 14 приложений, им определены: предмет и сфера применения (глава 1); территория применения (глава 2), налогооблагаемые лица (глава 3), налогооблагаемые сделки (глава 4); место осуществления налогооблагаемых сделок (глава 5), наступление налогового обязательства и взимание НДС (глава 6), налогооблагаемая сумма (глава 7), ставки (глава 8), освобождения/налоговые льготы (глава 9), вычеты (глава 10), обязанности налогооблагаемых лиц и отдельных категорий не облагаемых налогом лиц (глава 11), специальные схемы налогообложения (глава 12), положения предоставляющие отступление (глава 13), прочие положения (глава 14), заключительные положения (глава 15).

Таблица налоговых ставок

Россия

Страны ЕС

Страна Ставка Аббревиатура Название
Стандартная Сниженная
Австрия 20 % 12 % или 10 % USt. Umsatzsteuer
Бельгия 21 % 12 % или 6 % BTW
TVA
MWSt
Belasting over de toegevoegde waarde
Taxe sur la Valeur Ajoutée
Mehrwertsteuer
Болгария 20 % 7 % DDS = ДДС Данък Добавена Стойност
Великобритания 20 % 5 % или 0 % VAT Value Added Tax
Венгрия 27 % 5 % ÁFA általános forgalmi adó
Дания 25 % moms Merværdiafgift
Германия 19 % 7 % MwSt./USt. Mehrwertsteuer/Umsatzsteuer
Греция 23 % 13 % или 6,5 %
(Для островов бассейна Эгейского моря размер налога понижается на 30 %: 13 %, 6 % и 3 %)
ΦΠΑ Φόρος Προστιθέμενης Αξίας
Ирландия 21 % 13,5 %, 4,8 % или 0 % CBL
VAT
Cáin Bhreisluacha
Value Added Tax
Испания 21 % 8 % или 4 % IVA Impuesto sobre el valor añadido
Италия 21 % 10 %, 6 %, или 4 % IVA Imposta sul Valore Aggiunto
Кипр 17 % 8 % или 5 % ΦΠΑ Φόρος Προστιθεμένης Αξίας
Латвия 21 % 10 % с 2011 года 12 % PVN Pievienotās vērtības nodoklis
Литва 21 % 9 % или 5 % PVM Pridėtinės vertės mokestis
Люксембург 15 % 12 %, 9 %, 6 %, или 3 % TVA Taxe sur la Valeur Ajoutée
Мальта 18 % 5 % TVM Taxxa tal-Valur Miżjud
Нидерланды 19 % 6 % BTW Belasting over de toegevoegde waarde
Польша 23 % 8 %, 5 % или 0 % PTU/VAT Podatek od towarów i usług
Португалия 23 % 13 % или 6 % IVA Imposto sobre o Valor Acrescentado
Румыния 24 % 9 % или 5 % TVA Taxa pe valoarea adăugată
Словакия 20 % 10 % DPH Daň z pridanej hodnoty
Словения 20 % 8,5 % DDV Davek na dodano vrednost
Финляндия 23 % 17 % или 8 % ALV
Moms
Arvonlisävero
Mervärdesskatt
Франция 19,6 % 7 % или 5,5 % или 2,1 % TVA Taxe sur la Valeur Ajoutée
Швеция 25 % 12 % или 6 % или 0 % Moms Mervärdesskatt
Чехия 20 % 14 % DPH Daň z přidané hodnoty
Эстония 20 % (до 1 июля 2009 - 18 %), 9 % km käibemaks (дословно «налог с оборота»)

Остальные страны

Страна Ставка Местное название
Стандартная Сниженная
Албания 20 %
Азербайджан 18 % ƏDV (Əlavə Dəyər Vergisi)
Австралия 10 % 0 % GST (Goods and Services Tax)
Аргентина 21 % 10,5 % или 0 %
Белоруссия 20 % 10 % ПДВ (падатак на дададзеную вартасць)
Босния и Герцеговина 17 % PDV (porez na dodatu vrijednost)
Венесуэла 11 % 8 % IVA (Impuesto al Valor Agregado)
Вьетнам 10 % 5 % или 0 % GTGT (Gia Tri Gia Tang)
Гайана 16 % 14 %
Грузия 18 % 0 % დღგ (ДХГ) (დამატებითი ღირებულების გადასახადი)
Остров 3 % 0 % GST (Goods and Sales Tax)
Доминиканская Республика 6 % 12 % или 0 %
Исландия 24,5 % 14 % VSK (Virðisaukaskattur)
12,5 % 4 %, 1 % или 0 %
Израиль 16 % Ma’am (מס ערך מוסף)
Казахстан 12 % ҚҚС (қосылған құн салығы)
Киргизия 12 % 0 %
Канада от 5 % до 13 % 0 % GST (Goods and Services Tax) / TPS (Taxe sur les produits et services)
КНР 17 % 2,3,4,6,13 % 增值税
Ливан 10 %
Македония 18 % 5 % ДДВ (Данок на Додадена Вредност)
Малайзия 5 %
Мексика 15 % 0 % IVA (Impuesto al Valor Agregado)
Молдавия 20 % 8 % или 6 % или 0 % TVA (Taxa pe Valoarea Adăugată)
Новая Зеландия 15 % GST (Goods and Services Tax)
Норвегия 25 % 14 % или 8 % MVA (Merverdiavgift) (неофиц. moms )
Парагвай 10 % 5 % IVA (Impuesto al Valor Agregado)
Перу 18 % IGV (Impuesto General a las Ventas)
Сальвадор 13 % IVA (Impuesto al Valor Agregado)
Сербия 18 % 8 % или 0 % PDV (Porez na dodatu vrednost)
Сингапур 5 % GST (Goods and Services Tax)
Таиланд 7 %
Тринидад и Тобаго 15 %
Турция 18 % 8 % или 1 % KDV (Katma değer vergisi)
Узбекистан 20 % 0 % НДС (налог на добавленную стоимость)
Украина 20 % 0 % ПДВ (податок на додану вартість)
Уругвай 23 % 14 % IVA (Impuesto al Valor Agregado)
Филиппины 12 % RVAT (Reformed Value Added Tax) / karagdagang buwis
Хорватия 22 % 0 % PDV (Porez na dodanu vrijednost)