Фискальная политика. Государственный долг и его последствия. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика Государственный долг, его виды и последствия

Дискреционная фискальная политика

Дискреционнаяфискальная политика - это сознательное манипулирование правительственнымирасходами и налогами с целью изменения реального объема национальногопроизводства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономическогороста.

Предположим,что правительство приняло решение осуществить закупки товаров и услуг на сумму20 млрд долл. вне зависимости от того, какова величина ЧНП. Добавивправительственные закупки к частным расходам (С + In + Хn) получаем болеевысокий уровень совокупных расходов, т.е. С + + In Хn + G, где G -государственные или правительственные расходы. Увеличение государственныхрасходов, как и рост частных расходов, приведет к росту величины равновесногоЧНП. По Кейнсу, правительственные расходы подвержены эффекту мультипликатора.Если увеличение на 20 млрд долл. правительственных закупок вызвало ростравновесного ЧНП на 80 млрд долл., то мультипликатор в данном случае равен 4.

Важноподчеркнуть, что увеличение правительственных расходов на 20 млрд долл.финансируется не за счет роста налоговых поступлений, так как рост налоговведет к снижению величины равновесного ЧНП. Чтобы иметь стимулирующеевоздействие, государственные расходы должны сопровождаться бюджетным дефицитом.Фундаментальные рекомендации Кейнса как раз включали рост дефицитногофинансирования для преодоления спада или депрессии.

Каковыже последствия сокращения государственных расходов? В любом случае результатомявляется кратное сокращение равновесного ЧНП. Если правительственные расходысократятся с 20 млрд долл. до 10 млрд долл., то равновесный ЧНП сократится на40 млрд долл. при мультипликаторе, равном 4.

Правительствоне только расходует средства, но также собирает налоги. Каким образом взиманиеналогов влияет на величину равновесного ЧНП? Ответ: рост налогов вызоветсокращение величины равновесного ЧНП (рис. 32.1).

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Мультипликаторсбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственныхрасходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину ихприроста.

Например,увеличение G и T на 20 млрд долл. вызывает прирост ЧНП на 20 млрд долл.

Вто же время изменения правительственных расходов имеют более сильноевоздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого жемасштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупныерасходы.

Изменениеже налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменениядохода после уплаты налогов и через изменения потребления. Основа так называемогомультипликатора сбалансированного бюджета раскрывается на рисунке 32.2.

Мультипликаторсбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов игосударственных, расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приростуобъема государственных расходов и налогов. При предельной склонности кпотреблению (МРС), равной 3/4, увеличение налогов на 20 млрд долл. вызоветснижение дохода после уплаты налогов на 20 млрд долл. и сокращениепотребительских расходов на 15 млрд долл. Поскольку мультипликатор равен 4, ЧНПсократится на 60 млрд долл. Прирост государственных расходов на 20 млрд долл.,однако, вызовет более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд долл.Следовательно, чистый прирост ЧНП составит 20 млрд долл., что равно величинеприроста правительственных расходов и налогов.

Мультипликаторсбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностейк потреблению и сбережению.

Цели фискальной политики

Фундаментальнаяцель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу илиинфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидациибезработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующаяфискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2)снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Если имеет местосбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направленииправительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. Инаоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция,этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающаяфискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2)увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Фискальная политикадолжна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, еслиперед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.

Однаконужно помнить о том, что размеры ЧНП зависят не только от разницы междуправительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита илиположительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета. В нашейиллюстрации мультипликатора сбалансированного бюджета рост G и T на 20 млрддолл. увеличивал ЧНП на 20 млрд долл. Если бы G и T возросли только на 10 млрддолл., то равновесный ЧНП возрос бы только на 10 млрд долл.

Методыфинансирования дефицитов и способы избавления от бюджетных излишков. При даннойвеличине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие наэкономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: приданной величине бюджетного излишка его инфляционное влияние зависит от того,как он будет ликвидироваться.

Существуютдва различных способа, которыми федеральное правительство может финансироватьдефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) илиза счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходыбудет в каждом случае различно.

1.Заимствования.

Еслиправительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оновступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства.Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию кповышению уровня ставки процента и, таким образом, будет «выталкивать»некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процентапотребительские расходы.

2.Создание денег.

Еслигосударственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новыхденег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходымогут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции илипотребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеруболее стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению срасширением займов.

Вызваннаяизбыточным спросом инфляция требует со стороны правительства фискальныхдействий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однакоантиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будетиспользовать его. Здесь возможны два способа:

1.Погашение долга.

Посколькуфедеральное правительство имеет накопленную задолженность, логично, чтоправительство может использовать дополнительные средства для погашения долга.Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействиебюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения,правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно наденежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом,инвестиции и потребление.

2.Изъятие из обращения.

Правительствоможет добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избыткапросто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующееиспользование. Изъятие избытка означает, что правительство изымаетпокупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов ирасходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются вновь вэкономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой частибюджетного избытка, т.е. уже нет никаких шансов к тому, что эти средствасоздадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влияниюизбытка как такового. Можно сделать заключение, что полное изъятие бюджетногоизбытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих жесредств для погашения государственного долга.

Чтопредпочтительнее: правительственные расходы или налоги?

Ответна этот вопрос зависит в значительной степени от индивидуального взглядаполитика и от того, насколько велик государственный сектор. «Либеральные»экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен,могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет ростагосударственных покупок и ограничение совокупных расходов в период ростаинфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, «консервативные» экономисты,считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могутвыступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогови в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счетсокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальнаяполитика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как нарасширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Недискреционная фискальная политика:встроенные стабилизаторы

Прирассмотрении дискреционной фискальной политики предполагалось существованиепостоянного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы приразличных величинах ЧНП. При недискреционной фискальной политике встроенная,или автоматическая, стабильность возникает в связи с тем, что в реальностиналоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, которыйизменяется пропорционально величине ЧНП. Чистый налог равен общей величиненалога за вычетом трансфертных платежей и субсидий. Почти все налоги дадут ростналоговых поступлений по мере роста ЧНП. В частности, индивидуальный подоходныйналог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чемпропорциональные приросты налоговых поступлений. Более того, по мере роста ЧНПи роста объемов закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления отналога на доходы корпораций, налога с оборота и акцизов. И аналогичноувеличивается величина налогов на зарплату по мере того, как в ходеэкономического подъема создаются новые рабочие места. Напротив, в случаепадения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать.Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») имеют прямо противоположноеповедение. Выплата пособий по безработице, пособий по бедности, субсидийфермерам - все они сокращаются во время экономического подъема и возрастают вовремя спада производства.

Еслиналоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то дефициты,которые, как правило, автоматически появляются во время спадов, помогаютпреодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют тенденциюавтоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействоватьпреодолению возможной инфляции.

Рисунок32.3 может служить хорошей иллюстрацией того, как налоговая система повышаетвстроенную стабильность. Правительственные расходы (G) в этой схеме считаютсязаданными и независимыми от величины ЧНП; расходы утверждаются парламентом напостоянном фиксированном уровне. Но парламент не определяет размер налоговыхпоступлений, скорее, он определяет величину налоговых ставок. Налоговыепоступления затем колеблются в том же направлении, что и уровень ЧНП, которогодостигает экономика. Прямая связь налоговых поступлений и ЧНП зафиксирована вотлого поднимающейся линии T.

Экономическоезначение этих прямых взаимосвязей между налоговыми поступлениями и величинойЧНП приобретает особую важность в связи с тем, что: 1) налоги представляютсобой утечку или потерю потенциальной покупательной способности в экономике и2) с точки зрения стабильности желательно увеличить объем таких утечек(изъятий) в периоды, когда экономика движется к инфляции, и, напротив, величинаизъятий покупательной способности должна быть минимизирована в периодзамедления роста. Налоговая система, изображенная на рисунке 32.3, создаетнекоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения вналоговых поступлениях и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуюти инфляции, и безработице. Итак, встроенный стабилизатор - это любая мера,которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (илисократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить егоположительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции безнеобходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.Это именно то, что делает налоговая система. По мере роста ЧНП в периодпроцветания налоговые поступления автоматически возрастают и - поскольку онипредставляют собой «утечку» - сдерживают экономический подъем. Иными словами,по мере того как экономика продвигается к более высокому уровню ЧНП, налоговыепоступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидациидефицита бюджета и созданию бюджетного излишка. Напротив, когда ЧНП сокращаетсяв период спада, налоговые поступления автоматически сокращаются, и этосокращение смягчает экономический спад: т.е. с падающим ЧНП налоговыепоступления также падают и подталкивают государственный бюджет от бюджетногоизлишка к дефициту. Встроенная стабильность, обеспечиваемая налоговой системой,смягчала тяжесть экономических колебаний. Однако стабилизаторы не всегдаспособны скорректировать нежелательные изменения равновесного ЧНП.

Все,что делают стабилизаторы, - это ограничение размаха или глубины экономическихколебаний. Поэтому кейнсианские экономисты соглашаются, что для коррекцииинфляции или спада требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороныправительства, т.е. изменения налоговых ставок, и величины правительственныхрасходов. По оценкам, в США сегодня встроенные стабилизаторы в состоянииуменьшить колебания национального дохода приблизительно на одну треть.

Эффект вытеснения

Сущностьэффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальнаяполитика будет вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционныхрасходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффектфискальной политики.

Выглядитэто следующим образом:

Предположим,что экономика находится в состоянии спада, и правительство в качестве одной измер текущей фискальной политики увеличивает государственные расходы.Правительство теперь выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита.Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентные ставки, т.е.цену, уплачиваемую за заимствование денег. Поскольку расходы изменяются обратнопропорционально процентным ставкам, некоторые инвестиции будут отвергнуты иливытеснены. Тогда увеличение правительственных расходов может вызвать снижениечастных инвестиций. Если бы инвестиции сокращались на такую же величину, накоторую увеличивались правительственные расходы, тогда фискальная политика былабы полностью неэффективной.

Масштабы«эффекта вытеснения» являются предметом оживленных дискуссий. Например,некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснениебудет незначительным. Рациональное зерно состоит здесь в том, что в условияхспада стимулы, создаваемые увеличением правительственных расходов, могутулучшить ожидания прибыльности у предпринимателей, что является важнойдетерминантой спроса на инвестиции. Если кривая спроса на инвестиции сдвигаетсявправо, тогда инвестиционные расходы не должны падать - они могут дажеувеличиться, хотя ставка процента возрастает.

Фискальная политика в открытой экономике

Дополнительныесложности осуществления фискальной политики возникают, когда экономикапредставляет собой часть мировой экономики, т.е. открытая экономика.

Известно,что события и меры экономической политики, предпринимаемые за рубежом, влияютна чистый экспорт и экономику. В этой связи можно быть подверженными действиюнепредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут сократитьЧНП и обесценить мероприятия фискальной политики. Вопрос состоит в том, что всевозрастающее участие в мировой экономике приносит с собой сложностимеждународной взаимозависимости наряду с преимуществами участия в специализациии торговле. Примером может служить эффект чистого экспорта, который действуетчерез международную торговлю, подрывая эффективность фискальной политики. Сутьв следующем: сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая фискальнаяполитика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. И наоборот:«симулирующая фискальная политика может повысить уровень внутренних ставоки в конечном счете сократить чистый экспорт.

Фискальная политика, ориентированная напредложение

Предполагалось,что фискальная политика оказывает воздействие исключительно на спрос, т.е. навеличину совокупных расходов и совокупный спрос. Но экономисты признали, чтофискальная политика - особенно изменение налогов - может изменять совокупноепредложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальнаяполитика может вызвать в соотношении «уровень цен - реальное производство».

Сторонникиконцепции «экономики предложения» считают, что более низкие ставки налогов необязательно должны приводить к сокращению налоговых поступлений. Вдействительности можно ожидать, что снижение ставок налогов обеспечит ростналоговых поступлений за счет значительного роста национального выпуска идохода. Эта расширившаяся налоговая база обеспечит рост налоговых доходов дажепри более низких ставках. Таким образом, с точки зрения кейнсианских подходовснижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличитдефицит бюджета, подход «экономики предложения» предполагает, что сокращение ставокналогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговыхпоступлений и сокращение дефицитов.

Большинствоэкономистов с осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращенияналогов с позиций «экономики предложения»: 1) они чувствуют, что ожидаемоепозитивное воздействие сокращения налогов на стимулы к труду, сбережению иинвестициям, а также стимулы к риску могут быть на самом деле не столь сильны,как надеются сторонники «экономики предложения»; 2) любые сдвиги кривой совокупногопредложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер, тогда каквоздействие на спрос станет ощущаться в экономике намного быстрее.

Бюджетный дефицит

Бюджетныйдефицит - это та сумма, на которую расходы правительства превосходят его доходыза данный год.

Концепциирегулирования бюджета.

А.Ежегодно балансируемый бюджет. До «Великой депрессии» 30-х гг. ежегоднобалансируемый бюджет общепризнанно считался желанной целью государственныхфинансов. Но ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает фискальнуюдеятельность государства как антициклическую и стабилизирующую силу.

Ежегоднобалансируемый бюджет должен: 1) либо увеличить ставки налога; 2) либо сократитьгосударственные расходы; 3) либо использовать сочетание этих двух мер. Проблемазаключается в том, что все эти меры являются сдерживающими по своему характеру;каждая из них еще больше сокращает, а вовсе не стимулирует совокупный спрос.Аналогично, ежегодно балансируемый бюджет будет вызывать ускорение инфляции.Как только в процессе инфляции повышаются денежные доходы, автоматическивозрастают налоговые поступления. Для того чтобы ликвидировать грядущиебюджетные излишки, правительство в этой ситуации должно: 1) или снизить ставкиналога; 2) или увеличить правительственные расходы; 3) или использоватьсочетание обоих подходов. Ясно, что использование любого из этих трех подходовусилит инфляционное явление в экономике.

Итак,ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным; такаяполитика является про-, а не антициклической.

«Консервативные»экономисты выступили в поддержку бюджета, балансируемого на ежегодной основе,думая при этом больше всего не об опасностях дефицитов и растущегогосударственного долга как таковых, а о том, что, с их точки зрения, ежегоднобалансируемый бюджет абсолютно необходим для того, чтобы ограничитьнежелательное и неэкономичное расширение государственного сектора. Бюджетныедефициты, с их точки зрения, являются яркой демонстрацией политическойбезответственности.

Дефицитыпозволяют политическим деятелям дарить обществу выигрыши, связанные с ростомправительственных программ расходов, избегая при этом сопутствующих этимпрограммам издержек в виде уплаты более высоких налогов. Другими словами, эти«фискальные консерваторы» считают, что правительственные программы имеюттенденцию расти быстрее, чем следовало бы, потому что общественная оппозицияэтому росту намного меньше, когда он финансируется за счет роста дефицита, а нероста налогов.

Экономистыконсервативного направления и соответствующие политические деятели хотели быиметь законодательство или конституционную поправку, внедряющуюсбалансированный бюджет с целью замедлить рост правительственных программ. Онирассматривают рост дефицитов как проявление более фундаментальной проблемы -посягательства правительства на само существование частного сектора.

Балансируемый бюджет на циклической основе. Идея бюджета, балансируемого нациклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую,политику и в то же время балансирует бюджет. В этом случае бюджет не долженбалансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходеэкономического цикла.

Логическоеобоснование этой концепции бюджета достаточно простое. Для того чтобыпротивостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы,т.е. сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъеманеобходимо повысить налоги и урезать правительственные расходы. Возникающее наэтой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытиефедерального долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительственныефискальные действия должны создать позитивную антициклическую силу, иправительство даже при этом условии может сбалансировать бюджет, но не на ежегоднойоснове, а за период в несколько лет.

Ключеваяпроблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады вэкономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности и,следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачейсбалансирования бюджета в ходе цикла. Например, длительный и глубокий спад, закоторым последует короткий и скромный период процветания, будет означатьпоявление большого дефицита в период спада, маленького или никакогоположительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклическогодефицита бюджета.

Государственный долг

Государственныйдолг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетовфедерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место встране.

Государственныйдолг возникает в результате роста военных расходов, особенно в периодыэкономических спадов, и политики сокращения налогов (как подоходных, так и сприбыли предприятий). Федеральный бюджет является прежде всего инструментом длядостижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство недолжно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достиженияэтой цели.

Уровеньгосударственного долга требует осуществления ежегодных процентных платежей.Если не использовать прирост размеров долга, эти ежегодные выплаты процентовдолжны производиться из суммы налоговых поступлений. Такие дополнительныеналоги могут погашать стремление брать на себя риск, стремление к инновациям, кинвестициям, к работе. Существование большого государственного долга можетподорвать экономический рост. Отношение процентных платежей к размеру ВНПпоказывает тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты процентовпо долгу. Поэтому некоторые экономисты обеспокоены тем фактом, что этотпоказатель резко увеличивается в последние годы.

Очевидно,что выплата процентов и суммы долга требует передачи части национальногореального выпуска продукции в распоряжение других стран. Следует отметить, чтодоля государственного долга, приходящаяся на иностранных кредиторов,увеличивается в последние годы во всех странах. Это повод для серьезногобеспокойства, особенно для России.

Можетли государство перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечибудущих поколений или оставить будущим поколениям меньшие по размерам основныепроизводственные фонды - так, скажем, меньшую «национальную фабрику»? Этавозможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, чтодефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно,сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить, последующиепоколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и,следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже, чем вдругих случаях.

Воснове растущих опасений по поводу дефицитов и государственного долга лежатнесколько обстоятельств:

остаетсяоткрытым вопрос о размерах долга;

процентныеплатежи, связанные с государственным долгом, растут очень быстро;

вызываетбеспокойство то, что ежегодные дефициты сформировались в условиях мирнойэкономики, которая функционирует весьма близко к уровню полной занятости.

Крупныедефициты, существующие в период полной занятости, ставят несколько вопросов:

1)наиболее значительная вероятность «вытеснения» возникает, когда экономикафункционирует при полной занятости;

2)стимулирующий эффект таких дефицитов может вызвать инфляцию избыточного спроса;

3)крупный бюджетный дефицит делает затруднительным для страны достижение балансав международной торговле. Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденциюстимулировать импорт и сдерживать экспорт и нередко ведут к распродаженационального богатства.

Прифинансировании своих дефицитов правительство должно выходить на рынок капиталови вступать в конкуренцию с частным сектором за получение средств. Этоподталкивает процентные ставки вверх.

Ростставок процента, в свою очередь, также имеет два важных последствия.

Во-первых,он не способствует частным инвестиционным расходам.

Пообщему мнению, дефициты сталкивают экономику на путь замедленного роста вдолгосрочном плане.

Во-вторых,более высокий уровень процента по правительственным и частным ценным бумагамделает финансовые инвестиции более привлекательными для иностранцев. Притокиностранных средств может способствовать финансированию и дефицита, и частныхкапиталовложений. Но такой приток средств представляет собой прирост внешнегодолга. А выплата процентов и погашение долгов иностранцам вызывает сокращениебудущего национального производства.

В-третьих,сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику.Заметим, что вышеизложенные соображения подкрепляют наш ранее сделанный вывод втом, что стимулирующая фискальная политика может быть для экономики намногоменее стимулирующей, чем предполагает простая кейнсианская модель. Итак,стимулирующее воздействие дефицита может быть сглажено как за счет эффектавытеснения, так и отрицательного эффекта чистого экспорта, вызванногодефицитом.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта matfak.ru/

Важным инструментом макроэкономического регулирования является налогово-бюджетная политика государства.
Н-Б политика включает фискальную (в области налогообложения и регулирования структуры гос.расходов с целью воздействовать на экономику), бюджетную (в области регулирования бюджета; ключевое звено экон. политики) политику и финансовые программы
Бюджетно-налоговая (налоговая - фискальная) политика является частью финансовой политики - совокупности финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы; воздействие государства на ур-нь деловой активности посредством изменения гос-х расходов и налогообложения.

Бюджетно-налоговая политика– это такая политика, которая направлена на стабилизацию эк-ки с помощью гос. бюджета и налоговой системы. От качества федерального бюджета, от уровня собираемости налогов зависят инвестиционные возможности гос-ва, уровень соц. защиты граждан, предпринимательская активность, взаимоотношения РФ с другими странами и в целом результативность всей внутренней и внешней политики гос-ва.

Государственный бюджет – важн. элемент НБП. Это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспеения задачи функций государства и местного СУ. Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разных уровней наз-ся налогово-бюджетным федерализмом. В Российской статистике испол-ся пон-е консолидированный бюджет(складывается из федерал., регионал. и местных бюджетов). Дефицит (профицит) гос-го бюджета опр-ся как разница между доходами и расходами. Дефицит (профицит) измер-ся в %-м отн-ии к ВВП. С 2000 г. в России профицит.

Различают первичный (общий дефицит, уменьшенный на сумму %-х выплат по гос. долгу) и общий дефицит (профицит) гос. бюджета.

В макроэконом. теории рассм-т 3 вида дефицита гос. бюджета: 1)фактический – отрицательнаяая разница между фактическими доходами расходами гос. бюджета; 2)структурный – разница м/д доходами/расходами, расчитаная для ур-я ВВП, соотв-щего полной занятости; 3)циклический – разница м/д фактическим и структурным дефицитом гос.бюджета, пред-т собой следствие колебания экон. активности в ходе делового цикла.

КРИВАЯ ЛАФФЕРА - кривая, характеризующая в графическом виде зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимум (рис.1).

Рис.1.Кривая Лаффера. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок

Фискальная политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная (гибкая) НБП – это сознательное регулирование государственных расходов и уровня налогообложения с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост (с целью воздействия на ур-нь экон. активности). Инструменты ДФП: изменения в законах о ставках налогов, в законах о правительственных программах расходов на социальные нужды, изменения программ обществ–х работ. Но этот процесс – медленный, что снижает эффективность дискреционной фискальной политики. Гос – во в период подъема использует сдерживающую Ф. политику (расходы <, налоги > или и то и др. вместе), в фазе спада гос-во проводит стимулирующую Ф. пол-ку, т.е. наоборот.
Недискреционная (негибкая, автоматическая) НБП - это автоматич. изм-я в уровне налоговых поступлений независимо от принятий решений органами власти. Эта политика явл-ся рез-ом действия автоматич-х, или встроенных стабилизаторов, т.е. мех-ов, к-ые уменьшают реакцию реал. ВВП на изм-е совокупного спроса. Автоматические стабилизаторы применяются правительством автоматически, что предусмотрено законами и встроено в расходную часть бюджета. Основой для таких действий является лишь наличие рецессионного или инфляционного резерва.
Типы фискальной политики (ФП):

1. расширительная ФП осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок,
что, как известно, ведет к увеличению бюджетного дефицита.

2. ограничительная ФП основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок. Этот тип фискальной политики применяется для преодоления инфляционных расходов.

3. антициклическая ФП состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Этот тип политики стимулирует спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления.
Дефицит государственногобюджета – величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы. Соответственно величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом. Как правило, он идет на покрытие государственного долга.

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада производства, низкой производительности труда, снижения эффективности производства.

Причина дефицита бюджета кроется также в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесообразности и эффективности. Высокие расходы на содержание армии, административного аппарата, покрытие убытков предприятий приводят к проеданию бюджетных средств. Отрицательное воздействие на сбалансированность бюджета имеет инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционная политика.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга.

В результате государственных займов формируется государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов.
Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Внешний долг (из МВФ, например, займы) ложится тяжелым грузом на страну, внутренний (то, что гос-во берет взаймы для финансирования дефицита гос. бюджета внтури страны (у фирм, у населения))– приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Отказ гос-ва обслуживать и погашать свои обязательства означает суверенный дефолт (банкротство гос-ва).Критическими или пороговыми для внеш. займов явл-ся след. показатели: отношение внеш. долга к ВВП не выше 80%; долг по отн. к экспорту – не более 200%; отн. стоимоть обслуживания внеш, долга по отн-ю к экспорту - не более 15-20%.

7. Налоги: сущность, виды. Проблемы и противоречия налогооблажения в России.

Налог - это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налога на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая - на косвенные.

Основные налоги.

1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика - физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика.

2. Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.

Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). В России ставка этого налога близка к той, что действует в ведущих развитых странах - до 35%.

3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично - их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. В России взносы предприятий в государственные внебюджетные фонды составляют около 39,5% от их затрат на заработную плату.

4. Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

Налог на добавленную стоимость взимается в России (по стандартной ставке 20%) и почти во всех развитых странах по основной (стандартной) ставке, которая колеблется, например, в ЕС, вокруг 15%. Однако по некоторым товарам и услугам НДС не взимается, а по другим взимается по повышенной или пониженной ставке. В большинстве регионов России взимается и налог с продаж (по ставке до 5%) с ряда товаров и услуг. В некоторых регионах России начал действовать единый налог на вмененный доход. Его плательщиком является малый бизнес в сфере услуг. Налог уплачивается раз в квартал в размере 20% от предполагаемого будущего налога.

Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя) зависит прежде всего от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база - это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка - это размер, в котором взимается налог.

Легче всего собирать налоги с заработной платы и жалованья. Здесь налоги взимаются автоматически в момент выплаты причитающихся денег; никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется и практически нет возможностей укрытия от налогов. То же самое относится к остальным социальным взносам (социальным налогам). Легко взимать акцизы и налоги на добавленную стоимость, но, хотя они дают поступления немедленно, существует возможность искусственного завышения материальных издержек и приуменьшения облагаемого прироста стоимости.

При нормальной организации таможенной службы сбор таможенных пошлин также не связан с серьезными проблемами.

Наибольшие трудности возникают при получении налогов с корпораций (фирм) в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений в различные фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными за регулирование экономики.

Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала.

Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы, получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошедший год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, т.е. фактически эти налогоплательщики получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. В связи с относительно низким уровнем жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий и НДС

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Легче всего обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

На первый план постепенно выходит задача сохранения стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборах отдельные изменения все в большей степени должны быть направлены на повышение ясности законодательства и на однозначность его применения налогоплательщиками.

Стабильность налоговой системы подразумевает и неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода времени, что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только не возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития.

Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.

Фискальная политика – это сознательное манипулирование государственным бюджетом, направленное на стабилизацию экономического развития. Механизм действия фискальной политики включает две части: 1) дискреционную фискальную политику, осуществляемую через преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов (государственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей; 2) недискреционную фискальную политику или политику встроенных стабилизаторов, основанную на зависимости изменений налоговых поступлений и государственных трансфертов от цикла деловой активности.

Цель фискальной политики – обеспечение неинфляционного производства в условиях полной занятости и стимулирование экономического роста.

Прежде чем мы перейдем к анализу сущности фискальной политики, остановимся на основных ее компонентах : государственном бюджете и налоговой системе.

Государственный бюджет – это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, как правило на год, утвержденная в законодательном порядке.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов :

1. Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единобразие финансовых документов и бюджетной классификации.

2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и поступления.

3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов.

4. Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках дохода.

5. Принцип обязательности – раз бюджет принят, надо его исполнять.

Баланс бюджета предполагает равенство доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит. Превышение же доходов над расходами означает бюджетный излишек.

Обычно под государственным бюджетом понимают не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных административно- территориальных властей. С бюджетами тесно связаны внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и создаваемые за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета. Примером могут быть Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования.

Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений.

Расходная часть обычно включает :

1. Финансирование социальной сферы;

3. Финансирование народного хозяйства;

5. Обслуживание государственного долга;

Соотношение между статьями расходов зависит от многих факторов: положения страны в мировом хозяйстве, уровня развития, роли государств и роли государственного сектора в экономике, политической ситуации, национальных особенностей и т. д. Но в целом тенденция такова: структура государственных расходов развитых стран в современных условиях изменилась в пользу социальных программ. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы составляют 28 %, а социальные – 47,3 %. В других странах социальная сфера порой поглощает свыше 50 % бюджетных расходов.

Финансирование народного хозяйства обычно включает: а) капвложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на различные государственные программы. Удельный вес этих расходов варьируется в пределах 10 – 20 %, все зависит от масштабов государственного сектора.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Идеальное исполнение бюджета – это полное покрытие расходов доходами, но, как правило, такая ситуация бывает крайне редко. Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита и государственного долга.

Дефицит бюджета , как уже было отмечено – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы.

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит.

Структурный дефицит – это дефицит федерального бюджета при естественном уровне безработицы, равном 6 %. Разность между реальным и структурным дефицитом определяется как циклический дефицит .

Изменения структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. К примеру, в период подъема деловой активности сокращается циклический дефицит за счет снижений выплат пособий по безработице, больших налоговых поступлений в бюджет. В то же время может нарастать структурный дефицит, в частности, по причине увеличения расходов на оборону или на проведение различных социальных программ.

К причинам бюджетного дефицита можно отнести следующие:

Спад общественного производства;

Неоправданно раздутые социальные программы;

Возросшие затраты на финансирование ВПК;

Оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;

Практика финансирования государством убыточных, малорентабельных предприятий;

Несовершенство налоговой системы, позволяющее отдельным производителям получать необоснованные налоговые льготы, укрывать свои доходы от налогообложения;

Чрезмерные расходы на содержание аппарата управления.

Дефицит бюджета должен быть профинансирован. Существует несколько вариантов его покрытия. Можно финансировать дефицит бюджета за счет выпуска новых денег . Последствия такой меры общеизвестны. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит. Чтобы этого избежать, большинство стран в своих конституциях закрепили независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти, который не обязан финансировать правительство.

Другой вариант покрытия – это государственные займы как внутренние так и внешние. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, (например, у пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков. Последняя форма финансирования бюджетного дефицита в развитых станах обычно практикуется местными властями. Правительство же может рассчитывать на кредит у Центробанка только в исключительных, специально оговоренных законом случаях, так как регулярное его кредитование может привести к инфляционным процессам.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Размещая ценные бумаги на денежном рынке, государство забирает финансовые средства, которые могли бы стать инвестициями. Кроме того, если государство расширяет предложение своих облигаций, то снижается их курс, и повышаются процентные ставки. Инвестиционные же расходы обратно пропорциональны ставке процента. Следовательно, государственное заимствование будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов, сдерживая, таким образом, развитие экономики. В экономической науке данное явление получило название «эффекта вытеснения» .

Нарастание бюджетного дефицита в экономике приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма, накопленная в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг подразделяется на внутренний (т.е. долг своему населению), внешний (т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам), а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном долге видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. По поводу первой опасности можно отметить следующее: частные фирмы могут обанкротиться, государство не может, так как правительство, в отличие от фирм, обладает широкими возможностями выполнять свои финансовые обязательства. Каким образом? 1) Через рефинансирование- государство продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций; 2) путем взимания новых налогов, которые идут на выплаты процентов и общей суммы государственного долга; 3) с помощью создания новых денег. Что касается второй опасности, то специфика внутреннего долга, который составляет большую часть государственного долга, такова, что мы как бы должны сами себе. В то время как государственный долг представляет собой сумму обязательств перед гражданами страны как перед налогоплательщиками, большая часть того же самого долга одновременно является активами граждан как держателей облигаций. Поэтому можно сказать, что будущие поколения, наследуя государственные долги, одновременно становятся наследниками правительственных облигаций на эту же сумму.

Тем не менее, рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия:

1. Выплата процента по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах. Деньги от менее обеспеченных переходят к более обеспеченным, которые, как правило, и являются держателями облигаций;

2. Повышение ставок налогов для финансирования государственного долга может подорвать действия экономических стимулов, уменьшить инвестиции в производство, усилить социальную напряженность в обществе, и т. д.;

3. Внешний долг предполагает передачи части созданного внутри страны продукта за рубеж;

4. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны. Так, если платежи по внешнему долгу составляют 20 – 30 % поступлений от внешнеэкономической деятельности, страны, то привлекать новые займы из – за рубежа становится трудно, страна может попасть в положение безнадежных должников;

5. Если государство, «выталкивая» частные инвестиции, расходует взятые в долг денежные средства на строительство мостов, автострад, портов и т. д., или вкладывает инвестиции в «человеческий капитал» в системе здравоохранения и образования, то тем самым укрепляется будущий потенциал страны. Но, если прирост правительственных расходов происходит за счет увеличения расходов потребительского характера, то будущее поколение может унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и иметь соответственно более низкий уровень жизни.

Рост государственного долга наблюдается сегодня практически во всех странах.

Осуществление фискальной политики непосредственно влияет на размеры бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный бюджет - баланс запланированных расходов и доходов правитель­ства за определенный период, обычно за год, содержащий перечень программ расходов (об­разование, оборона, управление и т.д.), а также источников получения доходов (подоходные налоги, акцизные и прочие), используемый правительством для контроля своей фискальной деятельности. Государственный бюджет бывает фактическим, структурным и циклическим.

Дефицит государственного бюджета () есть разность между расходами и доходами го­сударства за определенный период. Если все государственные доходы сводятся к налогам, то . По определению . Когда Т > G, то есть , то имеет место бюджетный из­быток.

Государственный долг есть алгебраическая сумма бюджетных дефицитов и избытков за все прошедшие годы.

Основными неблагоприятными для экономики последствиями роста государственного долга являются:

1. необходимость сокращать потребление для увеличения вывоза товаров и услуг в уп­лату процента по внешнему долгу;

2. перемещение денежных средств в государственный долг, приводящее к сокращению инвестиций и росту ставки процента;

3. снижение стимулов к труду в результате повышения ставок налога для выплаты про­центов по внутреннему долгу;

При анализе взаимозависимости между экономической политикой государства и состоя­нием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита: структурный дефи­цит и циклический дефицит.

Под структурным дефицитом понимается разность между текущими государствен­ными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

Циклический дефицит есть разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом.

Во время спада к структурному дефициту добавляется циклический, во время бума структурный дефицит уменьшается на абсолютную величину циклического. Фактический дефицит во время спада больше, а во время бума меньше структурного дефицита.

Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики государства, а циклический дефицит есть результат действия встроенных стабили­заторов.

По размеру наблюдаемого дефицита нельзя судить о том, насколько активно правитель­ство проводит фискальную политику. Во время спада дефицит может свидетельствовать о недостаточном объеме государственных расходов: возможно, что их увеличение привело бы к росту реального национального дохода и сокращению дефицита.

Степень стабилизированного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования. Финансируется дефицит за счет:

1. экономии ресурсов на содержание государственного аппарата;

2. выпуска внутренних и внешних государственных займов в виде ценных бумаг;

3. займов у внебюджетных фондов (фондов страхования, фонда страхования по безра­ботице, пенсионного фонда и других);

4. кредитно-денежной эмиссии денег (монетаризация).

Если бюджетный дефицит сохраняется на протяжении продолжительного времени, то размер государственного долга неуклонно повышается.

Внутренний долг - это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны.

Внешний долг - задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

Внутренний долг порождается долговым финансированием бюджетного дефицита. Государственные займы выпускаются на различные сроки, поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до одного года), среднесрочным (до пяти лет) и долгосрочным (свыше пяти лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономи­стов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, по­скольку это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинанси­ровать его путем повышения налоговых ставок, эмиссии денег, рефинансирования.

Вместе с тем имеются некоторые негативные последствия внутреннего долга. Во-первых для стран с низким уровнем дохода, а следовательно и сбережений, покупка населением, субъектами хозяйствования государственных долговых обязательств является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быст­рыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению ос­новного капитала. Во-вторых, государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны. В-третьих, увеличиваются суммы процентных выплат по внутреннему долгу, которые бывают весьма обременительными, особенно во время стагнации и спада производства. Все это заставляет отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. В случае, если темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста ВНП, правительству необходимо предпринимать определенные меры по управлению долгом. Это может быть инфляция, введение специальных налогов и секвестрование бюджета.

Внешний долг может появиться по двум причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценных бумаг нерезидентам. Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего.

1.4.2 МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА

В отличие от фискальной политики, мероприятия которой направлены непосредственно на рынок благ при проведении монетарной политики объектом воздействия является денеж­ный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег, находящихся в обращении. Поэтому главная роль в проведении монетарной политики принадлежит Центральному банку (ЦБ). Конечная задача кредитно-денежной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости, росте реального объема производства, устойчивости платежного баланса. Выполне­ние этой конечной задачи невозможно без осуществления промежуточных задач: регулирования объема денежной массы, уровня процентной ставки, объема кредитов, обменного курсам.

Инструментами денежно-кредитной политики являются:

1. Денежная эмиссия - рост наличных денег в обращении.

2. Учетная политика - установление ЦБ определенного процента, называемого учетной ставкой или ставкой рефинансирования, за предоставление ссуды коммерческому банку для пополнения резервов.

3. Политика открытого рынка - продажа и покупка ЦБ ценных бумаг на общедоступ­ных институциональных площадках купли-продажи ценных бумаг, а не в порядке соглашений. Является на сегодняшний день основным инструментом денежно-кредитной политики.

4. Валютная политика - оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает.

5. Резервная политика - установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в ре­зервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других фи­нансовых инструментов). Обязательные резервы выполняют функцию страхового фонда для депозитов. Повышение нормы минимальных резервных покрытий ЦБ сокращает кредитные возможности коммерческих банков, тем самым ограничивая количество находящихся в об­ращении денег.

Фискальная политика - это порядок формирования государственных доходов и налогообложения, направленный на обеспечение экономического роста, полной занятости, поддержания стабильности хозяйства и снижения темпов инфляции. Составной элемент экономической системы, реализует функции государства. Совокупность финансовых мер правительства по регулированию экономики.

Фискальную политику в США осуществляют два органа: Совет экономических консультантов (СЭК) создан для оказания помощи и выработки рекомендаций по экономическим вопросам президенту США. Собирает и анализирует экономическую информацию для составления прогнозов, выработки программ и формирования политики для национальной экономики.

Общественный экономический комитет (ОЭК) рассматривает широкий круг экономических проблем общенационального значения (занятость, социальная защита населения и.т.п.).

Основой фискальной политики служат финансовые отношения.

Финансовые отношения - экономические денежные отношения, опосредующие производство, распределение, перераспределение валового национального продукта (ВНП) посредством одностороннего, безэквивалентного, безвозмездного и безвозвратного движения денежных фондов в финансовой системе.

Финансовая система - это финансовые отношения и органы их реализующие. Центром финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет - финансовый план государства, баланс его доходов и расходов по источникам поступления и основным направлениям использования средств.

Существуют понятия: консолидируемый, циклический, структурный, реальный бюджет, бюджет полной занятости.

Консолидируемый бюджет - бюджет государства и бюджеты регионов.



Циклический бюджет учитывает изменения в доходах и расходах государства в зависимости от фазы цикла, в. которой находится Экономика.

Структурный бюджет отражает изменение доходов и расходов государства в результате структурной перестройки в экономике.

Реальный бюджет - определяется реально существующими доходами и расходами государства. Их соотношение может быть различным.

Бюджет полной занятости показывает, каковы были бы правительственные излишки или дефициты, если экономика функционировала бы в условиях полной занятости.

Бюджетные излишки - положительное сальдо бюджета, превышение доходов государства над его расходами.

Бюджетный дефицит - отрицательное сальдо бюджета, устойчивое превышение расходов государства над его доходами.

Существуют: структурный, циклический и реальный дефицит бюджета.

Структурный дефицит бюджета - результат правительственной фискальной политики. Возникает, когда экономика функционирует в пределах потенциального объема производства, но в условиях изменяющегося соотношения между отраслями хозяйства.

Циклический дефицит бюджета - следствие изменений в промышленном цикле возникает, когда экономика находится в той или иной фазе процесса воспроизводства.

Реальный дефицит бюджета определяется фактически существующим превышением расходов" над доходами государства.

Методы балансирования бюджета:

1) ежегодно балансируемый бюджет;

2) бюджет, балансируемый на циклической основе;

3) функциональный бюджет.

Ежегодно балансируемый бюджет дает возможность добиваться экономического роста; преодолевает безработицу и инфляцию. В то же время этот метод балансирования снижает возможности фискальной деятельности государства, углубляет колебания делового цикла и вызывает падение темпов экономического роста и темпов инфляции. Реализуется правительственным увеличением ставок налогов и сокращением государственных расходов.

Существует понятие мультипликатора сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета - это равные увеличения правительственных расходов, налогообложения, ведущие к соответствующему росту равновесного ЧНП. Он равен единице.

Бюджет, балансируемый на циклической основе - связан с антициклической политикой. Чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоговые ставки и увеличивает свои расходы.

Функциональный бюджет - метод балансирования бюджета, при котором все усилия государства сосредоточиваются на обеспечении полной занятости, стабилизации экономики, снижении темпов инфляции.

Существуют три способа финансирования государственного бюджета: 1) за счет займов у населения (внутренний заем); 2) посредством продажи процентных бумаг за рубежом (внешний заем); 3) за счет выпуска (эмиссии) новых денег.

Внутренний заем - выпуск и размещение государственных облигаций и других ценных бумаг среди населения и фирм в размере бюджетного дефицита или его части. Увеличение расходов государства осуществляется за счет потребления общества.

Внешний заем - договор с правительством другой страны о предоставлении в распоряжение иностранного заемщика материальных ценностей или денег, на условиях возврата, на срок и с выплатой процентов. Увеличивает внешний государственный долг, но не сокращает личного потребления в стране-кредиторе.

Эмиссия - способ финансирования бюджетного дефицита путем дополнительного выпуска денег в обращение. Приводит к росту инфляции.

Фискальная политика бывает автоматическая и дискреционная.

Автоматическая фискальная политика - так называемая политика "встроенных стабилизаторов". При ней прогрессивная шкала налогообложения приводит изменение налоговых поступлений в прямое соответствие с уровнем ЧНП, либо национального дохода; используется при автоматической стабилизации экономики.

"Встроенный (вмонтированный) стабилизатор" - это любая мера, имеющая тенденцию сократить положительное сальдо государственного бюджета в период спада производства и увеличить положительное сальдо (или уменьшить дефицит) в период инфляции, без необходимости принятия каких-либо специальных мер со стороны правительства.

Автоматическая стабилизация использует элементы автоматической фискальной политики государства включающей: 1) автоматическое изменение поступлений в бюджет с изменением доходов предпринимателей и населения; 2) помощь безработным и другие социальные выплаты; 3) льготы фермерам; 4) сбережения (нераспределенная прибыль
корпораций и накопление денежных средств населением).

Дискреционная фискальная политика состоит в сознательном манипулировании ставками налогов, структурой налогообложения, размерами государственных расходов с целью изменения объема национального производства и занятости, контроля за темпами инфляции и ускорения экономического роста. Бывает стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая дискреционная политика включает: 1) увеличение государственных расходов; 2) снижение налогов; 3) их сочетание. При сбалансированном бюджете в период спада или депрессии необходим бюджетный дефицит.

Сдерживающая дискреционная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов; 2) повышение налоговых ставок; 3) их сочетание. Должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если в экономике инфляция.

Существуют прямые и косвенные фискальные методы регулирования экономики.

Прямые методы - способы бюджетного регулирования, когда средства госбюджета используются для финансирования затрат на расширенное воспроизводство и покрытие непроизводственных расходов государства, на правительственные инвестиции и проведение структурной политики.

Государственные финансовые ресурсы используются для предоставления субсидий и дотаций фирмам и отраслям экономики, целевых кредитов; осуществления государственных закупок товаров и услуг с целью стабилизации хозяйственной конъюнктуры.

Субсидия - финансовая помощь в виде денежного пособия, предоставляемого правительством за счет государственного бюджета предпринимателям своей страны, зарубежным фирмам и государствам.

Дотация - форма централизованного регулирования доходов и расходов фирм, затраты которых превышают их прибыли. Денежная помощь из государственного бюджета для компенсирования убытков предприятий и организаций производственной и непроизводственной сфер.

Целевые кредиты - коммерческие и инвестиционные кредиты, предоставляемые фирмам на строго определенные цели.

Государственные закупки - закупки государством у фирм и корпораций товаров и услуг по контракту, либо государственному заказу с последующей их переработкой и реализацией на внутреннем либо внешнем рынках.

Государственный заказ - задание производителям по изготовлению дефицитного либо особого товара, имеющего общенациональное значение, пользующегося спросом внутри страны и за рубежом.

Косвенные методы бюджетного регулирования - мероприятия, с помощью которых государство воздействует на финансовые возможности производителей и на размеры потребительского спроса через систему налогообложения и политику ускоренной амортизации.

Система налогообложения - совокупность обязательных платежей (налогов) юридических и физических лиц в государственный бюджет; основной инструмент государственного регулирования экономики. Перечень налогов и их ставки определяются правительством страны.

Налоги - обязательные платежи предприятий, организаций, населения; основной источник дохода государственного бюджета, местных бюджетов. Влияют на затраты и прибыль предприятий, покупательную способность населения и уровень жизни.

Налоги различают:

По предмету налогообложения (прибыль, имущество и т.д.);

По учреждениям, которым поступают налоги (федеральный,
местный бюджет);

По субъекту обложения (фирмы, граждане);

По способу взимания {адвалорный, аккордный, паушальный);

По механизму взимания (прямые, косвенные);

По способу начисления (прогрессивный, регрессивный,
пропорциональный).

Система налогообложения Украины - утверждена законом "О системе налогообложения", принятым 25 июня 1991 года, которым определены следующие налоги, сборы и обязательные платежи:

Налоги на прибыль;

Налог на прибыль иностранных юридических лиц от
деятельности в Украине;

- налог с оборота;

- акцизный сбор;

- налог на добавленную стоимость;

Налог на экспорт и импорт;

Подоходный налог с граждан;

Плата за природные ресурсы;

Экологический налог;

Государственные пошлины (напр., с владельцев транспортных средств и др.);

Таможенные пошлины.

Существует двойное налогообложение.

Двойное налогообложение - это налог на прибыль иностранного участника СП. Первоначально этот налог уплачивается при переводе прибыли за границу, вторично налогообложение производится в стране иностранного партнера СП.

Методы налогообложения : 1) начисление; 2) удержание (уплата).

Начисление налога - определение размера задолженности, производится налоговыми органами на основе налоговой декларации (для физических лиц).

Налоговая декларация - официальное заявление лица о размерах его доходов в виде письменного документа, влекущего за собой юридическую и экономическую ответственность в случае сознательного искажения сведений.

Удержание налогов - вычет из получаемого дохода непосредственно (например подоходный налог на заработную плату).

Адвалорный налог - фиксированная процентная ставка, относимая к общей стоимости товара, на основе которой совершаются соответствующие платежи (торговые налоги, импортные пошлины и т.д.).

Паушальный платеж - лицензионное вознаграждение, определенная твердо зафиксированная в соглашении сумма.

Прогрессивный налог - налог, средняя ставка которого вырастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и снижается по мере сокращения этого дохода.

Пропорциональный налог - налог, средняя ставка которого остается неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика.

Регрессивный налог - налог, средняя ставка которого уменьшается (повышается) по мере увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщика.

Прямые налоги взимаются по фиксированной процентной ставке от суммы дохода. К ним относятся: налоги на доходы (прибыль) фирм, корпораций; индивидуальный подоходный налог, налоги с наследства, на транспортные средства и т.д.

Косвенные налоги . Механизмом взимания этих налогов служит ценообразование. Это налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с оборота, таможенные пошлины и др.

Налог на добавленную стоимость - часть вновь образованной стоимости на каждой технологической ступени производства товара или оказания услуги. Поступает в бюджет после их реализации, которая осуществляется по ценам, увеличенным на сумму налога.

Акциз - вид косвенного налога на товары массового спроса (винно-водочные, табачные изделия, соль, спички, бензин и др.). Уплачивается государству производителями и продавцами товаров. Акциз включается в цену товаров или тарифы за услуги.

Налог с оборота - часть чистого дохода общества, централизуемая в бюджете государством. Уплачивается с потребительских товаров и количественно представляет собой твердо фиксированную часть разницы между оптовой ценой продукции и издержками ее производства. Государство определяет перечень товаров, в цены которых включается этот налог.

В отдельных случаях государство предоставляет налоговые льготы.

Налоговые льготы - частичное или полное освобождение юридических или физических лиц от уплаты налогов; элемент налоговой политики; преследуют экономические или социальные цели. К льготам можно отнести налоговые каникулы.

Налоговые каникулы - установленный законом срок, в течение которого та или иная группа фирм освобождается от уплаты определенного вида налога.

Налоговые гавани - небольшие государства, регионы, территории и населенные пункты (порты), ориентированные на привлечение капиталов, как отечественных, так и из-за рубежа путем предоставления налоговых и других льгот в виде освобождения от тех или иных налогов или снижения ставок налогообложения.

Политика ускоренной амортизации сводится к освобождению предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Способствует экономическому росту и, вместе с тем, сокращает реальную покупательную способность населения в связи с ростом издержек и, следовательно, цен на товары.

Дефицитное финансирование из бюджета связано с образованием государственного долга.

Государственный долг формируется государственным кредитом.

Государственный кредит - кредитные отношения по поводу аккумуляции государством на началах возвратности денежных средств для финансирования правительственных расходов, покрытия бюджетного дефицита, стабилизации экономики и, в том числе, денежного обращения.

Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком - государство.

Государственный долг - это долг государства тем или иным экономическим, юридическим или другим субъектам, предоставившим взаймы денежные средства, материальные ценности, хозяйственные объекты и т.д. Представляет собой временную мобилизацию средств для покрытия расходов государства путем выпуска правительственных займов. Бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг - это задолженность государства гражданам, фирмам, организациям своей страны. Такая задолженность существует в форме эмитируемых государством ценных бумаг (облигаций, сертификатов, именных чеков и т.д.).

Облигации - ценные бумаги, удостоверяющие внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающие обязательство государства возместить их номинальную стоимость в предусмотренный срок с уплатой фиксированного процента. Могут быть как именными, так и на предъявителя, целевыми, выигрышными, свободно обращающимися (рыночными) или с ограниченным кругом обращения (нерыночными), сберегательными, казначейскими и др.

Сберегательная облигация - письменное свидетельство государства, удостоверяющее право владельца на получение по истечении установленного срока суммы облигации и процентов по ней.

Казначейские облигации - вид ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателем денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение срока владения. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц.

По срокам погашения облигации делятся: на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Срок погашения может быть правительством консолидирован.

Консолидация государственного долга - удлинение сроков займа.

Сертификат (денежный) - ценная бумага, удостоверяющая право ее собственника на получение определенной суммы денежных средств и процентов.

Именной чек - чек, выписанный на определенное лицо.

Внешний долг - это задолженность правительства страны иностранным гражданам, фирмам, государствам, международным организациям и фондам.

Обслуживание государственного долга - погашение основной суммы долга и уплата процентов по ней. В Украине обслуживание задолженности по внутреннему и внешнему государственному долгу поручено Национальному банку (НБУ).

Норма обслуживания внешнего долга выводится как отношение суммы платежей страны по обслуживанию внешней задолженности к объему ее экспорта. Эта норма показывает, какая часть валютной выручки в данный период изымается из экономики страны и не может быть использована в целях накопления или потребления.

Государственный долг оформляется государственными займами.

Государственные займы (внутренние и внешние) выпускаются как правительством, так и местными органами управления. Делятся на облигационные и Безоблигационные.

Безоблигационные займы это займы у банков или внешние межправительственные займы, международных организаций и фондов. Примером безоблигационного внутреннего займа может служить выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование Центральным банком государственного бюджета и т.д.

Существуют четыре направления воздействия государственного долга: распределение доходов, стимулирование, внешние связи, "эффект вытеснения".

Распределение доходов в связи с государственным долгом, владением облигациями и получением по ним процентов отдельными группами населения осуществляется неравномерно и ведет к их дифференциации.

Стимулирование - выплата процентов по государственному долгу вынуждает государство повышать ставки налогов, а это уменьшает мотивацию к предпринимательству.

Внешние связи - внешний государственный долг способствует усилению внешнеэкономических контактов.

"Эффект вытеснения" означает сокращение частных инвестиций вследствие дефицитного государственного финансирования.

Сущность "эффекта вытеснения" заключается в том, что фискальная политика, имеющая тенденцию к росту налоговых ставок, подрывает инвестиционный эффект частных предпринимателей.

Факторы, противодействующие "эффекту вытеснения": 1) увеличение государственных расходов на потребительские нужды и инфраструктуру; 2) наличие в стране безработицы, повышающей государственные расходы на социальные выплаты.

В руках государства имеются инструменты управления государственным долгом: рефинансирование, налогообложение, "создание денег".

Рефинансирование - это выпуск и размещение новых облигаций и погашение за этот счет предыдущего выпуска.

Налогообложение - способ управления государственным долгом путем манипулирования его структурой и ставками налогов.

"Создание денег" - увеличение массы денег в обращении, посредством использования механизма эмиссии в руках государства.

Для покупателей государственных облигаций существуют: финансовый, кредитный, рыночный, процентный и инвестиционный риски.

Риск - количественный размер потенциальных финансовых убытков. При превышении определенного уровня риска возникает такая ситуация, при которой инвестор отказывается принять риск на себя.

Инвестор - субъект инвестиционной деятельности осуществляющий вложение собственных средств в ценные бумаги (акции, облигации), производство, строительство и т.д.

Инвестиции - вложение средств в финансовые активы (ценные бумаги) и хозяйственную деятельность.

Финансовый риск - связан с возможностью ухудшения финансового положения эмитента облигаций (государства), который оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства по государственному долгу.

Кредитный риск - риск невыплаты основной суммы долга и процентов в связи с неплатежеспособностью или банкротством заемщика, нейтрализуется требованием гарантий, изучением кредитоспособности должника.

Рыночный риск - возникает в результате непредвиденных изменений на рынке облигаций, привлекательность которых, как объекта инвестиций может быть утрачена.

Процентный риск - изменение процентных ставок и связанное с ним снижение рыночной цены облигаций.

Инвестиционный риск - возможность получения дохода от инвестиций в меньшем размере, чем заранее рассчитанного инвестором.