Экономическая классическая школа. Методология классической политэкономии Что является предметом изучения классической политической экономии

Классическая политическая экономия возникла в Англии в XVII веке. Классической ее называют прежде всего за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки. Ее основатель – Уильям Петти. Предметом изучения политической экономии, по его мнению, является анализ проблем сферы производства, т.к. создание и приумножение богатства происходит исключительно в отраслях материального производства.

Петти выделяет четыре фактора производства: земля и труд – основные, квалификация работника и средства его труда – не основные. Таким образом, он рассматривал два мерила стоимости – труд и землю.

Важное место в его трудах занимает трудовая теория стоимости. Он различал рыночные и естественные цены. Естественная цена, или стоимость, определяется затраченным на производство товара трудом. Рыночная или политическая цена меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Опираясь на трудовую теорию стоимости, Петти рассматривал ренту как разницу между стоимостью товара и заработной платой, которая необходима для поддержания жизни работника.

Петти сделал существенный шаг вперед в вопросе о цене земли. По его мнению, она должна представлять капитализированную ренту, т.е. сумму годовых рент за определенное число лет.

То, что У.Петти высказал в форме догадок, Адам Смит (1723-1790) обосновал как систему, развернутую концепцию, изложенную в знаменитом труде ученого «Исследование о природе и причинах богатства народов». В нем он выделяет предмет изучения экономической науки – экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.

При объяснении экономических явлений А.Смит исходит из предположения о неизменности природы человека. В основе всех экономических процессов лежит эгоизм. Общее благо складывается вследствие действий отдельных индивидов, каждый из которых стремится к своей выгоде. Экономические отношения людей формируются спонтанно. В его учении впервые показана огромная роль свободного рынка как регулятора производства. Именно от него пошло ставшее крылатым выражение «невидимая рука рынка». Не отвергая полностью участие государства в экономической жизни и контроль со стороны государства, Смит отводит ему роль «ночного сторожа», а не регламентатора и регулятора экономических процессов.

Источником богатства Смит считает производство, условием роста богатства выдвигает повышение производительности труда, которое объясняется разделением труда. Само разделение труда обусловлено естественной склонностью людей к обмену, а глубина разделения труда связана с объемом рынка. В товаре он выделяет две составляющие: меновую ценность и потребительную ценность. При этом труд выступает как источник и мера ценности. Смит выделяет три основных вида дохода: заработную плату, прибыль и ренту.


Он впервые ввел категории валового и чистого дохода. Валовый доход – это совокупный общественный продукт, включающий все материальные затраты, в том числе и повторно учитываемые при последовательной переработке на разных стадиях технологического процесса. Чистый доход – это только вновь созданная ценность.

Помимо этого Смит внес значительный вклад в теорию стоимости, учение о доходах, капитале, происхождении денег, об экономической политике государства.

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Давид Риккардо (1772 – 1823). Он строит свою концепцию на трудовой теории стоимости. Полезность он рассматривает как необходимую предпосылку ценности, то есть то, что не имеет полезности, не может иметь меновой ценности.

Риккардо выводит закон денежного обращения: при неизменности количества товаров и их цены количество денег, необходимых для обращения, зависит от ценности денег. Так, он приходит к количественной теории денег, к выведению ценности денег из их количества.

Основной проблемой политической экономии Риккардо считал проблему распределения. Источник всех доходов – труд. Величина и соотношение доходов отдельных классов определяются не их вкладом в создание благ, а совершенно другими факторами. Теория заработной платы Риккардо сводится к положению о том, что оплата труда регулируется стоимостью минимума средств существования рабочих и не может на длительный срок подняться над этим уровнем. Рассматривая взаимосвязь между размерами прибыли и заработков рабочих, Рикардо пришел к выводу, что рост номинальной заработной платы ведет к уменьшению прибыли.

Особое место в его трудах занимает теория земельной ренты. По мнению Риккардо, природа в создании ренты не участвует, и не определяет уровень цен. На рынке не может существовать различных цен на одинаковую продукцию. Цена на зерно, выращенное в благоприятных для земледелия районах, устанавливаются на уровне, соответствующем величине затрат на худших землях. В результате производители, находящиеся в наилучших условиях, то есть имеющие лучшие земли, получают дополнительный доход – земельную ренту.

Определенный вклад был внесен Риккардо в теорию о внешней торговле, и прежде всего принцип сравнительных преимуществ. Согласно его учению от международного обмена выигрывают все страны, потому каждая страна получает возможность экономить затраты своего труда, специализируясь на производстве тех товаров, которые в данной стране выгоднее производить, но не по сравнению с другими странами, а по сравнению с производством других товаров в данной стране.

Французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832) вошел в историю экономической мысли как автор теории полезности. Он выдвинул новое предположение о том, что в производстве создается полезность, а полезность определяет ценность вещи. Труд не является единственным источником богатства. В создании полезности участвуют три самостоятельных фактора: труд, капитал, земля, с деятельностью которых связано все производство. Сэй закрепил за каждым фактором часть совокупного общественного продукта: за трудом – заработную плату, за капиталом – прибыль, за землей – ренту.

Широкое распространение получила теория рынков Сэя. Он пришел к выводу, что поскольку каждый продавец одновременно является покупателем, общий кризис сбыта невозможен, возможны лишь частные диспропорции; каждый заинтересован в благополучии всех, процветание одного производства благоприятно для всех других производств; те слои населения, что только потребляют, ничего не производя, не способствуют богатству страны, а разоряют ее.

Последний тезис опровергает другой последователь А.Смита – Томас Роберт Мальтус (1766 – 1834), приобретший широкую известность сочинением «Опыт о законе народонаселения». Он провозгласил, что главная и постоянная причина бедности не в плохом правлении и не в неравномерном распределении богатства, а в диспропорции между ограниченными ресурсами природы и притязаниями умножающегося населения. В связи с этим, одной из главных причин войн Т.Мальтус считал «недостаток места и продовольствия». Население, по его расчетам, удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии, а средства существования при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. Отсюда следует, что помощь нуждающимся беднякам не имеет смысла, так как это приведет к еще большему демографическому «взрыву».

Представители классической школы очертили круг фундаментальных проблем, сформулировали основные задачи, стоящие перед экономической наукой, создали исследовательский инструментарий, без чего невозможно было бы ее дальнейшее развитие.

Методология классической политэкономии представлена в работах выдающихся основателей этой школы: А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 г.), Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения», 1817 г.), Н. Сениора, Дж.Милля и др. А. Смит считал предметом экономической науки – экономическое развитие и рост благосостояния общества, развитие экономики опирается на материальные ресурсы общества. Основные положения методологии А. Смита следующие:

Интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества;

- «экономический человек» есть лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся ко все большему накоплению богатства;

Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция;

Погоня за прибылью и свободная торговля оцениваются как деятельность, выгодная всему обществу;

На рынке действует «невидимая рука», при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, который максимально выгоден как отдельным лицам, так и всему обществу;

Признание действия объективных экономических законов;

Количественный подход к экономическим закономерностям (нахождение количественных соотношений между такими категориями как стоимость, заработная плата, прибыль, рента, процент и т.д.);

Использование в исследованиях абстрактного метода.

В итоге он делал вывод о том, что государственное регулирование должно быть минимальным.

А. Смит описывал свой метод исследования как систему рассуждений при которой мы вначале задаемся «некими принципами, очевидными или доказанными, исходя из них объясняем ряд явлений, связывая все воедино общей логикой рассуждения». А. Смит связывал науку с «удивлением», это позволяет делать неожиданные открытия и восхищаться.

Д. Рикардо считал, что главная задача экономической науки – это выявление экономических законов, управляющих распределением продукта между классами. Он сформулировал экономический закон – « закон падения нормы прибыли», создал теорию земельной ренты. Д. Рикардо считал экономическую теорию наукой не в силу применяемых ею методов, а благодаря достоверности ее выводов.

Н. Сениор утверждал, что экономическая наука основывается на «немногочисленных общих предпосылках, которые вытекают из наблюдений за окружающей действительностью или здравого смысла и которые почти каждый человек, едва услышав о них, признал бы справедливыми, поскольку они совпадают с его собственными наблюдениями».



Н. Сениор выделял следующие предпосылки:

1) каждый человек стремится максимизировать свое благосостояние с минимально возможными усилиями;

2) численность населения растет быстрее объема ресурсов, необходимых для его пропитания;

3) труд, вооруженный машинами, может производить положительный чистый продукт;

4) в сельском хозяйстве норма отдачи убывает.

Джеймс Милль определял экономическую науку как «ментальную». Она интересуется человеческими мотивами и способами поведения людей в экономической жизни. Милль выделял следующие мотивы: стремление к богатству, жажду свободного времени, неэкономические мотивы (привычки, обычаи). Политическую экономию он считал абстрактной наукой, которая пользуется априорным методом, т.е. способом философствования, не имеющего вообще никакого отношения к опыту. Априорный метод – это способ рассуждать, отталкиваясь от некоей выдвинутой гипотезы. Поскольку гипотеза – это предпосылка, она может не иметь фактического основания, и в этом смысле можно сказать, что выводы политэкономии, как и выводы геометрии, верны лишь абстрактно, т.е. при некоторых предположениях. Таким образом, Дж.Милль под политэкономией как наукой понимал дедуктивный анализ, основанный на некоторых психологических предпосылках и абстрагирующийся от всех экономических аспектов человеческого поведения. Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частным, вывод частных положений из какой-либо общей мысли (противоположное индукции). Милль считал, что экономические законы действуют как тенденции.

Основные методологические положения классической политэкономии можно выразить в следующих пунктах:

1 Классическая политэкономия – это теория богатства. Она изучала экономику преимущественно на выходе, со стороны материального результата производственной деятельности – общественного продукта, его структуры и динамики. Продуктовая теория классической школы использовалась в дальнейшем в исследованиях К.Маркса, В.Леонтьева и др., в экономической статистике, в различных теориях роста. Ее эмпирическая база и методы – работа с макроэкономическими данными;



2 Классическая школа – это школа именно политической экономии, а не экономикс. Она не просто проводила анализ экономических явлений, а пыталась рассмотреть их в связи с политическими, культурными, правовыми и иными отношениями в обществе. Теоретикам этой школы был присущ синтетический, интегрирующий подход;

3 Классическая школа стремилась создать предельно абстрактную картину экономической действительности. Это привело в значительной степени к разрыву между теоретическим и эмпирическим базисом в научном исследовании и дало почву для критики этого направления со стороны К.Маркса и немецкой исторической школы (В.Рошера, Г. Шмоллера и др.);

4 Классическая политэкономия по преимуществу взяла на вооружение качественную методологию исследования экономических явлений, что приводило к наличию больших погрешностей в их выводах и вызвало последующую волну критики со стороны других направлений.

А.Смит и Д.Рикардо положили начало трудовой теории стоимости. А.Смит ввел в научный оборот и разграничил потребительную и меновую стоимости товара: «Слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание этим предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую-меновой стоимостью.

А.Смит начинает свое исследование с разделения труда, играющего важную роль в увеличении производительности труда и в росте национального богатства. Именно с разделением труда у него связано представление об «экономическом человеке». Эта категория лежит в основе анализа стоимости, обмена, денег, производства. Стоимость, по Смиту, определяется не затраченным трудом одного конкретного человека, а средним, необходимым для данного уровня развития производительных сил. Д. Рикардо доказал, что единым критерием определения стоимости является труд, затраченный на производство товара и измеряемый затратами рабочего времени. Он более четко провел различия между потребительной стоимостью товара и его стоимостью и показал, что при производстве стоимость товара определяется затраченным трудом.

1 История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашовой - М., 2001.

2 История экономических учений / Под ред. А.Г. Худокормова. - М., 1998.

3 Орехов, А.М. Методы экономических исследований / А.М. Орехов.- М., ИНФРА-М, 2009.

4 Риккардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Риккардо // Соч.: в 3т., М.: Политиздат, 1955.

5 Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А.Смит. - М.: Эконов, 1991.- Т.1, С.36-37.

Контрольные вопросы

1 Охарактеризуйте основные положения методологии А.Смита.

2 Дайте характеристику метода исследования А.Смита.

3 Назовите заслуги Д. Рикардо в развитии экономической науки.

4 Дайте характеристику основных методологических положений классической политэкономии.

Темы рефератов

1 Методология классической политэкономии.

2 Методы исследования экономистов классической школы.

3 Характеристика основных работ А.Смита.

4 Характеристика основных работ Д.Рикардо.

Введение

Классическая политическая экономия – экономическое течение конца XVIII – начала XIX века, призванное для решения проблем свободного частного предпринимательства.

Классическая политическая экономия придала экономической теории подлинно научный характер. Во-первых, она открыла реальный источник богатства общества – процесс производства. Во-вторых, политическая экономия стала исследовать хозяйственную деятельность как систему, охватывающую производство, распределение, обмен и потребление услуг и благ. В-третьих, эта наука не ограничилась описанием явлений (например, обмена товаров на деньги) и перешла к выявлению их сущности и законов развития.

Классическая политическая экономия сменила эпоху меркантилизма. Характерными особенностями классической политической экономии являются следующие:

· Классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории стоимости.

· Главный принцип - «laissez faire» («предоставьте делам идти своим ходом»), то есть полное невмешательство государства в вопросы экономики. В этом случае «невидимая рука» рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов.

· Предметом изучения является в основном сфера производства.

· Ценность товара определяется издержками, затраченными на его производство.

· Человек рассматривается только как «экономический человек», который стремится к собственной выгоде, к улучшению своего положения. Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются.

· Эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы. Это значит, что любое увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а любое уменьшение заработной платы - к уменьшению численности рабочей силы,

· Целью предпринимательской деятельности капиталиста является получение максимума прибыли.

· Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала.

· Экономический рост достигается путем производительного труда в сфере материального производства.

· Деньги - орудие, облегчающее процесс обмена товарами.

В данной курсовой работе будет рассмотрен следующий круг вопросов:

Исторические условия возникновения;

Общая характеристика классической политической экономии;

Причины появления классической политической экономии;

Какие этапы охватывает классическая политическая экономия;

Характеристика этапов классической политической экономии;

Родоначальники и представители классической политической экономии и их экономические взгляды и учения.

1. Общая характеристика классического направления

1.1. Исторические условия возникновения классической политической экономии

Экономическая наука имеет длительную и богатую историю. Людям всегда были небезразличны процессы, прямо или косвенно влияющие на уровень их благосостояния. Поэтому размышления по поводу хозяйственной жизни сопровождали их с момента ее зарождения .

Исторические условия, подготовившие возникновение классической политической экономии (классической школы), сложились прежде всего в Англии . Здесь быстрее, чем в других странах Европы, завершился процесс первоначального накопления капитала. Были заложены основы мануфактурного производства, получившего большое развитие уже в XVII веке.

В результате обострения социальных противоречий в 1640 году в Англии началась буржуазная революция, покончившая с феодально-абсолютистским строем и ускорившая развитие капиталистических отношений. В результате этого вместе с ростом мануфактурного производства, развертыванием внешнеторговой экспансии, Англия в капиталистическом развитии значительно обогнала другие страны Европы.

Во Франции, где до последней трети XVIII века сохранялся феодальный строй, капитализм с большим трудом пробивал себе дорогу .

У истоков классической политической экономии стоят Уильям Петти (Англия) и Пьер Буагильбер (Франция).

Большой вклад в развитие классической школы внесли Адам Смит, Давид Рикардо и Томас Роберт Мальтус (Англия), Жан Батист Сей, Франсуа Кенэ, Анн Робер Жак Тюрго (Франция).

Завершен процесс развития классической школы трудами Джона Стюарта Милля и Карла Маркса.

1.2. Причины появления классической политической экономии

В ходе формирования основ рыночных экономических отношений в Западной Европе и Америке становилось все более очевидным, что государственное вмешательство в экономику – не единственное средство в формировании богатства государства и достижении согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов на внутреннем и внешнем рынках.

Основные труды: «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрых» (1664), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифметика» (1676) «Кое-что о деньгах» (1682) и др.

Во всех трудах красной нитью прослеживается неприятие протекционистских идей меркантилистов: богатство, по его мнению, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка; богатство создается прежде всего трудом и его результатами: «труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать» . Отрицал «особую» роль денег в хозяйственной жизни и уточнял, что если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестное положение государя, потерю общественного доверия к деньгам; запрет вывоза денег за границу бессмыслен и невозможен, это деяние государства равносильно запрету ввоза в страну импортных товаров.

Среди многих прогрессивных идей У. Петти выделяют следующие:

1) первый автор трудовой теории стоимости, ставшей одним из главных признаков классической политической экономии в целом, в которой он попытался выявить природу происхождения стоимости товаров, а так же причин, влияющих на их уровень ценности на рынке. «Стоимость товара создается трудом по добыче серебра и является его «естественной ценой» , а стоимость товаров, выясненная приравниванием к стоимости серебра, является их «истиной рыночной ценой». Или: стоимость товара обусловлена участием в ее создании труда и земли, т.е. в основу цены товара он закладывает затратный подход.

2) автор ряда положений о доходах рабочих, собственников денежного капитала и землевладельцев, что стало основой дальнейших изысканий Д. Рикардо и Т. Мальтус, следуя У. Петти, характеризовали заработную плату как цену труда рабочего, представляющую минимум средств для его существования и его семьи. Доходы предпринимателей и землевладельцев он характеризовал универсальным понятием «рента», понимая под ней разницу между стоимостью хлеба и расходами на его производство, т.е. подменяя понятие прибыль производителя.

3) исследовал проблему определения цены земли, которая обусловлена местоположением земли и рынка – «поблизости населенных мест, для пропитания населения которых нужны большие районы, земли не только приносят более высокую ренту, но и стоят большей суммы годичных рент, чем земли совершенно такого же качества, но находящиеся в более отдаленных местностях». Автор идеи о взаимосвязи ссудного процента и годовой земельной ренты.

4) сторонник количественной теории денег, продемонстрировал понимание закономерностей о количестве денег, необходимом для обращения – «... деньги сами по себе не конституируют богатства».

Учитывая состояние общества и науки того времени, естественно У. Петти не избегнул в своих работах принципиальных ошибок: критика меркантилизма сопровождается с тенденциозными соображениями – он совершенно предвзято отрицает участие торговли и торгового капитала в создании национального богатства (противоположная крайность), настаивает на сокращении значительной части купцов, которых сравнивает с «игроками, занятыми распределением крови и питательных соков государства» (продукции сельского хозяйства); в основе цены товара в каждой из трактовок ее сущности лежит только затратный подход, т.е. тупиковый; ряд понятий, предложенных им, необоснованно упрощены и искажают их суть. Так, унифицированное им понятие «рента» упрощено до предела. Это замена рентой прибыли, ссудного процента. Рассматривая суть происхождения ссудного процента, он заявляет, что этот показатель должен быть равен «ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности».

Таким образом, Уильям Петти сделал большой шаг вперед в развитии экономической теории.

2.2. Возникновение классической школы во Франции. П. Буагильбер и его «Обвинение Франции». Экономическое учение Ф. Кенэ

Родоначальником классической школы во Франции считается Пьер Буагильбер (1646-1714гг.)

Первые реформаторские (антимеркантилистские) суждения опубликовал анонимно в 1695-1696гг в книге «Подробное описание положения Франции, причины падения ее благосостояния и простые способы восстановления, или как за один месяц доставить королю все деньги, в которых он нуждается, и обогатить все население». В ее основе – критика экономической политики меркантилизма Жана Батиста Кольбера, министра финансов при Людовике XIV .

В 1707г. издал двухтомное сочинение «Обвинение Франции», которое за резкую критику в адрес правительства была запрещена. Убрав резкие выпады, оставив не столько доказательства, сколько уговоры и заклинания о необходимости проведения экономических реформ, переиздавал книгу трижды. При жизни признания своих идей не получил.

В центре исследований П. Буагильбера – проблемы развития сельского хозяйства, в котором он видел основу экономического роста и богатства государства. Под воздействием его идей 100 лет в экономической мысли Франции процветала физиократия (власть природы, греч.) – течение классической политической экономии, представители которого считали землю и сельскохозяйственное производство определяющими в создании национального богатства.

Научные заслуги П. Буагильбера: его произведения стали торетико-методологической базой для окончательного развенчания меркантилизма и формирования специфических традиций французской классической школы; независимо от У. Петти он пришел к выводу, что богатство страны заключается не в физической массе денег, а во всем многообразии полезных благ и вещей ; анализируя механизм ценового отношения между товарами на рынке с учетом количества затраченного труда и рабочего времени обосновал трудовую теорию стоимости, которая, несмотря на затратный метод, была прогрессивной для своего времени.

Вместе с тем П. Буагильбер: намеренно абсолютизировал роль сельского хозяйства; недооценивал роль денег как товара; отрицал реальное значение в приумножении имущественного богатства промышленности и торговли; единственный среди всех представителей классической политической экономии, который считал возможным и необходимым упразднение денег, нарушающих обмен товаров по «истиной стоимости».

В классической политической экономии образовались две школы - французская (физиократы) и английская. Основателем и главой физиократов во Франции был Француа Кенэ.

Эту мысль он развивает концепцией роста разделения общественного труда, которая стала доктриной технического прогресса как основного средства роста богатства «любой страны во все времена».

3.2. Особенности в методологии исследований А. Смита

Величие А. Смита как ученого состоит в его экономических прогнозах и фундаментальных теоретико-методологических позициях, которые более чем на 100 лет предопределили направление развития научной экономической мысли и экономическую политику многих государств.

Центральное место в методологии исследования А. Смита принадлежит концепции экономического либерализма – невмешательства государства в предпринимательскую деятельность. В основе концепции – идея естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. «Рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. 1фгда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц».

В развитие этой идеи Смит ввел крылатые понятия «экономический человек» и «невидимая рука» .

Сущность «экономического человека»: «собаки друг с другом сознательно костью не меняются» – «разделение труда является результатом определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену» – «он («экономический человек») скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму (других людей) и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для них то, что он требует от них. Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, – таков смысл всякого подобного предложения... Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах». «Экономический человек» А. Смита – эгоист, стремящийся к личному обогащению путем производства и реализации качественного товара или услуги.

Сущность «невидимой руки»: «каждый отдельный человек... имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества... причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения... преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это». Смысл «невидимой руки» заключается в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и приведет к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной выгодой для всех и каждого.

Таким образом, главным в методологии Смита является «очевидная и простая система естественной свободы», которая благодаря «невидимой руке» всегда автоматически уравновешивается.

Государству остаются, как пишет А. Смит, «три весьма важные обязанности»: 1) издержки на общественные работы, чтобы «создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения», обеспечивать вознаграждение преподавателей, судей, чиновников, священников и других, кто служит интересам «государя или государства»; 2) издержки на обеспечение военной безопасности; 3) издержки на отправление правосудия, включая охрану прав собственности.

Именно А. Смит сформулировал главную задачу науки: «...главная задача политической экономии каждой страны состоит в увеличении ее богатства и могущества; поэтому она не должна давать преимуществ или оказывать особое поощрение внешней торговле предметами потребления предпочтительно перед внутренней торговлей или же транзитной торговлей предпочтительно перед той и другой».

3.3. Теоретическое наследие А. Смита

2) Новый момент в методологии исследования Дж. С. Милля – попытка выявления различий в понятиях «статика» и «динамика». Он отмечает, что всем экономистам свойственно стремление познать законы экономики «общества стационарного и неизменного», теперь же следует добавить «динамику политической экономии к ее статике»

3) В теории производительности труда Дж. С. Милль по сути целиком солидарен с А. Смитом – «только производительный труд (т.е. результаты которого осязаемы) создает богатство – материальное благо» Новизна в том, что производительным он предлагает признать труд по приобретению квалификации, охране собственности, которые позволяют наращивать накопление. А в остальном – «любые доходы от непроизводительного труда это простое перераспределение дохода, созданного производительным трудом».

4) По существу зарплаты Дж.С. Милль опирается на Д. Рикардо и Т. Мальтуса – это плата за труд, которая зависит от спроса и предложения на рабочую силу, минимальный размер оплаты труда рабочих неизбежен. Это стало основой его доктрины «рабочего фонда», по которой классовая борьба, профсоюзы не могут предотвратить формирование зарплаты на уровне прожиточного уровня. Интересна его мысль, что зарплата при прочих равных условиях более низкая, если труд менее привлекателен. В 1869г он признал возможности влияния профсоюзов на рост зарплаты.

5) В теории капитала Дж.С Милль делает вывод, что капитал – это «ранее- накопленный запас продуктов прошлого труда». Капиталообразование как основа инвестиций позволяет расширить масштабы занятости и может предотвратить безработицу, если, правда, не имеются в виду «непроизводительные расходы богатых»

6) В теории ренты у него общие позиции с Д. Рикардо – это «компенсация, уплачиваемая за пользование землей».

7) В теории распределения доходов он сторонник Т. Мальтуса. Теория народонаселения для него аксиома, тем более, что в Англии после переписи населения в 1821г. в течение 40 лет средства существования не опережали темпы роста населения.

8) В теории стоимости Дж.С. Милль повторяет Д. Рикардо – стоимость создается трудом, именно количество труда «имеет первостепенное значение» в случае изменения стоимости.

9) Теория денег Дж.С. Милля является количественной: изменение количества денег влияет на относительное изменение цен товаров. При прочих равных условиях стоимость самих денег «меняется обратно пропорционально количеству денег: всякое увеличение количества понижает их стоимость, а всякое уменьшение повышает ее в совершенно одинаковой пропорции».

10) Первые суждения и трактовки социализма и социалистического устройства общества среди крупных представителей политической экономии принадлежат Дж.С. Миллю. Его доктрина социальных реформ базируется на том, что «нельзя изменить лишь законы производства, а не законы распределения». В этом проявляется его непонимание того, что производство и распределение это не обособленные сферы, а всесторонне взаимопроникающие.

При всей доброжелательности к «социализму» Дж.С. Милль принципиально отмежевывается от «социализма» в том, социальная несправедливость якобы связана с правами частной собственности как таковой. «Только в отсталых странах мира увеличение производства является наиболее важной задачей - в более развитых странах экономически необходимым считается усовершенствование распределения».

Главный вывод – решение практических проблем требует «распространения социалистического мировоззрения», но «общим принципом должно быть laisses faire, и каждое отступление от него, не продиктованное соображениями какого-то высшего блага, есть явное зло» . Государство должно активизировать свое участие в социально-экономическом развитии общества и осуществлять связанные с этим реформы – путем регулирования банковского процента, снижения крупных государственных расходов, создания инфраструктуры, развития науки, развития прогрессивного законодательства.

Чтобы правительство не могло «лепить мнения и чувства людей, начиная с юного возраста», он рекомендует вместо общедоступного государственного образования систему частных школ или обязательное домашнее образование до определенного возраста.

5.2. Экономическое учение Карла Маркса

Заключение

Классическая школа политической экономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней.

Классическое направление зародилось в XVII веке и расцвело в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители классической школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая наука.

К характерным особенностям классической политической экономии можно отнести следующие:

1. Классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории стоимости.

2. Главный принцип – «laissez faire» («предоставьте делам идти своим ходом»), то есть полное невмешательство государства в вопросы экономики. В этом случае «невидимая рука» рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов.

3. Предметом изучения является в основном сфера производства.

4. Ценность товара определяется издержками, затраченными на его производство.

5. Человек рассматривается только как «экономический человек», который стремится к собственной выгоде, к улучшению своего положения. Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются.

6. Эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы. Это значит, что любое увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а любое уменьшение заработной платы – к уменьшению численности рабочей силы,

7. Целью предпринимательской деятельности капиталиста является получение максимума прибыли.

8. Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала.

9. Экономический рост достигается путем производительного труда в сфере материального производства.

10. Деньги – орудие, облегчающее процесс обмена товарами.

Итак, в ходе работы я выяснила следующее.

Впервые термин «классическая политическая экономия» употребил К.Маркс. А термин «политическая экономия» впервые употребил А. Монкретьен в 1615 году.

Родоначальниками классической политической экономии являются У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция).

Классическая политическая экономия включает в себя 4 основных этапа.

В данной курсовой работе мною были рассмотрены экономические учения основных представителей классической политической экономии, таких как: У.Петти, П.Буагильбер, Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Риккардо, Ж. Б. Сей, Т. Мальтус, Дж. С. Милль, К. Маркс.


Агапова И.И. История экономической мысли: Курс лекций. – М.: изд. «ТАНДЕМ», 1998. – (электронный учебник).

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – современная универсальная российская энциклопедия (на 8-и CD-дисках) Буагильбер (Boisguillebert) Пьер (1646-1714), французский экономист, родоначальник классической буржуазной политэкономии во Франции, один из основоположников трудовой теории стоимости.

Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – стр. 36

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – современная универсальная российская энциклопедия. Физиократы (франц. physiocrates; от греч. physis - природа и kratos - сила, власть, господство), представители классической школы политич. экономии 2-й пол. 18 в. во Франции. Физиократы исследовали сферу производства, положили начало научному анализу воспроизводства и распределения общественного продукта. «Чистый продукт» создается, по физиократам, только сельскохозяйственным трудом. Делили буржуазное общество на классы. Выступали против меркантилизма; сторонники свободной торговли.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – современная универсальная российская энциклопедия (на 8-и CD-дисках) Кенэ (Quesnay) Франсуа (1694-1774), французский экономист. Основоположник школы физиократов. Разрабатывал проблемы общественного воспроизводства. Главный труд - «Экономическая таблица» (1758).

Автономов В., Ананьин О., Манашев И. История экономических учений. – М.: ИНФРА–М, 2006. – 784 с. – (Высшее образование).

Городецкий В. История экономических учений: Курс лекций. – М. – (электронный учебник).

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – современная универсальная российская энциклопедия (на 8-и CD-дисках) Адам Смит. Из «Исследования о природе и причинах богатства народов»

Баршенев С.А. История экономических учений: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – современная универсальная российская энциклопедия (на 8-и CD-дисках) РИКАРДО (Ricardo) Дэвид (1772-1823), английский экономист, один из крупнейших представителей классической политэкономии.

Жан Батист Сэй (1767–1832 гг.) – французский экономист. Вошёл в историю экономической мысли как автор теории полезности. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – стр. 58.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – современная универсальная российская энциклопедия (на 8-и CD-дисках) Мальтус (Malthus) Томас Роберт (1766-1834), английский экономист, основоположник мальтузианства. Иностранный почетный член Петербургской АН (1826).

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – современная универсальная российская энциклопедия (на 8-и CD-дисках) Милль Джон Стюарт (1806-73), английский философ и экономист. Идеолог либерализма. Сын Дж. Милля. Основатель английского позитивизма

Городецкий В. История экономических учений: Курс лекций. – М. – (электронный учебник).

Городецкий В. История экономических учений: Курс лекций. – М. – (электронный учебник).

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – современная универсальная российская энциклопедия (на 8-и CD-дисках) Маркс (Marx) Карл (1818-83), мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма.

Городецкий В. История экономических учений: Курс лекций. – М. – (электронный учебник).

Агапова И.И. История экономической мысли: Курс лекций. – М.: изд. «ТАНДЕМ», 1998. – (электронный учебник)

Изучив эту главу, вы будете знать :

  • причины, обусловившие вытеснение концепции меркантилизма и господство классической политической экономии;
  • как в экономической науке трактуют термин "классическая политическая экономия";
  • особенности изучения предмета и методы классической школой политической экономии;
  • этапы развития классической политической экономии;
  • основных представителей классической политической экономии;
  • общие черты и особенности взглядов представителей классической школы.

Основные понятия: политическая цена, естественная цена, рыночная цена, разделение труда, теория стоимости, потребительная стоимость, меновая стоимость, овеществленный труд, заработная плата, прибавочная стоимость, прибыль, рента, норма прибыли, капитал, основной капитал, оборотный капитал, производительный труд, редкость товаров, рыночная цена труда, прибыль, принцип сравнительной эффективности, теория экономических гармоний, фонд оплаты труда, статичное и спекулятивное состояния рынка, теория равновесия.

Общая характеристика классической школы политической экономии

XVII в. явился переломным этапом в утверждении капитализма. Но переход к новому обществу в западноевропейских странах проходил по-разному.

Классический вариант генезиса капитализма продемонстрировала Англия. Именно здесь капиталистические отношения формировались наиболее быстрыми темпами. Важнейшими источниками накопления капитала являлись колонии, обеспечивавшие бурно развивающийся рынок дешевым сырьем, товарами, внешняя торговля и правительственные займы. Капиталы вкладывались в промышленность и сельское хозяйство. Численность мануфактурных предприятий увеличивалась, а с ними и роль промышленности в Экономикс. Английские промышленные товары находили широкий сбыт на рынках других стран, но сохранявшаяся система протекционизма, цеховые ограничения и законы, регламентировавшие хозяйственную жизнь, препятствовали деятельности нарождавшегося класса капиталистов.

Аграрный переворот ускорил развитие производительных сил сельского хозяйства, способствовал возникновению капиталистических отношений в деревне. Набирал силу процесс формирования рынка наемной рабочей силы.

Англия выделялась среди других стран относительно высоким уровнем развития капитализма. Мощный толчок экономическому и социальному развитию дала буржуазная революция середины XVII столетия, определившая умонастроения передовых общественных деятелей того времени.

Во второй по значимости стране Западной Европы – Франции становление капитализма началось еще в XVI в., но этот процесс имел своеобразные формы. Основной отраслью национального хозяйства оставалось сельское хозяйство, а самым многочисленным классом – крестьянство. Во Франции не происходило массового обезземеливания крестьян, как в Англии, а имущественное расслоение крестьянства началось из-за нараставших налогов и усиления ростовщичества. Французская буржуазия покупала права дворянства на сбор ренты, брала на откуп косвенные налоги, занималась ипотечным кредитом, скупала землю. Если английский буржуа активно включился в торговую деятельность, участвовал в колониальных авантюрах и вкладывал денежные средства в промышленность, то во Франции буржуазия предпочитала ростовщичество и откупные операции, а также государственную службу.

Огромное значение для становления новых общественно-экономических отношений играла широко практиковавшаяся система государственных займов. В условиях узкого внутреннего рынка и низкой покупательной способности основного сословия – крестьянства развитие мануфактурной промышленности имело свои особенности. Если в Англии развитие мануфактур стало делом буржуазии, то во Франции промышленность создавалась при значительном участии государства. Абсолютистская власть для поддержания мануфактур наделяла их монопольными правами, привилегиями и субсидиями. В определенной степени неразвитость французской промышленности объяснялась государственной экономической политикой, направленной на ограбление "третьего сословия" и крестьянства.

В ведущих западноевропейских странах складывалась новая общественная и экономическая ситуация. Предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась и на промышленность. Переход к индустриальной стадии развития создавал необходимые предпосылки для возникновения новой экономической теории.

Впервые термин "классическая политическая экономия" (от лат. classicus – образцовый, первоклассный) ввел в научный оборот К. Маркс. "Замечу раз и навсегда, - писал он, – что под классической политической экономией я понимаю всю политическую экономию, начиная с В. Петти, которая исследует внутренние зависимости буржуазных отношений производства..."

В своем развитии классическая политическая экономия прошла четыре этапа.

  • Первый этап – период с конца XVII в. и до начала второй половины XVIII в. Главными его представителями были У. Петти и П. Буагильбер. В отличие от меркантилистов, основу богатства и благосостояния государства они видели нс в сфере обращения, а в сфере производства. Они первыми в истории экономической мысли выдвинули идею трудовой теории стоимости, согласно которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство товара или блага. Однако их работы не были широко известны читающей публике, поскольку господствующей экономической концепцией продолжал оставаться меркантилизм.
  • Второй этап – последняя треть XVIII в. Он связан с именем А. Смита. Его "экономический человек" и "невидимая рука" рынка убедительно доказывали неотвратимость действия "естественных" объективных экономических законов, проявляющихся независимо от воли, сознания и желания людей. Благодаря А. Смиту вплоть до 30-х гг. XX в. неоспоримыми считались положения о невмешательстве государства в экономику, о свободе конкуренции. Высказанные им идеи стали основой концепции экономического либерализма, а законы разделения труда и роста его производительности были признаны классическими. Теоретические взгляды А. Смита легли в основу современных концепций о товаре и его свойствах, доходах (заработной плате, прибыли), капитале, производительном и непроизводительном труде и т.д.

* Третий этап – первая половина XIX в. Последователи А. Смита переосмыслили основные его идеи, обогатили политическую экономию принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Наиболее видными представителями этого этапа являлись англичане Д. Рикардо, Т. Мальтус, француз Ж. Б. Сэй. Вслед за А. Смитом они определяли стоимость товаров и услуг через количество затраченного труда или издержки производства. Каждый из них оставил заметный след в истории экономической мысли.

Четвертый этап – вторая половина XIX в. Дж. С. Милль – наиболее выдающийся представитель этого периода. Он обобщил теоретические воззрения предшественников и высказал ряд новых идей. Будучи сторонником положения об эффективности ценообразования в условиях конкуренции и осуждая классовую тенденциозность и апологетику в экономической мысли, Дж. С. Милль симпатизировал рабочему классу. Его идеи были обращены "к социализму и реформам" .

Предмет . Предметом изучения классической политэкономии являлась сфера производства, считавшаяся главной, первичной сферой экономики. Поэтому богатством народа стал считаться продукт, созданный в процессе производства. Взгляд на предмет изучения и понятие богатства народа, таким образом, изменился по сравнению с идеями меркантилизма. Появление нового предмета изучения связано с развитием капиталистических отношений. Первому этапу классической политэкономии соответствовал период развития мануфактурного производства, второму – период "промышленного переворота" в Англии и Франции.

За более чем двухсотлетнюю историю существования классической политэкономии ее представители существенно расширили проблематику рассматриваемых вопросов, сделали научные открытия, которые сохраняют свою значимость до настоящего времени. Классическая школа постоянно совершенствовалась, сохраняя при этом ряд общих базовых установок.

Классики выступали за идеологию laissez faire – свободу рыночных отношений и предпринимательской деятельности, невмешательство государства в экономику. Еще деятели раннего периода (за исключением Дж. С. Милля) активно критиковали меркантилистов за государственный протекционизм в экономике, отрицательно относились к государственному вмешательству в экономику. Классическая политическая экономия доказала научную несостоятельность меркантилизма. Богатство нации создает, считали ее представители, не торговля, а производство. Производство же основывается на естественных законах и не нуждается в государстве.

Методы . На формирование методологии классической политэкономии огромное влияние оказала смена приоритетов в процесс развития философии и, в частности, бурный рост естественнонаучных знаний. Накопив значительный опытный материал, естественные науки в XVII в. перешли к выработке общей теории окружающего мира. И. Ньютон разработал теорию классической механики, которая стала применяться для объяснения всех природных явлений. Такой же механистический подход стал распространяться и на объяснение общественных отношений. Общество – это упорядоченный мир, развивающийся по "естественным" законам, мир рациональный, т.е. познаваемый человеком. Эти идеи активно разрабатывались в XVII в. английскими философами Т. Гоббсом и Дж. Локком, а в XVIII столетии французскими философами-просветителями.

Методология классической политэкономии существенно отличалась от методологии меркантилизма. В отличие от меркантилистов классики уже не описывали, а анализировали экономические явления, применяя метод логической абстракции, потом систематизировали полученные в результате анализа теоретические категории с помощью метода дедукции, переходя от общей теории к ее более частным проявлениям.

Базовой теорией стала трудовая теория стоимости (ценности), которая была положена в основу теории цены, денег, доходов и т.д. Таким образом, принцип систематизации классической политэкономии – это принцип исходной категории, через которую все остальные экономические категории связаны между собой. Следует отметить, что все науки на своей начальной стадии использовали этот принцип. Так, естественные науки прошли через теории первоэлементов окружающего мира, или первоэнергии (флогистона): философы долго спорили, что первично – материя или сознание, и т.п.

В классической политэкономии подобные идеи проявились в положении о "естественных" (объективных) экономических законах в теориях Ф. Кенэ и А. Смита и смитовской категории "экономического человека", который механически направляется к максимальной выгоде. Экономика представлялась им как сумма "экономических людей" или, другими словами, как некий механизм, где хозяйствующие субъекты выступают в роли винтиков и шестеренок. Помимо идеи об "экономическом человеке" для классической политэкономии была характерна трактовка экономических отношений как отношений между классами.

Представители классической школы сконцентрировались на анализе сферы производства и распределения материальных благ. Используя в экономических исследованиях новые методологические приемы, например, причинно- следственный (каузальный ) анализ , дедуктивный и индуктивный методы, логическую абстракцию, проведя расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, они выявили механизм происхождения стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке не в связи с "естественной природой" денег и их количеством в стране, а с издержками производства.

Именно классики закрепили осуществленный физиократами сдвиг методологии экономического анализа от проблем этики ведения хозяйства к исследованию факторов, связанных с созданием и распределением материального богатства.

Направления исследований. Целью экономического исследования для классической школы являлось изучение внутренних причин хозяйственного развития общества. Они воспринимали экономику как развивающуюся систему. Представители классической школы способствовали формированию убежденности в том, что в капиталистическом хозяйстве доминируют универсальные и объективные экономические законы. Вместе с тем, недостаточное внимание ими уделялось психологическим, моральным, правовым и другим факторам хозяйственной жизни, что несколько обедняло выводы.

Основным направлением экономического анализа классической политической экономии стала проблема ценности, которую ее представители рассматривали как величину, определяемую производственными затратами. Однако в классической школе существовали две теории ценности. Первая – это трудовая теория ценности, разрабатывавшаяся основателем классической школы А. Смитом и Д. Рикардо, а затем получившая развитие в трудах К. Маркса. Согласно этой теории, ценность товара определяется затратами труда на его производство. Вторая – это факторная теория производства. Заложенная А. Смитом, она получила развитие в трудах Ж. Б. Сэя и Т. Р. Мальтуса, а затем вошла в качестве важного составного элемента в неоклассическую микроэкономику. В соответствии с этой теорией ценность товара складывается из доходов владельцев производственных факторов, участвовавших в производстве товара.

Большое внимание представители классической школы придавали изучению законов развития, т.е. исследованию закономерностей, тенденций, динамики капиталистической экономики, экономического роста, изменений доли основных групп владельцев факторов производства (труда, капитала и земли) в национальном продукте.

Деньги, издавна считавшиеся искусственным изобретением людей, представителями классической политической экономии были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя "отменить" никакими соглашениями между людьми. Классики воспринимали деньги как техническое средство, помогающее облегчить обмен. Один из родоначальников классической политической экономии П. Буагильбер требовал даже их упразднения, а Дж. С. Милль писал: "...вряд ли можно отыскать в общественном хозяйстве вещь более незначительную по своей важности, чем деньги, если не касаться при этом способа, которым экономятся время и труд" . Многие представители классической школы вплоть до середины XIX в. не придавали значения деньгам, выделяя лишь функцию денег как средства обращения. Недооценка ими других функций денег, игнорирование роли денег как ликвидного средства сохранения ценности, была обусловлена недопониманием обратного их влияния на сферу производства.

  • Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. М.: Политиздат, 1960. С. 91, 610.
  • Самуэльсон П. Экономика. Т. 2. М.: Алгон, 1992. С. 342.
  • Милль Дж. С. Основы политической экономии. Т. 2. М.: Прогресс, 1981. С. 234.

1. История экономических учений берет свое начало с периода возникновения: простой

1) натурально-хозяйственной идеологии

2. Изучение истории экономических учений позволяет выявить, что экономической науке присуще: средний

2) неоднонаправленное развитие

3. Изучение истории экономических учений позволяет лучше понимать в развитии экономической науки ее: простой

3) прошлое и настоящее

4. Предмет изучения истории экономических учений охватывает экономические теории: простой

3) отдельных экономистов и школ экономической мысли

5. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали: простой

2) натурально-хозяйственные отношения

6. Завершающим этапом эпохи экономических учений дорыночной экономики явился этап: простой

1) меркантилизма

7. Вытеснение предыдущего этапа или направления экономиеской мысли новым (альтернативным) этапом или направлением в истории экономических учений происходит: средний

3) еще до завершения существования того или иного этапа либо направления

8. Этап идеализации принципов «чистой» экономической науки имел место в эпоху экономических учений: средний

2) нерегулируемой рыночной экономики

9. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с це­лью: средний

5) не допустить разрушения основ натурального хозяйства

10. Аристотель относит к сфере хрематистики: средний

4) ростовщичество и торгово-посреднические операции

11. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги это: простой

2) результат соглашения между людьми

12. Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит: средний

4) з атратный и морально-этический принцип одновременно

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке меркантилизма доминировала концепция: простой

1) протекционизма

2. Предметом изучения меркантилизма является: простой

3. Приоритетным методом экономического анализа меркантилиз­ма

является: простой

1) эмпирический метод

4. В соответствии с экономическими воззрениями меркантилистов богатство это: простой

1)деньги золотые и серебренные

5. В соответствии с меркантилистской концепцией источником де­нежного богатства является: средний

5) превышение экспорта над импортом

6. Порчей национальной монеты правительство занималось в период: простой

1) раннего меркантилизма

7. В соответствии с воззрениями меркантилистов макроэкономическое равновесие обеспечивается в стране: простой

1) координирующими мерами государства

8. Кольбертизм это характеристика протекционистской поли­тики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка: простой

3) А. Монкретьен

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке классической политической экономии доминировала концепция: простой

2) экономического либерализма

2. Предметом из учения классической политической экономии яв­ляется: простой

2) сфера производства (предложения)

3. В классической политической экономии приоритетным мето­дом экономического анализа является: простой

2) каузальный метод

4. В соответствии с экономическими воззрениями представителей классической политической экономии богатство это:

3)деньги и товары, имеющие материальную сущность

5. В соответствии с классической политической экономией день­ги это: простой

3) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен

6. Согласно классической политической экономии заработная пла­та как доход рабочего тяготеет: средний

2) к прожиточному минимуму

3) количественной теории денег

8. У. Петти и П. Буагильбер родоначальники теории стоимос­ти, определяемой: простой

1) затратами труда (трудовая теория)

9. По предложенной Ф. Кенэ классификации фермеры представ­ляют: простой

1) производительный класс

10. Согласно учению Ф. Кенэ о «чистом продукте» последний создается: средний

5) в сельскохозяйственном производстве

12. А. Тюрго единственным источником всякого богатства считает труд: средний

2) земледельца (фермера)

13. По мысли А. Смита, большую стоимость к действитель­ному богатству и доходу добавляет капитал, вкладываемый: средний

4) в сельскохозяйственное производство

14. «Невидимая рука» А. Смита это: сложный

2) действие объективных экономи­ческих законов

15. Согласно методологической позиции А. Смита частный ин­терес: средний

2) стоит выше общественного

16. В структуре торговли на первое место А. Смитом поставлена: сложный

1) внутренняя торговля

17. Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость то­варов обусловлена: средний

3) суммой доходов

18. А. Смит считает труд производительным, если он приложен: простой

2) в любой отрасли материального производства

19. В структуре капитала А. Смит выделяет следующие части: простой

2) основной и оборотный капитал

20. Тезис «Баснословная догма Смита» возник у К. Маркса в связи с тем, что А. Смит: сложный

3) отождествляет принцип выявления ценности «годичного продукта труда» и «цены всякого товара»

21. Н.С. Мордвинов, будучи последователем экономического учения А. Смита источником происхождения богатства считает: средний

4) промышленность, торговлю и науку одновременно

22. А.К. Шторх, будучи последователем экономического учения А. Смита допускает производительный характер труда: средний

3) в материальном и нематериальном производстве

23. В соответствии с экономическими воззрениями М.М. Сперанского «постепенное усовершенствование общественного» предполагает осуществление экономической политики: средний

3) протекционизма и экономического либерализма одновременно

1. При определении стоимости Д. Рикардо придерживается: простой

1) трудовой теории

2. По мнению Д. Рикардо, зарплата имеет тенденцию к снижению, так как: средний

2) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда

1) как доход с земли

2) так же, как и прибыль фермера

3) так же как и прибыль в промышленной сфере

4) как дополнительный доход фермера сверх уровня средней прибыли в

сфере его деятельности

5) как «свободный дар земли»

4. Тенденцию нормы прибыли к понижению, согласно Д. Рикар­до, порождают следующие причины: сложный

2) снижение относительного уровня «рыночной цены труда»

3) рост относительного уровня «рыночной цены труда»

4) рост дороговизны продуктов земли из-за постоянного снижения ее

плодородия

5) снижение темпов народонаселения

6) повышение темпов народонаселения

5. Основными постулатами «закона рынков» Ж.Б. Сэя являются: сложный

1) спрос создает соответствующий ему уровень предложения

2) предложение создает соответствующий ему спрос

3) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводствен­ного процесса

4) деньги нейтральны

5) цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибки,

подвижны

6) допускается вмешательство государства в экономику

7) экономические кризисы невозможны либо их проявление имеет всегда временный и преходящий характер

6. «Закон Сэя» исчерпал свою актуальность с возникновением экономического учения: простой

4) Дж.М. Кейнса

7. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главными причинами бедности являются: сложный

1) несовершенство социального законодательства

2) постоянно высокие темпы роста численности населения

3) неизменно низкий уровень заработной платы

4) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса

5) «закон убывающего плодородия почвы»

8. Теорию народонаселения Т. Мальтуса из числа ниженазванных авторов категорически отвергали: сложный

1) Д. Рикардо

2) С. Сисмонди

3) П. Прудон

5) Дж.С. Милль

6) К. Маркс

7) А. Маршалл

9. По мысли Т. Мальтуса, «третьи лица» в воспроизводственном процессе проявляют себя как: сложный

1) производительная часть общества

2) непроизводительная часть общества

3) фактор, содействующий созданию и реализации общественного

продукта

4) фактор, сдерживающий полное использование капитала

5) фактор, предотвращающий общее перепроизводство

2) Д. Рикардо

3) Дж.С. Милль

4) К. Маркс

5) Т. Мальтус

1) изменить законы производства

2) изменить законы распределения

3) ограничить право наследования

4) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производи­тельной ассоциации

5) ниспровергнуть систему частной собственности

6) социализировать земельную ренту при помощи земельного налога

7) улучшить систему частной собственности ради участия в приноси­мых ею доходах каждого члена общества

12. Единственным из представителей классической политической экономии характеризует категорию «капитал» как средство эк­сплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость: простой

4) К. Маркс

13. Какие из ниженазванных причин порождают, по мнению К. Маркса, тенденцию нормы прибыли к понижению: сложный

1) перелив капитала из одного занятия в другое

2) рост дороговизны продуктов земли из-за снижения ее плодородия

3) рост относительного уровня заработной платы рабочих

4) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала

5) накопление капитала, сопровождаемое увеличением в структуре

капитала доли постоянного капитала

14. Какими из перечисленных вариантов положений руководству­ется

К. Маркс, если допустить, что прибавочная стоимость создается: средний

1) трудом, капиталом и землей

2) неоплаченным трудом производительных рабочих

3) постоянным капиталом

4) переменным капиталом

15. В теории воспроизводства К. Маркса обосновываются такие положения, как: сложный

1) циклический характер экономического развития при капитализме

2) нециклический характер экономического развития при капитализме

3) различия простого и расширенного типов воспроизводства

4) правомерность доктрин экономических кризисов недопотреб­ления

5) преходящий характер экономических кризисов при капитализме

16. А.И. Бутовский как один из смитианцев постмануфактурного периода определение стоимости считает возможным на основе: средний

2) теории издержек

17. И.В. Вернадский как один из смитианцев постмануфактурного периода определение стоимости считает возможным на основе: средний

1) трудовой теории

18. Будучи одним из оппонентов марксистского экономического учения П.Б. Струве полагает, что Россия должна стать страной: простой

3) богатой капиталистической

1. Экономисты-романтики выдвигали реформаторские концеп­ции, в которых обосновывается целесообразность приоритетного развития: простой

4) мелкого товарного производства

2. Причиной минимизации заработной платы рабочих С. Сисмонди считает: простой

3) вытеснение труда рабочих машинами и механизмами

3. Из числа ниженазванных непосредственно П. Прудону принад­лежат идеи о целесообразности: сложный

1) ведущей роли в экономике общенародной собственности

2) организации банков народа

3) упразднения денег и создания конституированной стоимости

4) предпочтения функционального метода анализу каузальному

5) введения беспроцентного кредита

6) ликвидации государственной власти

4. Согласно социалистам-утопистам приоритетное значение в экономике должна иметь собственность: простой

3) общенародная

5. Историческая школа Германии рассматривает в качестве пред­мета

экономического анализа: простой

6. С.Ю. Витте как сторонник методологии немецкой исторической школы обосновывает положение о том, что: простой

2) общественный интерес должен стоять выше интереса отдельного индивида

1. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) базиру­ется на

исследовании: простой

3) предельных экономических величин

2. Предметом изучения субъективно-психологического направления экономической мысли является: простой

1) сфера обращения (потребления)

3. Приоритетным методом экономического анализа субъективно-психологического направления экономической мысли является: простой

4) теории предельной полезности

1. Предметом изучения неоклассического направления экономической мысли является: простой

3) сфера обращения и сфера производства одновременно

2. Приоритетным методом экономического анализа неоклассического направления экономической мысли является: простой

3) функциональный метод

3. Термин А. Маршалла «репрезентативная фирма» характеризует разновидность фирмы: простой

3) средней

4. Стоимость товара А. Маршаллом характеризуется на основе:

1) выявления точки пересечения кривых спроса и предложения

3) Дж.Б. Кларк

6. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В. Парето, следует считать: простой

1) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов

7. В соответствии с экономическими воззрениями Н.Х. Бунге стоимость определяется: средний

3) спросом и предложением

8. В соответствии с экономическими воззрениями М.И. Туган-Баранов-ского и В.К. Дмитриева определение стоимости возможно на основе: средний

3) синтеза трудовой теории и теории предельной полезности

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке институционализма доминировала концепция: простой

3) социального контроля общества над экономикой

2. В качестве предмета экономического анализа представителями институционализма выдвигается: простой

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

3. Приоритетными методами исследования в институциональной теории являются: средний

1) каузальный

2) историко-экономический

3) функциональный

4) эмпирический

5) логической абстракции

6) социальной психологии

4. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи: простой

1) с возросшим уровнем цен

1) переход к «индустриальной системе»

6. Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется: простой

1) юридическим соглашением «коллективных институтов»

7. Из ниженазванных этапов в эволюции «капитализма» Дж. Коммонс выделяет следующие: средний

1) капитализм свободной конкуренции

2) денежное хозяйство

3) финансовый капитализм

4) кредитное хозяйство

5) административный капитализм

8. Антимонопольные концепции Т. Веблена и Дж. Коммонса были впервые апробированы: средний

4) в период «нового курса» Ф. Рузвельта

9. У.К. Митчелл – родоначальник одного из течений институционализма, получившего название: простой

2) конъюнктурно-статистическое

10. Экономическое учение У.К. Митчелла явилось основой: простой

4) концепции бескризисного цикла

11. Теории рынка с несовершенной конкуренцией возникли: простой

1) после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

12. В теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина основным признаком «дифференциации продукта» является наличие у товара одного из продавцов какого-либо существенного признака, который может быть: средний

5) как реальным, так и воображаемым

13. Согласно Э. Чемберлину, монополистическая конкуренция порождает феномен избытка мощности, обусловленный формированием цен продавца: средний

3) превышающих издержки

14. В условиях несовершенной конкуренции, согласно Дж. Робинсон, размеры (мощности) фирм: простой

1) превышают оптимальный уровень

1. Из нижеприведенных положений основу методологии иссле­дования

Дж.М. Кейнса составляют: сложный

1) приоритет микроэкономического анализа

2) приоритет макроэкономического анализа

3) концепция «эффективного спроса»

4) приверженность «закону рынков» Ж.Б. Сэя

5) мультипликатор инвестиций

6) склонность к ликвидности

2. Для стимулирования потребительского спроса на инвестиции государство, по мысли Дж.М. Кейнса, должно активно содействовать регулированию нормы ссудного процента: простой

1) в сторону снижения

3. В соответствии с «основным психологическим законом» Дж.М. Кейнса с ростом доходов темпы прироста потребления: простой

5) увеличиваются, но не в той же мере, что и доходы

4. Неолиберализм в отличие от кейнсианства предполагает: сложный

    государственные меры по инвестированию убыточных и низко-

рен­табельных отраслей экономики

2) либерализацию экономики

3) рост объемов правительственных заказов, закупок и займов

4) свободное ценообразование

5) приоритет частной собственности

5. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые исполь­зовал: простой

3) А. Мюллер-Армак

6. Фрайбургская школа неолиберализма в концепции социального рыночного хозяйства придерживается принципов: сложный

    конкуренция везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо

    автоматическое функционирование «свободного рыночного хозяй­ства»

    синтез между свободным и «социально обязательным обществен­ным

4) концентрация власти и коллективизм

5) социальное выравнивание посредством справедливого распреде­ления

7. Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы: сложный

1) приоритетности неденежных факторов

2) приоритетности денежных факторов

3) стабильности «кривой Филлипса»

    нестабильности «кривой Филлипса»

    стабильности темпа роста количества денег с учетом «естествен­ной

нормы безработицы» (ЕНБ)

являются: средний

1) Дж.М. Кейнс

2) В.В. Леонтьев

3) Э. Чемберлин

4) П. Самуэльсон

5) М. Фридмен

9. Основным научным достижением российского нобелевского лауреата по экономике Л.В. Канторовича является разработка: средний

1) модели линейного программирования в процессе использования ресурсов