Какие экономические теории возникли в 19 веке. Экономические учения эпохи капитализма. Контрольные вопросы и задания

Карл Маркс (1818-1883)
Немецкий философ,социолог экономист, писатель,
поэт, политический журналист, общественный
деятель.
Друг и единомышленник Фридриха Энгельса.
Соавтор «Манифеста коммунистической партии»
(1848 год), автор научного труда «Капитал. Критика
политической экономии» (1867 год).

Энгельс Фридрих (1820-1895)

Фрии дрих Эингельс - немецкий философ,
один из основоположников марксизма,
друг и единомышленник Карла
Маркса и соавтор его трудов.

Коммунизм
Коммунизм - закономерный этап развития общества (см. Манифест
коммунистической партии). Степень развития производительных сил
определяет ступень, до которой могут развиться общественные
отношения. По мере развития производительных сил общество получает
всё больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам
всё больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень
общественных отношений.
Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества,
когда уничтожено право частной собственности, отмирает государство и
классовые отношения, преодолено отчуждение человека от результатов
его труда. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно
должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной
собственности на средства производства, как в первобытном обществе,
но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития
производительных сил. В своей концепции К. Маркс
рассматривал конкуренцию и вражду индивидов не как извечно
присущее человечеству качество, эталон и неизменную
основу демократии, в отличие от
основателей либерализма Гоббса и Локка и представителей
современного неолиберализма, а как признак примитивности общества,
его неразвитости и неполноценности, которая будет преодолена по мере
общественного развития.

Основное произведение – «КАПИТАЛ»

Предмет исследования:
первый том – процесс накопления
капитала;
второй том - процесс обращения
капитала;
третий том – процесс
капиталистического производства,
взятый в целом;
четвёртый том – посвящён истории
развития экономической теории. Даётся
критика взглядов физиократов,
А.Смита, Д.Рикардо и других
экономистов.

Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3
следующих положения:
учение о прибавочной стоимости (политическая экономия
капитализма),материалистическое понимание истории (исторический
материализм),учение о диктатуре пролетариата (см. также: Научный коммунизм).
Как полагают некоторые исследователи, центральным пунктом теории Маркса,
сохраняющим свою актуальность до настоящего времени, является его концепция
развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждения
человека от его собственной сущности и превращение его в капиталистическом
обществе в винтик производственного процесса. Отчуждение выступает как
форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку,
господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития
и разрушающая его сущность. В «Экономико-философских рукописях» 1844 г.
Маркс ставит проблему отчуждения в центр своего экономико-философского
анализа капиталистического общества. Классовая борьба, диктатура пролетариата,
отмирание классов и государства, построение коммунистического общества,
которое также включает в себя несколько фаз, - для Маркса являются звеньями
одной цепи, последовательными стадиями исторического процесса преодоления
отчуждения, формой присвоения человеком своей отчуждённой сущности
посредством трансформации общественных отношений, создания общества,
лишённого любых форм диктата и подавления личности, и формирования
подлинного всесторонне развитого человека.

Часто принято разделять:
Марксизм как философское учение (диалектический и исторический
материализм);
Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции
в экономике, социологии, политологии и других науках;
Марксизм как политическое течение, утверждающее
неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также
ведущую роль пролетариата в революции, которая приведёт к
уничтожению товарного производства и частной собственности,
составляющих основу капиталистического общества и установлению
на основе общественной собственности на средства
производства коммунистического общества, направленного на
всестороннее развитие каждого члена общества.

Теория стоимости К. Маркса

Закон стоимости: стоимость товара исходит из величины общественно
необходимых затрат труда, расходуемых на его производство при среднем
уровне интенсивности
Виды стоимости:
Потребительная стоимость – способность товара удовлетворять
потребности.
Меновая стоимость – способность вещи обмениваться на другой товар.
Прибавочная стоимость - есть стоимость продукта неоплаченного труда
рабочих. Введение этого понятия позволило показать, как без нарушения
закона стоимости рабочий получает только часть оплаты своего труда.

10. Теория денег и капитала К.Маркса

Деньги – это товар, стихийно выделившийся из всех
видов товаров и играющий роль всеобщего
эквивалента, выразителя стоимости всех товаров.
Деньги, по К.Марксу, являются всеобщим
платежным и покупательным средством, но они не
могут существовать при отсутствии товарного
обмена. К.Маркс считал деньги первой формой
существования капитала.
Капитал – деньги, приносящие прибавочную
стоимость.

11. Теория ренты:

Рента – это доход с капитала, имущества или земли, не
требующий от получателя предпринимательской
деятельности.
В целом взгляды К.Маркса на эту проблему совпадают
со взглядами Д.Рикардо.
К.Маркс признаёт «абсолютную» ренту, под которой
понимается рента с земель худшего качества
(плодородия) или более отдалённых от рынков сбыта.

12. Теория цикличности экономического развития капитализма:

Достижение макроэкономического равновесия и последовательный
экономический рост невозможны в результате существования
экономических кризисов.
Причиной кризиса является отсутствие автоматического роста
эффективного спроса при расширении производства.
Низкая заработная плата ведёт к отсутствию способности рабочих
покупать товарную продукцию, произведённую ими.
Выход из кризиса и обеспечение воспроизводства К.Маркс видел в
дополнительных расходах со стороны капиталистов и
землевладельцев.

13.

В буржуазном обществе созревают субъективные и
объективные предпосылки для пролетарской революции,
и капитализм исторически обречён. Будущее за
социализмом (коммунизмом) – более прогрессивным,
справедливым обществом. Власть должна принадлежать
рабочему классу, классу – производителю и созидателю.
(Карл Маркс)

2.2 Экономические школы 18-19 века

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Экономическая наука откликается на эти процессы появлением меркантилизма (первая экономическая школа).

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства (и в этом их заслуга, ибо они заговорили об этом первыми). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо "меркантильный" в переводе означает "денежный". Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.

Вслед за меркантилистами появилось учение физиократов (дословно - «власть природы»), считавших, что богатство возникает естественным путем и «матерью богатства» является природа, сельскохозяйственное производство, дававшее в те времена (XVIII в.) весь национальный продукт. Источником богатства была объявлена не деятельность по обмену, а труд в земледелии и его результат.

Классическая школа в экономической теории зародилась в последней трети 17го века, т.е. в период господства позднего меркантилизма, и господствовала в экономической мысли до конца 19 века, пока не ей на смену не пришли новые экономические школы.

Как всегда, новая экономическая школа, получившая впоследствии наименование классической, возникла как оппозиционное течение, противопоставляющее себя господствовавшему в то время меркантилизму. При этом, понятное дело, новая школа стремилась решить те вопросы, на которые не мог ответить меркантилизм, и исследовать те явления, которые были оставлены им без внимания.

Стоит заметить, что люди, создававшие экономическую классику, относились к иной формации, чем меркантилисты. Они не были практиками экономики или государственного управления, зато были людьми просвещенными, а просвещенный человек этого времени был гуманистом. Поэтому первые представители классической школы поставили те вопросы, которые меркантилисты обходили вниманием, ибо для меркантилизма эти вопросы не были существенными. Первым таким вопросом стал вопрос: «Что составляет богатство народа?» (Не государства, а именно народа!) А после того, как был дан ответ на этот вопрос, неизбежно возникли новые вопросы, чтобы ответить на которые классическая школа была вынуждена исследовать сферу производства. Но, начав исследования со сферы производства, классическая школа затем вернулась к анализу сферы обращения, но уже с новых позиций, предложив новые принципы ценообразования и новое объяснение природы денег.

В истории классической экономической школы можно выделить четыре этапа, которым примерно соответствуют этапы развития капиталистического устройства общества. Первый период в истории экономической классики - период до Адама Смита. В истории экономики и общества ему соответствует период становления капитализма, когда предпринимательство проникает не только в торговлю, но также в промышленное и аграрное производство. В это время предприниматели становятся влиятельной политической силой, а государства отказываются от вмешательства в экономику. Среди видных экономистов первого периода развития классической школы нужно упомянуть Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, а также представителей школы физиократов Ф. Кенэ и А. Тюрго.

Второй период в истории классической школы (последняя треть 18го века) связан с деятельностью одного человека - Адама Смита и его Богатством народов, ставшим экономическим бестселлером.

Третий период истории классической экономической школы охватывает первую половину 19го века. В это время множество экономистов пыталось развить идеи А. Смита и построить логически завершенную теорию экономики. Среди этих экономистов нужно упомянуть Давида Рикардо, Жана Батиста Сэя, а также Т. Мальтуса, Н. Сениора и Г. Кэрри. А в истории экономики данный период совпал с периодом расцвета чистого капитализма, когда капитал активно проникал в сферу производства, что выразилось в промышленной революции, происходившей в условиях отсутствия дефицита ресурсов и рабочей силы, а также в условиях неудовлетворенности спроса на промышленную продукцию.

Четвертый этап истории классической школы совпал с периодом кризиса чистого капитализма во второй половине 19го века. В это время оказалось, что без вмешательства государства экономика становится слишком подвержена кризисам, а конкуренция между предпринимателями завершается образованием монополий. Более того, в этот период оказалось, что свободная конкуренция приносит меньшие прибыли, чем политика протекционизма и ограничения конкуренции. А среди экономистов-классиков в это время можно упомянуть Дж. С. Милля и К. Маркса, доведших политическую экономию до логического завершения (а в некоторой мере и до абсурда.)

Институционально-социологоческое направление экономической политики школы Джона Гелбрейта

Институционализм и традиционная теория представляют собой, по существу, два совершенно различных способа отражения экономической реальности, первый-- с позиций её эволюции, а другой -- с позиции статики и структуры...

История бизнеса в России

предпринимательство бизнес российский В Древней Руси торговые и промышленные объединения образовывались вокруг городов, обеспечивая им развитие и процветание. Эти объединения представляли собой целые поселения...

Классическая политическая экономия

2.1 Экономическое учение Адама Смита Адам Смит родился 5 июня 1723 г.Во второй половине 18 в Англии сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли...

Кризисы в современной российской экономике

Мировой опыт экономических преобразований показал, что есть два основных пути решения поставленных задач: радикальный и эволюционный. Россия избрала первый путь, Китай избрал второй. Спад производства в России продолжается 10 лет подряд...

Маржинальная экономическая теория

Монетаризм как финансовая школа

На протяжении долгого времени экономическая мысль развивалась как единое направление сферы деятельности человека, а потому каждая появлявшаяся в своё время экономическая школа объединяла в себе и формирование и общеэкономической...

Основные этапы развития экономической мысли

Одним из видных деятелей этого периода был Вильям Петти. Его взгляды носили переходный характер от меркантилизма к классической политэкономии. Он объяснял такие экономические явления, как цена товара, заработная плата, цена земли и другие...

Основы экономической теории

Предмет и функции экономической теории

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить...

Региональные стратегии развития регионов

Существуют различные научные школы стратегического планирования. Более детально в научной литературе последних лет школы стратегического планирования представлены в работах Г. Минцберга, Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997)...

Субъективная революция в ценообразовании: теория предельной полезности (по работе Е. Бем-Баверка "Основы теории ценности хозяйственных ценностей")

Промышленный кризис 1900-1901 гг. начался почти одновременно в России и США. Основное его влияние пришлось на металлургическую промышленность, а затем химическую, электрическую и строительную отрасли...

Экономический кризис и подъём экономики. Антикризисная политика государства

Первый послевоенный мировой экономический кризис 1957-1958 годов охватил США, Великобританию, Канаду, Бельгию, Нидерланды и некоторые другие капиталистические страны...

Экономическую теорию можно смело назвать наиболее древней из всех наук, которая даже в древние времена привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Интересно, что ученые доказали тот факт, что даже первобытные люди имели основы экономических знаний, обладали определенными представлениями о ведении хозяйства, об отношениях, которые складываются между членами общины во время и в итоге добывания и распределения благ, а также обмена созданной продукцией. В этой статье мы расскажем о том, как строилась история развития экономической теории.

Возникновение экономической теории

Тем не менее в первобытном обществе такие представления еще не были выделены в самостоятельную область знаний, а существовали лишь в рамках нерасчлененного общественного сознания, то есть были составляющей частью мировоззрения людей в целом.
История экономической теории берет свое начало в недрах философии. Через некоторое время она отделилась от философии в процессе дифференциации наук и специализации учёных, которые вызваны беспрерывным накоплением знаний и невозможностью охватить весь их массив отдельными исследователями.
Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в XVI-XVII веке. Это время характеризуется становлением капитализма, зарождением мануфактуры, углублением общественного разделения труда, расширением рынков, а также интенсификацией денежного обращения.
В XIX веке экономическая теория начала появляться в программах университетов в виде обособленных курсов на юридических факультетах. В следующем столетии уже начали появляться особые экономические факультеты, а также специализированные экономические высшие и средние специальные учебные организации. В это же время экономика внедрилась и в средние школы, лицеи, гимназии, колледжи, сформировался круг профессиональных экономистов.
К примеру, А.С. Пушкин, которому царь Николай I приказал сформировать принципы воспитания молодежи, первым делом призывал к отказу от домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук называл политическую экономию.
И даже сегодня интерес образованных граждан к экономической теории не уменьшается. Известный американский ученый П. Самуэльсон сказал, что экономика - «королева наук», а создатели пролетарской политэкономии называли ее «анатомией человеческого общества». Ведь правда, как не может быть хорошего врача без знания анатомии, так не может быть хорошего экономиста, бизнесмена без знания основ экономической теории.
Многие ученые ищут начало экономической науки в учениях древних мыслителей, главным образом, стран Древнего Востока. К примеру, в древнеиндийских «Законах Ману» (IV-III вв. до нашей эры) прописано существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.
Кроме этого, экономическую мысль развивали и в Древней Греции. Мнения древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля сегодня называют исходными пунктами современной экономической науки. А экономические взгляды мыслителей Древнего Рима являются продолжением экономической мысли древних греков.

Экономические школы

Экономика — это наука, изучающая применение разнообразных ограниченных ресурсов для того, чтобы удовлетворить потребности человека и всех людей.
Экономика состоит из двух частей:

  • научная. Это экономическая теория, то есть наука о том, как люди выбирают метод использования дефицитных ресурсов, обладающих многоцелевым назначением
  • прикладная часть экономики занимается изучением возможностей применения экономических законов, теорий для деятельности различных экономических систем.

Первые экономические школы появились примерно в XVI-XVII веке. В истории экономической теории насчитывается 8 экономических школ:

  • меркантилизм. Самая первая школа политической экономии сформировалась во времена падения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Это произошло примерно в середине XVI в. - середине XVII века. В то время заговорили об экономической теории как самостоятельной науке, поскольку образовалась первая система экономических взглядов, центром которой стала проблема богатства. Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) были уверенны, что прибыль формируется в сфере обращения, а богатство нации состоит в деньгах - золоте и серебре. Источником богатства для них стала внешняя торговля. Меркантилизм зародился в период великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов. После написания книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория свыше трех веков развивалась в русле политической экономии
  • физиократизм. Следующее веяние в развитии политической экономии представлено физиократами, выражавшими интересы крупных землевладельцев. Физиократы пытались объяснить влияние природных явлений на экономику общества. Они были уверенны, что источник богатства - это исключительно земледельческий труд, сельскохозяйственное производство, а промышленность они называли "бесплодной" сферой, не создающей "чистого продукта". Известными представителями этой школы был Франсуа Кенэ и Робер Тюрго
  • классическая политэкономия. Далее экономическая теория развивалась в работах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823). Именно Адама Смита считают основоположником классической политической экономии. Главная идея в работах Адама Смита заключалась в либерализме, минимальном вмешательстве государства в экономику, рыночном саморегулировании на основе свободной стоимости. Смит сформулировал азы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда в качестве условия для роста производительности. На его работах учились ученых-экономисты Западных стран. Давид Рикардо говорил, что стоимость и цена товара находятся в прямой зависимости от количества труда, потраченного на его создание. А прибыль он характеризовал как результат неоплаченного труда работника. На основе его работы был сформирован утопический социализм
  • утопический и научный коммунизм (марксизм). Взяв за основу высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) разработали теоретическую концепцию, которую позже назвали марксизм. Также марксизм называли теорией научного социализма (коммунизма). В этой школе формировали социалистические принципы, к примеру, общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, одинаковая плата за одинаковый труд, всеобщая и полная занятость. Люди пытались построить общество, в котором отсутствовала бы частная собственность. Создавалась экономика государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются сотрудниками центрального аппарата
  • маржинализм. Примерно во второй половине XIX века состоялось формулирование теории маржинализма, возникшей как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое переосмысление. Отметим, что маржинализм стал основой современного неоклассического направления экономической мысли. Известные представители маржинализма (школы предельного анализа) - это Менгер, Визер, Вальрас. Главная идея их работ заключалась в использовании предельных крайних величин или состояний, характеризующих цену любой услуги или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя. К примеру, теория предельной полезности изучает сферу ценообразования в связи с эффективностью использования продуктов и говорит о том, как изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого товара в отличие от затратной концепции
  • неоклассицизм возник на базе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма. К известным представителям можно отнести Альфреда Маршала и Артура Пигуна. Главная идея их работ состояла в рассмотрении экономического хозяйства представителями этого направления в качестве совокупности микроэкономических агентов, которые хотят добиться максимальной полезности при условии минимальных издержек
  • кейнсианство. Кейнсианское ответвление экономической теории основал Джон Кейнс (1883-1946). Эта работа является крайне важным теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики при помощи наращивания или снижения спроса методом изменения наличной и безналичной денежной массы. При помощи такой системы регулирования можно оказывать влияние на инфляцию, занятость, ликвидировать неравномерный спрос и предложение товаров, подавлять экономические кризисы. Последователи Кейнса изучали влияние спроса на поток инвестиций, а также на формирование национальной прибыли. Позже Дж. Кейнса назвали "спасителем капитализма", а его теорию провозгласили "кейнсианской революцией в политической экономии". В то же время некоторые теоретические положения своей работы Кейнс позаимствовал в классической политической экономии А. Смита и Д. Ридардо, а также в экономической теории марксизма
  • институционализм является экономическим учением, в котором главное значение уделено роли институтов в сфере принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Эта школа основана на изучении населения, институтов управления и права, общества в целом. Идея институционального подхода заключается в том, чтобы не ограничивать себя анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а подключить к анализу институты, принимать во внимание внеэкономические факторы
  • неоконсерватизм, который еще называют монетаризмом, теорией предложения, теорией рациональных ожиданий, заключается в защите идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Согласно учению этой школы рынок - это самый эффективный метод организации хозяйства, а государство играет роль обеспечителя условий для свободной конкуренции. Основал школу неоконсерватизма Милтон Фридмен.

Одним из видных деятелей этого периода был Вильям Петти. Его взгляды носили переходный характер от меркантилизма к классической политэкономии. Он объяснял такие экономические явления, как цена товара, заработная плата, цена земли и другие.С теорией стоимости у Петти непосредственно связано его учение о заработной плате и ренте. Он рассуждал так: товаром является не рабочая сила, а труд, а зарплата - цена труда, нужно только определить ее величину.

Рента, по мнению Петти, - это стоимость урожая (он зависит от качества участка) без учета издержек производства, т.е. созданный трудом избыток стоимости над заработной платой. Прибыль Петти отдельно не рассматривает. Интересно учение Петти о цене земли: продажа земли есть продажа права на получение ренты и должна исчисляться из сумма годичных рент (без ссудного %). 5

Становление экономической мысли Франции данного периода связано с идеями Пьера Буагильбера и Франсуа Кенэ. Буагильбер во Франции, как Петти в Англии, развивал теорию трудовой стоимости, но иначе. Он игнорировал денежную форму, не понимая ее неизбежности. Потребление он объявил целью товарного производства, уровняв стоимость с рабочим временем.

Во второй половине 18 в Англии сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли. Своего высшего развития классическая политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо.

Смит рассматривал человечество как некий союз по обмену видами труда, при этом каждый человек, преследуя только свой интерес, наилучшим образом способствует интересам общества - росту его производительных сил. В одной из своих книг Смит раскрыл суть разделения труда, которое увеличивает отдачу, делает производство универсальным, способствует созданию машин.

В своей теории трудовой стоимости Смит разграничил потребительную и меновую стоимости товара. Он утверждал, что стоимость должна выражаться в меновой стоимости товара или в деньгах. Смит также понимал, что величина стоимости определяется не фактическими, а средними затратами, которые необходимы при данном развитии общества. Далее Смит установил, что естественная цена - это денежное выражение стоимости, а так же положил начало исследованию факторов (т.е. спроса и предложения), вызывающих отклонение цен от стоимостей. Смит говорил о прибыли, что из добавленной трудом и определяемый количеством этого труда стоимости товара наемному рабочему достается в виде зарплаты лишь некоторая его часть. Остальное - это прибыль предпринимателя, которую тот дробит на земельную ренту, ссудный % и предпринимательский доход. Он определил прибавочную стоимость как разницу между добавленной стоимостью и зарплатой. Позднее Смит рассматривал прибыль как составную часть цены товара.

Важно, что Смит разделял валовой и чистый доход жителей страны. Понимая под первым совокупный общественный продукт и все материальные затраты. Чистый доход - это национальный доход, вновь созданная трудом за год стоимость. 7

Продолжателем учения А. Смита являлся Давид Рикардо. В основе взглядов Рикардо лежит определение стоимости затраченным трудом. Меновую стоимость он определил как форму проявления абсолютной стоимости. Он изучил вопрос о влиянии изменений заработной платы наемных рабочих на стоимость производимых ими товаров. В условиях свободной конкуренции можно лишь пожертвовать часть прибыли, а не перекладывать прирост зарплаты на цены.

Рикардо, как и Смит, натолкнулся на проблему преобразования стоимости в цену производства. Он видел, что в реальной жизни прибыль на капитал зависит от размеров этого капитала. Иначе - норма прибыли имеет тенденцию уравниваться. Но это было бы не возможно, если бы отрасли с быстрой оборачиваемость. капитала имели бы преимущество перед отраслями с медленной оборачиваемостью. Первые в соответствии с более значительными затратами труда продавали бы товары относительно дороже и приносили бы более высокие прибыли, но тогда бы капитал уходил бы в эти отрасли, а вторые не могли бы развиваться.

Анализируя земельную ренту, Рикардо построил ее теорию на основе трудовой стоимости: источник ренты - это прилагаемый к земле труд в условиях собственности. Плохие участки не приносят ренты, а лишь среднюю прибыль, но на хороших участках прибыль выше средней, и она присваивается землевладельцем в виде ренты. По мере вовлечения в оборот все худших участков рента растет сама.

Рикардо полагал, что теория денег объясняет регулирование платежных балансов. Если в данной стране слишком много золота, то в ней повышаются товарные цены и становится выгодно ввозить товары из-за границы. В торговом балансе образуется дефицит, который приходится покрывать золотом. Золото уходит из страны, цены понижаются, приток иностранных товаров приостанавливается и все приходит в равновесие. Отсюда Рикардо делал вывод в пользу свободы торговли.

Родоначальником анархизма и реформизма в истории экономической мысли во Франции был Пьер Прудон.

Разделение труда по Прудону, имеет две стороны: хорошую, ибо оно способствует росту богатства, и дурную т.к. ведет к росту бедности и безработицы. Частная собственность также имеет хорошую сторону, обеспечивая независимость, самостоятельность, свободу, и отрицательную - нарушает равенство. Здесь Прудон рекомендует устранить крупную собственность и сохранить мелкую.

Прочность взглядов Прудона выразилась в его теории стоимости: он считал, что это вечная абстрактная категория, включающая две противоположные идеи - потребительную (как воплощение изобилия) и меновую стоимость (как отражение дефицита). Это противоречие он хотел устранить путем эквивалентного обмена, т.е. конституированной стоимости, предлагая производить товаров столько, сколько требуется и все их реализовать. 8

В конце 18-начале 19 века развивается так называемая “вульгарная политическая экономия”. Самые крупными представителями этого течения являлись: Т. Р. Мальтус, Дж. Милль, Н. Сениор, и др. Наиболее известной концепцией этого направления является учение Мальтуса. По его мнению, главной причиной бедности являются естественные законы и человеческие страсти. Единственным выходом для преодоления бедности может быть только сокращение населения путем ограничения чрезмерного размножения неимущих.

Утопический социализм как теория об уничтожении эксплуатации, экономического и социального неравенства имеет многовековую историю, но особое развитие он получил в 19 веке в Западной Европе. Социалисты-утописты Клод Сен-Симон и Шарль Фурье во Франции, Роберт Оуэн в Англии подвергли критике анархию капиталистического производства и распределения, частнособственнические интересы.

Будущее общество Сен-Симону представлялось в виде сложной мастерской, где развитие производства, земледелия и коммерции позволит обществу производить только полезные и необходимые вещи, что обеспечит благополучие всех людей и позволит им развиваться и усложняться. Не будет полиции и армии, освободившиеся силы пойдут на развитие промышленности, науки и искусства. Частная собственность останется, но будет частично обобществлена.

Ш. Фурье представлял общество справедливым и гармоничным, состоящим из ассоциаций (фаланг), созданных без принуждения, для удовлетворения потребностей. Основным родом деятельности будет земледелие, а уже потом промышленность. Проблему распределения Фурье предполагал решать в зависимость от трех факторов: труда, таланта и капитала. Со временем уйдут войны и произойдет слияние классов.

Английский социал-утопист Р. Оуэн источником богатства считал физический труд и провозглашал его мерилом стоимости. Проблему кризисов он объяснял тем, что рабочие не получают должного вознаграждения за свой труд. В деньгах Оуэн видел техническое средство, облегчающее меновой процесс, но считал, что из полезной вещи они превратились во зло. Целью будущего общества будет постоянное совершенствование мира, в котором должен действовать принцип: от каждого по способностям - каждому по труду. 9

Российская экономическая мысль начала - середины 19 века представлена учениями А.Н. Радищева, П.И. Пестеля, Н.И. Тургенева, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского.

Общей идеей этих концепций была разработка аграрного вопроса, так как для России эта проблема была наиболее актуальной.

А. Н. Радищев считал основной формой производства земледелие. Из него возникает частная собственность, рождающая неравенство людей и угнетение человека человеком. Источником богатства помещиков является эксплуатация труда крепостного крестьянства. Идеалом общества Радищев считал господство собственности мелкого производителя на средства производства и продукт труда.

Одной из фундаментальных теорий этого периода было учение Н.Г. Чернышевского. Он исследовал суть крепостнической системы и пришел к выводу, что помещик, будучи собственником земли, осуществляет внеэкономическое принуждение крестьян к земледельческой работе в личную пользу. Чернышевский показал различные формы присвоения помещиками результатов крестьянского труда: барщину - прямое присвоение прибавочного труда, натуральный оброк - присвоение прибавочного продукта, денежный оброк - присвоение прибавочного продукта в денежной форме. 10