Бюджетное финансирование. Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации. Депутаты просят денег

Сбалансировал бюджет на 2017-2019 годы, уменьшив бюджетные расходы на 6, 9, 11% соответственно.

Основные усилия представленной бюджетной политики сосредоточатся на сокращении дефицита: в 2017 году он составит 2,7 трлн руб. (3,2%), в 2018 году — 1,98 трлн руб. (2,2%), в 2019-м — 1,13 трлн руб. (1,2%).

Приоритеты подешевели

В результате все приоритеты правительства — старые и новые, которые готовятся по аналогии с национальными проектами предвыборной кампании президента 2012 года, финансируются очень скромно.

На 2017 год Минфин заложил на эти цели всего 30 млрд руб. На всю трехлетку в бюджете учтены расходы на эти приоритеты не более 75 млрд руб., следует из материалов ведомства.

Отметим, что это не совсем то, чего ожидали в Белом доме.

В среду Дмитрий Медведев сообщил, что расходы по приоритетным проектам на следующий год «измеряются в пределах до 150 млрд руб.». Премьер-министр также сообщил, что по девяти из одиннадцати приоритетных проектов есть определенность с целевыми показателями.

Из проекта бюджета Минфина следует, что определенность есть только по семи проектам. Двух проектов в перечне расходов на 2017 год нет вообще. А по трем проектам («Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Безопасные и качественные дороги» и «Комплексное развитие моногородов») на следующий год финансирование не предусмотрено.

Еще в июне в Минфине говорили о том, что в пользу приоритетных проектов может быть перераспределено до 1% всех расходов бюджета уровня 2016 года. Тогда речь действительно шла о сумме порядка 160 млрд руб. Проект бюджета оставляет президенту и премьер-министру выбор по распределению на приоритетные проекты предусмотренных для них резервов. Резервирование осуществляется по разделу «Общегосударственные вопросы» и составит в 2017 году 127 млрд руб., в 2018 году — 128,1 млрд руб. и в 2019-м — 131,5 млрд руб.

Эти деньги можно направить на «финансовое обеспечение непредвиденных расходов по решениям президента и правительства», говорится в документах Минфина. Но при принятии решений руководителям страны предстоит учитывать и то, что Минфин эти резервы предусмотрел в том числе и на проведение непредвиденных аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Поэтому приоритетные проекты, скорее всего, правительству предстоит наполнить уже включенными в обычные статьи бюджета расходами на давно запланированные цели.

Безусловные расходы

Другие возможности изыскивать средства в бюджете Минфином не предусмотрены. Дело в том, что

еще одна особенность нынешнего бюджета — полное отсутствие условно утвержденных расходов.

До 2016 года у правительства было право оставлять в бюджете нераспределенными не менее 2,5% от общего объема расходов бюджета на следующий год и не менее 5% общего объема расходов бюджета на второй год планового периода. Эти средства распределялись при участии Госдумы весной, во время правки бюджета. В 2015 году таким образом было распределено до 400 млрд руб.

Эта практика Минфином была отменена для бюджета на 2016 год вместе с отменой «бюджетного правила». На 2017 год Минфин потребовал сохранить ограничение, внеся в законопроект с соответствующими поправками в Бюджетный кодекс. На 2018-2019 годы условно утвержденные расходы пока тоже не определены.

Объяснение, которое приводится в материалах Минфина, лаконичное: «Учитывая существенное ухудшение экономической динамики, в том числе ситуации на мировых сырьевых и финансовых рынках, поступление дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2017 году не прогнозируется и положения Бюджетного кодекса о «бюджетном правиле» приостановлены».

Скромные возможности бюджетополучателей

Предложенная конструкция бюджета отразила разные возможности главных распорядителей бюджетных средств отстоять свои расходы. Так, получатели гособоронзаказа не смогли серьезно увеличить расходы, по аналогии с 2016 годом, когда в их пользу были перераспределены более 600 млрд руб. социальных и инвестиционных расходов бюджета.

Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» по сравнению с 2016 годом сократятся на сумму более 1 трлн руб. Доля в общем объеме расходов по этому разделу в 2017 году по сравнению с 2016 годом уменьшится с 23,7 до 17,6%. В 2018 и 2019 годах доли составят 17,1 и 17,9% соответственно.

Из гражданских бюджетополучателей явно проиграли лоббисты с Дальнего Востока. Госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока» на 2017 год финансируется всего на 49,7% от уровня 2016 года. Более 20% финансирования потеряли шесть госпрограмм, среди которых «Развитие здравоохранения» (-25%), «Содействие занятости населения» (-29,4%), «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» (-30,3%), «Энергоэффективность и развитие энергетики» (-27,2%).

Также 22,8% финансирования лишилась госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика». Потери по основной инвестиционной программе бюджета могли оказаться более серьезными. Но в эту программу оказались включены дотации на санацию в размере 150 млрд руб. на 2017 год. При этом предполагается увеличить уставной капитал АО «Корпорация развития Северного Кавказа» на развитие инвестиционной среды в Северо-Кавказском федеральном округе.

Увеличиваются расходы по девяти госпрограммам. Так, существенная прибавка в 67,8% к уровню расходов 2016 года предусмотрена по программе социально-экономического развития Калининградской области.

Также более чем на 20% увеличены расходы по программам «Развитие физической культуры и спорта» и «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Рост расходов по последней программе связан с увеличением затрат на администрирование налоговой системы, ростом расходов по внешнему долгу и другими обязательствами правительства в валюте.

Кто заплатит за такой бюджет?

Основных источников финансирования дефицита бюджета всего два. Это резервные фонды и займы. Резервный фонд будет израсходован уже в 2017 году. ФНБ закончится к 2019 году.

Кроме того, Минфин намерен нарастить в следующую трехлетку объем заимствований на внутреннем рынке примерно в три раза по сравнению с 2016 годом, до 1,05 трлн руб. в год (внешние займы могут достичь $7 млрд, в 2018-2019 гг. по $3 млрд). В целом объем государственного долга сохранится на безопасном уровне — менее 20% ВВП, считают в финансовом ведомстве.

По словам министра финансов Антона Силуанова, в текущем году финансирование дефицита бюджета осуществлялось на две трети за счет средств Резервного фонда, на одну треть за счет внутренних заимствований и приватизации. В следующем году больших поступлений от приватизации не ожидается и, чтобы не тратить остатки резервов, будет существенно увеличен объем внутренних заимствований.

По мнению финансового ведомства и ЦБ, этот объем размещений не сильно повлияет на финансовые рынки и возможности банковского сектора по кредитованию населения и бизнеса.

«Видим, что сейчас такая ситуация возможна, рынок имеет достаточно большой объем ликвидности. Здесь тоже главное не перегнуть палку с тем, чтобы инвесторы не требовали высоких ставок и коротких бумаг. Поэтому мы будем очень аккуратно осуществлять внутренние заимствования», — сказал в среду Силуанов, выступая на форуме «Россия зовет!».

Сейчас Минфин финансирует дефицит бюджета за счет средств Резервного фонда, продавая валюту Банку России.

В этом году он уже продал свыше $17 млрд за 1,17 трлн руб. И вероятнее всего продаст ее еще не менее чем на 1 трлн руб. На 1 октября в фонде оставалось 2,038 трлн руб., или $32,26 млрд. Кроме того, население и компании демонстрируют склонность к увеличению сбережений, а объемы кредитования растут незначительно. В результате всех этих факторов в банковской системе образуется так называемый структурный профицит ликвидности. Он, по ожиданиям , сохранится весь следующий год.

ЦБ для того, чтобы излишек денег не оказывал понижающего давления на ставки в экономике и не стимулировал тем самым рост кредитования и потребления (регулятор полагает, что это помешает ему добиться снижения инфляции до 4% к концу 2017 года), уже начал проводить операции по абсорбированию ликвидности. Это депозитные аукционы и размещение облигаций Банка России.

Рост заимствований в следующем году Минфин и ЦБ рассматривают как инструмент того же самого абсорбирования ликвидности.

Отметим, что в первой же главе проекта бюджета, посвященной основным параметрам, по-прежнему учтена нормативная величина роста резервов с 6 трлн руб. в следующем году до 6,9 трлн руб. в 2019 году.

Наоборот, разделы, посвященные источникам финансирования дефицита, показывают, что Резервный фонд в 2017 году будет использован в размере 1,2 трлн руб. полностью. Из ФНБ в 2017 году будет потрачено 659,6 млрд руб., в 2018 году — 1,1 трлн руб. и 136,9 млрд руб. — в 2019 году. После этого в нем останутся средства, не связанные с обязательствами правительства потратить их на инфраструктурные проекты. Противоречие бюджетных статей в Минфине объясняют вовремя не внесенными правками в Бюджетный кодекс и предлагают верить той части, где указаны источники финансированию дефицита.

Также в проекте бюджета Минфина конфликт с о бюджетном влиянии на экономический рост сохраняется. Минфин настаивает на том, что в 2017 году ВВП вырастет на 0,6%, в 2018 году — на 1,7%, а в 2019-м — на 2,1%. Минэкономразвития накануне внесло в правительство макроэкономический прогноз, в котором базовый (бюджетный) сценарий предусматривает рост ВВП в 2017 году на 0,2%, в 2018-м — 0,9%, в 2019 году — 1,2%.

Окончательное решение по всем спорным вопросам бюджета правительство примет на заседании в четверг, 13 октября.

В пятницу, 9 декабря, Государственная дума приняла в третьем окончательном чтении проект федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов. Спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал его "оптимальным, но жестким". 99 из 414 голосовавших депутатов высказались против принятия госбюджета. В чем заключается спорность документа и каковы его основные параметры, выясняла DW.

Дефицит сохранится. Резервный фонд будет исчерпан

Согласно принятому закону, доходы бюджета в 2017 году составят 13,5 трлн рублей, расходы - 16,2 трлн рублей. Дефицит, таким образом, прогнозируется на уровне 2,8 трлн. Финансировать его предполагается за счет средств Резервного фонда, который, как ожидается, будет исчерпан уже в следующем году, а также за счет Фонда национального благосостояния - в нем к концу 2017 года останется 4,2 трлн рублей.

Ожидается, что ВВП будет расти: с 0,6% в 2017 году до 1,7% в 2018-м и 2,1% в 2019-м. Инфляция в ближайшие три года прогнозируется на уровне 4%. Курс доллара к рублю, на который предлагается опираться, составит 67,5 рубля за доллар в 2017 году и затем будет повышаться - до 68,7 в 2018-м и 71,1 рубля в 2019 году. Депутаты заложили в бюджет цену на нефть в размере 40 долларов за баррель. При этом МВФ дает на 2017 год прогноз в 50,6 долларов за баррель с последующим ростом, а Всемирный банк - 55,2 доллара.

Тем не менее эксперты позитивно оценили консервативность подхода законодателей. Как отмечается в заключении Института экономической политики имени Гайдара и РАНХиГС на проект бюджета, "учитывая существующие риски и факторы неопределенности, консервативный подход при формировании доходной части федерального бюджета представляется оправданным".

Более трети всех расходов - по оборонным и секретным статьям

Бюджет предполагает, что оборонные и секретные расходы (в основном приходятся на раздел "Национальная оборона", а также на разделы "Национальная экономика", "Здравоохранение", подразделы "Дошкольное образование", "Периодическая печать" и другие) в следующем году будут снижены более чем на 20%. Военные расходы - до 2,836 трлн, секретные - до 2,771 трлн рублей. В совокупности расходы на эти статьи более чем в 15 раз превышают расходы на здравоохранение и почти в 10 раз - на образование.

Как говорится в заключении Института Гайдара и РАНХиГС, "среди стран, не находящихся в состоянии войны, Россия - один из рекордсменов по величине расходов на оборону". Так, по подсчетам экспертов, если доля оборонных затрат в российском бюджете составляет почти четверть всех расходов, то в США, имеющих колоссальный военный бюджет, эта доля составляет всего 15%, а в ФРГ - 11%.

Также у экспертов вызывает критику избыточное число секретных статей, создающих непрозрачность бюджета. "Доля закрытых расходов более чем на порядок превосходит аналогичные показатели государственных финансов в развитых странах", - отмечают авторы заключения. По их словам, это противоречит закону "О гостайне", допускающему секретность лишь для расходов бюджета в области разведки, оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

На образование и здравоохранение потратят всего 5,8% всех расходов

Расходы на образование в следующем году вырастут на 2% - до 568,5 млрд рублей. При этом больше всего - на 29,5% - увеличатся траты по статье "молодежная политика", которые составят 2,3 млрд. А вот на дошкольное образование ассигнования сократятся на 45,2% - до 3,2 млрд, на общее образование их урезали на 38,3% - до 17,7 млрд. Самая затратная статья - высшее образование. По ней расходы увеличатся на 3,2% - до 497,3 млрд.

Здравоохранение получит из федеральной казны в 2017 году почти на четверть меньше средств, чем в нынешнем году - всего 364 млрд рублей. Как отмечают эксперты Института имени Гайдара и РАНХиГС, "относительная величина госрасходов на здравоохранение в России значительно ниже, чем в развитых странах, и не соответствует реальному уровню экономического развития страны".

Социальные расходы растут, уровень бедности не снижается

На социальную политику в 2017 году будет выделено более 5 трлн рублей (на 28,2% больше, чем в 2016 году). При этом эксперты указывают на то, что резкий рост ассигнований не ведет в России к снижению уровня бедности в стране. С 2008 до 2015 года число бедных составляло 13,4% от всего населения, несмотря на то, что за эти годы расходы на социалку выросли более чем на 200%.

Контекст

Как пояснил DW завлабораторией бюджетной политики Института имени Гайдара Арсений Мамедов, проблема заключается в том, что выплаты носят недостаточно индивидуальный характер: "По-прежнему существует довольно много категориальных льгот, а адресная проверка нуждаемости проводится недостаточно. Большие суммы в итоге размазываются по всем получателям, при этом далеко не все из них реально нуждаются".

Производительные расходы сокращаются , развития нет

Одной из ключевых претензий, высказываемых экспертами в отношении принятого бюджета, является то, что он, по выражению депутата Алексея Журавлева, является "бюджетом терпения", а не развития. Одна из причин - сокращение так называемых производительных расходов более быстрыми темпами, чем непроизводительных.

К первым, по словам Арсения Мамедова, относятся расходы, которые ведут к ускорению темпов экономического роста. Это, главным образом, затраты на человеческие ресурсы (здравоохранение, образование и т.п.), а также инфраструктуру. К непроизводительным - остальные: на госуправление, оборону и т.д.

Кстати, расходы на инфраструктуру в ближайшие годы будут сокращаться, и особенно значительно - на транспорт. В номинальном выражении снижение год к году в 2017-м, 2018-м и 2019 годах составит 14%, 12% и 30% соответственно. По мнению аналитиков, это ставит под угрозу многие инфраструктурные проекты.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов заявил DW, что, по его убеждению, российским властям в принципе не удастся решить экономические проблемы и перейти к росту при помощи повсеместного сокращения расходов. По его выражению, необходимо кардинальное изменение экономического вектора в сторону увеличения расходов и стимулирования за счет этого потребительского спроса и промышленного производства.

Смотрите также "Как Россия накапливала и расходовала свой Резервный фонд":

К 2019 году правительство планирует сократить дефицит бюджета до 1,2% ВВП (с ожидаемых 3,9% в 2016-м), не прибегая к повышению налогов и увеличению пенсионного возраста. На фото: премьер-министр Дмитрий Медведев (слева) и министр финансов Антон Силуанов (Фото: Dmitry Astakhov/Sputnik/AP)

После однолетнего бюджета 2016 года правительство решило вернуться к трехлетнему циклу — Минфин считает, что только так можно последовательно и предсказуемо выправить накопленные дисбалансы бюджетной системы. По итогам 2016 года дефицит бюджета может достигнуть 3,9% ВВП, что станет крупнейшим разрывом за шесть лет. Минфин хочет сократить его до 1,2% к концу 2019 года. Возвращение к трехлетнему бюджетному циклу — «может быть, <...> и рановато для сегодняшних условий», признался в среду президент Владимир Путин, выступая на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет». «Но все-таки определенная доля здорового оптимизма у правительства присутствует, и, безусловно, я его даже поддерживаю», — сказал президент.

Когда будет утвержден бюджет?

Правительство рассмотрит проект трехлетнего бюджета на заседании в четверг, 13 октября. Он должен еще пройти согласование Министерства экономического развития. Проект поступил в Минэкономразвития в среду, «документ прорабатывается», сказала РБК представитель министерства.

Правительство планирует внести проект трехлетнего бюджета в Госдуму 28 октября, сообщил в среду министр финансов Антон Силуанов. К тому времени он вполне может быть скорректирован, правки наверняка будут вноситься и в ходе прохождения через Думу.


Каковы основные параметры бюджета?

Доходы в 2017 году окажутся в номинальном выражении практически на уровне текущего года — 13,44 трлн руб. (см. таблицу ). В реальном выражении с учетом инфляции они продолжат сокращаться. Правда, к 2019 году Минфин ожидает роста доходной части до 14,8 трлн руб. — в номинальном выражении это будет исторический максимум. Однако, во-первых, этот планируемый рост отчасти обусловлен слабым рублем, закладываемым в бюджет на 2019 год (71,1 руб. за доллар), тогда как цена на нефть прогнозируется на все три года на уровне $40 за баррель. Во-вторых, доходы бюджета в отношении к ВВП будут снижаться каждый год и в 2019 году упадут до 15% (по сравнению с более 19% ВВП в 2012 году).

Общий объем расходов на 2017 год предложен в размере 16,18 трлн руб., на последующие два года — уже чуть меньше 16 трлн руб. Единственный путь бюджетной консолидации — это сокращение расходов, сказал в среду Силуанов на форуме «Россия зовет». Но получается, что Минфин все-таки больше рассчитывает на рост доходов, чем на экономию в расходах. По сравнению с оценкой ожидаемого исполнения бюджета 2016 года доходная часть к 2019 году возрастает более чем на 1,4 трлн руб., а расходная сокращается на 670 млрд руб. При этом нужно учитывать высокую базу расходов в 2016 году: на финише однолетнего бюджета Минфин решил увеличить расходы с 16,1 трлн до 16,4 трлн руб., а с учетом ожидаемых изменений в так называемой сводной бюджетной росписи, которые не нужно проводить через поправки в закон, — до 16,63 трлн руб.

В результате дефицит бюджета в 2017 году составит 2,74 трлн руб., или 3,16% ВВП, следует из законопроекта. В поправках к бюджету 2016 года, внесенных на этой неделе в Госдуму, Минфин предлагает прописать дефицит в 3,03 трлн руб., но ожидает, что по факту разрыв окажется больше — 3,26 трлн руб. То есть в следующем году бюджетный дефицит может сократиться сразу на 16%.

В 2018 году дефицит бюджета, согласно проекту Минфина, сократится до 2,2% ВВП, а в 2019-м — до 1,2% ВВП.


Дополнительные доходы получится привлечь и без налоговых реформ или повышения пенсионного возраста. «Идеология правительства — не увеличивать налоги», — сказал Силуанов в среду; напротив, возможны изменения с точки зрения облегчения для бизнеса доли прямых налогов. Серьезный рост доходов, на который рассчитывает Минфин, реалистичен, считает профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина. Во-первых, это доход от НДПИ (Минфин подсчитал его на уровне 300 млрд руб. на 2017 год и по 200 млрд в последующие два года), второе — повышение акцизов, а затем в 2019 году вероятно повышение налогов за счет непопулярных мер, говорит Пронина.

Как Минфин собирается финансировать дефицит на трехлетку?

В отличие от 2016 года, когда дефицит на две трети финансируется за счет Резервного фонда, в 2017-2019 годах Минфин предлагает изменить структуру финансирования дефицита в сторону меньшего использования суверенных фондов и большего использования заемных средств. Занимать на внутреннем рынке предлагается по 1,05 трлн руб. каждый год (чистый объем заимствований). Это вдвое больше, чем Минфин планирует занять в 2016 году. Учитывая необходимость погашения в 2017 году госбумаг на 829 млрд руб., Минфину понадобится разместить ОФЗ на сумму почти 1,9 трлн руб.

Из Резервного фонда в 2017 году планируется забрать на финансирование дефицита 1,15 трлн руб., и это значит, что Резервный фонд будет полностью исчерпан. Придется задействовать Фонд национального благосостояния (ФНБ), из которого Минфин хочет потратить 660 млрд руб. в 2017 году. Пик расходования ФНБ придется на 2018 год — 1,14 трлн руб. В результате к концу бюджетной трехлетки в ФНБ останется около 3 трлн руб. (сейчас в нем 4,6 трлн руб.). Пополняться суверенные фонды в этот период не будут — действие бюджетного правила приостановлено до 1 февраля 2020 года.

На 2017 год Минфин устанавливает планку по внешним заимствованиям в $7 млрд, как это было в докризисные годы. Ранее Антон Силуанов объяснял, что в принципе бюджет может обойтись без внешних займов, но нужно поддерживать ликвидность суверенных евробондов. По сути Минфин в 2017 году рефинансирует истекающий долг — к погашению запланированы бумаги на $7,3 млрд. В 2018 и 2019 годах планируется занимать по $3 млрд. Строго говоря, указанные цифры на 2017-2019 годы необязательно предполагают заимствования на зарубежных рынках — это могут быть и займы на российском рынке в иностранной валюте.

Не опасен ли такой объем заимствований?

Правительство будет наращивать объем внутренних заимствований, заявил в среду Силуанов на форуме «ВТБ Капитала». Но делать это, по его словам, нужно осторожно — важно не перегнуть палку, чтобы инвесторы не начали требовать более коротких бумаг и высоких ставок.

Объем совокупного госдолга к концу 2019 года вырастет до 16,6 трлн руб., или 16,8% ВВП (по сравнению с 15% ВВП по итогам текущего года). В 2017 году Минфин планирует разместить на внутреннем рынке бумаги на 1,88 трлн руб. (в 2018 году — 1,6 трлн руб., а в 2019 году — 1,7 трлн). Если геополитические факторы не будут оказывать негативного влияния на финансовые рынки, то, при том что Минфин разместит 1,9 трлн руб., «они совершенно спокойно получат более низкую доходность, которая может оказаться на уровне 7% уже к концу года», говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. По сравнению с объемом российского ВВП 1,9 трлн руб. это немного, долг «совершенно спокойно» можно удвоить в течение пяти лет, не создав на рынке никаких проблем, считает экономист.

В целом в предстоящем периоде объем госдолга РФ «сохранится на безопасном уровне менее 20% ВВП», отмечается в пояснительной записке к проекту бюджета (есть у РБК).

Сколько расходов засекретят?

Открытая часть бюджетных расходов на 2017 год составляет 13,31 трлн руб. Это значит, что около 18% всех расходов будет засекречено (примерно такая же доля будет приходиться на закрытые расходы и в 2018-2019 годах). Это меньше, чем в 2016 году, по итогам которого уровень закрытости расходов превысит 22% (постсоветский максимум). Более 500 млрд руб. в предстоящие три года Минфин направит​ на «отдельные субсидии» компаниям и организациям, а также на «отдельные межбюджетные трансферты» региональным бюджетам по засекреченным статьям бюджета, следует из законопроекта.

В разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить в следующем году на социальную политику — 5,08 трлн руб. (см. таблицу ). По разделу «Национальная экономика» планируются ассигнования на сумму почти 2,3 трлн руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 950 млрд руб., а с учетом секретных расходов — 2,84 трлн руб. Это на 27% меньше, чем планируется выделить на национальную оборону за 2016 год.

При участии Светланы Бочаровой

МОСКВА, 18 ноя — РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект о федеральном бюджете РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Госдума приняла в I чтении проект федерального бюджета на 2017-2019 годы Проект представили депутатам глава Минфина и председалеь Счетной Палаты. Документ сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель и инфляции не выше 4% на все три года.

Главный финансовый документ страны был представлен депутатам на пленарном заседании министром финансов Антоном Силуановым и председателем Счетной палаты РФ Татьяной Голиковой.

Проект предусматривает дефицит бюджета в 2017 году на уровне 3,2% ВВП, в 2018 — 2,2% ВВП, в 2019 году — 1,2% ВВП. Доходы на 2017 год прогнозируются на уровне 13,488 триллиона рублей, расходы — 16,241 триллиона рублей, дефицит соответственно составит 2,753 триллиона рублей. Объем доходов бюджета на 2018 год оценивается в 14,029 триллиона рублей, расходов — 16,04 триллиона рублей, на 2019 год — 14,845 и 15,987 триллиона рублей соответственно.

Документ сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель и инфляции не выше 4% на все три года. При этом предполагается, что средний курс доллара в 2017 году составит 67,5 рубля, в 2018 году — 68,7 рубля, в 2019 году — 71,1 рубля.

Глава комитета ГД сомневается в показателях ВВП, заложенных в бюджет Бюджет РФ на 2017-2019 годы сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель, инфляции в 4% в год, ослабления курса рубля до 71,1 рубля за доллар в 2019 году и оживления темпов роста ВВП до 2,1% к концу прогнозного периода.

Ожидается, что в 2017 году Резервный фонд будет полностью исчерпан, поскольку средства фонда в сумме 1,15 триллиона рублей будут использованы на покрытие дефицита федерального бюджета. Из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование бюджетного дефицита планируется потратить в 2017 году 668,2 миллиарда рублей, в 2018 году — 1,16 триллиона, в 2019 году — 139,7 миллиарда рублей.

Законопроект допускает возможность внешних заимствований в 2017 году на сумму до 7 миллиардов долларов, а в 2018-2019 годах — по 3 миллиарда долларов в год. При этом предусматривается, что в 2017 году Минфин получит право обменять старые выпуски евробондов на новые в пределах 4 миллиардов долларов. Чистые государственные внутренние заимствования РФ (привлечение займов минус расходы на обслуживание долга) на трехлетку ограничиваются суммой в 1,05 триллиона рублей в год.

Депутаты

Депутаты от "Единой России" проголосовали за главную финансовую смету страны. "Сразу хочу сказать, что "Единая Россия" будет поддерживать бюджет в первом чтении. При этом мы исходим из того, что проектом бюджета предусмотрено выполнение всех важнейших обязательств, предусмотренных государством. Прежде всего, социальных обязательств", — отметил в пятницу первый вице-спикер Госдумы, депутат-единоросс Александр Жуков. По его убеждению, федеральный бюджет будет выполняться даже в случае существенных колебаний цен на нефть и газ.

Оппозиция традиционно не поддерживает проект бюджета. Так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов полагает, что принятый в первом чтении документ будет лишь углублять раскол общества. "Этот бюджет неизбежно приведет к политическому кризису. Вслед за финансовым наступит политический", — сказал Зюганов журналистам перед началом пленарного заседания.

"Справедливая Россия" заявила о разработке своего альтернативного проекта бюджета, который, по их мнению, превосходит правительственный вариант. "Наша позиция резко отрицательная. Мы будем голосовать против…. Сегодня, наверное, самый главный день в году. Как в народе говорят: "день год кормит". Но бюджет у нас диетический: кому-то щи без мяса, а кому-то жемчуг и неограниченно", — отметил замруководителя фракции эсеров Олег Нилов.

ЛДПР назвала данный документ "бюджетом проедания". "Фракция не будет поддерживать в первом чтении бюджет на 2017 год и на последующий период", — сказал первый замглавы комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов.

Разделы

Согласно структуре расходов открытой части бюджета, на национальную оборону предлагается направить 1,021 триллиона рублей в 2017 году, в 948,3 миллиарда рублей в 2018 году, 941,2 миллиарда рублей в 2019 году. По разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" выделяется 1,270 триллиона рублей в следующем году, в последующие два года — 1,262 триллиона и 1,259 триллиона рублей соответственно. В рамках раздела "Национальная экономика" запланированы расходы в сумме 2,144 триллиона рублей в 2017 году, 2,199 триллиона рублей в 2018 году, 2,060 триллиона рублей в 2019 году.

В разделе "Социальная политика" предусмотрено расходов в 2017 году 5,079 триллиона рублей, в 2018 году 4,958 триллиона рублей, в 2019 году 5,05 триллиона рублей.

На раздел "Образование" направляется 548,9 миллиарда, 568,6 миллиарда и 566,4 миллиарда рублей за три года соответственно. На здравоохранение в целом будет выделено 363,9 миллиарда рублей в следующем году, в 2018 году будет выделено чуть больше — 383,3 миллиарда рублей, в 2019 году, напротив, будет наблюдаться снижение расходов — до 349,4 миллиарда рублей.

За три года расходы по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" значительно сокращаются: в 2017 году будет выделено 58,2 миллиарда рублей, а в 2018 году — 28,8 миллиарда рублей, в 2019 году — 25,6 миллиарда рублей.

Правительство 28 октября внесет в Госдуму проект закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев ранее пояснял, что бюджет на ближайшую трехлетку непростой, а по отдельным позициям и весьма жесткий.. Экономическая ситуация в РФ, сложившаяся на данный момент, является предметом пристального внимания со стороны не только ведущих финансовых аналитиков, владельцев крупного бизнеса или мелких предпринимателей, но и простых граждан. Кризисные явления, которые сегодня наблюдаются во многих экономиках мира, в России усугубляются еще и тем, что в течение последних лет она испытывает на себе влияние западных санкций.

Правительственная точка зрения гласит, что этот факт не должен приводить россиян в уныние. Наоборот, санкции стоит рассматривать в качестве положительного явления, ведь длительная экономическая изоляция поможет развить собственное производство и усовершенствовать технологические достижения, что, в конечном итоге, обеспечит стране небывалый экономический подъем. Кстати, он уже прогнозируется в новом федеральном бюджете.

Проект документа был опубликован сотрудниками Министерства финансов России 12.10.2016, и именно он определит структуру доходов и расходов государства на три ближайших года. Новый бюджет позиционируется, как адаптированный к новым реалиям, в числе которых значатся низкие нефтяные котировки, сокращающиеся денежные резервы и «западные ограничения» экономического роста. Рассмотрим подробнее, что же было заложено в новом бюджете России, чтобы узнать правительственные приоритеты.

Инновации в Государственном бюджете России

На сегодняшний день российский бюджет еще не прошел стадию окончательного утверждения. Но основные инновации и цифры, характеризующие данный законопроект, уже вполне можно проанализировать.

Среди основных нововведений можно отметить следующие моменты:

Правительство намерено вернуться к старой практике, предусматривающей принятие единого бюджета на трехлетний период (в 2016 году экономика России основывалась на однолетнем финансовом документе). Согласно мнению, озвученному представителями Министерства финансов, данный шаг обеспечит последовательность и предсказуемость в выравнивании накопленных бюджетных дисбалансов;
отличительной особенностью нового документа стало изменение структуры источников финансирования бюджетного дефицита. Если в текущем году 2/3 дефицита покрывалось за счет средств, взятых их Резервного фонда, то в ближайшие три года представители Министерства финансов предлагают меньше использовать суверенные фонды и больше – заемные средства, привлекаемые на внутреннем рынке.

Доходная часть бюджета РФ в 2017 году

Стоит отметить, что доходная часть в бюджете-2017 зафиксирована на уровне 13,44 триллионов рублей и незначительно отличается от прошлогоднего показателя. Многие экономисты говорят о том, что если учесть еще и инфляционные ожидания, то в реальном выражении данная часть бюджета продолжит тренд к сокращению. В 2019 году представители Министерства финансов прогнозируют рост доходной части до 14,8 триллионов рублей, что является номинальным историческим максимумом для экономики России.

Эксперты отмечают, что запланированный рост поясняется ослабленными позициями рубля – в бюджет 2019 года заложена котировка в 71,1 рубль за 1 американский доллар. Нефтяные котировки, заложенные в бюджет РФ, спрогнозированы в размере 40 долларов/баррель. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что по отношению к уровню ВВП доходная часть будет иметь тенденцию к сокращению – в 2019 году эта доля составит 15%.

Главной целью правительства глава Минфина Антон Силуанов назвал обеспечение доходов без дополнительного налогового реформирования и повышения возраста выхода па пенсию. Вполне возможно, что налоговая сфера претерпит реформы в пользу облегчения фискального бремени для бизнеса - прежде всего, это может коснуться налогов, взимаемых с предпринимателей. Другие эксперты поясняют правительственный оптимизм совсем другими причинами.

Так, например, Людмила Пронина, занимающая должность профессора кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС, говорит о том, что минфиновский прогнозный рост доходной части вполне реалистичен. Но она поясняет вероятность его исполнения доходами от налогообложения на добычу полезных ископаемых, которые Минфин заложил в размере 300 миллиардов рублей на 2017 год, и по 200 миллиардов в 2018 и 2019 годах. Второй причиной она называет возможное повышение акцизных сборов.

Расходная часть бюджета России

Финансирование расходных статей было предложено в размере 16,181 триллионов рублей в 2017 году. Стоит сказать, что на следующие два года данный показатель был озвучен в несколько меньшей сумме. Так, в 2018 году расходы составят 15,978 триллионов, а в 2019 – 15,964 триллиона рублей. Согласно словам Антона Силуанова, сокращение расходной части бюджета является единственным путем для обеспечения бюджетной консолидации.

Напомним, что расходы в бюджете РФ делятся на две части: открытую и закрытую. Первая из них в 2017 году запланирована в размере 13,31 триллиона рублей, т.е. 18% всех расходов будут засекречены. Это меньше показателей 2016 года, когда уровень «скрытых» расходов превысил 22%. Причем корректировался бюджет-2016 в этом аспекте просто на глазах. Представители Минфина пояснили это некими планами, которые предусматривают досрочный расчет по кредитным обязательствам оборонных предприятий.

Если рассматривать функциональные направления расходов постатейно, то можно сделать следующие выводы:

На нужды социальной политики запланировано пустить 5,08 триллионов рублей в 2017 году, 4,962 – в 2018 и 5,054 – в 2019. Правительство в данном случае демонстрирует склонность к сокращению социальных нужд, поясняя свои действия необходимостью экономить средства;
национальная экономика получит ассигнования а размерах 2,3 триллионов рублей в 2017 году. В 2018 ей будет выделено 2,246 трлн., а в 2019 – 2,054 триллиона рублей, то есть за три ближайших года финансирование национальной экономики сократится с 14,2% всех расходов до 12,9%. Довольно странно то, что при политике урезания расходов на данную статью правительственные финансисты прогнозируют стране скорый экономический рост. Не совсем понятно, какие причины данный рост могут спровоцировать – в условиях санкций и инвестиционной блокады на иностранные инвестиции рассчитывать нельзя, а местные предприниматели не могут позволить себе брать банковские кредиты из-за непомерных процентов;
нужды национальной обороны будут профинансированы в размере 950 миллиардов рублей. Указанная цифра является открытой частью бюджетных расходов на данную статью. С учетом закрытых статей, которые составляют валовую часть оборонных расходов, отрасль получит 2,84 триллиона рублей ассигнований. В 2018 ассигнования составят 2,72, а в 2019 – 2,856 триллионов. За три года финансирование увеличится с 17,6% до 17,9% всей расходной части бюджета, что свидетельствует о высокой степени «милитаризации» данного документа. Эксперты подчеркивают, что единственное спасение для бюджета страны – это проведение структурных реформ, касающихся производства, и сокращение военных расходов. Тем не менее, эта рекомендация экспертов уже который год остается без внимания правительства;
растут расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Силовые ведомства получат 1,968 триллионов рублей в 2017 году, 1,995 – в 2018 и 2,007 – в 2019. Доля этих расходов в бюджете, таким образом, возрастет с 12,2 до 12,6%;
расходы, связанные с образованием, на этом фоне выглядят не так весомо. Министерство образования может рассчитывать лишь на 568 миллиардов за 2017 год. В следующие два года эта цифра возрастет незначительно и оставит 589 и 586 миллиардов соответственно;
сфера здоровья также не вызывает у правительства особых опасений: в 2017 году на нее планируется выделить 377 миллиардов рублей, а в 2018 и 2019 годах – по 394 и 369 миллиардов рублей соответственно.

Анализ срытых расходов позволил сделать следующие выводы:

Государственные расходы на так называемые «другие вопросы» возрастут в следующем году до 10% всей расходной части бюджета и составят 1,62 триллиона рублей, что превышает соответствующий показатель 2016 года;
подраздел, озаглавленный как «другие вопросы», с завидной регулярностью появляется в дюжине направлений, из которых стоит отметить 500 миллиардов рублей, запланированных на «отдельные субсидии» для компаний и организаций и «отдельные межбюджетные трансферты», выделяемые для региональных бюджетов;
150 «тайных» миллиардов рублей будут выделены в рамках статьи «Национальная безопасность и правоохранительные органы»;
статьи, включающие «другие вопросы» и «скрытые расходы», в совокупности составляют около 24% всей расходной части российского бюджета.

О дефиците бюджета

Бюджет на три ближайших года запланирован как дефицитный. В 2017 году этот показатель будет исчисляться 2,74 триллионами рублей (3,2% от уровня ВВП). Причем правительство еще не приняло документ, но уже рассматривает возможные поправки к данной цифре – недавно Минфин предложил увеличить бюджетный дефицит до суммы в 3,03 триллиона рублей. По некоторым прогнозам экономистов данный показатель может достигнуть 3,26 триллионов, вплотную придвинувшись к отметке в 3,9% от уровня ВВП.

Такое значение станет самым крупным разрывом за последние шесть лет. Правительственные эксперты в один голос заявляют, что бюджетный дефицит вполне ожидаем и всему виной западные санкции, но они уверены, что все проблемы могут быть преодолены благодаря нахождению дополнительных источников дохода. Прежде всего, финансисты надеются на некие новые военные контракты, способные урегулировать бюджетный дефицит. При этом стоит привести слова, высказанные по данному поводу Владимиром Путиным.

Президент обмолвился, что принимать трехлетний бюджет в текущих экономических условиях, может, и рано, однако он поддерживает здоровый оптимизм государственных финансистов. При этом, если сравнить доходы и расходы, становится ясно, что в сравнении с бюджетом 2016 года доход, запланированный на 2019 год, должен увеличиться практически на 1,4 триллиона рублей, а расход – сократиться на 670 миллиардов в национальной валюте.

Стоит также учесть и высокую расходную базу текущего года. На финишной прямой, на которую уже вышел бюджет-2016, Министерство финансов решило повысить статьи расходов с 16,1 триллиона рублей до 16,4 триллионов. Если учесть еще и тот факт, что в сводной бюджетной росписи ожидаются изменения, которые не будут проведены через законодательные поправки, то итог может достичь суммы в 16,63 триллиона рублей.

В будущее финансисты смотрят оптимистичнее, предполагая, что уже в 2018 году страна может выйти на показатель дефицита, равный 2,2% ВВП, а до конца 2019 года сократит его до 1,2%. При этом эксперты аналитического агентства Fitch говорят, что Россия до сих пор не преодолела сырьевую зависимость, а нестабильные нефтяные котировки, которые пока что имеют характерный тренд к снижению, могут больно ударить по наполняемости бюджета.

Госдолг Российской Федерации

Как уже было сказано, государственные финансисты планируют повысить уровень заимствований, чтобы покрыть бюджетный дефицит.

Предположительно, в основном это будут внутренние займы, которые составят:

1,88 триллионов рублей в 2017 году, что в два раза выше заимствований 2016 года;
в 2018 году внутренние облигации госзайма должны будут дать еще 1,6 триллионов рублей;
в 2019 году - 1,7 триллиона в национальной валюте.

Кроме этого, стоит учесть, что в 2017 году подойдет срок погашения облигаций, суммарная стоимость которых составляет 829 миллиардов рублей. Возможно, сумма размещенных облигаций федерального займа составит 1,9 триллиона рублей. При этом Антон Силуанов отметил, что получать займы от внутренних инвесторов нужно с долей осторожности, чтобы они не потребовали от правительства краткосрочных облигаций по высоким ставкам.

Стоит отметить, что изменение источников финансирования дефицита не случайно. В 2017 году из Резервного фонда планируют взять 1,15 триллиона, а это значит, что данный источник будет полностью исчерпан. Поговаривают, что при необходимости правительство обратится к деньгам из Фонда национального благосостояния. Согласно планам Минфина, данный источник должен будет дать 660 млрд. р. в 2017 году и 1,14 трлн. – в 2018. Что касается возможного пополнения данных фондов, то оно не запланировано до 1.02.2020 года.

Планка заимствований на внешних рынках резко опускается. Из внешних источников планируют привлечь не более 7 миллиардов долларов США в 2017 году, а в последующие два – еще по 3 миллиарда долларов, что отвечает уровню докризисных лет. Комментируя этот факт, Антон Силуанов отметил, что страна могла бы провести год и без внешнего заимствования, но правительству следует поддержать уровень ликвидности своих евробондов.

В 2017 году главное финансовое учреждение страны просто проведет рефинансирование по истекающим долгам. Согласно плану, в 2017 году Россия должна будет выкупить ценных бумаг на 7,3 млрд. у.е. Сразу отметим: многие эксперты считают, что главный финансист России лукавит. От внешних займов страна откажется не потому, что они ей не нужны, а вследствие продолжающегося действия санкций, которые касаются в том числе сферы кредитования.

Объем совокупного долга РФ к началу 2020 возрастет, достигнув отметки в 16,6 трлн. р. (16,8% ВВП), что превышает уровень 2016 года на 1,8%. В ближайшие три года общий объем госдолга сохранится на безопасном уровне. Хотя некоторых экономистов пугает сопоставление цифр внешнего государственного долга, который исчисляется 55 миллиардами долларов США, суммой внутренней задолженности (почти 9 миллиардов рублей) и суммой денежных резервов, оцениваемых в 5,5 миллиардов рублей.

Бюджетный вопрос и Чечня

Запланированный бюджет, направленный на экономию средств, уже вызвал недовольство в некоторых регионах. Напомним, что после того как проект был опубликован, недовольство сокращением финансирования Чечни через социальную сеть Instagram высказал Рамзан Кадыров, занимающий пост главы данной республики. Кремль отреагировал на это заявление при помощи Дмитрия Пескова, который является пресс-секретарем президента РФ.

В своем заявлении Песков отметил, что экономика страны характеризуется сложностями, которые имеют отношение не только к федерации в целом, но касаются и её отдельных регионов. Президентский спикер акцентировал внимание на том, что глава страны предвидел возникновение дискуссионных моментов, но прения стоит перенести в нижнюю палату Думы. Правительство не может руководствоваться недовольством отдельных федеративных субъектов - оно учитывает интересы всей страны, несмотря на критику из регионов.

Не так давно Кадыров высказался, что если в предыдущие периоды власти республики Чечня учитывали политику тотальной экономии бюджета, то сегодня он вынужден высказать критику в адрес бюджетного проекта. Кадыров напомнил, что республика давно не получает средств в рамках федеральной целевой программы, касающейся восстановления экономической и социальной сферы Чечни. Сокращение чеченского бюджета не даст республиканской экономике развиваться и негативно скажется на социальных обязательствах.

Тем не менее, нельзя обойти вниманием тот факт, что за годы руководства Рамзана Кадырова Чечня получила из федеративного бюджета субсидирования и дотирования на сумму 540 млрд. р., замыкая тройку российских дотационных лидеров (первые два места занимают Дагестан и Якутия). Бюджет Чечни и так на 80-87% формируется за счет отчислений из общероссийского бюджета. Причем, согласно словам Натальи Зубаревич, директора региональной программы Независимого института социальной политики, значительную часть поступающих средств Грозный распределяет совершенно непрозрачным образом.

Однако при весьма солидном объеме дотаций республика все равно умудряется занимать среди субъектов РФ 4 место по показателю уровня безработицы. Более того, 53% всего незанятого населения составляют мужчины, пребывающие в трудоспособном возрасте. При этом уровень денежных доходов населения республики стабильно возрастает, однако большая их часть скромно записывается под статьей не «зарплата», а «другие доходы».

В целом, бюджет можно смело назвать консервативным. По крайней мере, никаких кардинальных мер по решению кризисных вопросов он точно не предусматривает, так что, по сути, Россия будет и дальше проедать оставшиеся резервы. Государственные финансисты говорят, что бюджет на 2017-2019 годы еще будет корректироваться, причем проделывать это придется ежегодно. Обострения внешних рисков для экономики страны специалисты не прогнозируют, но говорят о возможности обострения внутренних рисков.

Во многом состоятельность бюджета РФ зависит от нефтяного рынка.

Виной всему уже упомянутые цены на нефть. Кроме того, Россию ждут выборы президента, а это, по словам Минфина, не дает возможности заранее спланировать расходы. Хотя немного непонятно, почему расходы на выборы нельзя просчитать и заложить в будущий бюджет заблаговременно. Тем не менее, россиян уверяют в том, что все будет хорошо: инфляционные ожидания понизятся практически в 3 раза при росте ВВП на 2,4% уже к концу 2018 года. Впрочем, и эти заявления вызывают у экономистов известную долю скепсиса.

Проект нового бюджета еще проходит завершающие согласовательные стадии, ведь документ должен получить одобрение не только Минфина, но и Минэкономразвития, прежде чем быть согласованным с депутатами Госдумы. На каждом из этапов проект документа пройдет несколько правок, и только после этого будет обнародован как утвержденный финансовый план страны.

Тем не менее, рассчитывать на значительные изменения не приходится. Скорее всего, Россия так и войдет в новую «трехлетку» с консервативным бюджетом, а правительство будет надеяться, что возросшие цены на нефть позволят хоть немного стабилизировать экономическую ситуацию и поднять социальные стандарты для населения.

Закон о государственном бюджете на 2017 год

Федеральный закон принят Государственной Думой 9 декабря 2016 года и одобрен Советом Федерации 14 декабря 2016 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливаются основные характеристики федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. При этом основные характеристики федерального бюджета на 2017 год определяются исходя из прогнозируемого объёма валового внутреннего продукта в размере 86 806,0 миллиарда рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,0 процента. Прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета составляет 13 487,6 миллиарда рублей, объём расходов – 16 240,8 миллиарда рублей. Дефицит федерального бюджета определён в объёме 2753,2 миллиарда рублей.

Федеральным законом также утверждаются нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, программы государственных внешних и внутренних заимствований Российской Федерации и государственных гарантий, определяются особенности администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, особенности исполнения федерального бюджета и списания отдельных видов задолженности перед федеральным бюджетом.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о федеральном бюджете на 2017-2019 годы. За его принятие проголосовали 315 депутатов, против были 99, передает корреспондент «Росбалта».

Согласно документу, доходы казны в 2017 году составят 13,488 трлн. рублей, расходы - 16,241 трлн. рублей, а дефицит - 2,753 трлн. рублей. В 2018 году эти показатели планируются на уровне 14,029 трлн. рублей, 16,04 трлн. рублей, 2, 011 трлн. рублей соответственно. В 2019 году доходы составят 14,845 трлн. рублей, расходы - 15,987 трлн. рублей, а дефицит - 1,142 трлн. рублей.

Бюджет на 2017 год сверстан из расчета цены на нефть в 40 долларов за баррель. По оценке Минэкономразвития, подобная оценка уровня цен на нефть является консервативной, так как она существенно ниже текущего консенсус-прогноза цен на нефть.

Доля нефтегазовых доходов федерального бюджета продолжит снижаться с 37,4% в 2017 году до 36% в 2019 году. Ненефтегазовые доходы по отношению к ВВП будут сохраняться практически на стабильном уровне (9,7% ВВП в 2017-2018 годах и 9,6% ВВП в 2019 году).

В 2017 году ожидается сохранение среднегодового курса доллара на уровне 67,5 рубля за доллар, в 2018 году прогнозируется ослабление курса до 68,7 рубля за доллар, в 2019 году - до 71,1 рубля за доллар.

В 2017 году расходы на общегосударственные вопросы запланированы в размере 1,135 трлн. рублей, национальную оборону - 1,121 трлн. рублей, безопасность и правоохранительную деятельность - 1,270 трлн. рублей, национальную экономику - 2,292 трлн. рублей, ЖКХ - 58,2 млрд. рублей, охрану окружающей среды - 76,4 млрд. рублей, образование - 568 млрд. рублей, культуру и кинематографию - 94 млрд. рублей, здравоохранение - 377 млрд. рублей, социальную политику - 5,08 трлн. рублей, СМИ - 73,4 млрд. рублей, физкультуру и спорт - 89,7 млрд. рублей, обслуживание госдолга - 729 млрд. рублей, межбюджетные трансферты -783,5 млрд. рублей.

В бюджете 2017 года доля секретных расходов составляет 17,1%, причем 11% из них проходит по разделам, не связанным с национальной обороной и безопасностью.

Чистый отток капитала будет увеличиваться с 20 млрд. долларов в 2017 году до 25 млрд. долларов в 2018 и 2019 годах. По прогнозу Минэкономразвития, в 2017 году темп роста ВВП перейдет в положительную область и составит 0,6%, в 2018 году ВВП повысится до 1,7%, в 2019 году - до 2,1%. К концу 2017 года по прогнозу инфляция снизится до 4%.

Прогнозируется, что Резервный фонд будет полностью исчерпан в 2017 году. Объем Фонда национального благосостояния сократится с 4 702,3 млрд. рублей на начало 2017 года до 3 056,2 млрд. рублей на начало 2020 года.

При этом из-за существенных государственных внутренних заимствований в ближайшие три года планируется рост объема госдолга. По итогам 2017 года он составит 13 972,2 млрд. рублей, 2018 года - 15 177,1 млрд. рублей и 2019 года - 16 651,9 млрд. рублей.

При рассмотрении документа во втором чтении депутаты перераспределили 540 млрд. рублей на 2017 год и более 1 трлн. рублей на период 2018-2019 годов. В частности, решено увеличить кредитную поддержку субъектов РФ из федерального бюджета со 100 млрд. до 200 млрд. рублей. В 2017 году регионы также получат отдельный вид дотаций - на обеспечение сбалансированности бюджетов. Так, Крым получит дополнительно 18,65 млрд. рублей, Севастополь - 5,16 млрд. рублей, а Чечня - 16,4 млрд. рублей.

Дополнительные средства получат банки и АПК. Так, кредитные организации смогут рассчитывать на дополнительные субсидии с целью возмещения недополученных ими доходов от кредитов, выданных сельхозпредприятиям. Речь идет о сумме в 21,3 млрд. рублей в 2017 году, 17,6 млрд. в 2018 году и 17,17 млрд. рублей в 2019 году. На поддержку АПК дополнительно будет направлено 10,638 млрд. рублей.

Против принятия бюджета проголосовали три думских фракции - КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». «Бюджет - это не цифры, это судьбы людей и этот Тришкин кафтан невозможно залатать, он не налезет на плечи огромной России», - заявил, в частности лидер КПРФ Геннадий Зюганов. По его словам, правительство отдало на спасение банков 2 трлн. рублей, которые «расползлись по офшорам». «По официальной справке, из 800 млрд., что выделили на инвестиции, на инвестиции направили только 3,4%», - добавил Зюганов.

Он убежден, что «кризис будет только нарастать». «Клещи будут и дальше сжимать горло страны и всем нам», - заключил лидер КПРФ.

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Бурков заявил, что стране «навязывают бюджет падения российской экономики». «Родителей этого бюджета надо лишать родительских прав», - сказал он. По словам депутата, при верстке бюджета правительство «сэкономило на стариках 250 млрд. рублей, при этом 150 млрд. хочет отжать на премии чиновникам».

Депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Диденко отметил, что новый бюджет не стал «бюджетом национального спасения» и принимается «Единой Росси» практически без учета мнения других фракций. «1 трлн. рублей был распределен одной фракцией, как можно этот бюджет назвать бюджетом национального согласия?» - возмутился депутат.

Отметим, к рассмотрению проекта бюджета в третьем чтении были приглашены представили 47 внепарламентских партий, однако им не дали слова, а предложили послушать дискуссию на думском балконе.

Доходы государственного бюджета в 2017 году

Накаленная мировая политическая ситуация заставляет граждан задумываться о будущем. Россия переживает не лучшие времена. Экономика, можно сказать, перерождается заново, и это влечет неизбежность издержек в виде дефицита федерального бюджета. Народ чувствует себя не стабильно, а потому уже сейчас задается вопросом: каков бюджет России на 2017 год в цифрах?

При подготовке бюджета учитываются важные факторы. Это нефтегазовая составляющая, курс доллара, общая мировая обстановка. Закладывая статьи на будущий трехлетний период, власти также уделили внимание существующим санкциям иностранных государств против нашей страны и ответным мерам России на них.

Закон, определявший бюджет на 2016 год стал новшеством, потому как традиционно бюджет определяется на следующий год и планово – еще на 2 года. Но в виду отсутствия четких прогнозов и постоянных перемен (не всегда в лучшую сторону), правительство не рискнуло брать на себя ответственность прогнозировать на 3 года вперед.

Однако в 2016 году власти, судя по всему, настроены оптимистично, ведь уже в ближайшие недели будет принят бюджет России на 2017 год и заложены средства на 2018 и 2019 годы. Действовать федеральный закон начнет с 01 января 2017 года.

Доходы и расходы бюджета

Итак, согласно проекту федерального закона, доходы государства составят 13,4 триллиона рублей. Расходы, в свою очередь, 16,2 триллиона. О чем говорят эти цифры? Да, денег государству не хватает. Номинально это практически цифры 2016 года. Конечно, имеет значение и инфляция, с ее учетом доход, по сравнению с предыдущим годом, сократится. По прогнозам Министерства финансов, государство в силах сократить расходы и увеличить доходную составляющую. Прогнозы достаточно хорошие: если дефицит бюджета России на 2017 год составит 2.8 млрд., то в 2018 - 2 млрд., а в 2019 году будет равняться 1.1 млрд. рублей.

Валовый внутренний продукт в следующем году по прогнозам составит 86,8 млрд. К 2019 году он, вероятно, поднимется до цифры 98,8 млрд.

В процессе разработки закона о бюджете, власти не раз акцентировали, что единственное средство на пути к стабилизации бюджета - это максимально сократить расходы. Причем, такая политика действует и сейчас: ожидаемый дефицит бюджета 2016 года должен был составить 3,7 миллиардов. Однако уже внесены поправки в части уменьшения этой цифры. Теперь она немногим более 3 млрд. рублей. Есть вероятность, что в 2017 году дефицит имеет шансы на сокращение более чем на 15%.

Откуда брать дефицитные средства

В 2016 году большая часть дефицита покрывалась за счет Резервного фонда. Сейчас в нем хранится почти 3 млрд. рублей. В 2017 году перспективы Резервного фонда уже определены: он полностью иссякнет. Поэтому, эту часть финансирования пришлось кардинально менять. Теперь будет задействован Фонд национального благосостояния, величина которого составляет 4,6 трлн. В 2017 году он опустеет на 0,66 трлн., а в 2018 - на 1,2 трлн. рублей.

В целом, государство стремится к уменьшению внешних заимствований и приоритетности заимствований внутренних. В части внешнего долга бюджет России на 2017 год в долларах остановится на отметке $7 млрд., а в последующие годы верхняя планка займа опустится до $3 млрд. Причем, даже эти цифры по мнению властей возможно заимствовать на внутреннем рынке, в иностранной валюте.

Минфин в пояснительной записке к проекту федерального бюджетного закона указало, что общий государственный долг в периоде 2017-2019 не превысит безопасную отметку в 20% ВВП.

Структура расходов бюджета

Наименьшую часть в структуре расходов на 2017 год занимают такие сферы как образование и здравоохранение (соответственно 3,5% и 2,3%). Правительство обещает сокращение количества бюджетных мест в вузах более чем на 40%. Уменьшатся и стипендии студентов. Эта мера направлена на снижение расходов на образование и повлечет массовые увольнения научных сотрудников и преподавателей. Кроме того, сокращается обеспечение программы по развитию образования. В 2017 году ее урежут более чем на 20%.

На долю национальной экономики выпало 14,2%. Планируется увеличить предпринимательскую способность населения, тем самым восстановить рост экономики, поддержать некоторые инвестиционные проекты.

Бюджет в сфере ЖКХ стремительно сокращается: в 2017 году этой сфере планируется выделить 58 млрд. рублей, а в 2018 лишь 28,8 млрд. рублей.

Бюджет МВД России на 2017 год составит почти 1968 млрд. рублей, это 12,2% доли общих расходов. Однако, это ведомство ждут существенные изменения, в первую очередь, они касаются кадрового наполнения. Ужесточаются требования не только к профессиональным качествам сотрудника МВД, но большую роль теперь играет морально-психологические аспекты личности отдельно взятого работника. Эти критерии введены отчасти и как условия для сокращения штатных единиц. К октябрю 2017 года численность полицейских может уменьшиться почти на 10%. Это значит, что 100 тысяч сотрудников останутся без работы. Нововведения мало коснутся сотрудников, работающих «на местах», непосредственно с населением (участковые, например). Доля их сокращений составит не более 2%. Оставшихся в рядах МВД ожидают приятные бонусы - прибавка 5% к зарплате.

Уже с 2015 года Россия обозначила прямой курс на поддержку и укрепление национальной обороны. Военный бюджет России в 2017 году составит 2840 млрд. в 2017 году. Это на 6% меньше, чем в 2016, с учетом инфляции. Стоит отметить существование в бюджете так называемых закрытых, секретных статей. В сфере обороны под такую статью запланировано 800 млрд. Есть мнения, что эти деньги пойдут на досрочное исполнение обязательств по кредитам оборонных предприятий с целью экономии процентов.

Социальная сфера