Почему детей надо учить обращаться с деньгами. Позвольте принять участие в формировании бюджета

Британское правительственное агентство Money Advice Service провело исследование и выяснило, что все человеческие привычки, связанные с обращением с деньгами, формируются до семи лет. А значит, если до этого возраста вы не научились копить, тратить, ставить приоритеты и денежные цели, то все пропало. Для вас — может быть, но не для ваших детей. Вот чему нужно научить их, пока не поздно:

1. Зарабатывать

Нет ничего плохого в том, что вы даете ребенку деньги на сладости или иногда, под впечатлением от неожиданной пятерки по физике, покупаете ему дорогую компьютерную игру. Вы его родители — если вы не будете его баловать, то кто же будет? Но все же всю эту неожиданную прибыль, будь она заслуженная или незаслуженная, ребенок должен воспринимать так же, как вы воспринимаете бонусы на работе — приятно, но бюджет из этих денег не построишь.

Создайте ситуацию, при которой ребенок может заработать себе карманные деньги. Неважно, за что именно вы ему платите, — но дело это должно быть регулярное.

Пропылесосил, загрузил стиральную машину, посидел с младшим братом или выучил стихотворение — что угодно. Важно, что это можно делать регулярно, а значит, регулярно можно зарабатывать. Многие из вас сейчас думают, что все это ребенок обязан делать бесплатно — вы же в детстве делали. Ну и что из вас выросло?

Конечно, здесь важно не впадать в крайности. Глупо думать, что теперь вы должны платить ребенку за все, что он делает. Но ведь наверняка есть какое-то дело, которое он очень не любит делать.

И, что важнее (это может остаться между нами), — есть же какое-то дело, которое очень не любите делать вы. Вот ровно это дело и можно отдать на аутсорсинг собственному ребенку.

Так, вы больше никогда не моете посуду, а он выстраивает связь между работой и заработком. И, главное, начинает понимать, что заработать деньги намного приятнее, чем просто получить их ни за что.

2. Копить

Теперь, когда деньги заработаны, нужно научиться правильно ими распоряжаться. Пятилетнему малышу, не говоря уже о тех, кто постарше, можно спокойно объяснить принцип двух копилок.

Предложите ребенку делить деньги на две кучки — поменьше и побольше. Первую кучку можно тратить на что угодно — конфеты, стикеры, блестки и все остальное, мимо чего очень сложно пройти, когда ты маленький.

Очень важно вообще не регулировать, на что ребенок тратит эти деньги. Привыкайте к диалогу. Траты можно обсуждать, но права вето у вас нет.

Если недовольны, посоветуйте сделать иначе, поделитесь своими опасениями, но не запрещайте. Нужно, чтобы ребенок уловил связь: деньгами, которые ты заработал, ты волен распоряжаться как тебе угодно.

А вот вторую кучку нужно обязательно отложить. И не просто так, а с какой-то целью. Цель эта, особенно в первый раз, должна быть понятная и осуществимая. Не мучайтесь, не придумывайте, ваш ребенок наверняка уже и сам знает, что он хочет купить.

Теперь, когда цель поставлена (велосипед, игровая приставка), помогите ему накопить. Здесь стоит проявить твердость и ни в коем случае не покупать ребенку предмет, на который он копит. А с другой стороны, ни за что нельзя сердиться, если ребенок залез в деньги, которые откладывал, и накупил на них мороженого. Это тоже важный урок — чем больше тратишь, тем дольше копишь. Объясните ребенку эту закономерность и терпеливо ждите.

Если хотите помочь, придумайте ему как можно больше способов подзаработать. А когда нужная сумма будет накоплена, устройте из похода в магазин настоящий праздник. Ваш ребенок не выпросил дорогую вещь. Он на нее заработал. Есть чем гордиться.

3. Не поддаваться рекламе

Детские телеканалы особенно беспощадны к вашему ребенку, но не только они. Реклама всяких желанных товаров сыплется на него со всех сторон, в том числе и в школе. Как только у одного ребенка появился айпад, весь класс хочет айпад.

Объясните своему ребенку, как работает реклама. Что реклама как раз и построена так, чтобы ты немедленно захотел эту вещь и чтобы тебе казалось, что если ее у тебя не будет, ты больше никогда не будешь счастлив.

Чем раньше ребенок научится контролировать свою внутреннюю истерику, тем лучше. И не нужно сердиться, когда у него это не получается. Себе-то вы разрешаете смотреть на эти еще не купленные сапоги и ноутбук, каждый раз когда проходите мимо витрины.

В данном случае самая эффективная техника — отложенная покупка. Даже если у ребенка есть необходимая сумма на то, чтобы купить вещь, которую он недавно увидел в рекламе и страшно хочет, научите его откладывать такие решения.

Обсудите, что еще можно было бы купить на эти деньги. Так ли эта новая вещь приоритетна? И если да, то является ли она лучшей или просто новейшей? Может быть, есть другие модели? Он хочет новый телефон? А почему именно этот?

Помогите ему исследовать рынок, сравнить, принять взвешенное решение. Может быть, есть что-то лучше, хоть и дороже.

Тогда покупку можно отложить, пока не накопится нужная сумма. А может наоборот, настолько дорогая вещь ему не нужна, и можно купить дешевле, а оставшиеся деньги потратить на что-то еще. Давайте ребенку возможность делать ошибки — вы предупредили, но решение он принимает сам. Ваша главная задача — сделать так, чтобы он никогда в жизни не совершал импульсивных покупок. Не то, что вы.

4. Спокойно относиться к деньгам

А теперь самое главное, и научить этому ребенка практически невозможно, если сами вы так не думаете. Но все же постарайтесь, вы же хотите, чтобы он был счастлив.

Ребенок должен понимать, что деньги — да, делают жизнь проще, приятнее, комфортнее, и зарабатывать много намного лучше, чем зарабатывать мало, но деньги — всего лишь часть жизни, и совсем не главная часть.

Научите его тому, что счастье, и даже проще, настроение человека не должно зависеть от того, есть у него деньги или нет. Это невозможный урок, особенно учитывая, что, по статистике, 70% всех семейных ссор бывают связаны с деньгами. И тем не менее. Не позволяйте себе быть несчастным. Не позволяйте себе быть грустным просто потому, что у вас нет денег.

Не передавайте этот страшный порок своему ребенку. Покажите ему, что приятные ощущения бывают не только от денег. Они еще бывают от любви и от клубничного мороженого.

Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей...

Дети и деньги. Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей. Когда и как заводить с детьми разговор о деньгах? Нужно ли давать на карманные расходы и в каком возрасте?

5 способов научить ребенка правильно обращаться с деньгами

У каждой семьи свой стиль воспитания, свои традиции, приоритеты. Ребенок подрастает, учится взаимодействовать с миром и людьми. Говорить и ходить, писать и считать. Так почему бы с детства не учить его правильному отношению к деньгам?

Многие родители не считают нужным говорить с ребенком об этом. Зачем загружать так рано маленькую головку материальными проблемами?

Психологи утверждают, что в возрасте от двух до пяти закладывается принцип, по которому человек тратит деньги . И либо вы начинаете говорить с малышом о деньгах с детства, либо продолжаете делать вид, что мы живем в мире, где денег не существует.

Но помните! Способность обращаться со своими финансами во взрослой жизни полностью зависит от того, имел ли ребенок подобный опыт в детстве.

Способ 1. Объясняем ребенку, что такое семейный бюджет и откуда берутся деньги

Начнем с того, что ребенку необходимо рассказать на его языке, что такое бюджет . Дети мыслят конкретно, поэтому все, чему вы учите, лучше всего нарисовать или показать предметно.

Возьмите кошелек, мешочек с деньгами и расскажите, что это бюджет. Он бывает у каждой страны, города, семьи и человека. На неделю, месяц и даже год. Мама и папа ходят на работу, трудятся и раз в месяц пополняют копилку новой денежкой.

Купите ребенку настольную игру - детскую монополию. Уютными вечерами, устраивайте семейный батл. В процессе игры ребенок быстрее научиться считать и анализировать.

Помогите нарисовать малышу бюджет вашей семьи. Это может быть круг, квадрат или кошелек. Разделите его на части и пусть ребенок разукрасит каждую своим цветом. Дайте всем блокам имена. Например, красный - питание, зеленый - плата за квартиру, желтый - покупка игрушек, синий - домашние животные и т.д.

В следующий раз, когда ваше чадо слезно потребует в магазине новую игрушку - выдохните. И объясните, что деньги остались только в двух блоках - в зеленом, на квартиру и красном, на питание. Но в следующем месяце бюджет семьи пополнится и в желтом блоке снова появятся деньги.

А пока предложите малышу запомнить эту игрушку. И, если он не передумает, купите ее в конце месяца. Вы ведь обещали. Может случится так, что игрушка слишком дорогая. Тогда накопите вместе на ее приобретение.

Способ 2. Учим копить деньги

Подарите ребенку копилку или кошелек. С самого раннего возраста он будет учиться не разбрасывать и уважать деньги. Откладывать на интересную игрушку или сладость. Таким образом он сможет анализировать и принимать решения. Расставлять приоритеты.

Дошкольникам сложно сразу сконцентрироваться на всех желаниях и понять, чего больше хочется: конструктор или робота, дом для Барби или железную дорогу.

Предложите малышу рисовать все свои “хочу”. Сегодня ему нужна Черепашка ниндзя? Тогда пусть нарисует ее и повесит на видное место вместе со стоимостью игрушки.

Конечно, очень сложно научить маленькое солнышко ждать. Ведь хочется всего и сразу!

Отличное решение предлагает «Улица Сезам». Начните выращивать с ребенком какое-нибудь растение, чтобы он привык и понял: не все происходит сию секунду, очень часто результата нужно терпеливо дожидаться. А в конце месяца выберите что-то одно из всех его шедевров и купите.

Способ 3. Карманные деньги

Психологи утверждают что, когда ребенок подрос, умеет считать и писать печатными буквами, необходимо давать ему карманные деньги. Желательно делать это регулярно, а именно раз в неделю.

Но есть одно условие: деньги даются только под финансовый отчет. Купите ему блокнот или тетрадь, где ребенок сам будет вести свою бухгалтерию. Разделите листик вертикальной чертой и слева напишите остаток на начало недели.

Потом запишите новые поступления и от кого они получены.

Например:

  • Получено от мамы - 100
  • Получено от папы - 200
  • Заработано за выгул соседской собаки - 20
  • Получено от дедушки - 30
  • Остаток на конец недели: 350

С правой стороны по такому же принципу расписывайте на что и сколько потрачено денег .

И в конце недели подбейте итог.

Первые несколько раз вы можете помочь ребенку в заполнении отчета. Но потом стоит договориться, что следующие деньги он получает только после того, как начнет сам вести свою бухгалтерию.

Такая система помогает правильно распоряжаться своими деньгами.

Обязательно подскажите ребенку и другие способы заработать. Их немало, если хорошо поискать.

Можно предложить свои услуги по выгулу соседских животных или покупке продуктов.

Мелкая помощь для соседей за небольшое вознаграждение стали очень популярными в Америке и Европе.

Если ваш ребенок научится в 10-12 лет продавать свои услуги и самостоятельно зарабатывать, то к 30 годам он сможет добиться большого успеха.

Способ 4. Позволяйте делать ошибки

Представьте ситуацию. Ваш маленький финансист потратил в магазине игрушек все накопленные сбережения. Но купил некачественную игрушку, которая сломалась через пару дней.

В голове тут же появилась готовая фраза: ”А я же тебе говорила! Почему ты меня не слушаешь!”

Знаете что? Дайте-ка скорее такой мысли под зад. Ваш ребенок и сам расстроен. И подобное поведение скорее унизит, чем научит его чему-то.

Единственное разумное решение - просто посочувствовать. Дети не глупы и сами все поймут через свои переживания. Главное, давать им возможность совершать ошибки. Лучше пусть малыш получит этот опыт в 10 лет с игрушкой, чем в 30 с собственным бизнесом.

Поддержите, утешьте и подсластите легким коучем в виде вопроса.

  • Как ты поступишь в следующий раз, чтобы избежать такой ситуации?

Это заставит его еще раз подумать, проанализировать и рассказать вам о своем решении.

Помните, что от денежного тренажёра пользы больше, чем от простых поучений.

Способ 5. Не вступайте с детьми в коммерческие отношения

Многие родители думают, что если начнут платить деньги своим детям за отличные оценки в школе, вынесенный мусор, помытый пол, то это их сильнее промотивирует.

К сожалению, это большое заблуждение. Ведь такие ценности, как ответственность, долг перед собой и родными, трудолюбие нельзя купить.

Вступая в товарно-денежные отношения, мы словно перестаем быть родными людьми.

Принеси хорошую оценку и получи 50 - этот метод не работает. Ведь очень скоро ваш малыш может заявить, что домашка по математике, стоит уже не 40, а все 100. Пропадает желание учиться. Учиться не ради знаний, а ради денег.

Ребенку необходимо привить стремление получать знания только из внутренних побуждений.

Не бойтесь говорить с детьми о деньгах. Обсуждать покупки и советоваться. Оставляйте ему право выбора. Воспитывайте самостоятельность и умение принимать решения.

Учите на своем примере. Говорите о своих успехах и провалах, ошибках и решительных поступках при зарабатывании денег.

Транслируйте ребенку, что перед ним открыты все возможности. Он вырастет, овладеет любой профессией и заработает столько - сколько захочет сам. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Всем большой привет! Воспитание детей подразумевает, что родители подготовят их к самостоятельной жизни. Старшему поколению приходится быть примером, в том числе в вопросах планирования бюджета. Потребуется и доступно объяснить, что деньги нужно зарабатывать, а хорошие вещи можно купить только благодаря разумному подходу. Но достаточно ли этого, чтобы научить ребенка обращаться с деньгами правильно?

Первое знакомство

Согласно исследованиям британского агентства Money Advise Service, привычки, связанные с финансами, формируются до 7 лет. Специалисты советуют начинать уроки с 4 лет, но задачи должны быть доступными:

  • Учите чадо терпению.

Угощая сынишку или дочь печеньем, пообещайте дать 1 лакомство сейчас или 2 позже. Предоставьте решить самостоятельно, но мягко подтолкните к варианту с ожиданием - вы познакомите чадо с принципами долгосрочного планирования.

  • Сопровождайте отказы объяснениями.

Оказавшись в магазине, отпрыск умоляет подарить новую игрушку: у приятеля на детской площадке есть такая же! Объясните, что на все , поэтому сейчас вы выберете самое нужное. сложно, но необходимо: малыш узнает, что для получения желаемого приходится подождать.

Даже в возрасте 4 лет кроха усвоит, что такое деньги и по какому принципу их можно обменять на игрушки или сладости. Не упускайте времени, ведь вы облегчите дальнейшие задачи.

5-6 лет: пора планировать бюджет

Когда малышу исполняется 5-6 лет, переходите на новый уровень уроков «экономики». Чтобы добиться результата, прибегните к следующим мерам:

  • Учите зарабатывать.

Конечно, вы будете баловать малыша подарками, сделанными без повода. Но подобные сюрпризы похожи на премии: хотя они , для формирования бюджета нужна стабильная прибыль. Выберите дело, за которое ребенок получит карманные деньги, и предоставьте ему возможность зарабатывать!

Нет причин платить за любую помощь по дому, но в обилии домашних хлопот родители найдут занятие, которое им не по душе: если вы не любите мыть посуду или подметать пол, отпрыск возьмет работу на себя. Пусть кроха справляется неидеально - вы исправите промахи, зато ребенок научится понимать связь между трудом и заработком.

  • Помогайте планировать и копить.

Малышу важно понять, что он распоряжается деньгами по своему усмотрению. Хотя покупку сладостей или вредных чипсов надо обсуждать с мамой, он волен порадовать себя новыми стикерами, альбомами, игрушками. Но после первых трат начинаются мечты о крупных приобретениях: велосипеде или приставке. На этом этапе важно объяснить, что деньги нужно не тратить сразу, а сберегать.

Вместе заведите 2 копилки, причем средства из первой пойдут на текущие расходы - покупку наклеек или раскрасок. Зато во 2-й будут храниться финансы, нужные для приобретения желанной вещи. Задача же родителей состоит в том, чтобы убедиться в реальности поставленной и напоминать о ней, когда отпрыск поддается искушениям.

  • Пользуйтесь наличными.

Если вы расплачиваетесь на кассе купюрами, то процесс будет понятен для чада. Зато использование кредитных или дебетовых карт поставит в тупик: родители показывают волшебную вещицу, с помощью которой получают все! Объяснить принцип малышу не всегда удается, поскольку он не воспринимает абстрактных идей.

Руководствуйтесь этими правилами, и база для разумного обращения с деньгами будет заложена.

5 шагов по методу Трента Хамма

Трент Хамм, владелец сайта финансовых советов The Simple Dollar, поделился методами, которые использовал для обучения 6-летней дочери. Возможно, способ пригодится и вам!

  1. Планирование бюджета.

Трент усовершенствовал вариант с 2-мя копилками, используя 3 банки: кроме денег на текущие расходы и накоплений, он советует откладывать на . Ребенок учится делиться с теми, кто нуждается в помощи, и строить долгосрочные планы.

  1. Установление понятной системы.

Хамм советует выдавать карманные деньги еженедельно, причем система должна быть понятной. Он руководствуется принципом «1 $ за 1 год», следовательно, девочка получает 6 $ в неделю. Деньги даются мелочью, чтобы их было проще разложить по копилкам. Благодаря системе малышке удается представить, сколько нужно собирать на крупную покупку, но по необходимости старшие помогают произвести подсчеты.

  1. Свобода трат.

Отправляясь в магазин, Хамм разрешает дочери взять любую сумму из банки с надписью «На текущие расходы». Потом девочка выбирает вещь, которую хочет купить, и подсчитывает, достаточно ли у нее средств. Поскольку дети присматривают дорогие игрушки, денег обычно не хватает. Трент не советует добавлять: отпрыск сам накопит на приглянувшуюся вещицу.

  1. Осознанное принятие решений.

Если девочка видит игрушку, которая оказывается по карману, Трент напоминает о желании собрать сумму для покупки конструктора «Лего» или дорогой куклы. Но окончательное решение остается за малышкой, поэтому она учится нести ответственность.

  1. Хороший пример.

Трент в доступной форме объясняет, что папе и маме нужно работать, обеспечивая семью продуктами, одеждой и жильем. Он утверждает, что дети в этом возрасте понимают больше, чем думают родители: если старшее поколение склонно к спонтанным покупкам, то и малыши не будут разумно распоряжаться своими скромными средствами.

Благодаря подобному подходу Трент не сталкивается с капризами дочери. Ведь вы наверняка видели, как маленькие дети разражаются слезами в магазине, требуя купить игрушку! Возможно, и ваши чада устраивали сцены, но непослушание не связано с дурным нравом: они не видят другого способа получить желанную вещь. Объясните, что на игрушку можно накопить, и походы в супермаркет не будут сопровождаться огорчениями.

Как научить ребенка обращаться с деньгами в подростковом возрасте

Когда чаду исполняется 12 лет, оно готово к новому уровню ответственности. В этот период отпрыски ведут себя следующим образом:

  • проявляют большую тягу к самостоятельности;
  • выражают недовольство материальным положением;
  • могут просить взаймы у друзей без ведома старших;
  • проявляют способность оперировать абстрактными понятиями и понимать чужую точку зрения;
  • лучше осознают последствия своих решений.

Иметь дело с 12-летками бывает сложнее, чем с детьми младшего школьного возраста. Увы, перемены не всегда оказываются приятными, но они остаются частью жизни. Ваша задача - сделать поправку на возрастные особенности и помочь освоиться в новой ситуации.

Позвольте принять участие в формировании бюджета

Дети должны знать, что ресурсы семьи не бесконечны. Включайте их в разговоры о планировании бюджета: обсуждайте, что приобрести в первую очередь, а с чем подождать. Стоит ли немедленно покупать новые ролики? Нет ли более важных потребностей? Позволяйте младшему поколению высказываться, чтобы оно чувствовало ответственность.

Готовьтесь, что подросток со вздохом заметит: «А родители Пети подарили ему новую игровую приставку…» Дабы не слышать упреков, держите сына или дочь в курсе финансовой ситуации. Объясните, что траты распределяются в зависимости от дохода и важных потребностей, поэтому ориентироваться на образ жизни других не стоит.

Проводите семейные советы в спокойной обстановке, чтобы дети были уверены: к их мнению прислушаются. Возможно, стоит выделить дочери недостающую сумму, чтобы она посетила концерт с подругами? Но в следующем месяце ее траты придется уменьшить. Может, сын, копящий на новый телефон, просит занять немного денег? Вы вольны сделать уступку или продемонстрировать, что не каждое желание выполняется незамедлительно: мальчик получит гаджет, но позже. Главное, не забывайте, что разговариваете с детьми, а не с банковскими клерками, поэтому им необходимы одобрение и разумный совет.

Следите за своим поведением

Когда дело касается умения распоряжаться финансами, подростки подражают старшим. Если вы умеете копить и инвестировать средства, то младшее поколение охотно последует примеру. Но не думайте, будто отпрыски не замечают привычки без необходимости брать кредиты: с большой вероятностью они научатся жить в долг.

Чтобы привить основы правильного обращения с деньгами, берите детей в магазин и рассказывайте, как сделать выгодные покупки. Не забудьте позвать их, когда откроете на ноутбуке таблицу для планирования ежемесячных расходов или начнете делать подсчеты в блокноте. А в заключение дайте сыну или дочери список и отправьте в ближайший супермаркет, вручив ограниченную сумму: правда, вы рискуете получить много конфет и чипсов!

Помогите понять последствия жизни в долг

Родители допускают ошибку, нарушая финансовую дисциплину. Допустим, сын копит на модный гаджет, но до достижения цели остается пара месяцев. Он обещает сократить будущие расходы, поэтому вы решаете дать деньги в . Мальчик делает покупку, но в следующем месяце ему не хватает на привычные развлечения. Родительское сердце не выдерживает, вы открываете кошелек… Но какой вывод сделает сын?

Демонстрируя, что просто прощаются, вы совершаете ошибку. Прежде всего не давайте взаймы сумм, которые подросток не сможет вернуть, ведь сами спровоцируете нарушения договора. Затем расскажите о собственном опыте долгов и кредитов: объясните, что иногда без них не обойтись, но подход должен быть разумным. Убедитесь, что отпрыск строит обдуманные планы, и только затем давайте нужную сумму.

Как поступить, если подросток неразумно тратит деньги

Когда вы имеете дело с 10- или 12-летним чадом, решить проблему проще: вы вольны сказать, что приобретение огромной коробки конфет - не лучший способ потратить средства, полученные на день рождения. Хотя вы почувствуете себя домашним тираном, вопрос решится. Когда же речь идет о 15-летнем подростке, ставки оказываются выше: во-первых, он тратит больше, во-вторых, мнение друзей теперь важнее родительского.

Можно заявить, что в вашем доме придется жить по установленным правилам, но желательно действовать тактичнее. Если вам не нравится, как подросток тратит деньги, помогите ему найти работу: в 15 лет можно посидеть с соседскими детьми, раздать флаеры, расклеить объявления. Хотя первая зарплата будет потрачена на развлечения, вскоре отпрыск начнет ценить результаты своего труда.

Если чадо подрабатывает, попросите его помочь с расходами. Конечно, подростку не придется оплачивать счета за электричество или покупать продукты! Но вместо того чтобы просить денег на посиделки с друзьями в кафе, сын или дочь выделит часть собственной зарплаты. Это поможет осознать цену деньгам, и проблема решится.

В некоторых случаях важно придержать недовольство: пусть вам не нравится, что отпрыск потратился на посещение концерта или эксклюзивный комикс, но подросткам важно почувствовать собственную независимость. Дайте распорядиться заработанным согласно желанию, иначе стимул стараться пропадет.

Теперь вы знаете, как научить ребенка обращаться с деньгами. Главное проявите терпение и благоразумие. Будьте последовательны, подкрепляйте наставления примером, и результат не вызовет нареканий. До новых встреч!