Расшифровка непредвиденных расходов в кс 2. Банк экспертных заключений. Учет резерва в НРР

Вопрос: Работы по строительству были начаты в 2008 году. На момент разработки проектно-сметной документации (далее - «ПСД») по объектам временные мосты и подъездные автодороги территориальные сметные нормативы (Краснодарского края) отсутствовали, сметно-нормативная база 2008-2009 гг. была выпущена не в полном объеме. Во избежание вынужденных простоев и, как следствие, срыва сроков сдачи объектов, указанная ПСД была разработана с применением действующих федеральных сметных нормативов выпуска 2000-2007 гг.
В настоящее время ФГУ «Главгосэкспертиза» выдвинуло требование пересчитать сметную стоимость строительства временных подъездных автодорог и мостов на них в цены «эталонной» базы выпуска 2008-2010 гг.
На момент комплексной сдачи ПСД в ФГУ «Главгосэкспертиза», по состоянию на 01.10.2010 г., все временные мосты были построены и находятся в фактической эксплуатации. Стоимость выполненных объемов работ определена по сметам, разработанным на стадии «РД», а выполненные подрядчиком работы сданы в полном объеме по ПСД выпуска 2001-2007 гг. с уплатой всех бухгалтерских и налоговых платежей.
Данное положение дел соответствует «Требованиям к составлению сметной документации при разработке проектной и рабочей документации на строительство объектов, финансируемых с привлечением средств Федерального бюджета», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД». Согласно указанным «Требованиям...», нормы и расценки утвержденной «эталонной» базы СНБ-2001/2008-2009 могут применяться при составлении ПСД, выпускаемой после 18 августа 2009 года, и ранее выпущенная ПСД с применением норм и расценок СНБ-2001/2007 пересчету не подлежит.
Необходимо отметить, что пересчет базовой стоимости в текущий уровень выполнен по индексу пересчета Минрегиона за 3 квартал 2010 года по Краснодарскому краю для вида строительства «прочие объекты». В расчетном индексе на «прочие объекты» не учтена специфика строительства мостов и тоннелей, а также номенклатура соответствующих материалов и механизмов (например, применение усиленного шпунта с поставкой из Нижнего Тагила, конструкции мостов и тоннелей импортного производства, импортная тоннельная и буровая техника и т.д.). Следует отметить, что в соответствии с договором строительство велось как в 2008, так и в 2009 годах. При этом стоимость выполненных объемов работ определялась с учетом индексов пересчета действующих на момент выполнения работ, например: индекс в уровне 3 квартала 2009 года составлял -5.5; в уровне 4-го квартала 2009 года -5.58; ФГУ «Главгосэкспертиза» для определения текущей стоимости предлагает применить индексы 3 квартала 2010 года в размере 4,84. Считаем, что индексы пересчета не должны быть ниже тех, по которым было принято выполнение и оплачены налоги. Предлагаем для определения стоимости в текущем уровне цен принять индексы 4 квартала 2009 года.
Кроме того, считаем, что требования ФГУ «Главгосэкспертиза», предъявляемые к Генпроектировщику и Заказчику в части пересчета ПСД, основываются на неправильном толковании существующей нормативной базы в строительстве, в частности:
- занижается стоимость металлических пролетных строений, высокопрочных болтов и опорных частей, которая была принята по отраслевым (ОАО «РЖД») сборникам сметной стоимости материалов и конструкций, как на материалы и конструкции, стоимость которых отсутствовала в Федеральных сборниках сметных цен на материалы и конструкции;
- незаконно исключены затраты на железнодорожные перевозки и автомобильные перевозки свыше 30 км со ссылкой на то, что стоимость перевозок учтена в стоимости материалов по ФССЦ-2001 (при этом указываются нормы, приведенные в сборнике ТСЦ-2001, что противоречит п. 4.24 МДС 81-35.2004);
- занижены транспортные и заготовительно-складские расходы до 3% на общестроительные материалы, что не может быть принято, поскольку явно противоречит п. 4.60 МДС 81-35.2004, в котором прямо указано: при невозможности определения транспортных расходов по калькуляциям (даже для оборудования), эти расходы могут определяться по укрупненным показателям, т. е. по проценту от отпускной цены;
- исключены из сводного сметного расчета затраты по усиленной охране объектов специализированными охранными организациями, что противоречит требованиям письма Минрегиона РФ от 13 августа 2008 г. № 20070-СМ/08;
- исключена из состава сводного сметного расчета премия за ввод объекта в эксплуатацию, что явно противоречит п. 9.8 Приложения № 8 МДС 81-35.2004;
- в части изменения норматива непредвиденных расходов по замечанию экспертизы с 10% на 3%. В соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта относятся к технически сложным объектам, мосты с пролетами более 100 м и заглублением подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м относятся к уникальным объектам. Все эти параметры свойственны объектам, в связи с чем в сводные сметные расчеты стоимости строительства резерв средств на непредвиденные работы и затраты должен быть включен в размере 10%, что не противоречит п.4.96 МДС 81-35.2004г.
- выдвинуто незаконное требование об учете стоимости возвратных сумм по общему индексу пересчета СМР. Так как в возвратных суммах учитывается стоимость возвращаемых материалов, следовательно, и учитывать возвратные суммы необходимо по индексам на материалы, что будет соответствовать письму Минрегиона РФ от 02 февраля 2009 года № 2486-СМ/08, где требование об учете возвратных сумм в размере 15 % от стоимости титульных временных зданий и сооружений является необоснованным;
- -исключены из локальных смет затраты на ремонт и содержание временных землевозных дорог, что противоречит п. 1.1.10 технической части ФЕР-2001-01;
- при корректировке ПСД в базисном уровне цен, по замечаниям ФГУ «Главгосэкспертиза», проектные институты применяют понижающий коэффициент 0,4 к стоимости единичных расценок на устройство б/н свай, опубликованных в сборнике «Дополнения и изменения к ФЕР-2001/2008-2009» выпуск 2, что противоречит смыслу письма Минрегиона РФ от 20.08.2010 г. № 30424-КК/08. В связи с этим Генпроектировщик продолжает выпуск ПСД в базисном уровне цен с учетом применения коэффициента 0,4, занижая таким образом общую стоимость строительства объекта на 60 % по локальной смете, что неизбежно влечет за собой снижение затрат по главам 8-12 сводного сметного расчета в базисном и текущем уровне цен. По состоянию на 10.12.2010 г. получено разъяснение Минрегиона РФ от 26.11.2010 г. № 39988-КК/08, в части применения коэффициента 0,4(в базисном уровне цен указанный коэффициент не применяется).
Коэффициент пересчета по стоимости работ с использованием импортной высокопроизводительной техники рассчитывается Заказчиком (ОАО «РЖД») и составляет мизерную величину - от 2,58 до 2,82, в том числе индекс на механизмы 1,94 - до 1,86 (III квартал 2010 г.). Таким образом, может быть создан прецедент, когда лимит стоимости б/н столбов в текущем уровне с коэффициентом 0,4 будет ниже лимита стоимости выполненных работ при расчете по видам и комплексам работ;
- ФГУ «Главгосэкспертиза» требует исключения из локальных смет затрат по устройству технологических укрытий, ссылаясь в своем решении на то, что данный вид затрат учтен нормами зимних удорожаний. Однако данное замечание не может быть принято во внимание ввиду того, что затраты, учитывающие зимние удорожания в размере 0,14-0,28 %, не покрывают расходы по сооружению технологических укрытий, предусмотренных ПОС. Согласно примечанию к п. 1 общих положений ГСН 81-05-02-2007 затраты на устройство специальных технологических укрытий необходимо определять дополнительно в соответствии с проектными решениями. Следовательно, требование ФГУ «Главгосэкспертиза» об исключении коэффициента 1,1, применяемого на основании технической части п. 3.8 ФЕР-2001-30 к стоимости работ, выполняемых в технологических укрытиях, не правомерно и не может быть принято;
- требования ФГУ «Главгосэкспертиза» о включении в локальные сметы оборачиваемости ж/б плит не правомерны, так как противоречат МДС 81-35.2004 и п. 3.7 ГСН 81-05-01-2001;
- стоимость строительства временных мостов в сводных сметных расчетах безосновательно занижена на 50% против локальных сметных расчетов;
- замечание ФГУ «Главгосэкспертиза» об учете возвратных сумм по стоимости разбираемого грунта, камня, ПГС строительных площадок, временных подъездных автодорог не может быть принято. Повторное применение грунтов невозможно. В связи со сжатыми сроками строительства объектов, работы по отсыпке дамб, подъездных дорог, площадок выполняются одновременно на всех объектах, и применение одного и того же грунта на нескольких участках физически невозможно.
Необходимо заметить, что разработка сметной рабочей документации и определение стоимости выполненных работ осуществляется по сметной нормативной базе 2001/2007, в соответствии с «Требованиями...» ОАО «РЖД».
Исходя из вышеизложенного, необоснованные замечания ФГУ «Главгосэкспертиза» и последующие исключения из ПСД затрат приведут к искусственному снижению сметной стоимости строительства объектов. Это, в свою очередь, станет причиной убытков, а в дальнейшем может вызвать банкротство подрядных организаций и, как следствие, срыв сроков строительства совмещенной (автомобильной и железной) дороги.
Просим разобраться в сложившейся ситуации.

Порядок использования резерва средств на непредвиденные работы и затраты приведен в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Согласно пункту 4.33 указанного документа часть резерва средств, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены.
В этом случае передаваемая подрядчику часть резерва средств предназначена для покрытия рисков подрядной организации, связанных с возможным увеличением в период строительства стоимости материалов и конструкций, услуг третьих лиц, ростом оплаты труда и т.п.

Согласно пункту 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

В соответствии с пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 при расчетах за выполненные работы по твердой договорной цене расшифровка расхода подрядчиком части резерва, включенного в твердую договорную цену, не требуется. Расчеты по отдельным лимитированным затратам должны осуществляться в соответствии с принятыми договорными условиями.

В случае, если расчеты между заказчиком и подрядчиком осуществляются за фактически выполненные работы, то весь резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренный в сводном сметном расчете, остается в распоряжении заказчика и в цену выполненных работ не включается.

В случае, если государственным (муниципальным) контрактом на строительство не предусмотрено условие использования резерва средств на непредвиденные работы и затраты для оплаты дополнительных работ или затрат, возникших в процессе строительства объекта, и не предусмотренных проектно-сметной документацией (твердой договорной ценой), то резерв средств на непредвиденные работы и затраты учтенный в твердой договорной цене, в соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05/03/2004 № 15/1 (МДС 81-35.2004), в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены.

При необходимости выполнения дополнительных работ, превышающих объем предусмотренного договорной ценой резерва средств на непредвиденные работы и затраты, в проектно-сметную документацию вносятся изменения, а сметная документация подлежит обязательной повторной проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство которого финансируется с привлечением средств федерального бюджета. При этом выполнение дополнительных работ рекомендуется осуществлять на основании отдельного контракта или дополнения к основному контракту.

ВОПРОС: Как распределяется между Заказчиком и Подрядчиком резерв средств на непредвиденные работы и затраты?

ОТВЕТ:

В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой свободной (договорной) цены на строительную продукцию. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. (Извлечение из письма ГОССТРОЯ РФ от 29.12.1993 №12-349 " О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СВОБОДНЫХ (ДОГОВОРНЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ" п.3.5.9).(в ред. писем Минстроя РФ от 06.07.95 N ВБ-26/12-201, от 25.04.96 N ВБ-29/12-148).

Согласно п. 3.5.9.1 "Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-349) часть резерва на непредвиденные работы и затраты передается Заказчиком Подрядчику только в случае твердой договорной цены. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные работы весь резерв остается в распоряжении заказчика. При этом сообщаем, что в связи с выходом "Порядка..." письмо Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12 утратило силу. (Извлечение из письма Минстроя РФ от 30.08.1995 №12-251 " О РЕЗЕРВЕ НА НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РАБОТЫ").


ВОПРОС: Непредвиденные затраты 2% можно ли применить к ремонтным работам (капитальный и текущий ремонт)? Есть ли документальное обоснование кроме МДС 81-35.2004 ? Как применять в смете, где вставлять и на что считается? Что входит в непредвиденные затраты, кроме того что написано в МДС 81-35.2004 ?

ОТВЕТ:

Непредвиденные в размере 2% применяются при капит а льном ремонте. В МДС (п. 4.96) всё описано.

В смете начисляется на итог перед НДС (т.е. на стоимость СМР с учетом затрат на временные здания, зимнее удорожание, перевозку рабочих (если вы их берете) .

Для обоснования непредвиденных затрат, при составлении КС , дела ется отдельный расчет на работы (стоимость должна быть не менее резерва, предусмотренного сметой), которые не предусмотрены сметой к договору, не являются дополнительными работами, возникшими в процессе выполнения работ, но являются необходимыми (допустим, ошибка в проектной документации на ремонт, если таковая имеется).

Непредвиденные затраты - лимитированная сумма. И если ее не хватает, значит надо вносить изменения в проектно-сметную документацию и учитывать затраты именно на непредусмотренные работы, которые возникли в процессе строительства. А если твердая договорная цена с учетом лимита непредвиденных не покрывает расходов на возникшие работы, то подрядчик должен разложить "непредвиденные затраты" все по "полочкам" (составить смету, калькуляцию и т.д.) для заказчика, и заказчик должен определить нужно ли это, т.к. это его дополнительные расходы. И это прописывается в договоре подряда обязательно т.е. " форс-мажорные обстоятельства". При определении дополнительных затрат все прописывать нужно в договоре подряда ОБЯЗАТЕЛЬНО .


ВОПРОС: Просим дать разъяснения по вопросу включения резерва средств на непредвиденные работы и затраты в сводный сметный расчет стоимости строительства.

ОТВЕТ:

На основании Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004 п. 4.96), а также приказа Минрегиона РФ № 220 от 01.06.2012 г. «О внесении изменений в Методику определения стоимости строительной продукции на территории РФ» в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размерах, установленных нормативными документами. Вышеуказанные документы включены в федеральный реестр сметных нормативов.

Постановлением Правительства РФ № 628 от 25.06.2012 г. «О признании утратившими силу пунктов 31.1 и 31.2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» из постановления Правительства № 87 от 16.02.2008 г. исключены вышеуказанные пункты, которые были ранее включены постановлением Правительства РФ №1006 от 07.12.2010 г. (о включении в сводный сметный расчет стоимости строительства резерва средств на непредвиденные работы и затраты).


ВОПРОС: Государственная экспертиза исключает резерв из сводного сметного расчета, ссылаясь на постановление Правительства РФ № 628 от 25.06.2012 г. Правомерно ли замечание экспертизы?

ОТВЕТ:

Учитывая, что Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее - Положение) предназначено для установления требований к разделам и содержанию проектной документации, а не к порядку учета в сметной документации отдельных видов затрат, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года № 628 пункты 31 (1) и 31 (2) указанного Положения были исключены.

Согласно пункту 30 Положения сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета (далее - федеральный реестр сметных нормативов).

Порядок составления сметной документации установлен Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), включенной в федеральный реестр сметных нормативов.

Пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 (в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 220) установлен порядок учета в сметной документации резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

Учитывая изложенное, резерв средств на непредвиденные работы и затраты объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, определяется в соответствии с п. 4.96 МДС 81-35.2004.


ВОПРОС: При составлении последней редакции МДС 81-35.2004 в п.4.96. был убран последний абзац из предыдущей редакции, а именно: «при расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме, согласованной при формировании договорной цены». Допускает ли новая редакция МДС:

- включать резерв на непредвиденные работы в полном объеме (3,0% для объектов производственного назначения) при формировании твердой договорной цены,

- включать в акты приемки выполненных работ и оплачивать по норме, согласованной при формировании договорной цены.

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 220, резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета для объектов капитального строительства производственного назначения в размере, не превышающим 3-х процентов.

При этом возможность учета части резерва средств на непредвиденные работы и затраты в начальной (максимальной) цене контракта при подготовке конкурсной документации определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон) цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 указанного Федерального закона.

Взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренным государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.

Учитывая изложенное, необходимость подтверждения подрядчиком резерва средств на непредвиденные работы и затраты, включенного в твердую договорную цену, устанавливается государственным контрактом и в случае отсутствия такого подтверждения цена государственного контракта может быть снижена.


ВОПРОС: При прохождении экспертизы проектно-сметной документации ФГУ «Главгосэкспертиза», ссылаясь на приказ Минрегиона России от 01.06.2012 №220, потребовала согласовать с заказчиком размер средств на непредвиденные работы и затраты. Заказчик ответил, что согласно постановлению Правительства РФ от 25.06.2012 №628 «О признании утратившими силу пунктов 31(1) и 31(2) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» резерв средств на непредвиденные работы и затраты в сводный сметный расчет не включается, а приказ Минрегиона от 01.06.2012 №220 отменен.

ОТВЕТ:

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.06.2012 № 220 внесены изменения в Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденную постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1 (далее - Методика), в том числе в пункт 4.96 раздела IV Методики, касающийся резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

Учитывая изложенное, объем средств на непредвиденные работы и затраты объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется в соответствии с вышеуказанным приказом и включается в сводный сметный расчет стоимости строительства.


ВОПРОС: В настоящее время нашей организацией проводится проверка и согласование аукционной документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на строительство.

По данному объекту имеется в наличии проектная документация, прошедшая государственную экспертизу, приказ о ее утверждении, выделены лимиты средств федерального бюджета для производства работ по строительству на 2010 год.

В целях исключения возможных неточностей при расчете начальной (максимальной) цены контракта просим:

1. Пояснить порядок учета резерва средств на непредвиденные расходы при расчете начальной (максимальной) цены контракта. Цена государственного контракта является твердой.

2. Уточнить порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта с указанием регламентирующего документа по данному виду расчета.

3. Уточнить порядок оплаты резерва средств на непредвиденные расходы при строительстве объекта.

ОТВЕТ:

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 443, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Учитывая изложенное, по вопросу применения положений Федерального закона от 21.06.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в том числе по вопросам о порядке формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта (включение в твердые цены тех или иных затрат, в том числе и резерва средств) и порядке расчетов за выполненные работы (прочие затраты) по государственным контрактам с твердой договорной ценой, рекомендуется обращаться в Минэкономразвития России.

При этом согласно п. 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.06.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2. 1 части 2 статьи 55, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 статьи 9 указанного Федерального закона.

В соответствии с п.1 статьи 6 указанного Федерального закона определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком строительства.

По мнению Минрегиона России по решению заказчика часть резерва на непредвиденные работы и затраты, как правило не более 50% от норматива средств, может быть включена в начальную (максимальную) стартовую цену торгов (аукциона).

Кроме того, Минрегион России считает, что начальная (максимальная) цена конкурса (аукциона) может быть определена базисно-индексным способом с применением индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минрегионом России, действовавших на момент объявления торгов и прогнозных индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации. Прогнозные индексы-дефляторы рекомендуется применять с учетом объемов работ, планируемых к выполнению в конкретном квартале, определенных в соответствии с проектом организации строительства (календарным планом работ).
При этом взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренным государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.


4.96. В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1-12 (1-9 по объектам капитального ремонта) и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8 в зависимости от стадии проектирования.

Резерв средств может определяться в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3% - для объектов производственного назначения.

По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен в размере до 10% по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

При составлении сметных расчетов по объектам-аналогам и другим укрупненным нормативам на предпроектной стадии резерв средств на непредвиденные работы и затраты возможно принимать в размере до 10%.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для компенсации дополнительных затрат, связанных с:

Уточнением объемов работ по рабочим чертежам, разработанным после утверждения проекта (рабочего проекта);

Ошибками в сметах, включая арифметические, выявленных после утверждения проектной документации;

Изменениями проектных решений в рабочей документации и т. д.

При расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачиваются заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены.

Средства на возмещение затрат, возникающих в связи с введением в действие новых нормативных актов

4.97. Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых нормативных актов, рекомендуется включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.

4.98. При составлении смет на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (ремонта), резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.

Средства, предусматриваемые за итогом сводного сметного расчета

4.99. За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства рекомендуется указывать:

4.99.1. Возвратные суммы, учитывающие стоимость:

от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, определяемые расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования;

материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету;

мебели, оборудования и инвентаря, приобретенных для меблировки жилых и служебных помещений для иностранного персонала, осуществляющего шеф-монтаж оборудования;

материалов, получаемых в порядке попутной добычи.

Перечисленные материально-технические ресурсы находятся в распоряжении заказчика.

Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметных расчетах (сметах).

4.99.2. Суммарную по итогам объектных и локальных сметных расчетов и смет балансовую (остаточную) стоимость оборудования, демонтируемого или переставляемого в пределах действующего реконструируемого или технически перевооружаемого предприятия. В этом случае технико-экономические показатели проекта определяются с учетом полной стоимости строительства, включающей также стоимость переставляемого оборудования.

4.99.3. Суммы средств на долевое участие предприятий и организаций в строительстве объектов общего пользования или общеузловых объектов.

4.99.4. Итоговые данные о распределении общей сметной стоимости строительства микрорайона или комплекса жилых, общественных зданий по направлениям капитальных вложений в случае, когда в составе этого строительства предусмотрены встроенные, пристроенные или отдельно стоящие здания и сооружения, относящиеся к различным направлениям капитальных вложений.

Сметная стоимость сооружений, устройств и отдельных работ, общих для всех объектов, входящих в состав микрорайона или комплекса, распределяется:

по внутриквартирным (дворовым) сетям водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения и др. - пропорционально потребности объектов;

по благоустройству и озеленению территории - пропорционально площадям участков;

в других случаях - пропорционально общей площади зданий (сооружений).

Расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений рекомендуется приводить в составе пояснительной записки к сводному сметному расчету стоимости строительства.

4.100. Суммы налога на добавленную стоимость (НДС).

Сумма средств по уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой (в графах 4-8) под наименованием "Средства на покрытие затрат по уплате НДС".

В тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.