Структура фонда оплаты труда схема. Фонд оплаты труда: понятие, состав и что в него входит. Фонд оплаты труда: состав и расчет

Все начисленные предприятием выплаты работникам являются его затратами на оплату труда и образуют фонд оплаты труда .

Фонд оплаты труда состоит из трех разделов:

Фонд заработной платы;

Выплаты социального характера; (по уходу за маленькими детьми, льготное питания)

Расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.

Фонд оплаты труда определяется в целом по предприятию независимо от источников выплаты денежных сумм. И в этом его отличие от статьи издержек обращения «Затраты на оплату труда». Раньше различия фонда оплаты труда и затрат на оплату труда, учитываемых в составе издержек обращения (себестоимости продукции), были незначительными. В основном это были премии и поощрения за счет прибыли, средств специального назначения и других поступлений со стороны. В настоящее время фонд заработной платы включает:

оплату за отработанное время, в том числе компенсационные выплаты, связанные с режимом и условиями труда (районные коэффициенты, доплаты за работу в праздничные и выходные дни) и т.д.;

оплату за неотра ботанное время (отпуск, оплата простоев не по вине работника, выходное пособие и т.д.);

единовременные поощрительные выплаты, в том числе материальная помощь, предоставляемая большинству работников, премии независимо от источников их выплат, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, единовременные поощрения, включая стоимость подарков;

выплаты на питание, жилье, топливо.

На рис. 3 приведен состав фонда заработной платы торговой фирмы.

Таким образом, фонд оплаты труда формируется за счет двух источников: издержек производства и обращения, прибыли фирмы.

Состав затрат на оплату труда, учитываемых в издержках обращения, представлен на рис. 4.

В издержки обращения не включаются следующие выплаты работникам фирмы, а также затраты, связанные с их содержанием:

материальная помощь, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий;

оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам;

компенсационные выплаты в связи с повышением цен, производимых сверх индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации;

компенсация удорожания стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях, предоставление его по льготным ценам или бесплатно работникам, а также детям, находящимся в детских дошкольных учреждениях, санаториях и оздоровительных лагерях;

надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

оплата путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках, клубах, посещение культурно-зрелищных и спортивных мероприятий;

другие виды оплат, не связанные непосредственно с оплатой труда.

В издержки обращения не включаются затраты, связанные с предоставлением работникам фирмы дополнительных льгот сверх нормативов, предусмотренных действующим законодательством и директивными и нормативными актами. Эти затраты возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении фирмы.

Размер минимальной оплаты труда, устанавливаемой в законодательном порядке, периодически пересматривается. В связи с высокими темпами инфляции начиная с 1 апреля 1993 г. такие пересмотры должны были производиться регулярно каждый квартал с учетом изменения цен.


Рис. 44. Состав расходов на оплату труда, включаемых в издержки обращения торговой фирмы

Анализ и планирование фонда заработной платы

Фонд заработной платы является важнейшим показателем плана по труду и заработной плате, так как расходы по оплате труда составляют, как правило, наибольший удельный вес в величине затрат фирмы.

Цель анализа – оценка эффективности и рациональности использования затрат на оплату труда, выявление резервов, планирование.

определить влияние основных факторов на его величину;

исследовать состав и структуру фонда оплаты труда (в том числе фонда заработной платы), источники формирования, виды и элементы;

изучить среднюю заработную плату в динамике в целом по фирме и сравнить с изменением основных показателей, оценить соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы;

с целью оценки эффективности действующей системы оплаты рассчитать структуру заработной платы по категориям и профессиям работников;

оценить эффективность использования средств на оплату труда и их взаимосвязь с конечными результатами деятельности;

изыскать резервы и разработать мероприятия по снижению уровня расходов на заработную плату.

Источниками информации для проведения анализа являются годовой отчет по труду, данные бухгалтерской и статистической отчетности, ведомости начисления и выдачи заработной платы, сведения о ежемесячном выполнении норм выработки и планов оборота по местам реализации, табели отработанного времени.

Анализ использования заработной платы начинают в первую очередь с определения абсолютной и относительной экономии (перерасхода) фонда заработной платы (ФЗП).

Перерасход фонда заработной платы, формируемого за счет издержек предприятия, может быть вызван как невыполнением плана товарооборота, так и неравномерным выполнением в течение анализируемого периода, в том числе по отдельным структурным подразделениям.

Затем рассчитывают влияние основных факторов: изменение численности и средней заработной платы (приемом разниц); увеличение объема товарооборота, роста производительности труда и среднегодовой заработной платы одного работника (приемом цепных подстановок) (табл.). Аналогично рассчитывают влияние факторов на динамику расхода средств на оплату труда. Влияние соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы на уровень расходов по оплате труда изменяют по формуле:

где - снижение или повышение уровня расходов на оплату труда, % к обороту;

Темп прироста производительности труда, %;

Темп прироста средней заработной платы на одного работника, %;

Уровень расходов на оплату труда, % к обороту (плановый или базисный).

Таким образом, относительного сокращения издержек на оплату труда можно добиться за счет повышения его производительности.

В общественном питании устанавливают влияние состава товарооборота на уровень фонда заработной платы:

Уф.псп = К х (Сп – Сф)

где Уф.псп – изменение уровня ФЗП под влиянием изменения удельного веса оборота по продукции собственного производства, %;

К – поправочный коэффициент изменения уровня заработной платы при увеличении (уменьшении) удельного веса оборота по продукции собственного производства на 1%; рассчитывается по Таблица 15 Расчет влияния основных факторов на расходы по заработной плате

Методы анализа Обозначение
Прием разниц Прием цепных подстановок
Фактор Формула расчета Фактор Формула расчета
Изменение численности работников (Чф – Чп) Увеличение объема товарооборота ФЗПп(отч.) – ФЗП плановый или отчетного периода, тыс. р.; Оф – товарооборот фактический, тыс. р.; Чп, Чф – численность работников плановая или фактическая, чел.; – среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. р.; Пп, Пф – производительность труда плановая или фактическая, тыс. р./чел.
Изменение средней заработной платы ( – ) Чф Повышение производительности труда
Рост среднегодовой заработной платы одного работника
Итого

где Т – плановый уровень ФЗП, %;

Сф – удельный вес продукции собственного производства, фактический, %.

Следующим этапом анализа является изучение состава и структуры фонда оплаты труда и в первую очередь ФЗП: заработной платы в денежной форме, в том числе за выполненную работу, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, оплата компенсации; заработной платы в натуральной форме. Изучают и источники его формирования.

Анализ использования средств на оплату труда проводят в разрезе отдельных их видов и элементов (оплата по тарифным ставкам, сдельным расценкам, должностным окладам, премии за производственные результаты, оплата дополнительных отпусков и т.д.). Сопоставление абсолютных и относительных показателей по каждому элементу израсходованных средств на оплату труда с данными плана и прошлых периодов позволяет сделать вывод об эффективности их расходования, имеющихся резервов абсолютного и относительного сокращения расходов на оплату труда.

Важное значение при анализе использования ФЗП имеет изучение средней заработной платы и уровня расходов на оплату труда.

В условиях инфляции при анализе индекса роста средней заработной платы необходимо учитывать индекс роста цен на потребительские товары и услуги Jу):

Анализ динамики средней заработной платы одного работника проводят в динамике, за ряд лет в сумме, процентах прироста и темпах роста, сравнивают с изменением основных показателей. Экономически правильным соотношением надо считать то есть индекс ФЗП (Jф) должен расти медленнее индекса численности работников (Jч). Это соотношение показывает, что рост товарооборота сопровождается ростом выработки на одного работника при одновременном увеличении средней заработной платы. При этом то есть индекс выработки на одного среднесписочного работника (Jв) превышает индекс средней заработной платы (Jз), в результате чего снижается индекс уровня расходов заработной платы в процентах к товарообороту (Jу). Поэтому анализ производительности труда и расходования ФЗП, средней заработной платы производят одновременно по категориям работников и профессиям.

Для оценки эффективности действующей оплаты труда рассчитывают структуру заработной платы по категориям работников и отдельным профессиям. Для этого выделяют основную заработную плату, доплаты, надбавки, премии и другие элементы.

Важной задачей анализа является определение эффективности средств на оплату труда, степени их взаимосвязи с конечными результатами деятельности. Так, взаимосвязь между конечными результатами деятельности (товарооборотом, прибылью, производительностью труда и т.д.) и величиной оплаты труда определяют с помощью множественного корреляционно-регрессионного анализа:

где у – величина ФОТ, тыс. р.;

х1 – объем товарооборота, тыс. р.;

х2 – производительность труда, тыс. р.;

х3 – прибыль, тыс. р., или уровень рентабельности, %.

Оценка полноты взаимосвязи производится по коэффициентам корреляции.

Эффективность использования ФЗП может быть охарактеризована через систему показателей: товарооборот и прибыль на 1 руб. ФЗП, уровень расходов на оплату труда в % к товарообороту, средняя заработная плата одного работника (или по категориям работников), соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы, интегральный показатель эффективности использования ФЗП.

В общественном питании целесообразно, например, рассчитывать такой показатель, как зарплатоемкость одного посадочного места в зале и т.д.

Рост товарооборота и прибыли способствует увеличению экономической отдачи средств ФЗП, а рост расходов на оплату труда приводит к ее уменьшению.

Для окончательной оценки эффективности использования ФЗП определяют коэффициенты эффективности его использования как отношение индексов показателей хозяйственной деятельности к индексу ФЗП (табл. 1).

Таблица 16 Коэффициенты эффективности использования ФЗП

Коэффициент Формула расчета Рекомендуемая величина коэффициента
Отношение индекса товарооборота к индексу ФЗП
Отношение индекса прибыли к индексу ФЗП
Отношение индекса товарооборота на одного работника к индексу средней заработной платы
Отношение индекса товарооборота на одного работника к индексу ФЗП
Отношение индекса прибыли на одного работника к индексу ФЗП
Отношение индекса прибыли на одного работника к индексу средней заработной платы
Отношение индекса ФЗП к индексу численности работников

Использование ФЗП считается эффективным, если коэффициент ФЗП превышает единицу. Значение коэффициентов от 1,001 до 1,009 свидетельствует о том, что фирме необходимо принять меры по повышению темпов роста показателей. Если коэффициенты эффективности оказываются меньше единицы, это свидетельствует о слабом воздействии применяемой системы материального стимулирования на улучшение показателей хозяйственной деятельности, низкой экономической отдаче израсходованных средств на оплату труда.

Анализ и количественная оценка показателей эффективности использования ФЗП, структура средней заработной платы позволяют выявить резервы. К ним относятся: совершенствование форм и методов организации и оплаты труда; совершенствование структуры и расстановки кадров; улучшение использования рабочего времени, выхода на работу; расширение зон обслуживания покупателей (потребителей в общественном питании); совмещение профессий, должностей и функций; прием на работу на неполный рабочий день; рациональное расходование средств на оплату труда; обеспечение равномерности развития товарооборота.

По результатам анализа разрабатывают конкретные мероприятия, формируется план по труду и заработной плате.

План по труду и заработной плате является одним из важнейших разделов производственно-торгового плана фирмы, который непосредственно влияет на выполнение плана товарооборота, а в общественном питании – и выпуска продукции.

В план по труду входят следующие показатели: численность работников, производительность труда, фонд заработной платы, средняя заработная плата на одного работника. Основным показателем является фонд заработной платы. Все показатели плана по труду взаимосвязаны, и это используется в аналитических и плановых расчетах; определяются предприятием самостоятельно с учетом условий его работы и экономического положения (доходности).

Исходными предпосылками для экономического обоснования показателей по труду служат: план развития фирмы, прогнозируемые объемы хозяйственной деятельности (объем товарооборота, выпуска продукции, грузооборота и др.), план развития материально-технической базы фирмы, анализ и оценка показателей по труду за текущий и предшествующий периоды, нормативные документы и материалы государственных органов регулирования экономической деятельности фирмы по вопросам труда и заработной платы.

Разработка плановых (прогнозных) расчетов по труду включает, таким образом, определение среднесписочной численности работников и составление штатного расписания; расчеты производительности труда и фонда заработной платы.

Исходными данными для планирования фонда заработной платы являются:

Планируемая (прогнозируемая) численность работников на предприятии;

Положения об образовании ФЗП и премировании;

Нормативные законодательные материалы государственных органов по вопросам труда и заработной платы.

Планирование ФЗП производится в разрезе отраслей деятельности и структурных подразделений.

Для расчета общей суммы расходов на заработную плату, включаемую в план издержек и предусматриваемую в плане по труду, сначала определяют планируемые суммы (прогнозируемые) по отдельным видам: заработная плата за выполняемую работу, выплаты компенсирующего характера, отдельные виды выплат стимулирующего характера, оплату неотработанного времени.

1. Заработная плата за выполненную работу . Исходными данными для определения заработной платы за выполненную работу являются численность работников по штатному расписанию, должностные оклады (тарифные ставки) и предусмотренные в коллективном договоре порядок и размеры доплат за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, выполнение обязанностей отсутствующего работника.

Например, фонд заработной платы по должностным окладам (тарифным ставкам) определяются путем умножения окладов (тарифных ставок) по каждой категории работников на их среднесписочную численность, предусматриваемую в штатном расписании.

Сумма доплат за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания рассчитывается исходя из количества работников, получающих эти доплаты, и размеров доплат, предусмотренных в коллективном договоре или контракте.

Фонд заработной платы несписочного состава определяется на основе договоров (трудовых соглашений), заключаемых с лицами, не стоящими в штате предприятия.

В случаях, если на предприятии практикуется зачисление студентов в период их производственной практики на рабочие места, сумма заработной платы студентов может быть определена на основе договоров, заключенных с соответствующими учебными заведениями.

2. Выплаты компенсирующего характера. Сумма доплат работникам за работу в тяжелых условиях, в ночное время определяется исходя из количества работников, получающих эти доплаты, и размеров доплат, предусмотренных в коллективном договоре или контракте.

Основой для определения суммы доплат за работу в праздничные (внерабочие) и выходные дни являются количество работников, предусмотренное в графиках для работы в праздничные и выходные дни, число выходных и праздничных дней в планируемом периоде и среднедневная заработная плата одного работника. Оплата труда в выходные (нерабочие) и праздничные дни должна быть в соответствии с законодательством не ниже, чем в двойном размере.

3. Выплаты стимулирующего характера. В расходах на оплату труда в составе издержек обращения в качестве выплат стимулирующего характера предусматриваются премии за ос­новные результаты хозяйственной деятельности и надбавки к та­рифным ставкам (тарифной ставке). С учетом исчисленного фон­да заработной платы по окладам (тарифным ставкам) и установ­ленного по Положению о премировании общего размера премии
может быть рассчитана сумма премий за основные результаты хозяйственной деятельности.

Сумма надбавок за стаж работы, выслугу лет планируется с учетом действующего законодательства по вопросам оплаты труда.

4. Оплата неотработанного времени. Основное место сре­ди этих видов выплат занимает оплата ежегодных отпусков.

Следует иметь в виду, что предприятия могут принимать на временную работу работников взамен уходящих в очередной трудовой отпуск. Если на предприятии применяется подобная практика, то следует сделать отдельный расчет сумм отпускных с учетом продолжительности отпуска и средней заработной платы. Если же на предприятии не практикуется замена работников на период их отпуска, то, естественно, отпадает необходимость в отдельном расчете сумм отпускных, поскольку они включены в фонд по окладам (тарифным ставкам).

Суммы расходов на оплату учебных отпусков, предостав­ляемых работникам на время обучения работников в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, и других видов выплат за неотработанное время определяются в соответствии с действующими нормативными документами по этим вопросам.

На основе расчетов, произведенных по приведенным выше видам расходов на оплату труда, определяют общую сумму фон­да заработной платы, включаемую в состав издержек обращения.

В связи с тем, что оплата невыхода работников на работу по болезни производится за счет средств фонда социальной защиты населения, исчисленную сумму расходов на оплату труда необ­ходимо уменьшить на сумму выплат из фонда социальной защи­ты населения. Размер этих выплат можно рассчитать исходя из сложившегося в предшествующий период их среднего уровня.

Итак, используются следующие методы планирования: по
штатному расписанию (метод прямого счета), нормативный,
метод совмещенных расчетов (разновидность первых двух, когда
проектируемый ФЗП увязывается с темпами роста основных показателей, и в первую очередь прибыли), экономико-статистический метод экономико-математического моделирования.

Нормативный метод планирования фонда заработной пла­ты основан на соотношении темпов прироста объема товарообо­рота и ФЗП (производительность труда и средняя заработная пла­та одного работника). Установлен расчетный норматив, в соот­ветствии с которым ФЗП увеличивается на 0,8% при увеличении объема товарооборота на 1% (в сопоставимых ценах), а при уменьшении товарооборота на 1% ФЗП уменьшается на 1,2%.

Экономико-статистический метод планирования включа­ет в себя:

1) расчет ФЗП на основе фактического его уровня (в % к товарообороту) за ряд предшествующих лет;

2) расчет ФЗП на основе плановой численности работни­ков предприятия на будущий год и фактической средней заработ­ной платы одного работника за текущий год:

ФЗПп = З Ф *Чп *J ЗП,

где ФЗПп - плановый фонд заработной платы работников предприятия на будущий год, р.;

Чп - плановое среднесписочное число работников, чел.;

Jзп - прогнозируемый индекс заработной платы одного работника в будущем году по сравнению с текущим годом;

Зф - фактическая средняя заработная плата одного работ­ника за текущий год.

Метод экономико-математического моделирования пред­полагает использование в плановых расчетах различных эконо­мико-математических моделей. Основные из них:

1) у = а + bx 1 ,

где у - фонд заработной платы предприятия, р.;

х 1 - объем товарооборота предприятия, р.;

а и Ъ - параметры модели;

2) y = a + bx 2 ,

где x 2 - производительность труда i-го работника, р.;

а и Ь -параметры модели.

Достоинством экономико-статистических методов и эко­номико - математического моделирования является наличие ин­формационно-аналитической базы, а недостатками - приблизи­тельность расчетов и перенос сложившихся негативных тенден­ций изменения показателей на будущий год.

Плановый фонд заработной платы, рассчитанный одним из методов, увязывается с основными показателями хозяйственной деятельности предприятия (прибылью, товарооборотом, доходами, издержками обращения) и в случае необходимости корректи­руется. Следовательно, многовариантные расчеты позволяют вы­брать наиболее оптимальный вариант плана.

Расходы на заработную плату, предоставление трудовых и социальных льгот, финансируемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должны предусматриваться в смете расходования фонда потребления исходя из заключенного кол­лективного договора с администрацией предприятия или кон­тракта и прогнозируемой величины прибыли.

В условиях рынка частью плана по труду является плани­рование кадровых затрат, что включает в себя не только расчет средств на оплату труда за счет издержек производства и обра­щения, но и за счет прибыли, а также затрат, относимых на соот­ветствующие статьи издержек, таких, как приобретение санспецодежды, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, проведение медосмотра и т.д.

Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1996, с. 245.

Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера // Экономика и учет труда. 1998. № 4, с. 3-11.

Валевич, Давыдова. Экономика торгового предприятия. С. 291-293.

Все начисленные предприятием выплаты работникам являются его затратами на оплату труда, образуютфонд оплаты труда . Он состоит из трех разделов: фонд заработной платы; выплаты социального характера; расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.

Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 10 июля 1995 г. N 89 утверждена Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера. Она подготовлена с учетом международных рекомендаций по статистике средней заработной платы, национальных нормативных документов и не ориентирована на методологию финансовых и налоговых органов.

Фонд оплаты труда (в статистике используется для исчисления средней заработной платы в целом по предприятию) определяется независимо от источников выплаты денежных сумм. Он отличается от статьи "затраты на оплату труда" в издержках производства и обращения и включает: оплату за отработанное время; оплату за неотработанное время (отпуск, оплата простоев не по вине работника, выходное пособие и т.д.); выплаты на питание, жилье, топливо; единовременные поощрительные выплаты. В состав последних включена материальная помощь, предоставляемая всем или большинству работников, так как она носит премиальный характер в отличие от материальной помощи, предоставляемой отдельным работникам по семейным обстоятельствам.

В состав затрат на оплату труда включаются:

1. Выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов;

2. Выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии за производственные результаты, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.;

3. Выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных условиях труда и т.д.;

4. Оплата в соответствии с действующим законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, денежных компенсаций за неиспользованный отпуск;

5. Выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов;

6. Единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности в данной хозяйстве) в соответствии с действующим законодательством;

7. Оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия (работников несписочного состава), за выполнение работ по заключенным договорам гражданско-правового характера;


8. Премии, вознаграждения и другие выплаты, начисленные за счет средств специального назначения и целевых поступлений.

В издержки производства и обращения не включаются следующие выплаты работникам предприятия, а также затраты, связанные с их содержанием:

1. Материальная помощь, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий;

2. Оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам;

3. Компенсационные выплаты в связи с повышением цен, производимых сверх индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации;

4. Компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях, предоставление его по льготным ценам или бесплатно работникам, а также детям, находящимся в детских дошкольных учреждениях, санаториях и оздоровительных лагерях;

5. Надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

6. Оплата путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках, клубах, посещение культурно-зрелищных и спортивных мероприятий;

7. Другие виды оплат, не связанные непосредственно с оплатой труда.

ТЕМА 15.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

15.1. Социальные функции государства

Существует несколько моделей социального рыночного хозяйства, которые различаются в зависимости от достигнутого уровня экономического развития, экономической конъюнктуры, национальных традиций и менталитета населения, политической ориентации общества и др.

Первая модель социального рыночного хозяйства получила широкое распространение после второй мировой войны (1939-1945 гг.). В классическом виде она была воплощена в жизнь в Германии в ходе послевоенных экономических реформ немецкого финансиста и политического деятеля Л. Эрхарда. В 50-е – 60-е гг. она использовалась в других европейских странах, в частности в Австрии, Бельгии.

Для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:

· смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;

· осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

· социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путём гарантии определённого уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

· направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

· регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;

· большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю);

· регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Вторая модель , которую называют «социал-демократическая модель» и её применение связывают главным образом со Швецией («шведская модель»), имеет сходные черты с первой моделью, но и характеризуется существенными особенностями.

Термин «шведская модель» появился в конце 60-х гг., когда в Швеции стало реальностью успешное сочетание бурного экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в стране. Шведская модель отождествлялась с наиболее развитой формой «государства благосостояния».

В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путём проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Выделим специфические черты шведской модели:

· низкая безработица;

· профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

· централизованные переговоры по зарплате;

· значительный государственный сектор;

· тяжёлое налоговое бремя.

Из двух рассмотренных моделей можно сделать следующие общие выводы. Обе модели характеризуются активной ролью государства и государственного регулирования в социально-экономическом развитии стран. Государство не вмешивается в производственную деятельность фирм, но осуществляет государственное регулирование не только на макроэкономическом, но и на микроэкономическом уровнях.

Рыночная экономика – не однообразная, а подвижная, динамическая система, где происходят процессы и усиления государственного регулирования, и дерегулирования в зависимости от их эффективности в конкретных условиях. Какими бы достоинствами модель рыночной экономики, применяемая в других странах, не обладала, она не может быть принята за основу для России, ибо любая модель должна соответствовать конкретно-экономическим условиям определённого периода с учётом исторических традиций, прошлого опыта, менталитета российского населения. Изучение западного опыта функционирования рыночной экономики необходимо, но не для его копирования.

В соответствии со ст. 7.1 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В п. 2 ст. 7 определены задачи государства в сфере обеспечения социально-экономических условий жизни граждан России. Согласно Конституции РФ государство несёт ответственность перед гражданами страны и обязано гарантировать населению удовлетворение основных социальных стандартов.

Из анализа реальных результатов деятельности по реализации государственных функций в социальной сфере можно сделать следующие выводы применительно к социальной политике в целом, проводимой в период рыночных преобразований.

Комплексной, целостной программы социальных реформ в «социальном государстве» не было, хотя было изобилие других программ (программа приватизации, программа стабилизации и др.).

Основным приоритетом экономической и социальной политики государства в процессе преобразований являлась программа обуздания инфляции. Однако цели социальной политики вступали в противоречие с целями финансовой стабилизации.

Факторы, дестабилизирующие социальное развитие и уровень жизни, проявлялись во многих сферах жизнедеятельности:

· в социальной сфере – ухудшение воспроизводства человека и качества жизни;

· в сфере производства – подрыв материально-технической базы отечественного производства, особенно отраслей потребительского сектора;

· в сфере обращения и обмена – высокая инфляция, дестабилизирующие перекосы цен;

· в сфере государственного управления – потеря управляемости экономики, ослабление роли государства, криминализация экономики и т.п.

Общеизвестны социальные издержки рыночных преобразований. Назовём некоторые обобщающие показатели: продолжительность жизни резко сократилась, у мужчин она не достигает конца трудоспособного возраста (58 лет); отрицательный естественный прирост прогнозируется Госкомстатом РФ за пределами третьего тысячелетия; производительность труда снизилась в 2 раза (в промышленности); у 1/3 населения (44-45 млн. человек) доходы ниже официального прожиточного минимума, около 20% живут в условиях нищеты; потенциал безработицы (а не официально регистрируемая Федеральной службой занятости) оценивается величинами порядка 25-30 млн. человек; минимальные размеры оплаты труда и пенсии потеряли своё значение как важнейшие социальные нормативы.

Синтезирующий результат социальных преобразований в рамках монетаристской концепции – предельная поляризация общества, усиление процессов люмпенизации, интенсивное размывание среднего слоя. Наиболее многочисленный в прошлом средний класс в настоящее время составляет лишь 10-14%.

Социальной политике в период широкомасштабной трансформации должен быть присущ упреждающий характер. Зачастую социальные решения принимаются вдогонку событиям, как реакция на открытые проявления социальной неудовлетворённости.

Только спустя десять лет после начала реформ, в 2000 г., российское Правительство представило свою стратегическую программу развития до 2010 г. и план первоочередных действий по преобразованию экономики. Положительным фактором в заявленной стратегии является то, что социальный блок стратегии «Социальная политика» предшествует блоку «Модернизация экономики». Конечно, есть вопросы о том, как реализовать всё задуманное, но сама структура блоков стратегии правильно отражает её целевую направленность на решение социальных задач.

15.2. Система показателей комплексного прогноза уровня жизни.

В общем комплексе социальных проблем ведущую роль играют показатели уровня жизни населения.

Под уровнем жизни принято понимать обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Из приведённого определения следует, что уровень жизни важен не только в абсолютном выражении, но и в соотношении с потребностями населения.

Компоненты уровня жизни – определённые потребности человека, удовлетворение которых является составной частью уровня жизни в целом. Они имеют количественное и качественное выражение. Для этого применяются индикаторы, представляющие собой статистические показатели, наиболее полно отражающие ситуацию в определённой сфере, характеризующей уровень жизни. Для сравнения отдельных индикаторов их выражают в форме индексов.

Индикаторы и индексы формируют систему показателей уровня жизни. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей. Условно можно выделить несколько групп показателей уровня жизни.

Первую группу составляют конкретные частные показатели, выраженные чаще всего в натуральных показателях.

Питание . В качестве обобщающей оценки уровня и качества питания используются показатели: среднесуточное количество на душу населения килокалорий и граммов белка, в том числе животного происхождения.

Здоровье и здравоохранение . Основные измерители здоровья – средняя ожидаемость продолжительности жизни при рождении и коэффициент смертности.

Жилище . Измеряется общей площадью на душу населения.

Домашнее имущество . Измеряется обеспеченностью населения холодильниками, телевизорами, мебелью, домашней техникой и т.д.

Уровень культуры . Обобщающим показателем уровня культуры является среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше.

Платные услуги на душу населения и другие показатели.

Важность этих показателей для жизнедеятельности людей предопределяет необходимость фиксировать нормы, задавать ориентиры и наиболее важные направления управления ими с учётом требований экономической безопасности.

Поэтому изучением социальных показателей занимается с конца 60-х гг. ряд различных международных и региональных межправительственных организаций. Они разрабатывают и совершенствуют показатели в рамках своих интересов и компетенций. Так, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет показатели состояния здоровья и доступа к услугам в области здравоохранения, а в сотрудничестве с Продовольственной сельскохозяйственной организацией Объединённых наций (ФАО) – показатели питания и недоедания. ЮНЕСКО совершенствует показатели в области образования, Международная организация труда (МОТ) – в сфере контроля за занятостью и безработицей. Научно-исследовательский институт социального развития при ООН разработал методику, называемую «профиль развития». Она основывается на определении связей между общими показателями развития и показателями социального развития.

Вторую группу показателей уровня жизни образуют стоимостные, обобщающие показатели. К ним относятся: ВВП на душу населения; доля товаров и услуг в структуре ВВП; денежные доходы на душу населения; начисленная среднемесячная зарплата одного работника (номинальная и реальная); средний размер назначенных месячных пенсий; реальные располагаемые денежные доходы; индекс потребительских цен; минимальная оплата труда; минимальный потребительский бюджет и др.

Третья группа показателей характеризуется интегральными показателями. Построение интегральных показателей сложно, поскольку для множества показателей, компонентов уровня жизни необходимо рассматривать взвешивающие коэффициенты. Существует ряд подходов к разработке интегрального показателя.

Наиболее распространённый интегральный показатель рассчитывается по методике ООН. Специалисты «Программы развития ООН» (ПРООН) разработали интегральный показатель – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) и ввели его в практику с 1991 г. Сведения публикуются по 175 странам.

ИРЧП является интегральным показателем не только уровня жизни, но и экономики в целом, интегрируя три компонента: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования и уровень экономического развития (ВВП на душу населения). ИРЧП служит одним из возможных показателей для международных сопоставлений уровня жизни населения.

Он исчисляется как средний из трёх величин: валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования населения (25 лет и старше), соотнесённых к уровням этих показателей, достигнутых как наивысшие в мире.

Причины отбора этих конкретных показателей обосновываются как теорией развития человеческого потенциала, так и содержанием самих показателей. Теория развития человеческого потенциала исходит из того, что богатство страны могут создавать здоровые, трудоспособные, образованные, активные граждане. Развитие человека становится для многих стран конечной целью, а увеличение производства материальных благ – средство для достижения этой цели.

В 1994 г. индекс развития человеческого потенциала, рассчитанный по методике ПРООН, составил 0,764, в том числе по развитым странам – 0,911 и по развивающимся странам – 0,576. Россия с индексом 0,792 возглавляла список стран со средним уровнем развития.

Начиная с 1995 г. по решению Правительства России проводится Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Он призван стать наиболее крупной государственной системой непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере.

К основным направлениям мониторинга социально-трудовой сферы относятся:

· доходы и уровень жизни населения;

· рынок рабочей силы, занятость и безработица;

· социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других организациях;

· условия и охрана труда;

· социально-демографические и миграционные процессы.

Система показателей мониторинга доходов и уровня жизни, который проводит Всесоюзный центр уровня жизни, состоит из следующих разделов: цены и доходы, расходы, потребительский рынок, критериальные показатели уровня жизни, интегральный показатель уровня жизни, общеэкономические показатели.

В каждом разделе определяются уровневые, структурные и динамические показатели.

Оценка уровня жизни населения должна проводиться в трёх аспектах: по сравнению с предыдущим периодом, по сравнению с критериальными нормативами (прожиточный минимум и др.), по сравнению с другими странами.

Мониторинг доходов и уровня жизни населения – одна из обязательных функций российских государственных органов.

15.3. Уровень и структура денежных доходов населения.

Доходы населения являются ключевым фактором, определяющим уровень жизни. Денежные доходы населения включают: зарплату наёмных работников; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы от продажи иностранной валюты и др.

Другие доходы включают объём скрытой зарплаты, которая отражает, как правило, зарплату, укрываемую предприятиями и организациями от налогообложения и выплачиваемую в различных формах: из денежной выручки без оформления платёжной ведомости; в виде покупки своим работникам недвижимости и предметов длительного пользования; денежной помощи; кредитов; выплат зарплаты через систему страхования и открытие депозитных счетов в банках и т.п.

Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.

Основные из источников информации о благосостоянии населения: баланс денежных доходов и расходов населения; обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимых Госкомстатом РФ; мониторинг Всероссийского центра уровня жизни и др.

Различают номинальные денежные доходы и реальные.

Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения. Реально располагаемые денежные доходы включают номинальные денежные доходы за вычетом налогов и различных обязательных платежей, скорректированных на индекс потребительских цен.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) отражает изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотре минимальных социальных гарантий.

Расчёт ИПЦ производится путём объединения двух информационных потоков:

· данных об изменении цен, полученных путём регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;

· данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год.

Наблюдения за уровнем цен производятся во всех регионах РФ, на предприятиях торговли всех форм собственности. Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов России выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.

В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса. Отбор позиций производится с учётом их относительной важности для потребления, представительности, при этом имеются в виду отражение динамики цен на однородные товары, устойчивое наличие их в продаже.

Показатель реально располагаемые денежные доходы стал использоваться как обобщающий показатель уровня жизни с 1993 г. и заменил показатель реальные доходы населения. В нём учитывались, кроме денежных доходов, натуральные доходы в денежной оценке, доходы в виде материальных затрат учреждений социальной сферы.

Заработная плата многофункциональна. Она выполняла и выполняет в рыночных условиях ряд основных функций. Наиболее существенные из них:

· воспроизводственная, служащая основным средством воспроизводства рабочей силы определённого профессионального состава и качества;

· стимулирующая, направленная на повышение заинтересованности в развитии производства и росте производительности труда;

· социальная, реализующая принцип социальной справедливости.

В настоящее время зарплата потеряла свою стимулирующую роль в повышении производительности труда и росте производства. Не реализуется в полной мере в современных условиях и социальная функция зарплаты из-за неоправданных разрывов в её уровнях. Высока дифференциация в зарплате между отраслями, регионами, отдельными предприятиями и категориями работающих.

Дифференциация зарплаты по регионам возросла с 3,4 раза в 1991 г. до 11,7 раза в 1999 г.

В начале 90-х гг. централизованное регулирование оплаты труда практически было упразднено; предприятия самостоятельно стали решать вопросы организации зарплаты, численности персонала, организации и нормирования труда. Прямое государственное регулирование ограничилось установлением минимального размера оплаты труда и определением ставок заработной платы работников бюджетной сферы. Итак, наиболее негативные социально-экономические последствия перехода к рыночной экономике в сфере заработной платы состоят в следующем:

· произошло обесценение рабочей силы;

· необоснованно возросла дифференциация заработной платы между отраслями промышленности и народного хозяйства, предприятиями и категориями работников;

· утратилась связь между результатами труда и его оплатой;

· неплатежи зарплаты превратились в острую общенациональную экономическую и политическую проблемы.

Всё это обусловливает необходимость проведения реформы заработной платы и усиления государственного регулирования в этой сфере с учётом рыночных условий хозяйствования.

15.4. Использование денежных доходов и структура потребительских расходов населения.

Денежные расходы и сбережения населения включают: расходы на покупку товаров и оплату услуг; обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, возврат банковских ссуд, проценты за товарный кредит и др.); покупку иностранной валюты; прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.

Материальное благосостояние определяется не только общей суммой расходов, но и их структурой. Подавляющая часть денежных расходов используется на покупку товаров и услуг. Удельный вес расходов на питание характеризует качественный индикатор уровня жизни. Чем ниже их доля, тем выше уровень благосостояния общества.

Для регулирования уровня жизни населения важна не только динамика изменения доходов и расходов населения в целом, но и их структура для различных групп и слоёв населения. Статическую информацию такого порядка получают по результатам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого Росстатом (Таблица1).

Структура фонда заработной платы на предприятии довольно сложна. Помимо прямой оплаты труда за проработанное время лини произведенную продукцию или работу (при сдельной или договорной оплате) в фонд включаются стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также все денежные суммы, выплачиваемые за непроработанное время, если согласно действующему трудовому законодательству за работниками сохраняется заработная плата. В частности:

А. Оплата за отработанное время

Заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время.

Заработная плата, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг),

Стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты.

  • 4. Премии и вознаграждения (включая стоимость натуральных премий), носящие регулярный или периодический характер, независимо от источников их выплаты.
  • 5. Стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей, допуск к государственной тайне и т.п.).
  • 6. Ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы (кроме сумм, указанных в пункте В.2).
  • 7. Компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда:

выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда: по районным коэффициентам; коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных районах; процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

доплаты за работу во вредных или опасных условиях и на тяжелых работах;

  • * доплаты за работу в ночное время;
  • оплата работы в выходные и праздничные дни;

оплата сверхурочной работы;

Оплата труда квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов предприятий и организаций, освобожденных от основной работы и привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

Комиссионное вознаграждение, в частности, штатным страховым агентам, штатным брокерам.

  • 10. Гонорар работникам, состоящим в списочном составе работников редакций газет, журналов и иных средств массовой информации.
  • 11. Оплата услуг работников бухгалтерий за выполнение или письменных поручений работников по перечислению страховые взносов из заработной платы.

Оплата специальных перерывов в работе.

Выплата разницы в окладах работникам, трудоустроенным из других предприятий и организаций, с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы.

Выплата разницы в окладах при временном заместительстве.

Суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы на предприятии, согласно специальным договорам с государственными организациями (на предоставление рабочей силы, например, военнослужащих) как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям.

Оплата труда лиц, принятых на работу по совместительству.

Оплата труда работников несписочного состава (указанные ниже суммы не учитываются в фонде заработной платы работников списочного состава предприятия, учреждения, организации):

лиц, не состоящих в списочном составе работников предприятия (организации), за выполнение работ по гражданским договорам, если расчеты за выполненную работу производятся предприятием с физическими, а не с юридическими лицами. При этом размер средств на оплату труда этих физических лиц определяется исходя из сметы на выполнение работ (услуг) по этому договору и платежных документов;

услуг (гонорар) работников несписочного состава (за переводы, консультации, чтение лекций, выступление по радио и телевидению и т.д.).

Б. Оплаты за неотработанное время

  • 1. Оплата ежегодных и дополнительных отпусков (без денежной компенсации за неиспользованный отпуск).
  • 2. Оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам.
  • 3. Оплата льготных часов подростков.

Оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях.

Оплата на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение вторым профессиям.

Оплата труда работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей.

Оплата, сохраняемая по месту основной работы за работниками, привлекаемыми на сельскохозяйственные и другие работы.

Суммы, выплаченные за счет средств предприятия, за непроработанное время работникам, вынуждено работавшим неполное рабочее время по инициативе администрации.

  • 9. Оплата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови.
  • 10. Оплата простоев не по вине работника.
  • 11. Оплата за время вынужденного прогула.

В. Единовременные поощрительные выплаты

  • 1. Единовременные (разовые) премии независимо от источников их выплаты.
  • 2. Вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы).
  • 3. Материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников.

Дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска (сверх нормальных отпускных сумм в соответствии с законодательством).

Денежная компенсация за неиспользованный отпуск.

  • 6. Стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций.
  • 7. Другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков.

Г. Выплаты на питание, жилье, топливо

  • 1. Стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики питания и продуктов (в соответствии с законодательством).
  • 2. Оплата (полная или частичная) стоимости питания, в тем числе в столовых, буфетах, в виде талонов, предоставления его по льготным ценам или бесплатно (сверх предусмотренной законодательством).
  • 3. Стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики (в соответствии с законодательством) жилья и коммунальных услуг или суммы денежной компенсации за непредоставление их бесплатно.
  • 4. Средства на возмещение расходов работников по оплате жилья (сверх предусмотренных законодательством).
  • 5. Стоимость бесплатно предоставленного работникам топлива

Заработная плата определяется исходя из планируемого рабочего времени и объема производства по тарифным ставкам, окладам или сдельным расценкам, В качестве методики можно рекомендовать следующий порядок определения величины фонда заработной платы рабочих, руководителей, специалистов и служащих.

Фонд заработной платы рабочих включает прямую (тарифную) заработную плату и все доплаты к ней. Прямая заработная плата состоит из суммы сдельных расценок, выплачиваемых рабочим сдельщикам, и заработной штаты рабочих-повременщиков, исчисляемой по тарифным ставкам.

При планировании определяют фонд часовой заработной платы, фонд дневной заработной платы, фонд годовой (квартальной месячной) заработной платы.

В фонд оплаты труда включаются также выплаты стимулирующего характера - премии.

Составной частью фонда оплаты труда являются также выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Это следующие виды выплат:

  • а) по районным коэффициентам, безводных и высокогорных районах.
  • б) надбавки к заработной плате за непрерываемый стаж работы.
  • г) доплаты за работу в ночное (вечернее) время.
  • д) оплата за работу в выходные и праздничные (нерабочие)дни.

В состав фонда оплаты труда включаются также денежные суммы за непроработанное время в соответствии с законодательством:

  • а) оплата ежегодных и дополнительных отпусков.
  • б) доплаты матерям за время перерывов в работе на кормление грудных детей и доплаты подросткам за сокращенный рабочий день.
  • в) доплаты неосвобожденным бригадирам за руководство бригадой.

Для получения достоверного результата расчетов необходимо при отделении изменения объемов производства и производительности щи использовать сопоставимые цены (например, цены базового года) и возможно более точно рост заработной платы.

Одним из широко распространенных укрупненных методов планирования фонда заработной платы является нормативный метод, который позволяет по базовым показателям, а на новых предприятиях при существенных изменениях ассортимента продукции расчетным путем определить норматив заработной платы на единицу или на 1 тыс. руб. продукции. При расчете по базовым исходным данным фактический расход заработной платы корректируется на плановое отношение индекса роста средней заработной платы к индексу производительности труда.

Аналогично определяется и расчетный норматив: сначала подсчитывается весь потребный фонд заработной платы на новую или изменившуюся производственную программу, а затем этот фонд делится показатель объема производства.

Средства, направляемые на потребление, объединяют денежные и натуральные выплаты, носящие индивидуальный характер. В состав средств, направляемых на потребление, включаются: средства фонда оплаты труда.

В состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

Включению в фонд заработной платы, в частности, подлежат:

1) Оплата за отработанное время:

Заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время;

Заработная плата, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам. В процентах от выручки от выполнения работ и оказания услуг;

Премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер независимо от источников их выплаты;

Стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей, допуск к государственной тайне и т. п.);

Ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы;

Компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;

Выплаты, обусловленные районным регулированием платы труда: по районным коэффициентам;

Доплаты за работу во вредных или опасных условиях на тяжелых работах; доплаты за работу в ночное время;

Оплата работы в выходные и праздничные дни; оплата сверхурочной работы; оплата работника за дни отдыха (отгулы), предоставленные в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени и в других случаях, установленных законодательством;

Оплата труда квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов предприятий и организаций, освобожденных от основной работы и привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

Оплата специальных перерывов в работе;

Выплата разницы в окладах работникам, трудоустроенным из других предприятий и организаций, с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы; выплата разницы в окладах при временном заместительстве;

Оплата труда лиц, принятых на работу по совместительству;

2) Оплата за неотработанное время:

Оплата ежегодных и дополнительных отпусков (без денежной компенсации за неиспользованный отпуск);

Оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам;

Оплата льготных часов подростков;

Оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях;

Оплата на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение вторым профессиям;

Оплата труда работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей;

Оплата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови;

Оплата простоев не по вине работника; оплата за время вынужденного прогула;

3) Единовременные поощрительные выплаты:

Единовременные (разовые) премии независимо от источников их выплаты;

Вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы);

Материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников;

Дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска (сверх нормальных отпускных сумм в соответствии с законодательством.);

Денежная компенсация за неиспользованный отпуск;

Стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций;

Другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков;

4) Выплаты на питание, жилье, топливо.

В фонд потребления входят, но не включаются в состав средств, направляемых на потребление: затраты на командировочные расходы, надбавки к зарплате взамен суточных работникам, направляемым для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, стоимость спецодежды, спецпитания, выплаты за счет средств фонда социальной защиты, включая пособия по временной нетрудоспособности, по беременности, по уходу за ребенком, пенсии, возмещение причиненного ущерба, а также расходы за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Всю начисленную на предприятии заработную плату можно подразделить на следующие виды:

Основная заработная плата;

Дополнительная заработная плата;

Премии, вознаграждения по итогам работы за год.

Основная заработная плата начисляется в зависимости от принятых на предприятии форм оплаты труда. Основная заработная плата согласно действующему трудовому законодательству не должна выплачиваться работникам реже, чем два раза в месяц.

Дополнительная заработная плата начисляется на основании документов, подтверждающее право работника на оплату за неотработанное время. К таким выплатам относятся:

Оплата основного, дополнительного или учебного отпуска;

Компенсация за неиспользованный отпуск;

Выплаты выходного пособия при увольнении;

Выплаты при направлении работника на курсы повышения квалификации;

Оплата времени выполнения государственных обязанностей;

Прочие выплаты согласно действующему законодательству.

Выплаты работнику дополнительной заработной платы производятся в сроки, определенные действующим законодательством.

Вознаграждение по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, за вычетом средств, направляемых на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как соотношение 12-ти месячных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно.