Новая «минималка»: сколько украинцы получат на руки и какие есть нюансы. Новая «минималка»: сколько украинцы получат на руки и какие есть нюансы Налоги при минимальной зарплате 3200

Стремясь снизить себестоимость продукции и быть конкурентоспособными на рынке, недобросовестные предприниматели снижают оклады сотрудникам. Государство встает на защиту интересов работников: в законодательных актах регионального и федерального уровня прописана минимальная зарплата, опуститься ниже которой не вправе ни одна компания, независимо от сферы деятельности и места расположения. Нарушение этого правила влечет наложение штрафных санкций и проблемы с контролирующими органами.

Согласно положениям действующего законодательства, МРОТ – это минимально возможный размер зарплаты сотрудников, который может установить работодатель. Величина определяется на федеральном уровне ежегодно.

Каким будет МРОТ на следующий период, зависит от таких макроэкономических факторов:

  • уровня цен в стране;
  • уровня безработицы;
  • темпа инфляции;
  • производственных показателей;
  • потребностей рабочих из России и иностранных государств.

В с 01.01.2019 года минимальный размер оплаты труда в России составил 11 280 рублей.

МРОТ выполняет следующие функции:

  • Используется для регулирования доходов трудящихся.
  • Служит базой для определения размера пособий по больничным листам, беременности и родам.
  • Используется для исчисления страховых взносов.

Важно! Трудовое законодательство не допускает использование МРОТ в прочих целях, помимо перечисленных.

Ст. 133 ТК РФ гласит, что «минималка» не может устанавливаться ниже прожиточного минимума, также определяемого ежегодно на законодательном уровне. На практике это положение не выполняется: в 2019 году разброс между показателями составляет более 10 000 рублей. Однако ожидается, что в перспективе величины сравняются благодаря усилиям экономической политики государства.

Из чего складывается МРОТ?

Ст. 129 ТК РФ гласит, что в минимальный размер оплаты труда включаются следующие перечисления работнику:

  • оклад, определенный исходя из квалификации специалиста, сложности и характеристик труда;
  • компенсационные выплаты (например, положенные за вредные или опасные условия работы);
  • выплаты стимулирующего характера (годовые, квартальные, месячные премии и т.д.);
  • иные доплаты, получаемые от фирмы-нанимателя.

Если работник трудится внутренним совместителем, т.е. помимо основных обязанностей выполняет дополнительные, последние оплачиваются отдельно. Доход внешнего совместителя зависит от достигнутых договоренностей между ним и компанией.

Если человек трудился на 1,5 ставки вместо одной, он не может получить зарплату в размере одной «минималки». Его доход будет исчислен пропорционально переработанному времени.

Трудовое законодательство запрещает включать в расчет МРОТ оплату за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни. За это положены отдельные перечисления, которые определяются по полуторной ставке в первые два часа и по двойной – в последующее время. По договоренности со специалистом денежная компенсация может быть заменена на дополнительные дни отдыха.

Если заработная плата сотрудника меньше «минималки», фирма-работодатель обязана сделать доплату. Например, если за специалистом закреплен оклад в 5 000, а компенсационные и стимулирующие выплаты отсутствуют, компания-наниматель обязана перечислить ему дополнительно (9 489 – 5 500) = 3 989 рублей. Если она этого не сделает, контролирующие органы применят штрафные санкции против организации.

Может ли зарплата быть ниже МРОТ?

Статьей 133 ТК РФ предписано, что доход сотрудника, получаемый от работодателя, не может быть ниже, чем минимальный порог, если соблюдаются два условия:

  • человек отработал полный месяц;
  • исполнил подразумеваемые должностью обязанности.

В понятие дохода включается оклад, премии, компенсации и иные выплаты, получаемые от компании-нанимателя. Если сумма перечислений составляет больше МРОТ, нарушения нормативных актов отсутствуют.

Предприятие выполняет функции налогового агента, т.е. удерживает НДФЛ 13% из доходов, получаемых сотрудниками. Сумма, получившаяся после бюджетных перечислений, может оказаться меньше «минималки»: это не противоречит российскому праву.

Возможны случаи, когда на законных основаниях работник организации будет получать доход меньше МРОТ. Например, если человек трудится на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, этот факт прописан в контракте или допсоглашении к нему, нарушений законодательства нет. Это же правило относится к внешнему совместительству, когда специалист уделяет выполнению служебных обязанностей 2-3 часа в день, а остальное время проводит по основному месту трудоустройства.

Что такое региональный МРОТ?

Согласно положениям ст. 133 ТК РФ, власти субъекта федерации по согласованию с профсоюзами и организациями вправе вводить на его территории собственный МРОТ. Он обязательно должен превышать федеральное значение. В 2019 году такой возможностью пользуются 32 региона страны. К их числу относится Московская, Брянская, Курская области, республики Татарстан, Хакассия, Бурятия, Забайкальский край и другие.

Компании, расположенные на территории субъекта, где повышена «минималка», считаются по молчанию присоединившимися к соглашению, даже если не принимали участия в его обсуждении. Информация о принятом решении публикуется на официальном сайте исполнительной власти для всеобщего ознакомления.

Если организация не хочет присоединяться к инициативе, у нее есть 30 дней с момента публикации решения на то, чтобы направить в органы власти письменный отказ с обоснованием причин. «Молчание» обязывает коммерческую структуру подчиниться нововведению и поднять заработные платы работникам до уровня регионального МРОТ. Несоблюдение этого правила влечет те же санкции, что игнорирование федеральной «минималки».

Ответственность за выплату зарплаты ниже МРОТ

Законодательный минимум обязателен к соблюдению фирмами разных сфер деятельности и масштабов. Уклонение от требований, предписанных правовыми актами РФ, влечет административную ответственность.

В 2019 году размеры штрафных санкций к нарушителям установлены на уровне:

  • до 50 тыс. руб. – для организации;
  • до 5 тыс. руб. – для руководства компании;
  • до 5 тыс. руб. – для частного предпринимателя.

Если первое наказание не возымеет должного действия, и нарушитель продолжит выплачивать зп персоналу ниже положенной, штрафы увеличиваются. На сколько – решат проверяющие инспекторы. Например, юридическое лицо вместо 50 тыс. будет обязано уплатить в бюджет 70 тыс. руб.

Если организация не соблюдает минимальный порог, она становится объектом повышенного интереса со стороны налоговиков. Ее подозревают в выплате «серых» окладов и уклонении от перечисления НДФЛ и страховых взносов. Для «перевоспитания» недобросовестных нанимателей создаются специальные комиссии из представителей контролирующих органов.

Как сообщает , во вторник Верховна Рада Украины приняла в первом чтении законопроект, разработанный правительством Владимира Гройсмана. Многие уже прозвали его «законом о повышении минимальной заработной платы до 3200 гривен». Журналисты проанализировали законопроект, и выяснили, чем на самом деле он грозит гражданам Украины.

Первое, что на себя обращает внимание, так это то, что в этом проекте закона нет ни слова о том, что минимальная заработная плата с 1 января будет составлять 3200 гривен – это будет установлено лишь в Законе Украины «Про государственный бюджет Украины на 2017 год». Что же на самом деле предусматривает этот проект закона? По сути, в нем Кабинет Министров Украины подробно рассказывает о том, откуда государственные органы, предприятия и учреждения возьмут деньги, чтобы платить своим сотрудникам повышенную более чем в 2 раза минимальную заработную плату.

Стоит сразу прояснить: сотрудники, получающие заработную плату за счет средств Государственного бюджета в сумме, большей 3200 гривен, могут расслабиться – их должностные оклады будут привязаны не к размеру минимальной заработной платы, а к 1600 гривнам. В результате, заработная плата таких бюджетников увеличится лишь на 30%. Те же, чья заработная плата составляла менее 3200 гривен, действительно могут ждать повышения. Казалось бы, вполне неплохо. Но глава правительства, презентуя новый минимальный оклад, забыл упомянуть, что фонд заработной платы государственных учреждений не увеличится. Иными словами, государственные структуры, должны будут платить минимальную зарплату 3200 гривен, перераспределив средства фонда оплаты труда – отменив премии, доплаты, материальную помощь и т.п. Таким образом, этот закон не предусматривает повышение зарплаты, а скорее уравнивание доходов большинства сотрудников. Повыситься заработная плата лишь у тех, кто получал меньше всех. Не исключено, что единственным выходом для многих госучреждений станет сокращение штата. Не стоит забывать, что, конечно же, уменьшатся и субсидии – с минимальной заработной платой в 3200 гривен коммунальные платежи, чтобы стать основанием для субсидии, должны будут превышать 480 гривен, что резко сократит число субсидируемых домохозяйств.

Не меньший «сюрприз» ждет и студентов. Кабинет Министров Украины подготовил для них действительно приятный подарок – количество студентов, имеющих право на стипендию, с 1 января 2017 года сократиться более чем на 50%. Сейчас, чтобы получать стипендию, достаточно иметь высокие показатели успешности учебы и учиться на бюджетной форме обучения. С 1 января все измениться – стипендию будут получать только те студенты, чьи семьи имеют очень низкий доход, а также те, кто достиг особенно высоких успехов в учебе. Критерии этой «особой успешности» установит в своем постановлении Кабинет Министров Украины, а руководство ВУЗов в рамках выделенного правительством стипендиального фонда определит студентов, которые будут получать стипендию. В дальнейшем правительство планирует еще больше сократить число студентов, получающих стипендии – до 2019 года их число не будет превышать 15% общей численности бюджетников. Нечем порадовать и пенсионеров – все пенсии будут увеличены лишь на 10%, а максимальная пенсия, так и останется в размере 10 740 гривен.

Как многие уже поняли, не менее «приятные сюрпризы» ждут и частную сферу – предприниматели должны будут платить больше налогов, а это означает, что им также придется сокращать сотрудников или трудоустраивать их неофициально. Также проект Закона, принятый в первом чтении во вторник, предусматривает, что предприниматели должны будут уплачивать минимальный страховой взнос независимо от того, получали ли они доход в соответствующем периоде. Чтобы обеспечить соблюдение этих требований, контролирующие органы «закошмарят» частный бизнес проверками и штрафами. К примеру, отказ контролирующему органу в допуске на предприятие с целью проведения проверки соблюдения законодательства будет караться 9600 гривнами штрафа, а выплата зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ и налогов – 320 000 гривен.

Последним «подарком» Кабинета Министров Украины станет тотальная слежка за доходами граждан – в соответствии с проектом закона Министерство финансов Украины получит с января 2017 года право доступа ко всем существующим реестрам, содержащим персональные данные. Основанием для их получения будет являться необходимость контроля соблюдения бюджетного законодательства в части получения гражданами пенсий, материальной помощи, субсидий, социальных выплат и пр.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Популярные

Юлия Тимошенко может воспользоваться ситуацией, которая произойдет совсем скоро. Как сообщает сайт, об этом на своей странице в Facebook написал Сергей Быков, председатель аналитического

Любимый актер президента РФ Владимира Путина Алексей Панин опубликовал в сети видео, где жестко высказался в адрес Гарика Харламова.

Вопиющий случай произошел в Килийском районе Одесской области: 38-летняя женщина свела счеты с жизнью, бросившись в реку Дунай, передает сайт. По словам местных жителей, все это произошло

Скандальная российская певица украинского происхождения Наташа Королева мило поздравила свою сестру с днем рождения, опубликовав ролик, где она поет песню на украинском языке, передает сайт.

Украинский политтехнолог Алексей Голобуцкий обратил внимание на одного из членов партии «Слуга народа» блогера Макса Бужанского.

Российская певица Альбина Джанабаева и Валерий Меладзе посетили премию МузТВ-2019, восхитив поклонников своим внешним видом, передает сайт.

Во всемирной сети Интернет сегодня появилось видео, на котором запечатлено, как неугасимым огнем, в результате подрыва на Донбассе, горел вражеский грузовик «Урал». Последствиями для наемников стали


Президент Порошенко вместе с премьером Гройсманом пообещали увеличить минимальную зарплату вдвое по сравнению с 1600 грн/мес, которые были заложены в проект бюджета, проголосованный в первом чтении.
Предложение с первого взгляда пугает и отдает популизмом без берегов. Но сколько тут популизма и сколько трезвого расчета, каковы потери и приобретения в чисто экономическом плане без политики? Попробуем хотя бы очень грубо оценить некоторые последствия такого шага

Скорректируем впечатления

Вот бюджетник получал 1600 - минималку, а теперь получит 3200. Сколько реально потеряет бюджет?
Из дополнительно потраченных 1600 в бюджет вернутся: 19,5% налогов на з/п, 22% ЕСВ (соцвзносы предприятия/организации) - 41.5%. Однако люди на минималке почти поголовно получают субсидию по коммуналке. А при расчете субсидии из общей суммы коммунальных платежей вычитаются 15% их дохода - это максимальная доля, которую человек должен уплатить сам. Значит еще бюджет получит сокращение расходов за счет субсидии на 15%.

Итого 56,5% в бюджет вернутся, удар по расходам бюджета существенно меньше "первого впечатления". Однако это еще не все.

В бизнес-сфере бюджет просто увеличит свои поступления - и увеличит ощутимо. Дело в том. что практика серых зарплат в Украине всегда была распространена. А с появлением субсидий на коммуналку она стал еще шире. Работники сами стали просить о переводе на минималку - ведь при этом они меньше платят за коммуналку, а разницу им работодатель компенсирует в конверте.
При этом работник получает несколько больше, а работодатель экономит на ЕСВ - все довольны, кроме бюджета. Конечно по этой практике удар будет серьезный, и он увеличит доход бюджета ощутимо.

Есть и "мелкие детали".

Например - уже планировали двойное повышение з/п учителям - повышение минималки до 3200 съест значительную часть этого повышения, т.е. уменьшит расходы на это постановление,т.к. эти расходы все равно бы наступили. Аналогичная ситуация с ростом з/п депутатам. Планировали двукратный рост з/п депутатам.

Далее есть категория граждан в Украине, которые в графе доходов пишут нуль, зеро. При этом на бирже труда они не регистрируются и живут очень прилично.
По постановлению кабмина доля таких граждан равна двойной минимальной з/п, тут тоже скачкообразный рост минимальной з/п тоже приведет к росту доходов бюджета.

Возрастет и единый налог на мелкий бизнес, хотя и не слишком значительно.

Это все компенсирующие факторы., которые смягчают удар.

Реальные угрозы

Есть, однако, и реальные угрозы.

Первая угроза - инфляция. Она, практически неизбежна и без того. Скачок в тарифах неизбежно потянет за собой рост всех цен, всех без исключения. Просто потому. что платить за воду электричество и тепло должны все предприятия и организации - а, следовательно, должны дорожать все товары и услуги.

Теперь на этот рост наложится одновременный рост платежеспособного спроса. Даже если не печатать денег, цены полезут вверх неотвратимо. И понятно. что рост производства и импорта будет. но не мгновенный, т.е. это тоже инфляционный толчок.
У меня нет уверенности, что тут все просчитано. Например что нужно именно 3200, а не скажем 2650 - что тоже вызвало бы все указанные явления.

Идем далее.
Вслед за скачком минималки неотвратимо поползут вверх все остальные зарплаты. Начнется с нижнего сегмента. Например один работник получал 1700 грн., а другой - 2500, различие между ними было очень большим. А тут они внезапно оба начнут получать 3200, очень скоро более квалифицированный начнет возмущаться. И поползут вверх зарплаты сначала в нижнем. а потом и в среднем сегменте. Ну а верхний сегмент сам озаботится ростом своих зарплат. И это тоже стимул нового витка инфляции. Причем все это произойдет неотвратимо. Как это учитывалось и учитывалось ли вообще - вопрос. Вообще неясно, кто, как, когда и на каких основаниях принимал это решение.

Далее мы получим тяжелейший удар по людям, живущим на социалку - пенсионеры. стипендии, социальная помощь и т.п. Потому что у работающих доходы скакнули, а у них остались прежними. И их положение катастрофически ухудшится - а оно и раньше было незавидным.

То же примерно произойдет и учеными. Они получают больше 3200 - но их стремительно догонят уборщицы. То же самое и в ряде других сфер интеллигентского труда.

Т.е. целый ряд социальных групп получат резкое падение и реальных доходов и что не менее важно - удар по авторитету, по социальному статусу.

Все пострадавшие группы населения составят приличную долю от всего населения - я думаю что не менее трети. Хорошо ли правительство учитывало социальные последствия своих шагов - смешной вопрос. С огромной степень вероятности никак не учитывало и социологов ни о чем не спрашивало. Как максимум все ограничивалось двумя компонентам: просчитывались более-менее аккуратно финансовые последствия первого порядка - непосредственный эффект. И чуть-чуть. примерно экономические (стимулирующий спрос) и вторичные финансовые - рост зарплат тех, кто окажется вровень с уборщицей, но ценит свой труд дороже.

И на этом все закончилось. Это видно по динамике. Проект бюджета подан и прошел первое голосование в Раде с минимальной з/п 1600.
И через кратчайший промежуток времени - вдруг 3200. Значит просто по времени получается, что только прикидки и только первый порядок. И дай Бог, чтобы хоть инфляцию посчитали грамотно - я и в это не верю. По общему мнению, по квалификации этот кабинет слабее кабинета Яценюка и чуть ли не самый слабый за последние 15 лет: кадровая политика Президента и Гройсмана - это козлиная песнь Украины.

Потому последствия такого шага, которые проявятся к весне, могут оказаться сюрпризом, достаточно неприятным для власти. Впрочем, за нею собственных шагов, которые привезли неприятности, уже что блох на бродячей собаке.
Иногда мне кажется, что там уже смотрят так - а, одной больше, одной меньше...

То есть государство создало все условия, чтобы людям платили копейки. И, судя по всему, уже с 1 января 2017 г. в Украине исчезнет такое позорное явление, как минимальная заработная плата 1450 грн (один завтрак в польском ресторане). И... появится возможность двух завтраков — 3200 грн! Но будут ли жить лучше наемные работники, сможет ли бизнес выполнить решение правительства? В конце концов, какова цена вопроса?

"Во время Помаранчевой революции владельцы предприятия, на котором я тогда работал, на революционной волне решили легализовать доходы людей. К тому времени реальная средняя зарплата была 6 тыс. грн, — делится собственным опытом Олег Доскач, эксперт по управлению. — Часть средств платили официально, часть — в конверте. "А теперь, Олег, — говорит мне руководитель, — будешь получать всю зарплату официально. Мы патриоты, хотим работать легально". — "Хорошо, — отвечаю. — Мне это даже лучше, потому что фирма больше будет платить в Пенсионный фонд, моя пенсия будет больше".

Наступает время зарплаты. Меня снова зовут: "Олег, ты хороший человек, но дополнительные платежи в госбюджет мы вынуждены были взять из твоего конверта — посчитали, что сами не можем выплачивать. Ты же тоже украинец, патриот". И деньги из моего конверта частично пошли в бюджет, на мою патриотическую пенсию. На руки я получил на тысячу гривен меньше. Сейчас приблизительно такая же ситуация. Владельцы найдут способ объяснить работнику, что он должен быть патриотом и, соответственно, платить. Уволиться не получится: везде будет приблизительно одинаковая история".

Сегодня человек из минимальной зарплаты 1450 грн платит 18% налога на доходы и 1,5% военного сбора и получает на руки около 1200 грн. Вообще фонд оплаты труда работника с минимальной зарплатой сегодня обходится предприятию около 1770 грн (минимальная зарплата плюс начисления около 22%). Вместе с "конвертом" работник получает около 3-4 тыс. грн. С повышением официальной минимальной зарплаты до 3200 грн он гарантированно получит 2576 грн на руки после уплаты НДФЛ и военного сбора. Кто будет платить еще 22% начислений единого социального взноса (около 700 грн) — вопрос остается открытым. Предприятие будет вынуждено платить из конверта работника, то есть из его сегодняшнего кармана; или, где это возможно, переведет работников в предпринимателей на едином налоге; или успешно будет развивать бизнес, увеличивая объемы сбыта продукции в обнищавшей стране, и будет верить в светлое европейское будущее. Очевидно, что для человека изменения номинальные, а вот для формирования бюджета — нет: только с одного работника бюджет дополнительно получит 385 грн, что в 2,2 раза больше, чем теперь. Вопрос риторический: о ком заботится правительство?

Очевидно, что для человека изменения номинальные, а вот для формирования бюджета — нет: только с одного работника бюджет дополнительно получит 385 грн, что в 2,2 раза больше, чем теперь.

С ростом минимальной зарплаты до 3200 грн затраты предприятия на оплату труда возрастут в 2,2 раза — до 3900 грн. Если учесть, что фонд оплаты труда на малых предприятиях обычно составляет треть всех затрат, то далеко не каждое предприятие, которое сегодня балансирует на грани выживания, сможет поднять минималку. Немного лучше ситуация с фондом зарплаты на крупных и средних предприятиях. "Если это производство, — говорит Олег Доскач, то в структуре его затрат зарплата не превышает 14, очень редко 16-18%.

Если статью затрат на зарплату придется увеличить вдвое, владелец предприятия просто повысит цену на товары и услуги. Хотя вряд ли многим это удастся. Многие их уже сейчас на грани минимальной рентабельности. От остановки предприятия спасает то, что у них есть сформировавшиеся коллективы, отношения со смежниками, обязательства перед поставщиками, и т.п. И если они остановятся, остановится вся цепочка. Поэтому будут искать способы оптимизировать налоги. Если предприятие окажется законопослушным и захочет повысить минимальную зарплату работникам до 3200 грн, эти средства где-то надо будет найти. Что будет делать руководитель? Он придет к заказчику и скажет, что вынужден повысить стоимость услуг на 10-20%. В свою очередь заказчику (работ, услуг) ничего не останется, как также повысить цену на товары и услуги для конечного потребителя". Предприятия, которые не найдут денег на заработную плату за счет повышения цен, будут искать другие возможности. Проверенный способ — перевести работников на 0,5 или 0,25 ставки или сократить.

"Если я не смогу реально платить эти налоги, — продолжает О.Доскач, — как руководитель я вынужден буду уменьшить либо "конверт", либо количество работников. Например, магазин занимается торговлей, имеет двух продавцов. Значит, я буду вынужден повысить им минимальную заработную плату, поскольку они оформлены официально. Но как это показать налоговой? И тогда я либо оформлю обоих работников на полставки, либо один будет работать неофициально, даже под страхом огромного штрафа. Таких вариантов показать правительству шиш в кармане множество. Ведь таким образом написанные законы учат наших предпринимателей быть самыми предприимчивыми, а по-простому — выживать".

Еще вариант: если предприятие имеет около 10-15 работников, руководство убедит их зарегистрироваться физическими лицами-предпринимателями и работать на едином налоге. Ежемесячно они будут платить около 700 грн налога каждый. И тогда руководству предприятия будет абсолютно безразлично, что будут говорить правительство или работники: это уже будут проблемы новоиспеченных предпринимателей. Выгодно всем: предпринимательство развивается, налоги увеличились в несколько раз.

"Когда-то я работал в горсовете, — вспоминает О.Доскач, — старшие люди говорили: вот, правительство повысило зарплату бюджетникам — значит, жди не просто инфляции, а большой инфляции. Это были люди, которые прожили жизнь. У них не было экономического образования, но был жизненный опыт. Поэтому мне непонятно, какой целью руководствуется правительство. Хочет укрепить благосостояние людей? Молодцы. Но зачем ставить телегу впереди коня? Более высокая зарплата работников должна быть результатом развития конкурентных рентабельных предприятий, а не наоборот. Достаточно начать целевое кредитное финансирование развивающихся предприятий под конкретные программы.

Единственное, что для этого нужно, — решение и политическая воля развивать предпринимательство в стране. При этом критерии должны быть простыми: доля экспорта — не меньше половины дохода предприятия, повышение средней зарплаты по предприятию за полугодие — не менее 15%, платежи в бюджет также должны иметь положительный прирост. Это позволит получить в государственный бюджет немалые средства. Но сегодня картина иная".

По словам представителей бизнеса, необходимость повысить минимальную заработную плату более чем очевидна. Но зарплата — это рыночная категория. И зависит от состояния экономики, а оно — жалкое. Чтобы иметь представление о масштабах этого процесса, достаточно набрать в Гугле слова "эмиграция из Украины". Там столько разных семинаров, презентаций!

Свои услуги предлагает полмира. И если во время недавней революции говорили, что все изменится, то теперь люди утратили веру. Беда в том, что в Украине не будет шоковой терапии, как, например, в Польше в 1990-х годах. Малый бизнес реально похоронят, а потом неизвестно что будет. Какая часть бизнеса окажется в затруднительной ситуации — 20, 40 или 60%?

"Трудно сказать. Поскольку, по свидетельству государственной фискальной службы, сегодня в Украине 85-90% бизнеса — малое предпринимательство. Это очень большая цифра. Они в который раз приспособятся. Зато все остальное потеряют. Люди будут платить больше денег, а получать меньше продукции и услуг. Эти правительственные меры не дадут толчок развитию экономики Украины", — подводит итог эксперт.

Как сообщали Українські Новини, Кабинет Министров намерен предложить Верховной Раде увеличить минимальную заработную плату до 3,2 тыс. гривен в 2017 году.

Напомним, своим последним распоряжением в должности спикера Верховной ради Владимир Гройсман

Минимальную заработную плату в 2018 году могут увеличить до 4100 грн. Такое заявление сделал президент Украины Петр Порошенко, выступая на II Всеукраинском форуме объединенных общин «Инициативы, изменяющие жизнь».

Изменение этого базового социального показателя должно утверждаться законом о государственном бюджете. Уже в четверг, 7 декабря, Верховная Рада должна рассматривать проект главного финансового документа страны на 2018 год во втором чтении.

В 2017 году минимальная зарплата составляет 3200 грн в месяц. С 1 января 2018 года ее должны поднять на 16% – до 3723 грн. Такая цифра заложена в проекте государственного бюджета на 2018 год. Если предложение президента будет принято, повышение составит уже не 16%, а более 21%. Однако поднять минималку выше той цифры, что заложена в бюджете, президент предлагает не с 1 января, а в лучшем случае со второго полугодия. Или даже в четвертом квартале 2018-го.

«Мы сможем проанализировать по итогам полугодия или трех кварталов и принять решение о повышении минимальной заработной платы до 4,1 тыс. грн», сказал Петр Порошенко.

По его словам, позитивное решение будет принято в том случае, если в Украине «улучшится инвестиционный климат и поступления в бюджет».

По закону, предложения по изменению минимальной зарплаты должен вносить не президент, а Кабинет министров Украины. Однако поводов для беспокойства, похоже, нет. Вскоре после презентации новой, повышенной цифры минимальной зарплаты Петр Порошенко написал на своей странице в Facebook: «Поблагодарил правительство, которое учло мое предложение поднять минимальную заработную плату в проекте госбюджета на 2018 год».

Вице-премьер-министр Павел Розенко назвал инициативу президента «абсолютно правильной». Он отметил, что это даст возможность повысить уровень жизни в Украине «неинфляционным способом» и увеличит поступления в Пенсионный фонд.

«Президентская» минимальная зарплата для работника составит 3300 грн

Утверждение нового повышенного размера минимальной зарплаты увеличит доходы многих украинских семей. Вырастут зарплаты не только у бюджетников. Согласно закону «Про оплату труда», минимальная зарплата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности, а также для частных предпринимателей, которые используют труд наемных работников.

Кроме того, повышение минимальной зарплаты влечет за собой и рост остальных зарплат. Хотя и не пропорциональный. Так, в прошлом году, после того, как минимальная зарплата выросла вдвое – с 1600 грн до 3200, – в течение полугода средняя номинальная зарплата в Украине показала рост на 37,1%, а реальная – на 19,3%.

Вместе с повышением зарплат повысятся и налоговые отчисления с них. Так, минимальная зарплата в 2017 году составляет 3200 грн в месяц. Из этой суммы вычитается 18% в качестве налога на доходы физлиц (576 грн) и 1,5% – военный сбор (48 грн). В результате, на руки остается 2576 грн.

После 1 января, если минимальная заработная плата повысится до 3723, отчисления в бюджет составят уже 670,14 грн (НДФЛ) плюс 55,85 грн (военный сбор). Итого – 726 грн. На руки работник будет получать 2997 грн.

После того, как вступит в силу предложение президента и минимальная зарплата вырастет до 4100 грн, отчисления с минимальной зарплаты составят в сумме почти 780 грн (738 грн ПДФЛ и 61,5 грн военный сбор). Работник получит, таким образом, 3300 грн. Т. е. на 724 грн больше, чем получает сейчас.

При этом, напомним, на следующий год прогнозируется инфляция 7%. А доллар может вырасти до 30 грн. Поэтому, если считать нынешнюю и будущую минимальные зарплаты в долларах, прибавка составит всего 15 долларов. Сейчас, при курсе 27 грн/долл., минимальная зарплата в Украине за вычетом налогов составляет 95 долларов, а после повышения до 4100 грн составит 110 долларов.

Для работодателя «минималка» возрастет до 5002 грн

Есть и третий налог на зарплату, который платит работодатель. Это единый социальный взнос (ЕСВ), который попадает в Пенсионный фонд. Он составляет 22%. Таким образом, сейчас фактические расходы работодателя на одного работника при минимальной зарплате – 3904 грн в месяц: 3200 грн сама зарплата плюс 704 грн ЕСВ.

После повышения минимальной зарплаты до 4100 грн фактические затраты работодателя на одного работника вырастут до 5002 грн. Из которых сам работник, напомним, получит только 3300 грн.

Многие представители бизнеса встретили известие о еще большем повышении минимальной зарплаты без удовольствия. Они считают, что президентская инициатива о повышении минимальной зарплаты до 5100 грн связана с приближающимися выборами главы государства. Напомним, сами выборы должны состояться весной 2019 года, однако предвыборная кампания стартует как раз во второй половине 2018 года.

Прогнозируя экономические последствия повышения «минималки», некоторые представители бизнес-среды говорят, что действующая система налогообложения и так непосильна для мелкого и среднего бизнеса, а еще больший рост налогов ухудшит ситуацию. Часть предпринимателей вынуждены будут закрыть свой бизнес, другие уйдут в тень. Кроме того, ускорится инфляция, рухнет гривня, и в результате жить станет только хуже.

Такие же прогнозы звучали и год назад, когда минимальная зарплата должна была вырасти вдвое – с 1600 до нынешних 3200 грн в месяц. Президент, говоря о повышении минимальной зарплаты, заявил, что те опасения не оправдались.

«Помните сколько нас критиковали, что это будет и бизнес душить, и загонит в тень. Наоборот – вывело из тени! Это решение, которое было введено в начале этого года, с 1600 грн 3200 грн, – это беспрецедентное решение в условиях Украины. Это правильное решение, и, по моему убеждению, его следует продолжать», – заявил он.

Как сообщалось, в проекте госбюджета на 2018 год говорится о том, что «рост потребительской инфляции замедлился с 43,3% в 2015 году до 12,4% в 2016 году». Курс доллара к концу 2017 года даже не достиг прогнозного значения 27,5 грн, сейчас он колеблется в пределах 27 грн/долл.

Многие предприниматели признают, что рост минимальной зарплаты повышает покупательскую способность населения, а это позитивно сказывается на бизнесе. А чрезмерную фискальную нагрузку они просят снизить не за счет «замораживания» доходов населения, а путем уменьшая налогов для бизнеса.