Протекционизм система правительственных мер поддержки молодых отраслей. Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле

Современный протекционистский механизм представляет собой комплекс взаимодополняющих средств, которые постоянно меняются под воздействием, прежде всего объективных процессов развития производительных сил и интересов основных групп отечественных компаний. Среди протекционистских средств есть традиционные и сравнительно новые, явные и завуалированные, более или менее эффективные с точки зрения международного сообщества и главное - признаваемые им как допустимые, так и недопустимые, причем последнее относится и к способам применения этих средств.

Протекционизм -- это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой -- может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.

Политика протекционизма (protection - защита) - это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX веке и стал противоположностью политики фритредерства .

Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:

  • 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений;
  • 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье;3)при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30%, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);
  • 4)при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено, или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под такой защитой проходило становление и развитие национальных экономик современных развитых стран.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всех необходимой, жизненно важной продукции.

В современных условиях протекционизм существует в различных формах. Он может быть односторонним - направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран.

В XVII в. существовали многочисленные торговые и таможенные пошлины и сборы, которые создавали немалые трудности в торговле, вызывали недовольство торговых людей, порождали народные волнения.

Особенно большое недовольство у отечественного купечества вызывало преобладание иностранных торговцев на внутренних рынках, наличие у них значительных льгот. Лучше организованное и более богатое западноевропейское купечество составляло русским торговцам сильную конкуренцию. Иностранцы заводили в Россию промышленные предприятия, торговые фактории, вели беспошлинную торговлю и имели другие привилегии, которые они получили ещё при Иване IV. Начиная с 1627 года крупные представители торгового мира в своих коллективных челобитных царю выступали с осуждением практики выдач льготных грамот западноевропейцам и обращали внимание правительства на необходимость защиты их от конкуренции иностранцев, особенно англичан, на русском рынке. Кроме того, они просили упростить и облегчить таможенную систему в стране, которая весьма разнилась в зависимости от местности.

В свою очередь, английские купцы, опасаясь ограничения льгот, предприняли ответные шаги: они пригрозили порвать торговые отношения с Россией, если с них будут брать пошлины. Однако, правительство отвергло демарш англичан и пошло навстречу пожеланиям русского купечества.

В разработке нового торгового законодательства принял активное участие видный государственный деятель и дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, который был активным сторонником политики протекционизма и меркантилизма и хорошо понимал значение развития торговли и промышленности для России.

Протекционизм -- система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары .

Благодаря протекционизму поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран -- торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Первым шагом на пути к протекционизму стала Уставная таможенная грамота, принятая в 1653 г. В соответствии с ней прежние дробные таможенные сборы, (мыто, гостиное, мостовое и т.д.) были заменены единой десятой пошлинной. Она составила 10 денег с рубля или 5% с покупной цены товара, причём платили её и продавец и покупатель. Это значительно упрощало всю систему определения и порядок взыскания казённых сборов с купли-продажи и заявленных денежных сумм. Если ранее местные торговцы имели преимущество перед иногородними в размерах пошлин (иногда в двое), то теперь такая практика упразднялась. Перед государством торговцы стали все равны. В пределах европейской части России отменялись многократные взыскания таможенных пошлин, уплатив её единожды, купец освобождался от платы в других районах.

Эти положения нашли подтверждение в Новоторговом уставе 1667 г., где были отражены вопросы внешней торговли, имевшие ярко выраженный протекционистский характер. Иностранные коммерсанты были лишены права беспошлинной торговли. Они платили 6% от цены товаров и 2% при отправлении с пограничного пункта. Им был разрешён торг оптом лишь в Архангельске и порубежных городах. Розничная торговля внутри России иностранцам была запрещена.

Устав рекомендовал противостоять чужестранным купцам путём организации складничества русских торговых людей, т.е. своего рода компаний с объединенным капиталом. По мнению правительства, такие компании позволят удержать достойные цены на русские товары и оградить русских торговцев от денежных займов у иностранцев. Правительство так же пыталось учредить Приказ купецких дел - как высший орган управления торговлей, но это намерение осталось на бумаге.

Указанные меры означали становление не только российской протекционистской политики, но и переход к формированию меркантильной системы. В соответствии с новым внешнеторговым курсом учреждались высокие пошлины на ввоз, запрещался или ограничивался вывоз драгоценных металлов, поощрялся вывоз товаров отечественных мануфактур, что способствовало становлению положительного торгового баланса, накоплению доходных средств в бюджете страны. Рижский купец Д. Родес, посетивший Москву в 1653 г. отмечал: что «все постановления этой страны направлены на коммерцию и на торг; все здесь, от высшего до низшего, только и думают, только и стараются, как бы чем либо нажиться. В этом отношении русская нация гораздо деятельнее всех остальных вместе взятых» .

В целом, для XVII в., особенно для второй половины, были характерны некоторые принципиально новые моменты предпринимательства, переход его на качественно новый уровень, связанный с зарождением ране буржуазных черт. И проявлением был рост мелкотоварного и зарождение крупного мануфактурного производств, углубление и расширение общественного разделения труда, формирование всероссийского рынка, появление нового типа предпринимателя - богатого купца и промышленника, пытающегося сочетать торговую сферу с промышленностью и противостоять иностранному капиталу. Но, не взирая на все эти «ростки буржуазности», предпринимательское сословие России в XVII в. не оформилось в европейское «третье сословие» и она не стала буржуазной страной.

Существует много причин, в том числе объективного характера, для проведения правительством протекционистской политики. Рассмотрим основные из них.

Во-первых, причиной протекционистских мер правительств может стать недостаточная конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей данной страны по сравнению товаропроизводителями в других странах вследствие неравномерности экономического развития. В условиях рыночной стихии возникает необходимость в государственной поддержке и защите части отечественных поставщиков от иностранных, чтобы противодействовать росту безработицы и социальной напряженности, особенно в период структурной перестройки производства в целях повышения его эффективности.

Доля 28 развитых стран, вместе взятых, в мировом ВВП почти в 3,6 раза, а в экспорте - в 5 раз выше, чем их доля в совокупном населении мира.

Среди развитых стран по соотношению приведенных показателей также имеются различия. Доля 128 развивающихся стран, вместе взятых, в мировом ВВП и в экспорте, наоборот, значительно меньше, чем в совокупном населении, соответственно почти в 2 раза и в 4 раза. Это различие было бы еще большим, если из числа развивающихся стран исключить ряд стран по уровню экономического развития приближающихся к развитым странам. Доля Китая в мировом ВВП также почти в 2 раза меньше, чем в совокупном населении, а его экспорт соответственно в 8 раз меньше.

Неравномерность развития присуща рыночной экономике, как национальным хозяйствам в целом, так и особенно отдельным отраслям. Поэтому протекционизм в определенной степени является неотъемлемым элементом экономической политики правительств. Важно, чтобы протекционизм, который таким образом объективно необходим, не становился тормозом развития экономики и обновления ее структуры.

Во-вторых, составной частью промышленной политики стимулирования развития зарождающихся перспективных отраслей производства часто также является временное ограничение ввоза конкурирующей продукции .

Характерно, что из традиционной терминологии Международного валютного фонда (МВФ) в конце 90-х годов исчезло привычное понятие "промышленно развитые страны". Теперь в отчетах МВФ фигурирует понятие "страны с развитой экономикой", к которым, помимо прежних промышленно развитых стран, относятся Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань и Израиль. Перечисленные страны сравнялись с ведущей группой держав по доходу на душу населения и ряду других основных экономических показателей.

Фактически это ограничение вполне оправдано, поскольку оно содействует росту и повышению эффективности национального производства. Таким путем, например, успешно восстанавливался и модернизировался промышленный потенциал Японии в первые послевоенные десятилетия. Средний уровень таможенных пошлин в Японии еще в 1964 г. превышал 16 % и был выше, чем в остальных экономически развитых странах, как вместе взятых (соответственно 11 %), так и в каждой из них в отдельности.

В-третьих, периодическое ухудшение общехозяйственной конъюнктуры в стране вследствие циклического развития рыночной экономики требует принятия правительством мер по ограничению доступа на внутренний рынок иностранных товаров и услуг в интересах скорейшего преодоления временного сокращения спроса. Поэтому протекционизм в периоды экономического спада обычно усиливается.

Напомним, что в середине 70-х разразился самый глубокий и затяжной послевоенный экономический кризис в мире, сопровождавшийся значительным ростом безработицы в развитых странах. По официальным данным, безработица за 1972-1976 гг. увеличилась (в %) в США с 5,6 до 7,7, ФРГ - 1,1 до 4,6, Великобритании - с 3,7 до 5,4 и т.д. В результате началось массовое применение протекционистских мер: возросло число стран, прибегавших к таким мерам, количество товаров, на которые распространялись последние, более многообразными стали их формы.

В-четвертых, эпизодические затруднения стран с платежным балансом требуют оперативного ограничения импорта, также как и чрезмерное повышение доли импорта в потреблении важных товаров с точки зрения соображений национальной безопасности. Характерно, что высокий уровень самообеспеченности страны в основных продуктах питания давно стал общепризнанным в мире показателем ее внешнеполитической независимости.

Наконец, противодействующих импорту мер требует недобросовестная коммерческая практика иностранных поставщиков (иногда осуществляется при прямой или завуалированной финансовой поддержке национальных правительств стран-экспортеров) для обеспечения справедливой конкуренции на внутреннем рынка .

Все перечисленные причины казалось бы, оправдывают протекционистскую политику, поскольку она направлена на поддержание нормального функционирования рыночного механизма внутри страны в условиях, когда на мировом рынке сосуществуют и тесно взаимодействуют национальные хозяйства с разной эффективностью, когда по разным обстоятельствам происходят сбои в этом механизме или когда внутренний рынок становится объектом агрессии со стороны недобросовестных предпринимателей, пользующихся бюджетными средствами.

Анализ причин протекционистской политики показывает, что между их позитивным и негативным характером нет четкой грани. Заинтересованность предпринимателей в том или ином торгово-политическом курсе позволяет изменить его в направлении, благоприятном для себя и в неблагоприятном для отечественных потребителей и иностранных предпринимателей.

Аргументами сторонников протекционистской доктрины являются: рост и развитие национального производства, занятость населения и как следствие улучшение демографической ситуации в стране. Оппоненты протекционизма, поддерживающие доктрину свободной торговли – фритредерство, подвергают его критике с позиций защиты прав потребителей и предпринимательской свободы.

Виды протекционизма

В зависимости от поставленных задач и предъявляемых условий протекционистская политика разделяется на несколько отдельных форм:

Протекционизм отраслевой – защита одной отрасли производства;
- протекционизм селективный – защита от одного государства или одного из видов товара;
- протекционизм коллективный – защита нескольких союзных государств;
- местный протекционизм, под него подпадают продукция и услуги местных компаний;
- протекционизм скрытый, проводится при помощи нетаможенных методов;
- зеленый протекционизм, использует нормы экологического права;
- коррупционный протекционизм, проводится нечистыми на руку политиками в интересах определенных финансовых групп.

Экономические кризисы – движущая сила протекционизма

Затяжные мировые экономические депрессии конца XVIII начала XIX века постепенно привели многие мировые державы к переходу на политику жесткого протекционизма, под лозунгом «Поддержим отечественного производителя». В континентальной Европе этот переход произошел после затяжной экономической депрессии 1870-1880-х годов. После окончания депрессии во всех странах проводивших эту политику начался активный промышленный рост. В Америке переход к протекционизму произошел в 1865 году, после окончания Гражданской войны, активно эта политика проводилась до конца Второй мировой войны в 1945 году, после чего до конца 1960-х годов она продолжала действовать в неявной форме. В Западной Европе жесткая протекционистская политика начала действовать повсеместно в 1929-1930 годах, в начале Великой депрессии. В конце 1960-х годов западноевропейские страны и США приняли совместные решения и осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли, активное повсеместное действие протекционизма закончилось.

Сторонники протекционизма утверждают, что именно протекционистская политика проводимая странами Европы и Северной Америки в XVII-XIX веках позволила им провести индустриализацию и совершить экономический рывок. В своих утверждениях они указывают на то, что периоды бурного промышленного роста данных государств совпадают с периодами жесткого протекционизма, включая и самый последний экономический рывок в западных странах в середине XX века.

Критики протекционизма в свою очередь указывают на основные его недостатки. Увеличение таможенных пошлин приводит к повышению стоимости импортных товаров внутри страны, от чего страдают конечные потребители. Угроза монополизации промышленности и захвата монополистами контроля над внутренним рынком в условиях защиты от внешней конкуренции, что и произошло в США Германии и России в конце XIX начале XX веков.

После выхода из продолжительной экономической депрессии 1860-1870-х гг. в континентальной Европе начался повсеместный переход к протекционистской политике. Во всех странах, которые внедряли эту программу, стал отмечаться значительный промышленный рост.

Свободная торговля и протекционизм

Развивающаяся система хозяйствования требует защиты вновь сформированных и возникающих под воздействием НТП отраслей от деятельности крупных иностранных компаний, которые участвуют в обороте продукции достаточно давно. Методы протекционизма обладают достаточно выраженным социальным характером, особенно во времена структурных преобразований или создания национального промышленного сектора. В такие периоды государство должно обеспечивать защиту тем профессиональным категориям, которым необходима переквалификация вследствие банкротства или закрытия предприятий.

Свободная торговля и протекционизм – два взаимосвязанных явления. При достаточно интенсивном обороте продукции в период обострения отношений между странами или усиления напряженности в мире защитные меры внедряются с целью сохранения государственной безопасности. Этому способствует выпуск на собственной территории жизненно важных, необходимых товаров.

Критика

Политика протекционизма, несомненно, обладает определенными достоинствами. Однако далеко не во всех случаях ее внедрение в систему национального хозяйствования является целесообразным. Противники этой теории приводят ряд аргументов в защиту своей позиции. В частности, они выдвигают ряд тезисов.

  1. Протекционизм – это система, которой свойственна определенная нелогичность. Она проявляется в том, что, ставя целью обеспечить достижение в балансе положительного сальдо, программа значительно сдерживает операции импорта. Следствием этого выступает аналогичная реакция международных партнеров, которые снижают объем экспортных поставок. Такие действия приводят в результате к разбалансированности.
  2. Протекционизм – это программа, формирующая определенные барьеры в секторах национального хозяйства. Они, несомненно, обеспечивают защиту от активности иностранных фирм. Но вместе с этим барьеры снижают стимул к развитию отраслей, так как происходят сбои в механизме конкуренции. При этом монопольные привилегии и возможность сохранять высокую прибыльность уничтожают стремление к инновациям и прогрессу.
  3. Протекционизм – это система, формирующая определенный мультиплицирующий эффект. Он проявляется за счет межотраслевой технологической связи. Если определенные защитные меры введены для одних отраслей, то их потребуют и другие, связанные с ними секторы.
  4. Экономический протекционизм наносит значительный ущерб интересу потребителя. Отечественный покупатель платит больше и за импортную, облагаемую ввозными пошлинами продукцию, и за изделия, выпущенные на территории собственного государства.
  5. Протекционизм – это схема, в рамках которой невозможно полностью использовать достоинства международной специализации вследствие того, что более доступная импортная продукция не может попасть в страну из-за существующих ограничений.

Основные инструменты

Политика протекционизма предполагает формирование нетарифных и тарифных ограничений. Последние представляют собой таможенные пошлины на ввоз и вывоз продукции. Этот инструмент считается наиболее простым и достаточно эффективным. Однако сегодня значение пошлин постепенно снижается. Правительства государств все чаще отдают предпочтение нетарифным методам протекционизма. К ним, в частности, относят импортные (ограничение на количество ввозимых изделий) и экспортные квоты (пределы вывозимой продукции по требованию импортера). Тем не менее, исследование тарифных методов в настоящее время не теряет актуальности, поскольку они продолжают использоваться различными государствами.

Торговый протекционизм: пошлины

Тарифные барьеры начали внедряться достаточно давно. К примеру, в начале 19-го столетия Великобритания ввела импортные пошлины для защиты национального сельского хозяйства. К концу века США и Германия стали вводить тарифные барьеры для сохранения новых промышленных отраслей. В России пошлины защищают автомобильное производство.

Отечественные программы

Правительство устанавливает высокие тарифы не только на ввоз новых, но и подержанных импортных транспортных средств. В этом случае государство решает несколько задач. В первую очередь, отечественный производитель ограждается от конкуренции. Во-вторых, сформированы препятствия для заполнения внутреннего рынка подержанными импортными машинами, которые на родине уже выработали свой ресурс. Это, в свою очередь, положительным образом отражается на общем уровне безопасности на отечественных дорогах. Таким образом, российская политика протекционизма имеет и экономическую, и социальную направленность.

Результат введения тарифов

Установление пошлин повышает стоимость не только импортируемого товара, но и среднюю цену продукции на внутреннем рынке. Это выгодно национальному производителю. Достижение такого результата, как правило, выступает в качестве основной цели протекционизма. В рамках такой программы государство обеспечивает защиту отечественных производителей от низкой стоимости на продукцию, возникающей в условиях конкуренции со стороны зарубежных предприятий.

Реальный и расчетный уровень защиты

Следует отметить, что фактический результат введения пошлин может существенно отличаться от планируемого. Эффект тарифного метода может различаться на различных этапах производственного цикла. Рассмотрим пример. Допустим, в России предполагается начать сборку определенных автомобилей, а в США уже налаженные сборочные производства собираются развить выпуск комплектующих. Для поощрения отечественно автоиндустрии РФ вводит пошлину на ввозимые готовые ТС величиной 20%. Таким образом, российский производитель получает возможность поднять цену своей продукции с 10 до 12 тыс. долл. В этом случае несколько некорректно говорить о том, что отечественные предприятия получат только 20-процентную защиту. До установления пошлины российские производители могли работать только в том случае, если бы цена сборки составила бы не больше 2 тыс. долл. (сумма, появляющаяся при вычитании полной из стоимости готового изделия – 10 тыс. – суммы, затраченной на детали – 8 тыс.). После внедрения тарифа существование предприятий возможно и при 4 тыс. (разница между новой ценой в 12 000 и стоимостью деталей). В этом случае 20-процентная пошлина обеспечит отечественным производителям фактически полную защиту.

Другой вариант защиты

Предположим, что США с целью стимулирования внутреннего выпуска комплектующих вводит 10% пошлину на вывозимые в Россию детали. В этом случае стоимость комплектующих для отечественных сборщиков станет не 8, а 8,8 тыс. долл. Эта мера при стабильных тарифах на готовые ТС сделает производство машин на отечественных предприятиях менее прибыльной. До введения пошлины выпуск автомобилей считался рентабельным, если стоимость сборки составляет не больше 2 тыс., а после установления пошлины этот показатель должен быть не более 1,2 тыс. Таким образом, тарифная система сможет обеспечить защиту отечественному производителю, но уровень ее качества снизится.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ПРОТЕКЦИОКЦИОНИЗМ, ЕГО ВИДЫ, МЕТОДЫ.

Международная торговля нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли – это и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка какой-либо продукции от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики (протекционизм также часто направлен на захват внешних рынков).

К такой политике обычно прибегает отсталая в экономическом отношении страна. Протекционистскими мерамигосударство стремится поддержать отечественных производителей, особенно в период их становления.
Представим несколько основных положений, ради чего вводятся импортные пошлины на товары, капитал и рабочую силу:
- защита отраслей, связанных с национальной обороной;
- защита отрасли в период ее становления;
- защита отдельных отраслей и предприятий в ходе диверсификации, конверсии или структурной перестройки экономики;
- защита внутреннего рынка от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы.
Политика свободной торговли и политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде (никогда не охватывали всю внешнюю торговлю).
Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, возникающих в стране. В противопоставление протекционизму возникло другое направление внешней политики государства - свободная торговля (фритредерство - free trade).

Можно выделить несколько форм протекционизма:

Селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

Отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);

Коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

Скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Современная система протекционистских мер, направленных на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает различные направления.
Среди наиболее значимых следует назвать:
Таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающие использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или, что встречается реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для облегчения ведения национальными производителями конкуренции с иностранными корпорациями, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие - при импорте сырья и материалов.
Не тарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых или косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мер.
Наибольшее распространения получили следующие меры:
Контингентирование - установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике - это список товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства.
Лицензирование - организация, которая желает заняться внешнеэкономической деятельностью должна получить разрешение (лицензию) у правительственных органов. Такая политика дает государству контролировать международные отношения и успешно осуществлять меры по их регулированию. Лицензирование может также использоваться для получения дополнительных материальных средств при выдачи лицензии, то есть она может выступать в качестве разновидности таможенного обложения.
Антидемпинговые правила - закон, который позволяет вводить тарифные барьеры, если отечественные производители столкнулись с продажей иностранных товаров по ценам, которые ниже себестоимости продукции. К примеру, такие положения в законе существуют в Соединенных Штатах Америки.
До сих пор мы рассмотрели отдельные прямые ограничения.
В отличие от прямых, косвенные ограничения напрямую не связаны с внешней экономической деятельностью:
Налоговая система - строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей национальной продукции.
Транспортный тариф - преимущества имеют экспортеры национальной продукции перед импортерами иностранных товаров.
Закрытие для иностранцев отдельных портов.
Запрет, налагаемый на государственные учреждения при приобретении иностранной продукции если имеются аналогичные продукты отечественного производства.
Государственное стимулирование экспорта:
Прямые дотации.
Выдача кредита на льготных условиях, льготное налогообложение.
Добровольное ограничение экспорта. Проводится экспортерами товаров с целью не допущения повышения импортных пошлин в стране-импортере. Такое добровольное ограничение провели производители японских автомобилей на свой экспорт в США.

Гримасы российского протекционизма

За прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма, когда государство вполне эффективно защищает интересы не отечественных, а иностранных компаний .

Как известно, протекционизм – это защита местного производителя от иностранных конкурентов. Хотя эта система все чаще порицается мировым сообществом, почти все развитые и развивающиеся страны успешно используют в практике государственного регулирования протекционистские инструменты. Особенно остро данная проблема стоит в отношении импорта готовой продукции. Однако есть рынок, который почти автоматически «отторгает» товары иностранного происхождения – рынок государственных закупок. Но это правило на Россию не распространяется. Как это ни парадоксально, но российские власти более пристальное внимание уделяют «открытым» рынкам, которые часто регулируют с помощью «грубых» тарифных методов, за что и подвергается нападкам со стороны Запада. А в это же самое время иностранные компании внедряются на рынок госзакупок, «забирая» себе деньги отечественного налогоплательщика.

Тем самым в России сложилась система «перевернутого» протекционизма, когда вся государственная машина работает не на защиту отечественного производителя от иностранных конкурентов, а наоборот – иностранного поставщика от российских предприятий. Следовательно, за прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма: государство вполне эффективно защищает интересы не местных, а иностранных компаний. Данный результат можно обсуждать как точки зрения причин возникновения, так и с точки зрения способов выправления ситуации. Однако это не меняет главного вывода: в стране сложилась такая систем, которая способствует утечке государственных инвестиций за границу.

Разумеется, в возникновении столь нелицеприятной ситуации во многом виноват нерадивый российский производитель, который, во-первых, не может производить по-настоящему качественную и дешевую продукцию, а, во-вторых, не способен использовать современные лоббистские механизмы для отстаивания своих деловых интересов. Однако и добивать его, на наш взгляд, государство все-таки не должно. Если государство надолго отвернется от своего производителя, то ведь и производитель может отвернуться от своего государства, перенося свою деятельность за пределы родной страны.

Политика протекционизма - защитные меры, которые государство применяет, чтобы увеличить ввоз сырья других стран к себе, стимулирует производство и вывоз готовых товаров от себя. Так развивается собственная экономика, которая приносит максимальную прибыль .

Такая политика помогает развиваться, если всё сделано правильно. Живые примеры перед вами: послевоенная Европа, Корея, Япония, Тайвань, Сингапур, Китай, Турция . Здесь мы перечислили те страны, которые выбрались на вершины экономик в последнее время, но, вся европейская политика строилась на данных принципах последние 400 лет из-за этого они так и богаты.

Изящно озвучены были 200 лет назад немецким экономистом Фридрихом Листом в работе «Outlines of American economy», 1827 году, до этого они оставались тайной для королей, их советников и закрытых университетов. Хотите только сами принципы? Листайте в самый низ , потому что сейчас будет объяснение торговли между странами.

Принципы озучены в такой форме, что полностью показало политику Англии по отношению ко всем своим колониям в прошлом : США, Индии, Австралии и остальных. Эту же политику развитые страны применяют сегодня к нам , к странам «третьего мира», в которых на 2016 живёт 80% населения Земли, но получают они только 20% производимых благ.

Небольшое отступление в историю торговли:

1. С самого начала развития торговли между людьми, важно было иметь товар, который необходим другим людям. Это позволяло накапливать ресурсы, товары и деньги, благодаря выгодному обмену на другие ресурсы дефицитные в вашем городе, поселении, в общем, на вашей территории.

2. Сначала технологии были примитивные: обработка кожи, создание тканей, примитивные строительные материалы, плавка металла из руды. Это можно было делать прямо на месте заготовки ресурса, каменоломне, кузнице, охотничьем угодье. Сложные станки ещё не существовали. Торговля осуществлялась в местах, где встречалось много людей, на пересечении дорог, где встречались Север и Юг, Запад и Восток товаров. Каждый город (поселение) имёл одинаковые технологии, получал налоги с торговли, население его росло, требовалось их чем-то обеспечивать, шла война за уничтожение соседних поселений, потому что тогда можно было их разграбить, использовать их природные ресурсы, их территорию для получения сырья, а также увеличить сбор налогов за счёт новых рынков.

3. По мере того, как росло накопление богатств в конкретном городе, требовалось всё больше войск, чтобы защищать данное богатство от желающих им завладеть. Гонка защитных и атакующих технологий развернулась ещё сильнее, налоги от торговли стекались в одну общую казну, питающие войны и уничтожавшие конкурентов. Самые успешные города превратились в города-государства, а позже превратились в империи с единой признаной столицей-городом, куда стекаются все налоги от торговли.

4. Наше время. Чтобы удержать в руках уровень богатства и высокий уровень жизни в успешных «военных» странах, они продолжают политику «грабежа», но не всегда военным (открытым) способом, а назвав его «свободный рынок», или «грабёж торговлей».

Торговый баланс успешной страны должен быть таким:

Обменивать немного наших готовых товаров на множество единиц сырья неразвитых стран .

Торговый баланс нищей страны будет:

Обмен огромного количества нашего сырья за единицу готовых товаров развитых стран.

Успешные страны создают новое богатство, потому что сырья теперь у них очень много, и только малая часть готовых товаров используется для покупки нового объёма сырья. Каждый новый цикл производства только увеличивает разрыв, всё больше людей привлекается в экономику. От такого обмена выигрывает большинство населения.

Уровень жизни развитых стран.

Нищие страны будут вывозить своё сырьё, обрекая население на нищету, потому что готовыми западными товарами будут пользоваться только владельцы сырьевых предприятий, но никак не рабочие. У рабочих как не было ничего, так ничего и не будет. От такого обмена выигрывают единицы.

Уровень жизни неразвитых стран.

Потребление ресурсов в развитом мире настолько высоко, что его невозможно обеспечить для каждого человека на всей планете. Запад потребляет 80% всех ресурсов, оставляя только 20% всем остальным. Для обеспечения оставшихся нужна ещё одна планета, по размеру с нашу либо они так и останутся в нищете. Любое улучшение жизни в бедных странах автоматически означает снижение уровня жизни в богатых странах, потому что ресурсы на переработку перестанут к ним поступать, оставаясь в «нищих» странах.

Откуда Японии, Корее взять металл, нефть, газ, если на её территории ничего нет, а другие страны станут перерабатывать сырьё у себя, развивая свою экономику? Жители Японии, Кореи, Европы не будут голосовать за тех лидеров и депутатов, которые предложат заботиться о соседях. Всегда на выборах побеждает тот, кто обещает и даёт ВАМ больше, чем у ВАС есть на текущий момент. Это — естественно.

Поэтому, развивающимся странам, либо странам, которые переживают экономический кризис, Запад будет советовать только то, что приведёт к их деградации, приведёт к распаду, уничтожению местной экономики, чтобы потом собрать урожай технологий и ресурсов.

Любая метрополия заинтересована в том, чтобы уничтожить промышленность на периферии, на окраинах. Всё должно производиться только в развитых странах, а продаваться внутри или за границу. Никакого производства, кроме сырьевого, в остальных странах не предусматривается изначально.

Что происходит в Латинской Америке , где не могут выйти из череды убийств национальных лидеров, смены правительств, революций и т.д. Подозрительно много лидеров болеет в последнее время раком (смотрите данные), а этот регион богат нефтью, ресурсами, минералами и находится близко к США. Вы видели такую смертность среди европейских или американских лидеров?

Аргентина .

1. Рауль Альфонсин, президент Аргентины, умер от рака (2009).
2. Нестор Киршнер, президент Аргентины, рак толстой кишки (2010).
3. Кристина Киршнер (вдова), президент Аргентины, рак щитовидки (2011).

Перу.

4. Ольянта Умала, президент Перу, рак кишки (2011).

Венесуэла.

5. Уго Чавес, президент Венесуэлы, рак простаты (2011).

Бразилия.

6. Лула да Силва, экс-президент Бразилии, рак гортани (2011).
7. Дилма Русеф, президент Бразилии, рак лимфатической системы (2009).

Парагвай.

8. Фернандо Луго, экс-президент Парагвая, рак лимфы (2010).

Боливия.

9. Эво Моралес, президент Боливии, рак носовых впадин (2009) .

Можно привести целый список стран, где США провели успешные свержения правительств в результате «революций», «хунты» и «народных восстаний». Все из них направлены на развал экономик, и никак не на установление демократического режима в бедной стране.

Вот карта «революций» за последние 60 лет с количеством «успешных» для каждой страны. Более красный цвет означает, что там было больше, чем 1 смена режима.

Сейчас США вцепились в Иран, рассказывая, что там есть планы на ядерное оружие, исламские фанатики, жедающие захватить весь мир, и вообще, режим нелегитимный, пришёл в результате революции. Но смотрите сами, кто занимается свержением режимов в Иране последние 50 лет, а эта страна сказочно богата нефтью и ресурсами. Вы думаете, проблема в Иране? ?

Информация в таблице:

«Страны, которые США бомбили, саботировали развитие, где напрямую свергали правительства после Второй Мировой Войны «.

Напомню, что чем лучше странам третьего мира, тем хуже будет развитым странам , потому что у них банально не будет сырья для создания товаров.

Уничтожение промышленности происходит в Африке, в странах СНГ, Азии, то есть, на всех континентах.

Второй путь тихого уничтожения экономик — валютные кредиты «на реформы», чтобы не заниматься революциями и военными вторжениями, как Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия. Подобные «валютные реформы» уничтожат экономику эффективно, приводят к деградации, оттоку капиталов, отъезду специалистов, учёных, врачей, что видно на примере Украины, как падает её экономика последние несколько лет.

Помощь МВФ «в реформах» Югославии привела к гражданской войне.
Помощь МВФ «в реформах» Руанде привела к гражданской войне.
Помощь МВФ «в реформах» Мексике привела к тому, что страна впервые в своей истории начала закупать кукурузу за границей, фермерство было уничтожено.

Ирония в том, что Мексика сама одомашнила кукурузу и это был её национальный продукт. Потом началась гражданская война под названием «война с наркокартелями», в которой уже погибло около 100 тыс. человек, начиная с 2008 года.

Но, на каких принципах основана политика Запада, что они делает, чтобы добиться экономического, политического и технологического преимущества над всеми остальными частями мира, если не прибегать к войне, а заниматься только торговлей и развитием? Они станут открывать свои рынки для «свободной конкуренции товаров и идей»? Нет, они сделают всё как раз наоборот, чтобы закрыться и защититься от других стран!

«Протекционизм (защита) своего производителя»

Хотите, чтобы страна была успешной? Делайте то, что описано ниже.

10 принципов протекционизма:

1. Помогать и выделять государственную помощь при ввозе оборудования, станков, техники для обрабоки и производства, из-за границы. Максимально ограничивать ввоз промышленных товаров к себе .

2. Развивать производство, наращивать объёмы производства. Следить за статистикой увеличения, быстро решать возникающие вопросы, мешающие развитию.

3. Помогать ввозу сырья к себе, ввозу продуктов питания к себе, вывозить только готовые промышленные товары от себя .

4. Все лишние промышленные товары использовать для колонизации новых территорий, войны, устранения местных конкурентов-соседей, подрыва их экономики в скрытый способ.

5. Включение стран-колоний в свои торговые и финансовые союзы с целью монопольных поставок им своих товаров и изделий, в обмен на их сырьё. Другие страны не смогут с ними торговать, потому что это запрещено в правилах подобных союзов.

6. Развивать только транспорт в странах-колониях , строить им порты, дороги, вокзалы и терминалы. Хороший транспорт — гарантия быстрого обмена наших готовых товаров на их сырьё.

7. Получить превосходство на море, поскольку самые тяжёлые и крупные грузы доставляются всегда морем. Свой торговый флот должен обеспечивать приоритетный вывоз товаров из колоний.

8. Другие страны могут получить доступ к колониям только в том случае, если открывают свой рынок для наших промышленных товаров, либо идут на существенные уступки в военной или другой сфере.

9. Любой ввоз продуктов питания и сырья не из стран-колоний возможен только в том случае, когда эти страны разрешают ввозить в них наши готовые промышленные товары.

10. Поощрять контрабанду наших готовых товаров в другие страны. Покупать местных политиков, местных судей для защиты наших интересов, покупать СМИ для пропаганды — «свободной торговли, свободной конкуренции и необходимости глобализации». Вести любую войну, вступать в экономические и политические союзы, которые позволят получать ещё больше сырья, производить больше товаров и продавать больше за границу. Другие мотивы не рассматриваются.

Любые войны, которые проходили на этой планете, велись за ресурсы, а уже через ресурсы — контроль над торговлей и производством. Ничего не поменялось, всё как было тысячелетия назад, так и продолжается сегодня.

Экономические союзы — ЕС, NAFTA, АСЕАН, Таможенный Союз и другие, все они преследую одну цель — закрыть свой рынок от других стран и закрыться от конкуренции промышленных товаров.

Пример успешной войны за свою экономику.

Америка . Смогла отбиться от вооружённой и мощной Британии в войне за независимость 1775 — 1783 году, а потом отстоять независимость в войне 1812-1815 годов, когда Британия усиленно топила американские торговые корабли. Стала самостоятельным государством, как политически, так и экономически.

Потом был период затишья в Америке, до 1861-1865 года, до начала войны Юга с Севером, войны против рабства. Север выиграл, рабство отменили официально. Так колония стала самостоятельным успешным государством, но остальным странам в мире решила не помогать, а заняла место Британии, и теперь уничтожает экономики по всему миру, считая все страны своими неофициальными колониями.

Пример проигранной войны за свою экономику.

СССР. Но, для этого пришлось опустить послевоенный «железный занавес», и обеспечить только собственное производство, собственное население заказами. Начались «стройки века», строительство заводов, инфраструктуры, и т.д. Конкуренции с Западом по технологиям выдержать не удалось, но занятость населения была очень высокой. Почти не было таких случаев, чтобы трудоспособный человек мог месяцами сидеть без работы в СССР, что происходит сейчас повсюду.

Сегодня мы видим у нас все признаки в РФ какобычного колониального государства: высокая безработица, благосостояние небольшой группы населения, вывоз огромного количества сырья, ввоз исключительно предметов роскоши и готовых товаров, таможенные и экономические границы для наших товаров.

Экономику сложной пытаются сделать в университетах и министерствах, чтобы скрыть свою настоящую задачу — разрушить экономику периферии (которой мы, к сожалению, на сегодня и являемся), развивая свой регион.