Кредиту счет 69. Бухучет расчетов по страховым взносам. Компенсация страховых выплат

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и медицинскому страхованию персонала организации. На данном счете отражаются расчеты по обязательным социальным платежам, которые должна осуществлять организация: единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Фонд социального страхования РФ, в фонды обязательного медицинского страхования РФ, а также в федеральный бюджет; страховые взносы, перечисляемые в Пенсионный фонд РФ для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии; отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" кредитуется на суммы начисленных платежей в корреспонденции с дебетом счетов, на которых отражено начисление оплаты труда - по отчислениям, производимым за счет средств организации. По отчислениям, производимым за счет работников и удерживаемым согласно имеющимся основаниям из их заработной платы, счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" кредитуется в корреспонденции со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

По дебету счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование.

К счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут быть открыты следующие субсчета: 69-

1 "Расчеты по социальному страхованию"; 69-

2 "Расчеты по пенсионному обеспечению"; 69-

3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию"; 69-

04 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

По субсчетам: 69-01 "Расчеты по социальному страхования", 69-

02 "Расчеты по пенсионному обеспечению" и 69-03 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию" - отражается начисление единого социального налога (взноса), зачисляемого в государственные внебюджетные фонды - Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации соответственно.

Субсчета: 69-01 "Расчеты по социальному страхованию", 69-02 "Расчеты по пенсионному обеспечению" и 69-03 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию" - кредитуются на суммы единого социального налога, начисленные к уплате в государственные внебюджетные фонды, а также в федеральный бюджет.

Субсчета 69-04 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" кредитуются на суммы начисленных к уплате налогов в Фонд социального страхования. W.W.W...I.n.e.t.L.i.b. Ru. -

Бухгалтерские записи по кредиту субсчетов счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" производятся в корреспонденции с дебетом счетов, на которых отражено начисление оплаты труда (08 "Вложения во внеоборотные активы", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу",

86 "Целевое финансирование", 91 "Прочие доходы и расходы", 97 "Расходы будущих периодов"

Кроме того, по кредиту субсчетов: 69-01 "Расчеты по социальному страхованию", 69-02 "Расчеты по пенсионному обеспечению", 69-03 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию", 69-04 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки" (субсчет 06 "Пени, штрафы по налогам и сборам") отражается начисленная сумма штрафов и пеней по единому социальному налогу. Перечисленные в соответствующие внебюджетные фонды, атакже в федеральный бюджет суммы платежей, пеней и штрафов отражаются по дебету субсчетов: 69-01 "Расчеты по социальному страхованию", 69-02 "Расчеты по пенсионному обеспечению", 69-03 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию", 69-04 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета".

По дебету субсчета 69-01 "Расчеты по социальному страхованию" учитываются суммы расходов, произведенных организацией за счет средств государственного социального страхования, в корреспонденции со счетами: 50 "Касса", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению организацией самостоятельно на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, в том числе на: -

выплату пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при усыновлении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; -

оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах-участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; оплату проезда к месту лечения и обратно; -

частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан.

По кредиту субсчета 69-02 "Расчеты по пенсионному обеспечению" отражаются суммы начисленного к уплате в федеральный бюджет налога по установленным ставкам (ст. 241 НК РФ).

Субсчет 69-03 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию" предназначен для учета расчетов по единому социальному налогу с Федеральным фондом социального страхования и территориальным фондом социального страхования.

Субсчет 69-04 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предназначен для учета расчетов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Бухгалтерские записи по начислению и уплате страховых взносов, отражаемых на субсчете 69 4

"Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", аналогичны записям по субсчетам: 69-01 "Расчеты по социальному страхованию", 69-02 "Расчеты по пенсионному обеспечению" и 69-03 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию". При этом по дебету субсчета 69-04 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" отражаются не только уплаченные страховые взносы в ФСС РФ, но и расходы, произведенные за счет средств государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний, а именно: -

пособия по временной нетрудоспособности пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; -

страховые выплаты пострадавшим; -

оплата дополнительного отпуска для санаторно-курортного лечения (сверх ежегодного

оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ).

Порядок учета и зачета расходов, произведенных за счет средств государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аналогичен записям по субсчету 69-01 "Расчеты по социальному страхованию".

Таблица 6.7.

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" корреспондирует со счетами По дебету По кредиту 50 "Касса" 08 "Вложения во внеоборотные активы" 51 "Расчетные счета" 20 "Основное производство" 52 "Валютные счета" 23 "Вспомогательные производства" 55 "Специальные счета в банках" 7 0 "Расчеты с персоналом по оплате труда" 25 "Общепроизводственные расходы" 2 6 "Общехозяйственные расходы" 28 "Брак в производстве" 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" 4 4 "Расходы на продажу" 51 "Расчетные счета" 52 "Валютные счета" 7 0 "Расчеты с персоналом по оплате труда" 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" 91 "Прочие доходы и расходы" 96 "Резервы предстоящих расходов" 97 "Расходы будущих периодов" 99 "Прибыли и убытки" W.W.W...I.n.e.t.L.i.b:Ru.

Работнице производственной организации, имеющей ребенка-инвалида в возрасте 5 лет, в апреле 2005 г. предоставляются согласно ее заявлению четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Должностной оклад этой работницы согласно штатному расписанию составляет 7000 руб. в месяц. В течение предыдущих 12 месяцев, отработанных работницей полностью, дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом не предоставлялись. Как отразить в учете расчеты с работницей за апрель 2005 г.?

Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (рабочих, календарных) в периоде, подлежащем оплате (п. 8 Положения).

В рассматриваемом случае 12 месяцев (с апреля 2004 г. по март 2005 г.), предшествующих месяцу, в котором предоставляются дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, отработаны работницей полностью, размер установленной ежемесячной заработной платы составляет 7000 руб. Таким образом, сумма заработной платы за указанный расчетный период составляет 84 000 руб. (7000 руб. х 12 мес.), а средний дневной заработок - 336 руб. (84 000 руб. : 250 дн., где 250 дн. - количество рабочих дней в расчетном периоде по календарю 5-дневной рабочей недели). Соответственно оплата за 4 дополнительных выходных дня производится в размере 1344 руб.

Оплата дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, произведенная работнице в соответствии с Трудовым кодексом РФ за счет средств Фонда социального страхования РФ, не облагается налогом на доходы физических лиц (п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ), единым социальным налогом (подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ), а также страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") и страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765).

Что касается заработной платы за апрель, то в соответствии со ст. 93 ТК РФ при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Следовательно, сумма заработной платы за апрель в рассматриваемой ситуации составит: 7000 руб. : 21 дн. х 17 дн. = 5666,67 руб., где 21 дн. - количество рабочих дней в апреле по календарю пятидневной рабочей недели, а 17 дн. - количество фактически отработанных работницей дней в апреле.

Заработная плата, начисленная работнице, облагается ЕСН, НДФЛ, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, а также взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке.

Бухгалтер предприятия сделает следующие проводки:

Дебет 20, 26 Кредит 70 -

5666,67 руб. - начислена заработная плата за апрель;

Дебет 20, 26 Кредит 69-01 -

226,67 руб. (5666,67 руб. х 4%) - начислены взносы в ФСС;

Дебет 20, 26 Кредит 69-04 -

11,33 руб. (5666,67 руб. х 0,2%) - начислены взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве;

Дебет 20, 26 Кредит 69-00 -

1586,67 руб. (5666,67 руб. х 28%) - начислен (единый социальный налог (ЕСН) в части, зачисляемой в федеральный бюджет;

Дебет 69-00 Кредит 69-05 -

623,33 руб. (5666,67 руб. х 11%) - начислены страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии, при условии, что работница 1979 года рождения;

Дебет 69-0 Кредит 69 -

170,00 руб. (5666,67 руб. х 3%) - начислены страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии;

Дебет 20, 26 Кредит 69-03-01 -

11,33 руб. (5666,67 руб. х 0,2%) - начислен ЕСН в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Дебет 20, 26 Кредит 69-03-02 -

192,67 руб. (5666,67 руб. х 3,4%) - начислен ЕСН в части, зачисляемой в территориальный фонд обязательного медицинского страхования; W.W.W...I.n.e.t.L.i.b:Ru. -

Дебет 69-01 Кредит 70 -

1344 руб. - начислена оплата за 4 дополнительных выходныхдня в апреле;

Дебет 70 Кредит 68 -

удержан налог на доходы физических лиц с заработной платы - 736,67 руб. (5666,67 руб. х

Дебет 70 Кредит 50 -

6274,00 руб. - выплачена заработная плата за апрель и оплата за дополнительные выходные

Работник принят на работу в ООО "Монолит" 14 февраля 2005 г. До этого он в течение пяти лет проработал в другом предприятии. А общий непрерывный трудовой стаж этого работника составляет шесть лет.

В мае 2005 г. работник заболел, ему выдали больничный с 16 по 20 мая включительно (на пять рабочих дней).

Ежемесячный оклад работника составляет 6000 руб. В положении о премировании в ООО "Монолит" установлено, что премия в размере 50% от суммы оклада выплачивается работникам вместе с зарплатой текущего месяца.

В данном случае работник в течение последних 12 месяцев проработал более 3 месяцев. Ведь весь период работы на предыдущем предприятии (согласно записям в трудовой книжке) принимается за фактически отработанный. Однако при расчете суммы самого пособия берется время и начисленная за него зарплата только в ООО "Монолит": с февраля по апрель 2005 г. включительно.

Так как премии выплачивают вместе с зарплатой текущего месяца, то они учитываются при расчете среднего заработка по фактически начисленным суммам. При этом то, что расчетный период отработан не полностью, значения не имеет.

Рассчитываем среднедневную заработную плату работника: 428,99 руб. ((15157,89 руб. + 7578,95 руб.) : 53 дн.)

С учетом непрерывного трудового стажа (6 лет) величина среднедневной зарплаты работника составит: 428,99 руб. х 80% = 343,19 руб.

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.

К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:

69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;

69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

На субсчете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.

На субсчете 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.

На субсчете 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.

При наличии у организации расчетов по другим видам социаль--ного страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета.

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:

счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, -в части отчислений, производимых за счет организации;

счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - в части отчислений, производимых за счет работников организации.

Кроме того, по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.

По дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.

По кредиту этого счета показывается задолженность организации перед органами социального страхования и обеспечения граждан.

Эта задолженность формируется за счет средств предприятия. При этом дебетуются счета, на которых отражено начисление оплаты труда, или счет 99 «Прибыли и убытки» (в части пеней и штрафов).

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» обычно имеет кредитовое сальдо, которое означает задолженность организации, а может иметь и дебетовое сальдо, воз

никающее в случае образования задолженности органов социального страхования и обеспечения перед предприятием. Дебетовое сальдо обычно появляется по расчетам по социальному страхованию, когда сумма взносов, причитающихся с предприятия, оказывается меньше сумм, выплачиваемых работникам за счет платежей на социальное страхование (пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и т.п.)

Аналитический учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» ведется в разрезе каждого вида расчетов.

В пояснениях к этому счету отмечено, что при наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения могут открываться дополнительные субсчета. Примером такого случая может быть субсчет по расчетам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Еще по теме Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»:

  1. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
  2. 8.5. Учёт расчётов по социальному страхованию и обеспечению (счёт 69)
  3. Учет расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по прочим операциям и социальному страхованию
  4. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ И СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
  6. Социальные перспективы, социальные цели, социальные возможности, социальные риски и государство как ресурс их обеспечения, мобилизации или предотвращения (минимизации)

Для контроля за начислением и уплатой взносов на социальное страхование и обеспечение утвержден счет 69 в бухгалтерском учете предприятий. Его регистры заполняются на основании данных банковских выписок, ведомостей расчета заработной платы согласно трудовым контрактам и договорам подряда. Накопленная на сч. 69 информация переносится в отчетность для ИФНС и Фонда социального страхования, является базой для составления справок по запросам сотрудников, Пенсионного фонда.

Характеристика счета 69

Особенность регистра в том, что основной поток кредитовых оборотов формируется расчетным путем, исходя из образованного за месяц фонда оплаты физическим лицам за выполнение трудовых обязанностей. Исключением является получение денег от Фонд социального страхования в случае превышения расходов (больничные листы, пособия) над начислением. По дебету счет 69 фиксирует проводки только на основании подтверждающих документов:

  • Банковские выписки;
  • Квитанции Сбербанка – оплата наличными;
  • Больничные листы;
  • Письма, копии платежных поручений контрагентов – при уплате взносов третьими лицами.

Внимание! Взносы на заработную плату работников, принимающих участие в создании и модернизации основных средств , учитываются на 08 «Вложения во внеоборотные активы» и 07 «Оборудование к установке». Примеры: строительство зданий, восстановление и доведение до установки оборудования, замена и усовершенствование компьютеров.

Аналитический учет по счету 69

Детализация информации по взаимоотношениям с внебюджетными фондами разбивается на:

  • Взносы, начисленные и уплаченные предприятием, по актам проверки контролирующих учреждений;
  • Пени и штрафы, рассчитанные и уплаченные компанией самостоятельно или выставленные инспекторами учреждений социального страхования и обеспечения.

Такой конкретизацией сведений ограничиваются расчеты по Пенсионному и Медицинскому страхованиям (регистры 2 и 3 субсчета 69).

По Фонду социального страхования добавляются данные о произведенных выплатах по больничным листам и пособиям:

  • Болезни и «детские» пособия счет 69. 1 учитывает по графе «Расходы средств ФСС по заболеваниям, материнству и родам»;
  • Компенсации по профессиональным заболеваниям, несчастным случаям на работе, произошедшим по вине компании-работодателя отражает параграф «Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (счет 69. 11).

Государственная дотация перечисляется Фондом в банковское учреждение после проведения проверки представленного пакета документации согласно принятому реестру:

  • Больничные листы;
  • Заявления сотрудников;
  • Приказы;
  • Расчет пособий, отнесенный на счет 69 в бухгалтерском учете.

Внимание! Первые три дня, указанные в больничном листе, оплачивает работодатель. Исключение – производственная травма.

Вывод. Синтетический учет счета 69 необходимо вести в развернутом виде для аудита начислений от фонда заработной платы и задолженности по взносам. Детальную информацию о происхождении сумм, сосредоточенных по дебету и кредиту, показывает анализ счета 69.

2.3. Характеристика счёта 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению».

Счёт 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчётах по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала организации, а также в фонд занятости. Счёт активно- пассивный. По классификации относится к хозяйственным средствам.

Порядок производства отчислений на социальное страхование и обеспечение регулируется соответствующими законодательными и другими нормативными актами.

К счёту 69 могут быть открыты субсчета:

69-1 "Расчеты по социальному страхованию";

69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";

69-3 "Расчеты по медицинскому страхованию";

69-4 "Расчеты по фонду занятости".

На субсчёте 69-1 «Расчёты по социальному страхованию» учитываются расчёты по отчислениям на государственное социальное страхование персонала предприятия.

На субсчёте 69-2 «Расчёты по пенсионному обеспечению» учитываются расчёты по отчислениям на пенсионное обеспечение персонала предприятия.

На субсчёте 69-3 «Расчёты по медицинскому страхованию» учитываются расчёты по отчислениям на медицинское страхование персонала предприятия.

На субсчёте 69-4 «Расчёты по фонду занятости» учитываются расчёты по отчислениям в фонд занятости.

Счёт 69 кредитуется на суммы отчислений на социальное страхование и обеспечение работников, а также медицинское страхование, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со счетами, на которых отражено начисление заработной платы, то есть Дт сч. 20,26- Кт сч.69.

По кредиту счета 69 отражаются также сум­мы штрафных санкций за несвоевременный взнос страховых сумм, неправильное начисление сумм платежей и другие нарушения, выявленные при проверках расчетов с соответствующими фондами, в корреспонденции с дебетом счета 81.

По кредиту счета 69, субсчет 2 отражаются суммы удержаний из оплаты труда (1 %) в Пен­сионный фонд в корреспонденции с дебетом сче­та 70.

По дебету счета 69 отражаются суммы перечисления задолженности в фонды социального назначения в корреспонденции с кредитом сче­тов по учету денежных средств или кредитов банка (при перечислении задолженности за счет кредита банка), а также использование средств фонда социального страхования непосредственно в хозяйстве в корреспонденции с кредитом различ­ных счетов в зависимости от характера произве­денных расходов.

При начислении сумм по больничным листам делается запись:

Дебет 69, субсчет 1 Кредит 70

При выплате бо­льничных делается запись:

Дебет 70 Кредит 50 "Касса".

По нескольким вариантам возможно отраже­ние операций по поступлению и использованию путевок за счет Фонда социального страхования.

1 вариант - приобретение (покупка) путевок в учреждениях Фонда:

оплачен счет за путевку:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит 51; получена путевка в организации:

Дебет 56 «Денежные документы», Кредит 76; списана путевка, выданная бесплатно:

Дебет 69 Кредит 56.

При частичной оплате путевки сотрудником первые две записи будут совпадать, а далее запи­си примут следующий вид:

начислена частичная оплата за путевку:

Дебет 73 Кредит 56;

внесена в кассу частичная оплата:

Дебет 50 Кредит 73;

остальная сумма путевки списана за счет ФСС:

Дебет 69 Кредит 56.

Рассмотренный вариант применяется в том случае, когда организация самостоятельно приоб­ретает путевки в территориальных отделениях Фонда социального страхования. Такой порядок предусмотрен инструкцией о приобретении путе­вок для организаций с числом свыше 300 застра­хованных работников. Путевки же для организа­ций с числом до 300 застрахованных организации непосредственно получают в органах ФСС в счет начисленных страховых платежей. В этом случае записи на счетах примут следующий вид:

II вариант - непосредственное получение пу­тевок в органах ФСС:

оприходована путевка от органов ФСС:

Дебет 56 Кредит 69;

начислена сумма частичной оплаты за путев­ку:

Дебет 73 Кредит 56;

внесена в кассу частичная оплата за путевку:

Дебет 50 Кредит 73;

списана стоимость путевки, выданная за счет Фонда:

Дебет 69 Кредит 56;

погашена задолженность ФСС за частичную оплату путевки:

Дебет 69 Кредит 51.

Разница между этими двумя вариантами сво­дится к различному порядку списания путевок по счету 69: в первом случае они списываются с по­следующим отражением источника по счету 69 (при большом количестве путевок этих сумм за счет собственных начислений по счету 69 может не быть в достаточном размере, поэтому в после­дующем они могут возмещаться ФСС: ДТ сч. 51, Кт сч. 69); во втором случае они сразу приходу­ются в счет производимых отчислений в ФСС.

/// вариант - получение путевок от ФСС в по­дотчет.

Если путевки получены от исполнительного органа Фонда в подотчет, они учитываются на за­балансовом счете 006 "Бланки строгой отчетно­сти". При их выдаче (продаже) они списываются со счета 006 и отражаются в балансовом учете как при втором варианте через счет 56, если пу­тевка будет выдаваться бесплатно за счет ФСС; либо (при продаже) через счет 50; в том и другом случае в корреспонденции со сче­том 69.

Неиспользованные суммы перечисляются в централизованный фонд:

Дебет 69, субсчет 1 Кредит 51.

Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением уста­новленных правил или не подтвержденные доку­ментами, к зачету за счет средств ФСС не прини­маются и подлежат возмещению в установленном порядке.

За несвоевременную уплату взносов в ФСС РФ, ПФ РФ, фонды ОМС и ГФЗН РФ начисляются пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент возникновения недоимки.

В 1999 году органы ФСС РФ и ГФЗН РФ обязаны списывать (амнистировать) пени организаций, осуществляющих текущие платежи в полном объеме и погасивших просроченную задолженность, сложившуюся на 1 января 1999. В случае частичного погашения недоимки списание пеней производят пропорционально сумме погашенной задолженности. Задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий по пеням и штрафам перед ФСС РФ по состоянию на 1 апреля 1999 списывается в полном объеме.

Согласно письму Фонда ОМС от 10.01.97, если страхователь за один и тот же период времени произвел отчисления на выплаты, которые не должны начисляться, но не начислил куда положено, то взаимозачет не прощается, и взыскивается пеня 1% за каждый день просрочки.

Выводы и предложения.

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению ведется на счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Постоянно меняющееся законодательство обязывает бухгалтеров следить за происходящими изменениями. Многие вопросы, связанные с данной темой остаются открытыми и требуют своего решения в последующих нормативных актах.

Необходимо отметить, что на данном этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, в случае, описанном в статье Земляченко С. В., когда взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует произ­водить за счет средств, выделенных другим государственным социаль­ным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму пре­мии страховому активу, выплачива­емую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена. И это не единичный случай. Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов во внебюджетные фонды – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ. По мнению бухгалтеров-практиков данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации внебюджетным фондам надо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны внебюджетных фондов. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.

К сожалению, на данный момент нет готовых программных продуктов для осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия, БЕСТ и др.) необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном виде она подходит только на 10-15%. Недостатком данных программ является и то, что в них нет расчетных ведомостей фондов.

Обобщая все выше изложенное необходимо сказать, что учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению является неотъемлемой частью бухгалтерского учета в любой организации. Существует множество проблем, которые надо поэтапно решать как на уровне предприятий, так и на законодательном уровне.


Список использованной литературы.

1. Федеральный закон Россий­ской Федерации от 04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Россий­ской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год". Система Консультант Плюс.

2. Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденная постановлением Фонда социального страхования РФ, Министерства финансов РФ, Государственной налоговой службы России от 02.10.96 № 162/2/87/07-1-07. Врублевский Н. Д., Рендухов И. М., Учет расчетов по оплате труда: Практическое руководство. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1999. – 128с.

3. Камышанов П. И. Практическое пособие по бухучету. 2-ое издание переработанное и дополненное. – М.: ТОО «Техлит», 1997. – 544с.

4. Козлов Е. П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н., Бухгалтерский учет в организациях. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 720с.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 560с.

6. Гончаров Д. В., Макалкин И. А., Новое в уплате страховых взносов во внебюджетные фонды.// Главбух. – 1999. - №12. – С. 56-60.

7. Земляченко С.В., Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.// Бухгалтерский учет. 1999. – №6. – С. 51-62.

8. Расчетная ведомость по страховым взносам в фонды обязательного медицинского страхования. // Главбух. 2000. - №6. С. 79-84.

9. Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (форма №4 – ФСС РФ). // Главбух. 2000. - №5. – С.88-94.

10. Соловьев А.К., Изменение тарифной политики Пенсионного фонда РФ. // Бухгалтерский учет. – 1998. - №9. – С.14-19.

11. Соловьев И. Н., Ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. // Главбух. 2000. - №4. С.68-72.

12. Сотникова Л.В., Расходы на страхование: включение в себестоимость продукции и в себестоимость имущества. // Бухгалтерский учет. 1999. – №2, №3. – С. 12-20, С.23-32.

13. Сухов М.В., Комментарий к Перечню выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонд занятости.// Главбух. 1999. - №22. – С.78-81.

14. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 №741, от 19.02.1996 №166, от 15.04.1996 №462, от 23.12.1996 №1529, от 22.11.1997 №1471, от 23.12.1999 №1431).

С тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то степени, началом государственного социального страхования в России. Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых...

... ”. Произошедшее в результате экономических реформ резкое сокращение государственных расходов на нужды социальной защиты населения, к сожалению, не сопровождалось разработкой и внедрением новых ее форм, которые соответствовали бы характеру перемен. Реформы, идущие в области социального страхования, характеризуются бессистемностью и крайней неэффективностью использования средств, выделяемых в...

Для управления предприятием необходима не только обобщенная информация, но и детальные сведения о состоянии и движении средств и источников их образования. Поэтому в бухгалтерском учете используется классификация счетов по степени обобщения информации. Такая классификация выделяет три группы счетов:

Счета синтетические (обобщающие),

Счета аналитические (детализирующие),

Субсчета (промежуточные между синтетическими и аналитическими).

Синтетические счета дают обобщающие показатели в денежном выражении о хозяйственных средствах и их источниках и о совершаемых операциях.

Аналитические счета используются для подробной количественно-суммовой характеристики хозяйственных средств и их источников.

В аналитических счетах анализируются и конкретизируются данные синтетических счетов. На аналитических счетах отражают данные не только в денежном, но и в натуральном, трудовом или условно-натуральном измерении. Аналитические счета открываются только к определенному синтетическому счету, поэтому они по своей структуре должны соответствовать тому синтетическому счету, к которому они открыты.

Учет начисленных взносов и зачтенных расходов осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет предназначен для обобщения информации об отчислениях на государственное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование персонала и в Фонд занятости населения РФ.

Аналитический учет по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" ведется в разрезе каждого вида расчетов.

В пояснениях к этому счету сказано, что при наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения могут открываться дополнительные субсчета. Примером такого случая может быть субсчет по расчетам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Счет 69 предназначен для учета расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды.

К счету 69 вам необходимо открыть субсчета:

69-1 «Расчеты по социальному страхованию» – для учета расчетов по страховым взносам, перечисляемым в Фонд социального страхования, и взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» – для учета расчетов по взносам на пенсионное страхование, перечисляемым в Пенсионный фонд;

69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» – для учета расчетов по страховым взносам, перечисляемым в Федеральный (до 2012 г.) и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

К этим субсчетам откройте субсчета второго порядка.

Для учета расчетов с Фондом социального страхования по страховым взносам и взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний субсчет 69-1 разбейте на субсчета:

69-1-1 «Расчеты с Фондом социального страхования по страховым взносам»;

69-1-2 «Расчеты с Фондом социального страхования по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

До 2014 года для учета взносов в Пенсионный фонд по страховой и накопительной частям трудовой пенсии требовалось разбивать субсчет 69-2 на субсчета:

69-2-1 «Расчеты по страховой части трудовой пенсии»;

69-2-2 «Расчеты по накопительной части трудовой пенсии».

С 1 января 2014 года обязанность по определению и учету страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии перешла к Пенсионному фонду (Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. № 351-ФЗ). Поэтому больше не нужно открывать и вести дополнительные субсчета к субсчету 69-2.

Аналогичная ситуация складывается и с учетом взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Так до 2012 года субсчет 69-3 требовалось разбивать на субсчета:

69-3-1 «Расчеты с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования»;

69-3-2 «Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования».

С 1 января 2012 года у страхователей (фирм и предпринимателей) осталась обязанность уплачивать страховые взносы только в ФФОМС. Платить взносы в ТФОМС больше не нужно – тариф по ним не устанавливается (ст. 12 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ). Значит, не требуется открывать и вести дополнительные субсчета к субсчету 69-3.

Суммы начисленных страховых взносов отражайте по дебету тех же счетов бухгалтерского учета, на которых отражается начисление заработной платы работникам вашей организации.

После начисления заработной платы сразу же отразите начисление страховых взносов по кредиту субсчетов счета 69:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44, ...) КРЕДИТ 69-1-1

– начислены страховые взносы с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в Фонд социального страхования;

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44, ...) КРЕДИТ 69-3-1

– начислены страховые взносы с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44, ...) КРЕДИТ 69-2 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ»

– начислены страховые взносы с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в Пенсионный фонд.

С 1 июля 2013 года страхователи–«спецрежимники» (УСН, ЕНВД и ЕСХН) должны вести учет расчетов с ФСС РФ по правилам бухучета, а именно отражать:

суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

величину расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения;

суммы подлежащих уплате в ФСС (полученных от ФСС) средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, тем, кто совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, больше не нужно вести раздельный учет расходов по суммам страховых взносов (приказ Минтруда России от 13 июня 2013 г. № 256н).

Для большинства фирм общая сумма страховых взносов составляет 30%. Для каждого внебюджетного фонда предусмотрены следующие тарифы:

Некоторые страхователи должны перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу. Тариф дополнительных страховых взносов установлен частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ: для выплат в пользу лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяется доптариф в размере 9%; на работах, перечисленных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», - в размере 6%.

Размеры дополнительных тарифов до 1 января 2014 года определяли по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Ее результаты действуют до 31 декабря 2018 года (п. 4 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

С 1 января 2014 г. организация обязана начислять страховые взносы по дополнительным тарифам уже на основании части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ по результатам специальной оценки условий труда, а также и на основании аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 31 декабря 2013 года, согласно которой условия труда признаны вредными и (или) опасными (письмо Минтруда России от 13 марта2014 г. № 17-3/В-113).Поэтому в течение пяти лет со дня завершения аттестации специальную оценку условий труда для аттестованных рабочих мест можно не производить. Но если охватить спецоценкой все рабочие места, в том числе и прошедшие аттестацию, то размер дополнительных пенсионных взносов может быть скорректирован.

По результатам специальной оценки условий труда устанавливают следующие тарифы:

Весь дополнительный тариф необходимо перечислять на финансирование страховой части трудовой пенсии. Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу не установлена (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Его придется платить независимо от того, сколько вы выплатили нарастающим итогом работнику – досрочному пенсионеру с начала расчетного периода.

В 2014 году предельная величина базы для начисления страховых взносов на каждого работника составляет 624 000 рублей в год. В 2015 году предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР установлена в размере 711 000 рублей. Отдельно на 2015 год установлена предельная база для начисления страховых взносов в ФСС – 670 000 рублей. Страховые взносы в ФОМС нужно уплачивать со всей суммы заработной платы (постановление Правительства России от 4 декабря 2014 г. № 1316).

В 2016 году предельная база для начисления страховых взносов в ПФР составляет 796 000 рублей, в ФСС – 718 000 рублей (постановление Правительства России от 26 ноября 2015 г. № 1265).

Как только доход работника в календарном году превысит предельную величину, то с суммы превышения взносы платить нужно по пониженным ставкам только в Пенсионный фонд. Это правило качается компаний, которые не относятся к "льготникам". Если же фирма имеет льготу по уплате взносов, то с сумм превышения предельной базы, взносы не уплачивают.

Заключение

Изучение системы страховых взносов в условиях формирования рыночной экономики является одной из наиболее важных проблем, которая оказывает влияние на развитие отношений между предприятиями, организациями и государством.

Процесс формирования фондов социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования фондов социального страхования опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население.

В целях совершенствования действующей пенсионной системы с 1 января 2010 г. предусмотрен переход от налогового принципа к страховому принципу формирования пенсионной системы. Этот же принцип предусмотрен для формирования фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Эти изменения предусмотрены проектом Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования».

Для бухгалтерского учета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, как и ранее для единого социального налога, следует применять счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

К данному счету для учета указанных выше страховых взносов могут быть открыты следующие субсчета:

69–1 «Расчеты по страховым взносам, зачисляемым в ФСС РФ»;

69–2 «Расчеты по страховым взносам, зачисляемым в ПФР»;

69–3 «Расчеты по страховым взносам зачисляемым в ФФОМС»;

69–4 «Расчеты по страховым взносам, зачисляемым в ТФОМС»

Начисление страховых взносов отражается по кредиту счета 69 «Расчеты по социально­му страхованию и обеспечению» (соответствующие субсчета) в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу).

При этом суммы начисленных страховых взносов относятся в дебет тех счетов, на которые была отнесена начисленная оплата труда работников

Перечисление страховых взносов отражается по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».