Какие изменения по ндс в году. Какие льготы по НДС могут быть предоставлены в наступившем году

Кто еще не слышал, здесь уже вступили в силу изменения

Наш многострадальный брат-бухгалтер за период своей профессиональной деятельности уже успел столкнуться с не одним десятком изменений, которые перманентно корректировали его работу в течение всего этого времени. Как известно, 2018 год не стал исключением в области изменений в законодательстве, в частности любимой нами главы II Налогового Кодекса Российской Федерации. Помимо всего прочего, НДС (всеми любимый и обожаемый) также вынуждает нас перестраиваться, рассчитывать и учитывать его по-новому. Сегодня мы затронем тему раздельного учета налога на добавленную стоимость, затронем так называемое «правило 5%», а также выскажем несколько предположений, касаемо увеличения ставки налога в ближайшие годы. Давайте начнем.

Потребность в раздельном учете берется от варьируемой ставки НДС

Для тех, кто только начинает знакомиться с общим режимом налогообложения или же только-только приступает к работе бухгалтером, хотим сообщить, что традиционная ставка налога, равная 18% вовсе может таковой и не являться, если речь идет, скажем, об экспортных операциях между Россией и странами ЕАЭС (там НДС составляет 0%). Более того, на определенные группы товаров распространяется пониженная ставка. К примеру, к реализации детских и медицинских товаров применяет 10% от стоимости продукции.

В кругу налоговых экспертов ходят разговоры о том, что в скором времени ставки будут пересмотрены в пользу их увеличения. Вполне возможно, что текущие 18%, применяемые для подавляющего большинства товаров и услуг, составят в дальнейшем минимум 22%, но пока это не больше, чем просто разговоры. В любом случае, мы пока можем ориентироваться на то, к чему успели привыкнуть. Смотрите таблицу ниже:

Как мы видим, наиболее выгодной и, возможно, удобной с точки зрения применения является ставка, равная 0%, что регламентируется пунктом 1 статьи 164 НК РФ. В прошлом году мы подробно описали методологию применения этой ставки в соответствующей статье. Здесь стоит отметить, что на практике все оказалось не так просто, ибо соблазн обмануть государство появляется у многих компаний. Собственно, поэтому добросовестным организациям приходится очень настойчиво доказывать сотрудникам ФНС свое право на данную льготу. Наши клиенты по услуге « » рекомендуют об этом и сделать собственные выводы.

Важно отметить, что для раздельного учета НДС необходимо сделать соответствующие записи в учетной политике организации. Сейчас, то есть в январе 2018 года, как раз самое время этим заняться. Подробная методология раздельного учета наглядно показана в таблице ниже:


На данном примере отчетливо видно, какие именно счета необходимо учитывать, в частности, речь идет о субсчетах счета 90 «Продажи товаров внутри РФ», «Продажи экспортных товаров». Также задействуются субсчета 2-ого порядка счета 62 «Покупатели и заказчики, приобретающие работы, услуги, облагаемые по ставке 0%», а также «Покупатели и заказчики, приобретающие товары (работы и услуги), облагаемые по ставке 18%». В этом во всем очень важно не запутаться, тем более, если специалист сталкивается с раздельным учетом впервые. Однако здесь можно тешить себя мыслью о том, что данная практика – это новый опыт, который в дальнейшем обязательно пригодится.

Правило 5% и как оно будет применяться в 2018 году

Согласно авторитетным источника из числа «бухгалтерских» изданий, методология раздельного учета НДС претерпела изменения именно в области так называемого «правила 5%». Что это означает? Если говорить простым языком, то получается, что отныне необходимо принимать в расчет все ставки НДС, которые были ниже 5%. Того же самого нельзя сказать о предыдущем годе, когда Законодатель давал возможность налогоплательщикам «опускать» те же самые ставки 0%. Нынешнее положение дел на схеме выглядит следующим образом:


Исходя из этих сведений, получается, что доля расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых освобождена от уплаты НДС равна расходам на приобретение этих товаров и услуг за квартал, деленная на совокупные расходы всего квартала и умноженная на 100%. Итоговое значение и будет конечным результатом данного учета.

Мнение нашего коллеги

Все наши клиенты по услуге « » – это очень интересные и самостоятельные в своих взглядах люди. Собственно поэтому, нам не только важно, но и очень любопытно знать, как они относятся к поднимаемым нами темам. В этот раз мы поговорили с главным бухгалтером одной из производственных компаний нашего города:

– Надежда Ивановна, благодарю Вас, что согласились на беседу. Нам очень важно знать, как лично Вы сами относитесь к текущим изменениям в НК РФ, вступившим в силу с 1 января 2018 года, в частности, очень хочется знать о раздельном учете НДС? Насколько я понимаю, ваша организация экспортирует товары за рубеж…

«Да, все верно, мы занимаемся экспортными операциями и, слава Богу, вполне успешно. С раздельным учетом мы сталкиваемся уже несколько лет и, надо отметить, текущие регламенты по ставкам НДС, если речь идет о торговле со странами Таможенного Союза, продуманы достаточно хорошо, чего нельзя сказать о чиновниках и уровне их компетенции. Наиболее очевидными их «промахи» становятся тогда, когда к нам приходят с проверкой и начинают анализировать данные бухгалтерского учета. Очень любят они уточнять, на каком основании мы применили пониженную ставку с учетом того, что все подтверждающие документы мы в ИФНС давно предоставили. Не знаю, чем они там у себя руководствуются. На «дурака» что ли взять хотят или просто глупые. Действительно не знаю. А если в целом давать оценку изменениям в НК РФ, то это уже становится традицией – жить в стране, где законы меняются и редактируются каждые полгода».

– Наверное, хочется немного стабильности и уверенности в завтрашнем дне?

«Не столько стабильности и уверенности, сколько просто хочется привыкнуть к чему-то одному. Ладно, у меня достаточно богатый опыт работы с финансами, но сейчас на рынок труда выходит множество специалистов, которые не знают даже элементарные проводки. Как, скажите, им быть? Понятное дело, что нельзя всецело грешить на отечественное ВУЗовское образование, во многом виноваты сами студенты. Ничего не хотят изучать, своей профессией не интересуются. Если не получается повлиять на качество высшего образования, то пускай тогда не будут меняться законы, вноситься бесконечные поправки».

– А Вы слышали что-то о повышении основной ставки НДС до 22%?

«Я слышала что-то. Если не ошибаюсь, об этом говорили депутаты не то «ЛДПР», не то «Справедливой России». Говорили тогда, что по мировым меркам наша ставка налога на добавленную стоимость крайне низка. Мотивировали необходимость изменений в этой сфере только по той причине, что наше государство спасет исключительно повышение налогов».

– Раз уж Вы сказали по поводу государства… Как Вы считаете, что нас ждет в ближайшие лет 5?

«Это смотря с какой стороны смотреть и в рамках какой сферы рассматривать. Что касается непосредственно нашей бухгалтерской работы, я считаю, что ничего принципиально хорошего нас не ждет. Если действительно будет введен 100% электронный документооборот, то практически все, кто сейчас «сидит на первичке» потеряют свои рабочие места. А если говорить в общем и целом, то мы не сможем вечно находиться под гнетом санкций. Стране придется отступить или же довести слабо защищенные слои населения до отчаяния. Возьмите хотя бы сейчас текущие пенсии. Разве здесь есть чем гордиться»?

– С Вами сложно не согласиться.

Приблизительно на этом наш диалог закончился. Интересно все-таки получается: начинаем говорить о налогах и заканчиваем в целом государственной политикой. Насколько бы эти вещи не казались разными и не связанными друг с другом, это не совсем так. Важно понимать одну простую истину – государству нужны не только налоговые отчисления, но и штрафы за допущенные налогоплательщиками ошибки. Экономическое состояние нашей страны находится далеко не в самом лучшем положении. Страны Запада всеми силами пытаются изолировать Россию от внешнего мира и, к сожалению, наше правительство на это соглашается. Охотно или нет – это уже другой вопрос. Во всяком случае, Надежда Ивановна, на наш взгляд, права – бесконечно так продолжаться не может. Что-то, но обязательно изменится и, возможно, не в самую лучшую для нас сторону.

Что остается делать нам, дорогие читатели? Пожалуй, ничего, кроме как работать, заниматься своей жизнью, строить планы и целенаправленно идти к своим целям. Здесь еще хочется пожелать не вникать лишний раз в популистские высказывания политиков. Считайте, что они просто выполняют свою работу. А лично вам есть до этого какое-то дело?

Благодарим за внимание и до скорого, друзья!

Под конец года отечественные законодатели традиционного постарались и подготовили ряд изменений по НДС с 2018 года. Кого они затронут и в каких ситуациях, об этом – в нашем обзоре всех новшеств по НДС в налоговом законодательстве. Разбираем пакет поправок.

В первую очередь, свежие новости про изменения в НДС в 2018 году принёс Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее – Закон № 335-ФЗ). Согласно ему, с 01 января приобретатели ряда товаров должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС.

Касаются эти изменения в НДС лома металлов с 2018 года. А также (новый п. 8 ст. 161 НК РФ):

Отходов чермета и цветмета;
сырых шкур животных;
алюминия вторичного и его сплавов.

Реализация в России этих видов товаров теперь больше не освобождена от налога на добавленную стоимость. То есть покупатель как налоговый агент исчисляет НДС. Исключение сделано только для обычных физлиц, у которых нет статуса ИП.

Напомним, что налоговые агенты должны рассчитать и перечислить в казну соответствующую сумму НДС независимо от того, лежат ли на них обязанности плательщика данного налога.

Налоговые агенты на общей системе (ОСН) вместе с исчислением налога могут заявить соответствующий вычет. То есть фактически не перечислять деньги в казну.

Ещё новое в НДС с 2018 года заключается в том, что поправки не признают налоговыми агентами следующих посредников (п. 10 ст. 174.2 НК РФ в редакции Закона № 335-ФЗ):

1. Субъектов общероссийской платежной системы.
2. Операторов связи, которые указаны в Законе № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Также изменения в НДС с 1 января 2018 года затронули получателей субсидий и инвестиций из казны. С этой даты у плательщиков нет права брать к вычету входной НДС по товарам, работам или услугам, приобретенным за счет указанных госсредств (новый п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Права на вычет НДС нет и в том случае, когда если субсидия идёт в уставный капитал предприятия.

В связи с этой поправкой более детально прописан механизм восстановления налога, когда субсидия оплачивает стоимость покупки, но частично.

Операции по реализации товаров, вывезенных в рамках реэкспорта, коснулось в 2018 году изменение ставки НДС на нулевую (Федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ, далее – Закон № 350-ФЗ).

При этом обязательное условие НДС 0% – если ранее товары (в т. ч. продукты переработки, отходы, остатки) проходили следующие таможенные процедуры (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ):

Переработку на таможенной территории;
свободную таможенную зону;
свободный склад.

По закону, чтобы подтвердить нулевой НДС при реэкспорте нужно подать в ИФНС, помимо прочего, следующие документы:

Оригинал или копию внешнеторгового контракта;
оригинал или копию таможенных деклараций;
копии транспортных и товаросопроводительных справок.

Также новый порядок уплаты НДС в 2018 году распространён на некоторых участников экспортных сделок. Так, до недавнего времени плательщики, которые предоставляли ж/д подвижной состав и контейнеры для перевозки товаров на экспорт, могли применять НДС 0% только, если они у них в собственности либо арендованы.

С 2018 года данное ограничение больше не действует. То есть, стало больше лиц, которые могут заявить нулевой НДС по этому основанию.

Стал возможен отказ от нулевой ставки НДС при экспорте и смежным с ним услугам – это очередное новое в уплате НДС в 2018 году благодаря Закону № 350-ФЗ (новая редакция ст. 164 НК РФ).

Данные изменения дают экспортерам право отказаться от ставки НДС 0%:

Непосредственно при экспорте товаров;
их перевозке.

Для этого надо подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Срок – до 1-го числа квартала, с которого фирма хочет отчислять НДС по ставке 10 или 18%. Причём нельзя:

Применять разные ставки к товару, даже когда его приобретают разные лица;
выборочно отказываться от нулевого НДС по конкретным сделкам.

Кроме того, при отказе от нулевого НДС вернуться к нему можно лишь через 1 год.

Общий смысл этих поправок по НДС в 2018 году в следующем:

Экспортный нулевой НДС применять непросто, так как нужно доказывать право на такую ставку, иначе – налог придется отчислять в размере 18% за всю цепочку контрагентов;
можно принимать НДС к вычету по счетам-фактурам с НДС 18, а не 0%.

При экспорте товаров почтой нулевую ставку НДС новый закон с 2018 года разрешает подтверждать платёжками (оригиналы или копии) и декларацией по форме CN 23.

Помимо платёжек, можно выбирать, что представить из 2-х вариантов (новый подп. 7 п. 1 ст. 165 НК РФ):

Оригинал или копию декларации CN 23 (с отметками российских таможен);
оригинал или копию таможенной декларации (с отметками российских таможен) и оригинал или копию декларации CN 23.

Суть в том, что на 2017 год отдельный список подтверждающих документов для международных почтовых посылок в НК РФ не был чётко прописан.

Положительные изменения по НДС в 2018 году для юридических лиц в том, что при отправке за границу почтовых посылок внешнеторговый контракт для подтверждения НДС 0% не нужен (изменения внёс Закон № 350-ФЗ).

Напомним, что обосновать экспортный НДС нужно за 180 календарных дней после начала этой таможенной процедуры. Документы подают вместе с декларацией по этому налогу.

В части НДС новое в законодательстве в 2018 году затрагивает фирмы, у которых есть облагаемые и не облагаемые этим налогом операции. Изменения внесены Законом № 335-ФЗ.

Так, уточнён п. 4 ст. 170 НК РФ, который говорит о «правиле пяти процентов». В частности:

Его соблюдение позволяет брать входной НДС к вычету целиком, при этом с 01.01.2018 не вести при этом раздельный учет нельзя;
данное правило не применимо, когда товар задействован только в необлагаемых НДС операциях.

С 01.01.2018 уточнён п. 6 ст. 168 НК РФ. Теперь при торговле товарами (работами, услугами) в розницу чеки и иные документы, выдаваемые потребителям, исключены из перечня документов, на которых не указывают НДС. Поправку внёс Закон от 27.11.2017 № 349-ФЗ.

На ярлыках и ценниках товаров это можно по-прежнему не делать.

Для иностранцев изменения в уплате НДС с 2018 года будут особо актуальны. Дело в том, что Закон от 27.11.2017 № 341-ФЗ с 1 января наконец-то ввёл в России механизм tax-free. Это право иностранцев (не из стран ЕАЭС) на возврат НДС с покупок, сделанных в России (tax free).

Причём на подакцизные товары новая система возврата НДС точно не действует. Не исключено, что Правительство РФ расширит этот стоп-лист.

Для возврата НДС иностранцу необходимо в течение суток приобрести товары на сумму от 10 000 рублей. Вернуть налог можно безналом либо наличными через оператора в аэропорту. Это регулирует новая статья 169.1 НК РФ.

Важно, что продавцы, которые участвуют в механизме tax free, смогут брать к вычету НДС, который вернули иностранным физлицам. Считается, что это очень выгодная система для бюджета нашей страны.

Но кто может приобрести статус такого продавца? Для этого нужно соответствовать 3-м обязательным условиям:

1. Предприятие (её обособка) занимается торговлей в розницу.
2. Оно отчисляет НДС.
3. Входит в специальный реестр Минпромторга России.

И это не всё. Правительство РФ отдельным постановлением устанавливает:

Места размещения таких торговых фирм;
условия, которым они должны соответствовать, чтобы входит в систему tax free.

По требованию иностранца придётся оформить в одном экземпляре на основании одного или нескольких кассовых чеков чек для возврата НДС. Обязательного бланка чека tax free не будет, но требования по его обязательным реквизитам остаются.

В итоге продавцу налог вернут на основании чека tax free с отметкой таможни о вывозе товара и при условии, что НДС по нему компенсирован иностранцу. Вычет продавцу положен в течение 1 года с дня, когда иностранцу компенсирован НДС.

Налоговики не вправе отказать продавцу в вычете, если в чеках tax free есть неточности, которые не мешают установить сведения:

О розничном продавце;
стране, которая выдала иностранцу паспорт;
названии товара;
сумме НДС.

Уточним, что компенсировать иностранцам НДС будут непосредственно торговые фирмы или другие плательщики, заключившие с ними соглашения. Данные услуги подпадают под НДС 0%. Право на нулевой налог, конечно, придётся подтверждать. Но с 01.10.2018 делать это будет проще.

Как известно, нет НДС по услугам, оказание которых идёт непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве нашей страны по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание (подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ). Но какие именно это услуги в аэропортах? Похоже, давней неразберихе в этом вопросе пришёл конец.

Так, Закон от 30.10.2017 № 305-ФЗ с изменениями в НК РФ говорит, что с 01.01.2018 список аэропортовых услуг, которые свободны НДС, определяет отдельным документом Правительство РФ.

Закон от 27.11.2017 № 353-ФЗ с 1 января 2018 года ввёл нулевой НДС по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа по Калининградской области. Это новый подп. 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

На основании Закона от 27.11.2017 № 351-ФЗ с 01.01.2018 нет НДС при безвозмездной передаче региональным и муниципальным властям имущества, созданного для воплощения в жизнь соглашений о создании особых экономических зон – ОЭЗ (ст. 146 и 170 НК РФ).

Акционерное предприятие, 100% акций которого принадлежит РФ, созданное в рамках ОЭЗ, передаёт имущество созданными с его участием обществам – управляющим компаниям ОЭЗ.

Вдобавок, АО и УК ОЭЗ больше не обязаны восстанавливать суммы НДС, ранее взятые к вычету по такому имуществу.

В силу Закона от 14.11.2017 № 316-ФЗ с 01.01.2018 освобожден от НДС выпуск материальных ценностей ответственным хранителям и заемщикам из государственного резерва по причине:

Их освежения;
замены;
в порядке заимствования.

Также регламентированы особые правила определения налоговой базы и порядок определения ставки НДС при реализации матценностей ответственными хранителями и заемщиками.

Н аиболее масштабные изменения внесены в порядок исчисления НДС. Проанализируем наиболее значимые из них.

Под занавес уходящего года законодателями подготовлен ряд изменений по НДС.

Новый порядок обложения операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов

Федеральным законом от 27.11.2017 г. №335-ФЗ пп.25 п.2 ст.149 НК РФ признан утратившим силу.

Тем не менее, с 1 января 2018 г., продавец реализуемого лома и отходов черных и цветных металлов не будет исчислять и уплачивать НДС. Оплата НДС со стоимости реализованного лома и отходы цветных и черных металлов будет осуществляться покупателем, который будет выполнять функции налогового агента (п.3.1 ст.166 НК РФ). При реализации покупателем металлолома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога.

При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). При реализации товаров, компании-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».

Это означает, что с 1 января 2018 г. реализация лома и отходов черных и цветных металлов не относится к разряду льготируемых операций. То есть НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов будет исчисляться не продавцами, а покупателями, которые признаются налоговыми агентами (за исключением физических лиц, не являющихся ИП).

Пополнен список налоговых агентов

Покупатели сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов признаются налоговыми агентам (п.8 ст.161 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 г. №335-ФЗ).

При реализации на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов, а также сырых шкур животных, алюминия вторичного и его сплавов сумма НДС должна исчисляться налоговыми агентами – покупателями этих товаров (п.8 ст.161 НК РФ). Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Покупатели - налоговые агенты обязаны рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС или нет.

При этом налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС, вправе заявить налоговый вычет (п.1 ст.169 НК РФ). Это означает, что фактически покупателем товаров НДС не будет уплачиваться в бюджет (абз.1 п.3 ст.170 НК РФ).

Изменен перечень операций, освобожденных от налогообложения

Федеральными законами от 18.07.2017 г. №161-ФЗ, от 14.11.2017 г. №316-ФЗ дополнен п.2 ст. 149 НК РФ. С 1 января 2018 г. освобождены от налогообложения НДС операции по реализации входных билетов и абонементов на посещение аттракционов в океанариумах (пп.20 п.2 ст.149 НК РФ).

Также будут освобождены от НДС услуги по передаче медицинских изделий, указанных в абз.4 пп.1 п.2 ст.149 НК РФ (речь идет о протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним), имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа (пп.33 п.2 ст.149 НК РФ).

С 1 января 2018 г. освобождены от налогообложения НДС операции по выпуску материальных ценностей из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 г.№79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (пп.34 п.2 ст.149 НК РФ).

Восстановление НДС в части полученной бюджетной субсидии

При приобретении товаров, работ, услуг за счет субсидий или бюджетных инвестиций НДС не подлежит к вычету. Федеральным законом от 27.11.2017 г. №335-ФЗ пп.6 п.3 ст.170 НК РФ изложен в новой редакции. Напомним, что до 01.01.2018 г. налогоплательщик восстанавливал НДС только в случае получения бюджетной субсидии (включающей в себя сумму НДС) на возмещение затрат.

С 1 января 2018 г. независимо от того, включает или нет субсидия сумму НДС, компания должна восстановить сумму налога.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. А при частичном возмещении затрат в случаях, предусмотренных настоящим подпунктом, восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ).

Прежде чем сдавать декларацию по НДС, сверьтесь с безопасной долей вычетов по НДС в 2018 году в вашем регионе. Если вычеты превысят лимит, заранее подготовьте пояснения.

ФНС обновила данные внутренней отчетности по форме 1-НДС на 1 февраля 2018 года. На базе этого отчета налоговики считают безопасную долю вычетов по НДС в 2018 году по регионам. Сравните долю вычетов за 1 квартал с данными от ФНС. Если вычеты меньше предельной цифры — все хорошо. Если больше — будьте готовы пояснить налоговой инспекции причины.

Важно: сохраните статью в «Полезное». Информацию безопасной доле вычетов обновляем ежеквартально.

Безопасная доля вычетов по НДС за 1 квартал 2018 года

Безопасная доля вычетов - один из критериев для отбора налогоплательщиков на комиссию и выездную проверку. Чтобы снизить риски, проверьте показатель по своему региону в таблице в конце статьи. Условия для вычетов НДС смотрите в в программе « » в курсе «НДС».

В целом доля вычетов НДС по стране снизилась и составляет 87,4%. Этот показатель для годовой отчетности был выше - 87,9%. Доля вычетов изменилась во всех субъектах РФ.

Значительнее всего доля вычетов возросла в Ненецком автономном округе (на 13,9% - с 111,8 до 125,7%), Магаданской области (на 8,7% - с 91 до 99,7%) и Камчатском крае (на 8% - с 82,9 до 90,9%).

Больше всего доля вычетов снизилась в Астраханской области (на 17,1% - с 72,8 до 55,7%), Сахалинской области (на 13,6% - с 100,2 до 86,6%), Чукотском автономном округе (на 13,2% - с 104,1 до 90,9%).

Безопасная доля вычетов по НДС в 2018 году в Москве упала с 89,9 до 89%. Разница - 0,9%.

В таблице в конце статьи вы найдете информацию о безопасной доле вычетов по НДС в 2018 году по другим регионам, а именно:

Центральный федеральный округ : Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область;

Южный федеральный округ : город Севастополь, Республика Адыгея, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская область;

Северо-Западный федеральный округ : город Санкт-Петербург, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Республика Карелия, Республика Коми, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область;

Дальневосточный федеральный округ : Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край;

Сибирский федеральный округ : Республика Алтай, Алтайский край, Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область, Кемеровская область, Красноярский край, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Республика Тыва, Республика Хакасия;

Уральский федеральный округ : Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ;

Приволжский федеральный округ : Республика Башкортостан, Кировская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Чувашская Республика;

Северо-Кавказский федеральный округ : Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика.

Байконур : Байконур.

Как компании рассчитать свою долю вычетов по НДС

Воспользуйтесь методом налоговиков. Они делят все вычеты по региону на весь начисленный НДС. Результат переводят в проценты. Вам нужно сделать то же самое, только в пределах своей компании. Все вычеты за 1 квартал поделите на всю сумму начисленного налога и умножьте на 100 процентов. Это ваш удельный вес вычетов. Сравните его с региональным значением.

Пример. Расчет доли вычетов

Компания зарегистрирована в Рязанской области. Сумма начисленного НДС по декларации за 1 квартал 2018 года составила 1 668 789 руб., сумма вычетов — 965 987 руб. Бухгалтер рассчитал долю вычетов компании. Она составила 57,9% (965 987 руб. : 1 668 789 руб. х 100%). Этот показатель ниже среднего по региону (57,9 < 86,9). Значит, у налоговиков не будет вопросов к сумме вычетов компании.

Чем опасна высокая доля вычетов по НДС

Много вычетов в декларации — не нарушение. Но налоговики могут запросить пояснения. Если не представить пояснения, налоговики вправе оштрафовать компанию на 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). За повторное нарушение в течение календарного года штраф — 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Заранее продумайте, как ответить налоговикам. Возможно, компания недавно открылась, у нее большие закупки, но покупателей пока мало и объем продаж низкий. Или, например, компания купила основные средства, перенесла вычеты с предыдущих кварталов и пр.

Направьте пояснения электронно. Расхождения в декларации по НДС надо пояснять только в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ). Представлять пояснения на бумаге можно, только если компания не должна отчитываться по НДС через интернет.

Также проверьте, не будет ли проблем с вычетом от вашего контрагента: соберите на него досье в сервисе .

Безопасная доля вычетов по НДС в 2018 году по регионам: таблица

Регион

Доля вычетов за 1 квартал 2018 года, %

Доля вычетов за 4 квартал 2017 года, %

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

город Москва

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

город Санкт-Петербург

Ненецкий АО

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

город Севастополь

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Башкортостан

Республика Марий-Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Пермский край

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский АО - Югра

Ямало-Hенецкий АО

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Забайкальский край

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Камчатский край

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский АО

БАЙКОНУР

Байконур

Экономический кризис и снижение экспортных поступлений вынуждают чиновников искать дополнительные источники финансирования бюджетных расходов. В том числе власти рассматривают различные варианты повышения НДФЛ и НДС с 2018 года. Эксперты считают, что потребность в налоговой реформе назрела давно.

Отечественная экономика уже преодолела последствия кризиса. В текущем году возобновится положительная динамика ВВП, уверены в правительстве. Однако сохраняется угроза стагнации, которая замедлит развитие экономики на длительный период.

Основные цели грядущей налоговой реформы – увеличение темпов экономического роста и стабилизация бюджетных поступлений. Кроме того, чиновники планируют снизить долю «серых» схем, направленных на минимизацию налогообложения. Согласно оценкам Минэкономразвития, объемы теневого сектора достигают 5 трлн руб.

В Минфине не планируют увеличивать налоговую нагрузку для представителей бизнеса. При этом эксперты ведомства считают, что существующая налоговая нагрузка на оплату труда является завышенной. В свою очередь существует потенциал для увеличения ставок по НДФЛ и НДС.

Эксперты считают, что подобный налоговый маневр укрепит конкурентные позиции представителей сельского хозяйства. Кроме того, снижается нагрузка на бюджетный сектор и госуправление.

Основным риском данной модели является разбалансированность пенсионной системы. Кроме того, любое изменение в налоговой сфере чревато увеличением объема теневого сектора, предупреждают эксперты. В том числе повышается вероятность неправомерного использования специальных режимов налогообложения.

Еще один фактор, который может повлиять на масштабы использования «серых» схем – переход на прогрессивную шкалу ставок НДФЛ в 2018 году. В результате увеличится соблазн скрывать высокие доходы, что негативно отразится на налоговых поступлениях.

Учитывая значимость данного вопроса для развития экономики, власти продолжают обсуждать параметры будущей налоговой реформы.

Налоговые дискуссии

Экономический блок правительства обсуждает налоговую реформу, которая позволит увеличить бюджетные поступления и ускорить темпы экономического роста. Кроме того, НДФЛ обеспечивает львиную долю поступлений в региональные бюджеты (по итогам 2016 года до 38%). Повышение ставки налога позволит улучшить финансовое положение регионов. Помимо инициатив чиновников, собственную программу изменений готовит Центр стратегических разработок.

При этом чиновники рассматривают несколько вариантов возможных нововведений:

  1. Повышение базовой ставки.
  2. Запуск прогрессивной шкалы.
  3. Введение минимального уровня доходов, который не облагается налогом.

Какие из изменений по НДФЛ будут запущены в 2018 году, зависит от развития экономической ситуации. Кроме того, могут измениться и другие составляющие налоговых платежей, в том числе сумма страховых взносов. Налоговая реформа обсуждается с осени прошлого года, итоговые предложения будут готовы к декабрю 2017 года.

Согласно оценкам главы ФНС Михаила Мишустина, общие поступления по НДФЛ за прошлый год увеличились на 7,5%, что свидетельствует о восстановлении российской экономики.

Представители Минфина рассматривают вариант повышения ставки НДФЛ до 15%. Практически половина данной суммы (6-8%) предлагается направлять в федеральный бюджет. Несмотря на повышение НДФЛ, чиновники не намерены увеличивать суммарную налоговую нагрузку на работодателей. В качество компенсатора выступает снижение страховых взносов до 21%.

В Минэкономразвития предлагают другой способ компенсации – добавить специальный налоговый вычет. При этом представители МЭР согласны на снижение взносов до 21%, однако предлагают увеличить НДС до 21%.

Еще один вопрос, который предстоит решить чиновникам – полномочия регионов при определении ставки НДФЛ. Один из вариантов реформы предполагает право регионов самостоятельно утверждать уровень ставки.

Представители Центра стратегических разработок предлагают увеличить ставку НДФЛ до 17%. При этом эксперты организации рассматривают два варианта вычетов – всем категориям граждан или только для наиболее социально необеспеченных категорий. В результате эффект для бюджета будет нейтральным.

Проблемный вопрос

Эксперты отмечают актуальность налоговой реформы для развития отечественной экономики. Базовая ставка НДФЛ сохраняется на низком уровне, что негативно отражается на финансовом положении регионов. На данный момент ставка налога в России существенно ниже соответствующих показателей европейских стран.

Повышение ставки НДФЛ позволит решить часть проблем. Однако намерение чиновников компенсировать данную меру за счет страховых взносов нанесет удар по бюджету Пенсионного фонда. Без дополнительных мер (повышение пенсионного возраста, сокращение льгот и т.д.) проблемы отечественного бюджета только усугубятся.

Кроме того, чиновникам предстоит определиться с дальнейшей судьбой спецрежимов налогообложения. Ранее законодатели неоднократно высказывались по поводу возможной отмены УСН, ЕНВД и других форм упрощенки. Эксперты скептически относятся к подобному подходу, подчеркивая значимость малого и среднего бизнеса для восстановления экономики. На данный момент власти еще не определились с вариантами функционирования спецрежимов в 2018 году.

В 2018 году власти планируют запустить масштабную налоговую реформу. Нововведения направлены на ускорение темпов экономического роста и стабилизацию бюджетных поступлений. Помимо чиновников, свои предложения готовят представители Центра стратегических разработок.

Экономический блок правительства планирует пересмотреть базовую ставку НДФЛ и допускает переход к прогрессивной шкале. Кроме того, чиновники рассматривают варианты снижения страховых взносов и увеличения НДС. Окончательный вариант реформы будет согласован до декабря текущего года. Также правительство должно определиться с дальнейшей судьбой упрощенки.