Законодательство рынка ценных бумаг изменения. Закон о рынке ценных бумаг: основные положения. Приостановление и аннулирование разрешений

Рынок ценных бумаг — это экономический оборот акций и финансовые отношения между их владельцами. Другими словами, это финансовая часть рынка, на котором используются биржевые инструменты. Ценные бумаги — это один из видов финансовых инструментов.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации ценная бумага — это документ стандартной формы и данных, который определяет имущественные права владельца. Передать или осуществить эти права можно, если иметь при себе хотя бы одну акцию. Статья 128 Гражданского кодекса гласит о том, что ценная бумага определяет гражданские права на движимое имущество.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые возникают при обращении ценных бумаг. Тип эмитента роли не играет. Также учитываются особенности обращения других акций, которые предусматриваются профессиональными участниками рынка.

Кроме того, настоящий Федеральный закон определяет правила, согласно которым организуются торги. Ценные бумаги допускаются к торгам в случае их учета. Учет производится на основании действующего Федерального закона. Биржа учитывает листинг после включения их в котировальные списки. Учет в подобных списках означает, что владельцев допускают к торгам.

Учет ценных бумаг осуществляется лишь после заключения договора с эмитентом.

Исключением являются случаи, в которых:

  • В соответствии с законом учет осуществляется федеральными государственными органами власти или Банком России;
  • Учет производится самим торговцем, если владельцем ценных бумаг является он сам;
  • Они не включаются в котировальные списки, если бумаги были зарегистрированы на ином торговом мероприятии;
  • Другие случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» был принят Государственной Думой 20 марта 1996 года, а одобрен Советом Федерации 11 апреля того же года. Последние изменения были внесены при последней редакции от 30 июня 2017 года.

Краткое содержание Федерального закона:

  • Глава 1 — Описывает отношения, которые определяются настоящим Федеральным законом;
  • Глава 2 — Перечисляет виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • Глава 3 — Описывает допуск акций к торгам;
  • Глава 4 — Определяет основные положения об эмиссионных ценных бумагах;
  • Глава 5 — Определяет основное понятие эмиссии;
  • Глава 6 — Описывает обращение ценных бумаг;
  • Глава 7 — Раскрывает информацию на рынке;
  • Глава 8 — Описывает, в каких целях можно использовать служебную информацию;
  • Глава 9 — Описывает правила рекламы на рынке, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
  • Глава 10 — Перечисляет основы регулирования рынка;
  • Глава 11 — Регулирует деятельность профессиональных участников на рынке;
  • Глава 12 — Перечисляет функции и полномочия банка России;
  • Глава 13 — Описывает саморегулирующую организацию в области финансового рынка.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, дата внесения изменений в законе при последней редакции 30 июня 2017 года. Были внесены поправки в двух статьях: статья 14 и статья 17.2.

Статья 14

В подпункте 1 статьи 14 настоящего закона было дополнено предложение «осуществление листинга федеральных государственных ценных бумаг или облигаций Банка России».

Статья 17.2

Ст 17.2 настоящего закона была дополнена пунктом 7. В нем говорится о том, что положения и правила действующей статьи не относятся к процедуре приобретения Банком России ценных бумаг по договорам репо.

Ниже рассмотрены статьи, в которых изменения при последней редакции не вносились. Тем не менее, в них содержится важная информация.

Статья 1

В ст 1 ФЗ «О Фондовом рынке» определяется предмет регулирования настоящего Федерального закона. Это отношения, которые возникают в случае обращения и эмиссии ценных бумаг. Тип эмитента роли не играет. Также в статье описывается, что могут участвовать другие акции, которые предусмотрены Федеральным законом.

Статья 2

Ст 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» описывает основные понятия, которые используются в настоящем Федеральном законе.

Например :

Эмиссионная ценная бумага — это любая акция, которая характеризуется в следующих аспектах :

  • Учитывает имущественные и не имущественные права;
  • Имеет одинаковые сроки и объем для осуществления права. Время приобретения акции большой роли не играет;
  • Публикуется выпусками.

Акция — эмиссионная ценная бумага, которая имеет одного владельца, он же акционер.

Облигация — эмиссионная акция. Согласно закону, ее владелец имеет право получить ее номинальную стоимость в любой момент. В некоторых случаях владелец может получить фиксированный процент от номинальной стоимости или другие имущественные права. Доход от облигации эквивалентен процентам от прибыли.

Эмитент — это юридическое лицо, орган местного самоуправления, исполнительный орган государственной власти или другой организатор мероприятия. Он несет ответственность перед владельцем ценных бумаг или перед собой. Иными словами, он следит за тем, чтобы права, закрепленные за этими акциями, не нарушались.

Статья 8

В статье 8 ФЗ «О РЦБ» описывается работа по ведению учета собственников ценных бумаг.

В ходе проведения подобной работы вовлекаются несколько процессов:

  • Учет;
  • Контроль информации;
  • Хранение сведений.

Подобные работы должны проводиться исключительно юридическими лицами. Если лицо изъявляет желание заняться ведением реестра, оно переименовывается как держатель реестра. По просьбе эмитента держателем реестра может стать участник рынка ценных бумаг. Основное условие — иметь при себе лицензию, действие которой позволяет вести реестр. Возможны и другие случаи, предусмотренные федеральными законами.

Статья 30

Ст 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» определяет понятие «раскрытие информации». Иными словами, термин раскрытие информации означает доступность информации для всех заинтересованных лиц. Другими словами, в соответствии с законом раскрытая информация не требует привилегий для получения доступа. Если регистрируется проспект акций или российские депозитарные расписки, допуск к информации осуществляется на рынке.

Скачать Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» включает в себя 13 глав и 53 статьи. Он определяет владельцев акций на финансовом рынке. Перечисляет особенности и права конкретных лиц, которые могут участвовать на торгах. Чтобы подробнее проанализировать основные аспекты, ознакомиться с изменениями, дополнениями и поправками законодательных положений, скачайте 39-ФЗ по .

Регламентирует отношения, возникающие в связи с выпуском и обращением финансовых инструментов вне зависимости от типа эмитента, правила создания и работы профессиональных участников торговых площадок. Рассмотрим далее некоторые положения нормативного акта.

Общие сведения

Существуют различные виды деятельности на рынке Ее осуществляют, как правило, профессиональные участники. В настоящее время достаточно распространены организации, оказывающие различные услуги инвесторам. Ключевой задачей участников торговых площадок выступает сохранение и приумножение капитала. Основные правила устанавливает рассматриваемый нормативный акт, а также Центробанк России. Он выступает в качестве регулятора и ключевого контролирующего органа.

Дилерская деятельность

Она связана с совершением сделок по покупке или продаже финансовых инструментов. Данные операции, в соответствии с осуществляются за собственный счет и от своего имени через публичное объявление стоимости с обязательством покупки/реализации. Профессиональными участниками могут выступать строго определенные субъекты. Покупка/приобретение облигаций и иных финансовых инструментов осуществляется юрлицами, которые являются коммерческими структурами, а также государственными корпорациями, если соответствующие полномочия предусмотрены нормативными актами, регулирующими их работу.

Установление условий

Дилерская деятельность включает в себя определение:

  1. Максимального/минимального числа финансовых инструментов для продажи/покупки.
  2. Срока, на который установлена стоимость.

В случае отсутствия в объявлении указаний на другие существенные условия, профессиональный участник должен заключить сделку по предложению клиента. При уклонении от этого, в соответствии с 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", к нему может предъявляться иск о принудительном исполнении установленного требования либо о компенсации убытков, которые понес инвестор.

Администрирование

Управление ценными бумагами предполагает операции с финансовыми инструментами, денежными средствами, используемыми для совершения сделок, а также заключение договоров. Для его осуществления по общему правилу требуется лицензия. Исключение составляют случаи, когда управление связано только с по финансовым инструментам. Порядок совершения операций регулируется рассматриваемым нормативным актом и договором. При ведении деятельности профессиональный участник должен указать, что он выступает как управляющий.

Права и ответственность

Если конфликт интересов профессионального участника и одного/нескольких клиентов, о котором сторонам не было известно заранее, привел к сделкам, нанесшим ущерб последним, управляющий обязан возместить убытки за свой счет. Рассматриваемым нормативным актом установлены права субъектов. В частности профессиональный участник, в соответствии с 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", может приобретать финансовые инструменты, которые предназначены для квалифицированных инвесторов, а также заключать соответствующие договора. При нарушении установленных предписаний наступают определенные негативные последствия для субъекта. Среди них:

  1. Возложение обязанности реализовать финансовые инструменты и прекратить договоры, выступающие в качестве их производных. Соответствующее требование может предъявить Центробанк России или непосредственно сам клиент.
  2. Возмещение убытков, нанесенных вследствие реализации финансовых инструментов и прекращения договоров.
  3. Выплата процентов на сумму совершенных сделок/подписанных соглашений. Их размер устанавливается по При положительной разнице между полученной при реализации бумаг/прекращения договоров суммой и выплаченными средствами в связи с покупкой/продажей финансовых инструментов, проценты выплачиваются в непокрытой ею сумме.

Исковое заявление о применении соответствующих последствий совершения профессиональным участником сделок в нарушение предписаний 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" может предъявляться в течение года со дня получения соответствующего отчета клиентом.

Дополнительные возможности

Управляющий может самостоятельно направлять в суд любые иски, связанные с осуществлением им своей деятельности, в том числе право направления которых предоставляется акционерам и другим владельцам бумаг. В этом случае он понесет соответствующие издержки, в числе которых и госпошлина. Они компенсируются из имущества, выступающего в качестве объекта доверительного управления. Профессиональный участник также вправе поручать иному субъекту совершать сделки. Они осуществляются от имени управляющего или доверенного. Сделки совершаются за счет имущества, являющегося объектом договора. Управляющий вправе рассчитывать на вознаграждение. Условие о его выплате устанавливается в договоре. Кроме этого, он имеет право на компенсацию затрат, осуществленных им при доверительном управлении, за счет соответствующего имущества. Данное право может не обуславливаться получением дохода от сделок.

Обязанности

Управляющий должен вести учет бумаг, выступающих в качестве объектов его деятельности, а также по каждому договору. По своему усмотрению профессиональный участник реализует все права, установленные финансовыми инструментами. В договоре на доверительное управление могут устанавливаться ограничения. К примеру, на реализацию права голоса. Если оно не ограничено, управляющий исполняет обязанности, касающиеся владения ценными бумагами. При отсутствии полномочий осуществлять голосование на общем собрании владельцев финансовых инструментов и инвестиционных паев профессиональный участник должен предоставить сведения об учредителе договора для составления списка субъектов, имеющих такую возможность. Комментируемым нормативным актом устанавливаются и иные обязанности. В частности по требованию учредителя управляющий дает депозитарию указание о реализации первым права голоса.

Трансфер-агент

Он привлекается регистратором, осуществляющим ведение реестра владельцев финансовых инструментов, для реализации части функций. Субъект выполняет операции на основании соответствующего договора и доверенности. В процессе осуществления деятельности трансфер-агенты должны указывать, что они работают по поручению и от имени регистратора, предъявлять необходимые документы заинтересованным лицам.

Права

Они прописываются в договоре и доверенности. Привлекаемые субъекты вправе:

  1. Принимать документацию, необходимую для выполнения операций в реестре.
  2. Предоставлять зарегистрированным и прочим лицам выписки по л/с, уведомления и другие сведения, предоставленные регистратором.

Обязанности

Привлекаемые субъекты должны:

  1. Принимать надлежащие меры для идентификации лиц, которые подают документы для совершения необходимых операций в реестре.
  2. Обеспечивать доступ регистратору к учетным материалам по его требованию.
  3. Соблюдать конфиденциальность сведений, полученных при осуществлении соответствующих операций.
  4. Выполнять проверку полномочий представителей зарегистрированных лиц.
  5. Удостоверять подписи физлиц по правилам, установленным ЦБ.
  6. Соблюдать прочие требования, определенные Центробанком.

Исчисление срока выполнения операций в реестре или для отказа в их проведении начинается с даты принятия привлеченного участника соответствующей документации и полномочий. Трансфер-агент и регистратор при взаимодействии должны обмениваться информацией и материалами в электронной форме.

Правила предоставления сведений

По требованию субъекта, обязанного по финансовым инструментам (эмитента), номинальный держатель ценных бумаг либо лицо, которое осуществляет обязательное централизованное их хранение, должны предоставить перечень владельцев. Он формируется на дату, определенную в запросе. Эмитент может заявить указанное требование, если предоставление этого перечня необходимо ему для реализации обязанностей, определенных в федеральном законодательстве. Данный список направляется в пятнадцатидневный срок со дня получения запроса. Если дата, установленная в требовании, наступает позже календарного числа его получения, то период исчисляется со дня, указанного в уведомлении.

В списке владельцев должны указываться:

  1. Вид, тип (категория) финансовых инструментов и информация, позволяющая их идентифицировать.
  2. Сведения об эмитенте.
  3. Информация о владельцах бумаг, в том числе зарубежной компании, не являющейся юрлицом по законодательству страны, в которой она была образована, а также иных субъектах, реализующих права по финансовым инструментам, и лицах, в интересах которых они осуществляются. Сведения о последних могут не включаться в перечень. Это допускается при соблюдении определенных условий. В частности лицо, которое осуществляет права по финансовым инструментам, является управляющей компанией инвестиционного либо иностранной организацией, участвующей в схемах коллективного/совместного инвестирования как без, так и с образованием юрлица, если количество участников больше 50.
  4. Информация о лицах, чьи права на финансовые инструменты учитываются по казначейскому л/с эмитента, депозитном и прочих счетах, определенных в иных ФЗ, если эти субъекты не реализуют имеющиеся юридические возможности.
  5. Сведения, позволяющие идентифицировать указанных в предыдущих двух пунктах лиц. В перечень включается число бумаг, принадлежащих им.
  6. Международный идентификационный код субъекта, выполняющего учет прав на финансовые инструменты организаций и лиц, указанных в п. 3-4, в том числе зарубежного номинального держателя и иностранной компании, имеющей право осуществлять переход и учет прав.
  7. Данные о лицах, не для формирования перечня, а также количестве бумаг, по которым не были получены сведения.
  8. Информация о числе финансовых инструментов, которые учтены на счетах неустановленных субъектов.

Заключение

Держатель реестра может требовать от зарегистрированных субъектов, а депозитарий - от депонентов, если они выступают как номинальные владельцы (иностранные в том числе), предоставления сведений для формирования списков на конкретную дату при получении указанного выше запроса. Лицо, у которого открыт счет, обязано предоставить необходимую информацию для составления перечня. Субъект, реализующий права по финансовым инструментам в интересах иных участников, по требованию держателя реестра либо депозитария, осуществляющих учет, должен направить запрашиваемые данные для формирования списка владельцев.

Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 января, 15 апреля, 27 июля, 16 октября, 30 декабря 2006 г., 26 апреля, 17 мая, 2 октября, 6 декабря 2007 г.). Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Эмиссионная ценная бумага характеризуется одновременно следующими признаками:

  • * закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав;
  • * размещается выпусками;
  • * имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

В Законе «О рынке ценных бумаг» дается определение видов лицензируемой профессиональной деятельности на РЦБ: брокерской и дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, деятельности по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарной деятельности, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельности по организации торговли на РЦБ. Нормы Закона о профессиональных участниках РЦБ, наряду с определением видов профессиональной деятельности на РЦБ, устанавливают некоторые существенные ограничения в отношении их деятельности, а также ответственность за действия, приводящие к возникновению убытков у клиентов, или действия, нарушающие права клиента (например, необоснованный отказ от внесения записи в реестр ценных бумаг или уклонение от внесения такой записи). В Законе также сделана попытка предотвратить столкновения интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности. В целом, следует отметить, что одна из основных задач Закона - пресечение незаконной предпринимательской деятельности на РЦБ, повышение ответственности профессиональных участников этого рынка и эмитентов за результаты своей деятельности - была достигнута.

В Законе также регулируются вопросы фондовых бирж, процедуры эмиссии ценных бумаг и ее этапы, регистрации выпуска ценных бумаг, введено понятие недобросовестной эмиссии и ответственности эмитента в случае недобросовестной эмиссии.

Принципиальными с точки зрения регулирования обращения ценных бумаг стали установленные Законом нормы удостоверения прав собственности на ценные бумаги, нормы, регулирующие переход прав на ценные бумаги и реализация прав, закрепленных ценными бумагами.

Закон направлен на защиту интересов инвесторов, где ключевую роль играет информационная открытость эмитентов бумаг и профессиональных участников РЦБ. Для этого в Законе впервые определяется понятие "раскрытие информации", установлены формы раскрытия информации и состав информации, требующей обязательного раскрытия всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Следует отметить, что Закон в целом вывел обеспечение инвесторов более полной и достоверной информацией о ценных бумагах и их эмитентах на новый качественный уровень.

В целях защиты инвесторов Законом введены нормы об ответственности участников рынка за нарушения законодательства о ценных бумагах. Установлена ответственность должностных лиц эмитента за выпуск незарегистрированных ценных бумаг или осуществление недобросовестной эмиссии; за осуществление профессиональной деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии и за манипулирование ценами профессиональным участником РЦБ.

Один из наиболее важных в Законе - раздел о регулировании РЦБ. В нем установлено, что государственное регулирование РЦБ осуществляется путем установления стандартов деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ, регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами законодательства при проведении эмиссии, лицензирования профессиональной деятельности на РЦБ, а также запрещения и пресечения незаконной (в частности, безлицензионной) деятельности.

Основные полномочия по государственному регулированию РЦБ в соответствии с Законом закреплены за федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В целях повышения эффективности системы регулирования РЦБ и контроля деятельности профессиональных участников рынка, снижения государственных расходов на его регулирование и осуществление надзора наряду с государственным регулированием РЦБ Закон закрепляет понятие и предполагает развитие саморегулируемых организаций профессиональных участников РЦБ. Последние могут разрабатывать стандарты деятельности для своих членов (более строгие, чем стандарты государственных органов) и контролировать выполнение их членами организации.

Закон прописывает особенности размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов.

Последние поправки к Закону вводят понятие «квалифицированного инвестора».

размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о факте эмиссии ценных бумаг, осуществляемой с нарушением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и об основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате такой эмиссии;

уведомляет в письменной форме о необходимости устранения нарушений, а также устанавливает сроки устранения нарушений;

Пункт 5 - Утратил силу.

8. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и эмитенты ценных бумаг имеют право обжаловать в арбитражный суд действия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг по пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и применению мер ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5) иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

5. Ценные бумаги международных финансовых организаций допускаются к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, если условия их выпуска не содержат ограничений на обращение таких ценных бумаг среди неограниченного круга лиц и (или) предложение таких ценных бумаг неограниченному кругу лиц.

9. В случае публичного размещения и (или) публичного обращения ценных бумаг иностранных эмитентов в Российской Федерации учет прав на такие ценные бумаги осуществляется депозитариями, являющимися юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующими требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг к таким депозитариям.

16. Лица, которые подписывают проспект ценных бумаг иностранного эмитента от имени иностранного эмитента, определяются в соответствии с личным законом иностранного эмитента, а в случае, если таким эмитентом является международная финансовая организация, в соответствии с учредительными документами этой международной финансовой организации.

17. Проспект ценных бумаг иностранного эмитента должен быть подписан иностранным эмитентом, если такой проспект представляется для допуска ценных бумаг иностранного эмитента:

1) к размещению в Российской Федерации, в том числе публичному;

2) к публичному обращению в Российской Федерации в случае, если указанные ценные бумаги не обращаются на иностранном организованном (регулируемом) финансовом рынке.

21. Российская биржа, допустившая к организованным торгам ценные бумаги иностранных эмитентов, обязана в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, раскрывать информацию о таких ценных бумагах, в том числе об их эмитентах, на иностранном языке с последующим ее переводом на русский язык. Последующий перевод указанной информации на русский язык не требуется в случае ее раскрытия на используемом на финансовом рынке иностранном языке.

24. К отношениям, связанным с размещением в Российской Федерации ценных бумаг иностранных эмитентов, положения настоящего Федерального закона не применяются.

25. Векселя, чеки, коносаменты и иные аналогичные ценные бумаги, выданные в соответствии с иностранным правом, могут обращаться в Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

27. Ценные бумаги иностранных эмитентов, удостоверяющие права в отношении представляемых ценных бумаг российского эмитента или иностранного эмитента, допущенных к организованным торгам на российской бирже, могут быть допущены к организованным торгам без заключения договора с эмитентом соответствующих ценных бумаг, а также без представления проспекта таких ценных бумаг.

2. К квалифицированным инвесторам относятся:

1) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

1.1) клиринговые организации;

2) кредитные организации;

7) Банк России;

8) государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

9) Агентство по страхованию вкладов;

10) международные финансовые организации, в том числе Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития;

1) общая стоимость ценных бумаг, которыми владеет это лицо, и (или) общий размер обязательств из договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и заключенных за счет этого лица, соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом указанный орган определяет требования к ценным бумагам и иным финансовым инструментам, которые могут учитываться при расчете указанной общей стоимости (общего размера обязательств), а также порядок ее (его) расчета;

3) совершило сделки с ценными бумагами и (или) заключило договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, в количестве, объеме и в срок, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

3) имеет оборот (выручку) от реализации товаров (работ, услуг) в размере и за период, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

4) имеет сумму активов по данным бухгалтерского учета за последний отчетный год в размере, установленном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Пункт 6. - Утратил силу.

7. Признание лица по его заявлению квалифицированным инвестором осуществляется брокерами, управляющими, иными лицами в случаях, предусмотренных федеральными законами (далее - лицо, осуществляющее признание квалифицированным инвестором), в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

8. В случае признания лица квалифицированным инвестором на основании предоставленной им недостоверной информации последствия, предусмотренные статьи 3 и частью восьмой настоящего Федерального закона, не применяются. Признание лица квалифицированным инвестором на основании предоставленной им недостоверной информации не является основанием недействительности сделок, совершенных за счет этого лица.

1. Договором репо признается договор, по которому одна сторона (продавец по договору репо) обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (покупателю по договору репо) ценные бумаги, а покупатель по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора репо) и по которому покупатель по договору репо обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность продавца по договору репо, а продавец по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора репо).

9. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, покупатель по договору репо обязан передать продавцу по договору репо по второй части договора репо ценные бумаги того же эмитента (лица, выдавшего ценные бумаги), удостоверяющие тот же объем прав, в том же количестве, что и ценные бумаги, переданные покупателю по договору репо по первой части договора репо.

10. В случае, если ценные бумаги, переданные по первой части договора репо, были конвертированы, во исполнение второй части договора репо покупатель по договору репо передает продавцу по договору репо ценные бумаги, в которые были конвертированы ценные бумаги, переданные по первой части договора репо. Указанное правило применяется также к ценным бумагам, полученным покупателем по договору репо в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящей статьи.

1) условия и порядок уплаты денежных средств и (или) передачи ценных бумаг в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи. При этом сумма подлежащих уплате денежных средств и (или) количество подлежащих передаче ценных бумаг могут определяться отдельно по каждому договору репо, по группе договоров репо и (или) по всем договорам репо, заключенным между сторонами на условиях, указанных таким генеральным соглашением (единым договором) или такими правилами;

2) основания и порядок прекращения обязательств по одному договору репо, по группе договоров репо и (или) по всем договорам репо, заключенным между сторонами на условиях, указанных таким генеральным соглашением (единым договором) или такими правилами, в том числе по требованию одной из сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной обязательств по договору репо. При этом прекращение обязательств допускается при наличии одного из условий, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 16 настоящей статьи.

21. К договору репо применяются соответственно общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о купле-продаже, если это не противоречит правилам настоящей статьи и существу договора репо. При этом продавец по договору репо и покупатель по договору репо признаются продавцами ценных бумаг, которые они должны передать во исполнение обязательств по первой и второй частям договора репо, и покупателями ценных бумаг, которые они должны принять и оплатить во исполнение обязательств по первой и второй частям договора репо.

2. В случае, если стороны намерены заключить более одного договора, являющегося производным финансовым инструментом, порядок заключения таких договоров, а также их отдельные условия могут быть согласованы сторонами посредством заключения между ними генерального соглашения (единого договора) и (или) определены спецификациями и (или) правилами бирж и (или) правилами клиринга. К отношениям сторон в связи с заключением и исполнением (прекращением) договора, являющегося производным финансовым инструментом, положения генерального соглашения применяются, если это предусмотрено указанным договором.

3. Договором, являющимся производным финансовым инструментом, а также генеральным соглашением (единым договором), спецификацией и (или) правилами биржи и (или) правилами клиринга может быть предусмотрено, что отдельные условия такого договора (генерального соглашения, спецификации или правил биржи, правил клиринга) определяются примерными условиями, разработанными для указанного договора саморегулируемыми организациями на рынке ценных бумаг и опубликованными в печати или размещенными в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Генеральным соглашением (единым договором), спецификацией и (или) правилами биржи и (или) правилами клиринга могут быть предусмотрены основания и порядок прекращения обязательств по всем договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, заключенным между сторонами на условиях, установленных указанными генеральным соглашением (единым договором), спецификацией или правилами, в том числе по требованию одной из сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной обязательств по договору, являющемуся производным финансовым инструментом. При этом должны быть установлены порядок определения суммы денежных средств (количества иного имущества), подлежащих передаче стороной (сторонами) в связи с прекращением обязательств по договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, а также срок такой передачи.

Заключение договоров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, не на торгах биржи допускается при условии, что уплата денежных сумм в зависимости от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязательств, осуществляется за счет кредитной организации, брокера, дилера, а сторона, имеющая право на получение таких денежных сумм, или лицо, за счет которого она действует, является юридическим лицом.

7. Заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предназначенных для квалифицированных инвесторов, может осуществляться только через брокеров. Указанное правило не распространяется на квалифицированных инвесторов в силу федерального закона, а также на случаи, установленные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

1. Если стороны намерены заключить более одного договора репо, и (или) договора, являющегося производным финансовым инструментом, и (или) договора иного вида, объектом которого являются ценные бумаги и (или) иностранная валюта, такие договоры могут заключаться на условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором). При этом условия указанных договоров, а также генерального соглашения (единого договора) могут предусматривать, что отдельные их условия определяются примерными условиями договоров, утвержденными саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг и опубликованными в печати или размещенными в сети "Интернет".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

Рынок ценных бумаг — это финансовые отношения между его участниками, заключающиеся в выпуске и обороте акций, облигаций и других документов, представляющих материальную ценность. Другими словами, это часть финансового рынка, на котором перераспределение денежных средств осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как ценные бумаги.

Описание 39 ФЗ

Федеральный закон № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” регламентирует отношения, которые возникают при выпуске ценных бумаг и их обращении, независимо от эмитента, а также особенности образования и деятельности отдельных фрагментов рынка эмиссионных ценных бумаг.

ФЗ об облигациях был принят Государственной Думой 20 марта 1996 года и одобрен Советом Федерации 11 апреля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 22 апреля 1996 года.

Закон о рынке ценных бумаг состоит из шести разделов, тринадцати глав с подглавами и пятидесяти трёх статей, которые рассматривают отдельные области рынка акционных и других дорогостоящих документов, включая процесс их эмиссии, оборота и изъятия из обращения.

Краткое содержание ФЗ-39 по разделам:

  • Раздел 1 рассматривает общие положения закона, в которых приводит объяснение специальной терминологии и описывает область действия законодательства;
  • Раздел 2 описывает участников рынка ценных бумаг. Он состоит из четырёх глав, которые предусматривают профессиональные виды деятельности на брокерском рынке акций и их агентов, условия допуска ценных бумаг к аукционам, деятельность специализированных финансовых сообществ и репозитарную деятельность юридических лиц;
  • Раздел 3 охватывает процессы эмиссии ценных бумаг. Данная часть закона состоит из четырёх глав и рассматривает особенности определения ценных бумаг, процесс их выпуска, порядок обращения и полномочия представителей акций;
  • Раздел 4 предусматривает правила обеспечения рынка ценных бумаг необходимой информацией об акциях. Он охватывает процедуры и особенности предоставления сведений об облигациях центральному депозитарию и акционерам;
  • Раздел 5 устанавливает правила регулирования рынка ценных бумаг. Он состоит из пяти глав, описывающих основные принципы управления, регулирование деятельности профессиональных участников и репозитирования, а также функции и полномочия Центрального Банка России и саморегулируемых организаций;
  • Раздел 6 охватывает заключительные положения, среди которых ответственность за нарушение положений текущего закона, особенности оборота иностранных акций и порядок оформления различных соглашений, связанных с ценными бумагами.

Законодательство постоянно изменяется и дополняется в соответствии с новыми правовыми актами в сфере акционной и биржевой деятельности в целях исключения двусмысленной трактовки положений закона, которые влекут за собой неправомерные операции с ценными документами.

Также вам может быть интересна информация о последних изменениях в ФЗ №324. Подробнее об этом

Последние изменения, внесенные в закон

В ходе последней редакции закона, состоявшейся 31.12.2017 посредством принятия поправки № 481-ФЗ, статья 30.1 , предусматривающая условия освобождения эмитента ценных бумаг осуществлять раскрытие информации о них, была дополнена пунктом 6 , который постанавливает, что правительство РФ вправе определять случаи, в которых эмитенты могут не раскрывать необходимую информацию или ограничит состав и объём раскрываемых сведений, а также устанавливать круг лиц, которым не следует не предоставлять данные или раскрыть их в ограниченном составе.

Статья 1 ФЗ-39 устанавливает предмет регулирования закона, которым является выпуск и обращения ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников фондового рынка и особенности надзора и контролирования их работы.

Статья 2 закона об облигациях описывает основные термины, которые используются в законодательстве, среди которых:

  • Эмиссионная ценная бумага — любая бумага, представляющая ценность, включая бездокументарную, которая обладает одновременно следующими свойствами:
    • закрепляет одновременно имущественные и неимущественные права, которые подлежат подтверждению, уступке и исполнению в соответствии с требованиями настоящего законодательства;
    • выпускается ограниченным тиражом;
    • объём и сроки действия прав в одном выпуске одинаковы для всех, вне зависимости от времени покупки бумаги;
  • Акция — эмиссионная ценная бумага, которая даёт её владельцу право на часть прибыли от прибыли организации, которая её выпустила, на участие в принятии решений и долю имущества, которое остаётся после ликвидации акционерного общества. Акции являются именными документами;
  • Облигация — эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет за её владельцем право на получение от эмитента денежную сумму, являющуюся номинальной стоимостью данного документа. Срок получения номинала предусматривается непосредственно в самой облигации. Также облигации могут предусматривать получение установленного процента от её номинальной цены или другие имущественные права;
  • Эмитент — юридическое лицо или государственный исполнительный орган, которые несут обязательства по осуществлению прав владельцев ценных бумаг от своего имени или от публичного образования.

Статья 8 ФЗ о фондовом рынке предусматривает порядок осуществления деятельности с реестром владельцев ценных бумаг. В сферу ведения реестра входят следующие действия с акциями и облигациями:

  • сбор;
  • регистрация;
  • обработка;
  • хранение и предоставление информации о документах;

Вести реестр имеет право только юридическое лицо, обладающее соответствующей лицензией. Данное лицо именуется регистратором или держателем реестра.

Держатель реестра выполняет следующие обязанности:

  • открытие и ведение лицевых счетов согласно правилам настоящего законодательства и регулирующих документов Банка России;
  • предоставление информации зарегистрированным лицам, у которых на лицевых счетах имеется более одного процента голосующих акций эмитента. В разглашаемые сведения входят данные из реестра о зарегистрированных участниках и объёме учитываемых акций;
  • информирование зарегистрированных участников о способах и условиях реализации закреплённых за ними ценными бумагами прав, если они этого требуют;
  • предоставление выписок с лицевых счетов зарегистрированным лицам;
  • публикация информации об утрате учётных записей и банкротстве в средствах массовой информации, а также обращение в суд с исками о восстановлении утраченных прав на ценные бумаги в предусмотренном порядке;
  • другие обязанности в соответствии с настоящим законом и другими нормативными документами Банка России.

Также регистратор проводит операции по конвертации ценных бумаг по распоряжению эмитента и выполняет распоряжения зарегистрированных лиц по их лицевым счетам. Данные распоряжения должны исполняться в течение трёх дней. Отказаться или уклониться от них невозможно, за исключением случаев, установленных нормативными актами Банка России.

Статья 30 ФЗ-39 предусматривает порядок осуществления раскрытия информации о ценных бумагах. Разглашению подлежит только информация, являющаяся общедоступной, не требующая специальных прав доступа.

Осуществляется раскрытие информации следующими способами:

В первом квартальном отчёте в году предоставляются следующие сведения:

  • бухгалтерский отчёт эмитента за предыдущий отчётный год с аудиторским заключением;
  • финансовый отчёт за последний трёхмесячный отчётный период.

В последующие ежеквартальные отчёты включаются только сведения за определённый период.
В сообщениях о важной информации указываются только факты, которые могут повлиять на изменения стоимости ценных бумаг эмитента.

Скачать текст закона о рынке ценных бумаг

Для подробного ознакомления со всеми положениями Федерального закона № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг» можно скачать текст документа с последними изменениями по ссылке ниже.