Включение ндс в арендную плату. Ндс по операциям предоставления в аренду помещений иностранным гражданам или организациям на территории российской федерации Кто платит ндс по договору аренды

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Для целей исчисления и уплаты в бюджет НДС операции по передаче имущества в аренду признаются услугой.

Следовательно, по общему правилу если арендодатель является плательщиком НДС, то его доходы по арендной плате облагаются НДС. Исключением является ситуация, при которой арендодателем в аренду на территории Российской Федерации предоставляется помещение иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Данная операция не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с положениями п. 1 ст. 149 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).

Прежняя редакция п. 1 ст. 149 НК РФ для целей применения освобождения от налогообложения предусматривала ограничения по виду помещений, передаваемых в аренду, а именно освобождение от налогообложения предусматривалось только в отношении передачи в аренду служебных и (или) жилых помещений. Действующая редакция п. 1 ст. 149 НК РФ ограничений по видам помещений не содержит.

Однако в абз. 2 п. 1 ст. 149 НК РФ установлено, что рассматриваемое освобождение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

ФНС России требования абз. 2 п. 1 ст. 149 НК РФ определяет как принцип взаимности.

Данный принцип предусматривает предоставление иностранным гражданам и организациям, арендующим помещения в Российской Федерации, ровно такого же объема освобождений, какой установлен законодательством иностранного государства и действует в отношении российских граждан и организаций за рубежом. По мнению ФНС России, практически это означает, что если иностранное законодательство содержит ограничения по видам арендуемых помещений, по категориям арендаторов или арендодателей либо вообще не предусматривает данную льготу, то в отношении иностранных граждан и организаций, арендующих помещения в Российской Федерации, льгота будет действовать с такими же ограничениями или не будет действовать вовсе. Предоставление одним из государств освобождения в объеме, большем или меньшем того, которое применяется другим государством, недопустимо, поскольку при этом нарушается условие взаимности (Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@). Судебной практики по данному вопросу нет.

Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются положения п. 1 ст. 149 НК РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Минфином России (абз. 2 п. 1 ст. 149 НК РФ). Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых, аккредитованных в Российской Федерации, применяется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении им в аренду помещений на территории Российской Федерации, утвержден совместным Приказом МИД России N 6498 и Минфина России N 40н от 08.05.2007 (ред. от 15.10.2009). Данный документ вступил в силу с 1 августа 2007 г., а для налогоплательщиков, уплачивающих НДС ежеквартально, - с 1 октября 2007 г.

Перечень включает 113 государств. При этом согласно Перечню освобождение от обложения НДС предусмотрено в отношении операций по передаче в аренду служебных (офисных) и жилых помещений без ограничения. Однако предусмотрены и некоторые особенности налогообложения рассматриваемой операции в зависимости от страны-арендатора.

Например

Исключение составляет Франция, где освобождение от обложения НДС предусмотрено только в отношении передачи в аренду немеблированных помещений, а также Чешская республика, где из числа необлагаемых операций исключена передача в аренду гостиничных номеров для проживания граждан Чехии. В отношении Испании предусмотрено освобождение от обложения операций по передаче в аренду только жилых помещений. На Острове Мэн (Великобритания) существуют ограничения по аренде для организаций, оказывающих финансовые услуги.

Таким образом, операции по предоставлению российской организацией (арендодателем) на территории Российской Федерации помещения в аренду иностранной фирме (арендатору), аккредитованной в Российской Федерации, объектом налогообложения по НДС не признаются. Следовательно, при оказании услуг по аренде помещений гражданам и (или) организациям иностранных государств, включенных в Перечень, счета-фактуры выставляются без НДС.

Между тем операции по предоставлению российской организацией (арендодателем) на территории Российской Федерации помещения с мебелью для коммерческих нужд в аренду иностранной фирме (арендатору), например резиденту Франции, признаются объектом налогообложения по НДС у арендодателя в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. При этом обложению НДС по налоговой ставке 18% подлежит стоимость оказанных услуг в виде арендной платы без включения в нее сумм НДС (п. 1 ст. 154 и п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичным образом с учетом установленных ограничений подлежит обложению НДС передача в аренду помещений иностранным фирмам - резидентам Чехии, Испании, Острова Мэн (Великобритания).

Что касается документального подтверждения права налогоплательщиков на освобождение от налогообложения рассматриваемых операций, перечень документов, подтверждающих правомерность применения такого освобождения, положениями гл. 21 НК РФ не установлен.

Официальная позиция фискальных органов заключается в том, что документом, подтверждающим льготу при сдаче помещений в аренду филиалу иностранной организации, может являться выписка из реестра филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих организаций (Письма УМНС России по г. Москве от 16.09.2004 N 24-08/60108 и от 21.06.2004 N 24-14/4/41004). В связи с этим необходимо учитывать, что сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, ведет Государственная регистрационная палата при Минюсте России (Устав федерального бюджетного учреждения "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации", утвержденный Приказом Минюста России от 20.07.2011 N 269).

Правомерность применения названной льготы может быть подтверждена также:

  • копией разрешения на открытие представительства иностранной организации, выданного Государственной регистрационной палатой при Минюсте России или Торгово-промышленной палатой Российской Федерации;
  • копией свидетельства о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, выданного Государственной регистрационной палатой при Минюсте России (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2006 по делу N А56-29329/04).

Кроме того, документальным подтверждением правомерности применения указанного освобождения будет являться договор аренды, заключенный с иностранной организацией (Письмо Минфина России от 25.10.2010 N 03-07-07/69).

Наличие документов, подтверждающих обоснованность применения освобождения от налогообложения рассматриваемой операции, имеет важное значение, поскольку является одним из обязательных условий применения льготы. По предоставлению в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, не имеющим аккредитацию в Российской Федерации, освобождение от налогообложения не предоставляется, и услуги по предоставлению в аренду помещений будут облагаться НДС в общеустановленном порядке.

Обоснованность применения освобождения от налогообложения рассматриваемой операции может быть проверена налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки по факту представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС за очередной налоговый период. Проверка обоснованности применения данной льготы будет проведена путем истребования соответствующих документов. Право налоговых органов истребовать данные документы обусловлено положениями п. 6 ст. 88 НК РФ, в соответствии с которыми при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на данные налоговые льготы.

В связи с этим во избежание неблагоприятных налоговых последствий при заключении договора аренды с иностранным гражданином или организацией арендодателю необходимо заранее запросить документы, подтверждающие факт аккредитации иностранной организации на территории Российской Федерации. У иностранного гражданина могут быть истребованы копия паспорта, вид на жительство, разрешение на работу и пр.

"Финансовая газета", 2012, N 8. Ведущий юрист ООО "РосКо - Консалтинг и аудит" С.Гаврилова

Если вы арендуете государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный вам арендодателем НДС вы учитываете в обычном порядке Письмо ФНС от 14.12.2017 N СД-4-3/25449. Вы становитесь налоговым агентом по НДС, только если арендодателем имущества является орган власти (например, Комитет по управлению государственным или муниципальным имуществом). Поэтому, даже не будучи плательщиком НДС (например, при УСН), вы должны сами исчислить налог, удержать его из арендной платы за имущество (кроме земельных участков) и перечислить в бюджет Письма Минфина от 15.02.2018 N 03-07-14/9228, от 24.09.2015 N 03-07-11/54577, ФНС от 14.12.2017 N СД-4-3/25449.

Включение ндс в арендную плату

Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/).Как видим, момент исчисления НДС (а он совпадает с моментом определения налоговой базы) связан с оплатой услуг аренды. Иными словами, обязательства по исчислению и удержанию НДС возникают у арендатора госимущества непосредственно при уплате доходов арендодателю. Соответственно, если оплаты не было, то и налог исчислять не надо (логично, ведь и удерживать его, как говорится, не с чего, а уплата НДС за счет собственных средств налогового агента Налоговым кодексом не предусмотрена).Например, налоговый агент не перечислял арендную плату в течение года, исчислять НДС в бюджет в указанный промежуток времени он не обязан (Письмо ФНС России от 06.04.2011 N КЕ-4-3/).

Ндс аренда

На сумму арендной платы и удержанного с нее НДС составьте счет-фактуру и зарегистрируйте его в книге продаж Письмо ФНС от 12.08.2009 N ШС-22-3/ НДС с арендной платы можно перечислять в бюджет п. 1 ст. 174 НК РФ: или по 1/3 от удержанной суммы налога не позднее 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда Письмо ФНС от 13.09.2011 N ЕД-4-3/ ; или в полной сумме в том же квартале, в котором оплачена аренда. В квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, арендатор: на ОСН — принимает НДС к вычету Письма Минфина от 26.01.2015 N 03-07-11/2136, ФНС от 12.08.2009 N ШС-22-3/ , регистрируя в книге покупок счет-фактуру, составленный при перечислении арендной платы; на УСН — учитывает НДС в расходах пп.


8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Расчет ндс при аренде имущества

Инфо

Налог перечисляется в бюджет равными платежами (по 9000 руб.) в установленные НК РФ сроки — до 25.04, 25.05, 25.06.Перечисленная сумма налога может быть заявлена к вычету только налоговыми агентами — плательщиками НДС. Соответственно, коммерсант (вариант 1) в силу п. 38.14 Порядка заполнения декларации по НДС отразит налог по строке 080 разд. 3 декларации по НДС за II квартал.Для варианта 2: поскольку ИП применяет специальный налоговый режим, воспользоваться вычетом уплаченного налога он не сможет. Строку 080 разд. 3 декларации он не заполняет.Если ИП — налоговый агент применяет, например, УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», то сумму НДС он учтет в расходах на основании пп.


8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Аренда муниципального имущества: внимание на ндс (зайцева с.н.)

Как принять уплаченный НДС к вычету Суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет, организация – налоговый агент может принять к вычету на основании п. 3 ст. 171 НК РФ. При принятии к вычету налога второй экземпляр счета-фактуры налоговый агент как покупатель услуг регистрирует в книге покупок (п. 2 Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость). Условиями арендных соглашений может быть предусмотрено, что арендная плата перечисляется арендатором авансом – например, ежеквартально в срок не позднее 10-го числа первого месяца квартала.


При таких условиях арендатор в момент перечисления арендной платы должен удержать всю сумму налога и перечислить ее в бюджет. К вычету уплаченный НДС можно принять только после того, как услуги аренды будут оказаны, т.е. приняты к учету на основании соответствующих первичных документов.

Аренда государственного имущества: налог на добавленную стоимость

Многие бухгалтеры допускают ошибки в отражении НДС, уплачиваемого налоговым агентом при аренде федерального и муниципального имущества. Расскажем, как правильно начислять, уплачивать налог и составлять по нему отчетность. Когда арендатор выступает налоговым агентом Обязанности налоговых агентов установлены п.
3 ст. 24 Налогового кодекса РФ. Основная из них заключается в правильном и своевременном исчислении, удержании из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислении в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов. Чтобы исполнить эту обязанность, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог за счет денег того лица, с кем имеет отношения. Правила уплаты в бюджет и принятия к вычету НДС налоговыми агентами – организациями и индивидуальными предпринимателями (ИП) установлены ст.
161, п. 3 ст. 171 и п. 4 ст. 173 НК РФ. Из анализа положений п. 3 ст.

Как платить ндс при аренде федерального и муниципального имущества

Арендаторы, взявшие во временное пользование муниципальное имущество, обязуются уплатить НДС. При этом договор аренды государственного имущества необходимо заключить с департаментом недвижимости либо оформить его как трехстороннее соглашение. В данном случае арендодатель, выступающий как владелец муниципального имущества, не несет на себе налоговую нагрузку.

Для расчета НДС сумма оплаты за временное пользование с учетом налога берется за налогооблагаемую базу. Если договор гласит, что в цену аренды включен НДС, то эта сумма и будет облагаться налогом по ставке 18/118. Если в договоре указана цена аренды, не включая НДС, то налог накручивается на эту сумму и уплачивается за счет средств организации по ставке 18%.
При этом расходы по оплате НДС не соотносятся с издержками по оплате налога.

Внимание

Если договор аренды заключен с муниципальным или государственным унитарным предприятием, которое выступает в качестве арендодателя, арендатор не должен удерживать НДС при перечислении арендной платы по такому договору. В данной ситуации МУП или ГУП обязаны самостоятельно исчислить НДС с полученной арендной платы. Такой позиции придерживается Минфин России в Письме от 10.06.2004 №03-03-11/92.


Если арендодателем выступает МУП или ГУП, а орган государственной власти лишь подтверждает его полномочия на подписание договора аренды, арендатор также должен перечислить всю сумму арендной платы владельцу помещения, не удерживая НДС. Особенности уплаты НДС В соответствии с п.

Кто платит ндс с арендной платы

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. Как определить налоговую базу Чтобы исчислить сумму налога, налоговый агент должен определить базу и ставку НДС.

На практике стороны договора могут указать цену имущества (сумму арендной платы), выделив при этом НДС, либо сумму НДС отдельно не выделять. Кроме того, в договоре может быть указано, что НДС уплачивается дополнительно к цене договора (сверх договорной цены) в соответствующий бюджет. Если цена договора включает в себя сумму налога, то последняя определяется расчетным методом.

Для этого нужно применить расчетную налоговую ставку 18/118 (п.
КБК) установлены Приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н. Уплачиваемый налоговым агентом НДС перечисляется на КБК 182 1 03 01000 01 1000 110. Этот же КБК указывается по строке 040 разд. 2 налоговой декларации по НДС <1. ----------– <1 Утверждена Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н. Уплатить НДС за орган государственной власти или местного самоуправления организация-арендатор должна, даже если арендную плату она не перечисляет деньгами, а покрывает выполнением работ или оказанием услуг своему арендодателю (Письмо Минфина России от 16 апреля 2008 г. N 03-07-11/147). Если услуги по аренде государственного или муниципального имущества приобретаются обособленными подразделениями организации, то НДС уплачивает головная организация по месту учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика (Письмо Минфина России от 26 ноября 2010 г.
N 03-07-11/448).

Кто платит ндс с аренды муниципального имущества

НК РФ) в бюджет? (Арендные платежи не перечислялись ввиду возникших трудностей в финансовом положении арендатора.)Ответ (с учетом представленных выше рассуждений) уже понятен: в случае если арендные платежи арендодателю не перечислялись, обязанностей налогового агента до момента погашения задолженности по аренде у арендатора не возникает. Иными словами, при отсутствии оплаты аренды налоговый агент не составляет счет-фактуру, не исчисляет и не уплачивает в бюджет НДС. Отражать налог в разд. 2 декларации, соответственно, не надо. Обратите внимание! Согласно п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 предусмотренное ст. 123 НК РФ правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика из выплачиваемых ему денежных средств.

Кто платит ндс с аренды помещения

Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС; если сумма НДС выделена, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС. Пример. Исчисление и удержание НДС арендатором — налоговым агентом Организация арендует два помещения: один у муниципалитета, а другой — у субъекта РФ. Договор заключен Цена одного месяца аренды по договору Дополнительные условия договора об НДС Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет Сумма арендной платы за месяц, подлежащая перечислению арендодателю с муниципалитетом 100 000 руб. Арендатор уплачивает НДС самостоятельно 18 000 руб. (100 000 руб. x 18%) 100 000 руб. с субъектом РФ 177 000 руб., включая НДС — 27 000 руб. (177 000 руб. x 18/118) 150 000 руб. (177 000 руб.

Арендаторы, взявшие во временное пользование муниципальное имущество, обязуются уплатить НДС. При этом договор аренды государственного имущества необходимо заключить с департаментом недвижимости либо оформить его как трехстороннее соглашение. В данном случае арендодатель, выступающий как владелец муниципального имущества, не несет на себе налоговую нагрузку.

Расчет НДС при аренде государственного имущества при ОСН и УСН

Для расчета НДС сумма оплаты за временное пользование с учетом налога берется за налогооблагаемую базу. Если договор гласит, что в цену аренды включен НДС, то эта сумма и будет облагаться налогом по ставке 18/118.

Если в договоре указана цена аренды, не включая НДС, то налог накручивается на эту сумму и уплачивается за счет средств организации по ставке 18%. При этом расходы по оплате НДС не соотносятся с издержками по оплате налога.

Оплата НДС происходит в обязательном порядке за период, в котором он был начислен, не позднее 20-го числа последующего месяца. НДС уплачивается при общем и упрощенном режиме налогообложения с выпиской счета-фактуры в течение 5 дней с момента оплаты.

Если учтены услуги по аренде или арендатор сам себе выставил счет-фактуру, то арендатор, использующий общую систему налогообложения, может вычесть сумму уплаченного НДС в том периоде, в котором была произведена выплата за прошлый квартал. Если арендатор использует упрощенную схему налогообложения, то он может отнести на расходы сумму уплаченного НДС вместе с услугами по аренде.

Сумма НДС при временном пользовании государственным имуществом рассчитывается индивидуально по каждому объекту аренды по ставке, прописанной в Налоговом кодексе. Налоговым периодом признается 1 месяц. Обязательства по выплате НДС автоматически снимаются с организации, если она не платит за аренду имущества в течение налогового периода, равного календарному месяцу.

Сумма НДС должна отчисляться с бюджета одновременно с перечислением платы за временное пользование государственным имуществом арендодателю.

Расчет НДС при аренде коммерческого имущества при ОСН и УСН

При аренде коммерческого имущества при обеих системах налогообложения за налоговую базу принимают сумму арендной платы. При этом арендодатель должен выставить арендатору соответствующий счет-фактуру в течение 5 дней с момента оказания услуги. Счет-фактура выписывается последним календарным днем месяца. Налогоплательщик имеет право вычесть уплаченную сумму НДС.

Чтобы принять выплаты по НДС к вычету, взятое во временное пользование имущество должно использоваться исключительно в производственных целях, а его арендную плату необходимо отразить в бухгалтерском учете. Вычет осуществляется только после уплаты НДС и выписки счета-фактуры.

Особенности НДС-расчетов

Не каждая компания может позволить себе иметь в собственности помещения для работы. Да это и необязательно, ведь недвижимость можно арендовать. А как известно, самым крупным собственником площадей является государство. Поэтому оно может предложить арендаторам большой выбор и приемлемые цены. Однако налогоплательщикам следует помнить, что процедура найма федерального (муниципального) имущества и ее налоговые последствия имеют свои особенности.

По сей день остается актуальным вопрос уплаты НДС при аренде госимущества. Кто в такой ситуации должен пополнить бюджет налогом, и по какой ставке следует его исчислять? Каким образом на решение данных вопросов влияют условия арендного договора? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Правильный договор аренды

Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.

Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).

Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

(ст. 651 ГК РФ).

Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.

Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение. Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора. Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).

Арендодатель госимущества: возможны варианты

Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.

На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.

Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.

Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю. Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество. Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.

Когда арендатору быть агентом

Исходя из норм действующего законодательства, выбор НДС-обязанного участника арендных отношений является наименее очевидным как раз в случае трехстороннего договора аренды. То есть контракта, сторонами которого, помимо арендатора, являются орган госвласти (на правах собственника имущества) и балансодержатель (МУП, ГУП и т. п.).

Проблема в том, что налоговое законодательство разъяснений по данному вопросу не содержит. Буквальное прочтение пункта 3 статьи 161 НК РФ об агентских обязанностях арендаторов муниципального или государственного имущества показывает, что арендатор должен удерживать из доходов арендодателя и платить в бюджет НДС в определенной ситуации. А именно «при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества».

То есть возможность наличия в арендных отношениях третьей стороны никак не упомянута в кодексе. Поэтому вполне логично предположить, что положения упомянутого пункта не распространяются на случаи найма помещений у оперативного управляющего или прочего распорядителя гос-имуществом. Иначе говоря, арендатору не нужно выступать в роли налогового агента в случае трехстороннего договора.

На возникновение агентских обязанностей арендатора только при двустороннем договоре уже несколько лет назад указывал и Конституционный суд РФ. В определении от 2 октября 2003 г. № 384-О судьи отметили, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, необходимо применять лишь «в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях».

Тем не менее налоговики давно предпочитают распространять эту норму кодекса и на случаи предоставления в аренду имущества, ранее переданного балансодержателю. Конечно, при условии, что госструктура также является одной из сторон договора. Если же арендный контракт заключен непосредственно с балансодержателем, то ему и предстоит рассчитываться с бюджетом (см., например, письма ФНС России от 14 февраля 2005 г. № 03-1-03/208/13, от 2 июня 2005 г. № 03-1-03/926/11, УФНС России по г. Москве от 29 ноября 2005 г. № 19-11/87841, от 27 марта 2007 г. № 19-11/28227).

Заметим, что с последним утверждением согласны и финансисты, и арбитражные суды. То есть, если госорган не указан в договоре муниципальной аренды в качестве одной из сторон, платить НДС должен балансодержатель (см., например, письмо Минфина России от 16 сентября 2005 г. № 03-04-14/16, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 октября 2006 г. № А19-12626/06-24-Ф02-5663/06-С1, ФАС Поволжского округа от 20 сентября 2007 г. № А12-17442/06-С61).

Итак, можно сказать, что в общем случае рассчитываться с бюджетом по НДС должен арендатор муниципального (государственного) имущества, если в договоре аренды фигурирует орган госвласти. В том числе при заключении трехстороннего договора с участием балансодержателя.

Напротив, не стоит беспокоиться о необходимости выполнения агентских обязанностей, если в качестве арендодателя выступает сам балансодержатель. От арендатора в данном случае требуется лишь своевременное внесение платы за помещение в установленном договором размере.

Пример 1

ООО «Фото-сервис» арендовало два офисных помещения. Одно из них – по договору с университетом, который является оперативным управляющим данного муниципального имущества. Причем арендатором по договору выступает учебное заведение, а орган местного самоуправления в арендных отношениях непосредственно не участвует. Другое помещение фирма арендовала у городской администрации, заключив договор с комитетом по управлению муниципальным имуществом.

В первом случае «Фото-сервис» не признается налоговым агентом, поскольку договор аренды заключен с балансодержателем, минуя органы власти. Значит, рассчитываться с бюджетом по НДС предстоит университету. Во втором случае компания должна исполнить обязанности налогового агента в полном объеме.

Агентский НДС и условия договора

Следует иметь в виду, что при возложении на арендатора госимущества агентских обязанностей он должен выполнить их даже в том случае, если сам не является плательщиком НДС. Например, освобожден от уплаты налога в соответствии со статьей 145 НК РФ или применяет специальные режимы налогообложения.

При исполнении агентских обязанностей арендатор должен перечислять НДС в бюджет не из своих средств, а из доходов арендодателя. Иными словами, налог необходимо удерживать из арендных платежей, поскольку его базой в данном случае является сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Согласно положениям НК РФ, единственно возможная для использования ставка НДС в такой ситуации – расчетная, равная 18/118 (п. 3, 4 ст. 164 НК РФ). Однако в среде налоговых работников бытует мнение, что для этого сумма арендной платы, указанная в договоре муниципальной аренды, должна включать в себя НДС. Между тем на практике требование инспекторов не всегда выполнимо, и вот почему. При определении размера платежей за использование муниципального имущества государственный собственник, как правило, опирается на базовую ставку, которая установлена местным нормативным актом. Дополнительным расчетом суммы налога казенные арендодатели озадачиваются редко. Чаще всего в договоре просто отмечено, что сумма арендной платы указана без НДС. А то и вовсе нет ни слова о налоге.

Арендатору в таком случае важно четко понимать две вещи. Во-первых, обязанности НДС-агента ему придется исполнять все равно. Ведь передача имущества в аренду на территории России является объектом данного налога (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). А во-вторых, налог при этом придется накрутить на указанную в договоре сумму, исходя из ставки 18 процентов, и перечислить в бюджет из собственных средств.

Можно сколь угодно долго спорить о справедливости требований налоговиков, однако гораздо дешевле во всех смыслах воспользоваться нехитрым приемом, который давно прижился в отношениях по аренде госимущества.

Арендатору имеет смысл инициировать внесение в договор необходимых изменений. Для этого достаточно заключить дополнительное соглашение к нему с указанием суммы налога, которая в составе арендной платы причитается муниципальному собственнику.

Расчет с бюджетом…

Действующим налоговым законодательством предусмотрено, что уплата НДС по операциям, которые признаются объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода. Напомним, что с 1 января 2008 года налоговым периодом для всех предприятий вне зависимости от величины выручки является квартал.

Особых сроков уплаты НДС для арендаторов муниципального имущества не установлено. Поэтому перечислять налог в бюджет они должны не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как и основная масса плательщиков. В те же сроки необходимо представлять в инспекцию и налоговую декларацию.

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1.

Предположим, что по условиям договора ООО «Фото-сервис» ежемесячно платит городской администрации за арендованный офис 11 800 руб. При этом НДС (1800 руб.) входит с состав арендной платы, которая вносится ежемесячно до 10-го числа текущего месяца. В учете «Фото-сервиса» бухгалтер будет отражать аренду госимущества следующими проводками:

ежемесячно:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с гор. администрацией»

– 10 000 руб. – отражен расход в виде арендной платы;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с гор. администрацией»

– 1800 руб. – отражен НДС по арендной плате;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с гор. администрацией» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 1800 руб. (11 800 руб.#18/118) – удержан НДС из дохода арендодателя;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с гор. администрацией» КРЕДИТ 51

– 10 000 руб. (11 800 – 1800) – перечислена арендная плата за текущий месяц.

По окончании каждого квартала, не позднее 20-го числа:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 51

– 5400 руб. (1800 руб.#3 мес.) – перечислен в бюджет НДС, удержанный из дохода арендодателя.

…и вычет налога

НДС, уплаченный в бюджет за арендодателя, арендатор-агент вправе предъявить к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Однако для этого необходимо соблюсти ряд условий. Так, госимущество должно быть использовано в облагаемой НДС деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ), арендный платеж отнесен на себестоимость (п. 1 ст. 172 НК РФ), а налог удержан из доходов арендодателя и уплачен в бюджет (п. 3 ст. 171 НК РФ). Кроме того, агент должен располагать счетом-фактурой (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Таким образом, принять к вычету агентский НДС могут только арендаторы, которые являются плательщиками этого налога. Освобождение от такой обязанности, как и применение спецрежимов, лишает права на вычет.

Что касается счета-фактуры, то органы государственной власти и местного самоуправления, в отличие от других арендодателей, этого документа не выписывают. Между тем отсутствие счета-фактуры может привести не только к потере права на вычет НДС, но и к нарушению арендатором налогового законодательства. Ведь, согласно пункту 16 Правил ведения книг покупок и книг продаж (утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914), в книге продаж необходимо регистрировать выписанные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС, в том числе при исполнении обязанностей налогового агента.

Чтобы обезопасить себя от претензий со стороны инспекторов, арендатор может выписать счет-фактуру самостоятельно. Тем более что именно такие рекомендации ранее давали и сами контролеры. Документ нужно составить в одном
экземпляре с пометкой «Аренда государственного или муниципального имущества» и зарегистрировать его в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС (письмо МНС России от 14 апреля 2003 г. № 03-1-08/1139/26-Н309). В книге покупок счет-фактуру регистрируют в части арендной платы, принимаемой к налоговому учету в текущем периоде, с отражением НДС в соответствующей доле, возмещаемой из бюджета.

Ставку налога в счете-фактуре нужно указывать расчетную – 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Независимо от того, указан НДС в составе арендной платы или по условиям договора арендатор обязан самостоятельно рассчитать и уплатить налог. При этом во втором случае арендатору сначала придется определить величину арендной платы с НДС, и лишь затем выписывать счет-фактуру. Выполнив все описанные требования законодательства и рекомендации инспекторов, арендатор госимущества без труда и негативных последствий сможет принять к вычету агентский НДС. В учете бухгалтер отразит эту операцию записью:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– принят к вычету НДС по арендной плате.

Ответственность налогового агента

В заключение хотелось бы напомнить, что легкомысленное отношение к агентским обязанностям законодательно наказуемо (п. 5 ст. 24 НК РФ). Так, если налоговый агент по своей вине не перечислит (недоперечислит) налог, подлежащий удержанию, ему придется заплатить штраф в размере 20 процентов от суммы, которую недополучил бюджет (ст. 123 НК РФ).

Кроме того, при несвоевременном перечислении в бюджет НДС, удержанного из арендной платы, нужно будет заплатить еще и пени (ст. 75 НК РФ).

Наконец, карендатору госимущества могут быть применены санкции за создание препятствий для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ). Причем такие помехи могут выражаться как в том, что агент своевременно не представит в налоговый орган декларацию, так и в том, что он не сообщит в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать налог. Штраф по таким основаниям составляет 50 рублей за каждый непредставленный документ. Если же нарушитель откажется представить имеющиеся документы или представит их с заведомо недостоверными сведениями, то сумма штрафа возрастет до 5000 рублей.

Автономное образовательное учреждение. Оформляем договор аренды помещения(технический этаж)для размещения базовой станции сотовой связи. Освобождены от НДС по ст.145 НК РФ. Имеем ли право не выделять сумму НДС в договоре аренды?

Ответ

Сделайте в договоре пометку «Без НДС».

Освобождение от обязанностей налогоплательщика позволяет учреждению не платить НДС независимо от того облагается операция налогом или нет. Но освобождение можно применять только когда выручка от облагаемых НДС операций не превышает 2 000 000 руб. за каждые три месяца (п. 1 ст. 145 НК). Если с учетом дохода от аренды лимит выручки не превысили, НДС не платите.

По облагаемым НДС операциям учреждение, которое освобождено от обязанностей налогоплательщика, обязано выставлять счета-фактуры с пометкой «Без НДС» (п. 5 ст. 168 НК). По договору прямой такой нормы нет. Но если в договоре нет прямого указания включает в себя цена сумму налога или нет, и это не следует из других обстоятельств и документов, которые составляли с контрагентом перед тем как заключить договор, по умолчанию считают, что цена включает в себя НДС (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). Кроме того организациям, которые освобождены от обязанностей налогоплательщика закон разрешает по своей инициативе начислять НДС по отдельным сделкам и уплачивать в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ).

В связи с этим чтобы избежать споров укажите прямо, что НДС в цене договора нет.

Обоснование
Как арендодателю учесть арендные платежи при операционной аренде

НДС

Бюджетные и автономные учреждения

Если арендодателем является бюджетное или автономное учреждение, с доходов в виде арендной платы оно должно начислить и уплатить НДС в общем порядке. Дело в том, что предоставление имущества в аренду с точки зрения главы 21 Налогового кодекса рассматривается как оказание возмездных услуг, являющееся объектом обложения НДС. Никаких особенностей для бюджетных и автономных учреждений нет.

Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса и подтверждено письмом Минфина от 07.07.2016 № 03-07-14/39827.

Исключение составляют лишь случаи, когда:

· в аренду предоставляются жилые помещения в жилищном фонде всех форм собственности;

· арендатором помещения является иностранный гражданин или иностранная организация, которые состоят на налоговом учете в России.

В этих случаях арендная плата НДС не облагается.

При этом исключение в отношении обложения НДС договоров аренды с иностранными гражданами или организациями применяется, если законодательством иностранного государства-арендатора:

· либо установлен аналогичный взаимный порядок в отношении граждан России и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве;

· либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) России.

Об этом сказано в пункте 1 и подпункте 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.

Так, совместным приказом МИД и Минфина от 08.05.2007 № 6498/40н утвержден перечень иностранных государств, в отношении граждан и организаций которых применяется освобождение от НДС при предоставлении им в аренду помещений. Этот перечень не содержит каких-либо ограничений, связанных с соответствующей нормой иностранного государства, к гражданам и организациям нашей страны.

Как получить освобождение от уплаты НДС

Условия для освобождения

Государственное или муниципальное учреждение имеет право получить освобождение от уплаты НДС. По общему правилу воспользоваться освобождением можно, если выручка без НДС от реализации товаров, работ, услуг за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 000 000 руб. (п. 1 ст. 145 НК).

Когда нельзя получить освобождение

Учреждение не может воспользоваться освобождением от уплаты НДС, если:

· выручка без НДС от реализации товаров, работ или услуг за три предшествующих последовательных месяца превысит 2 000 000 руб.;

· учреждение реализует подакцизные товары и не организовало раздельный учет выручки от реализации подакцизных и неподакцизных товаров.

Освобождение от уплаты НДС не распространяется на ввоз товаров на территорию России. То есть, даже имея освобождение от уплаты НДС, при импорте товаров налог придется платить (п. 3 ст. 145 НК).

Кроме того, учреждения, использующие право на освобождение от уплаты НДС, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов по удержанию и уплате налога в бюджет. Например, это покупатели товаров, продавцы которых - иностранные лица, которые не состоят на налоговом учете в России (п. 2 ст. 161 НК).

В особом порядке платят НДС налоговые агенты - покупатели металлолома, вторичного алюминия и сырых шкур животных. Покупатель обязан начислить НДС при приобретении такого товара, даже если он применяет освобождение от НДС. Принять этот налог к вычету он не вправе, так как не использует купленные товары в облагаемой НДС деятельности и не исполняет обязанности налогоплательщика (п. 8 ст. 161, п. 3 ст. 171 НК).

Расчет лимита выручки

Предельную величину доходов, которая позволит воспользоваться освобождением от уплаты НДС, определяйте исходя из выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца. Например, если учреждение намерено воспользоваться льготой с 1 апреля, предельную величину доходов определяйте с учетом выручки за январь, февраль и март.

Размер выручки определяйте без НДС по правилам бухучета.

В расчет лимита включайте выручку только по тем операциям, которые облагаются НДС (в т. ч. по нулевой налоговой ставке). Выручку по операциям, освобожденным от налогообложения, не учитывайте. Кроме того, не нужно учитывать выручку от реализации подакцизных товаров.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 145 НК и подтверждается в письме ФНС от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911 и пунктами 3 и 4 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33.

Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК). Поэтому выручкой от продажи товаров считается и доход от реализации, например, основных средств и материалов. Такие поступления также учтите при расчете лимита.