Китайская мечта сбудется. Перспективы развития экономики китая Чудодеев Ю. В

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стратегия развития энергетики Китая является частью стратегии развития китайской экономики и направлена на решение основной задачи - обеспечения запланированных параметров развития экономики.

Экспортная ориентация производства и создание благоприятного инвестиционного климата позволили китайской экономике, развивавшейся последние три десятилетия со среднегодовыми темпами прироста ВВП в 9,9 %, превзойти японскую экономику и выйти на второе место в мире после США. По предварительным данным за 2011 г., темпы роста экономики КНР составили 10,3 %, объем ВВП - почти 6,1 трлн. долл. (для сравнения: рост ВВП в России составил 4,0%, достигнув пример- но 1,3 трлн. долл.). Представим динамику изменения ВВП Китая в 2004-2011 г..

Вклад в ВВП по секторам за указанный период распределился следующим образом: объем добавленной стоимости продукции, созданной в первичном производстве, составил 4049,7 млрд. юаней (рост на 4,3 %); во вторичном производстве (обрабатывающая промышленность, строительство и производство энергии) - 18 648,1 млрд. юаней (рост на 12,2 %); в третичном производстве (сфера услуг) - 17 100,5 млрд. юаней (рост на 9,5 %). То есть, как это видно из приведенных данных, наибольший рост происходил в секторе обрабатывающей промышленности, строительства и энергетики, в то время как наименьший рост характерен для добывающих отраслей. Из этого можно сделать вывод, что Китай по-прежнему делает ставку на рост обрабатывающей промышленности, преимущественно высокотехнологичной.

Основой роста экономики Китая является прирост инвестиций. Общие капиталовложения в основные фонды Китая возросли в 2010 г. на 23,8 % по сравнению с 2009 г. При некотором снижении темпов роста инвестиций значительно улучшилась их структура. Реальный их рост по итогам года (после вычета ценовой составляющей) составил 19,5%.

Производство промышленной продукции в КНР в 2011г. увеличилось по сравнению с 2010 г. на 4,7 %. Интересно, что объем добавленной стоимости продукции ведущих промышленных предприятий вырос для госпредприятий и государственных холдингов на 13,7 %, для коллективных предприятий - на 9,4 %, для акционированных - на 16,8 %, для предприятий с участием иностранного капитала и капитала САР, Макао (Аомэня) и Тайваня - на 14,5 %. Эти данные подтверждают тезис, что государственные предприятия могут быть не менее эффективны, чем частные предприятия - проблема в эффективности управления предприятием, а форма собственности вторична. Столь быстрый рост экономики Китая во многом обусловливает и развитие топливно-энергетического комплекса, а также направленность и интенсивность внешнеэкономических связей в этой сфере, в определенной степени регламентируемых энергетической стратегией страны.

Энергетическая стратегия определяет темпы роста потребления энергии, а также структуру энергетического баланса - доли производства и потребления различных видов энергии, а также доли энергии, произведенной в Китае и импортированной. Анализ показывает, что стратегия включает в себя разработку соответствующих целевых показателей для трех временных горизонтов: рамочная стратегия развития энергетики на период до 2050 г.; долгосрочная программа развития основных отраслей энергетики на период до 2030 г.; детальная программа на 12-ю пятилетку (2011 - 2015 гг.).

Разработка стратегии развития энергетики на период до 2050 г. координируется Государственным комитетом по развитию и реформе (ГКРР) КНР. Институт энергетики (China Energy Research Institution) разработал количественную модель - Integrated Policy Assessment Model of China (IPAC), непосредственно используемую при сценарных расчетах развития энергетики Китая и состоящую из трех блоков: экономический блок: содержит модель экономики Китая, в которой более детально описаны энергоемкие секторы; технологический блок: включает более 40 секторов и свыше 600 технологий, существующих и перспективных, а также "дорожную карту" реализации этих технологий; эмиссионный блок: позволяет моделировать влияние эмиссии парниковых газов. китай энергетика стратегический прогнозирование

Прогнозирование развития энергетики Китая на период до 2050 г. носит сценарный характер и осуществляется в соответствии со сценариями, учитывающими основные возможные пути развития экономики Китая.

В рамках прогнозирования рассматривается четыре сценария:

действующий (business as usual, BAU). На наш взгляд, его можно назвать инерционным, поскольку в рамках данного сценария предполагается сохранение тенденций, действовавших в докризисный период, т.е. высокие темпы роста экономики и отсутствие реальной политики по предотвращению изменения климата за счет снижения выбросов;

низкокарбоновый (high GDP low carbon scenario, HLC). Предусматривает: высокие темпы роста экономики; реализацию политики национальной энергетической безопасности (развитие собственной энергетической базы, в том числе на основе разведки и разработки месторождений нефти и газа, диверсификации импорта первичных энергоносителей); усиление активности по охране окружающей среды, изменение режима экономического развития и режима потребления (с точки зрения рационализации структуры потребления), широкое использование новых технологий. Мероприятия по контролю эмиссии парниковых газов выполняются Китаем в одностороннем режиме; ?

ужесточенный низкокарбоновый ((high GDP enhanced low carbon, HELC). Отличие от низкокарбонового режима состоит в том, что мероприятия по предотвращению изменения климата осуществляются в рамках глобальной политики, в кооперации с другими странами. В этом сценарии Китай может пойти на большие ограничения в эмиссии парниковых газов, активнее инвестировать в новые технологии, такие как улавливание и хранение углерода (Carbon Capture and Storage, CCS);

ослабленный низкокарбоновый (low GDP low carbon scenario, LLC). Предусматривает более низкие темпы экономического роста, которые будут ограничивать применение мер по предотвращению изменения климата.

Представим прогноз спроса на энергию в Китае на период до 2050 г. в соответствии с различными сценариями. В качестве примера покажем динамику потребления энергии и структуру энергобаланса на период 2020 - 2050 гг. в соответствии с двумя сценариями - "действующим" и "ужесточенным низкокарбоновым". При сохранении использования угля практически на уровне 2020 г. его доля в топливно-энергетическом балансе сократится с 62 % до 42 % в 2050 г. В то же время интенсивный рост предполагается за счет нефти (абсолютное увеличение в 1,67 раза), газа (увеличение в 2,47 раза) и особенно для ядерной энергии (в 6,6 раза). При этом доля энергии, вырабатываемой на АЭС, возрастет к 2050 г. практически до 9 % при величине данного показателя в 2020 г. в 1,9 %.

Развитие энергетики по низкокарбоновому сценарию предполагает сокращение доли угля и нефти в топливно-энергетическом балансе. Если суммарная доля угля и нефти в 2020 г. составит примерно 77 %, то к 2050 г. эта величина сократится до 57 %. Долгосрочные программы развития отраслей энергетики до 2030 г., так же, как и рамочная стратегия до 2050 г., базируются в основном на макроэкономических моделях. Ниже в качестве примера приведена программа по природному газу, разработанная в научно-исследовательском центре Китайской национальной нефтегазовой корпорации.

При прогнозировании использовалось три сценария, охарактеризованных ниже. На рис. 2 показан прогноз спроса на природный газ в соответствии с различными сценариями - базовым (reference scenario), при высоких темпах роста потребления газа (high growth scenario), при низких темпах роста потребления газа(low growth scenario).

Главным энергетическим управлением (ГЭУ) КНР поставлена задача сохранять добычу нефти в 2011 - 2015 гг. на уровне 200 млн. т, с этой целью принято решение интенсифицировать поисково-разведочные работы. Добыча угля будет ограничена уровнем 3600 млн. т. В электроэнергетике суммарные генерирующие мощности достигнут в 2015 г. 1440 ГВт, в 2015 г. - 1760 ГВт (по состоянию на конец 2011г. они составляли 950 ГВт). Мощность ветровых электростанций к 2015 г. планируется увеличить до 55 млн. кВт. Крупные ветровые электроэнергетические комплексы в 12-й пятилетке будут построены в провинциях Ганьсу, Внутренняя Монголия, Цзилинь, Цзянсу, Хэбэй, Шаньдун, Чжэцзян, Фуцзянь, СУАР и г. Шанхае. Производство энергии без использования горючих ископаемых составит 11,4 % от общего объема потребления первичной энергии в 2015 г. и 15 % в 2020 г. В 2010 г. добыча природного газа (ПГ) в Китае составила 94,464 млрд. м3, импорт - 16,716 млрд. м3, в том числе импорт сжиженного природного газа (СПГ) - 13, 093 млрд. м3, импорт трубопроводного природного газа (ТПГ) из Туркмении - 3,618 млрд. м3, экспорт ТПГ (в Гонконг и Макао) - 4,074 млрд. м3, чистый импорт - 12,642 млрд. м3, чистое потребление - 107,106 млрд. м3.

Ожидаемый уровень добычи природного газа в 2015 г. - 170 млрд. м3. Добыча метана угольных пластов (МУП) в 2015 г. должна составить 20 млрд. м3, еще 30 млрд. м3 будет получено за счет проектов газификации углей. Объем импорта природного газа к 2015 г. увеличится до 90 млрд. м3. Таким образом, доля импорта в обеспечении потребности в природном газе в 2015 г. составит примерно 25 %

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация природных источников энергии. Анализ динамики мирового потребления энергоносителей. Проблемы и перспективы развития энергетики Китая. Пути повышения конкурентоспособности КНР в сфере международной торговли топливно-энергетическими ресурсами.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2017

    Общая характеристика современной китайской экономики. Аналитический обзор состояния государственных финансов Китая, тенденции развития ВВП, торговый баланс на период 2007-2008 гг. Меры борьбы с кризисом. Долгосрочная стратегия развития экономики страны.

    доклад , добавлен 27.01.2012

    Общая характеристика китайской модели экономики. Основные направления экономического развития. Проблемы результаты экономических реформ в Китае. Свободные экономические зоны (СЭЗ) Китая. Сотрудничество Китая и Росси: развитие, проблемы и перспективы.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2008

    Общая характеристика и особенности экономики Китая. Характеристика международной торговли. Нынешний этап и перспективы развития внешней торговли КНР. Основные статьи экспорта и импорта страны. Причины высоких поступлений иностранных инвестиций в КНР.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2010

    Экономико-географическое расположение Китая, краткая история его развития и экономического становления. Современное состояние экономики Китая. Основные тенденции внешнеэкономической деятельности государства. Состояние внешнеэкономических связей с Россией.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2014

    Развитие энергетического рынка Китая. Анализ угольной промышленности. Анализ угольной промышленности, газовой отрасли, возобновляемых источников энергии. Энергетическая политика Китая. Проблемы и перспективы развития энергетического рынка Китая.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2017

    Роль СЭЗ в экономике Китая и степень его вовлеченности в международные финансовые отношения. Сотрудничество Китая и России. Тенденции развития экономики Китая, и её роль в мирохозяйственных связях. Экономические реформы Китая. Экспортная валютная выручка.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Условия, факторы, а также основные направления экономических реформ в Китае. Роль прямых иностранных инвестиций в китайской экономике. Белорусско-китайские торговые связи. Тенденции и перспективы развития внешнеторговых связей Республики Беларусь и КНР.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2012

    Анализ экономики Китая, его основных показателей развития. Расчёт тенденций демографического роста, изменения и структуры ВВП, динамики показателей внешней торговли. Участие Китая в процессах миграции рабочей силы, членство в международных организациях.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Анализ основных макроэкономических показателей, промышленного производства. Динамика инфляции и безработицы. Анализ внешней торговли. Участие страны в международном движении капитала. Основные проблемы и перспективы развития Китая в современных условиях.

О стратегическом прорыве Китая к 2050 году

по материалам круглого стола «Будущее 2050: Индо-Тихоокеанский регион» Экспертно-аналитического центра ДВФУ

На XIX съезде Коммунистическая партия Китая (КПК) объявила о новом составе правительства, которое возглавляет Си Цзиньпин, ставший одним из самых влиятельных политиков Китайской Народной Республики (КНР) с момента проведения последнего съезда Центрального комитета КПК в 2012 году. После переизбрания на пост Генерального секретаря единственной правящей политической партии Китая, ее председателя и главы Центрального военного совета, Си Цзиньпин будет возглавлять 89 млн членов КПК и 1,3 миллиард граждан КНР в течение следующих пяти лет и, возможно, в дальнейшем, так как руководителю предстоит реализовать основную цель КНР - стать «социалистической современной мощной державой».

XIX съезд Коммунистической партии разработал конкретный двухэтапный стратегический план: на первом этапе с 2020 по 2035 годы планируют достичь основной социалистической модернизации, а на втором этапе с 2035 года до середины XXI века Китай станет процветающим, сильным, демократическим, цивилизованным, гармоничным и красивым социалистическим современным мощным государством. Достижение данной цели и реализация этапов заключается в том, чтобы четко определить график и «дорожную карту» «китайской мечты» - великого восстановления китайской нации - и спланировать стратегические шаги, которые можно реализовать на практике.

На съезде, который явился важным этапом в жизни китайского общества, Си Цзиньпин подвел итоги пятилетнему управлению страной и заявил, что Китай вошел в «новую эру» под его руководством. С таким уровнем уверенности и оптимизма Китай в ближайшие десятилетия лет не будет стесняться предлагать «китайскую мудрость и китайский подход к решению проблем, стоящих перед человечеством». Китай, скорее всего, добьется этого путем дальнейшего продвижения своего флагманского международного проекта развития ― инициативы «Пояса и Пути», которая интегрирует страны «сообщества единой судьбы». Конечная цель проекта ― превратить Евразию в экономический и стратегический регион, который будет соперничать, и, наконец, сможет превзойти евроатлантический регион.

Согласно упомянутой идее, одним из основных сдвигов в политике станет внешняя ориентированность Поднебесной. Страна будет играть более активную роль в решении основных глобальных проблем, выходящих за рамки непосредственного отношения к национальным и региональным интересам Китая.

Наступил конец эпохи Дэн Сяопина на мировой арене, последнее время Пекин использует подход, характеризующийся в международной политике, как «цянши дань бу цян’ин», что переводится как «сильный, но не жесткий». На протяжении десятилетий Китай тихо и спокойно добивался успеха на арене глобальной политики. В конце 1980-х годов Дэн Сяопин поручил китайским дипломатам вести себя сдержанно, и эта стратегия часто переводится на английский язык, как «скрыть наши возможности и держаться в стороне». Тогда китайское руководство считало, что их приоритетом является развитие внутренней экономики Китая, они не желали вмешиваться в международные дела, не имевшие прямого отношения к Китаю.

Изучение внешнеполитических действий Си Цзиньпина после XIX съезда раскрывают истинные национальные амбиции Пекина. Председатель КНР выдвинул «Четыре великих цели» ― опыт великой борьбы в новой эре; великое дело строительства КПК; и продвижение великого дела социализма с китайской спецификой с целью реализации великой мечты Китая о национальном возрождении. Согласно стратегическим планам, «к 2049 году всеобъемлющая национальная мощь и международное влияние Китая будут на переднем фланге». Иными словами, руководитель страны намерен восстановить статус Поднебесной как ведущей мировой державы, тем самым к 2049 году реализовать стратегию «современного и мощного Китая».

Вопрос «каким образом?» включает в себя нескольких стратегических целей. Во-первых, продвигать за рубежом «Мысль Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новой эре». До сих пор Пекин не активно экспортировал свою идеологию. Однако, лидер Китая рассматривает западную либеральную демократию как, в лучшем случае, препятствующую росту Китая и, в худшем случае, угрозу реализации «китайской мечты». Он считает, что китайский социализм философски превосходит западную альтернативу, о чем свидетельствует национальное развитие Китая и экономический рост; модель Китая дает возможность догнать развитые страны и предотвратить возвращение в эпоху унизительного колониализма.

Вторая главная цель состоит в вытеснении существующего мирового порядка, ориентированного на западные ценности. Развивающимся странам правительство КНР намерено предложить стратегическое экономическое и политическое «доброжелательное» управление под эгидой китайского руководства, включая взаимную дружбу, но не создание альянсов - экономическое развитие с политической независимостью. Необходимо обратить внимание на то, что Китай являет собой растущую экономическую и политическую силу - привлекательную для развивающихся государств, особенно с авторитарным режимом правления.

Третья цель - это дальнейшее реформирование Народно-освободительной армии Китая (НОАК), направленное на обеспечение и защиту национального суверенитета. НОАК будет модернизирована к 2035 году, и к 2049 году Китай станет военной державой мирового класса, что означает достижение регионального превосходства армии Китая к 2035 году и и глобального паритета с армией США к 2049 году.

Четвертая цель состоит в проведении более настойчивой внешней политики с целью продвижения и реализации идеи «китайской мечты». Национальная безопасность сейчас столь же важна, как и экономическое развитие. Новый стратегический подход предполагает сбалансированную интеграцию двух интересов - долгосрочного экономического развития с проведением сопутствующих экономических реформ, направленных на реструктуризацию и перестройку глобального политического порядка, а также безопасность, защиту и укрепление внутренних институтов социалистической системы Китая до тех пор, пока КНР не станет центром этого нового глобального порядка.

Таким образом, эти четыре цели представляют собой организующие принципы оценки стратегических действий, которые в ближайшее будущее способствуют безусловному стратегическому прорыву Пекина.

Переход Китая от игрока «тихого и спокойного» к «решительному» на мировой арене будет отражен в его изменяющемся подходе к международному развитию, коммуникации и «мягкой силе». В своем выступлении на партийном съезде председатель КНР призвал «укрепить уверенность» в развитии китайской культуры. Руководитель Китая также отметил, что Китай «усилит свою культурную мягкую силу», представив «настоящий, многомерный и панорамный взгляд на Китай». Китай не будет стесняться эффективно популяризировать свою историю и традиции.

Си Цзиньпин отмечает, что Китай будет продвигать «создание сообщества с единым будущим для человечества», также известное как «сообщество единой судьбы». Эта новая стратегия внешней политики Китая направлена на «выгодное всем открытое, инновационное и всестороннее развитие». На самом деле, это не означает, что Коммунистическая партия Китая будет идти на компромисс в отношении того, что она считает ключевыми национальными интересами. Например, Си Цзиньпин твердо настаивает, что в решении тайваньского вопроса КПК имеет «решимость, уверенность и способность побеждать сепаратистские попытки «независимости Тайваня» в любой форме». Действительно, как отмечают многие китайские эксперты, значительное количество людей в Китае считают, что Коммунистическая партия потеряет свою легитимность, если она потеряет Тайвань.

Если планы, намеченные руководителем КНР, должны быть добросовестно реализованы, мировое сообщество увидит фундаментальные изменения в дипломатической стратегии и внешней политике в ближайшие несколько лет. Под руководством председателя ЦК КПК Китай перейдет от модели страны, достигшей «тихого и спокойного успеха», к модели заинтересованного в поддержании контактов с другими странами, народами, действующего на опережение и уверенного игрока, который сообщит миру то, каким он его видит, и что он считает более подходящим в определении справедливого международного порядка.

Китай работает над расширением сближения интересов со все большим количеством стран, такими как Пакистан, Лаос, Камбоджа, и формирует сообщества единой судьбы на двусторонней основе. КНР также обратилась к странам Юго-Восточной Азии, Африки, Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока с просьбой развивать подобные сообщества, продвигая взаимовыгодное сотрудничество.

Таким образом, те амбициозные цели и задачи, которые поставлены съездом в 2017 году для достижения стратегического прорыва в реализации «китайской мечты» и строительства социалистического современного государства, к 2050 году будут выполнены. Сегодня уже сформировался новый тип международных отношений с выигрышным для Поднебесной сотрудничеством. На международной арене переход Китая от роли игрока, завоевавшего «тихий успех», к игроку «решительному» будет отражен в его изменяющемся подходе к международному развитию коммуникации и «мягкой силе». В своем выступлении на партийном съезде председатель КНР обозначил главные стратегические цели Пекина, которые включают в себя расширение глобального влияния через амбициозную инициативу «Пояса и Пути», создание сообщества с единым будущим для человечества, экспансивное наращивание и модернизацию Народно-освободительной армии, уверенную и наступательную внешнюю политику.

В завершении следует отметить, что активизация внешней политики Китая не является угрозой для России, несмотря на гуляющие в онлайне и оффлайне высказывания. Как проект «Один пояс - один путь», так и укрепление военного присутствия на южных рубежах КНР и, прежде всего, в Южно-Китайском море, являются реализацией описанной стратегии Пекина и не несут угрозу Российской Федерации. Более того, для реализации китайских проектов, направленных на Европу, сглаживания экономических споров с Соединенными Штатами, решения тайваньского вопроса, снижения напряженности возле южных территориальных вод Поднебесной, участие в освоение Африканского континента и многого другого, стране необходимы не просто мирные, но и дружеские отношения с Москвой.

В свою очередь, дальнейшее развитие Тихоокеанской России напрямую зависит от китайского участия в масштабных проектах в области добычи и переработки полезных ископаемых, строительства и производства. Участие китайского бизнеса в развитии Дальнего Востока позволит российской власти сконцентрироваться на развитии инженерной и социальной инфраструктуры, а компании и финансово-промышленные группы из других государств региона получат четкий сигнал о перспективах участия в дальневосточных проектах.

Избранное в Рунете

Андрей Виноградов, Валентин Головачев, Артем Кобзев, Александр Ломанов, Юрий Чудодеев

Виноградов Андрей Владимирович – руководитель Центра политических исследований и прогнозов Института Дальнего Востока РАН, доктор политических наук.
Головачев Валентин Цуньлиевич – старший научный сотрудник отдела Китая Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.
Кобзев Артем Игоревич – профессор, заведующий отделом Китая Института востоковедения, доктор философских наук.
Ломанов Александр Владимирович – главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, доктор философских наук.
Чудодеев Юрий Владимирович – ведущий научный сотрудник отдела Китая Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.


Сейчас Китай уже стал второй экономикой мира и может стать первой еще в первой половине XXI в. Однако КНР предстоит преодолеть немало препятствий на своем пути, включая технологические, социальные, экономические, экологические проблемы внутри страны, а также сложности утверждения в качестве крупнейшей мировой державы в системе международных экономических отношений. Тем не менее, есть свидетельства тому, что США уже готовы принять Китай в этой его новой роли. В Вашингтоне уже обсуждают концепцию «G-2», которая должна по сути дела заменить «G-7» и «G-8».

Для анализа долгосрочных перспектив развития КНР были определены следующие сценарии.

«Экологическая катастрофа». Специалисты, анализирующие ситуацию в Китае, указывают именно на эту опасность, как наиболее серьезную для будущего развития этой страны. Основные факторы, предопределяющие эту опасность - очень большая численность населения, особенно сельского, даже после трех десятилетий успешной демографической политики, и ресурсоемкий характер экономического роста. Экономические потери Китая от нарушения экологического равновесия и загрязнения окружающей среды оценивают от 10% до 20% ВВП, причем около 2/3 потерь от нарушения экологического равновесия и 1/3 от загрязнения окружающей среды . Таким образом, можно считать, что 2/3 потерь связаны с чрезмерной нагрузкой на среду в сельской местности из-за перенаселения, а остальные связаны с современным промышленным производством. В целом же загрязнение воздуха и водных ресурсов определяют остроту экологической проблемы.

Наиболее чревата кризисом ситуация с разрушением природной среды в перенаселенной сельской местности, поскольку экологический кризис в этом случае перерастает в социальный. Что касается загрязнения вод и воздуха, то аналогичная ситуация возникала в Японии, Германии и США на стадиях интенсивного промышленного роста. Для решения этих проблем имеются технологические решения, но они требуют больших экономических затрат и проведения государственной политики по внедрению экологически безопасных технологий.

«Быстрое старение населения и угасание по японскому варианту». Одним из важных факторов успеха китайских реформ и быстрого экономического роста в результате их проведения стала демографическая политика, направленная на сокращение рождаемости в стране. Ее несомненный успех имеет оборотную сторону - старение населения, то есть рост доли пожилых в населении страны. По имеющимся прогнозам, к 2050 г. около 30% населения Китая будет старше 60 лет . В настоящее время в Японии - стране с наиболее старой структурой населения, сталкивающейся с большими проблемами пенсионного обеспечения граждан и необходимостью переносить промышленное производство в другие страны из-за дефицита молодой рабочей силы, доля лиц старше 60 лет составляет 23%. К 2050 г. этот показатель в США достигнет 27%, то есть население Китая будет более старым, чем население США.

Очевидно, что Китай может потерять свое конкурентное преимущество как страна, обладающая достаточно квалифицированной, но дешевой рабочей силой. Удержать позиции «мастерской мира» при стареющем населении, которое будет нуждаться в социальном обеспечении, что будет отрывать средства от экономического развития, будет затруднительно. Китай станет похож на современную Японию по своим достижениям и проблемам, но с гораздо более низким уровнем ВВП на душу населения.

«Борьба за лидерство в мире»

Как подчеркивали авторы доклада Национального разведывательного совета США «Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир»: «Китай имеет предпосылки в ближайшие двадцать лет оказывать на мир большее влияние, чем какая-либо другая страна. Если нынешние тенденции не изменятся, к 2025 г. экономика Китая станет второй по величине в мире, а сам он - ведущей военной силой» . Ныне Китай уже стал второй экономикой мира и, по различного рода оценкам, может стать первой еще в первой половине XXI в. Важно отметить то, что экономика Китая будет лидировать не только по объемам, хотя и здесь ее отрыв от других впечатляет уже сейчас. Например, КНР находится на первом месте в мире по производству стали с гигантским отрывом от других государств - 568 млн. т в 2009 г., Япония - 88 млн. т, США - 58 млн. т, Россия - 60 млн. т. Аналогичная ситуация в энергетике, других отраслях металлургии, машиностроении. С 2004 г. Китай является крупнейшим в мире экспортером продукции цифровых технологий, опережая и Японию, и ЕС, и США . По абсолютному числу пользователей Интернета КНР находится на первом месте в мире (свыше 250 млн. чел.) .

КНР планирует долгосрочную стратегию развития. В ее разработке участвует Академия общественных наук, Академия наук, исследовательские центры Госсовета, Комитета по планированию развития Китая. При сопоставлении прогнозных оценок, сделанных ранее, и реальных результатов экономического развития оказывается, что прогнозные оценки были вполне реалистичны и весьма близки к тому, что осуществилось .

Безусловно, КНР предстоит преодолеть немало препятствий на пути к экономическому лидерству, включая технологические, социальные, экономические, экологические проблемы внутри страны, а также сложности утверждения в качестве крупнейшей мировой державы в системе международных экономических отношений. Тем не менее, есть свидетельства тому, что США уже готовы принять Китай в этой его новой роли. Экспертные и политические круги США обсуждают концепцию «G-2» (механизм неформальных договоренностей между США и КНР) , которая должна по сути дела заменить «G-7» и «G-8» (США, Канада, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Япония и Россия).

Рис. 1.

Возможные сценарии развития китайской цивилизации


Виноградов А. В.

Выше выделены только некоторые факторы и тенденции, любой сценарий будет результатом их взаимодействия. Здесь перечислены только негативные сценарии, поэтому я тоже буду рассматривать негативные.

На мой взгляд, начавшийся перенос промышленного производства из Китая в ЮВА и др. регионы ослабит, во всяком случае, не будет усугублять экологическую проблему, но сокращение сельскохозяйственных земель будет обострять продовольственную проблему. -10% экология .

Старение населения при отсутствии государственной системы всеобщего социального страхования - не проблема государства, старики будут делать посильную работу и находиться на содержании семей. Ни экономических, ни социальных потрясений из-за этого не будет. - 10% старение населения .

Встраивание во внешний мир политически - более серьезный вызов, у Китая нет ни отработанных внешнеполитических моделей, ни опыта активного политического взаимодействия с миром. - 35% .

Политическая нестабильность в центре и экономическая регионализация на фоне вышеперечисленного. Она позволит решить ряд проблем на уровне отдельных регионов - 45% .

Головачев В. Ц.

Мой «прогноз»:

Сценарий 1-5% (крайне маловероятно)

Сценарий 2-5% (крайне маловероятно)

Сценарий 3-90%

Мой комментарий:

«Экологическая катастрофа»

Трудно представить себе некую экологическую катастрофу, способную реально погубить весь Китай, как огромную страну, и уж тем более - цивилизацию. Потоп или внезапное опускание материков (судьба Атлантиды) Китаю не грозят, либо относятся к категории совершенно непрогнозируемых сценариев. Катастрофы же вроде «глобального потепления» грозят не только Китаю и китайской цивилизации, но и всему миру с его глобальной цивилизацией. Что касается общих и зональных экологических проблем Китая, то они регулируемы на уровне тенденций, при помощи последовательной экологической политики. В последние десятилетия в Китае происходит относительно радикальный и эффективный разворот к решению экологических проблем, курс на которое подтвержден, например, в документах 18-го съезда КПК. В дальнейшем этот курс будет уточняться и упрочиваться. Поэтому негативный сценарий под названием «экологическая катастрофа» - нереален для Китая и должен учитываться только теоретически.

«Быстрое старение населения и угасание по японскому варианту»

Попытки оценить вероятность (прогнозировать) социального развития Китая «по японскому варианту» представляются в принципе некорректными. При относительно «быстром» старении в 130-миллионной Японии, очевидно, этот же процесс может иметь совсем иные темпы, масштабы и последствия в 1,5-миллиардном Китае. При этом опыт Японии, безусловно, внимательно изучается и учитывается в Китае при разработке долговременной политики социального макрорегулирования. Подобный «японский» сценарий развития китайской цивилизации нереален, либо крайне маловероятен, как и сценарий «экологической катастрофы».

«Борьба за лидерство в мире»

Борьба за мировое лидерство - не прогнозный сценарий, а давно идущий процесс, вероятность которого не подлежит сомнению и не требует процентных расчетов. Если же речь идет о вероятности достижении лидерства, то Китай уже сейчас является одним из признанных мировых лидеров во многих отношениях. При этом достижение формального или абсолютного мирового лидерства - заманчивая, но сомнительная цель, которая сопряжена с огромными, труднопредсказуемыми и контролируемыми внешними ожиданиями, обязательствами и обстоятельствами. Учитывая особое стратагемное мышление китайцев, легче предположить, что для них желаемым сценарием может быть осуществление мирового лидерства «из тени», при внешнем сохранении на вторых ролях.

Мировое лидерство Китая - не цель, а скорее исторический идеал (национальная идея), не требующий временных сроков, но способный идеологически мобилизовать китайское общество на реализацию планируемого курса, темпов и качества развития страны.

Заключение

Стабильное и динамичное внутреннее развитие, а также «возвращение» к мировому цивилизационному доминированию (не обязательно за счет формального лидерства) через качественную внутреннюю метаморфозу - вот, на мой взгляд, наиболее вероятная стратегическая цель или сценарий развития китайской цивилизации в 21 веке , которая на данный момент выглядит безальтернативной (если отбросить апокалиптические, гибельные сценарии), и потому не требует «гаданий на процентах» путем «вероятностных прогнозов». Ее достижение потребует, в частности, уклонения (на уровне регулируемых тенденций) от вышеперечисленных негативных сценариев, а также разработки позитивных тактических сценариев и «нормативных прогнозов». Очевидно, нынешнее китайское руководство хорошо понимает, что ключевым условием для реализации всех долговременных целей развития страны было и будет сохранение устойчивого комплексного экосоциалъного (экологического и социального) баланса как в самом Китае, так и по возможности за его пределами. Соответственно, главная внутренняя угроза для современного Китая - не социальное «угасание» и не всекитайская экокатастрофа, но обрушение экосоциалъного баланса , чреватое кризисом всей существующей государственной системы. Например, внезапный и резкий социальный взрыв с последующей цепной реакцией, толчком для которого может послужить даже локальное экологическое бедствие или отдельная «роковая» ошибка в политике современных властей Китая. Последние, безусловно, будут предпринимать все возможные усилия для предотвращения подобных угроз и кризисов, во имя достижения вышеназванных стратегических целей.

Кобзев А. И.

Оценка сценариев:

1-5-10% (7,5%), 2-5-10% (7,5%), 3-80-90% (85%).

Первые два сценария носят социоестественный характер и соответственно зависят от двух факторов: общественных отношений и взаимодействия человека с природной средой. С исторической точки зрения Китай обладает наибольшим в мире опытом решения подобных проблем. Общеизвестны его рекордные с древности достижения в сфере социальной регуляции и особенно в демографии: это единственная в истории человечества страна, способная в зависимости от тех или иных потребностей существенно как увеличивать, так и уменьшать численность своего населения. В условиях самого длительного иноземного завоевания - маньчжурами в эпоху Цин (1644-1911) китайцы в 6-8 раз превысили максимум своей численности в 50-60 млн. человек, до этого не преодолевавшийся тысячелетиями. И наоборот, в конце 20 - начале 21 в. они плановыми мерами остановили рост населения на экономически приемлемом уровне, чего, к примеру, не может добиться находящаяся в сходном положении Индия. С полномасштабными же экологическими проблемами они столкнулись еще в середине 1 тыс. до н.э. и за многие века научились их умело решать, первыми в мире начав применять для этого и экологические методы, в частности истребление одних насекомых с помощью других. Подобный багаж заключает в себе и гомеопатические, и терапевтические, и хирургические методы вроде смертной казни, что сомнительно с точки зрения западных стандартов гуманности, демократичности или политкорректности, но весьма эффективно на практике. Никакой экономический рост в такой огромной, разнообразной и сложной стране не был бы возможен без колоссального культурно-исторического потенциала, аналогом которого не располагает ни одна страна в современном мире. В целом помимо богатого исторического наследия, способного конвертироваться в актуальные результаты, Китай располагает таким важным для преодоления указанных угроз ресурсом, как высокая степень управляемости, социально-политической централизации и хозяйственно-экономической планируемости.

Третий сценарий обусловлен более сложной конфигурацией факторов, во многом зависимой не от самого Китая. И исторический опыт здесь не столь богат и полезен, поскольку основополагающая мироустроительная модель предполагала естественно-цивилизационную, а не завоевываемую политикой и экономикой покорность менее культурной периферии всего мира его центру - Срединному государству (Чжун-го). Позднее навязывавшиеся агрессивными соседями признания дипломатического равенства с ними не устраняли восприятия их как варваров. Попытка Мао Цзэдуна в середине 20 в. сделать Китай мировым лидером по западному образцу не была подкреплена экономически и обернулась провалом как вовне, так и внутри страны. Два раза в 20 в. отход от исконных ценностей в пользу западного капитализма и советского коммунизма оборачивался для Китая катастрофой. Глобализация - проблема обоюдоострая и для него, и для остального мира. Принятое современным Китаем древнее самоназвание - Срединное государство говорит о центральности и независимости, но экономически он привязан к Западу (США и Евросоюзу), а идейно-политически и геостратегически - к Востоку, т. е. прежде всего России и странам постсоветского пространства. География и история требуют от КНР и РФ союзнических отношений, но если посчитать не только товарооборот, который у КНР с США чуть ли не на порядок больше, чем с РФ, а, например, количество учащихся в США китайских студентов, т. е. будущей элиты страны, то станет виден противоположный вектор сближения. Однако по этому направлению Китаю грозят самая жесткая экономическая конкуренция, военно-политические демарши в виде поддержки Тайваня, тибетских и синьцзянских сепаратистов, противодействие китайским интересам в Азии и Африке, спорах с Японией и т.д. Отсюда ясно, что судьбоносный выбор Китаем пока не сделан. Сделать его - важнейшая задача грядущего 10-летия для него и России. Надоело играть в подвалах? Играй в казино кристалл онлайн не выходя из дома.

Между Россией и Китаем много общего. Современные (республиканские) формы государственности там и тут насчитывают около ста лет. За это время иногда даже ставился вопрос об объединении двух стран, хотя, с другой стороны, дело доходило и до военных столкновений. Дважды в 20 в., после Октябрьской революции 1917 г. и образования КНР в 1949 г., самые дружественные отношения между нашими странами оборачивались вооруженными конфликтами. На общем пути Россия стартовала в 1917 г. - на 6 лет позже начала Синьхайской революции в Китае. Точно с таким же временным разрывом начался и новейший этап развития обеих стран: в КНР в 1978, в СССР в 1984 г. Наши государства пошли разными путями реформ: Россия - прежде всего политических, Китай - экономических, но сейчас произошла конвергенция, хотя в России больше политических достижений, а в Китае - экономических. Одна из главных общих черт обеих стран - наличие властной вертикали с одной доминирующей партией "и огромными полномочиями лидера. 1

В настоящее время Китай стоит на пороге судьбоносных решений, обусловленных серьезными проблемами беспрецедентного роста и чреватых непредсказуемыми последствиями. Пришедшему к власти новому поколению руководителей предстоит решить целый комплекс сложнейших задач: от испорченной экологии, перегрева экономики, дисбаланса в доходах различных слоев населения и регионов страны, политических конфликтов в Синьцзяне, Тибете, на Тайване и спорных островах Южно-Китайского моря, до противоречий между официальной коммунистической идеологией и всепроникающими западными ценностями, а также традиционным конфуцианским мировоззрением и исконными даосско-буддийскими верованиями, завоевывающими всё большую популярность. Естественно, другой глобальный гигант - США - постарается использовать в своих геополитических и экономических интересах риски переходного этапа КНР, возможно, вовлекая своего главного конкурента в разного рода конфликты. В силу упомянутых исторических и геополитических обстоятельств, в частности, конфигурации управляющих миром сил после Второй мировой войны, распределения ролей в Совбезе ООН и т. п., РФ и КНР - безусловные лидеры Востока как нового геополитического центра силы, который может противостоять Западу. Причем достоинства той и другой страны дополняют друг друга. У КНР бесспорные экономические преимущества, а у РФ - военно-политические и дипломатические, прежде всего недостающий пока Китаю огромный опыт участия в решении глобальных проблем человечества.

Ломанов А. В.

Мой вариант оценки:

Хотелось бы подчеркнуть, что предложенные сценарии не являются полностью взаимоисключающими. Вполне возможно представить себе «грязный» и «старый» Китай, успешно продолжающий борьбу за глобальное лидерство. Набор альтернатив китайскому лидерству включает много других проблем, которых нет в этом списке. Губительная социально-политическая дестабилизация внутри страны может быть вызвана факторами, не имеющими прямой связи с экологией и демографией.

Несколько соображений по поводу сказанного в сценарной части:

Китайские власти сделали экологию государственным приоритетом. Поскольку китайское государство имеет больше возможностей для прямого директивного вмешательства в экономику (закрытие загрязняющих производств без долгих тяжб, запрет автомобилистам выезжать на улицы в определенные дни и т.д.), чем на Западе или в Японии, нет оснований полагать, что Китай справится с этим хуже. Научно-технические разработки в сфере экологии там идут весьма активно.

Китайские эксперты серьезно встревожены тем, что страна «постареет раньше, чем разбогатеет». Вместе с тем о сохранении позиции «мастерской мира» речь не идет в любом случае. Официально поставлена задача поменять модель роста. Дешевый труд и массовый экспорт созданного им ширпотреба больше не приоритет, зарплаты в Китае растут быстро. Предполагается, что расширение социального обеспечения будет не вредить, а помогать экономическому развитию (люди не будут копить на старость, смогут больше тратить сами, да и дети будут меньше сберегать), что соответствует нынешнему курсу на расширение внутреннего спроса.

США более не готовы принять Китай в его новой роли, о чем свидетельствует негативное развитие двусторонних отношений в последние годы («поворот к Азии» с обещанием перебросить основные силы ВМФ США на Тихий океан, участие американцев в территориальных спорах на стороне оппонентов Китая, и так далее). От роли младшего подчиненного партнера Китай отказался, иного США не предложили. Так что концепция «G-2» теперь мало отличается от рассуждений о счастливом вхождении России в «общеевропейский дом».

Чудодеев Ю. В.

Успешное догоняющее развитие - 95%

Экологические проблемы - 5%

Старение населения - 0%

Несколько слов в обоснование предложенных оценок. Первое - китайское руководство, как свидетельствуют итоги 17-го и 18-го съездов КПК, видит и осознает эти проблемы и по-своему пытается их решать. Более того, они заявляют о готовности к конструктивному сотрудничеству с мировым сообществом в решении этих вопросов, хотя по-прежнему не подписывают Киотский протокол и т.д. Позиция КНР, конечно, будет соразмеряться с международными реалиями, реакциями и позициями. Но Китай все время твердит о своей автономности и определенной самодостаточности, несмотря на огромную зависимость от реализации своей продукции за рубежом. И в этом вопросе он будет действовать по-своему. Экологические проблемы - это своего рода плата за рост китайской экономики, который будет продолжаться ради достижения «умеренного благополучия» (сяокан), развития внутреннего рынка и пр. Для китайского руководства главное - не нарушить социально-политическую стабильность развития общества, реализовать идею социальной гармонии и продолжать курс на великое возрождение китайской нации. А проблем на этом пути немало: резко возросшая дифференциация общества, значительный разрыв в развитии между приморскими и сравнительно бедными внутренними (особенно западными и юго-западными) районами, несогласованное развитие города и деревни. Мы уже не говорим о дефиците природных ресурсов, экономических преступлениях и коррупции. А между тем Китай не может спуститься ниже ежегодного прироста в 5%, ниже производства зерна в 500 млн. т, ниже 120 млн. га пахотной земли («красная черта») ! - Китай к ней сегодня приблизился. А это уже проблема продовольственной безопасности. Китайцы решали и будут решать эти проблемы, но прежде всего с учетом своих национальных интересов.

Проблема старения. Да, существует. Но для Китая далеко не первая. Тем более что ее решение в руках государства. Достаточно разрешить рождение второго ребенка, тем более что это уже практикуется частично в западных районах и частично в деревне. К 2050 г. в КНР, безусловно, вырастет производительность труда и квалификация рабочей силы.

Наконец, о «борьбе за лидерство» Китая. Конечно, китайским лидерам будет импонировать лидирующие позиции их страны в мире, тем более что это согласуется с выдвинутом на съездах КПК курсом на «великое возрождение китайской нации». Но на какие-либо неформальные договоренности с США и замене «G-7» или «G-8» они вряд ли пойдут. Думается, по-прежнему будут называть себя - «самостоятельная развивающаяся нация». Потому что позиция лидера всегда вызывает зависть, косые взгляды, неприятие и отчуждение. А это китайцам ни к чему.

Ниже представлена сводная таблица ответов экспертов.

Таблица 1

Оценка экспертами вероятности сценариев, %


Примечания:

Ушаков И. В. Экологический лабиринт. Социально-экономические аспекты природопользования в Китае. М.: ИД «Форум», 2008. С. 37.

World Population Ageing 1950-2050. UN, NY, 2002.

Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. М. С. 13.

Данные World Steel Association, сайт world steel.org В 2009 г. выпуск в КНР рос, а в других странах в условиях кризиса значительно уменьшился.

Промышленная политика Китая: очередное достижение // Экономист, № 1, 2006. С. 50.

Jens Damm. Chinas cape moving beyond the People’s Republic // The Newsletter HAS No 50, spring 2009. P. 28.

См.: Наумов И.Н. Стратегия экономического развития КНР в 1996-2020 гг. и проблемы ее реализации. М.: ИДВ РАН, 2001. С. 70. Табл. 14.

Bergsten С. F., Freeman С., Lardy N. R., Mitchell J. D. China’s Rise. Washington D. C., 2008. P. 25-27.

Генсек ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) Си Цзиньпин – политический и главный инноватор в КНР. Такое мнение в эфире китайского телеканала CGTN озвучил российский востоковед, профессор РУДН Юрий Тавровский. По его словам, до Цзиньпиня в Китае не было долгосрочного планирования, теперь же появилась программа развития до 2049 года. Эксперт считает, что российским властям стоит перенять опыт китайских коллег. Он сравнил развитие государства без дальнесрочного планирования с плаванием корабля в открытом море без маяка.

Тавровский убежден, что без КПК в Китае «не было бы таких успехов».

В Пекине 24 октября в Доме народных собраний завершился 19-й Съезд Компартии. В Устав КПК внесли идею Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи. Китайский лидер выступил с докладом о деятельности партии за предшествующие пять лет под названием «Добиться решающей победы в построении общества среднего достатка, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху». Съезд доклад одобрил. Цзиньпиня поставили в один ряд с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопинем.

«Мысль Си Цзиньпина о социализме с китайскими особенностями в новую эпоху основывается и продолжает обогащать марксизм-ленинизм, мысль Мао Цзэдуна, теорию Дэн Сяопина, теорию трех представительств* и научный взгляд на развитие. Она представляет собой последнее достижение в адаптации марксизма к китайскому контексту и инкапсулирует практический опыт и коллективную мудрость нашей партии и народа. Это важный компонент теории социализма с китайской спецификой и руководство к действию для всех наших членов и всего китайского народа, когда мы стремимся к достижению национального омоложения. Эту мысль следует придерживаться и неуклонно развивать на долгосрочной основе», – говорится в тексте резолюции Съезда.

Согласно тексту документа, период развития Китая до 2050 года поделен на два этапа: с 2020 по 2035 год ЦК КПК планирует создать силами «умеренно процветающего общества» фундамент; следующие 15 лет напряженной работы, опираясь на результаты модернизации, китайское общество будет строить современный и социалистический Китай. Уделяется внимание экологии – Китай будут строить красивым и зеленым, а также национальной безопасности, со ссылкой на мысли Си Цзиньпина.

«В нашей партии абсолютно каждый из нас должен всегда быть наравне с народом, разделять общее будущее и оставаться по-настоящему связанными с ними (людьми – прим. авт.). Стремление людей жить лучшей жизнью всегда должно быть в центре наших усилий. Мы должны продолжать решительно стремиться к великой цели национального омоложения», – сказал он.

Компартия Китая основана в июле 1921 года. В настоящее время в партию входят более 89 миллионов человек, или 6% населения КНР. Высший управляющий орган – Съезд, который проводится один раз в пять лет. В работе съезда в 2017 году приняли участие 2280 делегатов, отобранных из числа членов первичных организаций. Съезд избирает ЦК КПК, Центральную комиссию по проверке дисциплины, высших должностных лиц страны, меняет Устав партии. Одно лицо не может занимать одну должность более двух пятилетних сроков.

В Российском институте стратегических исследований считают, что 19-й Съезд ЦК КПК ориентирует страну для достижения китайской мечты, возрождение нации или нации Чжунхуа. Руководитель Центра Азии и АТР РИСИ Константин КОКАРЕВ объяснил, что в докладе поставлена задача привлечь население к управлению государством. Во всех начинаниях китайские власти должны опираться на поддержку широких народных масс. При этом руководство Компартией – незыблемо и неизменно.

«Сейчас мы видим подтверждение того, что эти идеи вошли в устав Коммунистической партии как идеи Си Цзиньпина», – сказал Кокарев.

Персонификация идеи – впервые со времен Мао Цзэдуна – говорит об авторитете Си Цзиньпина, его «возможности контролировать и организовывать всю ту колоссальную работу, которую предстоит делать в интересах реализации «Стратегического плана развития…», считает Кокарев.

«Съезд декларирует намерение Компартии Китая дальше проводить политику строгого управления. Это означает последовательную работу по дальнейшему укреплению партийной дисциплины и принятию решительных мер к пресечению её возможных нарушений», – сказал он.

Кокарев рассказал о «Стратегическом плане социализма с китайской спецификой для новой эпохи (или новой эпохи)». Он включает в себя 14 пунктов, которые и были озвучены в докладе Цзиньпина. Следующее, после непререкаемости руководства КПК и поддержки населения, – это общие подходы к реформе.

«Они включают в себя целый ряд позиций. И креативность, научность, и открытость, и так называемая «общая выгода» при реализации тех или иных проектов. Особый акцент делается и на так называемом «зеленом» подходе к реализации экономических проектов. Кроме этого, в плане предусмотрены определенные движения в сторону совершенствования политической системы и политического режима в Китае. Но неотъемлемым и обязательным положением в этом ключе является следование необходимости всемерного развития социализма именно с китайской спецификой», – сказал Кокарев.

Социализм с китайской спецификой новой эпохи – новация Цзиньпина, тезис вошел в резолюцию ЦК и другие материалы Съезда как «идеи Си Цзиньпина».

*тройное представительство, теория трех представительств – теория, выдвинутая в 2002 году на 16-м съезде КПК генсеком ЦК Цзян Цзэминем. Компартия в его видении должна представлять интересы широких слоев трудового населения: передовых производительных сил, китайской культуры, коренные интересы населения. В результате в Компартию смогли вступать представители среднего и крупного бизнеса.

Юркова Ю.А. Перспективы развития экономики Китая // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 54-57.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ

Ю.А. Юркова , м агистр

Уральский Государственный Экономический Университет

(Россия, г. Екатеринбург)

Аннотация . В данной статье рассматриваются перспективы экономики Китая в долгосрочном периоде. Изучается модель хозяйственной деятельности страны, ее ключевые особенности. Рассматриваются варианты экономического роста экономики Китая с точки зрения других авторов, изучающих данную проблему. Составлен прогноз развития экономики Китая до 2025 года на основе на основе данных Международного валютного фонда. Так же изучено положение национальной валюты Китая на мировой арене .

Ключевые слова: Валовой внутренний продукт (ВВП), инновации, национальная валюта, девальвация, курс валюты.

Экономическое положение Китая

Китай – одна из древнейших цивилизаций мира, д остиг ла за последние 30 лет небывалых высот, Китай продолжает усиливать св о ю роли в мировой экономике . Особая модель развития хозяйственной деятельности в стране за последнее десятилетие продемонстрировала небывалый рост в развитии страны. Модель развития основывается на привлечении инвестиций, ориентации на экспорт и дешевой рабочей силе .

Характерными чертами модели экономики Китая являются ориентация промышленности на экспорт , высокая доля инвестиций в ВВП , активное участие государства в развитии экономики страны. Такие фундаментальные особенности Китайской модели породили другие характерные черты, которые стали залогом успеха Китая. Такими чертами являются:

— дешевая социальная политика, сюда относится отказ государства о выплате пенсий и пособий, низкий уровень безопасности на производстве и др.;

— ограничение рождаемости;

— низкий курс юаня, который способствует экспорту товаров;

— высокая доля ВВП, которая позволяет делать огромные инвестиции и п оддерживать высокие темпы роста. (по данным Азиатского банка инвестиций в основной капитал увеличиваются ежегодно более чем на 20%) .

— целенаправленная политика государства в области низких тарифов на энергию и сырье, создания инфраструктуры, повышения производительности труда, инновационности , степени открытости страны и т.д.[ 2 ].

Но так же стоит отметить, что данные черты являются как преимуществом, так и слабостями страны. Но несмотря на это н а сегодняшний день Китай стал претендентом на первое место в мировом рейтинге.

В свей работе « Россия-Китай 20 50 стратегия соразвития » Б.Н Кузык и М.Л. Титаренко выдвигают четыре варианта экономического роста Китая:

1. Резкое возвышение . В ыход Китая на второе место в мире вслед за США по абсолютному объему ВВП, пересчитанному из юаней в доллары по официальному курсу. Реализация подобного сценария требует длительного сохранения высоких темпов роста. При среднегодовом приросте ВВП в 7% за 20 лет он вырастет почти в 4 раза, а за 30 лет - в 7,6 раза. В этом случае вполне вероятно вовлечение России в целом или как минимум ее азиатской части в сферу доминирующего экономического влияния Китая .

2. Затухание темпов роста (после 2010 г. – до 5-6% в год, а после 2020 г. – еще ниже). Сценарий вытекает, отмечают авторы из нынешний тенденций развития и обещает большую «покладистость» Китая на международной арене, в том числе в отношениях с Россией.

3. Застой затухание темпов роста до уровня, обеспечивающего только удовлетворение потребностей населения. Авторы считают маловероятным его реализацию, так как Китай имеет огромный инвестиционный задел и возможен только в случае ухудшения ситуации в мировой экономике .

4. Срыв. Данный вариант подразумевает полное скатывание страны к суженному воспроизводству. Авторы считают, что он возможен только в случае попытки силового восстановления суверенитета над Тайванем либо системного кризиса в стране. Данный вариант развития маловероятен, но гипотетически он существует.

Из представленн ых вариантов развития экономики Китая, возможен вариант «Затухания темпов роста». По данным исследовательской организации Conference Board за последние годы темпы роста китайской экономики снижаются, идет уменьшение ВВП и темпов роста промышленного производства . На рисунке 1 и рисунке 2 представлена динамика темпов роста промышленного производства и динамика ВВП Китая.


Рис. 2 Д инамика ВВП Китая

На сегодняшн ий день Китай проводит активное внедрение инновационных проектов. Данный процесс проходит во многих отраслях экономики. Отмечается ряд особенностей в инновационном развитии Китая , к таким особенностям относятся высокая эффективность достижения целей с невысокой затратой ресурсов; наличие квалифицированных и дешевых трудовых ресурсов; территориальная диверсификация (на юго-востоке больше ресурсов для инновационного подхода) .

Что же касается прогноза экономического развития Китая то Международный валютный фонд на основании доклада ICP прогнозировал, что Китай сможет обогнать США только в 2019 году. Но по оценке МВФ китайский ВВП в текущих ценах в долларах к концу 2014 года составил $10,4 трлн, а ВВП США – $16,8 трлн. И в будущем периоде до 2019 года занимаемое положение Китая не изменится.

С точки зрения аналитической организации IHS, стать крупнейшей экономикой мира Китаю удастся к 2024 году – к тому времени номинальный ВВП Китая в долларах США составит $28,85 трлн и опередит ВВП США ($27,31 трлн). Доля китайской экономики в глобальном выпуске, по прогнозу IHS, вырастет с 12% в 2013 году до 20% к 2025 году.

Девальвация национальной валюты

Что ж е касаемо национальной валюты Китая, но на сегодняшний день юань переживает девальвацию. В результате первой девальвации 11 августа 2015 г. произошло максимальное с 1994 г. снижение юаня в 1,9% [ 6 ] .

По итогам июля 2015 г. профицит торгового баланса КНР сократился на 8,2% по отношению к показателю 2014 г. (до 347,2 млрд. долл. США), причем объем экспорта в долларовом выражении снизился на 8,3% (р ис. 3), а импорт − на 8,1%


В целях поддержки экспортеров Народный Банк Китая прибегнул к девальвации юаня. Так, данная мера сделает товары китайских производителей более дешевыми на мировом рынке, а значит, повысит их конкурентоспособность [ 6 ] .

Следует отметить, что девальвация юаня затронула международные рынки (валютные, товарные, фондовые): снизились курсы валют, цены на сырье, упали в стоимости многие ценные бумаги. в данный момент понижение курса китайской валюты представляет серьезную угрозу для экспортоориентированных компаний ключевых регионов мира. В качестве ответной реакции стоимость многих валют, включая сингапурский доллар, южнокорейскую вону и тайваньский доллар, также снизилась [ 6 ] .

П осле понижения курса юаня акции крупнейших американских экспортоориентированных компаний существенно снизились в цене. В настоящее время до 30% общемировых продаж американских компаний приходится на китайский рынок. При этом снижение цен производителей параллельно с падением нефтяных котировок не позволяет темпам потребительской инфляции в США достичь целевого уровня в 2%. В целом понижение курса китайской национальной валюты должно положительно отразиться на экономике Китая. Но данное действие может негативно отразится на отношениях между КНР и США [ 6 ] .


Библиографический список

1. Asian Development Bank : [Режим доступа: http :// www . adb . org ] ;

2. Перспективы развития экономической модели Китая: [Режим доступа: http://elibrary.ru];

3. «К итай — Россия — 2050: стратегия соразвития » Б. Н. Кузык , М. Л. Титаренко;

4 . The Conference Board: [ Режим доступа : https://www.conference-board.org ] ;

5. Национальная инновационная система Китая: [Режим доступа: http://elibrary.ru];

6. Девальвация юаня как способ ре шения экономических задач Китая: [Режим доступа: http://elibrary.ru ];

DEVELOPMENT PROSPECTS OF CHINA’S ECONOMY

J.A. Yurkova , master

Ural state economic university

(Russia , Ekaterinburg )

Abstract. This article discusses the prospects of China’s economy in the long term. We study the model of economic activity of the country and its key features. Considers options for economic growth of the Chinese economy from the point of view of other authors studying this problem. Compiled forecast of development of China’s economy up to 2025 on the basis of on the basis of data from the International monetary Fund. Researched the position of the national currency of China on the world stage.

K eywords: Gross domestic product (GDP), innovation, the national currency, devaluation , t he exchange rate.