Какой налог для самозанятых. «Прощайте, переводы на карту»: самозанятые — о своих доходах и новом налоге. Как самозанятые будут уплачивать налог

Госдума 25 октября 2018 года одобрила в первом чтении законопроект о введении налога для самозанятых. Таким образом российские власти перешли от стадии обсуждения вопроса, нужно ли собирать в казну деньги с нянечек и репетиторов, к практическим шагам по воплощению этой идеи в жизнь. Что ждет самозанятых граждан в 2019 году, кому и сколько придется заплатить, читайте в статье.

Кто такие самозанятые в новой трактовке

На первых порах новый закон будет действовать только в четырех пилотных регионах: в Москве и Подмосковье, Калужской области и Татарстане. В настоящее время законопроект принят только в первом чтении, документ должен пройти еще два чтения в Госдуме, затем его должен одобрить Совет Федерации и подписать президент России. Если закон примут окончательно, он вступит в силу с 1 января 2019 года.

Самозанятые - граждане, которые оказывают услуги, работают без наемных сотрудников и тратят полученный доход на себя. Их доходом считается любая сумма до 200 тысяч рублей в месяц или 2,4 млн рублей в год. Если человек превысит этот порог, он потеряет статус самозанятого, его деятельность переведут на ИП с режимом УСН или патент и доначислят налоги и взносы во внебюджетные фонды.

Пример1. Каменщик зарегистрировал ИП и работает как строитель с заказчиками. По вечерам он подрабатывает и пишет статьи о строительстве для профильного сайта. Это считается дополнительным доходом. Каменщик должен встать на учет как самозанятый и заплатить налог на профессиональный доход.

Предприниматель без сотрудников имеет право перейти на самозанятость. Но его доход не может быть выше 200 тысяч рублей в месяц или 2,4 млн в год. Если вы решили легализовать свой статус, оформив ИП, подумайте заранее об учете и отчетности.

Анастасия Перевалова, бухгалтер и налоговый консультант

Рекомендую индивидуальным предпринимателям, работающим в одиночку, перейти на самозанятость. Тогда, они сэкономят больше 30 тысяч рублей в год на взносах в ПФР и Фонд обязательного медстрахования (ФОМС). В законе зафиксирован срок действия законопроекта - 10 лет. Закон обратной силы не имеет. Если что-то пойдет не так, можно быстро закрыть ИП. Для этого достаточно подать заявление и закрыть за один день.

Самозанятыми не могут стать те, кто:

  • хочет совместить самозанятость и налоговые режимы - УСН, ЕНВД, ОСНО или патент;
  • перепродает товары;
  • работает по договорам - комиссии, агентским и посредническим;
  • уже платит в 2018 году налог - НДФЛ 13%, как самозанятый гражданин. Это няни, сиделки, репетиторы и домработницы

Какие налоги заплатит самозанятый

С 2019 года самозанятые граждане будут платить налог на профессиональный доход (НПД). Рассчитывают его так - полученная сумма денег за месяц делится на две части:

  • Работа с физическими лицами. Она облагается налогом по ставке 4%;
  • Сотрудничество с юридическими лицами и ИП. Ставка налога составляет 6%.

Из них 1,5% пойдет в ФОМС, то есть на бесплатную медицинскую помощь для самого человека, то есть оплату полиса ОМС.

Это все налоги для самозанятого. Никаких взносов в Пенсионный фонд и ФОМС платить не придется. Причем ИП, перешедший на самозанятость, также от них освобождается. Однако гражданину самому придется побеспокоиться о безбедной старости. Самозанятым государство гарантирует только социальную пенсию.

Если самозанятый решит не регистрировать доход и не платить налог, его действия могут квалифицировать, как незаконную предпринимательскую деятельность (подробнее о наказании для предпринимателей-нелегалов прочитать узнать ).

Как встать на учет самозанятому

Для того, чтобы получить статус самозанятого, легализоваться и платить налоги нужно зарегистрировать заявление в налоговой инспекции по месту жительства. Подать его можно такими способами:

  • с января 2019 года через приложение “Мой налог”;
  • через личный кабинет на сайте налоговой ;
  • съездить в налоговую инспекцию самому, взяв с собой паспорт и фотографию;
  • отправить документы почтой

Тех самозанятых, кто не захочет регистрироваться, ждет штраф. При первом нарушении - 20% от суммы неучтенного дохода. При последующих - 100% , то есть вся сумма, если доход был получен в течение 6 месяцев с первого штрафа.

Ильдар, электрик с открытым ИП

Я не понимаю, откуда столько недовольных законом о самозанятых. Мы в любом случае платим налоги, как физические лица. Это либо НДФЛ -13%, либо работодатель платит с зарплаты сотрудника больше 40%. А так называемые самозанятые не хотят платить налоги и при этом пользуются всеми социальными благами. Я не согласен оплачивать их детям школы, детские сады и прочее. Налоги должны платить все.

Мобильное приложение “Мой налог”

Государство постаралось учесть все страхи самозанятых - сдача отчетности, расчет налога и общение с фискальными органами. Поэтому, предполагается, что вся работа будет осуществляться через мобильное приложение “Мой налог”, которое планируется запустить в январе 2019 года. Теоретически поставить его можно будет на любое устройство - компьютер, ноутбук, планшет или смартфон.

С помощью приложения самозанятый гражданин сможет встать на учет в налоговой инспекции, не выходя из дома, а также получать письма и уведомления, сформировать электронный чек покупателю и отследить свои доходы.

Как рассчитать налог самозанятому

Самозанятому не придется считать налог и перечислять деньги в бюджет. Мобильное приложение сделает все за него - рассчитает налог, как процент от каждой суммы, поступившей на привязанный к нему банковский счет. До 10 числа следующего месяца пришлет сумму налога в виде уведомления к уплате за предыдущий месяц. И при наличии нужной суммы сама перечислит налог до 25-го числа.

Пример2. Копирайтер Илья Булычев за январь 2019 года получил доход. В приложении до 10-го февраля придет сумма налога, начисленная к уплате. Налог на профессиональный доход для самозанятых спишется до 25 февраля 2019 года.

Кроме того, государство предоставляет самозанятым бонус - право на налоговый вычет. Максимальная сумма вычета составляет 10 тысяч рублей в месяц и зависит от ставки налога.Так, если самозанятый применяет ставку 4%, он может вычесть 1% с полученной суммы, а если 6% - вычет будет равен 2% от дохода, но не более 10 000 рублей.

Пример3. За январь 2019 года художнику Васнецову поступило 100 000 рублей от ООО “Эрмитаж”. Его налог составит 6000 рублей, а налоговый вычет - 2000 рублей. Таким образом со счета спишут 4000.

Елена, воспитательница

Про новый закон о самозанятых что-то слышала. Платить налог не хочу, потому что заработок небольшой и нестабильный. Это 500-700 рублей за день, для государства- копейки. Считаю, это несправедливо - платить налоги с подработки. Люди подрабатывают не на черную икры, а от безысходности.

Как налоговики ищут самозанятых

Государство считает самозанятым всех, кто официально не работает, не является ИП и не стоит на учете как безработный в службе занятости. Для поиска таких людей будут использоваться:

  • Площадки-агрегаторы, такие как hh.ru, SuperJob, Rabota.ru, YouDo и доски бесплатных объявлений (“Авито”, “Из рук в руки” и так далее). Здесь специалисты размещают резюме и ищут заказчиков.
  • ФНС добивается разрешения у банков просматривать информацию на картах физических лиц и любые денежные поступления могут рассматриваться как незаконная предпринимательская деятельность. Поэтому, уже сейчас самозанятые просят не перечислят деньги на карту, а рассчитаться наличкой при личной встрече.
  • Найдут в интернете. Фрилансеры часто пишут в соцсетях компромат на самих себя - сколько клиентов обслужили за месяц и как смогли обойти налоги. Вся информация в интернете сохраняется навсегда.
  • Налоговики начнут работать “под прикрытием” и проведут контрольные рейды, как в примере с тортиками .

Памятка самозанятому: что необходимо знать после “легализации”

    Самозанятому не нужно сдавать отчетность в ФНС

    Взносов в ПФР и ФФОМС также нет

    НДФЛ платить не нужно

    Придется платить один раз в месяц налог на профессиональный доход - 4% с доходов от физических лиц, 6% - при работе с юридическими лицами и ИП

    Главное правило - работать без найма сотрудников и следить за доходами. Лимит - 200 тысяч в месяц или 2,4 млн в год.

    Пилотный проект пройдет в четырех регионах - Москва и МО, Калужская область и Татарстан. Затем действие закона о самозанятых распространят на всю территорию России.

    В течение ближайших 10 лет государство гарантирует, что условия работы и налогообложения самозанятых меняться не будут.

После многомесячных обсуждений проект закона №551845-7 о самозанятых гражданах 2018 года принят в третьем чтении 15 ноября 2018 года и подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 27 ноября. Официальное наименование документа – проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Но в народе его уже давно называют – «закон о самозанятых гражданах РФ».

О том, когда вступит в силу закон, а также полный текст документа читайте ниже.

Последние новости

Проект закона о самозанятых 2018 года был внесен в Государственную думу 21 сентября. Подпись под законопроектом №551845-7 поставили сразу несколько депутатов: А.М.Макаров, Н.С.Максимова, В.М.Резник, Л.Я.Симановский, Г.Я.Хор, В.В.Бузилов, З.А.Муцоев, В.С.Скруг, А.Е.Загребин; Члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, М.М.Ульбашев.

Спустя 3 дня после внесения документ обсуждался на заседании Совета Госдумы, который рекомендовал включить его в повестку осенней сессии парламента. Первое чтение законопроект успешно прошел 25 октября, второе — 13 ноября, третье — 15 ноября. Подробная информация о законопроекте содержится в карточки документа на официальном портале обеспечения законодательной деятельности. Закон подписан Президентом В. Путиным 27 ноября.

Статья 1. Территория и срок проведения эксперимента

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать с 1 января 2019 года проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – эксперимент) в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) (далее – субъекты Российской Федерации, включенные в эксперимент).

3. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Общие положения

1. Применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также – специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

2. Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

3. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.

4. В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, включенный в эксперимент, на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения.

5. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

7. Профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

8. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее – налог).

9. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

10. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Статья 3. Мобильное приложение «Мой налог»

1. Мобильное приложение «Мой налог» – программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

4. В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет».

5. Операторами электронных площадок в целях настоящего Федерального закона признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети «Интернет» услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).

6. Перечень операторов электронных площадок и кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, размещается в мобильном приложении «Мой налог».

7. Датой представления (получения) лицами, применяющими специальный налоговый режим, документов (информации), сведений считается дата их получения (направления) налоговым органом.

8. Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию, на бумажном носителе по почте не направляются.

9. В случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения указанного сбоя.

Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход

1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход
(далее – налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Статья 5. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима

1. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

2. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.

3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств – членов Евразийского экономического союза осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог».

5. Граждане Российской Федерации и граждане других
государств – членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

6. При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.

7. При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом либо уполномоченной кредитной организацией, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.

8. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.

9. В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6 – 8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.

10. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

12. Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» заявления о снятии с учета.

13. Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.

14. Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком заявления о снятии с учета, налоговый орган уведомляет указанное лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о снятии с учета указанной кредитной организацией) о снятии с учета физического лица в качестве налогоплательщика.

15. При наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета.

16. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица на дату его постановки на учет в качестве налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона постановка на учет такого физического лица аннулируется.

17. При снятии физического лица с учета в качестве налогоплательщика по инициативе налогового органа (аннулировании постановки на учет) налоговый орган уведомляет об этом такое физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией).

18. Обязанность по уплате налога, исчисленного с даты, с которой физическое лицо по инициативе налогового органа снято с учета в качестве налогоплательщика (произведено аннулирование постановки такого лица на учет), прекращается на дату снятия с учета (аннулирования постановки на учет).

19. Лицо считается утратившим право на применение специального налогового режима со дня возникновения оснований, препятствующих его применению в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

От оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

9) от деятельности, указанной в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, полученные лицами, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 7 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Статья 7. Порядок признания доходов

1. В целях настоящего Федерального закона датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств.

3. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие иные специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, при переходе на специальный налоговый режим не признают в составе доходов при исчислении налога доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых произведена после перехода на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные доходы подлежат учету при налогообложении в соответствии с иными специальными налоговыми режимами в период до перехода на уплату налога.

Статья 8. Налоговая база

1. Налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

2. В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

3. В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором получен доход.

4. Налогоплательщик вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), или некорректного ввода таких сведений при представлении через мобильное приложение «Мой налог» или уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченные кредитные организации пояснений с указанием причин такой корректировки.

5. При наличии оснований полагать, что доступ к информационному обмену при применении налогоплательщиком специального налогового режима имеют неуполномоченные лица, операции по корректировке в сторону уменьшения ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов могут быть ограничены налоговым органом до представления налогоплательщиком лично, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика пояснений с указанием причин такой корректировки. Налогоплательщик также вправе представить подтверждающие документы.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения только по этому налогу или подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 9. Налоговый период

1. Налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет.

3. При снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе последним налоговым периодом признается период времени с начала календарного месяца, в котором осуществляется снятие с учета, до дня такого снятия с учета.

4. Если постановка на учет и снятие с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществлены в течение календарного месяца, налоговым периодом является период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до дня снятия с учета в налоговом органе.

Статья 10. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Статья 11. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок – как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

3. Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

4. Налогоплательщик вправе уполномочить одно из лиц, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу. В этом случае налоговый орган направляет уведомление об уплате налога уполномоченному лицу в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи. Уплата налога уполномоченным лицом осуществляется без взимания платы за выполнение таких действий.

5. Налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, исчисленного за соответствующий период, и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации. Такая информация представляется банком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса налогового органа. В этом случае налоговый орган направляет в банк поручение на списание и перечисление суммы налога, подлежащей уплате по итогам соответствующего налогового периода, не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня истечения установленного срока уплаты налога.

6. В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требование об уплате налога с указанием ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, сведений о сроке уплаты налога, о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на день направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Статья 12. Налоговый вычет

1. Лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Сумма налогового вычета, на которую может быть уменьшена сумма налога, определяется в следующем порядке:

1) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 1 процента процентная доля налоговой базы;

2) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 2 процентов процентная доля налоговой базы.

3. В случае, если физическое лицо снято с учета в качестве налогоплательщика, а впоследствии вновь поставлено на учет в качестве налогоплательщика, остаток неиспользованного налогового вычета восстанавливается. Срок использования налогового вычета не ограничен. Налоговый вычет, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, после его использования повторно не предоставляется.

4. Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Статья 13. Налоговая декларация

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.

Статья 14. Порядок передачи сведений при произведении расчетов

1. При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение «Мой налог» устанавливаются порядком использования мобильного приложения «Мой налог».

2. При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать в налоговый орган сведения о произведенных за налоговый период расчетах по каждому расчету с покупателем (заказчиком) или сводные сведения не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты с покупателями (заказчиками), если указанные сведения не переданы посредником в установленном порядке с применением контрольно-кассовой техники. Сведения об указанных в настоящей части расчетах, переданных посредником с применением контрольно-кассовой техники, отражаются налоговым органом в мобильном приложении «Мой налог». При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах у налогоплательщика отсутствует обязанность по передаче покупателю (заказчику) чека по таким операциям.

3. Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

4. Чек может быть передан покупателю (заказчику) в электронной форме или на бумажном носителе.

5. В электронной форме чек может быть передан следующими способами:

1) путем направления чека покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты, представленные покупателем (заказчиком);

2) путем обеспечения покупателю (заказчику) возможности в момент формирования чека в месте продажи считать компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) QR-код, содержащийся на чеке.

6. В чеке должны быть указаны:

1) наименование документа;

2) дата и время осуществления расчета;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика-продавца;

4) идентификационный номер налогоплательщика продавца;

5) указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

6) наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

7) сумма расчетов;

Идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя – покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя (заказчика);

9) QR-код, который позволяет покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

10) идентификационный номер налогоплательщика уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

11) наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

12) уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе устанавливать дополнительные реквизиты чека и требования к их заполнению.

Статья 15. Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента

1. В целях применения пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, которые перестали быть налогоплательщиками, в том числе в связи с утратой права на применение специального налогового режима, датой начала расчетного периода для определения фиксированного размера страховых взносов будет являться дата утраты права на применение специального налогового режима, а в случае отказа от применения специального налогового
режима – дата снятия с учета в качестве налогоплательщика.

Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае наличия у таких плательщиков чека, сформированного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

2. Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при условии соблюдения требований к налогоплательщикам вправе отказаться от их применения и перейти на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) или подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.

5. В случае направления уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи, с нарушением установленного срока или ненаправления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика аннулируется.

6. Лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подать в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика. В этом случае физическое лицо признается перешедшим на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход с даты:

1) снятия с учета в качестве налогоплательщика – для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями;

2) регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для физических лиц, которые на дату утраты права на применение специального налогового режима не являлись индивидуальными предпринимателями и зарегистрировались в течение 20 календарных дней с даты утраты такого права.

7. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, переходят на специальный налоговый режим с учетом следующих особенностей:

1) суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных до перехода на уплату налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату налога, подлежат вычету в налоговом периоде перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату налога при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям (заказчикам) в связи с переходом налогоплательщика на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога;

2) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, не использованным для операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, подлежат восстановлению в налоговом периоде перехода на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога.

8. Организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у физических лиц, являющихся налогоплательщиками, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

10. Индивидуальные предприниматели, исчисляющие налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации В.Путин

Готовимся, друзья.

Путин подписал закон о налогообложении самозанятых в четырех регионах (Москва, МО, Калуга, Татарстан).

Когда?

«Эксперимент на самозанятых» планируется запустить с января 2019 и до 31 декабря 2028 года. Платить налог нужно будет только с доходов, которые придут начиная с 2019 года. Получается, что в 2018 применять этот налоговый режим нигде нельзя.

В чем суть?

Глава Роструда Максим Топилин привел статистику, согласно которой в России насчитывается почти 15 миллионов самозанятых граждан, которые не зарегистрированы как ИП, но ведут предпринимательскую деятельность. То есть доход получают, а налоги не платят. Конечно такой большой процент не обложенного налогами населения не может не волновать налоговое ведомство.

Если человек регистрируется как самозанятый, то при сотрудничестве с физическими лицами налог будет составлять 4%, а если вы оказываете услуги или продаете товар юрлицам или ИП — то 6%. Отчислять налог нужно будет ежемесячно. Процедура регистрации и отчисления налогов сведена к минимуму: достаточно будет скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог», где сам налогоплательщик формирует чек на свои доходы.

А самозанятый ли я?

Кто считается самозанятым:
  • Физлица без статуса ИП и без наемных работников, которые оказывают услуги или продают что-то, произведенное собственноручно (шьют кукол, чинят машины, пекут торты, пишут тексты и пр.). Не занимаются продажей и перепродажей готовой продукции. У государства давно есть мечта вывести из тени людей, которые сдают недвижимость в аренду — возможно, для них будет привлекательным новый режим, на котором нужно платить всего 4%.
  • Общая сумма дохода не должна превышать 2,4 млн рублей в год. Причем ежемесячный доход не важен, что особенно интересно для фрилансеров сезонных профессий, самое главное — годовой доход. Если его сумма превышает 2,4 миллиона, то следует зарегистрироваться в другом статусе, например, ИП.
Пока чёткого перечня профессий нет, и субъекты РФ сами определяют, кто в их регионе самозанятые.

Кто и как будет контролировать доход?

Михаил Мишустин в интервью «Ведомостям» рассказал причины, по которым всю деятельность вокруг нового налога упростили до минимума:

«Мы проводили опрос, почему люди не хотят применять любой из специальных режимов или платить 13%, почему они скрывают доходы. Угадайте, что было на первом месте? Нежелание регистрироваться ни в налоговой инспекции, ни где-то еще, куда-то приходить. Второе — нежелание заполнять декларации, иметь дело с налоговой отчетностью. Третье — страховые взносы, которые в конце года нужно платить во всех льготных режимах. Четвертое — высокая ставка налога, в частности 13%, хотя она одна из самых низких в мире».

Итак, налоговых деклараций на этом режиме нет, кассы нет. Все налоги считаются автоматически.

Таким образом, на свой доход самозанятый оформляет чек, и каждый месяц система автоматически считает сумму налога, которую нужно уплатить. Если ваш Ромео прислал вам пару тысяч с пометкой «порадуй себя новым платьишком» или подруга перед вашей поездкой во Францию перевела вам денег, чтобы вы привезли ей духи из Duty Free — вы просто не формируете чек и налог не считается.

Похоже, государство сделало ставку на самосознание россиян!

Налоговые перспективы для юрлиц

Новый налоговый режим может быть выгоден для юрлица, которое работает с самозанятыми. При заключении гражданско-правого договора с физическим лицом юридическое лицо удерживает и уплачивает как налоговый агент НДФЛ и страховые взносы за физлицо.

При работе с самозанятым, юрлицо получает чек, может списать стоимость услуг в расходы и не должно платить никакие взносы (конечно же, у юрлица не должно быть с самозанятым трудового договора параллельно).

Для юрлица это возможность принять расходы к вычету и сэкономить на взносах — 26% на пенсионном страховании и 5,1% на медицинском.

А зачем регистрироваться?

Мотив, который должен побудить самозанятых зарегистрироваться в качестве таковых, по мнению государства, пока только один — «выход из тени». Ни тебе кредитов на бизнес, ни контрактов скрупными (да и мелкими) компаниями.

Да и вообще, как сотрудничать с ИП или юрлицами, ведь велика вероятность, что ФНС сочтёт тако есотрудничество организаций и ИП с самозанятыми как уменьшение налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда работников или уход от трудоустройства и т. п. и будет расставлять новые ловушки.

Для убедительности серьезных намерений депутаты предложили штрафовать незарегистрированных самозанятых на всю сумму дохода. На первый раз — 20%, а вот при повторной провинности — 100% дохода.

За что так, сразу на 100%??? Даже за незаконную предпринимательскую деятельность штрафы меньше. Автор законопроекта, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров в этой связи пообещал, что ФНС согласна не применять санкции в первый год эксперимента.

А что с пенсионными взносами?

В пенсионный фонд с этого налога ничего не идет. То есть стаж не считается, пенсионные накопления не растут. Пенсия будет только социальной и на пять лет позже чем у остальных.

Таким образом, взносы в ПФР — пока дело добровольное, но ключевое слово здесь — «ПОКА». Хотясправедливости ради заметим, что все участники «эксперимента» освобождаются от НДС и НДФЛ.

Есть и другая сторона медали

Теперь подумаем, зачем потенциальному самозанятому такие сложности, разве не захочет он получить оплату на руки и спать спокойно? Возможно, впечатлительные особы зарегистрируются, но ведь и этот факт не помешает им получить доход не на карту. А если все же зарегистрируются, то у налоговой появится повод прийти к ним с проверкой. А это обяжет банк обнародовать информацию о всех зачислениях и нужно будет разбираться — где подарок, где помощь, а где оплата за услугу или товар.

Минфин РФ намерен ввести налоги для самозанятых граждан пока только в четырёх регионах России. К самозанятым гражданам относят ту, часть трудового населения, которые работают исключительно на себя без оформления статуса ИП.

Информация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки по направлениям:

Сколько в России самозанятых граждан?

К июню 2018 года по справке Федеральной налоговой службы в России было зарегистрировано официально 1529 человек. Другими словами, данная категория не спешит быть признанными, уведомив государство о своём существовании.

По предварительным оценкам Общественной палаты и других экспертно-аналитических агентств к самозанятым гражданам относится почти 22 млн. граждан России. Минэкономразвития России ведет свою статистику, и по предварительным данным самозанятыми можно назвать 2,3 млн граждан.

По исследованиям Сбербанка в стране почти 16 млн. человек, которых можно причислить к неформально занятым. По справке вице-премьера Ольги Голодец в 2015 году доходы 36% трудоспособного населения не учтены официально. На тот момент в этот процент входило 27 млн. человек.

Самозанятые составляют определённую часть теневой экономики. В целом в Российской Федерации, по данным Международного валютного фонда (МВФ), доля теневой экономики в России составляет 33% (внутреннего валового продукта) ВВП. По данным Росстата, эти цифры преувеличены, и в реальности они составляют 16% ВВП.

Государство заинтересовано в том, чтобы вывести серую экономику на рельсы налогообложения. Это позволит пополнить бюджет страны на 1,5 трлн. рублей. Напомним, что общий размер поступлений в бюджет в среднем равняется 16 трлн. рублей.

Кто такие самозанятые граждане, и кто относится к самозанятым?

Гражданский кодекс предусматривает в статье 23 пункте 1, что граждане имеют право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица при условии регистрации в налоговых органах.

Налоговый кодекс РФ в статье 83 в пункте 7.3. дает определение самозанятого гражданина. Так данное лицо должно:

  • не иметь статуса ИП (индивидуального предпринимателя),
  • оказывать услуги другому физическому лицу для личных, домашних и подробных нужд.
  • быть зарегистрированным в налоговой службе,

Эти лица не должны нанимать работников, а могут работать только сами на себя.

Им необходимо уведомлять налоговые органы по месту жительства или по месту пребывания о начале или прекращении своей деятельности.

Еще в апреле 2018 года рассматривались поправки в Федеральный закон от 8.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Налоговый кодекс (НК РФ). Например, намечаются дополнения в 217 статью в пункт 70 Налогового кодекса. Сюда конкретно приписывается понятие «самозанятый гражданин». На данный момент согласно этой норме к самозанятым отнесены:

  • Сиделки,
  • Няни.

То есть, это те, кто оказывает услуги по присмотру и уходу за детьми, престарелыми и лицам, нуждающимися в посторонней помощи.

  • Репетиторы.
  • Гувернанты, домработницы, помощники по хозяйству. То есть те, кто оказывает услуги по уборке помещений и ведению домашнего хозяйства.

Этот список не полный. В каждом отдельном субъекте Российской федерации будет разработан свой перечень видов услуг, оказываемые самозанятыми.

Например, для Москвы сюда войдут:

  • спортивные инструкторы,
  • няни для домашних животных,
  • операторы видеосъёмок свадеб и других торжеств,
  • копирайтеры-фрилансеры,
  • фрилансеры - графические дизайнеры,
  • частные юристы,
  • детективы.

Перечень видов услуг будет расширяться, так как на фоне упрощённой регистрации и отчётности самозанятых граждан, численность ИП и занятых по трудовым договорам, по мнению экспертов, будет сокращаться.

Сколько и как будут платить налоги самозанятые граждане с 2019 года?

В четырех регионах России с 2019 года зарегистрированные самозанятые будут выплачивать налог и взносы в ФСС. Регионы, выбранные в качестве пилотных:

Размер налога на профессиональный доход по предварительным данным будет равняться от 3% до 6%:

  • 3% - если услуга оказывается физическому лицу,
  • 6% - услуга оказывается юридическому лицу.

На прошлой неделе мы решили узнать об отношении наших читателей к новому налоговому режиму. В комментариях к постам в наших соцсетях образовались нешуточные дискуссии: мнения разные, но большинство видит в законе плюсы. Мы собрали самые важные вопросы и интересные комментарии.

Так, что это за налог?

Государство по сути предлагает людям, которые работают сами на себя или частично заняты: фотографам, фрилансерам, сантехникам, ремонтникам компьютеров, пекарям, сдающим квартиры и другим - выйти из тени и платить не стандартные 13 % НДФЛ, а отчислять 4 % с дохода от работы с физлицами и 6 % - с компаниями и индивидуальными предпринимателями. То есть налоговая нагрузка снизится более, чем в два раза - это приятно.

Игорь, если вы работаете не на компанию, а на себя, то новый налог заплатите с вашего месячного дохода. Никаких дополнительных социальных взносов и других отчислений делать не придётся.

Почему налог экспериментальный?

Налог на профессиональный доход называется экспериментом, потому что нигде в мире раньше он не практиковался. Никого не принуждают переходить на него, а лишь предлагают возможность снизить процентную ставку за свою работу и легально заниматься своим делом.

15 ноября законопроект одобрила Госдума, 23 ноября его поддержал Совет Федерации, 27 ноября документ подписал президент. С 2019 года самозанятые смогут перейти на новый налоговый режим. Правда, пока только в четырёх регионах: Москве, Московской, Калужской областях и Республике Татарстан.

Кто такие самозанятые?

Это тот, кто сдаёт в аренду жилую недвижимость и зарабатывает деньги собственным трудом без наёмных сотрудников. Главное, чтобы годовой доход от этой деятельности не превышал 2,4 миллиона рублей. В противном случае новым режимом нельзя будет пользоваться.

Есть ещё некоторые ограничения. Самозанятыми не могут считаться люди, добывающие полезные ископаемые и перепродающие вещи (то есть заказывать на AliExpress сотню спиннеров и продавать их, отчисляя с дохода 4 %, не получится). Самозанятыми также не могут стать государственные и муниципальные служащие (этот режим они могут использовать только для сдачи квартиры), адвокаты, оценщики, нотариусы и люди, продающие товары, которые нужно обязательно маркировать (например, лекарства).

Индивидуальные предприниматели, работающие с упрощённой системой налогообложения, действительно платят 6 % от дохода. Но, кроме этого, им нужно раз в год подавать декларацию в налоговую и платить обязательные взносы в Пенсионный фонд.

С новым экспериментальным режимом о бюрократии можно забыть. Нужно будет зарегистрироваться в приложении вашего банка (например, в мобильном приложении Сбербанк Онлайн) или в приложении «Мой налог». По итогам месяца налоговая посчитает и пришлёт сумму для отчисления с дохода. Далее её можно оплатить в самом приложении.

Фотограф Анастасия рассказала «Своему делу», что она и сейчас не возится с документами: онлайн-бухгалтерия банка сдаёт все отчёты за неё. «Даже есть копилка: с каждого дохода автоматически уходит определённый процент, который потом „улетит“ в налоговую и пенсионный фонд», - говорит Анастасия. Но, соглашается она, это дополнительные траты: 3,5 тысяч рублей в год на онлайн-бухгалтерию, - да и в год как ИП она отдаёт около 30 тысяч рублей в Пенсионный фонд.

Парикмахер Ксения интересуется, как отчисляемые 4-6 % скажутся на её пенсии. Отвечаем: новый налоговый режим исключает страховые взносы. То есть без них пенсия будет минимальной: при желании отчислять сумму в ПФР нужно будет отдельно.

Можно ли с ИП перейти на новый режим?

Конечно. Есть два варианта: остаться ИП и подать заявление в налоговую для работы с системой налога на профессиональный доход либо сняться с учёта и стать самозанятым вместо индивидуального предпринимателя.

Работать индивидуальным предпринимателем на упрощённой системе налогообложения или с патентом, совмещая с режимом для самозанятых, нельзя. Нужно выбрать что-то одно.

Сейчас обещают 4-6 %. А потом повысят?

Этот вопрос волнует многих наших читателей.

«Рада, что дают возможность выйти из тени, не обременяя бумажной волокитой. Надеюсь, что самозанятых не надурят впоследствии. Ведь есть вероятность, что ставка вырастет. Хотелось бы, чтобы в разумных пределах», - пишет нам фрилансер Татьяна.

Вероятность того, что ставка вырастет, и правда есть. Но, если вы перейдёте на новый налоговый режим сразу, как он появится, в течение 10 лет ставка для вас будет 4-6 %. Можете быть в этом уверены: в законопроекте к третьему чтению специально уточнили эту формулировку. Если вдруг в 2021 году ставку повысят с 4-6 до 5-7 %, то это не коснётся людей, перешедших на новый режим в 2019 году.

Можно ли совмещать самозанятость с основной работой?

Вы можете работать пиарщиком в высокотехнологичной компании, а в свободное время вязать пледы. Или быть чиновником и сдавать в аренду квартиру. Только на основной работе вам нужно платить НДФЛ 13 %, а вязание и продажу пледов можно оформить как самозанятость.

Не мешает ли ограничения налога вырасти самозанятому и создать бизнес?

«С одной стороны, понятно желание властей получать налоги с этой части населения. С другой - не убьют ли эти налоги желание данного бизнеса расти и перерастать в полноценный „малый“ бизнес, что несомненно экономически уже более выгодно?» - написал «Своему делу» Константин, занимающийся изготовлением пластиковых моделей и 3D-печатью.

Вся суть в том, что этот налог направлен именно на самозанятых, которые не собираются превращаться во что-то большее. Тут и лимит в 2,4 миллиона рублей, и ограничение на работников мешает. Если предприниматель решит создать свою компанию с наёмными сотрудниками и получать больший доход, то и платить придется больше 4 %.

Легальным самозанятым придётся повышать цены на услуги?

«Вроде как всё станет легально: не придётся бояться закрытия счетов, налоговой. Но неприятно. Эти налоги придётся закладывать в стоимость услуг. Не думаю, что покупателям понравится повышение цен», - написала «Своему делу» декоратор Валентина.

Это не так. Налоговая ставка составляет всего лишь 4 %. Возьмём для примера человека, который делает маникюр. Его услуги условно стоят тысячу рублей. Налог при такой цене составит сорок рублей. Вероятно, клиент не заметит разницу, если вы решите заложить эти сорок рублей в стоимость услуги.

Зачем мне вообще платить налоги?

«Это уже перебор. В казне что, денег мало? Давайте с народа снимем последние трусы».

«Почему я должен платить налог, если государство никак мне не помогает, ничего не гарантирует?»

«Государство никаким образом не помогает самозанятым гражданам».

Встроено формирование онлайн-чеков, консультация юриста, и образовательная платформа с советами по главным областям бизнеса, что делает работу фрилансера простой и удобной.