Как и кем осуществляется аудит в сфере закупок? Минфин и фас разъяснили, как закупать обязательный аудит О контрактной службе и конкурсной комиссии при закупке услуг аудита

Для закупки обязательного аудита финансовой отчетности действуют особые правила. Помимо законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, проверку бухгалтерской и финансовой отчетности регулирует статья 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин разъяснили, как правильно провести закупку данной услуги.

Ряд организаций обязаны заказывать аудит финансовой и бухгалтерской отчетности не реже одного раза в пять лет. Отбор аудитора проводят по Закону № 44-ФЗ. В список включены:

организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности - не менее 25 процентов;

  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • публично-правовые компании;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия.

Организации перечислены в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Государственные компании и корпорации, публично-правовые компании, организации с долей государства в капитале выше 25 процентов закупают товары, работы, услуги по Закону № 223-ФЗ. ГУП и МУП - по Закону № 44-ФЗ, но есть исключения.

Юридические лица, которые указаны в списке и работают по 44-ФЗ, закупают обязательный аудит по таким же правилам, что и другие услуги. Авторы письма подчеркивают: в статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обеспечение заявок и контрактов не обязательно, но это правило не действует для заказчиков по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ определяют поставщика обязательного аудита на основании Закона № 44-ФЗ. Возможна единственная форма закупки: открытый конкурс. Условие действует и на повторную закупку.

Пример 1 . Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: услуги по уборке помещений. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 223-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Заказчик проводит запрос предложений.

Пример 2 . Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: аудит бухгалтерской отчетности. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 44-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ предусмотрен единственный способ закупки: открытый конкурс. Заказчик снова проводит открытый конкурс на аудиторские услуги.

Разрешено закупать аудит у единственного поставщика. Условие: только одна заявка отвечает Закону № 44-ФЗ и конкурсной документации. Закупку у единственного поставщика не нужно согласовывать с контрольным органом. Нормы 44-ФЗ применяют только для определения поставщика. Планировать закупки и исполнять заключенные контракты нужно по Закону № 223-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин объяснили, как исполнителям обжаловать закупку обязательного аудита. На заказчика по 223-ФЗ жалобу составляют в порядке, который установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3. На заказчика по 44-ФЗ - в порядке, который установлен главами 5, 6 Закона № 44-ФЗ.


Какие компании подлежат обязательному аудиту? Ни для кого не секрет, что аудиторское сообщество и регуляторы готовят ряд существенных изменений в Закон об аудиторской деятельности и в положения об обязательном аудите. Эти документы находятся на рассмотрении, пока они не приняты. Поэтому обязательному аудиту за 2017 год будут подлежать те же компании, что и в прошлом году:

  • Если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • Если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам (публичное);
  • Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • В иных случаях, установленных федеральными законами об аудиторской деятельности.

Установленные сроки для предоставления аудиторского заключения в РОССТАТ: до 31 декабря 2018 года. Кроме этого, в течение трех дней с момента получения аудиторского заключения все компании, подлежащие обязательному аудиту, должны заключить результат аудита на сайте finresurs.ru, а также предоставить его в ведомства. Ответственность существует за повторные нарушения — вплоть до дисквалификации должностного лица на определенный срок. Не стоит слишком халатно относиться к этому. Также введены достаточно большие штрафы со стороны Центробанка.

Компании, которые заключали договор на обязательный аудит посредством конкурса. Часто это компании, доля государственной собственности в которых составляет около 25%. Это большая доля компаний. Если объем выручки не превышает один миллиард рублей, то объектами процедуры должны являться МСП. Если пороговое значение больше, то это уже другие нормы.

Нормативная база ссылается на положения 44-ФЗ: 48 и 56 статьи в части определения подрядчиков и исполнителей. Отдельные особенности — это Приказ Минэка № 567.

Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

  • Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным, то есть применяется по желанию. Заказчики вправе устанавливать или не устанавливать обеспечение контракта.
    Заказчики, подпадающие под действие № 223-ФЗ, которые обязаны проводить обязательный аудит, но не входят в перечень случаев, когда его проведение необходимо осуществлять в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, а также в случае проведения инициативного аудита могут объявить о проведении открытого конкурса на право заключения договора по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности даже в случае отсутствия обязанности проводить данную процедуру в порядке, предусмотренном действующим законодательством в сфере закупок.
  • Однако извещение о такой закупке не следует размещать в ЕИС, а лучше разместить либо на собственном корпоративном сайте, либо на торговых площадках, либо в любых других средствах массовой информации.

Важно помнить о том, что 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с п.7, ч.4, ст. 1 223-ФЗ. Осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации. В Законе № 307-ФЗ содержится исчерпывающий перечень организаций, которым при проведении обязательного аудита необходимо руководствоваться положениями № 44-ФЗ.

Иным организациям, подпадающим под действие Закона № 223-ФЗ, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо применять положения Закона № 223-ФЗ.

Если заказчик не попадает под специальные нормы Статьи 5 Части 4 307-ФЗ, то извещение не стоит размещать в ЕИС, но это должны быть торги и они должны быть размещены в открытых ресурсах. Такая закупка проводится по 223-ФЗ. Но весь закон говорит об исключениях, которые касаются аудита.

В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

В этом случае заключать договор нужно только с субъектами среднего и малого предпринимательства. Поэтому в документацию следует включать требование о соответствии участника требованиям ст. 4 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Заказчики, закупающие услуги по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, размещают сведения на официальном сайте в разделе, предназначенном для данных о закупках по № 44-ФЗ. Правило применимо, если закупки услуг проводятся в форме открытого конкурса согласно этому Закону.

Чтобы иметь доступ к разделу закупок по № 44-ФЗ, необходимо в установленном порядке получить соответствующую электронную подпись.

Размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе официального сайта ЕИС, предназначенном для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц, является нарушением порядка определения победителя открытого конкурса, что может привести к ограничению числа участников конкурса.

Заказчику необходимо размещать информацию о закупке по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе единой информационной системы, предназначенном для проведения закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Обязано размещать информацию о закупке услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе 44-ФЗ и получать для этого соответствующую электронную подпись в порядке, утвержденном Приказом Федерального казначейства.

Размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе Официального сайта, предназначенном для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц, не является нарушением порядка определения победителя открытого конкурса, что может привести к ограничению числа участников конкурса.

Муниципальное предприятие не является государственным или муниципальным заказчиком по смыслу № 44-ФЗ, следовательно, должно заключать гражданско-правовой договор об оказании услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Так как муниципальное предприятие не является заказчиком по смыслу № 44-ФЗ, следовательно, оно не должно размещать план-график с процедурой по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с № 44-ФЗ, а также вносить заключенный гражданско-правовой договор по итогам проведения данной процедуры в реестр контрактов, размещать отчет об исполнении данного договора в соответствии с № 44-ФЗ.

При проведении закупки по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчику следует применять лишь процедурные нормы Закона № 44-ФЗ, регулирующие порядок проведения отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

  • № 44-ФЗ статьи 48-56 № 44-ФЗ в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов);
  • ПП № 1085 — в части правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • ПП № 1042 в части определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных договором, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного договором;
  • Приказ МЭР № 567 в части определения, обоснования начальной (максимальной) цены договора.

Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Одобрены Советом по аудиторской деятельности 18 сентября 2014 г.

  • Организация открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита;
  • Особенности описания объекта закупки;
  • Требования к участникам закупки;
  • Порядок определения начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита;
  • Особенности содержания заявок участников закупки;
  • Правила оценки заявок участников закупки;
  • Содержание и проект договора на проведение аудита.

Второй документ, о котором должны помнить специалисты по аудиту. В данном приказе расписаны особенности и порядок проведения аудита акционерного общества с государственным участием. Но даже в качестве методической базы его могут использовать и организации с иной формой собственности:

Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21 января 2016 года № 12 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»

    В целях повышения качества корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием путем стандартизации и регламентации порядка организации взаимодействия с внешним аудитором в акционерных обществах.

    Интересно то, что закупка должна быть запланирована в соответствии с 44-ФЗ, нужно получить ЭЦП и зарегистрировать закупку по всем правилам. Но такая закупка может и не планироваться лицом и организацией, которая не является заказчиком по 44-ФЗ. Все вопросы по заключению договора также отраженыы в этом приказе, все заказчивается размещением контракта в Реестре контракта, отчетность не ведется. По 223-ФЗ такую закупку планировать не уместно. Заказчик осуществляет внесение всей информации в ЕИС.

    «...при проведении конкурса необходимо создать конкурсную комиссию, которая должна обеспечить вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, рассмотрение и оценку заявок на участие в конкурсе, а также ведение протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе»

    Закупочная комиссия создается, нормы 44-ФЗ говорят о том, что это необходимо. Но состав комиссии выбирается заказчиком самостоятельно: взять тех же людей и создать комиссию приказом, затем провести аудит по Закону 44-ФЗ.

    Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

    Порядок оценки заявок:

    • а) цена контракта,
    • б) качественные характеристики объекта закупки,
    • в) квалификация исполнителя.

    Лучше брать несколько формул расчета цены.

    Объектом закупки при проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита являются услуги по проведению аудита, т.е. независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

    1. Об осуществляемых заказчиком видах деятельности;
    2. О наличии у заказчика филиалов и месте их расположения;
    3. О наличии у заказчика вложений в дочерние и зависимые общества
    4. О наличии у заказчика службы внутреннего аудита;
    5. Об общей численности работающих, в том числе о численности работников бухгалтерской и финансовой служб;
    6. Об используемых для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности информационных системах и программном обеспечении;
    7. О наличии у заказчика ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
    8. Иные показатели, характеризующие масштаб деятельности заказчика и влияющие на объем аудита.

    В случаях, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность заказчика за предыдущий отчетный период не подлежала обязательному раскрытию в открытых источниках информации, рекомендуется включать такую отчетность в конкурсную документацию.

    В конкурсную документацию рекомендуется включать информацию о требованиях к результатам услуг по аудиту отчетности, в том числе к форме сообщения руководству заказчика и представителям его собственников информации по результатам аудита.

    В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе в форме требований к качеству услуги) требования к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющейся предметом договора на проведение аудита.

    Исходя из № 44-ФЗ определение и обоснование начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита должно осуществляться на основе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

    При формировании начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита для получения информации о рыночных ценах рекомендуется направлять запросы на предоставление ценовой информации не менее чем пяти аудиторским организациям, соответствующим требованиям к участникам закупки, обладающим опытом оказания аналогичных по характеру и объему аудиторских услуг, информация о которых имеется в свободном доступе, в том числе организациям, имевшим в течение последних трех лет, предшествующих определению начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита, опыт выполнения аналогичных договоров, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками.

    В запрос на предоставление ценовой информации рекомендуется включать:

    • Подробное описание объекта закупки;
    • Перечень сведений, необходимых для определения объема и качества аудиторских услуг;
    • Основные условия исполнения договора на проведение аудита, предполагаемого к заключению, включая требования к порядку оказания услуг, предполагаемые сроки подписания и исполнения такого договора, порядок оплаты услуг;
    • Сроки предоставления ценовой информации;
    • Информацию о том, что проведение сбора ценовой информации не влечет за собой возникновения каких-либо обязательств заказчика;
    • Указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена услуги за один человеко-час работы специалистов исполнителя и общая цена договора на проведение аудита на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен на аудиторские услуги.

    В соответствии с № 44-ФЗ в случае, если при проведении конкурса начальная (максимальная) цена договора на проведение аудита составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены, договор на проведение аудита заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

    Для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона заявитель направляет в соответствии с требованиями настоящего Порядка письменное обращение, подписанное руководителем заявителя или его заместителем:
    Проект договора на проведение аудита рекомендуется составлять на основе Примерного договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, одобренного Советом по аудиторской деятельности. Проект договора на проведение аудита не может противоречить требованиям № 307-ФЗ, стандартам аудиторской деятельности, Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов.

  • В случае, если в проекте договора на проведение аудита имеются положения, не соответствующие № 307-ФЗ, стандартам аудиторской деятельности, Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов, то проект договора должен быть приведен в соответствие с указанными актами до завершения процедуры закупки.

Изменения по налогам

Изменения с 1 октября 2017 года. При аудите всегда учитывается бухгалтерская отчетность: есть ли налоговые риски? Также аудиторы смотрят на правильность начисления налогов. Также есть и аудиторы, которые проверяют компанию именно на предмет налогов, затем предоставив подробные рекомендации. Сейчас со статьей 54.1 ужесточился налоговый контроль, пошли проверки по обналичиванию средств компаний-однодневок. Также многие по незнанию раздробили бизнес, но не знали, что так делать нельзя. Налоговики проверяют компании более подробно, можно вовремя обнаружить ошибки в налоговом учете и исправить их.

Появился идентификатор госконтракта. Нужно заполнять отдельную графу в счете-фактуре. Налогоплательщик не вправе убирать из документов те пункты, которые там есть. Если подать документ до старой форме, то есть риск не получить вычеты по НДС. Лучше внести изменения и предоставить счета-фактуры по новой форме.

Многие компании спрашивают: идентификационный номер госконтракта и идентификатор госзакупки — это одно и то же? Это не то же самое. Определение «Идентификатор госконтракта» содержится в 275-ФЗ. Но если ошибка произошла, то она все равно не помешает налоговому органу определить необходимые для проверки параметры о налогоплательщике.

С 1 октября изменился порядок регистрирования счетов-фактур. До 1 октября поставщики предпочитали заменять старые счета на новые, но исправленные. Но нужно было предоставить уточненные данные с вычетом всего НДС. Теперь исправленный счет позволяет скорректировать всю сумму вычетов. Нужно аннулировать неправильную запись со знаком «минус» и тут же зарегистрировать дополненную счет-фактуру. Если сумма вычетов изменилась в большую сторону, то нужно написать только часть НДС, а в течение трех лет дополнить данные и принять к вычету все остальное позже.

Правила регистрации документов в случае, если счета-фактуры не выставляются неплательщикам НДС. Если покупателями являются неплательщики НДС, то счета-фактуры можно не выставлять.

Уточнены правила ведения журнала выставленных счетов. Журнал ведут только посредники, выставляющие и получающие счета, его ведут экспедиторы и застройщики. Журнал не ведут те, кто работает с неплательщиками НДС и получили от них письменное согласие на это. Также это те, кто продает услуги иностранных компаний на территории Российской Федерации.

Экспедиторы с 1 октября должны переставлять счета-фактуры. Речь идет о тех, кто отчитывается за расходы перед клиентом. У тех, у кого тариф установлен в твердой сумме, то экспедитор просто выдаст счет-фактуру. Но если он обязан осуществить доставку товара и даже привлечь к участию в доставке третьих лиц, то можно получить счет-фактуру отдельно на экспедитора и далее от всех остальных участников процесса. Теперь работает только один способ: выставление единого счета, где строк должно быть столько, сколько счетов-фактур он получил от своих подрядчиков. Дата текущая, счет подписывает сам экспедитор. Нюансов много, досконально разобраться сложно за короткое время.

Правила хранения счетов-фактур и документов. Они должны храниться в хронологическом порядке в зависимости от даты их получения. Налоговый инспектор хочет видеть, чтобы они были в папке именно в таком порядке.

Лизинг медицинских изделий с правом выкупа также освобождается от НДС.

  • Правило 5% при осуществлении раздельного учета входного НДС.
  • Субсидии и бюджетные инвестиции: НДС к вычету не принимается. НДС рассматривается здесь как самостоятельный расход.
  • Революционная новость: изменения в № 161 и № 149 Статьи Налогового кодекса. Освобождение от НДС в размере 18% при продаже лома черных и цветных металлов утратило силу. Теперь налог платят покупатели лома. Если покупатель покупает лом у неплательщика НДС, то и стоимость должна быть указана без НДС.
  • Будет оговорено в Налоговом кодексе, как именно исчислять налоговые выплаты при покупке и продаже лома.
  • Можно отказаться от нулевой ставки НДС. Но речь идет только об экспортных операциях: международная перевозка. Нужно написать заявление в Налоговую инспекцию до 1 числа месяца квартала, с которого планируется отказ. Можно отказаться только по всем пунктам и не менее, чем на 12 месяцев. Также можно отказаться при реекспорте товаров, при предоставлении железнодорожных вагонов и контейнеров, высылкой товаров на экспорт почтой.
  • Оформление tax-free. Иностранцы смогут возмещать НДС на товары, купленные в России.
  • Налог по прибыли: изменения в № 251 статью Налогового кодекса. В результате инвентаризации в 2018 и 2019 году объекты интеллектуальной деятельности налогом на прибыль облагаться не будут. Эта норма нужна для компаний, которые хотят улучшения показателей баланса. Можно показать это на балансе — можно получать кредиты за счет роста активов.
  • Доходы, не учитываемые в целях налогообложения. Подарки от учредителей (при доле более 50%) налогом не облагаются, а также имущественными правами. Перечень таких доходов станет меньше.
  • Изменения в статью № 259.3: повышающий коэффициент амортизации (3). Только в отношении тех основных средств по водоснабжению которые введены в эксплуатацию недавно.
  • При создании резерва по сомнительным долгам включается разница, где дебиторка превышает кредиторку. Процент резерва может формироваться в зависимости от даты просрочки.
  • Налог на имущество: можно освобождать от налога пока только в Московской области, принятого к учету с 2013 года.

Вопросы участников

Какой адрес нужно указывать в счетах-фактурах с 1 октября 2017 года? Все адреса из Госреестра. Но счета-фактуры с сокращенными названиями не являются ошибкой. Они не могут лишить налогоплательщика налоговых вычетов. Адреса налоговики увидят только при выездной проверке. Графа 11. Регистрационный номер таможенной декларации. Есть ли изменения? С 1 октября заполнять эту графу стало проще, номер можно взять из первой графы (она состоит из трех блоков). Номер таможенной декларации раньше состоял из четырех блоков. Можно указывать и старые номера таможенных налоговых деклараций.

Для закупки обязательного аудита финансовой отчетности действуют особые правила. Помимо законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, проверку бухгалтерской и финансовой отчетности регулирует статья 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин разъяснили, как правильно провести закупку данной услуги.

Ряд организаций обязаны заказывать аудит финансовой и бухгалтерской отчетности не реже одного раза в пять лет. Отбор аудитора проводят по Закону № 44-ФЗ. В список включены:

  • организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности - не менее 25 процентов;
  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • публично-правовые компании;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия.

Организации перечислены в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Государственные компании и корпорации, публично-правовые компании, организации с долей государства в капитале выше 25 процентов закупают товары, работы, услуги по Закону № 223-ФЗ. ГУП и МУП - по Закону № 44-ФЗ, но есть исключения.

Юридические лица, которые указаны в списке и работают по 44-ФЗ, закупают обязательный аудит по таким же правилам, что и другие услуги. Авторы письма подчеркивают: в статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обеспечение заявок и контрактов не обязательно, но это правило не действует для заказчиков по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ определяют поставщика обязательного аудита на основании Закона № 44-ФЗ. Возможна единственная форма закупки: открытый конкурс. Условие действует и на повторную закупку.

Пример 1. Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: услуги по уборке помещений. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 223-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Заказчик проводит запрос предложений.

Пример 2. Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: аудит бухгалтерской отчетности. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 44-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ предусмотрен единственный способ закупки: открытый конкурс. Заказчик снова проводит открытый конкурс на аудиторские услуги.

Разрешено закупать аудит у единственного поставщика. Условие: только одна заявка отвечает Закону № 44-ФЗ и конкурсной документации. Закупку у единственного поставщика не нужно согласовывать с контрольным органом. Нормы 44-ФЗ применяют только для определения поставщика. Планировать закупки и исполнять заключенные контракты нужно по Закону № 223-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин объяснили, как исполнителям обжаловать закупку обязательного аудита. На заказчика по 223-ФЗ жалобу составляют в порядке, который установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3. На заказчика по 44-ФЗ - в порядке, который установлен главами 5, 6 Закона № 44-ФЗ.

Аудит в сфере закупочной деятельности, регламентированной Законом о контрактной системе в сфере закупок, - достаточно новое понятие. Далее разберемся, что он собой представляет, кто его осуществляет и каковы результаты такой проверки.

Статьей 98 Закона о контрактной системе предусмотрено проведение определенной процедуры, называемой «аудит закупок».

Аудит в сфере закупок представляет собой вид внешнего государственного контроля. Целями данного контроля являются:

  • анализ обоснованности плана закупок;
  • реализуемость и эффективность торгов;
  • анализ результатов тендеров и достижения целей, установленных Законом (реализация мероприятий, указанных в государственных программах, исполнение международных обязательств, а также осуществление полномочий органами государственной власти).

Результат таковой процедуры должен выглядеть в виде оценки уровня обеспечения госнужд с учетом расходов бюджетных средств, а также включать в себя анализ исполнимости условий контрактов (срок, объем, качество поставляемой продукции, выполняемых работ) и эффективность системы управления контрактами.

Кто осуществляет аудит

В указанной статье Закона перечислены органы государственной власти, которые должны проводить оценку. Итак, аудит в сфере закупок осуществляют:

  • cчетная палата;
  • контрольно-счетные органы в регионах;
  • контрольно-счетные органы муниципалитетов;
  • законодательные органы государственной власти субъектов РФ;
  • представительные органы муниципальных образований.

Счетная палата — это постоянно действующий орган власти, который осуществляет внешний государственный аудит. Работа данного органа власти регламентирована Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации », а также ее регламентом. Должностные лица — аудиторы самостоятельно проводят оценку и несут ответственность за результаты.

Если говорить о контроле в регионах и муниципалитетах, то такого рода органы осуществляют свою работу на основании принятых в пределах данных регионов и муниципалитетов актов и регламентов их деятельности.

Необходимо отметить лица, деятельность которых подлежит рассматриваемой нами проверке: это государственные органы, унитарные предприятия, юридические лица, бюджетные и автономные учреждения.

Говоря об аудите в целом, нужно различать несколько его видов:

  • финансовый (бухгалтерский) — это проверка отчетности;
  • налоговый — контроль соответствия деятельности налоговому законодательству;
  • на соответствие определенного рода требованиям — анализ определенной финансовой или общей деятельности предприятия;
  • ценовой — проверка обоснованности установленной стоимости;
  • аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ деятельности организации;
  • специальный (например, экологический) — анализ конкретных аспектов деятельности лица, соблюдения правил и норм;
  • управленческий — анализ системы управления предприятием.

Как видно из перечня, среди них нет так называемого анализа в сфере закупок. Это новый для России вид, который был закреплен Законом о контрактной системе в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок осуществляется по 44-ФЗ и выполняет ряд задач:

  • проверка, анализ и оценка сведений о законности, обоснованности и целесообразности, эффективности и результативности трат на планируемые закупки, а также исполняемые контракты;
  • выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Важно отметить, что предметом такой проверки является правильное и целесообразное расходование бюджетных денежных средств. Среди документов, которые необходимы контрольному органу для проверки, можно назвать, например, планы и планы-графики, различного рода реестры (контрактов, банковских гарантий, недобросовестных поставщиков), правила нормирования, каталоги необходимых товаров и многое другое.

Результатом такой работы является отчет, который должен содержать конкретную информацию об обоснованности и законности, эффективности и результативности затрат на проводимые торги, а также выводы и предложения, в том числе рекомендации.

Наша организация содержит 30% доли участия государства. Необходимо провести обязательный аудит. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом в настоящее время Единая информационная система (ЕИС) не работает, и провести процедуру по Закону № 44-ФЗ невозможно (с размещения плана закупки (изменений) до размещения самой процедуры). Можно ли будет в данной ситуации заключить договор на проведение обязательного аудита с единственным исполнителем по ст. 93 Закона № 44-ФЗ (до 100 тыс. руб.) без проведения конкурса?

М. Забегалова, г. Краснодар

Ответ. На основании п 4. ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Следовательно, вашей организации необходимо заключать договор на проведение аудита путем проведения открытого конкурса.

Аналогичного мнения придерживается и Министерство экономического развития РФ в Письме от 05.06.2015 № Д 28и-1598. Оно, в частности, указывает, что согласно п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

При этом организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственной корпорации, государственной компании при отборе аудиторской организации в соответствии с Законом № 44-ФЗ необходимо руководствоваться нормами, регламентирующими только порядок проведения конкурса. Порядок определения исполнителей путем проведения конкурса установлен в § 2 Закона № 44-ФЗ.

В случае признания открытого конкурса несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки, заказчик в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ осуществляет проведение повторного конкурса.

В случае если конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, которая соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации, или по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В этой связи у заказчика наступает обязательство согласовать возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Учитывая, что в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ организация, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственная корпорация, государственная компания не являются ни государственными, ни муниципальными заказчиками, у них отсутствует право обращаться в какой-либо из указанных органов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а у соответствующих органов отсутствуют полномочия на такое согласование.

Таким образом, в случае признания конкурса несостоявшимся, а также признания единственной заявки, соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации, хозяйствующий субъект вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без согласования с контролирующими органами либо осуществить проведение повторного конкурса.

На основании сказанного можно сделать вывод, что единственной возможностью заключить договор с единственным исполнителем в данной ситуации является случай признания конкурса несостоявшимся, а также признания единственной заявки, соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации.

Кроме того, необходимо учитывать, что ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона. За такое правонарушение предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.

Обращаем ваше внимание, что закон не позволяет заключить договор без проведения конкурса, даже если не работает ЕИС и технически не представляется возможным проведение открытого конкурса.