Обязательный аудит по 223 фз. Закупка обязательного аудита. Особенности подготовки и проведения. Протоколы аукциона размещаются заказчиком на ООС через оператора электронной площадки

Расскажем, какие компании должны проводить обязательный аудит, об обязательном аудите ФГУП, об обязательном аудите закупок по 223-ФЗ и использовании электронной цифровой подписи.

Проблема проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности знакома большинству компаний, которые проводят закупки по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В соответствии с этим законом, заказчик должен провести закупку обязательного аудита бухотчетности с помощью открытого конкурса в рамках Федерального закона 44-ФЗ.

Какие компании должны проводить обязательный аудит

Итак, как уже отмечалось выше, выбор аудиторской фирмы, ответственной за проверку бухгалтерии, находится вне рамок закона 223-ФЗ. Выбор компании, осуществляющий аудит, проводится в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с ним, обязательную закупку аудита должны проводить организации в случае если:

  • Организационно-правовая форма компании определена как «открытое акционерное общество» (ОАО);
  • Ценные бумаги компании имеют допуск для обращения на торгах;
  • Компания является участником рынка ценных бумаг; страховой, кредитной, клиринговой компанией; организатором торговли; частным пенсионным, паевым или акционерным инвестиционным фондом; управляющей компанией частного пенсионного, паевого или акционерного инвестиционных фондов;
  • Объем выручки организации от реализации своих товаров и услуг превысил за отчетный год 400 млн рублей, а также если сумма активов бухгалтерского баланса превышала 60 млн рублей по состоянию на конец предыдущего отчетного года;
  • Компания публикует (или предоставляет) сводную бухгалтерскую отчетность;
  • В других случаях, регламентированных федеральным законодательством.

Согласно 307-ФЗ, обязательный аудит должен проводиться ежегодно.

Обязательный аудит ФГУП

В части 3 и части 4 статьи 5 Федерального закона 307-ФЗ указывается нормативная база для проведения аудита государственных компаний.

  • Если доля государственной собственности в организации составляет более 25%, аудит должен проводиться исключительно аудиторскими компаниями;
  • Если доля государственной собственности в организации составляет более 25%, то аудит бухгалтерской отчетности ФГУП, ГУП и МУП по 223-ФЗ может проводиться одной компанией на протяжении 5 лет, по одному договору, заключенному по нормам 44-ФЗ.

Пункт 4 статьи 5 устанавливает следующее требование: закупка обязательного аудита должна быть проведена только с помощью открытого конкурса . Этот же пункт предусматривает возможность заказчику установить финансовое обеспечение контракта. Эта норма обеспечивает заказчика защитой от недобросовестных исполнителей.

Аудит закупок по 223-ФЗ

Отметим, что 223-ФЗ не регулирует только закупки по отбору исполнителя обязательного аудита бухотчетности . Закупку других услуг аудита заказчики проводят по Закону № 223-ФЗ.

Как было сказано выше, в соответствии с законом 44-ФЗ необходимо провести только саму процедуру, а размещение закупки обязательного аудита должно проводиться в рамках 223-ФЗ. То же самое касается и отчета по закупке: если организация работает в правовом поле 223-ФЗ, то и отчет должен быть составлен по 223-ФЗ. В случае, если проводится открытый конкурс по определению исполнителя на проведение обязательного аудита в рамках закона 223-ФЗ, а не 44-ФЗ, заказчику грозит административный штраф от 15 до 30 тыс. на должностных лиц.

Электронная цифровая подпись

Не меньше вопросов по части электронной подписи для работы в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Электронная подпись, предназначенная для работы в рамках 223-ФЗ, не подходит для работы с 44-ФЗ. Поэтому для оформления электронной цифровой подписи необходимо обратиться в Казначейство. Читайте о том, как получить ЭЦП, в статье .

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Дата: 17.04.2018

Компании, осуществляющие свою закупочную деятельность по 223-ФЗ, должны проводить обязательный аудит, подтверждающий достоверность финансовой отчетности. На какие нормы законодательства при выборе аудиторской организации заказчику необходимо обратить особое внимание? Как грамотно подготовиться и провести закупку обязательного аудита? Что следует учесть при составлении проекта договора? Что грозит заказчику за нарушение правил? Поговорим об этом в нашей статье.

В каких случаях проводится обязательный аудит, и кто его закупает?

Согласно определению 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3, ст. 1, 307-ФЗ).

По сути, это инструмент контроля за закупочной деятельностью заказчика.

Обратите внимание, закон 223-ФЗ не регулирует отбор аудиторских организаций для проведения обязательного аудита (п. 7, ч. 4, ст. 1, 223-ФЗ). Поэтому в данном случае заказчик руководствуется статьей 5 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Согласно закону № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», проводить обязательный аудит должны следующие организации:

  1. Акционерные общества;
  2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  3. Банки и МФО (микрофинансовые организации), бюро кредитных историй, организации-профучастники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли, НПФ или иные фонды, АИФ (акционерные инвестиционные фонды), УК АИФ, УК ПИФ, УК НПФ;
  4. Организации, у которых объем выручки от продажи ТРУ (товаров, работ, услуг) за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб.
  5. Организации, представляющие и публикующие консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  6. Иные организации в случаях, установленных федеральными законами (ст. 5, 307-ФЗ).

Исключение составляют:

  • госорганы, госучреждения;
  • органы местного самоуправления;
  • ГУПы, МУПы;
  • сельхозкооперативы и их союзы;
  • государственные внебюджетные фонды.

Они не проводят обязательный аудит по общим правилам 307-ФЗ.

А как же автономные организации? Проводят ли они аудит? Многие задаются этим вопросом. В законе 307-ФЗ нет специального указания на проведение обязательной аудиторской проверки в автономных учреждениях. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 5 307-ФЗ обязательный аудит может проводиться в иных случаях, установленных федеральными законами.

Наблюдательный совет автономного учреждения решает вопрос проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности данного учреждения самостоятельно (п. 12 ч. 1 ст. 11, № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Требование об обязательном проведении аудита может быть установлено наблюдательным советом автономного учреждения, и оно является для руководителя автономного учреждения обязательным.

Рассмотрим ситуацию, когда заказчик попадает под № 223-ФЗ и должен проводить обязательный аудит, но не входит в перечень случаев, приведенных в ст. 5 307-ФЗ. Чем он должен руководствоваться при проведении закупки?

В этом случае заказчик имеет право организовать открытый конкурс на право заключения договора по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Причем сделать это он может, даже если не обязан проводить данную процедуру в порядке, предусмотренном законодательством в сфере закупок.

Извещение о такой закупке следует размещать не в ЕИС, а лучше на собственном корпоративном сайте или на торговых площадках, или в СМИ.

Заказчики, осуществляющие свою деятельность по 223-ФЗ интересуются, нужно ли включать закупку обязательного аудита в план-график закупок по 44-ФЗ? Ведь данную закупку они должны проводить путем открытого конкурса по правилам 44-ФЗ.

В совместном письме Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18 от 24.01.2018 отражена позиция госорганов по этому вопросу. В отношении юридических лиц, указанных в 223-ФЗ (за исключением ГУП и МУП) применяются положения 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. При этом не подлежат применению положения 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

Не запутаться в особенностях закупки обязательного аудита различными категориями заказчиков, помогут следующие правила.

Три правила закупки обязательного аудита различными категориями заказчиков

  1. Заказчики, попадающие под действие 223-ФЗ и указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе, - путем поведения открытого конкурса.
  2. Заказчики, ведущие закупочную деятельность в соответствии с п. 7 ст. 3 44-ФЗ и указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе (открытый конкурс по 44-ФЗ), в том числе, включающем планирование, нормирование закупки, исполнение контракта, контроль в сфере закупок.
  3. Заказчики, попадающие под действие 223-ФЗ, но не указанные в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном 223-ФЗ и положением заказчика о закупке.

Ответственность заказчика

Напомним об ответственности: если заказчик нарушит законодательство и закупит услуги обязательного аудита по 223-ФЗ, в то время, когда необходимо провести эту закупку по требованиям 44-ФЗ о контрактной системе, то ему грозит штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. - на должностных лиц; от 50 000 до 100 000 руб. - на юридических лиц (ч. 3, ст. 7.32.3, КоАП РФ).

Закупки у субъектов МСП

В части 5 ст. 5 307-ФЗ говорится о том, что в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи ТРУ (товаров, работ, услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд руб., обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП).

В этом случае заключать договор нужно только с субъектами МСП. Поэтому в документацию следует включать требование о соответствии участника требованиям ст. 4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Договор на проведение обязательного аудита заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном 44-ФЗ о контрактной системе, следующими организациями (п. 4, ст. 5, 307-ФЗ):

  • организацией, в уставном капитале которой доля госсобственности составляет не менее 25 %,
  • госкорпорации, госкомпании,
  • ГУП, МУП.

Такой договор должен заключаться не реже чем один раз в пять лет.

Советом по аудиторской деятельности утверждены «Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В частности, даны рекомендации по следующим вопросам:

  • организация открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита;
  • особенности описания объекта закупки;
  • требования к участникам закупки;
  • порядок определения начальной (максимальной) цены договора на проведение аудита;
  • особенности содержания заявок участников закупки;
  • правила оценки заявок участников закупки;
  • содержание и проект договора на проведение аудита.

В соответствии с 44-ФЗ в конкурсную документацию должен включаться проект договора (по 44-ФЗ - контракта) на проведение обязательного аудита.

Проект договора на проведение обязательного аудита рекомендуется составлять на основе Примерного договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, одобренного Советом по аудиторской деятельности.

Исходя из 307-ФЗ, проект договора на проведение обязательного аудита не должен содержать какие-либо положения, направленные на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на ограничение доступа к информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении.

Обратите внимание, что проект договора на проведение аудита не может противоречить требованиям 307-ФЗ, федеральным стандартам аудиторской деятельности, правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодексу профессиональной этики аудиторов. Все эти особенности нужно учесть при его подготовке.

В проекте договора на проведение аудита рекомендуется указать, что аудитором должна быть сообщена руководству заказчика и представителям его собственников только та информация, которая представляет интерес для управления, и на которую аудитором будет обращено внимание в результате аудита, и что аудитор не обязан разрабатывать аудиторские процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления заказчиком.

Антидемпинговая мера

В Методических рекомендациях упоминается, что в 44-ФЗ о контрактной системе установлена антидемпинговая мера. Она заключается в следующем: если при проведении открытого конкурса по 44-ФЗ НМЦ договора на проведение аудита составляет 15 млн. руб. и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена, которая на 25 % и более ниже НМЦ, то договор на проведение обязательного аудита заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора. Сумма обеспечения устанавливается в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Кто имеет право проводить аудит?

Тендеры проводятся для поддержки бизнеса, в частности, путем создания конкурентной среды, а также для борьбы с коррупцией. Но на деле получается, что победить могут компании, которые просто предлагают низкую цену, но из-за недостатка опыта не могут обеспечить качественного выполнения работы.

  1. сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе должны быть включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов;
  2. аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны проходить внешний контроль качества работы;
  3. на момент проведения конкурса и в период предполагаемого подписания договора на проведение аудита у аудиторской организации, индивидуального аудитора не должно быть приостановлено членство в СРО;
  4. обязательный аудит должен проводиться только аудиторскими организациями у следующих компаний:
    • банков, МФО и страховых организаций,
    • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам,
    • организаций, в уставных капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25 %,
    • госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний;
  5. аудиторы должны быть независимы от заказчика, например, не должны быть родственниками заказчика, сотрудниками филиалов и дочерних обществ заказчика, не иметь акций компании заказчика и т.п.;
  6. аудиторы не должны допускать возникновение конфликта интересов.

Мы разобрали основные особенности обязательного аудита, которые важно учитывать заказчику. Выяснили, какие организации должны его проводить. Установили порядок подготовки к открытому конкурсу по выбору аудиторской организации, а также границы применения 44-ФЗ при его проведении.

Сейчас поступает много вопросов, касающихся закупки аудиторских услуг организациями, обладающими статусом заказчика согласно Федеральному закону от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Расставить все точки над «i» в этом вопросе мы попросили доктора юридических наук, ведущего научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Ольгу Беляеву.

Несколько слов об истории всех сомнений заказчиков

В соответствии с п. 7 ч.4 ст.1 Закона о закупках из сферы его действия исключены отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора ауди- торской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее -т Закон об аудиторской деятельности).

Буквальное толкование указанной нормы приводит, на мой взгляд, к выводу о том, что все отношения по выбору заказчиом контрагента для проведения обязательного аудита выведены из сферы действия Закона № 223-ФЗ. Однако сейчас среди многих юристов бытует мнение, что данную норму следует толковать ограничительно по следующим соображениям.

Сама по себе ст. 5 Закона об аудиторской деятельности состоит из нескольких частей:

  • первая часть содержит перечень случаев, при наличии которых требуется обязательное проведение аудита;
  • вторая часть устанавливает срок проведения обязательного аудита - ежегодно,
  • третья часть перечисляет организации, обязательный аудит отчетности которых проводится только аудиторскими организациями,
  • четвертая часть требует заключения договора некоторыми организациями только по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).

Таким образом, об «отборе аудиторской организации» (а именно такая формулировка заключена в п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках) речь идет только в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности. Отсюда следует, что из сферы действия Закона о закупках выведены только те отношения, которые связаны с отбором аудиторской организации по правилам Закона о размещении заказов.

Дополнительным аргументом в пользу того, что норма п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках касается не всех организаций, перечисленных в ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, является указание на отбор именно аудиторских организаций, а не просто на отбор аудитора. Ведь именно аудиторские организации как раз и проводят обязательный аудит организаций, поименованных в ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.

Исходя из приведенных соображений, многие специалисты полагают, что целью законодателя при введении в Закон о закупках изъятия, касающегося отбора аудитора, было исключение коллизии с нормами именно Закона о размещении заказов; и маловероятно, что законодатель намеревался таким образом исключить коллизию с нормами корпоративного законодательства.

Иное понимание анализируемой нормы Закона о закупках будет означать, что порядок закупки услуг при проведении обязательного либо инициативного аудита, а также при привлечении индивидуального аудитора либо аудиторской организации будет кардинально различаться, что не отвечает целям Закона о закупках. Кроме того, представители государственных органов, в частности, Минэкономразвития России и ФАС России, называют Закон закупках «законом об информационной открытости расходов», отмечая, что в этом и состоит его основная направленность.

ФАС России в письме от 24.12.2012 г. № ИА/44025/12 отмечает, что если утвержденными и размещенными на официальном сайте правовыми актами (правовым актом), устанавливающими правила закупки, не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении таких закупок положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Законом о закупке. Следовательно, при проведении таких закупок заказчик должен руководствоваться положениями Закона о размещении заказа. Иными словами, если из сферы действия положения о закупке будут изъяты отношения по отбору аудиторской организации, а государственные органы сочтут, что эти отношения, тем не менее, входят в сферу действия Закона о закупках, получится, что положением о закупке вопрос отбора аудитора (аудиторской организации) не урегулирован. Тем самым при заключении договора с аудитором (аудиторской организацией) заказчику придется руководствоваться нормами Закона о размещении заказов.

Как следует адекватно толковать Закон № 223-ФЗ?

Все вышесказанное напоминает мне русскую поговорку «Обжегшись на молоке, дуют на воду». Парадоксально, но даже прямое указание в Законе о закупках на то, что в сферу его действия
не входит отбор аудиторской организации, не убеждает заказчиков в том, что они могут ограничиться соблюдением своих корпоративных процедур. Давайте разберемся с тем, как адекватно толковать рассматриваемые нормы, адекватно - значит наиболее близко к их буквальному смыслу.

Итак, обязан ли заказчик проводить отбор аудиторской организации в соответствии с процедурами, установленными Законом о закупках? Не приведет ли изъятие из положения о закупке заказчика норм об отборе аудиторской организации к необходимости руководствоваться нормами Закона о размещении заказов?

Отношения, которые не регулируются Законом о закупках и, соответственно, к которым нет оснований применять само положение о закупке, перечислены в ч. 4 ст. 1 Закона о закупках, их перечень является закрытым, оснований для его расширительного толкования нет.

В приведенной норме предусмотрено восемь изъятий из сферы регулирования Закона о закупках, причем стоит отметить, что к общему знаменателю привести их невозможно - не ясно, какая идея законодателя лежит в основе этих изъятий, поскольку речь идет о разных правовых отношениях.

В первом случае основой изъятия служит объект договора (ценные бумаги и валютные ценности), во втором - специфика заключаемых сделок (биржевой рынок), в третьем - особенности правового статуса заказчика, руководствующегося в своей деятельности положениями Закона о размещении заказов, в четвертом - особая сфера деятельности (военно-техническое сотрудничество), в пятом - приоритет международного права над национальным законодательством; в шестом случае изъятие обусловлено видом оказываемой услуги - обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика, проводимый аудиторскими организациями в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.

Два последних изъятия представляют собой комбинированные случаи, где сходятся вместе и субъекты, и отношения в которые они участвуют (заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности; осуществление кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в т.ч. с иностранными банками).

Специализация норм, различие их характера и назначения в регулировании предопределяют тот факт, что отдельные нормы имеют несовпадающие части, нет единой, универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам. Так, норма подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках является бланкетной, поскольку ее диспозиция отсылает к статье другого нормативного правового акта.

Норма права и статья нормативного правового акта не тождественны друг другу, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права - это правило поведения, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

В ст. 5 Закона об аудиторской деятельности одновременно включено несколько правовых норм, связующим звеном которых является то обстоятельство, что все они относятся к проведению обязательного аудита:

  • в первой части статьи определяется круг субъектов, подлежащих обязательому аудиту;
  • во второй - указывается на периодичность проведения обязательного аудита;
  • в третьей - перечисляются лица, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности которых проводится только аудиторскими организациями;
  • в четвертой названы лица, обязанные для заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности провести открытый конкурс по правилам Закона о размещении заказов.

Бланкетная диспозиция подп. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, хотя и упоминает такие понятия, как «аудиторская организация» и «отбор», отсылает не к части 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности (где речь идет об аудиторских организациях) и не к части 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности (где говорится о заключении договора по итогам открытого конкурса, что можно было бы соотнести с понятием «отбор»), а к статье целиком - без каких-либо исключений.

Толкование подобной диспозиции может быть представлено следующим образом: в ч. 4 ст. 1 Закона о закупках установлено шесть изъятий из сферы его регулирования, необходимо проанализировать в системной взаимосвязи два из них - подп. 3 и 7 приведенной нормы.

Так, в подп. 3 ч. 4 ст. 1 отмечено, что Закон о закупках не распространяется на отношения, связанные с размещением заказчиком заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом о размещении заказов. Несмотря на использование одного и того же термина, Закон о закупках в ч. 2 ст. 1 и Закон о размещении заказов в ст. 4 регулируют деятельность разных заказчиков.

Причем точек соприкосновения между этими заказчиками нет, за некоторыми исключениями, когда заказчик в смысле Закона о закупках обязан в своей деятельности применять Закон о размещении заказов.
Таких исключений по действующему законодательству Российской Федерации три:

  1. заказчик не утвердил и не разместил на официальном сайте свое положение о закупке (ч. 4 ст. 8 Закона о закупке);
  2. заказчик является федеральным государственным унитарным предприятием, которому переданы полномочия государственного заказчика в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 1456 «О порядке осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации»;
  3. заказчик является государственной компанией, государственной корпорацией, государственным унитарным предприятием, хозяйственным обществом, в уставном капитале которого доля государственного участия более 50% процентов, и заключает договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой отчетности) по итогам открытого конкурса, проводимого по правилам Закона о размещении заказов (ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности).

Таким образом, открытый конкурс по правилам Закона о размещении заказов для заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика относится к изъятию, установленному в подп. 3 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках, а бланкетная норма подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках имеет самостоятельное и конкретное содержание: речь в ней идет о заказчиках вообще, то есть обо всех юридических лицах, которые именуется таким образом для целей Закона о закупках. Иными словами, норма ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности соотносится с нормой подп. 3 ч. 4 ст. 1, а не подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках.

Если сравнить круг заказчиков, названных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, с перечнем лиц, обязательный аудит которых должны проводить аудиторские организации, приведенным в ч. 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, становится очевидным, что и они не совпадают. В частности, не имеют прямого отношения к Закону о закупках организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, кредитные и страховые организации, а также негосударственные пенсионные фонды.

Другой пример: в уставном капитале хозяйственного общества имеется доля государственного участия в размере 30%, такое общество не имеет статуса заказчика в смысле Закона о закупках, однако обязано проводить открытый конкурс по правилам Закона о размещении заказов и вправе допускать до участия в таком конкурсе лишь аудиторские организации. Подобных примеров можно привести еще довольно много, все они будут демонстрировать несовпадение субъектного состава лиц, со статусом которых определенные правовые последствия связывают три разных нормативных правовых акта: Закон о закупках, Закон о размещении заказов и Закон об аудиторской деятельности.

Что касается понятия «отбор», упомянутого в подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках, то уместно обратиться к так называемому золотому правилу толкования. Оно выражается в том, что словам и выражениям, употребленным законом, следует давать распространенное, обычное их значение. Отбор - это выделение кого-нибудь или чего-нибудь из какой-либо среды. Проведение открытого конкурса для целей заключения договора - это разновидность отбора, выбора будущего контрагента.

Однако понятия «конкурс» и «отбор» не тождественны друг другу, отбор - значительно более широкое по своему смыслу понятие, поэтому и словосочетание «отбор аудиторской организации» не может быть сведено к проведению конкурса, иной формы торгов или иного способа закупки.

Выводы

  1. Норма подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках устанавливает общее исключение из сферы действия Закона о закупках, касающееся деятельности всех заказчиков, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках. Нет оснований полагать, что названная норма касается каких-либо заказчиков выборочно.
  2. Порядок выбора аудиторской организации для заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, обладающей статусом заказчика на основании ч. 2 ст. 1 Закона о закупках и являющейся субъектом обязательного аудита на основании ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, не подлежит регламентации в положении о закупке.
  3. Мнение о том, что Закон о закупках предполагает информационную открытость любых расходных обязательств заказчиков, распространено в современной практике, однако оно расходится как с названием, так и с текстом самого Закона о закупках. Изъятие в отношении порядка отбора аудиторской организации для обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности четко установлено в подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках. Что касается возможных правовых коллизий нормами Закона о размещении заказов, то на их устранение направлена другая норма, а именно подп. 3 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках.
  4. Исключение порядка отбора аудиторской организации из положения о закупке заказчика не может обязать заказчика руководствоваться положениями Закона о размещения заказов по двум причинам:
    • такое исключение основано на прямом предписании самого Закона о закупках;
    • иных оснований применять Закон о размещении заказов в своей деятельности у заказчика нет.
  5. На порядок заключения договоров на проведение инициативного аудита, а также договоров, заключенных с аудиторами, а не с аудиторскими организациями, норма подп. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках не распространяется.

Реформирование законодательства в сфере закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»и ужесточение правоприменительной практики контролирующих органов вынуждают организации предпринимать меры предосторожности в части нарушений антимонопольного и «закупочного» законодательства. Одним из инструментов снижения рисков для организаций является проведение аудита (проверки) закупок.

ООО «Аукцион Консалтинг» предлагает услугу Аудит (проверку) закупок : диагностирование и определение проблем, выявление зон риска.

Целью «закупочного аудита» является снижение вероятности нарушений и, как следствие,
риска санкций (штрафы варьируются от 3 000 до 300 000 рублей в соответствии со ст. 7.29 — 7.32.3 КоАП).

Эксперты компании «Аукцион Консалтинг» являются признанными в профессиональном сообществе юристами-практиками в области закупок. У каждого члена экспертного состава имеется подтвержденная квалификация, непрерывный многолетний стаж работы в закупках не менее 10 лет, опыт работы в контрольных и надзорных органах и регулирующих ведомствах. В ходе аудита (проверки) закупок наши специалисты проведут экспертную, аналитическую, информационную и другую работу посредством проверки, анализа и оценки данных о закупках Вашей организации. В своей работе компания «Аукцион Консалтинг» гарантирует качество и конфиденциальность.По итогам проведенного аудита (проверки) закупок предоставляется:

  1. детальный отчёт;
  2. перечень рекомендаций по оптимизации закупочной деятельности, устранению выявленных нарушений, минимизации последствий нарушений (рисков) при их наличии, консультации по принятию мер в целях их недопущения и пресечения в последующей деятельности;
  3. заключение.

Аудит закупок - это проверка независимыми экспертами системы организации закупочной деятельности учреждения, проводимой в соответствии с законодательством о контрактной системе, законодательством о закупках отдельными категориями юридических лиц, системы планирования и контроля закупочной деятельности, образовавшейся в результате закупочной деятельности документации, оценка личностного потенциала занятых в процессе закупок сотрудников.

Аудит системы закупок учреждения на соответствие требованиям 44-ФЗ/223-ФЗ

Очный аудит:

  • Проводится в учреждении заказчика.
  • Срок проведения от 5 до 10 рабочих дней.

Изучается документация заказчика и доступные ресурсы: ЕИС (http://zakupki.gov.ru), электронные торговые площадки.

Стоимость

от 90 000,00 рублей

Заочный аудит:

Проводится на основе доступных ресурсов:

Срок проведения 5 рабочих дней.

Стоимость

от 40 000,00 рублей

Отчет по аудиту выдается в течение 5 календарных дней. Отчет содержит информацию о состоянии системы закупок в учреждении, нарушения, если таковые выявляются. В отчете будет представлена максимальная стоимость рисков организации, выраженная в рублях, а также рекомендации по устранению нарушений или минимизации рисков. Кроме того, заказчик получит рекомендации организационного характера, если это потребуется.

В течение 1 месяца с момента проведения диагностики (аудита) будет оказана необходимая методическая помощь по приведению системы закупок в соответствие законодательству Российской Федерации.

(«поправим все что можно»)

В течение 3 месяцев консультации по организации закупочной деятельности по телефону и электронной почте