К провалам фиаско государства не относится. Фиаско государства, его причины и последствия. г) раскол профсоюзного движения

Для того, чтобы рассматривать теорию «провалов» государства необходимо определить суть следующих понятий.

Провалы (фиаско) государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Обычно к провалам государства относят:

  • 1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Так же как на рынке имеет место быть асимметричная информация, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии достоверных статистических данных. Более того, мощные группы с особыми интересами, активное лоббирование, мощный бюрократический аппарат искажают даже имеющуюся информацию.
  • 2. Несовершенство политического процесса. Выделим только основные моменты: рациональное неведение, лоббирование, манипулирование голосами по причине несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.
  • 3. Ограниченность контроля над бюрократией. Быстрый рост государственного аппарата формирует все новые и новые проблемы в этой сфере.
  • 4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Дело в том, что экономические агенты часто ведут себя совсем не так, как предполагает правительство. Их действия искажают смысл и цели предпринятых правительством законов. Часто государственные мероприятия приводят к отличным от первоначальных целей результатам. Поэтому итоги действий государства зависят не только от него самого.

Наличие несовершенных и неполных рынков ведет к рыночным «провалам». Из этого можно предположить, что и «провалы» государства рождаются из недостатков нерыночного механизма при согласовании частных издержек и выгод, принимающих политические решения с издержками и выгодами общества в целом.

1. Разъединение тягот и выгод. Искажение спроса на нерыночную продукцию в конечном счете происходит из-за того, что те, кто получают выгоды от решения государства, и те, кто эти выгоды оплачивает не одно лицо.

На микроуровне указанный разрыв присутствует, когда выгоды от государственных услуг распространяются сравнительно узкую группу населения, в то время как издержки их осуществления ложатся на всех налогоплательщиков. В результате гораздо больше стимулов к поддержке имеют пользователи этих услуг, чем спонсирующая сторона к противодействию им. На обычном рынке их цена, с учетом издержек проигравшей стороны, была бы значительна, и вряд ли бы их можно было продать.

Таким образом, здесь можно увидеть некий отрицательный внешний эффект от деятельности государства, затрагивающий больший круг участников, чем потребители выгод от этой деятельности.

На макроуровне разрыв возникает из-за того, что правительство, принимая решения, опирается на голоса большинства, тогда как основная часть налоговой базы принадлежит меньшинству. В результате появляются возможности и стимулы расширять программы перераспределения, поскольку спрос на них определяется большинством, тогда как средства на их осуществление поступают от меньшинства. Таким образом, если на микроуровне меньшинство как бы политически эксплуатирует большинство, то на макроуровне - наоборот.

В итоге разрывы на обоих уровнях вносят свой вклад в избыточный спрос на услуги государства (программы, регулирование, перераспределение): в первом случае - так как его удовлетворение означает превышение общественных затрат над выгодами (аллокационную неэффективность), во втором - в силу подавления стимулов у высокодоходного меньшинства к инвестициям, инновациям и, тем самым, мешая созданию условий долговременного экономического роста.

2. Узкий временной горизонт (завышенная ставка дисконтирования) у политиков. В силу временного пребывания у власти ставка дисконтирования (предпочтение настоящих благ будущим) у политиков значительно выше, чем у общества в среднем. Срок службы политика около 5- 10 лет, что существенно ниже срока жизни отдельного человека. Поэтому будущие блага и издержки значительно недооцениваются политиками и, наоборот, переоцениваются краткосрочные блага и издержки.

Поскольку прибыль политики и группы интересов среди избирателей получают именно за определенные государственные действия в текущем периоде (разные виды вмешательства в рыночный механизм), то в пользу их расширения смещаются общественно-политические предпочтения.

  • 3. Особенности «вознаграждения» политиков. В политическом процессе награду в виде голосов избирателей получают те политики, которые акцентируют общественное внимание на программах по «исправлению» рынка, принимают соответствующие законы, однако не отвечают за реальное положение вещей. Если государственные меры терпят поражение, то обычно ссылаются на недостаточность степени государственного вмешательства. В результате у общества создается и поддерживается иллюзия постоянной дефицитности последнего.
  • 4. Обострение восприятия обществом провалов рынка (как истинных, так и мнимых). Провалы государства нередко выдаются за провалы рынка. Так, часто криминализация экономики представляется как провал рынка, хотя очевидно, что поддержание правового порядка - первейшая функция государства. При отсутствии такового рыночные сделки сопровождаются высокими транзакционными издержками.
  • 5. Давление политических организаций. В последние десятилетия, как это можно видеть на западе, возрастает активность в политике таких организаций, как защитники окружающей среды, прав социально уязвимых групп населения, потребителей. Многие из их требований таким или иным образом связаны с усилением контроля государства за рыночными процессами. Завоевывая места в органах законодательной власти, они стараются добиться принятия выгодных им законов. Экспансия госрегулирования выгодна также юристам, которые получают дивиденды от сумм исков, предъявляемых за нарушение того или иного правила.

Предложение услуг государства также характеризуется рядом особенностей, которые могут определять провалы государства.

  • 1. Трудность определения и измерения выпуска. Нерыночной продукции часто трудно дать определение, не говоря уже о том, чтобы измерить ее количество или оценить качество. Всевозможные измерители таких нерыночных услуг, как оборона, регулирование, социальные программы, весьма спорны. Особенно трудно оценить качество таких услуг, так как отсутствует информация, которая при выпуске рыночной продукции передается производителям через выбор и поведение потребителей. Лишь некоторые виды услуг, которые предоставляются как государственным, так и частным сектором, можно попытаться сопоставлять по качеству (например, образование в частных и общественных школах).
  • 2. Единственный производитель. Нерыночная продукция часто производится единственным агентством, т.е. имеет место быть монополия, которая защищена законодательно. Отсутствие конкуренции увеличивает сложность оценки качества нерыночной продукции. В случае производства квазиобщественных благ (образование, здравоохранение) конкуренция нередко существует, но она сильно ограничена по сравнению с конкуренцией между частными производителями.
  • 3. Отсутствие эффективного регулятора. Нерыночное производство не имеет никаких ограничивающих сил подобных механизму прибылей и убытков при выпуске рыночной продукции. Отсюда и отсутствие надежного механизма прекращения государственной деятельности, когда она неэффективна.

Подводя итог данной главы, напомним, что «провалы» представляют собой неэффективность функционирования государства. Их можно отнести к неэффективности, возникающей при принятии государственных решений на всех этапах этого процесса. Так же, они появляются ввиду специфики спроса и предложения на нерыночную продукцию.

Фиаско, изъян государства - ситуация, при которой правительственное вмешательство в экономику не обеспечивает эффективного размещения ресурсов, а также соответствие политики распределения принятым в данном обществе представлениям о справедливости.

Концепция изъянов государства менее развита, чем теория изъянов рынка. К настоящему времени в литературе выделяются следующие проявления таких несовершенств :

  • 1. Ограниченность доступной информации. Государственный сектор обычно лучше справляется с перераспределением информации (преодолением информационной асимметрии), чем с неуклонным наращиванием ее объема. Между тем каждое конкретное правительственное решение, прежде чем быть принятым, нуждается во всестороннем анализе с точки зрения вероятных потерь. В тех же случаях, когда правительству явно не хватает объективных данных, позволяющих с достаточной достоверностью прогнозировать результаты своих регулирующих воздействий на социально-экономическую жизнь, ему следует воздерживаться от чрезмерного расширения зоны ответственности государства и экспансии государственного сектора.
  • 2. Неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Государственный сектор, как отмечалось выше, - лишь одна из составных частей современного рыночного хозяйства. Действия государства, в том числе связанные с принуждением, вплетаются в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономической системы. Следовательно, конечные результаты начинаний, которые предпринимает государство, зависят не только от него самого.
  • 3. Несовершенство политического процесса - в связи с рациональным неведением избирателей, принятием произвольных, волюнтаристских решений, влиянием групп специальных интересов и их постоянной погоней за рентой. Погоня за рентой - расходование лоббистами ресурсов с целью получить от государства исключительные права и преимущества, приносящие их обладателям выгоды за счет других членов общества.
  • 4. Ограниченность контроля над государственным аппаратом. Большая иллюзия - наивно думать, что госаппарат всегда действует в законных, легитимных рамках и неуклонно преследует исключительно интересы общества, а отнюдь не свои собственные. Отстаивающая подобный взгляд традиционная теория отрицает возможность того, что какая-то часть общества может использовать государство для реализации своих частных интересов за счет общественных. Альтернативный подход, напротив, объясняет вмешательство государства не "провалами" рынка, а так называемой "политической игрой", то есть. попытками организованных общественных групп использовать власть государства в целях максимизации доходов членов группы и их доли в национальном доходе. При этом у политически влиятельной группы может появиться интерес к умалению роли естественных рыночных механизмов и чрезмерному усилению государственной интервенции в хозяйственную жизнь. Например, группы предпринимателей могут в своем стремлении максимизировать прибыль призвать к фиксированию цен, к чрезмерному протекционизму государства и тем самым к ослаблению конкурентного прессинга, ущемляющему интересы потребителей.
  • 5. Завышение объема производства общественных благ и связанная с этим растрата ресурсов. Данный нерыночный провал может найти проявление, например, в чрезмерной милитаризации экономики, или в безудержных тратах дефицитных бюджетных средств (в условиях кризиса и нарастающего дефицита бюджета) на амбициозные проекты по украшению столиц и чиновничьих кабинетов и т.п.
  • 6. Образование государством через перераспределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации. Так, бесконтрольное нарастание объема налоговых и иных льгот различным социальным группам (например, депутатам, правительственным чиновникам, монополистическим группировкам и т.п.) может привести (и приводит в нашей стране) к тому, что главным механизмом обогащения становится сам, по идее направленный на сглаживание рыночной дифференциации населения, бюджетный процесс.
  • 7. Разбухание издержек на содержание бюрократического аппарата сверх оптимального уровня (на подготовку законодательных актов, контроль за их осуществлением, оснащение техникой налоговых служб и др.). В данной связи весьма характерной представляется тенденция к неуклонному относительному (и порой и абсолютному) росту той статьи расходов российского бюджета, которая направляется на управление экономикой.
  • 8. Отвлечение юристов, экономистов, менеджеров и т.п. от участия в производстве продукции и услуг на фирмах. Привлекаемые относительно высокой оплатой труда в сфере управления, а также немалым объемом иных льгот и привилегий, квалифицированные специалисты охотно "перетекают" в нашей стране в аппарат государственного управления, нарушая некие оптимальные пропорции в использовании трудовых ресурсов страны.

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что причиной фиаско государства является политическое неравенство между отдельным группами населения.

Проанализируем наиболее важные причины фиаско государственного регулирования:

  • 1) Нарушение пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, рассмотренное выше, может привести к неправильному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения.
  • 2) Неравенство в получении информации.

Лучше информированы люди с высокими доходами, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, проведение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдельные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий какому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения) . В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатично или равнодушно, что и получило название рационального игнорирования - большому количеству людей нет смысла собирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемленное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет организовываться в группы давления, о которых говорилось выше.

  • 3) Недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (общественно популярные решения) , хотя они могут быть невыгодны с точки зрения экономической эффективности. Кроме того, они могут быть подвержены сугубо личным интересам, как все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить чувство долга как государственного лица.
  • 4) Несоразмерность временных горизонтов. Так, выборы будут проходить в этом году, а последствия реализованных предвыборных обещаний проявятся позже. В долгосрочной перспективе налоговая ставка, выше которой нет смысла поднимать планку, оказывается на более низком уровне. Но решение об изменении налоговых ставок принимается законодателями сегодня, и оно может быть принято неверно. Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видит в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.
  • 5) Несовместимость во времени принятия тех или иных решений. Это означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем времени

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства . Речь идёт об эффекте запаздывания, то есть разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.

Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.

Лаг признания (осознания) - его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить её источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время.

Лаг решения - это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях.

Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления её результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия - это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатами этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики и т.п.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах

В настоящее время доля государственных расходов в ВВП повышается, что не всегда является благоприятным для экономики страны. Государственный бюджет, по сути, определяет размеры государственной политики.

В 2002 году группа экспертов под руководством Евгения Ясина подготовила доклад «Бремя государства и экономическая политика» , в котором говорилось о том, что чрезмерные расходы государства тормозят реформы и мешают бизнесу и что Россия может упустить шанс для экономического рывка, появившийся после дефолта. Экономисты предлагали сократить вдвое количество госслужащих, сделать прозрачными систему госзакупок и трансфертов, умерить аппетиты государственных монополий, провести реформирование государственных унитарных предприятий, уменьшить административные барьеры. По подсчетам экспертов, тогда государство смогло бы снизить расходы до оптимального уровня 27-29% ВВП, что, в свою очередь, вывело бы Россию в 2006-2007 годах на один из самых высоких в мире темпов роста ВВП - 8-9%. Однако нынешняя российская власть выбрала другой путь. Расходы федерального бюджета год от года только росли (Таблицы 1-2).

Таблица 1 Удельный вес государственных расходов в ВВП. 2000-2006 гг. (для 2000 года взяты данные из отчета об исполнении бюджета, для 2006 года - из Закона о бюджете) .

Таблица 2 - Государственные расходы]

Статья расходов

2000 год (млрд. руб.)

2006 год (млрд. руб.)

Во сколько раз выросли расходы

Межбюджетные трансферты

Расходы на госуправление

Национальная экономика

Здравоохранение и спорт

Судебная система

Образование

Культура, кинематография и средства массовой коммуникации

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Социальная политика

Национальная оборона

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политичес­кое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т.е. фиаско государства. Проанали­зируем наиболее важные причины фиаско государственного регулиро­вания.

Прежде всего, следует еще раз сказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения, при­нятию экономического решения, т. е. к фиаско государства.

Неравенство в получении информации также порождает данное негативное явление. Лучше информированы люди с высокими дохода­ми, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравен­ство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название раци­онального игнорирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них ис­хода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, прове­дение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдель­ные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий ка­кому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения). В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатич­но или равнодушно, что и получило название рационального игнориро­вания - большому, но разрозненному количеству людей нет смысла со­бирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться в лоббистские группы ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемлен­ное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет кон­центрироваться и формировать группы давления, о которых говорилось выше («аграрное лобби», «оборонное лобби» и т. п.).

Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность го­сударственных чиновников (государственной бюрократии), кото­рые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские реше­ния), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, политические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определен­ный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

Следует также отметить несовместимость во времени принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, пе­ред выборами политик обещает увеличить социальные расходы, сни­зить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, кото­рые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистс­кие обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выбо­ров нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благополучия населения. Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприя­тия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказать­ся неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как эко­номические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т. е. сформировали свои ожидания.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т. е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и резуль­татами воплощения правительственной программы в жизнь.

Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делят­ся на лаги признания и лаги решения.

1) Лаг признания (распознавания, осознания). Его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принятьмеры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде все­го, оценить ее источники, возможные варианты антиинфляционной по­литики, а для этого нужно время. В данном случае на длительность лага будут влиять такие факторы, как компетентность правительства, экспер­тов, состояние макроэкономической науки.

2) Лаг решения. Это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Иногда этот период длит­ся достаточно долго. Например, чтобы внести какие-либо решения, свя­занные с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходи­мых инстанциях.

Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее ре­зультатов. К внешним лагам относят лаги воздействия.

Лаг воздействия. Это период, в течение которого объект государ­ственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. На­пример, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе не­предвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в резуль­тате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улуч­шить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продо­вольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако резуль­татом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т. п.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора ви­дят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несо­вершенства рыночного механизма в определенных пределах.

Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек с которыми связано действие рыночного механизма. Государство финансирует производство общественных благ из бюджетных средств. Кроме того есть блага которые по определению не относятся к общественным но изза неспособности рынка обеспечить их производство государство берет на себя их финансирование.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9244. Фиаско (дефекты, провалы) рынка 23.78 KB
Рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка.
3338. Провалы, или фиаско рынка. Внешние эффекты и рынок 5.03 KB
3153. Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования. Предоставление общественных благ государством и проблема «безбилетника» 4.91 KB
Провалы фиаско рынка: в случае рыночной власти при существовании внешних эффектов при производстве общественных благ в случае ассиметричной информации. Способы решения проблем внешних эффектов: Интернализация внешних эффектов. а Например если для устранения отрицательных внешних эффектов государство введет сдерживающий налог в размере предельных внешних издержек то внутренние издержки производителя повысятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно оптимальным.
5922. Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства 27.21 KB
Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства Общая характеристика политической системы общества Политическая система общества это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений организаций людей базирующихся на разнообразных формах собственности отражающих интересы и волю социальных классов слоев групп и наций реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Примером может служить деятельность демократического...
12737. АНТИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА 37.68 KB
Древний Рим: основные этапы развития государства. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея проведшего ряд реформ. Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс демоса с господством родовой аристократии долговым рабством и другими формами закабаления.
5000. Иммунитет государства 19.81 KB
Целью настоящей работы является изучение государства как субъекта международного частного права. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: изучить особенности правового положения государства как субъекта международного частного права; рассмотреть понятие и содержание иммунитета государства; проанализировать виды иммунитета государства и их правовое регулирование.
6137. Сущность государства 29.42 KB
При анализе всякого предмета нужно прежде всего выяснить его историческое происхождение, а также предпосылки, что имеет прямое отношение и к государству. Без этого нельзя понять сущность государственно-правовых явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.
14078. Происхождение государства 33.26 KB
Государство – основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполнение общих дел. Представление о государстве, его сущности, функциях, формах и развитии складывались в основном в 2-х направлениях
9333. Формы государства 31.49 KB
Формы государства. Понятие и элементы формы государства. Понятие и элементы формы государства. Территория население власть представляют собой содержательные характеристики любого государства.
14189. Форма государства 22.46 KB
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Вместе с тем форма существующих государств особенно современных имеет общие признаки что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Тема данной курсовой работы – Форма государства – актуальна вопервых важность четкого определения формы государства становится понятной после того как разрешается вопрос о сущности государства вовторых рассмотреть форму государства –...

Лекция

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политическое неравен­ство между отдельными группами населения и возможно принятие неэф­фективных решений, т. е. фиаско государства. «Провалы» (фиаско) государства (правительства) – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Рассмотрим наиболее важные причины фиаско государственного регулирования.

Прежде всего следует сказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может при­вести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию эконо­мического решения, т. е. к фиаско государства.

Неравенство в получении информации также порождает данное не­гативное явление. Лучше информированы люди с высокими доходами, хо­рошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максими­зируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в полу­чении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального иг­норирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от уча­стия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, кото­рые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования.

Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), которые, пресле­дуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество го­лосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помо­гут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, поли­тические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

Следует также отметить несовместимость во времени (несоразмер­ность временных горизонтов) принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увели­чить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие ана­логичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избира­телей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реа­лизация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благопо­лучия населения.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т. е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплоще­ния правительственной программы в жизнь.

Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который про­ходит между моментом возникновения какого-либо экономического явле­ния и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения. Лаг признания (распознавания, осознания). Его возникновение свя­зано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, на­правленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить ее источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время. В данном случае на длительность лага будут влиять такие факторы, как компетентность правительства, экспертов, состояние макро­экономической науки. Лаг решения. Это время, которое проходит между осознанием про­блемы и принятием конкретного решения. Иногда этот период длится дос­таточно долго. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с из­менением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и об­судить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях.

Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между мо­ментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия. Лаг воздействия. Это период, в течение которого объект государствен­ного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, прави­тельство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непред­виденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осу­ществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, госу­дарство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т. п.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положи­тельной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под “провалами” (фиаско) государства?

2. Как связаны “провалы” государства с потенциальными Парето-улучшениями?

3. Каковы основные “провалов” государства?

4. Как влияет оббьем информации, которой может располагать правительство, на эффективность его решения?

5. В чем проявляется несовершенство политического процесса?

6. Что такое политико-экономический (политический деловой) цикл?

7. Какова модель (графическая) политического делового цикла?

9. Почему представители теории общественного выбора выступают за всемерное ограничение экономических функций государства?

10. Что такое “болезнь Баумоля”?

11. В чем связь возможности получать экономическую ренту и политического процесса?

12. Что общего и в чем различие в структуре государственного аппарата и структуре крупных корпораций?

13. Почему развитие “мягкой инфраструктуры” является условием эффективной борьбы с бюрократией?

14. Какая существует связь между динамикой численности госаппарата и спросом на услуги государства?

15. Какая связь существует между динамикой численности госаппарата и предложением услуг государства?

#Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 10.3.

Тест учебный (10.3. Фиаско государства)

S Фиаско государства – это:

N- Ограниченности информации

N+ Поиске политической ренты

N+ Логроллинге

S Модель конституции, предложенная Ф. фон Хайеком, исходит из необходимости кардинального преобразования существующих демократических институтов:

#Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 10.3.

Тест контрольный (10.3. Фиаско государства)

S Модель конституции, предложенная Ф.фон Хайеком, исходит из необходимости кардинального преобразования существующих демократических институтов:

S Фиаско государства – это:

N- Случаи, когда государство не обеспечивает эффективное использование экономических ресурсов

N+ Случаи, когда государство не обеспечивает использование общественных ресурсов

S Правительство способно полностью контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений:

S Правительство располагает всей необходимой информацией для принятия решений:

S Интересы бюрократии могут определять расточительное использование ресурсов общественного сектора

S Несовершенство политического процесса проявляется в:

N- Ограниченности информации

N+ Поиске политической ренты

N+ Логроллинге

N+ Политико-экономическом цикле

S Рост государственного аппарата порождает:

N- Неограниченность контроля над бюрократией

N+ Ограниченность контроля над бюрократией

Список литературы:

1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д. э. н. , проф. А. В. Сидоровича; МГУ –М., 2001 г. -832с.,гл.19-20.

2. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. Чепурина М. Н. , проф. Киселевой Е. А. –Киров, 2002 г.- 832 с., гл. 17.

3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.-М.,2003 г. -572 с., гл. 13-14.

4. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А.К. Большакова-М.,2001г.-784 с., гл. 15.