Организационно правовая форма для сбербанка кредит. Организационно-правовые формы образовательных организаций. Порядок изменения устава

Виртуальная школа Сбербанка sberbank school ru — вход в личный кабинет для консультантов

Крупнейшая отечественная банковская организация уделяет внимание не только работе с тарифными предложениями, внедрению современных технических и программных разработок. Также она активно работает с повышением качества обслуживания, благодаря постоянной работе со штатом сотрудников. Виртуальная школа Сбербанка – уникальная разработка, позволяющая непрерывно от рабочего процесса производить повышение квалификации и контроль знаний сотрудников. Вход в систему может быть выполнен с персонального компьютера или мобильного устройства

В данном материале мы детально рассмотрим следующие вопросы:

  • Описание и основные возможности современного сервиса;
  • Как стать участником виртуальной школы;
  • Получение доступа и авторизация в системе;
  • Опции для руководителей и консультантов;
  • Способы прохождения контроля знаний.

Изначально сервис разрабатывался исключительно для руководящего звена, но теперь доступ к ресурсу могут получить даже консультанты. Для дпоступа к личному кабинету виртуальной школы Сбербанка необходимо выполнить несколько шагов:

  1. Написать заявление о необходимости прохождения вводного курса консультанта или повышения квалификации сотрудника;
  2. Предоставить табель, по которому вам будут выписаны логин и пароль для прохождения авторизации;
  3. Первичный вход и дальнейшая настройка собственной страницы онлайн сервиса.

Успешное прохождения обучения виртуальной школы сопровождается выдачей соответствующего бумажного документа. Такие сотрудники в первую очередь могут получить повышения и ускорить свой карьерный рост в корпоративной системе. Во время учебного процесса вас ожидает:

  • Изучение лекций и других научных материалов;
  • Конференции и живое общение со специалистами экономической области;
  • Сдача промежуточной аттестации и итогового экзамена, что станет свидетельством об успешном прохождении курса.

Вводный курс для консультанта Сбербанка

Возможности корпоративной школы Сбербанка могут использоваться не только для повышения уровня квалификации, но и для первичного обучения. Пример этому – демонстрация вводного курса для консультанта. Для получения доступа к этому разделу необходимо зарегистрироваться в системе путем обращения к специалисту в своем офисе, после чего вам будут предоставлены логин и пароль для входа. Пройдя процесс авторизации в Сбербанк скул, вы можете приступить к изучению курса. Откройте раздел «Курсы» (courses), где будет находиться мультимедийная презентация ваших обязанностей, основных элементов панели управления и масса другой информации.

Сразу после прохождения краткого обучения вам будет предложено пройти небольшое тестирование, результаты которого не повлияют на дальнейшее трудоустройство.

Это форма своеобразного самоконтроля, которая укажет на актуальные пробелы в знаниях. Получить всю необходимую информацию можно в электронной библиотеке, где организован удобный поиск по разделам и типам документа. Стоит отметить, что работа с проектом производится на бесплатных условиях.

Организационно правовая форма школы для Сбербанка

Виртуальная школа Сбербанка для консультантов функционирует по принципу организационно правовой формы школы. Такая политика гарантирует:

  • Наличие долговременной программы развития и утвержденных в соответствующем органе планов;
  • Организацию и обеспечение условий для успешного прохождения учебного процесса;
  • Наличие собственной литературы, методических пособий, виртуальных презентаций и других материалов;
  • Получение соответствующих сертификатов о прохождении курсов или полного обучения.

Хоть бизнес школа и придерживается корпоративного принципа, к каждому пользователю системы обеспечивается индивидуальный подход путем анализа результатов прохождения первичного тестирования. Специалисты способны самостоятельно выявить направления для дополнительного развития и подготовить соответствующий курс лекций и тестирований. Все результаты фиксируются и могут быть в любое время просмотрены.

Рассмотрев прохождение виртуальной школы можно выявить следующие детали АНО ДПО:

  • Весь теоретический материал находится в свободном доступе. Кроме классических лекций здесь можно найти мультимедийные файлы, записи вебинаров с указанием темы и направления, пробные тесты;
  • Разработчики оптимизировали работу проекта на персональных компьютерах и мобильных устройствах;
  • Сourses sberbank school ru — это вводный курс для консультанта, обязательный для прохождения;
  • База тестов и других промежуточных форм контроля периодически обновляется, что не позволит получить положительный результат методом заучивания.

Школа руководителей Сбербанка

Для руководителей предусмотрено несколько программ обучения в университете Сбербанка. «Сбербанк 500» предназначен для специалистов среднего звена и выполняется дистанционно через официальный сайт проекта. Организация команды, работа с персоналом, структурирование, банковская культура, розничная торговля и другие темы есть в проекте. После получения всех необходимых знаний, сотруднику необходимо сдать электронный тест, который выявит уровень подготовки и качество полученных знаний.

Адрес корпоративного университета Сбербанка — как добраться

Руководители высшего звена проходят повышение квалификации, лекции, семинары и другие формы получения знаний в собственном кампусе банковской организации. Современный корпус находится по адресу д. Аносино, ул. Университетская, вл. 11. Быстро добраться к месту расположения можно опираясь на опубликованную на официальном сайте карту.

В распоряжении руководящего персонала находятся следующие объекты:

  • 26 учебных комнат для ведения переговоров и групповых занятий, рассчитанных на 6-8 человек;
  • Вместительная аудитория на 120 человек;
  • Конференц-зал, для более чем 500 человек. Хорошее отопление позволяет комфортно провести зимнюю экономическую конференцию и другие мероприятия;
  • Расширенная библиотека с литературой и электронными средствами;
  • Гостиница с однокомнатными и двухкомнатными местами позволит расселить более 350 человек;
  • 15 коттеджей с отдельными местами для детей предлагают проживание всей семьей;
  • Спортивный комплекс, стадион, рестораны и другие развлекательные объекты скрасят ваш досуг.

Анкета прикладывается сотрудником банка в пакет документов по заявке клиента на жилищный кредит, в ней указывается основная информация о заемщике и параметры займа. Анкета является базовым документом, в соответствии с предоставленными данными в котором, Сбербанк проводит предварительное рассмотрение поданной заявки на ипотеку.

Оформление заявления на ипотеку

Существует два варианта заполнения анкеты – в отделении банка у менеджера по продажам и самостоятельно на сайте Сбербанка. Рассмотрим оба варианта более подробно.

Существуют некоторые различия в содержании анкет – при заполнении заявки в интернете используется краткая форма, в которой указывается только: ФИО, город проживания, семейное положение заемщика, данные о предыдущей фамилии (если менялась), контактные данные, сведения об образовании, месте работы.

Если клиент получает заработную плату на карту Сбербанка, то номер карты и сумму дохода, если нет – данные о работодателе и доходах. Та же информация заполняется для созаемщика. Кроме того, при подаче заявления в электронной форме Сбербанком предоставляется снижение ставки на 0,5%.

Важно! В случае если заемщик находится в зарегистрированном браке, супруг/супруга обязан быть вторым участником сделки, в этом случае он будет выступать созаемщиком и для него требуется аналогичный список документов.

Рассмотрим полный вариант анкеты, которая заполняется в отделении Сбербанка, и опишем правила ее заполнения, чтобы оставить заявку.

Как правильно заполнить документ?

Важную роль при одобрении жилищного кредита играет правильное заполнение анкеты, которое позволит принять по заявке актуальное решение.


  1. Роль клиента. Необходимо поставить отметку, кем является клиент: заемщик, созаемщик, поручитель, залогодатель. В случае, если лицо не является титульным заемщиком, в графе ниже вписывается его ФИО.
  2. Персональные данные. В данном пункте указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, ставится отметка в графе – пол. ИНН к заполнению необязательно, клиент может его не указывать.
  3. Паспортные данные. Заполнение данных точно в соответствии с паспортом клиента, если клиентом будет допущена ошибка, анкету придется заполнять заново. При наличии загранпаспорта необходимо поставить галочку в соответствующей графе.
  4. Данные об изменении фамилии, имени, отчества. В случае, если данные не менялись, блок не заполняется, если смена была – указываются последние предыдущие данные, причина и дата смены.

    Например, если заемщик при вступлении в брак поменяла фамилию, пишет – предыдущая фамилия, свое имя и отчество, причина – брак, дата заключения брака (как в паспорте).

  5. Контактная информация. Указывается номер сотового, рабочего и домашнего номера (при наличии заполняется в обоих полях). . При указании рабочего телефона нужно писать номер отдела кадров или бухгалтерии.
  6. Образование. Галочкой отмечаем какое последнее образование получено. Например. второе высшее.
  7. Семейное положение. Ставится отметка в соответствующем окне. Также ставится отметка при наличии брачного договора и детях.
  8. Адрес. Данные заполняются в соответствии с паспортом – страница с пропиской. «Адрес фактического проживания» заполняется только если отличается от адреса прописки, здесь же пишем срок проживания в населенном пункте и по фактическому адресу нахождения.
  9. Родственники. Заполняются данные о супругах (обязательно пишем ФИО, дату рождения), родителях, братьях/сестрах, детях. Кроме того, ставится отметка, если кто-то из них находится на иждивении.

    Важно! Блок заполняется только заемщиком, для поручителя без учета платежеспособности и залогодателя указание данных по иным родственникам не требуется.

  10. Информация о работодателе. Выбирается вид работы по договору, например, если заемщик работает официально по трудовой книжке, ставится отметка «Без срока», если заемщик работающий пенсионер – отметка «Пенсионер».


    Необходимо правильно указать полное наименование предприятия с организационно-правовой формой, например Уральский банк ПАО Сбербанк или ОАО МРСК Урал. При наличии сомнений можно обратиться к работодателю (отдел кадров, бухгалтерия).

    При подаче заявки по двум документам ИНН работодателя заполняется обязательно. Далее указывается должность, если заемщик имеет право первой подписи (руководитель предприятия), ставится соответствующая отметка.

    Ставится категория занимаемой должности, например, если клиент работает электромонтером – категория рабочий, если инженером – специалист. Здесь же указывается, как долго клиент работает в компании, в т.ч. стаж на предыдущем месте работы в случае увольнения при переводе или реорганизации предприятия.

    Особое внимание при заполнении вида деятельности организации. Если клиент ставит галочку в поле «услуги, торговля или другие отрасли», необходимо конкретизировать ниже. Например, шиномонтаж или продажа мебели.

  11. Ежемесячные доходы и расходы. Данные в этот раздел записываются исключительно исходя из собственных подсчетов. Не нужно завышать суммы получаемых поступлений. Подтверждённые доходы включают поступления, которые учитываются налоговыми органами (например, зарплата).

    Дополнительные доходы, которые не отражены в предоставленных документах, подтверждающих финансовое состояние. Например, проценты по облигациям, арендная плата от квартиросъмщиков. Периодические расходы включают ежемесячные траты клиента, например алименты, оплата обучения в ВУЗе.

    В эту сумму не входят деньги, потраченные на продукты или платежи по другим кредитам . В доход семьи входит средняя сумма вместе с заработком супруга, проживающего вместе с заемщиком, в том числе в гражданском браке.

  12. Информация об имуществе в собственности. Здесь указывается информация о находящихся в собственности транспортных средствах и недвижимом имуществе. В графе «Рыночная стоимость» нужно вводить только реальную стоимость вашего имущества, сознательно завышать ничего не нужно.
  13. Параметры кредита. Блок заполняется только Заемщиком/Основным (титульным) созаемщиком. Указывается сумма кредита, сумма первоначального взноса, стоимость объекта, срок и выбирается программа кредитования.
  14. При наличии зарплатной или социальной карты, указать ее номер.

Внимание! Все поля являются обязательными к заполнению, пустых полей не должно быть (ставятся прочерки). Не заполняют поля о месте работы и сведения о доходах и расходах только военные и поручители.

В разделе «Выдачу кредита осуществить» галочкой выбрать куда будут зачислены кредитные деньги: на счет или банковскую карту клиента в Сбербанке. Если у счетов нет, то отметьте первый пункт, в этом случае при выдаче кредита программа автоматически откроет сберегательный счет клиенту.

Особое внимание Сбербанк при рассмотрении заявки обращает на корректность заполнения анкеты в соответствии с предоставленными подтверждающими документами. При наличии созаемщиков лучше указать информацию об их доходах, в т.ч. имущество и счета в других банках.

Рабочий телефон нужно указывать обязательно для проверки информации андеррайтерами. Больше шансов на одобрение у заемщиков с семьей, поэтому нужно вписывать и родителей, и детей, в т.ч. совершеннолетних и живущих отдельно от родителей.

Финансовые и материальные средства школы, закрепленные за ней или являющиеся ее собственностью используются в соответствии с уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством рф. Школа вправе от своего имени заключать договоры, сделки, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде. Высшим органом самоуправления школы является конференция обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей).

Продолжительность учебного года в 1-х классах - 30 недель, во 2-11-х классах - не менее 34 недель. N 172-фз об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных п федеральный закон от г. Право учреждения на осуществление любой приносящей доход деятельности возникает с момента подписания между учредителем и учреждением договора о финансовых и имущественных отношениях (в дальнейшем по тексту финансовый договор). Специально созданный исполнительный орган оу, руководствующийся в своей деятельности правилами расходования материальных средств, утверждаемыми управляющим советом школы.


Страны форма хозяйствующего субъекта, фиксирующая метод закрепления и. Порядок рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии либо вопроса о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, предусмотрен законодательством. Учреждение создается и регится в согласовании с законодательством русской федерации. Важную роль играет и организационно-правовая форма.Организационно-правовая форма образовательного учреждения 3. Порядок ведения бухгалтерского и статистического учета и отчетности учреждением осуществляется в соответствие с законодательством рф.

Учебный год начинается в школе как правило 1 сентября. Выпускникам, после удачного прохождения ими итоговой аттестации, выдается документ муниципального эталона (аттестат) об уровне образования, заверенный печатью школы.
В учреждении не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

Организационно-правовая форма образовательного учреждения

веб-сайт школы и детского сада требования к структуре, навигации и.
Решение совета считается принятым, если па его заседании находятся не наинаименее 23 состава совета и за него проголосовало не наинаименее 23 присутствующих. Одной из основных тенденций последних лет в сфере образования стало возникновение разграничений меж различными школами, не имеющими различий по форме принадлежности. Локальные акты, надлежащие закону об образовании 273 от года. Организационно-правовая форма государственное учреждение.Если у школы есть веб-сайт (а на данный момент практически у каждой. В совет заходит но должности директор школы, который является председателем совета совет собирается не пореже 2 раз в год, члены совета делают свои обязанности на публичных началах. Отделения школы выступают на правах преемников учредителей, а руководители флибоалов делают проф обязанности на основании доверенностей, приобретенных от директора головной организации. Перевод в последующий класс осуществляется при положительных оценках.

Организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта - признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.

Организационно-правовая форма - способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Под организационно-правовой формой организации понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

ГК РФ перечисляет следующие виды (организационно-правовые формы) некоммерческих организаций:

Потребительские кооперативы;

Общественные или религиозные организации (объединения);

Учреждения;

Благотворительные и иные фонды;

Ассоциации (союзы).

А также другие формы, предусмотренные законом.

Образовательное учреждение - это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ.

В отличие от коммерческих организаций перечень некоммерческих организаций является открытым и в случае принятия соответствующего закона может быть дополнен иными формами.

Перечень некоммерческих организаций, указанных в ГК РФ, дополняется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Также существует целый ряд Федеральных законов, предусматривающих возможность создания некоммерческих организаций в различных организационно-правовых формах.

П. 18 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит прямых ограничений по формам некоммерческих организаций, в которых может быть создана образовательная организация. Тем не менее, данный пункт содержит важное условие о том, что такая организация должна иметь в качестве основного вида деятельности образовательную деятельность в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Также существует ограничение по выбору организационно-правовой формы для образовательных организаций. Ч. 4. ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает за муниципальными образованиями право создавать из возможного перечня некоммерческих организаций лишь муниципальные учреждения.

Отсутствие ведения образовательной деятельности в качестве основного вида деятельности, однако, не означает, что юридические лица не имеют права заниматься образовательной деятельностью вообще. При условии получения ими соответствующей лицензии они получат такое право. Федеральный закон № 273-ФЗ относит такие организации к организациям, осуществляющим обучение. Согласно п. 19 ст. 2 данного закона организация, осуществляющее обучение - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Примечательно, что к данным организациям могут относиться не только некоммерческие организации, но и юридические лица любых организационно-правовых форм, поскольку не указано иное. Вместе с тем, ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ установлен ряд ограничений для программ, по которым могут осуществлять образовательную деятельность такие организации. Любое юридическое лицо может реализовывать лишь программы профессионального обучения, образовательные программы дошкольного образования и дополнительные образовательные программы.

Для образовательных организаций, как некоммерческих организаций, достаточно важным вопросом являются основные направления развития гражданского законодательства в Российской Федерации. Изначально при обсуждении концепции реформирования гражданского законодательства ставились такие радикальные вопросы, как целесообразно ли в принципе сохранять деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, целесообразно ли в современных условиях сохранения учреждений как юридических лиц - не собственников своего имущества, либо данная организационно-правовая форма устарела и подлежит реформированию.

Вид того или иного образовательного учреждения определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:

Органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;

Отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

Отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

Общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Состав учредителей образовательного учреждения может быть ограничен в двух случаях. Во-первых, учреждения, реализующие военные профессиональные программы, могут создаваться только Правительством РФ. Во-вторых, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть созданы только федеральными органами исполнительной власти РФ и (или) субъектов РФ.

В настоящее время существует три основных вида образовательных учреждений:

1) государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);

2) муниципальные;

3) негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных учреждений могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления.

Деятельность бюджетных государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями, которые утверждаются Правительством РФ. В соответствии с данными положениями бюджетные образовательные учреждения разрабатывают свои уставы. Устав - это один из видов учредительных документов, на основании которого действует юридическое лицо. Требования, предъявляемые к уставам образовательных учреждений, перечислены в ст. 25 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Поскольку Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. №175-ФЗ действует сравнительно недавно, то говорить о существовании автономных образовательных учреждений (как одном из возможных видов государственных и муниципальных образовательных учреждений) пока еще рано. Однако стоит заметить, что автономные учреждения, несмотря на определенное сходство с бюджетными, имеют ряд некоторых отличий. Так, в частности, учредитель устанавливает для автономного учреждения задания в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с этими заданиями и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, частично за плату или бесплатно. Финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных, не запрещенных федеральными законами источников. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством РФ и в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем автономные образовательные учреждения появятся в России.

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ), как и бюджетные, являются некоммерческими организациями, и могут создаваться в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. Учредителями негосударственных образовательных организаций, как правило, выступают государственные высшие учебные заведения (например, университеты и академии), а также - учреждения общественных и религиозных организаций (объединений) и частные лица. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Право негосударственных образовательных учреждений взимать плату с обучающихся и воспитанников за образовательные услуги (в т.ч. и за обучение в пределах государственных образовательных стандартов) закреплено в п. 1 ст. 101 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Как и бюджетные образовательные учреждения, НОУ и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством РФ. Однако вопрос о праве собственности на имущество НОУ вызывает противоречивые мнения, возникающие в связи с применением норм п. 2 ст. 48 ГК РФ. В данной части Кодекса указано, что учредители имеют право собственности на имущество учреждения, следовательно, негосударственная образовательная организация, созданная в форме учреждения, не может владеть этим имуществом на праве собственности. Представляется, что нормы ГК РФ в данном случае имеют приоритет по сравнению с нормами Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации». Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).

Образовательные учреждения, являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах. Так, в частности, образовательные учреждения имеют право:

Торговлю покупными товарами, оборудованием;

Оказание посреднических услуг;

Долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией;

Сдачу имущества в аренду.

Образовательные учреждения вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители - на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.

Абсолютное большинство общеобразовательных организаций в настоящее время являются государственными или муниципальными учреждениями. В этой связи необходимо отдельно рассмотреть особенности правового положения (статуса) государственных (муниципальных) учреждений.

Действующим законодательством предусматриваются значительные особенности правового статуса государственных и муниципальных учреждений в зависимости от их типа: типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Следует обратить внимание на то, что образовательные учреждения будут иметь «двойную» типологию: как учреждение и как образовательная организация.

Например, название образовательной организации может выглядеть так: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Школа знаний», где «муниципальное» - указание на учредителя (собственника имущества) учреждения; «учреждение» - указание на организационно-правовую форму; «бюджетное» - указание на тип государственного (муниципального) учреждения; «общеобразовательное» - указание на тип образовательной организации; «Лицей «Школа знаний» - специальное наименование, указывающее на особенности осуществляемой образовательной деятельности.

При этом типология образовательных организаций построена на принципах определения таких образовательных программ, реализация которых относится к основным целям их деятельности. При этом также разрешено реализовать некоторые образовательные программы, которые не относятся к основным целям деятельности учреждения. Типы образовательных организаций, виды образовательных программ, которые они реализуют в качестве основных целей своей деятельности, а также виды образовательных программ, которые им разрешено реализовать, но которые не относятся к основным целям их деятельности, закреплены в статье 23 Федерального закона № 273-ФЗ.

У государственных же и муниципальных учреждений выделяются также основные виды деятельности (по которым может быть выдано государственное или муниципальное задание), и иные виды деятельности. Бюджетное и гражданское законодательство оперирует понятиями основных и не основных видов деятельности.

Согласно части второй третьего раздела статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета). Часть 3 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устанавливает, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Аналогичная норма для автономных учреждений установлена в части 2 статьи 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Законодатель различает термины «основной вид деятельности» и «основная цель деятельности». В этой связи представляется, что основные цели деятельности определены законодательством об образовании. Основные же виды деятельности устанавливаются учредителем в уставе с целью формирования государственных (муниципальных) заданий. Представляется также, что реализация образовательных программ и иных услуг, предусмотренных для конкретного типа образовательных организаций в качестве основной цели их деятельности, должна быть в любом случае включена в состав основных видов их деятельности. Однако, реализация образовательных программ, которые не отнесены к основным целям деятельности образовательной учреждения, вполне может выступать в качестве основного вида деятельности учреждения.

Одной из важнейших черт, определяющих правосубъектность учреждений, является то, что они относятся к некоммерческим организациям, на что прямо указывает п. 1 ст. 120 ГК РФ. Так как для учреждений наличие участников в гражданско-правовом понимании данного термина нехарактерно, то, таким образом, существенным следствием из того, что учреждение является некоммерческой организацией, становятся цели создания и деятельности учреждения. Точнее, запрет на извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Так, п. 1 ст. 120 ГК РФ отмечает, что учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, определяя тем самым, что основные цели деятельности учреждения не могут быть связаны с извлечением прибыли.

Однако это не означает, что учреждениям запрещено в связи с этим заниматься приносящей доход деятельностью вообще. Так, например, Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», закрепляя в ч. 1 ст. 2, что автономное учреждение является некоммерческой организацией, в ч. 7 ст. 4 указывает, что оно вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе). Аналогичные положения применительно к бюджетным учреждениям содержатся в абз. 2 п. 4 ст. 9.2 Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, можно констатировать, что приносящая доход деятельность разрешена учреждениям при соблюдении двух условий:

Во-первых, виды такой деятельности должны быть указаны в уставе;

Во-вторых, такая деятельность должна носить дополнительный характер и служить достижению основной некоммерческой цели деятельности учреждения.

Еще одной отличительной особенностью учреждений является характер их прав на свое имущество.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 120 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ. Данная статья называется «Право оперативного управления», а указанное право относится к ограниченным вещным правам. Следует отметить, что принадлежность имущества учреждению на праве, отличном от права собственности, является его отличительной характеристикой среди всех юридических лиц.

Не менее характерной чертой учреждений является их ответственность по своим обязательствам. Только у казенных предприятий и учреждений (частных и казенных) субсидиарную ответственность по их обязательствам несет собственник имущества данных юридических лиц. Вместе с тем, собственник имущества бюджетных и автономных учреждений ответственности по их обязательствам не несет, однако у данных типов учреждений не может быть обращено взыскание на ряд категорий их имущества. Сравнительная характеристика гражданско-правовой ответственности учреждений приведена в таблице 1.

Таблица 1. Сравнение гражданско-правовой ответственности учреждений разных типов

Параметр сравнения

Тип учреждения

Казенное (КУ)

Бюджетное (БУ)

Автономное (АУ)

Наличие субсидиарной ответственности учредителя

Имущество учреждения, на которое не может быть обращено взыскание

Все, за исключением находящихся в его распоряжении денежных средств

Особо ценное движимое имущество, закрепленное за БУ собственником этого имущества или приобретенное БУ за счет выделенных собственником имущества БУ средств, а также недвижимое имущество (независимо от источника его приобретения)

Недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные за АУ собственником этого имущества или приобретенные АУ за счет выделенных таким собственником средств.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательная организация, осуществляющая образовательный процесс, т.е. реализующая одну или несколько образовательных программ и/или обеспечивающая содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, создаётся в правовой форме образовательного учреждения. Буквальное прочтение текста п. 3 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» позволяет выделить следующие закрепленные законодательно организационно-правовые формы образовательной организации:

государственное образовательное учреждение,

негосударственное образовательное учреждение,

муниципальное образовательное учреждение.

Введенное Законом РФ «Об образовании» понятие образовательного учреждения как организационно-правовой формы не является разновидностью учреждения, как отдельного вида юридического лица установленного ГК РФ. Тем самым нормы ГК РФ, закрепляющие правовой статус учреждения как такового, не должны применяться, по крайней мере, в полном объеме, к образовательным учреждениям.

В ходе происходящего реформирования (модернизации) российского образования все чаще вы сказываются мнения о необходимости широкого внедрения новой организационно-правовой формы создания и функционирования образовательных учреждений – АНО (автономная некоммерческая организация), предусмотренной ст. 10 Закона Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Для этой разновидности гражданско-правового статуса характерно следующее.

1. Имущество автономной некоммерческой организации (АНО), формируемое за счет добровольных взносов ее учредителей, поступает в собственность самой АНО. Нужно заметить, что Закон о некоммерческих организациях не исключает единоличного учредительства АНО.

2. Высшим органом управления АНО, имеющим исключительную компетенцию, является коллегиальный высший орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). В его состав входят как учредители, так и наемные работники, которые не могут составлять более одной трети от числа членов этого высшего органа управления (п. 5 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителей. В то же время Закон о некоммерческих организациях (п. 3 ст. 10) предписывает учредителям осуществлять надзор за деятельностью АНО, порядок осуществления которого должен быть предусмотрен учредительными документами АНО.

3. К компетенции высшего органа АНО, установленной законом исчерпывающим образом, относятся такие вопросы, как: изменение устава АНО; определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества; образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана некоммерческой организации; создание филиалов и открытие представительств; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация АНО.

4. АНО занимает, по сути дела, некоторое промежуточное положение между организациями, как создаваемыми на принципах участия членов, так и теми, которые не имеют членства.