Есн процентная ставка. Единый Социальный Налог (ЕСН). Также к числу плательщиков относятся

Единый социальный налог принято определять как экономический термин, который применяется в области налогообложения. Сбор данного налога производится для того, чтобы было реализовано право работников на получение бесплатной медицинской помощи в соответствующих учреждениях. Кроме этого, за счет единого социального налога реализовывается право граждан на государственное пенсионное обеспечение и и обеспечение социального характера. Зачисление налога происходит при активном участии бюджетных и внебюджетных фондов.

Составляющие единого социального налога

Единый социальный налог имеет в своем составе несколько очень важных элементов:

  1. Непосредственно налогоплательщики.
  2. Объект, который поддается налогообложению.

Также сюда можно отнести базу по налогам, налоговые льготы, периоды – налоговый и отчетный, ставку, которая действует в отношении налога; порядок, согласно которому начисляется оплата и сроки, в которые это надлежит делать.

Расчет единого социального налога

Сумма, которая характеризует единый социальный налог, рассчитывается каждый месяц. Пункт 2 статьи 243 Налогового Кодекса РФ говорит о том, что необходимо уплачивать ежемесячные платежи авансового характера. Их размер определяется на основании тех сумм, что были начислены за конкретный месяц. Однако есть важный факт, от которого нужно отталкиваться. Поскольку суммы, которые были заработаны налогоплательщиком, могут быть различными, то периодически требуется проводить коррекцию ставки налога.

Таким образом, при определении налога происходит его корректировка с учетом значений тех сумм, что были получены ранее. Это лишь один из моментов при расчете единого социального налога. Другой определяющий показатель – это возможность снижения налога при увеличении выплат сотруднику. Отсюда следует вывод, что налог нужно считать для каждого лица по отдельности.

Кто платит единый социальный налог?

К налогоплательщикам принято относить:

  • Лица, занимающиеся выплатами в отношении физических лиц;
  • Организации различного типа;
  • Индивидуальных предпринимателей;
  • Физических лиц, которых нельзя считать индивидуальными предпринимателями;
  • Индивидуальные предприниматели, адвокаты, врачи, у которых есть своя практика.

Единый социальный налог в 2016 году

Ставка единого социального налога

В 2015 году Правительство РФ не изменяло ставки единого социального налога в отношении страховых выплат. Величина отчислений в Пенсионный фонд – 22%, в Фонд социального страхования – 2,9%, в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.

Закон о бюджете страны на 2015 год позволяет говорить о нескольких качественных изменениях. Увеличивается количество организаций, которым разрешено подавать страховую отчетность в электронном виде. Далее, запрещено округлять суммы страховых выплат – в основном это касается округления в меньшую сторону. Начиная с 2015 года работает новый механизм по определению размера единого социального налога. Он основан на средней заработной платы в течение 12 месяцев, а также на повышающем коэффициенте, который устанавливает Правительство РФ.

Пример декларации по единому социальному налогу

Налоговая база для ЕСН за 2015 год у гражданина Абрамова составила 50 000 руб. Ему необходимо применять те ставки, которые соответствуют налоговой базе до 280 000 руб.

Строка 500 необходимо заполнить таким образом:

в графе 3 – 10 950 руб. (150 000 руб. 5 7,3%),

в графе 4 – 1200 руб. (150 000 руб. 5 0,8%),

в графе 5 нужно указать 2850 руб. (150 000 руб. 5 1,9%).

В строку 600 должны быть указаны значения:

в графе 3 – 7300 руб. (100 000 руб. 5 7,3%),

в графе 4 – 800 руб. (100 000 руб. 5 0,8%),

в графе 5 нужно указать 1900 руб. (100 000 руб. 5 1,9%).

Сведения в строке 700 нужно вычислить как разницу между строками 500 и 600 для данных граф. Значения определяет сумму ЕСН для 2015 года. Если льготы не имеется, то значения в строке 700 будут соответствовать показателям строки 500.

Построке 800 следует определить сумму авансовых платежей, которые были начислены за 2015 год. Авансовыми расчетами должна заниматься специально назначенная комиссия. Строка 810 должна заполняться адвокатами. ИП ее заполнять не следует, можно просто поставить прочерк.

Положительную разницу между начисленной за год суммой налога (строка 700) и уплаченными в течение года платежами (строка 800) нужно заплатить не позднее 15 июля 2015 года. Требуемую сумму нужно вписать в строку 900 .Строка 1000 предназначена для глав крестьянского (фермерского) хозяйства. ИП ее не заполняют.

Пример расчета единого социального налога

Заработная плата служащего составляет 100 000 рублей в месяц. За период с января по июль он заработал 700 000рублей. Единый Социальный налог 30% то есть 210 000рублей. В августе зарплата достигла 800 000рублей. 11 00 рублей рассчитываем по 30 % и налог составляет 3 300 рублей. Всего за 711 000 рублей уплачен налог 213 300рублей. Далее за 89 000 мы рассчитываем по 10 % итого получаем 8900 рублей. Всего за август уплачено в Единый Социальный налог 222 200рублей. С сентября по декабрь заработная плата составила 400 000рублей и Единый Социальный налог составляет 40 000 рублей. И всего за год переведен в виде ЕСН составляет 262 200 рублей.

Если бы не было расчета по регрессивной шкале, то налог в ПФР за 12 месяцев составил бы 360 000 рублей. Разница составляет 97 800 рублей. Выгода очевидна.

Именно Единый Социальный налог отличается от других налогов тем, что имеет регрессивную шкалу расчета. Что не может радовать как работодателей так и налогоплательщиков.

Бюджет пенсионного фонда формировался за счет взносов работодателя в составе Единого социального налога (ЕСН). Единый социальный налог введенный в 2001 году объединил в себе отдельные платежи, уплачиваемые предприятиями в три фонда - Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Ставка ЕСН стала составлять на тот момент 35,6% от фонда оплаты труда, что сократило страховые отчисления организаций и работников более чем на 3%. Основная ставка перечислений в Пенсионный фонд осталась прежней и составляла 28% с применением регрессивной шкалы. После вступления в силу ЕСН был принят закон №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» 17 декабря 2001 года и закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В результате в распределительный механизм пенсионной системы встроен накопительный элемент, как уже упоминалось ранее, и пенсия стала состоять из трех частей. Изменился и порядок распределения ЕСН в части пенсионных взносов. Общий тариф составлял 28%, его поделили на 2 части: одна часть в размере 14%, направлялась в федеральный бюджет на выплату базовой части пенсии текущим пенсионерам, а вторая часть - 14%, направлялась в Пенсионный фонд и распределялась еще на 2 составляющих. 8% из нее отчислялось на страховую часть и 6% на накопительную часть, но это касалось только лиц моложе 1967 года рождения. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1956 года все 14% перечислялись на страховую часть пенсии. Для мужчин с 1953 по 1966 г.р. и женщин с 1957 по 1966 г.р. на страховую часть отчислялось 12% и на накопительную 2%. Однако такой порядок сохранялся только до 2007 года. После 2007 года были внесены изменения в закон, в результате накопительные счета граждан старше 1967 года рождения с 2007 года и по сей период не пополняются обязательными страховыми взносами на накопительную часть трудовой пенсии. Таким образом, на текущий момент времени накопительная часть будущей пенсии присутствует у мужчин моложе 1953 года рождения и женщин моложе 1957 года рождения включительно, но с 2007 года накопительная часть пополняется только у граждан моложе 1967 года рождения. Это означает, что около 30 миллионов человек (почти 40% экономически активного населения страны на тот период времени) были исключены из системы накопительного пенсионного страхования. По данным Федеральной службы государственной статистики, именно в период приблизительно с 1950 по 1965 год наблюдался всплеск рождаемости в стране. Первые пенсионеры этого периода появятся в 2012 году. Допустив граждан этого возраста к участию в накопительной программе, можно было немного снизить нагрузку на работающее население в период, когда эти люди выйдут на пенсию. Но в таком случае необходимо больше средств выделять из федерального бюджета фактическим пенсионерам на выплаты пенсии, к чему очевидно государство не готово.

Введение ЕСН вызвало ряд противоречий. Проблемы заключались в следующем: с 2001 года доходы ПФР формировались за счет поступивших сборов ЕСН, порядок уплаты ЕСН и размер тарифов регламентировались Налоговым кодексом. Это означает, что решения об увеличении размеров пенсий и решения об изменении тарифов налоговых сборов в пенсионную систему принимались различными ведомствами, цели которых не всегда совпадали. На ЕСН была возложена задача не только выступать источником финансирования социальных обязательств государства, но и одновременно с этим служить катализатором политики легализации доходов населения. В связи с чем, с 1 января 2005 года максимальный тариф ЕСН уменьшен с 35,6% до 26%, в том числе доля поступлений на пенсионное обеспечение снизилась на 8 пунктов и составила 20%. Изначально распределение осуществлялось следующим образом: на накопительную часть - 4% на страховую - 10%, на базовую- 6%. Такой порядок зафиксирован на период с 2005 до 2007 года, позже проценты перераспределили: на страховую часть отчислялось 8%, на накопительную - 6%, базовая осталась без изменений (детально описано в предыдущем абзаце). Однако обязательства по выплатам пенсий пенсионерам продолжали увеличиваться. Сокращение ЕСН привело к уменьшению поступлений в ПФР средств, обеспечивающих выплаты базовой и страховой частей трудовой пенсии. В результате увеличилась зависимость ПФР от средств федерального бюджета. Так в 2007 году доля поступлений из федерального бюджета в общем бюджете ПФР превысила 50%. Ожидания в отношении того, что снижение ставки ЕСН приведет к выводу из «тени» заработной платы налогоплательщиков и компенсирует новыми поступлениями сниженный тариф - не оправдались. Становится очевидным, что переход от способа сбора доходной части бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) за счет страховых взносов, собираемых самим ПФР, к уплате налогов (ЕСН) оказался неэффективным. И, как следствие, с 2011 года ЕСН отменен. Все вышеописанные изменения представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Ставки социальных взносов с 1997 по 2012 гг. в России 121

Наименование

платежа

20 Юг,

2011 г,

  • 2012-

В том числе:

Фонд занятости

Отчисления работников в ПФР

Дотации в ПФР средств из Федерального бюджета

Коэффициент замещения пеней-

В 2016 году стало известно, что на смену страховым взносам придет новый единый страховой сбор. По сути страна должна была вернуться к уплате единого социального налога (ЕСН), с которым бухгалтеры попрощались еще семь лет назад. В конечном итоге правительство решило не менять название платежа. По-прежнему страхователи исчисляют страховые взносы, но платят их в федеральную налоговую службу. Есть одно исключение: как и до смены администратора взносов, нужно платить в ФСС взносы от несчастных случаев на производстве.

Многие бухгалтеры среди своих коллег для упрощения именуют страховые взносы ЕСН. В данной статье мы тоже будем использовать это понятие. Но стоит помнить, что НК РФ не содержит такого термина.

Ставки взносов в 2019 году (таблица)

Страховые взносы в 2019 году включает в себя четыре вида взносов:

  • на случай материнства и болезни;
  • медицинские;
  • пенсионные;
  • на травматизм.

Общая ставка взносов в 2019 году составляет 30 % плюс ставка страховых взносов от несчастных случаев (величина переменная и зависит от опасности производства). Тарифы в 2019 году напрямую зависят от максимального значения базы для расчета страховых взносов. Размеры тарифов для преобладающей массы плательщиков (ст. 425 НК РФ) приведены в таблице.

Таблица Тарифы

Сдавайте единый расчет по страховым взносам в срок и без ошибок!
Пользуйтесь Контур.Экстерном 3 месяца бесплатно!

Попробовать

Куда сдавать отчетность

В 2019 году по взносам нужно отчитываться в ФНС и ФСС.

Помимо данного расчета страхователям нужно сдавать форму 4-ФСС . С 2017 года форма стала более упрощенной и содержит цифры только по «травматическим» взносам. Бумажный вариант формы нужно сдавать до 20-го числа, а электронный вариант — до 25-го числа месяца, наступающего за отчетным периодом.

Пример расчета

Фонд зарплаты ООО «КГБ» в феврале 2019 года составил 358 378 рублей. Ни у кого из сотрудников выплаты не вышли за рамки установленного законом лимита. ООО «КГБ» не имеет льгот. По ставке 0,3 % ООО «КГБ» платит «травматические» взносы.

Бухгалтер ООО «КГБ» рассчитал взносы и получил такие значения:

ОПС = 358 378 х 22 % = 78 843,16 рубля

ОМС = 358 378 х 5,1 % = 18 277,28 рубля

ОСС = 358 378 х 2,9 % = 10 392,96 рубля

Взносы на травматизм = 358 378 х 0,3 % = 1 075,13 рубля.

Итого в ФНС по разным КБК ООО «КГБ» перечислит взносы на сумму 107 513,40 рубля (78 843,16 + 18 277,28 + 10 392,96). В ФСС нужно отправить 1 075,13 рубля.

С 1 января контроль за уплатой страховых взносов перешел к сотрудникам налоговой службы, за исключением взносов на травматизм. В статье расскажем: какая ставка ЕСН применяется в 2019 году.

Какая ставка единого социального налога (ЕСН) по страховым взносам

Тарифы страховых вносов по сравнению с 2018 годом остались без изменения, в то время как предельная страховая база повысилась.

Ставка ЕСН и размер предельной страховой базы в 2019 году.

На данный момент общая ставка ЕСН составляет 30%. В таблице приведен размер социальных налогов в 2019 году в разбивке по фондам.

Фонд

Предельный размер базы для расчета страховых взносов

Ставка

до 1 150 000 (включительно)

свыше 1 150 000

до 865 000 (включительно)

свыше 865 000

Кто вправе применять пониженную ставку ЕСН

Плательщики на упрощенной системе налогообложения вправе применять «льготные» страховые тарифы. К такой категории относятся:

  • представители малого и среднего бизнеса, осуществляющие деятельность в социальной и производственной сфер
  • плательщики, осуществляющие технико-внедренческую деятельность в особой экономической зоне
  • плательщики, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность в особой экономической зоне
  • аптеки
  • благотворительные организации
  • социально ориентированные некоммерческие компании
  • организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий
  • хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности
  • плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, которые до 2028 года применяют тариф 0 %
  • участники проекта «Сколково»
  • плательщики, получившие статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и Севастополя, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, статус резидента порта Владивосток

Какая ставка по пониженному тарифу ЕСН

Ставки пониженных тарифов также не изменились по сравнению с 2019 годом изменились. Большинство упрощенцев с нового года перейдут на общий тариф 30 процентов, так как закончится льготный переходный период. Пониженную ставку 20 процентов оставят некоммерческим и благотворительным организациям на УСН. Льготой можно воспользоваться шесть лет – с 2019 по 2024 годы. Планового повышения взносов для упрощенцев, которые применяли общий тариф, не будет. Раньше планировалось, что с 2021 года общий тариф вырастет с 30 до 34 процентов. Сейчас в кодексе оставили тариф 30 процентов. Пенсионные взносы компании будут, как и сейчас, считать по тарифу 22 процента с выплат в пределах лимита и 10 процентов - со сверхлимитных сумм. Как отразится на работе. Нагрузка по взносам возрастет в полтора раза у тех упрощенцев, которые ранее применяли льготный тариф. Но есть способы сэкономить на взносах.