Реформы сю витте. Реформы С. Витте: задачи, направления и результаты. Результаты экономической политики С.Ю. Витте

Сергей Юльевич ВиттеСЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ ВИТТЕ
Сергей Юльевич Витте (18491915) - граф (1905),
российский государственный
деятель, почетный член
Петербургской АН (1893).
Министр путей сообщений в
1892, финансов с 1892,
председатель Кабинета
министров с 1903, Совета
Министров в 1905-06.
Инициатор введения винной
монополии (1894), проведения
денежной реформы (1897),
строительства Сибирской ж. д.

Задачи реформ

ЗАДАЧИ РЕФОРМ
ПООЩРЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПООЩРЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
СОЗДАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ЗАЩИТЫ ДЛЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ,ПООЩРЕНИЕ ВЫВОЗА
ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ
УВЕЛИЧЕНИЕ ДЕНЕГ В КАЗНЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО
КАПИТАЛА В РОССИЮ

Реформы в налоговой системе

РЕФОРМЫ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
В 1893 году доходы государства превысили расходы
на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть
достигнуто только благодаря увеличению налогов. В
частности, при Витте была окончательно отменена
подушная подать в земледельческих районах Сибири,
оборонная подать приняла форму раскладочного
налога. Но главное – Витте предпринял попытку
реформирования торгово-промышленного
обложения. Витте начал
реформу с того, что увеличил промысловый
налог с трёх процентов до пяти.
Доходы казны сразу увеличились
на 5 млн. рублей.

Введение винной монополии

ВВЕДЕНИЕ ВИННОЙ МОНОПОЛИИ
По инициативе Витте в 1894 году была введена
государственная монополия на торговлю крепкими
спиртными напитками. Основная суть питейной монополии
заключается в том, что никто не может продавать вино кроме
государства, производство вина должно быть ограничено
теми размерами, в каких его покупает государство, а
следовательно и теми условиями, на которых будет
настаивать государство. Реформа возымела положительный
результат.
При Витте винная монополия давала около
миллиона рублей поступлений в день и именно
при нем бюджет страны окончательно стал
строится на спаивании населения.

Реформы в железнодорожном хозяйстве

РЕФОРМЫ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ХОЗЯЙСТВЕ
В 1889 г. было издано Временное положение о
железнодорожных тарифах. Таким образом, тарифное
дело было поставлено под государственный контроль. В
дальнейшем Витте публиковал новые редакции
положение и, маневрируя тарифными ставками, менял
направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи
экспорта, а порою и ограждая покровительствуемые
отрасли промышленности от конкурентных импортных
товаров, то есть, поддерживая отечественного
производителя. Другое направление реформирования
железнодорожного хозяйства
при Витте – выкуп убыточных
железных дорог государством.

Денежная реформа

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА
Рубль стал одной из
стабильнейших валют мира.
Реформа укрепила внешний и
внутренний курс рубля,
улучшила инвестиционный
климат в стране,
способствовала привлечению в
экономику отечественных и
иностранных капиталов.
С началом Первой мировой
войны в 1914 обмен денег на
золото был прекращён; все 629
миллионов золотых рублей
исчезли из обращения.
Она способствовала
интеграции России в систему
мирового рынка.
Золотой империал 1897 года
1 рубль образца 1898 года

Реформы в сфере аграрного сектора экономики

РЕФОРМЫ В СФЕРЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА
ЭКОНОМИКИ
Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах
сельскохозяйственной промышленности, Витте
смог глубже осознать значение крестьянского
вопроса и возможности его решения. По
принятому на его заседании решению, царь
утвердил сеть созданных при нем губернских и
уездных комитетов.
Кроме отмены в 1903 году
круговой поруки за внесение
прямых налогов, Витте мало
что сделал на министерском
посту против общины.

Реформы в промышленности

РЕФОРМЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
При нем к 1900 году были учреждены и
оснащены оборудованием 3 политехнических
института, 73 коммерческих училища,
учреждены или реорганизованы несколько
промышленно-художественных заведений,
в том числе знаменитое
Строгановское училище
технического рисования,
открыты 35 училищ
торгового мореплавания.

10. Результаты реформ

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ
В результате экономических реформ, проведенных
С.Ю. Витте, произошло не только укрепление
финансов и рубля, но и были созданы условия для
бурного промышленного подъема. Политика
ускоренного развития промышленности за счет
мобилизации внутренних ресурсов, привлечения
иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности и поощрения
экспорта привела к увеличению промышленного
производства за 90-е годы XIX в. в 2-3 раза.
Россия приблизилась к
индустриально развитым
странам.

11. Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Соболев М.Н. Таможенная политика России
во второй половине XIX в. Томск, 1911. С.
356.
2. Лутохин Д.А. Граф С.Ю. Витте как министр
финансов. Пг., 1915. С. 6.
3.Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич
Витте// Вопросы истории, №8, 1990.
4. Юровский Л. На путях к денежной
реформе", Москва, 1924 г.

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми


Экономический факультет


Заочное отделение


Кафедра экономики и менеджмента


Специальность: 080507 «Менеджмент организации»


Контрольная работа


по дисциплине «История отечества»


Тема: «Реформы С. Ю. Витте»


Студента 1 курса


г. Пермь


2008 г.



Введение……………………………………………………………………………3 с


1. Реформы в налоговой системе ……………………………………………4 с


2. Винная монополия………………………………………………………….6 с


3. Железная дорога…………………………………………………………….7 с


4. Денежная рефррма………………………………………………………….8 с


5. Деятельность Витте в сфере аграрной экономики………………………..7 с


6. Промышленность…….……………………………………………………..9 с


Заключение………………………………………………………………….12 с


Список литератры………………………………………………………13 с


Введение


Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существовавшую социально-политическую и экономическую систему, усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX века доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавления инакомыслия и предотвращения возможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из ведущих мест среди европейских держав.


К середине XIX века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах международные события середины века показали ее значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствии с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия господствующего положения дворянства.


В августе 1892 году в связи с болезнью Вышнеградского Витте стал его приемником на посту министра финансов. Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонник самобытного развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца, заявившего о своей готовности в течение двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав. Промышленность, строительство и железные дороги в 90-х годах активно развивались. Этому в какой-то степени способствовало и обнищание крестьян и землевладельцев после неурожая 1891 и последовавшего за ним голода. Именно этот упадок в экономике и привел общественность к осознанию необходимости принять меры для обуздания реакционных деятелей в правительстве, толкавших страну на грань экономического и духовного распада. В этой обстановке появился на политической сцене С.Ю. Витте. На этого в высшей мере талантливого человека легла задача преобразования экономической жизни страны.


1.
Реформы в налоговой системе

Бурно развивающаяся страна требовала всё новых экономических вливаний, соответственно значительных расходов бюджетных средств и поиска новых источников денежных поступлений. После страшного голода 1891г., нанёсшего удар по экономике страны последовал ряд урожайных лет, позволивших как-то поправить ситуацию. Так в 1893 году доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Но главное – Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения.


К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения. Существовали следующие налоги:


поземельный налог


налог с недвижимости


налог на денежные капиталы


квартирный налог


промысловый налог


Главный бич всех этих налогов – обложение не размера дохода, а формы собственности и личности владельца (в зависимости от гильдии, титула и т.п.). К началу двадцатого века эти налоги приносили казне около 7% от всей суммы государственных доходов.


Торговля и промышленность России облагались налогами в весьма малом размере. К середине девяностых годов позапрошлого столетия налоги на эти отрасли составили около 3% от всех доходов бюджета, хотя торговля и промышленность уже стали стержнем экономического развития и доходы от этих отраслей составляли почти половину всех доходных статей государственного бюджета.


Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, основной сутью которой было переориентирование с внешних признаков при налогообложении (см. выше) на другие, более современные методы.


Наилучшим выходом мог бы стать так называемый прогрессивный налог. Однако Россия была к этому просто не готова. Сам Витте подчеркивал, что «многие источники доходов остаются до сих пор не обложенными и у податной администрации никаких сведений о них нет…» и что «при таких условиях введение подоходного налога вызвало бы со стороны плательщиков нескончаемые попытки к сокрытию доходов…»


После жарких дебатов на эту тему 8 июня 1898 года был введён промысловый налог. Сам налог состоял из основного и дополнительного. Основной налог являлся ни чем иным, как ежегодной платой за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Причём процентный сбор с прибыли взимался только в том случае, если прибыль превышала 3% от основного капитала и устанавливался по принципу умеренной прогрессивности. Дополнительный налог со всех остальных предприятий взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли.


Новый промысловый налог несколько увеличил доходы казны (за первый же год поступления выросли с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей, то есть 27%).


Основную же массу бюджетных поступлений составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Именно на увеличение акцизных сборов (с пива на 50%, спичечного налога вдвое, питейного акциза со спирта - с 9 1/4 копеек до 10 копеек, с фруктовых водок - с 6 копеек до 7 копеек, с нефтяного акциза - на 50%, патентного табачного сбора - на 50% (установлен также дополнительный табачный акциз), налога с недвижимых имуществ и дополнительных торгово-промышленных сборов), то есть косвенных налогов приходилась основная часть «налоговых» доходов государственного бюджета.


Так же был установлен государственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую совокупность доходов плательщиков и представляющий собой важное в принципиальном отношении нововведение.


Витте стоял у истоков так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Смысл её заключался в ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом. Потребитель сахара – российский народ – защищался от высоких цен путём выпуска на рынок неприкосновенных запасов. В результате производство сахара с 42 млн. пуд. возросло к 1899 г. до 42,8 млн. пуд., потребление его возросло с 27,8 млн. пуд. до 36,5 млн. пуд., а поступления доходов от сахарного акциза и патентного (лицензия на право производства или продажи) сбора – с 42,7 млн. пуд. до 67,5 млн. пудов.


2. Винная монополия


Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия. Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и креп­ких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Про­дажа же этих напитков становилась государственной монополией, но она не касалась изготовления и продажи пива, браги и виноградного вина.


Введение винной монополии началось в 1894 г. и к концу пре­бывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи кроме отдаленных окраин. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки. Доходы казны от винной монополии постоянно росли и в 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли "пьяным бюджетом". Вопреки заверениям власти и об­служивавшей ее прессы, введение монополии не способствовало уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. На­оборот, увеличивалась тайная продажа вина, а главное - появи­лась целая армия новых чиновников, ведавших монополией, что развращало не только их самих, но и тех, кому приходилось к ним обращаться, порождая такие негативные явления как самодурство, произвол, коррупцию, подхалимство, хищения и т. п.


3. Железная дорога


Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие механизированного транспорта в первую очередь сети железных дорог. Их создание имело хозяйственное, стратегическое и социальное значение, способссерествовало более интенсивному развитию и других отраслей промышленности. Действительных финансовых успехов кампания по расширению железнодорожной сети не принесла, поскольку все доходы были направлены на строительство новых дорог. Но государственный ум Витте отлично осознавал зависимость развития экономики страны от транспортных проблем державы.


Железные дороги строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного капитала). Однако уже к середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном владении Наиболее интенсивно железнодорожная сеть развивалась в Европейской части России, центром которой была Москва. К концу XIX века железные дороги появились в Закавказье, Средней Азии, на Урале и в Сибири. Основновные хозяйственные перевозки осуществлялись теперь по железным дорогам.Установились единые тарифы грузовых и пассажирских перевозок, что значительно упростило жизнь пассажиров и грузоотправителей.


Железнодорожное строительство тесно связало Россию с Европой.


4. Денежная реформа


В 1897 была проведена денежная реформа, установившая золотой монометаллизм рубля или жесткую привязку рубля к золоту, Золотой стандарт рубля.


Подготовка реформы началась в 1880-х гг. и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр фина

Нсов С. Ю. Витте в феврале 1895 представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. С.Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии, а не золото-серебряный, принятый во Франции.

Законом от 8 мая1895 было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой. В июне 1895 Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт (этому примеру последовали частные петербургские банки); в ноябре 1895 был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 был установлен курс кредитного (бумажного) рубля в размере 7 руб. 40 коп. за золотой полуимпериал номиналом 5 руб. (с 1896 - 7 руб. 50 коп.).


К 1897 Госбанк увеличил золотую наличность с 300 млн. до 1095 млн. руб., что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн. руб.).


29 августа1897 был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом. Обеспеченные золотой наличностью кредитные билеты обменивались на золото без ограничений. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.


Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.


С началом Первой мировой войны в 1914 обмен денег на золото был прекращен.


5. Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики


Нарастание противоречий в стране вело к переосмыслению роли аграрных преобразований в подъеме общественных производительных сил России. Витте не раз обращался к этой проблеме, но всякий раз встречал резкое сопротивление со стороны наиболее консервативных слоев дворянства. Объясняя создавшееся положение, он обращается к истории развития аграрных отношений после 1861 г. Он отмечает, что повсеместно можно было арендовать землю дешевле, чем платить за надельную. Отсюда стремление крестьян бросить надел.


Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, Витте смог глубже осознать значение крестьянского вопроса и возможности его решения. Создание такого органа во многом было обусловлено нарастающим подъемом крестьянского движения. По принятому на его заседании решению, царь утвердил сеть созданных при нем губернских и уездных комитетов. Всего было создано 82 губернских и областных комитета и 536 уездных и окружных комитетов, в которые вошли около 12 тыс. человек. Преобладающую долю в них занимали дворяне: в губернских комитетах их было 66% (крестьян 2%), в уездных 52% принадлежало дворянам и чиновникам при доле крестьян 17%.


Главное препятствие подобным преобразованиям заключалось в сохранении общины. Он утверждал, что суть крестьянского вопроса именно в замене общинной собственности на землю индивидуальной, а не в недостатке земли, а стало быть и не в том, чтобы провести принудительное отчуждение помещичьих владений. Призывая к свободному выделению крестьян из общины, Витте говорит о том, что целесообразно содействие выделяющимся из общины со стороны правительства и общества. Однако изложенные им, хотя и в достаточно деликатной форме, меры по новому обустройству крестьянского быта, способствующие в целом перелому в этом деле, вызвали сопротивление дворянского сословия. Витте пришлось отстранить от руководства работой Особого совещания. Кроме отмены в 1903 году круговой поруки за внесение прямых налогов, Витте мало что сделал на министерском посту против общины. Прошло всего полтора года и П. Столыпин приступил к реализации заложенных и обоснованных Витте предложений. Поэтому Витте всегда считал, что Столыпин "обокрал" его и не мог писать о нем без личной неприязни.


6. Промышленность


На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполне определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.


Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отрослях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, постепенно расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым.


Однако развитие капитализма в России имело ряд особенностей. За несколько десятилетий Россия прошла путь, который в Европе занял два столетия.


Сохранилась многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным производством.


Еще одной особенностью было неравномерное размещение промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами – северо-западный (Петербург-Прибалтика), центральный (вокруг Москвы), южный (Украина) и др. – продолжали оставаться неосвоенными в промышленном отношении Сибирь, Дальний восток, Средняя Азия.


Промышленность неравномерно развивалась и по отраслям. Ведущую играла легкая (особенно текстильная и пищевая) промышленность. Текстильное производство было самым передовым в техническом отношении. Здесь было занято свыше половины промышленных рабочих. Быстрые темпы набирала и тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Однако отечественное машиностроение было слабо развито.


Для России было особенно характерно сильное государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов. Правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма.


Недостаточность отечественных капиталов вызвало интенсивный приток иностранных. Инвесторов из Англии, Франции, Германии и Бельгии привлекала дешевизна рабочей силы, богатые сырьевые ресурсы, возможность получения высоких прибылей. В каменноугольной, металлургической, машиностроительных отраслях промышленности иностранный капитал занял господствующее положение.


Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений, в том числе знаменитое Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищ торгового мореплавания.


С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все большее место занимала проблема взаимоотношений предпринимателей и рабочих. В царствование Александра III политика правительства в этой области, отражая общую направленность социальной политики самодержавия, носила сугубо попечительский характер. Правительством был издан ряд законов, регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, и создан орган по контролю за соблюдением этих законов – фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно реорганизована. Деятельность ее к концу 90-х годов распространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В ее компетенцию входил также контроль за техническим состоянием предприятий, точным оформлением документации при получении их владельцами ссуд из Государственного банка и наблюдение за правильным использованием кредитов. Вместе с тем фабричным инспекторам вменялось в обязанность «следить и своевременно доводить до сведения министерства финансов… о нездоровых проявлениях и неустройствах на фабриках, которые могут породить беспорядки» .


Рост забастовочного и революционного движения служил достаточно убедительным доказательством его несостоятельности прежних представлений о причинах социальной напряженности на предприятиях. Именно нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного законодательства. При самом активном участии Витте были разработаны и приняты законы об ограничении рабочего времени на предприятиях (2 июня 1897 года), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня 1903 года), о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (10 июня 1903 года), которые при всей их ограниченности были все же шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Таким образом Витте, рассчитывал установить полный контроль над положением дел в промышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений.


Развитие промышленности в 90-е годы характеризовалось очень высокой степенью концентрации производства и рабочей силы. Так, на рубеже XIX и ХХ вв. 5 доменных заводов давали более 25% общероссийской выплавки чугуна; 5 крупнейших нефтяных фирм - 44,1% всей добычи нефти; 17 крупных донецких шахт - свыше 2/3 всей угледобыче в стране; 8 крупнейших сахарозаводчиков сосредотачивали в своих руках 54 сахарных завода - 30,3% всех заводов и 38% всего производства сахара в стране


Заключение


Экономическое и социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. Российское общество было слабо подготовлено к капиталистическим отношениям. Патриархально-общинный менталитет и наивный монархизм большинства населения мешали активному восприятию коренных перемен в экономике страны. Сложились резкие диспропорции по основным отраслям экономики: бурный рост промышленности контрастировал с преодолеваемой застойностью сельского хозяйства. Затянулся процесс первоначального накопления капитала. Это открыло дорогу для широкого проникновения в экономику России иностранных инвестиций.


Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один из царских министров финансов, широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.


В конце 1890-х годов казалось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможность успешно развивать экономику, ничего не меняя в системе государственного управления.


Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться. Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозивший развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем и Среднем Востоке, сама по себе связанная с большими расходами, еще и обострила русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. С началом же военных действий, ни о какой последовательной экономической программе не могло уже быть речи.


Несмотря на высокий темп развития капитализма во второй половине XIX века, модернизация России растянулась на довольно длительный срок и сохраняла догоняющий характер по отношению к передовым капиталистическим странам того времени.


Список литературы


1. Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте// Вопросы истории, №8, 1990.


2. Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х томах.- Т.1.,М., 1960, 194 с.


3. Дейкин А. Великий эконом самодержавия: 100 лет назад завершилась денежная реформа С.Витте // Новое время. 1997 г.


4. Корелин А. П. Краткое пособие по истории, М: "Высшая школа", 1992.


5. Корелин А. П. Витте-финансист, политик, дипломат, серия: "Портреты". М., Терра.1998


6. Министерство Финансов 1802 - 1902. Юбилейное переиздание к 2002 году. СПб., 2002.


7. Юровский Л. На путях к денежной реформе", Москва, 1924 г.


8. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России6 Учебник. – 2-е изд.. перераб и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 г. – 520 с.

Главной задачей С.Ю. Витте стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства, что должно, по его мнению, в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене.

«Создание своей собственной промышленности - это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционной системы».

Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74.3 миллиона рублей.

Расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли: с 1893 года по 1903 год они возросли почти вдвое - с 1040 до 2071 миллиарда рублей. Первое время он думал получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Эта идея вызвала панику среди финансистов, и Витте скоро понял ошибочность такого шага. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогового обложения. Немалую роль в увеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 года государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений в казну.

Одновременной продолжалась подготовка денежной реформы, имевшей целью введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5- и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и более длительными сроками погашения. Ему это удалось сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 и 1896 годов, заключенные на парижской бирже, которые позволили осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 года перейти на золотое обращение. Металлическое содержание рубля было уменьшено на 1/3 - кредитный рубль был приравнен к 66 1/3 копейки золотом. Эмиссионная деятельность Государственного банка была ограничена: он мог выпускать кредитные билеты, не обеспеченные золотым запасом, на сумму не более 300 миллионов рублей. Эти меры позволили укрепить конвертируемость русской валюты на мировых рынках и облегчить приток в страну иностранных капиталов.

Вопрос о денежной реформе (т. е., введение денежного обращения) был одним из наиболее сложных. Дело в том, что в финансовом комитете ни один из членов не знал, как проводить металлическую денежную реформу. Не было и сколько-нибудь толковых книг на русском языке на эту тему. Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах, с Севастопольской войны в течение нескольких десятков лет, все жившие в то время (в конце 80-тых годов) поколения не знали и не видели металлического обращения. Ни в университетах, ни в высших школах правильной теории денежного обращения не читалось, по крайней мере, не читались основы металлического денежного обращения, и не читались по той простой причине, что этого обращения не было в действительности, и по этому оно имело как бы скорее теоретический, а не практический характер.

Как вспоминает Витте: «Многие из теоретиков и практиков, для которых преимущество металлического обращения над бумажным не составляло никакого вопроса, а являлось аксиомой, тем не менее колебались, когда дело шло о том, следует ли ввести денежное обращение, основанное только на одном золоте, или же может быть введено денежное обращение, основанное на серебре или же на совместном обращении денег двух металлов - как золота, так и серебра». Не было единогласия между лицами, которые стояли за денежное обращение.

Экономическая программа Витте со второй половины 90-х годов приобретает все более отчетливые контуры. Его курс на индустриализацию страны вызвал протест поместного дворянства. И либералов, и консерваторов объединяло неприятие методов реализации этого курса, затрагивавших коренные интересы аграриев. Что касается претензий помещиков, то они были и реальными, и надуманными. Действительно, покровительственная таможенная система вела к росту цен на промышленные товары, что не могло не затрагивать сельских хозяев. Ущемление своих интересов они видели также и в перекачке средств в торгово-промышленную сферу, что не могло не сказаться на модернизации сельского хозяйства. Даже золотое обращение оказалось для помещиков-экспортеров невыгодным, так как повышение цен на сельскохозяйственные продукты снижало их конкурентоспособность на мировом рынке. Но больше всего вызывало недовольство у реакционного дворянства взгляды Витте на будущее России, в котором высшему сословию не отводилось прежней лидирующей роли. Особенно массированным нападкам министр и его политика подверглись в ходе работы особого совещания по делам дворянского сословия, созданного по повелению Николая II (1897-1901 годы) для выработки программы помощи высшему сословию. Критика была столь ожесточенной, что из-за претензий реакционно-консервативных сил, требовавших восстановления прежнего социально-экономического и политического статуса дворянства, противоречащего проводимой политике, фактически стал вопрос о том, в каком направлении и каким путем идти дальше России.

В своих выступлениях на совещаниях и своих записках государю Витте не раз показывал, что правительство заботится о поместном дворянстве (помещикам были перечислены и организация дешевого и льготного кредита, и особая тарифная политика правительства и т. д.).

В одном из первых своих совещаний Витте, отказавшись от идеи исключительности и самобытности России. Витте убеждал своих оппонентов, что решающая роль в жизни промышленности переход от землевладения, сельского хозяйства к промышленности, банкам. Он считал, у дворянства есть один выход - обуржуазиться, заняться кроме земледелия другими формами хозяйства.

Совещание приложило массу усилий, совершенно, как оказалось, бесплодных и безуспешных, чтобы поддержать и восстановить прежнее положение высшего сословия. Витте не отказался от своей цели и неоднократно отстаивал свой курс на индустриализацию страны. В своих докладах он настойчиво убеждал царя строго придерживаться программы создания собственной национальной промышленности. Чтобы решить эту задачу, предлагалось, во-первых, продолжать политику протекционизма и, во-вторых, шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. Оба эти способа требовали определенных жертв, но конечная цель, по глубокому убеждению Витте, оправдывала эти средства.

Однако, то, что стало очевидным для министра финансов, почти не встретило сочувствия у участников совещания. Чтобы решить программу создания собственной промышленности, Витте предлагал и убеждал царя в 1899 и 1900 годах, во-первых, продолжать политику протекционизма и, во-вторых, шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. Оба эти способа требовали определенных жертв, особенно со стороны землевладельцев и сельских хозяев. Но конечная цель, по убеждению Витте, оправдывала эти средства. К этому времени относится окончательное складывание его концепции индустриализации страны, политика министерства финансов приобрела целенаправленный характер - в течение примерно десяти лет догнать более развитые в промышленном отношении страны, заняв прочные позиции на рынках стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Ускоренное промышленное развитие страны Витте рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных капиталов, внутренних накоплений, с помощью винной монополии, усиления налогового обложения, за счет повышения рентабельности народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных конкурентов, за счет активации русского экспорта.

Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В Российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х годов, с которыми совпала его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило 40% всех действующих к началу XX века предприятий, и было построено столько же железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружение которой Витте внес немалый личный вклад. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Но отставание от Запада и в абсолютных показателях, и особенно по душевному потреблению оставалось еще весьма значительным.

Вместе с тем следует отметить, что промышленная политика Витте была глубоко противоречива в своей основе, ибо он использовал для индустриального развития страны средства и условия, порожденные феодальной природой существовавшей в России системы государственного управления. Консерватизм системы Витте состоял и в том, что она на деле способствовала укреплению экономической базы реакционного абсолютистского режима.

Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений.

Менее успешной деятельность Витте была в сфере аграрного сектора экономики, хотя полностью возлагать вину за это на него, очевидно, нельзя. При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству он предпринял немало усилий по обеспечению помещиков средствами для реорганизации их хозяйств. Витте активизировал деятельность кредитных учреждений.

С.Ю. Витте понял, что тяжелое экономическое положение деревни ведет к падению платежеспособности крестьян и что это, в свою очередь, подрывает государственный бюджет и внутренний рынок промышленности. Выход из обострившегося кризиса он видел в ликвидации правовой обособленности крестьян, их имущественной и гражданской неполноправности. Однако предложение Витте создать специальную комиссию по этому вопросу не увенчались успехом. Причиной этого была иллюзия прекрасного положения во всех сферах. Разразившийся финансовый и промышленный кризис показал, что все не так хорошо и явился причиной создания ряда комиссий и комитетов по пересмотру крестьянского законодательства.

Разразившийся финансовый и промышленных кризис, неурожаи 1899 и 1901 годов, крупные крестьянские волнения 1902 года заставили Николая II создать ряд комиссий и совещаний по пересмотру крестьянского законодательства и выработке мер по подъему сельского хозяйства.

Один из важнейших таких органов - Особое завещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902-1905 годы) и возглавил Витте. И опять свою программу ему пришлось разрабатывать и отстаивать в ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными кругами. Основные положения своей программы Витте изложил в «Записке по крестьянскому делу». В ней он утверждал, что главным тормозом развития деревни в настоящее время является правовое «неустройство» крестьян, их имущественная и общественная неполноправность, это крайне отрицательно сказывается на ведении ими личного хозяйства. Одним из важнейших таких депрессивных факторов являлась, по его мнению, община, сковывавшая крестьянскую предприимчивость, тормозившая рационализацию хозяйства.

Вместе с тем, излагая свою программу, Витте обязан был исходить из противоречивых установок Николая II (1903-1904 годы), согласно которым, с одной стороны, в основу трудов комиссии и совещания должен был быть положен принцип сохранения неприкосновенности общины, а с другой стороны - «изысканы способы к облегчению отдельным крестьянам выхода из общины».

Неприкосновенность же общины Витте трактовал как запрещение любых способов насильственного воздействия на выход из общины, так и принудительного удержания в ней ее членов. В сословной обособленности надельного землевладения он видел лучший способ сохранения мелкой земельной собственности. Министр финансов полагал запрещение всех попыток давление на общину.

Он добился отмены наиболее тяжелых статей крестьянского законодательства. Были облечены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка. Так в аграрной программе переплетались буржуазные начала и феодальные пережитки.

Среди итогов работы С.Ю. Витте наибольший интерес вызывает реформа, призванная стабилизировать шаткую денежную систему. Главной задачей преобразований являлось введение золотого стандарта, подкрепление русской валюты золотом. Правительству требовалось восстановить доверие к рублю на международном рынке, стабилизировать цены и создать комфортные условия для иностранных инвестиций.

На подготовку к изменению денежной системы понадобился 1 год, а на реализацию запланированных изменений 3 года.

Начало проведения реформы

Денежная реформа была проведена в 1895 — 1897 годах. На подходе к реформе в России находились в обращении бумажный и серебряный рубль, их ценность регулировали банки. Выпуск бумажных рублей было тяжело контролировать, их количество постепенно росло. Ничем не обеспеченная бумажная валюта начала обесцениваться.

Факт! К моменту реформы ценность 1 серебряного рубля сопоставлялась с 1,5 бумажных рублей.

С. Ю. Витте, занимавший пост министра финансов, предпринял попытку укрепить российский рубль внутри страны и на внешнем рынке. В 1895 г. он выступил перед императором Николаем II с докладом на тему введения в России золотого обращения.

Факт! Министр обратился напрямую к императору, так как в правительстве его инициатива вызывала ожесточенные споры, реформирование могло затянуться. Николай II принял точку зрения Витте и приказал приступать к внедрению предложенных изменений.

Суть реформы

Суть реформы Витте заключалась в остановке процесса обесценивания русской бумажной валюты. Для этого требовалось:

  • Объединить бумажный рубль с металлическим рублём;
  • Организовать русский золотой стандарт рубля (аналогично английскому);
  • Ввести в обращение новые монеты: золотой полуимпериал новой чеканки;
  • Установить единый курс обмена золотого полуимпериала на бумажный рубль.

Денежная реформа была успешно выполнена и быстро принесла плоды, обеспечив в Российской империи свободный обмен рубля на золото.

Результаты

С.Ю. Витте был доволен результатами денежной реформы и неоднократно это подчёркивал. Финансовая реформа помогла стабилизировать экономическую ситуацию в России и остановить обесценивание русского рубля.

Подробнее об итогах денежной реформы:

  1. Реализован контроль над выпуском бумажной валюты. Все бумажные деньги теперь выпускались государством только при наличии обеспечения золотым запасом. Любую бумажную купюру можно было в любой момент поменять на золото.
  2. Курс рубля основательно укрепился, и долгое время оставался в числе мировых валют с наибольшим доверием на международном рынке. Факт! Обмен бумажной валюты на золото остановился лишь в начале , когда всё золото было удалено из обращения.
  3. Улучшились условия для инвестиций в экономику Российской империи. Реформа помогла привлечь в страну больше отечественных и иностранных инвесторов.
  4. В стране стабилизировались цены.
  5. Отступила инфляция.

Денежное обращение в России было приведено в порядок и способствовало экономическому росту империи. Реформа Витте стала в истории уникальным примером того, как за несколько лет была достигнута длительная стабилизация курса бумажной валюты страны, послужила примером для других стран. Историки и мировые финансисты высоко оценивают итоги работы С.Ю. Витте.


Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Он видел отставание России в развитии тяжелой промышленности и, исходя из этого, составил план индустриализации страны, который включал следующие задачи:

1) Усиление государственного регулирования промышленности путем предоставления кредитов и распределения госзаказов среди частных предпринимателей.

2) Первоочередное развитие базовых отраслей тяжелой промышленности: горнодобывающей, металлургической, машиностроительной, химической.

3) Форсированное железнодорожное строительство с целью развития связей между отдельными экономическими районами страны, удобства подвоза экспортного хлеба к портам, более интенсивного освоения восточных регионов (Сибирь, Дальний Восток), организации переселений крестьян на новые земли.

4) Широкое привлечение иностранного капитала в Россию. Зарубежные предприниматели способствовали ускорению развития тяжелой промышленности в России, в страну поступали передовые технологии. Они тоже были заинтересованы вкладывать свои средства в российскую промышленность из-за дешевизны рабочей силы и высоких прибылей.

5) Защита отечественного производителя от иностранной путем покровительственных таможенных тарифов.

6) Развитие банковского дела; государственный контроль и поддержка акционерных банков.

8) Укрепление российской валюты и введение золотого рубля.

9) Модернизация сельского хозяйства, устранение ограничений на передвижения крестьян, отмена круговой поруки, разрешение свободного выхода крестьян из общины и другие меры, которые были призваны расширить внутренний рынок для промышленности путем повышения благосостояния крестьянства.

Такова была программа Витте, из которой ему удалось выполнить не все. Особое сопротивление ряда представителей высших сфер вызвали курс на привлечение иностранного капитала и планы аграрных преобразований.

Обширный план преобразований Витте требовал значительных средств.

Поэтому ему пришлось провести преобразования и в налоговой системе :

Введение винной монополии (1894 г.).

Изменение таможенной политики (1892—1894 гг.).

Реформа промыслового налога (1898 г.).

Отмена круговой поруки (1903 г.).

Повышение косвенных налогов.

Реформа промыслового налога и вопрос о подоходном налоге

Действовавший в России промысловый налог давно подвергался критике за его недостаточное участие в пополнении бюджета. В 1898 г. поступления от промыслового налога составляли всего 3,2% бюджета. Такая политика объяснялась стремлением правительства создать благоприятные условия для развития промышленности, а, кроме того, богатый торгово-промышленный класс постоянно боролся за налоговые льготы. Бурный рост промышленности с конца 80х гг. далеко опережал налоговые поступления от нее. Сумма промышленного производства в 1887 г. составила 802 млн. руб., в 1892 г. — 1010 млн. руб., в 1897 г. — 1816 млн. руб., т.е. увеличилась на 161%. Только с 1893 по 1897 г. число фабрик и заводов увеличилось с 30 333 до 39 079, а число фабрично-заводских рабочих — с 1,6 млн. до 2,1 млн. человек.

Вскоре после вступления в должность министра финансов Витте образовал комиссию для пересмотра и реформирования промыслового налога. По новому Закону государственный промысловый налог включал в себя основной и дополнительный, последний предусматривал уплату налога с капитала, процентного сбора с прибыли и раскладочного сбора. Дополнительный налог взимался со всех торговых и промышленных предприятий, подлежавших основному промысловому налогу, а также с личных промысловых занятий. Предприятия, обязанные публичной отчетностью, вносили налог с капитала и процентный сбор с прибыли.

Основной промысловый налог уплачивался посредством выборки промысловых свидетельств. Он заменял прежний сбор за право торговли и промыслов, но взимался не с лица, а с предприятия. Промысловые свидетельства должны были выкупаться на каждое отдельное заведение, на каждый отдельный промысел.

Размер оплаты налога дифференцировался по:

1) классу местности;

2) разряду предприятия;



3) разряду личного промыслового занятия.

Губернии страны были разделены на 4 класса по степени развития в них торговли и промышленности. Количество разрядов предприятий было различным у торговых заведений и промышленных. Торговые делились на 5 разрядов в зависимости от размеров оборота, промышленные — на 8 разрядов в зависимости от размеров производства или числа рабочих. Ярмарки были разделены на 3 класса по продолжительности работы. Личные промысловые занятия подразделялись на 7 разрядов.

Налог с капитала распространялся на предприятия, обязанные публичной отчетностью, и составлял 15 коп. с каждых 100 руб. основного капитала. При этом в уплату засчитывалась сумма основного промыслового налога, уплаченная по всем принадлежащим предприятию заведениям.

Процентный сбор с прибыли взимался со всех предприятий, которых превышала 3% на основной капитал. Была принята шкала ставок процентного сбора: при чистой прибыли к основному капиталу от 3 до 4% — 3%; от 4 до 5 — 4%; от 5 до 6 — 4,5; от 6 до 7 — 5; от 7 до 8 — 5,5; от 8 до 9 — 5,75; от 9 до 10% — 6%. Предприятия, получившие чистую прибыль более 10%, уплачивали 6% со всей суммы чистой прибыли плюс 5% с суммы, превышавшей 10% на основной капитал.

Раскладочный сбор уплачивали предприятия, не обязанные публичной отчетностью. Общая сумма по раскладочному сбору устанавливалась на каждые три года в законодательном порядке и ежегодно раскладывалась по губерниям. Раскладку осуществляли особые по промысловому налогу присутствия при Департаменте торговли и мануфактур в зависимости от средней прибыльности предприятий в каждой губернии.

Предусматривалось немало изъятий из закона:

1) казенные предприятия (казенная продажа нитей), общественные учреждения, предприятия по взаимному , потребительские общества;

2) общеполезные предприятия: медицинские, культурные, благотворительные, зрелищные;

3) предприятия первичной обработки сельскохозяйственной продукции, горные (добыча золота, серебра, платины) — они платили особую подать;

4) предприятия мелкой торговли ввиду затруднительности надзора;

5) предприятия по закупке товаров и материалов, складские помещения, оптовая торговля на предприятии или бирже, склады на железных дорогах и т.п.

Новый закон, безусловно, ввел более справедливое обложение торговых и промышленных предприятий промысловым налогом: усилено обложение крупных предприятий, ослаблено — мелких.

Увеличение поступлений в связи с введением нового налога оценивалось в 13 млн. руб., а общее поступление — в 54,8 млн. руб. Павел Петрович Гензель, который детально проанализировал закон квалифицировал его как «несомненную переходную ступень к чисто подоходному обложению». В то же время он подметил, что закон сохранил следы «сословного прошлого» и отразил «скрытую борьбу интересов фиска и торгово-промышленного класса». «В новой реформе много консервативного, нет ломки, но все же это шаг вперед: весь строй остается, хотя обложение все более склоняется к подоходному началу».

Неурожай 1891 г. поставил вопрос о подоходном налоге. В 1892 г. в Министерстве финансов был составлен проект, по которому налогу подлежали все, кто имел доход от 1 тыс. руб. в год. Лица с доходом до 1 тыс. руб. от налога освобождались. С доходов от 1 до 2 тыс. руб. взимался 1 %, и далее с каждой тысячи ставка увеличивалась на 0,1 %. При достижении 4% обложения прогрессия обрывалась, и дальше налог становился пропорциональным. Против подоходного налога высказалось большинство членов Кабинета министров, ссылаясь на «неподготовленность населения», «трудности проведения в жизнь», отсутствие сведений о доходах граждан. Витте поддержал последний аргумент и предположил, что отсутствие у податной администрации сведений о доходах создаст условия для сокрытия доходов. Инициатива Минфина не получила продолжения...

Борьба с недоимками крестьянских платежей и отмена круговой поруки

Несмотря на ряд мер, принятых еще при Бунге для сокращения недоимок, они продолжали иметь место.

В качестве главных причин выдвигались две :

1) «неправильные меры, применяемые к недоимщикам»;

2) непосильные размеры платежей. Сторонники первой причины считали, что жесткие меры к недоимщикам — продажа движимого имущества, строений, отдача недоимщика «в заработки» — приводят к тому, что должнику «подняться на ноги становится совершенно невозможным, и дело кончается тем, что крестьянин лишается земли». Сторонники второй считали необходимым понизить размер крестьянских платежей. Следовало бы привести еще одну причину отсутствие достаточных условий для повышения производительности крестьянского хозяйства, его платежеспособности (сохранение общинных порядков, круговая порука).

Сначала Витте решил упорядочить взыскание недоимок. 7 февраля 1894 г. был принят закон, который допускал отсрочки и рассрочки недоимок по выкупным платежам по ходатайствам местных учреждений по крестьянским делам. Закон от 13 мая 1896 г. предоставил еще более значительные льготы: речь шла не о рассрочке, а о просрочек — отодвигании установленных реформой 1861 г. сроков выкупных платежей на новые сроки — 56 лет, 41 год и 28 лет с начислением 4,5, 5 и 6%.

«Отсроченные недоимки, перестав быть непосредственной опасностью для плательщиков, остаются все тем же, чем были раньше: доказательством надорванной платежеспособности недоимщиков», — заключает Государственный контролер.

В 1893 г. СЮ. Витте создал специальную комиссию по пересмотру узаконений по взиманию окладных сборов под председательством А. А. Рихтера — директора департамента окладных сборов Министерства финансов в 1882—1887 гг. и члена совета министра финансов в 1887— 1898 гг. Кроме того, Витте в 1896 г. направил в наиболее недоимочные губернии уже знакомого нам Н.К. Бржеского для выяснения причин хронического недобора налогов. Используя материалы комиссии А.А. Рихтера и сведения, собранные им самим в ходе поездки, Бржеский в 1897 г. издал книгу «Недоимочность и круговая порука сельских обществ». В ней говорилось, что еще в 70х гг. в правительственных сферах осознали, что причины растущей задолженности коренятся в самих условиях общинного быта крестьян, в обременительности податей и в несовершенстве податной системы.

Особый вред он видел в круговой поруке :

Круговая порука не обеспечивает исправного поступления налогов в казну. Напротив, она способствует несвоевременному исполнению текущих платежей даже богатыми крестьянами, не желающими платить за других по круговой поруке.

Старательные хозяева платят за нерадивых, труд становится менее производительным, крестьянское хозяйство приходит в упадок.

Круговая порука не соответствует требованиям правильной податной политики. Объектом подати признается земля, но т.к. во многих случаях она не дает достаточного дохода, то налог перелагается на доход от побочного (неземледельческого) заработка.

Круговая порука представляет собой серьезную опасность в социальном отношении, она обостряет борьбу имущественных интересов внутри общины.

Продолжая исследовать этот вопрос, Н.К. Бржеский выступил с критикой общины и общинного самоуправления. «Слабая сторона пореформенного общинного быта заключается не столько в самих условиях общинного пользования землей, сколько в полной необеспеченности прав каждого отдельного члена общины перед произволом сельского схода... Общинное владение землей обрекает крестьянское хозяйство на косность и неподвижность». Он отмечал, что периодические переделы земли ставят крестьянина в положение краткосрочного арендатора. Растущую задолженность крестьян он объяснял и несовершенством крестьянского самоуправления.

Выводы Бржеского укрепили Витте в его намерении продолжать борьбу за отмену круговой поруки. Это удалось сделать лишь в 1903 г., когда Государственный совет, наконец, согласился с предложением Витте. Однако члены Совета сделали в проекте «некоторые изменения, ослабляющие закономерность взыскания и индивидуальность ответственности».

Земские сборы

Неудачные результаты деятельности по оценке качества и доходности земель земскими учреждениями побудили Министерство финансов во второй половине 80х гг. образовать особые оценочные комиссии. По закону на них возлагалась выработка общих подходов к оценкам, а сами оценки продолжали производиться земствами. Земские расходы были разделены на обязательные и необязательные. Обязательные расходы — это по существу государственные, но отнесенные на местные средства (всего 38% всех расходов земского бюджета). Необязательные — врачебная помощь, общественное призрение, народное образование, ветеринарный надзор, мероприятия по поднятию культуры земледелия. Законом 1 июня 1895 г. земства были освобождены от расходов на содержание мировых и крестьянских учреждений и губернских статистических комитетов, эти средства отныне пополняли специальный «дорожный капитал».

Введение винной монополии и изменения в акцизной политике

Частная винная торговля уже давно «зарекомендовала себя с плохой стороны» (Янжул). Поэтому в начале своей деятельности в качестве министра финансов Витте выдвинул задачу введения винной монополии. В своих воспоминаниях он пишет, что инициатором был Александр III, который с этой идеей обращался и к Бунге, и к Вышнеградскому, но встретил с их стороны скептическое отношение. «Император Александр III, — пишет Витте, — говорил, что его крайне мучает и смущает то, что русский народ так пропивается и что необходимо принять какие-нибудь решительные меры против этого пьянства». Он же предложил ввести винную монополию. По словам Витте, это была совершенно новая идея; подобной практики не существовало в то время ни в одной стране. Возможно, эту мысль подал императору М.Н. Катков (1818—1887) — редактор газеты «Московские ведомости», который усиленно пропагандировал на ее страницах питейную монополию.

Назад | |