В рыночной экономике господствующее положение занимает. Рыночная эк-ка – что, для кого, как производить решает сам производитель, ориентируясь на соотношение спроса и предложения на Рн. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов

8 класс
Тест по теме «Рыночная экономика»
Часть 1

1. Тип рынка, который определяет цены, а продавцы и по­купатели вынуждены принимать их как данное, называ­ется

2. К признакам рынка не относится

3. В условиях рыночной экономики по мере увеличения це­ны объём спроса

4. Верны ли следующие суждения о рынке?

А. Признаком конкурентного рынка является регулируе­мый государством доступ на рынок производителя то­варов и услуг.

Б. Признаком конкурентного рынка являются регулируе­мые местными органами власти спрос и предложение.

5. Верны ли следующие суждения о конкурентном рынке?

А. Признаком конкурентного рынка является неограни­ченное число участников.

Б. Признаком конкурентного рынка являются регулируе­мые государством цены.


  1. верно только А 3) верны оба суждения

  2. верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Какое положение из приведённых не относится к характе­ристике рыночной экономики?

  1. господствующее положение занимает частная собствен­ность

  2. принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит де­централизованно, предпринимателю гарантируется сво­бода в его деятельности

  3. государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм

  4. главным механизмом экономики является регулирова­ние цен
7. Соперничество между продавцами и покупателями за пра­во наилучшего применения имеющихся у них экономиче­ских ресурсов

  1. кооперация 3) корпорация

  2. конкуренция 4) монополия
8.

А. В рыночной экономике господствующее положение за­нимает частная собственность.

Б. Главным механизмом рыночной экономики является регулирование цен.

9. Отметьте положение, характерное для командной экономики.


  1. преобладание натурального хозяйства

  2. жёсткое регулирование государством производства, об­мена и распределения

  3. производитель сам решает, что и как производить

  4. потребитель сам решает, что и сколько покупать
10. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Для рыночной экономики характерно преобладание на­турального хозяйства.

Б. Для рыночной экономики характерно строгое государст­венное планирование производства всех видов товаров.

Часть 2

1. Установите соответствие между понятиями и их определе­ниями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «рыночная экономика».

Конкуренция, монополия, спрос, предложение, цена.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ:
3. Найдите в приведённом ниже списке признаки конкурентного рынка и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.


  1. неограниченное число участников рынка

  2. регулируемый государством спрос

  3. нерегулируемая цена, устраивающая спрос и предло­жение

  4. мобильность трудовых и финансовых ресурсов

  5. регулируемый доступ на рынок для производителей то­варов
Ответ:
4. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Рыночной экономике присущи следующие признаки: господствующее положение занимает частная собст­венность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на её основе осуществля­ют _________(1). При этом допускается существование государственной __________(2), но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна; принятие решений по тому, в какой области должны быть применены имеющиеся _____________(3), происходит децентрализованно, то есть самими частными собственни­ками; предпринимателю гарантируется _____________ (4) в его деятельности;

Государство вмешивается в минимальной степени и только с помощью воздействия право­выми нормами;

Главными механизмами рыночной экономики являют­ся свободная ____________ (6), спрос и предложение, цена».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Часть 3

1. Прочтите отрывок из рассказа О. Генри «Трест, который лопнул» и выполните задания.

«Возвращаясь в Соединенные Штаты, мы с Энди споткну­лись об один городишко в Техасе, на берегу Рио-Гранде. Назы­вался городишко Птичий Город, но жили там вовсе не птицы. Там было две тысячи душ населения, всё больше мужчины.

Надо сказать, что хотя мы с Энди и непьющие, но в городе было три кабака, и все жители целый день и добрую половину ночи шагали по треугольнику из одного в другой. Каждому бы­ло отлично известно, что ему делать со своими деньгами. <.>

Первым делом мы отправились в главный салун, который назывался «Голубая змея», и приобрели его в собственность. Это стоило нам тысячу двести долларов. А потом мы зашлина минутку в бар мексиканца Джо, поговорили о погоде и так, между делом, купили его за пятьсот. Третий нам охотно уступили за четыреста.

Проснувшись на следующее утро... Птичий Город выпорх­нул из гнезда, отряхнул пёрышки и поскакал за утренней вы­пивкой. И ах! Бар мексиканца закрыт, другой пункт спасения утопающих - тоже. Естественно, из всех глоток разом выры­вается крик изумления и жажды, и жители скопом несутся в «Голубую змею». И что же они видят в «Голубой змее»?

За одним концом стойки сидит Джефферсон Питере, эта­кий восьминогий спрут-эксплуататор, справа у него кольт и слева у него кольт, и он готов дать сдачи либо долларами, ли­бо пулей. В заведении - три бармена, а на стене вывеска в десять футов длины: «Каждая выпивка - доллар». Энди си­дит на несгораемой кассе, на нём шикарный синий костюм, в зубах первоклассная сигара, вид выжидательный. Тут же на­чальник полиции с двумя полисменами: трест обещал им бес­платную выпивку.

Да, сэр, не прошло и десяти минут, как Птичий Город по­нял, что дверца клетки захлопнулась. Мы ждали бунта, но всё обошлось спокойно. Жители знали, что они в наших ру­ках. Ближайшая станция железной дороги находилась за тридцать миль, и можно было с уверенностью сказать, что во­да в реке спадёт не раньше, чем через две недели, а до той поры переправа невозможна. И жители выругались, но очень учтиво, а потом стали сыпать доллары к нам на прилавок так исправно, что звон стоял, как от попурри на ксилофоне».
С1. Дайте определение понятия «конкуренция» и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.
С2. На примере приведённого отрывка можно понять, как от­сутствие конкуренции влияет на рынок. До того, как Джефферсон и Энди появились в Птичьем Городе, у мест­ных жителей была возможность выбора между тремя бара­ми трёх различных хозяев. Между теми существовала кон­куренция; чтобы привлечь покупателей, они либо снижали цену, либо повышали качество продукции. Теперь же, ко­гда два заведения из трёх закрылись, у жителей Птичьего Города не осталось выбора: все они шли в «Голубую змею» и покупали алкоголь там по завышенной цене. В Птичьем Городе Джефферсон и Энди получили монополию - ис­ключительное право - на продажу спиртного. Приведите пример любой государственной монополии в нашей стране.
2. Проанализируйте ситуацию.

Иванов хочет стать частным предпринимателем, но ни­как не может решить, что будет производить его фирма: шоколадные конфеты или ириски. Согласно социологиче­скому опросу, 75% жителей города, где живет Иванов, предпочитают шоколадные конфеты ирискам. Но с другой стороны, в этом городе уже есть две фабрики по производ­ству шоколадных конфет, тогда как все ириски завозят из соседнего региона. Что бы вы посоветовали Иванову вы­брать для производства: ириски или шоколадные конфе­ты? Аргументируйте свой ответ, используя знания о соот­ношении спроса и предложения и свой жизненный опыт.
3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Главный недостаток капитализма - неравное распре­деление благ, главное преимущество социализма - равное распределение лишений» (У. Черчилль).

2. «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать её, создавая благоприятные для её применения условия - вот истинная задача государства в народном хозяйстве» (С.Ю. Витте).

3. «Три вещи делают нацию великой и благоденствую­щей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров» (Ф. Бэкон).

Рыночная экономика - это способ организации хозяйственной жизни, основанный на много­образии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является ры­нок.

Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются много­численные сделки купли-продажи.

Рыночной экономике присущи следующие признаки:

S господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадле­жащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где ча­стная собственность не слишком эффективна;

S принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, проис­ходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гаранти­руется свобода в его деятельности; S государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых

S главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предло­жение, цена.

Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует ус­тановлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количе­ства качественных товаров.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товар - это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и пред­назначенный для обмена. Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.

Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокуп­ность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называ­ется конъюнктурой рынка.

Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спроса и предложения.

Спрос - это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос на­ходится в обратной зависимости от цены товара.

На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина дохо­дов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожи­даемые изменения цен в будущем.


Предложение - это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определен­ное время и по определенной цене. Закон предложения утверждает, что при других равных услови­ях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким об­разом, предложение напрямую зависит от цены.

На величину предложения, кроме цены товара, оказывает влияние ряд факторов. Среди них: це­ны на различные экономические ресурсы; число товаропроизводителей; технология производства; налоговая политика, проводимая государством.

Спрос и предложение обладают таким качеством, как эластичность. Спрос называется эластич­ным, если при незначительных понижениях цены, объем продаж существенно возрастает. Подобная картина наблюдается во время всевозможных предпраздничных распродаж. При неэластичном спро­се в результате значительного изменения цены объем продаж практически не меняется. Эластично­стью предложения признается показатель относительного изменения предлагаемого на рынке коли­чества товара в результате изменения конкурентной цены.

На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) - такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-80-х годов прошлого века Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) - здесь на-блюдается избыток товаров (перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называе­мой Великой депрессии 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние является оптимальным.

Главным стимулом развития рыночной экономики является получение максимальной прибыли. При­былью называется доход от продажи товаров, за вычетом издержек производства. Под издержками пони­мают стоимость всех видов ресурсов, затрачиваемых на производство продукции.

Таким образом, в рыночной экономике главенствует принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

2. Н.Г. Чернышевский, деятель российской культуры XIX века, писал: «Молодое поколе­
ние есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и,
так же как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить
его или расточить». О каком богатстве, собранном предыдущими поколениями, он говорит?
Какова связь данного утверждения с изученным вами материалом о духовной культуре чело­
века и общества? Как вы думаете, что могут означать слова «умножить» и «расточить» в от­
ношении духовной культуры?

Человеческое общество находится в условиях выживания человека как биологического вида. Про­исходит постепенное истощение продовольственных ресурсов, исчезают целые виды животного мира, уменьшаются плодородные почвы, сокращаются запасы питьевой воды и т.д. Помимо негативного воз­действия на природу, отдельные представители человеческого общества сознательно идут на разруше­ние того, что накоплено многими поколениями. Создается впечатление, что человеческая цивилизация стремится к саморазрушению. И в этой связи особое место занимает пропаганда нравственных, обще­человеческих ценностей.

На протяжении многих веков люди стремились приумножить не только материальные богатства своей семьи, своего народа, способствовать развитию экономики, но и создавать произведения духовной куль­туры, способствовать росту авторитета своей страны на международной арене, содействовать развитию науки и техники. Основываясь на традициях своего народа, используя достижения всего человечества, они делали богаче эту землю, способствовали осуществлению исторического прогресса в России и в мире в целом. Их жизнь и деятельность фактически прошла под девизом, сформулированным великим русским педагогом К. Ушинским: «Будь сыном своей Родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне отнесись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее».

В этом смысле «умножить» означает, что человек должен способствовать развитию всех сфер жизни общества, и материальных, и духовных. Но при этом все направления развития должны нахо­диться в гармонии между собой, и не следует умалять значения каких-либо составляющих сферы че­ловеческой деятельности.

3. Дедушка и бабушка завещали вам квартиру. Как должен быть оформлен документ, даю­
щий вам право на наследство, чтобы он был признан правомочным? Какие документы вам не­
обходимы для подтверждения вашего права на наследство? Какие действия в отношении по­
лученной в наследство квартиры вы можете совершать до достижения вами совершеннолетия
и при каких условиях?

Распорядиться квартирой на случай смерти бабушка и дедушка могли только путем составления завещания. Причем, каждый из них должен был совершить завещание лично на ту часть квартиры, которая ему принадлежит. Завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Кроме нотариуса, аналогичным правом пользуется главный врач больницы, его замес­титель или дежурный врач, если завещатель находится на лечении в больнице. На завещании, как правило, указывается место и дата его удостоверения.

Для подтверждения права на наследство необходимо представить нотариусу заявление о приня­тии наследства (квартиры) или заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство. К заявлению прилагаются свидетельства о смерти бабушки и дедушки, документы на квартиру (справка БТИ, сви­детельство о государственной регистрации права собственности на квартиру и пр.), паспорт заявите­ля. Все эти документы вправе представить нотариусу родители несовершеннолетнего как его закон­ные представители.

При условии достижения 14-летнего возраста несовершеннолетний в соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса РФ может осуществлять сделки с недвижимым имуществом (продавать, сда­вать в аренду, дарить, передавать в безвозмездное пользование и т.д.) только с письменного согласия родителей (законных представителей).

Сущность: экономической основой является частная собственность на средства производства, независимость товаропроизводителя от государства в производстве и распределении созданной им продукции, главным условием является свободная конкуренция товаропроизводителей

Сегодня, мы можем говорить о существовании во многих развитых странах и третьем типе экономической жизни – смешанной экономике. В которой сочетаются черты предшествующих экономических систем – рыночной и командной.

Рыночной экономике присущи следующие признаки:

· господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадле­жащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где ча­стная собственность не слишком эффективна;

· принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, проис­ходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гаранти­руется свобода в его деятельности; государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм;

· главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предло­жение, цена.

Условия возникновения рын ка:

· общественное разделение труда;

· экономическая обособленность производителей;

· самостоятельность производителя.

Основные признаки рынка :

· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого произ­водить;

· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколь­ко покупать;

· нерегулируемая цена – цены определя­ются на рынке, зависят от спроса и предложения.

· Признаки Рн.


При наличии всех этих признаков происходит рыночное регулирование хозяйственной деятельности.

. Главные функции рынка

· посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

· ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

· информаци­оная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

· регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

· санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.
Товар - это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и пред­назначенный для обмена.
Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.

Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокуп­ность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называ­ется конъюнктурой рынка.

Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спроса и предложения.

Основные понятия, связанные с Рн. – спрос, предложение и цена.

Спрос – отражение потребностей об-ва

Предложение – результат производственной деятельности в виде товарной массы.

Цена определяется издержками производителя и искусством менеджера;
Цена - представляет собой количество денег, уплачиваемых за данный товар.

Спрос - это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос на­ходится в обратной зависимости от цены товара.

На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина дохо­дов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожи­даемые изменения цен в будущем.

Предложение - это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определен­ное время и по определенной цене. Закон предложения утверждает, что при других равных услови­ях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким об­разом, предложение напрямую зависит от цены.

На величину предложения, кроме цены товара, оказывает влияние ряд факторов. Среди них: це­ны на различные экономические ресурсы; число товаропроизводителей; технология производства; налоговая политика, проводимая государством.

Спрос и предложение обладают таким качеством, как эластичность. Спрос называется эластич­ным, если при незначительных понижениях цены, объем продаж существенно возрастает. Подобная картина наблюдается во время всевозможных предпраздничных распродаж. При неэластичном спро­се в результате значительного изменения цены объем продаж практически не меняется. Эластично­стью предложения признается показатель относительного изменения предлагаемого на рынке коли­чества товара в результате изменения конкурентной цены.

На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) - такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-80-х годов прошлого века Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) - здесь наблюдается избыток товаров (перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называе­мой Великой депрессии 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние является оптимальным.

Главным стимулом развития рыночной экономики является получение максимальной прибыли. При­былью называется доход от продажи товаров, за вычетом издержек производства. Под издержками пони­мают стоимость всех видов ресурсов, затрачиваемых на производство продукции.

Таким образом, в рыночной экономике главенствует принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков .

С точки зрения действующего за­конодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);

По товарам и услугам:

· потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;

· средств производства;

· рабочей силы;

· инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;

· иностранных валют;

· ценных бумаг (фондовые биржи);

· научно-технических разработок и инноваций;

· информации.

По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный

По типу конку­ренции:

· чистой (свободной) конкурен­ции

· несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополисти­ческой конкуренции; олигополии

В Рн. мех-ме особое значение имеет соотношение спроса и предложения. Оно определяется соотношение денежных и ТТ потоков, образующихся на РН. Колебания цен влияют на Д. товаропроизводителей.

Если СПРОС ПРЕВЫШАЕТ предложение, то ЦЕНА ВОЗРАСТАЕТ

Рыночная экономика - это способ организации хозяйственной жизни, основанный на много­образии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является ры­нок.

Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются много­численные сделки купли-продажи.

Рыночной экономике присущи следующие признаки:

S господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадле­жащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где ча­стная собственность не слишком эффективна;

S принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, проис­ходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гаранти­руется свобода в его деятельности; S государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых

S главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предло­жение, цена.

Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует ус­тановлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количе­ства качественных товаров.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товар - это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и пред­назначенный для обмена. Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.

Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокуп­ность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называ­ется конъюнктурой рынка.

Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спроса и предложения.

Спрос - это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос на­ходится в обратной зависимости от цены товара.

На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина дохо­дов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожи­даемые изменения цен в будущем.

Предложение - это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определен­ное время и по определенной цене. Закон предложения утверждает, что при других равных услови­ях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким об­разом, предложение напрямую зависит от цены.

На величину предложения, кроме цены товара, оказывает влияние ряд факторов. Среди них: це­ны на различные экономические ресурсы; число товаропроизводителей; технология производства; налоговая политика, проводимая государством.

Спрос и предложение обладают таким качеством, как эластичность. Спрос называется эластич­ным, если при незначительных понижениях цены, объем продаж существенно возрастает. Подобная картина наблюдается во время всевозможных предпраздничных распродаж. При неэластичном спро­се в результате значительного изменения цены объем продаж практически не меняется. Эластично­стью предложения признается показатель относительного изменения предлагаемого на рынке коли­чества товара в результате изменения конкурентной цены.

На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) - такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-80-х годов прошлого века Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) - здесь наблюдается избыток товаров (перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называе­мой Великой депрессии 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние является оптимальным.

Главным стимулом развития рыночной экономики является получение максимальной прибыли. При­былью называется доход от продажи товаров, за вычетом издержек производства. Под издержками пони­мают стоимость всех видов ресурсов, затрачиваемых на производство продукции.

Таким образом, в рыночной экономике главенствует принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

2. Н.Г. Чернышевский, деятель российской культуры XIX века, писал: «Молодое поколе­ние есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и,
так же как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить
его или расточить». О каком богатстве, собранном предыдущими поколениями, он говорит?
Какова связь данного утверждения с изученным вами материалом о духовной культуре чело­
века и общества? Как вы думаете, что могут означать слова «умножить» и «расточить» в от­
ношении духовной культуры?

Человеческое общество находится в условиях выживания человека как биологического вида. Про­исходит постепенное истощение продовольственных ресурсов, исчезают целые виды животного мира, уменьшаются плодородные почвы, сокращаются запасы питьевой воды и т.д. Помимо негативного воз­действия на природу, отдельные представители человеческого общества сознательно идут на разруше­ние того, что накоплено многими поколениями. Создается впечатление, что человеческая цивилизация стремится к саморазрушению. И в этой связи особое место занимает пропаганда нравственных, обще­человеческих ценностей.

На протяжении многих веков люди стремились приумножить не только материальные богатства своей семьи, своего народа, способствовать развитию экономики, но и создавать произведения духовной куль­туры, способствовать росту авторитета своей страны на международной арене, содействовать развитию науки и техники. Основываясь на традициях своего народа, используя достижения всего человечества, они делали богаче эту землю, способствовали осуществлению исторического прогресса в России и в мире в целом. Их жизнь и деятельность фактически прошла под девизом, сформулированным великим русским педагогом К. Ушинским: «Будь сыном своей Родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне отнесись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее».

В этом смысле «умножить» означает, что человек должен способствовать развитию всех сфер жизни общества, и материальных, и духовных. Но при этом все направления развития должны нахо­диться в гармонии между собой, и не следует умалять значения каких-либо составляющих сферы че­ловеческой деятельности.

3. Дедушка и бабушка завещали вам квартиру. Как должен быть оформлен документ, даю­щий вам право на наследство, чтобы он был признан правомочным? Какие документы вам не­
обходимы для подтверждения вашего права на наследство? Какие действия в отношении по­лученной в наследство квартиры вы можете совершать до достижения вами совершеннолетия
и при каких условиях?

Распорядиться квартирой на случай смерти бабушка и дедушка могли только путем составления завещания. Причем, каждый из них должен был совершить завещание лично на ту часть квартиры, которая ему принадлежит. Завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Кроме нотариуса, аналогичным правом пользуется главный врач больницы, его замес­титель или дежурный врач, если завещатель находится на лечении в больнице. На завещании, как правило, указывается место и дата его удостоверения.

Для подтверждения права на наследство необходимо представить нотариусу заявление о приня­тии наследства (квартиры) или заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство. К заявлению прилагаются свидетельства о смерти бабушки и дедушки, документы на квартиру (справка БТИ, сви­детельство о государственной регистрации права собственности на квартиру и пр.), паспорт заявите­ля. Все эти документы вправе представить нотариусу родители несовершеннолетнего как его закон­ные представители.

При условии достижения 14-летнего возраста несовершеннолетний в соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса РФ может осуществлять сделки с недвижимым имуществом (продавать, сда­вать в аренду, дарить, передавать в безвозмездное пользование и т.д.) только с письменного согласия родителей (законных представителей).


БИЛЕТ № 23

1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой
нормы от норм морали.

В эпоху первобытности жизнь людей была подчинена строгим правилам поведения - социальным нормам, создаваемым в целях регулирования деятельности общества.

Постепенно с возникновением государства, усложнением социальных связей в общест­ве они начинают перерастать в нормы права и морали. Тем не менее все социальные нормы сохранили общие признаки:

Они представляют собой правила поведения общего характера;

Обладают той или иной степенью обязательности;

Направлены на упорядочение общественных отношений.

Но наряду с общими признаками право имеет свои специфические характеристики, ко­торые отличают его от других социальных регуляторов:

Правовые нормы устанавливаются государством; другие социальные нормы складывают­ся в процессе жизнедеятельности общества стихийно или устанавливаются отдельными
общественными организациями (например, уставы партий);

Правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других норма­тивных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов
запись необязательна;

Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством;

Нарушение правовых норм влечет ответственность перед государством;

В каждом конкретном обществе существует только одна правовая система; для других
социальных регуляторов возможно параллельное существование различных социальных
норм (например, наличие разных религий в одном государстве).

Если право - это система норм, то под нормой права следует понимать охраняемое го­сударством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, по­ведение людей, устанавливая определенные права и обязанности. Нормы права, отличают­ся своей формальной определенностью и излагаются в источниках права. Теория права выделяет 3 основных источника права: правовой обычай, юридический прецедент, норма­тивный правовой акт.

Нормативный правовой акт - это документ компетентного органа государственной власти или местного самоуправления, содержащий правовые нормы. Данный источник права имеет больший удельный вес в странах романо-германской правовой системы (Франция, ФРГ и т.д.). Это основной источник права и в Российской Федерации. Все нор­мативные правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

Все нормативные правовые акты можно разделить по их юридической силе на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы - это нормативные правовые ак­ты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важ­нейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы образуют стержень правовой системы. В Российской Федерации они принима­ются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Прези­дентом РФ.

2. Слово «школа» по-гречески буквально «досуг», и у древних греков школой счи­
тались свободные от обязанностей занятия, развлечения, игры. Разнообразие таких занятий считалось основой развития личности. Как вы думаете, почему древние гре­ки уделяли такое внимание игре? Как влияет игра на развитие человека? В чем ее особенности как формы деятельности?

Игра, наряду с трудом и учением, является одной из форм деятельности человека. Че­ловек, вступая в жизнь, познает ее через игру. Знаменитый психолог С.Л. Рубинштейн пи­сал, что суть человеческой игры в способности, отображая, преображать действительность.

Для ребенка игра является лучшим способом познакомиться с будущей взрослой жиз­нью. Благодаря играм дети копируют поведение взрослых, в них воспитываются общест­венно значимые качества, такие как находчивость, выносливость, сообразительность, ком­муникабельность. Эта форма деятельности необходима для полноценного развития ребенка - как физического, так и психического.

Любая игра основана на определенных правилах. Участие в ней воспитывает необхо­димость признавать и соблюдать правила. Она гармонична и системна. Благодаря ей ребе­нок может примерить на себя различные роли и выяснить, где он чувствует себя наиболее комфортно.

В 1938 г. был опубликован трактат историка и культуролога Йохана Хейзинги «Человек играющий» (лат. Homo Ludens), посвященный всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в человеческой цивилизации. Хейзинга выделяет такой фор­мальный признак игры, как свободу. Он подчеркивает, что игра не опирается на какой-либо рациональный фундамент, ее важнейшая характеристика - иррациональность, Основное различие между игровой и трудовой деятельностью заключается в общем отношении к своей деятельности. Выполняя работу или участвуя в созидательном труде, человек делает не только то, что ему интересно или удовлетворяет его непосредственные потребности, но и то, что нужно сделать ему, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нем обязанности. Игра же никак не связана с насущным удовлетворением жиз­ненных потребностей. Таким образом, игру можно определить как форму сознательной дея­тельности, где человек, осваивая регламентируемый правилами процесс, в силу своих спо­собностей постигает сущность этого процесса и взаимосвязь происходящего с ним.