Обязательное предложение о приобретении ценных бумаг. Советы “Ъ”. Внесение изменений в устав

АЛЕКСЕЕВ Геннадий Валериевич, заместитель генерального директора ЗАО «Советник эмитента».

Новации главы XI.1 Федерального закона «Об акционерных обществах», вступившие в силу с 1 июля 2006 г., принципиально изменили порядок действий при приобретении крупных пакетов акций в открытых акционерных обществах, определенный в свое время статьей 80 предыдущей редакции закона.

Объединяет старый и новый порядок лишь одно — обязанность приобретателя более 30 процентов акций открытого акционерного общества предложить остальным акционерам продать ему принадлежащие им акции по рыночной цене.

Статья 80 практически не работала из-за скупости нормативного материала и своего несовершенства. Обязанности приобретателя крупного пакета носили диспозитивный характер, уставом общества или решением общего собрания акционеров такое лицо могло быть освобождено от своих обязанностей по выкупу, что в подавляющем большинстве случаев крупные акционеры и реализовывали. По правде сказать, лет десять акционерные общества существовали достаточно спокойно и крупные изменения в структуре акционеров носили в основном цивилизованный характер. Статья 80 для времени своего принятия (1996 г.) сносно декларировала правила защиты акционеров, однако в дальнейшем перестала выполнять эту роль и чаще всего использовалась как «пугалка» при корпоративных конфликтах.

С началом очередного витка передела собственности в корне изменилась тактика участников процессов поглощений. Акционерные общества стали захлестывать рейдерские атаки. Началась охота за информацией из реестров о составе акционеров для организации скупки акций, в том числе с использованием серьезных технических средств, правоохранительных органов и т.д. Менеджмент акционерных обществ часто пытается удержать власть без серьезных финансовых затрат, используя лишь административные ресурсы. В результате действий как рейдеров, так и менеджмента в проигрыше остаются акционеры общества, которые продают свои акции по ценам, далеким от рыночных.

Потребовались новые четкие нормы, регламентирующие права, обязанности и ответственность сторон. И государственный контроль за их соблюдением.

Именно поэтому внесенные законом № 7-ФЗ поправки не просто изменили существующие ранее правила поглощений, а с большим временным запаздыванием, по сути, создали эти самые правила на правовом поле поглощений.

Новации закона носят императивный характер и обязательны к исполнению во всех открытых акционерных обществах. Дополняют и регламентируют применение норм закона Приказ ФСФР № 06-74/пз-н от 11.07.2006 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществлении депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества» и Приказ № 06-76/пз-н от 13 июля 2006 г. «Об утверждении Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ».

Прежде чем окунуться в детальный прикладной анализ новаций напомню, в чем их принципиальная суть: лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязано направить акционерам — владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, обязательное предложение о приобретении у них таких ценных бумаг по рыночной цене. Направление такого предложения осуществляется через общество, сопровождается банковской гарантией. Цена предложения должна быть рыночной, определяемой независимым оценщиком.

Реализация новаций сложна технологически и затратна для лица, приобретающего крупные пакеты, однако и последствия их неисполнения достаточно суровы.

С момента приобретения более 30%, 50%, 75% общего количества голосующих акций ОАО и до момента направления обязательного предложения акционер, который приобрел эти акции, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим, соответственно, 30%, 50%, 75% принадлежащих им голосующих акций. При этом остальные голосующие акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, при определении кворума не учитываются (пп. 6, 7 ст. 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Отметим в качестве небольшого отступления, что, отменив 80 статью, законодатель легализовал крупные пакеты акций, приобретенные с ее нарушением.

Разберем процедуры подачи обязательного предложения.

Обязательство сделать предложение возникает у лица, приобретшего более 30, более 50 и более 75 процентов акций общества, за исключением случая, когда приобретение крупного пакета акций осуществлено в рамках реализации добровольного предложения, сделанного по форме обязательного. Почему выбраны именно такие пороговые значения? Именно эти пороги могут дать контроль над обществом: владение 30% акций позволяет провести повторное собрание взамен несостоявшегося; контрольный пакет в 50% дает возможность владельцу решить в свою пользу вопросы на общем собрании, требующие одобрения простым большинством голосов, а в 75% — квалифицированным большинством.

Закон недостаточно четко прописал, какие акции лица при определении порогового значения пакетов акций в 30, 50 и 75 процентов имеются в виду: только голосующие или все?

Мне представляется, что для определения порогового значения необходимо учитывать, во-первых, все обыкновенные, во-вторых, привилегированные акции, предоставляющие право голоса в соответствии с его уставом, если такие акции были размещены до 1 января 2002 г. И в-третьих, привилегированные кумулятивные акции с определенным в уставе размером дивидендов и все привилегированные акции, размер дивиденда по которым определен в уставе, которые стали голосующими по причине непринятия решения о выплате дивидендов или принятия решения о неполной выплате дивидендов. Т.е. обязательство подать предложение распространяется только на приобретателей крупных пакетов голосующих акций общества.

Обязательство сделать предложение возникает у лица при приобретении акций в результате:

  • - сделок купли-продажи;
  • - размещения акций дополнительного выпуска;
  • - приобретения акций на аукционах;
  • - приобретения акций в результате обратного выкупа по сделкам РЕПО;
  • - дарения;
  • - внесения вклада в уставной капитал;
  • - обращения взыскания на акции по суду.


Исключениями при этом являются следующие ситуации:

Приобретение акций в диапазонах от 30%+1 акция до 50%; от 50%+1 акция до 75%; от 75%+1 акция;

Приобретение акций при учреждении или реорганизации открытого акционерного общества;

Приобретение акций на основании ранее направленного добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества, в случае если такое добровольное предложение соответствует требованиям, предъявляемым законом к содержанию и срокам обязательного предложения;

Приобретение акций на основании ранее направленного обязательного предложения;

Передача акций лицом его аффилированным лицам или передача акций лицу его аффилированными лицами, а также в результате раздела общего имущества супругов и в порядке наследования;

Погашение части акций открытым обществом (при этом имеется в виду, что статья не применяется к лицу, если в результате погашения части акций в структуре уставного капитала появляется такое лицо с долей, превышающей 30%);

Приобретение акций в результате осуществления акционером преимущественного права на приобретение размещаемых дополнительных акций

Приобретение акций в результате их размещения лицом, указанным в проспекте ценных бумаг в качестве лица, оказывающего услуги по организации размещения и (или) размещению акций, при условии, что срок владения такими ценными бумагами этим лицом составляет не более чем шесть месяцев.

Крайне затруднительным для общества и его акционеров является вопрос выявления лица, обязанного подать обязательное предложение. В соответствии с внесенными изменениями в ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» у владельца обыкновенных акций появилась обязанность не позднее чем через пять дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) раскрыть информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций путем направления такой информации в общество и ФСФР. Однако обязанности раскрывать информацию о своих аффилированных лицах у такого лица нет, поэтому заинтересованным лицам необходимо самостоятельно проводить соответствующие изыскания .

В то же время лицо, заинтересованное в легитимности своих действий по приобретению крупного пакета акций, должно самостоятельно правильно определить своих аффилированных лиц для определения размера совокупного пакета.

Цитируя нормы закона об исключении из правил, я хотел бы обратить внимание читателей, что обязанность подать обязательное предложение возникает только в случае приобретения акций лицом и его аффилированными лицами. Все остальные варианты возникновения у аффилированных лиц крупных пакетов акций не подпадают под действие закона. Так, например, возникновение аффилированности между двумя лицами, каждый из которых уже владел до этого более чем 16 процентами акций общества, что в совокупности составляет более 30 процентов акций, не приводит к возникновению обязанностей подать обязательное предложение.

Лицо обязано направить всем акционерам общества публичную оферту, под которой в соответствии со ст. 437 ГК РФ понимается содержащее все существенные условия договора предложение, в котором изложена воля лица, делающего такое предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым отозвавшимся лицом.

В период действия такой оферты лицо не вправе заключать сделки с продавцами акций на иных условиях. Т.е. процедура составления и направления обязательного предложения призвана обеспечить заключение договоров на единых условиях для лица и всех акционеров.

Сведения, включаемые в оферту, должны раскрыть информацию о приобретателе и его аффилированных лицах, описать приобретаемые ценные бумаги и условия их приобретения для обеспечения заключения и оплаты договоров на одинаковых условиях и создать предпосылки для исполнения обязательств, направленных на передачу акций и их оплату.

Обязательное предложение должно содержать предложения о приобретении не только обыкновенных акций общества, но и иных ценных бумаг, если такие ценные бумаги размещались, а именно:

Привилегированных акций определенных типов, размер дивидендов по которым определен в уставе;

Привилегированных кумулятивных акций с определенным в уставе размером дивидендов;

Конвертируемых привилегированных акций без определенного в уставе размера дивидендов, которые могут быть конвертированы в голосующие акции общества;

Опционов, дающих право на приобретение голосующих акций общества;

Конвертируемых облигаций, которые могут быть конвертированы в голосующие акции общества.

В обязательном предложении лицо не может устанавливать дополнительные условия приобретения ценных бумаг по сравнению с теми, которые есть в законе. В частности, оно не может сделать предложение о покупке ценных бумаг иных видов, категорий (типов) по сравнению с теми, которые указаны в законе, или отказаться от приобретения ценных бумаг отдельных видов, категорий (типов), предусмотренных законом.

Приобретателю крупного пакета акций необходимо до совершения сделки проработать весь алгоритм действий по подготовке и реализации обязательного предложения, который в общем виде выглядит следующим образом:

Действие / мероприятие

Кто осуществляет

Определение цены покупки

Покупатель самостоятельно или с учетом заключения независимого оценщика и максимальной цены покупки за последние 6 месяцев

Получение банковской гарантии

Покупатель

Подготовка оферты и направление ее в общество и ФСФР

Покупатель

Совет директоров общества

Подготовка списка акционеров

Регистратор по запросу

Почтовая отправка оферты акционерам

Общество или регистратор

Подача заявлений о продаже

Акционеры общества

Предоставление передаточных распоряжений покупателю или регистратору

Акционеры общества

Списание и зачисление ценных бумаг

Регистратор общества

Оплата ценных бумаг

Покупатель или гарант

Подготовка отчета об итогах исполнения предложения и направление его в ФСФР

Покупатель

Раскрытие информации

Общество и само лицо (если акции котируются)

Цена приобретаемых по обязательному предложению ценных бумаг не может быть ниже средневзвешенной цены, определяемой по результатам торгов организаторами торгов за последние шесть месяцев, предшествующих дате направления предложения в ФСФР. При этом, если ценные бумаги котируются на торгах двух и более торговых площадок, их средневзвешенная цена определяется по всем торговым площадкам, где указанные бумаги обращаются более 6 месяцев. Т.е. для котируемых ценных бумаг определение минимальной цены предложения вопросов не вызывает.

Для определения минимальной цены приобретения акций, не обращающихся на организованном фондовом рынке, законодатель определил, что цена приобретения не может быть ниже ее рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком, и она не может быть меньше наибольшей цены, по которой лицо, направляющее обязательное предложение, приобретало или принимало на себя обязанность приобретать в течение шести месяцев, предшествующих подаче обязательного предложения. Для определения цены оценивается рыночная стоимость одной ценной бумаги, без поправочных коэффициентов за права контроля, блокировки и т.д.

Ориентировочная стоимость привлечения независимого оценщика составляет 3-5 тыс. долларов, срок проведения оценки — 2-4 недели.

Для предоставления необходимой исходной информации оценщику потенциальный покупатель должен запросить по его перечню в обществе по месту расположения его исполнительного органа копии документов на основании ст. 91 Федерального закона «Об акционерных обществах». При этом надо быть готовым к проволочкам и попыткам отказа в предоставлении информации. Необходимо помнить, что в установленный семидневный срок законодательство обязывает общества лишь ознакомить акционера с документами, а срок предоставления таких документов устанавливается внутренним документом общества и может быть более длительным.

Обязательное предложение должно сопровождаться предоставлением банковской гарантии, которая должна быть безотзывной, на всю сумму потенциальных сделок, и содержать обязательство гаранта уплатить всем продавцам цену проданных акций в случае неисполнения своих обязательств покупателем. Банковская гарантия не может содержать указание на предоставление акционерами документов, не предусмотренных главой XI.1 ФЗ «Об акционерных обществах». Срок действия такой банковской гарантии не может оканчиваться ранее чем через 6 месяцев после истечения срока окончания оплаты приобретаемых ценных бумаг. Банковская гарантия должна прилагаться к обязательному предложению, направляемому в общество. Если акции не будут оплачены лицом согласно ст. 84.4. Федерального закона «Об акционерных обществах», то продавец может расторгнуть договор в одностороннем порядке или предъявить требование к банку-гаранту, представив ему доказательства зачисления акций на счет покупателя. Банковская гарантия вступает в силу с момента ее выдачи, если в ней не прописано иное. Согласно действующим тарифам отечественных банков, комиссионное вознаграждение за предоставление гарантии составляет 1-3% от суммы гарантии в квартал и устанавливается банком в зависимости от ряда факторов. Представляется разумным, если срок действия банковской гарантии будет начинаться не со срока представления обязательного предложения, а со срока начала оплаты приобретаемых акций. Гарантия выдается в одном экземпляре и остается у общества.

Банковские гарантии в соответствии с действующим законодательством предоставляются юридическим и физическим лицам, которые имеют реальную возможность выполнения обязательств по договору гарантии.

При решении вопроса о предоставлении гарантии банком производится анализ финансово-хозяйственной деятельности лица, определяется уровень его платежеспособности. Для этого при обращении в банк лицо должно предоставить необходимые документы. Перечень необходимых документов может несущественно отличаться в зависимости от конкретного банка. На практике в 90% случаев выдача банковской гарантии осуществляется только под обеспечение. Не исключено, что банк вообще откажет лицу в предоставлении банковской гарантии. Таким образом, процедура получения банковской гарантии является серьезной и затратной операцией и требует особого внимания при подготовке оферты еще на этапе подготовки сделки по приобретению крупного пакета акций.

Форма и структура добровольного и обязательного предложения (оферты) содержится в Приложении № 1 к Приказу № 06-76/пз-н от 13 июля 2006 г. При заполнении форма не сокращается, даже если некоторые поля не заполняются.

Первая группа положений, раскрываемых в оферте, связана с раскрытием информации о лице, направляющем предложение, и его аффилированных лицах и включает в себя:

Имя (наименование) лица, его местонахождение, контактную информацию;

Имя (наименование) его аффилированных лиц на момент направления предложения;

Количество акций, принадлежащих лицу и его аффилированным лицам;

Если лицо является юридическим лицом, то дополнительно раскрывается информация обо всех лицах:

Которые самостоятельно или со своими аффилированными лицами владеют более чем 20% голосов в высшем органе управления этого лица;

Которые имеют 10 и более процентов голосов в высшем органе управления этого юридического лица и зарегистрированы в оффшорных зонах. При этом предоставляется информация о лицах, в интересах которых осуществляется владение акциями на территории оффшора.

Вторая группа информации оферты описывает приобретаемые ценные бумаги по следующей схеме:

Вид,

Количество приобретаемых акций.

Третья — существенные условия договора:

Цена приобретения и ее обоснование;

Срок принятия предложения;

Срок оплаты;

Порядок и форма оплаты;

Порядок передачи акций и т.д.;

Сведения о гаранте и банковской гарантии.

Закон установил особую форму заключения договоров купли-продажи. Акционер — владелец акций, согласный продать акции на условиях оферты, должен в указанные в ней сроки и по указанному адресу направить лицу заявление о продаже акций, которое будет являться акцептом. Офертой может быть предусмотрен почтовый адрес, по которому заявления о продаже могут представляться лично.

В заявлении должна содержаться информация о виде, категории, количестве продаваемых ценных бумаг, а также выбранной продавцом форме их оплаты.

Все заявления, поданные до даты окончания приема предложений, будут считаться поданными в последний день, и, соответственно, договоры купли-продажи, возникающие вследствие акцепта оферты, будут датированы одним днем.

Такая конструкция закона позволяет акционерам в течение всего срока действия предложения отозвать свое заявление и не заключать договор на предлагаемых условиях (но только в случае поступления конкурирующего предложения! ), а также дает возможность реализовать процедуры подачи конкурирующего предложения, в случае если оно поступит в общество. После окончания срока действия предложения акционер уже не сможет в одностороннем порядке разорвать свои договорные отношения. Однако в случае если акционер не представит передаточного распоряжения, лицо будет вправе в одностороннем порядке отказаться от заключенного договора.

Срок принятия предложений (срок, в течение которого заявления акционеров о продаже акций должны быть получены лицом) не может быть менее 70 дней и более 80 дней с момента получения обществом обязательного предложения.

Законодательством принята модель, когда оплата осуществляется после зачисление акций на счет покупателя. При этом в случае обязательного предложения срок оплаты не может превышать 15 дней с момента зачисления акций на лицевой счет лица.

Прописываемый в обязательном предложении порядок передачи акций должен четко разъяснить акционеру его действия в отношениях с реестродержателем, в том числе следующую информацию:

Срок, в течение которого продаваемые акции должны быть зачислены на лицевой счет лица (который не может быть менее 15 дней со дня окончания срока приема обязательного предложения) ;

Наименование реестродержателя, его адрес и телефон;

Порядок передачи реестродержателю передаточного распоряжения;

Порядок действий акционера по изменению реквизитов лицевого счета (при необходимости);

Параметры покупателя для заполнения передаточного распоряжения;

Сторону-плательщика за перерегистрацию ;

Упоминание о том, что передаточные распоряжения должны поступить к реестродержателю не ранее срока окончания приема обязательного предложения.

Приказом ФСФР № 06-74/пз-н от 11.07.2006 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществлении депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества» регламентируется, что в передаточном распоряжении в качестве основания для передачи ценных бумаг указывается обязательное предложение и срок окончания его принятия. По передаточным распоряжениям, представленным до окончания срока приема обязательного предложения, реестродержатель выдаст отказ в совершении операции, указав, что передаточное распоряжение выдано ранее срока заключения договора купли-продажи (ранее срока акцепта оферты).

Поскольку процедура принятия предложений достаточно сложна, представляется не лишним, если акционерам дополнительно будет направлен по возможности максимально заполненный бланк передаточного распоряжения и анкета зарегистрированного лица.

Закон не наделяет регистратора особой ролью в реализации процедуры обязательного предложения. Регистратор связан договорными отношениями лишь с эмитентом, который может быть не лоялен в отношении действий лица, не обязан вступать с лицом в какие-либо договорные отношения и возражает против каких-либо договорных отношений регистратора с лицом. В этом случае регистратор не знает содержания обязательного предложения и его «реперных точек». Регистратору через общество передается только распоряжение эмитента о подготовке списка владельцев ценных бумаг, которое содержит:

Полное наименование эмитента;

Вид, категорию (тип), индивидуальный государственный регистрационный номер и дату государственной регистрации ценных бумаг, в отношении приобретения которых сделано обязательное предложение;

Дату получения эмитентом обязательного предложения.

Обязательное предложение может содержать информацию о планах лица, направившего такое предложение, в отношении поглощаемого общества, в том числе планы в отношении его работников, что может дать дополнительную информацию акционерам при принятии решения — продавать или нет принадлежащие им акции.

Какие правовые последствия законодательно будут связаны с несоблюдением ранее провозглашенных планов? По всей видимости, выиграть иск будет сложно. Ну, в самом деле, могут ведь измениться самые серьезные планы у самого добросовестного лица?

Направление обязательного предложения осуществляется через общество, для чего лицо направляет его в совет директоров общества. Обязательное предложение считается сделанным всем акционерам общества с момента его поступления в акционерное общество. Естественно, лицо должно позаботиться о доказательствах направления оферты (заказное письмо с уведомлением, вручение под роспись). К предложению прикладывается копия отчета независимого оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг и подлинник банковской гарантии. Одновременно предложение в бумажных копиях и на магнитном носителе направляется в региональное отделение ФСФР , которое в течении 15 дней со дня получения вправе направить предписание об устранении нарушений. При получении предписания лицо обязано отозвать ранее направленное обязательное предложение и вновь направить в общество доработанную оферту. Расходы общества, связанные с реализацией механизма обязательного предложения, возлагаются на лицо.

В случае если приобретаются акции, обращающиеся на торгах, на предложении, поступающем в общество, должна содержаться отметка о дате предоставления обязательного предложения в РО ФСФР.

Закон устанавливает особую процедуру принятия решений органами управления общества с момента получения добровольного или обязательного предложения и до истечения 20 дней после окончания срока его принятия.

Так, согласно ст. 84.6 гл. XI.1 ФЗ «Об акционерных обществах» решения по следующим вопросам должны приниматься только общим собранием акционеров:

1) увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций;

2) размещение ценных бумаг, конвертируемых в акции (в том числе опционов);

3) одобрение сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов общества (за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности);

4) одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

5) приобретение обществом размещенных акций;

6) увеличение вознаграждения лицам, занимающим должности в органах управления.

Положения указанной статьи не содержат требований в отношении количества голосов, достаточных для принятия данных решений, поэтому согласно п. 2 ст. 49 ФЗ «Об акционерных обществах» решения по этим вопросам должны приниматься большинством голосов акционеров, принимающих участие в собрании.

Сделка, совершенная открытым обществом с нарушением требований закона, может быть признана недействительной по иску открытого общества, акционера либо лица, направившего добровольное или обязательное предложение.

В случае если лицо, которое по итогам принятия добровольного или обязательного предложения приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, потребует созыва внеочередного общего собрания акционеров открытого общества, в повестке дня которого содержится вопрос об избрании членов совета директоров открытого общества, ограничения полномочий органов управления действуют до подведения итогов голосования по вопросу об избрании членов совета директоров открытого общества на общем собрании акционеров открытого общества, рассматривавшем такой вопрос.

Получив обязательное предложение, совет директоров должен выработать рекомендации по существу оферты в части цены предложения и возможности ее изменения, а также возможных планов лица. Вырабатывая такие рекомендации, совет директоров должен помнить о своей ответственности, которую на него возложил Федеральный закон № 7-ФЗ: «Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и управляющая организация или управляющий, несут ответственность перед обществом или акционерами за убытки, причиненные их виновными действиями (бездействием), нарушающими порядок приобретения акций открытого общества, предусмотренный главой XI.1 настоящего Федерального закона».

При этом в совете директоров (наблюдательном совете) общества, коллегиальном исполнительном органе общества (правлении, дирекции) не несут ответственность члены, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение обществу или акционеру убытков, или не принимавшие участия в голосовании.

В течение 15 дней со дня получения обязательного предложения обществом оно должно быть направлено всем акционерам общества тем способом, который прописан в уставе для направления сообщения о созыве собрания. Расходы общества покрывает лицо. И в дальнейшем оно отчитывается о сумме покрытых расходов и сроках покрытия в отчете об итогах принятия обязательного предложения.

К направляемому акционерам обязательному предложению должна быть приложена рекомендация совета директоров и копия результативной части отчета независимого оценщика. Одновременно рекомендация совета директоров направляется лицу. Общество обязано обеспечить доступ акционерам к отчету независимого оценщика в порядке, предусмотренном ст. 91 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Список акционеров для направления обязательного предложения формируется на дату поступления оферты в общество, и регистратор общества должен подготовить такой список в течение 3-х дней. В случае если в списке присутствует номинальный держатель, предложение направляется такому номинальному держателю.

Проблемой является ситуация, когда уставом общества не предусмотрен совет директоров. В этом случае его функции осуществляет общее собрание, которое никак не может быть созвано в течение 15 дней. Кроме того, абсурдной является ситуация, когда акционеры вырабатывают рекомендацию по существу предложения для самих себя.

Не позднее чем за 25 дней до даты окончания приема обязательного предложения в общество любым заинтересованным лицом может быть направлено конкурирующее предложение, цена и количество приобретаемых ценных бумаг в котором не может быть меньше аналогичных условий обязательного предложения. Конкурирующее предложение общество после аналогичного рассмотрения направляет как всем акционерам, так и лицу, внесшему обязательное предложение. В этом случае лицо, внесшее обязательное предложение, вправе продлить действие принятия своего обязательного предложения до момента окончания срока принятия конкурирующего предложения.

Лицо вправе внести в свое обязательное предложение изменения только в части увеличения цены и уменьшения сроков оплаты, при этом в случае внесения изменений в предложение менее чем за 14 дней до окончания срока принятия предложения срок продлевается на 14 дней.

Владелец ценных бумаг должен передать акции свободными от любых прав третьих лиц в сроки, указанные в обязательном предложении. В случае если бумаги не будут зачислены в установленные сроки, лицо вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по договору.

В случае неоплаты акций лицом продавец вправе либо обратиться к гаранту, либо в одностороннем порядке расторгнуть договор и потребовать возврата акций.

Этапы реализации обязательного предложения сопровождаются раскрытием информации в форме существенных фактов. Причем информацию раскрывает как общество (сведения о поступившем эмитенту — открытому акционерному обществу обязательном предложении, конкурирующем предложении), так и само лицо, в случае если ценные бумаги обращаются на организованных торговых площадках.

Заканчивается процедура реализации мероприятий по обязательному предложению подготовкой отчета об итогах принятия предложения и направлением его в течение 30 дней с даты окончания принятия предложения в общество и ФСФР.

Рассмотренные конструкции сложны и затратны. И, соответственно, действия по обязательному предложению надо анализировать и готовить до приобретения крупного пакета, а не после. Возможно, эти проблемы приведут к изменению схемного решения по приобретению крупных пакетов.

Данная новация существенно отличается от конструкции статьи 80, поскольку согласно последней устранить нарушения и восстановить свои права по голосующим акциям было невозможно.

Отметим, что в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» отсутствует определение аффилированного физического лица, за исключением аффилированного лица индивидуального предпринимателя. Отсюда вывод: с точки зрения действующего законодательства даже ближайшие родственники — муж и жена, отец и сын — не являются аффилированными лицами.

Наверное, было бы более логичным установить срок, в течение которого продавцы должны представить реестродержателю передаточное распоряжение, поскольку реестродержатель обязан осуществлять проводку в течение 3-х дней со дня представления передаточного распоряжения.

Если обязательное предложение делается в отношении акций, обращающихся на организованных фондовых рынках, оно должно быть представлено в ФСФР не позднее чем за 15 дней до направления такого предложения в общество.

Идущая сейчас «большая приватизация» может привести к ситуациям, в которых закон обязывает покупателя выставить оферту на выкуп акций у миноритариев по ценам выше рыночных. Подобные предложения могут возникать и в других случаях. Что надо знать об этом?


Что такое обязательное предложение


Обязательное предложение - публичная оферта, которую мажоритарный акционер обязан направить прочим владельцам акций и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг. Это предложение выкупить акции по определенной цене.

Когда мажоритарий обязан выкупать акции


Согласно закону «Об АО», обязанность выставить оферту возникает у акционера, который приобрел такой пакет, что его доля вместе с аффилированными лицами превысила 30%, 50% или 75% общего количества голосующих обыкновенных и привилегированных акций публичного общества. На это отводится 35 дней со времени внесения приходной записи по лицевому счету или же с момента, когда акционер узнал либо должен был узнать об этих событиях.

Подобного рода оферт за десять лет, прошедших с момента появления этой нормы в законе, акционерами российских компаний сделано множество. Тем не менее мажоритарные акционеры не так уж редко успешно уклонялись от этой обязанности. Способов сделать это придумано немало - от создания сложных схем владения акциями до простого игнорирования требований закона.

Это может грозить мажоритарию санкциями. Так, например, лицо, не выставившее обязательную оферту, по закону имеет право голосовать лишь акциями, не превысившими в зависимости от ситуации долю 30%, 50% или 75%. Однако если и до увеличения пакет был контрольным, то это мало что меняет.

Какова должна быть цена акций при выкупе


Цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в Банк России. Если бумаги обращаются на двух и более биржах, средневзвешенная цена определяется по результатам всех организаторов торговли, где эти акции обращаются более полугода.

В случае если акции обращаются на организованных торгах менее шести месяцев или не торгуются вовсе, их цена не может быть ниже рыночной стоимости, определенной оценщиком.

Цена также должна быть не ниже наибольшей, по которой офферент и его аффилированные лица приобретали акции в течение полугода до обязательного предложения. При поглощении компаний сделки нередко проходят по ценам выше биржевых, и благодаря этому за последние десять лет было немало оферт, выгодных для тех, кто ранее покупал акции по рыночной цене.

Однако было и множество случаев, когда мажоритарий обходил это требование, и оферта выставлялась по цене заметно более низкой, чем уплаченная им самим. Способов для этого также придумано немало. Достаточно, например, просто сильно «затянуть» с выставлением обязательного предложения.

Когда оферты можно не ждать


Обязательное предложение можно не выставлять и вовсе не обходя закон. Последний перечисляет целый ряд таких случаев. Так, это не нужно делать при учреждении и реорганизации публичного общества или преобразовании в таковое НПФ. При приобретении акций на основании ранее направленного обязательного или добровольного предложения (если оно соответствует ряду требований) в этом также нет нужды.

Есть и еще немало исключений. При передаче акций аффилированным лицам или получении долей от них, разделе имущества супругов и при наследовании. При погашении части акций и при приобретении их в результате осуществления преимущественного права на приобретение размещаемых акций. При приобретении акций лицом, оказывающим услуги по организации их размещения, при формировании имущества госкорпорации, а также в ряде других случаев. Они перечислены в п. 8 ст. 84.2 закона «Об акционерных обществах».

1. Лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).

Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в публичное общество.

До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения.

2. В обязательном предложении должны быть указаны:

имя или наименование лица, направившего обязательное предложение, и иные предусмотренные пунктом 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона сведения, а также информация о его месте жительства или месте нахождения;

имя или наименование акционеров публичного общества, являющихся аффилированными лицами лица, направившего обязательное предложение;

количество акций публичного общества, принадлежащих лицу, направившему обязательное предложение, и его аффилированным лицам;

предлагаемая цена приобретаемых ценных бумаг или порядок ее определения (с учетом требований абзаца шестого пункта 2 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), а также ее обоснование, в том числе сведения о соответствии предлагаемой цены приобретаемых ценных бумаг требованиям пункта 4 настоящей статьи;

срок принятия обязательного предложения (срок, в течение которого заявление о продаже ценных бумаг должно быть получено лицом, направившим обязательное предложение), который не может быть менее чем 70 и более чем 80 дней с момента получения обязательного предложения публичным обществом;

абзацы восьмой - девятый утратили силу с 1 июля 2016 года. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ;

срок оплаты ценных бумаг, который не может быть более чем 17 дней с момента истечения срока принятия обязательного предложения;

порядок и форма оплаты ценных бумаг;

сведения о лице, направившем обязательное предложение, подлежащие указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг;

сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и об условиях банковской гарантии.

В случае определения рыночной стоимости ценных бумаг оценщиком к обязательному предложению, направляемому в публичное общество, должна прилагаться копия отчета оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг.

В обязательном предложении должна содержаться сделанная Банком России отметка о дате представления ему предварительного уведомления, предусмотренного статьей 84.9 настоящего Федерального закона.

В обязательном предложении могут быть указаны планы лица, направившего обязательное предложение, в отношении публичного общества, в том числе планы в отношении его работников.

Не допускается устанавливать в обязательном предложении условия, не предусмотренные настоящим пунктом.

3. К обязательному предложению должна быть приложена банковская гарантия, соответствующая требованиям пункта 5 статьи 84.1 настоящего Федерального закона.

4. Цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в Банк России в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 84.9 настоящего Федерального закона. Если ценные бумаги обращаются на организованных торгах двух и более организаторов торговли, их средневзвешенная цена определяется по результатам организованных торгов всех организаторов торговли, где указанные ценные бумаги обращаются шесть и более месяцев.

В случае, если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).

Если в течение шести месяцев, предшествующих дате направления в публичное общество обязательного предложения, лицо, направившее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести соответствующие ценные бумаги, цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже наибольшей цены, по которой указанные лица приобрели или приняли на себя обязанность приобрести эти ценные бумаги.

5. Обязательным предложением должна предусматриваться оплата приобретаемых ценных бумаг деньгами.

Обязательным предложением может предоставляться возможность выбора формы оплаты приобретаемых ценных бумаг деньгами или другими ценными бумагами владельцам приобретаемых ценных бумаг.

Денежная оценка ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых ценных бумаг, должна быть не выше их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в публичное общество, а если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, - не выше их рыночной стоимости, определенной оценщиком. Документы, подтверждающие денежную оценку указанных ценных бумаг, прилагаются к обязательному предложению.

6. С момента приобретения более 30 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и до даты направления в публичное общество обязательного предложения, соответствующего требованиям настоящей статьи, лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются.

7. Правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций публичного общества (указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций публичного общества. В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю.

8. Требования настоящей статьи не применяются при:

приобретении акций при учреждении или реорганизации публичного общества, преобразовании негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, в публичное общество;

приобретении акций на основании ранее направленного добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг публичного общества, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в случае, если такое добровольное предложение соответствует требованиям пунктов 2 - 5 настоящей статьи;

приобретении акций на основании ранее направленного обязательного предложения;

передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами, а также в результате раздела общего имущества супругов и в порядке наследования;

погашении части акций публичным обществом;

приобретении акций в результате осуществления акционером преимущественного права на приобретение размещаемых дополнительных акций;

приобретении акций в результате их размещения лицом, указанным в проспекте ценных бумаг в качестве лица, оказывающего услуги по организации размещения и (или) размещению акций, при условии, что срок владения такими ценными бумагами этим лицом составляет не более чем шесть месяцев;

направлении в публичное общество уведомления владельцам ценных бумаг о наличии у них права требовать выкупа ценных бумаг в соответствии со статьей 84.7 настоящего Федерального закона;

направлении в публичное общество требования о выкупе ценных бумаг в соответствии со статьей 84.8 настоящего Федерального закона;

приобретении акций в целях формирования имущества государственной корпорации, созданной на основании федерального закона, за счет имущественного взноса Российской Федерации;

приобретении акций в результате их внесения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал публичного акционерного общества, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;

приобретении акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций публичного акционерного общества, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации;

передаче в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", акций из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.

В июле 2006 года в Законе об акционерных обществах появилась глава XI.1, регулирующая порядок приобретения более 30 % акций открытого Общества.

В правовых системах зарубежных стран много внимания уделяется обеспечению интересов миноритарных акционеров при приобретении контрольного пакета акций компании одним лицом или группой аффилированных лиц.

Однако появление данных новелл в российском законодательстве породило ряд вопросов, разрешение которых требуется для применения новых норм на практике.

Настоящая статья посвящена попытке осмыслить логику, примененную законодателем при установлении нового порядка приобретения более 30% акций открытого акционерного общества.

Статья 84.2 Закона об акционерных обществах обязывает лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (ст. 84.2 Закона).

В силу п. 6 ст. 84.2 с момента приобретения более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и до даты направления в открытое общество обязательного предложения, соответствующего требованиям настоящей статьи, лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются.

В соответствии с п. 7 ст. 84.2 Закона правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций открытого общества, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества. В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю.

При обращении к данной норме невольно возникает два взаимосвязанных вопроса:

  1. Влияет ли на изменение количества голосующих акций дальнейшее увеличение количества акций лицами, которые не исполнили обязанность по направлению обязательного предложения после приобретения 30 % акций?
  2. Что же это за «вновь приобретенные акции, превышающие соответствующую долю»?

Обратимся к судебной практике.

Высший арбитражный суд Российской Федерации в Постановлении № 7709/12 от 30 октября 2012 года указал на то, что «с момента приобретения акционерами пакета акций общества в размере свыше 30 % их общего количества они и их аффилированные лица до направления обязательного предложения могли голосовать на общем собрании акционеров лишь 30 % акций. При этом, поскольку акционеры изначально не направили обязательного предложения о выкупе акций, положения п. 8 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах (передача акций между аффилированными лицами) применены быть не могут. Иной подход может быть использован как средство ухода от обязанности направлять публичную оферту о приобретении акций, что существенно снижает защищенность экономических интересов остальных их владельцев».

То есть, по мнению Высшего арбитражного суда, если акционер не направил обязательное предложение, приобретя более 30 % акций, то ограничения по голосованию сохраняются и при дальнейшем увеличении количества акций.

Указанный вывод подтверждается также и сложившейся практикой нижестоящих судов, например:

Дело № А33-8082/2012 (Третий арбитражный апелляционный суд - Постановление от 15 мая 2013 года):

Обстоятельства: Истец - акционер ОАО «КЗХ «Бирюса» обратился с иском о признании недействительными решений, принятых на внеочередном общем собрании акционеров. Как указывает Истец, на общем собрании акционеров отсутствовал кворум для проведения собрания, поскольку акционеры Городов П.А. и Климатова Е.И., являющиеся аффилированными лицами, в соответствии с п. 6 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах не имели права голосовать акциями, превышающими 30 % общего количества голосующихся акций общества. Климатова владела 23,65 % акций, Городов - 27,74 %, что в совокупности составило 51,39% акций Общества.

Мнение суда: В совокупности Климатова Е.И. и Городов П.А. владеют 51,39 % (103 521 262 акции) от общего количества размещенных акций ОАО «КЗХ «Бирюса», с момента приобретения более 30 процентов общего количества акций ответчика не направили обязательного предложения акционерам-владельцам остальных акций публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг, следовательно, в соответствии с п. 6 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах на собрании Городов П.А. и Климатова Е.И. вправе принимать участие в голосовании с 60 419 917,20 акциями (30 % от 201 399 724), а 43 101 344,80 (103 521 262 - 60 419 917,20) акций не должны учитываться при подведении итогов голосования и определения кворума.

Дело № А07-11919/2013

Вывод: Суд установил ограничение в 30 %, а не 50%.

Обстоятельства: Истцы со ссылкой на часть 6 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах указывают, что при голосовании на внеочередном общем собрании акционеров отсутствовал кворум, так как акционеры ООО «Возрождение» и ООО «УГС-Девелопмент» признаются аффилированными, на момент проведения общего собрания они имели 69,5 % общего количества акций ОАО «Трест Уфагражданстрой», и, как утверждают истцы, имели право голосовать только 30 % от общего количества акций ОАО «Трест Уфагражданстрой».

Мнение суда первой инстанции (Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.09.2013 по делу № А07-11919/2013): «В настоящем деле подлежит применению п. 7 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций открытого общества, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества… Следовательно, акционеры ООО «Возрождение» и ООО «УГС-Девелопмент» имели право голосовать пакетом акций в 50 % из 69,5 %».

Мнение суда апелляционной инстанции (Постановление Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда от 06.11.2013 по делу А07-11919/2013): «Ответчик, третьи лица против утверждения истцов об аффилированности общества «УГС-Девелопмент» и общества «Возрождение» не оспорили, не представили доказательства направления обществом «УГС-Девелопмент», владеющим 57 530 обыкновенными именными бездокументарными акциями общества «Трест Уфагражданстрой» (40,65 % от голосующих акций эмитента) в общество «Трест Уфагражданстрой» обязательного предложения.

Учитывая названные обстоятельства, общество «УГС-Девелопмент» и общество «Возрождение» имели право голоса на собрании акционеров только по акциям, составляющим 30 % таких акций. Голосовать акциями в количестве 39, 55 % у названных лиц права не имелось.

Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что общество «УГС-Девелопмент» и общество «Возрождение» имели право голоса на собрании акционеров по акциям, составляющим 50 % таких акций, является неверным, основанным на неправильном применении норм п. 7 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах, не подлежащем применению».

Также при ответе на вышеуказанные вопросы особый интерес представляет дело № А40-169239/13.

Обстоятельства: ЗАО «МАКС» обратилось в суд с иском ОАО «МОСИТАЛМЕД» о признании недействительными решений, принятых на внеочередном общем собрании акционеров ОАО «МОСИТАЛМЕД». Обоснованием иска явилось то, что оспариваемое внеочередное общее собрание акционеров было проведено с нарушением порядка подсчета итогов голосования, поскольку при подсчете голосов, должны были учитываться лишь 30 % голосующих акций ООО «СТАРТ», являющегося акционером ОАО «МОСИТАЛМЕД» с пакетом акций в размере 51 %, так как мажоритарным акционером в 2009 году не была исполнена обязанность по направлению обязательного предложения в связи с приобретением им, совместно с группой аффилированными лицами 33 % пакета акций.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2014 года в удовлетворении исковых требований было отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2014 года Решение суда первой инстанции было отменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Арбитражный суд Московского округа Постановлением от 18 августа 2014 года оставил постановление Девятого арбитражного апелляционного суда в силе.

Судом первой инстанции не было уделено какого-либо внимания доводам Истца относительно правильности трактовки положений п. 7 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах.

Между тем, как указал Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении, п. 1, 6, 7 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах направлены на защиту имущественных прав акционеров в условиях наращивания в акционерном обществе корпоративного контроля кем-либо из владельцев ценных бумаг совместно с его аффилированными лицами.

Судом было указано на то, что, поскольку ООО «СТАРТ» изначально не направило обязательного предложения о выкупе акций, положения пунктов 7 и 8 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах в данном случае применены быть не могут. Иной подход может быть использован как средство ухода от обязанности направлять публичную оферту о приобретении акций, что существенно снижает защищенность экономических интересов остальных их владельцев.

Таким образом, в судебной практике сложилась позиция, согласно которой, даже при единовременном приобретении аффилированными лицами пакета акций, превышающего 50 %, обязательное предложение должно быть изначально направлено о приобретении 30 % акций, и до направления указанного уведомления, акционеры совместно с аффилированными лицами могут голосовать только 30 % акций.

Если следовать рассуждениям оппонентов по таким делам, то в случае, если акционер приобретает пакет акций, превышающий 30 %, а впоследствии увеличивает свой пакет акций до показателя выше следующего порогового значения, например, до 52 % акций, то его обязанность по направлению обязательного предложения, возникшая первоначально в связи с превышением порогового значения в 30 %, прекращается. И в этом случае, якобы, ограничения по учету голосующих акций буду распространяться лишь на «вновь приобретенные акции» свыше 50 %.

Однако подобное толкование искажает цель действия данной нормы Закона «Об акционерных обществах». Возможно, что юридическая техника в данной статье несовершенна. Поэтому, рассуждая о назначении данной нормы, необходимо иметь ввиду следующее.

Существует два основных сценария:

  1. На момент появления в российском законодательстве указанной нормы акционер является владельцем пакета акций ниже 30 %;
  2. На момент появления указанной нормы акционер владеет пакетом акций свыше 30 или 50 %.

В таком случае, после вступления в силу норм главы XI.1:

Акционеры первого типа обязаны при превышении порога в 30 % акций направить обязательное предложение в соответствии с правилом п. 1 ст. 84.2 Закона «Об акционерных обществах», и ограничения, предусмотренные п. 6 ст. 84.2, будут распространяться на 30 % голосующих акций до момента направления обязательного предложения, несмотря на возможное дальнейшее увеличение пакета акций;

Акционеры второго типа не несут обязанности по направлению обязательного предложения в связи с приобретением пакета свыше 30, 50, 75 % акций, поскольку указанные действия были совершены еще до появления указанной нормы в российском законодательстве.

На мой взгляд, именно к акционерам второго типа и обращено пояснение, данное законодателем в п. 7 ст. 84.2 Закона «Об акционерных обществах»:

«В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю».

На сегодняшний день учеными не уделено какого-либо внимания данной проблеме применения ст. 84.2 Закона.

Между тем, некоторые исследователи высказывают аналогичное мнение, что формулировки ст. 84.2 не позволяют однозначно исключить для такого владельца наступление негативных последствий как в виде лишения права голоса по акциям, превышающим 30-процентный пакет, при проведении общих собраний акционеров, так и в виде привлечения к административной ответственности по ст. 15.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях .

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что увеличение количества акций у лиц, которые не исполнили обязанность по направлению обязательного предложения после приобретения 30 % акций, не влияет на изменение количества голосующих акций, что в ином бы случае вело к искажению смысла, закладываемого законодателем в ст. 84.2 Закона об акционерных обществах.

«19» июля 2012 г. в Общество поступило обязательное предложение от Общества с ограниченной ответственностью «Крылья Урала» (ООО «Крылья Урала»), владеющего совместно со своими аффилированными лицами 75,009% голосующих акций ОАО АК «Уральские авиалинии», адресованное акционерам - владельцам остальных акций Общества, о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - Обязательное предложение). Обязательное предложение является публичной офертой всем акционерам - владельцам обыкновенных именных акций ОАО АК «Уральские авиалинии» о приобретении принадлежащих им акций и направлено ООО «Крылья Урала» в соответствии со ст. 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 г.

Цена приобретения одной обыкновенной акции Общества составляет 500 рублей .

Дата, на которую составлен список владельцев приобретаемых ценных бумаг: «19» июля 2012 г.

Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам акций ОАО АК «Уральские авиалинии» с момента его поступления в Общество. Срок принятия Обязательного предложения - в течение 70 дней с момента получения Обязательного предложения Обществом. Указанный срок истекает «26» сентября 2012 г. Все поступившие до истечения срока принятия Обязательного предложения заявления о продаже ценных бумаг считаются полученными лицом, направившим Обязательное предложение, в день истечения указанного срока.