«Серьёзный звоночек». Польское экономическое чудо подходит к концу? Польша: большие амбиции и жизнь взаймы

Любому мигранту, собирающемуся в данную страну, важно знать, какова социально-экономическая ситуация здесь.

Это поможет разобраться в местной системе налогообложения, включая важный для предпринимателей возврат НДС, а также заранее оценить реальный уровень жизни тут по объективным экономическим факторам. В данной статье мы разберемся с основными параметрами, которые имеет экономика Польши, и которые важны, в том числе, для мигранта.

Экономика Польши: Темпы роста ВВП

С 1991 года экономика Польши получила мощный рывок, и всего за несколько лет по своим показателям сравнялась с системами таких мощных стран как Германия или же Франция.

Этому поспособствовало сразу несколько факторов, в частности, продуманная политика развития различных экономических отраслей, посильные и для бизнеса, и для частных лиц налоги, а также поэтапное выполнение стратегических планов в каждой отрасли. Все это в совокупности дало удивительные результаты.

ВВП Польши сохраняет положительную динамику уже на протяжении 23 лет, что делает страну абсолютным рекордсменом среди европейских стран. В среднем рост ВВП в этой стране ежегодно составляет примерно 4%. Характер его, разумеется, неравномерен, так как за указанный период были и времена относительного экономического затишья, и достаточно бурного развития.

Наиболее значительными периодами роста ВВВ именно в Польше стали 1995-1998 годы, когда рост составлял до 7% и выше. После 1998 темп развития ВВП несколько замедлился в связи с российским кризисом, и уже в 2003-2008 опять ВВП Польши вышел на уровень 5% и выше ежегодно.

Даже в более тяжелые для всей экономической системы ЕС 2009-2014, ВВП Польши был положительным и в среднем не спускался на отметку ниже 2%, когда же в иных странах спад был достаточно серьезным, за счет чего экономика многих субъектов пострадала.

Ныне ВВП Польши имеет средний рост в 3,4%, что было отмечено даже в не самые успешный для Европы 2015 и начало 2016 года. В целом же по ВВП прогнозы именно для этой страны остаются на очень высоком уровне. Считается, что до 2015 года именно это государство станет лидером по росту ВВП среди всех остальных стран.

Прогнозируют, что уже в ближайшие годы уровень роста ВВП остановится примерно на отметке 2%, хотя у той же Германии таковой составит всего 1,6% ВВП. Естественно, такие прогнозы делают данную страну одним из наиболее инвестиционно привлекательных объектов, а также лучших мест для миграции уже в годы ближайшие.


Экономика выбранной страны имеет целый ряд интересных особенностей, которые как раз и провоцируют в ней повышенный рост ВВП. К таковым необходимо отнести:

  • Сниженную долю в общей массе сектора услуг.
  • Большой процент сектора реального, что обеспечивает стабильный рост и уровень ВВП именно для данного региона.
  • Упор на промышленность и ремонт механизмов. Данные отрасли составляют в среднем 24,7%, 18,8% соответственно.
  • Низкий уровень долга частных хозяйств перед государством.

Банковская система страны достаточно консервативна, имеет достаточно малый процент в общем ВВП. Сердцевиной же экономической системы по праву можно посчитать средний, а также малый бизнес, который даже в кризисные периоды в достаточно консервативном польском обществе остаётся на плаву.

Все это как раз и привело к тому, что при стагнации общей европейской банковской системы именно Польше удалось ВВП удержать и даже иметь стабильный рост. В настоящее время здесь экономика по отраслям полностью практически сформирована. Сейчас же и государство, и различные частные предприниматели заинтересованы в стабильном развитии системы. Они повышают конкурентный уровень товаров и услуг, и прогнозировано уже в ближайшие годы выйдут на лучшие места торговли мировой.


В отличие от иных государств Евросоюза, экспорт и импорт в экономике страны не имеет значительного веса, потому и ситуация на международном рынке на нее влияет достаточно слабо, по крайней мере, по сравнению с другими экономическими системами ЕС.

Сейчас же внешнеторговый баланс именно этой страны сальдо имеет отрицательное, хотя динамика его положительна, и с 2013 года тут также отмечается вполне серьезный рост, за счет того, что экспорт и импорт возросли.

Если говорить о тех основных партнерах, под которые заточена экономика страны в текущее время, то к таковым отнести стоит страны ЕС (здесь заключены долгосрочные договора во многих отраслях), а также США, Норвегию и Россию.

Кроме того, в последние годы немалую долю во внешнеэкономических отношениях именно данного государства азиатские страны. Налажены сегодня торговые отношения с Китаем, а также Кореей.


В настоящее время импорт Польши делает данное государство 22-й страной в мире по данному экономическому показателю. В последние годы данный показатель имел достаточно серьезный рост, который составил 8,2%. Наиболее значительную часть импорт имеет в поставках нефти, а также автомобильных запчастей. Оба направления имеют импорт на уровне до 5%.

Также импорт Польши включает в свою структуру продукцию пищевой промышленности, машиностроения, товары легкой промышленности. Кроме того, в последние годы очень весомым стал импорт не только сырья, но и технологий, а также рабочей силы именно в данное государство. Это позволяет привлекать сюда важнейшие ресурсы для различных отраслей, что также обеспечивает государству весьма стабильный рост.

Кроме того, через эту страну проводится импорт из стран Восточной Европы в ЕС. В частности, именно через данную территорию проводится импорт газа и различных продуктов горной промышленности.

Также именно через эту территорию в Европу заходит практически вся сырьевая база. Для экономики данного государства такой импорт является значительным источником национального дохода. И, вполне вероятно, что уже в ближайшее время, используя именно такой импорт, экономика страны сможет увеличить темпы собственного роста.


Экспорт Польши составляет не более 40% общего валового продукта страны. Однако же, несмотря на это экспорт в самой Польше выстроен достаточно хорошо. В настоящее время по данному параметру государство занимает 27 место в мире, а также 25- е в части наиболее крупных государств-импортеров.

Наиболее значительные позиции в мире имеет экспорт Польши в частях продукции горной промышленности (в основном угля, но также имеется экспорт и меди, стали), химической промышленности, занимающей в таком секторе как экспорт вторую позицию, машиностроения, а также картона. Также страна обеспечивает на достаточно хорошем уровне экспорт сельхоз продукции. В основном это фрукты и овощи, а также практически вся продукция животноводства, в том числе, крупный рогатый скот.

Также Польша обеспечивает экспорт таких товаров как бытовая техника, одежда и обувь. Однако же данные виды продукции идут именно на экспорт в основном в страны Восточной Европы, так как по уровню качества несколько уступают той продукции, которая котируется в Евросоюзе.

Если же говорить о тех отраслях, в которых экономика получила отрицательное сальдо по параметру экспорт, то к ним нужно отнести торговлю керамическими изделиями. Иные отрасли внешней торговли развиты в этой стране слабо. Однако возможно, что с развитием отдельных отраслей польского хозяйства, данная ситуация сможет в сжатые сроки измениться, и здесь экспорт также получит достаточно высокий удельный вес в общей структуре торговли уровня международного.


Как и показатели валового продукта и торговли, социальные индикаторы данной страны также достаточно сильно выросли. В настоящее время можно отметить следующие параметры, важные для понимания ситуации в данной стране:

  • Валового продукта на душу населения проходится в среднем 11500 $.
  • Продолжительность жизни, средняя для данного региона составляет 64,3 года.
  • Высокий уровень грамотности населения. Более 90% людей, работающих в данной стране и выплачивающих налоги, имеют среднее образование.
  • Хороший уровень социальной активности людей активное участие их в жизни страны, социальных программах и выборах. Более 50% населения регулярно ходит на выборы и заинтересованы в наиболее активном развитии этой страны.
  • Низкий уровень относительной бедности среди населения.
  • Минимальный уровень преступлений с применением насилия — всего 3,3% по последним данным даже с учетом высокого процента мигрантов в данной стране в нынешнее время. Именно по этой причине государство считают одним из наиболее в Европе безопасных.
  • Малое количество заключенных, отбывающих в настоящее время срок в государстве.

Столь высокие показатели социальные, имеющиеся в данном государстве ныне, во многом — заслуга местных властей. Так здесь в настоящее время эффективны все нормы защиты прав человека, в том числе, для иностранцев. Государство контролирует импорт, экспорт, возврат НДС и все имеющиеся налоги.

Все это, естественно, создаёт благоприятные условия для развития экономики в различных секторах и увеличения благосостояния населения. Необходимо, однако, отметить, что номинально некоторые экономические показатели защищенности населения, к примеру, валовый продукт на душу, здесь ниже, чем в иных странах Европы.

Однако же учитывая сравнительно невысокий уровень цен (который во многом удерживает малый импорт), можно сказать, что обитатели этой страны живут безбедно. Также вполне прогнозирован дальнейший рост данных показателей с общим улучшением экономической ситуации.

Налогообложение в этой стране предусматривает выплату двух типов налогов: косвенные (среди которых НДС, налог с азартных игр и, разумеется, акциз), а также прямые (подоходный, на недвижимость или транспорт и другие). Существуют следующие особенности выплаты таких налогов:

  • Подоходный для всех трудоустроенных в Польше резидентов, нерезидентов. Ставка его зависит от уровня дохода. Если человек получает за год до 85528 злотых, заплатить нужно всего 18%. Если выше, нужно заплатить 32% и 14839,02 злотых. Для частных же предпринимателей налоги составят 19% всего.
  • CIT – подоходный для предприятий. Составляет, как и для частников, 19%. Альтернативой его может быть тоннажный налог на продукцию, который также выплачивается ежемесячно.
  • На дарение или же наследство. Сумма определяется в порядке частном с учетом и стоимости передаваемого объекта, также и степени родства.
  • Налоги на выигрыш.
  • НДС. Именно такой налог в Польше может иметь различные ставки, применимые для тех или иных видов продукции. Это 23% — стандартная ставка НДС, 8%, 5%, 3% — НДС для некоторых изданий и продуктов питания, 0% — экспортные товары: принтеры, сканеры и другие виды товаров. Освобождены от уплаты НДС заведения медицинские, социальные и некоторые финансовые службы.

Также в Польше действуют сельскохозяйственный, лесной, от гражданско-правовых действий (в основном сделки продажи) налоги. Их ставки, а также периодичность оплаты определяется с учетом конкретного вида деятельности предпринимателя.

Согласно польским правилам, налоги, в том числе, и подоходный, и НДС, выплачиваются по месту регистрации согласно установленным срокам подачи декларации. Часть платежей является ежемесячной (как НДС), часть выплачивается разово, а некоторые налоги нужно выплачивать раз в квартал. Сельскохозяйственные налоги выплачиваются в четырех частях: до 15.03, до 15.05, до 15.09, до 15.11. И так ежегодно.


Иностранцы в Польше также не освобождаются от налогообложения и обязаны вносить регулярные платежи, если официально работают или ведут бизнес в этой стране. Для того, однако, чтобы такие платежи совершать, мигрантам предварительно необходимо получать налоговый номер индивидуальный PESEL, по которому в дальнейшем вас и поставят на учет.

Принципы налогообложения для нерезидентов, к слову, совершенно не отличаются от правил оплаты налогов гражданами данной страны.

Всю необходимую информацию и о налоговых ставках, и о правилах подачи отчетности, и о возможности возврата НДС, можно в польских государственных учреждениях. Они предоставляют консультации независимо от того, являетесь вы резидентом Польши либо же нет, и помогут вам избежать ошибок при подаче декларации и, конечно, штрафов.

И конфликт Варшавы с Евросоюзом не повлияли на польскую экономику. Во всяком случае пока не повлияли. Данные Центрального банка Польши и Европейского статистического ведомства (Eurostat) показывают, что на сегодня польская экономика является одной из самых динамично развивающихся в Евросоюзе. Так, в начале июля ЦБ повысил прогноз по росту ВВП страны на текущий год с и без того немалых 4,0% до 4,7%. Инфляция должна снизиться до комфортабельных для Центробанка 2,3% годовых.

В свою очередь Eurostat добавляет, что по итогам 2016 года Польша удерживала первое место в ЕС по производству меди и серебра, добыче угля, а также была среди лидеров по выращиванию ряда сельхозпродуктов - яблок, черешни и клубники. Как объяснить столь кричащее противоречие в политическом и экономическом развитии страны? И действительно ли противоречие существует?

Общеевропейский тренд

Ответ на этот вопрос можно частично найти в свежем летнем обзоре, подготовленном аналитиками финансово-кредитного института Raiffeisenbank International (RBI), традиционно активного в странах Восточной и Центральной Европы. Банк наблюдает синхронный взлет экономик всех стран региона в 2017 году и прогнозирует его продолжение на год следующий - в Чехии, Польше, Словакии, Словении и Венгрии. В исследовании подчеркивается, что это явление - часть глобального европейского экономического цикла, а не результат успехов какой-то отдельно взятой страны.

Причем Польши это касается в первую очередь. Достаточно вспомнить, что еще год назад европейские экономические издания рисовали полякам печальное будущее. С первым появлением во власти представителей национально-консервативной партии "Закон и справедливость", которая в 2015-2016 годах победила на выборах, польская валюта - злотый - сразу начала падать по отношению к другим денежным единицам.

Рейтинговые агентства стали снижать суверенный рейтинг польских ценных бумаг, мотивируя это политическими неурядицами в стране, ожидавшимся ростом расходов госказны и предстоящим конфликтом Варшавы с Евросоюзом.

Без украинцев - катастрофа

Сегодня конфликт с ЕС налицо - но вот польская экономика смогла приспособиться к шокам и пока справляется с ними. Основная причина - низкая стоимость рабочей силы. Если сравнивать официальную статистику, то средняя зарплата в Польше в 2 раза ниже, чем в Германии. Однако немецкие предприниматели, работающие в Польше, говорят о том, что в реальности зарплаты их сотрудников в Польше в 4 раза ниже сравнимых специалистов в ФРГ. Так что пока немецкий бизнес доволен. "Польский рынок динамичен и подвижен", - объясняет Ивонe Хайдлер (Yvonne Heidler) из Объединения немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA).

Но в самой Польше дешевизна рабочей силы является проблемой. Низкая оплата привела к тому, что с момента вступления в ЕС в 2004 году из страны уехали более 2 млн поляков - прежде всего, в Великобританию и Германию, где условия труда лучше. Предприятия и коммунальные службы Польши начали испытывать острую нехватку рабочей силы. Существенно смягчить проблему помог кризис в соседней Украине. Конфликты в Крыму и в Донбассе привели к массовой эмиграции украинцев, из которых около 1 млн перебрались в Польшу.

"Без украинцев нашу экономику ждала катастрофа", - открыто признает Цезарь Казмирчак, председатель польского Союза предпринимателей и работодателей. Сегодня, по данным польского ведомства по делам иностранцев, почти 90% запросов о получении вида на жительство приходит от граждан Украины. Большинство из них потом устраивается на работу помощниками по хозяйству, на стройки или фермы. "Они самостоятельно учат язык и потом добросовестно работают", - положительно отзывается Казмирчак о трудовых мигрантах из Украины.

Пик достигнут?

Но и в этой сфере намечаются изменения. С отменой Брюсселем краткосрочных виз для граждан Украины реальным становится уменьшение числа украинских иммигрантов в Польше. Их начинают привлекать ставшие более доступными другие страны Европы. Повышение уровня зарплат в Польше тут тоже не решит проблемы - ведь это снизит привлекательность страны для иностранных инвесторов.

Фото Gettyimages

За первую половину 2017 года власти Польши выдали белорусам в три раза больше разрешений на трудоустройство в стране, чем за аналогичный период прошлого года. В общем же и целом их число пока невелико - всего 24 тыс. Лидерами по-прежнему остаются украинцы. Треть всех трудовых мигрантов в Польше составляют жители Незалежной, что уже подстегнуло рост экономики Польши.

Как сообщают СМИ со ссылкой на данные Министерства труда делам семьи, труда и соцполитики Польши, власти страны за первое полугодие текущего года выдали белорусам около 24 тыс разрешений на работу в Польше. Цифры вроде бы небольшие, но это в три раза больше аналогичных показателей прошлого года, подчеркивают власти.

При этом преобладают на польском рынке труда по-прежнему украинцы. По оценкам жители Незалежной составляют треть от всех экономических мигрантов, работающих в Польше. При этом за весь 2016 год Варшава выдала почти 1,3 млн украинцев временные разрешения на работу, еще 116 тыс получили долгосрочные разрешения на работу. «Оба показателя выросли в шесть раз с 2013 года», - сообщала газета Financial Times.

Однако еще до 2014 года многие украинцы ездили на работу в Россию. «Сейчас большинство приезжает в Польшу», - приводит FT слова председателя Межотраслевого профсоюза украинских работников в Польше Юрия Карягина. «До 2013 года включительно преобладали «многократные экономические мигранты» - люди, приезжавшие в Польшу на сезонные работы. Теперь растет количество людей, приезжающих на постоянную работу», - следует из исследования, проведенного Национальным банком Польши совместно с Варшавским университетом.

Меняется и портрет такого работника. «Начиная с 2014 года снижается возраст украинских гастарбайтеров в Польше. Однако повышается уровень их образования», - говорится в исследовании. Увеличивается доля тех, кто приезжает с востока и юга Украины. «Если в 2013 году их было около 6% от общего числа украинских работников, то сейчас - почти 20%», - сообщали украинские СМИ.

Причина такого притока работников из стран СНГ связана с нехваткой рабочих рук в Польше. Треть компаний в стране испытывает проблемы с поиском рабочих, особенно синих воротничков, следует из опроса агентства по трудоустройству и консалтингу Work Service. При этом почти 40% из тех, кто испытывает дефицит кадров, ответили, что наняли бы на свободные места украинцев.

Как известно, после вступления в 2004 году Польши в ЕС из страны уехало несколько миллионов поляков – прежде всего, в Великобританию и Германию, где условия труда лучше. В результате, предприятия и коммунальные службы Польши начали испытывать острую нехватку рабочей силы. А девальвация российской валюты и конфликт на востоке Украины привел к переориентации трудовых мигрантов из РФ в Польшу.

В среднем, сообщает агентство Regnum, в среднем заработная плата украинских гастрабайтеров в Польше составялет около 2100 злотых (почти 500 евро) после налогообложения. При этом самые высокие зарплаты в сфере строительства – почти 2800 злотых (или 650 евро), наименьшие – в секторе домохозяйства (1800 злотых или 420 евро).

При этом именно дешевая рабочая сила украинцев фактически спасла экономику Польши, замечают некоторые эксперты. «Без украинцев нашу экономику ждала катастрофа», - приводит Deutsche Welle слова председателя польского Союза предпринимателей и работодателей Цезаря Казмирчака.

И сегодня польская экономика является одной из самых динамично развивающихся в Евросоюзе, следует из данных Нацбанка Польши и Eurostat. «По итогам по 2016 года Польша удерживала первое место в ЕС по производству меди и серебра, добыче угля, а также была среди лидеров по выращиванию ряда сельхозпродуктов», - замечают в Eurostat. По итогам этого года Нацбанк Польши ожидает, что экономика страны вырастет на 4,7%. Ранее в ведомстве ожидали роста на 4%.

Ей оказался польский злотый, который, по мнению немецких специалистов, недооценён на 10%. Согласно их прогнозу, курс злотого начнёт укрепляться — этому будет способствовать низкий уровень безработицы, рост зарплат и высокие показатели деловой активности.

В марте самой недооценённой валютой по версии Deutsche Bank был российский рубль. На тот момент курс рубля к доллару составлял 73-74 рубля, затем российская валюта начала уверенно укрепляться. В настоящее время доллар стоит 66 рублей.

Deutsche Bank ожидает роста польской экономики на 3,5% в 2016-2017 гг. Такой же рост ожидает и международное рейтинговое агентство Moody’s, которое, впрочем, пересмотрело прогноз по рейтингу Польши со стабильного на негативный.

Замедлился ВВП, посыпались прогнозы

Польша — единственная страна Евросоюза, которой удалось избежать рецессии после кризиса 2008-2009 годов. С тех пор экономика страны неизменно демонстрировал положительную динамику. Однако в этом году ВВП Польши снизился впервые с 2012 года. В первом квартале показатель сократился на 0,1% по сравнению с предыдущим кварталом. В годовом выражении экономика выросла на 3%. Это ниже прогнозов экономистов.

«Скажем прямо, снижение всего на 0,1% не является доказательством слабости экономики Польши или «первой ласточкой» рецессии. По сути, это незначительное снижение, которое, скорее всего, будет нивелировано по итогам года. Собственно, в первом квартале рост был положительным и составил 2,5%», — отмечает зампредправления «Локо-банка» Андрей Люшин .

Следом за новостями о падении польского ВВП международное агентство Moody’s ухудшило прогноз по рейтингу страны. Своё решение аналитики объяснили наличием рисков, связанных с увеличением текущих расходов, планами правительства понизить пенсионный возраст, нарушением инвестиционного климата из-за политической ситуации.

В агентстве признают, что в 2016-2017 годах темпы роста экономики сохранятся на уровне 3,5%, а объём торговли будет расти. Однако, по мнению Moody’s, существует риски, угрожающие экономической стабильности государства. Они связаны с высокой безработицей среди молодёжи и низким уровнем профессиональной мобильности.

Даже несмотря на небольшое снижение кредитного рейтинга, Польша остаётся одной из самых стабильных стран Восточной Европы и ЕС, говорит Люшин. «Тем не менее я не склонен соглашаться с мнением о том, что в ближайшее время национальная валюта продемонстрирует 10% рост, просто в силу того, что никаких предпосылок для столь существенного укрепления нет, тем более, с учётом скептической оценки экономической политики действующего правительства, которая и стала причиной снижения рейтинга», — поясняет он.

По мнению начальника отдела анализа рынков «Открытие Брокер» Константина Бушуева , квартальное снижение ВВП Польши может быть серьёзным «звоночком». «В последний год загрузка производственных мощностей в Польше почти достигла рекордных уровней, а безработица снизилась до многолетних минимумов. В таких условиях правительство решило вводить аккуратные меры по охлаждению экономики. Например, ввело новый налог на активы заёмщиков в размере 0,44%. Это уже привело к падению числа новых кредитов в первом квартале. В условиях проблем с кредитованием и ослаблением спроса на польскую продукцию из-за российских санкций можно опасаться дальнейшего замедления темпов роста ВВП страны. При этом годовые темпы роста ВВП всё равно могут оставаться выше нуля, так как экономика Польши неплохо сбалансирована», — добавляет эксперт.

Какую экономическую политику проводит правительство «Права и справедливости»? В чем залог экономического роста Польши ? Какую роль играют в ее развитии европейские фонды? Об этом рассказал польский экономист и публицист Виктором Войцеховским.

Основные аспекты экономической политики нового правительства Польши. Правительство, сформированное партией "Права и справедливости" (ПиС), официально подвергает сомнению много экономических реформ, которые были воплощены в жизнь в течение последних 25 лет. Основным и одновременно самым дорогим проектом новой команды является внедрение универсальных социальных выплат семьям объемом 500 злотых в месяц на ребенка. А ее заметный недостаток - огромные расходы бюджета (около 1% ВВП в год), потому что право на такие трансферты не привязано к доходам семьи. Кроме того, эти выплаты могут существенно уменьшать желание работать в многодетных семьях и таким образом формировать устойчивую зависимость от социальной помощи у людей с низкой профессиональной квалификацией.

Более того, согласно популистского предвыборного обещания правительство ПиС хочет вернуть прежний низкий пенсионный возраст (то есть 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин). Только в первые годы такая смена обойдется государству в среднем примерно в 0,5% ВВП в год. Учитывая высокие темпы старения населения в дальнейшем эти суммы могут постепенно расти даже до 1% ВВП. По моему мнению, начало поэтапного повышения пенсионного возраста до 67 лет для обоих полов, что вылилось в продолжение профессиональной активности поляков, было одной из важнейших экономических реформ, введенных предыдущим правительством.

В 2016-м программу помощь на детей будет полностью финансироваться из единовременных поступлений (прибыли Национального банка Польши и средств, вырученных от тендера на частоту LTЕ), но уже в следующем году их не будет. Несмотря на введение новых секторальных налогов (в частности, для банков и магазинов с большой площадью), а также сохранение повышенной ставки НДС, новое правительство не уйдет в 2017-м в рост дефицита бюджета. Сразу после выборов 2015-го правящий кабинет ПиС ослабил так называемое регулирование расходов, которое должно держать в рамках бюджетные расходы, особенно в период хорошей конъюнктуры. Следовательно, несмотря на относительно высокий темп роста ВВП (3,0–3,5%), который пока держится и прогнозируется на ближайшие годы, в 2017-м дефицит государственных финансов вырастет примерно до 3% ВВП. Стоит вспомнить, что только в прошлом году Польше удалось достичь показателей, необходимых для завершения процедуры преодоления чрезмерного дефицита, обязательной для члена ЕС. Достаточно незначительного замедления темпа роста - и к ней снова придется вернуться. В нынешней ситуации, когда основным двигателем роста экономики является внутренний спрос, для достижения желаемого мы должны минимум сформировать сбалансированный бюджет, а может, даже с незначительным профицитом. Тот факт, что новая власть радикально игнорирует необходимость восстановления государственных финансов, может нам дорого стоить.

Правительство очень оптимистично считает, что новые социальные расходы будут профинансированы благодаря повышению эффективности фискальной системы и дополнительно за счет новых сборов в различных секторах экономики. Конечно, в Польше есть большая проблема с эффективностью взыскания НДС и налога на прибыль предприятий. Но ожидаемых дополнительных поступлений пока нет, и не факт, что их можно будет получить так быстро, как надеются министры.

Кроме слишком экспансивной фискальной политики, которая, по мнению представителей правительства, должна ускорить темп роста ВВП, новая команда тяготеет к усилению роли государства в экономике. На практике это выражается в полной остановке приватизации, обжаловании ранее подписанных приватизационных сделок, а также в переборке из частных рук конкретных компаний, в частности в банковском секторе. Сейчас страховой гигант PZU, контролируемый государственным казначейством, ведет переговоры с итальянской группой UniCredit о выкупе контрольного пакета ее дочери - банка Pekao SA, который по объему активов является вторым в Польше.

Экономические вызовы для Польши на кратко - и среднесрочную перспективу. Текущая ситуация в реальной экономике неплохая. Однако я считаю, что Польша должна серьезно подготовиться к стойкому замедлению темпа экономического роста в среднесрочной перспективе. Базовые резервы, которые стимулировали рост производительности и давали возможность динамично развивать экономику после 1989-го, сегодня стремительно иссякают. Не стоит рассчитывать на то, что мы будем развиваться на уровне 4,5% в год. Если бы динамику роста удалось удержать на 3%, это уже было бы большим успехом. Но для этого нам требуется существенное увеличение производительных инвестиций в частном секторе, которые являются основным носителем технологического прогресса.

К сожалению, тенденция к усилению роли государства в экономике, которая наблюдается сейчас, постепенная политизация финансового сектора, наложение новых налогов на банки и крупные магазины, которые в основном принадлежат зарубежным инвесторам, - все это не способствует инвестициям. Как и все постсоциалистические страны, мы имеем ограниченные ресурсы государственных сбережений, поэтому должны создавать хорошие условия для инвесторов из-за рубежа. Кроме действий только экономического характера инвестиционный климат в Польше портит конфликт вокруг Конституционного суда . Паралич этого учреждения усиливает инвестиционную неуверенность, а потому тормозит рост как внутренних, так и иностранных вложений и заставляет инвесторов ожидать высшей премии за риск. Кроме того, Польша не сможет удерживать должный темп подъема экономики, если ограничивать предложение труда. Количество людей трудоспособного возраста в стране уже несколько лет уменьшается по демографическим причинам. Вместо того чтобы снижать пенсионный возраст, как это предлагает ПиС, мы должны быстро его повышать. Я считаю, что темп этого процесса мог бы быть даже выше, чем предусматривает реформа, введенная предыдущим правительством (то есть 67 лет для женщин только в 2040-м).

В короткой перспективе существенный риск для темпа экономического роста в Польше составляет конъюнктура за рубежом. Несмотря на низкие процентные ставки в Западной Европе, экономический рост там разочаровывает. Мы не знаем, насколько масштабным будет замедление в китайской экономике, куда много инвестировали многочисленные компании, после чего они испытывают проблемы с обслуживанием долгов. При таких условиях рассчитывать, что темпы роста польской экономики в течение ближайших лет составят около 3,5%, как предполагает правительство, рискованно.