Рццс расшифровка непредвиденных работ 2. Непредвиденные работы и затраты. разъяснения фау фссц. Средства на возмещение затрат, возникающих в связи с введением в действие новых нормативных актов

Сторонам следует определить в договоре размер суммы резерва, находящейся в распоряжении каждой из сторон. Возмещение затрат подрядчика из средств резерва на непредвиденные работы и затраты производится при наличии документального подтверждения понесенных расходов.

Обоснование:

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ). По общему правилу в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения, в том числе путем составления сметы. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. (ст. 709 ГК РФ).

4.96. В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется от итога глав 1-12 (1-9 по объектам капитального ремонта) и показывается отдельной строкой с распределением по графам 4-8 в зависимости от стадии проектирования.

Резерв средств может определяться в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3% - для объектов производственного назначения.

По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты может быть установлен в размере до 10% по согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

При составлении сметных расчетов по объектам-аналогам и другим укрупненным нормативам на предпроектной стадии резерв средств на непредвиденные работы и затраты возможно принимать в размере до 10%.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для компенсации дополнительных затрат, связанных с:

Уточнением объемов работ по рабочим чертежам, разработанным после утверждения проекта (рабочего проекта);

Ошибками в сметах, включая арифметические, выявленных после утверждения проектной документации;

Изменениями проектных решений в рабочей документации и т. д.

При расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачиваются заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены.

Средства на возмещение затрат, возникающих в связи с введением в действие новых нормативных актов

4.97. Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых нормативных актов, рекомендуется включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.

4.98. При составлении смет на дополнительные работы, выявленные в процессе строительства (ремонта), резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.

Средства, предусматриваемые за итогом сводного сметного расчета

4.99. За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства рекомендуется указывать:

4.99.1. Возвратные суммы, учитывающие стоимость:

от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборки временных зданий и сооружений, определяемые расчетами по ценам возможной реализации за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования;

материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету;

мебели, оборудования и инвентаря, приобретенных для меблировки жилых и служебных помещений для иностранного персонала, осуществляющего шеф-монтаж оборудования;

материалов, получаемых в порядке попутной добычи.

Перечисленные материально-технические ресурсы находятся в распоряжении заказчика.

Возвратные суммы, приводимые за итогом сводного сметного расчета, слагаются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметных расчетах (сметах).

4.99.2. Суммарную по итогам объектных и локальных сметных расчетов и смет балансовую (остаточную) стоимость оборудования, демонтируемого или переставляемого в пределах действующего реконструируемого или технически перевооружаемого предприятия. В этом случае технико-экономические показатели проекта определяются с учетом полной стоимости строительства, включающей также стоимость переставляемого оборудования.

4.99.3. Суммы средств на долевое участие предприятий и организаций в строительстве объектов общего пользования или общеузловых объектов.

4.99.4. Итоговые данные о распределении общей сметной стоимости строительства микрорайона или комплекса жилых, общественных зданий по направлениям капитальных вложений в случае, когда в составе этого строительства предусмотрены встроенные, пристроенные или отдельно стоящие здания и сооружения, относящиеся к различным направлениям капитальных вложений.

Сметная стоимость сооружений, устройств и отдельных работ, общих для всех объектов, входящих в состав микрорайона или комплекса, распределяется:

по внутриквартирным (дворовым) сетям водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения и др. - пропорционально потребности объектов;

по благоустройству и озеленению территории - пропорционально площадям участков;

в других случаях - пропорционально общей площади зданий (сооружений).

Расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений рекомендуется приводить в составе пояснительной записки к сводному сметному расчету стоимости строительства.

4.100. Суммы налога на добавленную стоимость (НДС).

Сумма средств по уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой (в графах 4-8) под наименованием "Средства на покрытие затрат по уплате НДС".

В тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.

Вопрос: Работы по строительству были начаты в 2008 году. На момент разработки проектно-сметной документации (далее - «ПСД») по объектам временные мосты и подъездные автодороги территориальные сметные нормативы (Краснодарского края) отсутствовали, сметно-нормативная база 2008-2009 гг. была выпущена не в полном объеме. Во избежание вынужденных простоев и, как следствие, срыва сроков сдачи объектов, указанная ПСД была разработана с применением действующих федеральных сметных нормативов выпуска 2000-2007 гг.
В настоящее время ФГУ «Главгосэкспертиза» выдвинуло требование пересчитать сметную стоимость строительства временных подъездных автодорог и мостов на них в цены «эталонной» базы выпуска 2008-2010 гг.
На момент комплексной сдачи ПСД в ФГУ «Главгосэкспертиза», по состоянию на 01.10.2010 г., все временные мосты были построены и находятся в фактической эксплуатации. Стоимость выполненных объемов работ определена по сметам, разработанным на стадии «РД», а выполненные подрядчиком работы сданы в полном объеме по ПСД выпуска 2001-2007 гг. с уплатой всех бухгалтерских и налоговых платежей.
Данное положение дел соответствует «Требованиям к составлению сметной документации при разработке проектной и рабочей документации на строительство объектов, финансируемых с привлечением средств Федерального бюджета», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД». Согласно указанным «Требованиям...», нормы и расценки утвержденной «эталонной» базы СНБ-2001/2008-2009 могут применяться при составлении ПСД, выпускаемой после 18 августа 2009 года, и ранее выпущенная ПСД с применением норм и расценок СНБ-2001/2007 пересчету не подлежит.
Необходимо отметить, что пересчет базовой стоимости в текущий уровень выполнен по индексу пересчета Минрегиона за 3 квартал 2010 года по Краснодарскому краю для вида строительства «прочие объекты». В расчетном индексе на «прочие объекты» не учтена специфика строительства мостов и тоннелей, а также номенклатура соответствующих материалов и механизмов (например, применение усиленного шпунта с поставкой из Нижнего Тагила, конструкции мостов и тоннелей импортного производства, импортная тоннельная и буровая техника и т.д.). Следует отметить, что в соответствии с договором строительство велось как в 2008, так и в 2009 годах. При этом стоимость выполненных объемов работ определялась с учетом индексов пересчета действующих на момент выполнения работ, например: индекс в уровне 3 квартала 2009 года составлял -5.5; в уровне 4-го квартала 2009 года -5.58; ФГУ «Главгосэкспертиза» для определения текущей стоимости предлагает применить индексы 3 квартала 2010 года в размере 4,84. Считаем, что индексы пересчета не должны быть ниже тех, по которым было принято выполнение и оплачены налоги. Предлагаем для определения стоимости в текущем уровне цен принять индексы 4 квартала 2009 года.
Кроме того, считаем, что требования ФГУ «Главгосэкспертиза», предъявляемые к Генпроектировщику и Заказчику в части пересчета ПСД, основываются на неправильном толковании существующей нормативной базы в строительстве, в частности:
- занижается стоимость металлических пролетных строений, высокопрочных болтов и опорных частей, которая была принята по отраслевым (ОАО «РЖД») сборникам сметной стоимости материалов и конструкций, как на материалы и конструкции, стоимость которых отсутствовала в Федеральных сборниках сметных цен на материалы и конструкции;
- незаконно исключены затраты на железнодорожные перевозки и автомобильные перевозки свыше 30 км со ссылкой на то, что стоимость перевозок учтена в стоимости материалов по ФССЦ-2001 (при этом указываются нормы, приведенные в сборнике ТСЦ-2001, что противоречит п. 4.24 МДС 81-35.2004);
- занижены транспортные и заготовительно-складские расходы до 3% на общестроительные материалы, что не может быть принято, поскольку явно противоречит п. 4.60 МДС 81-35.2004, в котором прямо указано: при невозможности определения транспортных расходов по калькуляциям (даже для оборудования), эти расходы могут определяться по укрупненным показателям, т. е. по проценту от отпускной цены;
- исключены из сводного сметного расчета затраты по усиленной охране объектов специализированными охранными организациями, что противоречит требованиям письма Минрегиона РФ от 13 августа 2008 г. № 20070-СМ/08;
- исключена из состава сводного сметного расчета премия за ввод объекта в эксплуатацию, что явно противоречит п. 9.8 Приложения № 8 МДС 81-35.2004;
- в части изменения норматива непредвиденных расходов по замечанию экспертизы с 10% на 3%. В соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта относятся к технически сложным объектам, мосты с пролетами более 100 м и заглублением подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м относятся к уникальным объектам. Все эти параметры свойственны объектам, в связи с чем в сводные сметные расчеты стоимости строительства резерв средств на непредвиденные работы и затраты должен быть включен в размере 10%, что не противоречит п.4.96 МДС 81-35.2004г.
- выдвинуто незаконное требование об учете стоимости возвратных сумм по общему индексу пересчета СМР. Так как в возвратных суммах учитывается стоимость возвращаемых материалов, следовательно, и учитывать возвратные суммы необходимо по индексам на материалы, что будет соответствовать письму Минрегиона РФ от 02 февраля 2009 года № 2486-СМ/08, где требование об учете возвратных сумм в размере 15 % от стоимости титульных временных зданий и сооружений является необоснованным;
- -исключены из локальных смет затраты на ремонт и содержание временных землевозных дорог, что противоречит п. 1.1.10 технической части ФЕР-2001-01;
- при корректировке ПСД в базисном уровне цен, по замечаниям ФГУ «Главгосэкспертиза», проектные институты применяют понижающий коэффициент 0,4 к стоимости единичных расценок на устройство б/н свай, опубликованных в сборнике «Дополнения и изменения к ФЕР-2001/2008-2009» выпуск 2, что противоречит смыслу письма Минрегиона РФ от 20.08.2010 г. № 30424-КК/08. В связи с этим Генпроектировщик продолжает выпуск ПСД в базисном уровне цен с учетом применения коэффициента 0,4, занижая таким образом общую стоимость строительства объекта на 60 % по локальной смете, что неизбежно влечет за собой снижение затрат по главам 8-12 сводного сметного расчета в базисном и текущем уровне цен. По состоянию на 10.12.2010 г. получено разъяснение Минрегиона РФ от 26.11.2010 г. № 39988-КК/08, в части применения коэффициента 0,4(в базисном уровне цен указанный коэффициент не применяется).
Коэффициент пересчета по стоимости работ с использованием импортной высокопроизводительной техники рассчитывается Заказчиком (ОАО «РЖД») и составляет мизерную величину - от 2,58 до 2,82, в том числе индекс на механизмы 1,94 - до 1,86 (III квартал 2010 г.). Таким образом, может быть создан прецедент, когда лимит стоимости б/н столбов в текущем уровне с коэффициентом 0,4 будет ниже лимита стоимости выполненных работ при расчете по видам и комплексам работ;
- ФГУ «Главгосэкспертиза» требует исключения из локальных смет затрат по устройству технологических укрытий, ссылаясь в своем решении на то, что данный вид затрат учтен нормами зимних удорожаний. Однако данное замечание не может быть принято во внимание ввиду того, что затраты, учитывающие зимние удорожания в размере 0,14-0,28 %, не покрывают расходы по сооружению технологических укрытий, предусмотренных ПОС. Согласно примечанию к п. 1 общих положений ГСН 81-05-02-2007 затраты на устройство специальных технологических укрытий необходимо определять дополнительно в соответствии с проектными решениями. Следовательно, требование ФГУ «Главгосэкспертиза» об исключении коэффициента 1,1, применяемого на основании технической части п. 3.8 ФЕР-2001-30 к стоимости работ, выполняемых в технологических укрытиях, не правомерно и не может быть принято;
- требования ФГУ «Главгосэкспертиза» о включении в локальные сметы оборачиваемости ж/б плит не правомерны, так как противоречат МДС 81-35.2004 и п. 3.7 ГСН 81-05-01-2001;
- стоимость строительства временных мостов в сводных сметных расчетах безосновательно занижена на 50% против локальных сметных расчетов;
- замечание ФГУ «Главгосэкспертиза» об учете возвратных сумм по стоимости разбираемого грунта, камня, ПГС строительных площадок, временных подъездных автодорог не может быть принято. Повторное применение грунтов невозможно. В связи со сжатыми сроками строительства объектов, работы по отсыпке дамб, подъездных дорог, площадок выполняются одновременно на всех объектах, и применение одного и того же грунта на нескольких участках физически невозможно.
Необходимо заметить, что разработка сметной рабочей документации и определение стоимости выполненных работ осуществляется по сметной нормативной базе 2001/2007, в соответствии с «Требованиями...» ОАО «РЖД».
Исходя из вышеизложенного, необоснованные замечания ФГУ «Главгосэкспертиза» и последующие исключения из ПСД затрат приведут к искусственному снижению сметной стоимости строительства объектов. Это, в свою очередь, станет причиной убытков, а в дальнейшем может вызвать банкротство подрядных организаций и, как следствие, срыв сроков строительства совмещенной (автомобильной и железной) дороги.
Просим разобраться в сложившейся ситуации.