Ндс с 1 января. Новости НДС: повышение ставки, коды, заполнение декларации. Если покупатель отказывался от повышения цены

Законопроект № 489169-7 о повышении НДС в 2018 году до 20 процентов внесли на рассмотрении Госдумы только 16 июня, а 24 июля закон уже принят в третьем и окончательном чтении. 3 августа проект закона подписал Президент РФ. Вокруг документа уже успели распространились многочисленные страхи.

Расскажем, когда, как и насколько вырастет НДС, кому и чем грозит повышение ставки. Официальный текст проекта закона о повышении НДС 2018 года опубликован в конце статьи.

Что нужно знать про налог на добавленную стоимость?

НДС - один из косвенных налогов, зачисляемый в федеральный бюджет. О нем необходимо знать следующее.

  1. Налог на добавленную стоимость, как указано в ст. 163 НК РФ, имеет налоговый период в один квартал.
  2. В 2018 году базовая ставка по нему составляет 18%.
  3. Некоторые товары и услуги, называемые социально значимыми, реализуются с пониженной ставкой в 10%. Преимущественно это основные продукты питания, медикаменты, товары для детей.
  4. Некоторые услуги, товары, продукты полностью освобождены от уплаты этого налога, что регламентировано пунктами 1-3 ст. 164 НК РФ. Это, к примеру, медицинское обслуживание, транспортные услуги, плата за детские сады и т.д.

Ни перечень услуг по специальным ставкам, ни размер этих ставок (10% и 0%) законопроектом не затрагивается.

Последние новости

Правительство РФ под руководством Д. Медведева в середине июня выступило с предложениями внести поправки в действующий НК РФ и ряд других законов. Был подготовлен законопроект № 489169-7, который предусматривает рост ставки налога до 20%.

Планируется, что прибавка НДС даст федеральному бюджету увеличение дохода в размере 620 миллиардов рублей ежегодно. Каждому россиянину рост ставки НДС обойдется в 360 руб. ежемесячно.

Бурное обсуждение проекта в Сети привело к тому, что в адрес юристов сайт также стали поступать многочисленные вопросы от читателей. Вот некоторые из них.

«Прошу проконсультировать: с какого числа повышение НДС в 2018 году произойдет. Есть ли вероятность, что ставка вырастет только в 2019 году?», - интересуется предприниматель из Перми Иван.

«Будет ли повышение НДФЛ и НДС с 2018 года? Какой рост цен прогнозируется в связи с этими изменениями?», - задает вопрос жительница Москвы Ольга.

«Дайте комментарии про закон о повышении НДС в 2018 году: чем грозит бизнесу увеличение базовой ставки?», - спрашивает директор ООО «Светлана» из Волгограда

Прежде всего, отметим следующее: закон предлагает изменить ставку с 1 января 2019 года. В 2018 году ставка останется на прежнем уровне — 18%.

Вывод: повышение НДС в 2018 году до 20 процентов однозначно не состоится.

Последствия увеличения базовой ставки НДС

Увеличение НДС не настолько страшно для бизнеса, как это рисуют комментаторы в Интернете:

  • преобладающие расходы обычных граждан связаны с покупками товаров, ставки НДС на которые не изменятся. Следовательно рост цен на них не станет существенным, и это не будет напрямую связано с НДС;
  • некоторые дорогостоящие вещи действительно поднимутся в цене (авто, гаджеты, недвижимость), но в последние годы государство успешно сдерживает инфляцию, благодаря чему , поэтому высокий рост цен экспертами не прогнозируется;
  • если бы подняли ставку НДФЛ, положение было бы гораздо хуже. НДС больше касается бизнеса: налогообложение с юрлиц проще отслеживать, как и выявлять нарушения в этой сфере.

Вспомним о том, что именно из федерального бюджета, в который зачисляется НДС, финансируются государственные социальные программы: материнский капитал, льготное ипотечное кредитование, масштабные государственные стройки.

Другие изменения, предусмотренные законопроектом № 489169-7

В результате шума, связанного с повышением налога, общественность не обратила внимания на то, что законопроект предусматривает ряд других значимых корректировок.

  1. Вырастет ставка НДС при продаже предприятия как единого имущественного комплекса. Сейчас действует 15,25%, предлагается 16,67%.
  2. Право субъектов автопрома на вычет сумм НДС, которые были уплачены при покупках за счет субсидий или средств бюджета, сохранится до 01.01.2019.
  3. Регулируется нагрузка на плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды. При ныне действующей ставке 34% совокупного тарифа этих взносов их могут снизить до 30%.

Особая сфера и плюс законопроекта для физических лиц - регулирование отчислений страховых взносов, в частности, в пенсионный фонд. Ранее планировалось, что действующий в настоящее время «льготный» тариф в 22% сохранится до 2021 года. А далее будет увеличен до 26%.

После повышения НДС такого роста ставки по взносам не произойдет. Размер тарифа сохранится в границе 22% для тех, у кого выплаты не превышают предельное значение базы для отчислений взносов. Те, у кого доходы превышают эту предельную величину, будут уплачивать 10% с превышающих сумм. И это, в целом, положительное изменение.

Повышение ставки НДС в 2018 году приведет к тому, что соответствующие изменения будут также введены в 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12. 2001, в 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999.


Официальный текст – проект закона о повышении НДС в 2018 году

Вносится Правительством Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 53, ст. 5015; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3027; 2003, № 1, ст. 10; № 28, ст. 2886; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3517; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3101, 3128, 3129, 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 10, ст. 1065; № 31, ст. 3436; 2007, № 23, ст. 2691; № 45, ст. 5417, 5432; № 49, ст. 6045; 2008, № 26, ст. 3022; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5749; 2009, № 48, ст. 5731; № 51, ст. 6155; № 52, ст. 6444; 2010, № 15, ст. 1746; № 31, ст. 4198; № 45, ст. 5750; № 48, ст. 6250; 2011, № 30, ст. 4575, 4593; № 45, ст. 6335; № 48, ст. 6731; 2012, № 41, ст. 5526; № 49, ст. 6751; 2013, № 14, ст. 1647; № 23, ст. 2866; № 30, ст. 4049; № 40, ст. 5038; № 48, ст. 6165; 2014, № 23, ст. 2936; № 48, ст. 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 5; № 14, ст. 2023; № 48, ст. 6689; 2016, № 1, ст. 6; № 22, ст. 3098; № 26, ст. 3856; № 27, ст. 4175, 4176, 4177, 4181; № 49, ст. 6844, 6851; № 52, ст. 7497; 2017, № 1, ст. 16; № 11, ст. 1534; № 47, ст. 6842; № 49, ст. 7307, 7313, 7322, 7325, 7333; 2018, № 1, ст. 20; № 18, ст. 2565; № 27, ст. 3942) следующие изменения:

в пункте 2 статьи 154:

а) абзац второй после слова «льгот» дополнить словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)»;

б) абзац третий после слова «льгот» дополнить словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)»;

2) в абзаце третьем пункта 4 статьи 158 слова «15,25 процента» заменить словами «16,67 процента»;

3) в статье 164:

а) подпункт 42 пункта 1 дополнить словами «, или при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа»;

б) в подпункте 6 пункта 2 слова «в подпункте 41» заменить словами «в подпунктах 41 и 42»;

в) в пункте 3 слова «18 процентов» заменить словами «20 процентов»;

4) в абзаце третьем пункта 9 статьи 165 слова «18 процентов» заменить словами «20 процентов»;

5) в пункте 5 статьи 1742 слова «15,25 процента» заменить словами «16,67 процента»;

6) подпункт 1 пункта 2 статьи 425 изложить в следующей редакции:

«1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 процентов;»;

7) статью 426 признать утратившей силу;

В подпункте 3 пункта 2 статьи 427:

а) в абзаце втором слово «рублей;» заменить словом «рублей.»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Для плательщиков, указанных в подпунктах 7 и 8 пункта 1 настоящей статьи, в течение 2019 — 2024 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование — 0 процентов;».

Статья 2

В части 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2014 года
№ 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 23, ст. 2936; 2016, № 1, ст. 6; № 49, ст. 6844) слова «2019 года» заменить словами «2025 года».

Статья 3

Часть 51 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 года
№ 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 49, ст. 7307; 2018, № 1, ст. 20) признать утратившей силу.

Статья 4

Установить, что положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») применяются в отношении товаров (работ, услуг) (в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав), приобретенных:

организациями — субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

налогоплательщиками — сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

организациями-производителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники, на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведение испытаний колесных транспортных средств;

организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов субъектов Российской Федерации на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 года.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункты «а» и «б» пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

3. Пункт 2, подпункт «в» пункта 3, пункты 4 — 7 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года.

4. Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 158, пункта 3
статьи 164, абзаца третьего пункта 9 статьи 165 и пункта 5 статьи 1742 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

5. Положения подпункта 42 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2025 года.

6. Действие положений абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Президент

Российской Федерации В.Путин

Послесловие

Теперь только Президент РФ должен решить, произойдет ли повышение НДС в 2018 году и с какого числа начнет действовать повышенная ставка в 20%. После принятия закона парламентом и одобрения Советом Федерации необходима подпись Президента РФ. После этого документ будет опубликован в издании «Российская газета». Документ подписан Владимиром Путиным 3 августа 2018 года.

С 1 января 2019 ставка НДС составляет 20% вместо действовавшей ранее в 2018 году 18%. В связи с повышением НДС многим компаниям нужно провести проверку всех договоров с партнерами. С некоторыми из них необходимо согласовать изменение стоимости товаров, услуг, работ. В первую очередь, это касается тех, кто работает по долгосрочным договорам, получает оплату в 2018 году, а отгружает товар в 2019 году и наоборот.

Из письма в редакцию

Добрый день. С 1 января 2019 года НДС 20%. У нас много длинных договоров. Часть наших партнеров оплачивает нам продукцию по предоплате, часть – после отгрузки. Сориентируйте, пожалуйста, как рассчитывать НДС на стыке 2018 и 2019 годов?

Мнение эксперта

По длинным договорам, согласуйте с клиентами заранее повышение стоимости. Поскольку с суммы, полученной в 2018 году, НДС рассчитывается по ставке 18%, а с суммы, поступившей в 2019 году, – по ставке 20%. Сделать это можно любым способом: дополнительное соглашение, приложение к договору, новая спецификация с 2019 года.

Как поступить с входным НДС

По товару, который получен от продавца в 2018 году, а оплачен в 2019 году, «входной» НДС принимайте к вычету по ставке 18%.

Если товар оплачен продавцу в 2018 году, а получен в 2019 году, НДС с аванса в 2018 году берите к вычету по ставке 18/118. В 2019 году после того, как товар приняли к учету, восстановите НДС по ставке 18/118 и примите к вычету уже по ставке 20%.

Как поступить с НДС от реализации

По товарам, которые отгружены (работы выполнены, услуги оказаны) в 2018 году, а оплачены в 2019 году, НДС начисляйте в 2018 году по ставке 18%. После того, как оплата поступила (в 2019 году), пересчитывать налог не нужно.

Если в 2018 году получена 100% предоплата по отгрузке, которая произойдет в 2019 году, НДС с аванса в 2018 году начисляйте по ставке 18/118. Эту же сумму принимайте к вычету в 2019 году. НДС с отгрузки в 2019 нужно рассчитывать уже по ставке 20%.

Дата заключения договора и наличие предоплаты на ставку по отгрузке не влияют.

Если в 2018 году получена частичная предоплата по отгрузке, которая проходит 2019 году, в 2018 году нужно начислить НДС с аванса по ставке 18/118. В 2019 году НДС по отгрузке считайте по ставке 20%. К вычету берите НДС с частичного аванса в сумме, рассчитанной по ставке 18/118.

Представляем для вас обзор изменений по НДС с 1 октября 2018 года. Что именно изменилось по НДС? Как теперь выставлять счета-фактуры? Расскажем о новых правилах работы с НДС и приведем примеры.

№ 1: Ввели новый расчет НДС при получении предоплаты продавцом имущественного права

С 1 октября 2018 года при поступлении авансов в счет последующей передачи имущественных прав НДС надо начислять с разницы между поступившей суммой и суммой расходов на приобретение этих прав. После передачи прав авансовый НДС можно принять к вычету. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ. До 1 октября 2018 года НДС нужно было исчислять с полной суммы полученного аванса (а не с разницы).

Итак, с 1 октября 2018 года компании, которые передают имущественные права, указанные в пунктах 1-4 статьи 155 НК РФ, применяют новый порядок расчета НДС с авансов. Речь идет про имущественные права:

  • при уступке и переуступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров, работ, услуг;
  • при передаче имущественных прав на жилье, гаражи или машино-мест;
  • при переуступке денежного требования, приобретенного у третьего лица (кроме тех, что вытекают из договоров денежного займа или кредита).

Если компания получила аванс в счет передачи имущественных прав, то с 1 октября 2018 года НДС требуется рассчитать с разницы между предоплатой и размером денежного требования, права на которое она уступает, или расходами на его покупку (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Пример:

Размер имущественого права составляет 5000 руб. Организация передает его другой организации по стоимости 4800 руб. Аванс, поступивший в 2018 году в счет передачи имущественного права, - 4800 руб. НДС с аванса равен 0 руб. ((4800 ₽ – 5000 ₽) × 18/118).

Читайте также Когда выставляют счет-фактуру

Частичный аванс

При расчете НДС с 1 октября 2018 года требуется определить долю аванса в стоимости, по которой компания передает имущественные права. Допустим расходы на покупку имущественного права - 180 руб. Компания передает имущественное право по стоимости 200 руб. Сумма аванса - 50 руб. Доля аванса в стоимости передаваемого имущественного права составит 0,25 (50 ₽: 200 ₽). НДС с предоплаты равен 0,76 руб. ((50 ₽ – (180 ₽ × 0,25)) × 18/118.

№ 2: Расширили перечень операций, облагаемых по ставке 0 процентов

С 1 октября 2018 года при реализации драгоценных металлов нулевую ставку НДС вправе применять налогоплательщики, которые производят драгоценные металлы из лома и отходов без лицензии на пользование недрами. Прежде такая лицензия была нужна (Федеральный закон от 27.06.2018 г. № 159-ФЗ).

№ 3: Ввели новые правила при экспорте

Сопроводительные документы

С 1 октября 2018 года по товарам, экспортированным за пределы ЕАЭС, не потребуется представлять копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов с отметками таможни места убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы России. ИФНС можетт получить данные о вывозе товаров напрямую у таможни – в электронном виде.

Однако если эти данные таможня не представит либо они будут противоречить сведениям, заявленным самим налогоплательщиком, то ИФНС может затребовать копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товара. На представление таких документов налогоплательщику отводится 30 календарных дней с момента получения требования инспекции. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ

Если же компания отгружает товары в страны ЕАЭС, такие документы также можно не сдавать вместе в декларацией по НДС. Но при условии, что компания сдала электронный перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (налоговики вправе их запросить, но выборочно).

Реклама

Летом 2018 года законодатели «порадовали» налогоплательщиков очередными изменениями по НДС. Основные поправки каснулись экспортеров, и призваны облегчить жизнь организаций и ИП, подтверждающих нулевую ставку НДС. С первого октября прошло еще несколько нововведений.

Как известно для подтверждения нулевой ставки НДС необходимо собрать пакет документов, предусмотренный ст.165 НК РФ . По операциям, совершенным с 01.10.2018 г. при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта он может включать контракт с иностранным лицом или с российской организацией на поставку товара ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории ЕАЭС.

Изменения в НДС с 1 октября 2018: смотреть видео

Изменения в НДС с 1 октября 2018: все изменения в четвертом квартале

№ 1: ВВЕЛИ НОВЫЙ РАСЧЕТ НДС ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПРЕДОПЛАТЫ ПРОДАВЦОМ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА

С 1 октября 2018 года при поступлении авансов в счет последующей передачи имущественных прав НДС надо начислять с разницы между поступившей суммой и суммой расходов на приобретение этих прав. После передачи прав авансовый НДС можно принять к вычету. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ. До 1 октября 2018 года НДС нужно было исчислять с полной суммы полученного аванса (а не с разницы).
Итак, с 1 октября 2018 года компании, которые передают имущественные права, указанные в пунктах 1-4 статьи 155 НК РФ, применяют новый порядок расчета НДС с авансов. Речь идет про имущественные права:

при уступке и переуступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров, работ, услуг;
при передаче имущественных прав на жилье, гаражи или машино-мест;
при переуступке денежного требования, приобретенного у третьего лица (кроме тех, что вытекают из договоров денежного займа или кредита).
Если компания получила аванс в счет передачи имущественных прав, то с 1 октября 2018 года НДС требуется рассчитать с разницы между предоплатой и размером денежного требования, права на которое она уступает, или расходами на его покупку (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Пример:

Размер имущественого права составляет 5000 руб. Организация передает его другой организации по стоимости 4800 руб. Аванс, поступивший в 2018 году в счет передачи имущественного права, - 4800 руб. НДС с аванса равен 0 руб. ((4800 ₽ – 5000 ₽) × 18/118).

Частичный аванс

При расчете НДС с 1 октября 2018 года требуется определить долю аванса в стоимости, по которой компания передает имущественные права. Допустим расходы на покупку имущественного права - 180 руб. Компания передает имущественное право по стоимости 200 руб. Сумма аванса - 50 руб. Доля аванса в стоимости передаваемого имущественного права составит 0,25 (50 ₽: 200 ₽). НДС с предоплаты равен 0,76 руб. ((50 ₽ – (180 ₽ × 0,25)) × 18/118.

№ 2: РАСШИРИЛИ ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ, ОБЛАГАЕМЫХ ПО СТАВКЕ 0 ПРОЦЕНТОВ

С 1 октября 2018 года при реализации драгоценных металлов нулевую ставку НДС вправе применять налогоплательщики, которые производят драгоценные металлы из лома и отходов без лицензии на пользование недрами. Прежде такая лицензия была нужна (Федеральный закон от 27.06.2018 г. № 159-ФЗ).

№ 3: ВВЕЛИ НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ЭКСПОРТЕ

Сопроводительные документы

С 1 октября 2018 года по товарам, экспортированным за пределы ЕАЭС, не потребуется представлять копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов с отметками таможни места убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы России. ИФНС можетт получить данные о вывозе товаров напрямую у таможни – в электронном виде.

Однако если эти данные таможня не представит либо они будут противоречить сведениям, заявленным самим налогоплательщиком, то ИФНС может затребовать копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товара. На представление таких документов налогоплательщику отводится 30 календарных дней с момента получения требования инспекции. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ

Если же компания отгружает товары в страны ЕАЭС, такие документы также можно не сдавать вместе в декларацией по НДС. Но при условии, что компания сдала электронный перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (налоговики вправе их запросить, но выборочно).

Экспортный контракт

По товарам, реализованным на экспорт с 1 октября 2018 года, экспортный контракт для подтверждения нулевой ставки НДС можно будет представить в ИФНС только один раз.

Если в последующем он также понадобится для подтверждения экспортной ставки, вместо него плательщик НДС сможет направить в инспекцию уведомление, составленное в произвольной форме. Это уведомление надо будет направить в инспекцию вместе с НДС-декларацией, в которой отражены экспортные операции, связанные с ранее представленным контрактом.

Подтверждение нулевой ставки для российских компаний

До 1 октября 2018 года при продаже товаров за рубеж российские компании не могли подтвердить нулевую ставку по НДС, если в роли зарубежного покупателя выступала российская организация. Налоговики, в таком случае, требовали уплаты НДС в обычном порядке – как при внутрироссийской реализации. Причем факт пересечения товаром российской границы в этом случае для проверяющих значения не имел, поскольку для подтверждения экспортной ставки сейчас нужен контракт именно с иностранным.

По товарам, которые будут реализованы на экспорт начиная с 01.10.2018, подтвердить нулевую ставку НДС можно будет и при наличии контракта с российской организацией. По его условиям товар должен поставляться обособленному подразделению компании (филиалу, представительству российской компании).

№ 4: УТОЧНЕН ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС

С 1 октября 2018 года снижен минимальный порог уплаченных компаний налогов для использования заявительного порядка возмещения НДС. Снижение произошло с 7 до 2 млрд руб.

Также снижена минимальная сумма уплаченных компанией налогов для освобождения от уплаты акциза при реэкспорте без представления банковской гарантии. Снижение произошло с 10 до 2 млрд руб. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

С 1 января 2019 года ставка НДС будет применяться в размере 20% (вместо 18%). Пока Минфин, и ФНС готовят разъяснения, рассмотрим, как начать подготовку к переходному периоду:

Следует помнить, что изменение ставки соотносится с договорными положениями о стоимости товара:

На практике в договоре, как правило, в разделе цены договора стоимость определяется или «без НДС» или «в т.ч. НДС» при этом в некоторых случаях может уточняться, что это не просто НДС, а «НДС по ставке 18%».

Согласно п.1 ст.168 НК РФ сказано, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), соответствующую сумму налога. А в п.2 ст.168 НК РФ говорится, что сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).

Имеются судебные акты, которые поддерживают позицию, что если стороны в той или форме зафиксировали, что представляет собой цена и где здесь НДС, то нужно придерживаться именно их интерпретации, которую они изначально закладывали в договор:

Так, например, согласно п. 17 Постановления от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» можно сделать вывод, что НДС не считается включенным в цену, если исходя из условий договора и иных обстоятельств, связанных с заключением договора, следует, что указанная в нем цена сформирована без учета налога.

В п.15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» суд высказался, что если НДС при формировании сметы не учитывался, то он выставляется заказчику сверху, даже если цена работ указана в договоре в качестве твердой и не подлежащей изменению.

Предлагаем при заключении договора, отношения по которым будут переходить на 2019 год, выстраивать формулу стоимости по модели «цена плюс НДС». Это позволяет снимать неопределенность на случай изменений в НК РФ. По договорам, переходящим с 2018, на 2019 год, возможно, подходящим может быть примерно следующий текст: «Стоимость, указанная в п.___ Договора, не включает НДС, который дополнительно предъявляется Продавцом Покупателю в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. До 31 декабря 2018 года сумма НДС исчисляется по ставке 18%; с 01 января 2019 года сумма НДС исчисляется по ставке 20%, если иное не установлено налоговым законодательством.»

По уже заключенным на долгосрочную перспективу договорам предлагаем, либо договориться со стороной сделки об изменении условий договора (оформить дополнительное соглашение к договору), либо расторгнуть договор по соглашению сторон или в одностороннем порядке в случае, если это не противоречит действующему законодательству.

Вопрос, который может возникнуть в переходный период: Что делать если аванс получен в 2018 году, а отгрузка произошла в 2019 году?

В этом случае формируется ситуация, при которой НДС с полученного аванса исчислялся по ставке 18%, а НДС с отгрузки будет исчисляться уже по ставке 20%. Таким образом, даже если покупатель уплатил предоплату в размере 100%, а продавец исчислит с этой предоплаты НДС, то по факту отгрузки у продавца возникает обязанность доплатить НДС в части разницы, обусловленной изменением ставок. Покупатель - предъявит к вычету входящий НДС по ставке 18%, а затем восстановит его и предъявит к вычету НДС, начисленный при отгрузке по ставке 20%.

Госконтракты

Повышение НДС: Минфин рассказал, как рассчитать начальную (максимальную) цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) для новых госконтрактов и как быть со старыми

С нового года ставка НДС увеличится с 18 до 20%. Минфин решил, что новую ставку нужно учитывать уже при расчете НМЦК для закупок 2019 года. По старым долгосрочным контрактам повышение "оплатят" исполнители. Чиновники также назвали контракты, цену которых можно изменить.

Как скорректировать НМЦК для закупок на 2019 год

Минфин указал, что при расчете НМЦК нужно учитывать все факторы, в том числе налоги. Полагаем, заказчикам необходимо принять во внимание повышение ставки НДС, ведь это наверняка скажется на рыночных ценах. Однако ведомство не рассказало, как это сделать.

НМЦК х 120/118 = НМЦКскор.

Почему исполнители "оплатят" разницу в 2%

Ведомство считает, что увеличение ставки - это коммерческий риск исполнителя контракта. По Закону N 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения. Участники закупки знают, что цену контракта изменить невозможно, и соглашаются с условиями заказчика, подавая заявки.

Ведомство напомнило: если исполнитель нарушит свои обязательства, например передаст меньше товаров, заказчик может взыскать неустойку или удержать ее из обеспечения исполнения контракта.

Можно ли изменить цену контракта

Минфин отметил, что закон о повышении НДС не предусматривает исключений для государственных и муниципальных контрактов. Следовательно, по общему правилу изменять цену из-за увеличения ставки нельзя. Однако ведомство перечислило контракты, цены которых можно пересмотреть по решению уполномоченного органа:

Федеральные контракты с ценой от 10 млрд руб., заключенные на срок от трех лет;

Региональные контракты с ценой от 1 млрд руб., заключенные на срок от трех лет;

Муниципальные контракты с ценой от 500 млн руб., заключенные на срок от одного года.

Как еще можно поступить со старыми контрактами

Ведомство не упомянуло об этом, но стороны госконтракта могут решить проблему долгосрочных контрактов, не завершенных до 1 января, другими способами:

Расторгнуть контракт по соглашению сторон;

Отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, если это разрешено госконтрактом и нормами ГК РФ о конкретном виде договора. Например, исполнитель может отказаться от договора возмездного оказания услуг, возместив заказчику убытки;

Расторгнуть контракт через суд. Для этого нужно обосновать, что из-за повышения ставки НДС существенно изменились обстоятельства заключения контракта.