Труда и занятости народонаселения эти. Занятые и безработные. Учет занятых лиц по полу

Занятость является важнейшей экономической характеристикой рынка труда.

В обществе более распространено представление о занятости как об основанном на общественном разделении труда социально-экономическом процессе приложения труда разных групп населения по сферам общественно-полезной деятельности (на учебе, в общественном производстве и индивидуальном хозяйстве).

Занятость нужно рассматривать с двух позиций:

1. как экономическую категорию

2. как социально-экономическую категорию.

Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости.

1. Определение занятости

Для начала определим такое понятие как занятость.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).1

Все вопросы, связанные с занятостью населения, раскрыты в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Виды занятости

Виды занятости дают характеристику распределению активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько видов занятости.

Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости:

Профессионально – квалификационный признак:

Стаж работы;

Уровень образования;

Степень автоматизации труда.

Характер деятельности:

Личное подсобное хозяйство;

Индивидуальная трудовая деятельность;

Работа на заводах и фабриках и общественных организациях;

Служба в армии;

Работа за границей.

Тип класса и социальный слой:

Предприниматели;

Рабочие;

Управленческий персонал;

Инженерно-технические работники и служащие.

Вид собственности.

Территориальный признак.

Уровень урбанизации (это соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села).

Половозрастной признак.

Форма организации труда.

Каждый из выше перечисленных признаков видов занятости реализуется с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости.

Виды занятых граждан по общероссийскому классификатору информации о населении:

1 Работающий на постоянной работе

2 Работающий на временной работе

3 Работающий на сезонной работе

4 Работающий по срочному трудовому договору

5 Неработающий

6 Безработный

7 Безработный, зарегистрированный в органах службы занятости

Признак стабильности влияет на постоянную и временную занятость .

Полная занятость – это состояние на рынке труда, когда полностью удовлетворяется потребность граждан в труде.

Неполная занятость определяется как занятость в неполное рабочее время или по собственному желанию работника, или когда экономически обоснованно, из-за сокращения длительности рабочего времени.

Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.

Частичная безработица - частое и нужное явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости заключается в том, что работник по причине перемены места жительства, работы и т.п. выходит на какое-то время из самого производства.

Также определенный уровень безработицы положительно влияет на конкуренцию на рынке труда, стимулирует развитие трудовых ресурсов.

Неполная занятость характеризуется как занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким .

Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления .

Растет конкуренция на рынке труда из-за того, что идет увеличение масштабов частичной занятости. Поэтому растет недовольство многих людей. Но есть и те кто, наоборот, поддерживают частичную занятость. Потому что она дает им шанс сочетать работу с выполнением семейных обязанностей и с учебой.

Во многих странах стимулирование частичной занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых .

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн. человек, сократившись в 1998 - 2001 годах почти в 4 раза .

Также встречается и такая классификация занятости: продуктивная (эффективная), полная, свободно избранная, неполная, скрытая, сезонная, маятниковая, периодическая и др.

Продуктивная (эффективная) занятость - это занятость, приносящая рабочим доход, обеспечивающий достойные условия жизни.

Скрытая занятость населения характеризуется тем, что безработные, пенсионеры занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.

Сезонная занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий.

Маятниковая занятость - это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).

Заключение

Рассматривая тему "Виды занятости", мы пришли к следующим выводам:

1. Выделяют следующие виды занятых граждан: работающий на постоянной работе, работающий на временной работе, работающий на сезонной работе, работающий по срочному трудовому договору, неработающий, безработный, безработный, зарегистрированный в органах службы занятости.

Также различают занятость продуктивную (эффективную), полную, свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.

Форма организации рабочего времени влияет на полную (при условии полного рабочего дня), неполную и надомную занятость.

2. Анализ законодательства о занятости населения позволяет выделить следующие три вида занятых граждан:

* лица, работающие в сфере как общественного, так и личного труда;

* лица, которые заняты различными видами общественной деятельности;

* лица, не занятые какой-либо деятельностью, но по Закону считаются занятыми.

3. На законодательном уровне необходимо определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в социальной помощи и поддержке со стороны государства, и ориентировать на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также на социальную защиту от безработицы.

Мы будем наблюдать негативные последствия на рынке труда, потому что законодатель продолжает игнорировать проблемы, связанные с частичной занятостью граждан и их социальной поддержкой.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Закон о занятости населения Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 20.04. 1996 N 36-ФЗ, от 21.07. 1998 N 117-ФЗ, от 30.04. 1999 N 85-ФЗ, от 17.07. 1999 N 175-ФЗ, от 20.11. 1999 N 195-ФЗ, от 07.08. 2000 N 122-ФЗ, от 29.12. 2001 N 188-ФЗ, от 25.07. 2002 N 116-ФЗ, от 10.01. 2003 N 8-ФЗ, от 10.01. 2003 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12. 1997 N 20-П)

ЗАНЯТОСТЬ

ЗАНЯТОСТЬ

(employment) 1. Оплачиваемая работа на работодателя. 2. Численность занятых, имеющих оплачиваемую работу. Показатель занятости включает в себя как работников, занятых полный рабочий день, так и тех, кто работает неполный рабочий день. 3. Занятость ради получения дохода; в этом смысле к числу занятых относятся как самостоятельно занятые, так и работающие по найму. Под полной занятостью понимается состояние, когда каждый желающий работать и получать доход действительно работает.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ЗАНЯТОСТЬ

участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятостью принято считать общественно полезную деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок. К занятым относятся работающие по найму, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры), военнослужащие. Уровень занятости, то есть вовлеченности в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением. Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость является источником безработицы.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЗАНЯТОСТЬ" в других словарях:

    занятость - — занятость Показатель, характеризующий степень участия трудоспособного населения в общественном труде. В России к занятому населению относятся: работающие по найму за… … Справочник технического переводчика

    Занятость - показатель, характеризующий степень участия трудоспособного населения в общественном труде. В России к занятому населению относятся: работающие по найму за вознаграждение в течение полного или неполного рабочего дня (недели), в том… … Экономико-математический словарь

    ЗАНЯТОСТЬ - ЗАНЯТОСТЬ, совокупность экон. отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием в хоз. деятельности; характеризует экономически активное население относительно веществ. факторов произ ва. В 3. нас. раскрывается как основная… … Демографический энциклопедический словарь

    Загруженность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. занятость сущ. загруженность интенсивное участие в одном или нескольких занятиях (о человеке)) … Словарь синонимов

    Деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Вопросы 3. населения в РФ и государственная политика в этой сфере… … Юридический словарь

    ЗАНЯТОСТЬ, занятости, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к занятой (разг., редк.). 2. отвлеч. сущ. к занятый2 во 2 и 3 знач. (спец.). Индекс занятости рабочих. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЗАНЯТОСТЬ, и, жен. (книжн.). Наличие работы, обеспеченность работой. Проблема занятости. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. employment; нем. Beschaftigungsgrad. Обеспеченность трудоспособного населения рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    занятость - связанность ресурсов; полнота использования; невозможность использования в данный момент … Идеографический словарь русского языка

    Занятость - (англ. employment) в законодательстве РФ понятие, означающее деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход (ст.… … Энциклопедия права

Книги

  • Занятость: стратегии России , С. А. Кузьмин. Вопросы, рассматриваемые в предлагаемой книге, сфокусированы вокруг одной из главных `болевых точек` современного развития России - получившей массовый характер безработицы и ее…

Занятость населения - это не только одна из важнейших экономических характеристик. По данной категории можно судить о благосостоянии народа любого государства. При этом оценивается уровень занятости населения, который является важным макроэкономическим показателем.

Определение термина

Занятость населения - это явление социально-экономического плана. Оно представляет собой общественно полезную деятельность населения, цель которой кроется в удовлетворении общественных и личных потребностей, а также в получении заработка (дохода). Данное определение дает Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот важнейший документ принят 19.04.1991 г. под № 1032-1.

Занятость населения - это категория еще и экономическая. Она является совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности граждан. Данная экономическая категория выражает степень включения населения страны в общественно полезную деятельность. Также она указывает на меру потребности предприятий в работниках, на наличие вакансий, необходимых для получения дохода. Все эти позиции позволяют считать занятость населения одной из важнейших характеристик рынка труда.

Некоторые авторы дают и другое определение данного термина. По их мнению, занятость населения - это главный параметр, необходимый для функционирования рынка трудовых ресурсов. При этом он является определенным видом отношений между людьми экономического и правового характера. И это не удивительно, ведь человек приобретает рабочее место, включаясь в ту или иную кооперацию труда. И до того момента, пока сотрудник остается в выбранной им подсистеме хозяйственного сектора экономики, эти отношения продолжают иметь место.

Категории работников

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает разъяснение того, кого из граждан страны можно считать включенными в общественно полезную деятельность.

Это люди:
- работающие по трудовым договорам, а также имеющие иную службу или работу, за которую они получают вознаграждение;
- имеющие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- занимающиеся подсобными промыслами и продающие продукцию по заключенным договорам;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемые должности;
- выполняющие различные виды работ согласно договорам гражданско-правового характера или авторским;
- являющиеся членами артелей (производственных кооперативов);
- находящиеся на службе военной, гражданской альтернативной, в органах МВД;
- обучающиеся на очных отделениях учреждений образования;
- временно отсутствующие на своем рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, призывом на военную службу и т. д.;
- являющиеся участниками (учредителями) организаций и обладающие в отношении последних имущественными правами.

Требования рыночной экономики

Начиная с девяностых годов прошлого столетия, Россия отказалась от административно-командного вида хозяйствования. Ее экономика стала переходить на рыночные рельсы, что потребовало проведения различных реформ. Не минуло это и сферу занятости. В ней также были проведены многочисленные изменения. Разработка нововведений основывалась на уже полученном развитыми странами опыте. Результатом проделанной работы стал законодательный акт «О занятости населения Российской Федерации», отразивший основные принципы государства по данному вопросу. Первый из них закреплен в Конституции России. Он гласит о добровольности труда и наличии права граждан на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду.

Второй из изложенных в законе принципов касается ответственности государства за создание необходимых условий занятости и свободного выбора гражданами рабочего места. На страну также возлагается обязанность обеспечения и учета долговременных интересов нации. Это третий принцип занятости населения. Органы власти всех уровней должны прилагать усилия для запуска в действие механизмов государственного регулирования, а также не препятствовать рыночному саморегулированию данной сферы. При этом должны быть использованы финансовые возможности внебюджетных фондов, бюджета, общественных объединений, предприятий и самих граждан в целях достижения социальной и экономической эффективности принимаемых правительством программ. Это является четвертым принципом политики государства в сфере занятости населения.

Методы и способы трудоустройства

В любом государстве политика занятости населения определяется, прежде всего, поставленными обществом задачами и целями. При этом каждая страна может использовать собственные способы решения проблем в данной сфере. Так, выделяют американскую модель. Она предполагает создание большого количества рабочих мест, где от людей не требуется высокая производительность, а получаемые ими доходы находятся на низком уровне. Такой рынок труда устраивает значительную часть экономически активных граждан. Формально безработица находится на низком уровне. Однако количество людей с небольшими доходами значительно увеличивается.

При применении скандинавской модели практически все трудоспособное население будет иметь рабочие места с удовлетворительными условиями оплаты. Такое возможно при создании большого количества вакансий в государственном секторе экономики. Однако проведение данной политики чревато появлением инфляционного давления и истощением казны.

При создании европейской модели количество занятого населения сокращается с ростом производительности труда и доходов работающих. Ведение такой политики должно поддерживаться дорогостоящей системой пособий для постоянно увеличивающегося количества безработных.

Виды политики занятости

В сфере трудоустройства своих граждан государство может проводить как активную, так и пассивную деятельность. Первая из них предполагает принятие ряда мер, направленных на содействие занятости населения. Активная политика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение увольнений работников и сохранение рабочих мест, повышение квалификации населения и его профессиональное обучение, организацию различных общественных работ, поддержку частного предпринимательства и т. д. Все это содействует снижению уровня безработицы в стране.

При проведении пассивной политики государство не принимает меры к содействию занятости. Оно лишь прослеживает те негативные последствия, которые имеют место при высоком уровне безработицы. При этом государство выплачивает пособия нетрудоустроенным гражданам и предоставляет услуги по подбору рабочего места. С этой целью в стране организуется служба занятости населения. Кроме того, при проведении пассивной политики государство оформляет досрочный выход на пенсию. Также оно оказывает материальную или неденежную поддержку безработным.

Развитые страны, имеющие социально ориентированную рыночную экономику, ведут, как правило, активную политику в области занятости граждан. При этом государство стремится к тому, чтобы:
- работа была для всех, кто ее ищет;
- трудовая деятельность находилась на максимально эффективном уровне;
- существовала свобода выбора рабочего места.

Достижение намеченных целей

Для того чтобы намечать действенные меры в реализации политики в области занятости граждан, необходимо учитывать уровень и стадию экономического развития всей страны. Немаловажным фактором решения проблем трудоустройства явится слияние этого направления с решением различных экономических и социальных задач.

Каким образом должен подниматься уровень, характеризующий занятость населения? Работа по улучшению данного показателя осуществляется с помощью методов, которые соответствовали бы практике и национальным условиям.

Предварительно разработанные методы должны постоянно координироваться в рамках проведения социальной и экономической политики. При этом все решения в сфере занятости требуют активных действий не только со стороны государства. Шаги в этом направлении нужны от работодателей, а также от наемных работников.

Органы содействия трудоустройству

В 1991 году в РФ была создана Федеральная служба занятости населения. На сегодняшний день комплексным регулированием трудоустройства граждан страны занимается Министерство труда и социального развития России. Его создали в 1996 г., упразднив при этом сразу три социальных ведомства:

Министерство соц. защиты населения.
- Министерство труда.
- Федеральную службу занятости.

При этом вновь образованное ведомство стало отвечать за выработку Помимо этого, Министерство труда и социального развития осуществляет управление всей системой служб занятости через региональные отделения.

Основной функцией данного руководящего органа является разработка и дальнейшее финансирование программ в сфере трудоустройства, стандартов и выполнение задач при тесном взаимодействии с региональными отделениями. Такая деятельность направлена на защиту населения от безработицы.

В непосредственном подчинении Министерства труда и социального развития находятся региональные службы. Они руководят работой органов данного ведомства, расположенными непосредственно на местах. При этом в обязанности региональных служб входят:
- планирование;
- инструктирование;
- финансирование;
- осуществление контроля.

Местные же службы занятости, которыми руководят региональные органы этой сферы, проводят непосредственную работу с населением. В этом и заключена их повседневная деятельность.

Задачи СЗН

Граждане, желающие найти для себя подходящую работу, должны обращаться в Центр занятости населения своего города или поселка. Это Министерства труда и социального развития, предоставит консультацию и проинформирует об имеющихся вакансиях. Кроме того, Центр занятости населения окажет и ряд других услуг. Среди них:

Выплата денежного пособия по безработице;
- оказание материальной и психологической помощи безработным, а также находящимся на их иждивении членам семей.

СЗН решают четыре основные задачи. Это:
- социальная защита нетрудоустроенных граждан;
- обучение профессиональным навыкам;
- облегчение трудоустройства;
- о наличии вакансий.

Направления деятельности СЗН

Государство любой страны организует и регулирует трудовую занятость своих граждан. Российская Федеральная служба занятости осуществляет деятельность, направленную на:

Составление прогнозов развития и анализ уровня занятости;
- разработку и дальнейшее осуществление целевых программ федерального и территориального уровней, цель которых - содействовать занятости тех граждан, которые находятся под риском увольнения и испытывают трудности в поисках работы;
- организацию профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан.

Данная работа организуется и проводится под непосредственным руководством соответствующего федерального органа, каковым является Департамент занятости населения. Он в рамках своих полномочий создает и курирует территориальные службы.

Департамент занятости населения призван:
- анализировать ситуацию, сложившуюся на территориальных рынках труда, и вырабатывать различные меры, направленные на предупреждение или сокращение негативных последствий массового увольнения работников;
- организовывать работу по регистрации безработных и содействовать им в дальнейшем трудоустройстве;
- назначать и выплачивать пособия по безработице зарегистрированным им гражданам;
- обеспечивать гражданам государственные гарантии;
- организовывать работу любого входящего в эту систему территориального органа, такого, как городское управление занятости населения и районный отдел ЗН;
- заключать договора с учреждениями образования на профобучение безработных;
- содействовать развитию малого бизнеса.

Совершенствование работы с населением

Территориальные органы службы занятости работают в соответствии с Федеральной программой, предусматривающей содействие в трудоустройстве граждан. Основной их задачей при этом является смягчение в регионах РФ. Эта цель достигается при развитии гибкого рынка трудовых ресурсов, приведении к балансу предложений вакантных мест и нетрудоустроенных работников, повышении уровня занятости и т. д. При этом происходит постоянное совершенствование методов и форм работы с населением.

К примеру, занятость населения Москвы и некоторых других городов пытаются направить в русло активизации самостоятельного поиска работы гражданами, обратившимися в Центры СЗН. Для этого работники данной службы внедряют в практику проведение групповых консультационных бесед.

Кроме того, трудоустройству граждан содействуют проводимые «Ярмарки вакансий», «Банки резюме клиентов», «Клубы ищущих работу» и многие другие программы.

Формы занятости - организационно-правовые способы, условия трудоиспользования, группировка которых осуществляется по отдельным признакам (режиму рабочего времени, регулярности трудовой деятельности, легитимности трудоустройства, условиям организации трудового процесса).

По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.

Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы.

Самостоятельная занятость - это отношения (экономические, правовые и т.д.) между людьми в процессе участия их в общественно-полезном труде, основанные на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направленные, как правило, на получение трудового дохода и обусловливающие самореализацию и самоутверждение личности.

Данная занятость во всем мире рассматривается в качестве социального феномена, способного привести к интеграции в области занятости интересов общества и человека, прежде всего обеспечение реализации права на труд, повышение социального статуса человека, изменение отношения к труду. Самозанятость предполагает включение в социальную структуру общества незанятых людей посредством предоставления им возможности трудиться в условиях самоорганизации. Она способствует переходу разрозненных индивидов в новое качественное состояние, некую целостность, с присущими ей характеристиками, принципиально новой ролью в социально-экономической системе и социальной структуре

По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость.

Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в России в настоящее время составляет 40 часов в неделю. Как полный рабочий день следует считать предусмотренный законодательством РФ сокращенный рабочий день для отдельных категорий работников: подростков до 18 лет, занятых в особо вредных условиях труда. Ей присущи оплачиваемый профессиональный труд, с помощью которого удовлетворяются личные и общественные потребности и приносящий, как правило, гражданам заработок, доход и достойное существование.

Неполная (частичная) занятость по количественным характеристикам неполного рабочего времени подразделяется на следующие формы:

  • - занятость неполное рабочее время (сокращенная рабочая неделя, сокращенный рабочий день) - это результат кризисного сокращения рабочего времени. Такой режим позволяет предприятиям сохранить квалифицированный и опытный персонал и предупредить безработицу.
  • - сжатая неполная рабочая неделя - представляет собой нормативную продолжительность рабочей недели, распределенную на меньшее число рабочих дней (четыре с половиной, четыре, три), что приводит к удлинению рабочего дня и, соответственно, увеличению числа рабочих мест по сравнению с режимом ежедневной работы в течение недели;
  • - деление рабочих мест - это режим кризисного сокращения рабочего времени, при котором одно рабочее место делится между двумя работниками с одновременным разделением между ними рабочих часов, заработной платы, социальных льгот. Это помогает обеспечивать гибкость политики занятости и удерживать квалифицированные рабочие кадры;
  • - альтернативный режим рабочего времени - это режим использования двух работников на условиях неполной занятости, представляет собой деление рабочих мест, при котором два человека работают на одном рабочем месте попеременно (например, через неделю).

Неполную (частичную) занятость как социальное явление можно рассматривать в трех аспектах:

  • - как необходимость отдельных групп населения (женщин, воспитывающих детей, учащейся молодежи; лиц с пониженной трудоспособностью и т.д.) работать неполный рабочий день;
  • - как меру макроэкономической политики, позволяющую сдерживать нарастание безработицы;
  • - как инструмент внутрифирменного управления, позволяющий гибко реагировать на изменение внешней и внутренней среды.

В рекомендациях МОТ по статистике труда отмечается, что "неполная занятость имеет место, когда работа индивида неудовлетворительна с точки зрения определенных нормативов или другой возможной работы с учетом его квалификации (подготовки и опыта работы)" .

По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную.

Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже - каждый месяц.

Временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового контракта) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм).

Сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона.

Случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную.

Формальная занятость - это занятость, зарегистрированная в официальной экономике.

Неформальная занятость - занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды. В связи с этим МОТ приняла специальную конвенцию №169, в которой указывается, что необходимо содействовать установлению дополнительных связей между формальными и неформальными секторами и создавать условия для постоянного включения неформального сектора в национальную экономику.

Формой неформальной занятости является система домашнего производства. Её суть состоит в том, что домашние хозяйства покупают товары и услуги, добавляют труд и уже в домашнем производстве доводят купленный продукт до готовности к конечному потреблению. Такая деятельность носит название "самообеспечение" (self-provisioning). Этот труд отличается от труда наемных работников, поскольку ему не предшествует выход на рынок труда, и в то же время он не является предпринимательством, поскольку произведенные товары и услуги не требуют реализации на соответствующих рынках.

Система коммунального производства представлена добровольными организациями, неофициальными товариществами по совместному владению транспортом, по поддержанию жилья, по уходу за детьми и больными и т.п. В этот сектор экспортируется часть работ из официального производства, так как людям становится выгоднее получать часть услуг на неформальной основе. Как следствие, сокращается спрос на продукцию формального сектора услуг и возрастает безработица.

Занятость в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) имеет особое значение в жизни сельского населения. ЛПХ - это хозяйство, ограниченное рамками одной семьи, которое ведется в небольших масштабах. В ЛПХ используются преимущественно простые орудия труда и ручной труд.

К неформальной занятости относится и подпольное, скрытое производство. Этот сектор так называемой теневой экономики ближе всего к официальной экономике, поскольку здесь осуществляются виды деятельности, имеющие аналоги в официальной экономике, причем зачастую они ведутся за её счет.

В последние годы появились новые виды неформальной занятости: незарегистрированная занятость по объявлениям в газетах (охватывающая всевозможные виды услуг) и занятость, связанная с торговлей - уличной, торговлей на вещевых рынках ("экономический туризм", "челноки"), торговлей газетами и журналами на транспорте и т.д.

Характерной особенностью современного российского общества является наличие достаточно широких масштабов неформальной занятости, которая находится вне "информационной доступности". Она является следствием естественного процесса самоорганизации экономической системы изменений в поведении человека в условиях реформирования общества помноженных на особенности российского менталитета, который всегда выражался в стремлении к самостоятельности и обособленности интересов, осторожности к государственной политике.

Неформальная занятость вторична по отношению к теневой экономике. То есть теневые процессы выходят за рамки экономики и проникают в сферу занятости. Поэтому модели поведения, которые сложились в теневой экономике, начинают осуществляться и за ее пределами. Вследствие всего этого "теневое пространство" в стране начинает расширяться и захватывать новые социальные субъекты, новые социальные институты и организации.

Последствиями подобных процессов, по мнению Рывкиной Р.В., являются, во-первых, усиление "закрытости" общества - люди не только знают то общество, в котором живут, но и не особенно стремятся узнать его; во-вторых, усиливается отчуждение людей от государства и от всего того, что называют "общественным интересом" - чем больше люди чувствуют, что в стране все происходит помимо них и от них не зависит, тем сильнее они проявляют нежелание участвовать в каких-либо акциях "верхов" и, наконец, в-третьих, ослабление действенности права, закона - с ростом масштаба "тени" (например, занятости) растет сфера криминального поведения .

Можно утверждать, что сегодня неформальная занятость в России является ни чем иным, как массовой самозанятостью, но исключенной из сферы цивилизованных социально-трудовых отношений и не использующей соответствующих норм. Ее существование означает, что, с одной стороны, создается примитивный неформальный сектор экономики, а с другой - происходит деформализация официальной экономики, ее передел в теневую сферу. Постепенная легализация неформального сектора - главный путь в общественное производство. По мнению специалистов МОТ (Международной организации труда), важнейшим условием этого процесса должно стать устранение препятствий на пути легализации, в частности, обеспечение весомых выгод от выхода предпринимательства из "тени".

По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы.

Стандартная (типичная) занятость - это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года.

Отсутствие какой-либо из перечисленных черт стандартной занятости говорит о нестандартных или гибких формах занятости (это понятие связано с понятиями "гибкий рынок труда", чаще с внутренними рынками труда, а также вторичным рынком). Нестандартная (нетипичная, гибкая) занятость включает следующие формы:

  • - занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;
  • - занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;
  • - занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, "работники по вызовам", вахтово-экспедиционная занятость;
  • - занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.

Всем нетипичным формам занятости присущи черты неопределенности, неустойчивости. Но именно они теснят стандартную занятость. На первый взгляд, особенно в кризисных ситуациях или для определенных групп населения (женщин, имеющих детей, учащейся молодежи, пенсионеров, инвалидов, для вторичной занятости), нетипичная занятость обладает преимуществами индивидуализации режима работы, объема трудовой нагрузки и даже структуры жизнедеятельности. Но с другой стороны и это самое главное, абсолютно снижаются гарантии занятости со стороны работодателей и государства, наконец, общества. Если в 50-60-е годы ХХ века переход на нестандартные условия занятости носил, как правило, добровольный характер, то сегодня -- это вынужденная по характеру форма занятости. И это общая и достаточно устойчивая тенденция для стран с различным уровнем развития рыночной экономики.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одна из наиболее важных социально-экономических задач -- это создание условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения.

Реализация государственной политики занятости населения должна осуществляется по таким основным направлениям, как создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных; создание условий со стороны государства для самозанятости населения; поощрение территориальной мобильности рабочей силы; регулирование международных потоков рабочей силы.

Развитие рыночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях и т.п. Находят применения и биржи труда.

Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является, прежде всего, стратегическое планирование, основными формами которого являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития.

Таким образом, забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, выстраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем занятости населения РФ и рекомендаций по их решению.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1) рассмотреть теорию вопроса занятости населения и его качественное содержание. Охарактеризовать направление государственное политики в решении проблемы занятости населения;

2) охарактеризовать уровень и состояние занятости населения в РФ и роль государства в регулировании и решении проблем занятости.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Понятие занятости населения

Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (п. 1 ст. 37 Конституции РФ) .

Занятость населения -- это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость -- это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход.

Другим состоянием экономически активного населения по его отношению к наличию работы является безработица.

Состояние занятости прямо связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку. Так, Закон о занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 10 января 2003 г.) категорию занятых трактует шире, чем это определено в рекомендациях Международной организации труда, которым следует Росстат с мая 1993 г. Содержание этого понятия и особенности подхода к подсчетам численности рассматриваемой категории населения приведены далее.

По методологии Международной организации труда, занятые -- это лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

1) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;

2) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;

3) временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения содержания или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин.

Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений.

Согласно Закону о занятости населения в Российской Федерации, занятые -- это граждане:

1) работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, указанных в сноске);

2) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4) выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (по методологии Международной организации труда, военнослужащие, работники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы относятся к наемным работникам);

7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Роструда;

8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами.

Сравнение категории «занятые» в обоих источниках показывает, что Закон о занятости населения в Российской Федерации в отличие от рекомендаций Международной организации труда, которым следует Росстат, помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте (что, по существу, совпадает в отмеченных документах) относит к занятым большую группу безработных, участвующих в общественных работах, а также граждан, обучающихся очно в разных учебных заведениях.

Что касается общественных работ, то трудно понять, почему одна часть безработных, участвующих в их выполнении, отнесена Законом о занятости населения в Российской Федерации к занятым, а другая -- к незанятым. Почему, например, безработный, стремящийся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва и участвующий в общественных работах, относится к занятым, а если такое желание появилось у безработного в срок менее годового перерыва (даже на один день), будет отнесен к незанятым. Здесь можно предположить какие-то конъюнктурные соображения, о которых догадаться довольно сложно.

Относительно обучающихся очно положение более понятное. В самом деле, обучающиеся очно -- люди занятые, такими их считает Закон о занятости населения в Российской Федерации. Но следует понимать, что в методике Росстата речь идет о занятых как о части экономически активного населения, а обучающиеся очно к этой категории отнесены быть не могут, так как в силу специфики своей деятельности -- дневного обучения -- они должны быть экономически неактивны, т.е. не работать на производстве или в сфере услуг с целью получения заработка.

Подобное, казалось бы, разночтение согласуется при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др.

Продуктивная занятость -- это занятость населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, установленной Росстатом в соответствии с методологией учета занятости Международной организации труда.

Социально полезная занятость определяется числом людей, не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Законе о занятости населения в Российской Федерации (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми и больными родственниками, которых этот Закон занятыми не считает).

Полная занятость -- это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. Полную занятость населения следует отличать от полной занятости работников, которая в отличие от их частичной или временной занятости характеризуется наличием постоянной работы с нормальной продолжительностью рабочего времени.

Рациональная занятость определяется отношением величины продуктивной занятости к величине занятости социально полезной. Уровень рациональной занятости -- гипотетическая величина, требующая научного обоснования и имеющая, как это можно предположить, для каждого этапа экономического развития страны определенную оптимальную величину, выше и ниже которой степень рациональности понижается.

Эффективная занятость -- теоретическое понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении явочного фонда рабочего времени занятых к их номинальному фонду рабочего времени. Если рациональную занятость нужно оптимизировать, то эффективную занятость -- максимизировать.

Скрытая занятость -- это занятость людей, находящаяся вне сферы учета официальных органов в незарегистрированных хозяйственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится теневая экономика или ее неформальный сектор -- нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п.

Частичная занятость -- форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная ТК РФ, составляет не более 40 ч. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, а также работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и др.). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительность трудовой нагрузки работника дает основание относить его к частично занятому.

Временная занятость -- такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может составлять от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и непрестижных работ, работ по ликвидации сбоев в производстве, на ликвидации аварий, сезонных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала, например для разовой наладки сложного оборудования. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей.

Гибкая занятость -- форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда. К таким условиям относят:

1) нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено госу-дарственными нормативами. В их число входят режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа;

2) нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;

3) нестандартные способы работы и рабочие места, например надомный труд (выполнение производственного задания в домашних условиях), работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.;

4) самозанятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных трудовых отношений, за свой счет, путем самостоятельного или при помощи членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.

Иногда к гибким формам занятости относят гибкие режимы рабочего времени (гибкую рабочую смену, гибкие рабочую неделю и месяц, когда время начала и окончания работы могут регулировать сами работники), что недостаточно точно. Если гибкость режима рабочего времени осуществляется в условиях соблюдения нормативного суммарного рабочего времени, отрабатываемого каждым работником на стандартном рабочем месте, то такие режимы отношения к гибкой занятости не имеют. Это будет обычная форма занятости, но с гибким графиком работы.

В статистике зарубежных стран можно встретить понятие альтернативных видов занятости, под которыми понимают разновидности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относят: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работу по вызову; работу по выходным дням; надомный труд и другие гибкие формы занятости.

Гибкие формы занятости заключаются в приспособлении продолжительности времени работы и места работы к возможностям и потребностям определенных категорий работников, таких как женщины с малолетними детьми, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь. Такие формы занятости способствуют росту эффективности производства и удовлетворению материальных интересов тех категорий граждан, которые не могут в силу разнообразных причин быть заняты в стандартных условиях труда. Однако гибкая занятость имеет и негативные моменты в силу отсутствия там коллективных форм социальной защиты работников.

В экономической литературе встречается понятие избыточной занятости, которая трактуется как особенность «российского пути» в сфере занятости, проявившаяся в том, что приспособление к происходящим переменам в экономике осуществлялось не столько за счет сокращения численности занятых, сколько за счет гибкости в оплате труда, его продолжительности и интенсивности. Формами такой специфической гибкости были низкий уровень заработной платы, задержки в ее выплате, высокая дифференциация заработков, широкое использование административных отпусков, работа в режиме неполного времени, развитие вторичной занятости и др. Это было той ценой, которую платила российская экономика за поддержание относительно невысокого уровня открытой безработицы.