Суммы денег, которыми можно оперировать в банках без налоговых проверок. Когда налоговики могут заинтересоваться банковским счетом гражданина Передает ли банк информацию в налоговую

У граждан, имеющих дело с денежными переводами или электронными валютами, часто возникают вопросы:

1) Каков риск попадания в поле зрения налоговых органов?

2) Какое назначение должно быть у перевода, чтобы ни у банка, ни у налоговой не возникало вопросов?

3) Есть ли какие-то лимиты сумм на переводы, придерживаясь которых, можно не опасаться внимания налоговой?

4) В каких случаях вывод электронных денег подпадает под контролируемую операцию?

Основной критерий риска попадания в поле зрения налоговых органов для физического лица – несоответствие его расходов официально задекларированным доходам. Естественно, это касается покупок, требующих государственной регистрации: автотранспорт, недвижимость и т.п. Покупки, при которых не требуется предъявления документов отследить невозможно.

В данной конкретной ситуации (операции по банковским счетам) следует исходить из того, что рядом законов (например, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") банкам навязаны несвойственные им функции, граничащие с нарушением банковской тайны: в частности обязанность информировать органы финансового мониторинга о ряде сделок. При этом надо помнить, что адвокаты, нотариусы, другие лица, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, также входят в круг обязанных информировать органы Росфинмониторинга о такого рода сделках, о которых им становится известно в ходе их профессиональной деятельности. В зависимости от квалификации органом финмониторинга той или иной операции с денежными средствами информация о ней может поступить и в налоговые органы. Таким образом, следует избегать оформления финансовых операций, информация о которых в обязательном порядке будет сообщена банком в органы финмониторинга.

Перечень операций, подлежащих обязательному контролю

Операции на сумму 600 000 рублей (или эквивалента иностранной валюты), в том числе и однотипные операции на меньшие суммы по одному основанию (суммирование этих операций не должно превысить 600 000 рублей);

Рассмотрим подробнее, в каких случаях банковские и валютные операции подпадают под обязательный контроль:

Операции, конечной целью которых является получение физическими лицами со своих счетов крупных сумм наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте при условии поступления этих средств от юридических лиц. При этом основания для переводов в пользу физических лиц от одного или нескольких юридических лиц могут быть различными, в том числе: оплата по контракту, договору, соглашению, выплата вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, перечисление бонусов, получение и возврат займов, операции с векселями т.п.;

Операции, при которых поступление средств на счет и получение наличных со счета осуществляется в один операционный день;

Наличие в повторяющихся однотипных сделках одних и тех же участников, совпадающие адреса места нахождения организаций, осуществляющих такие операции;

Значительные объемы наличных денежных средств, регулярно получаемых физическими лицами со своих счетов (вкладов) в одном внутреннем подразделении кредитной организации (филиала);

Закрытие счетов (вкладов) по получению наличных денежных средств со счета (вклада);

Закрытие счетов (вкладов) после проведения определенного цикла таких операций, либо резкое прекращение операций по данным счетам (вкладам) после них.

Примеры банковских и валютных операций, подлежащих обязательному контролю

Внутренними инструкциям ЦБ РФ разработаны типичные примеры совершения операций, подлежащих обязательному контролю:

1. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки наличной иностранной валюты на сумму 21000 долл. США за наличные рубли. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю по коду.

2. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки наличной иностранной валюты 21000 долл. США за рубли в безналичной форме. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

3. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу снятия со счета в долларах открытого в банке наличных 19000 ЕВРО. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 35.40 руб. за 1 ЕВРО, рублевый эквивалент покупаемых ЕВРО составит 672600 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

4. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, на сумму 21000 долл. США за рубли или иностранную валюту в наличной форме. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

5. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, на сумму 21000 долл. США за безналичные рубли. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

6. Продажа наличной иностранной валюты физическим лицом.

Операция подлежит обязательному контролю, если сумма продаваемой физическим лицом иностранной валюты при пересчете по курсу Банка России равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру операция представляет собой:

Продажу физическим лицом наличной иностранной валюты за наличные рубли;

Продажу физическим лицом наличной иностранной валюты за рубли в безналичной форме;

Продажу физическим лицом дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, за наличные рубли или наличную иностранную валюту;

Продажу физическим лицом поврежденных денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) за наличные или безналичные рубли;

Продажу физическим лицом поврежденных денежных знаков одного иностранного государства (группы иностранных государств) за неповрежденные денежные знаки другого иностранного государства (группы государств).

7. Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет.

К операциям, подлежащим обязательному контролю относятся операции на сумму, равную или превышающую 600000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышающей ее, и представляющие по своему характеру:

Продажу физическому лицу за наличный расчет:

Облигаций,

Векселей,

Сберегательных сертификатов,

Иных ценных бумаг, отнесенных к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

К операциям, подлежащим обязательному контролю относятся операции на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающей ее, рассчитанной по курсу Банка России на дату проведения операции, и представляющие по своему характеру:

Обмен банкнот крупного достоинства на банкноты мелкого достоинства или наоборот – банкнот мелкого достоинства на банкноты крупного достоинства – в одной и той же валюте;

Замену неплатежных денежных знаков иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства.

Дополнительные основания для контроля денежных переводов, в том числе – операций вывода электронных денег

По каким ещё основаниям банк может сообщить о финансовых операциях клиента в органы финмониторинга?

Немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой, а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции;

Пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг (тариф комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования и т.д.), а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг;

Операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков;

Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики;

Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

Зачисление на счет клиента по одному основанию от одного или нескольких контрагентов сумм денежных средств, не превышающих по отдельности сумму, эквивалентную 600 000 рублей, но в результате сложения (если бы денежные средства были зачислены на основании одного платежного документа) превышающих указанную сумму (при условии, что деятельность клиента не связана с обслуживанием населения, сбором обязательных или добровольных платежей) с последующим переводом денежных средств на счет клиента, открытый в другой кредитной организации, или использованием денежных средств на покупку иностранной валюты, ценных бумаг и других высоколиквидных активов;

Дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей;

Невозможность установления контрагентов клиента;

Открытие в течение небольшого периода времени на имя одного клиента нескольких срочных депозитных счетов на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей (кроме случаев, когда известно, что клиент, исходя из характера его деятельности, регулярно в течение определенного срока получает подобные суммы денежных средств), с последующим зачислением сумм по истечении срока вкладов (депозитов) на один счет и(или) последующим переводом в другую кредитную организацию;

Зачисление на счет клиента значительного количества платежей от физических лиц на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей, в том числе через кассу кредитной организации, если деятельность клиента не связана с оказанием услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей;

Перевод денежных средств со счета клиента на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (например, без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации, равные или более низкие ставки по вкладам или равные либо худшие условия обслуживания в другой кредитной организации) с назначением платежа “перевод собственных средств";

Нерегулярное или однократное использование клиентом счета для получения денежных средств с последующим их снятием в наличной форме на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей, с последующим закрытием счета либо прекращением по нему операций.

Регулярное снятие держателем кредитной или дебетной карты наличных денежных средств через кассу кредитной организации или через банкомат на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей (на основании данных по операциям с пластиковыми картами, регулярно направляемых (или доступных через удаленный терминал) через организацию, осуществляющую процессинг пластиковых карт на основании лицензии VISA International или Europay International). Исключение составляет снятие денежных средств, поступивших на счет работника от работодателя и представляющих выплату работодателем своим работникам любых форм материального вознаграждения.

Выводы

Таким образом, нами приведен полный перечень оснований, по которым физическое лицо может попасть в поле зрения финмониторинга и, как следствие, налоговых органов. Лимит однотипных операций (независимо от суммы каждой отдельной операции) – 600 000 рублей (или эквивалент в валюте). Сроков, в течение которых может быть превышен этот лимит, Закон не устанавливает . Назначение платежа – любое, не входящее в перечень. Выбор банка – не имеет значения.

Разумно обзавестись счетами в ряде кредитных организаций с тем, чтобы по каждому из них проводилось минимальное количество однотипных операций. Полезным также является открытие «пластикового» счета за рубежом. Пользоваться «зарубежной» картой можно и в России. Назначение платежа – любое, не входящее в перечень (например – «на лечение», «на оплату обучения», иногда допустимо (если перевод от физического лица) «возврат долга» и т.п.)

Однако доля риска всё равно остается. Самым разумным является легализация своей деятельности . Например, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы» (налог равен 6% от выручки).

Рекомендуем также почитать http://www.dostatok.ru/inv_tools/bank/bank4.html (статья хоть и «старая», но хорошо ориентирует в этом вопросе).

Бухгалтерская компания «Такскон»

Остались вопросы по контролю денежных переводов?.

счетов физлицами, не являющимися предпринимателями

С 1 июля 2014 г. банки обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физлицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (депозитов). Соответствующие изменения внесены в п. 1 ст. 86 НК РФ.

Кроме того, 1 июля 2014 г. вступила в силу новая редакция п. 2 ст. 86 НК РФ, в котором урегулирован порядок предоставления банком справок о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах) организаций и предпринимателей. Согласно редакции, действовавшей до 1 июля 2014 г., инспекция вправе была запросить эти сведения, в частности, в случае проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и предпринимателей. В соответствии с новой редакцией инспекция может запросить сведения у банка в случае проведения налоговых проверок указанных лиц или в случае истребования у них документов (информации) на основании ст. 93.1 НК РФ. Напомним, что в силу п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок. При этом сведения могут быть истребованы как у участников сделки, так и у иных лиц, которые располагают документами (информацией) о ней.

Следует отметить, что справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) у физлиц, не являющихся предпринимателями, справки об остатках денежных средств на их счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на их счетах, по их вкладам (депозитам), справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств такими физлицами налоговый орган вправе запросить у банка только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. Сделать соответствующий запрос возможно исключительно в случаях проведения налоговых проверок в отношении таких физлиц или истребования у них документов (информации) в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Напомним, что на основании указанного пункта документы (информация) истребуются при проведении налоговой проверки, а также при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Согласно ранее действовавшей редакции п. 2 ст. 86 НК РФ справки о счетах физлиц, не являющихся предпринимателями, и другую информацию, указанную в предыдущем абзаце, инспекция была вправе потребовать у банка только при наличии запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ. Данное основание осталось и в новой редакции п. 2 ст. 86 НК РФ.

В чем истерика. Пишут, что то ли с 1 июня, то ли с 1 июля банки начнут передавать информацию обо всех движениях по счетам граждан в налоговую. Вроде бы так заработают поправки в статью 86 НК . Якобы теперь инспекция будет знать обо всех поступлениях, которые пришли вам на карту, и потребует объяснить, откуда деньги. А кто не объяснит, тот якобы будет «плотить нологи».

20 июня, спустя неделю после выхода нашей статьи, ФНС официально опровергла слухи о слежке за счетами и автоматическом начислении налогов со всех поступлений на карты.

Как на самом деле

  1. В налоговом кодексе есть изменения с 1 июня. В нескольких статьях появилось упоминание счетов в драгоценных металлах.
  2. В контроле за счетами в банках нет ничего нового. Банки и раньше были обязаны отвечать на запросы по поводу операций и остатков на счетах.
  3. Налоговая проверяет операции по счетам и картам только при наличии законных оснований. Банк передает информацию только по официальному запросу. Автоматически ничего начислять не будут.
  4. Чтобы что-то доначислить, налоговая должна доказать нарушение. Не со всех переводов на карту надо платить налог.
  5. Новость про тотальный контроль - вброс, фейк и провокация.

Что на самом деле изменилось в НК

С 1 июня в налоговом кодексе есть изменения, но они не касаются контроля за счетами. Они в основном касаются Теперь для них прописали правила, но там ничего интересного:

  1. На металлических счетах могут лежать сами металлы или их денежный эквивалент.
  2. Владелец счета - человек или компания - может снять со счета металл или деньги.
  3. По закону такие счета не застрахованы в агентстве страхования вкладов.
  4. Налоговая может получать информацию по таким счетам, а также списывать с них деньги в счет долга по налогам и блокировать, если есть причины. По денежным счетам налоговая могла получать информацию и списывать деньги еще с 2013 года и даже раньше.
  5. Если дело дошло до списания денег в счет долгов, то сначала списывают с рублевого, потом - с валютного и в самом конце - с металлического.

Еще есть уточнения по поводу налогов со сделок при продаже драгоценных металлов и камней. Но нет ни слова о новых способах тотального контроля за счетами и доначислений налогов с неподтвержденных документами сумм.

СМИ постоянно сеют панику на ровном месте. А мы нет. Читайте правду о российских законах - без истерик и перегибов.

Что с контролем переводов на личные счета

О контроле переводов написано в статье 86 НК . Банки обязаны передавать в налоговую информацию о том, что такому-то человеку или компании открыли счет, вот реквизиты. А если налоговая пришлет официальный запрос, банк должен сообщить, сколько денег есть на счетах и какие по ним были операции. В таком виде эта норма действует с 2013 года.

Банк не передает информацию о движениях по счетам и картам автоматически и без повода. И не будет передавать: такого требования нет в законе. Но если налоговая проводит проверку, банк получит запрос и должен его исполнить.

Значит, контроль за доходами все-таки есть?

Контроль за доходами есть, но это не контроль за каждым переводом. Налоговая не начислит НДФЛ с каждой суммы, по которой нет документов. Для большинства людей поправки о металлических счетах вообще ничего не значат.

Чтобы налоговая сделала в банк запрос о движении и об остатках по счетам, у нее должны быть основания и документы. Причины запроса могут быть, например, такими:

  1. налоговая проверка;
  2. долги по налогам;
  3. приостановление операций по счетам.

Все это не значит, что теперь налоговая будет следить вообще за всеми операциями, а банк будет все это автоматически ей сообщать.

Может ли налоговая узнать через банк о доходах и начислить налоги?

Может, но, несмотря на полномочия налоговой, это не так просто. С компаниями и ИП все понятно: там по каждому поступлению должны быть документы и по выписке сразу можно выяснить, что это за деньги - возврат займа или выручка.

С физлицами сложнее. Сначала налоговая должна найти основания для проверки. Если такие основания нашлись, она может сделать запрос в банк и узнать, что кому-то на карту иногда приходят какие-то деньги. Одна сумма - это зарплата, а по другим ничего не понятно.

Даже если налоговая увидит такие суммы, она не сможет автоматически начислить с них налоги. У налогоплательщика запросят пояснения: откуда деньги и за что. Но и это еще не повод что-то начислять. Есть целый список доходов, с которых платить налоги не нужно.

Например, возврат долга или денежный подарок от другого человека не облагаются НДФЛ . А любую сумму можно назвать подарком. И это налоговая должна доказать, что на самом деле деньги - это не подарок, а оплата услуг. Не налогоплательщик доказывает, что не виноват, а налоговая ищет доказательства его вины. А вот если найдет и все задокументирует, только тогда может быть штраф - 20% от неуплаченной суммы. Но это тоже не новость: такой штраф был всегда и действует для любых недоимок.

На официальном сайте ФНС появилось подтверждение того, что просто так налоговая ничего получить от банка не может. И никакой автоматической передачи данных обо всех поступлениях на счета с 1 июля не будет. Тиражируемые СМИ и соцсетями статьи - это провокация. Ничего общего с действующими законами она не имеет.

У меня есть разные переводы на карту кроме зарплаты. Что делать, чтобы у налоговой не было претензий после запроса в банк?

Универсальный совет: не нужно ничего придумывать специально. Если вы ничего не скрываете, честно декларируете доходы и платите налоги, вам вообще не о чем беспокоиться. Никто не придет и не начислит вам НДФЛ со всех переводов на карту.

Вот советы для самых осторожных.

Просите тех, кто вам переводит деньги, указывать комментарий к платежу. Например: «подарок к дню рождения», «возвращаю долг», «любимая, купи себе шубу».

Оформляйте документы на крупные суммы. Налоговая физически не может проверить все переводы по 1000 рублей, даже если сделает запросы по всем клиентам банков. Но есть смысл спросить у вас, что за 100 тысяч рублей вы получаете каждый месяц на карту. Если это друг возвращает вам долг по частям, хорошо бы иметь документ - Если вы получили на счет деньги от продажи Макбука, пригодится документ, который подтвердит, что вы продали именно Макбук и что он принадлежал вам больше трех лет, поэтому нет ни налога, ни декларации.

Не игнорируйте запросы из налоговой. Если у вас просят пояснения, нужно их предоставить. На вас или налоговой показалось странным, что вы пять лет не работаете, Если деньги на квартиру вам подарила бабушка или даже дальний знакомый, налог с них платить вы не обязаны. И даже если вы печете торты на заказ, продаете их через соцсети и получаете деньги на карту, вам не так просто будет что-то начислить. Мы рассказывали, и на что на самом деле имеет право налоговая.

C 1 июля в России фактически перестанет существовать понятие банковская тайна – в том значении, в котором мы привыкли, а именно как сохранение банком сведений об операциях, счетах и вкладах своих клиентов. С этого дня банки будут автоматически направлять в налоговые органы информацию об открытии и закрытии каждого счета или вклада физическим лицом. Кроме того, по запросу налоговиков, без санкции суда, банки будут обязаны предоставить выписку со счета или данные о движении средств в налоговые органы по месту регистрации клиента..

Постепенное ужесточение законодательства подвело банковскую сферу к новой эре, в которой понятие банковской тайны в том её значении, что мы привыкли – как сохранение банком сведений об операциях, счетах и вкладах своих клиентов, - существовать больше не будет. Сначала российские банки обязали сообщать в налоговую информацию об открытии и закрытии счетов юридических лиц – эта норма законодательства уже действует. А с 1 июля банки будут обязаны сообщать в налоговые органы информацию об открытии и закрытии счетов (в том числе вкладов) физическими лицами и их реквизиты.

Более того, банки будут обязаны по запросу выдавать налоговым органам справки о совершенных по этим счетам операциям. Как пояснили сайт в пресс-центре Уральского банка Сбербанка, запросить эту информацию налоговая служба имеет право при проведении мероприятий налогового контроля и для вынесения решения о взыскании налога, а банк обязан ответить в течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса. Консультант по налогам и сборам Елена Пришвицина уточнила, что такие справки и выписки налоговые органы смогут получать на основании письменного запроса за подписью руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (его заместителей) ФНС России без обращения в суд. В пресс-службе ВТБ24 в УрФО добавили, что информация будет направляться по месту постановки гражданина на налоговый учет.

Раньше налоговые органы могли делать запросы в банки, но не всегда это было успешно, поскольку для получения необходимой информации надо было каким-то образом выяснить, в каком банке интересующее их лицо может держать счет. Теперь искать счета по банкам налоговикам не придётся. Кредитные структуры будут сами предоставлять им такие сведения. После этого по запросу налоговая сможет получить выписки о движении средств по счету любого из их клиентов.

Банки пока по-разному оценивают подготовку к исполнению революционных поправок. В Сбербанке отмечают, что Центральный банк России и ФНС на сегодняшний день не определили порядок, формы и форматы направления сведений в налоговый орган. Поэтому нет возможности в полной мере подготовить программы к передаче информации. О нехватке конкретики в вопросе реализации новой нормы говорят и в Уральском банке реконструкции и развития (УБРиР). «Это нововведение затрагивает розничный бизнес, отличительной чертой которого является большое количество счетов. Форматы передаваемых сведений будут установлены 1 июля 2014, до 1 января 2015 будет действовать временный порядок. Такая ситуация увеличивает трудозатраты банка на реализацию предоставления необходимых данных», - комментирует начальник управления пассивных операций УБРиР Ольга Аксенова. В ВТБ24 трудностей не ожидают, так как информация о физических лицах будет передаваться в электронной форме, по тем же каналам, по которым сейчас передаются данные о юридических лицах. «Поэтому, несмотря на большой объем информации, проблем не должно возникнуть», - резюмируют в кредитных структурах.

Один из самых важных и интересных аспектов – последствия изменений для клиентов - физических лиц. «Становится опасно получать на свои счета денежные средства, источник выплаты которых вы подтвердить не можете. Если вы не легализуете свои доходы самостоятельно (с подачей налоговой декларации), то как налогоплательщики будете нести налоговую ответственность, которая выражается в виде наложения штрафов», - предупреждает Елена Пришвицина. Эксперт предупреждает тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность без регистрации (за это, кстати, предусмотрена и административная, и уголовная ответственность).

«Учитывая большой объем информации, можно предположить, что налоговые органы будут запрашивать сведения в таких случаях, как, например, получение имущественного вычета по НДФЛ, неуплата налогов в крупных суммах, подозрение на участие физлица в схеме, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды, и т.п.», - добавляют в Сбербанке.

Эксперты рассуждают о том, что могут столкнуться с неприятными последствиями те, кто получает «серые» доходы, или работники, участвующие в «серых» схемах, даже если они инициированы работодателем и реализуются с помощью зарплатных карт. Также легко можно будет проследить счета и доходы тех, кто уходит не только от уплаты налогов, но и алиментов.

«Отказ от банковской тайны - процесс глобальный, но в России движение в этом направлении происходит более активно», - считает независимый аналитик Константин Селянин. То, что с 1 июля банки будут сообщать в налоговую данные о счетах физических лиц, понравится не всем. И некоторые клиенты, на уровне среднего бизнеса, вероятно, будут уходить в другие юрисдикции. Так что возможен отток капитала, хотя вряд ли он будет сильным.

Понятие банковской тайны не исчезает из законодательства, но сейчас оно имеет новое толкование, уточняет Елена Пришвицина. Режим банковской тайны будет работать только для капиталов, полученных из законных источников, которые не являются производными от преступных доходов, находятся во владении и под контролем фактического собственника (в законодательстве – «бенефициарного владельца»). «Согласно новому законодательству, институт банковской тайны теперь не должен являться способом злоупотребления правом и препятствием для надлежащего осуществления органами государственной власти своих обычных функций, например по сбору налогов», - говорит эксперт.

В происходящем изменении норм некоторые участники рынка видят стремление государства держать под контролем все процессы, происходящие в стране. И ограничение независимых действий населения в части выхода на уличные акции, и постепенная ликвидация банковской тайны – звенья одной цепи, считают они. Чтобы ликвидировать серые финансовые схемы в бизнесе, надо бороться не с их последствиями, а с причинами – улучшать бизнес-климат, упрощать налоговые правила и снижать налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, отмечает Константин Селянин.

С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в , которые обязали банки сообщать в налоговую инспекцию информацию об открытии или о закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов ().

Таким образом, законодатель сузил количество оснований для направления запросов налоговыми органами. Понятие налогового контроля шире, чем налоговая проверка, которая является одним из его видов (). Последняя четко ограничена по времени – камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации (). Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев, в исключительных случаях срок может быть продлен до шести месяцев. Не могут проводиться выездные проверки чаще двух раз в год без специального решения руководителя ФНС России. Налоговая инспекция не может дважды проверять правильность уплаты одного и того же налога за один и тот же период (). Предметом налоговых проверок является точность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Законодатель предусмотрел и определенную защиту от произвола налоговых органов при получении рассматриваемой информации. Налоговая инспекция может обращаться в банки только с мотивированными запросами ().

Судебная практика также указывает на то, что обязанности банков представить налоговому органу запрашиваемые сведения корреспондирует обязанность налогового органа направить мотивированный запрос. При этом проверка целесообразности проведения налоговым органом контрольных мероприятий не входит в компетенцию банка ( ФАС Волго-Вятского округа от 19 ноября 2012 г. № А43-4082/2012).

Исходя из письма ФНС России от 30 августа 2006 г. № САЭ-6-06/870@ " ", мотивированным рекомендуется считать запрос, представленный налоговым органом банку по одному или нескольким из перечисленных оснований. Указанное письмо, и ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММВ-7-2/518@, который определяет форму и порядок направления запросов в банки, устанавливали шесть оснований, дублируя положения предыдущей редакции :

  • проведение мероприятий налогового контроля;
  • решение о взыскании налога;
  • приостановление операций по счетам;
  • приостановление переводов электронных денежных средств;
  • отмена приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя;
  • отмена приостановления переводов электронных денежных средств.

Действующее на сегодняшний день письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. № ЕД-4-2/10322@ " " предусматривает два основания для указания в запросах – проведение в отношении лица налоговой проверки и истребование у лица документов или информации в соответствии со , что также повторяет положения , но уже в новой редакции.

В отношении физических лиц были предприняты дополнительные меры, чтобы оградить их от неправомерного и необоснованного доступа к личной информации. Как , так и письмо ФНС России от 29 мая 2014 г. предусматривают, что в отношении физических лиц налоговый орган имеет право подавать запросы только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России . В рекомендациях, утвержденных рассматриваемым письмом, имеется специальная строка, в которой указывается информация о согласии на направление запроса в банк, а именно вид, дата и номер, наименование налогового органа, должность и Ф.И.О. лица, согласовавшего направление запроса в банк.

Следует отметить, что при всех указанных мерах, нигде не установлена обязанность налоговых органов уведомлять о предпринимаемых действиях того субъекта, в отношении которого запрашиваются сведения. При проведении налоговых проверок ситуация ясна – субъект "по умолчанию" в курсе проходящих проверок, так как ему вручается решение о проведении проверки и именно он предоставляет те или иные документы. При истребовании информации (документов) в порядке , которое может проходить за рамками налоговой проверки, субъект остается неосведомленным о том, что в отношении него поступил такого рода запрос налоговой инспекции.

Запрос налогового органа может быть подан как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Банки обязаны ответить в течение трех дней со дня получения такого запроса (). За непредоставление запрашиваемой информации или предоставление информации с нарушением указанного срока банк будет оштрафован на 20 тыс. руб. в соответствии со .

Запрос на бумажном носителе вручается налоговым органом представителю банка под расписку, при этом на втором экземпляре запроса ставится отметка банка о получении и этот экземпляр остается у налогового органа. Другой способ подачи запроса на бумажном носителе – почтовое отправление заказным письмом с уведомлением о вручении. Такой запрос представляется в банк на бланке налогового органа, с подписью руководителя этого органа и заверенный печатью. Датой получения для запроса, врученного под расписку представителю банка будет дата, указанная в расписке (отметке) представителя банка о принятии запроса. Для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – дата, указанная в уведомлении о вручении.

В электронной форме запрос подается с помощью Федерального информационного ресурса "Банк-Обмен". Данный ресурс был создан в соответствии с ФНС России от 29 ноября 2011 г. № ММВ-7-6/901@ с целью реализации Банка России от 29 декабря 2010 г. № 365-П. "Банк-Обмен" и является внутренней системой обмена данными между ФНС России и банками. При отправлении запроса через этот ресурс, документ формируется в электронном виде и отправляется в банк, после чего распечатывается бумажный экземпляр запроса, который подшивается в дело налогоплательщика. Моментом получения банком запроса будет считаться дата и время в подтверждении банком получения запроса.

Таким образом, получение с 1 июля 2014 года налоговыми органами всех сведений, касающихся ведения банковских счетов и вкладов в отношении физического лица не является нарушением и иных федеральных законов, а распространение этой информации сотрудниками налоговых органов без согласия лица незаконно и подлежит административной или уголовной ответственности. Система запросов налоговых органов в банки кардинально не изменилась, был расширен перечень предоставляемой информации и введен особый способ ее получения в отношении физических лиц, требующий специального согласия руководителя налогового органа. Такая система согласования призвана защитить персональные данные граждан о счетах и операциях по этим счетам от неправомерного получения и использования. В свете рассмотренных положений, сведения некоторых СМИ о возможной утечке информации и предполагаемых злоупотреблениях сотрудниками налоговых органов представляются сомнительными и необоснованными.