Страховые взносы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования. Дипломная работа проблемы исчисления и уплаты страховых взносов в социальные фонды Совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов

Страница 1

Как известно, в июле 2009 года были приняты федеральные законы, направленные на развитие системы обязательного социального страхования и совершенствование пенсионной системы.

В настоящее время организации и индивидуальные предприниматели применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) платят налог по ставкам 6% для объекта "доходы" и 15% для объекта "доходы минус расходы", а организации и индивидуальные предприниматели применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) - 15%. Суммы налогов по УСН и ЕНВД согласно Бюджетному кодексу РФ полностью зачисляютя в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований. Новые нормативы распределения представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Распределение поступлений от специальных налоговых режимов, %

Вид налоговых поступлений

Бюджетная система

государственные внебюджетные фонды

региональные бюджеты

бюджеты муниципальных районов

бюджеты городских округов

УСН-патент

Малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, ставится не только в неравное положение по сравнению с другими субъектами предпринимательства, но и на грань банкротства, "вымирания".

Увеличение в условиях кризисных явлений финансовой нагрузки на фонд оплаты труда для всех без исключения категорий предпринимателей будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, уводить ее в оффшорные зоны, применять иные схемы налоговой оптимизации. Уменьшатся вложения бизнеса в экономику, сократится приток инвестиций, который по прогнозам Правительства РФ составит мизерный 1%. В конечном итоге пострадает доходная часть бюджета, который и так имеет существенный дефицит. Другие же хозяйствующие субъекты, у которых нет прибыли (а таких сегодня немало), по нашим оценкам, будут вынуждены попросту прекратить свой бизнес. Особенно эти опасения сильны в отношении малого бизнеса, применяющего УСН и ЕНВД.

Следует распространить на плательщиков УСН и ЕНВД льготные размеры страховых взносов на переходный период 2011-2014 годов: 20,2% на 2011 и 2012 годы, 27,1% на 2013 и 2014 годы (по аналогии с плательщиками ЕСХН). В таком случае выпадение доходов из бюджетной системы не последует. Зато увеличение нагрузки на малый бизнес окажется хоть и ощутимым, но постепенным, и у малого бизнеса будет время, чтобы адаптироваться к новым условиям. Необходимо снизить налоговые ставки по УСН и ЕНВД, исключив из них долю, причитающуюся по действующему порядку государственным внебюджетным фондам. Предлагается установить налоговые ставки по УСН в размере 5% для объекта "доходы" и 13% для объекта "доходы минус расходы", по ЕНВД - 13%. Можно предпринять и другие компенсирующие меры: например, рассмотреть вопрос о введении так называемой "инвестиционной льготы" по налогу на прибыль с организации, "налоговых каникул" для малых инновационных предприятий и др.

Основные показатели эффективности банковского обслуживания субъектов внешнеэкономической деятельности
Важной методологической чертой анализа является то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Каждое экономическое явление надо рассматривать как систему...

Фондовая биржа
Если облигации продаются в основном “с прилавка”, то центральным рынком акций крупнейших фирм является биржа. На бирже продавцы встречаются с покупателями и цены устанавлива­ются по закону спроса и предложения. Классическая биржа - это аукцион, где торговля ведется посредством обмена устными инс­тр...

Развитие накопительного страхования в нашей стране пока находится в зародыше. Сегодня от него только убытки, причем значительные, которые полностью компенсируются за счет бюджетных средств. Миллиардные суммы, направляемые работодателями на накопительную часть трудовой пенсии, остаются на счетах Пенсионного фонда РФ и никуда не инвестируются. Эти деньги, несмотря на насущную потребность в них российской экономики, остаются без движения и, не принося прибыли, съедаются инфляцией.

С 1 января 2010 г. гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ утрачивает силу. ЕСН будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование.

Принятие Федерального закона № 212-ФЗ свидетельствует, что за многие годы реформ у государственных деятелей, наделенных полномочиями, так и не сформировалось четкое представление о том, чем налог отличается от страхового взноса и каковы принципы функционирования системы пенсионных выплат.

Налог уплачивается на основе закона в рамках исключительно публичных правоотношений, а страховой взнос - на основе договора в рамках гражданских правовых отношений. Иногда заключение договора страхования может носить обязательный характер, но это нисколько не меняет сути возникающих на его основе правоотношений. Примером совмещения публичных целей с частноправовыми методами их достижения является институт обязательного автострахования. В отличие от пенсионной, система автострахования существует не так давно, но достаточно надежно, на основе ясных и понятных правил. При этом уровень желания и возможности автовладельца уклониться от уплаты страховых взносов находится на самых низких показателях, чего нельзя сказать о существовавшей до введения ЕСН практики уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.

ЕСН не являлся налогом в полном смысле этого слова, поскольку его суммы попадают во внебюджетные фонды, минуя бюджетную систему.

Еще одним доказательством незнания законодателя о наличии существенной разницы между налогом и страховым взносом может служить факт переписывания значительной части Налогового кодекса РФ в Федеральный закон № 212-ФЗ. В итоге поменяется название платежа (ранее - ЕСН, теперь - страховые взносы), но сущность его не изменится. То есть "новые" страховые взносы в том виде, в каком они предлагаются, так же не будут отвечать страховым принципам, как и отмененный ЕСН.

На наш взгляд, единственная цель этого "обратного переворота" - передача контрольных полномочий по взиманию взносов от налоговых органов к органам внебюджетных фондов. Однако при реализации указанной цели не были учтены существенные обстоятельства.

Дело в том, что деятельность Пенсионного фонда РФ до настоящего времени осуществляется на основе правового акта почти двадцатилетней давности, принятого за два года до вступления в силу Конституции Российской Федерации, - Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1). Согласно этому документу Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, т.е. к органам государственной власти не имеет никакого отношения. В то же время на него с 01.01.2010 г. возлагаются такие полномочия, которыми сегодня располагают налоговые органы, являющиеся органами государственной власти.

Известно, что механическое переписывание законодательства всегда приводит к появлению юридических парадоксов. Так, механическое переписывание Налогового кодекса РФ (со всеми его недостатками) в части, касающейся контрольных полномочий фондов, а также ответственности плательщиков взносов, привело, если следовать логике многочисленных научных работ, доказывающих самостоятельность налоговой ответственности, к появлению нового вида юридической ответственности - ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Достаточно обратиться к Конституции Российской Федерации, чтобы усомниться в конституционной легитимности правотворческой и правоприменительной деятельности такого образования, как Пенсионный фонд РФ. Пункт 2 ст. 3 Основного закона гласит: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". И далее в ст. 10: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную".

Таким образом, делегирование полномочий федерального органа исполнительной власти может осуществляться только органу государственной власти субъекта Российской Федерации на основе соответствующего соглашения при условии, что это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Вопрос о делегировании властных полномочий заслуживает отдельного внимания, поскольку широко обсуждается в последнее время. Например, когда ученые-юристы пытаются обосновать правомерность делегирования полномочий законодателя высшим органам судебной власти. Можно напомнить и о противодействии систематически возникающему желанию органов исполнительной и судебной власти определять общеобязательные правила поведения (нормы права). Между тем еще в XVII в. Джон Локк в своих трактатах о правлении настоятельно утверждал недопустимость взаимного делегирования полномочий между различными ветвями государственной власти. Народ наделяет властью государственные органы без права передоверия этой власти. Как уже было сказано, это правило прямо вытекает из положений ст. 3 Конституции Российской Федерации.

Поэтому полномочия органа государственной власти не могут быть переданы Пенсионному фонду РФ, так как он до настоящего времени является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Один только этот аргумент может служить достаточным основанием для рассмотрения Федерального закона № 212-ФЗ на соответствие Конституции Российской Федерации. Даже в "доконституционную" эпоху, когда законодатель имел еще смутное представление о системных правовых принципах, Фонду не были предоставлены полномочия по контролю за уплатой страховых взносов в полном объеме. В соответствии с вышеуказанным Положением о Пенсионном фонде РФ контроль за своевременным и полным поступлением туда страховых взносов осуществлялся с участием налоговых органов.

Формальной причиной для законодательных изменений, послужила насущная необходимость в отмене регрессивной шкалы взимания ЕСН. При существующей единой ставке подоходного налога регрессивная шкала ЕСН способствует уклонению от его уплаты. Контрольными органами зафиксировано немало случаев создания схем налоговой минимизации с участием высокооплачиваемых управленческих структур, а также получения многомиллионных заработных плат.

Согласно закона №212-ФЗ совокупная величина страховых тарифов составит 34% и будет применяться с 1 января 2011 г. (в 2010 г. - 26%) к плательщикам, указанным в пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах. Структура тарифов выглядит следующим образом:

− ПФР - 26%;

− ФСС РФ - 2,9%;

− ФФОМС - 2,1%;

− ТФОМС - 3%.

Применение регрессивных ставок отменено. Однако с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не будут взиматься. Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации (п. п. 4, 5 ст. 8 Закона о страховых взносах).

Проведем сравнительный анализ налоговых ставок ЕСН и новых страховых тарифов (табл. 2.11).

Таблица 2.11 - Сравнительный анализ ставок ЕСН и страховых тарифов

Налоговая база, руб.
Ставки ЕСН (п. 1 ст. 241 НК РФ) Ставки ЕСН, в % к общей базе (расчетно) Сумма налога в руб. Страховые тарифы Страховые тарифы, в % к общей базе (расчетно) Сумма взносов в руб.
1 2 3 4 = 1 x 3 5 6 7 = 1 x 6
До 280000 26% 26% 0 - 72800 34% 34% 0 - 95200
280001 - 415000 26% - 20,795% 72800 - 86300 34% 34% 95200 - 141100
415001 - 600000 72800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280000 руб. 20,795% - 17,46(6)% 86300 - 104800 0% 34% - 23,51(6)% 141100
600000 - 2415000 104 800 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб. 17,46(6)% - 5,843% От 104 800 до 141 100 0% 23,51(6)% - 5,843% 141 100

Из таблицы видно, что, когда Закон о страховых взносах заработает в полую силу, налоговая нагрузка на налогоплательщиков увеличится. Только для физических лиц, у которых доход за год составит более 2 415 000 руб., она будет снижена. Очевидно, что таких случаев будет не так уж много.

Расчет предельной величины доходов производится следующим образом:

141 100 руб. = 104 800 руб. + (X - 600 000 руб.) x 2%,

где X - предельная величина дохода, при которой и ЕСН, и страховые взносы будут равны.

Понятно, что если облагаемый доход будет выше рассчитанных 2415 тыс. руб., то сумма ЕСН будет больше, так как с величины, превышающей 600 тыс. руб., налогоплательщики исчисляют взносы в размере 2%, а по страховым взносам начисление прекращается при достижении дохода в размере 415 тыс. руб.

На графике показана налоговая нагрузка по ЕСН и страховым взносам в рублях при налоговой базе от 0 до 3 000 000 руб. (рис. 4).

Распоряжением Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293‑р была утверждена Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия - 2020). В этом документе проанализировано сегодняшнее состояние страховой отрасли, указаны цель и задачи, а также определены основные направления развития страховой деятельности в РФ до 2020 года.

Стратегия - 2020 принята в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 22.02.2013 № 226‑р (далее - Государственная программа).

О том, в каком направлении будет развиваться страхование в ближайшие годы, читайте в предложенном материале.

Государственная программа по развитию страховых рынков

Главная задача России на сегодняшний день - развитие экономики. Одним из основных направлений такого развития является повышение конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование международного финансового центра, улучшение инвестиционного климата в РФ. В свою очередь, улучшение инвестиционного климата невозможно без развитых финансовых рынков, страховой и банковской отраслей.

Сразу два документа, определяющих перспективы развития страховой отрасли, были приняты Правительством РФ.

Разработчики Государственной программы отмечают, что развитию системы страхования в РФ будет способствовать повышение качества предоставляемых страховых услуг, обеспечение защиты интересов потребителей страховых услуг и надлежащее исполнение страховыми организациями принятых обязательств по договорам страхования.

Для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций предлагается повысить качество активов и собственных средств страховых организаций, осуществлять комплексную оценку рисков и достаточности активов для исполнения принятых обязательств.

В Государственной программе сказано, что одним из инструментов предоставления качественной страховой услуги является точная оценка (финансовая, техническая) подлежащих страхованию объектов и рисков, размера вреда, причиненного в результате наступления страхового случая, улучшение качества страховых услуг и продвижение их потребителям. В связи с этим возрастает роль таких участников страхового рынка, как страховые актуарии, страховые посредники (брокеры и агенты) и др. В настоящее время в России деятельность перечисленных участников страхового рынка не регламентирована, поэтому следует проработать вопрос о необходимости законодательного регулирования их деятельности, установления требований к предоставляемым услугам, объемам ответственности, создания профессиональных объединений, в том числе на основе саморегулирования.

С другой стороны, нужно стимулировать граждан и хозяйствующих субъектов к заключению договора страхования как одного из инструментов защиты своих имущественных интересов, а также повысить уровень информированности о предоставляемых страховых услугах, для чего следует законодательно закрепить обязанность страховщиков по информированию потребителя страховых услуг об условиях страхования, страховых тарифах, по разъяснению страхователю условий заключаемого договора страхования, по раскрытию информации о своей деятельности. Данная мера будет не только направлена на популяризацию страхования, но и позволит оценить предлагаемые страховые продукты.

Основной причиной невысокой востребованности страхования является низкий уровень доходов и финансовой грамотности населения. Данные проблемы предлагается решать следующим образом: развивать специальные страховые услуги, ориентированные на потребителей с невысокими доходами и предусматривающие использование общих принципов предоставления таких страховых услуг, упрощенный порядок заключения договоров, в том числе урегулирования убытков.

Повышению доступности страховых услуг также должно способствовать обеспечение возможности удаленной реализации страховых продуктов посредством информационно-телекоммуникационных сетей и заключение договора страхования в электронном виде.

В целях недопущения дискриминации прав и интересов граждан, жизни и здоровью которых причинен вред, предлагается провести поэтапную унификацию размеров страховых сумм в части возмещения вреда, а также законодательно закрепить единые подходы и методики к определению размера ущерба, причиняемого жизни, здоровью потерпевших, выработать единые подходы и методики к определению размера убытков, вызванных повреждением имущества.

При этом в перспективе все‑таки планируется сохранить приоритет добровольной формы страхования над обязательной, ограничение доли обязательных видов страхования.

В планах Правительства РФ в целях стимулирования развития накопительных видов страхования - активизировать участие страховщиков по привлечению средств населения и решению социально значимых государственных задач, например посредством включения страховщиков в систему пенсионного страхования на условиях, равных с негосударственными пенсионными фондами.

Еще одним инструментом защиты прав и законных интересов страхователей - физических лиц должен стать орган досудебного рассмотрения споров - финансовый омбудсмен. Данный инструмент предусматривает упрощенный порядок рассмотрения споров между потребителями финансовых услуг и организациями, предоставляющими такие услуги.

Основные положения Стратегии - 2020

Непосредственная реализация поставленных в Государственной программе задач прописана в Стратегии - 2020 .

Итоги рынка страхования - 2012

Прежде чем двигаться вперед, необходимо понять, на каком этапе развития находится страховое дело сегодня, оценить его реальное положение. Основные итоги подведены в Стратегии - 2020 за период с 2007 по 2012 годы. Приведем некоторые данные.

Основные показатели страховой деятельности в РФ в 2007 - 2012 годах

Показатель 2007 год 2012 год Примечание
1. Количество страховщиков и страховых брокеров - всего

в том числе:

944 641 Уменьшилось
количество страховщиков (страховых организаций и обществ взаимного страхования) 857 469 Уменьшилось
количество страховых брокеров 87 172 Увеличилось
2. Величина совокупного уставного капитала российских страховщиков (млрд руб.) 156,4 208 Увеличилась
3. Средний уставный капитал (млн руб.) 182,5 443,5 Увеличился
4. Совокупная страховая премия (млрд руб.) 486,1 809,1 Увеличилась
5. Страховые премии по страхованию жизни (млрд руб.) 22,7 53,82 Увеличились
6. Страховые премии по личному страхованию (за исключением страхования жизни) (млрд руб.) 90,02 182,41 Увеличились
7. Страховые премии по страхованию имущества (млрд руб.) 274,3 373,15 Увеличились
8. Страховые премии по гражданской ответственности (млрд руб.) 20,28 29,95 Увеличились
9. Страховые премии по обязательному страхованию (кроме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательного медицинского страхования) (млрд руб.) 6,28 28,73 Увеличились
10. Страховые премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (млрд руб.) 72,48 121,21 Увеличились
11. Страховые выплаты (млрд руб.) 203,8 369,4 Увеличились
12. Объем страховой премии на душу населения с учетом ОМС (руб.) 5370 5658 Увеличился
13. Страховые выплаты по страхованию жизни (млрд руб.) 15,75 13,35 Уменьшились
14. Доля страховых премий по добровольным видам страхования в совокупной страховой премии по всем видам страхования (%) 83,8 81,5 Уменьшилась
15. Доля страховых премий во внутреннем валовом продукте (%) 1,46 1,3 Уменьшилась
16. Коэффициент выплат (%) 41,9 45,7 Увеличился
17. Доля иностранного участия в уставном капитале страховых организаций (%) 9,7 17,4 Увеличилась

Рынок страховых услуг в настоящее время характеризуется стабильно высокой концентрацией. Так, в 2009 году более половины объема рынка добровольного страхования контролировалось 11 страховыми группами, в 2011 году на 9 крупнейших страховых групп приходилось 61,25% объема услуг страхового рынка.

Наиболее концентрированным рынком обязательного страхования является рынок услуг по ОСАГО. На этом рынке на протяжении 2009 - 2011 годов более половины объема собранной страховой премии приходилось на 2 страховые группы и 2 страховые компании. С 2009 года объем собранной ими страховой премии по ОСАГО составлял не менее 54%.

В течение последних нескольких лет практически отсутствовало предложение новых страховых продуктов и услуг, инновационных идей по новым видам добровольного страхования.

На фоне роста ценовой конкуренции, перераспределения страховых премий, сегментации страхового рынка в зависимости от рентабельности страховых операций вне страховой защиты оказались многие потенциальные потребители страховых услуг (например, граждане, проживающие в сельской местности, малые предприятия).

Развитие страховой отрасли сдерживается невысоким уровнем страховой культуры и страховой грамотности потребителей страховых услуг, крайне низким спросом на страховые услуги. Страховщики и их профессиональные объединения не уделяют должного внимания пропаганде страхования, разъяснению условий страхования и его преимуществ по сравнению с иными финансовыми институтами.

Разработчики Стратегии - 2020 выделяют следующие основные проблемы страхового рынка :

  • снижение качества выполнения обязательств страховщиками по договорам страхования перед страхователями;
  • низкий уровень оказания посреднических услуг потребителям, так как страховые посредники редко выступают в интересах страхователей и в качестве консультантов, чаще в качестве продавцов, при этом растут размеры получаемых ими от страховщиков комиссионных вознаграждений;
  • налогообложение страхователей - потребителей страховых услуг, которое не способствует проявлению их страховых интересов;
  • ограниченность предложений страховых услуг, ориентированных на различные категории потребителей;
  • низкий уровень доверия страхователей к страховщикам и к механизму страхования в целом;
  • наличие неконкурентных действий, а также высокий уровень концентрации на рынке страховых услуг;
  • пренебрежение правами и законными интересами страхователей со стороны отдельных страховщиков;
  • увеличение числа профессиональных объединений страховщиков (ассоциаций), в том числе за счет создаваемых под конкретные виды страхования, которое делает представление интересов отрасли дорогостоящим и недостаточно эффективным;
  • повышение уровня расходов на ведение дела и управленческих расходов в объеме страховой премии, влияющих на исполнение обязательств по договорам страхования, снижение рентабельности и эффективности деятельности;
  • недостаточно развитая сеть продаж страховых продуктов страховщиками и несовершенство способов заключения договоров страхования;
  • страхование жизни сдерживается низким уровнем доходов страхователей, высоким уровнем инфляции и высокими ставками банковских депозитов, не дающими преимуществ страхованию жизни по сравнению с иными инструментами накопления;
  • недостаточное участие страховщиков в возмещении убытков по катастрофическим рискам, тогда как большая часть средств возмещается из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основные направления развития страховой отрасли до 2020 года

Основной целью Стратегии - 2020 является комплексное содействие развитию страховой отрасли, в частности превращение ее в стратегически значимый сектор экономики России, обеспечивающий как повышение экономической стабильности общества и социальной защищенности граждан, так и снижение социальной напряженности в обществе путем проведения эффективной страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, а также привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны.

Для достижения поставленных задач необходимо принять ряд мер по основным направлениям в соответствии со Стратегией - 2020 , в которой представлен и план соответствующих мероприятий («дорожная карта»).

Совершенствование регулирования обязательного страхования. В настоящее время развитие страховой отрасли происходит по экстенсивному пути, обязательное страхование является основным источником роста объемов страховой премии.

В целях совершенствования регулирования обязательных видов страхования планируется решить следующие задачи:

  • перейти к государственному регулированию минимальных и максимальных значений страховых тарифов;
  • выработать порядок мониторинга применяемых страховых тарифов, их обоснованности и доведения его результатов до общественности;
  • последовательно унифицировать порядок определения размера ущерба и страхового возмещения по обязательным видам страхования.
В рамках совершенствования видов обязательного страхования необходимо совершенствовать законодательство РФ об ОМС,

ОСАГО, обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта, обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

По мнению разработчиков Стратегии - 2020 , для обеспечения возмещения причиненного вреда третьим лицам субъектами предпринимательской деятельности целесообразно рассмотреть возможность установления требования о наличии договора страхования ответственности для отдельных субъектов предпринимательской деятельности (с учетом международной практики) в качестве условия осуществления соответствующих видов профессиональной деятельности.

Также необходимо установить единые подходы к определению размеров страховых сумм и страховых выплат в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, поэтапно повысить предельный уровень страховых выплат до 2 млн руб. в целях обеспечения равных прав граждан на получение страховых выплат в случае смерти или причинения вреда здоровью граждан, расширить перечень выгодоприобретателей, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца.

При этом учитывая сложившуюся ситуацию на рынках обязательного страхования, дальнейшее развитие страховой отрасли РФ должно быть направлено на стимулирование развития добровольных видов страхования, а также на повышение привлекательности страхования для граждан.

Стимулирование развития добровольного страхования. Интенсивный путь развития страховой отрасли будет обеспечиваться внедрением новых условий добровольного страхования, новых страховых продуктов и способов их реализации. Реализация комплекса мер по развитию добровольного страхования будет способствовать большему охвату потенциальных страхователей, обеспечит доступность страховых услуг для всех категорий граждан и юридических лиц, позволит освободить государство от избыточных расходов, ограничив его роль по возмещению вреда в результате чрезвычайных ситуаций случаями реализации особо крупных рисков.

Расширение сферы деятельности субъектов страхового дела. В целях создания новых и совершенствования действующих страховых инструментов обеспечения исполнения обязательств по договорам планируется:

  • формирование в случае необходимости регулятивных основ по выдаче страховщиками гарантий, предусмотренных ГК РФ;
  • расширение и совершенствование практики страхования ответственности по договору (расширение сфер применения, совершенствование правил страхования, в частности путем исключения оснований для освобождения от страховой выплаты в случае грубой неосторожности страхователя);
  • формирование законодательных и нормативно-правовых особенностей деятельности страховщиков по заключению договоров поручительства в качестве поручителей.
Немаловажным аспектом расширения сферы деятельности субъектов страхового дела является комплексное развитие взаимного страхования, которое может стать эффективным и доступным инструментом страховой защиты для граждан России, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также для объединения страховых интересов юридических лиц по профессиональному признаку.

Развитие инфраструктуры страхового рынка. Повышение стабильности, надежности инфраструктуры страхового рынка, а также оперативности и эффективности его деятельности предполагает реализацию комплекса мер, в частности:

  • развитие института страховых брокеров и страховых агентов;
  • законодательное регулирование актуарной деятельности, формирование института страховых актуариев;
  • формирование института страховых сюрвейеров, осуществляющих профессиональную оценку риска на этапе заключения договора страхования, аварийных комиссаров и аджастеров, осуществляющих профессиональную деятельность по оценке ущерба и урегулированию убытков, регламентация их деятельности, прав, обязанностей и ответственности, механизма их аттестации и форм контроля;
  • повышение востребованности системы рейтингования страховых организаций в целях осуществления оценки их надежности и финансовой устойчивости;
  • повышение статуса и роли профессиональных объединений (союзов, ассоциаций) страховщиков, саморегулируемых организаций страховщиков, в том числе с учетом принципов консолидации и унификации интересов участников страхового рынка.
Оптимизация системы управления рисками за счет бюджетных средств. По мнению разработчиков Стратегии - 2020 , бессистемное введение «обязательного» государственного страхования жизни и здоровья отдельных категорий лиц путем внесения соответствующих положений в федеральные законы, не являющиеся законами о конкретном виде обязательного страхования, и в законы субъектов РФ приводит к правовым коллизиям и пробелам регулирования личного страхования за счет бюджетных средств, неопределенности статуса такого страхования и формы его осуществления. В целях единообразного применения норм требуется их систематизация и исключение противоречий в толковании.

Планируется провести анализ государственных и муниципальных расходов на страхование, комплексно проанализировать их эффективность и экономическую целесообразность действующей системы защиты имущественных интересов государства. Предполагается разработать комплекс мероприятий по сокращению расходов бюджетной системы на организацию страхования.

Развитие системы сельскохозяйственного страхования. Дальнейшее совершенствование системы сельскохозяйственного страхования (СХС), осуществляемого с государственной поддержкой, должно базироваться на следующих принципах:

  • добровольность участия сельскохозяйственных товаропроизводителей, страховых организаций и обществ взаимного страхования в указанной системе;
  • доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к СХС с государственной поддержкой на равных условиях;
  • вариативность условий СХС с государственной поддержкой с учетом региональной специфики сельскохозяйственных товаропроизводителей, климатических зон, состояния почв, агротехники и рискованности деятельности;
  • оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при возникновении чрезвычайных ситуаций с учетом условий заключенного договора СХС;
  • повышение эффективности института независимой экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба, подлежащего возмещению по договору сельскохозяйственного страхования;
  • применением процедур третейского суда, медиации и (или) страхового омбудсмена в целях досудебного разрешения споров, возникающих в ходе исполнения договоров СХС;
  • формирование единых подходов и стандартов осуществления СХС.
Добровольное страхование должно постепенно замещать сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, и снижать долю участия государства в системе сельскохозяйственного страхования.

Повышение эффективности форм и методов государственного контроля и надзора за субъектами страхового дела и обеспечение их финансовой устойчивости. Планируется принять меры по повышению эффективности государственного страхового надзора, систематизации форм и методов его осуществления, направленных, в частности:

  • на совершенствование механизмов проверки соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям при подаче заявления на выдачу лицензии;
  • на внедрение оперативного мониторинга и оценки финансовой устойчивости страховщиков с применением систематизированного перечня показателей, характеризующих их финансовое положение на основе отчетности страховщиков, оперативно представля-емой в орган страхового надзора;
  • на повышение эффективности и оперативности контроля за деятельностью субъектов страхового дела, осуществляемого на основе представляемой ими в орган страхового надзора бухгалтерской и иной отчетности, переход к контролю на основе отчетности, составленной по МСФО;
  • на совершенствование регулирования вопросов о проведении проверок субъектов страхового дела;
  • на развитие и расширение иных форм и методов государственного страхового надзора, в том числе направленных на повышение ответственности страховщика за необоснованное сбережение сумм в связи с неисполнением обязательств, возложенных на него в силу закона.
Кроме того, планируется разработать и реализовать комплекс мер по совершенствованию и систематизации применяемых органом страхового надзора санкций к субъектам страхового дела.

Предполагается дальнейшее совершенствование системы регулирования финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков в части подходов к формированию страховых резервов, а также порядка расчета нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств. Следует пересмотреть состав формируемых страховщиками страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Для этого целесообразно, по мнению разработчиков Стратегии - 2020 , ввести резерв неистекшего риска и упразднить обязательный порядок формирования стабилизационных резервов, наделив страховщиков правом самостоятельно принимать решения о необходимости их формирования.

Защита прав потребителей страховых услуг, повышение страховой культуры, популяризация страхования. В этом направлении планируется принять следующие меры:

  • информировать граждан о страховщиках, страховых посредниках и условиях предоставляемых ими услуг, в том числе с помощью сети Интернет;
  • раскрывать соответствующую информацию на официальных сайтах субъектов страхового дела;
  • повысить правовую защиту потребителей страховых услуг с учетом специфики страховой деятельности;
  • обеспечивать объективную и единообразную оценку размера ущерба путем унификации подходов к оценке вреда, причиненного жизни, здоровью, а также имуществу граждан;
  • сформировать эффективный механизм досудебного урегулирования споров между страховщиками и физическими лицами - страхователями (застрахованными лицами, выгодоприобретателями) путем создания института финансового омбудсмена;
  • определить принципы формирования гарантийных фондов по массовым, социально значимым видам страхования;
  • определить формы взаимодействия с обществами по защите прав потребителей.
А недостаточный уровень страховой культуры большей части потребителей страховых услуг планируется повышать посредством проведения просветительской и разъяснительной работы среди населения.

Усиление роли российского страхового рынка на международном уровне. В связи с присоединением России к ВТО и взятыми ею на себя обязательствами требуется комплекс мер по гармонизации российского страхового законодательства:

  • определение форм и порядка участия иностранных инвесторов в создании и управлении страховыми организациями и их филиалами;
  • формирование подходов к осуществлению надзора и контроля за деятельностью иностранных страховщиков и их филиалов на территории РФ и трансграничными страховыми операциями.
В целях обеспечения конкурентоспособности российского страхового рынка на международном уровне предполагается уточнить сферу деятельности иностранных страховщиков и их филиалов на территории РФ для осуществления отдельных видов страхования (обязательное страхование, в том числе ОСАГО, страхование жизни, страхование для государственных и муниципальных нужд).

Также планируется реализовать ряд мер по интеграционным процессам в рамках подготовки к вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития, сотрудничества со странами - членами Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества и Европейского экономического сообщества, а также Международной ассоциации страховых надзоров и Европейского союза.

Будем надеяться, что все эти и другие необходимые меры позволят сделать страховую отрасль действительно стратегически значимым сектором экономики России, притом что страхование будет выполнять свое первостепенное значение - защищать интересы физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев.

1.3 Направления развития и совершенствование страховых взносов

Прежде чем говорить о совершенствовании системы страховых взносов во внебюджетные фонды, необходимо указать направления развития страховых взносов в РФ.

Так, согласно «Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предполагается продление до 2016 года применение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ на уровне 2013 года - в отношении большинства плательщиков - 30% и неперсонифицированного тарифа - 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на обще установленный тариф. При этом предполагается, что индивидуальные предприниматели будут уплачивать взносы за себя по дифференцированному тарифу в зависимости от величины их годового дохода.

В случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики будут предоставляться иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального обеспечения.

Однако только сохранение ставок на прежнем уровне не сможет решить всех проблем, которые существуют в сфере обязательного страхования .

Особо остро обстоит ситуация с дефицитом Пенсионного фонда. Хотя поступления и растут, они все равно не в состоянии будут обеспечить всем «достойную старость». Так, в 2008 году дефицит Пенсионного фонда составлял 900 миллиардов рублей, а к 2020 году он может дорасти до 6 триллионов. Такие большие числа говорят о том, что действующая система страховых взносов не может справиться с возложенной на нее функцией пополнения бюджета. По прогнозам, в 2025-2030 годах наступит острый кризис Пенсионного фонда, его дефицит достигнет слишком больших масштабов, он обанкротится .

Какие же меры необходимо принять, чтобы не допустить «обвала» Пенсионного фонда?

Заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин считает, что Пенсионный фонд в состоянии существовать посредством получения страховых взносов. Но Воронин также говорит о том, что необходимо повышать уровень зарплат, с которых непосредственно и начисляются страховые взносы . Однако откуда брать средства на увеличение заработной платы непонятно.

Другой точки зрения придерживается профессор ВШЭ, бывший министр экономики РФ Е.Г. Ясин, который полагает, что рано или поздно придется не просто отодвинуть пенсионный возраст, но и согласиться с тем, что мы сами должны делать взносы на свой пенсионный счет. Причем из всех источников доходов, например, 20 - 30 процентов.

Также, по его мнению, необходимо будет создать фундамент Пенсионного фонда, его целевой капитал. Он позволит формировать соответствующий фонд, и доходы от него будут зачислять на счета пенсионеров. Для этого нужно, например, в течение какого-то времени отчислять средства за счет доходов страны от нефти и газа, из других источников, имея в виду, что эти деньги можно направлять на инвестиции только при одном условии: доходы должны зачисляться на счета будущих пенсионеров .

Действуя таким образом, по мнению Ясина, можно вывести Пенсионный фонд из кризиса.

Однако причиной «дыры» в бюджете Пенсионного фонда и недоимках в бюджетах других внебюджетных фондов являются также всевозможные уклонения от уплаты страховых взносов. Если вспомнить цифры, которые приводились Ольгой Голодец, то в России существуют около 47 миллионов неплательщиков из 87 миллионов трудоспособного населения , что свидетельствует о том, что есть недостатки в контроле над уплатой страховых взносов. И это так.

Когда страховые взносы вышли за рамки налогов, то их начисление и уплата стали контролироваться не налоговыми инспекциями, а непосредственно социальными внебюджетными фондами. Однако возник правовой пробел - ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов четко не оговаривалась, то есть уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды не обеспечивалось уголовно-правовой охраной.

Тогда Министерством юстиции Российской Федерации был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов».

Законопроектом предусматривается дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации статьями, устанавливающими ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов, неисполнение плательщиком страховых взносов обязанностей по их исчислению и перечислению, а также за сокрытие имущества для оплаты этих платежей в случаях совершения названных действий в крупном либо особо крупном размере.

По мнению заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук Ивана Соколова, этот документ мог бы восполнить существующий правой пробел в сфере социального страхования .

Между тем, по мнению председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Романа Терехина, возможное введение уголовной ответственности за невыплату страховых взносов нецелесообразно в современных условиях. Он считает, что при наличии явного дефицита средств в Пенсионном фонде экономически штраф за неуплату взноса выгоднее, чем уголовная ответственность, поскольку крайне жесткие меры могут привести вообще к развалу бизнеса, и страховой фонд от этого только потеряет. Устрашение же работодателей в данном случае неактуально, так как если не уплачиваются страховые взносы, то всегда есть и уклонение от уплаты налогов, либо мошенничество в части выплаты заработной платы, иные нарушения трудового законодательства .

Таким образом, для совершенствования системы страховых взносов необходимо не только уделять внимание тарифному регулированию, но и учитывать состояние фондов обязательного страхования в целом, а также создавать эффективную систему контроля над начислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В заключение своей работы я бы хотела обратить внимание на то, что страховые взносы во внебюджетные фонды это не только средство пополнения их бюджетов, но и неотъемлемая часть социальной политики государства, которая направлена повышение уровня жизни населения. Поэтому появление в России системы социального страхования, безусловно, положительное явление.

Но можно ли говорить, что в нашей стране страховые взносы работают эффективно?

Думаю, нет. Зачастую это связано с тем, что у нас недостаточно развит сам институт страхования. Если в развитых странах системы социального страхования достигли своей зрелости, то в России они находятся в «зародышевом» состоянии.

Отсутствие ясности понимания самого понятия «страховые взносы» влечет за собой недостатки в законодательной базе и «провисании» некоторых нормативных документов, что отражается в таком негативном явлении, как уклонении от уплаты страховых взносов.

Несмотря на это, поступления во внебюджетные фонды, хоть и медленно, но продолжают расти, что не может не радовать.

При доработке законодательной базы, усилении контроля над страховыми взносами в целом, а также разработке оптимальных тарифов для каждой категории плательщиков сфера социального страхования сможет достигнуть стабильности и максимальной эффективности.

Бюджетно-налоговая политика России

Применение упрощенной системы налогообложения (УСН) организациями предполагает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам...

Тарифы страховых взносов с 1 января 2011 года: Пенсионный фонд Фонд социального страхования Фонды обязательного медицинского страхования Итого Федеральный Территориальный 26% 2,9% 3...

Государственные внебюджетные фонды

Тариф страховых взносов в 2011 году в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -3,1 %(ФФОМС). Для Территориального фонда обязательного медицинского страхования -2,0% (ТФОМС). В 2012 году изменений тарифов страховых взносов не ожидается...

Обязательные налоги и взносы организации

Весь расчет страховых взносов основан на Федеральном Законе №212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации...

Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности

Произведите ввод данных в соответствии с заданием и заполните расчёт в электронном виде...

Особенности расчета налогов организации

Название документа: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации...

Права, обязанности и ответственность налоговых органов. Методика налоговой проверки страховых взносов

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской Федерации...

Права, обязанности и ответственность налоговых органов. Методика налоговой проверки страховых взносов

Органы контроля за уплатой страховых взносов в рамках своих полномочий в праве осуществлять камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов (ч.1 ст.33 Закона №212-ФЗ)...

Совершенствование механизма налогообложения страховых организаций

В соответствии со ст. 208 НК РФ объектами обложения НДФЛ являются страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты), и выплаты...

Социальные платежи

21 Декабря 2009 Федеральным Законом от 24.07.2009 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации...

Финансы страховой компании на примере ОСАО "Ингосстрах"

По данным ФСФР, за 9 месяцев 2012 года по сравнению с 9 месяцами 2011 года темпы прироста взносов на российском страховом рынке составили 22%. При этом квартальные темпы прироста взносов постепенно замедляются (25,7% за 1-ый квартал, 22,9% за 2-ой квартал, 20...

Фонд социального страхования РФ

Для расчета страховых взносов используется Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации по форме 4-ФСС РФ. В Отчете заполняются все предусмотренные строки...

Экономическое содержание и расчеты страховых взносов

Страница 1

Как известно, в июле 2009 года были приняты федеральные законы, направленные на развитие системы обязательного социального страхования и совершенствование пенсионной системы.

В настоящее время организации и индивидуальные предприниматели применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) платят налог по ставкам 6% для объекта "доходы" и 15% для объекта "доходы минус расходы", а организации и индивидуальные предприниматели применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) - 15%. Суммы налогов по УСН и ЕНВД согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 56, 61.1, 61.2, 146) распределяются между региональными и муниципальными бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов. При этом в регионы и муниципалитеты сумма налогов по УСН и ЕНВД поступает по нормативу 90%. Оставшиеся 10% распределяются между бюджетами государственных внебюджетных фондов. Причем сумма минимального налога по УСН распределяется только между фондами. Действующие нормативы распределения представлены в табл. 3.1. Таким образом, в размер налоговой ставки по УСН и ЕНВД заложена доля, подлежащая перечислению в указанные фонды. Размер этой доли (налоговой ставки) составляет: по УСН - 0,6% для объекта "доходы" и 1,5% для объекта "доходы минус расходы"; по ЕНВД - 1,5%. Соответственно предприниматели, применяющие УСН и ЕНВД, также участвуют в формировании бюджетов государственных внебюджетных фондов, уплачивая своеобразный "единый социальный налог". К тому же "упрощенцы" и "вмененщики" платят взносы в ПФР в размере 14% ФОТ.

Таблица 3.1

Распределение поступлений от специальных налоговых режимов, %

вид налоговых поступлений

Бюджетная система

государственные внебюджетные

региональные бюджеты

бюджеты муниципальных районов

бюджеты городских округов

УСН-патент

С 1 января 2011 года поступления по УСН и ЕНВД будут полностью зачисляться в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований. Новые нормативы распределения представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Вид налоговых поступлений

Бюджетная система

государственные внебюджетные фонды

региональные бюджеты

бюджеты муниципальных районов

бюджеты городских округов

УСН-патент