Современная финансовая система РФ. Функции звеньев финансовой системы РФ. Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России Современная финансовая система представляет собой

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

дисциплина: ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

тема: СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Выполнила: Бабина А.В.

группа № 23-253П

зачетная книжка № 981

Проверил:

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургская академия 1

управления и экономики 1

Введение 3

Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу. 3

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. 3

1. Основные звенья финансовой системы Российской Федерации 5

2. Управление финансами и финансовая политика 10

3. Органы государственного управления финансами 14

Заключение 20

Введение

Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

1. Основные звенья финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. 1

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений. Эти звенья характеризуются особенностями формирования и использования фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

Роль государства в социальноэкономическом развитии общества определяет необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Поэтому основой централизованных (или общегосударственных ) финансов являются бюджеты соответствующих уровней (в Российской Федерации выделяются федеральный, региональные и местные бюджеты). 2

Кроме того, к общегосударственным финансам относятся также государственные внебюджетные фонды и государственное кредитование.

Федеральный, региональные и местные бюджеты представляют собой форму образования и использования централизованных фондов денежных средств, необходимых для обеспечения функций государства и местных органов самоуправления. Бюджет играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, обеспечения охраны окружающей среды поддержания и развития социальной и культурной сферы, а также предприятий различных форм собственности.

Важным звеном общегосударственных финансов являются также государственные внебюджетные фонды - фонды денежных средств, образуемых вне бюджета и предназначенные, как правило, для реализации прав граждан в области социального и медицинского обеспечения.

Государственный кредит отражает кредитные отношения, связанные с мобилизацией государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и частных лиц на условиях возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Заемщиками в государственном кредите выступают юридические и физические лица, а кредитором - государство в лице органов его исполнительной власти.

Государственный долг образуется в результате кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство, а кредиторами - граждане, предприятия и организации, в том числе и зарубежные. Государственный долг используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета, а также для стабилизации денежного обращения в стране.

Различают государственный внутренний долг – долговые обязательства Правительства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте, а также государственный внешний долг - заимствования Правительства из различных зарубежных источников, выраженные в иностранной валюте.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макро уровне. Формирование и распределение общегосударственных финансов имеют централизованный характер, общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления.

Децентрализованные финансы - это финансы кредитнобанковской сферы, страховых компаний, коммерческих предприятий и некоммерческих организаций. 1

Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и частных лиц формируются финансы кредитнобанковской системы и страхования.

Финансы кредитнобанковской системы (или кредитные средства) служат основным источником удовлетворения спроса хозяйствующих субъектов и частных лиц на дополнительные денежные ресурсы. Даже при очень высоком уровне самофинансирования для ведения предпринимательской деятельности, как правило, оказывается недостаточно только собственных средств.

Кредитные средства обслуживают не только текущие потребности предприятий, но и их инвестиционную деятельность.

Очень динамично растет в настоящее время рынок потребительского кредитования, частные лица имеют возможность получить кредит на покупку бытовой техники и мебели, транспортных средств и недвижимости, оплату образовательных услуг и т. п.

В состав кредитнобанковской системы входит и финансовый рынок. Особо отметим, что финансовый рынок служит одним из механизмов, с помощью которых финансы кредитнобанковской системы участвуют в кредитовании государства - путем приобретения государственных ценных бумаг. 2

Финансы страховых компаний представляют собой звено финансовой системы, которое обеспечивает покрытие возможных убытков при наступлении неблагоприятных событий – страховых случаев.

Денежным обеспечением страхования являются страховые фонды, которые могут быть организованы в следующих организационных формах:

Централизованный страховой (резервный) фонд;

Фонды самострахования;

Страховые фонды страховщиков (страховых компаний).

Централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов, имеет натуральную форму содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые постоянно обновляются. Назначение этого фонда - возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы. Источниками формирования централизованного страхового фонда является пополнение государственных запасов и резервов.

Фонды самострахования формируются хозяйствующими субъектами в целях обеспечения собственной деятельности в случае возникновения неблагоприятных ситуаций и используются для покрытия убытков, погашения облигаций и выкупа акций (при отсутствии других средств), а также для приобретения основных фондов. Размеры фондов самострахования законодательством не регламентированы.

Страховые фонды страховщиков (т. е. страховых компаний) создаются большим кругом участников, среди которых могут быть и предприятия, и частные лица. Такие страховые фонды имеют целевой характер использования: например, фонд страхования недвижимого имущества от пожара, фонд страхования гражданской ответственности автовладельцев, наступающей в результате дорожно-транспортных происшествий и т. п.

Страхователи (участники страхового фонда страховщиков), вносят в фонд относительно небольшие (по сравнению с возможной величиной ущерба в случае наступления страхового случая) денежные суммы - страховые премии , и поскольку страховые случаи являются относительно редкими и наступают, как правило, только у небольшого количества страхователей, за счет суммарных собранных страховых премий страховщик покрывает все наступившие убытки страхователей. 1

До 1990 г. в СССР была государственная монополия на страхование, сейчас наряду с государственными страховыми организациями существует много негосударственных страховых компаний, имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности.

Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений этих предприятий. Основой единой финансовой системы страны служат финансы коммерческих предприятий, которые обслуживают воспроизводство и распределение валового внутреннего продукта и формируют преобладающую часть финансовых ресурсов национальной экономики.

Основным источником функционирования и развития коммерческих предприятий является получение прибыли. При этом предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаясь финансовыми результатами своей деятельности, формируя производственные и социальные фонды, изыскивая необходимые средства для инвестиций, в том числе и с использованием финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы. 1

От состояния финансов коммерческих предприятий существенно зависит обеспеченность общегосударственных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, различные предприятия могут использовать в своей деятельности банковский кредит, фонды страхования, бюджетные ресурсы, иногда и государственный кредит. 2

Финансы некоммерческих организаций принимают косвенное участие в воспроизводственных процессах, поскольку цели функционирования таких организаций не связаны напрямую с получением прибыли. Деятельность некоммерческих организаций состоит в предоставлении общественно значимых услуг, потребление которых сопровождается сильными внешними эффектами для всего общества и каждого конкретного его члена. К таким услугам относятся, прежде всего, сфера национальной безопасности, образование, здравоохранение и т. п.

Государство, принимая соответствующие законы и нормативные акты, воздействует через финансовую систему на формирование и централизованных, и децентрализованных финансовых ресурсов. Для этого используются такие инструменты, как налоги, система кредитования, механизм ценообразования и т. д.

Общегосударственные финансы органично связаны с другими звеньями финансовой системы. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является валовой внутренний продукт, создаваемый в сфере производства, далее посредством налогообложения формируется бюджет и социальные внебюджетные фонды. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется предприятиями не только за счет собственных средств, но и с возможным привлечением прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.

Кроме того, финансы предприятий связаны и с кредитной системой. При недостатке собственных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, предприятия используют банковские кредиты.

Для решения своих финансово-экономических задач предприятия могут также привлекать средства других хозяйствующих субъектов, наиболее распространенным из которых является выпуск ценных бумаг - акций, облигаций и др. 1

Таким образом, единая сущность финансовой системы обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость звеньев финансовой системы.

С того момента, как появилась финансовая система в России, появились и дискуссии о проблемах по определению ее основополагающих моментов. В совокупности всех проблем выделяется дискуссия о мере социальной ориентации финансовой системы, проблема, связанная с пределами и методами государственного вмешательства в финансовые процессы частных и государственных финансовых институтов, мере их прозрачности, важности и необходимости контроля их деятельности обществом.

Основными шагами в этой сфере может стать ужесточение контроля над операциями на финансовом рынке, в частности, над формированием задолженности государственных корпораций, над трансграничным движением капиталов, над эмиссией финансовых инструментов.

Требуется провести целый комплекс мер, которые должны повлиять на сокращение теневого элемента в движении финансово-кредитных ресурсов в реальный сектор экономики из финансовых институтов, коррупционных издержек и административных барьеров. Осуществление подобных мер должно поспособствовать расширению доступности кредитов и увеличению удельного веса долгосрочного кредитования, к тому же поднятию эффективности использования бюджетных источников финансирования.

Российский финансовый рынок из-за воздействия глобального экономического кризиса проходит один из самых сложных периодов своего развития. Кризис выявил проблемные моменты функционирования российского рынка ценных бумаг, которые связаны с необходимостью укрепления рыночных институтов, совершенствованием правового регулирования, дальнейшего развития судебной системы. Следует отметить, что руководством страны была своевременно поставлена задача перед регуляторами финансового рынка о необходимости развития инструментов регулирования финансового рынка. Одним из вариантов решения данной проблемы является создание в Москве Международного финансового центра.

Развитие рынка ценных бумаг в России получило в последние годы мощнейший импульс с появлением рынка РЕПО, значение которого трудно переоценить. Операции на рынке РЕПО позволяют рефинансировать операции с ценными бумагами, способствуют повышению ликвидности российского рынка акций и облигаций. Надежно функционирующий рынок РЕПО является особенным элементом денежного рынка, с помощью которого Банк России может эффективно осуществлять операции рефинансирования в рамках проведения денежно-кредитной политики.

Большую роль в регулировании сделок на финансовом рынке играет Центральный банк России. В последнее время были внесены поправки в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» по инициативе Центрального банка.

Развитие финансового рынка в России, конечная цель которого -- привлечение инвестиций, невозможно без модернизации судебной системы. В настоящее время наблюдаются серьезные трудности в разрешении споров в области финансового рынка. Это объясняется несовершенством законодательной базы, отсутствием необходимых профессиональных знаний у судей и значительной бюрократией при рассмотрении дел.

Таким образом, решение актуальных проблем регулирования финансового рынка России позволит приблизить его к европейским стандартам.

Другими проблемами финансовой системы России являются проблемы в бюджетной сфере:

Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;

Действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

Тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;

Принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;

Доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.

Недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий).

Эти проблемы решаются путем:

Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.

Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.

Создания новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.

Итак, можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования и стабилизации финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.

"Финансовая система Российской Федерации"


Введение

финансовый рыночный экономика

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. В теории системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

недостаточные темпы развития экономики;

диспропорции развития экономической системы;

отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы открытой системы. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.

Многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.

Известно определение: «финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий». В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы.

Финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Тема курсовой работы очень актуальна для сегодняшнего дня, так как надежная финансовая система является стержнем в развитии и функционировании рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в государстве. Эта система - основа, мобилизующая и распределяющая сбережения общества и облегчающая его повседневные операции. Рыночная экономика, функционирующая в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, но самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике Российской Федерации и тенденции ее развития.

Курсовая работа определяет постановку следующих задач:

выявление основных функций;

раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы;

рассмотрение состояния и развития финансовой системы за последние года.


1.Сущность и структура финансовой системы


.1 Понятие и функции финансовой системы


Государство управляет обществом и состоит из ряда структур: политической, экономической, социальной, религиозной и др.

Основу экономической структуры составляют отношения, возникшие в государстве, в которых участвуют четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин. У каждого субъекта свои права и обязанности. Вступая между собой в отношения, они участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы государства.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений.

Финансовая система в рамках определенной страны включает в себя:

государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и их расходование;

банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения, обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами;

подсистему обращения государственных ценных бумаг, служащую для привлечения денежных средств на вторичных рынках ценных бумаг.

Существует целый ряд причин, исходя из которых, в разных странах финансовые институты значительно отличаются друг от друга. В их число входят уровень доступности и сложности технологии и различные размеры, а еще отличие в историческом, культурном и политическом развитии определенного государства. Функции финансовой системы кроме того трансформируются в течении определенного времени, то есть подлежат изменению. Функции в финансовых институтах могут значительно изменяться, а так же расширяться.

Анализируя главную функцию финансовой системы, заключающуюся в эффективном распределении финансовых ресурсов, на наиболее общем уровне можно говорить о шести базовых или ключевых функциях этой системы:

Обеспечение способов перемещения экономических ресурсов во времени, через границы государств и из одних отраслей экономики в другие.

Обеспечение способов управления риском.

Обеспечение способов осуществления расчетов, способствующих торговле.

Обеспечение механизма объединения финансовых ресурсов и разделения владения в различных предприятиях.

Снабжение ценовой информацией, позволяющей координировать децентрализованный процесс принятия решений в разных отраслях экономики.

Обеспечение способов решения проблемы стимулирования.

Первая функция, перемещение ресурсов во времени и пространстве, означает, что финансовая система обеспечивает способы перемещения экономических ресурсов во времени, из одного географического региона в другой, а также из одной отрасли экономики в другую.

Студенческие займы, заем на приобретение дома, пенсионные сбережения и капиталовложения в производственные мощности - все эти операции приводят к перемещению ресурсов из одной точки времени в другую. Финансовая система играет очень важную роль и в перемещении ресурсов в пространстве. Иногда капитал, необходимый для осуществления того или иного бизнес-проекта, находится очень далеко от того места, в котором его можно было бы использовать с наибольшей эффективностью. Так, например, домохозяйства в Германии могут путем сбережения денежных средств собрать капитал, который, вполне вероятно, наиболее эффективно мог бы быть задействован где-нибудь в России. И финансовая система предоставляет целый ряд механизмов, способствующих перемещению денежных ресурсов из Германии в Россию. Повышению эффективности экономики в огромной мере способствуют всевозможные инновации, благодаря которым дефицитные денежные ресурсы перетекают оттуда, где они не приносят высокого дохода, и используются там, где они дают большую прибыль.

Подобно перемещению денежных ресурсов, перемещаются и риски - вторая функция. В финансовой системе существуют посредники, например страховые компании, которые специализируются на деятельности, связанной с перемещением риска. Они взимают с клиентов, которые хотят понизить степень своих рисков, специальные страховые премии и передают их инвесторам, которые за определенное вознаграждение согласны оплачивать страховые требования и нести риск.

Зачастую капиталы и риски связаны воедино и переносятся посредством финансовой системы одновременно, вследствие чего финансовый поток, характеризует также и поток рисков.

Третья функция финансовой системы дает возможность осуществлять платежи такими способами, которые стимулируют обмен товарами, услугами и активами. Это одна из важнейших функций финансовой системы, так как она обеспечивает людей и фирмы эффективными способами совершения платежей в процессе приобретения товаров и услуг.

Одним из примеров повышения эффективности платежной системы может служить замена такого платежного средства, как золото, бумажными деньгами. В наши дни золото представляет собой дефицитный ресурс, который используется в медицине и в ювелирном деле, а бумажные деньги являются основным платежным средством. По сравнению с золотом подлинность бумажных денег легче проверить и ими намного удобнее пользоваться в быту, например носить в кармане. Кроме того, печатание денег - процесс значительно менее дорогостоящий, чем добыча, переплавка и чеканка золотых монет. Эффективность расчетов возросла еще больше благодаря последующему появлению альтернативных средств осуществления платежей: чеков, кредитных карточек и электронных платежных систем.

Четвертая функция финансовой системы обеспечивает механизм объединения финансовых средств для основания крупномасштабного предприятия или для разделения капитала крупных предприятий на паи среди большого количества собственников.

В современной экономике минимальный объем инвестиций, необходимый для ведения полноценного бизнеса, часто превышает денежные ресурсы отдельного человека и даже большой семьи. Финансовая система предоставляет возможность (например, с помощью фондовых рынков или банков) для объединения средств домохозяйств в более крупные капиталы, которые уже впоследствии используются нуждающимися в них фирмами.

Благодаря финансовой системе индивидуальные домохозяйства получают возможность участвовать в инвестициях, для которых требуются крупные суммы денег, путем объединения их ресурсов и последующего подразделения долей в совокупных инвестициях.

Для своей пятой функции финансовая система предоставляет ценовую информацию, которая помогает согласовывать между собой независимые решения, принимаемые в различных секторах экономики.

Газеты, радио и телевидение ежедневно сообщают информацию о курсах ценных бумаг и процентных ставках. Из числа миллионов людей, которые получают эти сведения, относительно немногие профессионально занимаются торговлей ценными бумагами. Однако очень часто люди, весьма далекие от фондового рынка, используют для принятия финансовых решений информацию, основанную на котировках ценных бумаг.

Решение психологическиx проблем стимулирования является шестой функцией финансовой системы. Эти проблемы возникают потому, что стороны контрактов часто не имеют возможности постоянно следить друг за другом и контролировать один другого. Различают три вида проблем, связанных со стимулами. Они получили следующие названия: проблема "морального риска", проблема "неблагоприятного выбора" и проблема "комитент-комиссионер".

Проблема морального риска или безответственности возникает тогда, когда обладание страховым полисом приводит к тому, что застрахованная сторона допускает больший риск или меньше стремится к тому, чтобы предотвратить событие, ведущее к потерям. Именно безответственность одной из сторон часто становится причиной возникновения таких проблем. Другая проблема, которая возникает вследствие неравномерного объема информации сторон сделки - проблема неблагоприятного выбора. Она заключается в том, что люди, приобретающие страховку от того или иного типа риска, обычно намного сильнее подвержены этому риску, чем все население в целом. Проблема отношений комитента с комиссионером заключается в том, что комиссионер зачастую принимает решения, отличные от тех, которые принял бы комитент, если бы обладал всеми знаниями, которыми обладает комиссионер, и принимал бы решения самостоятельно. Вследствие этого нередко возникает противоречие между интересами комиссионеров и комитентов.


1.2 Характеристика сфер и звеньев финансовой системы


Финансовая система - это вся совокупность звеньев и сфер; совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д. Первая сфера, где необходимы финансы - государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства, называется государственные финансы. Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства. Третья сфера - прочие финансы (в том числе финансы страхования).

Звенья I сферы: 1. Государственный бюджет (в нем концентрируются огромные финансовые ресурсы). 2. Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций).3. Государственный кредит.

Звенья II сферы (финансы предприятий): 1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; 2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность; 3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов).

Страхование - специфическая сфера, которая имеет свои звенья: 1) Социальное страхование (все методы); 2) Личное страхование; 3) Имущественное страхование; 4) Страхование ответственности; 5) Страхование предпринимательских рисков.


1.3 Общегосударственные финансы


Рассмотрим подробнее общегосударственные финансы. Они включают в себя бюджетную систему (государственный бюджет), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.

Государственный бюджет - это форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым на каждый год как закон. В государственном бюджете концентрируется значительная доля национального дохода для финансирования основных направлений народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержания государственного аппарата и пр. С его помощью осуществляется перераспределение национального дохода, что позволяет целенаправленно влиять на темпы и развитие общественного производства и общества в целом.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости;

фонды обязательного медицинского страхования.

Государственная кредитная система отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных средств предприятий, организаций и населения на основе возвратности для финансирования государственных расходов.

Система страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Взаимодействие между подсистемами финансовой системы осуществляется, как правило, при посредничестве учреждений банковской системы.

Каждая подсистема, в свою очередь, подразделяется на звенья в зависимости от отраслевой принадлежности, форм собственности, характера деятельности и пр. В основе взаимосвязей финансовой системы находятся финансы хозяйствующих субъектов (предприятий), финансовое обеспечение воспроизводственных затрат, осуществляемое в трех формах:

самофинансирование;

кредитование;

государственное- финансирование.


1.4 Финансы хозяйствующих субъектов


Финансы хозяйствующих субъектов - составная часть единой системы финансов. Хозяйствующий субъект - это искусственное образование, созданное группой физических или юридических лиц. Данное объединение позволяет не только объединить предпринимательские усилия разных людей в одном направлении, но и ограничить масштабы ответственности за последствия деятельности такого коллектива. Обычно учредитель несет ответственность за результаты деятельности компании лишь в пределах своего вклада в уставный капитал.

Однако законодательство позволяет создавать и такие формы объединения как полное товарищество. Его участники (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Причем один человек может быть участником только одного полного товарищества.

По вопросу хозяйствующих субъектов, в экономической литературе нет единого мнения. Что входит в систему экономических отношений, определяющих финансы хозяйствующих субъектов. Одни ученые считают, что к финансам нельзя относить денежные отношения, возникающие при купле-продаже товаров, а также при денежной оплате труда, которая влияет на финансовые отношения предприятия, но сама не служит элементом этих отношений. Однако ученые - сторонники воспроизводственной концепции финансов относят упомянутые отношения к финансовым, так как признают наличие финансовых отношений в производстве и обмене. Так, при обмене формируется доход, от реализации продукции из которого предприятие-поставщик образует фонды потребления и накопления. Ход реализации может сопровождаться применением финансовых санкций при несоблюдении требований договоров поставок, образованием обоюдных видов задолженности поставщика и покупателя. Денежные отношения, возникающие при оплате труда, выплате премий, сопровождаются образованием и расходованием специальных фондов: оплаты труда, потребления, оборотных средств (в части затрат на незавершенное производство, устойчивых пассивов). Сторонники воспроизводственной концепции считают, что финансовые отношения присутствуют на всех стадиях кругооборота производственных фондов предприятий.

В связи с этим можно сделать вывод, что финансы хозяйствующих субъектов выполняют в рамках распределительной функции также воспроизводственную подфункцию. Ее содержание состоит в обеспечении соответствия между движением материальных и денежных средств в процессе их кругооборота при простом и расширенном воспроизводстве.

Хозяйствующие субъекты по результатам деятельности делятся на две группы. Основная цель первой состоит в извлечении прибыли, это группа коммерческих организаций. Основная цель второй не заключается в извлечении прибыли и ее распределении между учредителями, это группа некоммерческих организаций.

К коммерческим организациям можно отнести, в частности, так называемые предприятия реального сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство…), предприятия финансового сектора (банковские, инвестиционные, страховые компании), сферу услуг.

К некоммерческим относятся религиозные организации, политические партии и движения, благотворительные и иные фонды. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь в случае, если это способствует достижения уставных целей.

Финансы хозяйствующих субъектов в сравнении с финансами иных субъектов общества более всех регламентированы, поскольку, будучи искусственными образованиями, они должны быть полностью подконтрольны учредителям, а также органам власти. Основным документом финансовой отчетности служит баланс компании. Однако, следует иметь ввиду, что финансы - постоянно развивающаяся и усложняющаяся, зеркально отражающая развитие и усложнение экономики, категория. Поэтому с развитием экономики в сфере финансов постоянно, вновь и вновь будут возникать явления, до этого прежде не встречавшиеся и, соответственно, не подпадавшие под регулирование.

Из хозяйствующих субъектов наиболее зарегулированным являются банки, обязанные составлять, в частности, ежедневные балансы. Вполне оправданная мера, учитывая, что банкротство одного банка может привести к банкротству всех его клиентов. Еще одним отличием банковской сферы является то, что банкротство одного банка подрывает доверие ко всей отрасли в целом.

Высокая степень регламентированности предполагает высокую степень подотчетности. Действительно, органы власти (налоговые органы, органы статистики…) могут собирать с хозяйствующих субъектов практически любую информацию.

Денежный фонд

У коммерческих организаций имеются два денежных фонда - фонд прибыли, то есть результат хозяйственной деятельности, и амортизационный фонд, то есть средства, официально выводимые из-под налогообложения с целью обновления основных средств.

Может сложиться ошибочное впечатление, что у компании есть еще один денежный фонд, в доходах которого выручка за выполненные работы и продажа имущества, а в расходах - все расходы. Его можно назвать "бюджетом компании". Но этот денежный фонд не принадлежит компании, поскольку компания не может им распоряжаться так же произвольно как фондом прибыли. В частности, доходная часть такого "бюджета" состоит из средств, принадлежащих клиентам и, если компания не выполнит своих обязательств по поставке товаров, то эти средства должны быть возвращены владельцам. Также и Уставный капитал не является денежным фондом компании. Средства УК являются собственностью учредителей.

Обязательства

Наличие обязательств - естественная для хозяйствующих субъектов ситуация. Причем это не только привлечение кредитов, но и получение отсрочки оплаты за уже полученный товар. Поэтому компания с большим объемом обязательств может, при прочих равных факторах, выглядеть предпочтительнее компании с небольшим объемом обязательств.

Кроме того, большой объем обязательств сокращает текущие размеры денежного фонда, что можно считать косвенной защитой от того, что банк, обслуживающий счета компании, обанкротится. Вместе с тем, рост обязательств имеет и отрицательную сторону - рост рисков их невыполнения, рост стоимости их обслуживания.

Задолженность перед компанией называется дебиторской задолженностью. Задолженность компании перед третьими лицами называется кредиторской задолженностью. Принято считать, что просроченной задолженностью является задолженность, срок которой превысил три месяца.

Отличием обязательств хозяйствующих субъектов от прочих субъектов общества является полнота учета обязательств. Так, компании ведут учет обязательств не в объеме текущей задолженности (то есть не в объеме основной суммы долга), а в полном объеме, то есть основная сумма долга плюс проценты, которые еще не начислены, а только будут начислены за весь период займа.

Жесткая регламентация хозяйствующих субъектов распространяется и на влияние. Во всяком случае, если акционеры предпримут соответствующие усилия, то они могут сделать применение "Влияния…" относительно объективным, поддающимся их контролю. В этом случае традиционные минусы "Влияния…" - подверженность эмоциям, произвол - будут сведены к минимуму.

"Влияние…" распространяется на финансы дочерних и зависимых компаний. Это означает, в частности, вмешательство в расходование денежных фондов, формирование тарифной политики, проведение закупочной политики, политику налоговой оптимизации.

Вместе с тем, если несостоятельность или банкротство компании будут вызваны учредителями или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества компании может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Критерий оценки финансов

С точки зрения собственников коммерческих организаций критерием оценки финансов служат данные о размере прибыли, а также сведения о размере средств, которые они могут получить в случае продажи или ликвидации компании.

Кроме того, используются относительные показатели, характеризующие интенсивность использования первоначально вложенных средств и текущее финансовое состояние компании, например размер прибыли на один рубль основных фондов, на одну акцию, на один рубль Уставного капитала, на один рубль выручки.


2.Состояние и тенденции развития финансовой системы РФ


.1 Современные проблемы развития финансового рынка в России в условиях глобализации


Финансовые рынки всегда оказывали существенное воздействие на уровень и темпы социально-экономического развития. В условиях глобализации они превращаются в особо мощный фактор хозяйственного, политического и иного влияния на общественную жизнь.

Предоставляя ресурсы внешнего финансирования, финансовый рынок формирует инвестиционное и инновационное обеспечение общественного воспроизводства. Так же, развитие финансовых рынков сопровождается резким увеличением новых производных инструментов и спекулятивных сделок, что при глобальном характере финансового капитала создает масштабные угрозы общественному развитию.

В условиях усиления вовлеченности российского финансового рынка в глобальную финансовую систему актуализируется проблема разработки обоснованной стратегии его развития, позволяющей обеспечить необходимую устойчивость рынка при негативных внешних и внутренних воздействиях.

К особенностям российского финансового рынка можно отнести существенную асимметрию его структурно-функциональной организации. Это выражается, прежде всего в недиверсифицированном характере финансового рынка, низкой доле свободно обращающихся акций, доминировании компаний и банков с государственным участием, высокой зависимости от иностранного капитала.

Асимметрия финансового рынка снижает его привлекательность, как для российских, так и для иностранных инвесторов. Для отечественных участников он чрезмерно оторван от реального сектора, для иностранных - слишком рискован и недиверсифицирован.

Несмотря на позитивные сдвиги, российский финансовый рынок остается преимущественно спекулятивным. Так, доля кредитного рынка в инвестициях в основной капитал составляет порядка 10%.

В силу сложившихся структурно-функциональных характеристик российский финансовый рынок оказался весьма чувствительным к внешним факторам. Высокая зависимость от внешней конъюнктуры позволиламировому кризису быстро распространиться на территорию России.

В условиях развития экономики государственное регулирование финансового рынка обеспечивает целостность, сбалансированность и устойчивость всей финансовой системы страны. Прямое государственное регулирование осуществляется посредством создания системы правовых норм, исполнение которых обеспечивают государственные органы. Косвенное заключается в осуществлении налоговой и денежной политики, управлении государственной собственностью и т.д.

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о совершенствовании регулирования финансового рынка, что особенно актуально в период преодоления последствий кризиса и падения темпов развития отечественной экономики. Кроме того, решение задач, определенных стратегией развития финансового рынка РФ на период до 2020 г., также требует повысить качество государственного регулирования и вовлечь в оборот весь инвестиционный потенциал,


2.2 Проблемы реализации проектного финансирования в России


Одним из наиболее эффективных способов реализации крупномасштабных долгосрочных проектов выступает применение проектного финансирования, который позволяет оптимальным образом распределить риски среди многочисленных участников проекта. В работах отечественных и иностранных авторов не существует единого подхода к определению термина «проектное финансирование». Более того, необходимо признать тот факт, что внутри нашей страны сам метод проектного финансирования, применяемый для организации финансирования инвестиционных проектов, периодически понимается и трактуется недостаточно корректно. Проектное финансирование очень часто путают с понятием «инвестиционный кредит», «финансирование проектов».

Например, проектное финансирование понимают как современную форму долгосрочного международного кредитования. Речь идет не о безвозвратном субсидировании, а о кредитовании инвестиционных проектов на определенный срок.

Наиболее полным представляется трактовка проектного финансирования как предоставление компании финансовых ресурсов для реализации инвестиционного проекта в виде заемных средств и долевого участия инвесторов в деятельности проектной компании, когда обеспечением выступает результат проекта, а погашение заимствований осуществляется за счет денежных потоков по проекту.

Проектное финансирование - пока еще достаточно редкая банковская услуга из-за того, что проектное финансирование является высоко затратным механизмом и несет повышенные риски. Однако, если это интересный и рентабельный проект, реализуемый командой профессионалов, имеющих к тому же за плечами опыт создания успешного бизнеса с нуля, банки могут сделать исключение. За 2010 год масштабы банковского проектного финансирования продолжают расти, так как чаще всего финансируются проекты природно-ресурсной направленности, энергетические проекты, крупные инфраструктурные проекты и проекты в телекоммуникационных сетях. Примерами реализации проектного финансирования являются проекты - «Голубой поток», «Западный скоростной диаметр», Сахалин-1,2,3 и др.

В условиях кризиса существует ряд проблем проектного финансирования.

Во-первых, это объем и механизмы финансирования энергетических и инфраструктурных проектов. Финансирование должно осуществляться для стабилизации рынка труда и решения проблем энергетического дефицита в экономике.

Во-вторых, взаимодействие государственных и частных структур в процессе реализации существующих и инициации новых проектов.

В-третьих, в условиях финансового кризиса доля частного сектора впроектном финансировании немного снизилась, увеличилась доля государственных гарантий.

В-четвертых, важно формирование механизма стимулирования и гарантирования для инвесторов и собственников. Такая политика должна приводить к увеличению различных льготных условий для привлечения ресурсов в Россию и улучшения инвестиционного климата.

За 2008-2010 года были совершены определенные шаги к решению данных проблем. В 2008г. был принят план борьбы с коррупцией, а также вступил в действие Закон об иностранных инвестициях с уточнением правового режима в ключевых секторах.

Решение всех поставленных проблем и заимствование западного опыта проектного финансирования позволяет более активно развивать и использовать преимущества данной формы финансирования в решении поставленных инвестиционных задач в России.


2.3 Современные тенденции в развитии национальных банковских систем


В конце XX - начале XXI вв. происходила быстрая и глубокая глобализация мировой экономики, в частности опережающими темпами процесс глобализации развивался в финансовой сфере. В результате, благодаря решениям, принятым на Ямайской валютной конференции, сформировалась глобальная финансовая система, характеризующаяся отсутствием жесткого контроля и регулирования за перемещающимися по всему миру ликвидными и огромными по объему финансовыми потоками, направляемыми экономическими субъектами в наиболее прибыльные отрасли разных стран.

В новой глобальной финансовой системе значимую роль стали играть банки развитых стран. Основной тенденцией прошедших десятилетий было укрепление и усовершенствование деятельности банковских институтов развитых стран за счет расширения, диверсификации и увеличения стоимости бизнеса

Недостатки в прошлом функционировании национальных банков были выявлены в течение глобального финансового кризиса 2007-2009гг., в результате которого совокупный объем потерь мировой финансовой системы составил 2,2 трлн. долларов США,

Основным таким недостатком стало ослабление контроля за деятельностью банков разных стран, что позволяло разрабатывать и внедрять финансовые инновации в виде высоко доходных финансовых продуктов, обеспеченных сильно переоцененными активами, и, как следствие, принятие на себя высоких рисков.

В результате, сложились следующие основные тенденции развития национальных банковских систем.

Во-первых, усиление государственного контроля и регулирования не только за надежной и качественной деятельностью банковских учреждений, но и за системной устойчивостью национального банковского сектора. На национальном уровне многими странами уже принят комплекс законодательных актов, устанавливающих более жесткие требования к деятельности банковских институтов. На международном уровне Базельским комитетом по банковскому надзору разработана реформа мирового банковского сектора, названная «Базель III».

Во-вторых, кризисное время продемонстрировало устойчивость национальных экономик развивающихся стран. Это означает, что их финансовые институты в кризис не сократили масштабы своей деятельности, а, наоборот, усилили свое влияние и продолжают развитие. Соответственно существует риск того, что банки развитых стран могут быть вытеснены с мировой финансовой арены.

В-третьих, в настоящее время в мире наблюдается баланс между потреблением финансовых ресурсов и их сбережением. В мировой финансовой системе основная часть капитала аккумулируется в банковских системах развивающихся странах, который впоследствии используется в развитых странах. Банки развивающихся стран переполнены депозитами, а банки развитых стран испытывают дефицит средств вкладчиков и в деятельности по привлечению ресурсов полагаются на неустойчивые финансовые рынки.

Неизбежное увеличение развивающимися странами государственных расходов и их потребности в капитале, вызовет высокую волатильность на финансовых рынках и дисбаланс в потреблении финансовых ресурсов и их сбережении на мировой финансовой арене.

В результате, именно банковские институты развивающихся стран продолжат укрепление своей роли на мировой финансовой арене, постепенно вытесняя банки развитых стран. Однако для мировой экономики это грозит новыми финансовыми потрясениями.


2.4 Роль пластиковых карт в российском платежном обороте


Сейчас в России происходит становление «индустрии» пластиковых карт. Во всем мире в сферу обращения пластиковых карт вовлечены миллионы торговых, гостиничных предприятий и предприятий разнообразнейших услуг; число пользователей таких карточек приближается к 500 миллионам. С картами работают почти все банки развитых и развивающихся стран. Анализ развития этой «индустрии» показывает, что наиболее успешно развиваются банковские пластиковые карты. И это понятно, ибо сама по себе карточка является платежным инструментом, увенчивающим систему, в основании которой находятся расчетно-платежные отношения, т.е. безналичные расчеты, осуществляемые на современной технической и технологической базе. Немаловажную роль играет и ресурсная база банков, позволяющая постоянно развивать и совершенствовать технологическую и техническую базу. Это, в свою очередь, дает возможность банкам постоянно совершенствовать и расширять круг услуг, предоставляемых своим клиентам. Как известно, доминирующими расчетно-платежными системами стали «Европей», «ВИЗА» и «Америкой Экспресс», являющиеся транснациональными корпорациями. Платежные инструменты этих систем используются во многих странах мира - и во внутреннем, и во внешнем платежном обороте.

Цель развития карточного оборота - это уменьшение объемов налично-денежного обращения за счет разных форм и методов безналичных расчетов и обеспечения их защиты. Сделать это можно, создав специализированную систему расчетно-платежных отношений, интегрированную в западноевропейскую расчетно-платежную систему. В рамках международных систем российские банки могут использовать международные платежные инструменты; эти же платежные инструменты в рублях могут использоваться во внутреннем платежном обороте, что, кстати, уже активно используют ведущие российские коммерческие банки. Это может стать существенным техническим элементом практической реализации полной конвертируемости российского рубля.

Остается сложный вопрос относительно перехода к чиповым карточкам (то есть снабженным микропроцессорами). Бесспорно, «чиповая технология» имеет будущее, а главное - позволяет резко расширить круг пользователей пластиковых карт (поскольку на карте будут зафиксированы предварительно внесенные деньги), не прибегать к авторизации в разных режимах. Прорыв большого объема пластиковых карт в расчетно-платежный оборот не означает, что другие платежные инструменты стали иметь второстепенное значение. Основной формой платежа у нас пока остаются наличные деньги. Налично-денежное обращение порождает огромные издержки, связанные с печатанием бумажных денег, чеканкой монет, их выпуском в обращение, обработкой, перевозкой и хранением. Сократить налично-денежное обращение, снизить издержки, связанные с обслуживанием розничного расчетно-платежного оборота, можно лишь при использовании разнообразных методов платежей в этом обороте. Это, прежде всего, предуведомленные платежи, дебетовые и кредитовые карточки, кредитные чеки (в частности «Еврочеккард»), банковские и дорожные чеки. При этом всегда нужно четко представлять, какое пространство может эффективно заполнять то или иное платежное средство. Система предуведомленных платежей, как и пластиковые карты, связана с кругооборотом личных доходов. Она состоит в том, что банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или списывает с него суммы по заранее заключенному договору.

Большая проблема создания «индустрии» пластиковых карт - обеспечение ее дорогостоящим технологическим оборудованием, закупаемым в развитых странах. Создавать это оборудование в России по стандартам «ВИЗА» и «Европе» было бы дешевле для российских потребителей. Для этих целей необходима инвестиционная компания с участием западных банков и фирм для выбора из многочисленных конверсионных предприятий тех, которые могли бы изготовить соответствующее оборудование и средства связи. Рынок для реализации в России такого оборудования обеспечен на долгие годы вперед.


2.5 Приоритеты в развитии российской банковской системы в условиях финансовой глобализации


Интенсивное развитие банковской системы России, происходившее в последние годы определялось процессом трансформации плановой экономики в рыночную.

В результате финансового кризиса банковская система России понесла значительные потери. Кризис привел к снижению численности кредитных организаций и концентрации банковского капитала. Для преодоления последствий финансовых трудностей банков, проявившихся в период кризиса, Центральный банк Российской Федерации реализовал комплексную программу реструктуризации банковской системы.

Таким образом, приоритетом текущего этапа развития российской банковской системы является обеспечение устойчивости. Поэтому, на мой взгляд, следующий этап устойчивого развития, будет строиться именно на этой основе. Устойчивое развитие, понимаемое как стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (в том числе и банка) в долгосрочной перспективе, является узловой компонентой управления как для отдельных банков, так и для российской банковской системы в целом на среднесрочную перспективу. Без решения этих проблем обеспечение устойчивости и эффективности российской банковской системы будет труднореализуемой задачей.

Успешное развитие российской банковской системы должно опираться на положительный международный опыт. Важнейшим аспектом в этом плане выступает адаптация международных стандартов и лучшей международной практики банк бизнеса к реалиям российской банковской системы.


Заключение


Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.

Возможны широкая и узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных как процедуры агрегирования и декомпозиции при исследованиях.

Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения.

Существует тесная взаимосвязь цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, может позволять отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу финансов, являются налоги.

В состав децентрализованных финансов кроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий могут быть включены и денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан по сохранению или изменению своего социального статуса.

Финансы играют различную роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке в рамках сбытовой стратегии или маркетинговой стратегии.

Наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг и др.

Таким образом, ознакомившись с общими вопросами устройства финансовой системы РФ, можно сказать, что финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Сущность финансов проявляется в его функциях: распределительной, контрольной и регулирующей.важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.


Список использованных источников


.Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива: Юрайт, 2000.

.Банковское дело: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливетский. СПб.: Питер, 2002.

.Ломтатидзе О.В. Государство как фактор воздействия на поведение и развитие финансовых рынков /финансы и кредит. 2009. №27. - с. 47.

.Гвардин С. Развитие и регулирование финансового рынка / Финансовая газета. 2009. Окт.(№41). - с. 12.

.Голощапов Д.Н. Глобализация финансового рынка и инфляция / Финансы и кредит. 2009.№5. - с. 71-74.

.КокшаровА. Где слабое звено./ Эксперт - 2010г., №40

.Куликов А.Г. Деньги, кредит, банки. 2009 г. стр. 198 25

.Организация деятельности центрального банка: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Н.А. Савинский. СПб.: СПбГУЭФ, 2000.

.Под редакцией A.M. КОВАЛЕВОЙ, Москва «Финансы и статистика», 2005

.Моляков Д.С., Шохин ЕЖ Теория финансов предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2000

.ru.wikipedia.org/wiki/Финансовая_система

.Балабанов А., Балабанов И. Финансы. СПб: Питер, 2002.

.Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. СПб: Питер, 2000.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • 1.4. Государственные доходы: понятие, состав и структура. Резервы роста государственных доходов России в современных условиях
  • 1.5. Финансы некоммерческих организаций, их особенности.
  • 1.6. Муниципальные финансы, их состав, особенности организации.
  • 1.7.Бюджет как финансовая база деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. "
  • 1.8. Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов. Понятие и функции финансового рынка
  • 1.9. Государственные расходы, их состав и структура. Проблемы повышения эффективности государственных расходов.
  • 1.10. Структура и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации. Изменение структуры бюджетной системы Российской Федерации в современных условиях.
  • 1.11. Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом.
  • 1.12. Государственный финансовый контроль: содержание, задачи, организационная структура. Эффективность государственного финансового контроля.
  • 1.13. Финансы коммерческих организаций; факторы, обуславливающие их специфику.
  • 1.14.Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления.
  • 1.15.Финансовое прогнозирование, его содержание и сфера применения. Виды финансовых прогнозов, их характеристика, эффективность применения.
  • 1.16. Содержание и формы организации межбюджетных отношений. Реформирование межбюджетных отношений на современном этапе.
  • 17. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Особенности формирования и использования бюджетов фондов обязательного медицинского страхования в современных условиях.
  • 18. Государственные внебюджетные фонды как элемент финансовой системы Российской Федерации. Организационные и правовые основы формирования и использования государственных внебюджетных фондов.
  • 19. Сущность финансов, их место и роль в системе экономических отношений.
  • 1.20. Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России.
  • 1.21. Федеральный бюджет. Его основные характеристики, состав доходов и расходов.
  • 1.22. Пенсионное обеспечение, его уровни и финансовые механизмы.
  • 1.23. Финансовая политика государства: ее содержание, значение и задачи, факторы результативности. Основные направления современной финансовой политики Российской Федерации.
  • 1.24. Финансовый механизм бюджетных учреждений, его развитие в условиях реформирования бюджетной сферы.
  • 1.25. Межбюджетные трансферты, их формы и условия предоставления. Совершенствование механизма предоставления межбюджетных трансфертов
  • 1.20. Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России.

    Основой финансовой системы государства являются централизованные государственные финансы (бюджетная система, государственный кредит, финансовые ресурсы ЦБ). К децентрализованным финансам относят:

    1)финансы организаций (коммерческих и некоммерческих организации).

    2)финансы финансовых посредников (банки, страховые компании).

    3)финансы домашних хозяйств.

    Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств; финансовая система – система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств и предприятий.

    Финансовая система РФ включает следующие звенья:

    Централизованные финансы:1) Государственная бюджетная система; 2) Внебюджетные специальные фонды; 3) Государственный кредит; 4) Фонды страхования;

    Децентрализованные финансы: 5) Финансы предприятий различных форм собственности.

    Бюджетная система РФ включает 3 звена: федеральный бюджет; бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований; местные бюджеты. Все бюджеты функционируют автономно. Бюджетная система является основным звеном финансовой системы (на ее долю приходится более 40% всех финансовых ресурсов).

    Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений включаются в состав себестоимости и установлены в % к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Общее число внебюджетных фондов – свыше 40. Основными по размерам и значению являются социальные фонды (Пенсионный, Медстрах, Соцстрах).

    Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство. Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизация огромных финансовых ресурсов дает большую государственную задолженность.

    Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании.

    Финансы предприятий являются основой финансовой системы страны, т.к. обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами.

    Одна из главных задач Минфина при разработке Федерального бюджета России на 2015-2017 годы состояла в том, чтобы обеспечить запас прочности бюджета в условиях снижения доходов и темпов экономического роста. Это диктует необходимость обеспечения профицита или небольшого дефицита бюджета. Дефицит бюджета на трехлетку запланирован на уровне 0,6% ВВП (для сравнения: в Евросоюзе нормальным принято считать дефицит бюджета в 3% ВВП).

    Надо сокращать расходы и жить по средствам. Чтобы сэкономить, правительство часть расходов сократило, часть перенесло на период после 2017 года. Это прежде всего коснулось затрат на перевооружение армии, значительная часть которых сдвинута на пару лет. Также власти вынуждены были, например, ограничить индексацию зарплат бюджетников уровнем инфляции. Всего в течение трехлетки будет перераспределено более триллиона рублей расходов.

    В то же время в бюджете предусмотрены существенные расходы на программы поддержки новых территорий - Крыма и Севастополя. Помимо межбюджетных трансфертов они получат деньги на инфраструктуру и стимулирование экономического развития. В первую очередь это Керченский мост, это дороги, новая инфраструктура, которая там десятки лет не обновлялась, это и индустриальные парки, различные кластеры и так далее. В будущем году на это потратят 104 млрд. рублей, а затем расходы увеличат до 130 млрд. рублей. Кроме того, власти поддержали регионы Дальнего Востока - увеличили финансирование на инфраструктурные объекты, для чего выделили по годам 7, 15 и 20 млрд. рублей.

    Сохранение санкций и текущих цен на нефть вкупе с девальвацией рубля грозит России скатыванием в глубокую рецессию в 2015 году, что может вынудить Банк России отказаться от свободного плавания валюты и вернуться к интервенциям и контролю за потоками капитала, пишут в очередном обзоре эксперты Центра развития Высшей школы экономики.

    Российская экономика стагнирует с конца 2013 г., а конфликт с Западом и введенные в отношении РФ санкций за Крым и вмешательство в дела Украины на фоне падения цен на нефть и снижения курса рубля лишь усугубляют проблемы.

    По состоянию на середину ноября рубль обесценился на треть по сравнению с началом года относительно доллара и на 23 процента – относительно евро. Только в октябре ЦБ потратил на поддержку курса $30 миллиардов, а в начале ноября Банк России объявил о переходе к свободному курсообразованию.

    По словам главы Банка России, при стрессовом сценарии Центробанк России готов в 2015 году направить на валютные операции 85 миллиардов долларов. Стрессовый макроэкономический сценарий ЦБ, по словам Набиуллиной, предполагает, что цена на нефть в 2015-2017 году будет равна 60 долларам за баррель. Однако его реализация маловероятна, считает глава Банка России.

    По ее словам, даже при кризисном сценарии развития российской экономики Центробанк ожидает укрепления рубля в 2015 году и выхода инфляции на уровень 4 процента в 2017 году. На 2015-й год ЦБ прогнозирует инфляцию на уровне 8 процентов.Суммарные издержки российской экономики от взаимных санкций могут достигнуть 3 процентов ВВП за три года, подсчитали эксперты ВШЭ, основываясь на оценках Банка России.

    В 2014 году чистый отток капитала, по мнению Банка России, может составить $128 миллиардов, что на $67 миллиардов выше, чем в 2013 году.

    Глава Минфина РФ Антон Силуанов заявил, что чистый отток капитала из России в 2014 году может составить $120-130 млрд. В начале октября в министерстве ожидали, что по итогам текущего года из страны может быть выведено свыше $90 млрд, но не более $100 млрд. При этом в начале ноября в Высшей школе экономики сообщили, что с начала года отток капитала из РФ уже превысил $110 млрд.

    В интервью агентству Bloomberg министр финансов Антон Силуанов рассказал, что наша экономика скатится в рецессию, только если цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель. «Если цены на нефть снизятся до 60 долларов за баррель, то рост будет отрицательным», - сказал он. Силуанов сказал, что правительство будет строже подходить к бюджету и использовать антикризисные инструменты. Министр заверил, что «все социальные обязательства будут выполнены, их никто не намерен пересматривать». В то же время «второстепенные приоритеты будут отложены на более поздний срок».

    По мнению Силуанова, падение цены на нефть и ухудшение экономической ситуации не будут такими серьезными, как в 2008-2009 годах, а экономика восстановится, когда ей удастся адаптироваться к новым условиям. «Вероятнее всего, цена на нефть будет колебаться в следующем году в диапазоне 80-90 долларов», - прогнозирует министр.

    Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений, а также органов (институтов), реализующих эти отношения. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три блока, каждый из которых имеет свою внутреннюю структуру:

    1) Централизованные финансы –

    Государственный бюджет;

    Внебюджетные фонды;

    Государственный кредит;

    Фонды имущественного и личного страхования;

    Фондовый рынок;

    2) Децентрализованные финансы –

    Коммерческих предприятий и организаций;

    Финансовых посредников (кредитных организаций, пенсионных фондов, инвестиционных фондов, страховых организаций);

    Некоммерческих организаций;

    3) домашних хозяйств.

    Каждое звено выполняет свои функции в общественном воспроизводстве.

    Так, централизованные финансы являются инструментом регулирования национальной экономики в целом. С их помощью мобилизуются денежные ресурсы в бюджетную систему, где происходит дальнейшее распределение между отраслями, регионами отдельными группами населения. Децентрализованные финансы являются регулятором экономических отношений в рамках отдельных экономических субъектов и составляют основу финансов. Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, проживающими совместно и ведущими общее хозяйство.(*)

    Основу централизованных финансов РФ составляет трехуровневая бюджетная система , включающая федеральный бюджет и бюджеты федеральных внебюджетных фондов – первый уровень , бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов – второй уровень , и местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) – третий уровень . Бюджеты двух верхних уровней (без бюджетов ГВБФ) составляют государственный бюджет.

    Внебюджетные фонды – это средства, аккумулированные для целевого финансирования расходов, не включенных государственный бюджет. Это особого рода расходы, связанные прежде всего с пенсионным обеспечением, медицинским и социальным страхованием и специально обособленные для того, чтобы исключить их нецелевое использование.

    Государственный кредит – это особая форма финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами, объединяющая два вида денежных отношений – финансов и кредита - и имеющая свойства как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства и выполняет две функции – фискальную и регулирующую. При этом государство чаще выступает в качестве заемщика, а физические и юридические лица – в качестве кредиторов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи государственных ценных бумаг.



    Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному и его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Главная функция страхования – это формирование фонда денежных средств, осуществляемое как плата за риски, принимаемые на себя специализированными коммерческими организациями – страховыми компаниями. Страхование делится на добровольное и обязательное. Основными видами страхования являются социальное, имущественное и личное.

    Фондовый рынок , на котором происходит обращение капиталов, обеспечивает перемещение капиталов в отрасли с более высокой доходностью и служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств. Его участники всегда ориентируются на получение более высокого дохода по сравнению с вложениями в банки.

    Второй блок финансовой системы составляют децентрализованные финансы, и прежде всего финансы коммерческих предприятий и организаций . Это во многом самостоятельное звено финансовой системы, обслуживающее материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение через бюджет и ВБФ.

    Финансовые посредники создают вторичные доходы экономических субъектов посредством финансовых (портфельных) инвестиций.

    Некоммерческие организации играют относительно незначительную роль в финансовой системе.

    Третий блок финансовой системы составляют финансы домашних хозяйств , являющиеся материальной основой их жизни. Они реализуют функцию контроля над предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.



    Основные звенья финансовой системы РФ представлены на схеме.