Почему многоэтажные спальные микрорайоны – это плохо (на примере питерского Парнаса). "Гоблин" о критике застройки Парнаса: Варламов известную субстанцию найдёт везде Прошелся по верхам

Застройка района, который именуют Парнасом, началась в конце минувшего десятилетия. За неполных восемь лет вокруг одиноко стоявшей среди полей и промзоны новой станции метро вырос целый город. Расти он продолжает и сейчас. Надо сказать, что репутация у этого места сложилась неоднозначная. Например, известный столичный блогер Илья Варламов как-то опубликовал репортаж, посвящённый тому, сколь депрессивно жить в здешних новостройках. Также он подкрепил свой текст фотографиями с квадрокоптера, снабжёнными краткими рассуждениями о том, сколько людей выпрыгивают из окон парнасских многоэтажек. В ответ жители района обрушились на Варламова с критикой. Кто-то аргументировано объяснял, чем хорош их минигород, а кто-то просто издевался. LIVING решил без лишних эмоций разобраться, что на Парнасе плохо, а что хорошо. Без статистики самоубийств.

Формально микрорайон находится на территории МО посёлок Парголово и входит, в отличие от Кудрово и Мурино в состав Петербурга, а не Ленинградкой области. Условно территорию можно поделить на две равных части - от станции метро и до самых садоводств и гаражей у КАДа продолжает строиться от компании .

Также район растёт и на запад. На участке между железной дорогой, Шуваловским парком и продолжением Заречной улицы построил , готов и от . Там же строится ещё шесть комплексов – от компании , от , проблемный от , от уже упомянутого «Треста-36», и от . Кроме того, севернее постепенно увядающего посёлка Торфяное Astra Development Group много лет планирует построить малоэтажный ЖК «Парнас-Парк», но с тех пор там стоят одни заборы.

Все восемь ЖК, построенные и строящиеся в западной части микрорайона, занимают меньшую площадь, чем «Северная Долина». У многих топоним Парнас теперь ассоциируется именно с жёлто-коричневыми многоэтажками этого комплекса. Так там уже заселено 30 корпусов, этот ЖК можно считать хоть как-то обжитым. LIVING спросил у жителей, какие плюсы и минусы они видят как в домах, так и в районе в целом.

«Когда я покупал здесь квартиру, то изначально меня привлекла низкая цена, - рассказывает Александр. - Но когда я заселился, район мне понравился, и я планирую купить здесь ещё одну квартиру, чтобы сдавать. Среди плюсов - транспортная доступность - от моего корпуса 7 минут пешком до метро, ходит несколько автобусов в соседние районы. Рядом выезд на КАД. Хорошо, что всё новое, много молодых семей».

Среди минусов наш собеседник отметил утренние пробки при выезде на кольцевую - вся надежда на открытие ещё одной дороги, которая уже построена. Также Александр отдельно отметил высокие тарифы на общедомовые расходы и горячую воду - в 2 раза дороже, чем в целом по городу. «В управляющей компании объясняют это тем, что они берут её не из общегородской сети, а греют холодную. Выглядит это объяснение довольно сомнительно», - считает житель «Северной долины».


В отличие от Александра, который живёт на Парнасе относительно недавно, Владимир переехал сюда пять лет назад, когда заселялась вторая очередь. Приобретённый с годами опыт заставляет смотреть на окружающие реалии не столь радужно, но собеседник LIVING признаёт, что со временем становится немного получше. «Когда я только въехал, то вокруг не было никакой инфраструктуры, а в моём корпусе жильё снимало много приезжих, заводились тараканы. Со временем гостей из Средней Азии стало меньше, насколько я знаю, сейчас они снимают в самых новых корпусах в глубине района так, как там дешевле, - рассказывает Владимир. - Постепенно в шаговой доступности появляются магазины, аптеки. Давно есть бар, открылось и отделение полиции».

Основные проблемы Владимир назвал почти те же, что и Александр - транспорт и ЖКХ. До 9 утра уехать, а после 6 вечера приехать в район очень сложно, равно как и найти место для парковки. Также в «часы пик» наблюдаются проблемы с водоснабжением - пропадает напор. Но эта сложность решается звонком в управляющую компанию.

Социолог и исследователь городских пространств Олег Паченков считает основной проблемой этого района именно большой процент жилья, которое покупают для последующей сдачи в аренду. Обилие съёмщиков, которые не могут позволить себе собственную квартиру, вкупе с постоянными жителями, имеющими довольно низкий доход, создают не самый лучший социальный портрет этого района, считает эксперт. «Качество жилья и среды там, конечно, очень низкое. И я боюсь, что что-то изменить уже немного поздно, так как более чем на 50% объекты там сданы и заселены. Но теоретически, с появлением инфраструктуры может начаться рост цен на арендное жильё - собственники начнут поднимать ставку, что приведёт к замене контингента. Такое возможно», - отметил Олег Поченков.

С вопросом о развитии инфраструктуры «Северной долины» LIVING обратился в «Главстрой-СПб». В компании рассказали, что к 2021 году на территории ЖК предусмотрено строительство 10 школ и 13 детских садов. А вот проблемы с парковкой зависят не столько от того, что застройщик не смог обеспечить дома должным количеством машиномест, сколько с тем, что люди не хотят покупать места в подземных паркингах. «Сегодня в подземных автостоянках комплекса проданы или арендованы около 52% парковочных мест. В ноябре «Главстрой-СПб» вывел в продажу ещё 1000 парковочных мест в подземных паркингах. Стоимость стандартного места в паркинге составляет 299 тыс. рублей. Проектом комплексного освоения территории предусмотрено строительство многоуровневого паркинга в квартале между улицами Федора Абрамова, Николая Рубцова и Заречной. К его строительству компания планирует приступить в 2020-2021 годах», - сообщил LIVING официальный представитель компании.


Также проектом планировки территории предусмотрено создание парка вдоль Заречной улицы. Ведется разработка концепции будущей зеленой зоны с центральной площадью, зонами отдыха, спортивными и детскими площадками. Организация парка запланирована ближе к окончанию строительства – в 2020 году. А пока на месте будущего оазиса находится болото с лягушками, на берегах которого валяется разный мусор.

Урбанист и архитектор Варвара Лымарь считает, что любой проект комплексного освоения территории неблагоприятен, поскольку дома начинают стариться одновременно. Как следствие, возникают те же проблемы, которые были в советских спальных районах, таких как Купчино или улица Дыбенко. Вначале туда приезжали жить молодые семьи, а через определённое количество времени при отсутствии объединений жителей, боровшихся за городскую среду, дома и коммуникации начинали ветшать и статус района неуклонно снижался. Такое может произойти и на Парнасе, полагает эксперт. «У нас привыкли ругать панельные дома, но новостройки с градостроительной точки зрения от них не так уж сильно отличаются. Застройщики же стремятся как можно быстрее окупить вложения. Им выгоднее строить гигантские кварталы, и особо не думать ни о благоустройстве территорий, ни о внешнем виде домов. А для людей, которые стремятся купить жильё подешевле, особого выбора не остаётся, - говорит Варвара. - Нужно учитывать, что такие районы в будущем могут стать проблемными».

Ключевым фактором в оценке транспортной доступности рассматриваемого района Варвара Лымарь назвала близость к станции метро, так как подземка является самым предсказуемым средством передвижения в условиях нашего города. Автомобилисты очень зависят от строительства инфраструктуры и транспортной политики, кроме того позволить себе машину может не каждый. «Наилучшая доступность для жилья - до 15 минут ходьбы от метро, то есть километр-полтора. Если дома попадают в эту зону, то расположение считается очень хорошим. Если дальше - люди должны ехать на наземном транспорте, тратя дополнительные деньги», - рассказывает наша собеседница.


Фото опубликовано Andrey Alekseev (@alekseevideo) Сен 15 2016 в 12:55 PDT

Фото опубликовано Effylina (@effylinna) Ноя 27 2016 в 2:33 PST

Фото опубликовано Yulia✌ (@yulyasik3108) Ноя 26 2016 в 2:32 PST

Оценка собеседников

Александр, житель Парнаса: 9 из 10 «Мне всё нравится».


Владимир, житель Парнаса, п ожелал остаться анонимным : 6,5 из 10. «Есть проблемы, но не всё так плохо. Разумеется, этот район не для самых богатых людей. Когда я покупал здесь квартиру, то она была одной из самых доступных. Кроме того, здесь можно понять, что район строится. При выборе жилья я рассматривал также ЖК «Лондон-Парк», но он до сих пор не сдан, а тут я живу уже больше 5 лет».

Олег Паченков, социолог: 4 из 10 «Так как площадь проекта очень велика, то оценка зависит, главным образом, от транспортной доступности и контингента жителей. Те корпуса, которые находятся в 15-20 минутах ходьбы от метро, можно оценить и на пять. Чем дальше, тем ниже, вплоть до тройки».


Варвара Лымарь, архитектор, урбанист: 6,5 из 10. «Ближайшие к метро дома можно оценить довольно высоко - от 8 до 9 баллов, а дальше уже становится всё плохо - расстояния большие, а транспорт не продуман, его развитие не поспевает за строительством. Так что отдалённые части - это 4-5 баллов».

Поскольку я живу в "Северной долине" уже без малого два года, а знаю этот микрорайон около пяти с половиной лет, я не мог пройти мимо данного поста. Тем более, такого, как этот - полного лжи и передёргивания фактов.

Да, в "Северной долине" немало проблем, но и писать о них необходимо объективно.

Итак, пройдусь по отдельным цитатам из поста.

Причём начну с заголовка. Лично мне не нравится употребление слова "Питер". От него отдаёт какой-то провинциальностью, это слово не из словаря интеллигента. Впрочем, что взять с бложера-москвича?

"в Питере создали самый плохой жилой район в России"
Это Илья в Девяткино не был;)

"В Питере как раз много китайцев"
Вот откуда Варламов это взял? Где пруфы? Судя по последней переписи населения, китайцы - 24-я национальность Петербурга по численности , полторы тысячи человек. Башкир и корейцев больше.

"Сюда пришли суровые питерские девелоперы"
Девелопер "Северной долины", о которой пост, - конечно, из Петербурга ("Главстрой-СПб"). Но хозяева-то у него ("Главстрой") московские. Стыдно бложеру из Москвы этого не знать;)

"Посёлком Климовец"
Климовец - не посёлок, а садоводство. Учите матчасть, тов. Варламов. Либо вообще не описывайте геолокацию, если у Вас топографический кретинизм.

"Тут строятся или уже построены около 10 ЖК со странными названиями: "Шуваловский дуэт", "Три апельсина", "Моя стихия", "Бумеранг" и так далее"
И что в них странного? "Шуваловский дуэт" - потому что там строят два здания, и они находятся рядом с Шуваловским парком. "Три апельсина" - потому что там строят (как ни странно) три здания, и каждое из них в поэтажном разрезе по форме похоже на апельсин. "Моя стихия" - потому что фасады этого ЖК будут окрашены в цвета, отсылающие к стихиям земли, воздуха и воды. "Бумеранг" - потому что дом вытянут в дугу, напоминающую сабж. Логично же? Я же не придираюсь к тому, что в Москве есть ЖК тупо "Дуэт", "Три капитана", "Башни Токио" или "The MID".

"Судя по карте микрорайона, уже готовы или почти готовы 17 корпусов"
Не знаю, как считал Варламов, у меня .

"Новые микрорайоны Парнаса – это не Купчино, Гражданка или улица Дыбенко"
Не "улица Дыбенко", а "Весёлый Посёлок". Бложер-москвич мог бы и погуглить;)

"Это история про то, как выжать максимум прибыли с гектара земли"
А больших расстояний между домами на том фото Варламов предпочёл не замечать? Много ли "прибыли" с тех "гектаров"?

"В качестве домов - вот такие одинаковые муравейники"
И что, единая цветовая гамма одного микрорайона - это плохо?

"Надо было все разлиновать как парковку около торгового центра"
Надеюсь, рядом с домом Варламова именно так всё и "разлиновано".

"Места еще много. А значит, будет много новых домов! Значит, можно будет поселить сюда еще 100 000 человек!"
И сам же в начале написал (и это правда), что весь микрорайон будет численностью 80 000 человек. Зачем теперь писать как дурачок?

"Живописно"
И дальше фото неблагоустроенной территории (фото №15). Уведомляю бложера-москвича, что в этом "живописном" месте, согласно плану территории, будет парк. Не всё сразу же. Так что, перед тем, как пейсать посты, надо хорошенько погуглить. И подучить матчасть.

"Скоро дома обветшают и будут не такими чистенькими"
С чего им обветшать? И почему "скоро"? Талант Ванги проснулся?

"Правильно Шнуров поет: в Питере – пить!"
Ну да, а "в Москве охуительно нюхать", не будем забывать.
Кстати, дома на том фото (№ 19) будут сданы только в конце этого года, так что, строго говоря, это ещё стройка, поэтому такой "пейзаж", в принципе, оправдан.

"Чтобы вы понимали: здесь всё настолько экономно, что не хватило денег даже на нормальные балконы"
Это ложь. Подобные балконы ("французские") строились только в первой очереди, сданной пять с лишним лет назад. В других домах нормальные лоджии/балконы. Кроме того, цимес именно таких балконов в том, чтобы люди свой хлам не могли складировать на них, и, соответственно, не портили бы внешний вид домов. Потому что в подобных квартирах есть кладовки, куда, вдали от посторонних глаз, и можно складывать свой хлам:)

"Впервые вижу французские балконы в панельном муравейнике"
Варламову нужно протереть глаза. Где он увидел панельки? Все дома в "Северной долине" - кирпично-монолитные.

"Но мест на парковках уже не хватает! Что будет в районе, когда все жильцы заедут, страшно представить"
"Весь двор – большая парковка"
"Мудаки предпочитают ставить свои повозки на тротуары"
Потому что быдло, тратящее деньги на покупку и обслуживание своей тачки, жмётся арендовать место в тёплых и охраняемых паркингах, находящихся практически под каждым домом. Цена вопроса, между прочим, вполне демократичная (тем более, опять же, для людей, могущих позволить себе иметь ведро): 3500 рублей в месяц за одно место, 5000 рублей в месяц - за два.

"Сейчас разгар рабочего дня, но уже к вечеру тут не останется свободных мест"
Ложь. Вот фото, сделанное (кстати, с лоджии, а не с французского балкона;)) сегодня около 21:00. Места есть. Или во сколько в Москве считают, что уже вечер?

"Широченные тротуары, пустыри, непонятные и никому не нужные заборы"
"Заборы тут возвели вокруг каждого клочка земли"
Чем тротуары-то не угодили? Было бы лучше, если бы тротуары были узкими?
А заборы понятные и нужные: это защита от тех самых автомудаков из разряда "паркуюсь где хочу".

"Конечно, здесь очень любят заборы"
Конечно, ведь данный забор (фото №33) огораживает территорию школы.

"Район славится дешевыми проститутками и борделями"
Варламов провёл маркетинговое исследование? Проверил на себе? Даже я, житель района, не слышал о такой "славе":)

"Язык – узбекский!!!"
Во-первых, не узбекский, а таджикский. Хотя невежде-москвичу, может, и без разницы. А во-вторых, в русском языке есть знаки "!", "?" и "?!", но нет знака "!!!".

"Выставка всевозможных мусорных контейнеров"
Раздельный сбор мусора же. Варламов против?

"Убогие детские площадки"
И что конкретно в них убогого? Или это так - лишь бы сказать?

"Реально, один из худших районов в России"
Так "самый плохой" или "один из худших"? Надо бы определиться;)

"Запомните его, это будущее легендарное гетто Питера"
Видимо, талант Ванги таки проснулся.

За последние несколько месяцев известный блогер Илья Варламов последовательно назвал «худшими районами для жизни» Парнас, Западное Мурино и Новую Охту. Однако найти слабые места в его едких репортажах оказалось не так уж трудно.

В августе 2016-го Илья Варламов опубликовал серию снимков ЖК «Северная долина». И написал: «Самый плохой жилой район в России». Пользователи тут же его спросили: а ты в Мурино-то был? Он не поленился, в январе съездил, заодно наведавшись в соседнюю Новую Охту. Результатом стал очередной пост под названием «Страх и ненависть в Петербурге: Западное Мурино». А затем и «Жуткий Петербург: ЖК “Новая Охта”». «Северная долина», облегченно вздохнув, передает пальму первенства соседям. Оба поста обильно комментировали, ссылками на них активно делились в социальных сетях.

Прошелся по верхам

Отмахиваться от таких публикаций – как минимум недальновидно. У варламовского сайта полтора миллиона читателей. И еще 250 тысяч подписчиков в твиттере. В 2016-м по одной из версий он признан самым популярным российским блогером. Ну, как считать, конечно, – но в топ-5 входит по любым раскладам. У «Ведомостей», положим, вдвое больше – но сравните, сколько народу там работает на то, чтобы наполнить портал.

Кроме того, Илья Варламов не то чтобы совсем сиюминутный фоторепортер: приехал – увидел – отснял – написал. Он, на секундочку, на пару со столичным муниципальным политиком Максимом Кацем создал фонд «Городские проекты». Как он сам пишет, «делаем города, удобные для жизни». Активист-велосипедист и так далее. Так что градостроительная проблематика ему должна быть знакома.

Подход у него все же поверхностный. Скорее всего, это обусловлено необходимостью размещать тексты почти ежедневно – непременное условие для популярного блогера.

Ляпов хватает, начиная с утверждения, что «Главстрой-СПб» – это «суровые питерские девелоперы»: про московские-то корни компании забывать не стоило бы. Но дело не в этом: ошибки и неточности первой публикации подробно разобраны, например, и мы эту работу дублировать не будем. Про Мурино интересная комментированная публикация – . С полным разбросом мнений: от «все будет замечательно» с яблонями на Марсе и до «сами, нищеброды, виноваты». Однако по существу в написанном и показанном разобраться стоит.

Первое. Действительно ли новые кварталы комплексной застройки в Парголово и на Парнасе, в Мурино и Шушарах – это страх и ужас? На фотографиях – нет. Обычные спальные кварталы, понятно – завышенной плотности, понятно – с отстающей социалкой и очень серьезными дорожными проблемами.
В общем, похожих картинок можно наснимать и в Новой Москве, и под Новосибирском (наберите, что ли, в поисковике «Огни Сибири» или омский КОТ «Машиностроительная – Фрезерная»). Я не к тому, что это все образцы передовой архитектурной мысли, – а к тому, что явление повсеместное.

Ситуация в Мурино, Кудрово и Шушарах прямо зависит от того, сколько местные и федеральные власти готовы и могут вкладывать в инфраструктуру. Ведь, напомню, строить больницы и дороги – ни разу не обязанность застройщика, но повинность, государством ему навязанная. «Не построишь школу – не примем дом» – это прямо сейчас, и как раз в Западном Мурино.

Второе. А как насчет альтернативы? Может, Варламов прав в своем пафосе и близорукие горожане массово заблуждаются, поддерживая рублем алчных застройщиков и вороватых чиновников? Увы. За последние пять лет (как раз с развитием массовой застройки в пригородах) средний чек на квартирном рынке стал вдвое ниже. Если кто забыл – напомню: сразу после кризиса «Кивеннапа» запустила в продажу таунхаусы в 70 км от Петербурга по 1,4 млн руб. (про качество и сроки промолчим, как о покойнике) – и это была революция. Потому что за такие деньги никто ничего не продавал. А теперь?

Теперь такой проект сдулся бы еще на старте – ему пришлось бы конкурировать с десятком ЖК в радиусе 5-15 км от города. Застройщики за те же деньги наперебой предлагают студии, а то и однушки. И еще сделайте поправку на инфляцию. Заслуга ли это застройщиков или просто особенности национального рынка жилья – неважно.

Важно, что в последние пять лет порог на входе стал пониже и приобретение квартиры теперь доступно новым категориям покупателей. А вот комнаты в коммуналках (традиционный для Петербурга вариант входа на рынок) на глазах теряют популярность. И стоимость метра снижается, и количество сделок. Причины понятны: лучшее разобрано, центр ветшает, капремонт – фикция.

Третье. Противники комплексной застройки любят ссылаться на западные примеры маргинализации целых кварталов. Квартал «Прюитт-Игоу» (Pruitt-Igoe): 33 одиннадцатиэтажки в Сент-Луисе, построены в середине 50-х, проект получил несколько премий, дома постепенно превратились в трущобы и были снесены через 20 лет. «Сороконожка» (Courtillères) в коммуне Пантен в восточной части Парижа: один дом длиной в 1,5 километра и десяток точечных, всего – на 5,5 тысячи человек. «Башни Облака» в Нантере… французы голосуют за снос.
Перечисленные комплексы и им подобные – это изначально было социальное жилье. Не покупка, но дешевая (субсидируемая государством) аренда или просто самозахват. Что сразу определяет состав жителей. В Штатах пытались реализовать утопический принцип «50 на 50» – белого и черного населения поровну. С понятными и предсказуемыми последствиями.

Вполне вероятно, что люди, которые потратили собственные, нередко последние, деньги на покупку квартир в Мурино, проявят иные способности к самоорганизации и упорство в отстаивании своих прав. На такую возможность указывают и митинги в Кудрово против очередного храма на территории парка.

Четвертое. Слабое место в независимой публицистике – непоследовательность. Боязнь сделать следующий шаг в рассуждениях. Ровно как наши градозащитники: объявить инвесторов главными врагами исторического наследия – это полдела. А дальше? Сидеть и наблюдать, как это самое наследие валится от старости? Добиваться (заведомо безрезультатно) у федерального центра пары триллионов на приведение в порядок запущенного хозяйства?

С массовой застройкой та же петрушка. Можно сетовать, отчего у нас не Голландия – с высокой плотностью при соразмерной человеку архитектуре. Но сначала не худо бы озаботиться отладкой местного самоуправления (с реальными полномочиями), пережить пару поколений неизбежного повального воровства, обеспечить реальную выборность начальства и четкую обратную связь с горожанами, воспитать пару поколений грамотных урбанистов, дать им право решающего голоса. Утопия? Конечно!

Просто без этих условий «социальная архитектура» останется набором картинок. Или намеренно страшненьких, или подчеркнуто «мимимишных», но все равно не имеющих отношения к реальности.

Удобная для жизни среда складывается только в истории. «Придуманные» кварталы и города (Бразилиа, Астана, да хоть и Петербург первых десятилетий) годятся для буклетов, а не для горожан.

Текст: Дмитрий Синочкин

Блогер Илья Варламов поглумился над территорией массовой жилой застройки у метро "Парнас", назвав её "худшим жилым районом России". По словам автора, "панельный муравейник" провоцирует жильцов на самоубийства, территория между домами "закатана в асфальт", благоустройство отсутствует, а парковочных мест явно не хватает. Свои тезисы блогер иллюстрирует фотографиями, сопровождая их провокационными и резкими комментариями. В частности, сравнивает район с гетто и предлагает снимать там фильмы ужасов.

Мне кажется, это лучший двор России. Ну, серьёзно... Интересно, этот двор не нарушает закон о пропаганде самоубийства? Если бы я жил в этом доме, то, возможно, не писал бы больше вам посты, - пишет блогер над одни из фото.

При этом ответственность за "адское зрелище" он возлагает на "суровых питерских девелоперов".

Когда-то это было тихое загородное местечко, получившее название в честь холма, насыпанного Екатериной II (а тот, видимо, в честь священной горы в Греции). Но прошло каких-то 200 лет, и сюда пришли суровые питерские девелоперы, - говорится в посте.

Отметим, что в реальности речь должна была идти о "московских девелоперах", так как основной застройщик Парнаса, компания "Главстрой СПб", входит в состав группы "Базовый Элемент" олигарха Олега Дерипаски.

Материал возмутил многих местных жителей, которые в процессе обсуждения текста в соцсетях нашли в нём и другие "странности", говорящие о субъективизме автора. В частности, удивились, что "убогого" блогер нашёл в обычной детской площадке.

Интересно, зачем эти дурачки сделали непонятные пятна газонов? Уж если играть, то ва-банк! Надо было всё разлиновать, как парковку около торгового центра, - написал также Варламов, комментируя планировку.

Это реальный дурачок. Должен человек понимать, что люди разные и не будут обходить большие площади и тупо пойдут по газону, следовательно, из-за этого такие промежутки, - ответил один из участников группы во "ВКонтакте", посвященной микрорайону.

Другие участники дискуссии назвали публикацию Варламова "заказной" и даже предположили, что материал могли проплатить строительные компании-конкуренты.

Статья больше похожа на заказную. Взгляд абсолютно однобокий и предвзятый! Постоянно говорится про асфальт и нехватку парковок, но ни слова о количестве детских площадок, о теннисных столах, о спортивной площадке, о паркингах и т.д. При чём здесь ГЕТТО?! Такое ощущение, что людей выдернули из комфортабельного жилья или коттеджей и силой запихнули на Парнас! - отмечает Татьяна.

Со многими конкретными критическими замечаниями, касающимися района, жители согласны, но форма изложения вызвала у них отторжение. Как и сравнения с гетто или заявление о том, что они живут в "худшем районе России". При этом комментаторы часто пишут о том, что цена квадратных метров в новом районе соответствует качеству, и именно она стала ключевым критерием при выборе будущего места жительства, так как более комфортные условия оказались им не по карману.

А на какие деньги в нормальных районах жить? И вообще, он сидит в своей Москве, а остальную Россию-то он видел? По меркам центра Питера, может, и не очень район, а вы видели, в каких районах живут люди в провинциальных городах? - пишет Татьяна.

Сетевой публицист, переводчик фильмов Дмитрий "Гоблин" Пучков считает, что московский блогер Илья Варламов, который поглумился над территорией массовой жилой застройки у станции метро "Парнас", назвав её "худшим жилым районом России", мягко говоря, неправ.

Очевидно, Варламов - это некий эксперт по оценке жилищного строительства на всём белом свете, и его оценки имеют какой-то вес, играют какую-то роль. Хотя сразу хотелось бы поинтересоваться: Варламов не пробовал съездить, например, в Москве в Ясенево? Чтобы посмотреть на тамошние "муравейники". Или в Бутово. Там ничем не лучше и не хуже. Этажей больше, дома чудовищных размеров… Парнас - абсолютно обычный район, сейчас такие строят везде. И вместо того, чтобы сказать, что люди получают новое жильё самое разнообразное, что жилья уже строят, если не ошибаюсь, больше, чем строили в Советском Союзе, а это серьёзнейшее достижение, вместо этого - вот такое, - говорит Пучков.

По словам петербургского публициста, в вопросах строительства многое упирается в деньги.

Добавить креатива всегда можно, но это упирается в деньги. Если человеку хочется чего-то мегаэлитного, надо, наверное, строить свой дом, такой, как ты хочешь. Если же у тебя есть серьёзные ограничения в средствах, то будешь довольствоваться тем, на что у тебя хватает денег. Так устроена жизнь, - отмечает он.

Дмитрий "Гоблин" Пучков недоволен самим подходом Варламова, нацеленным только на критику внешних проблем.

У него довольно странный подход: "Представляете, кругом стоянки для машин". А что, их быть не должно? Я живу в Купчино в девятиэтажном доме-корабле. Возле дома раньше было пять стоянок для частных автомобилей. И этого всегда хватало. Теперь же количество машин превышает все разумные пределы - и куда их ставить? Не должно быть стоянок? Варламов знает какие-то волшебные способы, как заставить граждан не покупать машины и не ездить? Он бы лучше про другое написал. То, что действительно имеет смысл. Про подъездные пути к таким микрорайонам. Потому что выезжать из Шушар или Уткиной заводи по утрам и въезжать вечером физически невозможно. Потому что дороги не справляются с таким потоком автомобилей. Вот это серьёзная проблема, - уверен Дмитрий Пучков.

Отметим, что Парнас оказался уже третьим районом города, заслужившим от Варламова титул "самый плохой район". В ноябре он назвал так Ржевку-Пороховые, весной - Юго-Запад.

Предлагаю в следующий раз отправить Варламова прямо на Невский. Заходишь в первый попавший двор - и начинаешь фотографировать помойки. Я уверен: они не радуют глаз, они безобразные и от них плохо пахнет. Думаю, Варламов известную субстанцию найдёт везде! - не сомневается петербургский публицист.

Как уже сообщалось, ранее в среду столичный блогер Илья Варламов о микрорайоне Парнас.