О социально-экономическом положении и путях развития экономики дагестана. О социально-экономическом положении республики дагестан Социально экономическое развитие дагестана

🔊 Прослушать новость

О НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН за январь-декабрь 2016 года

Валовой региональный продукт

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности за январь-декабрь 2016г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2015 года и составил 107,8% (январь-декабрь 2015г. – 105,9%).

Промышленное производство

Индекс промышленного производства за январь-декабрь 2016г. к соот- ветствующему периоду 2015г. составил 136,3%, против 105,2% в январе- декабре 2015г. На рост промышленного производства по сравнению с январем-декабрем 2015г. повлияло увеличение: производства машин и оборудования – в 2,5 раза (ОАО «Дагдизель»), производства транспортных средств и оборудования – в 1,8 раза (ОАО «Концерн КЭМЗ»), производства, передача и распределение электроэнергии – на 44,9% (Дагестанский Филиал ОАО «РусГидро») и производства пищевых продуктов, включая напитки и табака – на 5,7% (ОАО «Кизлярагрокомплекс», ОАО «Дербентский коньячный комбинат», ОАО «Рычал-Су»). В тоже время наблюдается снижение добычи топливно-энергетических полезных ископаемых – на 7,6% (ОАО «НК «Роснефть-Дагнефть»), производ- ства, передача и распределение пара и горячей воды – на 12% (ОАО «Махачка- ла теплоэнерго», ООО «Каспий тепло сервис», ООО «Дагестанэнерго»).

Сельское хозяйство

Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в январе-декабре 2016 года оценивается в 112454,6 млн. рублей в действующих ценах, и составил 104,7% (в том числе растениеводство – 104,7%, животноводство – 104,6%,) к соответствующему периоду 2015 года, против 105,2% в январе-декабре 2015 года.

Строительство

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» за январь-декабрь 2016 г. составил 133440,1 млн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4,0%. Крупными и средними строительными организациями за январь-декабрь 2016 года выполнено работ на 8841,6 млн. рублей, что составило 121,0% от уровня января-декабря 2015 года. В январе-декабре 2016 г. введено жилья общей площадью 1844,8 тыс. кв. метров, что на 1,9% больше, чем за соответствующий период предыдущего года, в том числе индивидуальных жилых домов – 1579,3 тыс. кв. метров, что на 12,5% больше.

Торговля и услуги

Оборот розничной торговли в январе-декабре 2016 г. составил 671214,4 млн. рублей, что в сопоставимых ценах больше аналогичного периода предыдущего года на 1,9%. Увеличение темпов роста оборота розничной торговли в январе-декабре 2016 года обусловлено увеличением физического объѐма продаж на рынках 3,9% против уровня соответствующего периода предыдущего года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в январе-декабре 2016г. составил 52,4%, непродовольственных товаров – 47,6%. Объем платных услуг, оказанных населению республики через все каналы реализации, в январе-декабре 2016 года составил 116440,3 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 1,6% больше соответствующего периода 2015 года.

Финансы

Финансы . В январе-ноябре 2016 г. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций в действующих ценах составил – 3750,2 млн. рублей убытка. Кредиторская задолженность обследуемых организаций республики составила на 1 декабря 2016г. 80517,6 млн. рублей, в том числе просроченная – 28027,1 млн. рублей или 34,8% от общей суммы (на 1 декабря 2015г. – 32,4%). Кредиторская задолженность по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилась на 3%, а с аналогичным периодом предыдущего года – увеличилась на 13,9%, а ее просроченная, соответственно – уменьшилась на 3,5% и увеличилась на 22,3%. Дебиторская задолженность на 1 декабря 2016г. составила 30085,9 млн. рублей, из нее просроченная – 6631,4 млн. рублей или 22% (на 1 декабря 2015г. – 18,3%). Дебиторская задолженность по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилась на 2,1%, а с аналогичным периодом предыдущего года – умень- шилась на 1,5%, а ее просроченная – уменьшилась, соответственно на 7,9% и на 13,4%.

Социальные вопросы

Среднедушевые денежные доходы за январь- декабрь 2016 года, по оценке, составили 28 634,4 рубля. Реальные располагае- мые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, составили 102,6%. Среднемесячная номинальная заработная плата за январь-ноябрь 2016г. составила 19446,9 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 3,4%. Реальная заработная плата, за этот же период по сравнению с соответствующим периодом 2015г. уменьшилась на 2,8%.

Сегодня, когда в республике происходит смена власти, как никогда важен диалог экспертов и учёных по адекватному анализу ситуации и определению путей развития. Сотрудниками ИСЭИ ДНЦ РАН ежегодно готовятся предложения, направленные на комплексное социально-экономическое развитие Республики Дагестан часть из которых представлена в данном докладе. Поэтому для преодоления негативных явлений в экономике РД разработана модель устойчивого экономического роста региона.

В начале года начались изменения в государственной политике регионального развития. Был принят Указ Президента России от 16 января 2017 года «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» и разрабатываются нормативные документы для его реализации. В рамках обсуждения Указ Президента России было проведено 5 круглых столов на тему:

v государственная политика регионального развития как основа национальной безопасности;

v экономическая безопасность региона: современные проблемы и механизмы обеспечения;

v организационно-экономические аспекты модернизации системы здравоохранения региона;

v проблемы обеспечения продовольственной безопасности: региональный аспект.

Но для того, чтобы что-то менять нужно разобраться: где мы находимся? Что происходит с Дагестаном: или он в кризисе, или он динамично развивается? Без диагноза невозможно назначить лечение.

В последние годы в Республике Дагестан наблюдается определенная тенденция роста основных макроэкономических показателей. При этом улучшение динамики абсолютных показателей не раскрывает реального отставания Дагестана в сравнении с экономической ситуацией в целом по стране.

Так в расчете на душу населения отставание региона по показателям ВРП (2015 г.) составило более чем в 2 раза, производительности труда в 1,7 раза, продукции промышленности в 20 раз, фондовооруженности (основные фонды в экономике) в 2,8 раза, оборота розничной торговли в 1,1 раза, инвестиции в основной капитал в 1,5 раза.

Хотя Дагестан считается аграрным регионом, производство валовой продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения составляет лишь 100,8% среднероссийского показателя. Среднедушевые денежные доходы ниже в 1,2 раза, среднемесячная заработная плата – в 1,8 раза, а уровень безработицы выше в 2,1 раза.

Основной показатель социально-экономического развития региона – валовой региональный продукт позволяет оценить экономическую динамику.

В 2013-2014 году прирост ВРП был на уровне 6 %, хотя ранее были цифры в 2-3 раза более высокие. А в 2015 году динамика стала отрицательной, впервые с 1998 года. Это говорит о том, что ни о каком устойчивом развитии и даже позитивной динамике речь идти не может.

Доля промышленности в ВРП Республики Дагестан в 9 раз меньше по сравнению со среднероссийским уровнем (упал с 18,5% в 2000г. до 5,5% в 2015г.).

Основные социально-экономические показатели Республики Дагестан

в сравнении со средними показателями по РФ и СКФО

Средние показатели,

РФ в % к РД

СКФО в % к РД

Занимаемое

на душу населения

Промышленная продукция на душу населения

Продукция сельского хозяйства на душу населения

Основные фонды на душу населения

Инвестиции на душу населения

Производительность тру­да (ВРП на число занятых)

Среднедушевые денежные доходы

Среднемесячная номинальная зарплата

Уровень безработицы, %

Удельный вес безвозмездных поступлений в доходах консолидированного бюджета, %

Расходы консолидированных бюджетов на душу населения

Общая площадь жилых помещений на одного жителя, кв. м.

Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, шт.

Рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016. Стат. сб. / Росстат. – М., 2016; Россия в цифрах. 2017. Крат. стат. сб./ Росстат. – М., 2017. С. 40–43.

Объем отгруженной промышленной продукции отстает от среднего по России в 21,2 раза (по СКФО в 3,3 раза).

Республика продолжает оставаться аутсайдером среди регионов Северного Кавказа по количеству малых предприятий на 10 тыс. человек экономически активного населения.

За период 2011-2016 гг. число малых предприятий в Дагестане уменьшилось на 41,8% (с 762 в 2011 г. до 443 в 2016г.)

Недостаточное финансирование инфраструктуры поддержки – в 13,7 раз меньше, по сравнению с Татарстаном.

Среднероссийская зарплата в сентябре составляет 38 тысяч, а в Дагестане 23 тысячи рублей, рост 5,1 % в Дагестане и 3,2 % по стране составляют примерно одну сумму около 1200 рублей.

Показатель безработицы (10,9%) практически в два раза превышает среднероссийский уровень (5,5%).

Численность безработных в 2016 г. выросла на 6 тыс. человек по сравнению с 2015 г. и составил 146,2 тыс. человек.

Данные по безработице комментировать бессмысленно, поскольку некорректной являются данные по численности населения Дагестана. Недавно Счетной палатой Дагестана, Территориальным ФОМС, страховыми медицинскими организациями, Территориальным управлением ФНС по Дагестану, отделением Пенсионного фонда, органами ЗАГС были выверены сведения по умершим до 2011 года, выехавшим и проживающим за пределами Дагестана.

По результатам проведенной работы уточнена численность застрахованных граждан республики, которая на 1 апреля 2017 года составила 2 588 тысяч человек; из них неработающих, за которых платит республика в бюджет ФОМС – 2 006 тысяч человек. Таким образом, расхождение между статистической и фактической численностью населения составляет 453 тысячи человек.

Росстат показывает в октябре текущего года в Дагестане численность рабочей силы в 1,36 млн человек и 154 тысячи безработных, 6,9 % - это всего 10 тысяч человек. В условиях, когда 70 % занятых составляет малый бизнес, который не всегда правильно сдает отчетность, результат находится за гранью статистической погрешности.

Индекс образования РД – составляет 0,870 (80-е место в рейтинге регионов России).

Только до 15% студентов трудоустраиваются после обучения.

Более 72 % семей региона (по некоторым подсчетам до 90%) тратят ежемесячно на покупку продуктов питания более 50% доходов.

Уровень потребления основных продуктов питания в находится на уровне 3-12% от существующих в России медицинских норм.

Питательная ценность рационов за последние 7 лет стабильно занимает последние места среди субъектов СКФО.

В Дагестане, если судить по 2016 году, самая низкая налоговая нагрузка – 5,2%. Если смотреть по Северо-Кавказскому федеральному округу, то это будет 10 процентов, по России – 20 процентов.

И как следствие всех этих «успехов», бюджет Дагестана на 2018 год, принятый Народным Собранием предполагает поступления налогов и сборов в республиканский бюджет в объеме свыше 23,9 млрд. рублей (23,2%), 69,1 % в структуре доходов составляют межбюджетные трансферты (более 71,2 млрд. рублей, из которых дотации – свыше 59 млрд рублей, субсидии –5,4 млрд. рублей, субвенции – 6,5 млрд. рублей и т.д.).

Декларируемый рост показателя «Инвестиции в основной капитал» в условиях сохранения высоких показателей инвестиционного риска, подтверждает низкую эффективность проводимой инвестиционной политики в регионе. В 2015 г. региону был присвоен рейтинг 3D – низкий потенциал/высокий риск.

Но проблема привлечения инвестиций в регион связана и с «террористической активностью» (вспомним постоянные режимы КТО в том или ином районе Дагестана), и с «коррумпированностью чиновников» (добавим ещё и их не высокой компетентностью), и с клановостью руководства и ещё с многими другими причинами.

Рассматривая проблемы экономического развития, мы выделили в качестве одной из ключевых, наличие на Северном Кавказе мощной клановой системы со своими порядками и законами.

Клановая система плодит коррупцию, отпугивает «посторонних» инвесторов, препятствует вертикальной мобильности молодежи.

Надо признать тот факт, что республика Дагестан фактически превратилась во «внутреннее зарубежье», которая, формально находясь в составе Российской Федерации и используя ее финансовые ресурсы, давно живет по своим собственным установкам и реализует свои интересы.

Сегодня важно вернуть регион в правовое поле России чтобы он стал, наконец, реальным субъектами Федерации. Единая страна – это единая правовая система, единая культурная система, единые законы на всей территории.

При таком состоянии исходной базы экономики и социальной сферы темпы роста, оцениваемые как высокие, дезориентируют и общество, и органы власти.

Чтобы преодолеть отставание, выйти из системного кризиса, создать самодостаточную экономику и занять достойное место среди субъектов Российской Федерации Дагестану нужно обеспечить прорыв в развитии экономики и социальной сферы, в разы поднять объемы производства и удельный вес инновационных товаров в базовых отраслях реальной экономики.

Для этого надо максимально эффективно использовать все внутренние ресурсы, собственный производственный потенциал и конкурентные преимущества, а также ресурсы из федеральных источников.

Чтобы наиболее полно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы и потенциал для прорывного социально-экономического развития нужно иметь полные и исчерпывающие ответы, по меньшей мере, на два вопроса:

1) Где и каким потенциалом, и какими ресурсами располагает республика;

2) Какие механизмы нужно задействовать для рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов и потенциала.

Анализ современного состояния хозяйства Республики Дагестан убеждает в необходимости сосредоточиться на «ударных» высокоэффективных направлениях, действуя по которым можно вывести из кризиса экономику в целом. В этой связи необходимо поддерживать не все виды деятельности, а только те, которые обладают свойствами региональных мультипликаторов (РМ). В обобщенном виде к ним можно отнести следующие производства и виды деятельности:

во-первых, продукция или услуги, которые могут иметь обширные и надежные рынки сбыта, причем преимущественно за пределами республики, что может быть привлекательным для внешних инвесторов;

во-вторых, продукция или услуги, которые, хотя и реализуются главным образом внутри республики, могут также иметь перспективу расширения за пределы внутреннего рынка;

в-третьих, способные порождать новые организационно-хозяйственные и технологические цепочки, а также расширяющие вовлечение в хозяйственный оборот интеллектуальные, предпринимательские, трудовые, материально-технические, природные ресурсы, учитывающие географические преимущества республики, выводящие ее на эффективные рынки сбыта и позволяющие стать привлекательными для притока в республику значительных денежных средств.

С учетом ресурсных возможностей, сложившейся структуры экономики Дагестана к региональным мультипликаторам первого вида можно отнести предприятия, формирующие топливно-энергетический комплекс (ТЭК).

ТЭК - это жизнеобеспечивающая сфера хозяйственной деятельности. Проблема развития ТЭК носит комплексный характер и ее реализация связана с мобилизацией всех видов энергоресурсов, которыми располагает республика. Интенсификация развития промышленного производства, потребует привлечение значительной части энергоресурсов.

К региональным мультипликаторам второго вида следует отнести аграрные хозяйства и большую часть перерабатывающих предприятий АПК Дагестана, хотя отдельные производства, и в частности, предприятия по производству игристых вин и коньячных изделий, можно отнести к региональным мультипликаторам первого вида.

Крайне важным является выбор промышленной специализации региона с учетом необходимости использования, существующего промышленного и природного потенциала. Одним из направлений промышленной специализации может стать развитие в Республике Дагестан судостроительного кластера, как на базе уже существующих предприятий, традиционно, производивших продукцию судостроения оборонного назначение, так и привлечения в рамках промышленной кооперации предприятий из других регионов России.

Развитие малогаборитного судостроения (лодки, яхты, баржи, тримараны, танкеры, контейнеровозы, паромы и т.д.) позволит организовать самую большую внутреннюю кооперацию предприятий Республики Дагестан.

Другим направлением промышленного развития должна стать переработка сельскохозяйственной продукции. Анализ структуры перерабатывающих производств экономики Республике Дагестан (РД) позволяет утверждать, что АПК производит преимущественно продукцию невысоких переделов. В то время как в Российской Федерации суммарный среднедушевой объем производства отраслей переработки сельскохозяйственного сырья превосходит среднедушевой объем производства продукции сельского хозяйства, в среднем по РД экономические результаты отраслей пищевой и легкой промышленности в расчете на одного жителя отстают от экономических результатов сельского хозяйства.

В сложившейся ситуации приоритетное значение для социально-экономического прогресса экономики сельских территорий РД имеет увеличение объемов производимой валовой добавленной стоимости за счет развития пищевой и легкой промышленности и привлечение капитала в сельскохозяйственное производство, что будет способствовать экономическому росту на селе, сохранению трудового потенциала, улучшению качества жизни в сельской местности и сокращению оттока населения.

Крайне важным представляется в рамках развития АПК Дагестана использование современных био- и энергосберегающих технологий и на их основе создание экологически чистых и экономически эффективных аграрных хозяйств и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, дающих значительную экономию электроэнергии.

К региональным мультипликаторам третьего вида можно отнести объекты, образующие рекреационный комплекс Дагестана, а также транспортно-коммуникационные составляющие, формирующие на территории республики многопрофильный логистический центр с целью эффективного использования геополитического положения республики и развития взаимовыгодных экономических связей приграничных территорий Дагестана с Азербайджаном и Грузией с учетом решения проблем разделенных народов, а также с другими прикаспийскими государствами, это формирование современных транспортно-коммуникационных систем, обеспечивающих транзит и складирование различных грузов, что является важным стимулом притока капитала в республику и может привести к мультипликативному эффекту развития экономики Дагестана в целом.

Рекреационный комплекс - сектор экономики Дагестана, имеющий огромные потенциальные возможности, но в настоящее время находится в глубокой стагнации.

Для Дагестана развитие рекреационного комплекса - это новые рабочие места, это сфера широкого приложения малого предпринимательства (различного рода сервисные услуги бытового, медицинского, зрелищно-культурного и другого характера), это развитие традиционных для Дагестана народных художественных промыслов, ориентированных на производство курортных и сувенирных товаров, это развитие дорожно-транспортных коммуникаций, гостиничного хозяйства и сервисных служб в целом, это – стимулятор развития АПК и других видов хозяйственной деятельности.

В разработанном в ИСЭИ ДНЦ РАН документе «Научная и экспертная деятельность института социально-экономических исследований ДНЦ РАН» в разделе «Предложения по решению социально-экономических проблем Республики Дагестан» рассмотрены рад направлений, и в частности:

В области государственного регулирования и организауии управления

Провести прогнозирование, обоснование и объективную оценку финансовых ресурсов, в которых Республика Дагестан может получить из всех федеральных источников. На каждый плановый период (год, квартал) надо иметь ясное представление о том, на какие финансовые ресурсы и из каких конкретных федеральных источников республика может рассчитывать, соответственно строить экономическую, в частности, бюджетную и инвестиционную политику.

В настоящее время государственное регулирование социально-экономического развития в республике осуществляется в формате реализации многочисленных программ, проектов и иных плановых документов.

В их числе: Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, схема территориального планирования РД, 7-10 приоритетных проектов развития РД со множеством подпроектов, 29 государственных программ, в рамках которых выделены еще 86 подпрограмм, программа реализации постановления Правительства РФ от 23.12.2014 № 1444 «О первоочередных мерах по обеспечению опережающего развития Республики Дагестан», подпрограмма «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан до 2025 года» в рамках «Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года», республиканская и федеральная программа импортозамещения и т.д. Все эти утвержденные программно-целевые документы не увязаны между собой, не обеспечены ресурсами и ответственными исполнителями.

Такая «программомания» распыляет финансовые, материально-технические, трудовые и другие ресурсы, создает лишь видимость активной деятельности исполнительных органов власти. По существу, не рационально используется и административный ресурс.

С учетом реальных оценок всего ресурсного потенциала надо прогнозировать и определить специализацию, отраслевую и территориальную структуру, приоритетные направления развития экономики, сценарии долгосрочного развития республики и т.д. Для этого крайне важно в соответствии с новым Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» доработать и актуализировать Стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, консолидировать и увязать со Стратегией-2025 все государственные программы, приоритетные проекты развития РД, планы Правительства, инвестиционные проекты и т.д.

Необходимо также актуализировать уже принятые, а также разработать новые региональные стратегические документы в соответствии с Федеральным законом о стратегическом планировании, в частности схему территориального планирования РД, стратегии долгосрочного социально-экономического развития муниципальных образований и др.

Необходимо создать единую взаимоувязанную систему планирования социально-экономического развития республики, отраслей и сфер экономики, а также муниципальных образований на основе долгосрочного стратегического планирования. Эта система должна быть увязана с формирующейся в стране единой системой стратегического планирования и соответственно со Стратегией социально-экономического развития СКФО и Российской Федерации.

В области борьбы с «теневой экономикой» республики

Одним из самых значимых, масштабных и реальных резервов прорывного роста экономики и оздоровления финансового состояния республики является легализация теневой экономики.

Теневая экономика республики по самым скромным экспертным оценкам составляет свыше 40-60% ВРП, а в отдельных сферах (торговля, сфера услуг, строительство, транспорт) доходит до 2/3.

Конечно, надо еще иметь в виду, что «... теневая экономика, коррупция и бандитизм «живут» вместе». Теневая экономика и ее легализация – не только резерв роста экономики и налогооблагаемой базы. Это – самый масштабный, многофакторный и опасный вызов не только Республике Дагестан, но и всей России. Ответом на этот вызов должны быть кардинальные и системные правовые, организационные, экономические и воспитательные меры по разблокировке и выводу в рамки правового поля всей сферы теневой экономики.

Принять неотложные меры по устранению расхождений и приведению в соответствие баз данных ТО ФСГС РФ по РД, УФНС России по РД, Министерства экономики и территориального развития РД, Министерства торговли, инвестиций и предпринимательства РД и муниципальных органов власти по количеству малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств в РД.

Основная проблема Дагестана даже не в том, что у него большая теневая экономика, а в том, что значительная часть экономики существует только на бумаге. Эта экономика «фикции», липовых отчетов. Условно экономику Дагестана можно разделить на три части:

1. Треть экономики существует реально и официально, уклоняется от налогов как в среднем по стране.

2. Другая треть существует в «тени», платит не налоги, а коррупционный сбор.

Коррупционная составляющая в стоимости продукции составляет в СКФО от 30% до 50%.

Можно только отметить, что налог на коррупцию в значительной степени влияет на структуру экономики региона: чем выше его величина, тем в большей степени преобладает те отрасли (виды деятельности), которые могут уйти в тень, в частности это строительство, торговля, сфера услуг.

На сегодня структура ВРП выглядит следующим образом:

v торговля – 28,5% ВРП.

v строительство – 15,8% ВРП.

v сельское хозяйство – 15,5 % валового регионального продукта.

v транспорт и связь – 7,5% ВРП.

v сектор госуправления – 6,4% ВРП.

v обрабатывающее производство – 3,9 % ВРП.

v энергетика – 2,0% ВРП.

v добыча полезных ископаемых – 0,4 % ВРП.

3. Третья часть существует только в отчетах чиновников.

Если заявлять о том, что нужно повысить сборы налогов до среднероссийского уровня, то реальная налоговая нагрузка на тех, «кто платит налоги», вырастет примерно в 3 раза, и они уйдут в другие регионы или закроются.

Также в документе дают предложения по разделам:

v в области образования, формирования человеческого капитала и социальной мобильности;

v в области регулирования занятости и трудовой миграции;

v в области обеспечения благоприятного инвестиционного климата;

v в области сбалансированного экономического развития;

v в области комплексного развития сельских территорий.

Для преодоления негативных явлений в экономике РД разработана модель устойчивого экономического роста региона. Макроэкономические условия модели устойчивого развития региона выстраиваются в систему пяти укрупненных взаимосвязанных блоков:

1. Блок управления и регулирования регионального развития, включающий в себя механизм территориальной организации многоотраслевой, многофункциональной, многоукладной экономики на основе эффективного сочетания государственного регулирования с рыночными отношениями.

2. Индустриальный блок (промышленная политика, занятость, налоговый потенциал, инновационные преобразования экономики, производственная инфраструктура, туризм и рекреация). Все эти и другие направления развития РД представляются наиболее важными компонентами экономического роста, выхода из депрессивного состояния.

3. Аграрный блок (аграрная политика, земельные отношения, продовольственная безопасность населения). Для Дагестана этот блок модели имеет большее значение не только с позиций продовольственного обеспечения, но и с позиций исторически сложившихся трудовых навыков и менталитета местного населения.

4. Социально-экологический блок – образование, здравоохранение, системы социальной поддержки населения, регулирования занятости и обеспечения экологической безопасности – условия, определяющие социальную ориентацию модели устойчивого экономического роста РД.

5. Политико-правовой и культурно-нравственный блок – нормативно-правовая база хозяйствования и макроэкономические условия, обеспечивающие, что очень важно, социально-политическую стабильность и межнациональное согласие. Необходимость включения в модель этого блока очевидна, поскольку экономика неотделима от политики и состояния общественного сознания, нравственного и культурного уровня населения, многих других сторон жизни и поведения людей – от всего того, что обозначается понятием общественной среды.

Естественно, перечисленные общего характера направления развития экономики Республики Дагестана ни в коей мере не исчерпывают их перечень. Имеет место множество конкретно детализированных направлений развития экономики РД

4

В Московском доме национальностей 1 декабря прошел IV Форум «Дагестан. Взгляд из Москвы», организованный Политическим клубом «Достоинство». Телемост между Московским и Махачкалинским отделениями клуба собрал дагестанцев, неравнодушных к судьбе родного края. Вел форум общественный деятель Хаджимурад Гаджиев, который отметил, что клуб объединяет экспертов, общественно-политических деятелей и всех, кто хочет изменить жизнь в Дагестане к лучшему.

Эксперт-экономист Хаджи-Мурад Абашилов представил доклад «Оценка экономической ситуации в республике Дагестан», который «МК в Дагестане» публикует сегодня. Подробнее о форуме мы расскажем в следующем номере.

Эквилибристика цифрами или надутые показатели

Мой прошлогодний доклад, посвященный оценке социально-экономического положения республики, был посвящен показателям, которые были достигнуты или опубликованы в официальных источниках. Сомнение в их достоверности, указание на полнейшую зависимость цифр от политической воли, а не от экономических процессов, вызвало тогда бурную негативную реакцию.

Надуваются пузыри во многих отраслях экономики, в том числе в сельском хозяйстве. Количество приписок по поголовью скота в животноводстве и завышение сумм расходов к возмещению по растениеводству не поддается даже ревизорскому исчислению. Управление отраслями сводится не к достижению новых высот, а к эквилибристике цифрами и освоению бюджетов.

Этот механизм не починить. Его можно только сломать, разорвав все порочные связи внутри оного. Мы можем оценить это на примере столицы. Сложнейшая система управления городом под руководством Саида Амирова, завязанная на личных связях и коррупционном механизме, после его ареста дала критические сбои по всем направлениям – системы жизнеобеспечения, финансово-бюджетная сфера, коммунальная, транспортная сфера не раз попадали в коллапс.

Исходить мы можем лишь из того, будут ли менять отдельные части скрипучей государственно-административной системы республики или все же будут выстраивать новый механизм? И мы опять приходим к тому, что экономикой управляет политика. 2017 год ознаменовался важнейшим политическим шагом, который резко изменил диспозицию. Не будем анализировать публичные отчеты с бездоказательными цифрами и искать в них очередные несоответствия. Попытаемся оценить – что из себя представляет экономика Дагестана и в каком направлении ей надо двигаться?

Состояние экономики Дагестана

Официальная статистика гласит о том, что за 1январь-октябрь 2017 года практически по всем направлениям наблюдается рост. Приведем данные по обороту организаций за 10 месяцев 2017 года, а по сальдированному финансовому результату – за 3 квартала 2017 года.

Сельское хозяйство - 15,5 % валового регионального продукта. По обороту организаций показан рост 118%, по финансовому результату без учета субъектов малого предпринимательства - рост 173%.

Добыча полезных ископаемых - 0,4 % ВРП с отрицательной динамикой в его структуре. По обороту организаций - рост 108,5%, по финансовому результату динамика нулевая.

Обрабатывающее производство - 3,9 % ВРП. По обороту организаций - рост 112,7%, по финансовому результату - рост 104,4%.

Энергетика - 2,0% ВРП. По обороту организаций - рост 104,8%, по финансовому результату - рост 102,1%.

Строительство - 15,8% ВРП. По обороту организаций – рост 112,6%, по финансовому результату- рост 116,5%.

Транспорт и связь - 7,5% ВРП. По обороту организаций - данные отсутствуют, по финансовому результату - снижение до 92,1%.

Сектор госуправления - 6,4% ВРП. По обороту организаций - рост 116,6%, по финансовому результату данный сектор нет смысла оценивать.

Торговля - 28,5% ВРП. По обороту организаций - рост 103,5%, по финансовому результату - снижение до 92,8%.

Эти цифры означают, что Дагестан - сельскохозяйственная, торгово-ориентированная республика с небольшим промышленным производством, в основном, в сфере строительства и энергетики. По отчетным показателям динамика в 2017 году составляет в среднем 108 % относительно показателей прошлого года, что говорит о невероятных успехах!

Однако, в разделе «Финансовые результаты деятельности организаций» отчета ТУ Росстата по РД указано: «В январе-августе 2017 года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организации) в действующих ценах составил 3 048,9 млн. рублей убытка. За этот же период предыдущего года, сальдированный результат составлял 2 855,5 млн. рублей убытка.»

Организации массово в убытке. Субъекты малого предпринимательства (ключевой сектор в республике) даже не оцениваются - они только усугубляют статистику. То есть статистика в очередной раз играет цифрами, а экономика не растет.

Причины слабости экономики Дагестана

1. Инвестиционный климат , сложившийся в последние 4 года. Инвестиционный спрос натянут государственными инвестициями и госгарантиями приближенным к руководству республики организациям, и настроен не на долгосрочное инвестирование, а на получение субсидий и льгот от государства, что отлично показывает, например, сельское хозяйство. Весь прирост объемов сельского хозяйства обусловлен чуть ли не кратным приростом субсидий по конкретным направлениям деятельности - виноградарство, животноводство, по которым действуют одновременно несколько направлений государственного субсидирования. Все, что касается частных инвестиций без участия государство - мертво.

2. Дефицитность собственных финансов республики. Ежегодное муссирование темы межбюджетных трансфертов приводит к очередному перетягиванию каната между субъектами РФ в борьбе за дотации. 75% республиканского бюджета сверстано за счет субвенций, субсидий и, самое главное, дотаций. Порядка 23 млрд. собственных доходов из практически 100 млрд. расходов с реально положительной динамикой увеличения налоговых доходов и сборов - это истинный показатель сбалансированности бюджета.

В Дагестане рынок представлен Сбербанком и Россельхозбанком, действующими по налаженным схемам. Чем занимаются остальные дагестанские банки, мы узнаем, когда Центробанк раз объявит, что «данная кредитная организация не выполняла требования по капиталу и проводила сомнительные необоснованные финансовые операции».

3. Огромный долг , искусственно повешенный на ключевые элементы топливно-энергетического комплекса республики . Долги газовиков и энергетиков будут кочевать из года в год в пугающей арифметической прогрессии с невменяемыми цифрами в 35 млрд. руб. по состоянию уже на 2017 год. Ежегодный прирост долга в более чем на 10% требует политического вмешательства руководства республики и жесткой позиции по урегулированию долговых обязательств.

4. Отсутствие развитого промышленного производства . Флагманов республиканской экономики, таких как Азимут, Авиаагрегат, Электросигнал, КЭМЗ и регулярно дотируемый оборонзаказом Дагдизель, на российском рынке не видно абсолютно. Отсутствие собственной производственной базы формирует зависимость от внешних производителей по самым мелким номенклатурам деталей для сельского хозяйства, строительства и торговли.

5. Высокая теневая составляющая экономики . Эта сфера поддается оценке, хотя и довольно приблизительной. Например, по итогам целого комплекса проверок, инициированных руководством города совместно с налоговиками, было выявлено более 3000 предпринимателей, осуществлявших свою деятельность без постановки на учет. Но «в чёрную» уже мало кто работает - весь бизнес, в основном, сосредоточен на «серых схемах». Ужесточение административного контроля и постоянное повышение ставок налогов, сборов, взносов стимулируют к уходу «в тень», что особенно характерно для субъектов малого предпринимательства.

6. Административно-правоохранительный пресс . Это самый сложнооцени-ваемый показатель, который прямо коррелирует с первым пунктом и обратно ему пропорционален. Он запределен. Количество и объем проверок различных контрольных органов, инициация уголовных дел по малейшему поводу с квалификацией «мошенничество». Интересный факт - в 2017 год Минсельхозпрод РД проверяло одновременно 5 (пять!) контролирующих организаций. Бесконечный проверочный процесс дестабилизирует работу любого учреждения и нивелирует смысл его деятельности.

Политика – концентрированная экономика

Согласно определению Владимира Ленина, экономику определяет политика, политическая воля. Новое руководство Дагестана публично объявило о смене парадигмы - не «работать чуть-чуть на себя», а строго следовать закону, в особенности в части антикоррупционного законодательства. Для экономики важны правила и их соблюдение. Надо выбрать ключевые направления и сосредоточиться на них, не распыля-ясь.

1. Решение вопроса с газовыми и энергетическими долгами. Республика не может выходить на рынок производства электроэнергии, с инвестиционными площадками по добыче и реализации полезных ископаемых с репутацией банкрота. Проведение переговоров с ключевыми кредиторами, фиксация обязательств республики с реальным дисконтированием, выставление жесткого графика погашения на срок до 5 лет с предельным объемом платежей не выше 1% ВРП в год.

2. Создание регионального банка. Это именно политический вопрос решения финансово-экономической проблемы, лежащий в сфере надзора ЦБ РФ и под неукоснительным наблюдением Минфина России. Без оперирования внебюджетными источниками финансирования любые шаги региональной власти имеют слабые шансы в реализации оных. Региональный банк не может быть создан непосредственно органами государственной власти республики, поэтому это форма должна быть разработана совместно с руководством вышеупомянутых федеральных органов. Либо под чутким руководством ТУ ЦБ РФ по РД проведена консолидация оставшихся региональных банков с целью формирования такого коммерческого банка регионального значения.

3. Определение сельского хозяйства в качестве локомотивной отрасли экономики. Решение проблем, связанных со сбором, хранением, сортировкой и транспортировкой урожая, формирование условий для круглогодичного цикла большинства подотраслей. Отказаться от формы государственных гарантий, так как это формирует нездоровую конкуренцию между крупными и мелкими производителями. Именно в данной сфере сработает экономический мультипликатор за счет расширения строительства большого количества сопутствующих элементов - складов, сортировочных центров, овощехранилищ, мини-консервных заводов и так далее.

5. Отказ от прямого финансирования и предоставления государственных гарантий в инвестиционном проекте, не связанном с сельским хозяйством . Запредельные оценки и нереальные перспективы каждого отдельного проекта во всех случаях обернулись пшиком. В рамках жестких бюджетных параметров необходимо по минимуму соблюсти политес в отношении промышленного производства, которое в действительности является далеко не лучшим мультипликатором, но зато очень оперативно реагирует на изменения в экономике, что сразу отражается и на его показателях.

6. Секвестирование бюджетных расходов в части расходов на госуправление . Провести оптимизацию муниципалитетов и районов республики с целью сокращения неэффективного управленческого аппарата. Расходы бюджетов поселений на зарплаты руководителям составляют иногда больше половины всего бюджета, что ломает весь смысл существования этих бюджетов. То же касается и бюджетов районов, которые необходимо объединить под конкретные количественные параметры с учетом, конечно, национально-исторического аспекта. Это даст существенную экономию бюджетных средств, высвобождающуюся под социальные либо инвестиционные расходы.

7. Развитие столицы республики в агломерацию, прообраз современного мегаполиса. Объединение Махачкалы и Каспийска с добавлением территории под промышленное и жилищное строительство позволит сформировать инвестиционный потенциал для прорывного развития столицы как мощного образовательного, промышленного и финансового центра.

Махачкала нуждается в трансформации - в новой транспортной парадигме, территориальном планировании и зонировании, расширении бюджетного потенциала с целью формирования ключевой базы развития республики, ее центральной финансовой, кадровой и организационной составляющей. Эффект масштаба в данном случае сыграет огромную роль, хотя о конкретных цифрах говорить рано. Вопрос стоит в стратегическом решении проблемы, которую простой оптимизацией расходов или борьбой за увеличение доходов не снять.

Здесь перед нами вновь встает вопрос качества государственного аппарата и уровня должностных лиц. Любое экономическое решение в республике будет иметь эффект только при наличии политической воли и эффективной, настроенной команды. Мы ждем и готовимся!


Республика Дагестан является одним из наиболее экономически развитых регионов Северо-Кавказского федерального округа. В 2011 г. объем валового регионального продукта Республики составил 327 млрд. руб., за последние 7 лет объем ВРП увеличился более чем в 3 раза. В составе суммарного объема валового регионального продукта России Республики Дагестан удельный вес по объему ВРП также имел тенденции к росту с 0,02% в 2005 г. до 0,3% в 2011 г. В Российской Федерации по объему ВРП Дагестан занимает 37 место, среди регионов Северо-Кавказского федерального округа – 2-е место, уступая лишь Ставропольскому краю.

Динамика объема валового регионального продукта по регионам СКФО, млрд. руб.

Производство ВРП за период с 2005 по 2011 годы имело устойчивую тенденцию к активному росту: ВРП (в сопоставимых ценах) 2011 года по сравнению с 2009 годом вырос на 26%, а по сравнению с 2005 годом – в 3,6 раза. Тем не менее, в период 2007-2010 гг. наблюдалась тенденция сокращения реального ВРП Республики Дагестан, наибольшее падение которого пришлось на 2010 год (индекс физического объема ВРП составил 103,6%), однако уже начиная с 2011 г. отмечается рост индекса, превышающий аналогичные показатели в среднем по федеральному округу и Российской Федерации в целом.

Индекс физического объема ВРП, %

В расчете на душу населения объем произведенного в Дагестане валового регионального продукта увеличился по сравнению с 2005 годом в 3,3 раза и составил 111,9 тыс. руб. в 2011 г., что соответствует 3 месту среди регионов СКФО. В Российской Федерации по производству ВРП на душу населения Дагестан занимает 74 место. По душевому показателю ВРП республика сопоставима с Ивановской областью, Северной Осетией, Тывой и Кабардино-Балкарией.

Валовый региональный продукт на душу населения по регионам СКФО, тыс. руб.

В отраслевой структуре формирования валовой добавленной стоимости Республики Дагестан относительно аналогичных показателей по федеральному округу и России в целом можно выделить отличительные особенности, позволяющие охарактеризовать экономику региона как аграрно-индустриальную:

Доля в ВРП региона сектора сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства составляет 15,1% (СКФО – 14,6%, РФ – 4,5%).

Доля в ВРП продукции промышленного производства – 6,5% (СКФО – 14%, РФ – 32,6%).

Доля в ВРП строительной отрасли составляет 19,4% (СКФО – 12,3, РФ – 6,9%).

Доля оптовой, розничной торговли и бытовых услуг в ВРП составляет 27% (СКФО – 22, РФ – 19,4%).

Доля в ВРП транспорта и связи – 9% (СКФО – 8,7%, РФ – 10,5%).

Доля коммерческих финансовых услуг, операций с недвижимостью, а также сферы сервиса и туризма составляет 6,9% (СКФО – 7,3%, РФ – 13%).

Доля внерыночных услуг в составе ВРП – 16,1% (СКФО – 21,1, РФ – 13,1%).

Отраслевая структура валовой добавленной стоимости в 2010 г., %

Наибольший вклад в формирование валового регионального продукта Республики Дагестан вносит «оптовая и розничная торговля, оказание бытовых услуг населению», удельный вес их добавленной стоимости в экономике за год возрос на 1,1% и в 2011 г. составил 27,3% общего объема ВРП (в 2005 г. – 19,8%). Рост обеспечен главным образом за счет увеличения оборота вида деятельности «оптовая торговля» в 2,3 раза. Оборот розничной торговли и оказание услуг населению выросли за исследуемый период на 12,9% и 10,2% соответственно; реальный объем добавленной стоимости также вырос на 10,1%. Вклад вида деятельности «оптовая и розничная торговля, оказание бытовых услуг населению» в ВРП региона постоянно растет, и по сравнению с 2005 г. его доля увеличилась с 19,8% до 27,3%, в фактических текущих ценах рост составил почти 5 раз, с 17,9 млрд. рублей в 2005 г. до 89,3 млрд. рублей в 2011 г.

Структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности в 2011 г., %

Вторыми по значимости для экономики Дагестана являются строительство и аграрный сектор, обеспечивая 18,8% и 15,2% соответственно в формировании валового регионального продукта. По сравнению с 2010 г. доля сельского хозяйства в структуре ВРП увеличилась на 0,1%, в то же время в строительстве произошло небольшое падение на 0,6%. На протяжении периода 2005-2011 гг. влияние этих отраслей экономики также существенно изменилось, если в 2005 г. сфера строительства формировала 12,6% ВРП, то уже в 2011 г. – 18,8%; сельское хозяйство наоборот снизило свое влияние с 23,6% в 2005 г. до 15,2% в 2011 г. При этом реальный объем добавленной стоимости, созданной в строительной отрасли и сельском хозяйстве по отношению к 2010 г., выросли на 0,3% и на 2,4% соответственно. В сравнении 2011 с 2005 г. реальный объем добавленной стоимости снизился со 108,1% до 106,3% в сельском хозяйстве и со 145,8% до 108,3% в строительстве.

Динамика индексов физического объема валовой добавленной стоимости,%


Отрасль экономики

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Сельское хозяйство

108,1

105,2

105,2

103,3

104,4

103,9

106,3

Рыболовство и рыбоводство

76,8

80,3

101,1

169,8

132,9

100,4

96,3

Промышленность

81,4

98,6

106,2

94,2

110,1

103

100,5

Строительство

145,8

127,8

130,1

126,5

115,6

108

108,3

Транспорт и связь

109,3

119,1

105,9

116,2

97,8

94,2

109,9

Торговля

132,6

124,2

133,2

114,6

116,5

101,6

111,7

Услуги в сфере финансов, недвижимости, сервиса и туризма

28,6

89,1

86,3

81,4

65,5

114,7

85,7

Внерыночные услуги

109

105

105,8

98,6

103,8

101,8

102,3

Сельское хозяйство, строительство и торговля вместе образуют 57,7% добавленной стоимости в регионе, удельный вес остальных секторов и их вклад в формирование экономики Республики Дагестан в разрезе видов экономической деятельности не столь существенный и колеблется от 8,8% («транспорт и связь») до 0,1% («финансовая деятельность»). За исследуемый период доля этих отраслей не подвергалась значительным отклонениям, что свидетельствует о стабильной экономической конъюнктуре.

Структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности (в % к итогу)


Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Всего

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по видам экономической деятельности:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

23,5

19,8

15,8

15,4

15,0

15,0

15,1

Рыболовство, рыбоводство

0,1

0,0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,1

Добыча полезных ископаемых

1,9

1,1

0,9

0,6

0,4

0,5

0,5

Обрабатывающие производства

5,8

3,9

4,7

3,2

3,7

4,3

4,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2,1

1,8

3,8

3,4

1,7

1,7

1,9

Строительство

12,6

15,8

17,0

19,7

20,1

19,4

18,8

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

19,8

21,4

25,3

23,6

26,7

27,0

27,3

Гостиницы и рестораны

1,6

1,8

2,9

3,9

3,3

3,8

4,6

Транспорт и связь

14,2

13,9

8,5

11,0

10,3

9,0

8,8

Финансовая деятельность

0,0

0,0

0,0

0,0

0,2

0,2

0,1

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

2,6

2,9

3,8

2,9

2,0

2,9

2,6

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

4,1

6,3

6,4

5,9

6,0

6,1

6,1

Образование

5,7

5,6

5,3

4,9

5,0

4,9

4,8

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

3,6

3,8

3,9

3,9

4,0

3,9

3,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2,4

1,9

1,7

1,6

1,4

1,2

1,2

В структуре направлений использования ВРП основная его доля приходится на расходы на конечное потребление – в 2012 г. 70,2% от общего объема, из которых 75,4% выпадает на конечное потребление домашних хозяйств. В целом за период 2005-2012 гг. наблюдался стабильный рост использования валового внутреннего продукта как на конечное потребление, так и на валовое накопление. 15

Динамика использования валового внутреннего продукта, млрд. рублей