Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в российской федерации. Правовое регулирование аудиторской деятельности Правовое регулирование аудиторской деятельности заключение

Нормативные документы:

Гражданский кодекс РФ.

Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" (вместе с "Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации").

Распоряжение Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп "Об организации работы комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации".

Указ Президента РФ от 27 июля 1995 г. № 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации".

Указ Президента РФ от 31 июля 1995 г. № 784 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ" (вместе с "Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности", "Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности").

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" в редакции Постановления Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 408.

Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 15 "О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в РФ" в редакции Постановления Правительства РФ от 9 сентября 1995 г. № 910.

Положение о составе по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661.

Письмо ВАС РФ от 5 апреля 1994 г. № С5-7/03-196 "Об Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 22263 "Об аудиторской деятельности в РФ".

Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РСФСР. Утверждено ЦБ РФ от 23 марта 1994 г. № 83-94.

Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Минфином РФ (протокол № 4 от 5 июля 1994 г. в редакции протокола " 11 от 24 ноября 1994 г.).

Официальное сообщение ЦБ РФ от 10 июля 1994 г. "О создании центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии Центрального банка Российской Федерации".

Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудита банков. Утвержден ЦБ РФ (протокол № 1 от 27 сентября 1994 г.).

Приказ ЦБ РФ от 18 ноября 1994 г. № 022-1622 "О введении в действие положения о центральной аттестационно - лицензионной комиссией Минфина РФ 17 марта 1993 г.

Письмо Росстрахнадзора от 20 марта 1995 г. № 16-8р/22 "Рекомендации по аудиторской проверке страховщиков".

Письмо ЦБ РФ от 6 мая 1995 г. № 15-5-2/195 "О порядке выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности".

Хозяйствующие субъекты, подлежащие обязательной ежегодной аудиторской проверке:

1. Открытые АО независимо от числа участников (акционеров) и размера уставного капитала.

2. Страховые организации и общества взаимного страхования.

3. Внебюджетные фонды, образованные за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц, предусмотренных законодательством.

4. Предприятия с иностранными инвестициями.

5. Инвестиционные фонды, включая паевые и чековые, холдинговые компании.

6. Товарные и фондовые биржи.

7. Бланки и другие кредитные организации.

8. Благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, образованные за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц.

9. Прочие хозяйствующие субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей:

Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год более 500 тыс. размеров ММОТ;

Сумма активов баланса на конец отчетного года более 200 тыс. размеров ММОТ.

Хозяйствующие субъекты обязаны ежегодно получать аудиторское заключение, подтверждающее правильность годовой финансовой отчетности.

Б. Аудиторская проверка. Общие положения

Аудиторская проверка - независимая вневедомственная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций, платежно-расчетной документации и других финансовых обязательств и требований.

Устанавливает достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, который проводится специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством РФ:

Проводится специально аттестованными специалистами-аудиторами, работающими:

В составе аудиторских фирм;

Самостоятельно.

Аудиторские фирмы - юридические лица, имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством (кроме открытого акционерного общества).

Аудиторы - физические лица, имеющие квалификационный аттестат и зарегистрированные как предприниматели.

Обязательным условием осуществления аудиторской деятельности является наличие лицензии, выданной в установленном законодательством порядке на проведение определенного вида аудита.

Виды лицензий:

Банковский аудит;

Аудит бирж;

Аудит внебюджетных фондов;

Аудит инвестиционных институтов;

Аудит страховых организаций;

Общий аудит (аудит иных экономических субъектов).

Аудиторская проверка по поручению государственных органов

Поручение о проведении аудиторской проверки может быть выдано аудиторской фирме (аудитору): органом дознания и следователем (при наличии санкции прокурора), прокурором.

При наличии в производстве указанных органов:

1. возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела;

2. принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела;

3. дела, подведомственные арбитражному суду.

Проверка может проводиться (с согласия аудитора) по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) органом дознания, прокурором или судом.

Государственные органы, выдавшие поручение, обязаны:

1. обеспечить надлежащие условия работы;

2. обеспечить личную безопасность аудитора и членов его семьи (в случае необходимости).

Оплата аудиторской проверки, проводимой по поручению государственных органов

Оплата производится предварительно за счет проверяемого субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ (пока не утверждены).

При банкротстве проверяемого субъекта предварительная оплата производится в месячный срок по тем же ставкам средств федерального бюджета РФ с последующим возмещением за счет имущества банкрота.

Аудитор (аудиторская фирма) может обращаться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов в случаях:

1. отказа или уклонения проверяемого субъекта от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы) при наличии у него достаточных средств;

2. неоплаты работы за счет федерального бюджета РФ.

Повторная проверка по тем же основаниям производится только за счет средств федерального бюджета РФ и не может проводиться аудитором (аудиторской фирмой), проводившим первоначальную проверку.

Порядок привлечения аудитора к работе

Право выбора аудитора предоставляется проверяемому хозяйствующему субъекту (кроме случаев проверки по поручению государственных органов). На выполнение оказываемой услуги должен быть заключен договор. Расходы по уплате аудиторских услуг включаются в состав себестоимости продукции (работ, услуг) проверяемого субъекта, если эта услуга является обязательной. Затраты, связанные с аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации проводимой по инициативе одного из ее руководителей (участников), относятся ан прибыль, остающуюся в распоряжении этой организации.

Ограничения в отношении лиц, привлекаемых в качестве аудитора

Аудиторская проверка не может производиться аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими проверяемому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности, являющимися в отношении проверяемого субъекта: учредителями, собственниками, акционерами.

Аудиторская проверка не может производиться аудиторами:

1. руководителями и иными должностными лицами, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2. близкими родственниками учредителей, собственников, акционеров, руководителей и иных должностных лиц (родителями, супругами, братьями, сестрами, родителями и детьми супругов).

Аудиторская проверка не может производиться аудиторскими фирмами, в отношении которых проверяемый субъект является: учредителем, собственником, акционером, страховщиком, кредитором, дочерним предприятием, филиалом (отделением), представительством.

Если обстоятельства, исключающие возможность проведения проверки, возникли или стали известны после заключения договора или дачи поручения на ее проведение, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от заказчика подобны обстоятельств заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора. Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Санкции к аудиторам, допускающим некачественную проверку

По заявлению проверяемого экономического субъекта и за счет его средств, орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, может назначить проверку качества аудиторского заключения. Проверка также может быть назначена по собственной инициативе этого органа или по предложению прокурора за счет средств федерального бюджета РФ.

В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для проверяемой организации, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию:

Понесенные убытки в полном объеме;

Расходы на проведение перепроверки;

Штраф, зачисляемый в доход федерального бюджета РФ, в сумме до 100-кратного размера ММОТ - с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100 до 500-кратного размера ММОТ - с аудиторской фирмы.

Основные направления аудиторских проверок

Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из:

Требований нормативных актов РФ;

Конкретных условий договора с экономическим субъектом;

При проведении аудиторской проверки составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.

Основные направления аудиторских проверок:

1. Экспертиза учредительных документов (устав, договор, свидетельство о государственной регистрации, наличие лицензии при необходимости).

2. Экспертиза заключенных хозяйственных договоров на соответствие действующему законодательству и выполнению условий. Источник информации: юридические документы, деловая переписка и внутренние документы.

3. Проверка бухгалтерских и первичных документов, регистров бухгалтерского учета и форм отчетности. Источник информации: документы бухгалтерского учета и отчетности.

4. Проверка взаимосвязи и соответствия данных аналитического, синтетического учета и отчетности.

5. Наличие, правильность оформления применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.

6. Правильность оформления, ведения и отражения в учете кассовых операций. Соответствие установленному порядку осуществляемых: расчетно-платежных операций, расчетов с дебиторами и кредиторами, расчетов по оплате труда.

7. Законность осуществления и правильность учета операций с иностранной валютой. Обоснованность включения расходов в себестоимость продукции (работ, услуг). Правильность определения налогооблагаемых баз для расчетов налогов. Полнота их исчисления.

8. Правильность и полнота расчетов по обязательным отчислениям в государственные внебюджетные фонды.

Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности.

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного уда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.

Е. Права и обязанности сторон

Независимость аудитора - основополагающий принцип аудиторской проверки.

При проведении аудиторской проверки аудиторы независимы как от проверяемого субъекта, так и от любой третьей стороны, в том числе выдавшей поручение, и от собственного руководства.

Проверяемый хозяйствующий субъект

ПРАВА: получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора.

ОБЯЗАННОСТИ: создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки, предоставлять всю необходимую документацию и давать устные и письменные объяснения по запросу аудитора. Оперативно устранять выявленные нарушения.

Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круа вопросов, подлежащих выяснению при проверке.

Аудиторы (аудиторские фирмы)

ПРАВА: самостоятельно определять формы и методы проверки исходя из требований нормативных актов и условий договоров с субъектом или содержания поручения государственных органов. Проверять в полном объеме: документацию о финансово-хозяйственной деятельности; наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей. Получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения, получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц, привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке: аудиторов, работающих самостоятельно, аудиторов из других аудиторских фирм, иных специалистов.

Отказаться от проведения аудиторской проверки в случае: непредставления проверяемым субъектом необходимой документации, необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

ОБЯЗАННОСТИ: неукоснительно соблюдать требования законодательства, немедленно сообщать заказчику о невозможности своего участия в проверке, а также о необходимости привлечения дополнительных специалистов, квалифицированно проводить проверки (оказывать оные аудиторские услуги), обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия проверяемого субъекта (кроме случаев, предусмотренных законодательством).

Данные, полученные в ходе проверки по поручению государственных органов, могут быть преданы гласности до вступления в силу решения суда (арбитражного суда) только с разрешения суда и в разрешенном им объеме.

Ж. Заключение аудитора

Заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, являющийся результатом аудиторской проверки. Имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправление и судебных органов. Является неотъемлемой частью годового бухгалтерского (финансового) отчета. Приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством, если проверка проведена по поручению государственных органов. Подписывается аудитором, поводящим проверку, и заверяется его личной печатью (каждая страница).

При проведении проверки аудиторской фирмой заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем этой фирмы (или уполномоченным им лицом) и заверяется печатью фирмы.

Состав заключения

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Для аудиторской фирмы: юридический адрес и телефон, порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию, срок ее действия, номер регистрационного свидетельства, номер расчетного счета, фамилия, имя, отчество всех аудиторов, участвующих в проверке.

Для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы аудитором, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию, срок ее действия, номер регистрационного свидетельства, номер расчетного счета.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: наименование экономического субъекта и период, за который проводится проверка; результаты экспертизы организации, учета и отчетности, а также состояния внутреннего контроля; факты выявленные существенных нарушений, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников этот субъекта, государству или третьим лицам: наименование установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, законодательство РФ.

ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ: запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности; если в ходе проверки экономическим субъектом не были устранены выявленные существенные нарушения.

Экономический субъект обязан представить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Байкальского государственного университета

экономики и права в г. Братск

Кафедра юриспруденции

Специальность «Юриспруденция»

Дисциплина «Российское предпринимательское право»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Руководитель

курсовой работы: зав. юр. фак. О. В. Шинкевич

Студент: гр. ЮР-05 А. Евсеева

Братск, 2008

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………….3

    АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………8

      Понятие аудиторской деятельности…………………………………………………………………………..8

      Цели и задачи аудита…………………………………………………………………………………………12

      Виды сопутствующих аудиту услуг…………………………………………………………………………16

      Принципы аудита……………………………………………………………………………………………..22

      Субъекты обязательного аудита……………………………………………………………………………..26

    НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.……………………… ……........31

    1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ……………………………..……………………31

      Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»………………………………………………………………….........35

      Аудиторские стандарты………………………………………………………………………………………………………..37

      Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности…………………………………………………………..43

      Лицензирование аудиторской деятельности…………………………………………………………………………………45

      1. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ – ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ……………………….………………………..49

      Структура аудиторского заключения……………………………………………………………………….52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….58

ПРИЛОЖЕНИЯ (судебная практика)………………………………………………………………………………….62

ВВЕДЕНИЕ

Истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по - новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учётный персонал предприятий и практикующие аудиторы чётко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок России возрождается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, наш немалый опыт в области управления и контроля.

В конце этого века (как и вначале) в Росси вновь произошёл крупнейший в мире передел собственности, но национально ориентированный капитал, который должен оберегать аудитор, ещё очень слаб и хил. Пока он страдает от провокационно - карательного характера налоговой системы, и от явного криминалитета. Тем не менее, именно национально ориентированный капитал больше всего нуждается в становлении сильного правового государства, в действенных и авторитетных аудиторских услугах. Ему нужны хотя бы условные гарантии выживаемости. Новые приоритеты в политике и экономике, начавшаяся приватизация и переход торговых, строительных и бытовых предприятий, промышленного и агропромышленного комплекса к рынку ещё на рубеже 80-90-х гг. объективно вызвали соответствующую потребность. Они породили и развивали, обостряли спрос на аудиторские услуги.

В нашей стране аудит зародился в конце 80-х годов и стал быстро развиваться. Аудитор превратился в весьма важную и престижную фигуру на возрождающемся рынке России. Аудиторы напряжённо работают, сами проводят к рынку через российскую правовую и учётную трясину не без оснований колеблющихся акционеров, а также более энергичных предпринимателей и представителей властных структур всех уровней управления страной.

Формирование рыночной экономики в России требует кардинальных изменений в управлении системой организации, методологии и функционирования контроля. На этом фоне появилась настоятельная необходимость в развитии внутреннего и независимого внешнего, альтернативного государственному контролю аудита как одного из неотъемлемых элементов инфраструктуры рыночной экономики.

Долгое время регулирование аудиторской деятельности осуществлялось, преимущественно, административно-правовыми нормами. Вследствие чего частные институты не находили должного места. С возникновением рыночных отношений складываются иные, новые отношения в гражданском обороте, усиливается роль частного права в регулировании аудиторской деятельности.

Правильность выбора основных направлений развития гражданского законодательства в значительной степени предопределяются выявлением тех фундаментальных положений, которые раскрывают сущность аудита, объясняют его юридическую природу, и, в конечном счете, определяют содержание правовых решений, относящихся к различным аспектам исследуемого явления.

Актуальность исследования заключается в обеспечении определенности и нормативной упорядоченности в правовом регулировании общественных отношений в сфере аудиторской деятельности. Создание законодательной определенности невозможно без соответствующей научно-теоретической базы.

Следует отметить, что ряд актуальных вопросов аудиторской деятельности до сих пор мало изучен. Это, например, проблема адаптации к специфике аудиторской деятельности различных категорий пользователей ее результатов. Имеются некоторые альтернативные подходы к определению сущности и функций аудита, требует научного обоснования и уточнения понятийный аппарат. Недостаточно изучены отдельные виды аудиторской деятельности, а это приводит к тому, что в нормативных актах при характеристике сопутствующих услуг не отражаются новые виды услуг, оказываемых аудиторскими фирмами. Отсутствует научная проработка проблемы соотношения государственного и общественного регулирования аудиторской деятельности.

Актуальность научно-концептуальных, законотворческих и правоприменительных проблем, связанных с гражданско-правовым институтом аудиторской деятельности, вызвана относительной новизной аудита для отечественной правовой системы.

Данные вопросы имеют не только юридический аспект, но в значительной степени и экономический. Однако если в объяснении процессов аудита современной экономической наукой исходным пунктом определяется истолкование мотивов поведения участников аудита, то цель юридической науки состоит, прежде всего, в определении сущности, понятия и признаков аудиторской деятельности в их значении для построения системы правовых норм, регулирующих отношения между лицами, причастными к проведению аудита.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности определены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» 1 .

Целью данной работы выступает, прежде всего, типизация различных способов и принципов проведении аудиторской проверки и выработка на этой основе модели аудита, соответствующей существующим в обществе требованиям разумности и справедливости, обеспечивающей защиту частных и публичных интересов.

Задачами данного исследования являются решение вопросов:

    понимание аудиторской деятельности;

    установление целей и задач аудита;

    рассмотрение системы нормативного регулирования данного вида деятельности;

    анализ итогового документа – аудиторского заключения.

Объектом исследования выступает сфера отношений в области аудита, порожденных осуществлением аудиторской деятельности.

К предмету исследования отнесен комплекс проблем теоретического и практического порядка, связанных с правовым регулированием общественных отношений в области аудиторской деятельности. Однако рассмотрение вопросов правового регулирования аудиторской деятельности невозможно без определения сущности, понятия и признаков этой деятельности в их значении для построения системы правовых норм, регулирующих отношения между лицами, причастными к проведению аудита, выявления правовой природы обязательства по проведению аудита, рассмотрения его основных свойств, чему уделено достаточно большое место.

В данной работе использован спектр общенаучных и частно-научных методов: логический, формально-юридический, системный, сравнительно-правовой, диалектический, статистический, конкретно-социологический; а также методы познания: наблюдение, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, интервьюирование.

Теоретической основой курсовой работы стали труды отечественных ученых-правоведов С.С. Алексеева, В.К. Андреева, B.C. Белых, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, СИ. Виниченко, Г.А. Гаджиева, Б.М. Гонгало, Ю.С. Жилинского, Т.И. Илларионовой, О.С. Иоффе, О.А. Красавчикова, Л.А. Лунца, И.Б. Новицкого, Б.И. Пугинского, Д.Н. Сафиуллина, В.А. Семеусова, Ю.К. Толстого, С.А. Хохлова, Г.Ф. Шершеневича, Е.Д. Шешенина, B.C. Якушева и др.

Исследование понятия и сущности аудита, правового положения субъекта аудиторской деятельности как субъекта права невозможно без рассмотрения основных теоретических гражданско-правовых проблем (создание, регистрация, лицензирование). Поэтому исследование предмета проводилось через призму гражданско-правовых институтов и категорий.

    АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РФ

1.1 Понятие аудиторской деятельности

аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская деятельность: общая классификация аудиторской деятельности в РФ.

Нормативное регулирование аудита представляет собой многоуровневую систему. Каждый уровень включает перечень нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в России. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности представлена в табл. 4.

Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. В нем изложены положения, которые позволяют осуществлять общее правовое регулирование аудиторской деятельности в России.

В дополнение к Закону «Об аудиторской деятельности» принимаются различные дополнительные нормативные документы, регулирующие и уточняющие частные вопросы осуществления аудиторской деятельности. Эти нормативные документы формируют второй уровень системы нормативного регулирования аудита. Это приказы, положения, письма по вопросам лицензирования, аттестации, предоставления информации и отчетов по результатам осуществления аудиторской деятельности.

К документам третьего уровня , регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деяТаблица 4. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

Уровни регулирования аудита

Виды и наименования нормативных документов

Область применения

разработанности

1-й уровень

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г.

Определение места, цели и задач аудиторской деятельности, порядка осуществления и оформления результатов аудита

Закон принят

2-й уровень

Подзаконные акты в области регулирования аудиторской деятельности

Регулирование вопросов лицензирования аудиторской деятельности, проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, предоставление информации и отчетности о деятельности аудиторских фирм и аудиторов

Пересматриваются и дополняются по мере необходимости в соответствии с Законом № 119-ФЗ

3-й уровень

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определение положений регулирования аудиторской деятельности, обязательных для соблюдения всеми аудиторскими фирмами и аудиторами

Осуществляется работа по замене ранее принятых аудиторских стандартов федеральными стандартами, разработанными в соответствии с международными стандартами аудита

4-й уровень

Правила (стандарты) аккредитованных аудиторских профессиональных объединений

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности, в том числе на уровне объединений, министерств

Разрабатываются аккредитованными аудиторскими профессиональными объединениями и министерствами для осуществления отраслевого аудита

5-й уровень

Внутрифирменные аудиторские правила (стандарты)

Использование при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

тельности, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество аудита и престиж аудиторских фирм.

Важнейшими направлениями развития системы регулирования аудиторской деятельности на ближайшую перспективу являются: завершение формирования основного комплекта федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и поддержание его в актуальном состоянии; совершенствование внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; повышение требований к организации внутреннего контроля качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; развитие саморегулирования аудиторской профессии.

Реформирование аудита в РФ связано с внесением изменений в федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Подготовка новой редакции федерального закона «Об аудиторской деятельности» внесет определенные изменения в порядок и организацию аудиторской деятельности. В проект закона внесены положения, предусматривающие существенные изменения в системе регулирования аудиторской деятельности и аудиторской профессии. Основная направленность этих изменений - развитие саморегулирования профессии и обеспечение общественного надзора за ее развитием.

Законопроект предусматривает передачу ряда важнейших функций регулирования аудиторской профессии и аудиторской деятельности от уполномоченных государственных органов само- регулируемым организациям. Среди таких функций - предоставление права заниматься аудиторской деятельностью, разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики, внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов, организация системы непрерывного повышения квалификации аудиторов и контроль за соблюдением ими соответствующих требований, принятие мер ответственности к аудиторским организациям и аудиторам.

Для соблюдения нормативных документов в области аудита осуществляется государственный контроль за аудиторской деятельностью. Перечень контролирующих органов и их полномочия установлены Законом «Об аудиторской деятельности».

Общий контроль качества аудита осуществляет уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.

Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

  • издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;
  • организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований и условий;
  • контроль за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • определение объема и разработка порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;
  • аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка

аудиторской деятельности функционирует совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Совет в предварительном порядке рассматривает все важнейшие вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности, уделяет большое внимание вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, рассматривает результаты и перспективы рынка аудиторских услуг и деятельности аудиторских объединений.

Деятельность Совета является открытой. Информация о его заседаниях и принятые им решения публикуются на официальном Интернет-сайте Минфина России. Там же публикуются одобренные Советом документы.

В последнее время ведется подготовка к реформированию Совета и постепенному преобразованию его в орган общественного надзора за аудиторской профессией.

В регионах, областях и городах регулирование аудиторской деятельности осуществляют аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, которое действует на некоммерческой основе. При Минфине России аккредитованы следующие аудиторские объединения: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР), Аудиторская палата России (АПР), Московская аудиторская палата (МоАП), Российская коллегия аудиторов (РКА), Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР). По экспертной оценке в настоящее время членами аудиторских объединений являются более 70 % аудиторских организаций, фактически ведущих аудиторскую деятельность, и порядка трети аудиторов, фактически занятых в аудиторской деятельности.

Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности» основными видами деятельности аудиторских объединений являются:

  • 1) разработка правил (стандартов) профессиональной деятельности и соответствующего методического обеспечения ее;
  • 2) внешний контроль качества работы членов;
  • 3) повышение профессионального мастерства членов;
  • 4) контроль соблюдения аудиторами требований, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Планомерно, по мере становления и укрепления аудиторских объединений Минфин России передает им потенциально избыточные для государства функции регулирования аудиторской деятельности и аудиторской профессии. На это направлены и рассматриваемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации поправки в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Функции аудиторских объединений планируется расширить, в частности:

  • 1) разработка и установление требований к членству аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемом аудиторском объединении;
  • 2) привлечение к ответственности членов саморегулируемого аудиторского объединения за нарушение устава, федеральных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • 3) представление интересов членов саморегулируемого аудиторского объединения в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с аудиторской деятельностью, бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью;
  • 4) организация повышения квалификации членов саморегулируемого аудиторского объединения;
  • 5) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов.

В соответствии с проектом закона «Об аудиторской деятельности» саморегулируемое аудиторское объединение вправе устанавливать в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые являются членами этого саморегулируемого аудиторского объединения, обязательные требования обеспечения их ответственности, в том числе посредством страхования, при осуществлении аудиторской деятельности.

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

Законодательные и иные акты по аудиторской деятельности в РФ

В соответствии система нормативного регули­рования аудиторской деятельности имеет следующие четыре уровня :

· законодательный - главным законодательным актом являет­ся № 307 ФЗ от 30.12.08. и № 119 ФЗ от 07.08.07. «Об аудиторской деятельности»

· нормативный - федеральные стандарты (правила) аудита, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской дея­тельности, обязательные для всех субъектов рынка, а также устанав­ливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов аудиторской деятельности;

· методический - внутренние правила (стандарты) саморегулируемых организаций, а также нормативные документы министерств и ве­домств, которые упорядочивают специфические особенности аудита по видам (общий, страховой, банковский, аудит инвестиционных ин­ститутов);

· внутрифирменный - внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита.

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность

В соответствии с 307 ФЗ от 30.12.2008. уполномоченный федеральный орган исполнительной власти определяется правительством РФ. Основными функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

o выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

o нормативно-правовое регулирование, в том числе утверждение федеральных стандартов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ;

o ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

o анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ;

o иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности. (дочитать ст.16 п.2 до п.17)

Саморегулируемая организация аудиторов

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

Объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц (индивидуальные аудиторы) или не менее 500 коммерческих организаций (юридические лица→аудиторские организации и ИП), соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;

Наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

Обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов.

Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики.

Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" № 315 ФЗ от 01.12.07, имеет право устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные требования. (разрабатывать и устанавливать меры дисциплинарного воздействия, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса этики аудиторов, организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью) . (Ст.17 № 307 ФЗ)

Профессиональная подготовка и аттестация аудиторов

Цель: Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудитом, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по ито­гам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов в обла­сти:

Общего аудита;

Аудита внебюджетных фондов и инвестицион­ных институтов;

Аудита страховых организаций;

Аудита кредитных организаций и т.д.

Обязательными требованиями к претендентам на по­лучение аттестата аудитора являются: высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских вузах, имеющих государственную аккредитацию, либо в учебном учреждении ино­странного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в России; стаж работы по этой специальности не менее трех лет, из последних пяти - на территории РФ (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств).

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов РФ через учебно-методические центры докумен­ты об образовании; копии, заверенные нотариусом, трудовую книжку, платежное поручение о внесении платы за проведение аттестации, сви­детельства о постановке на учет в налоговом органе по месту житель­ства.

Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока его действия. Каждый аудитор, получивший квалификационный ат­тестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, повышать квалификацию в учебно-методических центрах.

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:

· установления факта его получения с использованием подлож­ных документов;

· вступления в законную силу приговора суда, предусматрива­ющего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока (повторно получить аттестат можно только по окончании срока, предусмотренного пригово­ром суда);

· выявления факта систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований российского законодательства и феде­ральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

· установления факта подписания аудитором аудиторского за­ключения без проведения аудиторской проверки (повторно получить аттестат можно только в течение трех лет со дня его аннулирования);

· нарушения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации и др.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата ауди­тора принимается уполномоченным федеральным органом. При этом аудиторы в случае аннулирования их аттестатов уполномоченным федеральным органом имеют право обжаловать это решение в суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Контроль качества аудита.

Права, обязанности и ответственность сторон аудита

В соответствии с ФЗ от 30.12.08. № 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности» ст. 10 высокое качество работы аудиторских организаций и индивидуальных ауди­торов должен обеспечивать ее соответствующий контроль.

Контроль качества аудита - это совокупность способов и методов, применяемых аудиторами с целью получения соответствующих подтверждений того, что в ходе аудиторских проверок выполняются необходимые требования федеральных правил (стандартов) и прочих нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ.

Контроль качества аудита осуществляется как индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями, так и вышестоящими органами, поэтому контроль ка­чества аудита подразделяют на два уровня: внешний и внутренний.

Аудиторская организация, аудитор обязаны:

o проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

o участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона № 307, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган.

Scientific Conference 2015, Scientific Conference With International Participation, University of Singidunum, Faculty of Business Valjevo, pages 273-279.

7. Radojicic M., Vesic J. An Approach to Modeling and Reporting Preferences in Multicriteria Optimization.

8. Radojicic M., Zizovic M., Nesic Z., Vesic Vasovic J., Modified approach to PROMETHEE for multi-criteria decision-making. // Maejo International Journal of Science and Technology, 2013, Vol. 7., No. 3. pp. 408-421

9. Varicak I., Petracic M., Wasserbauer B. The role of Education and Environmental Awareness on Socially Responsible Strategies in Karlovac City Leading Companies. // CDQM, Volume 15, Number 2, 2012, pp. 73-83.

© Nikolic N., Gajovic A., Paunovic V., 2015

А.С. Петренко, к.э.н, доцент кафедры ЭиФМ А.С. Авакян, студент факультета ЭУБ Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Российская Федерация

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В данной работе проведен анализ федерального закона «Об аудиторской деятельности». Выявлены проблемы правового регулирования в данной сфере и предложены пути их разрешения.

Ключевые слова

Аудит, аудиторская деятельность, аттестация, сопутствующие аудиту услуги.

Появление аудита в его современном значении связывают с принятием в Англии в 1862 году Закона «Об обязательном аудите». Появление данного института обусловлено экономическими преобразованиями, происходящими в странах Европы, активизацией деятельности акционерных обществ, мошенничеством. Независимые аудиторские организации появились в России только в 1987 году, так как до этого контрольно-ревизионными функциями обладало исключительно государство. Это привело к тому, что правовая основа данного института в России недостаточно развита. Нормативное регулирование деятельности аудиторских организаций не осуществлялось до 1993г, пока не был принят Указ Президента РФ от 22.12.1993 года.№2263 «Об аудиторской деятельности» вместе с которым устанавливались временные правила аудиторской деятельности, который утратил свою силу. Второй попыткой придания данной деятельности правового характера было принятие ФЗ от 7.08.2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который в свою очередь утратил силу с принятием нового специального нормативно-правового акта, регулирующего общественные отношения, связанные с осуществлением аудиторской деятельности: федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-Ф3 был принят 30 декабря 2008 года и вступил в силу частично с 1 января 2009 года, полностью с 1 января 2011 года.

Федеральный закон определяет аудиторскую деятельность как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, а аудит как независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Также раскрывается содержание «сопутствующих аудиту услуг», к ним относят:

Постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

Налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление

налоговых расчетов и деклараций;

Управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

Юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти;

Оценочную деятельность;

Разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях. В новый федеральный закон не были включены существующие ранее ограничения по гражданству для кадрового состава аудиторской организации, что обусловило активизацию деятельности иностранных аудиторских фирм.

С момента принятия данного федерального закона в него были внесены изменения, многие из которых связаны с переходом к применению в РФ международных стандартов аудита, а также с необходимостью уточнения и разъяснения норм ФЗ № 307.

Анализ федерального закона позволяет заметить, что, во-первых, уточнены права и обязанности аудиторских организаций, это проявляется в следующем:

Права и обязанности, после вступления в силу изменений, предусмотренных ФЗ №403, распространяются на аудиторские услуги в целом, а не только на аудит, как это было в первоначальном варианте федерального закона, а также на сопутствующие аудиту услуги;

Предоставлена возможность страховать ответственность (ФЗ от 01.07.2010г № 136-ФЗ) за нарушение договора оказания аудиторских услуг и за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;

Введена (ФЗ от 01.12.2014г № 403-ФЗ) обязанность составлять документы на русском языке;

Информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации аудиторской организации, индивидуального аудитора, последние обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы.

Во-вторых, изменения коснулись и положений об обязательном аудите, который проводится в случаях, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества, ранее закон предусматривал обязательный аудит только для открытого акционерного общества.

В-третьих, законодатель расширил круг субъектов, которые не могут осуществлять аудит. Это связано с закреплением принципа независимости аудиторских организаций и аудиторов, с необходимостью его обеспечения.

В-четвертых, федеральный закон уточнил и расширил меры воздействия, которые применяются в отношении аудиторских организаций либо индивидуальных аудиторов. В частности, появилось такое положение, как возможность уполномоченного федерального органа по контролю и надзору направить саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, в определенных законом случаях, обязательное для исполнения предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Несмотря на качественные изменения федеральный закон содержит в себе недостатки. Законодатель заменяет выдачу лицензий саморегулированием. Отсюда следует, что все выданные ранее документы, позволяющие осуществлять аудиторскую деятельность, теряют свою законную силу. Членство в

саморегулируемой организации аудиторов является обязательным. Создание такого рода некоммерческой организации ущемляет независимость аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, так как у данной организации достаточно широкий круг полномочий. К их числу относятся установление стандартов аудиторской деятельности, которые наряду с положениями федерального закона становятся обязательными для исполнения аудиторами. Такого рода жесткий контроль может привести к монополизации данного рынка и уходу средних компаний с рынка.

Введение единого квалификационного аттестата заменило лицензию. Хотя закон и предусматривает, что аттестаты, полученные до 1 января 2011 года не подлежат обмену, на практике это не реализуется. Среди списка обязательных требований при приеме на работу многие работодатели указывают наличие аттестата нового образца. Тем самым для аудиторов, не получавших единый аттестат, ограничивается сфера применения своих навыков.

Решить данную проблему можно путем закрепления в федеральном законе равного допуска к осуществлению аудиторской деятельности всех лиц, получивших аттестат независимо от времени его получения. А чтобы не допустить снижения квалификационного уровня аудиторов можно проводить своего рода курсы повышения квалификации, которые могут быть организованы саморегулируемой организацией аудиторов.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что правовое регулирование аудиторской деятельности в нашей стране осуществляется на достаточно высоком уровне по сравнению с предыдущими попытками. Однако все же существуют определенные неурегулированные моменты и недостатки, которые требуют тщательного анализа. В связи с усложнением отношений в данной сфере, постоянно вносятся изменения в действующее законодательство. Аудиторская деятельность имеет важное значения для государства с рыночной системой экономики. Она позволяет осуществлять независимый контроль, подтверждает достоверность финансовой отчетности, дает возможность оценивать экономические решения и прогнозировать их последствия. Поэтому регулирование данной деятельности должно быть качественным и эффективным.

Список использованной литературы:

1. Рубан Л.С., Седых Н.В. Финансовая отчетность в условиях инфляции. В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 частях. 2013г. С. 130-132.

2. Федеральный Закон от 30.12.2008г. № 307 (в ред. от 01.12.2014г.) « Об аудиторской деятельности » // СПС Консультант Плюс

© Авакян А.С., Петренко А.С., 2015

А.В.Адаменко, студент 4 курса, направление подготовки «экономика предприятий и организаций»

А.О.Каминская Ассистент кафедры экономики предприятия «Крымский Федеральный университет им. В.И.Вернадского» Институт экономики и управления, Симферополь, Республика Крым, Россия

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аннотация

В данной статье рассматривается Республика Крым, как объект для вложения отечественных и зарубежных инвестиций. Проведён краткий экономический анализ важнейших экономических показателей