Машино-место – новый самостоятельный объект недвижимости. Машино-место — самостоятельный объект недвижимости Закон о парковочных местах

В начале 2017 года вступают в силу многочисленные изменения в различные законы. Среди прочего новый - и уже официальный законодательный - статус получит машино-место как объект недвижимости.

Соответствующие поправки, вступающие в силу 01.01.2017, внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 315-ФЗ).

В соответствии с ним машино-место становится объектом недвижимости. Ранее с определением его статуса возникало множество проблем. Для понимания смысла закрепления в законе нового объекта недвижимости рассмотрим «как было?» и «что стало?» с правовым регулированием машино-мест.

Также вы получите понимание того, как действовать в переходный период. С новыми зданиями и сооружениями, вводимыми в эксплуатацию в 2017 году, все предельно ясно. А как обстоит дело с машино-местами в зданиях, построенных и введенных в эксплуатацию ранее?

Правовое регулирование, уходящее в прошлое

До сих пор законодательство не определяло понятие машино-места. Только в п. 21 ст. 1 ГрК РФ есть понятие парковки (парковочного места). Приведем его здесь.

Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения .

Курсивом выделены словосочетания, которые с 1 января 2017 года исключаются из формулировки п. 21 ст. 1 ГрК РФ.

Обычно машино-место индивидуализируется путем нанесения краской разметки и номера парковочного места на поверхности пола паркинга. Именно с этим и возникала проблема, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ объект недвижимости должен иметь характеристики, позволяющие определить недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). Границы и номер, нанесенные краской на пол, судебная практика к таковым характеристикам не относила (например, Постановление АС МО от 07.05.2015 № Ф05-3747/2015 по делу № А41-44784/14).

В связи с этим оформление машино-места в собственность на практике всегда было проблемой.

В Письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 № ОГ-Д23-7475 было указано, что парковка (парковочное место), как ее определяет ГрК РФ, не отвечает критериям помещения, является частью зданий или сооружений, но никак не самостоятельным объектом недвижимости.

Оборот части объекта недвижимости в качестве самостоятельного объекта гражданских прав не предусмотрен. Точно также не предусмотрена государственная регистрация права собственности на часть объекта недвижимости.

В судебной практике до сих пор имелось два подхода к юридическому оформлению прав на машино-место, о чем сказано в Определении ВАС РФ от 27.10.2011 № ВАС-11450/11 по делу № А40-124539/09-54-801:

  1. это самостоятельный объект недвижимого имущества, представляющий собой помещение в составе другого объекта недвижимости - нежилого помещения (парковочного зала) или нежилого здания;
  2. это часть объекта недвижимости, в отношении которого действует режим общей долевой собственности, а пользователь машино-места является долевым сособственником данной недвижимой вещи, в отношении которой порядок пользования определяется соглашением участников долевой собственности или решением суда.

В последнее время преобладала вторая позиция, в отношении машино-мест действовали правила об общей долевой собственности, которые сами по себе далеко небезупречные.

Соответственно Минэкономразвития рекомендовало сперва поставить на кадастровый учет здание, в котором находится машино-место, а затем зарегистрировать долю в праве общей собственности на здание с определением долей в праве собственности на них пропорционально размерам расположенных там машино-мест.

Если рассматривать парковочные места, расположенные в многоквартирных домах (например, в подземном паркинге), то законодательное регулирование вопроса осуществляется как ГК РФ, так и ЖК РФ.

Много проблем возникало с определением порядка пользования и распоряжения машино-местом.

В частности, передача машино-места в аренду требует созыва общего собрания участников общей долевой собственности, со всеми вытекающими сложностями.

Продажа его третьему лицу предполагает соблюдение преимущественного права покупки остальных собственников.

Если в многоквартирном доме 500 собственников, то и в том, и в другом случае нетривиальной становится задача учесть права всех остальных собственников и не сойти с ума...

Поэтому следование этой позиции очень усложняет пользование и распоряжение машино-местами и к тому же влечет дополнительные расходы собственников.

Кадастровый учет машино-места

Согласно новой редакции п. 1 ст. 130 машино-места относятся к недвижимым вещам. Понятие машино-места закрепляется во введенном в ст. 1 ГрК РФ пункте 29. Итак, что это такое с учетом изменений законодательства?

Машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В соответствии с ч. 10 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (кстати, вступает в силу закон 2 января 2017 года) кадастровый учет машино-места осуществляется на основе технического плана. Составляется он на основании сведений, содержащихся:

  • в разрешении на ввод в эксплуатацию здания (сооружения), в котором расположено машино-место;
  • в проектной документации здания (сооружения), в котором расположено машино-место;
  • в проекте перепланировки и акте приемочной комиссии, подтверждающем завершение перепланировки.

Согласно ч. 6.1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания (сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам этого машино-места.

Это в техплане, а в реальности границы фигуры машино-места в помещении устанавливаются путем определения расстояния как минимум от двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола, до точек границ машино-места или точек деления границ на части), а также расстояний между точками границ машино-места.


В результате границы машино-места обозначаются путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки, например, краской или наклейками.

При этом площадь машино-места должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места. Требования к размерам устанавливаются нормативно-правовым актом Минэкономразвития, принятие которого следует ожидать в ближайшем будущем.

Несоответствие площади образуемого машино-места этим требованиям является основанием для приостановления процесса постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности.

Все сказанное касается в первую очередь новых зданий и сооружений, вводимых в эксплуатацию с 2017 года. А как со старыми зданиями, в которых, например, площади машино-мест вполне могут «не вписаться» в требования, установленные Минэкономразвития? И что делать, если машино-место было оформлено как доля в праве общей собственности?

Про уже существующие машино-места законодатель тоже не забыл.

Судьба уже существующих машино-мест

В ч. 1 ст. 6 Закона № 315-ФЗ указано, что объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до дня вступления его в силу, признается машино-местом.

При этом требования к минимальному и максимальному размеру машино-мест, сведения о котором уже отражены в ЕГРП, применяться не будут.

Ранее выданные документы переоформлять не требуется, они сохраняют свою юридическую силу. Но собственники соответствующих машино-мест не лишены права подать заявление в регистрирующий орган для изменения сведений об объектах, которые указаны в качестве помещений, как машино-мест. Было бы желание!

Что делать людям, чьи машино-места были оформлены как доля в праве общей собственности? Тут тоже все не так сложно, ситуация разрешена в ч. 3 ст. 6 Закона № 315-ФЗ.

Собственник доли может осуществить выдел в натуре своей доли путем определения границ машино-места в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ и зарегистрировать право собственности на него.

Для постановки машино-места на кадастровый учет необходимо подтвердить свое право на него, предоставив в Росреестр соглашение всех сособственников или решение общего собрания, которым определен порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

Если ни соглашения, ни решения нет, в этом случае для выдела своей доли придется получить согласие иных участников долевой собственности.

Как только будут выделены в натуре и зарегистрированы все имеющиеся машино-места общая долевая собственность на помещение, в границах которого они расположены, прекращается. Общим будет являться только имущество, оставшееся после выдела долей, и необходимое для прохода или проезда к машино-местам.

Резюмируем все вышесказанное.

Машино-место подлежит постановке на государственный кадастровый учет, на него может быть зарегистрировано право собственности.

Оно может быть предметом ипотеки (пп. 6 ч. 1 ст. 5 Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» — вводится с 01.01.2017).

Объект недвижимости, отвечающий требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу Закона № 315-ФЗ, признается машино-местом.

Собственник машино-места как доли в праве на общее имущество может требовать выдела доли в натуре и регистрации права собственности на него.

Таким образом, с января 2017 года машино-места официально признаются объектом недвижимости. От обычных помещений их отличает только отсутствие материальных, осязаемых границ в виде стен и перегородок.

Для более полного понимания предлагаю посмотреть один из выпусков канала Антона Иванова о правовом режиме машино-мест. В передаче помимо самого Антона Иванова принимает участие Александра Александровна Маковская.

Часть 1. Машино-места в системе объектов недвижимости.

Часть 2. Особенности правового режима машино-мест.

Надеюсь, что статья была полезной и вам стали более понятны изменения законодательства в отношении машино-мест.

Надземная многоярусная парковка одна из наиболее совершенных способов решения проблемы парковки. Она решает вопрос нехватки земли, существенно увеличивая количество мест для парковки. Ну и самым удачным вариантом является автоматизированная многоуровневая парковка. Наличие лифтов заменяет парковку владельцем транспортного средства на парковку машины подъемником, что позволяет экономить время и увеличить количество машин для парковки. Этот вид парковки подойдет для водителей среднего класса.

Подземная автостоянка располагается в цокольном или подвальном не выше 2 м от уровня земли. Это самый дорогой вид парковки автомобилей, к тому же имеет ограниченное количество парковочных мест.

В начале 2017 года вышел закон об объявлении Машино – места официальным объектом недвижимости. Если Машино-место имеет признаки помещения (изолировано, имеет перегородки), то может быть оформлено в качестве объекта недвижимости, в противном случае к отношениям применяется нормы об общей долевой собственности. Для признания объектом недвижимого имущества, Машино-место должно быть поставлено на кадастровый учет. Машино-место может стать предметом ипотеки наравне с другими объектами недвижимости. А при расчете налога на имущество физических лиц за Машино-место используется налоговая ставка в размере не более 0,1% от его кадастровой стоимости.

Инструкция регистрации машино-места в Московской области

Материал будет полезен тем, кто живет в многоквартирном доме с общим паркингом.

Машино-место — объект недвижимости

Раньше, приобретая место в подземном паркинге под жилым домом, покупатель получал лишь возможность оставлять свой автомобиль. За владельцем не закреплялось конкретное место парковки - его размеры и местоположение. А чтобы продать участок, нужно было заручиться письменным согласием всех владельцев паркинга.

Теперь машино-место стало объектом недвижимости, это значит, что его можно на законных основаниях , оставить в наследство и даже оформить в ипотеку (как залог)! Учитывая нынешнюю ситуацию с нехваткой парковочных мест, для жителей Московской области это хороший вид вложения денег.

Эти изменения занесены в ФЗ от 3 июля 2016 г. № 315 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (http://base.garant.ru/71435342/ )

К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений описаны в установленных Законодательством о государственном учете порядке, — цитата из закона.

Также в законе делается акцент на том, что собственники могут получить компенсацию за машино-место, если участок под ним изъят для государственных нужд.

Это шаг вперед в Законодательстве, ведь раньше, если на месте предполагаемой застройки находились гаражи, их просто сносили без всяких выплат хозяевам.

Исходя из определения, которое дается в законе, резюмируем:

Машино-место - это место для автомобиля или любого другого транспортного средства, которое находится в закрытом помещении. Все данные о машино-местах будут содержаться в ЕГРП, при расчете налога на имущества для физических лиц будет применяться налоговая ставка 0,3% от кадастровой стоимости недвижимости. Теперь в общем паркинге у машино-мест появятся номера и четкие границы.

Как зарегистрировать машино-место

Сейчас сделки с машино-местами по своей сути будут ничем не отличаться от сделок с квартирами. Собственникам это выгоднее, так как они получают такую же юридическую защиту, если бы приобретали или продавали жилье.

Чтобы место для автомобиля стало полноценным объектом недвижимости, его надо зарегистрировать. Для этого нужно:

  1. Оформить право собственности.
  2. Поставить его на кадастровый учет. Владельцам долей нужно обратиться к кадастровым инженерам и заказать технический паспорт , в котором будут определены размеры участка и его месторасположение.

Документы для оформления права собственности

  • Заявление о регистрации права собственности на машино-место. Подается в Росреестр или МФЦ.
  • Решение всех сособственников или решение общего собрания, которые определяют порядок пользования общим имуществом.

По закону право собственности оформляется в срок от 5-12 рабочих дней с даты приема заявлений на кадастровый учет и регистрацию. Госпошлина составит 2000 рублей.

Что делать, если право собственности на объект недвижимости уже зарегистрировано?

Все ранее выданные документы, в которых в качестве объекта недвижимости указано машино-место, действительны. Их можно переоформить по желанию собственника.

Для этого нужно:

  • подать заявление об учете изменений сведений, содержащих в ЕГРП, в части приведения объекта недвижимости к новым требованиям.
  • Если в ЕГРП машино-место зарегистрировано как долевая собственность, то вы можете определить границы и выделить его из общей собственности.

В каких случаях могут отказать в регистрации парковочного места?

  • Если размеры больше или меньше стандартов, указанных в приказе Минэкономразвития РФ №792. Минимальный размер машино-места — 5,3 метра в длину и 2,5 метра в ширину. Максимальный - 6,2 метра в длину и 3,5 метра в ширину.
  • Если застройщик при проектировки паркинга установил минимальное парковочное место меньше тех размеров, которые есть в законе, то его зарегистрировать как недвижимость нельзя.

Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила 354) установлено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией .

Ранее на сайте АКАТО были опубликованы статьи о проблемах перехода на «прямые договоры» между РСО и собственниками нежилых помещений, а также об особенностях таких договоров . В настоящей статье рассмотрим такую категорию нежилых помещений, как машино-места, и попробуем разобраться, требует ли законодательство заключать «прямые договоры» с собственниками машино-мест, и каков порядок определения объема потребленных машино-местами коммунальных ресурсов.

Понятие «машино-место»
Пункт 2 Правил 354 к нежилым помещениям относит части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Пункт 29 статьи 1 ГК РФ дает следующее определение: машино-место - это «предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке ».
Абзацем 3 пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения , а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке .
Согласно п. 6.2 ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218 «О государственной регистрации недвижимости» границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами).
Таким образом, машино-места имеют назначение нежилого помещения, предназначены для размещения только транспортного средства, машино-место является самостоятельным объектом гражданских прав, сделки, направленные на отчуждения, подлежат обязательной регистрации, соответственно право собственности на машино-место должно быть оформлено в установленном законом порядке.
Вышесказанное делает невозможным отнесение машино-мест к общему имуществу многоквартирного дома (далее - МКД) . Более того, право собственности на машино-места может не зависит от права собственности на иное помещение в том же МКД: лицо может иметь в собственности машино-место или несколько машино-мест и не иметь иной собственности в том же МКД.

Содержание общего имущества МКД собственником машино-места
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ «собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) ».
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные ПП РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила 491) более подробно устанавливают состав общего имущества. В частности, пункт 2 Правил 491 устанавливает, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта , мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В связи с неверным толкованием и отсутствием несколько лет назад возможности оформления машино-мест в индивидуальную собственность на практике возникали ситуации (поддерживаемые судами), когда машино-места относили к общему имуществу. Здесь стоит пояснить следующее: возможно отнесение машино-мест к общему имуществу, если данные места не учтены и не выделены в технической документации как отдельные; если же данные места выделены , соответственно, указаны в техническом плане и имеют собственников, то они не могут относится к общему имуществу. В данной статье речь идет о выделенных машино-местах, каждое из которых (или их часть) имеет собственников, учтено в технической документации и зарегистрировано в установленном порядке.
В соответствии с чч. 1-2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В связи с этим, собственники нежилых помещений - машино-мест несут бремя расходов по содержанию общего имущества МКД пропорционально своей доле в праве собственности . Это происходит независимо от того, принадлежат ли еще помещения в МКД собственнику машино-места. Если собственнику принадлежит жилое помещение и машино-место, оплата расходов на содержание общего имущества будет производится исходя из общей площади жилого и нежилого (машино-места) помещений.

Обязанность собственников машино-мест заключать прямые договора с РСО
В абз. 3 п. 6 Правил 354 указано, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
В абз. 4 п. 6 Правил 354 содержится следующее положение: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Два вышеприведенных положения говорят о том, что собственник нежилого помещения заключает договора поставки услуг напрямую с ресурсоснабжающей организацией. При этом УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК или иной потребительский кооператив направляет информацию о нежилых помещениях в РСО, и уведомление собственнику нежилого помещения.
Однако, согласно абз. 6 п. 6 Правил № 354 положения третьего и четвертого абзацев настоящего пункта не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места .
Таким образом, Правила 354 устанавливают исключение в отношении машино-мест , обязанность заключения прямых договоров с РСО для собственников такого типа нежилых помещений не устанавливается. При этом у лица, управляющего домом (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК) обязанности по направлению информации в РСО о машино-местах не возникает, собственникам машино-мест уведомление о необходимости заключения «прямого договора» также не направляется .
Кроме того , абз. 6 п. 148(1) Правил 354 устанавливает, что у собственника машино-места нет обязанности заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами .

Объем ресурса, потребляемого собственником машино-места
Абзац 3 пункта 43 Правил 354 устанавливает:
«Объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места , электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении , а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы для собственников машино-мест определяется с применением повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5 »
Из указанной нормы следует:
1. Сначала подлежит определению объем коммунальных ресурсов, потребляемых в помещении, отведенном под машино-места, в целом. При этом используются либо показания приборов учета, фиксирующих объемы коммунальных ресурсов, потребленных в помещении, отведенном под машино-места, либо объем этих ресурсов рассчитывается исходя из площади указанного помещения и нормативов потребления соответствующих ресурсов в целях содержания общего имущества, а не нормативов потребления коммунальных услуг в помещениях;
2. Объем коммунального ресурса, потребленный в помещении, отведенном под машино-места, распределяется среди собственников машино-мест не пропорционально площади этих машино-мест, а пропорционально количеству машино-мест, которым владеет каждый собственник;
3. В случае отсутствия приборов учета, определяющих объем потребления коммунальных ресурсов в помещении, отведенном под машино-места, подлежит применению повышающий коэффициент 1,5. При этом Правила 354 для машино-мест не устанавливают зависимость применения повышающего коэффициента от наличия или отсутствия технической возможности установки прибора учета.
Таким образом, площадь каждого конкретного машино-места при определении объема потребления коммунальных ресурсов не учитывается, при отсутствии приборов учета расчет ведется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества, в указанном случае применение повышающего коэффициента обязательно.
Возможности оборудования каждого конкретного машино-места индивидуальным прибором учета коммунального ресурса законодательство не предусматривает.

Заключение
В настоящей статье разъяснено, что несмотря на наступившую с 01.01.2017 обязанность собственников нежилых помещений заключать договоры предоставления коммунальных услуг непосредственно с РСО, для собственников машино-мест сделано исключение - они от такой обязанности освобождены.
Разумеется, если собственники всех помещений многоквартирного дома будут обязаны заключить «прямые договоры» с РСО в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ , для собственников машино-мест исключений не будет, и они точно также, как и собственники всех остальных помещений дома, будут обязаны заключить договоры с РСО. Объем потребления коммунальных ресурсов рассчитывается для всего помещения, отведенного под машино-места - либо по соответствующим приборам учета, либо исходя из площади указанного помещения и нормативов потребления соответствующих ресурсов в целях содержания общего имущества (а не нормативов потребления коммунальных услуг в помещениях) с применением повышающего коэффициента 1,5. Объем коммунального ресурса, потребленный в помещении, отведенном под машино-места , распределяется среди собственников машино-мест пропорционально количеству машино-мест , которым владеет каждый собственник, площадь самих машино-мест при этом не учитывается .

Отруцкая Т.В. ,

Что такое парковочные места или машино-места как виды недвижимого имущества?

Вопрос о правовом статусе парковочных мест и машино мест в законодательстве РФ занимает особое место.

Материалы судебной практики свидетельствуют о наличии 2-х подходов к юридическому оформлению прав, предполагающих пользование парковочным местом.

В некоторых случаях суды, опираясь на данные технических (кадастровых) паспортов, признают парковочное место недвижимым имуществом - помещением в составе другого объекта недвижимости: нежилого помещения (парковочного зала) или нежилого здания (Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2008 N КГ-А40/4518-08-1,2).

В других случаях суды полагают, что парковочное место самостоятельной вещью не является, а представляет собой часть недвижимой вещи - нежилого помещения или нежилого здания, а пользователь парковочного места является долевым сособственником данной недвижимой вещи, в отношении которой соглашением участников долевой собственности или решением суда может быть определен порядок пользования соответствующей недвижимой вещью (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 N А33-10690/2007) (Определение ВАС РФ от 27.10.2011 N ВАС-11450/11).

В 2015 году свою позицию относительно парковочных и машино-мест высказало Минэкономразвития РФ (письмо от 26.05.2015 N ОГ-Д23-7475).

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Указанный перечень объектов недвижимости определен согласно ст. 2 Закона о кадастре, статье 3 Закона о регистрации в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает участие в гражданском обороте части объекта недвижимости в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.

Государственная регистрация права собственности на часть объекта недвижимости также не предусмотрена (ст. 1, 26, 27 Закона о регистрации).

Кроме того, действующим законодательством понятие "машино-место" не предусмотрено.

Градостроительный кодекс Российской Федерации для обозначения места, предназначенного для организованной стоянки транспортных средств, использует понятие "парковка (парковочное место)". Так, согласно п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Таким образом, согласно приведенному определению понятия "парковка (парковочное место)" такой объект как парковка (парковочное место) может являться частью зданий или сооружений, но не в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, предназначенное для организованной стоянки транспортных средств.

В связи с указанными требованиями парковка (парковочное место), как ее определяет Градостроительный кодекс Российской Федерации, не отвечает и критериям помещения. Так, согласно п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) помещение определено как часть объема здания или сооружения, имеющее определенное назначение и ограниченное строительными конструкциями.

Учитывая также положения ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 7 ст. 27 Закона о кадастре, помещение должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании или сооружении. При этом в силу положений Закона о кадастре описание части объекта недвижимости может быть внесено в государственный кадастр недвижимости в случае, если ограничения (обременения) вещных прав распространяются на часть объекта недвижимости, например, в случае аренды (ст. 7, 20, 25 Закона о кадастре).

Необходимо отметить, что в этом случае осуществляется государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права.

Постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на объект "машино-место" возможны в качестве помещения, если "машино-место" создано (построено) с учетом требований законодательства как помещение и удовлетворяет указанным требованиям к помещению, установленным федеральными законами.

При этом согласно пункту 5.2.6 Свода правил N 154.13130.2013 "Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 февраля 2013 г. N 117, в подземных автостоянках не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы. В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов.

Если "машино-место" не отвечает требованиям, предъявляемым федеральными законами к помещениям, и не обладает характеристиками, позволяющими отнести его к объектам недвижимости, после постановки на государственный кадастровый учет здания, помещения, в котором находится "машино-место", возможна государственная регистрация общей долевой собственности на такие здания, помещения с определением долей в праве собственности на них пропорционально размерам "машино-мест", находящихся в таких зданиях, помещениях. Порядок пользования "машино-местами" может быть определен соглашением сособственников здания, помещения, в котором находятся "машино-места", или решением суда об определении порядка пользования указанными зданиями, помещениями.

С 2017 года машино-место будет признаваться самостоятельным объектом недвижимости, если является частью здания или сооружения и имеет границы, описанные на основании законодательства о кадастровом учете. Связано это с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ (вступает в силу 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений).

Прежде всего, вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ в части определения понятия "парковочное место", "машино-место".

С 2017 года эти понятия официально разделяются.

Так, дается определение, что парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка.

Машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места (независимо от его соответствия установленным минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-мест) и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу данного Федерального закона, признается машино-местом.

Не требуется замены ранее выданных документов или внесения в них изменений, внесения изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимости, указанного в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ.

Полученные до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ документы, которые удостоверяют право собственности на объекты недвижимого имущества и в которых в качестве вида объекта недвижимого имущества указывается машино-место, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления.

Границы указанного в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ объекта недвижимости признаются границами машино-места вне зависимости от соответствия их описания требованиям, установленным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона).

Правообладатель объекта недвижимости, указанного в части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ, вправе подать в орган исполнительной власти, осуществляющий ведение Единого государственного реестра недвижимости, заявление об учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции этого Федерального закона), форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.