Кто является инициатором проведения внутреннего экологического аудита. Экологический аудит – в чем важность такой проверки? Разделение на виды

Во многих странах, в том числе в России, в результате нарастающей озабоченности общества состоянием окружающей среды, нехватки достоверной информации в этой области начал развиваться такой вид услуг, как экологический аудит.

Экологический аудит определяется Федеральным законом «Об охране окружающей среды» как «независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности».

Характер этой деятельности предполагает обеспечение аудитору доступа к конфиденциальной информации аудируемой организации, в частности, информации об используемых технологиях, объемах выпускаемой продукции, затратах на природоохранные мероприятия и пр. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность этих сведений и получаемых при проведении аудита документов, они не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия лиц, в отношении которых осуществлялся аудит. Рассматриваемый вид аудита способствует повышению конкурентоспособности и рентабельности продукции аудируемого предприятия с позиции роста экономической эффективности его хозяйственной, в том числе природоохранной, деятельности, дает возможность правильно сформировать учетную политику организации, способствует эффективному решению вопросов льготного налогообложения при внедрении ресурсосберегающих технологий, предотвращению возможных производственных аварий.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не содержит дефиниции «экологическое аудирование», «экологический аудит». Тем не менее к настоящему времени принят ряд нормативных правовых актов, которые не только закрепляют экологический аудит как правовую категорию, но и могут рассматриваться в качестве основы правового регулирования данного вида деятельности.

Экологический аудит предусмотрен Классификатором правовых актов (110.010.100). Правомерность экологического аудита следует из нормы, закрепленной ст. 27 (ч. 2) Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в которой устанавливается, что государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр «главный государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю и его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю, главные государственные инспекторы, их заместители и старшие государственные инспекторы по геологическому контролю на соответствующих территориях имеют право привлекать в установленном порядке аудиторские организации для проверки деятельности пользователей недр» 1 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» // СЗ РФ. 2005. № 20. Ст. 1885. .

Существуют обязательный экологический аудит, например, при страховании экологических рисков, и добровольный. Благодаря добровольному экологическому аудиту происходит устранение административных барьеров для входа организаций на рынок, что способствует конкуренции и оказывает положительный эффект на потребителя. После положительного заключения экоаудитора предприятие имеет возможность получить экологический сертификат на продукцию, т.е. сделать ее конкурентоспособной не только на национальном рынке страны, но и в международном масштабе, следовательно, вывести предприятие на более высокий рыночный уровень, а также повысить инвестиционную привлекательность. Юридическое лицо, которое эффективно внедряет программы экологического аудита, тем самым показывает, что ведет открытую экологическую политику, предоставляя потребителям гарантии в наличии обязательства в отношении управления охраной окружающей среды.

Экологический аудит - это предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

В основе проведения экологического аудита лежат следующие принципы:

  • объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализм и компетентность экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • планирование работ по проведению экологического аудита;
  • комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Экоаудитор осуществляет свою деятельность только при наличии соответствующего удостоверения, полученного после специального обучения. Сведения об экоаудиторе, прошедшем аттестацию, заносятся в Реестр аттестованных экоаудиторов Минприроды России, который ведется комиссией.

Порядок проведения экологического аудита . Экологический аудит проводится на основании договора, который заключается между экоаудитором или экоаудиторской организацией и лицом, деятельность которого подлежит аудиту. В этих случаях применяется Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол № 6. На основании Правила (стандарта) определяются взаимоотношения аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, и экономического субъекта на этапе подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг.

Правило (стандарт) определяет условия и порядок подготовки договора на оказание аудиторских услуг (проведение аудита и (или) оказание сопутствующих аудиту услуг) между аудиторской организацией и экономическим субъектом и определяет права, обязательства и ответственность аудиторской организации и экономического субъекта при заключении договора на оказание аудиторских услуг. При этом требования Правила (стандарта) носят для аудиторских организаций и экономических субъектов рекомендательный характер.

Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций и проверяемых лиц общего характера содержатся в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол № 6.

Экологическая аудиторская организация вправе самостоятельно определять формы и методы экологического аудита, исходя из требований нормативных правовых актов РФ, а также конкретных условий договора с аудируемым объектом. Аудиторская организация может формировать группы экоаудиторов, привлекать на договорной основе экоаудиторов, экспертов или других специалистов с опытом работы в области охраны окружающей среды и природопользования; запрашивать необходимую документацию на аудируемом объекта.

В круг обязанностей экологической аудиторской организации входит предоставление информации о наличии лицензии и аттестованных экоаудиторов до заключения договора о проведении аудита; систематическое повышение квалификации экоаудиторов организации; обеспечение экоаудиторов нормативной правовой документацией.

На основании проведения аудита составляется заключение по экологическому аудиту, которое, как правило, состоит из трех частей; вводной, аналитической и итоговой. Во вводной части указываются юридический адрес, расчетный счет и телефоны экологической аудиторской организации, личные данные экоаудиторов, принимавших участие в проверке, порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление экологического аудита, срок ее действия, а также срок проведения экологического аудита. В аналитической части указываются наименование субъекта хозяйственной деятельности, период деятельности, за который проводится экологический аудит; результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее экологическим требованиям; факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений законодательства РФ об охране окружающей среды, которые нанесли или могут нанести ущерб окружающей природной среде и здоровью населения.

В итоговой части содержатся обоснованные выводы о воздействии субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду; анализ действующего законодательства в данной сфере, конкретные и приемлемые меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду; последствия непринятия субъектом хозяйственной деятельности соответствующих мер.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет взыскание с указанных лиц на основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции; 1) доходов, полученных в результате незаконной деятельности, - в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов; 2) штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) - в доход республиканского бюджета РФ.

До настоящего времени на законодательном уровне не урегулированы основные вопросы, возникающие в связи с назначением и проведением экологического аудита:

  • отсутствуют указания на возможность, основания и правовые последствия обязательного назначения и проведения экологического аудита;
  • не определены меры по защите конфиденциальной информации и порядок использования такой информации, полученной при проведении аудита;
  • не закреплены квалификационные требования к аудиторам;
  • не установлен порядок отнесения расходов, связанных с проведением экологического аудита, на цели налогообложения;
  • оказание услуг по проведению экологического аудита не обозначено в качестве самостоятельного вида экономической деятельности в действующих классификаторах видов экономической деятельности и др.

Использование экологического аудита как инструмента экологической политики России в рамках проводимых административных преобразований требует законодательного регулирования. В частности, для достижения стратегических целей экологической политики России в рамках устойчивого развития Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» предусмотрено: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; неистощительное использование возобновимых природных ресурсов; рациональное использование невозобновимых природных ресурсов; расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; необходимо эффективное управление качеством окружающей среды как на федеральном, так и на региональном уровне.

Отсутствие экологического аудита в перечне лицензируемых видов деятельности объясняется неопределенным предназначением данного инструмента в рамках экологического законодательства. Статья I Федерального закона «Об охране окружающей среды» содержит правовое определение экологического аудита, но не дает представления относительно его места в правовом механизме охраны окружающей среды. В целях внедрения механизма экологического аудита, в первую очередь государственного, разработан соответствующий законопроект, который пока не принимается. Одна из причин - обязательный экологический аудит дублирует государственный экологический контроль.

Субъекты РФ могут осуществлять собственное правовое регулирование в области экологического аудита. Так, Законом Санкт-Петербурга от 26 декабря 2005 г. «О городском экологическом контроле в Санкт-Петербурге и административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды» установлено, что плановой проверке государственного экологического контроля не подлежат следующие объекты городского экологического контроля: внедрившие и поддерживающие на предприятии систему управления окружающей средой (систему экологического менеджмента) и представившие соответствующие документы в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий городской экологический контроль; один раз в два года представляющие положительное заключение экологического аудита в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий городской экологический контроль. Попытки внедрения экологического аудита предпринимаются и в других субъектах РФ, например, в г. Москве.

Общая характеристика экологического аудита

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в правовой оборот было введено понятие «экологический аудит».

Под экологическим аудитом понимается самостоятельная, комплексная, объективная, документированная оценка соблюдения субъектом аудиторской деятельности правил, в том числе нормативных актов, в области охраны окружающей среды и природопользования, а также требований международных положений и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологическая аудиторская деятельность - это вид деятельности, который представляет собой услугу, оказываемую организации, содержащую в себе комплекс специальных мероприятий, которые обеспечивают проведение экологического аудита.

Как и любая услуга, экологическая аудиторская деятельность осуществляется на основании договора между субъектами аудита, в котором содержатся обязательства сторон, способствующие достижению определенных целей.

Отличительными особенностями экологического аудита является его независимость, объективность, системность, компетентность, лицензионная обеспеченность и соответствие целям и задачам, которые определяются сторонами при заключении соглашения о проведении экологического аудита.

Помимо национального законодательства, основные характеристики экологического аудита содержатся в международных стандартах ISO серии 14000, которые включают в себя общие принципы и руководящие указания по экологическому аудиту, а также регламентированную процедуру проведения экологического аудита.

Виды и принципы экологического аудита

Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный.

Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления.

Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции.

Нужно отметить, что обязательный экологический аудит может быть осуществлен по решению органов государственной власти для отдельных видов деятельности, которые оказывают существенное воздействия на природную среду и здоровье населения.

По характеру деятельности экологический аудит подразделяется на:

  1. Внутренний - проводится собственной аудиторской службой внутри предприятия.
  2. Внешний - проводится аудиторской фирмой, которая не имеет отношения к проверяемой организации.

При осуществлении экологического аудита должен быть соблюден ряд принципов, которые являются общеобязательными и не могут быть нарушены его субъектами. К таким принципам относятся:

  • объективность и независимость аудиторов от проверяемого предприятия и руководства;
  • компетентность аудитора;
  • достоверность и полнота информации, представляемой субъектами аудиторской деятельности;
  • обязательность проведения экологического аудита (в случаях, установленных законодательством);
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологического аудита;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений;
  • учет общественного мнения, участие общественных организаций, открытость;
  • ответственность субъектов экологического аудита, а также третьих лиц за нарушение процедуры проведения аудита.

Объекты, цель и функции экологического аудита

Экологический аудит осуществляется в целях проведения независимой оценки соответствия документов, а также проектов документов требованиям национальных и международных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, основная цель экологического аудита - помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения.

Для осуществления данных целей экологический аудит выполняет ряд функций, таких, как:

  • оценка экологической безопасности на предприятии (материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов);
  • оценка соответствия деятельности организации требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании;
  • экологическое консультирование;
  • оценка экологического риска;
  • оценка уже причиненного экологического ущерба;
  • составление ряда рекомендаций по природоохранной деятельности;
  • иные независимые действия аудиторов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Объект экологического аудита - это предприятия, их подразделения, организации и учреждения, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В качестве объекта могут выступать проектная документация, планы развития отрасли, хозяйственные и административные решения, воплощение которых сопряжено с экологическим риском, связанным с загрязнением окружающей среды и нанесением вреда здоровью населения.

Также объектами аудита являются состояние окружающей среды на предприятии и в зоне его воздействия, системы экологического менеджмента на предприятии, системы экологического мониторинга, места хранения отходов на производстве и т.п.

Объекты экоаудита определяются в зависимости от целей и задач проверки, которые устанавливает заказчик.

Процедура экологического аудита

Экологическая аудиторская деятельность проводится поэтапно.

На первом этапе происходит планирование экологического аудита, которое подразумевает формулировку его цели, конкретизацию области исследования, объема, методологического обеспечения, критериев и порядка проведения, для выполнения экологического аудита с минимальными затратами, высоким качеством и в надлежащие сроки.

На втором этапе в обязанности аудитора входит составление и документальное оформление программы аудита, которая предусматривает в себе наличие конкретизированного плана проведения аудита.

В процессе разработки программы аудитор обязан учитывать:

  • требования, предусмотренные законодательством в области деятельности организации (если такие имеются);
  • временные рамки, установленные для осуществления деятельности;
  • необходимость взаимодействия с членами организации;
  • разумность привлечения технических экспертов;
  • другие особенности условий деятельности организации.

Заключительный этап деятельности аудитора представляет собой непосредственный анализ проверяемой организации путем проведения аудита «на месте». На этом этапе деятельность аудитора заключается в анализе документации организации, проводимых ей работ; разработке предложений по улучшению деятельности организации; формировании выводов аудитора.

Результатом экологического аудита служит аудиторское заключение - акт, который содержит в себе результаты проверки деятельности организации или индивидуального предпринимателя, а также иную информацию в соответствии с условиями соглашения, заключенного между субъектами аудиторской деятельности.

Экологический аудит считается завершенным после предоставления аудиторского заключения хозяйствующему субъекту.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Аккумуляторы свинцовые с неслитным электролитом(АКБ)

Организация покупает аккумуляторы от населения в множестве точек, как реализовать аккумуляторы чтобы не платить НДС То есть реализовать как лом цвет мет? В организации есть лицензия на лом цвет мет в центральном складе куда привозят АКБ со всем точек, и есть лицензия на отходы1-4 во всех точках.

Сергей 18.06.2019 11:57

Добрый день! С 2018 года операции по продаже лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных подлежат обложению НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ ). То есть реализация лома черных и цветных металлов больше не числится в списке операций, освобожденных от обложения НДС, как это было ранее (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2018).

Малов Дмитрий Владимирович 18.06.2019 13:52

Задать дополнительный вопрос

Сергей 18.06.2019 14:13

Разве НДС не платит налоговый агент то есть получаталь сырья в данном случае АКБ?

Если покупателем будет выступать организация (ИП), то именно на ней как на налоговом агенте будет лежать обязанность по исчислению и уплате суммы налога в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

19.06.2019 15:49

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте. Стоит отметить, что далеко не при каждой реализации лома или иных вышеперечисленных «товаров» продавец должен будет уплачивать НДС. Поскольку если покупателем будет выступать организация (ИП), то именно на ней как на налоговом агенте будет лежать обязанность по исчислению и уплате суммы налога в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

Дубровина Светлана Борисовна 19.06.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

экологический аудит

Несколько лет назад в ОАО БЦБК обратилась японская фирма, провести экологический аудит, без каких либо разъяснениях о целях аудита. В каких случаях организация может отказаться от экологического аудита???

кира 21.05.2019 15:35

Добрый день.

Данные взаимоотношения регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды" .

Чтобы определить правовые основания подобного обращения, необходимо ознакомиться с дополнительными документами.

Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Сервис бесплатных юридических консультаций подготовит для Вас подробный ответ. Скидка по промокоду «Сервиса бесплатных юридических консультаций».

Сайботалов Вадим Владимирович 20.06.2019 15:25

Задать дополнительный вопрос

Экологический аудит

Заключение добровольного экологического аудита является: 1.технической информацией; 2.юридически обязательным; 3.общедоступным; 4.коммерческой тайной

Владимир 11.10.2018 11:29

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Малов Дмитрий Владимирович 11.10.2018 16:00

Задать дополнительный вопрос

Комил 10.12.2018 22:11

Кто и с какой целью осуществляет экологический аудит предприятия?

Здравствуйте! Экологический аудит осуществляется в целях проведения независимой оценки соответствия документов, а также проектов документов требованиям национальных и международных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования. Таким образом, основная цель экологического аудита - помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения. Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный. Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления. Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды. Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «Сервиса бесплатных юридических консультаций». Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Экологический аудит - независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.

Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют:

    Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты: приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. N 181 "Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России"; приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436 "О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации".

    В Министерстве природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. N 95 был принят приказ "О создании системы аудита недропользования".

    Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума РФ в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". В статье 1 Закона дано определение понятия экологического аудита. При этом в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере не говорится.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности. При проведении экологического аудита проверяются степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально.

Предметом экологического аудита является:

    виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;

    состояние окружающей среды на производственном, строительном или природном объекте;

    системы управления окружающей средой;

    соблюдение природоохранительного законодательства и установленных экологических требований;

    использование ресурсов;

    процесс обращения с отходами;

    финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, или аудит определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы, оно шире. Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится Экологический аудит проводится:

    в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;

    при реализации процедуры банкротства;

    при проведении обязательного экологического страхования;

    при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

Цели экологического аудита:

    оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;

    выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;

    определение участков загрязненной окружающей среды , видов и масштабов загрязнения;

    выявление и оценка оборудования и технологий , связанных с охраной окружающей среды на объекте;

    оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;

    выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Принципы экологического аудита:

    объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;

    профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

    достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;

    планирования работ по проведению экологического аудита;

    комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);

    конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;

    ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

    обязательного экологического аудита;

    добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

    приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;

    проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;

    кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;

    оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;

    принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;

    выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;

    в иных случаях, установленных нормативными актами.

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту. Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность ("инициативный аудит"). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же - это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

  • Тест МЭСИ по муниципальному праву с правильными ответами. Шпаргалка (Шпаргалка)
  • Тест МЭСИ по коммерческому праву с правильными ответами. Шпаргалка (Шпаргалка)
  • Тест ответы (Шпаргалка)
  • Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах (Документ)
  • Тест по административному праву (Шпаргалка)
  • Лекции по экологическому мониторингу (Документ)
  • Кулакова О.С. Шпаргалка по экологическому праву (Документ)
  • Голиченков А.К. Волков Г.А. Практикум по экологическому праву России (Документ)
  • Амирханова Н.А. Вопросы и задачи по экологии (Документ)
  • Амирханова Н.А. (ред.) Вопросы и задачи по экологии (Документ)
  • n1.doc

    1. Установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям – это ###

    +: экологическая экспертиза

    +: экспертиза

    2. Членами экспертной комиссии государственной экологической экспертизы могут быть:

    +: внештатные эксперты

    +: штатные сотрудники федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы

    +: штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации

    -: представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе

    -: разработчик объекта государственной экологической экспертизы

    3. Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств…

    +: заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе

    -: федерального бюджета

    -: бюджета субъекта РФ

    -: экспертов государственной экологической экспертизы

    4. Финансирование общественной экологической экспертизы не вправе осуществлять за счет…

    +: заказчика документации на проведение государственной экологической экспертизы

    -: собственных средств общественных организаций (объединений)

    -: общественных экологических и других фондов

    -: целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций

    -: средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления

    5. Решение о выдаче лицензии в сфере природопользования должно быть принято в срок не превышающий…

    -: 3 месяца

    -: 6 месяцев

    6. Экологическая сертификация может быть…

    +: обязательной и добровольной

    -: только обязательной

    -: только добровольной

    -: общественной и государственной

    7. Законодательство РФ предусматривает возможность проведения экологической аудита…

    +: только добровольного

    -: только обязательного

    -: добровольного и обязательного

    -: некоммерческого

    8. Основанием возникновения страховых отношений в сфере экологического страхования выступает…

    +: договор страхования

    -: акт государственного органа исполнительной власти

    -: приказ директора предприятия

    -: протест прокурора

    9. Стадия ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, предусматривает проведение … экологического контроля

    +: предупредительного

    -: текущего

    -: последующего

    -: общественного

    10. Виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека является…

    +: экологическим правонарушением

    -: экологическим правоотношением

    -: экологической ответственностью

    -: мерами пресекающего характера

    11. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений может устанавливаться…

    +: как на федеральном, так и на региональном уровне

    -: только на уровне субъектов РФ

    -: исключительно на федеральном уровне

    -: на уровне субъектов РФ в соответствии с природоохранным законодательством

    12. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение ### лет.

    +: двадцати

    +: двадцать

    13. Нормативный правовой акт, не являющийся источником отрасли экологического права, - это…

    +: Воздушный кодекс РФ

    -: Водный кодекс РФ

    -: Лесной кодекс РФ

    -: Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

    -: Градостроительный кодекс

    14. Зоны экологического бедствия – это участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности...

    +: произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды

    -: наблюдается повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду

    -: выявлен хронически повышенный уровень загрязнения

    -: происходит сильное загрязнение окружающей среды, многократно превышающим экологические нормативы

    -: нарастают процессы разрушения экологических систем, истощаются природные ресурсы, увеличивается заболеваемость и смертность населения

    15. Территории, призванные создать барьер между застройкой и предприятиями и иными объектами, являющимися источниками вредных воздействий на состояние окружающей среды, называются…

    +: санитарно-защитными зонами

    -: зонами отчуждения

    -: особо охраняемыми природными территориями

    -: санитарными зонами

    -: санитарно-гигиеническими зонами

    16. Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:

    +: природопользование

    +: охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

    +: особо охраняемые природные территории

    -: регулирование и защита прав человека и гражданина

    -: обеспечение государственной безопасности

    17. Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов – это…

    +: окружающая среда

    -: природная среда

    -: природный объект

    -: природа

    18. Эколого-правовые отношения – это…

    +: урегулированные нормами экологического права общественные отношения, складывающиеся в области взаимодействия общества и природы

    -: общественные отношения в сфере власти-подчинения

    -: общественные отношения в области природоохранной деятельности предприятия

    -: общественные отношения в области управления сельским хозяйством

    19. Государственной собственностью на природные ресурсы управляет:

    +: Администрация области

    +: Правительство РФ

    -: Совет Федерации Федерального Собрания

    -: Федеральное министерство

    20. Обязанность работника возместить имущественный ущерб называется…ответственностью

    +: материальной

    -: гражданско-правовой

    -: эколого-правовой

    -: административной

    21. Условная единица оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного называется…

    -: штрафом

    -: неустойкой

    -: размером упущенной выгоды

    22. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются …

    +: государственной собственностью

    -: федеральной собственностью

    -: совместной собственностью государства и лиц, добывающих полезные ископаемые

    -: государственной и муниципальной собственностью

    23. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на… водные объекты

    +: поверхностные и подземные

    -: чистые и сточные

    -: замкнутые и открытые

    -: ледники и жидкие

    24. Водные объекты по общим правилам находятся в собственности…

    +: Российской Федерации (федеральной собственности)

    -: совместной собственности РФ и ее субъектов

    -: в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

    -: любых субъектов водных правоотношений

    25. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем ### лет.

    +: Двадцать

    26. Систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах – это…

    +: государственный водный реестр

    -: водный кадастр

    -: государственный водный регистр

    Водный мониторинг

    27. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, водопользование подразделяется на … водопользование

    +: совместное

    +: обособленное

    -: частное

    -: приватизированное

    -: общественное

    28. Территория, примыкающая к акваториям поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности, называется…

    +: санитарно-защитной зоной

    -: округом санитарной охраны

    -: водоохранной зоной

    -: зоной экологического благополучия

    29. Систематическое определение в установленном порядке количества и качества водных ресурсов называется …

    +: государственным учетом поверхностных и подземных вод

    -: мониторингом водных объектов

    -: нормированием в области использования и охраны водных объектов

    -: экологическим контролем

    30. Совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа называется…

    +: растительным миром

    -: лесной растительностью

    -: памятниками природы

    -: деревьями и кустарниками

    31. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на … леса:

    +: защитные

    +: эксплуатационные

    +: резервные

    -: первой группы

    -: второй группы

    32. Недра предоставляются для добычи подземных вод …

    +: на срок до 25 лет

    -: на неопределенный срок

    -: на пять лет

    -: до пятидесяти лет

    -: на один год

    33. Объект животного мира – это:

    +: организм животного происхождения

    +: дикое животное

    +: популяция диких животных

    -: дикие и домашние животные

    -: все живые организмы, обитающие на Земле

    34. Виды лицензий, связанных с использованием и охраной объектов животного мира:

    +: долгосрочная

    +: именная разовая

    +: распорядительная

    -: краткосрочная

    -: бессрочная

    35. Животный мир в пределах территории Российской Федерации является … собственностью

    +: государственной

    -: исключительно федеральной

    -: государственной, муниципальной и частной

    -: государственной и муниципальной

    -: как федеральной, так и муниципальной

    36. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в:

    +: Красную книгу Российской Федерации

    +: Красные книги субъектов Российской Федерации

    -: Государственный реестр диких животных

    -: Государственный кадастр животного мира

    -: Государственный регистр исчезающих животных

    37. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти юридическим лицам в … пользование на основании лицензии

    +: долгосрочное

    -: бессрочное

    -: краткосрочное

    -: разовое

    38. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти гражданам в … пользование на основании лицензии

    +: краткосрочное

    -: бессрочное

    -: долгосрочное

    -: разовое

    39. Национальные парки…

    +: находятся исключительно в федеральной собственности

    -: находятся только в собственности субъектов РФ

    -: могут находиться как в собственности субъектов РФ, так и в федеральной

    -: могут принадлежать субъектам РФ и муниципальным образованиям

    -: могут находиться в государственной и муниципальной собственности

    40. Природные парки создаются в форме…

    +: государственных учреждений

    -: товариществ

    -: государственных унитарных предприятий

    -: государственных корпораций

    41. Наиболее строгий правовой режим охраны установлен законодательством для…

    +: заповедников

    -: ботанических садов

    -: заказников

    -: национальных парков

    42. Функциональная зона национального парка, в которой запрещается любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории, называется…

    +: заповедной зоной

    -: особо охраняемой зоной

    -: зоной хозяйственного назначения

    -: рекреационной зоной

    -: зоной познавательного туризма

    43. Участки территории РФ, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, признаются зонами…

    +: экологического бедствия

    -: чрезвычайной экологической ситуации

    -: экологической опасности

    44. Решение об учреждении государственного природного заповедника принимается…

    +: Правительством РФ

    -: Президентом РФ

    -: Федеральным Собранием РФ

    -: Специально уполномоченным органом исполнительной власти

    -: Законом субъекта РФ

    45. Соответствие между названиями программ и организаций ООН в области международного экологического сотрудничества

    L1: Программа ООН по окружающей среде

    L2: Программа развития ООН

    L3: Организация ООН по промышленному развитию

    L4: Международное агентство по атомной энергии

    R4: МАГАТЭ

    R5: ЮНЕСКО

    46. Правила, установленные международным договором РФ в области охраны окружающей среды, противоречат правилам Федерального закона «Об охране окружающей среды» - в этом случае применяются правила и нормы…

    +: международного договора

    -: Федерального закона

    -: Конституции РФ

    -: в зависимости от территории, на которой они применяются

    47. Естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела – это …

    +: континентальный шельф

    +: Организация Объединенных Наций

    -: Международный валютный фонд

    -: Всемирная организация охраны дикой природы и фауны

    -: Гринпис

    -: Организация всемирного культурного наследия

    49. Региональными договорами в области международной охраны окружающей среды являются:

    +: Африканская конвенция по охране природы и природных ресурсов (1968 г.)

    +: Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.)

    +: Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью (1969 г.)

    -: Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.)

    -: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.)

    Аудит – современный и эффективный подход организации менеджмента на предприятиях, который позволяет объективно оценить деятельность компании в определенном направлении. В качестве контроля и усовершенствования природоохранной деятельности хозяйствующего субъекта применяется экоаудит.

    Понятие экологического аудита

    Современное промышленное производство не только обеспечивает общество продукцией, но и оказывает негативно воздействует на здоровье человека и окружающую среду: токсичные выбросы отравляют воздух, опасные отходы захламляют территорию, неочищенные сточные воды губят водоемы. Во многих государствах предприятия несут юридическую ответственность за соблюдение природоохранных требований.

    Для оценки степени воздействия на биосферу, соблюдения требований законодательства и соответствия мировым экологическим стандартам, солидные и ответственные компании вводят в систему менеджмента экологический аудит. Значение термина «экологический аудит» сформулировано в федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды».

    Экологический аудит — комплексная, независимая, документированная оценка деятельности предприятия на соответствие экологическим требованиям законодательства РФ, нормативам, нормативной документации и мировым стандартам, по результатам которой разрабатываются рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недоработок.

    Аудиторскую проверку имеют право проводить:

    • специалисты, обладающие соответствующим квалификационным свидетельством;
    • специализированные фирмы, имеющие в наличии штат экоаудиторов и лицензию на право осуществлять аудиторскую деятельность.

    История развития экопроверок — откуда все пошло?

    Впервые экоаудит в качестве внутреннего самоконтроля предприятия был применен в начале 80-х годов прошлого века в странах с развитым промышленным производством, таких как США, Канада, Великобритания и др.

    Основы экоаудита были заложены в 1989 году Международной торговой палатой (МПТ), как инструмент управления и процедура самоконтроля деятельности компаний. Экоаудит представлял собой тщательный анализ природоохранной деятельности на добровольной основе. Такая система контроля была признана руководителями промышленных предприятий: она позволяла объективно оценить воздействие деятельности компании на окружающую среду и соответствие требованиям закона.

    Первый проект обязательных правил экоаудита был разработан и представлен в 1990 году Комиссией европейских сообществ (КЭС). Документ в то время не получил одобрения со стороны международных и национальных организаций, которых возмутила возможность вмешиваться в процесс хозяйственной деятельности объектов, обязательность мероприятия и раскрытие итогов проверки экоаудита общественности.

    Документ был исправлен и доработан. В 1991 КЭС представили обновленный перечень правил экоаудита. В 1993 году Директивой Европейского Союза были разработаны и утверждены правила и стандарты экологического аудита. Предприятия, использующие такие правила при осуществлении своей деятельности, имеют возможность на произведенной продукции устанавливать специальный знак (эмблему).

    Вместе с правилами экоаудита в Англии был сформирован и введен Стандарт менеджмента в области экологии BS 7750. Всемирная организация по стандартизации представила окончательный вариант международных правил менеджмента в сфере экологии на производстве ISO 14000.

    Цели и принципы экологического аудита

    Каждое предприятие ставит перед собой конкретные цели проведения экологического аудита, в зависимости от специфики производства и вида экоаудита.

    Существуют основные цели, которых придерживаются все компании при проведении аудиторской проверки:

    • оценка природоохранной деятельности организации и соответствие законодательным нормам;
    • выявление уровня негативного воздействия предприятия на природные объекты;
    • выявление участков, подверженных загрязнению, а также величины и видов негативного воздействия;
    • анализ состояния оборудования и применяемых технологий по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду;
    • оценка степени негативного воздействия окружающей среды на жизнь и здоровье работников предприятия.

    При организации проверки руководству проверяемой компании и аудиторам необходимо руководствоваться следующими принципами:

    Что дает экологический аудит бизнесу?

    Экоаудит – важный инструмент эффективного административного управления, так как это мероприятие позволяет руководителю предприятия:

    • определить стратегию и экологическую политику предприятия;
    • получать налоговые льготы в случае использования ресурсосберегающих технологий;
    • сократить вероятность возникновения чрезвычайно опасных экологических рисков;
    • наладить взаимоотношения с надзорными органами, местными властями и населением;
    • увеличить спрос на производимую продукцию и услуги на внутренних и внешних рынках;
    • повысить уровень привлекательности компании для инвесторов;
    • выдвинуть предприятие на мировой уровень экологических стандартов.

    Как вести на предприятии? Наши советы помогут вам в этом.

    Поможет быстро вернуть утраченные позиции. вы узнаете, как его провести.

    Без налогового аудита велики шансы сделать серьезные ошибки в отчетах. собрана вся информация по налоговому аудиту.

    Виды экологического аудита

    Экоаудит подразделяется на два вида: добровольный и обязательный.

    Обязательный необходимо проводить в случаях:

    • процедуры банкротства объекта хозяйственной деятельности;
    • поручения органов государственной власти;
    • выполнения международных обязательств в сфере охраны экологии;
    • приватизации государственных предприятий, чья деятельность оказывает негативное воздействие для окружающей среды;
    • экологического страхования;
    • подготовке инвестиционных программ, когда это предусмотрено требованиями инвестирования;
    • кредитования организации госбанками;
    • получения или продления лицензии на осуществление деятельности с использованием экологически опасных технологий (обезвреживание опасных отходов).

    Добровольное экоаудирование проводится по желанию предприятий, которые заинтересованы в получении объективной оценки деятельности организации и рекомендаций в сфере охраны окружающей среды.

    В большинстве случаев добровольное экологическое аудирование проводят при:

    • смене собственника объекта хозяйственной деятельности;
    • оформлении договора аренды;
    • планировании технического перевооружения производственной базы;
    • значительном превышении нормативов негативного воздействия на биосферу.

    Этапы проведения экологического аудита

    Экоаудит включает в себя комплекс согласованных с руководством проверяемого предприятия мероприятий, которые проводятся поэтапно. Стадии проведения аудиторской проверки представлены в таблице.

    №№ п/п Стадия Описание
    1 Предварительная
    • Постановка приоритетных задач аудирования; разработка стратегии достижения установленных целей, формирование графика исследования, сбор предварительной информации (отчетности и другая имеющаяся документация предприятия).
    • Подбор аудиторов для проведения проверки.
    • Предварительное ознакомление со спецификой деятельности предприятия и его географической расположенностью.
    2 Основная
    • Анализ отчетностей, сертификатов, нормативной документации, лицензий.
    • Анализ экологической политики организации.
    • Проверка эффективности экологического управления, компетентности персонала и персональной ответственности.
    • Конфиденциальное интервьюирование.
    • Технический контроль производственного и административного оборудования, систем энергетики, организации рабочих мест с целью выявления особо опасных источников загрязнения (утечка опасных веществ для окружающей среды).
    3 Заключительная
    • Коллегиальная оценка итогов проверки и их обсуждение.
    • Предоставление отчета по результатам проверки и рекомендаций по устранению недоработок и улучшению эффективности природоохранного менеджмента на предприятии.
    4 Принятие решений
    • Возложение персональной ответственности на исполнителей по необходимым усовершенствованиям.
    • Формирования графика выполнения работ.
    • Предложение рекомендуемых мероприятий для следующего экоаудита.

    Экологический аудит – эффективное и значимое мероприятие в административном управлении предприятия, так как позволяет:

    • получить объективную оценку природоохранной деятельности предприятия;
    • выявить экологические риски и предотвратить их;
    • избежать административного и уголовного наказания за несоблюдение природоохранного законодательства;
    • повысить эффективность производственной деятельности;
    • конкурировать предприятию на международном уровне;
    • привлекать инвесторов;
    • повышать качество производимой продукции.

    Вконтакте