Какой принцип должен обязательно выдерживаться при районировании. Контрольная работа: Экономическое районирование. Основные принципы районирования. Формирование административно-территориального деления после революции

5. Основные принципы районирования

Экономический принцип, рассматривающий район, как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу, специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.

Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов (напр. процесс развития программно-целевых ТПК - Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского) - они формируются на базе уникальных природных ресурсов.

6. Современное экономическое районирование и формы

территориальной организации хозяйства России.

Экономический район - это территориально-производственный комплекс, сложившийся на базе большой территории, которая отличается от других частей страны специализацией в народном хозяйстве, своеобразным экономико-географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Экономический район характеризуется целостностью территории, он является неразрывной частью народного хозяйства страны, отличающейся под влиянием территориального разделения труда от других территорий определенным сочетанием отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Каждый экономический район активно участвует в обмене своей продукции с другими районами страны. Для каждого района характерны разносторонние и интенсивные внутренние связи между отдельными его частями, что превращает район в целостную систему.

Экономический район отражает уровень развития производительных сил и соответствующих ему производственных отношений. В то же время хозяйственный комплекс экономического района представляет собой совокупность предприятий материального производства, внепроизводственной сферы, функционирующих на данной территории. Отдельно стоящее предприятие и отдельная экономическая связь между двумя предприятиями, могут рассматриваться в качестве первичных элементов хозяйственного комплекса. Под влиянием все большего вовлечения района в общественное разделение труда, эти связи постоянно усиливаются.

Формирование экономического района представляет собой скачок в экономическом развитии данной территории, когда накапливаемые количественные изменения, появление новых предприятий, совершенствование экономических - приводят к коренному качественному изменению ее экономики возникновению единого хозяйственного комплекса.

Первичные элементы региональных комплексов сформировались уже в докапиталистический период, т.е. в середине прошлого века. Естественной основой территориального разделения труда, явились различия в природных условиях. Но переход количественных изменений в коренные качественные - происходит тогда, когда территориальное разделение труда приобретает всеобщий характер.

В систему производственных процессов, осуществляющихся в регионе, входят: воспроизводство регионального продукта, капитала, природных ресурсов, движение материальных и финансовых потоков между основными агентами экономики региона: предприятиями, домашними хозяйствами, государственными учреждениями.

Экономике региона, независимо от его типа, присуща внутренняя хозяйственная целостность. Главным признакам хозяйственной целостности региона выступает, прежде всего потенциальная способность рынка развиваться за свой счет. Для этого, в свою очередь, необходимы соответствующие ресурсы. Степень развития рынков этих ресурсов характеризуется следующим образом:

Рынок потребительских товаров: наличие в торговой сети товаров по ценам «средней потребительской корзины»;

в) рынок денежно-кредитных и финансовых ресурсов: инвестиции в хозяйство региона;

г) рынок трудовых ресурсов: средняя заработная плата по отношению к республиканской; соотношение уровня безработицы со структурными показателями безработицы по отраслям, преобладающим в регионе.

Главные принципы выделения экономических зон - это уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

В России существуют две экономические зоны - Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции, группы районов в экономических зонах, объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района - Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района - Сибирь и Дальний Восток. В составе России 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Значение электроэнергетики в хозяйственном комплексе России

При развитии энергетики огромное значение придается вопросам правильного размещения электроэнергетического хозяйства...

В основу классификации ландшафтов Беларуси положен генетический принцип, который отражает происхождение и современное развитие ландшафтов, раскрывает сложные соотношения между ними, подчеркивает их зональные и азональные особенности...

Изучение пространственно-временных закономерностей формирования, распространения, строения и развития природных территориальных и антропогенных комплексов

Районирование природных ландшафтов выступает в качестве вида комплексного районирования и нередко отождествляется с физико-географическим (Мильков, 1956, 1986; Охрана ландшафтов, 1982). Действительно, они имеют немало общих черт. И ландшафтное...

Изучение пространственно-временных закономерностей формирования, распространения, строения и развития природных территориальных и антропогенных комплексов

В пределах Беларуси выделено 55 ландшафтных районов. Районы индивидуальны, имеют собственное название и отличаются один от другого структурой видов ландшафтов. В составе каждого района насчитывается от 5 до 10 выделов этого ранга...

Интеграционные процессы в странах Южной Америки и перспективы их развития

В рамках международной экономики в целом интеграция должна оцениваться с точки зрения того, является ли она шагом на пути к большей свободе торговли либо, напротив, оказывается ограничением на пути торговых потоков...

Метод картоидов в географии

1) Индивидуальный картоид В качестве примера индивидуального картоида можно привести схему, иллюстрирующую географическое положение Москвы, составленную Б.Б. Родоманом. Рисунок 2 - Географические стимулы возвышения Москвы Родоман Б.Б...

Почвенно-географическое районирование и характеристика почвенного покрова на примере Брянской области

Почвенно-географическое районирование - деление территории на части с целью выявления связей почвенного покрова с экологическими условиями и возможности её сельскохозяйственного использования...

Данные по различным группам природных ресурсов и объемам их использования позволяют в общем виде решить задачу количественной оценки структурного разнообразия и адаптивных возможностей системы природопользования регионов...

Принципы оценки ресурсов регионов России

Необходимость экономической оценки природных ресурсов обусловлена их ролью как составной части общественного богатства страны, а также как важнейшего фактора общественного производства...

Рекреационный потенциал Алтайского края

Горный Алтай представляет собой уникальный природный комплекс по своим рекреационным богатствам. Это прекрасное сочетание живописных горных ландшафтов с разнообразными видами климата...

Теория районирования России

Формирование единого централизованного государства потребовало организации и введения единой системы управления его отдельными территориями, или как говорят, - установления административной унификации (единообразия). Нельзя сказать...

Теория районирования России

В настоящее время формируются свободные экономические зоны. Свободная экономическая зона (СЭЗ) - территория...

Характеристика Уральского региона

Цветная металлургия включает добычу, обогащение руд цветных металлов и выплавку цветных металлов и их сплавов. Россия обладает мощной цветной металлургией, отличительная черта которой - развитие на основе собственных ресурсов...

Экономико-географическая характеристика Российской Федерации

Формулировки закономерностей размещения, наблюдаемые или желаемые тенденции и взаимосвязи в размещении производительных сил, обусловлены системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития...

Экономическое районирование России

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным в развитии территориального разделения труда. Основные принципы районирования сводятся к следующим трем. a. Экономический принцип...

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Факультет управления

Кафедра экономической теории, географии и экологии

Контрольная работа

По дисциплине: « РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

Вариант 17. Экономическое районирование. Основные принципы районирования

Выполнил: Перешитов А.А., слушатель 1 учебной группы 5 курса дистанционной формы обучения факультета управления, начальник отдела организации оперативной работы УФСИН России по г. Москве, подполковник внутренней службы

Научный руководитель: доцент кафедры экономической теории, географии и экологии кандидат географических наук Мишнин М.Н.

Рязань 2010

Введение

1. Понятие, принципы и методы экономического районирования

2. Система экономических районов

Заключение

Литература.

Введение.

Наша страна располагает богатым научным наследием и прак-тическим опытом экономического районирования. Территориаль-но-экономическое деление России в познавательных целях про-водилось задолго до революции. Конструктивные работы в этой области начались с первых советских лет (план ГОЭЛРО и гос-плановское районирование 20-х годов). Сетка экономических районов совершенствовалась вплоть до 80-х годов.

Научное обоснование экономического районирования, на-правленное на повышение эффективности развития и размеще-ния производительных сил, требует углубленного исследования многообразных обстоятельств и факторов, в том числе учета сло-жившегося и перспективного размещения производства, форми-рования территориальных хозяйственных комплексов. Наряду с этими объективными условиями районообразования принима-ются во внимание новые задачи управления хозяйством. 1

Следует иметь в виду, что рыночные отношения не вносят ко-ренных изменений в формирование материальной основы терри-ториальных комплексов, территориальное разделение общест-венного труда, а лишь модифицируют его. Поэтому сохраняют свое значение известные в плановой экономике районообразующие факторы и принципы экономического районирования.

1. Понятие, принципы и методы экономического районирования

Под известное определение региона (района), как территории с общностью природных, социально-экономических и иных условий, подпадают любые территориальные образования админист-ративного и экономического характера.

Экономический район - это целостная территориаль-ная часть народного хозяйства страны со своей специализацией и особой структурой производст-ва и связей. Применительно к регулируемой экономике дан-ное определение дополняется указанием на такие принципиаль-ные отличия, как целенаправленность развития хозяйства (на основе программ и планов, корректирующих рыночное саморегу-лирование), его пропорциональность, комплексность и диверси-фикация, активное и рациональное участие в общественном тер-риториальном разделении труда. Последнее и есть основа форми-рования всех экономических районов, способствующая массово-му и эффективному производству различных товаров и расшире-нию рынка.

Экономическое районирование - разделение территории страны на экономические районы - служит важ-ным инструментом регулирования территориаль-ного развития, используемым в региональном планировании и управлении, в частности, при разработке статистических отчетов и социально-экономических прогнозов, в финансово-бюджетных расчетах, а также при обосновании адми-нистративно-территориального устройства и т. д.

В зависимости от целей экономического районирования, ре-шаемых им задач различают две его разновидности - райони-рование интегральное (общехозяйственное) и отраслевое (про-мышленное, сельскохозяйственное и т. д.).

Традиционные принципы экономического районирования уточ-няются на каждом этапе с учетом качественных особенностей развития производительных сил и условий территориального ре-гулирования.

Важным принципом районирования является обеспечение высокого уровня территориальной концентрации про-изводства и его ресурсов. Например, крупные экономиче-ские районы должны иметь мощные хозяйственные комплексы и значительные производственные ресурсы.

С этим связано соблюдение научно обоснованного масштаба районирования, что служит гарантией от случайных, произволь-ных решений и позволяет добиться относительного равенства по районам одного и того же ранга экономических показателей. Тен-денции территориальной концентрации под воздействием науч-но-технического прогресса и долгосрочной устойчивой конъюнк-туры рыночного спроса весьма существенно сказываются на фор-мировании экономических районов.

Рост производительности труда и единичной мощности ма-шин и оборудования вместе с увеличением числа агрегатов на предприятиях и расширением количества отраслей и производств в районе приводит к тому, что сравнительно ограниченные терри-тории по производственным ресурсам становятся эквивалентны-ми обширным районам и даже всей стране в прошлом. Например, выпуск промышленной продукции в Западной Сибири к 1980-м годам достиг объема производства в СССР в 1940 г. В этих услови-ях некоторые районы являются очень крупными по экономичес-кому потенциалу, громоздкими по составу и их целесообразно разукрупнить.

При экономическом районировании традиционно исходят из территориальных различий в специализации хо-зяйства. Состав и границы экономического района должны оп-ределяться так, чтобы в нем создавались наилучшие условия для целесообразной производственной специализации и формирования товарных рынков. Считая черную и цветную металлургию ос-новой хозяйственного профиля Урала, при установлении его гра-ниц объединили в одном районе все металлургические центры и все рудные ресурсы на данной территории. То же самое - с други-ми специализирующими отраслями уральской экономики. Это позволяет добиться высокой производительности общественного труда на основе целесообразного межрайонного разделения труда и товарообмена. Причем учитываются перспективы развития. При районировании Востока зачастую выделялись районы, кото-рые только начали складываться. Такое районирование способст-вовало их быстрому формированию в заданных направлениях.

Решающим фактором дифференциации экономических по-казателей по территории являются порайонные различия в затра-тах на выпуск продукции, экономика самого производства в раз-ных районах, которые необходимо выявить при районировании. При этом важным условием региональной специализации на оп-ределенных видах товаров служат благоприятные экономические оценки ресурсов многоцелевого назначения - трудовых, топлив-но-энергетических, земельных, водных. Так, единство Восточной Сибири как экономического района ставится под сомнение зна-чительной дороговизной топлива и электроэнергии в Забайкалье в сравнении с Предбайкальем.

Приобретает новые черты и такой традиционный районообразующий фактор, как территориальная комплексность хозяйства, при которой специализация района сочетается с его разносторонним развитием. С 20-х годов она, как и региональная специализация, стала у нас незыблемым принципом экономиче-ского районирования. Территориальный хозяйственный ком-плекс определенного масштаба и профиля является ядром эконо-мического района. Особенно это выражено в крупном экономи-ческом районе - макрорегионе. 1

В предвоенный период при разработке территориальных пла-нов большое внимание уделялось обеспечению экономических районов собственным топливом, электроэнергией, химическими удобрениями, цементом, товарами народного потребления и т. д. Поэтому в качестве таких самообеспечивающих районов выделя-лись обширные территории. Например, Центральный район включал и территории нынешних Волго-Вятского и Центрально-Черноземного. Однако теперь благодаря техническому прогрессу многие эффективные экономические связи могут охватывать еще более широкие, огромные пространства, нередко распространя-ясь на всю страну; их надо рассматривать как межрайонные. До-минирующими показателями районной комплексности стано-вятся соответствие хозяйства района его природным и экономи-ческим условиям, рациональное сочетание специализирующих отраслей и производств при их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий.

Конечно, внутренние части региональных комплексов долж-ны отличаться не только общностью специализации, но и тесны-ми и устойчивыми производственными (экономическими и тех-нологическими) связями. Однако это не может противоречить эффективному межрайонному разделению труда и формирова-нию зональных рынков. Технический прогресс, концентрация и специализация производства ведут к тому, что все большее районообразующее значение среди условий комплексного развития хозяйства приобретают внутрирайонное кооперирование и ком-бинирование производства (часто только по промежуточным продуктам). Повышается роль мощных производственных и транспортных узлов, связывающих важнейшие отрасли промыш-ленности, вокруг которых и формируются хозяйственные ком-плексы районов. Например, на Урале ими являются прежде всего Екатеринбург, Пермь и Челябинск.

Вместе с тем в качестве ядер экономических районов Евро-пейской части страны могут выступать не только крупнейшие ин-дустриальные узлы и городские агломерации (Москва, С.-Петер-бург, Н. Новгород и др.), но и не столь мощные, однако достаточ-но крупные промышленные центры и города (Архангельск, Воро-неж, Краснодар и др.). Конкретные границы экономического района зачастую тесно связаны с конфигурацией транспортной сети, объединяющей ядра районов с периферией. Размежевание транспортных (грузовых и пассажирских) потоков между сосед-ними крупными хозяйственными центрами определяет границы разных районов. 1

Непременным требованием районной комплексности стал учет социального и экономического факторов - территориаль-ных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возмож-ностей повышения жизненного уровня населения, а также охра-ны природы и совершенствования использования природных ре-сурсов. Посредством экономического районирования можно улучшить условия для сближения и выравнивания уровней соци-ально-экономического развития различных регионов. Ведь в не-которых районах внутренняя остросоциальная специфика зату-шевывается общей благоприятной картиной. Так, индексы сред-недушевого дохода в отдельных областях одного и того же эконо-мического района различаются весьма существенно.

Только при соблюдении принципов хозяйственной специали-зации и комплексности района его развитие можно успешно регулировать с использованием программного, балансового, оп-тимизационного и других методов, формировать его взаимоувя-занно, гармонично, успешно решать районно-комплексные про-блемы и добиваться высокой социально-экономической резуль-тативности.

Районная комплексность, понимаемая как особый вид терри-ториально-производственной интеграции, дополняется мобиль-ной диверсификацией региональных хозяйств, при-способлением их структуры к рыночной конъюнктуре товарного спроса и предложения.

Важное научное и практическое значение при районировании имеет вопрос о дифференциации территориальных образований на экономические и неэкономические, а эконо-мических - на районы и зоны. В основе экономических районов находятся региональные хозяйственные комплексы. Но слишком большое дробление или, наоборот, укрупнение экономических районов приводит к размыванию этих комплексов, фактически замещению их другими территориальными формированиями: внизу - первичным социумом (мелкими территориями социаль-ного характера), наверху - зональными образованиями (эконо-мического или даже неэкономического свойства). В них уже от-сутствуют существенные признаки экономического района, в первую очередь четко выраженные хозяйственная специализация и комплексность.

Разработка сетки экономических районов должна прово-диться усовершенствованными методами районирования. Преж-де всего они предусматривают качественный анализ кон-кретных узловых регионально-комплексных проблем, специфи-ческих условий образования районов на отдельных территориях. Для этого привлекаются материалы территориальных прогно-зов, федеральных и региональных целевых программ развития территорий и др. 1

  • - Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
  • - Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
  • - Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена -- края, области, республики; низовые районы -- административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования -- крупные экономические районы -- используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы -- это чётко специализированные и относительно завершённые территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют чётко выраженную специализацию (до 5--7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

Главные принципы выделения экономических зон -- уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Существуют две экономические зоны -- Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района -- Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района -- Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов (регионов1): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

  • 1. Трудоизбыточные -- республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.
  • 2. Оборонно-промышленные -- Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.
  • 3. Многоотраслевые и депрессивные -- значительная часть зоны Севера.

Для первой группы регионов рекомендуется всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа -- создание особо благоприятного режима для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим

  • - Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации
  • - Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель
  • - Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).
  • - Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов
  • - Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия, формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.
  • - Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР
  • - Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем -- транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.
  • - Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.

Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.

Введение

Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.

Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение, и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.

Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

Современный экономический район - это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

Целью данной работы является определение экономических районов России. Раскрытие их потенциала и выявление проблем.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть основные принципы районирования, а также подробное изучение отдельных экономических районов.

Основные принципы районирования

Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК - Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена - края, области, республики; низовые районы - административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования - крупные экономические районы - используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы - это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5 - 7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

Экономическое районирование - разделение территории страны на экономические районы - служит важ­ным инструментом регулирования территориаль­ного развития, используемым в региональном планировании и управлении, в частности, при разработке статистических отчетов и социально-экономических прогнозов, в финансово-бюджетных расчетах, а также при обосновании административно-территориального устройства и т. д. Принципы: Экономический принцип , рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта. Административный принцип , определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России. Основная цель экономического районирования - создание оптимальных условий для территориального планирования, прогнозирования и осуществления социально-экономической региональной политики.

13. Сетка экономических районов России и проблемы её совершенствования.

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально- Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург. Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России: 1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края. Ростовская область. 2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Новгородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири. 3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть Севера. Для первой группы регионов рекомендуется, всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа – создание особо благоприятного режима, предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения налогов и других факторов. Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами. В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере. При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности. Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию, кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России: 1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока; 2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими – Черноземный Центр. Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири; 3. Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика; 4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тыва, Бурятия, Читинская область; 5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования –это основная часть зоны Севера. Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций н субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов. Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой –- Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов. В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфраструктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке – Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири – Кузбасс; в Московской области – Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь и в других регионах России.

14.Административно – территориальное деление и тенденции его изменения.

Административно-территориальное устройство – система территориальной организации государства, на основе которой действуют органы государственной власти и местного самоуправления. Административно-территориальные образования в составе регионов – субъектов РФ представляют собой относительно самостоятельные производственно-территориальные единицы с собственной системой управления, собственными закономерностями общественного производства, так как выделяются с учетом рационального размещения производительных сил, тесноты внутренних связей, территориальных особенностей (исторических, национальных, этнических). Выделение административно-территориальных образований в составе субъектов РФ определяется спецификой расселения населения и сложностью централизованного управления социально-экономическими процессами на обширной территории государства и направлено на обеспечение эффективности и оперативности территориального управления. Районирование подразумевает не только общее – по всей территории страны, но и внутреннее. На микроуровне происходит деление субъекта Федерации на такие административно-территориальные образования, как районы, города (в том числе районного подчинения), поселки городского типа, сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа), сельские населенные пункты. В частности административно-территориальное деление Республики Мордовия представлено 22-мя районами, 3-мя городами республиканского значения. Процесс территориального деления и асимметрия. Возможно также частное территориальное деление по отдельным факторам и условиям развития. Например, это может быть энергоэкономическое и демографическое районирование и т. п. В основу энергоэкономического районирования заложено деление страны по обеспеченности территории собственными энергоресурсами, по дефицитности или избыточности их использования. Выделение территориальных единиц не является застывшим процессом, оно может видоизменяться в зависимости от конкретных социально-экономических условий. В частности, существующая ныне сетка экономических районов считается не совсем пригодной и требует определенной корректировки в соответствии с государственными задачами и научными принципами районирования. К ее основным недостаткам относятся: практически универсальное использование для решения разнохарактерных и разноэтапных задач (текущих и стратегических); разномасштабность отдельных районов, сильно различающихся экономическим потенциалом (по населению Центральный район в пять раз превосходит Северный, при этом его территория примерно в три раза меньше); недостаточно полное и последовательное отражение принципа территориальной специализации; чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации; чрезмерная дифференциация в пределах многих районов оценок на ресурсы многоцелевого назначения (например, оценки топлива внутри энергоизбыточной Восточной Сибири различаются более чем вдвое). Анализ показывает, что резко различаются по специализации и направленности дальнейшего развития области, края, республики, объединяемые Поволжским, Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским, Дальневосточным районами; другие районы (Центральный и Уральский) сосредоточивают очень большой экономический потенциал, а Центрально-Черноземный, Волго-Вятский районы нуждаются в отдельных исправлениях границ. Территориально-организационная структура привязана к укреплению государственного строя, обеспечивая надлежащую управляемость общественного развития. Реализации указанной задачи будут способствовать, в частности, упорядочение, а затем оптимизация территориальных границ социально-экономической деятельности не только региональных и местных, но и федеральных органов власти в результате преобразования административного деления. Немаловажное значение приобретает создание условий для удобства управления – планирования (прогнозирования), оперативного регулирования, координации, учета и контроля в различных государственных и иных сферах. Для этого необходимы организационные формы в виде административно-экономических районов рациональной величины с адекватными руководящими органами. Проблемы и перспективы административного районирования. Особая проблема административного районирования – национально-территориальная структура. По международным стандартам Россию относят не к многонациональному, а мононациональному типу государств, хотя и с весьма пестрой этнической структурой. По целому ряду причин заложенный 75 лет назад национальный принцип административно-территориального деления изжил себя и действует только в силу исторических традиций. Действительно, нет оснований для его сохранения, если учесть, что в РФ провозглашены в качестве основ конституционного строя права и свободы и повсеместно распространены национально-культурные автономии, что законом закреплено равенство всех субъектов Федерации при нерушимости территориальной целостности государства. Правовое государство не может признавать особых прав одного региона (следовательно, народа) по сравнению с другими, а мировая практика показывает, что федеративные государства с ненациональным территориальным делением являются наиболее устойчивыми. Нигде, кроме России, нет многочисленных государственно-национальных образований, к тому же наделенных, вопреки Конституции, дополнительными правами – не только экономическими, но и политическими (двусторонние договоры с федеральным центром). Ряд ученых и специалистов предполагают ликвидировать недостатки сложившейся территориально-организационной структуры посредством предоставления всем субъектам Федерации равных не только экономических, но и политических прав или перехода к однозначному территориальному делению на сложившейся областной основе. В настоящее время существует ряд проектов, направленных на укрупнение сетки административно-экономических образований, поскольку в последние годы прослеживается реализация идеи усиления межрегиональной интеграции смежных областей, краев, республик. Практика показывает, что самостоятельно, без участия федерального центра, регионам не под силу создать объединяющие территориально-организационные структуры.

15. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, федеральные округа: принципы и цели создания.

Ассоциации экономического взаимодействия как формы межрегионального сотрудничества начали образовываться с 1990 г. как реакция на разрушение единого народнохозяйственного комплекса бывшего Советского Союза и возникшие при этом необходимость складывания не только новых отношений между федеральным, региональным и местным уровнями власти и потребность в налаживании хозяйственных связей, взаимных гарантиях в экономических отношениях между регионами, в отстаивании своих групповых интересов перед лицом Центра и их продвижении, и, наконец, информационном обмене между территориями, координации действий, совместные программы и проекты обусловили образование межрегиональных ассоциаций. ставшее реальным развитие горизонтальных отношений между регионами привело к созданию восьми территориальных альянсов.

К настоящему времени созданы: - Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации (“Северо-Запад”); - Межрегиональная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центральной России (“Центральная Россия”);- Ассоциация экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона Российской Федерации (“Черноземье”); - Ассоциация “Большая Волга” по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона Российской Федерации; - Ассоциация социально-экономического сотрудничества республики, краев, областей Северного Кавказа (“Северный Кавказ”); - Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона (“Большой Урал”); - Ассоциация экономического взаимодействия территорий Сибири России (“Сибирское соглашение”) - Межрайонная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья. Деятельность ассоциации осуществляется на основе следующих принципов: строгое соблюдение прав членов ассоциации, определенных учредительным договором и уставом ассоциации; скоординированность действий по разработке и реализации социально-экономических программ; гласность деятельности исполнительных органов ассоциации; объединение усилий членов ассоциации, направленных на проведение экономических преобразований, создание и внедрение современного механизма хозяйствования; содействие формированию и функционированию единого экономического и правового пространства Российской Федерации. Основными целями и задачами ассоциации являются: обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов; подготовка предложений по вопросам рационального использования экономических потенциалов субъектов Российской Федерации; стабилизация экономического положения и социальная защита населения; совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений; достижение устойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации в условиях рыночных отношений и создание базы для повышения уровня жизни населения; представление интересов членов ассоциации; обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации по организационному, экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов; участие в установленном порядке в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения; оптимальное размещение производительных сил; развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций; содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между субъектами Российской Федерации; подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам; подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; подготовка предложений по вопросам реализации региональных инвестиционных программ и проектов; изучение рынка труда в целях разработки совместных мер по обеспечению максимальной занятости населения, повышению квалификации и переподготовке кадров; создание комплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений; подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых входят в ассоциацию. С целью координации управления социально-экономическим, социальным и демографическим развитием регионов Российской Федерации, а также развития межрегиональной интеграции были созданы федеральные округа: - Центральный федеральный округ; - Северо-Западный федеральный округ; - Южный федеральный округ; - Приволжский федеральный округ; - Уральский федеральный округ; - Сибирский федеральный округ; - Дальневосточный федеральный округ. Образование федеральных округов и соответствующих им структур в исполнительных органах государственной власти привело к ослаблению роли ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации. Например, ассоциация экономического взаимодействия «Черноземье» фактически утратила свое прежнее значение, тогда как «Большая Волга» действует и принимает решения, необходимые для развития регионов^ входящих в.ее состав. Таким образом, централизация федеральной власти повлияла на развитие добровольных объединений субъектов Федерации, которые символизировали процессы децентрализации. Региональное сотрудничество, имевшее стихийный характер в начале 90-х гг., в настоящее время приняло целенаправленный характер и в значительной степени предопределяется решениями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

16. Регион как объект хозяйствования: структура, специализация, комплексность и пропорциональность хозяйственного развития.

Регион – целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность структуры, значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность состояний элементов. Структуру региона можно рассматривать с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной и пр. Как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся: системообразующая база; системообслуживающий комплекс; экология; население; инфраструктура рынка. Каждый регион должен не только специализироваться на определенной продукции, но и осуществлять комплексный подход к развитию всех отраслей экономки для обеспечения нормальных условий производства и жизнедеятельности населения региона. Оптимальное, наиболее эффективное и пропорциональное развитие отдельных отраслей хозяйства региона при его данной производственной специализации означает комплексность развития региональной экономики. Специализация и комплексное развитие экономики региона направлены на увеличение вклада региона в экономику страны и обеспечение наиболее эффективного удовлетворения потребностей населения региона. К показателям комплексности регионального хозяйства относятся: 1) объем продукции внутрирегионального производства, потребляемой в регионе; 2) удельный вес продукции межотраслевого применения; 3) степень использования региональных ресурсов; 4) отраслевая структура хозяйства региона. Отрасли специализации играют ведущую роль в экономике региона. Специализирование регионального комплекса обусловлена территориальная особенность, возможности производить эффективно массовую продукцию, т.е. такую продукцию, которая будучи дешевой, имела бы значительную долю в государственном балансе. На базе РКХ возможно создание простых и достаточно сложных отраслевых комплексов. Простой комплекс – это сочетание обособленных отраслей специализации, почти не связанных между собой, и обслуживающих отраслей. Сложный комплекс – непосредственные производственные связи, эти связи могут идти как по вертикали (от сырья к готовой продукции) так и по горизонтали – между вертикальными ветвями (добыча угля и др.). Каркас территориальных комплексов, прежде всего, локальны (ТПК) образуют производственно технические комплексы. При проектировании основные производства создаются не только с учетом местных ресурсов сырье и энерго источников, но прежде всего на базе достижений научно технического прогресса, перспективных технологий, и рациональных производственно технических связей. Отрасли специализации характеризуются следующими признаками: 1. Выделение в национальном и региональном производстве. 2. Формированием регионального комплекса, наиболее эффективных и важных его звеньев. 3. Наличие высокой степени концентрации производства в регионе. 4. Производством больших масштабах, важнейших видов и дешевой дефицитной продукции, влияние на уровень всех других отраслей. 5. Участие межрегионального обмена.

Дата публикования: 2015-10-09 ; Прочитано: 1484 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно