GIS: предпроектный анализ. Предпроектный анализ территории — что необходимо знать Предпроектный анализ специализированных объектов практикум

Вид с улицы Заводская площадь, 41

Вид с улицы Заводская площадь, 12а

Вид с улицы Заводская площадь, 8

Рис 23. Фотофиксации по ул. Площадь Заводская

В предпроектный анализ входит анализ функционального назначения выбранной территории по ул. Пл.Заводская, предполагаемой к разработке фрагмента дизайна-среды. Данный анализ позволил уточнить средовые характеристики, а соответственно, дифференцировать принимаемые дизайнерские решения.

Итогом предпроектного анализа территории является принимаемое концептуальное решение фрагмента среды города. В содержание концептуального решения входит анализ сложившейся на момент предпроектного анализа градостроительной ситуации во всех аспектах, описание принятых общих решений в дизайн-проекте.

Градостроительный анализ

ССЗ им.Ленина находится на ул. пл.Заводская,7 в Трусовском районе г.Астрахани.

Территория улицы насыщена с восточной и западной стороны административными зданиями и жилыми домами.

К востоку от улицы располагается остановка для общественного транспорта.

В составе фирменного стиля ССЗ им.Ленина разрабатывался въездной знак. Въездной знак, место для него выбрано не случайно так как оно является центром скопления людей и маршрутного такси, расположен на хорошо просматриваемых поворотах, развязках дорог. В плане конфигурация очертания въездного знака не поменяется от существующего. Обеспечен обзор въездного знака с восточной, северной и западной и южной стороны.

История развития фирменного стиля в России

В России 60-х годов XX в. никаких объективных, «естественных» причин для возникновения разработок в области фирменного стиля не было, так как конкуренция отсутствовала. И тем не менее фирменный стиль был.

Началось всё с командного вмешательства Совета Министров СССР - постановления «О товарных знаках», вышедшего 15 мая 1962 года, которое вызвало настоящий «взрыв» в прикладной графике (кстати, было запланировано выпустить в ближайшие годы 250 тысяч товарных знаков, но планы эти не выполнены до сих пор).

Рис 24. Схема расположения объекта

Рис 25. Схема анализа объекта

Дизайнеры 60-х своей задачей видели прежде всего воспитание высокого эстетического вкуса у населения, облагораживание предметного мира, окружающего человека. Предполагалось, что благодаря повседневному общению с предметами массового потребления (продовольственными продуктами в хорошей упаковке, промышленными товарами, снабженными достойно оформленными инструкциями и ярлыками и т.д.), общество усовершенствует культуру, и тем самым ускорится его духовное и эстетическое развитие. Получалась очевидная диспропорция между «идейной нагрузкой» оформления и оформляемым объектом. Стилистически область графического дизайна в России представляла собой своего рода заповедник традиционализма, последнюю в мире культуры версию того монументального квазиклассического стиля, который впоследствии иронически квалифицировался как «сталинский ампир», или «художественный стиль».

Поскольку вся сфера прикладного графического творчества концептуально отождествляла себя с «высокой» художественной культурой, на вершине которой, в свою очередь, господствовала станковая живопись социалистического реализма, постольку станковостью и живописностью оказывались пропитанными все слои этой художественной системы. В произведениях прикладной графики такая живописность на композиционном уровне выражалась в явном преобладании роли пятна над линией. Сказалось это и на характере самой графической линии, обретшей живописность в разнотолщинности, в плавных переходах и изящных росчерках. Все это привело к отрыву от технико-утилитарной основы.

Товарные знаки стали настоящей школой лаконизма для художников-прикладников.Разработка товарных знаков плавно перешла в проектирование графических комплексов фирменных стилей. Инициатива в данном случае принадлежала прикладной графике, и одной из главных причин этого перехода была заинтересованность в крупных заказах. Сам термин - фирменный стиль - чрезвычайно понравился и очень быстро «прижился», и это при полном отсутствии фирм как таковых. Его даже стали применять к явлениям, не имеющим прямого отношения к фирменной идентификации, например для обозначения графического оформления городской среды.

К середине 70-х годов на Западе ажиотаж вокруг фирменного стиля несколько улёгся, и это явление вошло в более спокойное «русло».

В России же с большим опозданием началась визульно-коммуникативная модель графического дизайна, господствующего в Европе уже десять лет. Он служил теоретической базой для создания графической части фирменного стиля. Исходя из концепции этой модели, дизайнер-график превращался в связующее звено, преобразующее информацию в визуальные сигналы. Любое графическое изображение должно было однозначно интерпретироваться, мгновенно считываться, быть лаконичным и простым в восприятии. Классикой визуально-коммуникативной модели графического дизайна стала разработка Рамиза Гусейнова - фирменный стиль «Электромера» Для него был даже разработан специальный шрифт, названный «Приборным» по его основному назначению. А проект фирменного стиля «ПРОМО» получил мировую известность и был удостоен Гранпри - на международном бьеннале в Брно. Однако уже на рубеже 70-80-х годов в графическом дизайне стали происходить определённые трансформации появились новые стилевые явления, которые можно назвать альтернативными и которые постепенно превратили визуально-коммуникативную модель в свою противоположность.

В первой половине 80-х эти явления приобрели массовый характер и сформировали новый стиль, впоследствии получивший название - «альтернативного стиля», «новой волны», «концептуального стиля» и т.д.

«Альтернативный стиль», как и «визуально-коммуникативный», пришёл к нам с Запада, его лидером считается англичанин - Невил Броуди, который и сегодня является одним из самых авторитетных в мире дизайнеров-графиков, живой легендой графического дизайна, хотя ему ещё нет сорока. Мировую известность Броуди приобрел, работая дизайнером в журнале «The Face», здесь он получил возможность проводить бесконечные эксперименты в области графического дизайна, здесь формировалась концепция «новой волны». Вот как характеризует работу Броуди того периода журнал по графике «КАК»: «Агрессивный дизайн, первичный по отношению к тексту, активная работа со шрифтом плюс изменения взгляда на рекламу, периодику и шоу-бизнес вообще совершили революцию в мировом графическом дизайне». Фирменные знаки, выполненные в стиле «новой волны», меняют саму установку восприятия графической информации: если в «визуально-коммуникативном стиле» основным требованием было мгновенное считывание информации, то в пластически зрелищных знаках «новой волны» предполагалось медленное прочтение. Это сложные остроиндивидуальные графические композиции, которые невозможно превратить в расхожий штамп. «Новая волна» ценит прежде всего неожиданность идеи, её парадоксальность и непредсказуемость, относительность всякого порядка.

Для 90-х годов характерно отсутствие доминирующей позиции у какого-либо одного стиля. Дизайнеры используют в своих разработках весь опыт, накопленный графическим дизайном за время своего существования. Главным событием современного графического дизайна можно считать всеобщую компьютеризацию, открывшую новые широчайшие возможности и перспективы.

Сегодня в связи с определёнными переменами, происходящими в России, фирменный стиль занимает своё «законное» место и служит по своему прямому назначению. А возрастающая конкуренция делает его всё более актуальным и жизненно важным в борьбе за прибыль.

наверх

До недавнего времени у Софт Культуры не было курсов, связанных с исследованием города. Пару лет назад в рамках направления «Информационное моделирование» мы начали проводить воркшопы по работе с GIS, потому что чувствовали, что этот инструмент необходим. Это было только началом: после нескольких воркшопов стало ясно, что работать с геоинформационной системой только как с прикладным инструментом нельзя — она должна быть частью более комплексного взгляда на город.

Работа в масштабе города — отдельная задача: архитектор не всегда разрабатывает городскую среду, но должен ее понимать, потому что ткань города и архитектура напрямую связаны. Именно поэтому мы придумали курс, который объединяет два масштаба: здание и город.

Основной инструмент работы в таком масштабе — GIS-инструменты, другие привычные инструменты архитектора здесь буксуют. Геоинформационные системы, или GIS — это технология, которая позволяет собирать, хранить и обрабатывать данные, имеющие конкретную привязку на поверхности Земли. GIS-инструменты, например, QGIS, позволяют анализировать эти данные: кроме геометрической информации каждый объект на карте содержит в себе множество параметров. Например, у здания могут быть обозначены год постройки, высотность или охранный статус. Эти данные могут быть визуализированы автоматически — их не нужно раскрашивать вручную.

GIS напрямую связан с исследованием, а результаты исследований требуют визуализации — поэтому кроме самой работы с GIS-инструментами мы также включили в курс «GIS: предпроектный анализ» исследовательскую часть и работу с графикой карт.

Пока мы не видим смысла в массивном курсе, который освещал бы все кейсы, встречающиеся в работе с городом. Мы сконцентрировались на базовом наборе инструментов, неком Starter Pack, который потом каждый может развить в нужную сторону — в учебных проектах и реальной практике.

«Картография — самостоятельная область работы, которая часто пропущена в процессе обучения архитектора.

Карта — это язык коммуникации. Чтобы быть понятым, архитектору важно не только ясно видеть цель исследования и владеть удобными инструментами, но и обладать хорошим произношением».

Когда мы определили для себя основные направления, то довольно быстро поняли: чтобы получить комплексный ответ на такой сложный запрос, нам нужно несколько экспертов. Сначала мы решили разделить курс на три блока, в которых концентрировались бы разные навыки — исследование, работу с GIS-инструментами, визуализацию данных и графику. Затем мы поняли, что геоинформатика — это отдельный раздел внутри работы с GIS, и вынесли эту работу в отдельный блок.

Исследование необходимо проводить на конкретном участке: мы провели его в московском районе Аэропорт и представили процесс в виде курса. Каждый из четырех преподавателей рассматривал территорию под разными углами. В результате получилось кабинетное исследование, которое можно выполнить дистанционно из любой точки мира, а затем применить полученные навыки к другой территории.

Преподаватели — это команда экспертов, которые в своей практике постоянно сталкиваются с исследованием города, а также с поиском, анализом и визуализацией данных: Андрей Елбаев (КБ Стрелка), Евгений Ширинян (МАрхИ, ПРОСАПР), Юля Тувалева (Мегафон, Habidatum) и Тая Лавриненко (Яндекс.Карты, Urbica).

Блок «Исследование города»

Курс начинается с блока, в котором рассматриваются цель исследования, постановка гипотезы и план работы.

Архитектор Андрей Елбаев систематизировал подход к предпроектному анализу и составил последовательную структуру, некую «дорожную карту», к которой архитектор может обращаться в своей практике.

Андрей Елбаев:

«Какого-то универсального плана для анализа не существует — он всегда будет зависеть от участка. Если не уделять достаточного внимания предпроектному анализу, можно сделать хороший проект, неуместный для конкретной территории — это называется „ ошибка создателя , и её необходимо избегать, это очень непрофессионально».

Блок «Использование GIS для работы с данными»

Ядро курса посвящено правильной работе с GIS-инструментами, а также их интеграции в привычный инструментарий архитектора.

Архитектор Евгений Ширинян расскажет о том, что такое геоинформационные системы, где именно GIS располагается внутри предпроектного исследования архитектора и из чего состоит набор инструментов для успешного старта.

Евгений Ширинян:

« Вы уже используете GIS, даже если вы этого не знали, так что бояться нечего. Работу с проектом вы начинаете с открытия Google- или Yandex-карт, OpenStreetMap или Wikimapia — это происходит на автомате: разные сервисы дают различные наборы информации, где-то можно узнать про возраст здания, а где-то — построить маршрут без пробок.

В этом количестве данных можно утонуть, но GIS-инструменты позволяют быстро систематизировать их. При помощи этих инструментов мы можем анализировать город, создавать собственные карты с той графикой, которая нам нужна — а затем использовать это как контекст для проектирования».

Блок «Поиск и обработка геоданных»

GIS-технологии основаны на географии — чтобы разобраться в деталях работы, нужно посмотреть на них с точки зрения специалистов, которые часто используют эти инструменты для аналитики .

Картограф и аналитик Юлия Тувалева поделится базовой теорией, которая нужна для работы с пространственными данными: геоинформатика дает возможность разобраться с данными из открытых источников, а также научиться работать с системами координат и картографическими проекциями.

Юлия Тувалева

«Сегодня нет проблем с поиском данных, их довольно много. Но есть другая проблема — их качество: довольно часто данные не структурированы. Чтобы привести их в порядок, нужно понимать, каким образом их можно преобразовать».

Блок «Графика карт и визуализация данных»

Финальный блок курса посвящён способам графической подачи и презентации картографических данных, полученных в ходе исследования.

Дизайнер-картограф Тая Лавриненко, работавшая над картографическими инструментами для проекта Дворулица и над картой истории ГУЛАГа , расскажет о базовых принципах создания карт, типах городских данных и способах их восприятия, а также о связи дизайна с целями будущего пользователя, особенностях восприятия цвета, способах оформления и проверки карт.

Тая Лавриненко

«Главная цель во всех проектах — донести информацию до пользователя понятно, информативно и красиво».

В разработке курса участвовала огромная команда. Вот имена всех участников — от кураторов и преподавателей до монтажёров и редакторов: Арсений Афонин, Олег Сазонов, Настя Овсянникова, Инна Пыхова, Арсений Волков, Андрей Елбаев, Евгений Ширинян, Юлия Тувалева, Тая Лавриненко, Надя Клевакина, Надя Панина, Асель Тургунбекова, Саша Салман, Виктор Тимофеев, Мария Герц, Виктория Терентьева, Лена Борисова, Полина Соколова, Рита Барчук, Всеволод Оленин, Влад Ракитин, Полина Патимова, Ксения Бутузова.

Предпроектные работы выполняют до эскиза и разработки рабочей документации. Это - подготовительный этап, на котором собирают информацию об участке, формируют опорные чертежи и планы.

Предпроектные работы

Топографическая съемка и планы участка

Общая топосъемка выполняется при оформлении участка, при получении разрешения на строительство. Ее результат - чертеж, план, на котором отмечено расположение участка, его границы, есть привязка к координатам. Если общая топосъемка уже выполнена, и границы участка после нее не менялись, повторно проводить ее не надо. Копия топографического плана может использоваться как основа при ландшафтном проектировании, составлении ситуационного плана, плана коммуникаций, других чертежей.

Ландшафтная топосъемка выполняется в меньшем масштабе (М 1:200 или М 1:100). Полученный чертеж отражает расположение и контуры объектов на местности, особенности рельефа, природные объекты на участке. Такая топографическая съемка должна выполняться точно - ее результат станет основой, опорой при дальнейшем проектировании.

При ландшафтной топосъемке на план наносят существующие растения (кустарники, деревья). Этот план используют при дальнейшей инвентаризации растительности, определяют, какие растения нужно удалить как малоценные, какие - сохранить.

В дополнение к топографической съемке составляют ситуационный план, на котором схематично отражают строения на участке, его границы, характеристики прилегающей территории, подъездные пути.

План коммуникаций формируют как сводный чертеж на основе имеющейся технической документации, в которой отражено расположение водопроводов, подземных и наземных электрических кабелей, газовых труб, наружной канализации и т.п. Если часть документов по коммуникациям отсутствует, их расположение выясняют на местности. До проектирования нужно определить расположение всех коммуникаций на территории, места их ввода на участок, в дом. Это исключит повреждение при выполнении работ или такое благоустройство, при котором обслуживание коммуникаций станет неудобным или невозможным.

Сбор информации и анализы на местности

Чтобы спланировать , выбрать виды и сорта декоративных и плодовых растений, нужно знать характеристики почвы, параметры освещенности, силу и направление ветров на участке. Для этого на местности выполняют исследования нескольких видов.

Анализ грунта. На участке берут пробы грунта, которые затем направляют в лабораторию. При выполнении стандартного анализа грунта определяют:

  • гранулометрический состав: характеристика частиц, из которых состоит почва. По гранулометрии грунт может относиться к глинистому, суглинистому, супесчаному, песчаному. Тип почвы определяет виды и сорта растений, которые можно использовать в озеленении, влияет на режим полива, учитывается при устройстве и дренажа;
  • кислотность. pH почвы может составлять от 2,5 до 8,0, хороший показатель кислотности - 6,0-7,0 (его предпочитает большинство растений). Кислые почвы до озеленения известкуют, чтобы улучшить приживаемость, всхожесть, рост растений;
  • содержание макроэлементов. Основные - фосфор, калий, азот. При сниженном содержании этим макроэлементы вносят в составе минеральных удобрений. Дополнительно может оцениваться содержание меди, магния, цинка, других минералов. Состав грунта корректируют по их соотношению.

Инсоляционный анализ. Оценивает освещенность участка, его расположение по сторонам света. По результатам анализа строят план с указанием затененных (средняя и густая тень) и освещенных участков в разные периоды дня (обычно в 9, 12 и 17 часов). Данные по инсоляционному режиму помогают правильно располагать светолюбивые и теневыносливые растения, планировать оптимальное зонирование участка (расположение детских, игровых площадок, зон отдыха и т.п.).

Гидрологические изыскания. На первом этапе выполняют гидрометрические замеры (оценка направления тока подземных вод, скорость течения), собирают информацию о наземных водоемах, берут воду на анализ (для оценки пригодности для технических нужд, питья). Отдельно собирают информацию о расположении водоносного пласта, характеристиках грунта (проницаемость), климатическом режиме (объем осадков, направление и сила ветров). По результатам изысканий формируются рекомендации по и ливневой канализации. Водный режим может влиять на подход к благоустройству и озеленению участка.

Компания «Гринтэк» организует и проводит предпроектные работы, выполняет ландшафтное проектирование на основе собранных данных.


Содержание
    Введение………………………………………………………. .2
    Предпроектный анализ ландшафтного дизайна……………..3
    Заключение…………………………………………………… 12
    Список используемой литературы…………………………..13

Введение
Предпроектный анализ – это сбор данных для создания генерального плана и пояснительной записки. При этом производятся первоначальные схемы и эскизы без использования программ.
На бумаге очень удобно показать, обсудить, если что-то не устраивает - исправить. Предпроектный анализ необходим для того, чтобы правильно просчитать объем и стоимость работ по его воплощению.
Всякая информация извне, собранная перед проектированием, анализируется и оценивается с точки зрения темы проекта.
Содержание подготовительного этапа состоит в мыслительной деятельности, предшествующей выполнению проекта. Чем глубже и всестороннее дизайнер проведет предпроектный анализ, тем правильнее и эффективнее он наметит путь проектных поисков, тем успешнее преобразует результаты объективных исследований в субъективное решение.

Эскизный этап (этап творческого поиска) - центральное звено единого процесса архитектурного проектирования, на эскизном этапе происходит возникновение и становление проектной идеи. Конечный итог эскизного этапа - утвержденный (окончательный) эскиз, идея и замысел проектного решения.

Этап творческой разработки проекта - длительная стадия проектирования, перехода от эскиза к проекту. На этом этапе творческая работа над углублением и развитием композиционного замысла приводит к цели - проекту.
Предпроектная подготовка – важный этап в проектировании земельного участка. От качества работ на этой стадии во многом зависит конечный результат.

Предпроектный анализ ландшафтного дизайна.

Основной задачей ландшафтного дизайна является решение территории приусадебного участка, как в плановом, так и в объемном исполнении. Сложность данной задачи состоит в том, что специалисту необходимо правильно спланировать группирование и увязку древесно-кустарниковых растений между собой и рельефом участка, форму и размер водной поверхности, планировку дорог и тропинок, архитектурные объекты и многое другое. Именно совокупность этих важных элементов и определяет художественное достоинство сада. При формировании ландшафтной среды на участке, необходимо создать индивидуальный стиль сада, совпадающий с интересами заказчика. На основании проекта составляются предварительные сметы на благоустройство и озеленение участка.

Проектирование участка должно начинаться с анализа исходной ситуации.

Ландшафтное проектирование участка не обходится без проведения предпроектного анализа. Он представляет собой визуальную оценку участка, а также комплекс необходимых предварительных исследований:

      Выезд ландшафтного дизайнера
      Топографическая съемка
      Таксационная съёмка
      Ситуационный план
      Фотосъемка
      План существующих коммуникаций
      Ветер
      Анализ почвы
      Гидрология участка
      Инвентаризация существующей растительности
      Инсоляционный анализ
      Конфигурация участка и его размер
      Местоположение дома
      Прилегающее окружение, соседние участки
      Поэтажные планы дома
      Озеленение
      Визуальное загрязнение
      Шум
Топографическая съемка участка производится с целью получения полноценной информации о рельефе местности, наличии неровностей поверхности (возвышения, склоны), болотистости и растительности. Если на участке существует высокая растительность, должна быть выполнена подеревная съемка с обозначением пород растений. Ямы, траншеи, овраги, насыпи тоже желательно отметить на плане. Их либо убирают, либо используют.
Все данные отображаются на соответствующем плане, который в дальнейшем служит основой для оценки ситуации и определения видов и последовательности земляных работ, которые входят в ландшафтное проектирование. Сюда входит оборудование дренажной системы, использование грунта, взятого в одном месте для создания разных уровней или выравнивания поверхности в другом, озеленение и прочее.
Таксационная съёмка проводится дополнительно при наличии больших лесных массивов, не требующих значительных изменений (таксация - учёт леса по материальным и качественным показателям).
Ситуационный план - это следующий этап работ, входящих в ландшафтное проектирование, он составляется на основе данных, полученных при топографической съемке. В частности, обозначается месторасположение зданий и сооружений. Поскольку обустройство подъездных путей так же входит в ландшафтный дизайн, проектирование участка должно включать схемы прилегающих территорий с обозначением инженерных коммуникаций и прочих элементов.
План имеющихся коммуникаций играет не менее важную роль. Благодаря ему разрабатывается проект прокладывания новых инженерных коммуникаций и строительства сооружений с учетом всех норм и требований. Ландшафтный дизайн, как правило, включает в себя обустройство дорожек, посадку крупномеров, заездов и прочие работы, которые осуществляются строго в соответствии с планом.

Ветер. На плане необходимо обозначить направления преобладающих ветров. Какова роза ветров, где наветренная сторона. Это особенно важно, если дом будет стоять на открытой площадке или на холме. Определяются и фиксируются стороны света. Места отдыха и площадки для детей закрывают от ветра. Для уменьшения ветра делают решетчатый (не глухой!) забор или живую изгородь.

Анализ почвы. Данная процедура так же обязательна при проектировании участка, агрохимические показатели дают возможность определить какие растения можно сажать на данном участке, поскольку озеленение является неотъемлемой частью разработки ландшафтного дизайна. Необходимо определить не только уровень кислотности почвы, но и содержание минеральных веществ, степень плодородности, механический состав. На основе полученных данных появляется возможность использовать весь грунт и полноценно воплотить в жизнь разработанный ландшафтный дизайн. Зачастую проектирование участка требует корректировки характеристик почвы, что вполне допустимо при наличии результатов анализа и гораздо проще, нежели вносить изменения в ландшафтный дизайн.

Гидрология участка - исследование грунтовых вод: годовой режим, глубина залегания, колебания уровня, заболоченность и т.п. Данный анализ очень важен и является одним из критериев отбора растений в соответствии с ландшафтным дизайном, их размещения на участке по плану проектирования. Также этот анализ необходим при капитальном строительстве, обустройстве системы дренажа, дорожек, установке фонтанов, лестниц, мостков и прочих элементов декора, которые входят в проектирование ландшафтного дизайна.

Перепись уже имеющихся насаждений обязательно входит в ландшафтное проектирование участка, поскольку эти данные позволяют оценить насколько гармонично они будут смотреться совместно с планом предстоящего озеленения. В соответствии с этим происходит сохранение, пересадка или удаление определенных видов растений.

Инсоляционный анализ - исследование участка с точки зрения освещенности разных его фрагментов в разное время суток. Необходим для разработки ландшафтного дизайна, планирования всего комплекса озеленения и благоустройства, проектирования разбития клумб и устройства газонов, организации цикла посадки растений и (работ по уходу), планирования детских площадок и зон отдыха.

Естественное освещение. Если на участке или вокруг него высокая растительность, а также различные строения, необходимо учитывать, что они будут отбрасывать тень, и это, в значительной степени, будет определять подбор растений, а также композиционную игру света и тени.

Искусственное освещение. Разрабатывается система освещения в соответствии с конфигурацией дорожек, подсвечиваются отдельные элементы ландшафта.
В теплых летних сумерках, когда воздух напоен ароматом цветов высокие фонари зальют мягким светом площадку отдыха, а направленное освещение выхватит из темноты яркие пятна цветников, создав романтическую атмосферу. Осенью подсветка продлит очарование погружающихся в темноту ярких сполохов разноцветной листвы, зимой создаст сказочную игру света на заиндевелых ветвях, а светящиеся шнуры и гирлянды создадут в саду новогоднее настроение. Хорошо продуманная система освещения позволит не только любоваться садом после наступления темноты. Она поможет легче ориентироваться в саду, осветит небезопасные в темноте ступени, переходы через ручьи, изгибы дорожек, а, кроме того, сможет отпугнуть незваных гостей. Необходимо создать различные сценарии освещения, выбрав для каждой задачи наиболее подходящий тип светильников.
На разработанной ландшафтным архитектором схеме освещения участка указываются точки установки светильников, обозначается объединение отдельных светильников в контуры и размещение выключателей контуров. Дизайнером подбираются те типы светильников, которые гармонично войдут в стилистическое решение сада и, в тоже время, будут соответствовать функциональным и техническим требованиям системы освещения.

Конфигурация участка и его размер. Участки сложной конфигурации требуют некоторых дополнительных усилий для гармонизации их пространства. На больших участках это сделать немного легче. Если участок маленький, то потребуется применение приемов для его зрительного увеличения.

Местоположение дома. Не очень удачно, если дом находится в глубине и подъезд к нему идет через весь участок. Тогда мало места остается на приватную зону. Есть ли уличные фонари рядом с участком? Какую часть сада они освещают? Светят ли в окна? Нужно ли закрывать дом от них? При проектировании необходимо предусмотреть подъезд к септику (если он есть) и пожарный подъезд к дому.

Прилегающее окружение, соседние участки. Если они уже освоены, то можно учесть их при планировке. Красивые виды желательно максимально открыть, включить их в пространство сада. Плохие виды соответственно закрыть или отвлечь от них внимание.

Поэтажные планы дома. Расположение помещений, знание того, куда выходят окна. Окна из разных комнат задают видовые точки, которые нужно будет продумывать при проектировании.
Необходима четкая постановка дома на местности. Если дом еще не построен, то нужны проект дома, чертежи фасадов, поэтажные планы. Затем определяется месторасположение будущего дома. Определяется насколько дом соответствует по масштабу участка, его архитектура, стиль, используемые материалы для отделки, цветовая палитра, стиль интерьеров. Если есть четкий стиль фасадов, то он задает стиль сада. Материалы отделки дома, основные направления в интерьере тоже влияют на ландшафт.

Озеленение. Особенно аккуратным следует быть на лесном участке. Даже небольшое нарушение сложившейся экосистемы может привести к значительным последствиям. Деревья могут начать болеть и умирать, а могут начать падать вполне здоровые.
Дендролог определит каждое дерево и оценит его с точки зрения декоративности, определит его примерный возраст, высоту, категорию состояния и даст рекомендации по дальнейшему общению с растением, определит визуальную оценку их состояния, а в редких случаях и инструментальный анализ на ветровальность, зараженность. Если же на территории не имеется растительности, клиенту предлагается каталог или журналы с фотографиями растений, возможно, клиент сам определился что хочет видеть на своем участке. На первом этапе работ по озеленению производится посадка крупных деревьев и кустарников. Одновременно может закладываться альпийская горка, создаваться водоем и т. д., Затем сажаются более мелкие древесно-кустарниковые породы, у подготовленных опор размещаются лианы, закладываются живые изгороди, планируется огород, разбиваются цветники, последним этапом работ по благоустройству и озеленению является создание газона. В зависимости от возможностей участка и характера планировки работы по озеленению могут идти как одновременно с работами по ландшафтному строительству, так и после них.
Минимальные расстояния для посадки деревьев:
от стены здания - 5 м;
от забора - 3,5-4 м;

от водопровода, канализации, электрокабеля - 1,5 м;
от подошвы откосов, террас - 1 м;
от внутренней грани подпорной стенки - 3 м;
от дорожек - 0,7 м.
Минимальны расстояния для посадки кустарников:
от стены здания, от электрокабеля - 1,5 м;
от забора, внутренней грани подпорной стенки - 1 м;
от газа, теплотрассы, дренажа - 2 м;
от подошвы откосов, террас, от дорожек - 0,5 м.

Визуальное загрязнение. Кроме положительных факторов своеобразия данного участка, могут быть и отрицательные элементы, вносящие визуальное, шумовое и другое загрязнение (трансформаторные подстанции, котельные, автострады или просто уродливые соседние дома).

Шум. Откуда и какой силы (дорога, производство, рядом участок с голосистыми детьми, шумные компании).

      Беседки, зоны отдыха переносятся от источника шума.
      Предусматривается шумозащита:
шумозащитные экраны, шумозащитная полоса из деревьев, расположенных в шахматном порядке, и кустарников, посаженных между ними или перед ними плотной стеной. В шумозащитной изгороди желательно сочетать лиственные и хвойные породы и использовать быстрорастущие растения с плотной кроной.

Альпинарии.
Существует множество видов альпинариев. Это может быть альпийская горка состоящая из террас, невысокие стенки которых выложены сухой кладкой с включением отдельных крупных валунов, на плоских поверхностях террас создаются композиции из почвопокровных многолетников, отдельных более высоких травянистых растений, миниатюрных деревьев и кустарничков. Если на участке достаточно места, можно создать имитацию горного склона, лучше всего использовать южную экспозицию естественного склона, но рельеф можно создать и искусственно. Поддержат склон крупные необтесанные неравномерно разбросанные камни, пространство между растениями заполняется более мелкими камнями и гравием. По склону можно проложить тропу, которая с одной стороны позволит насладиться филигранностью линий, разнообразием окрасок цветков и листьев рассматривая их с близкого расстояния, а с другой стороны обеспечит возможность осуществлять необходимый уход за посадками. Альпинарий можно расположить и на плоском рельефе. Композиции из карликовых видов сосен и туй, а также разнообразных видов можжевельников в сочетании с яркими пятнами цветов, посаженные среди клумбы засыпанной речным гравием выглядят ярко и выразительно, особый шарм такому цветнику придаст один или несколько камней необычной формы. Альпийскую горку лучше всего расположить на южном склоне, она должна примыкать к террасе, пруду или находится в палисаднике. Солнечные и теплые места могут перемежаться с влажными и прохладными, на горке можно оборудовать небольшой ручеек. В месте, где открывается наиболее красивый вид, можно установить садовую скамью; детально проработать планировку отдельных уголков сада – водоема, альпинария, цветников.

Водоемы.
Вода является очень важным, а порой определяющим элементом ландшафтной конструкции сада. Вариантов использования воды в ландшафтном дизайне, бесконечное множество. Водоем – это сложная инженерная конструкция, включающая специальные сооружения и приборы. Чтобы со временем в нем сформировалась устойчивая биосистема, на
и т.д.................

  • Предпроектное предложение, обследование, проработки инженерного обеспечения объекта застройки, анализ строительного участка, свойства грунта, грунтовых вод, расположение фундамента. Услуги по согласованию проектов и фасадов. Порядок и нормы согласования документов.
Стадия "Предпроектное предложение" (альбом АГР / АГО - буклет)
Предпроектные работы средняя цена:
Стоимость проектных работ по основным разделам от 1 000 м2
  • АГР – от 99 руб./м2 (Состав АГР для Москвы)
  • АГО – от 149 руб./м2, (Состав АГО для МО)
Оформление по наработкам заказчика, это эскизный проект и/или раздел проекта "АР". Подача и сопровождение до получения свидетельства об утверждении. Разработка архитектурно-градостроительного и объемно-планировочного решения.
  • Пояснительная записка с технико - экономическими показателями и обоснованиями принятых решений
  • Ситуационный план М 1:2000 с прилегающими территориями
  • Схема генерального плана М 1:500 / Транспортная схема
  • Планы / Разрезы / Фасады / Визуализация

Начало любого проекта по строительству - это комплекс мероприятий, которые направлены на соблюдением необходимых строительных и противопожарных норм. При составлении проекта, необходимо принимать во внимание все пожелания стороны заказчика, а также территориальные особенности местности, на которой предполагается проведение строительства - это предпроектная стадия.

Предпроектная стадия представляет собой оценку участка. Составляется пан изысканий, который в данном случае будут необходимы и сколько они стоят:

1) Топографическая съемка M 1:100 - 1:1000 - от 180 000 руб. Нужна для получения четкого представления о рельефе участка, в том числе растительность, имеющуюся на этой территории. Все полученные данные наносятся на топографический план, с учетом которого и проектируются дальнейшие инженерные работы;

2) Ситуационный план - от 15 000 руб. вытекает из топографической съемки. Это очень важный документ, на основе которого планируются все будущие постройки на территории, включая коммуникации;

3) Инженерно экологические изыскания для строительства - от 200 000 р. Химический анализ - глубокое изучение почвы, для выявления подходящей растительности, которая будет насаждена после завершения строительства. При необходимости, состав грунта меняется, для получения подходящих характеристик;

4) Инженерные изыскания для строительства - смета от 215 000 р. Гидрологические анализ - исследование водного обеспечения, в том числе глубина залегания грунтовых вод, уровень заболоченности почвы. Данный вид анализа также необходим для подбора растительных насаждений;

5) Техническое обследование зданий и сооружений, экспертиза конструкций - от 250 000 р. Инвентаризация - обследование всех построек, присутствующих на участке предполагаемого строительства до начала работ. На основании этих данных принимается решение о целесообразности сохранения или сноса;

6) Инсоляционный анализ - от 105 000 р. Определяет уровень освещенности территории в разное время суток. Только после подготовки всех вышеперечисленных данных и сбора необходимых документов можно приступать к эскизному проектированию (подбор цвета, 3D - модель) и т. д.

Наверное, многие обращали внимание на типовые плотные застройки коттеджей вдоль улицы, так называемые блокированные дома.

Их особенностью является единое решение планов и застройки и, как правило, единый фундамент.

Но вот небольшая ошибка в расчетах, и2-3 дома стоят, покосившись, выбиваясь из стройного ряда одинаковых по возрасту коттеджей. Такое возможно, когда свойства почвы не были проанализированы под каждым конкретным домом. Не секрет, что характеристики грунта могут существенно отличаться от свойств грунта у соседей.

Проверьте свойства грунтов

Важно детально и тщательно изучать геофизические свойства участка, на котором планируется построить дом.

Основные характеристики, на которые следует обратить внимание, следующие:

  • свойства грунта (пучинистость, непучинистость);
  • уровень протекания грунтовых вод;
  • насыщенность почвы водой и её химический состав;
  • глубина промерзания почвы.

Непременным условием исследования должны быть пробы, взятые в местах расположения углов будущего здания и его тяжелых несущих конструкций.

В свойствах грунта важны такие характеристики как пучинистость, прочность, подвижность породы. Все они определяют несущую способность грунта. В зависимости от степени несущей способности будет приниматься решение о виде фундамента и способах укрепления почвы.

Опасностью высокого залегания грунтовых вод может стать не только увеличение подвижности грунта и фундамента соответственно.

Повышенная влажность в построенном помещении и даже затопление под действием напора грунтовых вод. Поэтому решение проблемы должно идти сразу по нескольким направлениям:

  1. укрепление почвы вышеперечисленными способами;
  2. гидроизоляция фундамента (должна проводиться параллельно с теплоизоляцией);
  3. проведение мероприятий по сопротивлению фундамента напору грунтовых вод;
  4. отвод воды с помощью дренажных сооружений.

Немаловажную роль играет химический анализ грунтовых вод. Поскольку вода может быть достаточно агрессивной по отношению к материалам фундамента, зная её примеси, можно подобрать более прочный материал, нейтрализующий вредное воздействие воды на фундамент. Как вариант можно пропитать блоки фундамента специальными гидроизолирующими растворами, мастиками или использовать рулонные материалы. Однако следует помнить о свойствах некоторых из них трескаться на морозе, поэтому тщательно выбирайте гидроизоляционный материал. На этом же этапе целесообразно уделить внимание защите фундамента от коррозии.
В большинстве районов России почва обладает большой глубиной промерзания, что обусловлено не только низкими температурами зимой, но и сильной влажностью грунта и высоким залеганием грунтовых вод. Воздействие морозного пучения достаточно сильно (3-5 тонна кв. метр). Эффективным решением является заложение фундамента ниже уровня промерзания и ослабление касательных сил морозного пучения на боковые поверхности фундамента за счет армирования фундаментных столбов и расширяющейся книзу опоры.

Пучинистый грунт - это грунт подверженный пучению из-за насыщенности влагой и высокой способности её удерживать.

Такими свойствами обладает глина, грунт с примесями глины, торфа, ила и т.п.

Вода, то замерзая, то оттаивая, двигает почву и вместе с ней фундамент со стоящим на нем зданием. Другое отрицательное свойство, которое может иметь несущая основа - размываемость. Это свойство характерно для мелкопесчаной и пылевой почвы, особенно с высоким уровнем грунтовых вод. Такие почвы называются плывунами. Их несущая способность чрезвычайно низка.

В зависимости от того, насколько грунт подвижен, проблему устойчивости здания можно решить следующими способами:

  • расположение фундамента на малой глубине;
  • устройство песчаной подушки;
  • применение армирования в ленточных или столбчатых фундаментах;
  • применение сплошного фундамента;
  • применение свайного фундамента.

Непучинистые грунты с высокой несущей способностью и прочностью, такие как скальные породы, конгломерат и крупный песок не требуют дополнительного укрепления. Как правило, на таких площадках ставят мелко заглубленный ленточный или столбчатый фундаменты. Но даже здесь окончательно утверждать тип фундамента, особенно на песчаных почвах, следует только после изучения уровня грунтовых вод.

В настоящее время предпроектные проработки вариантов в сфере инженерного обеспечения застройки не предусмотрены в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере проектирования.

Единственным же документом, который соответствует Градостроительному кодексу, является проект планирования территории.

В составе него в обязательном порядке должна быть разработана схема подготовки и вертикальной планировки. Однако, практика показывает, что не уделяется достаточного количества внимания для детальной проработки схемы инженерной подготовки.

Обычно, вместо предпроектных проработок используются традиционные методы, которые никоим образом не могут обеспечить нормального использования ресурсов, таких как материальные, финансовые, временные и природные. Все это можно логические объяснить. В таких организация как правило нет квалифицированных специалистов, которые могли бы учесть все значимые факторы для выбора наиболее оптимальной схемы инженерной подготовки. А также большое значение имеет то, что инженерная подготовка является вспомогательным мероприятием по отношению ко многим решениям как в архитектуры и строительства. В результате финансы, которые затрачивает инвестор значительно увеличиваются, и все это ведет повышенному уровню финансовых рисков и угрозе репутации.

Поэтому, любой заказчик имеет право, чтобы исполнитель обеспечил разработку предпроектных вариантов, чтобы снизить уровень всех возможных рисков. Для этого необходимо принять обоснованное решения инженерного обеспечения застройки. Работы должны быть начаты после того как были определены основные параметры застройки. То есть в процессе планирования. Все это для того, чтобы заказчик на основании предпроектной проработки всегда мог выбрать наиболее оптимальный вариант.

Основными факторы, которые могут существенно повлиять на выбор того или иного варианта являются:

  1. Величина финансовых вложений, которые должны быть соотнесены со сроками выполнения.
  2. Срок, за который затраты окупятся.
  3. Требования по надежности и безопасности.
  4. Ландшафт и эстетичность прилегающей территории.

Предпроектное предложение - комплект первичных документов, дающий право пройти регламент, получить исходную, разрешительную документацию и архитектурно - планировочное задание - это предпроектное предложение.

Собранные материалы полностью характеризуют проект и формируют объективные требования дальнейшего проектирования.

Производимое заранее формирование и разработка документации предпроектного предложения - это лучший и единственный способ давать оценку и получать представление о предстоящем проектировании объекта.

Предпроектное предложение очень важно для больших объектов, так как дает возможность исключить последствия не предвидено возникающих осложнений хода дальнейшего проектирования. Предпроектное предложение является основой и дает возможность точно формировать техническое задание дальнейшей обработки планов, фасадов и разрезов всего объема выбранного проекта.

При необходимости выполнения реконструкции сооружений, вначале проводятся обследование и паспортизация имеющихся объектов и даются выводы по их состоянию. В принципе на этой, ранней стадии, определяется состояние всех конструкций, учитываются планировка, этажность, материал, определяется технологическое оборудование и архитектурные решения; все это дает полное представление о создании плана, его объеме и о внешнем виде сооружения.

Детальное уточнение и доведение до финальной фазы завершенности эскизов, в ходе проектирования, дает возможность выполнять проектные чертежи. На основании документации сформированной в предпроектном предложении проводятся переговоры с арендаторами и возможными покупателями сооружений. Подготавливая исходно разрешительную документацию, на основе имеющихся договоренностей, очень важно исключить ошибки, которые могут повлиять на увеличение потерь при последующем проектировании.

Состав документов предпродажного предложения:

  • компьютерная модель объекта и окружающей территории (формат 3D - дает возможность выводить различные ракурсы);
  • привязка существующих объектов на участке (с фотомонтажом, перспективой и аксонометрией);
  • эскизы планов, фасадов в осях, планировки и разрезов зданий;
  • документация предложений по применению материалов (с перечнем поставщиков);
  • эскизы предлагаемых фундаментов (на основе заключений «геологии»);
  • предложения по организации оптимальных инженерных сетей, в том числе отопление, водоснабжение, канализация и привязанные к данному объекту.
Предпроектное обследование объекта

Предпроектное обследование объекта - это совокупность различных мероприятий и исследований, необходимых для определения в каком состоянии эксплуатации находятся различные части объекта.

Для проведения грамотного, качественного обследования целесообразно будет воспользоваться услугами квалифицированного специалиста.

Также в процессе обследования потребуется использование специализированного оборудования. Данный вид обследования является важным подготовительным этапом в ходе составления проектной документации, необходимой для проведения ремонта или реконструкции объекта, а также в ряде других случаев. Цель предпроектного обследования объекта - определить технического состояния объекта, выявить дефекты, выяснить эксплуатационные качества и спрогнозировать поведение конструкции объекта в дальнейшем. Объем и характер работ по обследованию объекта бывает различным и зависит от поставленных задач.

Необходимость в проведении такого вида обследования может возникнуть по ряду причин:

  • объект поврежден в результате аварии, катастрофы, пожара;
  • необходим проект реконструкции;
  • отсутствует проектно - техническая документация;
  • существуют отступления от проекта, снижающие эксплуатационные качества объекта;
  • намечается проведение капитального ремонта объекта;
  • необходимо определить реальное состояние объекта в связи с его покупкой и др.

Как правило, обследование проводят в три этапа.